Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Евреи в крыму история: Евреи в Крыму — Лехаим

Евреи в Крыму — Лехаим

С 8 апреля по 12 мая мы отмечаем 70-летие осво­бождения Крыма от фашистских оккупантов. Неожиданно вернувшийся к России полуостров вернул и свой старый образ, воспетый еще Батюшковым, — светлого Элизиума, — обыгранный во множестве литературных произведений вплоть до знаменитого полуфантастического романа Василия Аксенова. Но что бы там ни писал оте­чественный классик, а полуострову островом быть заказано, и дело тут не столько в географических характеристиках, сколько в политических причинах: «екатерининские мили», щедро политые кровью, «вексельные игры» Ленина, цинично подхваченные Сталиным, этнические чистки Гитлера тому подтверждение. Крым всегда был для кого-то началом новой эры, а для кого-то — ее трагическим концом. Жизнь многочисленных крымских этносов и субэтносов в эпохи «межвременья» стиралась из памяти и являлась предметом пристального внимания историков. В эти эпохи нередко разыгрывалась и «еврейская карта», одной из которых стал, к примеру, проект «Крымской Калифорнии», оказавшийся судьбоносным для создания Государства Израиль.

[parts]
[phead][/phead]
[part]

«ХАЗАРСКАЯ» ТЕОРИЯ — ЭТО МИФОЛОГЕМА

Максим Гаммал

Историк-востоковед

Афанасий Мамедов Можно ли считать «хазарскую» версию происхождения караимского народа одной из [footnote text=’См. на эту тему: Голда Ахиезер. Потерянные колена, фарисеи и потомки хазар // Лехаим. 2007. № 4.’]основных?[/footnote]

Максим Гаммал «Хазарская» версия происхождения караимов была впервые высказана русским востоковедом Григорьевым в 1846 году в статье «Еврейские религиозные секты в России». «Тюркско-хазарская» теория происхождения караимов получает права гражданства среди собственно караимов Российской империи лишь в 1890 году, когда по инициативе сына Авраама Фирковича Зераха и, как было особо подчеркнуто, при одобрении Караимского духовного правления был выпущен «Сборник узаконений Российской империи касательно русско-подданных караимов». «Сборник» открывался статьей профессора-тюрколога Смирнова, которая представляла собой наиболее полное и логичное изложение «тюркско-хазарской» теории происхождения караимов. Последовательным сторонником этой теории был Серая Шапшал — последний официальный глава караимской общины в Российской империи. Благодаря ему «хазарская» теория происхождения караимов получает официальный статус. Так, на национальном караимском съезде в 1917 году было принято определение, что «караимы, являясь коренными обитателями Крыма, представляют собой объединенную общностью веры, крови, языка и обычаев особую народность». Караимский национализм в условиях идео­логического и юридического размежевания с еврейской общиной принял облик «научной», «тюркско-хазарской» теории. Как и любая другая национальная идея, «тюркско-хазарская» теория, будучи новой идеологией, возводила себя к «старой», «утраченной» традиции, возродить и объяснить которую удается лишь на новом витке развития знаний. На сегодняшний день не существует каких-либо серьезных доказательств хазарского происхождения караимов. Очевидно, что «хазарская» теория — это мифологема, ставшая основанием для караимского национализма.

АМ Как выстраивались отношения караимов с крымскими татарами, насколько тесной была связь с Турцией?

МГ Отношения между караимами и крымскими татарами в общем и целом были ровными. А вот связи между караимами Крыма и Турцией или, точнее, Стамбулом были весьма крепкими и многосторонними. В Стамбуле существовала караимская община, которая вплоть до середины XVI века была центром традиционной учености среди караимских общин региона. Связи между караимами Крыма и Стамбула сохраняются до потрясений начала XX века.

АМ В 1852 году отменена черта оседлости для караимов. С чем это было связано и как сказалось на караимской общине Крыма?

МГ Отмена черты оседлости в Российской империи для караимов — это лишь один из эпизодов в долгой истории взаимоотношений караимской общины и российской власти и, естественно, хороший повод подробнее рассмотреть этот вопрос. Конец XVIII века в истории Российской империи отмечен впечатляющими территориальными приобретениями. Россия в коалиции с Австрией и Пруссией участвует в разделах Речи Посполитой (1772, 1793 и 1795 годы), а в 1783 году завоевывает Крым. Изменения на политической карте Европы не обошли стороной и восточноевропейских караимов. Впервые в своей истории караимские общины Крыма, Польши и Литвы оказались в составе одного государства — Российской империи. Уже в конце правления Екатерины II караимам удается добиться значительных налоговых послаблений по сравнению с остальным еврейским населением Российской империи. И в дальнейшем власть не отступает от практики дарования льгот караимам. Финальной точкой в процессе эмансипации караимов было уравнение караимов в правах с коренным населением империи в 1863 году. Столь благосклонное отношение властей объяснялось тем, что караимы, отвергавшие Талмуд, представлялись царским чиновникам не вполне евреями или даже совсем не евреями. Более того, «ориентальный» облик караимов, как, например, и облик крымчаков, которые были тюркоязычными евреями-раввинистами, добавлял благожелательности властям, приближая караимов и крымчаков к «азиатам», далеким от отвратительного облика еврея-ашкеназа. К тому же в разоренном вой­ной Крыму, большую часть населения которого составляли крымские татары и чья лояльность империи была весьма сомнительной, купцы-караимы были ценным демографическим элементом, который следовало беречь.

АМ Как «работал» караимский капитал на рубеже ХIХ–ХХ веков?

МГ То, что караимы-предприниматели были весьма заметны в табачной промышленности Российской империи, объясняется уникальным стечением исторических обстоятельств. Во второй половине XIX века караимы начинают переселяться из мест традиционного обитания в крупные городские центры Российской империи. Миграция стала возможной благодаря отмене черты оседлости для караимов и Крымской войне, в результате которой многие караимы были вынуждены покинуть места своего традиционного обитания. В то же время в стране происходит становление промышленности в результате либеральных реформ Александра II. Караимы используют открывшиеся коммерческие перспективы. Интерес караимов к табаку неслучаен. Во второй половине XIX века население империи «подсаживается» на курение табака и табачная промышленность растет весьма быстро, так что вложение капитала в производство табака было выгодным предприятием. И именно в табачной промышленности у караимов было очевидное преимущество над конкурентами: в качестве сырья в основном использовался табак, выращенный в Турции, караимам Крыма, благодаря их традиционным коммерческим связям с Турцией и знанию языка, было проще устанавливать связи с поставщиками. В результате совпадения всех этих обстоятельств на рубеже столетий караимы контролируют до одной трети табачной промышленности Российской империи. Названия таких караимских табачных фабрик, как «Дукат» и «Ява», стали брендом.

[/part]
[phead][/phead]
[part]

СПРАВА — «ЭЛО-ИМ», СЛЕВА — «ТЕНГРИ»

Михаил Кизилов

Истoрик, гебраист

АМ Хазарский каганат окончательно распался в 60-х годах Х века. Как это сказалось на жизни еврейских общин, уже существовавших тогда в Крыму?

Михаил Кизилов К сожалению, у нас об этом практически нет никаких сведений. Вообще, вопрос о том, насколько распространен был иудаизм в Хазарском каганате, является одной из сложнейших исторических проблем: по мнению многих специалистов, это была религия кагана и его ближайшего окружения, а никак не народных масс этого государства. Поэтому вывод хазарских войск из Крыма (состоявшийся, кстати, несколько ранее, еще во второй половине IX века) особого влияния на жизнь еврейской общины не оказал. Легенды же о контактах между караимами, крымчаками и хазарами, придуманные караимской и крымчакской историографией XIX–XXI веков, увы, остаются не более чем романтическими преданиями, не имеющими отношения к реальной истории.

АМ Как складывались в Крыму отношения субботников с ашкеназами, горскими евреями, крымчаками, караимами? Почему они часто идентифицировали себя именно с караимами?

МК Относительно отношений между крымскими субботниками, крымчаками и горскими евреями нам ничего неизвестно. Если между ними и были какие-то контакты, то хоть сколько-то серьезного следа они не оставили. Отношения между субботниками и караимами были весьма неоднозначны: с одной стороны, караимским лидерам было приятно, что группа этнических русских идентифицирует себя с их движением. С другой — они опасались негативной реакции российского правительства. Причина, по которой субботники часто отождествляли себя с караимами, довольно проста: караимы были уравнены в правах с православными подданными и не подвергались антисемитским преследованиям.

АМ Как мог культ тюркского божества Тенгри проникнуть в народные религиозные практики караимов?

МК Это очередной историографический нонсенс, каковых крайне много в области крымской иудаики. Конечно, культ «тюркского божества Тенгри» в религиозную традицию караимов не проникал. «Тенгри» — это просто перевод еврейского «Б-г» (Эло-им, Ад-най, Цева-от и т. д.) на тюркские языки крымских караимов. Если вы возьмете билингвальные молитвенники караимов и крымчаков — вы увидите, что с правой (еврейской) стороны там будет написано «Эло-им», а с левой (тюркской) — «Тенгри». Никогда в религию караимов — пуритан от иудаизма — не проникали языческие обряды. Это очередное изобретение псевдонаучной постсоветской историографии — не более и не менее.

АМ Сколько людей на сегодняшний день насчитывает караимская община? Можно ли сказать, что их традиции сегодня возрождаются?

МК В Крыму сейчас около 600 караимов, во всей Восточной Европе — около 2 тыс., во всем мире — около 30 тыс. (правда, следует помнить о том, что наиболее многочисленная караимская община, проживающая в Израиле, имеет крайне мало общих точек соприкосновения с восточно-европейскими караимами). Да, в караимских общинах Крыма (особенно в Евпатории и Феодосии) сейчас можно наблюдать возрождение религиозных традиций, интереса к изучению иврита и караимского (крымско-татарского) языка, богослужениям, собственной истории и культуре. Какие формы караимский ренессанс примет в ближайшее время, покажет будущее.

[/part]
[phead][/phead]
[part]

«МЫ ИМЕЛИ ПРАВО НА СЛЕЗУ»

Геннадий Костырченко

Историк

АМ Советские евреи восприняли с невероятным воодушевлением проект «Крымская Калифорния», развернулось массовое движение за создание «Нового Израиля». Но это до второй мировой войны. Скажите, а что за проект — «крымский», с участием Михоэлса и Фефера, и какая связь между их поездкой в США в 1942 году и теми обвинениями, которые инкриминировались фигурантам по делу Еврейского антифашистского комитета?

Геннадий Костырченко Пребывание Соломона Михоэлса и Ицика Фефера в США ознаменовалось очень важным событием, роковым образом повлиявшим не только на их личные судьбы, но и на судьбы многих других членов ЕАК. Речь идет о так называемой «крымской истории», которая брала свое начало еще в первые, судьбоносные, месяцы войны, когда в ответ на трагический вызов Холокоста в головах неформальных лидеров советского еврейства стали рождаться различные проекты по его спасению, главным образом путем создания национальной автономии в европейской части СССР. Фефер впоследствии утверждал: «Примерно с 1942 года у нас в ЕАК начались разговоры о том, что все еврейские учреждения ликвидированы, даже в еврейских районах (имеется в виду весь СССР, за исключением Биробиджана.  — Г. К.), все, что было создано за 30 лет. Тогда и возник вопрос о Крыме».

АМ Какова была главная предпосылка так называемого «крымского письма», подписанного Михоэлсом, Эпштейном и [footnote text=’Молотов, посчитав «крымский проект» актуальным, посоветовал Михоэлсу, Феферу и Эпштейну: «Пишите письмо, и мы его посмотрим». Письмо о создании «Еврейской Советской Социалистической Республики» в Крыму было написано как частное обращение группы граждан 15 февраля 1944 года. Сталин к проекту отнесся негативно и поручил Кагановичу пресечь «неподобающее» поведение руководителей ЕАК.’]Фефером?[/footnote]

ГК Главной предпосылкой возникновения «крымского письма» стала гипертрофия национальных чувств евреев, порожденная в годы войны реальной угрозой их полного уничтожения, по крайней мере в Европе. Всплеск еврейского (как, впрочем, русского, украинского, татарского и другого) национального самосознания был тогда настолько силен, что многое воспринималось в ином, чем в мирное время, свете. Евреям, пережившим беспрецедентный гитлеровский террор, хотелось верить в то, что их колоссальные жертвы и страдания не напрасны и они вправе надеяться на лучшую жизнь. Один из авторов «крымского письма» Фефер гордо заявил в 1952 году на суде: «Да, вы не найдете такого народа, который столько выстрадал бы, как еврейский народ. Уничтожено 6 млн евреев из 18 млн — одна треть. Это большие жертвы. И мы имели право на слезу и боролись против фашизма».

АМ В 1920-х «Джойнт» инициировал проект создания еврейских сельскохозяйственных предприятий в Крыму, выделил кредиты на миллионы долларов. Как вел себя «Джойнт» в послевоенные месяцы, когда уже было понятно, что разговоры о еврейской респуб­лике в Крыму преждевременны, сократил ли он финансирование советским евреям?

ГК Напротив, в июле 1945 года «Джойнт» нарастил финансирование «советской программы» до 1 млн долларов. И лишь когда в ноябре 1945 года советская сторона не смогла представить доказательства возвращения евреев в Крым и стало ясно, что Кремль не пойдет на организацию там какой-либо еврейской автономии, «Джойнт», окончательно прозрев, переориентировался в оказании помощи на Украину и Белоруссию. И хотя тем самым на «крымском проекте» был поставлен крест, американо-еврейские благотворители только в 1946 году поставили в СССР гуманитарной продукции (главным образом, пенициллина) на сумму 1,5 млн долларов. Впрочем, уже в 1947 году, когда вследствие глобального политического похолодания резко ухудшились советско-американские отношения, «Джойнт» вынужден был полностью свернуть свою деятельность в СССР.

АМ Можно ли сказать, что судьба «крымского проекта» была изначально предрешена Сталиным: ведь не развались этот проект, может быть, и не было бы Государства Израиль?

ГК Сталин, никогда открыто не высказывавшийся по поводу послевоенного урегулирования международной еврейской проблемы, уже с 1941 года начал негласно склоняться к поддержке сионистского плана в Палестине. Имеются данные, что президент эмигрантского Госсовета Чехо­словакии Эдвард Бенеш, в декабре 1943 года встречавшийся в Москве со Сталиным, соответствующим образом агитировал его по просьбе Нахума Гольдмана и других сионистских лидеров. Известно также, что советский дипломат Константин Уманский, который наряду с Максимом Литвиновым и Иваном Майским довольно часто встречался тогда с Хаимом Вейцманом и другими высокопоставленными сионистами, в августе 1944 года признавался им, что Сталин «склоняется в пользу создания еврейского государства в Палестине».

[/part]
[phead][/phead]
[part]

В КРЫМУ ОПРЕДеЛИЛАСЬ СТРАТЕГИЯ ХОЛОКОСТА

Павел Полян

Историк, географ

АМ Уже в 1937 году благодаря участию «Джойнта» в Крым было переселено более 150 тыс. евреев, а потом война… Известны ли точные цифры, сколько евреев-ашкенази, горских евреев и крымчаков было уничтожено в Крыму в годы Великой Отечественной вой­ны? Какое влияние Холокост в Крыму оказал на самосознание уцелевших представителей этих групп?

Павел Полян Полагаю, данные, приведенные в энциклопедии «Холокост на территории СССР», адекватно отражают уровень наших сегодняшних знаний. Так, в статье «Крым» Михаил Тяглый не дает окончательной оценки: читатель сам должен сообразить, что в Крыму погибло наверняка не менее 30 и, скорее всего, не более 35 тыс. ашкеназских евреев, крымчаков и евреев-военнопленных. Если говорить отдельно о числе погибших крымчаков, то и здесь скудость информационной базы ощутима: из 7 тыс. крымчаков 15% было эвакуировано, и под ярмом и прицелом немецкой оккупации оказалось около 6 тыс. крымчаков. В статье того же Тяглого приводятся данные о задокументированных уничтоженных, составляющих лишь немногим больше 2500 человек. Таким образом, мы выходим на цифру в 3 или 4 тыс. убитых крымчаков как минимальную. Что же касается горских евреев, то о них и о жертвах среди них (а это около 1100 человек) писал я [footnote text=’М. Куповецкий, П. Полян. Горские евреи // Холокост на территории СССР: Энциклопедия. М.: РОССПЭН, 2009. С. 233–235.’]сам[/footnote]. Эта глава Катастрофы не ограничена Крымом, где погибло не более 20% горских евреев, убитых нацистами, но именно с Крыма — весной 1942 года — она началась: с Феодосии и Порфирьевки под Евпаторией. В горско-еврейских поселках Богдановка и Ганштаковка, что в Восточной Ставропольщине, расстрелы состоялись осенью 1942 года. Но самым большим общинам — горским евреям Нальчика и Моздока — удалось практически полностью спастись. Как видим, та разделительная моральная черта между разными контингентами с еврейской идентичностью, обреченными и не обреченными погибнуть, пролегла по Крыму более чем своеобразно. С одной стороны, даже горские евреи там сполна разделили участь ашкеназов и крымчаков. С другой — немцы практически не тронули караимов (массовые жертвы среди них не исключаются только для района Херсона, что «на материке»). По-своему это как бы подтвердило тот привилегированный статус караимов, что они имели и при царе. Как и все выжившие евреи, караимы после войны столкнулись со смершевским к себе отношением: «И как же это вы, абрамы, живые остались-то?» — но чтобы какие-то камни летели в их сторону со стороны, к примеру, тех же ашкеназов, мне неизвестно. Зато известны случаи, когда ашкеназские евреи, в отчаянных попытках спастись под ложными идентичностями, выдавали себя за караимов: в тех случаях, которые я знаю, это им не помогло.

АМ До Великой Отечественной войны Крым был известен как регион исключительно мультикультурный. Как отнеслось многонациональное население Крыма к уничтожению народов с еврейской идентичностью?

ПП После войны в Крыму смотреть на это этнодемографическое опустошение было почти некому. За военные годы Крым начисто лишился не только всех евреев, но и всех татар, немцев, части греков и болгар («советские депортации возмездия», причем хотели депортировать и караимов — всерьез, по смершевской логике). Сталин как бы продолжил, пусть и без кровожадности, и даже расширил этнодемографический эксперимент Гитлера (тот тоже смотрел на Крым как на «пряник»). Эксперимент этот продолжил и «разоблачитель» Сталина Хрущев, закрывший Крым для крымских татар и иже с ними. К воцарению самого Хрущева этническая палитра Крыма, по сравнению с довоенной ситуацией, была настолько бедной, что хочется поднапрячься и узреть тут хоть какое-то оправдание передачи этого изрядно заплесневевшего без евреев и татар полуострова-«пряника» украинцам в 1954 году.

АМ Отсутствие гетто в Крыму — его устроили, кажется, только в Ялте и на очень короткий срок — ускорило участь евреев и крымчаков?

ПП Безусловно, мало где евреи или крымчаки пережили под оккупацией больше месяца. Их квартиры представляли для оккупантов, как правило, большую ценность, чем их рабочие руки. Все же к Ялте следовало бы добавить и Джанкой. Ибо какое-то время (до первых селекций) рабочий лагерь был тем же гетто, но только в семейно-казарменном, а не в семейно-квартирном варианте. Иными словами, в Крыму определилась та же палаческая стратегия Холокоста, что во второй и последний раз была применена чуть позднее и чуть восточнее — на Северном Кавказе.

АМ В чем различия между проектом осуществления еврейской государственности в Крыму до войны и сразу после нее?

ПП Крым и Биробиджан — это суррогаты Земли обетованной и, стало быть, альтернативы главному сио­нистскому проекту — в Палестине. Поэтому главное отличие — в разном типе конкуренции с Палестиной: до войны, когда Эрец-Исраэль и не пахло, притягательная сила и конкурентная способность Крыма была повыше. После вой­ны, когда в воздухе обозначились контуры, а затем, уже на земле, и границы Государства Израиль, эта его привлекательность резко ослабла. В том же направлении — то есть против еврейской республики в Крыму — работала после опустошительной войны и «внутрисоветская конкуренция». А после антисемитского угара периода издыхающего Сталина и пущенного слуха о предстоящей тотальной еврейской депортации, такой «пряник», как Крым, отданный евреям, мог выглядеть как признание не столько немецкой, сколько советской вины перед ними, что, конечно, было неприемлемо.

 

Времена изменились, мы давно не черпаем суждений из «газет времен очаковских и покоренья Крыма», мы опутаны социальными сетями, в которых самовыражаемся до хрипоты, не замечая, как становимся порой непримиримыми к «свободной жизни». Да и многоликий полуостров Крым на этот раз не покоряли — сам пришел, как приходят старые истории, которые в силу их незавершенности нельзя ни переписать, ни сокрыть, ни забыть, можно лишь продолжить. Историю евреев в Крыму в том числе.

[/part]
[/parts]

Прежде чем Крым стал русской твердыней, он мог стать родиной евреев

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ

Прошло менее ста лет с тех пор, как Кремль рассматривал вариант с превращением полуострова в родину для евреев. Евреи жили в Крыму с древних времен, разделенные на две крупные общины: крымчаков, исповедовавших талмудистский иудаизм, и караимов, отвергавших Устную Тору. Вскоре после того, как Екатерина II в 1783 году захватила этот регион у Османской империи, она открыла его для создания еврейских поселений в надежде на то, что евреи создадут линию защиты от турок.

Джеффри Вейдлингер (Jeffrey Veidlinger)

«На пути в Севастополь, недалеко от Симферополя» — так начинается, пожалуй, самая известная советская песня на идише «Эй, Джанкое». В этой песне, названной в честь колхоза, находившегося недалеко от крымского города Джанкой, поется о якобы имевших место победах советской коллективизации 1920-х и 1930-х годов. Там говорится, что еврейские торговцы магическим образом превратились в крестьян. «Кто сказал, что еврей умеет только торговать?— поется в последнем куплете. — Ты только посмотри на Джан».

Сейчас, когда новое правительство в Киеве пытается найти точки опоры после свержения пророссийского президента Украины Виктора Януковича, российские войска оккупировали Крым во имя защиты русских и, как заявил в ООН министр иностранных дел Сергей Лавров, ведут борьбу с антисемитскими ультранационалистами. Здесь присутствует изрядная доля иронии — ведь прошло менее ста лет с тех пор, как Кремль рассматривал вариант с превращением полуострова в родину для евреев.

Евреи жили в Крыму с древних времен, разделенные на две крупные общины: крымчаков, исповедовавших талмудистский иудаизм, и караимов, отвергавших Устную Тору. Вскоре после того, как Екатерина II в 1783 году захватила этот регион у Османской империи, она открыла его для создания еврейских поселений в надежде на то, что евреи создадут линию защиты от турок. Хотя позднее евреям запретили жить в крупных городах, Крымский полуостров обещал обширные пространства и свободу предприимчивым евреям, которые стремились к новым рубежам и были готовы взять в руки лопаты.

За следующее столетие в эту часть «Новороссии» переселились десятки тысяч в основном молодых евреев. Крым стали настолько сильно отождествлять с историей российского еврейства, что еврейские активисты в Санкт-Петербурге указывали на крымских евреев в качестве аргумента в пользу раскрепощения всего еврейства в империи. В конце концов, утверждали они, евреи живут в Крыму дольше русских. (Караимский историк 19-го века Авраам Фиркович даже пытался утверждать, что караимы жили в Крыму до времен Иисуса Христа, и в доказательство подделывал надписи на могильных камнях.)

Еврейские обитатели Крыма также активно занимались важнейшим еврейским вопросом того времени — сионизмом, и к концу 19-го века полуостров стал полигоном для первопроходцев-сионистов, которые занимались сельским хозяйством еще задолго до переселения в Палестину. Иосиф Трумпельдор, известный тем, что отдал свою жизнь, защищая поселение Тель-Хай в северной Галилее, и произнес знаменитые слова «Как хорошо умереть за Родину», в свое время обучал в Крыму потенциальных мигрантов. (Одно поселение в Крыму в его честь получило название Тель-Хай.)

В начале 1920-х годов советское правительство вновь обратило внимание на Крымский полуостров. Обеспокоенное антикоммунистическими настроениями крымских татар, украинцев и немцев, составлявших основную часть населения Крыма, руководство в Москве старалось добиться лояльности от новых еврейских поселенцев, давая им землю и обещая автономию на богатом в аграрном отношении полуострове. Когда американский агроном и общественный деятель Джозеф Розен (Joseph A. Rosen) предложил через Объединенный распределительный комитет «Джойнт» оказывать финансовую помощь в переселении в Крым евреям, ставшим жертвами погромов, Кремль с готовностью ухватился за это предложение. В 1923 году Политбюро приняло предложение о создании в Крыму еврейского автономного округа, но спустя несколько месяцев отменило свое решение.

Читайте также: Майдану предстоит бороться за безопасность меньшинств

Тем не менее, с 1924 по 1938 годы Объединенный распределительный комитет через свой филиал «Американо-еврейская совместная сельскохозяйственная корпорация» и при финансовой поддержке американских евреев-филантропов, таких как Джулиус Розенвальд (Julius Rosenwald), поддерживал еврейские сельскохозяйственные поселения в советском Крыму. За несколько лет там возникли многочисленные еврейские колхозы и даже целые еврейские районы. Мечта о создании в Крыму еврейской республики жила до тех пор, пока в июне 1941 года нацистская Германия не напала на Советский Союз. Большинство еврейских колонистов бежали из Крыма на восток, скрываясь от военной опасности. Уходили целыми колхозами, перемещаясь колоннами прямо перед наступавшими немецкими войсками — до Казахстана и Узбекистана.

Там евреи воссоздали свои колхозы, а многие пошли в Красную Армию сражаться с фашистами. Во время войны Сталин отправил в США и в другие страны антигитлеровской коалиции двоих представителей нового Антифашистского еврейского комитета — игравшего на идише актера Соломона Михоэлса и поэта Ицика Фефера, поставив им задачу добиться поддержки советским военным усилиям среди евреев Запада. Находясь в Нью-Йорке, Михоэлс и Фефер встретились с представителями «Джойнта», которые рассказали им, что возобновят помощь еврейским колониям в Крыму, когда полуостров будет освобожден от фашистов.

В 1944 году Красная Армия разгромила фашистов в Крыму. Сталин приказал депортировать примерно 180 000 крымских татар за то, что они якобы сотрудничали с врагом. Советские военные приказали татарским семьям собрать вещи из расчета 80 килограммов, и сесть в железнодорожные составы, уходившие из Крыма. Вскоре после этого в Крым с востока вернулись десятки тысяч евреев, которые вновь поселились в тех колониях, которые были вынуждены оставить.

В обстановке этого хаоса Михоэлс и Фефер встретились с советским министром иностранных дел Вячеславом Молотовым, чтобы обсудить идею о создании в Крыму родины для евреев. Казалось, Молотов отнесся к этому с симпатией и поддержал такой замысел. Сталин назначил его в мае 1939 года взамен Максима Литвинова, которого из-за его еврейских корней было неудобно назначать главой делегации на предстоящие переговоры с нацистской Германией. Спустя три месяца Молотов подписал пакт о ненападении, позволивший Германии напасть на Польшу, что положило начало Второй мировой войне. Однако Молотов испытывал неприязнь к евреям. Его жена Полина Жемчужина была из еврейской семьи с юга Украины, и у нее была сестра, которая эмигрировала в Палестину. Михоэлс и Фефер ушли с той встречи, будучи уверенными в том, что Молотов поддержит их план и направит докладную записку Сталину с изложением поступившего ему предложения.

Но вместо этого Сталин использовал эту идею о Крыме в качестве предлога для начала крупного наступления на советское еврейство. В ноябре 1947 года ООН проголосовала за создание государства Израиль, в связи с чем еврейское образование в Крыму стало ненужным. Решение ООН усилило подозрения Сталина в том, что евреи добиваются национальной самостоятельности. Вечером 12 января 1948 года Михоэлса по приказу Сталина расстреляли, и это стало началом сталинской кампании против евреев. В последующие 13 месяцев были арестованы Фефер, Жемчужина и многие другие члены Антифашистского еврейского комитета. Жемчужину отправили в ссылку в Казахстан. 15 человек предстали перед закрытым судом по обвинению в тайном сговоре с США с целью создания еврейской республики в Крыму.

12 августа 1952 года 13 обвиняемых, включая Фефера, известных писателей Давида Бергельсона, Давида Гофштейна, Лейба Квитко, Переца Маркиша и игравшего на идише актера Вениамина Зускина, были расстреляны в застенках Лубянки. Спустя два года Кремль решил судьбу Крыма, передав его под административное управление Украинской Советской Социалистической Республики.

***

С 2002 по 2010 годы я много раз бывал в маленьких городах Украины в составе группы специалистов, проводивших интервью с пожилыми евреями по вопросам устной истории на идише и по лингвистике. Некоторые из наших собеседников провели свою молодость в номинально автономных еврейских районах Крыма. Все они знали слова песни «На пути в Севастополь».

В одном из куплетов этой песни поется: «У моего брата Абраши трактор гудит как паровоз, тетя Лея — на косилке, а Бейла — на молотилке. Эх, Джанкой!» Это был символ прогресса в революционную эпоху. Но в песне нет ни единого слова о том, как 25 000 солдат Красной Армии и заводских рабочих загоняли сельских жителей в колхозы, расстреливая и арестовывая тех, кто сопротивлялся. Примерно 15 000 семей были отправлены в «спецпоселения» на советский восток, а тысячи людей были расстреляны на месте.

Те, с кем мы беседовали, предпочитали вспоминать Крым так, как об этом поется в песне — как еврейскую утопию. Они с теплотой рассказывали о том, как изучали в школе идиш, а также математику, историю, марксизм-ленинизм и методы ведения сельского хозяйства — все на идише. Они также вспоминали вечера в крымских государственных театрах, где спектакли давали на идише. Другие подчеркивали, как хорошо жили евреи вместе с русскими, украинцами, татарами-мусульманами и немцами.

Например, когда мы в 2002 году беседовали с Татьяной Марининой, она рассказала нам о переезде своей семьи в 1931 году в колхоз имени Луначарского, названного именем первого советского комиссара просвещения. Маринина с теплотой вспоминала коров, лошадей, овец и виноградники. Она рассказывала, как ее мать-ударница (так в СССР называли работников, перевыполнявших план) работала на хлопковых полях, вспоминала о дружественных отношениях между евреями из колхоза и этническими немцами, жившими в соседних деревнях, а также между представителями самых разных религиозных верований и конфессий, для которых Крым стал родным домом. Школа на идише была закрыта к тому времени как ее младшая сестра Софья Палатникова начала учебу. Палатникова рассказала, что учиться она начала в русской школе в соседней татарской деревне.

Многие люди из числа тех, с кем мы беседовали, вспоминали трактора и сельскохозяйственную технику, которую еврейским поселенцам посылали американские еврейские благотворительные организации. Зорех Курляндчик, с которым мы разговаривали в 2003 году, рассказал нам о колхозе, где он жил всего три года в начале 1930-х годов. «Первый комбайн был в еврейском колхозе, — похвастался он. — Татары приходили и дивились на него».

Названия сельскохозяйственных поселений, созданных в то десятилетие, отражают оптимизм эпохи и многонациональный состав общин: Фрайлебн (в переводе с идиша «Свободная жизнь»), Фрайдорф («Свободная деревня»), Идендорф («Еврейская деревня»), Ахдут (в переводе с иврита «Единство»), Ецирах («Созидание»), Херут («Свобода») и русское слово «Победа».

Сегодня в Крыму проживает примерно 17 000 евреев. Одна из немногих оставшихся синагог (в Симферополе) на прошлой неделе подверглась нападению вандалов, которые написали на воротах «Смерть евреям» и нарисовали свастику. А сейчас на пути в Севастополь, недалеко от Симферополя стоят российские танки, а ездившие когда-то по этой дороге еврейские трактора превратились в слабые воспоминания.

Крымскую еврейскую общину охватили опасения — Еврейский мир

СИМФЕРОПОЛЬ – Стены синагоги Нер Тамид, в конце длинной извилистой улицы, ведущей от площади Ленина в Симферополе, столице Крыма, увешаны фотографиями из жизни из малого сообщества. Ханукальные вечеринки, пасхальные седеры, бар-мицвы, свадьбы, наполненные счастливыми улыбающимися лицами родителей и детей.

  • Израиль сделал первое заявление по Украине
  • Может ли новая сделка решить крымский кризис?
  • Депутат от Украины: Израиль мог бы сделать больше
  • Дипломаты: ООН обсуждает резолюцию по Украине
  • Евреи, которые сказали «нет» Путину
  • «Российские претензии к украинскому антисемитизму необоснованны» Принимает пророссийскую Конституцию
  • Россия, Украина, Израиль и Катастрофа
  • Никто не хочет войны, но Киев наносит ответный удар
  • В общем, я болею за Путина в Украине

Атмосфера в синагоге во время вечерней пятничной молитвы была совсем другой. Пришло только семеро взрослых, которые усталыми голосами распевали молитвы. Раввин Миша Капустин, самый молодой мужчина в зале, попытался развеять уныние, когда в конце спел «Шалом алейхем», сделал кидуш на виноградном соке и благословение на хале. Один из прихожан цинично пошутил, что уже купил «билеты в Израиль».

Президент России Владимир Путин и кремлевская пропагандистская машина заявляют, что Украину захлестнула волна антисемитизма и ксенофобии. Несмотря на официальную версию о том, что тысячи российских военнослужащих, оккупировавших Крымский полуостров за последние 10 дней, на самом деле являются «местными отрядами самообороны», сообщение состоит в том, что Россия находится там для защиты групп меньшинств в Крыму и других частях Украины. . Но вряд ли присутствие солдат вселило уверенность в членов еврейской общины.

Убить жидов

Полторы недели назад, в 4 часа утра в пятницу, как раз когда российские солдаты занимали позиции по всему полуострову, к дверям синагоги подошел человек с рюкзаком и нарисовал из баллончика большую свастику и слова «Бей жидов (евреев)». Его засняла камера видеонаблюдения, однако его личность пока не установлена.

«Люди не слоняются по этому району в этот час, — говорит раввин Капустин, — и это был не какой-то случайный пьяный, действовавший спонтанно. Это был человек, который приехал со спреем в рюкзаке и заранее спланировал это .»

Пока, по его словам, полиция не торопится проводить расследование, а граффити все еще на двери. Капустин не исключает, что это было сделано пророссийским агентом, стремящимся очернить украинское правительство.

На улицах Симферополя широко распространена громкая поддержка российской оккупации, в то время как проукраинские демонстранты, пытавшиеся протестовать в последние дни, в большинстве случаев подвергались жестоким нападениям и изгнанию. Несмотря на это, раввин Капустин открыто носит значок на лацкане с украинским и израильским флагами — смелый поступок в наши дни — и опубликовал в Интернете открытое письмо, призывающее мир выступить против российского вторжения.

«Раньше я не чувствовал никакого антисемитизма в Крыму», — говорит молодой раввин, рукоположенный Колледжем Лео Бека в Лондоне. «Сейчас меня атакуют на крымских сайтах, которые указывают, что я еврей. Внезапно возникает ощущение, что мы сидим на бочке с порохом в окружении огня».

Не все местные евреи согласны с Капустиным. Президент его Симферопольской прогрессивной еврейской общины Анатолий Гендин говорит, что он родился в России, «и меня устраивает, что я снова в составе России. Никакого антисемитизма в Крыму я не чувствую, вообще ничего, вплоть до вандализма наша синагога».

«Это потому, что вы не пользуетесь общественным транспортом», — отвечает его друг Борис Берлин. «Сядьте на автобус, как я, и вы услышите, как люди говорят о евреях». Берлин не планирует голосовать на референдуме в следующее воскресенье, призванном подтвердить решение местного парламента об объединении с Россией. «Раньше я работал здесь в избирательной комиссии, — говорит Берлин, инженер-компьютерщик. «Это цирк, а не демократия».

Крымские татары

Еврейская община Крыма насчитывает около 15 000 человек при двухмиллионном населении. Наиболее значительной группой меньшинств являются крымские татары, насчитывающие около 300 000 человек. Это потомки татар, депортированных 70 лет назад Иосифом Сталиным, который обвинил их в сотрудничестве с нацистской Германией во время ее двухлетней оккупации Крыма.

Татары подавляющим большинством выступают против российской аннексии. Бахчисарай, город недалеко от Симферополя с татарским большинством, является одним из немногих мест в Крыму, где люди вывешивают украинский флаг над своими домами и автомобилями, несмотря на большое присутствие российских солдат, осаждающих близлежащую базу украинской армии.

Десятки молодых татар стоят у Большой Ханской мечети (построена в 1532 году) по окончании пятничной молитвы и говорят о политике. «Нам очень тяжело то, что сейчас происходит», — говорит Мемет Билалов. Как и другие молодые татары, он родился в ссылке в далеком Узбекистане, вернувшись на родину в 1990-е годы после распада СССР. «Я не буду голосовать на референдуме. Понятно, что это ничего не изменит. Между Россией и США существует напряженность, и мы застряли посередине».

«Крым имеет историю сосуществования», — говорит его друг Фазиль Амзаев. «Проблемы всегда приносят извне. Путин не должен вмешиваться сюда. Мы видели, как в России относятся к мусульманам, и это далеко не воодушевляет. Мы против насилия, но готовы защитить наши семьи, если на нас нападут. отсюда больше не уедешь».

Атмосфера сосуществования ощущается во всем городе. Напротив старой мечети беспрепятственно работает винный магазин, а алкоголь подают в местных ресторанах, где русские и татарские семьи сидят бок о бок, наслаждаясь традиционными татарскими блюдами. Но скрытые элементы пытаются посеять раздор. На прошлой неделе кто-то нацарапал знаки «Х» на татарских домах в Бахчисарае — напоминание о знаках, которыми сталинская охранка 70 лет назад выделяла татар перед большой депортацией.

Айдар Асанов, 86 лет, серебряный мастер, до сих пор работающий в небольшом центре татарской культуры, хорошо помнит тот день, когда он был вынужден уехать с семьей в «место, где ничего не растет, за тысячи километров. двадцать минут, чтобы сесть в грузовики, и угрожал расстрелять нас. Нас легко депортировали. Мы были всего лишь детьми, женщинами и стариками. Мужчины все были на фронте, воевали в Красной Армии. Теперь, когда я вижу, Сюда снова идут русские солдаты и вмешивается Кремль, я чувствую, что уже 1944».

Раввин Миша Капустин (слева) и Анатолий Гендин в синагоге «Нер Тамид» в Крыму этнической и языковой общности.До Великой Отечественной войны крымчаки проживали в основном на Крымском полуострове.До русского вторжения 1783 г. они называли себя Иегуди (еврей) или срэл балалары (сыны Израиля).Только в относительно поздний период — в конце 19 –начало 20 -го века – стали называть себя Кирымчах от русского Крымчак. Название крымчаков (крымские евреи) впервые появилось в официальных русских источниках в 1859 г. Очевидно, этот термин был придуман для того, чтобы отличить евреев-раббанитов в Крыму от *караимов, живших в том же районе, а также от *ашкеназов. евреев, переселившихся туда. В документах, изданных крымскими правителями до захвата полуострова Россией, члены общины именовались yehudiler , то есть евреи, так называли и караимов. Ни документы европейских колоний в Крыму, ни письма европейских путешественников, посетивших этот регион в средние века, не различали их. Крымские татары называли крымчаков в просторечии зулуфлю чуфутлар (евреи с ушами), а караимов — зулуфсуз чуфутлар (евреи без ушных раковин). Крымчакский язык родственен крымскотатарским языкам.

Демография

В 14 –16 вв. евреи-раббаниты имели свой главный центр в городе Каффа, ныне Феодосия. Однако уже к концу XVIII -го -го века большинство евреев проживало в Карасу-Базаре, ныне Белогорске, который оставался главным центром крымчаков до середины 1920-х годов, когда большинство из них перебралось в Симферополь. .

По данным переписи, проведенной тюрками в период правления султана Сулеймана I (1520–66), 9В Каффе проживало 2 еврейские семьи и один единственный еврей, что по демографическим представлениям того времени означало в общей сложности около 460 человек. Общая численность крымчаков в то время составляла 500–700 человек.

В 1847 г. население раббанитов в Крыму насчитывало 2837 человек, большинство из которых составляли крымчаки. По переписи 1897 г. в Крыму насчитывалось 3345 крымчаков.

С конца 19 века крымчаки, ранее проживавшие в Карасу-Базаре, стали переселяться в другие города Крыма. Небольшое количество людей могло переселиться в Эрец-Исраэль в конце 19 века.-й век или начало 20 -го -го века.

К 1912 году число крымчаков достигло 7500 человек; 2487 из них жили в Карасу-Базаре, примерно столько же в Симферополе, 750 в Феодосии, 500 в Керчи, 400 в Севастополе, а остальные были разбросаны по 28 другим городам Крыма и Кавказа.

Советская перепись 1926 г. показала уменьшение численности по всей стране: теперь на 42 000 евреев (без караимов) насчитывалось 6383 крымчака. Число евреев в Крыму выросло в 19с 39 до 47 387 (8% всего населения), и можно предположить, что численность крымчаков увеличилась лишь незначительно. Уменьшение численности крымчаков произошло из-за Гражданской войны и голода 1921–1922 годов, приведшего к гибели 700 членов общины; около 200 членов иммигрировали в Палестину и 400 — в США. По переписи 1926 г. 98,4% крымчаков проживали в городах, а 74,1% объявили крымчакский язык своим родным языком. Симферополь был теперь их главным центром, где проживало около 2500 человек.

До нападения Германии на СССР в 1941 году крымчаков насчитывалось около 9000 человек. Большинство погибло во время нацистской оккупации своих регионов в 1941–42 гг. В 1948 г. во всем Крыму можно было встретить всего 700–750 крымчаков. После Второй мировой войны по всему Советскому Союзу в живых осталось не более 1000–1500 человек. Нацисты уничтожили около 75 процентов населения; около 1000 проживало в Палестине и США

Согласно советской переписи 1959 г., только 189 из 1500 крымчаков заявили крымчак родной язык. В 1970–1980-е годы численность крымчаков, по имеющимся данным, сократилась не менее чем на 15 процентов, сократившись до 900 человек. Однако по другим оценкам, в 1982 году их численность составляла около 2000 человек. Тем не менее остатки общины быстро ассимилировались среди окружающее русское и украинское население.

В конце 19 и начале 20 века крымчаки в Эрец Исраэль переняли сефардский молитвенный обряд. Синагога крымчаков существовала в Тель-Авиве до 19 в.81. В Израиле крымчакское население смешалось с другими еврейскими поселенцами и не образовало отдельной общины. Те, кто иммигрировал в США, ассимилировались с евреями-ашкеназами и не сохранили отдельной идентичности.

Хотя уже в 13 вв. часть крымских евреев говорила по-турецки, а окончательная кристаллизация крымчаков в отдельную этноязыковую группу произошла в 14 –16 вв. историки, в том числе Симон *Дубнов, считали, что крымчакская община произошла от древнего крымского еврейства.

История

босфорский период

Появление евреев в Крыму связано с греческой колонизацией берегов Черного моря во II–I вв. до н.э. хотя возможно, что они попали в Крым с Кавказа через Таманский полуостров уже во времена ассирийско-вавилонского нашествия (7–6 вв. до н. э.).

Первые упоминания о крымских евреях относятся к 1 гг. н.э. Они встречаются в документах об освобождении рабов их владельцами-евреями и эпитафиях, обнаруженных в основном в юго-восточной части Крыма и на Таманском полуострове.

В документах, касающихся рабов, упоминаются наложенные на них обязательства регулярно посещать синагогу под надзором еврейской общины. Таким образом, эллинизированные еврейские общины Боспорского царства, никогда не страдавшие от гонений и каких бы то ни было ограничений, росли – благодаря обращению освобожденных рабов в иудаизм. Более того, так называемые Sebomenoi , неевреи, частично соблюдающие еврейские законы, также стремились присоединиться к еврейским общинам. На строительстве синагоги в Пантикапее, ныне Керчь, найдена надпись IV века.

О занятиях крымских евреев того периода известно мало. Должно быть, они занимались в основном торговлей и ремеслами. Евреи также занимали государственные должности и служили в армии, о чем свидетельствует надгробие I века, найденное в Тамани. Надгробия третьего и четвертого веков сохраняют, помимо греческих надписей, еврейскую надпись, а также еврейские имена и символы.

Во втором и третьем веках евреи расселились по южному берегу Крыма. В 300 г. евреи упоминаются в Херсоне, на юго-западе Крыма, в связи с восстанием местного населения, протестовавшего против введения христианства.

В конце четвертого века *Иероним писал о евреях Боспорского царства. Традиционно в их число входили потомки семей, изгнанных ассирийцами и вавилонянами, а также пленных воинов Бар-Кохбы.

Нашествие гуннов в 370-х годах разрушило Боспорское царство, и на его руинах возникло другое государство – Алан-Гунское, прекратившее свое существование в начале шестого века. Эти события способствовали дальнейшей деэллинизации крымских евреев, о чем свидетельствуют надгробия того периода, как правило, без надписей имен, но с еврейскими символами, такими как семисвечник.

В начале шестого века на территорию вторглась Византийская империя, и византийские летописцы упоминают евреев в этом районе. В Таманской области раскопаны еврейские надгробия шестого-восьмого веков.

хазарский период

В середине седьмого века *Хазары занимали большую часть территории Крыма.

Еврейское население могло сыграть решающую роль в процессе становления иудаизма среди хазар, принявших иудаизм в качестве своей религии в конце VIII – начале IX века.

Еврейское население также росло за счет притока еврейских беженцев, прибывающих в основном из Византийской империи, где евреи периодически подвергались гонениям (843, 873–874 и 943). На иудаизм в Крыму большое влияние оказали еврейские беженцы из Византийской империи и постоянные контакты с византийскими евреями. Под этим влиянием был разработан так называемый крымский обряд. Самая древняя из всех известных синагог на территории России была построена в 909 году в Каффе (Феодосии). В нескольких источниках упоминаются авторы религиозных гимнов (* piyyutim ) в этом регионе, например, Авраам бен Симха ха-Сефаради (умер в 1027 г. ). Обработка шелка, крашение тканей и торговля были основными занятиями евреев.

С середины IX века власть хазар в Крыму ослабла в результате нашествий, а также возобновившихся войн с Византией. В 940–41 Киевское княжество по наущению византийцев вело войну против Хазарского государства, в результате чего хазары одержали победу, отвоевав южную и юго-западную части Крыма вплоть до Херсона. Попытки Византийской церкви обратить крымских евреев в христианство не увенчались успехом.

Хазарский правитель Иосиф писал *Хисдаю ибн Шапруту примерно в 960 г., что он управляет многими другими областями, кроме 12 поселений в Крыму и на Тамани. Наиболее многочисленными еврейскими общинами того времени были города Самкуш или Самкерш (Тмутаракань), Мангуп (Дорос) и Судак. Крупные еврейские общины были известны в городах Солхат (ныне Старый Крын), Каффе (ныне Феодосия) и Херсоне, где уже в 861 году Кирилл, проповедник христианства, нашел давнюю еврейскую общину, включавшую хазар, обращенных в иудаизм. Упадок Хазарского царства начался после победы князя Святослава над хазарами в 9 г.65.

В 1096 году византийский император Алексей I приказал изгнать всех евреев из Херсона и конфисковать их имущество. Ссыльные из Херсона должны были осесть в тех районах Крыма, куда не дошли византийцы. Однако 60-70 лет спустя евреи все еще жили и в византийской части, поскольку Вениамин Тудельский в 1160-х годах сообщал о существовании общины евреев-раббанитов в городе Согдия (ныне Судак), который был значительным крымским портом. . В то время евреи Крыма составляли провинциальную часть романиотской общины, члены которой говорили по-гречески.

Хазары, соблюдающие иудаизм, должно быть, ассимилировались среди еврейского населения Крыма. Некоторые из евреев-иммигрантов были караимами. Примерно в 1175 году путешественник Петахия из Регенсбурга подтвердил существование еврейских групп в районе Азовского моря, чьи обычаи были идентичны обычаям караимов. Евреи Крыма продолжали поддерживать связь с евреями Византийской империи и исламских стран.

татарский период

В 1239 году степную территорию Крыма заняли татары и монголы. Вдоль южного побережья закрепились колонии Генуи. Благодаря генуэзским колониям Крым стал важным торговым центром, привлекавшим многочисленных еврейских эмигрантов из стран Востока (Персия, Малая Азия, Египет), а также с Запада (Италия, а затем и Испания).

Экономический расцвет еврейских общин способствовал их культурному развитию. Se at Emet («Язык истины»), рационалистический комментарий к Пятикнижию Авраама Кирими (т.е. Крыма), написанный в 1315 году, является первым известным оригинальным произведением крымского еврея. Несколько источников указывают на город Солхат (где родился и жил Кирими) как на важный центр еврейского рационализма того времени.

Начиная с 14 века караимские общины были сосредоточены в Чуфут-Кале и на Мангупе. Большинство евреев-раббанитов поселились в Солхате, а затем в Карасу-Базаре. Однако Каффа была крупнейшей еврейской общиной в Крыму, в которой проживали как евреи-раббаниты, так и евреи-караимы.

Генуэзские власти стремились снизить напряженность между различными этническими и религиозными группами в своих колониях, связанную, в частности, с насильственным обращением евреев в христианство и разграблением имущества. В 1449 г. они издали указ для причерноморских колоний, в котором было подтверждено право всех народов и групп, в том числе и евреев, соблюдать свою религию. Более поздние декреты генуэзцев предписывали евреям быть свободными от вмешательства в их дела, так что евреи пользовались свободой до завоевания Каффы турецкими войсками в 1475 г.

Еще до 1475 г. некоторые каффские евреи установили связи с двором крымских ханов в Солхате. Один из этих евреев, купец Хозя Кокос, был посредником в 1472–1486 годах в переговорах между великим князем московским Иваном III и крымским ханом Менгли-Гиреем, причем часть переписки велась на иврите.

Столетия татарского владычества привели к значительной ориентализации крымских евреев: они в значительной степени переняли язык, обычаи и нравы татар-мусульман. Уже в 13 -й век некоторые крымские евреи говорили по-турецки. Библия была переведена на крымчак. Упадок торговли привел к увеличению доли ремесел и земледелия в занятиях крымских евреев. Многие евреи Мангупа и Чуфут-Кале занимались дублением кожи, горным огородничеством и виноградарством. Еврейские купцы получали от правителя полномочия на защиту себя и своего имущества от посягательств местных феодалов.

На протяжении всей своей истории крымчаки поглощали евреев, выходцев из других общин: Византии, Вавилонии и Хазарского царства, Италии и Кавказа, а также евреев-ашкеназов, привезенных в Крым в качестве пленников татар или бежавших из погромы, а затем переехал в Крым по экономическим причинам.

До завоевания Крыма Россией все евреи-раббаниты в Крыму слились с крымчакской общиной, и только в 19 – начале 20 века образовалась отдельная ашкеназская община. Результатом слияния различных общин стал особый молитвенный обряд, вобравший в себя элементы разных общин ( минхаг каффа ). На крымчакскую традицию оказали влияние различные направления еврейского мистицизма: *хасидеи ашкеназ, каббала Зогара, Исаака *Лурия и особенно практическая каббала. Раввин Моисей бен Яков, приехавший в Крым из Киева, примирил разные традиции и разработал единый обряд составления молитвенника Махзор Минхаг Каффа ; он также установил правила для руководства общественной жизнью.

русский период

Успешная борьба караимов за освобождение от антиеврейских законов Российской империи и их переселение из полуразрушенных городов-крепостей в другие районы Крыма по экономическим причинам привели к полному разрыву отношений между караимами и крымчаками.

С 1866 по 1899 г. Хаим Езекия *Медини (родился в Иерусалиме в 1832 г., умер в 19 г.04) был главным раввином Карасу-Базара. Он поднял духовный и культурный уровень крымчаков, усилив влияние сефардов. Он внес изменения в обычаи общины и основал несколько школ и ешиву.

В своем монументальном многотомнике Сэдей Хемед Медини подробно описал крымчакские традиции и разработал собственные правила (* takkanot ). В 1899 году Медини вернулся в Эрец-Исраэль, чтобы издавать религиозную литературу с переводами на крымчакский язык.

Многоженство у крымчаков исчезло в начале 19 го века. Девочки выходили замуж в раннем возрасте, и были разрешены браки между близкими родственниками, такими как дядя и его племянница. Вдовы никогда не могли выйти замуж повторно, потому что муж и жена считались неразлучными и после смерти.

Повседневная жизнь крымчаков находилась под влиянием крымских татар. Патриархальный характер семьи сохранялся до конца 19 гг. Большое значение придавалось практике добрых дел. Они широко занимались благотворительностью, заботясь о вдовах и сиротах; среди них не было нищих, а дрова, муку и свечи бедняки получали за счет общины.

В 19 веке крымчаки жили небольшими бедными общинами, почти не тронутыми европейским просвещением. Большинство из них были ремесленниками, меньшинство занималось земледелием, садоводством и виноградарством, и лишь немногие занимались торговлей.

В 1840 г. крымчаки основали земледельческое поселение Рогатликой, насчитывавшее 140 жителей. Однако в 1859 году крымчакские крестьяне получили статус мещан города Карасу-Базара, а их земли были переданы русским христианским поселенцам. Граф А. Строганов, новороссийский генерал-губернатор, ходатайствовал за евреев, желавших приобрести недвижимость в Крыму, в результате чего передаточный указ не был утвержден царским правительством в 1861 г. Отношение российских властей к » Талмудические евреи» в Крыму были относительно благоприятными: община пользовалась рядом привилегий в области налогообложения и воинской повинности.

Крымчаки создали богатый фольклор: сборники легенд, песен, загадок и пословиц, написанных от руки еврейскими буквами и передававшихся из поколения в поколение. Образцы их фольклора были опубликованы в оригинале с переводами на русский язык, идиш и иврит. Литература на крымчакском языке состояла, кроме фольклора, в основном из переводов религиозных текстов.

Втянутые в русскую культуру с начала 20 го века, часть крымчаков участвовала в революционных движениях, а значительная их часть присоединилась к сионистским организациям.

После революции 1917 года крымчаки подверглись тем же социальным и демографическим процессам, что и все другие еврейские этнические и языковые группы. Значительный рост их образовательного уровня привел к упадку повседневной традиционной жизни. Многие крымчаки, получившие профессиональное образование медиков, инженеров, учителей, разорвали связи с родной общиной.

Немецкая оккупация Крыма началась с города Перекоп 30, 19 октября41 и завершилась 16 ноября взятием Керчи. Севастополь находился в немецкой осаде до 3 июля 1942 года. Хотя 50% крымских евреев удалось эвакуироваться, можно предположить, что бегство крымчаков было меньше. Айнзатцгруппа D разместила свой штаб в Симферополе 12 ноября 1941 года, предварительно обратившись в Главное управление имперской безопасности в Берлине за указаниями, как обращаться с крымчаками.

Ответом было включить их, как и всех евреев, в «окончательное решение». То есть они должны быть уничтожены вместе с остальным еврейским населением.

За основной период расстрелов подразделениями айнзатцгруппы д с 16 ноября по 15 декабря 1941 г. они сообщили об убийстве 17 645 евреев и 2 504 крымчаков. Эти цифры не являются окончательными, потому что на тех, кто скрывался, охотились, и многие были пойманы и казнены. Среди них пытались скрыться крымчаки, говорившие на одном языке с коренными татарами. Но так как татары сотрудничали с немцами, евреев доносили и сдавали убийцам. Около 1500 крымчаков из Симферополя были расстреляны 9 декабря.возле села Мазанка. Крымчаки Феодосии были среди 1052 евреев, встретивших свою смерть 15 декабря, 7000 евреев Керчи, включая крымчаков, были убиты 1–3 декабря 1941 года, крымчаки Карасу-Базара встретили свою смерть 15 ноября. ; 90 крымчаков Бахчисарая были убиты 13 декабря 1941 г., а около 1052 евреев, в том числе крымчаки, из Феодосии были убиты 17 ноября 1941 г.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *