Эфес, Турция – история, достопримечательности, где находится, карта
Древний город Эфес находится в Малой Азии в Турции, южнее Смирны. Он известен на весь мир своим культом богини плодородия, сегодня отождествляемой с древнегреческой Артемидой Эфесской. Поклоняются этой богине уже несколько тысячелетий, но лишь в начале 6 столетия до н.э. в Эфесе был возведен храм Артемиды, он многие века являлся одним из знаменитых 7 чудес света.
История Эфеса
Древняя Греция
Древний Рим
Византия
Османская Империя
Культ Великой Артемиды в Эфесе
Достопримечательности Эфеса
Карты Эфеса
История Эфеса
Этот город появился на побережье Эгейского моря, как порт. Он бурно строился, торговал со всеми окрестными древнегреческими полисами. В 6 веке н. э. Эфес был перенесен на возвышенность, т.к. бухта, в которой он стоял, обмелела.
Позже море продолжало отступать от Эфеса, и город постепенно пришел в упадок. Здесь периодически происходили землетрясения, которые похоронили руины некогда прекрасного греческого города, но сохранили его для археологов.
Сегодня руины Эфеса, расположенные в нескольких километрах от Эгейского моря, прошли реставрацию и являются древней достопримечательностью, которую посещают миллионы туристов со всех концов мира. Об этом городе часто упоминается в Библии.
Первые раскопки здесь были произведены в середине 19 века, они и открыли миру красоту античного полиса. В музее расположенного рядом городка Сельчук и в Стамбуле выставлены все самые значимые обнаруженные археологами артефакты.
Древняя Греция
Как установили ученые, люди жили здесь еще при неолите, на месте Эфеса археологи обнаружили человеческие поселения Бронзового века. В середине 20 века археологи обнаружили древний некрополь микенской эпохи.
Уже в период Бронзового века здесь появились древние афинские и ионические греки. Город Эфес был основан в 11 столетии до н.э. В нем были возведены храмы в честь древнегреческих богов Афины и Аполлона.
В 6 веке до н.э. Эфес завоевал царь Крёз, правитель Лидии, он предложил всем горожанам селиться в долине около храма Артемиды. Именно Крёз потратил свои сокровища на этот великолепный храм.
Во времена Крёза древний Эфес достиг наибольшего расцвета, это был его Золотой век эпохи Древней Греции. При правлении этого царя в городе жили великий философ Гераклит, известный поэт Каллин, писавший элегии, и иные знаменитые греки.
Позже Эфес был завоеван Древней Персией, им правил царь Дарий, но в 5 веке до н.э. древние греки выбили персов из Малой Азии. Эфес в период Пелопонесских войн воевал на стороне Спарты против Древних Афин.
В 3 веке до н.э. город захватили войска во главе с Лисимазхом. Он начал переселение жителей города подальше от моря, в долину, т.к. берег моря начал заиливаться. Также в Эфесе были возведены крепостные стены, построены стадионы, театры и пр.
Древний Рим
Во 2 веке до н.э. Эфес стал частью Римской Империи. Повысились налоги, участились восстания, убийства римских граждан. Город на короткое время получил автономию. Но в 1 веке до н.э. он вновь вернулся в Империи, заплатив ей гигантскую контрибуцию.
С начала нашей эры при императоре Августе город бурно строился, стал одним из самых больших и богатых в Малой Азии и всей Империи, занял по значению второе место после Рима. В нём возвели мраморный театр, библиотеку, храмы, строения, фонтаны и пр.
Значение храма Артемиды в Эфесе тоже значительно возросло. В нём хранились сокровища Малой Азии. Но в 3 веке н.э. город Эфес разорили дикие готы. Они также подожгли знаменитый храм.
Византия
В 5-6 столетиях Эфес был одним из крупнейших городов Византии. Император Константин перестроил и расширил его. Жители Эфеса приняли христианство. В начале 5 века храм Артемиды был окончательно разрушен, в т.ч. христианами.
В начале 7 века около Эфеса произошло серьёзное землетрясение, значительно разрушившее город. Политическое и экономическое значение Эфеса постепенно уменьшалось по мере заиливания порта и утраты выхода к морю.
В 7-8 веках участились нападения на Эфес арабов, а в 11 веке он был завоеван турками. К тому времени это был уже не прекрасный эллинский город, а небольшая деревушка. Позже Византия ее отвоевала и удерживала еще до начала 14 века.
Османская Империя
В 14 веке древний Эфес, ставший деревушкой с крепостными стенами, был завоеван османами. На берегу моря появился османский флот, который совершал рейды по Эгейскому морю и нападал на своих противников.
Город Эфес пережил новый, но очень короткий период процветания при турках. Здесь были построены мечети, бани и пр. Но в начале 15 века он был окончательно оставлен людьми и занесен песками.
Культ Великой Артемиды в Эфесе
Этот культ возник в Малой Азии недалеко от города Эфес. Здесь еще в Бронзовом веке люди поклонялись богине плодородия, которую называли Великая Мать. Позже древние греки называли ее Артемида, а древние римляне – Диана.
Сначала в Эфесе был построен деревянный храм и изготовлена деревянная статуя Артемиды, но царь Крёз из Лидии, завоевавший город, разрушил храм и уничтожил статую, а позже по его указанию был построен каменный храм Артемиды в Эфесе.
В 4 веке до н.э. этот храм был подожжен Геростратом, желавшим прославиться на весь мир. Позже храм был восстановлен, а окончательно разрушен через несколько столетий готами. Христиане считают поклонение Артемиде Эфесской идолопоклонничеством.
Достопримечательности Эфеса
Руины храма Артемиды. Остатки этого храма были найдены в конце 19 столетия британскими археологами. Сегодня отдельные фрагменты зодчества храма находятся в Британском музее в постоянной экспозиции или хранятся в запасниках.
В музеях археологии Стамбула и Эфеса можно увидеть самые ценные артефакты, сделанные древними мастерами из золота и слоновой кости. Археологические раскопки около храма в Эфесе продолжаются.
Библиотека Цельса. Это одна из знаменитейших библиотек, построенная в древнем Эфесе при императоре Андриане во 2 веке н.э. Она была разграблена и уничтожена напавшими в 3 веке на Малую Азию готами, а позже окончательно погибла в результате землетрясения. В середине 20 века были реконструированы руины двухэтажного фасада библиотеки Цельса, он получил свой первозданный вид. Часть скульптур реконструировано по описаниям из древних эпосов и сохранившихся документов тех времен.
Руины Агоры. Это сооружение было возведено во времена Римской Империи по указанию императора Августа. В центре Агоры много столетий назад располагались торговые ряды, находились водяные часы, которые сегодня реставрированы. В этой части древнего Эфеса действовал рынок рабов, проходили различные светские и религиозные торжества и празднества. Сегодня на руинах можно также увидеть развалины древней базилики, возведенной при императоре Августе.
Большой театр. Спереди и по бокам трехэтажное здание театра обнесено остатками стен, театральная сцена прекрасно сохранилась. Второй этаж был надстроен по указанию Нерона. Ранее здесь было множество скульптур, рельефов, архитектурных артефактов и пр. Руины этого здания были раскопаны в 60-е годы прошлого века. В древности театр вмещал несколько десятков тысяч зрителей. После разрушения его камни применялись для возведения других зданий и сооружений в Эфесе.
Малый театр. Это сооружение называется Одеон, оно находится севернее Агоры, и было построено во 2 веке н.э. Здесь почти две тысячи лет назад заседал городской Сенат. В перерывах между заседаниями публику развлекали театральными представлениями. Одеон был построен по классическим принципам древнеримской архитектуры административных зданий. Вокруг сцены возведен в два яруса полукруг рядов, разделенных на несколько секторов с помощью лестниц, и пр.
Храм Андриана. Этот храм был возведен в 2 веке н.э. при императоре Андриане. Здесь много столетий назад стояли скульптуры других римских императоров. Порталы храма богато украшены античными геометрическими и растительными орнаментами, изображениями людей. Здесь можно увидеть тот самый подиум, на котором тысячелетия назад стояла навсегда утраченная статуя императора Андриана. Руины этого храма изображены на турецкой банкноте достоинством в 20 лир.
Улица Куретов. Это одна из главных улиц древнего Эфеса. Она сохранилась в облике 4 и 5 столетий. В те времена город восстанавливался после очередного землетрясения, и улицу в последний раз вымостили мрамором и камнем. По сторонам улицы Куретов можно видеть прекрасные античные руины, много рассказывающие об истории Эфеса: храмы, пьедесталы, остатки статуй, разрушенные торговые ряды, крытые галереи и пр.
Дом Богородицы. Из древних летописей известно, что в городе Эфесе долгое время проживала Святая Мария, мать Иисуса Христа, после его распятия, а также несколько апостолов. Сегодня дом Марии отреставрирован, и в нём находится католическая часовня. Этот дом обнаружен археологами в 90-е годы 19 века. Христианские историки полагают, что после смерти Марии в этом доме размещалась церковь, построенная в 9 веке в честь матери Иисуса Христа. Сегодня сюда приходят паломники.
Карты Эфеса
Эфес на карте Турции
Древнегреческий Эфес на карте
Карта Эфеса в Турции
Вам понравится
Комментарии
Популярные статьи
Древний мир
Древний Эфес — перекресток цивилизаций
Вы цените атмосферу древности и планируете путешествие в Турцию? Тогда пунктом вашего маршрута обязательно должен стать Эфес — он определенно вас не разочарует. Здесь, на территории некогда Малой Азии, а теперь современной Турции сохранились самые крупные древнеримские руины в мире.
История Эфеса
Эфес, одна из самых посещаемых достопримечательностей Турции и один из старейших городов мира. Когда-то он был большим и влиятельным портовым городом на берегу Эгейского моря. И в череде его достоинств, главное место занимал храм в честь богини Артемиды.
Путеводитель по Турции
Не только процветанию, но и своему упадку, Эфес обязан морю. В последнем случае, именно откат воды от городской черты стал приговором для города. Ведь Эфес рос и пышнел благодаря морской торговле. А со временем гавань, которая делала его коммерческим центром заполнилась отложениями наносимыми рекой, а берег моря значительно отступил (сегодня расстояние равно 10 км). Побережье заилилось и обмелело, корабли перестали заходить в гавань, купцы уехали. К концу пятого века, отсюда выехали последние люди. Эфес превратился в город — призрак. Землетрясения и оползни стали последним аккордом в его жизни, надолго похоронив Эфес под землёй.
Лишь во второй половине 19 века начались первые раскопки, открывшие современному миру красоту античного города. Археологическая зона Эфеса, размером более десяти километров, лежит в окрестности турецкого городка Сельчук. А в музее Сельчука хранятся уникальные находки из Эфеса и соседних поселений.
Подробней в путеводителе: Сельчук — где жить, как добраться, что посмотреть
История Эфеса — зеркальное отражение судьбы многих городов востока Малой Азии. Изначально они были основаны как крупные греческие поселения, затем попали под персидское владычество и были завоеваны Александром Македонским. Неоднократно переходили из рук в руки, достались римлянам, а затем вошли в состав Османской империи.
Времена римского правления
Во времена римского контроля, Эфес был в расцвете сил и утвердился в качестве столицы Малой Азии. Несмотря на то, что город существовал задолго до наших дней, геометрия его улиц подобна рисунку многих современных городов. Вместо того, чтобы направлять улицы туда, где уже стояли здания, римляне пускали уличную сеть от двух главных бульваров. Таким образом создавая каркас города. Эфес был большим мегаполисом с широкими проспектами, храмами, театрами, библиотекой, рыночной площадью, гимнасием, городским советом и пр.
Мостовая древнего города. Photo credit: Cory Schadt, 500px
Библиотека Цельса в Эфесе. Photo credit: Julian Zeiher, 500px
Сегодня мы не задумываемся о том, что часть из того, что мы считаем достижениями современного мира, доведено до совершенства древними людьми. Это касается и культурной сферы и быта. Например, культура массовых собраний, спортзалы, а также канализация и система проточной воды, были обычным делом для ряда древних цивилизаций задолго до нашей эры.
И греки и римляне, любили публичные развлечения, для которых строили огромные театры. Примерами таких гигантов служат эфеский Большой и Малый театры. И если Малый театр использовался попеременно, то как место заседаний городского сената, то как театральная сцена, Большой был предназначен исключительно для зрелищ.
Большой театр
Трехэтажное театральное здание, было окружено ярусами зрительных рядов вмещающих ни много ни мало 25 000 человек. На арене проводились битвы диких зверей и сражения гладиаторов, публичные суды и театральные постановки. Таков был спектор развлечений жителей Эфеса.
Глядя на сохранившийся полукруг огромного зрительного зала, можно только представить себе, какой гул издавала возбужденная толпа во время представлений. Тем не менее, необходимости в звукоусилителе, здесь не было. И не только потому, что акустика сама по себе была великолепна, но и потому, что бриз из бухты расположенной к востоку от театра, доносил звук даже до самых удаленных мест.
Эфесский античный театр. Photo credit: Abdul Balıkcı, 500px
Гимнасий
Рядом с эфеским амфитеатром находится поле. Сегодня это хранилище развалин, но когда-то здесь был гимнасий, где обучали чтению, письму, философии, одновременно с интенсивным курсом физподготовки. Изначально, в древнем интеллектуальном спорткомплексе, было несколько помещений. В частности комнаты для массажей и натирания маслами, теплые и холодные купальни (типидариум и фригидариум), комнаты отдыха с удобными лавками. Рядом, на открытых спортивных площадках, играли в мяч, состязались в беге и прыжках.
В свою очередь у римлян гимнасий претерпел метаморфозы. Во-первых, гимнасиями стали называть школы. Во-вторых, при термах — римских банях, строились гимнастические площадки, которые по своему устройству напоминали греческие гимнасии. Термы или же бани-гимнасии посещались римлянами чуть ли не ежедневно. Это были идеальные места для тех, кто ухаживал за своим телом и хотел чтобы его поразмяли и искупали в ваннах. В то же время, здесь обычным делом было вести дискуссии, ученые беседы и слушать выступления философов.
Библиотека
Библиотека Цельса, одно из самых известных и фотографируемых мест древнего Эфеса. Её фасад был восстановлен в своем первозданном виде во время реставрации города. Греки и римляне не только уделяли огромное внимание знаниям, но и хотели сохранить их для грядущих поколений. Соответственно, все что было известно людям на тот момент, должно было быть записано и сохранено. Для этих целей римляне и построили библиотеку.
Библиотека строилась в начале второго века в честь философа Цельса — большого поклонника «свитков знаний». Его захоронение, вопреки римской традиции, запрещающей хоронить людей в черте города, разместили под центральной нишей читального зала. Библиотека вмещала огромное количество свитков. В определенный момент здесь хранилось их порядка 15 тысяч. Фасад здания был направлен на восток, с целью обеспечить читальный зал утренним светом. Помимо грандиозных колон здание украшали четыре статуи женских фигур символизировавших Мудрость, Добродетель, Мысль и Познание.
Фасад библиотеки Цельса. Photo credit: Doğa Giray, 500px
Статуи на фасаде библиотеки. Photo credit: Saida Demchenko, 500px
Общественные уборные
Сегодня можно составить довольно точное представление о самых разных сторонах жизни практически любого народа. Но одну тему, как правило, часто обходят стороной, а именно — отхожие места. Мы считаем само собой разумеющимся наличие общественных туалетов в современном мире, но как обстояли дела с этим вопросов у наших предков?
Римские общественные уборные, выглядели так же, как и их греческие предшественники: деревянная или каменная скамья, расположенная над канализацией, по которой струилась вода из акведуков, унося нечистоты к ближайшей реке.
«Мраморные комнаты»
Сохранившийся эфеский экспонат — это туалет из мрамора. В сиденьях, прорезаны круглые отверстия, а спереди — щели в форме замочной скважины. Мнения относительно последних расходятся. Согласно одной версии, отверстия предназначались для чистки унитазов, а по другой — с помощью прорезей люди приводили себя, так сказать, в порядок.
За неимением туалетной бумаги, использовали средиземноморскую губку (эластичную пористую массу), насаженную на деревянную палочку. При входе в уборную, нужно было выбрать палочку с губкой, обмыть её в струящемся под ногами проточном канале холодной воды или же используя находящиеся здесь же резервуар с солёной водой/уксусом. После того, как процедура была сделана, губки выкидывались, а палочки оставляли для следующего посетителя.
Плита с отверстиями, на которую усаживался человек, не предполагала никаких разделительных стенок. В эфеском варианте, эти самые туалетные плиты, располагались вдоль трех стен. На каждой из них было до 12 посадочных мест. Соответсвенно в туалете, могло одновременно разместиться порядка 36 человек. И не исключено, что именно по этой причине, отхожее место находилось на открытом воздухе).
Для мытья рук, в зоне туалета стоял фонтан. Временами возле него крутились люди с полотенцами или благоуханиями, которые подавали по запросу посетителей.
В общем, древние римляне, получали от общественного туалета как полагается «облегчение» и даже некоторый комфорт, но только не личное пространство, в котором возможно не очень-то и нуждались. Напротив «на посиделках» вели беседы и делились новостями. Здесь можно было услышать политические остроты и саркастические стихотворения.
Стоит также отметить, что «мраморная услуга» была платной и соответственно доступна была не каждому жителю Эфеса. Те, кто не входил в отряд состоятельных граждан, пользовались туалетами куда попроще, но с похожим устройством.
Общественный туалет. Photo credit: Jesse, Flick
Заседание) Photo credit: Mike Rowe, Flick
Торговая площадь
Древние римляне, в период расцвета Эфеса, много внимания уделяли шоппингу. Агора — так называлась огромная площадь, где находились магазины и торговые лавки Эфеса. Собственно это был коммерческий центр города, известный в регионе своим текстилем, винами, благовониями и другими товарами. Сюда съезжались купцы со всех концов империи. Местные ремесленники и владельцы магазинов занимались торговлей на протяжении столетий. Кроме того, Агора была еще местом для неформальных публичных собраний.
Самый важный торговый центр в Эфесе — Агора. Photo credit: henrhyde (gill) back on internet, Flick
Задолго до того, как река отодвинула побережье от города, Эфес постигли кардинальные перемены. В 53 году нашей эры неожиданный посетитель пришел дорогой из гавани и своим посланием перевернул весь уклад местной жизни.
Это был еврей по имени Павел, который провел в городе два с половиной года, проповедуя христианство и воспитывая учеников. Религия принесенная Павлом культивировала единобожие и отвергала одну из главных героинь древнего мира из-за чего в городе, возникли серьезные разногласия. Главная драма развивалась вокруг богини Артемиды благодаря которой Эфес, по большей части, и был известен.
Храм Артемиды
Храм Артемиды был построен в середине VI века до нашей эры. Спустя пару веков он был сожжён местным жителем Геростратом — человеком желающим прославиться любой ценой. Что надо сказать ему удалось. Храм же, в свою очередь, восстановили. Забвению он все же был предан, но только после укоренения здесь христианства.
Из разрушенного храма, большая часть мраморных колонн была вывезена в Константинополь (Стамбул), где использовалась для строительства Собора Святой Софии. Некоторые из частей и статуй, в том числе и скульптуры Артемиды, находятся в местном музее в Сельчуке. Музейная экспозиция содержит прекрасные образцы римского искусства и оригинальные изделия.
Статуя Артемиды в музее Сельчука. Photo credit: Brad Hostetler, Flick
Музей в Сельчуке. Photo credit: emre turan, 500px
На месте легендарного храма, сегодня разлеглось неприглядное болото с одиноко торчащей из воды колонной. А когда-то здесь кипели страсти по Артемиде.
Древний мир был миром аграрным. Главной заботой людей того времени, был урожай, плодовитость животных и как можно больше детей. Последних, рожали в том числе для умножения рабочих рук на полях. В свою очередь обеспечить успех в делах, назначалось божеству. У греков, житейское благополучие было заботой Артемиды, у римлян, за плодородие отвечала Диана. Люди верили, что если богиня будет плодовитой где-то там на небе, то и на бренной земле все сложится благополучно. Подобное убеждение обязывало создать для идола максимально комфортные условия.
И вот исключительно в благих целях храм наполнили теми, кто мог разбудить страсть Артемиды. А именно, огромное количество проституток принимали всех, кто приносил деньги и ценные вещи. Было ли это чем-то большим, чем обычная проституция под зонтиком религии? — открытый вопрос. Но благодаря Артемиде Эфес стал известен на территории Средиземноморья и к нему стекались паломники со всего древнего мира. Храмовый комплекс был чуть ли не главным источником дохода — буквально кормильцем. Как следствие, угрожать культу Артемиды, означало угрожать экономической инфраструктуре самого Эфеса.
Статуи Артемиды
Статуи Артемиды в храме были огромными. Но жителям Эфеса и заезжим гостям хотелось иметь точно такую же, только размерам поменьше, например, чтобы носить с собой или поставить в доме. Спрос порождал предложение. И желание каждого «владеть Артемидой», привело к развитию отрасли изготовления мини-идолов. Стоит заметить, что не только в те далекие времена Артемида «кормила «местных скульпторов, но и сегодня её фигурками заполнен Эфес.
Руины храма Артемиды. Photo credit: Paul, Flick
Храм Артемиды в былые времена. Photo credit: aboutephesususer, 500px
Эфес
Где находится Эфес?
Эфес расположен недалеко от западного побережья современной Турции, где Эгейское море встречается с бывшим устьем реки Кайстрос, примерно в 80 км к югу от Измира, Турция.
Согласно легенде, ионийский князь Андроклос основал Эфес в одиннадцатом веке до нашей эры. Легенда гласит, что когда Андроклос искал новое греческое поселение, он обратился за советом к дельфийским оракулам. Оракулы сказали ему, что кабан и рыба укажут ему новое место.
Однажды, когда Андроклос жарил рыбу на открытом огне, из сковороды выпала рыба и приземлилась в ближайших кустах. Искра зажгла кусты, и выбежал кабан. Вспоминая мудрость оракулов, Андроклос построил свое новое поселение там, где стояли кусты, и назвал его Эфесом.
Другая легенда гласит, что Эфес был основан амазонками, племенем женщин-воительниц, и что город был назван в честь их царицы Эфесии.
Храм Артемиды
Большая часть древней истории Эфеса не записана и отрывочна. Известно, что в седьмом веке до нашей эры Эфес попал под власть лидийских царей и стал процветающим городом, где мужчины и женщины пользовались равными возможностями. Это было также местом рождения известного философа Гераклита.
Лидийский царь Крез, правивший с 560 г. до н.э. до 547 г. до н.э., был наиболее известен финансированием восстановления храма Артемиды в Эфесе. Артемида была богиней охоты, целомудрия, деторождения, диких животных и дикой природы.
Она также была одним из самых почитаемых греческих божеств. Современные раскопки показали, что храму Креза предшествовали три небольших храма Артемиды.
В 356 году до нашей эры сумасшедший по имени Герострат сжег храм Артемиды. Ефесяне перестроили храм еще больше. По оценкам, он был в четыре раза больше Парфенона и стал известен как одно из семи чудес света.
Позже храм был разрушен и больше не восстанавливался. Сегодня от него мало что осталось, хотя некоторые из его остатков находятся в Британском музее, в том числе колонна с подписью Креза.
Лисимах
В 546 г. до н.э. Эфес перешел к Персидской империи вместе с остальной частью Анатолии. Эфес продолжал процветать, даже когда другие ионийские города восстали против персидского правления.
В 334 г. до н.э. Александр Македонский победил персов и вошел в Эфес. После его смерти в 323 г. до н. э. один из его полководцев, Лисимах, захватил город и переименовал его в Арсинею.
Лисимах переместил Эфес на две мили и построил новую гавань и новые оборонительные стены. Однако жители Эфеса не хотели переселяться и оставались в своих домах, пока Лисимах не заставил их переехать. В 281 г. до н.э. Лисимах был убит в битве при Корупедии, и город снова был переименован в Эфес.
В 263 г. до н.э. Эфес попал под власть Египта вместе с большей частью Империи Селевкидов. Царь Селевкидов Антиох III вернул себе Эфес в 196 г. до н.э.; однако шесть лет спустя, потерпев поражение в битве при Магнезии, Эфес попал под власть Пергама.
Эфес под властью римлян
В 129 г. до н.э. царь Пергама Атталос по своему завещанию оставил Эфес Римской империи, и город стал резиденцией регионального римского губернатора. Реформы Цезаря Августа привели Эфес к периоду своего наивысшего процветания, который длился до третьего века нашей эры. построены или перестроены во время правления Августа.
Во время правления Тиберия Эфес процветал как портовый город. Деловой район был открыт около 43 г. до н.э. для обслуживания огромного количества товаров, прибывающих или отбывающих из искусственной гавани и караванов, путешествующих по древней Королевской дороге.
Согласно некоторым источникам, Эфес в то время был вторым после Рима космополитическим центром культуры и торговли.
Христианство в Эфесе
Эфес сыграл жизненно важную роль в распространении христианства. Начиная с первого века нашей эры известные христиане, такие как святой Павел и святой Иоанн, посещали культы Артемиды и осуждали их, привлекая в процессе многих христиан.
Мария, мать Иисуса, как полагают, провела свои последние годы в Эфесе со Святым Иоанном. Сегодня там можно посетить ее дом и могилу Иоанна.
Эфес несколько раз упоминается в Новом Завете, а библейская книга Послания к Ефесянам, написанная около 60 г. н.э. , считается письмом Павла к эфесским христианам, хотя некоторые ученые сомневаются в источнике.
Не каждый ефесянин был открыт для христианской вести Павла. В главе 19 книги Деяний рассказывается о бунте, начатом человеком по имени Деметрий. Деметрий чеканил серебряные монеты с изображением Артемиды.
Устав от нападок Павла на богиню, которой он поклонялся, и опасаясь, что распространение христианства разрушит его торговлю, Деметрий задумал бунт и побудил большую толпу восстать против Павла и его учеников. Однако власти Эфеса защищали Павла и его последователей, и в конце концов христианство стало официальной религией города.
Упадок Эфеса
В 262 г. н.э. готы разрушили Эфес, включая храм Артемиды. Произошла некоторая реставрация города, но он так и не восстановил своего великолепия. В 431 году нашей эры в церкви Святой Марии состоялся собор, на котором Дева Мария была признана Богородицей.
Император Феодосий стер все следы Артемиды во время своего правления. Он запретил свободу вероисповедания, закрыл школы и храмы и лишил женщин многих прав, которыми они пользовались раньше. Храм Артемиды был разрушен, на его руинах построены христианские храмы.
В византийскую эпоху Константин Великий объявил христианство официальной религией всего Рима и сделал Константинополь столицей Восточной Римской империи. Это оставило Эфес, город, который уже столкнулся с упадком из-за накопления ила в его гавани, остался на произвол судьбы.
Город в значительной степени полагался на свои знаковые места отправления культа, чтобы привлечь посетителей для поддержки своей экономики. Тем не менее, Эфес был портовым городом с ветшающей гаванью, и мало что можно было сделать, чтобы буквально удержать его на плаву.
В шестом и седьмом веках нашей эры сильное землетрясение и продолжающееся разрушение гавани превратили Эфес в оболочку города, которым он когда-то был, а арабские вторжения вынудили большую часть населения Эфеса бежать и основать новое поселение. Эфес продолжал разрушаться, хотя и пережил короткий период роста и строительства под властью турок-сельджуков в четырнадцатом веке.
Османская империя окончательно установила контроль над Эфесом в пятнадцатом веке; однако город был в отчаянном положении, а его гавань практически бесполезна. К концу того века Эфес был заброшен, его наследие осталось археологам, историкам и тысячам посетителей, которые ежегодно стекаются в этот регион, чтобы увидеть древние руины.
Источники
Деяния 19. Biblegateway.com.
Битва при Магнезии, декабрь 190 г. до н.э. Военно-историческая энциклопедия в Интернете.
Византийский Эфес: Жизнь в городе после Империи. Текущая мировая археология.
Эфес. Энциклопедия древней истории.
Эфес. Ливиус.org.
Эфес. ЮНЕСКО.
Эфес — Энциклопедия всемирной истории
Согласно легенде, Эфес (он же Эфесос) был основан племенем амазонок, великих женщин-воительниц. Считается, что название города произошло от «Апасас», названия города в «Королевстве Арцава», что означает «город Богини-Матери».
Некоторые ученые утверждают, что знак лабрисов г., двойной топор богини-матери, украшавший дворец в Кноссе на Крите, возник в Эфесе. Поскольку лабрис ассоциировался только с женскими божествами на Крите, возможно, что первоначально он был связан с богиней Артемидой в Эфесе, чей храм был одним из семи чудес древнего мира.
Удалить рекламу
Реклама
Эфес был заселен с конца бронзового века, но местонахождение менялось из-за наводнений и прихотей разных правителей. В то время как карийцы и лелеги были одними из первых жителей города, ионийские миграции начались около 1200 г. до н.э., и Эфес в основном известен как ионийский греческий город. Эфес внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
YouTube Следите за нами на YouTube!Греческий Эфес
Город был основан во второй раз ионийцем Андроклом, сыном Кодра, и города, которые были основаны после ионийских переселений, объединились в конфедерацию под предводительством города Эфеса.
Регион был опустошен во время киммерийского вторжения в начале 7 века до н.э., но под властью лидийских царей Эфес благодаря торговле стал одним из самых богатых городов Средиземноморья.Удалить рекламу
Реклама
Эфес был центром обучения, местом рождения и домом великого досократовского философа Гераклита Эфесского (l.c. 500 г. до н.э.). Женщины пользовались правами и привилегиями, равными мужчинам, и есть записи о женщинах-художницах, скульпторах, живописцах и учителях, в том числе о художнице Тимарете (l.c. 5 век до н.э.), известной своей картиной Артемиды. Ночью улицы города были ярко освещены масляными лампами, роскошь, которую не многие города могли себе позволить, и уровень жизни горожан был значительно выше.
При правлении царя Лидии Креза (ок. 585 — ок. 546 до н. э.) было начато строительство великого храма Артемиды в Эфесе, одного из семи чудес света Древнего мира. В первый раз он был уничтожен огнем в 356 г.
История любви?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Поражение Креза Киром II (Великим, ок. 550–530 гг. до н. э.), царем Персии, привело к тому, что вся Анатолия оказалась под властью персов, но Эфес продолжал процветать как важный торговый порт. Когда ионийские города-государства восстали против персидского владычества в V веке до н. э., Эфес оставался нейтральным и, таким образом, избежал разрушения многих других городов от рук персов.
Модель Храма Артемиды
Файлл.ладислав (GNU FDL)
Эфес был центром науки, местом рождения и домом великого досократовского философа Гераклита.
Эллинистический Эфес
г. Эфес оставался под властью персов, пока не был освобожден Александром Македонским в 334 г. до н.э. Войдя в Эфес и увидев, что реконструкция храма Артемиды еще не завершена, Александр предложил восстановить его. Эфесяне, однако, отказались от его предложения, заявив, что одному богу неприлично строить храм другому, льстив Александру как божеству, поскольку они не хотели быть ему в долгу.
г. Лисимах, один из полководцев Александра, ставший правителем области после смерти Александра, начал восстановление и развитие города, который он назвал Арсинеей в честь своей жены Арсинои II. Он построил новую гавань, построил оборонительные стены на склонах гор Панайыр и Бюльбюль и переместил город примерно на две мили к юго-западу. Эфесяне, однако, отказались покинуть свои дома и традиционное место своего города, поэтому Лисимах заблокировал городскую канализационную систему во время сильного шторма, что сделало дома непригодными для проживания и вынудило горожан переехать. В 281 г. до н.э. город был вновь основан под старым названием Эфес и снова стал известен как один из важнейших торговых портов Средиземноморья.
Удалить рекламу
Реклама
Римский Эфес
В 129 г. до н. э. Римская империя приобрела Эфес согласно завещанию, оставленному Атталосом, царем Пергама, по которому им было завещано его царство. В это время высокие налоги, введенные римским правительством, привели к восстанию Митридата VI (годы правления 120–63 до н. э.), а в 88 г. до н. э. была резня всех латинскоязычных жителей города (и окрестностей). во время мероприятия, получившего название Азиатской вечерни. Запланированная и проведенная Митридатом VI Азиатская вечерня привела к гибели более 80 000 римлян и итальянских граждан в районе Малой Азии за один день, и Эфес, конечно, понес значительные потери вместе с другими городами и деревнями.
г. Эфес сильно пострадал во время землетрясения в 17 г. н.э., но после восстановления снова стал очень важным центром торговли и коммерции. Историк Аристио и другие описывают Эфес как признанный всеми жителями региона важнейший торговый центр в Азии. Он также оставался ведущим политическим и интеллектуальным центром с впечатляющей библиотекой Цельса и второй философской школой в Эгейском море.
Библиотека Цельса, Эфес
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Начиная с 1 века н.э. Эфес неоднократно посещали ранние христиане (в первую очередь святой Павел, который проповедовал и был «освистан» в тамошнем театре), и Мария, говорят, что мать Иисуса удалилась туда вместе со святым Иоанном (могилу Иоанна и дом Марии можно посетить и сегодня). Библейское Послание к Ефесянам — это послание, написанное Павлом христианской общине в Эфесе. В более поздние времена город прославился пещерой семи спящих, которые, как считалось, были семью христианскими святыми, которые были замурованы в пещере над Эфесом за свою веру во «языческие времена», спали двести лет и вышли после христианства. пришел к власти, тем самым доказав «истину» веры в воскресение тела.
Удалить рекламу
Реклама
Отказ
После того, как христианство стало доминирующей религией в регионе, Эфес пришел в упадок в культуре и интеллектуальных занятиях.
Ваш комментарий будет первым