Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Геология алтайского края: Страница не найдена • Страница не найдена

Содержание

Алтайский край | Геологический портал GeoKniga

Редактор(ы):Яськов М.И.

Издание:РИО Горно-Алтайского госуниверситета, Горно-Алтайск, 2009 г., 283 стр., УДК: 504

Разнообразие лесных ресурсов Чечни определяется как особой историей развития растительности и животного мира, так и своеобразными современными климатическими условиями территории. В составе лесной растительности горных ландшафтов Чечни входит много редких, ценных, эндемичных и реликтовых видов, многие из которых имеют промышленное значение, например буквосточный. Значительный ущерб лесам республики наносят несанкционированные рубки как местным населением, так и военными. Так, площадь поврежденных в результате бесконтрольных рубок на дрова и с целью вывоза древесины в 1994- 2004 гг. составили более 90 000 га, а уничтожены в ходе военных действий 1994-2004 гг. — 80 000 га. Площадь деградированных и сильно поврежденных лесов 30 000 га. Общая площадь неразминированных и представляющих опасность лесов 28 000 га.

Почти полностью уничтожен лесной массив на горном массиве Бан-Дук. Большой ущерб нанесен лесным массивам в бассейнах рек Аргун, Хулхулау, Гумс, Марта, Гойта, Рошня, Варанда и многим другим дубовым и буковым лесам в наиболее доступных местах. Неизвестно в каком состоянии находится горно-лесной уникальный ландшафт тисовой рощи в бассейне реки Нетхой. В результате отсутствия всякой научно-обоснованной программой мероприятий по восстановлению лесных массивов, площадь ранее занятая твердолиственными породами освоена не коренной, а мягколиственной древесной растительностью. Конечно, в настоящее время идет постепенная замена некоренных пород коренными, но процесс этот в естественных условиях может затянуться на длительный срок. В горных ландшафтах, как известно, дифференциация природно-климатических условиях происходит в зависимости и рельефа и характера пространства горных хребтов [1]. Поэтому все мероприятия по лесовосстановлению должны быть выработаны с учетом конкретных местных физико-географических условий и экологических параметров того или иного вида древней растительности.
Вырубка лессовых массивов привела к изменению почвогрунтовых и остепнению растительного покрова. Антропогенное воздействие привело к формированию и широкому распространению резко-травно бурьянной растительности и лугово-степных группировок со свинороем.

Карта сайта

Поиск на сайте
  • Главная
    • Глава Майминского района
    • Майминский районный Совет депутатов
    • Администрация Майминского района
    • Контрольно счетная палата
    • Сельские поселения
    • Нормативные и локальные правовые акты
    • Экономика

      Экономика района

    • Внедрение проектного управления
    • Управление финансов

      Управление финансов Администрации МО «Майминский район»

    • Социальная сфера
    • Обращения, прием, сходы граждан, публичные слушания, сессии депутатов, расширенные совещания
    • Государственные и муниципальные услуги

      Государственные и муниципальные услуги

    • ЖКХ, транспорт, охрана окружающей среды, обращение с животными без владельцев

      ЖКХ, транспорт, охрана окружающей среды

    • Правоохранительные и надзорные органы
    • Сводные результаты проверок

      Сводные результаты проверок

    • Росреестр
    • Инвестиции
    • Коррупция. NET

      Антикоррупция

    • Открытые данные

      Открытые данные

    • Градостроительство

      Градостроительство

    • Благотворительные акции

      Благотворительные акции

    • Закупки
    • Кадровое обеспечение

      Кадровое обеспечение

    • Медицинские организации

      Медицинские организации

    • Выборы

      Выборы

    • Контрольно — надзорная деятельность

      Контрольно — надзорная деятельность

  • О районе

    О районе

  • Подведомственные организации

    Подведомственные организации

 

Детский туризм на Алтае

Геология

Детско-юношеское  геологическое движение  — важнейшая составная часть воспитания молодёжи, первый шаг  в длительном  процессе подготовки кадров для геологической отрасли.

Занятия в кружках способствуют не только  интеллектуальному росту подростков, но формированию их социальной  активности, гражданской позиции.

Педагоги воспитывают  подрастающее поколение в духе любви к родине, родному краю, бережному  отношению к природе, минеральным ресурсам России. 
В настоящее время геологическое движение школьников Алтайского края объединяет и координирует Алтайский краевой центр детского отдыха, туризма и краеведения «Алтай» при поддержке государственных и общественных организаций, связанных с изучением и разработкой алтайских недр.

Ежегодно с 2010 года проводится краевая профильная смена «Алтайская шкатулка»; в 2012 году прошел первый краевой слет юных геологов; создана очно-заочная школа. Юные геологи представляют свои исследовательские работы на краевом туристско-краеведческом слете «Алтай» в секции «Природное наследие Алтая. Минералогия»; на межрегиональной краеведческой конференции в г. Иркутске «Историко-культурное и природное наследие Сибири»; на межрегиональной Геологической олимпиаде школьников, которую проводит Новосибирский государственный университет; на конференции «Земля и человек» в Московском государственном университете.

С 2009 года работа ведется по   целевой программе «Планета-Алтай», направленной на развитие геологического краеведения в учреждениях образования Алтайского края в рамках  Всероссийского туристско-краеведческого движения обучающихся РФ «Отечество». В тесном контакте с АКЦДЮТиК работают более двадцати педагогов из городов Барнаула, Заринска и пяти районов Алтайского края (в начале 2010 году было  пять педагогов из двух районов). Количество педагогов, организующих геологическое образование учащихся, растёт. Сюда мы относим и тех, кто  принимал участие в подготовке учащихся к краевым мероприятиям и заочным конкурсам, которые стали частью программы «Планета-Алтай».  

В октябре 2011года для педагогов был проведен семинар при участии постоянных партнеров АКЦДЮТиК — сотрудников Института водных экологических проблем, ФГУ ТФИ по Алтайскому краю», музея  «Мир камня» (руководитель Бергер С.И.), Алтайской государственной педагогической академии. В рамках семинара прошли  практические занятия и экскурсии на геологические объекты, в профильные учреждения, а также в музеи, содержащие геолого-минералогические коллекции. Педагоги получили возможность познакомиться с опытом организации геологического образования через знакомство с публикациями в Российском сборнике «Многогранная геология». В этом сборнике публикуются лучшие исследовательские  работы учащихся по итогам Российских заочных конкурсов,  а также статьи педагогов.

Началась работа по  созданию базовых площадок по геологическому образованию в Змеиногорском районе и на базе музея «Мир камня» в г. Барнауле. 

С 2010 года действует краевая очно-заочная геологическая школа для учащихся.

Долгосрочная целевая программа «Планета Алтай» по развитию детского геологического движения в Алтайском крае на 2016-2021 гг.

План работы по дальнейшему развитию геолого-краеведческого движения в Алтайском крае на 2016-2021 гг.

Школьная геология в Алтайском крае на современном этапе.

Несвежева Н.В.  Географическое краеведение.

Результаты

Результаты

2021 г.

27-28 марта состоялась XLVIII Сибирская геологическая олимпиада школьников. Сложная эпидемиологическая ситуация в мире не позволила провести олимпиаду в привычном режиме, тем не менее Очный конкурс состоялся в дистанционном формате, что способствовало расширению географии участников. В олимпиаде приняли участие 112 школьников из 18 городов России и Казахстана, при этом впервые участвовали юные геологи г. Киров, г. Орск и г. Шатура (Московская область). В результате двухдневного соревнования победителями в четырёх возрастных категориях (5-6 классы, 7 классы, 8-9 классы и 10-11 классы) стали участники из Орска, Тюмени и Новокузнецка.

На заочный конкурс было представлено 59 исследовательских работ, каждая из которых прошла тщательное рецензирование преподавателями НГУ и научными сотрудниками ИГМ и ИНГГ СО РАН. Дипломы первой степени присуждены уральским (г. Екатеринбург и г. Нижний Тагил), тюменским и новосибирским юным исследователям.

Традиционно в дни проведения Олимпиады для участников проходят научно-популярные лекции и экскурсии в геологические музеи и лаборатории исследовательских институтов. Дистанционный формат не омрачил эту часть программы – состоялись лекции от сотрудников ИГМ СО РАН и НГУ, а также онлайн-экскурсия в лабораторию роста кристаллов ИГМ СО РАН.

Протокол заседания жюри XLVII Сибирской геологической олимпиады школьников (2021 г.) 

2020 г.

Оргкомитет искренне благодарит вас за проявленный интерес к нашей олимпиаде! Несмотря на сложную ситуацию в мире и отмену очной части нашего мероприятия, при вашем непосредственном участии мы успешно провели Заочный конкурс СГО. На конкурс была прислана 51 работа, победителями стали ребята из г. Губаха, г. Копейск и г. Нижний Тагил. Рецензии на работы отправлены всем участникам по электронной почте, а победителями стали:

  • Среди участников младшей возрастной категории (5-6 классы):

1 место — Шаров Артём, 6 кл, клуб Юные геологи, г. Губаха с работой «Описание коллекции ископаемых организмов из отложений верхнего венда чернокаменской свиты крутихинской подсвиты сылвицкой серии (Пермский край, Губахинский район, посёлок Широковский)»
2 место — Лысаков Владимир, 6 кл, Экспедиционный отряд музея «Природа», г. Бердск Новосибирской области  с работой «Изучение черепа медведя из пещеры Памятная»
3 место — Вязигин Никита, 5 кл, Юный геолог, г. Барнаул Алтайского края с работой «Малахит. Его свойства, нахождение в природе, попытка получения в домашних условиях»
Поощрительный приз получил Пидяков Руслан, 6 кл,  Клуб «Юный геолог» им. П.М. Бондаренко, г. Бердск Новосибирской области с работой «Выращивание кристаллов висмута в домашних условиях»

  •   Среди участников 7 классов:    

1 место — Матлыгина Алёна, 7 кл, ЮГП «Полюс», г. Нижний Тагил, Свердловская обл. с работой «Воздействие экзогенных геологических процессов на геологических среду на примере объектов Крыма»
2 место — Терешин Артём, 7 кл ,Тюменский клуб юных Геологов, г. Тюмень с работой «Ископаемые коралловые полипы нижнего карбона среднего Урала
3 место — Валитов Кирилл 7 кл Тропа г. Екатеринбург с работой Шайтанские копи»
Поощрительный приз — Кузнецова Дарья, 7 кл, Тюменский клуб юных Геологов, г. Тюмень с работой «Исследование генезиса нефтей по биомаркерным параметрам»
Поощрительный приз — Липченчук Дмитрий, 7 кл, клуб «Юный геолог», г. Челябинск с работой «Чем питались эндоцерасы»

  •     Среди участников средней возрастной категории (8-9 классы):      

1 место — Кондратьева Анастасия, 8 кл, Юные геологи, г. Губаха, Пермский край с работой «Морские лилии нижнего и среднего отделов каменноугольной системы и их условия обитания»
2 место — Шевченко Влада, 8 кл, Клуб «Юный геолог» им. П.М. Бондаренко, г. Новосибирск с работой «Исследование лавовода «Луч-2» эруптивного кратера «Звезда» Толбачинского Дола (п-ов Камчатка)»

3 место — Анисимова Вероника, 8 кл, клуб «Юный геолог» им П.М. Бондаренко, г. Новосибирск с работой «Приспособление мшанок рода Fenestella к различным гидродинамическим обстановкам»
3 место — Дюкарев Вячеслав, 8 кл, клуб «Копейскит», г. Копейск, Челябинская обл. с работой «Геологическая экскурсия в окрестностях поселка Слюдорудник»
Поощрительный приз — Подбережный Максим, 9 кл,  Клуб «Юный геолог» им. П.М. Бондаренко, г. Новосибирск с работой «Выращивание кристаллов бихромата калия и иодата лития в силикагеле»
Поощрительный приз — Фуфаев Егор, 8 кл, АНО «Тюменский Клуб юных геологов», г. Тюмень с работой «Моллюски тавдинской свиты (эоцен, Западная Сибирь)»

  •   Среди участников старшей возрастной категории (10-11 классы):    

1 место — Грекова Кристина , 10 кл , «Копейскит» , г. Копейск, Челябинская обл. с работой «Окрашивание халцедона Касаргинского карьера»
2 место — Леготин Максим , 10 кл , «Копейскит» , г. Копейск, Челябинская обл. с работой «Ископаемые нижнего карбона Жемерякского лога»
3 место — Богданов Никита , 10 кл , Кристаллография , г.Снежинск, Челябинская обл. с работой «Облагораживание минералов»
3 место — Стрельцов Андрей , 11 кл , АНО Тюменский областной образовательный центр «Клуб юных геологов» , г. Тюмень с работой «Ископаемые хрящевые тавдинской свиты (эоцен, Западная Сибирь)»
Поощрительный приз — Морозова Екатерина , 10 кл , Лаборатория экологического воспитания ИЦиГ СО РАН , г. Новосибирск с работой «Эксгаляционные минералы 1 конуса БТТИ и сопки 1004 Толбачинского дола (п-ов Камчатка)»
Поощрительный приз — Степаненко Наталья , 11 кл , Клуб «Юный геолог» , г. Челябинск с работой «Разработка состава бесхлорного калийного удобрения»

 

Желаем всем участникам олимпиады дальнейших успехов и надеемся на личную встречу на Очном конкурсе Сибирской геологической олимпиады в 2021 году!

 

Протокол заседания жюри XLVI Сибирской геологической олимпиады школьников (2020 г.) 

Статья в журнале «Наука в Сибири»

2019 г.

23-24 марта, традиционно во время весенних школьных каникул, состоялась XLV открытая Сибирская геологическая олимпиада школьников. В ней приняли участие более 150 юных геологов России и Казахстана. На открытии олимпиады участников приветствовали директор ИГМ СО РАН доктор геол.-минерал. наук Н.Н. Крук, заведующий кафедрой минералогии и геохимии НГУ член-корреспондент РАН В. С. Шацкий и заместитель председателя оргкомитета олимпиады профессор С.З. Смирнов. 

В Очном конкурсе XLV Сибирской геологической олимпиады приняли участие более 130 школьников в составе 22 команд из разных городов России и Казахстана (г. Барнаул, г. Новокузнецк, г. Пермь, г. Тюмень, г. Новосибирск, п. Аршан (Бурятия), г. Челябинск, г. Екатеринбург, г. Снежинск, г. Аршан, г. Бийск, г. Катав-Ивановск, с. Хорошки (Омская область), г. Бердск, г. Алматы, г. Усть-Каменогорск).

На заочный конкурс олимпиады поступило 45 реферативных и исследовательских работ от учащихся 5-11 классов. Важным критерием в оценке работ юных геологов является личный вклад в исследование по выбранному направлению. Многие участники действительно удивили организаторов и рецензентов степенью понимания и проработки исследуемых вопросов геологии, за что безусловно были поощрены. Рецензирование работ проводилось на базе советов научной молодежи ИГМ СО РАН и ИНГГ СО РАН с привлечением преподавателей и аспирантов НГУ. Все авторы получили ценные рекомендации и мнения о своих исследования от ведущих специалистов в виде рецензий, а наиболее выдающиеся работы отмечены дипломами и поощрительными грамотами.

Помимо выявления самых умных и сообразительных в течение туров, также были организованы экскурсии в центральный сибирский геологический музей ИГМ СО РАН, научно-образовательный центр «Эволюция Земли» НГУ, аналитический центр и лаборатории ИГМ СО РАН. Сотрудниками институтов были прочитаны научно-популярные лекции об изучении вулканов с помощью геофизических методов (И.Ю. Кулаков), путях эволюции жизни на Земле (И.Н. Косенко) и интересных геологических и природных объектах Тасмании (Ф.И. Жимулёв). Также был проведен обмен образцами между школьниками и организаторами олимпиады. В рамках обмена каждый участник имел возможность не только обменять любые свои минералогические находки на другие, но и просто получить себе в коллекцию новые образцы за ответы на простые вопросы от организаторов.

На закрытии Олимпиады, которое состоялось 24 марта в НГУ, выступили заместитель председателя оргкомитета Олимпиады профессор С. З. Смирнов, директор Геологического музея ИГМ СО РАН А.В. Вишневский, заведующий кафедрой минералогии и петрографии В.С. Шацкий, научный сотрудник ИГМ СО РАН И.В. Кармышева, заведующий лабораторией литогеодинамики осадочных бассейнов Ф.И.Жимулёв, научный сотрудник ИГМ СО РАН Т.А. Алифирова и инженер ИГМ СО РАН Низаметдинов И.Р. На церемонии закрытия были подведены итоги очного и заочного туров Олимпиады, прошло вручение дипломов, памятных призов как участникам, так и кружкам юных геологов. Все участники Олимпиады и руководители команд получили традиционные значки с эмблемой Олимпиады.

Также в рамках олимпиады студенческая секция международного сообщества инженеров-нефтяников (SPE) при НГУ провела специальный конкурс на знание геологии нефти и газа. Конкурс проводился в тестовой форме среди учеников 10-11 классов с целью популяризации знаний в области разведки, разработки и добычи нефтегазовых ресурсов и связанных с ними технологий среди школьников. Призёрами конкурса стали: III место Меньшиков Александр (г. Тюмень), II место Рыбалко Роман (г. Тюмень), I место Зарубин Артём (г. Тюмень).

Архив фотографий

Заметка на сайте НГУ

Заметка на сайте ИГМ СО РАН

Протокол заседания жюри XLV Сибирской геологической     олимпиады школьников (2019 г.) 

2018 г.

24-25 марта, традиционно во время весенних школьных каникул, состоялась XLIV открытая Сибирская геологическая олимпиада школьников. В ней приняли участие более 130 ребят из городов Сибири и Урала.

В очном конкурсе XLIV Сибирской геологической олимпиады приняло участие 105 школьников из 15 городов и сел России (Барнаул, Новокузнецк, Пермь, Тюмень, Новосибирск, Челябинск, Екатеринбург, Шелехов, Аршан, Иркутск, с. Ивановка (Омская область), Кемерово, Миасс, Мирный, Бердск, Карасук).

В рамках заочного конкурса научно-исследовательские работы участников, представленные на конкурс, прошли тщательное рецензирование преподавателями НГУ и научными сотрудниками ИГМ и ИНГГ СО РАН. Среди 53 работ в четырех возрастных группах (5-6, 7, 8-9 и 10-11 классы) лучшими были признаны работы новосибирских и пермских (с. Губаха) юных геологов.

В дни проведения Олимпиады для участников были организованы экскурсии в Центральный сибирский геологический музей, Аналитический центр и лаборатории ИГМ СО РАН, а сотрудники геологических институтов Новосибирска прочитали научно-популярные лекции по актуальным вопросам геологии.

Напомним, что победители Сибирской геологической олимпиады, оканчивающие школу в 2018 году, при поступлении на Геолого-геофизический факультет Новосибирского государственного университета получают дополнительные 5 баллов к сумме баллов ЕГЭ за три экзамена.

Также в рамках олимпиады студенческая секция международного сообщества инженеров-нефтяников (SPE) при НГУ провела специальный конкурс на знание геологии нефти и газа. Конкурс проводился в тестовой форме среди учеников 10-11 классов с целью популяризации знаний в области разведки, разработки и добычи нефтегазовых ресурсов и связанных с ними технологий среди школьников. Призёрами конкурса стали: Князев Владимир (Тюмень, III место), Тарасов Алексей (Барнаул, II место), Кельтман Кирилл (Тюмень, I место ).

Архив фотографий №1

Архив фотографий №2

Заметка на сайте НГУ

Заметка на сайте ИГМ СО РАН

Протокол заседания жюри XLIV Сибирской
геологической олимпиады школьников (2018 г.)


2017 г.

В Очном конкурсе XLIII Сибирской геологической олимпиады приняли участие 92 школьника в составе 12 команд из городов России и Казахстана (г. Барнаул, г. Губаха Пермского края, г. Новокузнецк, г. Пермь, г. Тюмень, г. Новосибирск, г. Челябинск, п. Кормиловка Омской области, г. Усть-Каменогорск). По результатам двухдневного конкурса, включающего письменное решение геологических задач и научную дискуссию, отличились юные геологи тюменского и новосибирского клубов – первые места достались именно им.

В рамках заочного конкурса научно-исследовательские работы участников, представленные на конкурс, прошли тщательное рецензирование преподавателями НГУ и научными сотрудниками ИГМ и ИНГГ СО РАН. Среди 37 работ в четырех возрастных группах (5-6, 7, 8-9 и 10-11 классы) лучшими были признаны работы новосибирских и красноярских юных исследователей.

В дни проведения Олимпиады для участников были организованы экскурсии в Центральный сибирский геологический музей, Аналитический центр ИГМ СО РАН и Отдел развития научных и инновационных программ ИНГГ, а научные сотрудники геологических институтов Новосибирска прочитали научно-популярные лекции по актуальным вопросам геологии.

Напомним, что победители Сибирской геологической олимпиады, оканчивающие школу в 2017 году, при поступлении на Геолого-геофизический факультет Новосибирского государственного университета получают дополнительные 5 баллов к сумме баллов ЕГЭ за три экзамена.

Также в рамках олимпиады студенческая секция Международного сообщества инженеров-нефтяников (SPE) при НГУ провела специальный конкурс на знание геологии нефти и газа. Конкурс проводился в тестовой форме среди учеников 10-11 классов с целью популяризации знаний в области разведки, разработки и добычи нефтегазовых ресурсов и связанных с ними технологий среди школьников. Призёрами конкурса стали: Романов Виктор (I место среди 10 классов), Тарасов Алексей (II место среди 10 классов), Федорченко Иван (III место среди 10 классов), Князев Владимир (I место среди 11 классов), Наберухин Михаил (II место среди 11 классов) и Решетько Данил (III место среди 11 классов).

Архив фотографий

Заметка на сайте НГУ

Заметка на сайте газеты «Наука в Сибири»

Протокол заседания жюри XLIII Сибирской
геологической олимпиады школьников (2017 г.)


2016 г.

В 2016 году в XLII Сибирской геологической олимпиаде приняли участие почти 100 школьников из одиннадцати городов России (Барнаул, Екатеринбург, Красноярск, Новокузнецк, Омск, Тюмень, Челябинск, Новосибирск и др.) Ребята соревновались в четырех возрастных категориях – 5-6 классы, семиклассники, которых с прошлого года было решено выделить в отдельную группу, 8-9 и 10-11 классы.

Изюминкой Сибирской геологической олимпиады является формат проведения очного конкурса – с олимпиадниками ведут живую дискуссию научные сотрудники, которые оценивают не только их формальные знания, но и логическое мышление, и умение объясняться на геологическом языке. В последние несколько лет такое общение было дополнено также письменной проверкой знаний. Ребята решают сложные геологические задачки, планируют полевой лагерь на листе бумаги, распознают минерал по его художественному описанию, наносят на контурную карту знаковые геологические объекты.

Среди призёров 2016 года отличились воспитанники Тюменского геологического клуба – первые места в трех возрастных группах заняли Меньшиков Александр (7 кл.), Князев Владимир (8-9 кл.) и Уткин Никита (10-11 кл.). Первым среди пяти-шестиклассников стал новосибирец Жимулев Кирилл, воспитанник клуба «Юный геолог» им. П.М. Бондаренко.

Отметим, что победители и призеры Сибирской геологической олимпиады среди выпускников школ получат дополнительные 5 баллов при поступлении на ГГФ НГУ.

Архив фотографий №1

Архив фотографий №2

 Архив фотографий №3

Архив фотографий №4

 Заметка на сайте НГУ

 Заметка на сайте газеты «Наука в Сибири»

Протокол заседания жюри XLII Сибирской
геологической олимпиады школьников (2016 г.)


2015 г.

28-29 марта 2015 года прошла XLI Сибирская геологическая олимпиада школьников. В этом году в ней приняли участие 124 школьника в составе 17 команд из таких городов, как Губаха (Пермский край), Новокузнецк, Снежинск (Челябинская область), Тюмень, Усть-Каменогорск (Казахстан), из сёл Алтайского края – Барановка, Заковряшино, Шипуново и села Ивановка Омской области; по две команды представили Барнаул, Красноярск, Пермь и Новосибирск.

Сорок первая олимпиада ознаменовалась нововведениями: во-первых, среди традиционных возрастных подгрупп – старшая (10-11 классы), средняя (8-9 классы) и младшая, которая была разделена на две – 5-6 классы и 7 класс отдельно. Во-вторых, для более объективной оценки знаний участников им были предложены письменные задания – контурная карта и тестирование по общему кругу геологических вопросов. Однако организаторы не отказались от «изюминки» новосибирской олимпиады и основной частью очного конкурса стала дискуссия по широкому спектру вопросов из различных областей геологии – минералогии, петрографии, палеонтологии, структурной геологии, рудной и нефтегазовой геологии, геофизике, – в ней ребята могли продемонстрировать не только свои знания, но и умение логически мыслить. В состав жюри вошло более 35 человек, включая преподавателей, студентов и аспирантов ГГФ НГУ, сотрудников Института геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН и Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН.

На заочный конкурс олимпиады поступило 60 реферативно-исследовательских работ от учащихся 3-11 классов. Каждая работа проходила рецензирование сотрудниками новосибирских геологических институтов СО РАН. Авторы наиболее интересных и проработанных исследовательских работ были награждены дипломами и памятными призами.

В дни проведения Олимпиады для участников были организованы экскурсии в Центральный Сибирский геологический музей, Музей истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока, Палеонтологический музей, в лаборатории роста кристаллов и экспериментального исследования вещества при сверхвысоких давлениях ИГМ СО РАН. Преподаватели ГГФ НГУ прочитали для школьников научно-популярные лекции, а члены студенческого минералогического общества «Кристалл» провели экскурсии в студенческом музее и беседы на темы волнующие юных геологов. Студенты ГГФ НГУ организовали обмен образцами минералов и горных пород, где кроме привычного обмена участники олимпиады, ответив правильно на вопрос по геологии, могли получить в подарок кристалл кварца или срез агата.

На церемонии закрытия 29 марта состоялось подведение итогов олимпиады – победители очного и заочного конкурсов были награждены дипломами и памятными призами, а все участники и руководители команд традиционно получили значки с эмблемой Сибирской геологической олимпиады.

Архив фотографий

Заметка на сайте НГУ

Заметка на сайте газеты «Наука в Сибири»

Протокол заседания жюри XLI Сибирской
геологической олимпиады школьников (2015 г.)


2014 г.

В 2014 году в олимпиаде приняли участие 17 команд из таких городов и населенных пунктов, как Новосибирск, Барнаул, Бийск, Новокузнецк, Орск, Красноярск, Челябинск, Тюмень, Екатеринбург, Пермь и Пермский край, Усть-Каменогорск (Республика Казахстан). В очном туре Олимпиады участвовало 127 школьников (5-11 класс) в трех возрастных группах.

В состав жюри вошло порядка 30 человек, включая преподавателей, студентов и аспирантов ГГФ НГУ, сотрудников Института геологии и минералогии СО РАН, Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН. В ходе проведения очного конкурса проходил устный опрос по широкому спектру вопросов из различных областей геологии – минералогии, петрографии, палеонтологии, структурной геологии, рудной и нефтегазовой геологии, геофизике. Новой практикой стало выполнение тестирования по географии, демонстрирующее в целом неплохие знания данного предмета у юных геологов.

На заочный конкурс, который проводился с 1 февраля по 15 марта 2014 года, поступило 93 реферативно-исследовательских работы от учащихся 2-11 классов.

Рецензирование работ проводилось на базе Советов научной молодежи Института геологии и минералогии и Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН с привлечением преподавателей, студентов и аспирантов НГУ. Авторы наиболее выдающихся реферативных и исследовательских работ были отмечены дипломами и поощрительными грамотами.

Во время работы Олимпиады для участников были организованы экскурсии в Геологический музей, Планетарий, а также в аналитические лаборатории Института геологии и минералогии СО РАН. Преподавателями ГГФ НГУ и сотрудниками ИГМ СО РАН были прочитаны лекции по минералогии и геохимии.

На закрытии Олимпиады, которое состоялось 30 марта в НГУ, выступили декан ГГФ НГУ В.А. Верниковский, председатель оргкомитета Олимпиады, профессор А.Э. Изох, сотрудник Геологического музея О.М. Рубанова, научный сотрудник ИГМ СО РАН К.А. Кох, а также младшие научные сотрудники ИГМ СО РАН Е.Н. Соколова и С.В. Ращенко. На церемонии закрытия были подведены итоги очного и заочного конкурсов Олимпиады, прошло вручение дипломов, памятных призов и книг. Все участники Олимпиады и руководители команд получили традиционные значки с эмблемой Олимпиады.

Архив фотографий

Заметка на сайте НГУ

Протокол заседания жюри XL Сибирской
геологической олимпиады школьников (2014 г.)

Геологический факультет

  1. Главная
  2. Структура
  3. Факультеты
  4. Геологический факультет

Декан

НЕНАХОВ Виктор Миронович

Адрес: г. Воронеж, Университетская пл., 1, корпус 1б, к. 211п

Телефоны: +7 (473) 220-89-89; +7 (473) 220-83-79

E-mail: [email protected]

Сайт деканата: www.geol.vsu.ru/deanery

Кафедры

О факультете

Геологический факультет основан в 1934 году. Основным объектом изучения студентов геологического факультета является планета Земля. Особенности ее жизни и образования исследуются специалистами различных направлений геологии. В советские годы основной контингент студентов геологического факультета составляли юноши. Они носили форму с геологической эмблемой, которая всегда выделяла их на фоне остального студенчества. В послевоенные годы на факультете обучались будущие министры и руководители геологической отрасли СССР и России – А.В. Сидоренко, Е.К. Лазаренко, Б.А. Яцкевич, А.А. Кременецкий, С.В. Жабин.

Среди ведущих ученых-геологов, создавших целые разделы геологии, следует отметить профессоров С.Г. Вишнякова, П.Ф. Сопко, М.С. Точилина, Н.П. Хожаинова, Г.И. Раскатова, И.Н. Щеголева, В.Н. Преображенскую, Н.А. Плаксенко, В.П. Семенова, Н.М. Чернышова.

Геологический факультет сегодня – это крупный научно исследовательский комплекс, в котором сочетаются классическое фундаментальное образование и современные методы изучения недр Земли. Главные социальные функции геологии – обеспечение человечества минеральным сырьем, энергией, водой, предупреждение и предотвращение геологических катастроф.

Образование

Направления бакалавриата

Направления магистратуры

Специальности

  • 21.05.02 Прикладная геология

Формы обучения

  • Очная
  • Заочная

Продолжительность обучения

  • Бакалавриат – 4 года (очная), 5 лет (заочная)
  • Специалитет – 5 лет (очная)
  • Магистратура – 2 года (очная)

Профессорско-преподавательский состав

  • На факультете работают 64 преподавателя, в том числе
    • кандидатов наук – 38, из них – 32 доцент,
    • докторов наук – 13, профессоров – 12, из них 1 – член-корреспондент РАН

Образовательная база/ресурсы

  • Лаборатория биостратиграфии
  • Литологическая лаборатория
  • Лаборатория ГИС
  • Лаборатория методов эколого-геологических исследований
  • Мультимедийный центр
  • Лаборатория гравимагнитных исследований
  • Лаборатория геофизических исследований в скважинах
  • Лаборатория сейсмических методов
  • Лаборатория вычислительной геофизики
  • Лаборатория геофизической аппаратуры
  • Лаборатория петрофизики
  • Лаборатория электроразведки
  • Проблемная научно-исследовательская лаборатория геологии
  • Лаборатория информационных технологий
  • Лаборатория механики грунтов
  • Лаборатория гидрогеологии
  • Лаборатория грунтоведения
  • Образовательный научный центр ВГУ – ИГЕМ РАН
  • Минерагеническая лаборатория
  • Рудно-петрографическая лаборатория
  • Минералого-петрографическая лаборатория
  • Лаборатория рудных минералов
  • Геммологическая лаборатория
  • Лаборатория метаморфизма
  • Шлифовальная мастерская
  • Лаборатория структурной геологии
  • Лаборатория общей геологии

Дополнительная информация

Для совершенствования теоретических знаний на геологическом факультете каждый год осуществляются учебные и производственные практики, благодаря которым у студентов появляется возможность применить полученные знания на практике и увидеть новые удивительные места. Учебные практики проводятся в Республике Адыгея, Крым, Краснодарский край, Воронежская область. Производственные практики, как правило, проводятся в любой точки России, например, Кольский п-ов, Архангельская область, Ставропольский край, Полярный и Южный Урал, Алтайский край, Республика Бурятии, Чукотский п-ов, Якутия, Камчатский п-ов и др.

Наука

Ключевые научные направления

  • Литология
  • Геохимия
  • Поиски и разведка твердых полезных ископаемых
  • Минералогия и петрография
  • Кристаллография
  • Геодинамика
  • Геокартирование
  • Палеонтология
  • Экологическая геология
  • Гидрогеология и инженерная геология
  • Геофизика
  • Нефтегазовая геофизика

Научная база/ресурсы

  • НОЦ «Минерагения осадочных образований территории ЦФО»
  • УНПЦ «Поисковая геохимия»
  • УНПЦ «Геология»
  • НОЦ ВГУ – ИГЕМ РАН Геология рудных месторождений Центральной России

Дополнительная информация

Сотрудники нашего факультета ежегодно принимают участие в федерально-целевых программах.

Международное сотрудничество

Факультет имеет практику по приему иностранных студентов на различные программы обучения – ежегодно на факультете проходят обучение около 5 иностранных студентов.

ФГБУ «Гидроспецгеология»

Контактная информация: Филиал «Гидрогеологическая экспедиция 4 района» базируется в городе Уссурийске Приморского края. Производит геологические работы на территории Дальневосточного региона России с 1937 года.

Основные направления деятельности филиала:

  • проведение площадных геологических, гидрогеологических, инженерно-геологических, геолого-географических исследований различного масштаба для федеральных нужд;
  • поиски и разведка подземных вод с оценкой запасов для водоснабжения населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, оборонных объектов;
  • инженерно-геологические, гидрогеологические и инженерно-экологические изыскания для любого вида строительства и хозяйственного освоения территории; Проектирование, бурение и оборудование разведочно-эксплуатационных и эксплуатационных скважин на воду; 
  • бурение технологических скважин различного назначения.

Квалификационный состав специалистов, уровень оснащения оборудованием, инструментами и сертифицированными программными продуктами позволяют на высоком техническом уровне выполнять все виды изыскательских и проектных работ.

Филиалом проводились:

  • комплексные геолого-гидрогеологические съемки масштаба 1:200000 на территории Приморского и Хабаровского краев, в том числе издание отдельных листов карт;
  • изучение условий водоснабжения сельских районов Приморского края;
  • поиски и разведка более сотни месторождений пресных подземных вод с запасами от 480 до 108000 куб.м/сутки для водоснабжения оборонных и народно-хозяйственных объектов в Приморском, Хабаровском краях, Амурской и Камчатской областях;
  • гидрогеологические и инженерно-геологические изыскания на глубину до 300 м в труднодоступных вулканических районах Камчатки и Курил; составление инженерно-гидрогеологических заключений по участкам проектируемого строительства зданий и сооружений;
  • строительство и ремонт источников водоснабжения (скважин, трубчатых и шахтных колодцев) в гор. Уссурийске и прилегающих районах. обследование действующих водозаборов и составление геолого-экологической документации для их лицензирования и др. работы геологического характера.

Высокая репутация экспедиции 4 района подтверждается отсутствием рекламаций на выполненные работы со стороны Заказчиков, среди которых Администрации Приморского и Хабаровского краев, Уссурийского городского округа и ряда районов Приморья, КЭУ ДальВО, ТОФ, крупные предприятия «Приморский сахар», «Приморская соя», «Уссурийский бальзам», «Примводстрой», Примтеплоэнерго», «Приморскуголь», «Дальгипротранс», проектный институт «Хабаровскпромпроект», ООО «Сигматек», НППФ «ГИДЭК» и другие. 

Контактная информация:
Директор филиала – Соболев Анатолий Михайлович тел. 8(4234) 32-20-93; 37-85-11
Главный специалист (геолог) – Алексюк Аркадий Валерьевич тел. (3234) 32-27-53
Адрес: 692519 Приморский край, г. Уссурийск, ул. Тюхменева, дом 3
Электронная почта: [email protected] Тел.: 8(4234)32-20-93, факс: 8(4234)32-27-53

Наука в Сибири | Сибирские Гавайи

С точки зрения геологии Горный Алтай — регион с разнообразным рельефом, который характеризуется высокими хребтами, узкими и глубокими речными долинами, широкими межгорными котловинами и даже древними вулканами.

«Современный ландшафт Горного Алтая, прежде всего, следствие новейших явлений (последние 10—15 млн лет). Палеорельеф, существовавший 100—200 млн лет назад, практически не сохранился. Тектонические процессы проходят постоянно, например на юге Алтая горные хребты поднимаются в среднем на 1,5—2 см в год, идет активная работа разломов, об этом, в частности, свидетельствует землетрясение 2003-го года. Основным источником всех геологических событий, происходящих в регионе, считается столкновение Индии с Евразийским континентом», — рассказывает доктор геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник Института геологии и минералогии им. В.С. Соболева СО РАН Николай Николаевич Крук.

 

 

Изначально на территории современного Алтая был Палеоазиатский океан, однако и он появился не сразу. Предполагается, что существовал суперконтинент — Пангея, вобравший в себя всю сушу, имевшуюся на Земле. Вокруг него был единый океан — Панталасса. Затем, около полутора миллиардов лет назад, суперконтинент раскололся на несколько отдельных блоков, которые, соответственно, разделили новые океанические бассейны. Континенты двигаются, иногда соприкасаются или сталкиваются друг с другом, водные пространства между ними исчезают, где-то возникают новые. Фактически этот процесс идет на протяжении всей истории Земли, просто он очень медленный, даже с точки зрения геологии.

 

Самые древние комплексы Горного Алтая образовались как раз в океане, их возраст более 600 миллионов лет. Это были вулканы, которые извергались под водой: вылившаяся лава застывала, в какой-то момент подводные горы поднимались близко к поверхности, там выше вулканических пород откладывались карбонатные породы — известняки. Надо сказать, что такие древние комплексы довольно экзотические: на Алтае исследователям известен всего один их пример — в районе поселков Курай и Чаган-Узун. 

 

Следующий этап истории Горного Алтая, как геологической структуры, — время, которое геологи называют поздний венд и ранний кембрий (приблизительно 540—550 млн лет назад). На территории современного Восточного Алтая было две крупных магматических дуги — цепи островов, образовавшихся в результате вулканической деятельности. Первая — океанические базальты, в основном продукты вулканов, таких же, как на островах Гавайи или Исландия. Данная цепь тянется от Бийска до Чемала и даже дальше — ее фрагменты видны южнее. Это практически непрерывная полоса вулканов. Вторая система гор вулканического происхождения находится восточнее: она начинается в верховьях реки Лебедь, на стыке Алтая и Горной Шории, и продолжается дальше на юг к верховьям реки Кубы (в некоторых местах древние породы перекрыты более молодыми), затем — вдоль стыка Алтая и Западного Саяна, до границы с Монголией, где потом прослеживается в Озерную зону МНР. Геологи называют такие образования островными дугами — цепями вулканических островов, протянувшихся по окраинам океанов и отделяющих последние от краевых морей и континентов.

 

 

Очень интересен рубеж с возрастом около 500 млн лет, когда Горный Алтай был причислен к краю Сибирского континента. Вулканической активности в это время не было, зато в большом количестве формировались гранитные массивы. Эти образования получились в результате того, что расплавленная магма не вылилась на поверхность, а застыла на глубине двух—пяти километров. Со временем окружающие ее более мягкие породы разрушились за счет температуры, текущей воды, а более твердые гранитные массивы вышли наружу. В это же время образовались огромные осадочные бассейны, которые сейчас занимают центральную и западную часть Горного Алтая. Это явление характерно не только для Алтайского региона, но и для Республики Тувы, Восточного Китая и Монголии.

 

Получается, на Алтае существует много вулканов самого разного возраста: есть образования на юге региона, вдоль монгольской границы (гора Аксай), Коргонский хребет на границе Алтайского края и Республики Алтай. Проблема для исследователей в том, что, работая с древними вулканами, сложно определить, какой вид имела вулканическая постройка, как проходило извержение.

 

«Изучая современный вулкан, вы можете залезть на верхушку, посмотреть, где выливалась лава, в каком виде она застыла, увидеть туфы, прослои пепла и многое другое, то есть реконструировать весь разрез. В древних вулканах это скорее исключение, чем правило», — отмечает Николай Крук.

 

Сейчас на территории Алтая нет таких вулканов, которые могли бы извергаться. Ближайшие вулканы, активность которых была зафиксирована на историческом промежутке в несколько миллионов лет, находятся в Южной Туве на стыке с Монголией и Китаем, однако их образование связано не с вулканическими дугами, а с внутриплитной активностью. Это совсем другой процесс, определяющийся не движением континентов, а теми магмами, которые приходят с огромных глубин.

 

«Горы Алтая молодые и продолжают формироваться, я не думаю, что процесс, который идет сейчас, в обозримом, с человеческой точки зрения, будущем каким-либо образом серьезно изменится. Возможно, будут землетрясения, но не такие сильные, как, к примеру, в Японии. Будут расти горы, реки и дожди по-прежнему будут их размывать, но ожидать каких-то катаклизмов или глобальных изменений не стоит», — комментирует геолог.

 

Мария Вьюн

 

Фото предоставлены Сергеем Хромых

 

Поделись с друзьями: 

Охрана геологического наследия Горного Алтая (Россия) _Глобальная сеть национальных геопарков

Т. Яшина
Катунский биосферный заповедник, Усть-Кокса, ул. Заповедная, 1, Республика Алталь, 649490, Россия

Ключевые слова: Горы Алтая, геопарк, Атунский биосферный заповедник

Горы Алтая — глобальный водораздел Азии — охватывают части четырех стран — России, Казахстана, Монголии и Китая. В его российской части находится объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Золотые горы Алтая».Различные тектонические структуры и геологическая история привели к формированию большого разнообразия геологических комплексов и типов рельефа: от плоских межгорных котловин (800-1000 м над уровнем моря) до высокогорных хребтов (до 4500 м).

Охраняемые территории (ООПТ) занимают более 25% территории этого региона. Здесь 2 ООПТ федерального значения, 9 региональных природных парков и заповедников, более 100 памятников природы. Катунский биосферный заповедник (БП) расположен в самой высокогорной части Алтая.Четвертичные ледниковые комплексы и фрагменты вторичных пенепленов представляют собой яркое свидетельство геологической истории.

Катунский Б.Р. выполняет следующие виды деятельности: охрана природы, мониторинг и тематические исследования, поддержка устойчивого развития. Среди прочего, последнее направление включает в себя экологическое просвещение местного населения, развитие экотуризма с активным участием местных сообществ, организацию летних школ и научный туризм с акцентом на естественные науки и устойчивое развитие этого горного региона.

Катунский Б.Р. участвует в Инициативе ЮНЕСКО-МРТ «Исследование глобальных изменений в горных регионах». Сейчас мы готовим номинацию Катунского БР в Глобальную сеть национальных геопарков.

В статье будет обсуждаться геологическое наследие Горного Алтая и его связь с системой особо охраняемых природных территорий. Особое внимание будет уделено Катунскому БР, его характеру и научно-образовательной деятельности как потенциальной номинации в сеть геопарков.

Перейти к основному содержанию Поиск