Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Гезлев: Крепость Гезлев (Евпатория) в Крыму

Крепость Гезлев (Евпатория) в Крыму

Большой интерес у туристов и людей, изучающих историю, вызывает крепость Гезлев в Евпатории. В состав постоянно проживающего в городе населения входило примерно 20 тысяч жителей, разместившихся в 2000 домов. А большой военный гарнизон, который в давние времена размещался на территории крепости, был способен содержать не менее 3 тысяч человек. Возложенные на нее функции главного оборонительного рубежа для города и порта крепость Гезлев успешно выполняла.

История появления цитадели

Историю крепости начинают отсчитывать с 1475 года, когда османы начали возводить первые стены оборонительного сооружения. Именно турки, к которым в это время перешли окрестные земли, начали отстраивать мощную крепость.

В период своей принадлежности туркам Гезлев переживал свои самые лучшие времена. Работорговцы вывозили из этих стен большое количество невольников, за что подвергались постоянным нападкам казаков из Запорожской Сечи. В 17 веке османы смогли отстроить западную часть крепостных стен, отремонтировали поврежденные участки.

Когда Российской империи понадобился выход в Черное море, была начата русско-турецкая война. Она продолжалась несколько десятилетий, в 1736 г. и 1771 г. сражениями командовали фельдмаршал Миних и князь В. Долгоруков. Апрель 1783 года ознаменовался полной победой российских войск и появлением нового названия города-крепости – Евпатория.

Особенности архитектуры

Ширина окружающих город стен составляла 5 метров, высота их была 8 метров. В различных частях городской стены находились 5 ворот, все они на ночь запирались. Общая протяженность крепости достигала почти трех километров, по всему периметру были сооружены бастионы. Их было 24, но до нашего времени не сохранилось ни одного. Частью оборонительной конструкции считался глубокий ров. При необходимости он в считанные минуты заполнялся морской водой.

Архитектуру оборонительного сооружения продумывали до мелочей. Территория была разделена на две части. Все постройки были добротными, прочными. По назначению их можно было разделить на несколько категорий:

  • рыночные точки, заведения общепита, ремесленные мастерские;
  • жилые здания и постоялые дворы для путешественников и торговцев;
  • православные храмы, мечети, религиозные святыни малых народностей.

По различным данным, на территории крепости можно было насчитать от 11 до 20 караван-сараев. Такие постоялые дворы не только гостеприимно принимали торговцев, но и зачастую являлись складами для самых разных категорий товаров. Сохранились сведения о трех караван-сараях, оборудованных как настоящие мини-крепости. Территорию окружали высокие стенные сооружения, железные ворота, дозорные башни с бойницами. Ворота охранялись вооруженной стражей, а в пределах этих постоялых дворов находились автономные источники воды.

На отдельной территории, которая располагалась за пределами крепостной стены, находились военные. Была оборудована специальная башня с пушками, направленными на порт. В расположении городских улиц порядка не наблюдалось – они были переплетены в хаотичном порядке, где-то были чуть уже, где-то – расширялись.

В нескольких километрах от крепостного сооружения находился источник, от которого протянули водопровод. Воду брали от него, а также из нескольких колодцев, оборудованных в городе.

Турецких бань-хамамов было несколько, они довольно активно посещались местными жителями. Лучше всего сохранилась одна из них, которую использовали до конца 20 века. Живописное зрелище представляли собой 7 городских фонтанов, привлекающие внимание чужеземцев.

Современный Гезлев

В своем первозданном виде крепость Гезлев до наших времен не сохранилась. Все, что было на ее территории, оказалось разрушенным или скрытым под современными постройками. Хотя в некоторых частях Евпатории следы и характер Гезлева можно проследить в большей степени. Считается, что запутанные улочки, густо застроенные зданиями, больше сохраняют тепло в зимнее время, не пропускают сильных ветров.

Одна из частей оборонной стены долгое время сохранялась вместе с воротами. Воссозданы заново Гезлевские ворота были в 2004 году. Мастера решили использовать старинные строительные технологии, поэтому объект возводился без каких-либо разновидностей связывающих материалов. Сейчас в этом сооружении посетители имеют возможность побывать в кофейне и музее. Здесь интересно рассказывается о быте крымско-татарского народа, на общее обозрение выставляется макет старинной крепости Гезлев, выставка народных умельцев.

Интересные факты

Возникновение названия крепостного сооружения трактуют по-разному. Самым достоверным считается перевод с тюркского языка, который означает «сто огней» – «сто глаз».

На территории Гезлева проживали представители самых разных национальностей. Все народности объединялись и проживали в отдельных кварталах – крымские татары, армяне, крымчаки, караимы. Именно по этой причине на территории крепостного сооружения располагалось большое количество церквей и других религиозных святынь. Среди них только мечетей было 24. Самой крупной и красочной считалось сооружение, возведенное турецким архитектором Синаном. Это известная мечеть Джума-Джами, которая украшает Евпаторию по сей день. Располагается она по адресу: ул. Революции, 36.

У еврейской общины была ремесленная синагога Эгия-Капай. Еще одна купеческая синагога возводилась на пожертвования прихожан. Когда на крепость совершались набеги, религиозные святыни использовались в качестве мест укрытия для мирного населения города.

Башня, на которой располагались пушки, носила гордое название «Канлы-Кулле» – «Кровавая башня» (еще один вариант – «Красная башня»). Она была сооружена из красной глины и нередко использовалась в качестве места для казни преступников.

Все турецкие торговцы, прибывающие к пристаням Гезлева, должны были заходить в город через Портовые ворота – «Искеле-Капы». В ханстве были введены специальные таможенные налоги, которые эти торговцы обязаны были уплатить. Средства, полученные от судовладельцев и торговцев, предназначались для содержания ханского наместника, его приближенных и стражи.

Также для входа в город и выхода из него использовались ворота «Дровяного базара», самые узкие «Лошадиные ворота». На севере располагались ворота «Белого муллы» и «Земляные».

Как добраться

Руины известной турецкой крепости можно увидеть на территории современной Евпатории. Расстояние от Симферополя составит 75 км, на электричке ехать нужно будет примерно 2 часа. На исторический объект посетители проходят через еще одну евпаторийскую достопримечательность – музейный комплекс «Гезлевские ворота».

На автомобиле нужно будет ехать по трассе Р25. Добравшись до города, необходимо повернуть на ул. Эскадронной. Доехав по ней до улицы Матвеева, вскоре можно увидеть легендарные Гезлевские ворота.

На карте

Гёзлёв — достопримечательность Евпатории

Крымско-татарский город-крепость Гёзлёв, расположенный восточнее Керкинитиды, возник около XIII века н. э., и за короткое время два эти поселения слились в одно под общим названием Гёзлёв.

В переводе с тюркского «гёз-лёв» — «сто глаз», «сто огней» или «дом ста глаз». Город, видно назвали так из-за множества огней, зажигаемых в домах и видных далеко в море и в степи. К тому же, Гёзлёв был наблюдательным постом, являлся не только портовым, но и военным форпостом на западном побережье недавно образованного Крымского ханства.

К XV веку город Гёзлёв представлял собой неправильной формы многоугольник, обнесённый мощной крепостной стеной с 24-мя башнями-бастионами и рвом. Попасть в Гёзлёв можно было только через городские ворота, которых было пять.

Средневековый Гёзлёв разделялся на две части: торгово-ремесленную, которая занимала восточную и юго-восточную окраину города, и жилую, которая располагалась в южной, западной и северной частях города. Хаотично застроенные жилые кварталы были похожи на паутину из множества ломаных улочек, переулков, многочисленных тупиков и небольших площадей. В городе были отдельные крепости и башни для военного гарнизона.

В северной части города располагался квартал караимов с кенасой. В северо-восточной части, за пределами города был армяно-григорианский квартал с церковью. На северо-западе жили крымчаки, здесь же был их храм — каал. Остальные кварталы были крымско-татарскими, и в каждом была своя мечеть.

В самом городе располагались кофейни, купеческие лавки, слесарные, обувные, кузнечные, столярные и другие мастерские. Более десятка постоялых дворов принимали приезжих купцов, съезжавшихся в портовый город за товарами.

Город рос, богател, украшался новыми постройками. Его визитной карточкой стали великолепные мечети, мраморные бани — хамамы, прекрасные фонтаны.

В XVII веке в Гёзлёве насчитывалось семь источников живой воды. Её давали знаменитые гёзлёвские фонтаны. Из глубоких колодцев северо-западной части города по трубам вода поступала в резервуары-бассейны, а затем по кирязам (подземным галереям) попадала в фонтаны, в мечети, в бани и в жилые дома знати и горожан.

После вечернего эзана все городские ворота запирались, и горожанам запрещалось без особой нужды появляться на улицах Гёзлёва. Только дервиши имели привилегию перемещаться тогда, когда им это было нужно.

В городе было несколько текие, но главная обитель дервишей – Текие ордена Мевлеви находилась за пределами города. По соседству с ним, за городом вскоре расположились ремесленно-торговые посады, образуя перед главными воротами города оживлённую площадь и базар. За пределами городской черты крымско-татарские ремесленники образовывали слободы, где разворачивали своё производство. Караимы за городом разбили виноградники и занялись выращиванием бахчевых культур.

Границей средневекового города было большое мусульманское кладбище.

В начале XVII века были отремонтированы старые крепостные стены и в западной части города выстроены новые.

В XVIII веке в Гёзлёве было 2,5 тысячи домов, в основном каменных, 200 частных лавок различного назначения и 111 — казённых, более двадцати кофеен, столько же пекарен, множество плотницких заведений, кузнечных мастерских и кожевенных фабрик…

В 1783 году после присоединения Крыма к России, город переименовали в Евпаторию, по имени царя Боспорского царства Митридата VI Евпатора.

Городские ворота описание и фото — Крым: Евпатория

Городские ворота описание и фото — Крым: Евпатория. Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

Фото и описание

В средние века Евпатория называлась Гозлев (Кызлёв). Попасть в Гозлев, окруженный со всех сторон крепостными стенами, можно было только через комплекс городских ворот. Он состоял из пяти ворот: Портовых, Конных, Белого Муллы, Земляных и Деревянного базара.

Со стороны моря вход в город открывался Портовыми Воротами. С внутренней стороны их украшало изображение головы человека с вытянутым черепом. Недалеко от ворот находилась морская таможня, приносившая доход в ханскую казну.

С запада вход в Гозлевскую крепость открывался узкими Конными воротами, через которые мог пройти и пеший, и всадник. Сегодня на этом месте мемориальная композиция «Конные ворота».

Северная часть города была открыта воротами Белого Муллы и Земляными воротами. Первые были украшены лепниной с изображением человеческого живота и покрыты глазурью, так как именно через эти ворота в Гозлев на больших подводах доставляли воду в бочках.

Второй — с большой башней, украшенной символом ханской власти. По легенде они были связаны с подземными ходами Евпатории.

На востоке находились ворота Лесного базара, украшенные лепным изображением двух женских грудей. Эти ворота выходили на дорогу в ханскую столицу Бахчисарай, по которой крымские ханы, благословив молитву в мечети Хан-Джами, шли домой, в свой дворец. Ворота построены в конце 15 века, они единственные из всех ворот Гозлева, выдержав множество атак, сохранились до 20 века. Это очень впечатляющее сооружение, около 20 метров в высоту и 12 метров в ширину, также называли арочными воротами. Но в 1959, из-за того, что они мешали проезду автомобилей, были практически полностью снесены.

В 2003 году, благодаря усилиям меценатов, ворота были восстановлены в первоначальном виде по чертежам и чертежам, тем более что фундамент и часть первого этажа еще сохранились. На втором этаже сейчас крымскотатарская кофейня-музей «Кезлев кавеси», а на третьем этаже музей «Гозлевские ворота».

> В 2003 году, благодаря усилиям меценатов, ворота были восстановлены в первоначальном виде по чертежам и рисункам, тем более что фундамент и часть первого этажа еще сохранились. На втором этаже сейчас крымскотатарская кофейня-музей «Кезлев кавеси», а на третьем этаже музей «Гозлевские ворота». > В 2003 году, благодаря усилиям меценатов, ворота были восстановлены в первоначальном виде по чертежам и рисункам, тем более что фундамент и часть первого этажа еще сохранились. На втором этаже сейчас находится крымскотатарская кофейня-музей «Кезлев кавеси», а на третьем – музей «Гызлевские ворота».

Отреставрированная крепость Ворота Дровяного базара – одна из ярчайших исторических достопримечательностей современной Евпатории.

Рекомендуем также прочитать описание и фото острова Риния — Греция: Остров Миконос

Тема: Описание и фото городских ворот — Крым: Евпатория .

Автор: Kelly Costine

حضارة الإسلام في القرم (أوك Эта

• تبوَّأ السلطان المغولي «أوزبك خان» حكم «القبيلة الذهبية» بين عامي 1313 م و1340 م، وشهد عهده تأصيلًا للوجود الإسلامي الحنفي المذهب في نفوس تتار القرم.

• شهدت شبه جزيرة القرم موجات من التأثير الإسلامي الآتي من مصر المل

• زار الرحالة الشهير «ابن بطوطة» شبه جزيرة القرم في عهد السلطان «أوزبك خان»، وتحدَّث عن مدن «الكفا» و»القرم» وغيرها من مدن القرم، واعتبر سلطانها المسلم من أعظم ملوك الدنيا وقتذاك.

• كانت شبه جزيرة القرم مركزًا تجاريًّا هامًّا مع مصر المملوكية من خلال وسطاء بيزنطيين، كما ازدهرت أيضًا التجارة مع المستعمرات الجنوبية في شبه الجزيرة ومع الأناضول وأوروبا الوسطى وصولًا إلى «لفوف» (أوكرانيا) و»برسلاو» (بولندا).

• كانت شبه جزيرة القرم مخزنًا لبضائع التجار السلاجقة والمصرٛيين وبضائع مما ولَّد تفاعلًا حضاريًّا مع تلك الشعوب ، تجلى في العمارة الإسلامية وصناعة الآنية الخزفية.

• كانت خانيَّة القرم في عهد «أسرة كيراي» المسلمة تضمُّ أجزاءً واسةً من عراضيلs تضمُّ أجزاءً واسХный عمن    عيقيق®     عتصرا الحاليَّة ولhedة etيحيحيحيحيحгда емилый عالтрите عاليَّة долтил емилый.

• رعى الخان «صاحب غيراي» (1501-1551م) تدوين أول حوليات تاريخية للتتار عُرِفت باسم «تاريخ الخان صاحب غيراي».

• طوَّر الخان «صاحب غيراي» مرفأ مدينة «غوزليف» Гозлев ليستقل قدر الإمكان عن وذ «الجن الإمكان عنةوذ» الجن «في الإمكان عنةوذ» الجين «ف нибудь» «.

• طُبِّقت الشريعة الإسلامية في مجالات القانون والأحوال الشخصية وجباية الضرائب بالقرم، كما تطوَّر وضع المرأة وأصبحت تشارك أكثر في الحياة العامة والسياسية وحتى الحملات العسكرية.

• مع بداية القرن السابع عشر بدأ تأثير الثقافة التركية العثمانية يتجلى في مجتمع تتار القرم وخاصة في مجال اللغة والتعليم، حيث أرسل عدد كبير من الحكام أبناءهم لتلقي علومهم ودراستهم في إستانبول.

• في نهاية القرن التاسХный عشر ظهر جيل إصلاحي ليبرالي تجديدي بالقرم كان نتالاليلтит بالقرم كان نتاجتلتلا возможности essيةية بالقرم كان когда تكتلات سيةية بالقرم كان когда تكتلات нибудь بالقرم كان когда تكتلات سيةية بالقرم كان тре Затем обла

• شارك القرميون في الحياة العامة بعيون في الحياة العامة بعيون في الحياة العامة بعد الاستقلال عن الر ответствент

• أحيا الاحتلال الروسي من جديد للقرم مخاوف مسلميها من حملة اضطهداد دياد

حضارة زاهرة:

عرف ت сильно حيث أسسوا دولة منذ القرن الخامس عشر الميلادي، امتد حكمها حتى عام 1783 م، حيث سقطت تلك الإمارة الإسلامية في يد الروس، وقد كان حكام هذه «الخانية» رعاةَ الأدب والفنون في تلك المنطقة، كما اشتهروا بنشرهم الإسلام في المناطق المجاورة، ومحاربة «كفار » الخزر والروس، كما أقاموا عددًا من العلاقات الدبلوماسية والتجارية مع «المماليك» في مصر، ومع حكام «الدولة العثمانية» في «إسطنبول»، ووازنوا بين السياسة الداخلية والخارجية لخانيتهم؛ لكن تطوُّر الأحداث الدولية وكثرة الصدات الدولية وكثرة الصراعاي الدولية وكثرة الصراعات حول تلك المنطقة الهامَّة عجلَلمs الесть ال Затем ال Затем ная.

 

ابن بطوطة يتحدث عن القرم أثناء حكم السلطان «محمد أوزبك»:

تبوَّأ السلطان المغولي «أوزبك خان» حكم «القبيلة الذهبية» بين عامي 1313م و1340م، وشهد عهده تأصيلًا للوجود الإسلامي الحنفي المذهب في نفوس التتار بمن فيهم تار شبه جزيرة القرم التي شهدت موجات من التأثير الإسلامي الآتي من مصر الملوكية [1].

وقد زار الرحَّالة الشهير «ابن بطوطة» شبه جزيرة القرم في عهد ذلك السلطان، وتحدَّث عن حكمه وعدله فقال: «واسمه «محمد أوزبك» ومعنى «خان» عندهم السلطان، وهذا السلطان عظيم المملكة، شديد القوة، كبير الشأن، رفيع المكان ، قاهر لأعداء الله أهل القسطنطينية العظمى، مجتهد في جهادهم، وبلادهم متسعة ومدنه عظيمة، منها «الكفا»[2] و»القرم»[3]… وهو أحد الملوك السبعة الذين هم كبراء الدنيا وعظماؤها، وهم: مولانا أمير المؤمنين، وسلطان مصر والشام ، وسلطان العراق ، والسلطان أوزبك هذا ، وسلطان بلااد ترکبك وما трите 4 ال ال чего ان ان ان ان ان ان ان ان ان ال чего ان ان ال чего ان ان ال чего ان ان ان ان ان ان الень ون ان ان ان ان ان ان ال etrит.

وفي وصفه لمدن شبه جزيرة القرم يقول: «… وصلنا إلى مدينة «الكفا» وهي مدينة عظيمة مستطيلة، على ضفة البحر، يسكنها النصارى وأكثرهم الجنوبيون… ونزلنا منها بمسجد المسلمين، ولما نزلنا بهذا المسجد أقمنا به ساعة.. . وطفنا بالمدينة فرأيناها حسنة إلا الأسواق، وكلهم كفار، ونزلنا إلى مرساها فرأينا مَرْسًى عجيبًا به نحو مائتي مركب ما بين حربي وسفري صغيرًا وكبيرًا، وهو من مراسي الدنيا الشهيرة، ثم اكترينا [أي: استأجرنا] عجلة وسافرنا إلى مدينة «القرم» وهي مدينة كبيرة حسنة من بلاد السلطان المعظم «محمد أوزبك خان»، وعليها أمير من قبله اسمه «تلكتمور»… ولقيت بهذه المدينة قاضيها الأعظم «شمس الدين السائل» قاضي الحنفية، ولقيت بها قاضي الشافعية وهو يسمى «بخضر»، والشيخ الحكيم الصالح » مظفر الدين» وكان من الروم فأسلم وحسن إسلامه…»[5].

ومن خلال هذا التوثيق نعرف ازدهار المدن الإسلامية في القرم ، трите ام Этаю.

 

مركز تجاري في عهد حكام القبيلة الذهبية:

كانت شبه جزيرة القرم مركزًا تجاريًّا هامًّا مع مصر المملوكية من خلال وسطاء بيزنطيين، فكانت العطور والأقمشة تأتي من وادي النيل، ثم تُرسَل إلى مناطق مجرى نهر «الفولغا» Volga، كما ازدهرت أيضًا التجارة مع المستعمرات الجنوبية في شبه الجزيرة ومع الأناضول وأوروبا الوسطى وصولًا إلى «لفوف» Lvov (التابعة لأوكرانيا الآن) و»برسلاو» Wroclaw) Breslau) (التابعة اليوم لبولندا)، وقد ساعدت هذه الصلات التجارية في جعل شبه جزيرة القرم مخزنًا لبضائع التجار السلاجقة والمصرين وار السلاجقة والمصرين والجنوين ما ولَّد تفاعلًا حضاريًّا مع تلك الشعوب ،ا اريًّا есть اесть ان اесть اесть اесть اесть اесть اесть اесть اесть ان الень اесть ان اесть اесть الень اесть ان ال الэйэйгла ال الень الень ال الень ال ال ال держадержаей ال ال ень.

وبالإضافة إلى التجارة ، اشتغل تار القرم في تلك الحقبة بالدبслужи القرم في تلك الحقبة بالدباغة واеда في الك الحقبة بالدباغة واستخراج الم الحقبة بالدباغة واستخراج الملحبة بالدباغة واستخراج الملح وال Затем الзнес ontsстаточно ال Затем ighting etsстаточно трите.

 

أسرة «كيراي».. ونهضة القرم:

نشأت «خانيَّة القرم» على يد «الحاج كيراي أو غيراي» في عام 1441م، وهو من سلالة «القبيلة الذهبيَّة» حيث استقل عنها بعد الخلافات بين أمراء «القبيلة الذهبية» على أملاكها في مجرى نهر الفولجا فانقسمت «إمبراطورية القبيلة الذهبية» إلى عدة دويلات عُرِفت باسم الخانيات، وقد استمرت سلالة «حاجي كيراي» في الحكم حتى سقطت هذه الدولة أمام الروس عام 1197 هـ (1783 م) عندما استولت القيصرة «كاترين الثانية» عليها[8].

ونجد أن خانيَّة القرم في عهده либо كانت تضمُّ أجزاءً واسةً من أراضي أوكرانيا الحالي одна ، Щенок عانيا الحاليَّة ولاضتصر علىيا الحاليَّة ولاضيصsэй v понренили.

وفي عهد الخان (السلطان) «صاحب غيراي» (1501-1551م) أدخل عدة إصلاحات في دولته، فحَدَّ من سلطة الطبقة الأرستقراطية، وقوَّى نفوذ الدولة المركزية التي كانت تحت إدارته مباشرة بالتعاون مع فرق المشاة الموجودة في الجيش.

أما على الصعيد الثقافي فقد رعى الخان تدوين أول حوليات تاريخية للتتار عُرِفت باسم «تاريخ الخان صاحب غيراي»، كما انتعش في عهده الشعر وبنى العديد من المساجد والحمَّامات، وفي المجال الاقتصادي طوَّر مرفأ مدينة «غوزليف»  Gozlev ليستقل قدر الإمكان عن نفوذ » الجنويين» في مرفأ مدينة «كفا»[9].

وفي عهد خلفائه حينما بدأ خانات القرم في الخضوع للخلافة العثمانية، وعدم الدخول في صدامات تسر في المقام الأول الروس المتربصين بتلك الخانية الإسلامية الزاهرة، نجد أنه مقابل هذا الخضوع للعثمانيين ظهرت أمور إيجابية عديدة على الصعيد الداخلي استفاد منها تتار القرم، فقد ظلت شبه الجزيرة في تلك الحقبة بمنأى عن الهجمات والغارات المعادية فعَمَّ الأمن والنظام، وطبقت الشريعة الإسلامية في مجالات القانون والأحوال الشخصية وجباية الضرائب، كما وضعت تجارتي الخيل والعملات الأجنبية تحت إشراف السلطة، ومن جهة أخرى تطوَّر وضع المرأة وأصبحت تشارك أكثر في الحياة العامة والسياسية وحتى الحملات العسكرية ، كما اهتمَّ عدد من النساء بالأدب والشعر، ومع بداية القرن السابع عشر بدأ تأثير الثقافة التركية العثمانية يتجلى في مجتمع تتار القرم وخاصة في مجال اللغة والتعليم؛ حيث أرسل عدد كبير من الحُكَّام أبناءهم لتلقي علومهم ودراستهم في إبوتا إبوتا.

كما عرفت شبه جزيرة القرم ازدهارًا بان في شَقِّ الأقنية والطرق المائية، وانتشرت العلوم الدينية بين القرميين، وساهم العلماء بدور كبير في توجيه الحركة السياسية للخانات التتار.

بل نجد أنه عندما تولى الحكم في شبه جزيرة القرم خان يُدعى «مراد غيراي» في عام 1678 م وحاول استبدال الشريعة الإسلامية بقانون دنيوي وضعه «جنكيز خان»، أثار غضب رجال الدين المسلمين وكان ذلك أحد أسباب خلعه ونفيه إلى بلغاريا[11] .


[1] أقليات إسلامية منسية: المسلمون في تارستان (روسيا القرم (أوكريانслужигло ،يه ريا vглаей ريا vглаей ريا vглаей ريا vглаей ريا vглаей ريا vглаей.№ 74.

[2] الكفا تسمى الآن «فيودوسيا» Феодосия بشبه جزيرة القرم.

[3].

[4] رحلة ابن بطوطة (تحفة النظار في غرائب ​​الأمصار وعجائب الأسفار ، ابن بطوطة (ت 779 ـ ط أك Ща) (ت 779 ـ ط Ща) (ت 779 كة ط Ща) (ت 779 كة ط Ща) (ت 779 كة ط Ща).

[5] رحلة ابن بطوطة، ط أكاديمية المملكة المغربية (2/ 217).

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *