Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Фасады музеев москвы: Образцовые фасады: маршруты для прогулок по отреставрированной Москве

Образцовые фасады: маршруты для прогулок по отреставрированной Москве

  • ForbesLife
Дом Наркомфина (Фото Агентство «Москва»)Forbes Life сделал подборку из нескольких адресов, куда стоит заглянуть во время прогулок по старой Москве. Там, где еще недавно стояли строительные заборы, теперь свежевыкрашенные, отремонтированные фасады старинных особняков

Агентство «Москва»

Музей Павла и Сергея Третьяковых

Музей в историческом особняке, где родились и провели первые годы жизни основатели Третьяковской галереи братья Третьяковы, открылся для публики в конце января. После революции 1917 года дом, как и другое имущество Третьяковых, был национализирован, здание поделили на коммуналки. В начале 1990-х дому присвоили статус памятника истории и культуры регионального значения. Сегодня, благодаря усилиям реставраторов, это здание — образец московской архитектуры второй трети XIX столетия — выглядит таким, каким оно было при Третьяковых.

На первом этаже в виде мультимедийных инсталляций разместили архивные материалы, связанные с семьей Третьяковых. Наверху разместилась экспозиция с подлинными предметами. В музыкальной гостиной демонстрируются живописные произведения из коллекций братьев. Собрание Павла представлено работами XVIII–XIX веков из фондов Третьяковской галереи. Сергей же собирал западноевропейскую живопись, которая в советское время была передана из Третьяковки в Эрмитаж и ГМИИ им. А. С. Пушкина (барбизонцев предоставил на временное экспонирование Пушкинский). Выставку на втором этаже обещают периодически обновлять. Одновременно в музее смогут находиться не более 30–35 посетителей.

1-й Голутвинский переулок, 16, стр. 1

mos.ru

Музейный центр «Московский дом Достоевского»

В 300 метрах от станции метро «Достоевская» расположен один из первых литературных музеев Москвы и первый в мире музей Федора Достоевского, который был открыт 11 ноября 1928 года ко дню рождения писателя.

Музей расположился в бывшем здании Мариинской больницы, где в служебной квартире отца Достоевского (располагалась во флигеле), лекаря Михаила Достоевского с 1821 по 1837 год проживала семья писателя. Строительство больницы началось в 1806 году под руководством Доменико Жилярди и Андрея Михайлова по проекту Джакомо Кваренги. Исторический интерьер квартиры воссоздан в 1980 году на основе мемуаров младшего брата Федора Достоевского Андрея, оставившего подробное описание квартиры детства, включая чертежи и схемы. Среди мемориальных предметов экспозиции — преддиванный овальный стол, книжный шкаф, портреты родителей и предков, бронзовые канделябры из коллекции Андрея Достоевского.

11 ноября 2021 года, в день 200-летия со дня рождения Достоевского, после масштабной реставрации музейный центр «Московский дом Достоевского» (новый отдел Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля) открылся для посетителей. К юбилею на трех этажах здания создана новая экспозиция, посвященная личности Достоевского, основным событиям его жизни,  художественным, литературно-критическим и публицистическим произведениям. Отдельный раздел посвящен освоению произведений Достоевского в других видах искусства, от графики и живописи до театра и кино.

Ул. Достоевского, 2

mos.ru

Дом Гавриила Палибина

В марте 2022 года завершилась реставрация одного из старейших деревянных домов Москвы, 200-летнего дома Палибина. Для посетителей его откроют уже в этом году. В особняке будут проходить выставки. Планируют открыть школу мастеров вышитых икон.

Особняк коллежского советника Гавриила Палибина был возведен в Хамовниках в 1818 году на улице Бурденко, 23, по одному из типовых проектов «Экспедиции кремлевского строения», занимавшейся восстановлением Москвы после пожара 1812 года. Оформление дома в стиле ампир — один из вариантов разработанных комиссией «образцовых фасадов». Цвет фасада выбран неспроста: еще в 1816 году император Александр I распорядился привести всю расцветку московских зданий к единообразию. На выбор архитекторам давали всего два варианта — зеленовато-палевый и серо-голубой.

Ул. Бурденко, 23

mos.ru

Музей Отечественной войны 1812 года

В конце 2021 года завершилась реставрация Музея отечественной войны 1812 года, расположенного во внутреннем дворе за южным фасадом бывшей Московской городской думы. Воссозданы части утраченного фасада со стороны пешеходного перехода с улицы Никольской, отремонтировано парадное крыльцо и шатровые части кровли, пострадавшие во время урагана в 2017 году.

Здание Московской городской думы было построено по проекту архитектора Дмитрия Чичагова в 1890–1892 годах. В ноябре 1935 года было принято решение об устройстве в бывшей Московской городской думе Центрального музея Владимира Ленина. В 2006-м здание бывшей Городской думы вошло в комплекс Государственного исторического музея. Сегодня в нем Музей Отечественной войны 1812 года, выставочный комплекс Исторического музея и фондовые хранилища.

Площадь революции, 2/3

Агентство «Москва»

Дом Наркомфина

Дом Наркомфина в стиле конструктивизма, построенный в 1930 году по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса для работников Народного комиссариата финансов СССР, считался одним из наиболее престижных в советской столице. Но обветшал до такой степени, что его включили в перечень «100 главных зданий мира, которым грозит уничтожение». В 2016 дом расселили и начали реконструкцию, которой руководил архитектор Алексей Гинзбург, внук Моисея Гинзбурга.

После реконструкции в жилом корпусе насчитывается 44 квартиры площадью от 30 до 120 кв. м. Сохранены оригинальные двухуровневые планировки, высота потолков варьируется от трех до пяти метров. Часть квартира стала именной, в честь именитых квартиросъемщиков: Дейнеки, Гинзбурга и Милютина. Все квартиры двусторонние: из спальни окна выходят на восточную, дворовую сторону, из гостиной — на жилой корпус американского посольства.

Говорят, перед реставрацией пришлось согласовать вопрос планировки с послом США. Как и в 1930-е годы, на крыше жилого корпуса располагаются шезлонги и рекреационная зона для собственников квартир и жителей гостиничных номеров. В дом Наркомфина организовывают экскурсии с посещением крыши.

Новинский бульвар, 25

Агентство «Москва»

Особняк Абрикосова на Бабаевской фабрике

Отремонтирован главный фасад исторического здания Бабаевской шоколадной фабрики. Здание 1902 года в стиле модерн спроектировано архитектором Борисом Шнаубертом для семьи владельца фабрики Алексея Абрикосова. Двухэтажный особняк на Малой Красносельской улице сменил кирпично-красный цвет на исторический нежно-оливковый. Для этого специалистам потребовалось снять с деталей фасада около 15 слоев краски. Все оставшиеся реставрационные работы внутри здания полностью завершат к 2023 году.

Ул. Красносельская, 7, стр. 31

Агентство «Москва»

Доходный дом купца Василия Быкова

Четырехэтажное здание, когда-то принадлежавшее купцу-старообрядцу Василию Быкову, расположено на пересечении 2-й Брестской улицы и улицы Юлиуса Фучика. Доходный дом был построен в 1909 году по проекту архитектора Льва Кекушева. Архитектор возвел  «многофункциональный комплекс»: на первом этаже располагались офисы и магазины, на трех других этажах были большие четырех- и пятикомнатные квартиры.

При строительстве дома были применены самые передовые технологии: в частности, Кекушев использовал железобетонные перекрытия. Дом был оснащен канализацией, горячей водой, паровым отоплением. Служебные помещения и комнаты для прислуги выходили окнами во двор и имели черную лестницу.

Реставрация доходного дома продолжалась с 2013 года.

2-я Брестская ул., 19/18, стр 1

Фабричный фасад Москвы-реки. В Музее Москвы открылась выставка :: События :: Статьи

В Музее Москвы проходит выставка, впервые показывающая широкую панораму «фабричного фасада» Москвы-реки по обоим берегам. Промышленные территории на реке сегодня рассматриваются как объекты интенсивного девелопмента и в то же время объекты наследия и даже своеобразной эстетики. Все эти аспекты вошли в проект Марины Хрусталевой и Натальи Меликовой, который выступает прологом к большому исследованию этого пласта городской среды.

Вдоль обоих берегов Москвы-реки располагаются десятки крупных и мелких промышленных объектов. Многие из них — это дореволюционные фабрики. Для них река более века служила удобной коммуникацией для транспортировки грузов. Но и только. Впрочем, сегодня, когда конкурсом по развитию приречных территории поставлена задача сформировать новый речной фасад города и превратить реку в «главную улицу», обнаруживается, что у объектов прома на этот счет имеется значительный потенциал.

Историк архитектуры Марина Хрусталева и фотограф Наталья Меликова в рамках нынешнего конкурса сделали выставочный проект, который призван показать, что пром на реке, помимо огромного градостроительного резерва, облает еще и архитектурной ценностью. Его не обязательно сносить, а гораздо важнее перепрофилировать в деловые и арт-кластеры и другие современные функции. В поле их зрения попала цепочка промышленных комплексов, расположенных вдоль Москвы-реки в пределах Третьего транспортного кольца, от Москвы-Сити до ЗИЛа.

Центральная электростанция общества электрического освещения / Первая московская электростанция им. Смидовича / ГЭС-1, МОГЭС. 1896, архитектор Басин, инженер Р. Классон (турбинный зал). 1925, архитектор И. Жолтовский (котельная). Раушская наб., 10 / Садовническая ул., 11

«В какой-то момент реки в крупных городах переходили от утилитарной функции к более парадной, и появлялись какие-то интересные объекты на реке, та же галерея Тейт или вокзал Орсе. У нас этот процесс вот-вот начнется, с этими объектами начнет что-то происходить. Их будут либо сносить, строить что-то новое, реконструировать, какие-то будут просто тихо ветшать», — говорит Марина Хрусталева. — Когда я начинала заниматься этой темой более 9 лет назад, позитивных примеров было еще очень мало — была только «АРТСтрелка», а на «Красном октябре» еще работали конфетные цеха. Был «Артплей», только-только появился «Винзавод», никакого «Флакона», арт-кластера на «Красном октябре», то есть эта тема тогда только нащупывалась…».

Трехгорный / Бадаевский пивоваренный завод. Кутузовский пр., 12. Вторая половина XIX в.

На сегодняшний день, когда в рамках конкурса архитекторы наконец-то вплотную приблизились к теме прома на воде (который стал часть конкурсного ТЗ) Марина Хрусталева, по ее словам, уже не досчиталась ряда объектов. Более трети из тех тридцати с лишним фабрик, которые куратор насчитала в самом начале, за 9 лет лишились каких-то своих фрагментов или полностью утрачены.

«Большинство этих объектов не обладает охранным статусом. Так, большая часть построек завода „Динамо“ и находящегося рядом завода Бари за последний год была снесена, хотя там были круглые здания, выстроенные знаменитым инженером Шуховым, — заметила Марина Хрусталева. — Если мы говорим про дореволюционную архитектуру, 1930-е годы, сталинские комплексы, где есть, например, фабричные клубы — эти объекты еще можно поставить на охрану. Но вот убедить экспертов, что корпуса на „Гелиймаше“ или ЗИЛе 1970-х годов достойны быть сохраненными — довольно сложно».

Московский экспериментальный завод гелиевого машиностроения / НПО «Гелиймаш». 1971. Автозаводская ул., 25

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, выступая на открытии выставки, отметил, что промзоны на реке представляют собой главный выявленный потенциал к развитию, т.е. к новому девелопменту.

«Например, по поводу Раушской набережной — действительно, мы активно обсуждаем, правда пока литературную идею, не получившую экономических и архитектурных очертаний — создания некоего центра современного искусства, возможно, с Пушкинским музеем, как Лондон сделал свою Тейт Модерн».

Кружевная фабрика Меттнеров / Фабрика Товарищества Московской кружевной фабрики. Конец XIX в. (утрачена). Саввинская наб., 13

Первым шагом по завершении конкурса будет, по словам Кузнецова, разобраться с правами собственности, «где что огорожено и почему нельзя пройти».

«В ближайшие годы будет сделано немало для того, чтобы открыть территории, прилегающие к реке, — заметил главный архитектор. — По замыслу, река должна стать центральной улицей города, у которой будет фасад, вдоль которой можно будет свободно двигаться пешком или на велосипеде и в меньшей степени на машине».

Станция грубой очистки сточных вод ГУП «Мосводосток». Вторая половина ХХ в. Автозаводская ул., 24а

По задумке куратора, нынешняя выставка «Фабрики на реке» — проект с открытым финалом, пока это скорее пролог к полноценному исследованию «фабричного» пласта наследия, который не перестает «вымывается».

Общежитие фабрики «Московский шелк». Конец XIX в. Саввинская наб., 27

«Множество небольших фабричек в районе Павелецкой сейчас активно перепрофилируются, в основном под бизнес-центры. Сохраняется один-два исторических корпуса, все остальное застраивается новыми, причем некоторые из них даже имитируют старые кирпичные стены.говорит Марина Хрусталева. — На Овчинниковской и Садовнической набережных появляется очень дорогое жилье, и я думаю, что это пойдет потом и дальше. Известно, что планы у инвесторов есть и на огромную пустующую территорию рядом с Бадаевским заводом, напротив Сити, где была фабрика Сакко и Ванцетти. Одно время там планировались жилые кварталы, а сейчас здесь рассматривается строительство штаб-квартиры „Роснефти“».

Городская канализационная насосная станция / Мосводоканал. 1898, архитектор М. Геппенер. Саринский пр., 13, стр. 5

По мнению Марины Хрусталевой, вероятно, что территории ряда промышленных комплексов на реке со временем станут местами новых градостроительных доминант. Они, считает куратор, были бы уместны в основном там, откуда открываются интересные виды на реку — на ее излучину или поворот.

Кондитерская фабрика «Эйнем» / Фабрика «Красный Октябрь». 1867/1922, архитектор А. Калмыков. Берсеневская наб., 6-8-10

«Речной фасад города очень разорванный, он не является целостным ни в одном своем куске. Даже какая-нибудь парадная Ростовская набережная все равно не однородна. Процент пустот на отрезке от Сити до Киевского вокзала и от Павелецкой и далее — особенно велик. Здесь есть интересные исторические, промышленные объекты, но они не очень масштабны, вокруг них большая „мусорная“ застройка советского времени, так что можно безболезненно ее расчистить и проектировать здесь большие современные комплексы — будущие доминанты».

Алина Сапрыкина, директор Музея Москвы:

«Музей Москвы активно откликается на все самые актуальные изменения жизни мегаполиса. Сейчас у нас можно увидеть выставку, посвященную текущему конкурсу на проект реконструкции набережных Москвы-реки. Пока идет конкурс, музей пригласил куратора Марину Хрусталеву и фотографа Наталью Меликову, которые представили удивительное авторское исследование на эту тему. На выставке посетитель сможет «пройтись» вдоль водной артерии города и увидеть, насколько велико постпромышленное архитектурное богатство набережных Москвы. Большинство из представленных фабрик и других территорий — памятники архитектуры, образцы различных стилей. Вне зависимости от изменений, которые произойдут с набережными Москвы-реки, нам, как музею, исследующему свой город, важно сохранить знание о них».

Проект организован в рамках культурно-образовательной программы Международного конкурса на градостроительное развитие территорий, прилегающих к Москве-реке. Выставка работает до 14 декабря.

Призраков Москвы: музей представляет нереализованную архитектуру города | Архитектура

Здания, прозванные «призраками Москвы», в том числе библиотека, которая была бы самой большой в мире, и Дворец Советов, над которым возвышалась бы статуя Ленина выше Статуи Свободы, звезды новой выставки в лондонском Музее дизайна.

Выставка, приуроченная к столетию русской революции, посвящена шести проектам, которые придумали смелые архитекторы и дизайнеры нового поколения в XIX20-х и 30-х годов, но так и не были реализованы. Архитектурные чертежи поддерживаются произведениями искусства, пропагандой и публикациями того периода.

«Сила этих зданий в том, что они никогда не были построены, поэтому они живут в воображении», — сказала куратор выставки Эстер Штайерхоффер.

«Эта история начинается с великого идеализма людей, которые не просто мечтатели, но мечтают о лучшем мире. Но становится темнее по мере изменения политической ситуации в сторону тоталитаризма — это очень грустно и немного страшно».

После революции молодые архитекторы и инженеры, которые часто также были писателями, художниками и политическими деятелями, страстно стремились к переменам. Они хотели изменить облик Москвы, обеспечить рабочих образцовым жильем и покончить с безграмотностью. Один плакат напоминал железнодорожникам: «Граждане, слушайте, обратите внимание, в каждом вагоне-ресторане есть библиотека».

На выставке представлено расписание идеального коммунального жилого комплекса с тревожными подробностями дня. Он включает в себя восемь часов работы, удивительное количество смен одежды — на обед, снова на дневной сон и снова на чай — и четыре часа на «культурные развлечения, упражнения, возможно, сауну и плавание».

Институт Ленина эпического масштаба должен был иметь совмещенный театр, планетарий и гигантскую библиотеку с его 15 миллионами книг, перемещаемых машинами из центральной башни, связанной с Москвой эстакадой железной дороги, а с миром — беспроводной связью.

Одним из самых известных нереализованных проектов стал Народный дворец. На выставке есть четырехметровый указательный палец, указывающий на колоссальный масштаб предполагаемой статуи Ленина. Поскольку миллионы людей умирали от одного из самых страшных голодов в истории России, дворец планировался вплоть до дорогостоящего мрамора, которым будет облицован роскошный вестибюль, а архитекторов и инженеров отправляли в США, чтобы они осмотрительно осмотрели небоскребы, чтобы попробовать придумать, как заставить здание стоять.

На выставке представлено одно реально построенное здание. Мавзолей на Красной площади для забальзамированного тела Ленина после его смерти в 1924 году дважды возводили из дерева и, наконец, из гранита. Штирхоффер включила несколько тысяч предложений по его дизайну от солдат, шахтеров, крестьян и школьников, которые она нашла в московском архиве.

С тех пор как в ноябре Музей дизайна вновь открылся в старом здании Института Содружества на Кенсингтон-Хай-стрит, его посетило более 300 000 человек — намного больше, чем в среднем за год на его старом месте в Шад Темзе.

  • Выставка Imagine Moscow: Architecture, Propaganda, Revolution будет проходить в Музее дизайна в Лондоне с 15 марта по 4 июня.

SANAA – проектная пристройка Музея современного искусства «Гараж»

SANAA – проектная пристройка Московского музея современного искусства «Гараж»

Предоставлено SANAA/Музеем современного искусства «Гараж»
  • Автор: Дима Стоухи

Музей современного искусства «Гараж» в Москве объявил о строительстве павильона Hexagon компанией SANAA (Sejima and Nishizawa and Associates). Крупный архитектурный проект увеличит площадь музея за счет реконструкции павильона «Шестиугольник», примыкающего к его нынешнему дому в Парке Горького, и будет включать в себя новый общественный двор, выставочные площади и кафе, спроектированные вокруг «органики присутствия, лояльности». принципам устойчивого потребления и создания доступной среды».

Ранее известный как Павильон «Машины и инструменты», музей был построен в 1923 году архитекторами Иваном Жолтовским, Виктором Кокориным и Михаилом Парусниковым для Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. Проект был единственным, построенным с использованием каркаса из железобетонных стоек и балок и деревянных стропильных ферм, в отличие от других, которые были деревянными и не сохранились. Первоначальный дизайн включает центральные атриумы двойной высоты и узкие крылья одинарной высоты, которые соединяются, образуя низкую галерею вокруг основного строения, выходящую во внутренний двор.

В 2015 году музей дебютировал в своем нынешнем доме в Парке Горького, столовой советских времен, отреставрированной Ремом Колхасом и OMA.

Предоставлено SANAA/Музеем современного искусства «Гараж»

В результате дизайнерского вмешательства лауреатов Притцкеровской премии 2010 года архитектура превратится в пространство площадью 9 500 квадратных метров для социального и художественного взаимодействия, включающее три выставочные галереи, библиотеку, книжный магазин и кафе. , а также открытый внутренний двор. И «Гараж», и его новое расширение предложат художникам широкий спектр перформативных и междисциплинарных выставочных возможностей, исследуя исследования и кураторские исследования истории российского и зарубежного искусства.

Когда нас пригласили поработать над Гексагоном, мы сразу стали думать, можно ли как-то сохранить первоначальную компоновку и пропорции. И сможем ли мы создать что-то, чем будут пользоваться все. «Гараж» всегда уделял большое внимание архитектуре общественных пространств и их истории, и это очень соответствует нашей практике.

У Hexagon есть особый шарм, и мы постарались сохранить его в нашем дизайне. — Казуё Сэдзима и Рюэ Нисидзава, SANAA

Предоставлено SANAA/Музеем современного искусства «Гараж»

Пропорции, повторяющиеся элементы и открытость формируют уникальную архитектуру Hexagon, которая вдохновила дизайн SANAA. Чтобы сохранить эту атмосферу для посетителей, архитекторы построили свой дизайн на шести принципах: Геометрия + Пропорция,

 сохранение исходных пропорций; Connected Spaces , визуальная и физическая связь между павильонами и внутренним двором;  дневной свет,  максимальное естественное освещение; Пространственная организация; Декоративные элементы/элементы интерьера , фасады будут свободны от декоративных элементов, что восстановит неоклассическую идентичность здания; и  Пейзаж .

Предоставлено SANAA/Музеем современного искусства «Гараж»

С точки зрения экологии новые павильоны и подземные пространства будут спроектированы в соответствии с современными стандартами энергоэффективности.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *