Рассказы о России (Stories about Russia), 26. ЧТО ТАК…
РАССКАЗЫ О РОССИИ
ЧТО ТАКОЕ КУЗБАСС?
Меня просили рассказать, что такое Кузбасс.
Это важный регион на юге Западной Сибири, основной угольный бассейн Российской Федерации.
В Советском Союзе было три главных угольных бассейна – Донбасс, Кузбасс и Воркутинский угольный бассейн. Менее известны были угольные месторождения в Экибастузе, на севере Казахстана, и Нерюнгри, на юге Якутии.
После распада Советского Союза Донбасс оказался на Украине, Экибастуз – в Казахстане, а Кузбасс стал основным угольным бассейном Российской Федерации, так как в большинстве случаев там возможна открытая добыча угля, что делает его намного дешевле, чем уголь на шахтах Воркуты.
Кузбасс, в основном, расположен в пределах Кемеровской области – к востоку от Новосибирска и Барнаула, к югу от Томска, к западу от Красноярска.
В 2015 году было добыто 215 миллионов тонн угля. Часть угля используется в России, но свыше 70% экспортируется в Японию, Китай, Индию и другие азиатские, а также даже в некоторые европейские страны.
Кроме того, в Кузбассе есть железорудные месторождения, а также бокситы, необходимые для получения алюминия. А поэтому там было очень выгодно построить большие металлургические предприятия, В настоящее время на металлургических комбинатах Кузбасса выпускается более 13% чугуна и стали, 22% стального проката, более 11% алюминия, производящихся в России.
Кроме областного центра города Кемерово, в области есть и другие большие города – Новокузнецк, Ленинск-Кузнецкий, Прокопьевск, Междуреченск и другие. Во многих городах есть театры и Дома культуры, работает много бесплатных кружков для школьников. За их работу платят шахты, а также местная администрация.
Губернатором области уже более 20 лет является Аман Тулеев, казах по национальности, который сумел сплотить вокруг себя грамотную команду, в результате чего Кемеровская область занимает верхние строчки по сравнению с другими регионами по уровню жизни, по доступности образования и медицинских услуг, по социальной поддержке неимущих слоев населения.
Большую часть области занимают невысокие горы и густые леса, где живет много животных. Туристов привлекают летом походы по горам, а зимой – горные лыжные трассы.
Кроме русских, в Кемеровской области живут украинцы, белорусы, казахи, татары, хакасы и люди других национальностей.
(написано и прочитано Евгением40, 2016)
История Кузбасса /dokument/istorija_kuzbassa.doc История Кузбасса
Мы живём в Кемеровской области, которую по-другому ещё называют Кузбасс. Кузбассом наш край назвал учёный Пётр Чихачёв. В 1842 году он объездил наш край вдоль и поперёк. Он определил, что Кузнецкий край – это район с огромными запасами угля, и назвал его — Кузнецкий угольный бассейн, или сокращенно – Кузбасс. По-настоящему наш край стал Кузбассом тогда, когда здесь возникло много городов, было построено огромное количество шахт, угольных разрезов, крупных заводов. Кузбасс невелик по сравнению с территорией всей страны, но его населяет около 3 миллионов человек. Первые русские поселенцы появились на Кузнецкой земле в XVII веке. Истоки самого названия «Кузнецкая земля» уходят к предкам современных шорцев, живших в верховьях Томи, Мрассу, Кондомы, которых сибирские летописцы за их умение получать железо из руды называли «кузнецами».
По-настоящему наш край стал Кузбассом тогда, когда здесь возникло много городов, было построено огромное количество шахт, угольных разрезов, крупных заводов. Кузбасс невелик по сравнению с территорией всей страны, но его населяет около 3 миллионов человек. Первые русские поселенцы появились на Кузнецкой земле в XVII веке. Истоки самого названия «Кузнецкая земля» уходят к предкам современных шорцев, живших в верховьях Томи, Мрассу, Кондомы, которых сибирские летописцы за их умение получать железо из руды называли «кузнецами». В 1618 г. по царскому указу был построен Кузнецкий острог. На этом месте сейчас находится город Новокузнецк. Кузнецкий острог долго оставался важной крепостью России. Отсюда уходили войска в поход против киргизов, ойротов, совершались военные походы на Алтай. Отряды служилых людей с Кузнецкого острога отправлялись собирать дань среди кузнецких татар. Дань собирали пушниной – шкурками соболей, лисиц, бобров. Пушнина, поступавшая в царскую казну, стала в XVII столетии видным источником государственных доходов, и даже отправлялась за границу. В то время часто случались столкновения с местным населением. Поэтому русские поселенцы первое время строили дома вокруг острогов. Такие поселения назывались посадами. В случае опасности можно было укрыться за его крепкими стенами, под защитой казаков и служилых людей. Первые поселения, как и остроги возникали вдоль Томи. Это были небольшие посёлки в 8-10 дворов. Переселенцы распахивали землю, сеяли хлеб, строили ремесленные мастерские, торговали с местным населением, охотились. К началу 18 века в нашем крае было уже 50 русских деревень. На их месте до сих пор стоят посёлки с теми же названиями: Артамоново, Мохово, Ильинское и др. Местное население (шорцы и телеуты) стали пахать землю сохой и плугом, строить себе такие же, как у русских, рубленые избы. Кроме пушнины царский двор был заинтересован в месторождениях серебра и золота. Позднее правительство Петра I всячески поощряло и поиски каменного угля. В 1722 году Михайло Волков сделал заявку на железную руду, найденную им в Томском уезде, и уголь, обнаруженный им в Сообщение о «горелой горе» стало первым сведением о каменном угле не только в Кузнецком крае, но и в России. «Горелую горку» сейчас называют Красной горкой, и находится она в городе Кемерово. Кузнецкий угольный бассейн – самое крупное месторождение в мире. Здесь разведаны огромные запасы угля. Но в то время открытие каменного угля не нашло практического применения — промышленной добычи не было до 1907 года. Первый завод в Кузнецком крае был построен в 1771 году. Это был Томский железоделательный завод на реке Томь-Чумыш. Завод работал около 100 лет. На заводе делали пилы, лопаты, винты, разные механизмы. Завод не сохранился, на его месте стоит село Томское (в Прокопьевском районе). Позже были найдены залежи серебра и железа на Салаире. Там и появились первые ростки нашей промышленности. В 1782 году здесь возник серебряный рудник, а через несколько лет был запущен Гавриловский сереброплавильный завод. Он работал более 100 лет. На его месте осталось село Гавриловское Гурьевского района. Самая длинная история – у Гурьевского завода. Он был построен в 1816 году. Сначала плавили серебро, потом его переделали в железоплавильный завод. Этот завод работает и поныне. Он дал начало городу Гурьевску. На Салаире появились и первые золотые прииски. Но самые богатые золотоносные прииски были открыты в Мариинской тайге. Заводы того времени работали на дровах. Запасы леса истощились, и за ними нужно было ехать всё дальше и дальше. Тогда стали перенимать опыт у Англии, где уже использовали уголь. В округе находили много залежей угля, и инженеры стали проводить опыты по плавке металла с помощью каменного угля. В 1891 году началось строительство Транссибирской железной дороги, пролегающей через всю Сибирь для того, чтобы соединить огромные пространства Сибири с Центральной Россией. Когда была построена Транссибирская железная дорога, в 1904 году, потребовался уголь для паровозов. Тогда, в 1897 году, появились Судженские и Анжерские копи. Транссибирская железная дорога проходила по северной оконечности Кузнецкого края, через Мариинск, Тайгу. После её постройки наш край преобразился. Сюда стали привозить иностранные машины для шахт и рудников. Богатели и росли города и сёла возле железной дороги. Особенно изменился Мариинск: он стал купеческим городом с большими нарядными деревянными и каменными домами.В начале 20 века, после революции и Гражданской войны началось строительство крупных заводов, фабрик и шахт. Кузбассу тогда отводилось особое место, поскольку в нашем крае были громадные запасы угля, железа и других полезных ископаемых. За 5 лет, с 1928 по 1933 год, в Кузбассе было заложено 24 угольные шахты в Прокопьевске, Киселёвске, Осинниках, Ленинск-Кузнецком. Главной стройкой Сибири стало строительство Кузнецкого металлургического комбината. Это была самая знаменитая стройка страны. Рабочие и специалисты ехали со всей страны. Строили и днём и ночью. За 3 с половиной года на пустом месте возник гигантский завод, который давал одновременно кокс, чугун и сталь. В Кемерове сооружались коксохимический завод, завод пластмасс. Были построены заводы в Киселёвске, Анжеро-Судженске, Белове, восстановлен старейший в России Гурьевский металлургический завод. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов Кузбасс, находясь в тылу, помогали фронту оружием, продовольствием, одеждой. Мужчины записывались добровольцами и уходили воевать. Место мужчин на заводах и шахтах занимали женщины и подростки. Они работали по 10-12 часов в день. Из Центральной России перевозили заводы в Сибирь на поездах. Размещали эти заводы на складах, в школах, универмагах, а завод «Карболит» разместили прямо в драмтеатре. В наш край прибывали беженцы с захваченных врагом территорий. С фронта приходили поезда с ранеными. В городах Кузбасса размещали больницы (госпитали), где лечили раненых бойцов. В 1944 году кузбассовцы на свои деньги создали танковый корпус, который участвовал в штурме Берлина. Половина всех танков, бронемашин, самоходок, выпущенных в году войны, было одето в броню Кузнецкого металлургического комбината. Наши земляки сражались на всех фронтах в разных полках и дивизиях. Тысячи кузбасовцев были удостоены многих высоких наград, а 240 наших храбрейших земляков стали Героями Советского Союза. После войны Кузбасс продолжил развитие промышленности, появилось много заводов и фабрик. Выросли новые города и посёлки. Сейчас Кузбасс – один из успешно развивающихся регионов России. Он является главной «кочегаркой» страны и занимает первое место по добыче угля. 4-е место Кузбассу принадлежит по производству стали и проката. Половину всех товаров, идущих за границу из Сибири, даёт Кузбасс. Кузбассовцы гордятся своей малой Родиной, укрепляют её могущество и могущество России.
|
Минэнерго России поддержало предложение Кузбасса о замораживании повышения железнодорожных тарифов
8 фев 2023 10:32
КЕМЕРОВО. 8 февраля. Интерфакс. Минэнерго России поддерживает предложение властей Кемеровской области, где расположен Кузнецкий угольный бассейн, ввести мораторий на повышение железнодорожных тарифов на уголь, сообщил заместитель министра Сергей Мочальников.
«Поддерживаем инициативу о введении моратория на 2023-2024 годы на изменение транспортных тарифов и налогового законодательства в отрасли», — говорится в сообщении на сайте министерства.
Власти Кемеровской области предложили на заседании комиссии Госсовета РФ по энергетике и транспорту во вторник ввести такой мораторий на повышение тарифов, а также мораторий на принятие новых законов и изменений в нормативные акты, «которые приведут к увеличение финансовой и административной нагрузки на российских грузоотправителей, портов, операторов и других участников грузовых перевозок».
Мочальников заявил, что угольные компании «прежде всего» должны уметь прогнозировать отгрузки для заключения и выполнения долгосрочных контрактов.
Он также сообщил, что угольные компании увеличивают отгрузки в порты на Северо-Западе России из-за ограниченной пропускной способности восточных железных дорог РЖД и подходов к Азово-Черноморскому бассейну. По его словам, необходимо расширить пропускную способность восточных железных дорог «в сроки, предусмотренные документами, утвержденными правительством».
«Необходимо, чтобы при формировании индикативов учитывались все перевозимые грузы, следующие по восточным железным дорогам, а не только угольная продукция. Это обеспечит прозрачность и предсказуемость как для грузоотправителей, так и для органов государственной власти при формировании доходной части региональных бюджетов «, — сказал Мочальников.
Кемеровские власти также предложили восстановить понижающие коэффициенты «при определении платы за экспортные поставки каменного угля в зависимости от дальности перевозки». Они также предложили предоставить скидки на отгрузку угля в порты Северо-Запада в 2023-2024 годах для привлечения дополнительных грузов и разгрузки восточных железных дорог.
Кемерово также настаивает на комплексном мониторинге строительства восточных железных дорог, в частности ежемесячных проверок 83 утвержденных приоритетных объектов на этих дорогах с участием представителей комиссии Госсовета по энергетике и транспорту, а также Совета потребителей по вопросам деятельности РЖД.
Уголь Информация о компании Правительство Международная (внешняя) торговля Предложение Ставки Россия Государственный бюджет и налоги Транспорт
Новые реалии угольной отрасли России: в центре внимания Кузбасс
События 24 февраля 2022 года стали знаковым событием: появлением совершенно новой реальности для российской экономики, в частности, для угольной промышленности Кузбасса и смежных отраслей. Страна и регион не были готовы к беспорядкам вокруг войны на Украине; последовали санкции в отношении ключевых секторов, включая экспорт угля, нефти и промышленных товаров, запрет на импорт современных технологий и услуг, беспрецедентный отток инвесторов из страны.
На основе анализа статистических данных, а также мнений государственных чиновников, экспертов и бизнеса можно сделать вывод, что послефевральские тенденции 2022 года показали значительное падение производства, внутренних и экспортных поставок угля из Кузбасса. Экспорт угля из Кузбасса сократился на 14%, тогда как аналогичный показатель на федеральном уровне составил всего 7,6%, а добыча угля в Кузбассе снизилась на 8%, но увеличилась на федеральном уровне на 0,4%. Потеря доходов будет иметь серьезные краткосрочные и долгосрочные последствия для региональной экономики, поскольку угольный сектор вносит около 19–26% регионального ВВП и оказывает существенное влияние на связанные отрасли, такие как производство электроэнергии и тепла, металлургия, транспорт, инфраструктура, коммунальное хозяйство и многие другие. Такая сильная зависимость от угля в сочетании с недостаточными транспортными возможностями для альтернативных рынков делает Кузбасс более уязвимым, чем многие другие угольные регионы России.
Потеря работы и снижение уровня жизни в Кузбассе, если экономическая ситуация не изменится в обозримом будущем, могут привести к социальным волнениям. Опыт 19.90-е годы в России показали, что шахтеры могут стать весьма влиятельной силой политических перемен. Последствия могут быть аналогичными на региональном уровне в ближайшие годы, если масштабы потерь окажутся сопоставимыми по «жесткому» сценарию: примерно 50-процентное падение добычи угля, 75-процентная потеря доходов, 50-процентная потеря рабочих мест.
Как производители угля, так и российские политики ищут способы уменьшить последствия санкций, решить внутренние проблемы (с транспортом, другой логистикой) и перенаправить экспорт в «дружественные» страны — даже с большими затратами (рост производственных затрат, большие скидки к экспортной цене угля, огромным транспортным расходам и т.д.). Последствия таких действий будут зависеть от многих факторов, некоторые из которых связаны с силой и твердостью Запада в достижении своих целей по ужесточению экономической ситуации в России и сокращению доходов, частично финансирующих войну в Украине. Если ЕС и партнеры не смогут предотвратить утечку российского угля и другой экспортной продукции в третьи страны, а Россия продолжит получать значительные доходы в твердой валюте, технологические ограничения будут ослаблены, или доступ к финансовым ресурсам Запада будет смягчен – и появятся предпосылки для «мягкого» сценария.
Сегодня угольная отрасль Кузбасса оказалась на перепутье. Впечатляющие планы по запуску множества новых шахт для увеличения добычи угля более чем на 25% в ближайшей перспективе и модернизации существующих мощностей в такой неопределенной ситуации весьма рискованны: отсутствует достаточный спрос. Хотя предыдущие годы принесли большие доходы, ожидаемые в ближайшие годы потери доходов сдерживают аппетит угольных компаний к расходам на бизнес-проекты и социальные программы, которые они согласились финансировать в регионе. Предотвращение негативных последствий падения спроса на уголь не решено и кажется маловероятным: спасение угольных компаний не является приоритетом для федерального правительства.
Ваш комментарий будет первым