Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Формирование древнерусского государства дата: Древнерусское государство (Киевская Русь) — История России

Образование Древнерусского государства — История России

Образование Древнерусского государства1. Образование Древнерусского государства

Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу.

Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах.

Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием ( VI в.) Есть сведения о некоем русском князе Бравлине, который воевал в хазарско-византийском Крыму в VIII — IX вв. пройдя от Сурожа до Корчева (от Судака до Керчи). Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании — третьего крупного объединения славян — точно не установлено.

Согласно «Повести временных лет», русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы

прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии.

Норманнская теория

Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания так называемой норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Научная несостоятельность норманнской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей.

Если варяжская легенда не вымысел (так считает большинство историков), рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о норманнском происхождении княжеской династии. Версия об иноземном происхождении власти была довольно типична для Средневековья.

Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г. когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь.

2. Социально-экономическое развитие

Сельское хозяйство

Основу хозяйства составляло пашенное земледелие. На юге пахали в основном плугом, или ралом, с двойной упряжкой волов. На севере — сохой с железным лемехом, запряженной лошадьми. Выращивали, главным образом, зерновые культу ры: рожь, пшеницу, ячмень, полбу, овес. Распространены были также просо, горох, чечевица, репа.

Были известны двухпольный и трехпольный севообороты. Двуполье заключалось в том, что вся масса обрабатываемой земли делилась на две части. Одна из них использовалась для выращивания хлеба, вторая «отдыхала» — находилась под паром. При трехпольном севообороте помимо пара и озимого поля выделялось еще и яровое. На лесном севере количество старопахотных земель не было столь значительным, подсечное земледелие осталось ведущей формой сельского хозяйства.

У славян сохранялся устойчивый набор домашних животных. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, коз, домашнюю птицу. Довольно значительную роль в хозяйстве играли промыслы: охота, рыболовство, бортничество. С развитием внешней торговли увеличился спрос на пушнину.

Ремесло

Промыслы и ремесло, развиваясь, все более отделяются от сельского хозяйства. Даже в условиях натурального хозяйства совершенствуются приемы домашнего ремесла — обработка льна, конопли, дерева, железа. Собственно ремесленное производство насчитывало уже не один десяток видов: оружейное, ювелирное, кузнечное, гончарное, ткацкое, кожевенное. Русское ремесло по своему техническому и художественному уровню не уступало ремеслу передовых европейских стран. Особенно славились ювелирные изделия, кольчуги, клинки, замки.

Торговля

Внутренняя торговля в Древнерусском государстве была развита слабо, поскольку в экономике господствовало натуральное хозяйство. Расширение внешней торговли было связано с образованием государства, обеспечивавшего русским купцам более безопасные торговые пути и поддерживавшего их своим авторитетом на международных рынках. В Византии и странах Востока реализовывалась значительная часть дани, собиравшейся русскими князьями. Из Руси вывозили продукты промыслов: меха, мед, воск, изделия ремесленников — оружейников и злато кузнецов, рабов. Ввозились в основном предметы роскоши: виноградные вина, шелковые ткани, ароматные смолы и приправы, дорогое оружие.

Ремесло и торговля сосредотачивались в городах, количество которых росло. Часто посещавшие Русь скандинавы называли нашу страну Гардарикой — страной городов. В русских летописях на начало XIII в. упоминаются более 200 городов. Однако жители городов еще сохраняли тесную связь с сельским хозяйством и занимались земледелием и скотоводством.

Социальный строй

Процесс формирования в Киевской Руси основных классов феодального общества слабо отражен в источниках. Это одна из причин, почему вопрос о характере и классовой основе Древнерусского государства является дискуссионным. Наличие в хозяйстве различных экономических укладов дает основание ряду специалистов оценивать Древнерусское государство как раннеклассовое, в котором феодальный уклад существовал наряду с рабовладельческим и патриархальным.

Большинство ученых поддерживают мысль академика Б. Д.Грекова о феодальном характере Древнерусского государства, так как развитие феодальных отношений стало с IX в. ведущей тенденцией в социально-экономическом развитии Древней Руси.

Феодализм характеризуется полной собственностью феодала на землю и неполной на крестьян, по отношению к которым он применяет различные формы экономического и внеэкономического принуждения. Зависимый крестьянин обрабатывает не только землю феодала, но и свой земельный участок, который он получил от феодала или феодального государства, и является собственником орудий труда, жилища и т. д.

Начавшийся процесс превращения родоплеменной знати в собственников земли в первые два столетия существования государства на Руси прослеживается, главным образом, лишь на археологическом материале. Это богатые погребения бояр и дружинников, остатки укрепленных пригородных имений (вотчин), принадлежавших старшим дружинникам и боярам. Класс феодалов возникал также путем выделения из общины наиболее зажиточных ее членов, которые превращали в собственность часть общинных пахотных земель. Расширению феодального землевладения способствовали и прямые захваты общинных земель со стороны родоплеменной знати. Рост эконом

«Когда произошло становление Древнерусского государства?» – Яндекс.Кью

На момент политического объединения Киев, наряду со Смоленском и Новгородом, был одним из трех важнейших торговых центров на пути “из варяг в греки” и, соответственно, одним из четырех важнейших экономических центров будущей Руси (включая Ростов Великий, который контролировал волжский путь на Восток).

Династия Рюриковичей утвердилась в Новгороде не по праву завоевателей, а по общественному договору, выражаясь языком политологии позднейших эпох. Согласно обычаям Великого Новгорода, завоеванные земли город уступал в вотчину (т.е. в наследственное владение) военачальникам. Поэтому, с точки зрения новгородского права, Киев (в отличие от самого Новгорода) после его завоевания Вещим Олегом стал наследственным владением Рюриковичей. Позже по такому же обычаю получили свои вотчины по Северной Двине новгородские бояре, отвоевавшие эти земли у финского племени биармов. Часть биармов бежала от славян в Норвегию и получила там земли для поселения от норвежского короля.

Для Рюриковичей Киев был удобен не только по экономическим причинам, но и по своему географическому положению. Он и ранее служил центром для сбора ополчений северных племен, которые ходили войной на юг (например, известен поход Аскольда и Дира на Константинополь). Причиной обычно было нарушение торговых договоров или убийство греками северных купцов. После завоевания Киева роль мстителей и подписантов новых торговых соглашений должны были взять на себя Рюриковичи.

Киевские князья позже пытались получить опорные пункты непосредственно на Черном море или на Дунае, но сумели овладеть только Тьмутараканью, расположение которой не столь удобно по ряду причин (прежде всего, из-за географической отдаленности от прочих северных владений). Собственные военные силы полян, чьим племенным центром считался Киев, не были столь велики и нередко уступали новгородскому ополчению, но их тоже нельзя сбрасывать со счетов. Для рутинного сбора дани, например, с древлян, как правило, их хватало.

1.2. Образование Древнерусского государства и его первые князья. Отечественная история: конспект лекций

1.2. Образование Древнерусского государства и его первые князья

В результате объединения восточно-славянских племен начался процесс образования Древнерусского государства.

По поводу образования Древнерусского государства было много научных споров. Более 200 лет назад в исторической науке зародилась так называемая «норманнская проблема». Дело в том, что древнейшие русские летописи упоминают о призвании в 862 г. в славянские земли князей-варягов во главе с Рюриком, чтобы прекратить внутренние распри. Так в русских источниках именуются жители Скандинавского полуострова. Их называют и по-другому – норманны, т. е. «северные люди». По поводу «призвания варягов» и образования Древнерусского государства идеологические дискуссии начались позже – в XVIII в., после преобразований Петра I и создания Академии наук. Немецкие исследователи Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер, приглашенные на службу в Петербургскую академию наук, стали основоположниками «норманнской теории», согласно которой русская государственность была привнесена извне. Ее основателями назывались не славяне, а пришельцы – скандинавы. В этот же период получила распространение и альтернативная теория – антинорманнизм. Его основатели – М.В. Ломоносов и В.К. Тредиаковский. М.В. Ломоносов справедливо называл славян древним народом, чья история началась задолго до прихода варяжских князей.

Большинство историков XIX в. в той или иной степени были сторонниками норманнской теории. В исторической науке ХХ века норманнская теория подверглась беспощадной критике. Непримиримым ее противником выступил крупный отечественный ученый, автор многих книг по истории Древней Руси Б.А. Рыбаков. В настоящее время большинство исследователей не отрицают определенного влияния норманнов на развитие русской государственности, но его степень, по их мнению, не стоит преувеличивать.

Вожди восточно-славянских племен назывались князьями. Русские князья и цари вели свою родословную от варяжского князя Рюрика (862–879). Сведений о жизни и деятельности Рюрика очень мало.

После смерти княжившего в Новгороде Рюрика варяги появились и на Днепре. Первый правитель Древней Руси, о котором сохранилась достоверная информация, – Олег (879–912), родственник Рюрика – первый реальный правитель Древней Руси, объединивший земли славянских племен вдоль пути «из варяг в греки». Захватив в 882 году Киев, убив княживших там ранее Аскольда и Дира, Олег сделал его столицей и назвал «матерью городов русских». Так возникло объединенное государство восточных славян, получившее в исторической науке название Киевская Русь. Олег удачно воевал с могущественной Византией, дважды он совершал походы на Константинополь, итогом которых стали два выгодных для Руси мирных договора (907 и 911).

Наследником Олега стал Игорь (912–945), по некоторым сведениям, сын Рюрика. При нем продолжался процесс включения в состав единого Киевского государства различных племенных союзов. Он подчинил племя уличан и способствовал основанию русских поселений на Таманском полуострове. Игорь продолжал активную внешнюю политику своего предшественника. Он воевал с хазарами, организовал военные походы против Византии (941,944). В 944 г. с Византией был заключен взаимовыгодный договор. Игорь первый из русских князей столкнулся с печенегами – тюркским кочевым народом. С помощью дружины князь осуществлял полюдье– периодический объезд подвластных земель с целью сбора дани. В 945 г. он был убит древлянами за попытку повторного сбора дани. Этот трагический эпизод свидетельствует о том, что в то время размер собираемой дани не был четко определен.

Первой известной нам женщиной-правительницей на Руси была вдова Игоря Ольга (945–969). Она сумела удержать власть над Киевом и всей Русью. При Ольге даннические повинности были регламентированы и сама дань стала свозиться в специально определенные места.

Ольга – первая из русских, принявшая христианство под именем Елена. Произошло это в 957 г. в Константинополе. Русская православная церковь причислила Ольгу к лику святых.

Сын Игоря и Ольги Святослав Игоревич (964–972) был талантливым полководцем. Большую угрозу для Руси представляли воинственные племена печенегов, жившие в Северном Причерноморье, и давний враг славян Хазарский каганат. Святослав разбил хазар и подчинил себе Волжскую Булгарию. Его власть признали многие народы Кавказа. В 968 г. Святослав совершил свой первый поход на Дунай и взял ряд принадлежавших Византии крепостей. Во втором походе (969) Святослав воевал на Балканах против Византии в союзе с болгарами. После битвы при Доростоле войска Святослава были вынуждены покинуть Балканы. Возвращаясь из дунайского похода, Святослав был убит печенегами.

После гибели Святослава Игоревича между его сыновьями началась междоусобная война. Победителем из нее вышел Владимир (980–1015). Древнерусские книжники называют этого князя равноапостольным. По православной традиции так именуют святых, послуживших распространению христианства. Выслушав богословов разных конфессий, сравнив богослужения, Владимир остановился на греческой вере. В исторической памяти русского народа князь, крестивший Русь, остался как Владимир Красное Солнышко. Владимир расширял и укреплял Древнерусское государство: окончательно покорил радимичей; совершил успешные походы против поляков, печенегов; основал новые крепости – города (Переяславль, Белгород и др.).

В 980 г. Владимир осуществил языческую реформу. Был создан пантеон языческих богов во главе с Перуном. Но традиционная древняя религия уже не соответствовала ни идеологическим потребностям формирующегося государства, ни реальным условиям раннего Средневековья. К тому времени большинство европейских народов исповедовало христианскую веру. (В начале XI в. в христианской религии образовалось два основных течения: католицизм и православие. Позднее, в XVI в., возникло протестантство.)

К концу Х в. потребность молодого государства в принятии новой веры стала очевидной. Монотеистическая религия призвана была укрепить власть великого князя. Будучи умным и дальновидным политиком, Владимир понимал, что принятие христианства укрепит международное положение Руси и будет способствовать ее приобщению к византийской культуре. Сначала сам Владимир принял крещение. Его примеру последовали бояре и дружинники. А в 988 г. князь Владимир обратил в христианство свой народ. В русской летописи приводится яркий рассказ о свержении языческих идолов, которых князь велел изрубить или сжечь. Процесс христианизации страны затянулся на долгие века. Новая религия сталкивалась с пережитками языческих верований.

Принятие христианства на Руси укрепило власть князя, обеспечив тем самым укрепление государственности, способствовало становлению единства страны и народа. Вырос и международный авторитет Руси, правители христианских государств стали относиться к киевским князьям как к равным себе владыкам.

Особое значение имело принятие христианства для развития русской культуры. Вместе с христианством к нашим предкам пришла азбука кириллица, изобретенная в IX в. греческими миссионерами Кириллом и Мефодием. В XI в. зарождается русское летописание.

После смерти Владимира началась междоусобная война между его наследниками, в результате которой киевским князем стал Ярослав (1019–1054), получивший прозвище «Мудрый». При Ярославе Мудром Древнерусское государство достигло наивысшего могущества.

Ярослав соединил под своей властью почти все древнерусские земли. В 1030 г. совершил успешный поход в Прибалтику, где основал город Юрьев (ныне г. Тарту). В 1036 г. разгромил печенегов. После победы Русь на некоторое время обезопасила себя от вторжения кочевников.

Ярослав принял первый кодекс законов – Русскую Правду, отстроил Киев, который в эту эпоху стал одним из красивейших городов Европы. Князь Ярослав поставил в русские митрополиты киевского монаха Илариона, устранив, таким образом, церковную зависимость от Византии. При Ярославе значительно расширились политические связи Руси с европейскими государствами. Путем династических браков своих детей он породнился с польским, венгерским, норвежским, французским, германскими королевскими дворами.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

7. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ. Отечественная история: Шпаргалка

7. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДРЕВНЕРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Процесс формирования и развития Древнерусского государства охватывает период со второй половины IX до начала XII в. Своеобразной точкой отсчета стал 860-й год – дата осады русским флотом столицы Восточной Римской империи Царьграда. Состоялось дипломатическое признание Византией Новго-родско-Киевской Руси.

Первый этап включает в себя период с середины IX до концаХ в. При князе Олеге (882–911) были решены следующие важные государственные задачи: присоединены земли ряда восточно-славянских племен, введена выплата дани «полюдья», которая составила одну из экономических основ государства. Именно за счет дани и военной добычи содержались органы государственного управления, дружина, ближайшее окружение князя и его двор. Преемнику Олега – князю Игорю (912–945) пришлось подавлять многие годы сепаратистские устремления ряда племенных союзов. Княгиня Ольга (945–964) стремилась укрепить великокняжескую власть с помощью социально-экономических нововведений. Она упорядочила размеры взимаемой дани, определила места ее сбора (погосты), провела некоторые реформы в системе административного управления. При сыне Ольги великом князе Святославе (964–972) укрепились государственные основы, повысилась обороноспособность страны, совершенствовалась система управления. Славу Руси в это период принесли военные победы в борьбе с Византией, разгром Хазарского каганата.

Именно в этот период западно-европейские хроники стали называть Русь Гардарикой (страной городов), которых по европейским меркам было более ста. Наиболее известными центрами государства стали, помимо Новгорода и Киева, Ладога, Псков, Полоцк и др.

На втором этапе (конец X – первая половина XI вв.) Русь достигла расцвета в своем развитии. За 35 лет правления Владимира (980—1015) продолжался процесс территориального расширения. В состав государства были включены земли вятичей, хорватов, ятвягов, Тьмутаракань, Червенские города. При великом князе Ярославе Мудром (1015–1054) особенно упрочилось международное положение государства. Именно в этот период значительно усилилась экономическая мощь страны.

Главная тенденция третьего этапа развития древнерусской государственности – это попытка предотвращения надвигающегося распада, а также стремление стабилизировать положение внутри государства, ликвидировать сепаратистские тенденции. Эти попытки были осуществлены великим князем Владимиром Мономахом. При нем был создан новый юридический свод – так называемая Пространная редакция Русской Правды. В этом памятнике отразились социальные перемены, происходившие на Руси во второй половине XI – начале XII в. Пространная Правда зафиксировала существование боярской собственности, внесла изменения в ряд существовавших ранее законов («Древнейшей Правды», «Правды Ярос-лавичей» и др.). Однако со второй половины XII в. процесс дробления и развала единого государства усилился.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Новгород и Киев — центры древнерусской государственности. Образование Древнерусского государства

Древнерусское государство возникло в результате объединения большей части восточнославянских племен в единую державу со столицей в Киеве. Древнерусское государство часто называют термином «Киевская Русь», который ввели историки ХIХ в. Древнерусское государство просуществовало с IX до первой половины XIII в.

Образование государства у восточных славян — закономерный итог разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Благодаря развитию хозяйства внутри общин сформировалась их зажиточная часть — родоплеменная знать (князья). Для поддержания своего господства и подчинения рядовых общинников князья начали создавать государственные структуры управления: дружину (армию) для защиты территории и чиновников для сбора дани (налогов). Начальную форму древнерусской государственности представляли собой восточнославянские союзы племен.

Согласно «Повести временных лет», русская княжеская династия, инициировавшая процесс объединения восточнославянских племен в единое государство, берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие дань скандинавским племенам варягов (норманнов), изгнали их. В Новгороде началась междоусобная борьба племенной верхушки за власть. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими сторонами. В 862 г. варяжский князь Рюрик (862-879 гг.) и его братья Синеус и Трувор были призваны на Русь новгородцами. Они положили начало русской княжеской династии Рюриковичей.

Легенда о призвании варяжских князей славянами в качестве правителей послужила основанием для создания норманнской теории возникновения Древнерусского государства. Авторами этой теории были немецкие ученые Г. Байер, Г. Миллер и А. Шлецер, приглашенные в XVIII в. в Россию для работы с древними документами. Они считали восточных славян «дикими» и «отсталыми» и пытались доказать их неспособность самостоятельно создать управленческие структуры.

Против норманнской теории уже в XVIII в. выступили В. Н. Татищев (1686- 1750 гг.) и М. В. Ломоносов (1711-1765 гг.). Они указали на то, что в «Повести временных лет» есть места, которые противоречат легенде о призвании княжить на Руси трех братьев-варягов. Советские исследователи М. Н. Тихомиров и Д. С. Лихачев считали, что запись о призвании варяжских князей появилась в летописи позже, чтобы противопоставить два государства — Киевскую Русь и Византию. Научная несостоятельность норманнской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных личностей. Рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о норманском происхождении княжеской династии.

Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег (879-912 гг.), захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде, предпринял поход на Киев. Убив киевских князей Аскольда и Дира, Олег впервые объединил северные и южные славянские земли в составе единого государства. Обосновавшись в Киеве, Олег подчинил себе племена древлян, северян и радимичей. Столица была перенесена из Новгорода в Киев.

Причиной победы Новгорода над Киевом было военное превосходство варяжских дружин новгородского князя. В хозяйственном, торговом, культурном смысле Среднее Поднепровье с центром в Киеве обогнало другие славянские земли. В конце IX в. это был исторический центр русских земель, он находился на перекрестке торговых путей, что сделало его центром экономической жизни Древнерусского государства.

Князь Олег сосредоточил в своих руках власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась федерация племенных княжеств во главе с великим киевским князем. Олег опирался на славяно-норманнских дружинников. В 907 и 911 гг. он возглавил успешные военные походы на Византию, в результате которых были подписаны выгодные для Руси торговые договоры.

Князь Игорь (912-945 гг.) присоединил к Киеву земли уличей, тиверцев, древлян (отсоединились после смерти Олега). В 941 г. предпринял неудачный военный поход на Константинополь. Следующий поход на Византию в 944 г. закончился победой, и русские купцы получили существенные налоговые льготы. Погиб князь Игорь во время восстания древлян, недовольных повторным сбором полюдья (дань с подвластных племен на содержание Киева, князя и его дружины).

Княгиня Ольга (945-962 гг.) жестоко подавила восстание древлян: уничтожила их родовую знать и сожгла древлянскую столицу — город Искоростень. Ольга провела первую на русских землях реформу налогообложения, установив точные размеры полюдья, сроки и периодичность их уплаты — оброки, уроки. Ввела систему погостов — центров торговли и обмена, в которых упорядоченно происходил сбор податей. Положила начало каменному градостроительству на Руси. Первые каменные здания Киева — городской дворец и загородный терем Ольги.

Во внешней политике Ольга отдавала предпочтение дипломатии, а не военным походам. В 957 г. посетила Константинополь и приняла христианство. Ее крестным отцом стал император Византии Константин Багрянородный. Этим шагом она обезопасила Русь от военных вторжений со стороны Византии.

Сын Игоря и Ольги князь Святослав (962-972 гг.) был выдающимся полководцем. Русский историк Н. М. Карамзин называл его «Александром Македонским нашей древней истории». С 964 г. он совершал походы из Киева на Оку, Поволжье, Северный Кавказ и Балканы. Присоединил к Киеву земли вятичей. Воевал с Волжской Булгарией, разгромил Хазарский каганат. В 967 г. воевал с Болгарией за Подунавье. В союзе с венграми и болгарами вел русско-византийскую войну 970-971 гг. Был убит печенегами у днепровских порогов.

По существующей в то время традиции киевский княжеский престол, как самый главный, наследовался старшим княжеским сыном. После смерти Святослава киевским князем стал его старший сын Ярополк (972-978 гг.), древлянским князем — другой сын Святослава, Олег (ум. в 977 г.), новгородским — Владимир (970-978 гг. — новгородский князь; 978-1015 гг. — киевский князь). Между братьями началась междоусобная война за право княжить в Киеве. Владимир Святославович вышел из нее победителем, уничтожив всех своих братьев как возможных претендентов на киевский престол.

Основные даты

Даты

События

862 г.

Призвание варягов

862–879 гг.

Княжение Рюрика

879–912 гг.

Княжение Олега

882 г.

Объединение двух центров: Киева и Новгорода. Образование государства Киевская Русь

907 г.

Поход князя Олега на Царьград

911 г.

Подписание договора между Русью и Византией о беспошлинной торговле, полугодовой жизни в Константинополе за счет столицы Византии, обязанность оснащать русские корабли византийской стороной

912–945 гг.

Княжение Игоря

941 и 944 гг.

Походы князя Игоря на Константинополь

945 г.

Восстание древлян и убийство князя Игоря

945–957 гг.

Княжение княгини Ольги

964–972 гг.

Княжение Святослава

964–966 гг.

Поход Святослава на Хазарский каганат. Разгром каганата

971 г.

Битва Святослава при Доростоле против Византии

980–1015 гг.

Княжение Владимира I Святого

981 и 982 гг.

Поход Владимира I на вятичей

980–981 гг.

Поход Владимира I на польские земли

983 г.

Разгром ятвягов Владимиром I

985 г.

Подписан мир с Волжской Булгарией князем Владимиром I

980 г.

Первая языческая реформа

988 г.

Крещение Руси

988 г.

Поход Владимира на Корсунь

1019–1054 гг.

Княжение Ярослава Мудрого

1036 гг.

Разгром печенегов при Ярославе Мудром

1043 г.

Поход на Константинополь (неудача0

1051 г.

Избрание первого митрополита Иллариона

1068 г.

Поражение на р. Альте против половцев

1097 г.

Съезд князей «Каждый защищает свою отчину»

113–1125 гг.

Княжение Владимира Мономаха

1125–1132 гг.

Княжение Мстислава Великого

1103–1111 гг.

Походы против половцев

3. Основные понятия

Бояре высший наряду с великими и удельными князьями, слой общества в России с Х по ХVIII вв.

Былина эпическая песнь, посвященная действительным историческим событиям.

Вира – денежный штраф.

Вирники те, кто взимал штрафы.

Владимиро-Суздальская архитектура ажурная каменная резьба.

Вотчина надел земли, передаваемый по наследству.

«Гости» – иноземные купцы.

Дым подати с малой семьи.

Житие (апография) жизнеописание духовных и светских лиц, канонизированных христианской церковью.

Закупы категория зависимого населения на Руси. Человек боал «купу», т.е. помощь деньгами или товарами в долг при условии его возвращения.

Изгои люди, потерявшие связь со своей социальной средой.

Кабала форма личной зависимости одного человека от другого, связанная с займом.

Княжеские съезды встречи князей Киевской Руси с целью принятия совместных решений по тем или иным вопросам.

Конунг князь у варягов.

Кормление натурально-денежное обеспечение за службу.

Купа долг.

Лествиничное право по данному принципу каждый князь в течение жизни мог неоднократно перемещаться от менее значимых «столов» к более значимым.

Летописание хронологические записи с основными датами, событиями, героями.

Люди основная часть свободного населения.

Мечник княжеский слуга из дружинников, вооруженный мечом, а также служитель княжеского суда – держатель меча как символ правосудия.

Миниатюра красочные иллюстрации.

Мозаика картины из стекловидного материала смальты.

Новгородская и псковская архитектура строгость и простота форм.

Норманнская теория направление в историографии, сторонники которого считают норманнов основателями славянского государства.

Огнищанин от слова огнище – очаг, двор. Первоначально младший дружинник древнерусского князя, стоявший во главе княжеского хозяйства.

Отроки, детские, гридни младшие дружинники.

«Паволоки» – парча, восточные ткани.

Пергамент выделанная телячья кожа.

Повоз – форма сбора дани в Киевской Руси.

Погост место сбора денежной и натуральной дани.

Подъездные сборщики податей.

Полицентричность государственной структуры многовариантность дальнейшего политического развития.

Полюдье зимний объезд князя с дружинниками с целью сбора дани.

Посадник княжеский наместник в Древней Руси. В Новгороде и Пскове – высшая государственная должность, избираемая на вече из наиболее знатных и богатых боярских семей. Посадник созывал, открывал заседания вече и исполнял его решения. Он руководил внешними сношениями, контролировал действия князя, осуществлял судебные функции.

Ряд договор.

Рядовичи временнообязанные, полусвободные смерды, попавшие во временную зависимость в силу «ряда» – договора, на основании которого они работали на хозяина.

Скоморохи первые актеры, соединившие в себе певцов, музыкантов, плясунов, акробатов.

Слово (поучение) произведение, относящиеся к жанру красноречия.

Смерды масса сельского населения, которая постепенно из свободного крестьянства превращалась в зависимое.

Тиун княжеские или боярские слуги, управляющие феодальным хозяйством в Древней Руси и русских княжествах. В отдельных случаях великокняжеские тиуны управляли отдельными волостями и городами, вершили суд именем князя.

Тысяцкий военный предводитель городского ополчения на Руси до сердины ХV в. В Новгородской республике выбирался на вече от небоярского поселения (черных людей и посадских), т.к. они составляли главную силу ополчения сроком на один год.

Урок норма сбора дани.

Удел наследственное владение князя.

Фрески – техника живописи краской на свежей сырой штукатурке.

Хождения описание путешествий о христианских святынях, достопримечательностях, природы, обычаяев других стран.

Холопы рабы.

Челядин раб.

Формирование древнерусского государства — Студопедия

Процесс объединения славянских племен стимулировали скандинавские дружины купцов-воинов,которые в IX в. занимались грабежом и торговлей на водных путях всей Европы. На западе их называли викингамиилинорманнами, а на Руси – варягами. Варяги проложили по земле славян два торговых пути. Сначала они освоили путь из Ладоги по Волге до Каспия, торгуя с персидскими купцами. Второй торговый путь прошел из Ладоги на Днепр, затем в Черное море, в Византию. Этот путь назывался «из варяг в греки». По сведениям из древних летописей в IX в. варяги захватили древнее поселение, известное теперь как Старая Ладога[1], а затем район будущего Новгорода (существование города в это время археологическими данными пока не подтверждается), где на берегу озера Ильмень жили финские племена (чудь, меря, весь) и славянские племена (кривичи и словени). Варягов вскоре выгнали, но, как гласит летопись, племена в районе Ильмени стали враждовать друг с другом и вскоре обратились с просьбой к варяжскому вождю Рюрику взять на себя роль посредника-правителя. Призвание Рюрика датируется 862 г.В 879 г. Рюрик умер, оставив после себя малолетнего сына Игоря. Фактическим правителем стал Олег, родственник Рюрика. В 882 г. Олег пришел в Киев, центр славянского племени полян, и объявил Игоря киевским князем. Эту дату считают датой создания древнерусского государстваво главе с варяжской династией. Варяжская дружина была принята в Киеве потому, что помогла полянам освободиться от набегов хазар – разноплеменного объединения кочевников, созданного в прикаспийских степях.


Летописная версия о призвании не раз использовалась для создания так называемой «норманнской теории», некоторые сторонники которой принижали способность самих славян к созданию государства и говорили о решающей роли варяжского (германского) фактора в образовании государства на Руси. Эта идея была популярна в гитлеровской Германии. Серьезные историки такую теорию никогда не разделяли. Дело в том, что процесс создания государства очень длителен и связан с развитием стабильных межплеменныхсвязей, на базе которых и возникает новая надплеменная система управления на определенной территории. Этот процесс на Руси начался задолго до Рюрика и занял еще много лет после его летописного призвания. Однако варяги действительно ускорили процесс создания государства, поскольку они ускорили объединение славянских племен.


В 911 г. Олег совершил поход на Константинополь с большим войском, которое состояло из варяжской дружины и славянского ополчения. Он заключил договор о создании в Византии постоянных колоний для русских купцов, которые получили привилегии (еда, новые паруса).

В 945 г. неупорядоченный сбор дани (полюдье) среди славянских племен привел к убийству киевского князя Игоря древлянами. Его жена Ольга установила места (погосты), сроки и размер дани (уроки), что стало важным шагом в формировании государственности, поскольку превратило дань в форму упорядоченного государственного налога.

Контакты с Византией привели к христианизации части верхушки киевского общества, что нашло отражение в крещении Ольги в 955 г.

В 964 г. князь Святослав, сын Игоря и Ольги, разбил Хазарский каганат. Затем он был нанят византийцами для покорения Болгарии. При возвращении из Болгарии Святослав был убит печенегами (972), новым тюркским народом, который пришел с востока в 915 г. в причерноморские степи, потеснил хазар и разорил все Причерноморье.

В 988 г. Владимир Святославович (980–1015) крестился и крестил дружину. Это событие считается датой крещения Руси, хотя процесс христианизации всех славянских племен растянулся на века. Приняв христианство, Русь приобщилась к культуре Византии. На Русь пришли иконопись, каменное зодчество, славянская письменность (кириллица) и обширная христианская литература, дававшая представление о мировой истории.

Культурный и политический расцвет Киевского государства приходится на период княжения сына Владимира – Ярослава Мудрого(1019–1054). В Киеве был построен 13-главый Софийский собор (1037), украшенный мозаикой, фресками и иконами, а также каменные Золотые ворота. Более строгий пятиглавый Софийский собор был возведен в Новгороде, потом в Полоцке. При Ярославе Мудром был составлен первый свод законов, который назывался «Правда Ярослава». Ярослав разбил печенегов – главную военную угрозу того времени.

Общественный строй.В Киевской Руси шел процесс расслоения общества, появления богатой верхушки и слоя зависимых людей, но преобладало свободное городское и сельское население. Князь не имел собственных крупных земельных владений. Он кормился данью, которая стала формой феодальной ренты – платой за то, что князь охраняет и поддерживает порядок на Русской земле. Дружинники князя также долгое время не имели своих земельных владений. Они «кормились» из доли своего князя. Наличие феодальной ренты позволяет говорить о том, что князья и их дружины были феодальным сословием. Дружинники были связаны с князем личными договорными обязательствами, что также является характерной черной феодальных отношений внутри правящего класса (сеньор и вассал договариваются об условиях службы). В то же время феодализм в Киевской Руси существовал в ранних формах: князь не был полным и безусловным собственником земли своего княжества и не мог отобрать земли свободных общинников. Поэтому он не мог раздавать их своим дружинникам. В XI в. старшие дружинники – бояре – стали постепенно обзаводиться селами, но их владения тонули в море свободных общинных хозяйств.

Формирование древнерусского государства

В течение длительного периода времени изучая проблемы восточных славян государства формирования были неотделимы от ‘История Temporal Years ‘, также известный как «Легенда о Призвании варяжских князей» (или легенда «Норманна»). В легенде говорилось о событиях начала 60-х годов века , когда между несколькими северных славянских племен (клан против клана) было сильное разногласие .Урегулировать конфликт удалось только благодаря одному из варягских князей (конунгов) — Рюрику, который был представителем племени (известное в летописи как «Русь») и который согласился « царствовать и владеть в Новгороде . Затем два его боярина Аскольд и Дир обосновались в г. Киеве , что означало контроль варягов над главными восточнославянскими центрами. Согласно летописи, которая произошла в 862 году. За двадцать лет князь Олег объединил и земель и .

История, обнаруженная немецкими учеными, работавшими в России в первой половине 18-го века (Г. Ф. Миллер, Г. З. Байер, А. Л. Шлетцер), была основой теории, известной как норманизм, и стала отправная точка долгих и серьезных дебатов, повторяющихся даже в наши дни.
Ученые (и не только они) разделились на две школ идей по проблеме Древние Русские Государство образование — «Норманисты» и «Антинорманисты».Некоторые из них (Н. М. Карамсин, С. М. Соловьев и др.) Разделяли взгляды летописца, другие опровергли ряд фактов, изложенных в «Истории временных лет». Таким образом, они опровергли происхождение Рюрика (его считали либо славянином, либо финном, либо готом и т. Д.), А затем опровергли происхождение названия «русь» из скандинавского племени «русов» (М.В. Ломоносов). был среди самых известных антинорманистов). Однако в настоящее время эти дебаты утратили свою остроту (хотя время от времени можно найти некоторые из их признаков, но не в чисто научной литературе
).Сегодня произошло смещение акцента на реальные причины восстания ранних штатов формаций , но не на вторичных проблем происхождения Рюрика и названия племени.

Таким образом, существует проблема реальных взаимоотношений между славянами и их соседями.
Отношения были довольно напряженными. Славяне были при атаках с обеих сторон: с севера они были атакованы скандинавскими племенами, а с по юг они должны были противостоять атакам степных кочевников.Что касается последних, то они были не только враждебны, но даже чужды славянам в своем образе жизни . Но с варягами у них были общие интересы: общее стремление к кампаний к богатым поместьям Византийской империи ради ограбления. Таким образом, они создали идеальные условия для заключения некоторых особых соглашений для установления определенного баланса сил в этой части Европы: союз славян и варягов, нацеленный на совместные атаки на Византию и сопротивление кочевникам.Из курса это «соглашение» было скорее относительным, так как оно было «заключено» под давлением, но, тем не менее, взаимный интерес как славян, так и варягов друг к другу не вызывал сомнений. Более того, как видно из хроники, славянское общество все больше и больше погружалось в массу конфликтов, урегулирование которых было довольно трудным. Так что нужен был беспристрастный судья, которого нельзя заподозрить в симпатии к той или иной конфликтующей стороне.

Таким образом, Древние Русские Государство появились в результате развития противоречий внутри общества славян, которое не могло быть разрешено внутри самого общества, и поэтому им пришлось использовать некоторая помощь извне, чтобы защитить себя.Совершенно естественно, что не варяги основали древних русских государства ; мы имеем дело с двусторонним (точнее — многосторонним) процессом, в котором как внешние, так и внутренние факторов равны и неотделимы друг от друга. Дело не в более высоком уровне культуры или тех или иных людей (они примерно одинаковы, хотя они не могут быть похожими, но не на уровне «выше» — «ниже»), дело в том, объединение разных элементов, синтез которых порождает абсолютно новый синтез.

Первые правителей из Древние Русские Государство — Рюрик, Олег, Игорь , Святослав, Владимир I — князья варяги по рождению, которые в своих действиях активно руководили для варяжского князя вооруженные силы и часто рассматривали Русь как временную резиденцию (например, Святослав, который мечтал перенести столицу из Киева на Дунай). Однако постепенно, с проникновением славянской знати в окружение княжеских вооруженных сил, а также в результате отпора от Византии, агрессивные устремления стали ослабевать, превращая Россию в самодостаточность и чувство собственного достоинства. государство , даже для самих правителей.

Это обеспечило условия для постепенного формирования России как структуры состояний со своим собственным состоянием функций , общих для любого состояния . Первоначально эти функции были чрезвычайно примитивными и являлись продолжением целей, составлявших основу формирования государства государства . Они простирались далеко за пределы , а сама Россия .

Одним из спорных вопросов является происхождение названия «Русь». Наиболее обсуждаемой является гипотеза о его скандинавском происхождении. По мнению ряда исследователей, слово «Русь» происходит от корня «гребля», что означает «гребля». Скандинавы взяли производную от этого корня, чтобы называть себя людьми, которые бродят по Восточной Балтика и ведут торговлю с местным населением , говорящим на финском языке. Последний использовал это слово для обозначения скандинавов в форме «руотси».Затем слово было заимствовано восточными славянами и было преобразовано в «рус». При поселении варяжских князей и княжеских вооруженных сил в Киеве название «рус» распространилось по подвластной им территории — Русь, русских земель и их население — русских человек.

Некоторые авторы предполагают местное, восточное европейское происхождение этнонима (согласно названию реки рос).
Существует мнение о его иранской, балтийской и славянской этимологии. Во всяком случае, термин «рус» появился в областях Днепра не с появлением вооруженных сил князя Олега в конце 9-го века, а был зафиксирован здесь в середине века . Также необходимо отметить, что проблема происхождения названия ‘rus’ не равна проблеме образования Древних Русских Государство системы как социальных и политический процесс .

.
Древнерусское государственное образование (9 — начало 12 в.)

Интерьер

При оформлении этого зала использованы элементы, характерные для древнерусской архитектуры: хранилища; окна с тремя частями; арочные дверные проемы. Оформление наличников и мозаичные мраморные полы воспроизводят художественные орнаменты заставок древнейших русских книг: остромирских евангелий (1057) и «Изборника Святослава» (1073). На стене напротив входа находится копия росписи Западной башни св.Софийский собор Киева, изображающий древних музыкантов.
Прямоугольный зал покрыт паховым сводом. Трехкомпонентные окна с арочными копиями окон центрального нефа Святой Софии в Киеве.
Зал украшен двумя картинами, написанными специально для Исторического музея в 1883 году академиком Х. И. Семирадским: «Похороны Руси в Булгаре» и «Праздник Святослава после битвы при Доростоле в 971 году». Они представляют древние обряды языческой Руси. Все, что изображено на холсте, не просто представлено художником, а основано на арабских и византийских письменных источниках.
Первая картина основана на «Записках» арабского автора X века Ахмеда Ибн-Фадлана, который в 921 году отправился секретарем посольства багдадского халифа в Волжскую Булгарию. В городе Булгар он стал свидетелем похорон благородного воина-руса и подробно описал обряд своих похорон.
В центре композиции размещена резная ладья на платформе. В кормовой части находится мертвый воин. У его ног девушка готова следовать за своим хозяином в его загробной жизни.За ней пожилая женщина с кинжалом («Ангел смерти»). В нижней части холста видны принесенные в жертву животные; скорбящие, старые ожоги и дружинники с оружием.
Х.И.Семирадский работал над этой картиной в Риме. Помимо «Записок» Ибн-Фадлана он использовал эскизы предметов, найденных в 1872–1873 гг. Археологом Д.Я. Самоквасовым в знаменитом Черниговском кургане «Черная могила».
Сюжет картины «Праздник Святослава после битвы при Доростоле в 971 году» основан на записи истории византийского историка X века Льва Диакона об одном эпизоде ​​войны князя Святослава с византийским императором Иоанном Цимишием ,
На переднем плане Х.И. Семирадский изобразил ритуальную бойню греков во время захоронения воинов Святослава, убитых в бою, и убийства детей, оторванных от рук обезумевших матерей. Старший священник освящает воды Дуная, а воин бросает петуха в реку. На вершине холста киевский князь Святослав на белом коне, за ним еще одна сцена жестокой казни. Слева, на фоне разрушенной крепости Доростол, горят погребальные костры.

Подробнее …

.

Становление древнерусского государства

Предпосылки формирования древнерусского государства возникли в результате влияния внешних и внутренних, духовных, политических, социально-экономических факторов. Однако, в первую очередь, следует помнить об экономических изменениях восточных славян. Излишки сельскохозяйственной продукции в одних областях ремесла привели к взаимному обмену и способствовали развитию торговли. Вместе с этим сформировались условия для выделения общины княжеской свиты в группу.Таким образом, военно-административная деятельность отделена от производственной.

Среди политических факторов, повлиявших на создание древнерусского государства, следует отметить межплеменные столкновения на фоне осложнений межплеменных отношений. Эти факторы способствовали ускорению установления княжеской власти. Усилилась роль охранников и князей — они не только защищали племя от внешних атак, но и выступали в качестве судей по различным спорам.

Однако межплеменные столкновения привели к объединению нескольких племен вокруг сильнейших.Такие союзы были племенными княжествами. В результате власти князя были усилены, однако интересы правителя со временем сильнее расходились с интересами соплеменников.

Большое влияние на формирование древнерусского государства оказало язычество, развитие духовных верований славян. С ростом военной мощи князя, который принес племя добычу, защищенную от внешних атак, внутренние споры урегулировались, росли и становились престижными. Наряду с этим было отчуждение принца от остальной общины.

Рекомендовано

The origin of the Slavs. The influence of different cultures

Происхождение славян. Влияние разных культур

славян (под этим названием), по мнению некоторых исследователей, появилось в повести только в 6 веке нашей эры. Однако язык национальности несет в себе архаичные черты индоевропейского сообщества. Это, в свою очередь, говорит о том, что происхождение славян х …

Князь, известный своими военными достижениями, способный решать внутренние проблемы, выполнять сложные управленческие функции, все больше отдалялся от людей.Члены общины, в свою очередь, наделили его сверхъестественной силой, увидели в этом залог процветания племени в будущем.

К внешним факторам, повлиявшим на формирование древнерусского государства, следует отнести сильное давление со стороны норманнов и хазар. Стремление этих наций контролировать торговые пути между Югом, Востоком и Западом спровоцировало ускорение образования княжеской свиты и групп, которые начали участвовать в торговом процессе.Так, например, были наложены на продукты рыболовства (прежде всего, меха) соплеменники, и заменены на серебро, а престижные продукты от иностранных торговцев, кроме того, были проданы иностранцам и захвачены иностранцами. Таким образом, племенные структуры все чаще включаются в послушание местной знати, которая все больше изолируется и обогащается.

Кроме того, взаимодействие с другими более развитыми странами внесло изменения в общественно-политическую структуру страны.Влияние на формирование древнерусского государства оказало и существование Хазарского ханства на Нижней Волге. Это образование обеспечивало защиту восточных славян от нападений кочевников. В минувшую эпоху рейды на территории России существенно тормозили развитие племен, мешали их работе, становлению государственного строя.

Таким образом, на первом этапе (с начала 8 до середины 9 в.) Формирование древнерусского государства происходит через образование племенных центров и союзов.В 9 веке существует система полюдей — дань уважения членов сообщества в пользу князя. Предположительно, в то время оно было добровольным и воспринималось племенем как компенсация за административную и военную службу.

На втором этапе создания государственной системы большое влияние оказали внешние факторы — вмешательство хазар и норманнов.

Согласно летописи, финно-угорские народы и славяне в 862 году обратились к Рюрику с предложением править ими.Принимая предложение, Рюрик сел в Новгороде (по некоторым данным, в Старой Ладоге). Один из его брата Синея стал править в Белоозере, а второй, Трувор, в Изборске.

Древняя Русь

Люди существуют в определенном географическом местоположении в историческом периоде ; со временем районы распространения человека и границы штатов изменились . И этнические группы, и государства не вечны: они рождаются и гибнут, развиваются и трансформируются в новые социальные общины. Так русских , украинцы и белорусы были сформированы на основе восточных славянских суперэтнических групп.

Формирование человек (процесс этногенеза) и формирование штатов имеют экономическую базу , тесно связанную с населением и их образом жизни , что, в свою очередь, повлияло на культурные и общественные особенности этнических групп ,

Естественная колыбель восточнославянских народов Русское государство было Восточное Европейское равнина. Его открытые пространства , ландшафта , почвенные и климатические условия , речные бассейны определили не только формирование доминирующих экономических и культурных комплексов, населенных пунктов, но и формирование этнических и государственных границ в соответствии с результатами вооруженных политических конфликтов и колонизации процессов .

К середине годов первого тысячелетия нашей эры существовали устойчивые экономические и культурные комплексы, расположенные в лесах , лесостепных и степных зонах Евразии; процесс этногенеза активно развивался. К VI — VII векам года начался заключительный этап восточных славян выделения из общего прославянского единства.
Преобразование восточнославянской культурной и этнической общности в местной независимой цивилизации было связано с принятием христианства князем Владимиром в 988 году.

С принятием христианства восточные славяне вошли в православные церкви , которые определили развития русских государства. Превращение киевских в политический, культурный и религиозный центр восточнославянского государства привело к постепенному усилению культурного разграничения Руси относительно западных славянских соседей, которые приняли христианство из Рима. Эпоха г. Киева г. г. Русь г. г. была периодом преимущественно г. юга г. ориентация восточнославянской жизни Россия была близка к Византии из-за религиозных и торговых сообщений , в Болгарию — по общему сценарию.

Форма правительства Древнего русского государства включала в себя три компонента — Вече как особая форма национального собрания , в котором обсуждались наиболее важные вопросы; королевская власть с административными, судебными и военными полномочиями ; королевский совет , который был собранием верховных представителей администрации .

Государство было многонациональным с момента его образования. На территории древних России жили финно-угры — карелов , вепсов , саамов . пермские земли, занятые коми были объединены в конце XV века .

.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *