Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Фаюм: Египетский город Фаюм | Мировой Туризм

Египетский город Фаюм | Мировой Туризм

Город Фаюм, представляющий собой что-то вроде карманной версии Каира, где канал Бахр Юссеф выступает в роли Нила, опустошает кошельки египтян среднего класса, которые приезжают сюда летом погреться на солнышке на берегах озера Карун. Те немногие иностранцы, что вторгаются сюда, стремятся проскользнуть в автобусе в свой роскошный отель, чтобы запереться там в четырёх стенах. Так что главный удар местных попрошаек (причём если вы женщина, то это будут несносные подростки) принимают на себя одиночные путешественники.

Ещё одним недостатком являются москиты, вырывающиеся из каждой лужицы или ручейка и превращающие каждый вечер в пытку. Добавьте к этому импровизированные постройки, сложное уличное движение и дурно пахнущие каналы, и вы получите полдюжины причин, чтобы там не задерживаться. Плюсом является то, что город предоставляет самое дешёвое жильё в округе и что он служит отправным пунктом для любого места в оазисе Фаюм, которое вы захотите посетить.

Содержание статьи

  • 1 Прибытие и проживание в Фаюме
    • 1.1 Размещение в Фаюме
  • 2 Достопримечательности Фаюма
    • 2.1 Семь водяных колёс и обелиск Сенусерта I
  • 3 Еда, напитки и праздники в Фаюме
    • 3.1 Праздники в Фаюме

Здесь также находится замечательный сук, пара древних мечетей и проходят красочные маулиды – самый крупный из них это Али эр-Руби в середине месяца Шабан. Официальное название города – Мединет эль-Фаюм, но он известен как эль-Фаюм или в разговорной речи Фаюм (но не Эль-Медина, как утверждают некоторые источники). Слово «Фаюм», возможно, происходит от Фиом, коптского слова, обозначающего «море». Фольклор возводит его также к хвале, возданной фараоном Бахр Юссефу: «это работа тысячи дней» (алф юм).

Прибытие и проживание в Фаюме

Поезда из Каира приезжают на вокзал в центре города, а автобусы и маршрутные такси останавливаются у станции Кубри аль-Мисалла под мостом у мечети Гамаля Абдель Насера. Если вы отправились из Бени Суэф, вы окажетесь на станции Хаватим к югу от старого города. Пешком идти оттуда слишком далеко – такси или запряжённый лошадью кэб (хантур) не должны обойтись больше, чем в 10 фунтов.

Если в вас живёт дух приключений и вы понимаете арабские цифры, сядьте на один из бело-зелёных мини-автобусов (25 пенсов), что курсируют между отдалёнными станциями или пригородами и центром города (вуст аль балад). Мопедные такси курсируют в деловой части города. Миниавтобусы № 1, № 2, № 3, № 7 и № 8 идут от станции Хаватим до железнодорожной станции.

Оказавшись в деловой части города, вы можете дойти до любого места пешком, а канал Бахр Юссеф может служить указателем, облегчающим ориентацию. К сожалению, главный центр по туризму в Фаюме в задней части здания правительства провинции, 2 километра к северу от центра (можно добраться, сев на миниавтобус № 5 напротив Банка Миср) не может предложить ничего, кроме устаревшей брошюры и сбивающей с толку карты города.

Кроме того, персонал очень плохо говорит по-английски. Центральный туристический киоск, расположенный около водяных колёс, немногим лучше. Ещё хуже знают английский в туристической полиции, её представители обычно на дежурстве около четырёх водяных колёс. Она посылает офицера в любой отель, где остановились иностранные гости, чтобы объяснить, какие ограничения наложены на путешествия внутри оазиса Фаюм. Вы можете обменять наличные деньги в любом из четырёх банков, расположенных вдоль Бахр Юссеф.

Отель El Moalemeen

Banque du Caire и Banque Misr оснащены банкоматами, но только Bank of Alexandria на северном берегу канала принимает дорожные чеки и выдаёт наличные по кредитной карте Visa. Главное почтовое отделение, расположенное на Шария эль-Боста, предоставляет услуги по EMS и имеет отделение для почты до востребования. Но чтобы сделать международный звонок, нужно пройти на запад вдоль канала до 24-часового телефона. Пациенты больницы на Шария Саар Заглул в одном километре к северу от центра должны платить наличными, но лучше обратится за лечением в Каир.

  • Размещение в Фаюме

В любое время, кроме фестиваля Эр-Руби, найти комнату в городе не составит труда, хотя даже существующие отели предоставляют слишком много площадей. Также существуют возможности для проживания в Айн эс-Силийн, озере Карун, Вади Райян и в Ком Ошим.

1). Отель Honeyday – Десять минут пешком от центра, рядом с дорогой к обелиску Сенусерта, этот двухзвёздочный отель предоставляет номера, оборудованные кондиционером, телевизором и холодильником, имеет ресторан и бар. Завтрак включён в стоимость. Местонахождение: 105 Sharia Gamal Abdel Nasser;

2). Отель Palace – Выходит на деловой центр Бахр Юссеф, предоставляет довольно приличные номера с ванными и кондиционерами за отдельную плату. Менеджер хорошо говорит по-английски и сдаёт в аренду велосипеды, мотоциклы и машины. Местонахождение: Sharia Horriya;

3). Отель Queen – Просторные номера с собственными ванными и туалетами, со спутниковым телевидением (кондиционер за отдельную плату) в тихом квартале, в пятнадцати минутах ходьбы от центра. Завтрак включён в стоимость. Местонахождение: Sharia Munshaat Lotfallah.

Достопримечательности Фаюма

Основным ориентиром в городе Фаюм служат четыре деревянных водяных колеса, эти символы сельского хозяйства Фаюма громыхают позади туристического киоска. Поскольку вода из Нила поступает в пологую низменность в её наивысшей точке, гравитация выполняет половину работы по её распределению. Шлюзы в Эль-Лахуне регулируют поток, который настолько силён, что может вращать водяные колёса, поднимающие воду для ирригации. Исключением является январь, когда вся система осушается, чистится и приводится в порядок.

Коптский и мусульманский фольклор приписывает название Бахр Юссеф (река Иосифа) его библейскому тёзке, который, как полагают, был визирем фараона и министром общественных работ. Изначально естественный рукав Нила проходил около Бени Суэфа, это продолжалось со времён XII династии и до тех пор, пока после строительства канала Ибрахимияа в девятнадцатом веке воду не стали забирать в Дайруте, примерно в 300 километрах дальше на юг.

Пройдя на запад вдоль канала и перейдя четвёртый от туристического киоска мост, вы по улице с деревянной крышей попадёте на Сук аль-Кантара – лабиринт аллей с ларьками, где продают медную посуду и специи, зерно и бобы, одежду и другие товары, и всё это без намёка на туризм. Шария ес-Сагха, улица Ювелиров, забита ювелирными магазинами, владельцами которых в основном являются христиане. Как и Бени Суэф, в городе Фаюм существует значительное христианское меньшинство – в основном копты, но также англиканцы и католики. Их церкви выстроились вдоль улицы 26 Июля.

Самая старая из них церковь Пресвятой Девы, которая датируется 1830-ми годами и где находится алтарь, посвящённый местному святому Анба Абрам (1829-1912), епископу Фаюма и Гизы, который, по общему мнению, мог переносить себя в пространстве волшебным образом. Около сука вы также увидите три исторические мечети. Мечеть Али эр-Руби посвящена местному шейху, чья слава среди фаюмцев превосходит даже славу Анба Абрама. Его мавзолей, несколько ступеней вниз со двора мечети, окружён огромным дарих или резным каркасом, где люди шепчут молитвы святому.

Дальше на запад около канала находится самая старая в Фаюме мечеть Каитбея, построенная или, может быть, реставрированная черкесским мамлюком – султаном Каитбеем. Древние колонны из Киман Фариса поддерживают её купол, а каменный орнамент вокруг входа и минбар из чёрного дерева, инкрустированный сомалийской слоновой костью, определённо мамлюкские. Каитбей также построил поблизости мост с двумя арками, который некогда был назван (как и мечеть) в честь любимой наложницы Хванд Асл Бей. Он известен также как мост Ворот прощаний, поскольку он ведёт на кладбище.

Перейдя мост и пройдя по берегу реки, вы обнаружите Висячую мечеть, названную так потому, что её северный фасад поддерживается пятью арками. Некогда в ней находились мастерские ремёсленников. Или вы можете углубиться в переулки около кладбища и посетить еженедельный рынок гончарных изделий рядом с Шария эль-Мударис (только по четвергам). Большая часть красных, розовых и не покрытых глазурью горшков производится в деревне Назла, к югу от Ибшавая.

Дворец культуры является новейшим сооружением в Фаюме. Это здание в модернистском стиле в виде перевёрнутой пирамиды, в которой находятся кинотеатр, театр и библиотека. За ним возведена мечеть Гамаля Абдель Насера, одна из многих построенных Насером в провинциальных городах в 1960-х годах и которая носит его имя. Другой, более ранний герой египетского национализма, увековечен в названии Шария Саад Заглул, идущей мимо госпиталя и скромного зоопарка к зданию правительства провинции. На ней стоит маленький музей местной истории и фауны, подписи только на арабском языке.

Во время приятной получасовой утренней или вечерней прогулки, следуя по правому берегу Бахр Синнурис на север от города, через 3 километра вы достигните семи водяных колёс (не путайте с теми четырьмя, что рядом с туристическим киоском). Первым будет одинокое колесо около фермы; чуть дальше четыре колеса вращаются напротив живописной группы манговых деревьев и пальм; последняя пара – на небольшом расстоянии от них около грубого моста.

В Фаюме около двух сотен таких водяных колёс (введённых в использование инженерами Птолемеев в третьем веке до нашей эры). Если их правильно содержать и смазывать дёгтем, то их срок службы исчисляется десятью годами. Они скорее служат как насосы, использующие водный поток для того, чтобы поднимать воду на более высокий уровень для ирригации, а не как источник энергии для механизмов. Если вы входите в город по каирской дороге, вы проходите мимо тринадцатиметрового обелиска Сенусерта I из красного гранита.

Это единственный обелиск в Египте с закруглённой вершиной. Сенусерт был вторым фараоном XII династии, который проявлял особую привязанность к Фаюму, и первым, кто стал рассматривать его как нечто большее, чем просто место для охоты. Он построил здесь пирамиды Лахун и Хавара, Мединет Мади и Каср эс-Сагха. Вслед за XII династией (1991-1786 годов до нашей эры) интерес к Фаюму сошёл на нет и не восстановился в полной мере до прихода к власти Птолемеев четырнадцать веков спустя.

Еда, напитки и праздники в Фаюме

Еда в городе дешёвая, но не надейтесь найти какой-нибудь изысканный ресторан. Может быть, лучшим вариантом окажется ресторан отеля Queen, который хорошо декорирован и предложит длинное меню – попробуйте шиш тавук или эскалоп пане. Или вы можете посетить одно из кафе из списка, приведённого ниже, все они расположены на Шария Мустафа Камиль в центре города. Auberge du Lac-Fayoum на озере Карун и отель Honeyday – единственные заведения, в которых продают алкоголь.

1). Кафе Haidar – Одно из нескольких кафе около Бахр Юссеф с надписями на английском. Там подают тушёного ягнёнка, цыплят на гриле и салат, и всё это за разумные деньги;

2). Бистро Kebadgi – Ещё одно дешёвое заведение, предлагающее на выбор кебаб, кофту, цыплёнка и рис с гарниром из шпината, кабачков, белых бобов или картофеля;

3). Бистро Nagaf – Заведение, которое предоставит ужин или что-нибудь на вынос, продаёт фуль и таамия, макароны, жаренную печень, тагиин из ягнёнка, салаты, сандвичи и что-то вроде рисового пудинга, называемого мааммар;

4). Кафе Sherif – Оно специализируется на мороженом, пирожных и других сладостях. Зимними ночами здесь предлагают билела – блюдо из горячей пшеницы и молока, увенчанное изюмом, орехами и сахаром;

5). Кафе Hassouna Sharia Al-Saad al-Ali – Заведение в английском стиле, в котором можно отведать фуль и таамия, шавурму, курицу-гриль, салат, или взять еду с собой;

6). Кафе Milano Sharia Al-Saad al-Ali – В кафе подают свежевыжатые соки, мороженое и различные десерты;

7). Заведение Omar Khayam Sharia Al-Saad al-Ali – Чайная в старинном стиле с великолепным садом. Здесь можно попробовать sahleb, густой сочный напиток из молока, сгущённого с помощью измельчённого корня орхидеи, с кусочками банана, посыпанный сверху корицей и орехами.

  • Праздники в Фаюме

В основном посетить Фаюм стоит из-за его праздников, а их столько, сколько их устраивают местные фермеры. Во время маулида Али эр-Руби в месяце Шабан отели переполнены, а аллеи вокруг его мечети забиты ларьками, продающими сахарных кукол и всадников. Вы можете поучаствовать в любых видах развлечений, в то время как правоверные устраивают зикр во дворах. Другое большое событие – это «обретение» (Эр-Руех) новой луны, которое предшествует Рамадану.

Оно заключается в огромной процессии, начинающейся от мечети Гамаля Абдель Насера. Возглавляемый представителями сил безопасности, за которыми следуют имамы и шейхи, карнавальный парад растекается дальше, «имитируя» работу различных специальностей и забрасывая зрителей «счастливыми» листовками богомольца. Во время месяца Рамадан имеет место небольшой маулид у белого купола могилы Шейх Мариам (между шлюзом Бахр Синнурис и четвёртым водяным колесом).

Великий пост (начинающийся в десятых числах Зул Хагга) – это более приватный праздник. Большинство заведений общественного питания закрыты, так что лучше не приезжать в это время. В понедельник после праздника коптской Пасхи местные жители и те, кто приехал на один день из Каира, устраивают пикники вдоль берега канала, отмечая популярный праздник «Вдыхание ветра» (Шам эль-Нессим), другие участвуют в нём на берегах озера Карун.

ПОРТРЕТЫ ИЗ ФАЮМА | Наука и жизнь

Наука и жизнь // Иллюстрации

Портрет пожилого римлянина датируют серединой или концом I века н. э.

Этот смуглый юноша жил в Египте в начале II века н. э., когда еще слишком велико было влияние греческой культуры.

Мужчина с семитским типом лица жил во II веке н. э.

Женщина со смуглой кожей — египтянка, жившая во II веке н. э.

Открыть в полном размере

Осенью 1887 года в местечке Эр-Рубайят оазиса Фаюм, в Среднем Египте, местные жители нашли древний некрополь с захоронениями мумий. Гробницы разграбили уже давно, вероятно еще в VI-VII веках. Но в пелены мумий на месте лиц были вставлены исполненные на дощечках портреты, с поразительной достоверностью передававшие черты умерших. Под головой каждого лежала табличка с указанием имени, возраста и профессии. В жажде наживы открыватели стали поспешно выдергивать из пелен написанные на дощечках портреты, таблички же были рассыпаны и в большинстве своем погибли.

К счастью, египетские торговцы сразу же сбыли 94 портрета известному венскому антиквару Теодору Графу. Тот показал их египтологу и писателю Георгу Эберсу. Эберс признал фаюмские находки подлинными античными портретами, и вскоре в музеях Германии и других государств Европы прошли выставки, вызвавшие неподдельный и шумный восторг. Ведь портреты, помимо их изумительного сходства с живыми людьми, были написаны разогретыми восковыми красками — в технике энкаустики, известной до того лишь по сочинениям древних авторов.

В том же году в другом фаюмском местечке, Хаваре, начал раскопки некрополя известный британский археолог Флиндерс Питри. Ему тоже посчастливилось — он нашел 40 портретов, и в дальнейших раскопках, из которых самым удачным оказался сезон 1910-1911 годов, было найдено еще 30. Впоследствии фаюмские портреты были обнаружены и в других некрополях Египта — в Абурир-эль-Мелеке, Эль-Хибехе, Мемфисе, Антинополисе, Ахмиме, Фивах и Саккаре.

Кстати, два фаюмских портрета из Саккары поступили в Дрезденский музей еще в 1626 году от итальянского путешественника Пьетро делла Валлы. Сегодня в мире известно не менее 750 портретов, из которых в самом Фаюме было найдено около 300.

Господствовавшая в Египте на протяжении тысячелетий вера в вечную жизнь породила обычай мумифицировать покойников, а мумию снабжать портретом умершего, дабы душа, возвращаясь в свое прежнее обиталище, «не перепутала адрес». Фаюмские портреты заменили собой погребальные маски для мумий.

После завоевания Египта Александром Македонским в 332 году до н. э. к власти пришла македонская династия Птолемеев (304-30 годы до н.э.), государственным становится греческий язык, начинается взаимопроникновение культур, местная знать перенимает греческую моду. В I веке до н. э. Египет был вновь завоеван, теперь уже Римом.

В Фаюме эпохи эллинизма сложилась культура, сплавившая много разных этнических традиций: помимо подверженной греческому влиянию местной знати в Египте жили римские легионеры, сирийцы и финикийцы, евреи, ливийцы, многочисленные местные народности, среди которых встречались негры. Всю эту необычайно богатую палитру этносов мы находим в фаюмских портретах. Флиндерс Питри пытался отождествить тот или иной этнический тип, сопоставляя портреты с мумиями. При этом выяснилось, что столичная римская мода в провинциальном Фаюме сильно запаздывала — дамские прически отстают на 20-30 лет!

Фаюмский портрет — результат счастливого союза трех традиций: египетского канона, римского познания натуры и воспаренности эллинского духа. И все же это портрет совсем особый, ритуальный. Он связан с верой в возрождение, в новую реальность бытия.

Ранние портреты — I-II веков н. э. — самые достоверные и реалистичные. Они всегда исполнены на дощечках из сикоморы или кедра, таких тонких (толщиной от 1 мм), что на них неизбежно образуются трещины и поломки. И именно эти портреты действительно написаны восковыми красками.

В 1900 году в Керчи нашли саркофаг, а внутри его обнаружили ряд расписных сцен. Одна из них — «Художник в мастерской». Рядом с сидящим мастером — подрамник и палитра с ящичками для красок. В руке художник держит какой-то инструмент, который греет на небольшой переносной жаровне. Вероятно, это упоминаемый древними металлический каутерий. Им разогревали восковые краски перед нанесением на холст или доску. На стене помещения висят два портрета в круглых орнаментальных рамах, а между ними находится небольшой прямоугольный портрет в скрещенных рамках типа фаюмского.

Процесс работы портретиста восстанавливается в следующем виде. Он брал тонкую деревянную дощечку (иногда обтянутую холстом) и покрывал ее плотным ровным слоем воска. Затем прописывал поверхность краской, предназначенной для фона. На месте фигурной части изображения — головы и плеч — делал подмалевок и уже поверх него писал каутерием плотные части лица, как, например, волосы или щеки, лоб и подбородок. В местах, требующих большего размаха и легкости, применял темперу и кисти. Иногда форму лица художник моделировал пальцами (остались следы), как впоследствии будут делать Рембрандт или Ван Гог. После этого мастер разогревал каутерий, вжигая им нанесенные краски в основу. И в завершение работы проходил новым слоем фон.

Готовый портрет необходимо было вставить в мумию, причем вставить красиво, чтобы бинты, наложенные в несколько слоев, образовали своего рода рамку — прямоугольную или многоугольную. Почти всегда портрет по форме не подходил, и его вынуждены были подрезать. Порой золотили фон уже посаженного в мумию портрета (следы позолоты видны на бинтах), а в изображениях мужчин наносили по трафарету золотой лавровый венок.

За каждым портретом — неповторимый мир, ушедшая в небытие судьба. Красивые черноглазые мальчики с первым пушком на щеках, грустные пышноволосые девушки, мужчины во цвете лет с классическими лицами — настоящие Аресы и Аполлоны; диковатые заросшие туземцы, заброшенные старики — братья и сестры, матери и дети. Все они смотрят на нас как бы внезапно обернувшись. И этот поворот, движение навстречу человеку, дает разительный контраст к извечно неподвижной мумии, которая и есть субстанция ушедшей жизни. Фаюмские портреты невозможно созерцать без глубокого душевного волнения, без неосознанного стремления понять судьбу неведомых людей: кто они были, как жили, отчего покинули мир? Всматриваясь в изображенных, мы получаем ответный взгляд — глубокий, проницательный, прощальный.

Но прощание оборачивается встречей: образы умерших людей оживают в нашем сознании, как столетие назад — в сознании открывших их миру Т. Графа, Г. Эберса, Ф. Питри. Нигде яснее не ощущается та сила, с которой долговечное искусство (ars Longa) спасает от забвения, казалось бы, и совсем не значимые, и даже самые коротенькие человеческие жизни (vita brevis).

Одна из самых значительных коллекций фаюмских портретов хранится в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В 1909 году в Музей изящных искусств было передано уникальное собрание подлинных произведений Древнего Египта, принадлежавшее известному российскому египтологу В. С. Голенищеву (об истории музея см. «Наука и жизнь» № 5, 1998 г.).

Сегодня в музее 23 «фаюма», некоторые из них воспроизведены на страницах журнала.

Fayum — World History Encyclopedia

Файюм (также известный как Фаюм, Фаюм и Файюмский оазис) был регионом древнего Египта, известным своим плодородием и обилием растительной и животной жизни. Расположенный в 62 милях (100 км) к югу от Мемфиса (современный Каир), Файюм когда-то был засушливым пустынным бассейном, который превратился в пышный оазис, когда рукав реки Нил заилился и отвел в него воду. Бассейн заполнился, привлекая диких животных и стимулируя рост растений, которые затем привлекали людей в этот район в какой-то момент до c. 7200 г. до н.э.

В настоящее время Файюм относится к современному городу Мединет-эль-Файюм, но в древности обозначал всю территорию, на которой располагался ряд крупных и довольно процветающих деревень и городов, таких как Шедет (более известный как Крокодилополис), Каранис, Хавара и Кахун, среди прочих. Название происходит от древнеегипетского слова

Pa-yuum или Pa-yom , означающего «озеро» или «море», и относится к озеру Моэрис, созданному Аменемхатом I (ок. 1991–1962 гг. до н. э.) XII века. Династия во времена Среднего царства (2040-1782 гг. до н.э.), когда на нее, в частности, обращали особое внимание короли 12-й династии.

Удалить рекламу

Реклама

Среднее царство древнего Египта считается «золотым веком», когда культура создала одни из своих лучших произведений, а Файюм извлек выгоду из стабильного правления 12-й династии так же, как и любой другой регион, а во многих аспектах даже больше. . Хотя некоторые современные писатели и комментаторы связывают

Па-йом с городом Пифом, упомянутым в Книге Исход 1:11, это утверждение несостоятельно; Pa-yom относится к области, а не к городу, и эти два слова не являются синонимами.

YouTube Следите за нами на YouTube!

Сегодня этот регион наиболее известен так называемыми портретами Файюм, коллекцией прекрасно отрисованных масок мумий.

Регион был наиболее процветающим во времена Среднего царства, но пришел в упадок после падения Нового царства (ок. 1570–1069 гг. до н. э.). Он пережил возрождение во времена династии Птолемеев (323-30 гг. до н.э.) и римского периода (30 г. до н.э.-646 н.э.), после чего им пренебрегали и он неуклонно приходил в упадок. Сегодня он наиболее известен благодаря так называемым портретам Файюм, коллекции прекрасно прорисованных масок мумий, созданных в эти более поздние периоды и обнаруженных около 189 г.8-1899 г. н.э., египтолог Флиндерс Петри.

Удалить рекламу

Реклама

Раннее жилище

Изначально безжизненный бассейн, Файюм превратился в плодородный сад в результате естественного заиления Нила, отводившего в свое русло значительную часть пресной воды. Поток воды унес с собой богатую почву русла реки Нил, которая осела в только что созданном озере и вокруг него и проросла растительностью по его берегам. Вода и растительная жизнь привлекали животных, которые сделали ее своим домом, а затем привели других в поисках добычи или просто существ, ищущих воду в засушливых регионах.

Файюм

Яш Шах (CC BY-SA)

Этот рукав Нила в конечном итоге будет назван Бахр Юсеф («река Иосифа») в честь пророка Иосифа в Коране (библейский аналог Иосифа из Книги Бытия) и до сих пор существует как канал. . Первый канал (известный как Mer-Wer , «Великий канал») был построен во времена Среднего царства. Однако эти разработки произошли намного позже, после того, как появились люди и почувствовали необходимость называть предметы и предметы вокруг себя; прежде чем он стал каналом или получил название, он был просто естественным ответвлением Нила. Этот водный путь и созданная им плодородная среда для дикой природы в конечном итоге привлекли людей в этот район.

Любите историю?

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!

Свидетельства проживания людей в районе пустыни Сахара датируются ок. 8000 г. до н.э., и эти люди мигрировали в долину реки Нил. По словам египтолога Дэвида П. Сильвермана, «следы самой ранней бесспорной фермерской общины в Египте были обнаружены в Меримде Бени Салама, месте на западной окраине Дельты, датируемом ок. 4750 г. до н.э.» (58). Эта дата принималась научным сообществом на протяжении десятилетий, пока в 2007 г. н.э. в Файюме не были обнаружены руины более старой фермерской общины, датируемые ок. 5200 г. до н.э., а также керамика, датируемая 5500 г. до н.э. Следует отметить, что эти даты относятся только к установившимся земледельческим сообществам, а не к человеческому поселению в районе Файюм, которое датируется ок. 7200 г. до н.э.

Файюм c. 5000 г. до н.э. был пышным раем, в котором люди, должно быть, жили довольно комфортно. Было много еды и воды, тени от солнца через высокие ветви многих деревьев, а также рыбы и диких животных, дополняющих их рацион. Однако в какой-то момент около 4000 г. до н.э. засуха, похоже, изменила эти идеальные условия жизни, и многие люди мигрировали в долину реки Нил, оставив бассейн Файюма относительно безлюдным. Эти люди сформировали общины, которые превратились в великие египетские города древности.

Пик процветания

В ранний династический период (ок. 3150–ок. 2613 гг. до н. э.) эти поселения, по-видимому, в значительной степени пренебрегали этим регионом, хотя он все еще был заселен, но в период Старого царства (ок. 2613–2181 гг. До н. э.) Файюм снова стал пышным и диким раем и стал излюбленным местом охоты на диких животных египетской знати. В это время Файюм был известен как Та-Ше («Земля озер» или «Земля южных озер») королями Мемфиса, которые записали туда свои экспедиции.

Удалить рекламу

Реклама

Статуя крокодила из Древнего Египта

Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)

Это был регион, в основном населенный дикой природой (хотя там все еще были отдельные деревни), и многочисленные растения, включая папирус, росли в изобилии. Это заметили охотники, которые вскоре разработали систему сбора этих растений для различных целей. Папирус хорошо известен как «бумага» Древнего Египта, но его также использовали для изготовления небольших рыбацких лодок, веревок, одежды, детских игрушек, амулетов, корзин, циновок, оконных штор, в качестве источника пищи и многих других предметов.

В раннем Среднем царстве Аменемхет I приказал построить канал вдоль реки Бахр-Юсеф, которая затопила Файюм и создала великое озеро Моэрис. Это озеро может быть тем, которое упоминается в литературном произведении Нового Царства, известном как Setna II , в котором великий египетский мудрец побеждает нубийского колдуна, перенося свое дьявольское творение в центр большого озера. Преемник Аменемхета I, Сенусрет I (около 1971-1926 гг. до н.э.), похоже, считал озеро слишком большой роскошью и растрачивал лучшие сельскохозяйственные угодья, поэтому приказал построить серию каналов для его осушения.

Система каналов Сенусрета I приводилась в действие серией гидравлических систем, которые перемещали воду из бассейна Файюм в другие места, сохраняя там водоем. Результатом стало освоение плодородных земель, транспортировка воды в районы, нуждающиеся в орошении, и сохранение экосистемы, которую поддерживало озеро. Сенусрету I наследовал Аменемхет II (ок. 1929–1895 до н. э.), о правлении которого мало что известно, но преемник этого царя, Сенусерт II (ок. 1897–1878 до н. э.), продолжил политику Сенусерта I в Файюме и поддерживал систему каналов.

Удалить рекламу

Реклама

Сенусерту II наследовал его сын Сенусерт III (ок. 1878–1860 гг. до н. э.), считавшийся величайшим королем и без того впечатляющей 12-й династии. Сенусрет III наиболее известен своими последовательными победами над нубийцами и перераспределением границ Египта с целью ограничения власти губернаторов округов (номархов), но эти достижения были лишь двумя аспектами правления, которое олицетворяло культурную ценность Египта маат года. (гармония и баланс) и вознес Срединное царство на его величайшие высоты. Правление Сенусрета III ознаменовало пик процветания Поднебесной в целом и Файюмов в частности.

Senusret III

радиодерево (CC BY-NC-SA)

Города в Файюме, такие как Кахун (основанный Сенусретом II), расширились и стали более процветающими при Сенусрете III. Город Шедет, который был столицей региона Файюм со времен Древнего Царства, также процветал, как и другие. Богатые продукты региона, которые, как сообщается, были вкуснее любых других, привели к высокому спросу и прибыльной торговле с другими регионами Египта, а также за границей.

Преемником Сенусерта III стал Аменемхет III (ок. 1860–1815 гг. до н. э.), который уделял большое внимание региону. Он вернулся к политике Сенусрета I и установил подпорные стены, дамбы и каналы, чтобы еще больше понизить уровень озера Моэрис и предоставить больше пахотных земель. Он построил знаменитый лабиринт как часть своего храмового комплекса в Хаваре, который позже Геродот назовет более впечатляющим, чем любое из семи чудес древнего мира. Аменемхет III также возвел ряд других замечательных памятников по всей территории, как это сделали короли 12-й династии до него, и ввел политику, которая еще больше стимулировала экономику и поощряла торговлю.

Удалить рекламу

Реклама

К этому времени, конечно, Файюм больше не кишел дикими животными и не рос зеленой растительностью. По мере того как регион становился более процветающим, он, естественно, становился все более популярным; деревни превращались в города, а города расширялись и поддерживали пригороды, которые вырастали на их окраинах и расширялись дальше. Чтобы построить пристройку к своему дому или возвести новые дома, было так же просто, как отмерить участок земли, сделать необходимое количество сырцовых кирпичей и установить их на место. Законов о зонировании не существовало, и можно было строить где угодно, пока никто не возражал.

Большое богатство Файюма, а также его природная красота привлекали в регион все больше и больше людей, несмотря на то, что налог был выше, чем где-либо еще в этом районе.

Были дома высшего класса с деревянными балками, окнами и деревянными дверями, но самые простые дома можно было построить за скромную сумму и относительно быстро. Точно так же, как сегодня люди просят друзей и семью помочь им переехать или завершить ремонт дома, жители древнего Файюма устраивали вечеринки, на которых гости помогали им делать, а затем собирать глиняные кирпичи, чтобы построить дом или пристройку. Огромное богатство Файюма, а также его природная красота привлекали в регион все больше и больше людей, хотя налог, взимаемый правительством с этих граждан, был выше, чем где-либо еще в этом районе.

Это было государство региона Файюм в начале 13-й династии Среднего царства. 13-й династии не хватало силы и внимания 12-й, и она медленно вырождалась с каждым последующим правителем. Ближе к концу дворянство было сосредоточено гораздо больше на собственных удовольствиях и личных драмах, чем на благе страны, и позволило гиксосам, иностранцам, обосновавшимся в Аварисе в Дельте, получить значительный контроль над Нижним Египтом. Эти события привели к неуклонной утрате власти центральным правительством, которое, в конце концов, пало, открыв эру, известную как Второй промежуточный период (ок. 1782–1570 до н. э.).

Мало что известно о Файюме в то время или в последовавшем за ним Новом царстве. Никаких новых памятников не строилось, а обслуживанием каналов, похоже, пренебрегали. К началу правления династии Птолемеев великие каналы, гидротехнические сооружения, стены и монументы пострадали от многолетнего забвения, и Файюм был лишь бледной тенью своего прежнего «я».

Греко-римский период и портреты Файюм

Третий промежуточный период (ок. 1069–525 гг. до н. э.), который последовал за Новым Царством, видел, что Египет был разделен в правлении между Танисом и Фивами, правителями из Ливии и Нубии, и был отмечен персидским вторжением в конце. Поздний период (525-332 гг. до н.э.) был эпохой, когда страна торговала руками между персами и египтянами, пока персы не завоевали страну. Александр Македонский отвоевал Египет у персов в 332 г. до н. э., а после его смерти на него претендовал один из его полководцев, Птолемей I Сотер (323–285 гг. до н. э.), основавший династию Птолемеев.

г. Птолемей I и его непосредственный преемник Птолемей II Филадельф (285–246 гг. до н. э.) уделяли значительное внимание Файюму, ремонтируя и обновляя памятники, храмы, каналы и административные здания, пришедшие в упадок. Птолемей I еще больше осушил озеро Мерис, чтобы получить больше пахотных земель, а Птолемей II выделил много этого плодородного региона греческим и македонским ветеранам, которые улучшили его.

Портрет мумии леди Алины

Кэрол Раддато (CC BY-SA)

После завоевания Александром Македонским в 332 г. до н. э. жизнь в Файюме резко улучшилась. Хотя свидетельство этого процветания можно увидеть во многих примерах, лучшим и самым известным из них являются портреты Файюм. Это изображения элитных членов общины, выполненные на деревянных панелях и помещенные на их мумии.

Когда они были впервые обнаружены Флиндерсом Петри в конце 19 века н.э., считалось, что они были нарисованы с натуры, и испытуемые держали их на стенах своих домов до самой смерти. Однако с тех пор было установлено, что эти картины были созданы уже после смерти испытуемых. Невероятная жизненная сила картин, особенно выразительные глаза, позволяет легко понять, почему Флиндерс Петри считал, что предметы должны были быть живыми, когда картины были созданы.

Эти работы представляют собой подробные изображения, которые точно изображают одежду, украшения, прически и важные личные вещи людей того времени. Очевидное богатство сюжетов отражает процветание региона, о чем также свидетельствует просто существование картин, представляющих собой высококачественные произведения, созданные богатым и стабильным обществом. Египтолог Хелен Струдвик пишет:

Файюмские портреты — это действительно оригинальные произведения искусства, представляющие собой синтез натуралистического классического стиля портретной живописи с древнеегипетским представлением о смерти как о воротах к продолжению существования в загробной жизни. Портреты предоставили египтологам обширную информацию о высокопоставленных членах греко-римского общества в Египте, в частности об их одежде, украшениях и физических характеристиках, а также сами по себе являются шедеврами искусства. (336)

Картины отражают то внимание, которое снова было уделено Файюму в это время. Первые два правителя династии Птолемеев черпали вдохновение в прошлом Египта и работали над созданием мультикультурного общества, которое приветствовало разнообразие и поощряло культуру и интеллектуальные занятия. Именно при этих правителях были созданы Александрийская библиотека, Серапеум и большой маяк в Александрии. Однако их преемники были менее компетентны, и ко времени Клеопатры VII (ок. 69 г.-30 г. до н.э.) величие Египта значительно уменьшилось.

Закат Файюм

После смерти Клеопатры страна была присоединена к Риму при Августе Цезаре (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.). К этому времени, после многих лет забвения во время более поздней династии Птолемеев, Файюм пришел в упадок до такой степени, что каналы и дренажные трубы были заблокированы и непригодны для использования. Август приказал капитально отремонтировать территорию на каждом уровне и вернул Файюм к жизни. В первые годы римского периода этот район пережил что-то от своего прежнего процветания, поскольку он все еще оставался плодородной сельскохозяйственной землей, а Египет считался житницей Рима, снабжающей империю зерном.

Мумия Портрет мужчины из Фаюма

Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)

Файюм продолжал процветать, пока империя была стабильной и регулярно расширялась, но когда она начала приходить в упадок, ее провинции последовали их примеру. Население Файюма начало сокращаться во 2 веке нашей эры, и смертельная чума еще больше опустошила население. К началу 3 века н.э. население сократилось до менее 10 процентов от жителей предыдущего века.

Плодородная долина к этому времени была чрезмерно использована, и большая часть земли была разработана до такой степени, что больше не было дичи, на которую можно было бы охотиться, и в этот район не появлялись новые дикие животные. Папирус, который когда-то был в таком изобилии, почти исчез, как и цветы и другая фауна, которая когда-то привлекала людей в этот регион.

Хотя Файюм существовал на протяжении всего римского периода до арабского вторжения в 7 веке н.э. и служил центром сопротивления Египта арабам, он никогда не вернется к своему былому величию и процветанию. Под арабским правлением она, несомненно, переживала эпохи обильных урожаев и процветающей торговли, и население снова увеличивалось, но природные ресурсы региона истощались — и так будет продолжаться по мере того, как от земли требовалось все больше и больше — до тех пор, пока долина вновь напоминал засушливый бассейн, каким он был тысячелетия назад.

В настоящее время этот район снова стал богатым сельскохозяйственным регионом благодаря усилиям по сохранению окружающей среды и улучшению земледелия. По всему региону также сохранилось несколько впечатляющих древнеегипетских руин, таких как пирамида Аменемхета III в Хаваре, но, хотя этот район находится относительно недалеко от Каира, он не принимает много туристов. Народ файюмов сегодня живет в основном так же, как жили их предки тысячи лет назад, поскольку они обрабатывают землю практически теми же орудиями и тем же способом, что и люди давным-давно, в золотой век Среднего царства.

Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.

Аль-Файюм | Египет | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • В этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Обзор недели
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *