
Санкт-Петербург 
Самый северный буддийский храм в мире, дацан Гунзэчойнэй, находится в Санкт-Петербурге, хотя и располагается вдали от центра города, на Приморском проспекте. Он был закончен за несколько лет до Октябрьской революции, с перерывами работал в качестве храма до 30-х годов, витражи в нем изготавливались по эскизам Николая Рериха. Здание возвращено религиозной общине в перестройку, и сегодня там проходит множество богослужений. На главном алтаре храма установлен новый бурхан Большого Будды Шакьямуни, покрытый сусальным золотом, вместе с троном он достигает пятиметровой высоты.
Посещение дацана можно совместить с походом на Елагин остров, популярное место отдыха петербуржцев: буддистская обитель располагается через дорогу от его северного выхода. Кроме религиозных практик здесь можно отведать позы — типичную бурятскую еду, вариацию на тему мантов. Ни здесь, ни в иных местах российские буддисты не сильно заботятся на практике о счастье всех живущих существ: традиционно позы начинены говядиной или бараниной. Кафе располагается в подвале, интерьер непритязательный, зато интересные цены.
Столичным же верующим пришлось ждать довольно долго: только 16 сентября 2017 года в Отрадном состоялось торжественное открытие первой буддийской ступы просветления. Она находится на территории будущего буддийского храмового комплекса «Тупден Шедублинг — Центр изучения и практики учения Будды». Ступа открыта для посещения по субботам и воскресеньям с 11:00 до 17:00.
Калмыкия 
Огромная Золотая обитель Будды Шакьямуни возвышается над Элистой, весьма малоэтажным и довольно обычным городом. Храм освятили в 2005 году, его окружают более сотни белоснежных ступ и 17 пагод со статуями великих буддийских учителей. Обойдите все и почитайте об этих великих мудрецах. Главная достопримечательность хурула — самая большая в России и Европе статуя Будды (9 м).Расписание служб обширное: молебны о благополучии калмыцкого народа проводятся каждое утро, заупокойные молебны — по пятницам. В 8-й, 15-й и 30-й день лунного месяца проводятся мацг-одр — большие молебны. В храме днем можно получить индивидуальную консультацию, здесь работает музей, центр медицины, библиотека и киноклуб.
Байкал 
Куда как проще увидеть одну из буддистских святынь туристам, посещающим Байкал. На небольшом острове Огой посреди байкальского Малого моря стоит буддийская ступа просветления. Ее полное название — Ступа просветления, покорения демонов, содержащая статую Женской Формы, Матери всех Будд, Единственной Матери Трома Нагмо. Строили святыню летом 2005 года за счет частных пожертвований волонтеры из многих российских городов: стройматериалы везли по воде на катерах, потом вручную поднимали на вершину. Здесь впервые в России в одном месте собрали и вложили в ступу для потомков обширную библиотеку (ее вес составил 750 кг) оригинальных буддийских текстов: полного собрания канонических текстов Ганджура — поучений, составленных из слов самого Будды, и Данджура — комментариев индийских буддийских учителей к сутрам и тантрам, были заложены и неизвестные ранее западной науке тексты на тибетском языке и санскрите. Кроме старинных манускриптов в ступу вложены мантры и священные буддийские реликвии, в том числе частицы волос и крови Будды Шакьямуни.Тыва 
Буддизм на территорию этого региона пришел еще в IX веке и закрепился к XIV веку, во времена, когда регион входил в состав Монгольской империи. После революции 1917 года все имеющиеся хуралы были закрыты, и только в 90-х годах началось постепенное возрождение буддийской общины. Храмовый комплекс «Зеленая Тара» в пригороде Кызыла уже больше десяти лет только планируется к постройке, чуть лучше обстоят дела со статуей Будды на священной горе Догээ. А главный храм республики Цеченлинг несколько лет назад пережил правовой скандал, связанный с определением права собственности. В Тыве буддизм особенно сильно смешивается с местными языческими верованиями. Пока проекты храмов не реализованы, обряды проводятся в природных священных местах, расписание можно попробовать уточнить в Объединении буддистов Тывы.Столь удаленная республика, возможно, самое нетронутое место в России — в состав СССР она вошла самой последней, оставаясь формально независимой до 1944 года. Так что добравшиеся сюда смогут не только прикоснуться к буддизму, но и познакомиться с горной природой, древними обычаями или продолжить свое путешествие в Монголии, до границы с которой от столицы региона чуть меньше 300 км.
Алтай 
Важным центром распространения буддизма является Алтай. Местное население издавна использовало элементы буддизма в своих культах, впрочем, не так сильно укоренившихся. Но вот энергетика местных гор сегодня привлекает ищущих духовного просветления.Сейчас Республика Алтай является сосредоточием трех основных мировых религий: христианства, буддизма и ислама. Здесь есть храмы, мечеть, но главный дацан пока не построен. Первый камень под строительство буддийского монастыря-университета заложили в 2015 году в селе Майма под Горно-Алтайском.
Также в Горно-Алтайске открыт камерный храм общины Ак-Буркан. Заняться практиками можно в центре «Шен Линг», духовным главой которого является тибетский лама. По предварительной договоренности здесь можно провести некоторое время в обучении медитации и духовных практиках. Официальную плату здесь не берут, все основывается на добровольном подношении учителю. Ученики обязуются не убивать, не воровать, не употреблять одурманивающих сознание веществ (табак, наркотики, алкоголь), не прелюбодействовать (не вступать в половые взаимоотношения с чужими партнерами).
Бурятия 
Наконец, Бурятия — главный центр буддизма в России. Именно местные буддисты добились в XVIII веке у императрицы Елизаветы Петровны официального признания своей религии. Сегодня здесь, а также в соседней Читинской области действуют 23 дацана (монастыря). Добраться до Улан-Удэ относительно просто: через город проходит Транссиб, а в аэропорту — множество дальних (Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Красноярск) и местных рейсов. Если вы выберите самолет, то первый барабан со священными мантрами встретит вас на выходе из аэропорта.Главная буддистская обитель, она же резиденция главы российского буддизма, — Иволгинский дацан, из города до него около часа на автомобиле. В монастырском комплексе с десятком храмов и статуй для приезжих проводятся экскурсии, можно принять участие в обрядах и ритуалах. Для этого надо подготовиться: прибыть в нужное строение дацана (или какую-то точку рядом с ним) в строго обозначенное время и иметь с собой определенные продукты (молоко, водка, мясо) или вещи. В одном из храмов дацана — Благословенном дворце хамбо-ламы Итигэлова хранится тело ламы буддистов Восточной Сибири. В 1927 году он умер и обрел нетленное тело: его останки пролежали до 2002 года в специальном саркофаге и не разложились, сейчас они хранятся в дацане и почитаются как святыня.

Из бонусов приехавшим в Улан-Удэ — огромная голова Ленина со слегка азиатским разрезом глаз посреди города, близость восточного, менее популярного и более дикого берега Байкала, а также железная и автомобильная дорога до столицы Монголии Улан-Батора.


Буддизм в России — одна из распространенных на территории страны религиозных традиций. Традиционными районами, где исповедуется буддизм, являются Бурятия, Тыва, Калмыкия, Республика Алтай, Забайкальский край и Иркутская область. Также буддийские общины существуют в Санкт-Петербурге, Москве и других городах. Большая часть приверженцев буддизма в России относится к школе Гэлуг, также значительное количество российских буддистов принадлежат к школе Карма Кагью.
История
Первые свидетельства о существовании буддизма на территории современной РФ относятся к VIII веку н. э. и связаны с государством Бохай, которое в 698—926 занимало часть сегодняшних Приморья и Приамурья. Бохайцы, чья культура испытывала большое влияние соседних Китая, Кореи и Маньчжурии, исповедовали буддизм одного из направлений Махаяны.
На территории Российского государства буддизм существует с начала XVII века, когда некоторые калмыцкие племена приняли российское подданство.
С XVII века тибетский буддизм распространился и в Бурятии — сюда его принесли монгольские и тибетские ламы, только в 1712 году в поселения селенгинских бурят прибыло сто монгольских и пятьдесят тибетских лам[1].
Ко времени установления границы России с Китаем по Кяхтинскому договору 1727 года буддизм играл заметную роль в жизни бурятского общества. Посол России в Китае С. Л. Рагузинский-Владиславич утвердил пограничную инструкцию, запрещающую пропускать из Монголии монгольских лам в бурятские улусы, и приказ начать подготовку в бурятских родах своих лам, верноподданных российского императора[источник не указан 829 дней].
В 1741 году Указом императрицы Елизаветы Петровны буддизм был признан в Российской империи официально.
В 1764 году Екатерина II учредила пост Пандита-хамбо-ламы — главы буддистов Восточной Сибири и Забайкалья. Это утверждение считается признанием буддизма одной из государственных религий России.
В 1766 году бурятские ламы, в свою очередь, признали Екатерину Великую воплощением Белой Тары на земле.
Манифестом императора Павла Петровича от 18 марта 1797 года и указом императора Александра Павловича от 22 июля 1822 года вновь было подтверждено разрешение свободного исповедания и распространения буддизма.
В 1914 году под протекторат России перешёл Урянхайский край (ныне — Республика Тыва), где были давние буддийские традиции. Распространение буддизма в Туве началось ещё в XIII веке, после присоединения края к России власти в духовные дела территории не вмешивались, в 1917 году в Тыве проживало около трех тысяч лам и послушников.
В 1917 году буддизм занимал одно из господствующих мест в духовной жизни народов Забайкалья. Его исповедовало почти все проживающее здесь бурятское население (около 160 тысяч человек). Действовало 44 дацана, 144 малых храма, в которых насчитывалось около 16 тысяч монахов-лам.
В 30-е годы XX века в отношении буддизма правительством СССР были предприняты меры, направленные на его уничтожение. К началу 1941 года в стране не сохранилось ни одного действующего дацана, большая часть духовенства была репрессирована.
Частичное возрождение буддизма началось в 1945 году, когда по просьбе верующих был построен и начал действовать Иволгинский дацан, а в 1946 году правительством СССР было принято «Положение о буддийском духовенстве в СССР», в соответствии с которым этот дацан стал резиденцией главы буддистов СССР.
В 1990 году за короткий срок открылось более 10 дацанов, и строятся ещё несколько.
В 1996 году был принят новый Устав, в соответствии с которым Центральное духовное управление буддистов РФ было переименовано в Буддийскую традиционную Сангху России (БТСР). БТСР является членом Всемирного братства буддистов. БТСР является одной из буддийских общин России, наряду с рядом других[2]. В настоящее время централизованная организация, которая бы объединяла всех буддистов России, отсутствует.
Российская буддология
Наличие трёх буддийских регионов в составе империи и непосредственная близость других стран с буддийской культурой во многом способствовали тому, что в XIX — начале XX века в России сформировалась одна из самых сильных в мире востоковедческих школ.
В университетах Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Харькова, а также других крупных научных центрах открывались кафедры санскритологии, тибетологии, синологии, переводились важнейшие буддийские трактаты, снаряжались экспедиции в Азию. Труды В. П. Васильева (1818—1900), Ф. И. Щербатского (1866—1942), Е. Е. Обермиллера (1901—1935) и других выдающихся отечественных востоковедов служат образцом для ученых всего мира. При активном содействии ведущих буддологов и поддержке царского правительства бурятский лама Агван Доржиев (духовный наставник и посол Далай-ламы XIII) в 1915 году построил Буддийский храм в Санкт-Петербурге.
В 1930-е годы наступил период гонений как на буддизм, так и на буддологию. Почти на два десятилетия в России прекратились буддологические исследования.
Частичное возрождение буддизма и буддологической традиции началось в 1950-е и в 1960-е годы, но на официальном уровне они были реабилитированы лишь на рубеже 80—90-х годов. Бидия Дандарон смог в семидесятые годы организовать среди учёных-буддологов небольшую буддийскую группу, против которой начался судебный процесс. В 1972 году Дандарон был осуждён, и власти стали относиться к буддологии с большой подозрительностью.
В 1989 году создается группа буддологии Санкт-Петербургского филиала Института востоковедения РАН под руководством В. И. Рудого — первое со времен Щербатского официально оформленное буддологическое направление. С тех пор появились отделения и кафедры буддологии в нескольких университетах, и процесс восстановления востоковедческой науки идет быстрее.
В 1997 г. БИОН СО РАН переименован в Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской Академии наук (ИМБТ СО РАН).
С 2008 г. в нашей стране на регулярной основе проводятся научно-практические конференции «Буддизм Ваджраяны в России», положившие начало междисциплинарному взаимодействию ученых, изучающих различные аспекты истории и современности традиций буддизма Ваджраяны.
Развитие буддизма с 1990 года
В Бурятии, Калмыкии, Туве, Санкт-Петербурге восстанавливаются уцелевшие буддийские храмы и открываются новые, при монастырях создаются учебные заведения, приглашаются тибетские учителя.
В России буддизм обретает также популярность среди русских и других народов.
В настоящее время в России представлены многие буддийские школы: тхеравада, несколько направлений Махаяны, в том числе японский дзэн, корейский сон и практически все школы тибетского буддизма.
Буддизм в Российской Федерации провозглашён одной из четырёх традиционных для России религий, наряду с православием, исламом суннитского толка и иудаизмом.
18—19 мая 2009 года в Москве впервые в России прошёл форум «Дни традиционного российского буддизма». Участие в этом мероприятии приняли представители Бурятии, Калмыкии и Тувы. В рамках форума состоялся диалог различных школ буддизма, практикующих буддистов и представителей российской буддологической школы. Форум проходил в Международном Центре-музее имени Н. К. Рериха[3][4].
См. также
Примечания
Литература
- Абаев Н. В., Тапышпан О. Д., Мендиярова Г. С. Некоторые проблемы культурно-образовательной безопасности России и почитание учителя-наставника в тибетском буддизме // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 4 — Культурология.
- Митыпов В. М. Взаимоотношения советского государства с буддийской церковью (конец 1960-х -1980-е гг.) // Вестник Бурятского государственного университета. — Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2010. — № 7. — С. 45—50. — ISSN 1994–0866.
- Нестеркин С. П. Основные тенденции развития буддизма в социокультурном пространстве России // Вестник Бурятского государственного университета. — Улан-Удэ: Бурятский государственный университет, 2009. — № 6а. — С. 16—20. — ISSN 1994–0866.
- Сафронова Е. С. Буддизм в России (российские буддологи о буддизме в России) // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2010. — № 1. — С. 140—164.
- Сафронова Е. С. Современный буддизм в России как часть буддийской цивилизации // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2009. — № 1. — С. 73—79.
- Сафронова Е. С. Современный буддизм в России на нетрадиционных территориях распространения // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. — 2006. — № 1—2. — С. 175—188.
Ссылки
![]() | |
---|---|
Австрия • Азербайджан¹ • Албания • Андорра • Белоруссия • Бельгия • Болгария • Босния и Герцеговина • Ватикан • Великобритания • Венгрия • Германия • Греция • Грузия¹ • Дания • Ирландия • Исландия • Испания • Италия • Казахстан² • Кипр¹ • Латвия • Литва • Лихтенштейн • Люксембург • Республика Македония • Мальта • Молдавия • Монако • Нидерланды • Норвегия • Польша • Португалия • Россия² • Румыния • Сан-Марино • Сербия • Словакия • Словения • Турция² • Украина • Финляндия • Франция • Хорватия • Черногория • Чехия • Швейцария • Швеция • Эстония | |
Зависимые территории | |
Азорские острова • Аландские острова • Гернси • Гибралтар • Джерси • Остров Мэн • Фарерские острова • Шпицберген • Ян-Майен | |
Непризнанные и частично признанные государства | |
Республика Абхазия¹ • Республика Косово • Приднестровская Молдавская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра¹ | |
¹ Частично или полностью в Азии, в зависимости от проведённой границы ² Также в Азии |
![]() | |
---|---|
Другие территории | |
Абхазия • Гонконг • Палестинская национальная администрация • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра • Южная Осетия | |
¹ В основном в Африке ² Частично в Европе |
Религиозное пространство Российской Федерации довольно многообразно. Занимая исключительно большую территорию и объединяя под своей политической юрисдикцией огромное множество народов и этнических групп, наша страна представляет собой площадку, где встречаются различные традиции и религии запада и востока, севера и юга. Христианство и ислам – две мировые религии, распространенные в нашем государстве. Вместе с ними представлена и третья, которую исповедуют многие народы России, – буддизм. О том, где распространена эта религия в нашей стране, мы и поговорим далее.
Буддизм в России
Буддизм — это уникальная религия, не похожая ни на какую другую. Внутри себя различные буддийские течения и школы также существенно разнятся. Происхождением своим обязанный религиозному гению Индии, на своей родине буддизм практически утратил вес. Сегодня традиционными странами, исповедующими буддийское учение, являются Корея, Япония, Китай, Непал и другие, среди которых особенно выделяется Тибет. На сегодняшний момент буддизм в России представлен практически всеми основными буддийскими конфессиями. Среди них есть различные школы махаяны, ваджраяны, тхеравады, дзэн, чань и многие другие традиционные и не очень объединения. Однако большинство людей, исповедующих буддизм на территории России, являются приверженцами Тибетской религиозной традиции.
Буддийская этнография России
Предлагаем ответить на вопрос: какие народы России исповедуют буддизм сегодня?
Благодаря политическим событиям и межкультурным контактам, буддизм сначала укоренился среди калмыков и тувинцев. Это произошло в XVI веке, когда территории этих республик вместе с населявшими их народностями входили в состав монгольского государства Алтан-хан. Веком позже Буддизм проник к бурятам, где успешно конкурировал с традиционной религией всех сибирских кочевников – шаманизмом, или иначе тенгризмом.
Буддизм в Бурятии
Бурятия – республика России, чьи границы начинаются от восточных берегов Байкала. Будучи присоединенной к Российской империи, она оказалась устойчивой к русификации и избежала христианизации. С другой стороны, тесные культурные, торговые и политические связи с Монголией, а через нее и с Тибетом, сделали среди бурят популярным буддийское учение. Первые каменные дацаны здесь были возведены в XVIII веке.
Хотя среди буддийских народов буряты – последние, кто принял эту религию, сегодня именно они представляют буддийское большинство и представляют буддизм в России. В Бурятии располагается административный центр российских буддистов – Традиционная буддистская Сангха России, а также основные святыни и культовые сооружения. Важнейшим из них является Иволгинский дацан – резиденция Бандидо Хамбо-ламы – духовного лидера значительной части буддистов России.
Наряду с буддизмом, среди бурят довольно распространенным является традиционный шаманизм, или так называемая черная вера.
Буддизм в Туве
Тува, это республика, которая была принята в состав России в начале XX века, а именно, в 1911 году. Тувинцы сегодня исповедуют ту же форму учения, что и буряты, – традицию Махаяны Тибетского буддизма. Однако так было не всегда: первые очаги буддийского учения, преимущественно в форме хинаяны, на территории Тувы появились еще во II веке н.э., во времена Тюркского каганата. В дальнейшем тувинские племена находились в подчинении уйгуров, отвоевавших земли Тувы у тюрков. Уйгуры исповедовали манихейскую религию, однако испытывали на себе влияние и буддизма. Разработав письменность, уйгурские ученые стали активно переводить буддистские тексты с китайского и согдийского языков. С течением времени переводчики сосредоточились на тибетских трактатах, что и определило дальнейшее преобладание тибетской традиции. Эта тенденция была подкреплена в XIII веке влиянием монгольских учителей, воспринявших буддистскую традицию от тибетских лам.
Первые монастыри были построены в Туве в 1772 и 1773 годах. Хотя буддийская община Тувы в основном придерживается линии Гелуг, предполагающей монашеское духовенство, местные традиции санкционируют женатый институт ламства, что является ее уникальной особенностью. Как и в Бурятии, по религиозному признаку тувинцы разделяются на два лагеря – шаманисты и буддисты.
Буддизм в Калмыкии
Калмыкия, это единственный европейский регион с преобладанием буддийского населения. Представляя собой потомственные западно-монгольские племена, родословная калмыков восходит к ойратам, приобщившимся к таинствам буддийской религии в XIII веке благодаря вхождению в империю Чингисхана. Однако в это время буддизм являлся вероисповеданием лишь политической элиты ойратов. Популяризация же учения среди простого населения происходит только в XVI-XVII веках. И, как и в случае с Бурятией и Тувой, калмыцкий буддизм также придерживается тибетских религиозных традиций. Особенно эта связь между Тибетом и Калмыкией укрепилась после признания в начале XVII века в ойратском мальчике перерождения третьего Далай-ламы.
Распространение буддизма среди ойратов способствовало и становлению отдельного калмыцкого этноса. В состав последнего вошли ойратские племена, принявшие буддизм и расселившиеся на запад в пределах Российского государства. При этом, подчиняясь российскому императору, калмыки образовали собственное управление — Калмыцкое ханство. Последнее просуществовало до 1771 года, когда указом императрицы Екатерины II было упразднено. В дальнейшем калмыцкий буддизм развивался, приобретал национальные черты и, подобно бурятской и тувинской сангхам, вел религиозную борьбу с шаманизмом.
Буддизм в СССР
После Октябрьской революции буддизм в России был подвержен модному тогда духовному веянию – обновленчеству. Синтез дхармы и марксизма призван был реорганизовать буддистские общины. В рамках этого движения в Москве 20-х гг. даже состоялся всероссийский буддийский собор. Однако затем политика партии переменилась, и в отношении религиозных организаций начались массовые репрессии. Монастыри закрывались, храмы разрушались, а духовенство преследовалось. До послевоенной «оттепели» народы России, исповедующие буддизм, потеряли более 150 монастырей. В Бурятии из 15 тысяч лам к 1948 году осталось менее 600 человек. Что касается Тувы и Калмыкии, то на оба региона насчитывалось всего несколько десятков выживших священнослужителей из 8 тысяч.
Народы России, исповедующие буддизм в наши дни
До Перестройки буддийским органом, координирующим деятельность буддийских организаций, являлся ЦДУБ СССР (Центральное духовное управление буддистов СССР). В начале 90-х годов его переименовали в ЦДУБ России. Сейчас этот орган называется Буддийской традиционной сангхой России и включает в свой состав буддийские общины Бурятии. Религиозные объединения Тувы и Калмыкии остаются независимыми. Впрочем, авторитет БТСР в Бурятии и за ее пределами признают далеко не все. В результате политических и идеологических разногласий буддийское общество пережило ряд расколов и кроме основных объединений насчитывает несколько самостоятельных ассоциаций и независимых общин.
В любом случае, буддизм в России представлен, как и прежде, тремя основными регионами – Бурятией, Тувой и Калмыкией.
Прочие буддийские общины России
Традиционные народы России, исповедующие буддизм, являются сегодня не единственными носителями буддийской культуры и традиции. В последнее время эта религия заметно популяризировалась в среде молодежи и интеллигенции. В крупных городах продолжают открываться различные религиозные центры. Среди них, кроме традиционных школ тибетского буддизма, присутствуют представительства корейского, китайского и японского дзен-буддизма, традиций тхеравады и дзогчена. Россию за последние несколько лет посетило множество духовных учителей. В свою очередь, среди наших соотечественников также появились представители буддийского монашества и духовенства.
Заключение
Мода на буддизм в России не уникальна, и в этом смысле наша страна разделяет общеевропейское очарование востоком. Зачастую, приобретая в количестве, отечественная буддофилия теряет в качестве, что чревато распространением в России поверхностного, маргинального варианта буддизма.
Вместе с тем, буддизм — религия в России такая же традиционная, как христианство и ислам. Поэтому его статус и будущие перспективы представляют большую важность для благополучного развития российской культуры.
духовный отдых в родной стране — Блог OneTwoTrip
Буддизм можно назвать самой загадочной из трёх мировых религий. В нём заключаются ответы на вопросы о смысле жизни, однако чтобы их найти, необходимо избрать верный духовный путь. Для этого не существует какого-то универсального учебника, посему всё следует постигать на собственном опыте, перенимая мудрость в священных местах буддистов. В России буддизм является основной религией Бурятии, Калмыкии и Тувы. Именно об этих регионах и их духовных центрах и пойдёт речь.
Здесь популярно северное ответвление буддизма, основателем которого был Дже Цонкапа. Он почитаем в Бурятии наравне с самим Буддой. Существуют некоторые отличия от других школ в обрядах, тантрической практике. Бурятские храмовые комплексы называются дацанами, и один из самых главных здесь — Иволгинский. Расположен он недалеко от Улан-Удэ и включает в себя 10 храмов с интересной архитектурой, университет, вольеры с живущими в них косулями и многое другое. Здесь также находятся останки ламы Итигэлова — главного учителя во всей Восточной Сибири. Уже почти 90 лет с момента его ухода в нирвану тело ламы не обнаруживает признаков смерти, поэтому сюда стекаются буддисты со всего мира, чтобы почтить священного учителя. Считается, что каждому, кто посетит Иволгинский дацан, даруется огромное счастье.
Ещё один небольшой, но популярный дацан Бурятии — Нилова пустынь, расположенная в нескольких километрах от одноименного курорта. Сюда приезжают как за здоровьем телесным, так и духовным. Согласно легенде, гора, рядом с которой расположен храм, была пристанищем главного духа Саянских гор, поэтому это место считают священным. Сюда в основном приезжают люди, которые хотят, но по каким-то причинам не могут завести детей.
Из более крупных стоит отметить Ацагатский дацан, расположенный в 50 километрах от Улан-Удэ. Его основали в середине 19 века и здесь занимались медициной, астрологией, обучали детей и даже печатали книги в местной типографии. Это место дало дорогу многим известным буддистским лидерам. Например, отсюда вышел Агван Доржиев, создавший школу тибетской медицины.
Калмыкия
Местные буддисты относятся к тибетской ветви буддизма, которая отличается большим разнообразием школьных традиций. Также здесь отсутствуют «перерожденцы» — формы проявления Будды в современном мире. Храмы в Калмыкии называются хурулами, и центральный из них — «Золотая обитель Будды». Этот хурул располагается в центра города Элиста. Главная его достопримечательность — самая большая в России и Европе статуя Будды. При входе нужно обязательно разуваться и надевать носки, а внутри — ходить строго по часовой стрелке. Таким образом сохраняется циркуляция энергии. Храм совмещает в себе множество функций: здесь есть библиотека, зал для конференций, музей культуры буддизма и многое другое.
Недалеко от Элисты располагается другой интересный храм Сякюсн-Сюме. Место для строительства хурула было освящено лично Далай-ламой XIV, а после его возведения учитель вернулся туда для проведения специальной церемонии, после которой Сякюсн-Сюме стал обителью божеств. В храме располагается внушительная четырёхметровая статуя Будды, покрытая золотом. Основное правило здесь — не поворачиваться к изваянию спиной и, опять же, передвигаться по направлению часовой стрелки. На входе в хурул стоят специальные барабаны, которые исполняют желания. Нужно их повращать, загадать желание и трижды обойти вокруг храма.
Тува
В этой местности также практикуется тибетский буддизм, местное название монастыря — хурээ. Один из известнейших тувинских храмов называется Устуу-Хурээ, находится он в семи километрах от города Чадан. Здесь был создан тувинский алфавит, а также отчеканена первая монета республики. Ежегодно при храме проходит фестиваль живой музыки и веры, на который собираются тысячи людей. На фестивале проводятся концерты и конкурсы песен, а также проходит масштабное и торжественное служение «Цам» с посещением еще одного крупного храма Алдыы-Хурээ.
Другой известный хурээ в Республике Тува — Цеченлинг, что значит «место безграничного сострадания». Здесь обучают тибетскому языку, философии религии, медитативным практикам и основам йоги. На первом этаже храма есть помещение, где ламы принимают всех желающих и отвечают на их вопросы. На втором этаже расположен красивый зал с алтарем. В строительстве этого хурээ были использованы новейшие технологии, что, тем не менее, не мешает сохранять в нём традиции восточной культуры
Огромная голова Ленина
На улице минус 25 градусов. Особо не разгуляешься!
На площади перед городской администрацией сразу бросается в глаза огромная каменная голова Ленина. Ее высота 7,7 метра, а вес — 42 тонны.

В 2001 году, когда я путешествовала по Санкт-Петербургу, остановившись у одной своей русской приятельницы, в этом славном городе и его окрестностях была в самом разгаре кампания по сносу памятников Ленину. А вот в Сибири они до сих пор встречаются довольно часто. У своих гидов в Иркутске, Листвянке и Улан-Удэ я спрашивала, отчего так происходит. Почему в Сибири толерантно относятся к памятникам Ленину? Ответы моих собеседников в основном сводились к следующему: «Нынешняя молодежь уже почти ничего не знает о Ленине. Не знает она и о его диктаторских методах правления. Поэтому здесь не особенно зацикливаются на обсуждении того, каким он был — плохим или хорошим. Памятники ему остаются как свидетельства истории». А когда я спрашивала о Ленине бурятов на улице, они отвечали мне: «Мы буддисты. В отличие от христиан, мы не проводим такой острой грани между белым и черным».
Буддистский монастырь Ринпоче Багша
На территории этого монастыря (в Бурятии буддистские монастыри часто называют дацанами), открытого в начале 2000 года, меня удивил одновременный звон колоколов, песнопения, своей мелодикой напоминающее григорианские гимны в римско-католической церкви, и постоянный гул от чтения множеством монахов священных мантр. Создалось впечатление, что этот дацан является неким местом пересечения Востока и Запада.
Рядом с лестницей, ведущей в центральный молельный зал, расположено странное скульптурное сооружение из мрамора, похожее на огромный персик. По форме оно чем-то напоминает традиционное жилище — круглую юрту бурятских кочевников. Но на самом деле это изображение популярного местного блюда «бууза», одной из разновидностей мант. По верованиям бурятов, оно связывается с достатком и благосостоянием в доме. Однако китайские туристы упорно твердят, что это персик. Я присмотрелась повнимательнее — точно, похоже формой на персик.
По буддистской традиции, сразу входить в молельный зал — дуган — нельзя. Перед этим нужно обойти его хотя бы один раз по специальной дорожке по часовой стрелке. Считается, что это приносит в душу верующего успокоение.
Вдоль дорожки расставлены специальные низкие воротца, напоминающие куриный насест. Когда, пригнувшись, проходишь под ними, то замечаешь множество ярких разноцветных лоскутков ткани, привязанных к воротцам.
С этими лоскутками связаны просьбы и пожелания верующих, с которыми они обращаются к Будде: «Пусть мой сын удачно женится», «Пусть исцелятся все больные в нашей семье» и так далее. Такие лоскутки с молитвами и пожеланиями можно встретить и в лесах Бурятии. Это дань вере в силу природы и шаманизм.
В центральном молельном зале монастыря Ринпоче Багша стоит статуя Золотого Будды. Это самое большое в России скульптурное изображение Будды Шакьямуни: шестиметровая статуя из бронзы целиком покрыта сусальным золотом. Изготовлена она в Пекине именитым мастером Гу Шиюанем, работы которого хорошо знают в Китае, Гонконге, Таиланде, Японии, Южной Корее.
22 февраля 2004 года в монастыре был проведен обряд освящения статуи.
Вскоре Далай-лама прислал из города Дхарамсала (Индия) священные реликвии для храма, чтобы заложить их внутрь статуи Золотого Будды.
Центр буддизма в России — Иволгинский дацан
В 25 минутах езды на автомашине от центра Улан-Удэ расположен Иволгинский буддистский монастырь. Он считается центром буддизма в России. Иволгинский дацан — это монастырский комплекс из восьми сооружений, включающих храмы, библиотеку, а также единственный в России буддистский университет, в котором изучают философию и традиционную тибетскую медицину.
В Иволгинском монастыре перед входом в центральный молельный зал тоже нужно обойти его кругом и покрутить барабаны хурдэ. Внутри них лежат свитки с мантрами. Буддисты считают, что прокручивание этих барабанов равносильно молитве. Жилище монахов расположено рядом с тропой вокруг Храма. Люди со своими проблемами всегда могут обратиться к ламе.
Обходя молельный зал вокруг, мы познакомились с монахом по имени Цирин. Он был очень доброжелательным. Цирин рассказал, что заинтересовался буддизмом еще в детстве. Его отец, убежденный верующий, брал мальчика с собой в паломничества по монастырям. Мать Цирина утверждала, что видела Далай-ламу. «Учение Будды запрещает монахам жениться. Однако сейчас многие из нас создают семьи. У меня тоже есть семья», — рассказывает Цирин. Ламы же высокого ранга жениться не могут. Помимо прочего, 16 лет своей жизни они должны посвятить аскетической жизни в труднодоступной местности. «Так что я бросить эту суетную жизнь не могу», — улыбается монах.
Главное чудо Иволгинского монастыря — это лама Даша Доржо Итигэлов. Родился он в 1852 году, а в 1927 году добровольно впал в нирвану. Он создал труды по буддийской философии (их более 50) и оставил духовное завещание своим прихожанам, ученикам и потомкам. Будучи уже глубоким старцем, он сел в позу лотоса и покинул свое тело, сказав своим ученикам, чтобы они похоронили его, но достали из могилы через 70 лет. Ученики выполнили его наставления и ныне, спустя уже столько лет после «смерти», лама Итигэлов по-прежнему сидит в лотосе в главном дугане (храме) Иволгинского дацана буквально как живой. В определенные дни к нему выстраиваются длинные очереди, желающих прикоснуться к святыне. Там происходят чудесные исцеления и сбываются заветные желания.
По словам нашего водителя, от Иволгинского монастырского комплекса до российской границы с Монголией всего 250 километров. Площадь Республики Бурятии составляет 90% от площади Японии. И вот здесь, на окраине огромной России, вглядываясь в столь похожие на японские черты бурятов, я вдруг ощутила неожиданную симпатию к этому маленькому народу.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Буддизм в России — Энциклопедия буддизма
распространение буддизма в РоссииПо статистическим данным в настоящее время около 900 тысяч россиян называют себя буддистами, это 1% населения России. Общемировая тенденция распространения буддизма второй половины XX века повлияла и на нашу страну, здесь впервые стали появляться общины последователей южного буддизма и центры дальневосточной ветви учений северного буддизма: Дзен буддизм, Чань-буддизм и др. Начиная с 90-х гг XX века множество центров различных направлений и традиций появилось в каждом крупном городе страны, поражая своим разнообразием. В то же время Россия — страна, где у Учения Будды есть давние исторические корни. На территории России исторически получила распространение преимущественно индо-тибето-монгольская ветвь северного буддизма — Тибетский буддизм.
Общая история
Буддизм стал официальной религией России ещё в 1741 г. согласно высочайшему Указу императрицы Елизаветы Петровны. Наша страна — первая европейская держава, признавшая религией то духовное достояние, которое даже самые образованные люди Запада ещё более века будут именовать язычеством, низким идолопоклонством.
При дворе русских царей буддистов принимали с почётом и до династии Романовых. В 1608 г. царь Василий Шуйский встретился с посланцами калмыцко-ойратского народа, буддистов по исповеданию. Они хотели мирно пасти свои стада в низовьях Волги, и за это право добровольно брали на себя обязательство оберегать юго-восточные границы Московского царства от набегов воинственных орд кочевников. Договор был заключён к удовольствию обеих сторон.
распространение буддизма в миреС тех самых пор у нас одна история. И беды (например, преследования за «старую» веру в державно-православной России или репрессии сталинского режима), и победы (к примеру, калмыцкие конные полки на улицах Парижа в 1813 г.) достаются нам поровну. То же самое можно сказать и о двух других народах России, исповедующих буддизм, — бурятах и тувинцах.
Вплоть до середины 30-х гг. ХХ в. отечественная школа научного изучения буддизма — буддология — занимала передовые позиции в мировой науке. Деятельность русских учёных была многогранной. Она сочетала полевые этнографические, искусствоведческие исследования с изданием, переводом и истолкованием памятников буддийской словесности, сохранившихся на различных языках. Собирались богатейшие коллекции как предметов буддийской обрядности, быта, так и рукописей, ксилографов, книг — словом, текстов разных эпох и авторов.
В 1915 г. состоялось открытие самого северного буддийского храма в Санкт-Петербурге, переименованного тогда в Петроград.
История тибетского буддизма в России
В Российскую империю Учение Будды попало благодаря буддийским этносам. Буряты, калмыки, тувинцы и часть алтайцев восприняли это учение в разные периоды средневековья. Его исконно исповедуют в Бурятии, Тыве, Калмыкии, на Алтае, в Забайкальском крае и Иркутской области. Бурятия, Калмыкия и Тыва — признаны буддийскими регионами страны. Поэтому именно Тибетский буддизм считается в России традиционным.
В XVII веке, когда в Тибете начала доминировать традиция Гелуг, тибетский буддизм закрепился в качестве национальной религии бурят и калмыков, и главной традицией этих народов, таким образом, тоже оказалась Гелуг.
Возникновение тибетского буддизма в России принято связывать с приходом сюда ойратов (калмыков) в начале XVII в. Они принесли с собой собственную уже сформировавшуюся социальную структуру и буддийское мировооззрение. Первые буддийские поучения калмыки (ойраты) получили за четыре столетия до этого , в XIII веке, от знаменитого ламы Карма-бакши, или Карма Пакши, Второго Кармапы, главы традиции Карма Кагью тибетского буддизма (Китинов). Во времена Чингис-хана и его потомков ойраты столкнулись также с уйгурским буддизмом, но большое влияние вплоть до XVII века на развитие буддийзма у ойратов оказывали традиции Сакья и Кагью (Карма Кагью, Дрикунг Кагью, Таклунг Кагью). Позже территориальная близость ойратов к ареалу распространения влияния Гелуг, а также социально-политические факторы, привели к распространению и утверждению именно ее в качестве главенствующей школы. При этом у калмыков сохранялись также передачи Сакья и Кагью (Берзин, Китинов).
Калмыки избрали берега Волги и Дона, восприняв систему кочевий, сложившуюся в Поволжье еще с бронзового века. Теооритория калмыцкого кочевья простиралась в Поволжье, с его элитными пастбищами, от Каспийского моря до реки Самара. В начале XVII века возникло первое и единственное буддийское государственное образование в Европе — Калмыцкое ханство, существовавшее в России на правах автономии.
Сильные позиции у Гелуг существовали также в Монголии XVII в., и благодаря активной деятельности монгольских лам, учение к XVIII веку получило широкое распространение среди бурятов на территориях современной Бурятии, Забайкальского края и Иркутской области. Тибетский буддизм привлек внимание императрицы Елизаветы Петровны, которая в 1741 году удостоила лам и храмы — дацаны официального признания. Этот год считается — годом утверждения буддизма в качестве одной из государственных религий России.
Примерно к тому же периоду относится появление тибетского буддизма у тувинцев, у которых помимо Гелуг была также очень сильна традиция Ньингма.
Начало принятия буддизма алтайскими народами относится ко времени включения Алтая в состав Джунгарского ханства ойратов в первой пол. XVII в. Особенно он распространился в ак-теленгитских и алтай-теленгитский отоках (родах) алтайцев.
Все эти народы (в особенности буряты и калмыки) поддерживали активные связи с Тибетом и Далай ламой и с главами других буддийских школ. Обучение российских лам после прохождения начального учебного курса завершалось в Тибете. Туда же для получения «лучшего перерождения» отправляли прах умерших лам и представителей знати.
Более того, в Тибете калмыцкие ханы получали грамоту на правление, подтверждавшую их право на ханство, символом которого была печать из сандалового дерева от Далай ламы.
Являясь мировой религий и распространяясь среди разных народов мира, буддизм принимает различные национальные формы, и соответствующие той или иной культуре виды бытовой религиозности. Так индо-тибето-монгольский буддизм у бурятов, калмыков, тывинцев и алтайцев приобретал свои специфические черты.
На буддизм в Бурятии оказала влияние Монголия, вследствие их территориальной близости. У бурятов популярность приобрела идея «тулку», перерожденцев, и практически полностью копировалась тибетская иерархия монашества. В Тыве, в отличие от Бурятии, не было принято распознавать перерожденцев, а ламы могли и не быть монахами, имея возможность жениться.
На Алтае буддизм принял особую видоизмененную под влиянием шаманизма и христианства форму.
Тыва долгое время оставалась частью Монгольского государства и вошла в состав России самой последней, это произошло уже в XX веке.
В XIX веке калмыцкие и бурятские ламы принимали самое активное участие в проведении восточной политики России, в защите ее национальных интересов. Семья Романовых покровительствовала буддизму, и способствовала деятельности этой небольшой по охвату населения религии. В конце XIX века стала складываться буддийская община в Санкт-Петербурге. Согласно переписи населения 1869 года в городе проживал один буддист. В 1897 году насчитывалось уже 75 буддистов, а в 1910 — 184 человека (163 мужчины и 21 женщина). Это были главным образом забайкальские буряты и волжско-донские калмыки. В начале XX века был построен Дацан Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге. Идея его создания принадлежала выдающемуся бурятскому ламе-просветителю Агвану Доржиеву. Появились буддологические общества. Российская востоковедческая школа считалась одной из сильнейших в мире. В вузах Санкт-Петербурга, Москвы, Казани, Харькова и других городов открывались кафедры санскрита, тибетологии, синологии, переводились важнейшие буддийские тексты, снаряжались экспедиции в Азию. Начиная с XIX века интерес к буддизму охватил запад, страны Европы и всю Россию. Об этом свидетельствует активное обращение к идеями и мотивам буддийской философии русских писателей и поэтов.
Но в период социализма и принятия антирелигиозной политики в стране буддизм подвергся репрессиям. Из почти 200 буддийских храмов и монастырей не осталось ни одного. Ламы (около 25 тысяч) были брошены в тюрьмы, сосланы в лагеря или расстреляны. Буддология также оказалась под запретом. Во время Отечественной войны весь калмыцкий народ подвергся департации.
После окончания войны последовало изменение восточной политики Советского Союза, что привело к лояльности в отношении бурятского буддизма. Было восстановлено в 1946 г. существовавшее в 1922-1935 гг. Центральное духовное управление буддистов СССР (ЦДУБ СССР) с резиденцией в Иволгинском дацане в окретностях столицы Бурятии — Улаг-Удэ. Главой ЦДУБ был Пандита Хамбо Лама, руководитель буддистов Бурятии. В России на территории Бурятии и Закайкальского края открыли по одному дацану. Это были единственные действующие буддийские храмы в стране, поэтому сюда приезжали буддисты из других буддийских регионов, тувинцы и калмыки. Отсутствовала возможность получить полноценное буддийское образование, нарушалась преемственность поколений лам.
В то время как в России на 70 лет был приостановлен процесс развития буддизма, он продолжался активно в западном направлении, охватив страны Европы и оба Американских континента. В это время стали появляться первые буддийские ламы из числа европейцев.
Процесс возрождения буддизма в СССР начался во время перестройки в середине 80-х гг. Первая община буддистов в Калмыкии была зарегистрирована в 1988 году. На Алтае и в Тыве общины возникли в начале 90-х годов. С этого времени вновь начали активно строиться новые храмы и ступы. Значительными событиями для дальнейшего развития буддизма стали приезды в Россию известных буддийских деятелей: Кушок Бакулы Ринпоче в 1989 г. и Его Святейшества Далай ламы XIV Тензин Гьяцо в 1991, 1992 годах.
Общемировой процесс распространения буддизма в западном направлении в конце XX — XXI вв. оказал влияние и на Россию, где во всех крупных городах стали появляться дхарма-центры различных тибетский традиций. Возникло порядка 80 центров традиции Карма Кагью, появились центры Сакья, Ньингма, а также общины учения Дзогчен.
При этом возникла тенденция к более четкому выделению разных общин, во главе которых встали те или иные религиозные лидеры. В 1992 году верховным ламой, получившим титул Шажин-лама и возглавившим Общество буддистов Калмыкии (ОБК), был избран Тэло Тулку Ринпоче, американский калмык, признанный в 1978 году Далай ламой как перерожденец одного из основателей традиции Кагью — Тилопы.
В Тыве в 1997 году на Всетувинском учредительном съезде был избран первый Камты-лама Республики Тыва.
В Бурятии на основе советского Центрального духовного управления буддистов (ЦДУБ) оформилось сразу две организации: основная часть буддистов во главе с Пандита Хамбо Ламой объединилась в Традиционную Буддийскую сангху России (ТБСР), а другая часть стала именоваться Духовное управление буддистов (ДУБ РФ).
Шире по стране наибольшее распространение получило объединение буддистов тибетской традиции Карма Кагью, насчитывающее порядка 80 российских центров, созданных учеником Его Святейшества Шестнадцатого Кармапы, первым западным ламой — датчанином Ламой Оле Нидалом. Духовное руководство центрами осуществляет Его Святейшество Семнадцатый Кармапа Тринле Тхайе Дордже.
Большое количество последователей в России имеет тибетский лама — Намкхай Норбу Ринпоче, глава традиции Дзогчен, принадлежащей к буддизму Ваджраяны.
В меньшем количестве представлены общины Сакья и Ньингма.
Северный буддизм дальневосточной ветви
В связи с приездом в страну вьетнамцем, корейцев и китайцев, а также все большей популярностью восточных единоборств, появились центры дальневосточного северного буддизма: японского дзен, китайского чань, корейских и вьетнамских традиций и школ. Например, Российская сангха учеников дзэн мастера Сандо-Кайсена, корейский дзен школы Кван Ум.
История южного буддизма в России
В XXI веке в России появляются последователи южного буддизма традиции Тхеравады, возникли первые центры Випассаны.
Литература
- Гранин А., Китинов Б. Российский буддизм на стыке тысячелетий// «Евразия»: информационно-аналитический портал, 2010
- Китинов Б.У. Священный Тибет и воинственная степь.
- Леонтьева Е. Путеводитель по буддизму: иллюстрированная энциклопедия. М., 2012
- Торчинов Е. Введение в буддизм. СПб., 2005.
Здравствуйте, уважаемые читатели!
История буддизма в России насчитывает чуть более 13 веков. Примерно 1% российского населения сегодня считает себя буддистами, а это около девятисот тысяч человек.
Сегодня наш рассказ коснётся возникновения, развития и распространения буддийского учения на территории нашей страны.
Содержание:
Первые сведения
XVII век
XVIII век
XIX — начало XX века
Развитие буддологии
Годы репрессий
Воскрешение буддизма
Заключение
Первые сведения
В VII веке на Дальнем Востоке образовалось государство Бохай, около 130 лет занимавшее часть российских земель, которые в современной действительности называются Приамурьем и Приморьем.
Большая часть бохайцев поклонялась шаманизму. В духовной культуре жителей Бохая ощущалось воздействие и соседей этого государства:
- маньчжурцев,
- корейцев,
- китайцев.
Местные знатные люди и чиновники исповедовали Махаяну.
Знаменитый бохайский поэт Хайтэй так говорил о своих шести (по буддийской Дхарме) возможностях перерождения:
Был пастухом, бродягой, вельможей,
Но кто я на самом деле в этой жизни ничтожной?
Рядился в одежды лиловые и чёрную рясу —
Всеми путями прошёл, но в ком моё сердце забьётся?Будто на перекличке стражников перебираю имена.
Все хороши, но имени своего никак не узнаю.
Хожу по окраинам города и вопрошаю встречных:
«Вы помните меня, молва обо мне жива ли?»Душа моя, кто ты? Дух голодный? Демон-асура? Илиархат?
Я человек на развилке шести дорог,
Будто кость обглоданная, брошенная за порог
Бродячей своре собак — нет ни имени у меня, ни славы…
Археологи обнаружили руины бохайских кумирен тех времён. Их пять, местоположение первой – Хасанский, а остальных – Уссурийский район:
- Краскинское городище,
- Корсаковская,
- Борисовская,
- Абрикосовская,
- Копытинская.
Краскинское городище
Результатом раскопок явилось множество фрагментов и целых статуэток. Материал, из которого были сделаны Будды и бодхисаттвы – это камень, обожжённая глина и позолоченная бронза. Кроме них были найдены и другие предметы для отправления буддийского культа.
XVII век
Следующими за бохайцами принесли буддийское учение на русскую землю калмыки, когда часть их племён на рубеже XVII столетия перешла в подданство России.
Посланники калмыков (ойратов) пришли к царю Василию Шуйскому и выразили желание пользоваться первоклассными пастбищами вдоль Волги, взамен предлагая охрану рубежей от нападений кочевых племён на юго-востоке Московии. Соглашение было заключено по обоюдной выгоде сторон, и образовалось Калмыцкое ханство, первое и последнее автономное буддийское государство в Европе.
Калмыки были буддистами со сформировавшимся мировоззрением. Они получили передачу учения от Второго Кармапы, Карма-бакши на четыре столетия раньше присоединения к России. Он возглавлял тибетскую школу Карма Кагью.
Уйгурский буддизм и школы кагьюпинцев и сакьяпинцев были тоже знакомы ойратам и оказали на них значительное воздействие. Однако позже школа Гелуг в силу ряда причин всё же возобладала и у них, хотя линии Кагью и Сакья сохранились.
Буддийский храм «Таши Гоманг», Калмыкия, начало XX в.
В это же время и в Бурятии укрылись сотни духовников из Тибета и Монголии, покинувших свои земли по политическим мотивам. В этот регион также проник тибетский вариант учения.
Буряты добровольно принимали российское подданство, но перегибы местной сибирской администрации способствовали тому, что многие из них откочёвывали в Монголию, так как их облагали непомерными налогами и пытались насильно обратить в православие.
Алтайские народы приняли буддизм, когда Алтай включили в Джунгарию. У всех буддистских народов сохранялось интенсивное общение с Тибетом, главой всех буддистов и духовными лидерами разных буддистских сект.
Ламы из России проходили первоначальное обучение на месте, в дальнейшем их принимал Тибет для завершения образования. Тела отошедших в мир иной лам и знатных людей отправлялись тоже в Страну Снегов, чтобы они могли лучшим образом «переродиться».
Тибет в лице Далай-ламы выдавал грамоты с печатями сандалового дерева калмыцким ханам, подтверждающие их право властвовать. Отличительной чертой буддизма являлось то, что, распространяясь по миру, он мирно уживался с существующими религиями, принимая разнообразные духовные формы.
Аларский дацан, Бурятия
Хотя все вышеназванные народы исповедовали одну и ту же форму буддизма, в каждом регионе она все же приобретала свои особенности.
Бурятский буддизм многое перенял из Монголии, в силу соседства этих стран. Тут так же почитали перерожденцев – тулку, и иерархия в монастырях соответствовала тибетской. В Туве, напротив, перерожденцев не искали, ламам разрешалось жениться, так как им не обязательно было принимать монашество.
Алтайские шаманизм и христианство видоизменили буддизм по-своему.
XVIII век
В 1727 году земли России и Китая разграничили в соответствии с Кяхтинским договором. К этому периоду значительная часть бурятов уже следовала буддийскому учению.
Чтобы ограничить влияние иностранцев на умы российских подданных, была издана инструкция для пограничных служб. В ней запрещалось пускать лам из Монголии и Тибета в бурятские поселения. Вместо этого бурятским родам было приказано готовить свои благонадёжные духовные кадры.
Благодаря созданию системы беспрерывного образования, бурятский буддизм получил возможность равномерно развиваться.
Мистерия Цам в Гусиноозерском дацане
Хотя буддизм не был государственной религией в России, в 1741 году его всё же косвенным образом признали. Произошло это благодаря указу, выпущенному локальными органами власти в Сибири от лица государыни.
Указ ограничивал количество лам сто пятидесятью и храмов одиннадцатью, тем самым узаконивая буддийскую верхушку. Официально буддизм указом не признавался, но духовенство получило благодаря ему некоторые привилегии, в частности, освобождалось от уплаты ясака. Мнения историков расходятся в том, кто же проявил такую милость: Анна Леопольдовна или Елизавета Петровна.
В 1764 году буддийское учение обрело заслуженное признание и стало одной из российских государственных религий вследствие введения должности Пандито хамбо-ламы, который должен был возглавлять забайкальских и восточносибирских буддистов. Благодарные духовники в Бурятии провозгласили Екатерину II, учредившую этот пост, эманацией Белой Тары.
Первый дацан, Цонгольский, был сначала передвижным. Дамба Дорши Заяев, Пандито хамбо-лама, был его настоятелем. Позже резиденцией лидера всех буддистов становится Гусиноозерский дацан.
Дамба-Даржай Заяев (1710—1776). 1-й Пандито Хамбо-Лама
Спустя 33 года император Павел Петрович отметил в своём манифесте, что в России можно свободно исповедовать и распространять буддизм.
XIX — начало XX века
Государь Александр Павлович в указе, датируемом 1822 годом, подтвердил это положение. 1914 год стал временем присоединения к России ещё одного буддийского региона – Урянхайского края. Сейчас он носит название Тува (Тыва).
Тувинцы были знакомы с буддизмом ещё с XIII века. Кроме Гелуга они отдавали предпочтение традиции Ньингма. К моменту присоединения на территории проживало около трёх тысяч последователей учения, включая лам. Государство в тот период не вмешивалось в их духовную жизнь.
А в Забайкалье начала XX века буддизм являлся верой практически всего бурятского населения. Об этом свидетельствуют такие цифры:
- 44 действующих дацана,
- 144 малых храма,
- 16 000 лам
обслуживали население количеством 160 000 человек.
Ламы Калмыкии и Бурятии интенсивно проводили политический курс России на востоке страны, защищали её государственные интересы. В ответ царская династия оказывала им покровительство и содействовала процветанию этого духовного течения.
Ламы Калмыкии. Старинное фото
Конец XIX века ознаменовался возникновением буддийской общины в Санкт-Петербурге. И хотя поначалу переписчики отмечали в городских списках всего лишь одного буддиста, через 10 лет их стало уже почти сто, затем – около двухсот, 10% составляли женщины. По национальному составу это были буддисты бурятского, калмыцкого происхождения и русские.
Дацан Гунзэчойнэй, возведённый здесь в это время, являлся детищем знаменитого бурятского ламы Агвана Доржиева.
Развитие буддологии
Исторически Санкт-Петербург был центром русского буддийского учения. Тут появились буддологические сообщества, которые сделали значительный вклад в развитие буддологии.
Российские востоковеды стояли в ряду самых сильных в этой области знаний. Тибетология, синология, санскрит являлись предметом изучения в институтах и университетах крупных российских городов.
Николай Рерих (27.09.1874 — 13.12.1947) — русский художник, философ-мистик, писатель, путешественник, востоковед
На соответствующих кафедрах переводили труднейшие документы, отсюда отправлялись в научные поездки в азиатские государства. В течение двух веков представители литературной интеллигенции использовали буддийские философские выкладки в своих произведениях.
Годы репрессий
Октябрьская революция и принятие закона об отделении церкви от государства в 1918 году положили начало гонениям на религию в целом и буддизм в частности. Кратко это можно описать следующим образом.
Двести буддийских храмов были уничтожены. Двадцать пять тысяч лам были заключены в тюрьмы, их ждал расстрел или ссылка в лагерь. Ученые-буддологи были репрессированы тоже. Калмыков депортировали в годы войны 1941—1945 гг.
Воскрешение буддизма
После победы в войне стратегия в отношении востока немного изменилась, разрешили открыть Иволгинский и Агинский дацаны, которые единственные и функционировали. И лишь в конце XX буддийское учение началось по-настоящему возрождаться.
Иволгинский дацан, Улан-Удэ
Реставрировались разрушенные и возводились новые монастыри, регистрировались общины, возобновились отношения с зарубежьем. Сейчас в России кроме традиции Гелуг существуют другие тибетские, корейские, японские, китайские школы, а также представлено ответвление тхеравада.
Заключение
На этом, друзья, мы сегодня прощаемся с вами.
Спасибо, что поддерживаете блог и активно рекомендуете статьи в социальных сетях. Подписывайтесь на сайт, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!


Исторически, Буддизм был включен в русские земли в начале 17-го века. [1] [2] Буддизм считается одной из традиционных религий России, юридически являющейся частью российского исторического наследия. [3] Помимо исторических монашеских традиций Бурятии, Калмыкии и Тувы, в настоящее время буддизм широко распространен по всей России со многими этническими русскими новообращенными. [4]
Основная форма буддизма в России — это школа тибетского буддизма Гелукпа, в которой другие тибетские школы являются меньшинствами. [5] Хотя тибетский буддизм чаще всего ассоциируется с Тибетом, он распространяется в Монголию и через Монголию в Россию. [1]
Распространяется главным образом в субъектах Российской Федерации, географически и / или культурно смежных с Монголией, или населенных монгольскими этническими группами: Бурятия, Забайкальский край, Тыва и Калмыкия, причем последний является единственным буддийским регионом в Европе, расположенным к северу от Кавказ.К 1887 году насчитывалось уже 29 издательств [1] и множество датсанов. [1] После русской революции датсаны были закрыты. [6] К 1930-м годам буддисты страдали больше, чем любая другая религиозная община в Советском Союзе. [2] были изгнаны ламами и обвинены в том, что они «японские шпионы» и «враги народа». [1]
После распада Советского Союза в Калмыкии началось возрождение буддизма с избранием президента Кирсана Илюмжинова. [5] Он также был возрожден в Бурятии и Туве и начал распространяться на русских в других регионах.
В 1992 году Далай-лама совершил свой первый визит в Туву в России. [7]
По всей России существует несколько тибетских буддийских университетов-монастырей, [8] сконцентрированы в Сибири, известной как дацаны. [6]
Федор Щербатской, известный русский индолог, путешествовавший в Индию и Монголию во времена Российской империи, по мнению многих, лежит в основе создания основ для изучения буддизма в западном мире.
См. Также
Ссылки
Библиография
Внешние ссылки
,Из Википедии, свободной энциклопедии
Исторически буддизм был включен в русских земель еще в конце 15-го века, когда русские исследователи путешествовали по Сибири и переселялись а какой сейчас российский дальний восток. Также считается, что индийский король Ашока послал монахов для распространения буддизма по всему миру, включая Сибирь.
Основной формой буддизма в России является школа тибетского буддизма Карма Кагью, основная подсекция великого буддизма Ваджраяны.Хотя тибетский буддизм чаще всего ассоциируется с тибетскими народами, на севере секта распространилась на юго-запад и север Китая, Монголию и, наконец, Россию. На юге он закрепился в Бутане и некоторых районах северной Индии и Непала.
После этого он начал распространяться в географически и культурно смежные регионы России, известные сегодня как Амурская область, Бурятия, Читинская область, Республика Тыва и Хабаровский край. Есть также Калмыкия, другая российская республика, которая фактически является единственным буддийским регионом в Европе, возможно, парадоксально расположенным к северу от Кавказа.
Тибетский буддизм в основном практикуется коренными народами в этих различных регионах центральной и восточной России, за исключением нескольких русских новообращенных, базирующихся в основном в крупных городах, таких как Санкт-Петербург или Москва, где существует больший доступ к городским буддийским центрам или подобные объекты.
Другой основной формой буддизма, обнаруженной в России, является более широко известный буддизм махаяны, который в основном практикуется вьетнамскими или китайскими иммигрантскими общинами, базирующимися в основном в крупных городах.
Российская Федерация и, возможно, странно, Австрия — единственные два европейских государства сегодня, которые признают буддизм как «официальную», хотя и не обязательно «государственную религию» в своих соответствующих странах. Кроме того, Россия также признает его, наряду с исламом, иудаизмом и, конечно, православным христианством, как родной для русской земли в Конституции Российской Федерации 1993 года. Все остальные религиозные группы являются непризнанными и должны официально зарегистрироваться и быть отклоненными государством.
В России существует несколько десятков буддийских университетов-монастырей, но они сосредоточены на Дальнем Востоке и в Сибири, известных на русском языке как дацаны. Центральным органом русского буддизма является Буддийская ассоциация Карма Кагью Российской Федерации.
Приверженцы буддизма составляют приблизительно 700 000 в Российской Федерации, что составляет около 0,5% от общей численности населения.
Внешние ссылки
.Основной формой буддизма в России является школа тибетского буддизма Карма Кагью, основная подсекция великого буддизма Ваджраяны.Хотя тибетский буддизм чаще всего ассоциируется с тибетскими народами, на севере секта распространилась на юго-запад и север Китая, Монголию и, наконец, Россию. На юге он закрепился в Бутане и некоторых районах северной Индии и Непала.
После этого он начал распространяться в географически и культурно смежные регионы России, известные сегодня как Амурская область, Бурятия, Читинская область, Республика Тыва и Хабаровский край. Есть также Калмыкия, другая российская республика, которая фактически является единственным буддийским регионом в Европе, возможно, парадоксально расположенным к северу от Кавказа.
Тибетский буддизм в основном практикуется коренными народами в этих различных регионах центральной и восточной России, за исключением нескольких русских новообращенных, базирующихся в основном в крупных городах, таких как Санкт-Петербург или Москва, где существует больший доступ к городским буддийским центрам или подобные объекты.
Другой основной формой буддизма, обнаруженной в России, является более широко известный буддизм махаяны, который в основном практикуется вьетнамскими или китайскими иммигрантскими общинами, базирующимися в основном в крупных городах.
Российская Федерация и, возможно, странно, Австрия — единственные два европейских государства сегодня, которые признают буддизм как «официальную», хотя и не обязательно «государственную религию» в своих соответствующих странах. Кроме того, Россия также признает его, наряду с исламом, иудаизмом и, конечно, православным христианством, как родной для русской земли в Конституции Российской Федерации 1993 года. Все остальные религиозные группы являются непризнанными и должны официально зарегистрироваться и быть отклоненными государством.
В России существует несколько десятков буддийских университетов-монастырей, но они сосредоточены на Дальнем Востоке и в Сибири, известных на русском языке как дацаны. Центральным органом русского буддизма является Буддийская ассоциация Карма Кагью Российской Федерации.
Приверженцы буддизма составляют приблизительно 700 000 в Российской Федерации, что составляет около 0,5% от общей численности населения.
Внешние ссылки
.Амбер Париона 19 декабря 2017 года в Обществе
Буддизм — это система религиозных верований, основанная на учении Будды, жившего в Индии в VI-IV веках до н.э. Чуть более 7% населения мира считают себя буддистами, что делает буддизм четвертой по распространенности религией в мире. Некоторые из основных идей буддизма включают медитацию, сострадание, изучение священного текста и отказ от желания.Буддизм религия может быть организована в несколько отделов, известных как школы. В этой статье более подробно рассматриваются основные школы буддизма.
тхеравада буддизм
Буддизм Тхеравады, также известный как Мантраяна, является одной из двух крупнейших школ буддизма в мире. У него более 150 миллионов практикующих, также известных как тхеравадины, по всему миру.Во многих странах большинство населения практикует это разделение буддизма. Некоторые из большинства стран Тхеравады включают Камбоджу (95% населения), Таиланд (90%), Мьянму (89%), Шри-Ланку (70%) и Лаос (67%).
Тхеравадины ведут свои корни к разделению стхавира, которое было создано во время Второго Буддийского Собора в 334 г. до н.э. из-за противоречивых взглядов на толкование некоторых священных текстов.Из Индии эта буддийская секта была представлена Шри-Ланке, где она продолжала расти. Здесь буддийские монахи поставили перед собой задачу записать традиционное устное писание. Сегодня эти писания известны как палийские тексты и являются самой старой письменной записью буддийских учений в мире. Со временем традиция тхеравады разделилась на 3 подсекта, включая Джетавану, Абхаягири Вихару и Махавихару.
Тхеравада Буддизм отличается от других школ тем, что он продвигает идею критического анализа священных текстов, предполагая, что полное понимание буддийских писаний может исходить только из личного опыта человека.Практика буддизма Тхеравады требует понимания трех идей: темпоральности, страдания и отсутствия самости. Идея временности напоминает практикующим, что ничто в мире не является постоянным. Идея страдания исходит из учения о том, что желание порождает страдание, так как то, что одно желание никогда не может быть постоянным. Наконец, идея отсутствия самости предполагает, что каждый человек состоит из пяти конкретных характеристик, ни одна из которых не может считаться личностью.Понимая эти три понятия, можно избавиться от невежества. Ключевым убеждением буддизма Тхеравады является то, что каждый человек независимо несет ответственность за достижение более высоких уровней осведомленности.
Махаяна Буддизм
Буддизм Махаяны обычно считается одной из двух крупнейших школ буддизма.На самом деле, это конкретное разделение буддизма имеет больше последователей, чем любой другой. Из всех буддистов в мире примерно 53,2% считают себя последователями традиции махаяны. Эти люди могут быть найдены в большом количестве стран, но особенно сконцентрированы в юго-восточных, южных и восточных регионах Азии. В некоторых странах, в первую очередь расположенных в Центральной Азии, буддизм махаяны уступил место буддизму тхеравады.
Ни исследователи, ни последователи Махаяны не согласны с происхождением этой секты буддизма.Некоторые ученые предполагают, что буддисты махаяны никогда не пытались оторваться от самых ранних форм буддизма. Вместо этого эти люди предполагают, что Махаяна предложила дополнительную идеологическую направленность самым ранним буддийским учениям. Кроме того, исследователи не могут найти различий в Священных Писаниях или в письменных указаниях между Махаяной и ранними разделениями буддизма. Эта конкретная секта буддизма оказала влияние на ряд других буддийских групп, включая корейский сеон, буддизм ничирен, японский дзен и буддизм чань.
Буддизм Махаяны состоит из большого числа Священных Писаний и различных учений, которые варьируются от древних до более современных. Многие практикующие буддизм Махаяны верят, что следование учениям Махаяны принесет им более высокий уровень духовного пробуждения, чем другие буддийские учения. Они поддерживают это убеждение, утверждая, что Будда определенно определил сценарий Махаяны как превосходящий других.Эта вера также предлагает идею о том, что другие буддийские лидеры могут существовать и проявлять подобные Будде качества. Кроме того, буддисты махаяны привержены достижению осознанности и веры в Будду. Освобождение, если оно не получено независимо, может быть получено Буддой Амитабхой.
Ваджраяна Буддизм
Буддизм Ваджраяны, также известный как Эзотерический Буддизм, иногда классифицируется как разновидность буддизма Махаяны.Однако многие ученые считают это независимой ветвью буддийской веры. Эта секта в основном встречается в Бутане, Монголии, Тибете и Калмыкии.
Ученые считают, что Ваджраяна возникла между 3 и 13 веками нашей эры и была основана на учениях и практиках кочевых йогов, также известных как махасиддхи.Эти люди часто высмеивали традиционные буддийские практики и создавали уникальный путь к просветлению. Например, эти махасиддхи жили в пустыне на севере Индии, а не в традиционных монастырях. Кроме того, они собирались вместе с другими, чтобы практиковать ритуалы, связанные с употреблением алкоголя, едой, танцами и пением. Развитие этого раздела буддизма привело к созданию писаний буддийской тантры.
В то время как некоторые ветви буддизма сосредоточены на увеличении положительных человеческих качеств и уменьшении отрицательных, буддисты Ваджраяны сосредотачивают свои усилия на том, чтобы стать буддой.В рамках этой религиозной школы достижение просветления может произойти за одну жизнь. Основные учения Ваджраяны основаны на писаниях буддийской тантры, которые включают в себя такие практики, как чтение мантр, использование мандал, воображение богов и будд и использование мудр. Одна из основных идей буддизма Ваджраяны — концепция пустоты. В этой секте учение о пустоте фокусируется на вере в то, что все в мире временно и постоянно меняется. Это отсутствие конкретного существования позволяет практикующим Ваджраяны верить, что визуализация себя как богов так же реальна, как и повседневные, более приземленные события.
Другие школы буддизма
В дополнение к ранее упомянутым школам буддизма, эта религия также может быть разделена на несколько других подразделений. В настоящее время по всей Азии существуют три буддийских братства, в том числе Дхармагуптака (в Китае, Вьетнаме и Корее), Муласарвастивада (в Тибете) и Тхеравада (в Южной и Юго-Восточной Азии).Кроме того, современный буддизм также можно найти в двух доктринальных школах, известных как Прасангика и Сватантрика. Другое разделение буддизма упоминается как ньюарский буддизм, который является сектой, основанной на кастовой системе. Его последователи полагаются на письма на санскрите. Некоторые из самых ранних форм буддизма включают Махасамгику и Стхавираваду.
,
Ваш комментарий будет первым