Керченский пролив соединяет Черное и Азовское море на карте
Черное, Азовское моря соединены водным пространством, пролегающим между двумя берегами: Крыма и Таманского полуострова. Пролив с названием Керченский разделяет Европу и Азию, вдоль него пролагается граница частей света. Значение данного географического объекта весьма велико, как в плане стратегических целей, так и для финансовой деятельности, туризма.
Содержание
- 1 История Керченского пролива
- 2 Легенды, сказания, факты
- 2.1 Керчь-Еникальский канал
- 3 Соединение двух морей
- 4 Граница между Европой и Азией
- 4.1 Водообмен между морями
- 5 Где находится Керченский пролив
- 6 Особенности Керченского пролива
- 7 Керченский пролив, дорога в отпуск
- 7.1 Побережья пролива
- 7.2 Размеры пролива
- 7.3 Коса Тузла
- 8 Варианты строительства Керченского моста
- 8.1 Крымский мост
- 9 Паромная переправа
Водный путь из Азова в Черное море, позволяющего перейти в Средиземноморский бассейн и Атлантику, известен с античного периода.
- II в. до н. э. отмечен конным ледовым сражением с варварами в зоне Меотидского озера, как ранее называлось Азовское море. Битву вела царская армия под командованием Неоптолема. Отмечалась крепость льда в районе места, называющегося теперь Керченским проливом. Варвары были еще раз разбиты в бою там же, только летом. Вход в Меотиду именовался Киммерийским Боспором. Описывалась его большая ширина, превращающаяся в узкий пролив. Проход разделял Азию и Европу.
- Византия пала в 1453 г., когда турецкие войска ворвались в Константинополь. После данного события пролив начали контролировать генуэзские купцы, также вытеснившие из Крыма венецианцев. Через несколько столетий их сменили османы.
- В ХVIII веке в узком месте пролива турки возвели сохранившуюся до нашего времени крепость Еникале. Сейчас строение находится в городской черте Керчи. С него обстреливались русские корабли, идущие мимо.
- Керчь и Крым перешли в состав Российской империи с 1771 г. в ходе одной из русско-турецких войн.
- История нового времени отмечается событиями 1787 — 1791. Керченский пролив был пространством боевых действий. Происходила очередная бойня. В июле 1790 г. осуществилось сражение между Российской и Османской империями. Благодаря победе эскадры под командованием Ушакова турки-османы не высадились в Крыму.
- В XX в. территория перешла к СССР.
- Весной 1944 г. началось сооружение железнодорожного моста. Через пролив прокладывалась пролеты на опорах, внизу предусматривалось судоходное пространство. Полная длина конструкции включала дамбу и прибрежные трассы. Возведение длилось менее года. Но за отсутствием ледорезов в первую же зиму повредилось 30 % опор. Остатки уничтоженного февральским ледоколом сооружения убрали, чтобы они не препятствовали проходу судов.
- Вместо разобранного моста в 1953 г. основали пятикилометровую Керченскую паромную переправу. Функция перемещения поездов в 80-е прекратилась из-за старения транспорта. Осталась возможность переправлять лишь машины и людей.
- Разрабатывались дорогостоящие проекты новых мостов. В 2003 г. Краснодарский край инициировал строительство дамбы от Таманского полуострова по направлению к острову Тузла.
- После 1991 г. разрешались длительные споры о разграничении пространства пролива между РФ и Украиной.
- В результате присоединения Крыма к РФ в 2014 году пролив стал превращаться в стройплощадку для сооружения моста. Работы были успешно закончены. Теперь над проливом действуют авто и железнодорожные магистрали.
Ландшафт местности тоже имеет свою историю. Керченский пролив отнюдь не всегда имел такой же вид. Миллионы лет здесь находились черноморские воды. Упоминается о сформировавшемся 65 млн. лет назад Еникальском проливе, предке нынешнего. Складчатость привела к подъему суши. Дно начало постепенно идти вверх 25 млн. лет назад. Это привело к сужению пролива, оставшегося лишь в области Тамани.
За 3 млн. лет до новой эры воды разделились на мелкие акватории. Одна из них позже стала называться Керченским проливом. Около 1 млн. лет до наступления нашего времени тектонические процессы закончились.
Легенды, сказания, факты
Многовековая история местности нашла отображение в мифах. Так греческая культура связывает рассматриваемую водную артерию с историей о Зевсе. Его жена Гера узнала о любовной связи с нимфой Ио, в результате чего той пришлось пуститься в бега. Бог Олимпа превратил ее для спасения в корову. Под страхом перед гневом супруги возлюбленного, напустившей на девушку кусающихся оводов, Ио вошла в воду и поплыла. В связи с этим сказанием описываемая протока была названа Боспором Киммерийским. В переводе это означает «Коровий брод». Для наименования есть и реальная основа. Зимой после оледенения кочевники перегоняли здесь коров с целью продажи.
Предание о судьбе речной нимфы Ио описывалось древнегреческим драматургом Еврипидом. Мифы дополняют факты. Например, по сведениям древних греков здесь обитало племя амазонок, выступавших в роли воительниц. Зимой лед на проливе был толстый, они пересекали по нему пространство между полуостровами. О кочевниках, перебиравшихся по торосам, свидетельствуют и подтвержденные раскопками современные исторические данные. По словам древнегреческого поэта Гомера, в области Керченского пролива находился Аид. Это царство льда, мрака и холода. Вход в него до прихода скифов располагался у киммерийского города. Действительно, в эпоху свыше 2 тысяч лет назад климат района не был теплым и солнечным из-за ледников. Так или иначе, Керченский пролив с древности воспевался в легендах и стихах.
Керчь-Еникальский канал
В конце XIX в. проводились работы по углублению пролива. Появилась необходимость улучшить условия для судоходства. По дну провели Керчь-Еникальский канал, превратившийся в важный транспортный путь. Теперь крупные промышленные центры на берегах Черного и Азовского морей могли соединяться между собой и не только. Название было дано по имени территории градоначальства, контролирующего работы. Водная артерия являлась частью Керченского пролива. В 1877 году ее глубина составляла 5,7 м, в 1908 — 7,3 при протяженности 26 км. Реконструкция неоднократно повторялась. Работы возобновились после ВОВ. Сейчас глубинные параметры поддерживаются на уровне до 9,2 м при ширине 120 м. Пропускная способность составляет до 150 судов в сутки. Движение находится под управлением администрации керченского морского порта.
Соединение двух морей
Большой интерес с точки зрения географии проявляется к местам прохождения границы тех или иных образований. Конечно же экватор или разделение континентов — всего лишь умозрительная линия. Но, рассматривая, что соединяет Керченский пролив, отмечают не только воды двух морей. Это также особенности, любопытные признаки. Условная граница между акваториями идет по косе Тузла, превратившейся в остров около столетия назад. Очертания изменяются до сих пор под воздействием размывающих песок течений. Сейчас на часть Тузлы опирается Крымский мост.
Воды в месте соединения акваторий Черного и Азовского морей
нельзя назвать спокойными из-за течений. Обычно они идут с севера. Иногда сила южного ветра направляет воду обратно к Азову. Хотя подобные периоды длятся не больше 3 дней. Отдыхающие в Керчи могут побывать одновременно на двух морях, наблюдать удивительное зрелище — соединение бассейнов. Из-за разной солености граница вод становится видна, но в данном случае она не очень четко выражена. Так Керченский пролив относится к числу удивительных мест, где сливаются морские пространства.
Граница между Европой и Азией
Разделение двух частей света в ходе истории смещалось на восток. Сейчас она проходит по Керченскому проливу, что установилось весьма давно, в 524 — 457 годах до н. э. Здесь же — судоходная артерия из Европы в Азию. Крымский мост представляет собой соединяющий их объект. В научном мире есть разногласия по поводу прохождения линии раздела, где она точно должна находиться. Но есть принятая официально международная версия. Географически пролив между Азовским и Черным морем позволяет отнести Крым к Европе, а Таманский полуостров к Азии. Там же остается остров Тузла.
Водообмен между морями
Малая соленость Азова, от 10 до 12 %, объясняется его снабжением пресной водой из рек. В Керченском проливе количество соли от 12 до 15 %, состав поступает туда. Затем принимается Черным морем, соленость которого составляет 18 %. Это гораздо больший показатель, чем в двух предыдущих пространствах. Течения во многом предопределяются ветрами. При смене воздушного потока на южный отличающиеся составом водные массы перемешиваются в обратном направлении. Тогда черноморская вода поступает в Азовское море. Поскольку пролив соединяет акватории, уровень поверхности в нем перенимает сезонные колебания. В Азове он повышается в теплое время года за счет рек, снижается зимой. Черном море отличается большей стабильностью.
Где находится Керченский пролив
Географически расположенное между Крымом и Таманским полуостровом водное пространство относится к полосе умеренно континентального климата. Характеристики таких условий — жаркое лето и теплая зима. Разделяя Европу и Азию, протока соединяет Азовское и Черное моря. С такой точки зрения Керченский пролив представляет собой довольно интересный географический объект. Границей выступает коса Чушка, вдоль которой идет Керчь-Еникальский канал. Заливы Таманский и Динской находятся вне рассматриваемой акватории. Крым — это западный берег, восточным является Таманский полуостров. Керчь, давшая проливу имя, представляет собой главную гавань, важнейший порт.
Особенности Керченского пролива
Природная достопримечательность с уникальной историей, получившая название по имени близлежащего города, не просто является соединяющей порты судоходной артерией. Пролив между Азовским и Черным морем — путь снабжения, непреодолимый рубеж при необходимости защищать территорию от нападения. По ходу его протяженности прорыли канал для обеспечения безопасного передвижения судов. Причем, от главного углубления отходят более мелкие фарватеры, ведущие к портам, населенным пунктам. Зимой Керченский пролив замерзает, что связано с его мелководьем. Весной уровень воды поднимается из-за паводков, дождей. Не слишком большая глубина рассматриваемого Керченского пролива считается его недостатком. Водный простор Азовского и Черного морей, им соединенный, переходит в Средиземноморье. Все перечисленные акватории относятся к Атлантическому бассейну. Такой путь мореходства был известен с древности. В античные времена на месте Керчи, главного города западного побережья пролива, стоял греческий Пантикапей. Сейчас через водное пространство построен транспортный переход в виде Крымского моста. Его конструкция идет через Тузлинскую косу и остров Тузла.
Множество желающих искупаться сразу в двух морях планируют посетить эти всегда обитаемые места. Причем, однажды побывав здесь, хочется приехать снова. Привлекательным зрелищем является и линия слияния двух бассейнов. Использует ли город Керчь пролив для создания курортной зоны, можно определить по числу туристов. Данное направление весьма популярно для отдыха. Здесь есть, чем любоваться: на фоне необычной природы древность сочетается с современностью. Черное и Азовское моря окружают город с двух сторон. Посещение места, называемого субтропической жемчужиной, оставляет массу позитивных впечатлений. Мягкий климат делает курортный сезон весьма продолжительным, длящимся с начала мая до октября.
Азовский берег располагается на северной стороне Керченского полуострова. Скалистый ландшафт скрывает пляжи в «карманах», у больших мелководных бухт удобное песчаное дно. Крым и Таманский полуостров в совокупности составляют целый ряд прекрасных возможностей для отдыха и лечения. Сюда приезжают туристы из зарубежья, а не только жители России. Их общее число составляет солидную цифру, исчисляемую несколькими миллионами человек. Тамань тоже представляет собой привлекательную курортную зону. Места считают целебными из-за присутствия грязевых вулканов, солевых озер, источников минеральной воды.
Побережья пролива
Крупнейшим населенным пунктом, расположенном на берегах двух морей, является Керчь. В центральной части располагается порт, поэтому город не похож на курорт. Но пляжный отдых здесь тоже весьма развит. Что касается других мест, природа местности своеобразна, и это согласуется с географическим расположением. Оба полуострова, разделенные проливом, имеют холмистый ландшафт. Высота возвышенностей варьируется от 40 до 90 метров. На Керченском полуострове наблюдаются скалы, обрывы и утесы. Для таманского характерны равнины, низменности. В обоих случаях берега Азовского и Черного морей отличаются обрывистым рельефом с мысами, утесами, высокими берегами. Скудная растительность – следствие климата. Деревья здесь невысокие, низкорослые и кустарники. Произрастает камыш, другие травы. Извилистые берега пролива включают множество небольших бухт, полуостровов. Со стороны Крыма картину дополняют песчаные мелководья, косы. Чушка и Тузла – наиболее крупные из них.
Размеры пролива
При наибольшей глубине 18 метров в особенно суровые зимы наблюдается оледенение по всей поверхности. Водоем достигает такой отметки в Керчь-Еникальском канале. Его прорыли вниз искусственно для возможности прохождения крупных судов. Самая маленькая глубина фиксируется на отметках 7 или 8 метров в районе портов. Длина мелководного Керченского пролива примерно 45 км. В некоторых источниках встречаются и другие данные. Но точно можно сказать: параметр не превышает эту величину.
Керченский пролив определяется по ширине минимальным и максимальным значением. Первая характеристика немногим больше 4,2 км. Такое место имеется между берегами в районе мыса Еникале и выступа на юге косы Чушка. Наибольшая ширина измеряется 15 километрами. В связи с подобными размерными характеристиками природный объект признан одним из самых мелководных на планете. А также сравнительно узким по ширине. Керченский пролив и то, где он расположен, привлекает большой интерес со стороны ученых, путешественников и не только их.
Коса Тузла
Те, кто находится на территории полоски суши в Керченском проливе, имеют возможность созерцать сразу два моря. Ранее популярно было купаться в них. Акватория одного находилась в нескольких шагах от другого. Сейчас там реализован план по постройке Крымского моста невероятного масштаба. Ранее на косе Тузла часто останавливались туристы, отдыхающие «дикарем» в палатках. Некоторые жили здесь целыми неделями, занимаясь рыбалкой, купанием. Став на конец Тузлинской косы, можно было созерцать вдали Крым. Относительно географических очертаний ранее отмечалось полное примыкание песчаного объекта к Таманскому полуострову. Но в 1920-е остров Тузла отделился после размытия суши морем и в 1925 г. впервые появился на карте. Коса длиной 12 км отчасти отделяла Таманский залив от пролива. Условная граница между морями проходит именно по ней.
Варианты строительства Керченского моста
Известны следующие проекты возведения из числа наиболее реальных для выполнения.
1. «Северный», соединяющий мысы Фонарь, Малый Кут. Планировался мостовой переход 10 км.
2. «Жуковский» от поселка Жуковка до косы Чушка. Протяженность – 6 км.
3. «Еникальский», длиной 5,7 км, от мыса, где находится населенный пункт Еникальское, до косы Чушка.
3. «Тузлинский» от мыса Ак-Бурун до острова, 12 км.
Исходя из того, что соединяет Керченский пролив, многие архитекторы мечтали построить мост. Тем более, что такая ширина водного пространства значительной не считается. В 1870 г. переправу над водами решило возвести британское правительство. Стояла задача связать Англию и Индию железнодорожным путем, одним из звеньев которых будет эта дорога. Идея была слишком дорогостоящая и не реализовалась. Во времена правления Николая Второго суть одного из поданных ему проектов составляла строительство моста в акватории. В 1942 и 1943 годах над проливом фашисты соорудили мощную канатную дорогу для переправки грузов. Началось строительство 5-километрового моста. Красная Армия разрушила эти намерения. В 1944 г. усилиями СССР сооружение все-таки возвели, но не прошло и года, как его разрушил ледоход.
Крымский мост
Современная конструкция через Керченский пролив была открыта в 2018 году. Сначала разрешили автомобильное движение, а в 2020 г. пустили железнодорожный транспорт. Теперь мост, как новый переход, служит для переправки основной массы грузов. Хотя также есть и паромное сообщение. Конструкция имеет рекордную протяженность – 19 км, включает 596 опор. Сейсмическая защита способна выдерживать землетрясение выше 9 баллов. Пролеты протяженностью по 227 м установлены на высоте 35 м над поверхностью воды. Глубина моря под вновь построенным Крымским мостом достаточна для судоходства. При постройке сваи погружали на 12, 105 метров. Важнейшая магистраль состоит из двух параллельно проходящих частей: автомобильной и железной дорог. Ежедневно по мосту может проезжать большое количество транспорта: 38 000 автомобилей и 47 составов в каждую сторону.
Паромная переправа
По состоянию на 2023 год перевозки через пролив практически прекращены в связи с отсутствием достаточного спроса ни них. Перемещение грузов и людей производится по Крымскому мосту после его возведения. Керченская паромная переправа ранее была и сейчас остается одним из транспортных узлов, посредством которых можно прибыть в Крым из материковой части. Курсирующие паромы соединяли два порта по обе стороны пролива. На перемещение от одного из них, называемого «Кавказ» к другому, именуемому «Крым», затрачивается 20 минут.
В курортные сезоны переправа становится весьма востребованной, по данным на 2015 год в очереди приходилось ожидать целые сутки. Выстраивалась многокилометровая цепь из автомобилей. Сейчас автопассажирские паромы прекратили обслуживание, а предприятие, обеспечивающее их работу, больше не действует. Ранее на площадках выдавались посадочные талоны для оплативших проезд в электронной форме, а также билеты. Для удобства граждан работали кафе, туалеты, зал отдыха. Сейчас вся структура бездействует, но остается в резерве на случай возобновления морских перевозок.
Мост через Керченский пролив — Крымский мост
Мост через Керченский пролив (Крымский мост) соединяет Крым и материковую часть России. Он является очень важным объектом, как для жителей Крыма, так и для туристов. Мост обеспечил надёжное транспортное сообщение полуострова с другими регионами России. Также Крым соединяет с материком паромная переправа. По суше полуостров соединяется с материком Перекопским перешейком, по которому проложены шоссейная и железная дороги (выходят на территорию Украины). Туристы из России могут без проблем попадать на курорты Крыма на личных автомобилях по мосту.
Движение легковых автомобилей и автобусов по мосту было открыто 16 мая 2018. Железнодорожную часть моста открыли 23 декабря 2019 года.
Рано утром 8 октября 2022 года (около 06:07 мск) на мосту произошла диверсия. Взрыв грузовика произошел на автомобильном участке моста. В результате взрыва частично обрушились два пролета автомобильной части моста. Одна полоса моста осталась целой. Также произошло возгорание семи топливных цистерн поезда, следовавшего в направлении Крымского полуострова. Движение по мосту приостановлено, судоходство под мостом продолжается. Для автомобилей будет организована паромная переправа.
Мост построен между Керченским и Таманским полуостровами, через остров Тузла и Тузлинскую косу. Мост имеет параллельно расположенные автомобильные и железнодорожные трассы (четыре полосы для движения автомобилей и две железнодорожные линии). Мост имеет арочные пролеты длиной 227 метров и высотой 35 метров для прохождения кораблей по Керченскому проливу (между Чёрным и Азовским морями). На Крымском полуострове мост выходит на сушу южнее центра города Керчи (южнее морского рыбного порта), на материковой части мост выходит на сушу у озера Тузла, западнее города Тамань.
Вы можете найти расположение на карте черноморского побережья.
Как проехать в Сочи, Анапу, в Крым на автомобиле? Смотрите на карте автомобильных маршрутов.
Фото Крымского моста со спутника (вид из космоса).
Информация.
- Общая протяжённость перехода: 19 км;
- Длина морского участка от косы Тузлы до острова: 7 км;
- Длина морского участка от острова Тузла до Керчи: 6,1 км;
- Протяжённость на острове: 6,5 км;
По дороге в Крым вам нужно будет сделать остановку и отдохнуть. В Керчи есть отели, от которых открывается вид на Крымский мост. Например, отели, от которых можно увидеть Крымский мост: Пансионат «На улице Кузьмы Мухлинина», Пансионат Солнечный или бутик-отель «Жемчужина моря».
Вас может заинтересовать:
- Авиабилеты -купить онлайн.
- Гостиница в Крыму — где бронировать.
- Экскурсии почти во всех городах и странах на русском языке.
- Онлайн-сервисы для туристов (билеты на автобус и поезд, заказ такси в аэропорт, прокат автомобилей, туристическая страховка.)
Язык Русский
Main content:
Актуальные предложения
Актуально сейчас! Наверное спокойнее будет где-нибудь подальше от зоны конфликта, например, на Алтае, в Карелии, в Подмосковье, отдых в Ленинградской области.
Неплохой вариант одно- двухдневные экскурсии.
Очень хороший вариант это речные круизы, но количество мест ограничено. О круизах.
Очень удобно выбирать отель по его расположению на карте. Вы увидите не только расположение отеля, но и ориентировочную стоимость проживания за сутки.
Выбирайте отели в Москве, в Санкт-Петербурге, в Сочи, в Риме, в Венеции, в Майами-Бич и в других городах.
Публикация комментариев временно приостановлена для незарегистрированных пользователей.
Новости
Нужно ли покупать экскурсию заранее, если вы едете в Санкт-Петербург?
Памятники моют весной в Петербурге
Карнавал планируется провести в парке развлечений «Сочи Парк» на Майские выходные 2023
Горнолыжный спорт становится всё более популярным, но он имеет повышенный риск получения травм
Новый пятизвёздочный отель Rixos на побережье Средиземного моря в Турции
Что дешевле, пакетный тур или самостоятельная поездка
Новый отель в Анапе
Около половины домов для отпуска на побережье Коста-Дель-Соль уже зарезервированы на это лето
Новые морские круизы из Сочи и промокод для получения скидки
Горящие туры — весна 2023
Подпишитесь на туристические новости в соцсетях
Керченский мост, соединяющий Крым с Россией, поврежден
8 октября 2022 г. Новости ССО Конфликты 0
Стратегический мост, соединяющий материковую часть России с Крымским полуостровом, был серьезно поврежден в результате взрыва в субботу утром (около 06:00 по московскому времени) 8 октября 2022 года. Взорвана полоса дороги, ведущая на юг из России в Крым. В настоящее время все движение по мосту закрыто. Когда он снова откроется, поток будет ограничен, что помешает военным усилиям России. Мост также известен как Крымский мост и мост через Керченский пролив.
Первоначальные отчеты содержат предположения о том, как произошел взрыв. В одних сообщениях указано, что это был удар ракеты или беспилотника, в других — заминированный грузовик, в других говорится, что операцию проводили украинские саперы спецназа. Также были уничтожены несколько вагонов с горючим проходящего железнодорожного поезда, что привело к сильному пожару. Прохождение железнодорожного поезда одновременно с взрывом привело к некоторым интересным предположениям. См. видеозапись взрыва моста через Керченский пролив с российской камеры наблюдения (Twitter, 8 октября 2022 г.
, @mrsorokaa)Карта: Керченский пролив MarineTraffic.com, 2018
Крым был взят русскими у Украины в 2014 году, и до 2022 года этот 12-мильный мост был спасательным кругом для России и жизненно важным каналом снабжения для ее военных операций в Украина. Мост определенно был в списке целей Украины с февраля 2022 года, если не раньше. Это еще одна унизительная неудача для русских; после успешных украинских контрнаступлений на северо-востоке, востоке и юге. У русских есть сухопутный коридор (шоссе М14), соединяющий Россию с Крымом через недавно захваченные и оккупированные земли вдоль западного побережья Азовского моря.
Русские тщательно подготовились к обороне моста. Это включает в себя размещение зенитно-ракетных полков С-400, камер видеонаблюдения, боевых пловцов, специальных катеров ВМФ и т. д. На приведенном выше рисунке из статьи в российском издании подробно показаны оборонительные усилия по сохранению моста в целости. Подробнее читайте в статье «Обещание нанести удар? Но кто будет! Как охраняется Крымский мост», Комсольская правда, 8 мая 2022 г.
В свое время Керченский пролив был стратегическим водным путем для Украины. Морской транспорт будет проходить под мостом и заходить в различные порты на украинском побережье, расположенные на западной окраине Азовского моря. Мост был открыт в 2018 году и считается самым длинным мостом в Европе (12 миль или 18 километров).
Это последнее событие является постыдным эпизодом российского вторжения и оккупации восточной Украины. За последние месяцы россияне потерпели несколько неудач. Строительство моста стоимостью почти 4 миллиарда долларов стало предметом гордости России и укрепило ее аннексию Крыма.
**********
Фото: Мост через Керченский пролив, предоставлено Федеральным дорожным агентством Российской Федерации (Росавтодор), 13 сентября 2019 г.
Карта: Керченский пролив, ноябрь 2018 г. (MarineTraffic.com)
Видео: «Атака на мост в Крыму: как Россия обеспечила безопасность отмеченного Путиным Керченского моста от забастовок», CRUX YouTube, , 24 августа 2022 г. стратегическое значение моста.
https://www.youtube.com/watch?v=ssRdZ-0r6Zw
SOF News предоставляет новости, анализ, комментарии и информацию о силах специальных операций (SOF) со всего мира.
Copyright © 2023 | WordPress Theme by MH Themes
Водообмен между Азовским и Черным морями через Керченский пролив
Алескерова А. А., Кубряков А. А., Горячкин Ю. Н., Станичный С. V.: Распространение вод из Керченского пролива в Черное море, физ. Oceanogr., 6, 47–57, https://doi.org/10.22449/1573-160X-2017-6-47-57, 2017.
Алтиок, Х., Сур, Х. И., и Юс, Х.: Вариация холодного промежуточного продукта вода в Черном море на выходе из Стамбульского пролива (Босфор) и его переход через пролив, Океанология, 54, 233–254, https://doi.org/10.5697/oc.54-2.233, 2012.
Андерсен С., Якобсен Фл. и Альпар Б.: Уровень воды в Босфоре Пролив и его зависимость от атмосферного воздействия, German Journal of Hydrography, 49, 466–475, https://doi.org/10.1007/BF02764341, 1997.
Barnier B., Madec G., Penduff T., Molines J.-M., Treguier A.-M., Соммер Дж. Ле, Бекманн А., Биасточ А., Бонинг К., Денгг Дж., Дерваль К., Дюран Э., Гулев С., Реми Э., Таландье С., Теттен С., Мальтруд М., МакКлин Дж. и Де Куэвас Б.: Влияние частичных шагов и схем адвекции импульса в модель глобальной циркуляции океана с разрешением, допускающим вихри, Ocean Dynam., 56, 543–567, https://doi.org/10.1007/s10236-006-0082-1, 2006.
Белокопытов В. Н.: Ретроспективный анализ термохалин Черного моря полей на основе эмпирических ортогональных функций // Физ. Oceanogr., 25, 380–389, https://doi.org/10.22449/1573-160X-2018-5-380-389, 2018.
Беранже, К., Мортье, Л., и Крепон, М. : Сезонная изменчивость воды транспорт через Гибралтарский пролив, Сицилию и Корсику, полученный из модель циркуляции Средиземного моря с высоким разрешением, Prog. Oceanogr., 66, 341–364, https://doi.org/10.1016/j.pocean.2004.07.013, 2005.
Кастелао, Р. М. и Моллер-младший, О. О.: Моделирование лагуны Патос (Бразилия) Реакция потока на идеализированный ветер и речной сток: динамический анализ, Браз. Ж. океаногр., 54, 1–17, https://doi.org/10.1590/S1679-87592006000100001, 2006.
Чепыженко А. А., Чепыженко А. И., Кушнир В. М.: Керченский пролив структура воды, полученная по данным контактных измерений и спутниковых изображения, Oceanology, 55, 47–55, https://doi.org/10.1134/S0001437015010038, 2015.
Черкесов Л.В., Шульга Т.Ю. Численный анализ влияния Активная скорость и направление ветра при циркуляции вод Азовского моря с и без учета водообмена через Керченский пролив, Oceanology, 58, 19–27, https://doi.org/10.1134/S0001437018010022, 2018.
Дай, А., и Тренберт, К.Э.: Оценки стока пресной воды из континенты: широтные и сезонные вариации, Дж. Hydrometeorol., 3, 660–687, https://doi.org/10.1175/1525-7541(2002)003<0660:EOFDFC>2.0.CO;2, 2002.
Даниэльсон С.Л., Вайнгартнер Т.В., Хедстром К., Аагард К., Вудгейт, Р., Курчицер, Э., и Стабено, П.: Парное управление ветром Циркуляция Берингово-Чукотского шельфа и сток через Берингов пролив: Экман транспорт, континентальные шельфовые волны и вариации Тихоокеанско-Арктического моря градиент высоты поверхности, прог. океаногр., 125, 40–61, https://doi.org/10.1016/j.pocean.2014.04.006, 2014.
Доерффер, Р. и Шиллер, Х.: Алгоритм воды для случая 2 MERIS, Int. J. Дистанционное зондирование, 28, 517–535, https://doi.org/10.1080/01431160600821127, 2007 г.
Энрикес, К.Э., Шапиро, Г.И., Соуза, А.Дж., и Зацепин, А.Г.: Гидродинамика моделирование мезомасштабных вихрей в Черном море, Ocean Dynam., 55, 479–489, https://doi.org/10.1007/s10236-005-0031-4, 2005.
Европейское космическое агентство: репозиторий данных в полном разрешении MERIS, доступно по адресу: https://earth.esa.int/web /guest/-/meris-full-resolution-full-swath-4215, последний доступ: 20 ноября 2019.
Фалина А., Сарафанов А., Озой Э. и Турункоглу У. У.: Наблюдались бассейновое распространение средиземноморской воды в Черном море, Дж. Геофиз. Рез., 122, 3141–3151, https://doi.org/10.1002/2017JC012729, 2017.
Федеральная служба по гидрометеорологии и Репозитории Мониторинга окружающей среды России: Информационная система по водным ресурсам и управлению водными ресурсами речных бассейнов России, режим доступа: http://gis. vodinfo.ru, последний доступ: 20 ноября 2019 г.
Феррен, К., Беллафиоре, Д. ., Саннино Г., Баджо М. и Умгиссер Г.: Приливно-отливная динамика во взаимосвязанных Средиземноморье, Мраморном море, Черном море и Азове моря, прог. Oceanogr., 161, 102–115, https://doi.org/10.1016/j.pocean.2018.02.006, 2018.
Филиппов Ю.Г. Влияние стока реки Дон на уровень воды в р. Таганрогский залив, Россия. метеорол. гидрол., 40, 127–130, https://doi.org/10.3103/S1068373915020090, 2015.
Фомин В.В., Полозок А.А., Фомина И.Н. Моделирование Азовского моря Циркуляция вод с учетом речного стока // Физ. Океаногр., 1, оф. 15–26, https://doi.org/10.22449/1573-160X-2015-1-15-26, 2015.
Фомин В. В., Лазоренко Д. И., Фомина И. Н. Численное моделирование воды обмен через Керченский пролив на различные типы атмосферных удар, физ. Океаногр., 4, 79–89, https://doi.org/10.22449/1573-160X-2017-4-79-89, 2017.
Фонг, Д. А. и Гейер, В. Р.: Перенос пресной воды вдоль берега в речной шлейф, захваченный поверхностью, J. Phys. океаногр., 32, 957–972, https://doi.org/10.1175/1520-0485(2002)032<0957:TATOFI>2.0.CO;2, 2002.
Фонг, Д. А., Гейер, В. Р., и Сигнелл, Р. П.: Реакция на воздействие ветра на плавучее прибрежное течение, Наблюдения за шлейфом в западной части залива Мэн, Дж. Мар. Сист., 12, 69–81, https://doi.org/10.1016/S0924-7963(96)00089-9, 1997.
Гармашов А.В., Кубряков А.А., Шокуров М.В., Станичный С.В., Толокнов Ю. Н., Коровушкин А. И. Сравнение спутниковых и метеорологические данные о скорости ветра над Черным морем. Известия, Физика атмосферы и океана, 52, 309–316, https://doi.org/10.1134/S000143381603004X, 2016.
Гаррет, К.: Роль Гибралтарского пролива в эволюции, свойствах и циркуляции средиземноморских вод, Bulletin de l’Institut Océanographique de Monaco, 17, 1–19., 1996
Гарвайн, Р. В.: Эстуарные шлейфы и фронты в шельфовых водах: модель слоя, Дж. Физ. океаногр., 17, 1877–1896, https://doi.org/10.1175/1520-0485(1987)017<1877:EPAFIS>2.0.CO;2, 1987.
Гинзбург А. И., Костяной А.Г., Кривошея В.Г., Незлин Н.П., Соловьев, Д. М., Станичный С. В., Якубенко В. Г. Мезомасштабные водовороты и связанные с ними процессы в северо-восточной части Черного моря, J. Mar. Syst., 32, 71–90, https://doi.org/10.1016/S0924-7963(02)00030-1, 2002.
Гоптарев Н. П., Симонов А. И., Затучная Б. М., Гершанович Д. Э.: Гидрометеорология и гидрохимия советских морей. 5, Море Азов., СПб., Гидрометеоиздат, 1991.
Gregg, M.C. и Ozsoy, E.: Поток, изменения массы воды и гидравлика в Босфор, J. Geophys. Рез.-Океанов, 107, 2-1–2-23, https://doi.org/10.1029/2000JC000485, 2002.
Gregg, M.C., Ozsoy, E., and Latif, M.A.: Квазистационарный обменный поток в Босфор, Геофиз. Рез. Письма, 26, 83–86, https://doi.org/10.1029/1998GL
0, 1999.
Халлок, З. Р. и Марморино, Г. О.: Наблюдения за реакцией плавучей эстуарного шлейфа к апвеллингу попутных ветров, J. Geophys. Res., 107, 3066, https://doi.org/10.1029/2000JC000698, 2002.
Horner-Devine, A.R., Hetland, R. D., and MacDonald, D.G.: Mixing and транспорт в шлейфах прибрежных рек, Annu. Rev. Fluid Mech., 47, 569–594, https://doi.org/10.1146/annurev-fluid-010313-141408, 2015.
Ильин, Ю. П., Фомин В. В., Дьяков Н. Н., Горбач С. Б.: Гидрометеорологические условия морей Украины. Том. 1. Азовское море, Севастополь, ЭКОСИ-Гидрофизика, 2009 г.(на русском).
Иванов В.А., Белокопытов В.Н. Океанография Черного моря. Севастополь, ЭКОСИ-Гидрофизика, 2013.
Иванов В.А., Черкесов Л.В., Шульга Т.Ю. Экстремальные отклонения уровня моря и скорости течений, вызванных постоянными ветрами в Азовское море, физ. океаногр., 21, 98–105, https://doi.org/10.1007/s11110-011-9107-5, 2011.
Иванов В. А., Морозов А. Н., Кушнир В. М., Шутов С. А., Зима В. В.: Течения в Керченском проливе, adcp-наблюдения, сентябрь 2011 г., Экологические безопасность прибрежной и шельфовой зон и комплексное использование ресурсов шельфа, 26-1, 170–178, 2012 (на русском языке).
Ижицкий А.С., Завьялов П. О. Гидрофизическое состояние залива Феодосия в мае 2015 г., Океанология, 57, 485–491, https://doi.org/10.1134/S0001437017040105, 2017.
Якобсен, Ф. и Требюше, К.: Наблюдения за транспортом через Белт-море и исследование баланса количества движения, Cont. Полка Рез., 20, 293–311, https://doi.org/10.1016/S0278-4343(99)00073-4, 2000.
Джаошвили С.: Реки Черного моря, Европейское агентство по охране окружающей среды, под редакцией: Чомерики И., Гигинеишвили Г. и Кордзадзе А., Технический отчет № 71, 2002 г.
Колючкина Г. А., Беляев В. А., Спиридонов В. А., Симакова Ю. В.: Долгосрочные последствия остаточных разливов нефти в Керченском проливе: углеводороды концентрация в донных отложениях и биомаркеры Mytilus galloprovincialis (Lamarck, 1819), тюрк. Дж. Фиш. Аква. Sc., 12, 461–469, https://doi.org/10.4194/1303-2712-v12_2_37, 2012.
Коротаев Г., Огуз Т., Никифоров А., Коблинский С.: Сезонный, межгодовая и мезомасштабная изменчивость верхнего слоя Черного моря циркуляция по данным альтиметра, J. Geophys. рез., 108, 3122, https://doi.org/10.1029/2002JC001508, 2003.
Коротенко К.А.: Моделирование процессов выдвижения прибрежных антициклонические вихри через ОЧТ в Черном море // Океанология. 57, 394–401, https://doi.org/10.1134/S0001437017020114, 2017.
Коротенко К. А., Малкольм Дж. Б. и Дэвид Э. Д.: Высокое разрешение численная модель для прогнозирования переноса и рассеивания нефти, разлитой в Черное море, терр. Атмос. Океанические науки, 21, 123–136, https://doi.org/10.3319/TAO.2009.04.24.01(IWNOP), 2010 г.
Курафалу, В. Х., Ли, Т. Н., Оуи, Л., и Ван, Дж.: Судьба реки сток на континентальном шельфе: 2.Транспорт прибрежных малосоленых воды при реалистичном воздействии ветра и приливов, J. Geophys. рез., 101, 3435–3456, https://doi.org/10.1029/95JC03025, 1996.
Кубряков А.А., Алескерова А.А., Горячкин Ю.В. Н., Станичный С.В., Латушкин А. А., Федирко А. В. Распространение вод Азовского моря в Черное море под воздействием переменных ветров, геострофических течений и обмен в Керченском проливе, прог. Океаногр., 176, 102119, https://doi.org/10.1016/j.pocean.2019.05.011, 2019.
Лардж, В. Г. и Йегер, С. Г. Глобальное воздействие на океан от суточного до десятилетнего и модели морского льда: наборы данных и климатология потоков, NCAR Technical Примечание, NCAR/TN-460+STR, Национальный центр атмосферных исследований, 2004.
Ломакин П. Д., Панов Д. Б., Спиридонова Е. О.: Особенности межгодовые и сезонные изменения гидрометеорологических условий в районе Керченского пролива за последние два десятилетия // Физ. океаногр., 20, 109–121, https://doi.org/10.1007/s11110-010-9071-5, 2010.
Ломакин П. Д., Чепыженко А. И., Чепыженко А. А.: Поле цветных концентрация растворенного органического вещества в Азовском и Керченском морях Воды пролива по оптическим наблюдениям // Физ. океаногр., 5, 71–83, https://doi.org/10.22449/1573-160X-2016-5-71-83, 2016.
Ломакин П. Д., Чепыженко А. И., Чепыженко А. А.: Итого приостановленный поля концентрации вещества в Керченском проливе на основе оптических наблюдения, физ. океаногр., 6, 58–69, https://doi.org/10.22449/1573-160X-2017-6-58-69, 2017.
Мадек Г. и команда NEMO: океанский двигатель NEMO. Note du Pôle de моделирование, Институт Пьера-Симона Лапласа (IPSL), Франция, 27 лет, 1288–1619, 2016.
Маркес, В. К., Фернандес, Э. Х., Монтейро, И. О., и Моллер, О. О.: Численное моделирование прибрежного шлейфа лагуны Патос, Бразилия, прод. Полка Рез., 29, 556–571, https://doi.org/10.1016/j.csr.2008.09.022, 2009.
Маттеус, В. и Ласс Х.У.: Недавний приток соли в Балтийское море, Дж. Физ. океаногр., 25, 280–288, 1995.
Медведев И. П. Приливы в Черном море: наблюдения и численные моделирование, Pure Appl. геофиз., 175, 1951–1969, https://doi.org/10.1007/s00024-018-1878-x, 2018.
Медведев И. П., Рабинович А. Б., Куликов Е. А.: Приливы в трех замкнутые бассейны: Балтийское, Черное и Каспийское моря, Передний. мар. наук, 3, 46, https://doi.org/10.3389/fmars.2016.00046, 2016.
Гидрометцентр: Сайт прогноза погоды в России, режим доступа: http://rp5. ru, последний доступ: 20 ноября 2019.
Миранда Л.Б., Андутта Ф.П., Кьерфве Б. и де Кастро Фильо Б.М.: Основы эстуарной физической океанографии, 8, Спрингер, Сингапур, https://doi.org/10.1007/978-981-10-3041-3, 2017.
Моллер, О. О. и Кастен, П.: Гидрографические характеристики Устьевая зона лагуны Патос (30 ∘ ю.ш., Бразилия), в: эстуарии Южная Америка. Их геоморфология и динамика, под редакцией: Perillo, GME, Piccolo, M.C., и Quivira, M.P., Berlin, Springer-Verlag, 83–100, 19.99.
НАСА: хранилище спутниковых данных LANCE-MODIS Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства, доступно по адресу: https://lance3.modaps.eosdis.nasa.gov, последний доступ: 20 ноября 2019 г.
NOAA National Center for Environmental Прогноз: NCEP/NCAR Reanalysis 1, доступно по адресу: https://www.esrl.noaa.gov/psd/data/gridded/data.ncep.reanalysis.surface.html, последний доступ: 20 ноября 2019 г.
Офицер, CB: Физическая океанография эстуариев (и связанных с ними прибрежных воды), Уайли, Нью-Йорк, https://doi. org/10.4319/lo.1977.22.5.0975, 1976.
Огуз Т., Ла Виолет П. Э. и Унлуата У.: Циркуляция верхнего слоя Черного моря: его изменчивость по гидрографическим и спутниковые наблюдения, J. Geophys. Рез.-Океанов, 97, 12569–12584, https://doi.org/10.1029/92jc00812, 1992.
Огуз Т., Латун В.С., Латиф М.А., Владимиров В.В., Сур Х.И., Марков, А. А., Озой Э., Котовщиков Б. Б., Еремеев В. В., Унлуата У.: Циркуляция в поверхностных и промежуточных слоях Черного моря, Deep-Sea Res. Пт. я, 40, 1597–1612, https://doi.org/10.1016/0967-0637(93)
-X, 1993.
Огуз Т., Маланотт-Риццоли П. и Обри Д.: Ветер и термохалин циркуляция Черного моря, обусловленная среднегодовым климатологическим воздействием, Дж. Геофиз. Res.-Oceans, 100, 6845–6863, https://doi.org/10.1029/95JC00022, 1995.
Осадчиев, А. и Коршенко, Е.: Небольшие речные шлейфы у северо-восточного побережья Черного моря при среднем климатические условия и паводковые стоки, Ocean Sci., 13, 465–482, https://doi.org/10.5194/ос-13-465-2017, 2017.
Осадчиев А. А.: Методика количественного определения расходов пресных вод из спутниковые наблюдения и лагранжево численное моделирование речных шлейфов, Окружающая среда. Рез. Лет., 10, 085009, г. https://doi.org/10.1088/1748-9326/10/8/085009, 2015.
Осадчиев А.А. Распространение плюма реки Амур в Амурском лимане, Сахалинский залив и Татарский пролив, Океанология, 57, 376–382, https://doi.org/10.1134/S0001437017020151, 2017.
Осадчиев А. А., Седаков Р. шлейфы у северо-восточного побережья Черного моря, наблюдаемые Landsat 8 и Sentinel-2, Дистанционное зондирование окружающей среды, 221, 522–533, https://doi.org/10.1016/j.rse.2018.11.043, 2019 г..
Осадчиев А. А., Завьялов П. О.: Лагранжева модель поверхностно-адвективных речной шлейф, прод. Шельф Рез., 58, 96–106, https://doi.org/10.1016/j.csr.2013.03.010, 2013.
Осадчиев А. А., Коротенко К. А., Завьялов П. О., Чанг В.-С., Лю К.-К.: Перенос и донное накопление мелкодисперсных речных наносов в условиях тайфунов и связанных с ними подводных оползней: дело исследование реки Пейнан, Тайвань, нац. Опасности Земля Сист. наук, 16, 41–54, https://doi.org/10.5194/nhess-16-41-2016, 2016.
Осадчиев А.А., Ижицкий А.С., Завьялов П.О., Кременецкий В.В., Полухин А. А., Пелевин В. В., Токтамысова З. М. Структура плавучий шлейф, образованный стоком рек Оби и Енисея в южной части Карского моря летом и осенью // Журн. Геофиз. Res.-Oceans, 122, 5916–5935, https://doi.org/10.1002/2016JC012603, 2017.
Ostrander, C.E., McManus, M.A., Decarlo, E.H., and Mackenzie, F.T.: Временная и пространственная изменчивость пресноводных плюмов в полузамкнутом эстуарно-заливная система, Эстуар. Берег., 31, 192–203, https://doi.org/10.1007/s12237-007-9001-z, 2008.
Росс, Д. А.: Черное море и Азовское море, в: Океанские бассейны и окраины, под редакцией: Нэрн, А. Е. М., Кейнс, WH и Stehli, FG: 4A, 445–481, Springer, Boston, MA, https://doi.org/10.1007/978-1-4684-3036-3_11, 1977.
Sannino, G., Bargagli, А. и Артале В.: Численное моделирование среднего обмен через Гибралтарский пролив, J. Geophys. рез., 107, 1–24, https://doi.org/10.1029/2001JC000929, 2002.
Сапожников В.В., Куманцов М.И., Агатова А.И., Аржанова Н.В., Лапина Н. М., Рой В. И., Столярский С. И., Бондаренко Л. Г., Панов Б. Н., Гришин А. Н., Жугайло С. В. Комплексные исследования Керченской Strait, Oceanology, 51, 896, https://doi.org/10.1134/S0001437011050146, 2011.
Sayin, E. and Krauß, W.: Численное исследование водообмена через Датский пролив, Теллус А, 48, 324–341, https://doi.org/10.1034/j.1600-0870.1996.t01-1-00009.x, 1996.
Selschoppa, J., Arneborgb, L., Knolla, M., Fiekasa, V., Gerdesa, F., Бурчард Х., Ласс Х.У., Морхольц В. и Умлауф Л.: Прямые наблюдения притока средней интенсивности в Балтийское море, прод. Shelf Res., 26, 2393–2414, https://doi.org/10.1016/j.csr.2006.07.004, 2006.
She, J., Berg, P., and Berg, J.: Влияние батиметрии на водном обмене моделирование через Датские проливы, J. Mar. Syst., 65, 450–459, https://doi.org/10.1016/j.jmarsys.2006.01.017, 2007 г.
Шелдон, Дж. Э. и Альбер, М.: Сравнение расчетов времени пребывания используя простые модели отсеков устья реки Альтамаха, Джорджия, Эстуарии, 25, 1304–1317, https://doi.org/10.1007/BF02692226, 2002.
Симонов А.И., Альтман Е.Н. Гидрометеорология и гидрохимия моря СССР. Том. 4. Черное море, СПб, Гидрометеоиздат, 1991 (в Русский).
Сото-Наварро, Дж., Сомот, С., Сево, Ф., Бёвье, Дж., Криадо-Альдеануева, Ф., Гарка-Лафуэнте Дж. и Беранже К.: Оценка состояния регионального океана модели циркуляции Средиземного моря в Гибралтарском проливе: объемно-транспортные и термохалинные свойства стока, Клим. Динамик., 44, 1277–129.2, https://doi.org/10.1007/s00382-014-2179-4, 2015.
Созер, А. и Озой, Э.: Моделирование динамики обменного потока через Босфор, Океан Dynam., 67, 321–343, https://doi.org/10.1007/s10236-016-1026-z, 2017.
Станев Е. В. О механизмах циркуляции Черного моря // Землеведение. Rev., 28, 285–319, https://doi.org/10.1016/0012-8252(90)
-W, 1990.
Станев Е.В., Станева Ю.В. Влияние бароклинных вихрей и колебания бассейна при переходах между различными квазиустойчивыми состояниями циркуляции Черного моря, J. Mar. Syst., 24, 3–26, https://doi.org/10.1016/S0924-7963(99)00076-7, 2000.
Станев Е.В., Русенов В.М., Рачев Н.Х., Станева Ю.В.: Море реакция на изменчивость атмосферы. Модельное исследование Черного моря, J. Mar. Syst., 6, 241–267, https://doi.org/10.1016/0924-7963(94)00026-8, 1995.
Станев Е.В., Грасхорн С. и Чжан Ю.Дж.: Каскадные океанические бассейны : численное моделирование циркуляции и межбассейнового обмена в Система Азово-Черно-Мраморно-Средиземное морей, Ocean Dynam., 67, 1003–1025, https://doi.org/10.1007/s10236-017-1071-2, 2017 г.
Станева, Дж. В., Дитрих, Д. Е., Станев, Е. В., и Боуман, М. Дж.: ОЧТ и прибрежные вихревые механизмы в Черном море, разрешающем вихри модель общей циркуляции, J. Mar. Syst., 31, 137–157, https://doi.org/10.1016/S0924-7963(01)00050-1, 2001.
Титов В. Б. Характеристика Главного Черноморского течения и прибрежных антициклонические вихри в российском секторе Черного моря, Океанология, 42, 637–645, 2002.
Ван, К.Ф., Сюй, М.Х., и Куо, А.Ю.: Время проживания Даньшуэй Устье реки, Тайвань, эстуар. Побережье. Шельфовые науки, 60, 381–39.3, https://doi.org/10.1016/j.ecss.2004.01.013, 2004.
Washburn, L., McClure, K.A., Jones, B.H., and Bay, S.M.: Пространственные масштабы и эволюция шлейфов ливневых вод в заливе Санта-Моника, Мар. Окружающая среда. Res., 56, 103–125, https://doi.org/10.1016/S0141-1136(02)00327-6, 2003.
Вудгейт, Р. в Потоки объема, тепла и пресной воды в Беринговом проливе в период с 1991 по 2004 г., Геофиз. Рез. Письма, 33, L15609, https://doi.org/10.1029/2006GL026931, 2006.
Вудгейт, Р. А., Вайнгартнер, Т., и Линдси, Р.: Берингов пролив, 2007 г. океанический поток тепла и аномальное отступление арктического морского льда // Геофиз. Рез. Lett., 37, L01602, https://doi.org/10.1029/2009GL041621, 2010.
Woodgate, R.A., Weingartner, T.J., and Lindsay, R.: Наблюдаемое увеличение Океанические потоки Берингова пролива из Тихого океана в Арктику с 2001 г. 2011 и их влияние на водную толщу Северного Ледовитого океана // Геофиз. Рез. Лит., 39, L24603, https://doi.org/10.1029/2012GL054092, 2012.
Ся М., Се Л. и Пьетрафеса Л. Дж.: Моделирование устья реки Кейп-Фир шлейф, эстуар. Coast., 30, 698–709, https://doi.org/10.1007/BF02841966, 2007.
Янковский А.Е. и Чепмен Д.К.: Простая теория судьбы всплывающие береговые сбросы, J. Phys. Океаногр., 27, 1386–1401, https://doi.org/10.1175/1520-0485(1997)027<1386:ASTFTF>2.0.CO;2, 1997.
Юце, Х.: Средиземноморские воды в Стамбульском проливе (Босфор) и Выход из Черного моря, Устье. Побережье. Шельфовых наук, 43, 597–616, https://doi.org/10.1006/ecss.1996.0090, 1996.
Зацепин А.Г., Гинзбург А.И., Костяной А.Г., Кременицкий В.В., Кривошея В. Г., Станичный С. В., Пулен П.-М. Наблюдения за черным Морские мезомасштабные водовороты и связанное с ними горизонтальное перемешивание, Дж.
Ваш комментарий будет первым