Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Где крестился князь владимир в 988: Крещение князя Владимира. Взгляд историка — Статьи — Медиа — Государственный историко-археологический музей-заповедник Херсонес Таврический

Крещение князя Владимира. Взгляд историка — Статьи — Медиа — Государственный историко-археологический музей-заповедник Херсонес Таврический

Сегодня в нашей стране отмечают одну из наиболее знаменательных дат — день памяти Святого равноапостольного князя Владимира, крестившего Русь. Крещение Руси — это основа, на которой постепенно строилось наше государство с его самобытной культурой, традициями, нравственными ценностями.

Херсонес Таврический имеет прямое отношение к этой памятной дате. Ведь именно здесь князь Владимир крестился и вступил в брак с византийской принцессой Анной. В дальнейшем христианство стало залогом развития древнерусской культуры, которая восприняла основные ценности византийской цивилизации.

Взятие Херсона и крещение киевского князя в храме на торговой площади города весной/летом 988 г. изменило характер русско-византийских отношений. Русь стала стратегическим партнером и союзником Византии, а «русско-варяжский» корпус – важной частью византийских вооруженных сил. Оформленное в это время соглашение сделало возможным введение христианства как государственной религии Руси.

В 978 году на киевский престол пришел молодой и амбициозный князь Владимир Святославич, младший сын знаменитого Святослава Храброго. Поначалу его религиозная политика была традиционной, направленной на восстановление прежних языческих обычаев.

В дальнейшем Владимир, как и его предшественники, обращает внимание на богатую и влиятельную Византию – самое могущественное государство раннесредневекового мира. Летопись описывает его приход к христианству как результат сначала религиозных дебатов представителей разных вероучений, а затем ответного посольства с целью «испытания веры».

На самом деле решающими, конечно, были политические факторы. В 986 году в Византии начинается очередной этап долгой и кровопролитной гражданской войны, в которой формальные василевсы-соправители из Македонской династии братья Василий II и Константин VIII противостоят ставленникам военной знати Варде Склиру и Варде Фоке, поочередно занимавшим пост главнокомандующего вооруженных сил на Востоке (доместика схол).

К 987 году Варда Фока Младший, племянник трагически погибшего и все еще популярного императора Никифора II, контролирует большую часть Малой Азии, приближаясь к предместьям столицы, Дорилею и Хрисополю.

Воспользовавшись этими, благоприятными для нападения, условиями, князь Владимир совершает поход в Таврику.

В это время тревожная ситуация в стране вынудила Василия II обратиться к «северным тавроскифам» с просьбой о военной поддержке. За вооруженную помощь в войне с Вардой Фокой киевскому князю была обещана порфирородная сестра императора — невиданная честь для тех времен. Породниться с византийским двором мечтали многие, но удавалось это далеко не всем. Неудачей окончилась попытка сватовства германского императора Оттона II, которого византийцы незадолго до этого с подобающим им высокомерием отвергли. Владимиру, бастарду и новичку на международной арене, поспособствовало удачное стечение обстоятельств. В один из теплых весенних дней 988 года к стенам Херсона подошла кубара (корабль) с принцессой Анной на борту.

Вместе с царевной прибыла и ее свита — константинопольское духовенство, Ефесский митрополит Феодор, антиохийский эпарх. Принцессу поселили в одном из лучших дворцовых помещений на большой агоре, находящимся за алтарем крестообразной церкви.

Князя Владимира, поселили рядом, в палатах «с краю» от церкви. Дата торжественного крещения точно неизвестна не известна, но есть основания полагать, что оно могло состояться на Пасху или Троицу 988 году.

Накануне таинства желающий креститься должен был выдержать сорокадневный пост и пройти предварительную подготовку (оглашение), однако эти требования могли и не соблюдаться в экстраординарных политических условиях. Предание повествует о слепоте Владимира накануне таинства и его чудесном исцелении в купели. Скорее всего, подразумевалось не столько физическое, сколько духовное прозрение, преображение «из Савла в Павла».

Письменные источники свидетельствуют о месте крещения и венчания князя с его порфирородной невестой, прибывшей в Херсон после победного завершения осады: «в церкви посреди града, идеже торг деют корсуняне», то есть, на большой торговой площади-агоре, на которой в это время имелось несколько храмов. Это прежде всего крестообразный мартириальный храм, более вместительная базилика № 28, а также небольшой храм № 29. На агоре были также светские, дворцовые помещения, «палаты» князя и его невесты, находящиеся «с краю церкви» и за ее алтарем.

Сопоставление данных летописи, археологических и топографических материалов позволяет утверждать, что местом совершения таинства стал один из храмов агоры. В десяти метрах от «палат» находилась и водосборная цистерна, снабжавшая их водой. Тем не менее, в науке существует версия, согласно которой крещение князя произошло в баптистерии при самой большой базилике города, являвшейся епископской резиденцией (ныне известной как Уваровская базилика).

После торжественной церемонии Владимир и Анна еще некоторое время оставались в Корсуне. Князь построил в память о своем крещении церковь «на горе», образовавшейся, по преданию, от земляной насыпи, сооруженной при штурме. Возможно, это был поздний, меньший храм «Базилики на холме» (№ 14). Вскоре князь с новой супругой и частью дружины отбыл в Киев, прихватив с собой священников, церковную утварь и двух бронзовых коней, еще с античных времен украшавших херсонскую площадь.

Согласно договоренности Василия II и Владимира, существенная часть княжеских воинов-варягов отправилась в Византию. Именно они составили решающую силу в битве у Авидоса 13 апреля 989 г., где были сокрушены войска Варды Фоки. Херсон вновь вернулся в состав Империи, и лишь храм, возведенный Владимиром на холме насыпанного корсунянами, а также разрушенные и сожженные в ходе штурма здания напоминали о долгой осаде.

Вернувшись в Киев, Владимир решительно провозгласил христианство государственной религией, разрушив прежнее капище у княжеского терема. Так начиналась официальная христианизация Руси.

В 988 году в киевской крещальной купели крестились наши предки. Сегодня православная церковь объединяет множество стран и народов. Поздравляем вас с праздником! Желаем вам мира и единства, добра, любви и, конечно, веры!

Автор: Роменский А.А., научный сотрудник отдела Византийской истории.

Древняя Таврида. Херсонес (Корсунь) – источник православия

Древняя Таврида. Херсонес (Корсунь) — источник православия

Ранняя история Крымского полуострова представлена на картах, составленных ученым-энциклопедистом К.И. Габлицом по известиям греческих писателей «древних и средних времен». Важнейшим периодом для государственного становления Руси стала эпоха правления князя Владимира Святославича (около 960 г. – 15 июля 1015 г.). В 987 г. Владимир на совете бояр принял решение о крещении Руси «по закону греческому». Древние летописи сохранили свидетельства о заключенном в 987 г. союзе между Византией и Русью для подавления мятежа Варды Фоки, условием которого было заключение брака князя Владимира с царевной Анной, сестрой императоров Василия и Константина. Они не спешили выполнять свое обещание, и в разгар войны с Вардой Фокой князь Владимир в 988 г. овладел византийским Херсонесом (Корсунью), где принял крещение по византийскому обряду, а затем распространил христианство на всю Русь. После женитьбы Владимир вернул Византии Херсонес и ушел в Киев. В это же время на Таманской части Керченского полуострова было основано Тмутараканское княжество, и славяне стали расселяться по всему Крыму. Наиболее значительную часть населения они составляли в Старом Крыме, Судаке, Мангупе, Херсонесе.

В XII в. территория Крымского полуострова оказалась во владении половцев, откуда они совершали набеги на Русь и Византию. В 1223 г. монголо-татарская конница  впервые совершила набег на Сугдею-Судак, а в 1242 г. вернувшиеся из похода на Польшу и Венгрию монголо-татары прочно укрепились в Крыму, который стал улусом – провинцией Золотой Орды и управлялся наместником великого хана.

К XIV столетию относятся сведения об официальном почитании князя Владимира как святого равноапостольного князя, с этого времени прологи и богослужебные книги стали включать память о Святом князе Владимире под 15/28 июля. Первые описания древнего Херсонеса и составление его планов начались практически сразу после присоединения Крыма к России в 1783 г. В Российском государственном архиве древних актов сохранилось несколько планов второй половины XVIII в. и литография, на которой представлены развалины Херсонеса. Интерес императрицы Екатерины II к личности и заслугам князя Владимира отразился в ее собственноручной работе над историческим трудом «Записки касательно российской истории», в котором императрица, тщательно изучив летописи, воспроизвела историю о выборе князем веры и принятии им христианства в Херсонесе. С именем князя Владимира было связано и учреждение Екатериной II в 1782 г. ордена в его честь.

В 1827 г. под руководством К. Крузе были проведены археологические раскопки, в результате которых были обнаружены руины древних христианских храмов, среди которых нашлись остатки крестоподобной в плане базилики в центре главной площади города – здесь могло состояться крещение князя Владимира. В 1850 г. на этом месте по ходатайству архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия была основана Свято-Владимирская обитель, и уже 23 августа 1861 г. состоялась торжественная закладка собора в честь равноапостольного князя, совершенная в присутствии императора Александра II и императрицы Марии Александровны.

Москва, Киев Борьба с историческими связями с князем Владимиром

Во вторник исполнилось тысячелетие со дня смерти Владимира Великого. Поскольку и Киев, и Москва почтили это событие громкими торжествами, лидеры каждой из них воспользовались возможностью, чтобы подчеркнуть силу связей своих стран со средневековым правителем.

Князь Владимир почитается за введение христианства в Киевскую Русь, федерацию славянских княжеств, которая иногда включала части России, Украины и большей части бывшего Советского Союза.

В 988 году князь Владимир крестился в современном Крыму, перейдя из славянского язычества. Он продолжил христианизацию Киевской Руси, объявив православие официальной религией своего народа.

По данным Кремля, где-то между концом XIII и началом XIV веков князь Владимир был «причислен Русской Православной Церковью к равноапостольным святым». Его отмечают ежегодно 15 июля.

Президент Владимир Путин в этом году торжественно отметил это событие, пригласив около 400 представителей российского духовенства, государственных и общественных деятелей на торжественный прием в Кремль.

Тем временем Президент Украины Петр Порошенко посетил богослужение в киевском Владимирском соборе, а на одной из центральных площадей столицы состоялся праздничный концерт.

Хотя оба праздника были посвящены одному человеку, Москва и Киев высказывали разные взгляды на то, чем правил князь Владимир.

В то время как Кремль в своем заявлении назвал его князем, «крестившим народ Руси в христианство», администрация президента Украины назвала его «великим князем киевским», христианизировавшим «Киевскую Русь-Украину».

Российские и украинские историки, опрошенные The Moscow Times во вторник, сошлись во мнении, что любая версия о приоритете связей одной страны над другой ошибочна.

Князь Владимир не правил ни Россией, ни Украиной; он правил раннесредневековым государством, объединившим многие славянские народы и лишь столетия спустя превратившимся в народы, которые мы знаем сегодня.

«И Украина, и Россия пытаются выдать свою общую историю за свою. Во времена князя Владимира ни Украина, ни Россия никому и не снились. [Киевская Русь] находилась на очень ранней стадии развития», — сказал Игорь Данилевский, профессор истории Высшей школы экономики, престижного московского университета.

Хотя аналитики, опрошенные The Moscow Times, согласились с тем, что использование истории как средства достижения политических целей часто приводит к ее искажению, они также согласились, что в этом нет ничего нового. Многие политики использовали эту стратегию как источник государственного строительства и укрепления национальной идентичности.

Выступая на праздновании в Кремле князя Владимира, Путин сказал: «Крещение стало ключевым поворотным моментом в русской истории, государственности и культуре. Наш общий долг — чтить этот переломный этап развития России».

«Прекратив междоусобицы [между разными княжествами, составлявшими Киевскую Русь], победив внешних врагов, князь Владимир положил начало образованию единого русского народа; по сути, он расчистил путь к созданию сильного централизованного Российского государства», — сказал Путин своей прославленной аудитории в большом Кремлевском дворце.

За стенами Кремля в последние дни было проведено множество других российских торжеств в честь князя Владимира, в очевидной попытке подчеркнуть связь страны с раннесредневековым лидером, правившим из столицы современной Украины.

Всего российское государство выделило свыше 274,5 млн рублей (4,5 млн долларов) на фестивали, форумы и ремонтные работы по всей России в честь князя Владимира, сообщил новостной сайт РБК на прошлой неделе.

В понедельник Путин посетил недавно отреставрированный храм св. Владимира в Московском епархиальном доме, где в советское время располагалась киностудия, где снимались документальные фильмы.

Российские власти в последние недели также привлекли к себе большое внимание СМИ, решив изменить местонахождение массивной статуи князя Владимира, которая уже построена и должна была быть установлена ​​на Воробьевых горах.

По первоначальному плану памятник должен был возвышаться над центром города и напоминать памятник средневековому князю, возвышающемуся над берегами Днепра в Киеве с 1853 года.

Во время его последнего визита в Украину в июле 2013 года , по случаю 1025-летия крещения Киевской Руси Путин вместе с тогдашним президентом Виктором Януковичем посетил памятник.

С тех пор многое изменилось.

Несколько месяцев спустя, в феврале 2014 года, народное восстание привело к свержению прокремлевского Януковича и расчистило путь к власти нынешнему прозападному правительству.

Россия аннексировала Крымский полуостров, и на востоке Украины вспыхнул кровавый конфликт между пророссийскими повстанцами и украинскими правительственными войсками, унесший жизни более 6000 человек и оставивший более миллиона перемещенных лиц, по данным ООН.

Российское правительство в конечном итоге было вынуждено отказаться от планов по установке памятника на Воробьевых горах из-за возмущения общественности представлением о том, что Москва будет доминировать над частью московского горизонта. Более 60 000 человек подписали петицию, оспаривающую планируемое место.

Властям Москвы еще предстоит выбрать новое место.

Но пока Москва изо всех сил пытается продемонстрировать свои связи с князем Владимиром, Киев делает все возможное, чтобы разорвать эту нить, заявил The Moscow Times украинский историк Александр Каревин.

«Украинское правительство пытается объявить князя Владимира своим, создавая впечатление, что он не имеет никакого отношения к России», — сказал Каревин в телефонном интервью из Киева.

«К сожалению, сейчас в Украине многие боятся открыто говорить об этом факте», — сказал он.

Путин обратился к представителям духовенства Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Кириллом.

Порошенко присутствовал на богослужении под руководством патриарха Филарета, главы Киевского патриархата Украинской православной церкви, который с 1992 года остается отделенным от той же церкви Московского патриархата. вес за идеей объединения патриархатов в единую церковь.

Князь Владимир действовал на территории современной России и Украины; сегодняшние границы показались бы ему чуждыми, считает руководитель Центра истории Древней Руси Института российской истории РАН Владимир Кучкин.

«Между многочисленными княжествами древней Руси были различия, но все они говорили на очень похожем языке, и все их правители были связаны друг с другом кровным родством», — говорил Кучкин, один из виднейших русских историков раннего средневековья. рус.

«Князь Владимир пришел к власти в Киеве из Новгорода [древний город в современной России], но мы не говорим, что в то время Украину завоевал русский», — сказал он в телефонном интервью.

Связаться с автором по адресу [email protected]

988 Владимир принял христианство | Журнал христианской истории

В 1988 ГОДУ ХРИСТИАНСКИЙ МИР ОТМЕТИЛ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ Христианства в России. Хотя 988 год действительно был поворотным годом для русских христиан, называть его годом зарождения там христианства не совсем точно.

Христианство действительно проникло на «Русь» к началу 900-х годов, когда в древнем городе Киеве была построена хотя бы одна церковь. В 950-х крестилась Ольга, бабушка Владимира. Она попросила немецкого короля Оттона I прислать миссионеров в ее страну, но, по-видимому, они не увенчались успехом.

Внук Ольги Владимир исповедовал старую религию. Он построил ряд языческих храмов и был известен своей жестокостью и коварством. У Владимира было восемьсот наложниц и несколько жен, а свое невоенное время он проводил в охоте и пиршестве. Вряд ли он казался человеком, распространяющим христианство среди украинцев.

Покупка церкви

Владимир, очевидно, хотел объединить людей под одной религией, поэтому около 988 года он отправил послов для изучения основных религий. Варианты? ислам, иудаизм, католическое христианство Западной Европы и православное христианство Восточной Европы (хотя официального разрыва между православными и католическими христианами пока не было).

История избрания Владимиром православия — отчасти легенда, отчасти факт. По преданию, Владимиру не нравились диетические ограничения ислама и иудаизма. Католическое христианство было в порядке, но что поразило великого князя, так это ослепительное богослужение, которое его послы описывали увиденными в великом соборе Святой Софии в Константинополе: «Мы не знали, находимся ли мы на небе или на земле, ибо нет такого великолепия». или красота где-нибудь на земле. Мы не можем описать это вам. Только мы знаем, что Бог обитает там среди людей, и что их служение превосходит поклонение во всех других местах. Мы не можем забыть эту красоту».

Итак, Владимир выбрал православие из-за его прекрасного богослужения. Название избранной Владимиром религии было на самом деле Православие, слово, означавшее «истинное поклонение» или «правая слава». Православие было также религией самого могущественного, богатого и цивилизованного из приграничных народов России — Византийской империи. И если на Владимира произвела впечатление красота Православия, то на него произвела впечатление и другая красота: Анна, сестра византийских императоров Василия II и Константина, которая предложила ее Владимиру как невесту с условием его крещения.

В 988 году Владимир крестился. В 989 году он женился на Анне. Ни одно из этих действий не было признаком того, что он подчинялся власти — религиозной или политической — Византийской империи. Приняв византийскую религию, «русская» церковь всегда была независимой.

Ковка народной церкви

Знаменательный для церковной истории Владимир приказал всем киевлянам явиться на Днепр для крещения, иначе они будут считаться врагами царства. Это не означает, что славянский народ в одночасье стал христианским обществом. Но с помощью монахов, которые всегда были главной силой восточного православия, новая религия начала давать о себе знать.

Что касается самого Владимира, то его образ жизни явно пострадал. Когда он женился на Анне, он расстался со своими пятью бывшими женами. Он не только строил церкви, но и уничтожал идолов, отменял смертную казнь, защищал бедных, учреждал школы и сумел жить в мире с соседними народами. На смертном одре он раздал все свое имущество бедным.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *