Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Где проживают нганасаны: Нганасаны — Википедия – Как живут нганасаны в наши дни (28 фото) » Триникси

Содержание

Нганасаны

 

  Численность – 1 278 человек (на 2001 г.).
  Язык – самодийская группа уральско-юкагирской семьи языков.
  Расселение – Красноярский край, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ.

  Самый северный народ нашей страны, живущий в таймырской тундре, выше 72-й параллели. Подразделяются на западных (авамских) нганасан с центрами в пос. Усть-Авам и Волочанка и восточных (вадеевских) с центром в пос. Новая. Термин «нганасаны» введен в 1930-е гг. и образован от нганаса — «человек», «мужчина», самоназвание — ня — «товарищ». В дореволюционной литературе известны как тавгийские, авамские, вадеевские самоеды или просто самоеды.

  Нганасанский язык признают родным 83,2 %. Различают авамский и вадеевский говоры.

  Археологический анализ данных дает основание полагать, что нганасаны сложились на основе древнего палеоазиатского населения Таймыра, смешавшегося с самодийскими и тунгусскими племенами. В XVII в. в состав нганасан входили различные по происхождению группы (пясидская самоядь, кураки, тидирисы, тавги и др.). Вплоть до второй половины XIX в. в эту общность включались новообразованные долганские роды.

  Контакты с русскими начались в XVII в., когда казаки, стоявшие в остроге Мангазея, стали собирать дань с «тавгийской самояди». Ясак платили ровдугой.

  Главные традиционные занятия — охота, оленеводство, рыболовство. Счет времени вели по лунным месяцам (китеда). В течение солнечного года нганасаны проживали два года (ху) — летний и зимний.

  Группа нганасан в традиционной одежде, сшитой из оленьих шкур, отороченной белым мехом специально для этого разводимых собак

  Основная охота приходилась на летне-осенний период (с июля по ноябрь). Диких оленей добывали поколками на маршрутах кочевок и у переправ. В августе—ноябре охотники подстерегали стадо на переправе, давали ему войти в воду, заплыть достаточно далеко от берега и кололи животных копьями между ребер, чтобы они еще некоторое время могли проплыть и приблизиться к берегу. Другие охотники находились внизу по течению реки и подбирали убитых. Зимой оленя криками загоняли в сети, а также в загороди из кольев. Существовала и индивидуальная охота — с оленем-манщиком, с собакой, с маскировочным щитком (лофо), из укрытия, с нарт и т.д. Гусей добывали во время линьки. Птиц окружали на лодках и гнали к берегу, где были установлены сети (депту бугур). Сети расставляли также на уток и куропаток. На песцов настораживали каменные пасти (фала денгуй), зайцев ловили петлями.

  Нганасаны бережно относились к природе. Существовал обычай, по которому запрещалось убивать самок зверей и птиц во время их беременности и выхаживания детенышей.

  Для охоты использовали копье (фонка), лук (динта) со стрелами (буди), нож (кюма), а с XIX в. — огнестрельное оружие. Рыбу ловили сетями (кол бугур), железными крючками (бату), костяными спицами (федир).

  Транспортное оленеводство зависело от основного занятия — охоты на дикого оленя. Животных приучали к упряжи уже на третьем году жизни. Для перекочевок каждой семье требовалось не менее 40—50 домашних оленей. Забивали травмированных или больных животных и в тех исключительных случаях, когда наступал голод. Нганасанские олени низкорослы, не очень сильны, но выносливы и способны быстро восстанавливаться после истощения. Существовало более 20 слов для обозначения животного в зависимости от возраста, внешнего вида (ветвистости рогов), использования. Считали, что лучшие транспортные олени — яловые важенки (бангаи). Стада насчитывали 2—2,5 тыс. голов. Метили их тамгой (клеймом, знаком собственности) на шерсти или фигурным вырезом на ушах.


Вещевая нарта. Так в тундре хранят и перевозят имущество

  Нарты, в зависимости от назначения, были разных типов. В ирянку (легкие ездовые, обычно трехкопыльные) запрягали 2—3 оленей, весной, когда животные сильно истощены, — 4—5. На такой нарте чаще ездили мужчины, поэтому с правой стороны к ней привязывали чехол для оружия. У инсюдаконто (женских трех- или пятикопыльных) имелись спинка и передок, сверху — меховой полог, который защищал голову и спину при сильных морозах. На кунсыбы’э (грузовых) вещи укрывали полотнищем (фантуй) из оленьих камусов. Существовали специальные нарты для перевозки шестов (нгююся) и нюков (оленьих покрышек) для чума, постелей, дров, лодок.

  Стойбища нганасан располагались на невысоких холмах, а внизу, между холмами, находились олени. Осенью жилища устраивали недалеко от рек, чтобы охотники, ориентируясь на русло, в темноте могли вернуться домой. Весной зимние вещи, нюки укладывали на нарты, покрывали продымленной, не пропускающей влагу оленьей шкурой и оставляли в тундре до следующей зимы.

  Традиционное жилище — чум (ма) по конструкции напоминал ненецкий. Размер его (от 3 до 5 м в поперечнике) зависел от количества живущих людей (обычно 1—2 семьи). Остов чума состоял из 20—60 длинных жердей, расставленных конусом и покрытых нюками. Для летнего чума использовали старые, износившиеся нюки в один слой, зимой укрывали двойными. Дверь делали из двух сшитых изнанками оленьих шкур. Открывалась она, в зависимости от направления ветра, вправо или влево. Зимой у чума насыпали завалинку (токеда), служившую заслоном от ветра. В центре жилища помещали очаг (тори), над которым подвешивали крюки для чайников и котлов. В верхней части чума оставляли отверстие — дымоход. За очагом — «чистое место» (сиенг), куда женщинам ступать запрещалось. Места для них располагались у входа, здесь же укладывали домашнюю утварь. Правая от входа сторона была жилой, левая — для гостей и хранения хозяйственных предметов. Пол застилали циновками из тальника (тола) и досками (лата). На спальных местах поверх досок и циновок укладывали сначала невыделанные шкуры, а затем выскобленные подстилки (хонсу). На ночь над спальными местами опускали полог, концы его заправляли под подстилку. Утром полог снимали, тщательно выбивали, свертывали и укладывали под нюк.

  Балок — прямоугольный возок на полозьях с остовом, обтянутым оленьими шкурами или брезентом, используемый под жилище

  С 1930-х гг. под жилище использовали балок — прямоугольный возок на полозьях с остовом, обтянутым оленьими шкурами или брезентом.

  Традиционную одежду шили из оленьих шкур. Мужской костюм состоял из глухой двойной малицы (лу) из белой оленьей шкуры, отороченной белым мехом специально для этого разводимых собак. Зимой поверх малицы надевали сокуй (хиэ) с капюшоном и высоким султаном из меха надо лбом. В женский гардероб входил ровдужный комбинезон (фоние) с нашитыми на груди металлическими бляхами-лунницами (бодямо) и распашная парка (лифарие). Вместо капюшона надевали шапку-капор (сьму) из белой шкуры оленя с опушкой из черного собачьего меха. Одежду украшали аппликацией в виде геометрических орнаментов (мули), по которым определяли, к какой социальной или возрастной группе относится ее обладатель. Украшение одежды — трудоемкий процесс, поэтому аппликации спарывали со старых вещей и использовали несколько раз. Обувь (файму) шили из белых камусов, подошвы — из меха, снятого с оленьих лбов или подстриженных лесенкой (чтобы не скользили при ходьбе) камусов. Обувь не имела выема в подъеме и выглядела как цилиндрический чехол. Надевали ее поверх меховых чулок (тангада). У женской обуви более короткие голенища. Мужчины вместо штанов носили ровдужные или меховые натазники (нингка), поверх них — пояс с кольцами на боку, к которым привязывали голенища обуви, а также подвешивали огниво (тууй), нож в ножнах, футляр для курительной трубки, кисет. Весной для защиты глаз от слепящего света носили на кожаных ремешках снеговые очки (сеймекунсыда) — костяную или металлическую пластину с прорезью. Волосы женщины и мужчины заплетали в две косы, смазывая оленьим жиром. В косы вплетали металлические подвески (няптухяй).

  Основу питания составляло оленье мясо. Летом и осенью женщины заготавливали оленину впрок. Длинные полосы (ленты) вяленого мяса (тириби) развешивали на вешалах (чиедр) — нартах, поставленных друг на друга. Затем ленты резали на мелкие кусочки, смешивали с жиром и еще раз вялили на разостланных шкурах. Зимой замораживали оленью кровь и по мере надобности откалывали куски для приготовления похлебки (дяма). Сосудами для хранения жира служили снятая целиком шкура теленка, пищевод и желудок оленя, плавательный пузырь и кожа кунжи. Мясо, жир, рыбу нганасаны оставляли иногда осенью в тундре в ящиках из льда. Употребляли также мясо гусей, куропаток, песцов, зайцев, снежного барана и птичьи яйца. Рыбу (чира, муксуна, кунжу, нельму) ели в сыром, замороженном, вяленом виде. Вяленую рыбу — юколу (фака) готовили почти таким же способом, как оленье мясо, хранили в мешках. Зимой ели строганину. Хлеба нганасаны раньше почти не употребляли. Пресные лепешки из покупной муки (кириба) считались лакомством. Среди любимых блюд были также чирима кириба — лепешки из муки с икрой и чириме дир — сало, сваренное с икрой. Чай и табак покупали.

  Колыбель «тунгусского» типа с приподнятой головной частью, овальной формы с плоским дном. Все детали в них соединены сыромятными ремешками

  Авамские нганасаны делились на пять патрилинейных родов, вадеевские — на шесть. Руководителями рода были старейшины, которых позже выбирали в «князцы». Они представляли свой род перед русской администрацией, собирали ясак, занимались разбором конфликтов. У родов существовал обычай взаимопомощи. Например, нетрудоспособных членов обедневшей семьи принимали на иждивение зажиточные хозяйства.

  Места традиционных кочевий и поколок закрепляли за группами из 6—7 родственных семей. Их считали собственностью рода. Границы этих территорий тщательно соблюдали. Браки между родственниками по обеим линиям до третьего поколения запрещались, зато выплата калыма или отработка за невесту обязательны. Распространен был левират. Случаи многоженства редки и встречались в основном среди зажиточных людей.

  Ритуальное изображение духа. Таймыр. Дерево, ХIХ в.

  Нганасаны верили в нгуо — добрых духов неба, солнца, земли и др., коча — духов болезней, дямады — духов — помощников шаманов, баруси — одноруких и одноглазых чудовищ. Все явления считались порождением Матери Земли (Моу-нэмы), Матери Солнца (Коу-нэмы), Матери Огня (Туй-нэмы), Матери Воды (Бызы-нэмы), Матери Дерева (Хуа-нэмы) и т.п. Почитались родовые и семейные покровители (койка) — в виде камней, скал, деревьев, антропоморфных и зооморфных фигур и т.п. У духов-покровителей испрашивали удачи на охоте, излечения от болезней и пр. Почти у каждой кочевой группы был свой шаман. Он общался с миром духов и просил обеспечить людям здоровье, счастье и благополучие. Важное место занимал праздник «чистого чума» (мадуся), проводившийся после окончания полярной ночи и длившийся от 3 до 9 дней. Иногда вместо праздника «чистого чума» устраивали праздник прохождения через «каменные ворота» (фала-футу). В течение трех дней шаман проводил камлания, и в завершение все присутствующие трижды проходили через специально устроенный каменный коридор. Во время летнего солнцестояния проводили праздник Аны’о-дялы, которым руководила самая старая женщина, а молодежь в это время устраивала игры и состязания (метание копья, накидывание аркана и т.п.).

  Нганасаны владели искусством гравировки по мамонтовой кости, инкрустации и штамповки металла, окраски кожи и узорного шитья подшейным волосом оленя.

  Фольклор нганасан стали изучать с конца 20-х гг. XX в. В эпических сказаниях (ситтабы) воспевают подвиги богатырей. Ситтабы — длинные ритмизованные сказания — исполняли в долгие зимние вечера певцы-сказители. Слушатели наделяли их магической силой. Герои богатырского эпоса богаты и обладают сверхъестественными способностями. Остальные повествовательные жанры фольклора прозаичны и называются дюруме — «вести», «известия». Самая большая группа дюруме — рассказы с сюжетами о хитреце Дяйку или Оелоко (Оделоко), о великанах-людоедах (сиге), о смешном Ибуле. Среди малых жанров фольклора распространены иносказательные частушки (кэйнэйрся), загадки (тумта), поговорки (боду).

  Мифологические предания, как и многие другие народы, считают достоверными историческими фактами. В них повествуется о создании мира, возникшего по воле «Матери всего, имеющего глаза» и «Бога земли» Сырута-нгу, сын которых — человек-олень — становится первым обитателем земли и покровителем людей.

  В преданиях реальные взаимоотношения нганасан с ненцами, русскими, долганами, эвенками переплелись с мифическими представлениями о неведомых «безголовых» и «волосатых» людях.

  Музыка, родственная мелодика ненцев, энцев и селькупов, сохранилась в наиболее древних фольклорных формах. Ее жанровая система представлена песенными, эпическими, шаманскими, танцевальными и инструментальными жанрами. Песенная традиция основана на принципе персонального сочинительства. Практически у каждого певца имеется несколько личных мелодий-песен (балы). Детские песни (н’уона балы) создают родители; по мере взросления дети разучивают их и поют как собственные. Колыбельные песни (л’андырсипса балы) являются семейной традицией и передаются по женской линии, как и песни-баюкания (н’уо л’антеры).

  У взрослых популярны лирические иносказательные песни (кэйнэйрся, кайнаруе). Традицию поэтико-певческого состязания-диалога представляют сказания (сита би), которые исполняют на персональные мелодии главных героев, своего рода историческая энциклопедия нганасанских напевов. Круговые танцы сопровождают горлохрипением на вдохе и выдохе (нарка кунты). Важное место в музыкальной ткани эпических и лирических напевов, шаманских обрядов занимает звукоподражание голосам зверей и птиц.

  Группа нганасан в традиционной одежде, сшитой из оленьих шкур, отороченной белым мехом специально для этого разводимых собак

  Мелодии шаманских песен (нада балы) в процессе многочасового камлания чередуются и, по представлениям нганасан, принадлежат различным духам (д’амада). Шаман запевает, а один или несколько помощников ему подпевают. У каждого шамана свои ритуальные песни, соответствующие различным этапам обряда: набатачио балы — созывание духов; хоситапса балы — гадание; нантами балы — обращение-просьба к духам. Обряды исполняют под аккомпанемент бубна (хендир) или посоха с колокольчиком (чире). Иногда пение шамана сопровождают удары палочкой с позвонками (хета’а), которую обычно используют для ударов по бубну, но иногда и как самостоятельную погремушку. Большинство подвесок-погремушек на костюме и других атрибутах шамана изображают духов (койка) и имеют соответствующую форму: н’уоны — гагары, кокэры — журавля, денкуйка — лебедя, чедо — луны и др.

  Подвески-погремушки, имеющие форму кольца с нанизанными трубочками (д’аптудо), пришивают к детской одежде в качестве звукового оберега. По дуге над колыбелью (каптыси) скребут палочкой либо трубочкой, успокаивая ребенка и одновременно аккомпанируя колыбельной песне. Жужжалка (сани херы) и вращаемая завывалка (биахеры), известные сейчас как детские игрушки, в прошлом были ритуальными.

  В настоящее время нганасаны живут в смешанных поселках, во многом утратили традиционный образ жизни.

статья из энциклопедии «Арктика — мой дом»

   

 


  КНИГИ О НГАНАСАНАХ
  Афанасьева Г.М. Традиционная система воспроизводства нганасан: Проблемы репродукции обособленных популяций. М., 1990.
  Грачева Г.Н. Традиционное мировоззрение охотников Таймыра. Л., 1983.
  Долгих Б.О., Файнберг Л.А. Таймырские нганасаны //ТИЭ. 1960. Т. 56.
  Попов А.А. Нганасаны. Социальное устройство и верования. Л., 1984.
  Симченко Ю.Б. Нганасаны //Материалы к серии «Народы и культуры». М., 1992.

нганасаны — это… Что такое нганасаны?

нганаса́ны (самоназвание — ня), народ в Красноярском крае (Россия). Численность 1,3 тыс. человек (1995). Язык нганасанский. Верующие — православные, часть придерживается традиционных верований.

* * *

НГАНАСАНЫ

НГАНАСА́НЫ, народ Российской Федерации, живут в Таймырском округе Красноярского края. Численность в Российской Федерации — 834 человека (2002). Нганасанский язык относится к самодийским языкам уральской семьи языков; различаются авамский и вадеевский говоры. Верующие — православные, часть придерживается традиционных анимистских верований.
Это самый северный народ России, живущий в таймырской тундре, севернее 72-й параллели. Нганасаны подразделяются на западных или авамских нганасан, с центрами в поселках Усть-Авам и Волочанка, и восточных или вадеевских с центром в поселке Новая. Ранее нганасанов называли тавгийцами, самоедами-тавгийцами. относится к самодийским языкам. Этноним «нганасаны» введен в 1930-е годы и образован от слова «нганаса» «человек, мужчина», самоназвание — ня (товарищ). Нганасаны сложились на основе древнего палеоазиатского населения Таймыра, неолитических охотников на дикого северного оленя, смешавшихся с пришлыми самодийцами и тунгусами племенами.
Главные традиционные занятия — охота, оленеводство, рыболовство. Хозяйственная деятельность носила сезонный характер. Во время выведения животными потомства охота регламентировалась обычаем (карсу), запрещалось убивать самок зверей и птиц во время беременности и выхаживания детенышей. Основным орудием охоты были копье (фонка), лук (динта) со стрелами (буди), нож (кюма), а с 19 века широкое распространение получило огнестрельное оружие. Рыбу ловили сетями (кол бугур), железными крючками (бату), костяными спицами (федир). Оленеводство преследовало транспортные цели, и было подчинено основному занятию — охоте на дикого оленя. Приучать животных к езде начинали на третьем году жизни.
Стойбища нганасан располагались на невысоких холмах, внизу между холмами держали оленей. Осенью жилища устраивали недалеко от рек, чтобы охотники в темноте могли вернуться с промысла вдоль русла. Традиционное жилище — конический чум (ма), по конструкции близкий к ненецкому чуму. Размер его зависел от количества жильцов (обычно от одной до пяти семей) и колебался в среднем от 3 до 9 м в поперечнике. С 1930-х годов появляется балок — прямоугольный возок на полозьях с остовом, крытым оленьими шкурами или брезентом.
Традиционная одежда изготавливалась из оленьих шкур. Одежду украшали аппликацией в виде геометрических орнаментов (мули), по которым определялось, к какой социальной или возрастной группе относится ее обладатель. Основу питания составляло оленье мясо. В пищу употребляли все части туши, не исключая утробного плода и содержимого желудка (тайба). Летом и осенью женщины заготавливали мясо впрок. Пресные лепешки из покупной муки (кириба) считались лакомством. Среди любимых блюд были: чирима кириба — лепешки из муки с икрой и чириме дир — сало, сваренное с икрой. Из привозных продуктов нганасаны пользовались чаем и табаком.
Авамские нганасаны делились на пять патрилинейных родов, вадеевские — на шесть. Во главе рода стояли старейшины-«князцы». Они представляли свой род перед русской администрацией, собирали ясак, вершили суд. Среди членов рода и между дружественными родами был распространен обычай взаимопомощи. Нетрудоспособных членов обедневшей семьи отдавали на прокорм зажиточным соседям.
Места традиционного кочевания были закреплены за группами из шести-семи родственных семей и считались собственностью рода. Границы этих территорий тщательно соблюдались. Запрещались браки между родственниками по обеим линиям до третьего поколения. Выплата калыма или отработки за невесту были обязательны. Левират был распространен, а случаи многоженства — редки и встречались среди зажиточных людей.
Нганасаны верили в сверхъестественных существ нгуо — добрых духов явлений природы (неба, солнца, земли). К ним относились также коча — духи болезней, дямады — духи-помощники шаманов, баруси — однорукие и одноглазые чудовища. Все явления считались порождением Матери Земли (Моу-нэмы), Матери Солнца (Коу-нэмы), Матери Огня (Туй-нэмы), Матери Воды (Бызы-нэмы), Матери Дерева (Хуа-нэмы). Почитались также родовые и семейные покровители (койка) — в виде камней, скал, деревьев, антропоморфных или зооморфных фигур.
Декоративное искусство нганасан представлено гравировкой по мамонтовой кости, инкрустацией и штамповкой по металлу, окраской кожи и узорным шитьем подшейным волосом оленя. Фольклор нганасан стал изучаться с конца 1920-х годов. В эпических ритмизированых сказаниях (ситтабы) певцы-сказители воспевали подвиги богатырей.
В мифологических преданиях излагаются мифы о создании мира, возникшем по воле «Матери всего, имеющего глаза» и бога земли Сырута-нгу, сын которых, Человек-олень, стал первым обитателем земли и покровителем людей. Музыка сохранилась в наиболее древних формах фольклорного музицирования и генетически родственна музыке ненцев, энцев и селькупов. Ее жанры представлены песенными, эпическими, шаманскими, танцевальными и инструментальными традициями.

Энциклопедический словарь. 2009.

Нганасаны


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Нганасаны

Нганасаны, ня (самоназвание — «человек»), в дореволюционной литературе — авамские самоеды, вадеевские самоеды, самоеды аси, самоеды-тавгийцы, народ в России, живущий в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края Российской Федерации. Расселены двумя группами: в Хатангском районе (вадеевские нганасаны) и на территории Дудинского горсовета (авамские нганасаны). Общая численность 1278 человек. Родственные народы: ненцы, энцы, селькупы. Говорят на нганасанском (тавгийском) языке самодийской группы уральской семьи; имеет авамский и вадеевский диалекты. Распространён также русский язык.

Нганасаны сформировались в 1-м тысячелетии нашей эры в процессе продвижения на Таймыр самодийских этнических компонентов, ассимилировавших аборигенов — охотников на дикого северного оленя. Позднее в состав нганасанов вошли отдельные группы эвенков и долган.

Основное традиционное занятие — охота на дикого оленя (с помощью загонов и на речных переправах), водоплавающую дичь (главным образом гуся), в меньшей степени — пушная охота и рыболовство по открытой воде. Со второй половины XIX века стало интенсивно развиваться домашнее оленеводство.

В настоящее время основные занятия нганасанов — сезонный отстрел дикого оленя, пушная охота.

Нганасаны вели кочевой образ жизни. Основное жилище — чум, близкий по конструкции ненецкому.

Нижнюю одежду шили из ровдуги, верхнюю зимнюю (парка) — из оленьих шкур, глухого покроя с капюшоном для мужчин и распашную с капорообразной шапкой для женщин. Обувь из оленьих камусов с меховыми чулками не имела подъёма.

Пища — оленье мясо и рыба.

Делились на несколько родов. Счёт родства билатеральный.

Традиционные верования — анимизм, промысловый культ, шаманизм и др., характерен культ матерей природы.

В. И. Васильев

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 368-369.


Нганасаны

Автоэтноним (самоназвание)

нэнэ’са: Самоназвание н я — «товарищ». Этноним происходит от н э н э’с а — «человек». Самый северный народ России.

Основная территория расселения

Этническая территория входит в Таймырский автономный округ.

Численность

Численность по переписям: 1897 — 838, 1926 — 887, 1959 — 748, 1970 953 (данные несколько завышены), 1979 — 867, 1989 – 1278.

Этнические и этнографические группы

По территории проживания и рядя особенностей культуры делятся на авамских (западных) и вадеевских (восточных).

Антропологические характеристики

В антропологической классификации положение нганасан однозначно не определено. Они включаются в состав сибирских монголоидов, но оцениваются как «обособленная популяция» сохранившая, наряда с долганами, черты палеосибирского комплекса, тяготеющего к байкальской группе популяций.

Язык

нганасанский: Нганасанский язык входит в самодийскую группу уральской языковой семьи Из соседних народов языковые связи прослеживаются прежде всего с селькупами в общем пласте несамодийской лексики.

Писменность

Язык бесписьменный.

Религия

Православие: Православные. Влияние христианства, в общем процессе интеграции населения Таймыра в состав Российского государства, проявляется достаточно ярко в ХVIII в. В последующее время наблюдается реставрация традиционной мировоззренческой системы. На начальном этапе христианизация носила более интенсивный характер и имела большее влияние на духовную культуру нганасан. В это время на севере Туруханского края строятся ряд церквей (дудинская Введенская, хатангская Богоявленская и т.д.), при которых постоянно жили священники, которые занимались не только миссионерской, но и просветительской деятельностью. К середине ХIХ в. наблюдается сокращение количества священнослужителей и, соответственно, миссионерской деятельности. До 1824 г. все церкви Туруханского края принадлежали Тобольской, затем Иркутской, а с 1834 г. — Томской епархиям. К этому времени было крещено около 10 % нганасан. В 1861 г. была образована Енисейская епархия, но результаты ее деятельности, с точки зрения усиления процессов христианизации, были малоэффективны. И к началу ХХ в. нганасаны считались язычниками.
Состояние религии нганасан в этот период и вплоть до современности можно оценить как синкретическое. Наряду с персонажами матерей природы, появляется лёса нго = русский бог, Миколка-бог (св.Николай), иконы ассоциируются с изображениями своих культовых предметов — койка, после крещения нганасаны не отказывались от традиционной мировоззренческой системы. Именно она «имела доминирующее значение при почти полном отсутствии следов христианского культа».

Этногенез и этническая история

Окраинное расположение этнической территории нганасан, по отношение к другим самодийским народам, оказало влияние на их этногенез и этническую историю. Полуостров Таймыр, судя по данным археологии, начал осваиваться человеком еще в эпоху мезолита (V тыс. до н.э.) с востока, из Приленья. Культурные связи с этой территорией сохраняются и в более поздние исторические периоды. Западносибирское влияние на древнее население Таймыра начинает фиксироваться в 111 тыс. до н.э. Таким образом, Таймыр был территорией, на которой происходило взаимодействие западно- и восточносибирских культур, предшествующее появлении здесь самодийцев. Самоедизация древнего населения Таймыра начинается с территории низовьев Енисея, предположительно с рубежа I — II тыс. н.э., но формирование современных нганасан происходило позднее, в период появления в Сибири русских, что нашло отражение в письменных источниках. В современном родоплеменном составе нганасан, наряду с палеоазиатским (юкагирским) компонентом, который в значительной степени и определил этническую специфику их культуры, антропологического облика и языка, присутствуют также тунгусские черты.

Хозяйство

До недавнего времени нганасаны сохраняли традиции древнего хозяйственно-культурного типа охотников за дикими оленями, который базировался на сезонном промысле дикого оленя, рыболовстве и охоте на птиц, полуоседлый образ жизни, мобильное и стационарное жилице, специфический для нганасан комплекс одежды. В течение XIX в. нганасаны освоили специализированное крупностадное оленеводство и связанная с ним система жизнеобеспечения. В их культуре получают распространение кочевой образ жизни, самодийский транспорт, одежда и т.п. В то же время, в культуре нганасан сохраняются многочисленные пережитки древней дооленеводческой традиции, что и определяет их этническую специфику.

Традиционные поселения и жилища

Cтойбища нгагасан организованы как и у других тундровых оленеводов — они состояли из 3-4-х жилищ. В прошлом основным жилищем нганасан был чум, в последствие у их получили распространение региональные типы жилищ — голомо и балок.
Нганасанский чум относится к самодийскому типу, но отличается от ненецкого устройством основы. Это два шеста, в вершине одного из которых есть несколько отверстий, куда вставлялась вершина второго шеста, что позволяет регулировать диаметр основаия (до 9 м) и высоту чума. Чум покрывается покрышками из оленьих шкур. Зимние покрышки двойные, летние — одинарные. В центре чума на металлическом листе располагался очаг-костер, над которым на специальном надочажном устройстве сходном с устройством ненецкого чума, подвешивали котлы и чайники. Один из основных шестов чума — симка, считался священным. Пол дощатый. Спальные места располагались справа и слева от очага. Это оленьи шкуры, которые помещались на циновках. Чум перевозился на оленьих нартах.
Зимнее жилище нганасан — голомо. Это пирамидальное жилище, каркас которого сотавляют 4 наклонных шеста. Стены и крыша изготавливались из плах и досок и сверху обкладывались дерном.
В ХХ столетии на Таймыре получает широкое распространение зимнее передвижное жилище – балок. Балок это небольшой каркасный домик (4х7х2) крытый оленьими шкурами на нартах. Пол изготавливался их досок, в стенах небольшие окна. Отапливается балок железной печкой.

Библиография и источники

Общие работы

  • Нганасаны. СПб., 2000./Хомич Л.В.

Отдельные аспекты

  • Традиционное мировоззрение охотников Таймыра (на материалах нганасан XIX — начала XX в.). Л., 1983;/Грачева Г.Н.
  • Передвижное жилище оленеводов Севера Западной и Средней Сибири // Памятники материальной культуры народов Сибири. СПб., 1995./Грачева Г.Н.
  • К вопросу о влиянии христианизации на религиозные представления нганасан // Христианство и ламаизм у коренного населения Сибири (вторая половина ХIХ-ХХ в.). Л., 1979. С. 29-49./Грачева Г.Н.
  • Нганасаны. Материальная культура. М., Л., 1948./Попов А.А.
  • Нганасаны. Социальное устройство и верования. Л., 1984./Попов А.А.

© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education

 

 

Нганасаны – коренное население Таймыра — Жить!

Первые люди появились на Таймыре в эпоху неолита. Их древнейшие поселения обнаружены на реках Попигай и Хатанга. В конце I тыс. н. э. на полуостров пришли предки современных энцев, ненцев, долган и нганасан – самодийские народы. Хозяйственный уклад коренных жителей Таймыра сформировался на основе древней культуры охоты на дикого северного оленя как исторический процесс нескольких периодов колонизации (образования колоний-поселений) этой части Арктического циркума.

Первый период колонизации – это формирование нганасан, самого восточного из народов самодийской языковой группы. При раскопках стоянки в междуречье рек Авам и Хета (в районе расселения нынешних нганасан) были обнаружены остатки бескерамической культуры охотников на диких северных оленей периода V-IV тысячелетий до н.э., то есть времени климатического оптимума. По-видимому, к этому времени следует отнести первое широкое освоение Заполярья подвижными группами охотников, этнически и культурно близких поздне-мезолитическим племенам, обитавшим в таёжной зоне Восточной Европы и Сибири. В период последующего ухудшения климата (рубеж III-II тысячелетий до н.э.) этими охотниками выработались те характерные черты культуры, которые прослеживаются у всех циркумполярных народов, потомков первых насельников Арктики. Во II-I тысячелетиях до н.э. в междуречье Оленька и Хатанги была выявлена культура охотников на дикого северного оленя (буолколлахская культура), уже характеризующаяся керамикой с вафельными узорами и трёхграными наконечниками стрел – по-видимому, аналогичная поздненеолитической культуре, обнаруженной в Якутии. Памятники этой культуры встречены также на реке Хета, выше посёлка Катырык (ручей Амакай). Буолколлахская культура восходит своими истоками к Нижней Лене и, предположительно, может отождествляться с проюкагирами.

   

Коренные жители Таймыра – нганасаны и донганасанские племена, самодийцы по происхождению, ранние насельники Таймырского края (до прихода с юга самодийских племён), обитавшие здесь. Их часто отождествляют с тау-нганасанами, память о которых сохранилась лишь в мифах; можно также предположить их потомками древних неолитических охотников, носителями элементов буолколлахской культуры. Потомки древнего населения Северной Сибири и самого северного тундрового населения Евразии   ̶  неолитических охотников на дикого оленя – самый северный этнос Евразии. В его состав вошли различные по происхождению племенные группы (пясидская самоядь, кураки, тидирисы, тавги и другие).


Данные археологии показывают тесную связь первых жителей полуострова с населением бассейна Средней и Нижней Лены. Оттуда они проникли на Таймыр примерно 8 тыс. лет назад, подвергшись впоследствии влиянию пришедших на Таймыр с запада самодийцев. Эти первые обитатели Таймыра продолжили традиции своих предков, положивших начало культуре полярных охотников на дикого северного оленя и освоивших арктические тундры.

Можно предполагать, что в формировании современных нганасан участвовали три группы народов: самодийцы – переселенцы из Южной Сибири, юкагиры и группа древних (палеоазиатских) народов, входившая в состав циркумполярного населения Северной Азии. Окончательная консолидация нганасанов как особого этноса сложились на Таймыре во второй половине XXVII – начале XXVIII веков. В XVII веке, до прихода долган, по-видимому, населяли лесотундру и южную тундру Таймыра в пределах Северо-Сибирской низменности, где ежегодно проходили, а иногда оставались и на зимовку тысячные стада дикого оленя. До XVII века кочевые нганасанские племена населяли лесотундру и южную тундру. Здесь было достаточно леса и дров, бесчисленные озёра, реки и протоки, которые проходили, а иногда оставались здесь и на зимовку тысячные стада дикого оленя. Позднее, когда эту территорию заняли долганы, нганасаны сдвинулись к северу в открытые тундровые ландшафты бассейнов реки Пясина и озера Таймыр. Там располагались основные летние пастбища диких оленей, но условия жизни были гораздо суровее, чем в лесотундре. Здесь они оставались до прихода Советской власти. 

Похожее изображение

Нганасан часто разделяют на две неравные по численности группы: авамские (западные) и вадеевские (восточные). В начале столетия вадеевские нганасаны кочевали на территории современного Хатангского района. Летом они собирались к юго-востоку от озера Таймыр, в частности, у озера Лабаз и других рыбных водоемов. Зимой отходили в покрытую лесом долину реки Хеты. Авамские нганасаны проводили тёплое время года в обширных тундрах между рекой Пясина и озером Таймыр, а зиму – у северной границы леса между озером Пясино и рекой Боганида. Среди них выделялись две группы: собственно авамские (пясинские), занимавшие бассейн реки Пясина, и таймырские, проводившие лето в бассейне реки Верхняя Таймыра, а зиму – в бассейнах рек Дудыпта и Боганида. В настоящее время авамская группа сосредоточилась в двух посёлках (точнее, на территории двух сельских администраций) – Усть-Авам (300 человек) и Волочанка (372 человека) Дудинского района, а вадеевская – в поселке Новая Хатангского района (76 человек). Последняя группа живёт в окружении другого народа (долганов) и, по принятому делению территории, попадает в долганский этнохозяйственный ареал. Численность этой группы, которая в конце прошлого века насчитывала около двухсот человек, постепенно сокращается. Постепенно через браки, устройство на работу и по другим причинам вадеевские нганасаны переселяются в Волочанку. Особенно интенсивно это движение происходило в 60-е годы прошлого века.

Кости северного оленя являются основными остеологическими находками на всех таймырских поселениях первобытного человека, начиная с наиболее древних из известных нам стоянок  ̶ Тагенар VI, датированной радиоуглеродным методом как примерно 6 тыс. лет до настоящего времени. Об огромной роли промысла дикого оленя свидетельствуют массовые находки каменных орудий, предназначенных для охоты и обработки добычи. С этим же связано расположение крупных стоянок на традиционных путях дикого оленя. Около стоянки Абылаах I (XII век до нашей эры), расположенной на южном берегу реки Хета (12 км вверх от пос. Катырык), до сих пор происходит переправа одного из основных миграционных потоков оленя.

Дикий олень всегда занимал и до сих пор занимает в их жизни нганасан особое место. Охота на него считалась и считается самым благородным делом. Мясо дикого оленя, в отличие от любого другого, в том числе и мяса домашнего оленя, – единственной настоящей едой. В фольклоре нганасан все другие виды мяса фигурировали только как пища бедняков, стоящих на грани голода. Основными занятиями нганасан были охота на диких оленей, песца, оленеводство и рыболовство.

Нганасаны выделялись особым значением в их хозяйстве охоты на дикого северного оленя. Добывали диких оленей главным образом осенью путём коллективной охоты на речных переправах, закалывая их копьями с челноков. Также использовали ременные сети, в которые охотники загоняли диких оленей. Кроме того, летом и осенью нганасаны охотились на диких оленей пешком, в одиночку и небольшими группами. Наличие стад домашних оленей и охота на диких оленей, расположение кочевий в наиболее северных пределах полуострова, пользование самодельными орудиями труда и охоты позволяли им быть совершенно независимыми почти до конца XIX века.


Оленеводство у занятых промыслом дикого оленя нганасан до конца прошлого века было почти не развито. По рассказам старожил нганасанских семей, в недалёком прошлом семьи нганасан имели лишь по несколько домашних оленей. Но к середине XIX века нганасаны уже считались традиционными оленеводами. Оленеводство нганасан было типично самоедским, санным. По количеству оленей нганасаны были едва ли не самые богатые среди других народностей, населяющих Таймыр. Олени у нганасан служили исключительно средством передвижения, поэтому чрезвычайно ценились и оберегались. На лето нганасаны откочёвывали вглубь тундр полуострова Таймыр, к зиме возвращались к северной границе лесной растительности.

Почитание северных оленей как основы жизнеобеспечения и хозяйственного уклада, укоренившееся в сознании на протяжении столетий, сказывалось в отношении домашних оленей. При долгих переходах, особенно в непогоду, люди сами впрягались в нарты вместо животных. Вещей у них было немного, вся поклажа ограничивалась нюками (покрышками) для чума и «махавками» из птичьих перьев для загонной охоты на дикого оленя. Кочевали в лесотундре, поэтому и шесты для чума возить не требовалось. Домашние олени, которые использовались исключительно как средство передвижения, очень ценились и оберегались. Их убивали на мясо лишь в исключительных случаях во время голода.

Бережное отношение к домашним оленям в сочетании с относительно благоприятными условиями для жизни этноса, в целом во второй половине прошлого века способствовало росту домашнего оленеводства. В 1920-1930-е годы нганасаны были уже богатыми оленеводами. Если у их соседей долган хозяйства с пятьюдесятью оленями считались зажиточными, нганасаны рассматривали такое число оленей как минимум, необходимый для бедной семьи. Каждая взрослая девушка-нганасанка возила с собой не меньше чем одну-две нарты приданого. Приполярной переписью было учтено девять нганасанских хозяйств, державших более чем по тысяче оленей.

В таймырской тундре, где из-за застругов нельзя было проехать на лыжах, оленьи упряжки служили основным способом передвижения. Олени нганасан отличались от долганских. Более низкорослые и малосильные, они были значительно выносливее и могли быстро восстанавливать свои силы. Однако они были и более дикими, чем у долган, часто убегали, требовали много сил и труда пастухов. Потери оленей у нганасанов бывали очень велики. Так, в 1926 г. таймырские нганасаны забили для своих нужд 2009 оленей; в этот же год от болезней пало – 1955, 1243 оленей было затравлено волками и 1246 голов потеряно. Общий отход – 4594 оленей – более чем в два раза превысил количество забитых животных.

Техника у нганасан, можно сказать, была на более низком уровне. Все производства носили почти потребительский характер, обслуживая внутрихозяйственные нужды. Почти каждый в своём хозяйстве являлся одновременно и мастером по обработке кости, и кузнецом, хотя нередко выделялись наиболее способные в какой-либо одной отрасли, например, хорошие мастера по производству нарт, плетению маутов (арканов).

Для пошива меховой одежды и нюков для чумов и балков (домиков на полозьях) семье требуется ежегодно около 30 шкур оленя. Традиционную одежду шили из различных частей шкур оленей разных возрастов и разных сезонов года с различной высотой и крепостью меха. Верхняя мужская одежда цельнокроёная шилась мехом внутрь и мехом наружу. Внутренняя часть – без капюшона, мехом к телу – изготовляется из 2-3 шкур осеннего или зимнего оленя, наружная часть, с капюшоном  ̶  из короткошёрстных шкур тёмных и светлых тонов. Чередование частей из тёмных и светлых шкурок на верхней одежде с чётко обозначенным на спине тёмным или светлым прямоугольником и двух-трёх орнаментированных полос ниже его  ̶  характерная особенность одежды нганасан. Женская зимняя одежда  ̶  того же вида, но с разрезом спереди, с небольшим воротником из меха белого песца, без капюшона, который заменяет двойная шапка с опушкой из длинного чёрного меха собаки. По подолу внутренняя и наружная части одежды также обшиваются опушкой из белого меха собаки. К верхней линии спинного прямоугольника прикрепляются длинные раскрашенные ремешки.

 

Зимой в сильные морозы поверх обычной одежды надевают ещё одну (сокуй) из толстого меха зимнего оленя шерстью наружу с капюшоном, имеющим спереди белый стоячий султан, по которому соседи безошибочно узнают нганасан. Погребальную или обрядовую одежду шили из цветных сукон. Для украшения праздничной одежды нганасаны использовали геометрический полосовой орнамент, сходный с ненецким, но более мелкий и выполненный не из меха, а из кожи. Назывался орнамент – «моли». Чаще всего нганасанские женщины вырезали орнамент от руки, без употребления каких-либо шаблонов и без предварительного вычерчивания. У нганасан довольно часто встречалась раскраска одежды.

Почитание Земли, Солнца, Луны, Огня, Воды, Дерева, важнейших промысловых и домашних (олень, собака) животных и их ипостасей под именем матерей, от которых зависят здоровье, промысел и сама жизнь людей и с которыми связана основная календарная и семейная обрядность,  ̶  характерная черта традиционных верований нганасан. В них проявляются чрезвычайно архаичные черты представлений о природе и человеке, долгое время бытовавшие в относительно изолированных полярных коллективах. Они и сейчас сохраняются среди пожилых людей. Кормление огня и семейных культовых предметов  ̶  обязательный ритуал.

В традиционном обществе нганасан почти в каждой кочевой группе был свой шаман, который отстаивал интересы своего рода перед сверхъестественными силами. Шаман как посредник между миром людей и миром духов был фигурой выдающейся. Он обладал хорошим голосом, знал фольклор своего народа, обладал феноменальной памятью, был наблюдательным. Главнейшие функции шамана были связаны с основными промыслами, обеспечением удачи в охоте и рыболовстве, шаман угадывал места и сроки охоты. Также важными функциями шамана были лечение больных, помощь при родах, предсказание будущего для членов рода, толкование снов.


В результате коллективизации и перевода на оседлость население нганасан оказалось сосредоточенным в посёлках, расположенных вдоль основного пути сообщения. Он проходил по рекам Дудыпта и Хета. При этом колхозы нганасан в ряде случаев были объединены с долганскими, и жители двух национальностей сделались односельчанами. Несмотря на это, оба этноса сохраняли свою самостоятельность и почти не смешивались. В настоящее время нганасаны проживают в посёлках Усть-Авам, Волочанка и Новая. Численность нганасан составляет около 800 человек. Сейчас нганасаны составляют немного меньше половины всего коренного населения этой территории, но исторически они преобладали на этих землях, и это – две трети всего этноса, потомки древнего населения Северной Сибири и самого северного тундрового населения Евразии  ̶ неолитических охотников на дикого оленя.

Автор: Малыгина Наталья Владимировна,
кандидат биологических наук, Уральский федеральный университет, Екатеринбург

Нганасаны

ОТ СЕБЯ- НАКОНЕЦ, ДОШЛИ РУКИ ВЫЛОЖИТЬ НЕБОЛЬШОЙ МАТЕРИАЛ ОБ ОДНОМ ИЗ ИНТЕРЕСНЕЙШИХ И- УВЫ!ОДНОГО ИЗ САМЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ- В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ МЕНЕЕ 1 000 ЧЕЛОВЕК- КАК ГОВОРИЛИ СПЕЦИАЛИСТЫ, ЭТНОСОВ НАШЕЙ СТРАНЫ, ОТНОСИМЫХ В МОЕ ВРЕМЯ К ПАЛЕОАЗИАТАМ.

 нганаса́ны (самоназвание — ня), народ в Красноярском крае (Россия). Численность 1,3 тыс. человек (1995). Язык нганасанский. Верующие — православные, часть придерживается традиционных верований. * * * НГАНАСАНЫ НГАНАСА́НЫ, народ Российской Федерации, живут в Таймырском округе Красноярского края. Численность в Российской Федерации — 834 человека (2002). Нганасанский язык относится к самодийским языкам уральской семьи языков; различаются авамский и вадеевский говоры. Верующие — православные, часть придерживается традиционных анимистских верований.
Это самый северный народ России, живущий в таймырской тундре, севернее 72-й параллели. Нганасаны подразделяются на западных или авамских нганасан, с центрами в поселках Усть-Авам и Волочанка, и восточных или вадеевских с центром в поселке Новая. Ранее нганасанов называли тавгийцами, самоедами-тавгийцами. относится к самодийским языкам. Этноним «нганасаны» введен в 1930-е годы и образован от слова «нганаса» «человек, мужчина», самоназвание — ня (товарищ). Нганасаны сложились на основе древнего палеоазиатского населения Таймыра, неолитических охотников на дикого северного оленя, смешавшихся с пришлыми самодийцами и тунгусами племенами.
Главные традиционные занятия — охота, оленеводство, рыболовство. Хозяйственная деятельность носила сезонный характер. Во время выведения животными потомства охота регламентировалась обычаем (карсу), запрещалось убивать самок зверей и птиц во время беременности и выхаживания детенышей. Основным орудием охоты были копье (фонка), лук (динта) со стрелами (буди), нож (кюма), а с 19 века широкое распространение получило огнестрельное оружие. Рыбу ловили сетями (кол бугур), железными крючками (бату), костяными спицами (федир). Оленеводство преследовало транспортные цели, и было подчинено основному занятию — охоте на дикого оленя. Приучать животных к езде начинали на третьем году жизни.
Стойбища нганасан располагались на невысоких холмах, внизу между холмами держали оленей. Осенью жилища устраивали недалеко от рек, чтобы охотники в темноте могли вернуться с промысла вдоль русла. Традиционное жилище — конический чум (ма), по конструкции близкий к ненецкому чуму. Размер его зависел от количества жильцов (обычно от одной до пяти семей) и колебался в среднем от 3 до 9 м в поперечнике. С 1930-х годов появляется балок — прямоугольный возок на полозьях с остовом, крытым оленьими шкурами или брезентом.
Традиционная одежда изготавливалась из оленьих шкур. Одежду украшали аппликацией в виде геометрических орнаментов (мули), по которым определялось, к какой социальной или возрастной группе относится ее обладатель. Основу питания составляло оленье мясо. В пищу употребляли все части туши, не исключая утробного плода и содержимого желудка (тайба). Летом и осенью женщины заготавливали мясо впрок. Пресные лепешки из покупной муки (кириба) считались лакомством. Среди любимых блюд были: чирима кириба — лепешки из муки с икрой и чириме дир — сало, сваренное с икрой. Из привозных продуктов нганасаны пользовались чаем и табаком.
Авамские нганасаны делились на пять патрилинейных родов, вадеевские — на шесть. Во главе рода стояли старейшины-«князцы». Они представляли свой род перед русской администрацией, собирали ясак, вершили суд. Среди членов рода и между дружественными родами был распространен обычай взаимопомощи. Нетрудоспособных членов обедневшей семьи отдавали на прокорм зажиточным соседям.
Места традиционного кочевания были закреплены за группами из шести-семи родственных семей и считались собственностью рода. Границы этих территорий тщательно соблюдались. Запрещались браки между родственниками по обеим линиям до третьего поколения. Выплата калыма или отработки за невесту были обязательны. Левират был распространен, а случаи многоженства — редки и встречались среди зажиточных людей.
Нганасаны верили в сверхъестественных существ нгуо — добрых духов явлений природы (неба, солнца, земли). К ним относились также коча — духи болезней, дямады — духи-помощники шаманов, баруси — однорукие и одноглазые чудовища. Все явления считались порождением Матери Земли (Моу-нэмы), Матери Солнца (Коу-нэмы), Матери Огня (Туй-нэмы), Матери Воды (Бызы-нэмы), Матери Дерева (Хуа-нэмы). Почитались также родовые и семейные покровители (койка) — в виде камней, скал, деревьев, антропоморфных или зооморфных фигур.
Декоративное искусство нганасан представлено гравировкой по мамонтовой кости, инкрустацией и штамповкой по металлу, окраской кожи и узорным шитьем подшейным волосом оленя. Фольклор нганасан стал изучаться с конца 1920-х годов. В эпических ритмизированых сказаниях (ситтабы) певцы-сказители воспевали подвиги богатырей.
В мифологических преданиях излагаются мифы о создании мира, возникшем по воле «Матери всего, имеющего глаза» и бога земли Сырута-нгу, сын которых, Человек-олень, стал первым обитателем земли и покровителем людей. Музыка сохранилась в наиболее древних формах фольклорного музицирования и генетически родственна музыке ненцев, энцев и селькупов. Ее жанры представлены песенными, эпическими, шаманскими, танцевальными и инструментальными традициями.

ИСТОЧНИК:Энциклопедический словарь. 2009.

Самодийцы — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Географическое распространение самодийских языков (красный) в XVII веке (приблизительно; штриховка) и в конце XX века (сплошной фон) на современной карте России. Внизу справа виден ареал саянских самодийцев

Самоди́йцы, самое́ды — общее название коренных малочисленных народов России: ненцев, энцев, нганасан, селькупов и ныне исчезнувших саянских самодийцев (камасинцев, койбал, моторов, тайгийцев, карагасов и сойотов), говорящих (или говоривших) на языках самодийской группы, образующих вместе с языками финно-угорской группы уральскую языковую семью. Большинство самодийских народов (ненцы, энцы, нганасаны, селькупы) проживает в Ненецком автономном округе Архангельской области, Ямало-Ненецком автономном округе Тюменской области и в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края.

Самоедка. Конец XVIII века

В середине XVIII века, почти сразу же после открытия двух очагов расселения самодийских народов, северного и южного, разделённых широкой полосой земель расселения обских угров (хантов и манси), русской академической наукой были выдвинуты две гипотезы относительно того, какой из этих очагов был исходным районом самодийского этногенеза. До настоящего времени доминирует так называемая «южная гипотеза», согласно которой древние самодийские скотоводческие племена сформировались на территории южной Сибири (Каракольская культура, Кулайская культура). В частности, профессор филологии и путешественник Матиас Кастрен предполагал, что в 1—2-м тысячелетиях в процессе переселения народов самоедские племена были вытеснены тюрками из пределов Саянского нагорья к северу, где они положили начало таким народам, как ненцы, энцы, нганасаны, селькупы. Часть же самодийцев, оставшихся на юге, согласно «южной гипотезе», впоследствии вошла в состав таких крупных народов Южной Сибири, как сибирские татары, тувинцы, хакасы, шорцы и др. Однако «северная гипотеза», считающая южный очаг вторичным по сравнению с северным, до настоящего времени находит своих сторонников: в частности, её придерживается исследователь народов Сибири А. В. Головнёв.

Самоедка в летнем платье. Конец XVIII века

Поначалу самоедами (также «самоядь», «самоедины») называли только ненцев — самый крупный самодийский народ, но впоследствии это название стало использоваться и в качестве собирательного названия всех самодийских народов.

Название самодийцы образовано от русской диалектной формы самодин (единственное число), самоди (множественное число), использовавшейся в особенности в русской речи нганасан и энцев в качестве самоназвания этих групп. В 1930-е годы повсеместно заменяли старые русские названия народов России на новые, образованные от их самоназваний. Название самодийские народы, или самодийцы, было предложено в 1938 году советским лингвистом Г. Н. Прокофьевым вместо прозрачного по значению с точки зрения русского языка и потому обидного слова самоеды. В советской научной литературе название самодийцы стало общепринятым и окончательно утвердилось в русском языке, в то время как в других европейских языках употребляется старая форма типа нем. Samojeden (самоеды).

нганасаны — Nganasan people — qwe.wiki

В нганасаны ( ; нганасаны: ӈәнә «са (нә») ŋənəhsa (nəh) , ня ( «) Наэ ) являются коренным самодийских людей , населяющих Таймырский полуостров в северной Сибири В. Россия Федерация , они признаются в качестве одного из коренных народов Севера России . они проживают в основном в поселках Усть-авамском , Волочанка и Новый в Таймырском Долгано-Ненецким районе в Красноярском крае , с меньшей численностью населения , проживающей в города Дудинки и Норильска , а также.

Нганасаны считается потомками палео-сибирских народов , которые были культурно ассимилированные различных самодийских народов. Нганасаны были традиционно полукочевые люди, основной формой существования был дикий северный олень охота , в отличие от ненцев , которые пасли оленей . Начиная с началом 17 — го века, нганасаны были подвергнуты ясак системы царской России . Они жили относительно независимо друг от друга, до 1970 — х годов, когда они были поселены в деревнях они живут сегодня, которые находятся в южных краях исторических кочевых маршрутов нганасан.

Там нет никакой уверенности относительно точного количества нганасан , проживающего в России сегодня. 2002 России переписи насчитала 862 нганасан , проживающих в России , 766 из которых жили в первом. Тем не менее, те , кто изучает нганасан оценивают их население составляет около 1000 людей. Исторически сложилось, что язык нганасаны и Таймырский Pidgin России были единственными Языковое среди нганасан, но с повышением образования и сельского поселения, русский стал первым языком многих нганасан. Некоторые нганасаны живут в деревнях с Долгано большинством, например, усть-авамском . Нганасанский язык считается серьезной угрозой , и предполагается , что в большинстве 500 нганасаны может говорить нганасанского языка , с очень ограниченным языком среди тех , восемнадцать и моложе.

Этимология

Нганасаны первым называли себя в русском как самоеды , но они также часто используют этот термин, обращаясь к Энцам и вместо того, чтобы называть себя «авамскими людьми.» Для нганасан термина означал ngano-nganasana , что означает « реальные люди»на языке нганасан , и упоминаются как сами себя и соседним Мад энецкого . Тем не менее, на своем родном языке, то авамском нганасаны называют себя Nya-tansa , что переводится как «товарищ племени,» в то время как Vadeyev нганасаны на Восток предпочитают называть себя a’sa , что означает «брат» , но и эвенки или Долгано . Нганасаны также раньше называли Tavgi самоедов или Tavgis первоначально русскими, которое происходит от слова tavgy в ненецком языке . После русской революции , нганасаны принял их текущее наименование.

география

Нганасаны являются северной этнической группой Евразийского континента и Россия Федерации , исторически населяющей тундры от Таймырского полуострова . Районы , где они проживали , натянутой на площади более 100000 квадратных километров, от реки Гольчиха на западе до Хатанги залива на востоке и от озера Таймыра на севере до Дудыпта на юге. Охотничьи участки Нганасанско часто совпадали с интересами долган и энецких их восток и запад соответственно. Зимой они жили на юге полуострова на краю линии дерева арктическом , и в течение лета они следовали дикие олени до 400 миль на север, иногда даже доходя до самых гор Бырранга .

история

происхождения

Нганасаны считаются большинством этнографов , которые изучают их возникли в качестве этнической группы , когда самодийские народы мигрировали на Таймыр с юга, встречая Paleo-сибирских народы , живущие там , которые они затем ассимилировались в их культуру. Одна группа самодийских людей породнились с Палео-сибирская народов , живущих между Таз и Енисей рек, образуя группу , что советский этнограф BO Долгих относится как к самодийских-Воронов. Другая группа породнились с палео-сибирских жителей Пясина и сформировал другую группу , которую он назвал самоед-орлов. Впоследствии группа тунгусских людей мигрировала в регион около озера Пясина и реки авамском , где они были поглощены в самодийскую культуру, образуя новую группу под названием Tidiris. Был еще одна группа тунгусскими народов называется Tavgs , которые жили вдоль бассейнов Хатанга и Анабар рек и вступили в контакт с вышеупомянутыми самодийских народов , поглощая их язык и создать свой собственный Tavg Savoyedic диалекте . Известно , что предки нганасанского ранее населенной территории дальше к югу от книги в городе Мангазея , что списки ясак (ясак) платежи нганасан , которые были сделаны в соболя , животное , которое не населяют тундру , где нганасаны прямо сейчас жить.

К середине 17 — го века, тунгусские народы начали толкать самодийских народов на север в сторону тундры полуострова Таймыр , где они слились в одно племя под названием «Авамский нганасаны.» Как Tavgs были наибольшими Самодийская группа во время этого слияния, их диалект лег в основу современного нганасанскому языка. В конце 19 — го века, группа тунгусских людей называют Vanyadyrs также переехало в Восточный Таймыр , где они были поглощаемым авамскими нганасанами, что приводит к племени , которое теперь называется Vadeyev нганасаны. В 19 — м века, членом долганы , а тюркские люди, жившие к востоку от нганасан, также поглощаются нганасанами, и его потомки образовали одноименный клан, который сегодня, хотя лингвистический полностью Самодийский , по- прежнему признанный как долгане по происхождению.

Контакт с русскими

Нганасаны первым вошли в контакт с русскими когда — то в начале 17 — го века, и после некоторого сопротивления, стали платить дань царит в виде соболиного меха под ясаком системы в 1618 Дани коллекционеров утвердились на «авамском зимнем Quarters ,»на месте слияния реки Авамской и Дудыпт рек, которая является местом поселения современного усть-авамском . Нганасаны часто пытались избежать уплаты ясака , изменив имена , которые они предоставили русским. Отношения между русскими и нганасан не всегда были мирными. В 1666 году, нганасаны засаду и убили ясак коллекционеров, солдат, торговцев и их переводчиков в трех различных случаях, воровство соболя меха и имущество , принадлежащее им. В течение года, 35 человек были убиты в общей сложности.

Нганасаны мало прямой контакт с купцами и, в отличие от большинства сибиряков коренных , они никогда не были крещены или связаться миссионерами. Некоторые нганасаны торговали прямо с русскими , в то время как другие делали это через долган . Как правило , они обменивались соболей на алкоголь , табак , чай , а также различные инструменты, продукты , которые быстро интегрировались в нганасанскому культуру . Другой импорт из русских была болезнь . В 1830 — х годах, а затем с 1907 по 1908 год , нганасаны были разорены оспой вспышками.

Советский Союз

Нганасаны первым вошел в контакт с Советами вокруг в 1930 — х годах, когда правительство внедрило программу коллективизации . В Советский Союз было установлено , что 11% семей принадлежат 60 процентов оленей, в то время как ниже 66% принадлежит только 17 процентов, и исправить это путем коллективизации оленей собственности в колхоз , вокруг которого нганасаны затем обосновался. Это представляло собой большие изменения в образе жизни, так как нганасаны, которые в основном были оленьими охотниками были вынуждены расширить свой небольшой запас одомашненных оленей , которые ранее только были в основном для транспортировки или съеденных в периоды голода. Кроме того, Советский Союз взял больший интерес к нганасан , как народ, и , начиная с 1930 — х годов, этнографы начали изучать их обычаи.

Несмотря на коллективизацию и учреждение колхоза , нганасаны были в состоянии поддерживать полукочевой образ жизни следующий одомашненных оленей стада вплоть до начала 1970 — х лет, когда государство оседлых нганасан вместе с долганами и энецкими в трех разных селах построено: Усть «-Avam , Волочанка и Новая . Нганасаны колхозный были объединены для создания деревни, и после отстаивания в них, нганасаны перешли от работы в колхозах , чтобы работать на Госпромхоз Taymirsky , государственное охотничье хозяйство, которая поставляла мясо в расцветающем промышленный центр Норильска на юго — запад. К 1978 году все внутренние оленей оленеводство прекратилось, и с новой советской техники, выход диких оленей достигла 50000 в 1980 — х годах. Большинство нганасанских мужчин были заняты , как охотники, а женщины работали в качестве учителей или швей декорировании оленьих сапог. Нганасанские дети начали обучение в русском , и даже проводят среднее образование. Советской плановой экономики воспользовались нганасаны, предоставляя свои расчеты с адекватной заработной платы, техники , товаров народного потребления и образования , что позволяет нганасаны достичь относительно высокого уровня жизни в конце 1980 — х годов.

религия

Традиционная религия нганасан является анимистической и шаманской , и остается относительно свободными от иностранного влияния из — за географическую изоляцию нганасан до недавней истории.

язык

Смотрите также

Заметки

Рекомендации

Список используемой литературы

  • Мангольд, Честер С. (1963). «Нганасаны: дикие северные олени охотники Таймыра». Арктическая антропология . 1 (2): 105-121. JSTOR  40315565 .
  • Долгих Б. О. (1962). «О происхождении нганасан». Исследования , проведенные в Сибирском этногенезе . Университет Торонто Press.
  • Форсайт, Джеймс (1994). История народов Сибири: в России Северо — Азиатский Colony 1581-1990 . Cambridge University Press. ISBN  9780521477710 .
  • Джонсон, Аллен W .; Эрла, Тимоти К. (2000). Эволюция человеческих обществ: от Foraging группы в аграрном государстве (2 — е изд.). Stanford, CA: Stanford University Press. ISBN  9780804740326 .
  • Попов, А. А. (1966). Нганасаны: материальная культура Tavgi самоедов . Bloomington, IN: Indiana University Publications.
  • Stern, Дитер (2005). «Таймырский Pidgin России (Говорки)» . Российская лингвистика . 29 (3): 289-318. DOI : 10.1007 / s11185-005-8376-3 .
  • Ziker, Джон (1998). «Родство и обмен информацией между долган и нганасан Северной Сибири». В Барри Л. Исаак. Исследования в области экономической антропологии . 19 . Бингли, Великобритания: Emerald Group. ISBN  978-0-7623-0446-2 .
  • Ziker, Джон (2002). «Землепользование и экономические изменения среди долган и нганасан». Люди и земли: Подготовка к реформе в постсоветской Сибири (PDF) . Dietrich Реймер Verlag.
  • Ziker, Джон (2010). «Изменение гендерных ролей и экономики в Таймыра» . Антропология Восточной Европы Обзор . 28 (2): 102-119.

внешняя ссылка

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *