Горнее место — Фоторассказы священника Константина Пархоменко
На фотографии — кафедральный собор города Иераполя (VI в.), разрушенный турками тысячу лет назад.
Хорошо видна граница алтаря, и очень хорошо сохранилось древнее Горнее место.
Оно представляет из себя полукруглые ряды ступенек. Сразу за престолом, на центральном троне, сидел епископ, по обе стороны от него, на разной высоте, — священники.
Откуда пошел обычай устраивать Горнее место?
Прообразом для устройства христианского храма и алтаря послужил… небесный храм, в который был однажды вознесен Апостол Иоанн Богослов. Об этом читаем мы в книге Апокалипсис (Откровение Иоанна Богослова). Святой Иоанн увидел «дверь отверсту на небе» (Откр. 4, 1) и, войдя в нее, попал в небесный алтарь.
Там он узрел Сидящего на престоле Господа Христа, в окружении двадцати четырех старцев с золотыми венцами на головах, – вот он, прообраз Горнего места.
Пред престолом Господа — горящие семь светильников, прообраз нашего семисвечника, горящего у престола.
Далее комментировать не будем, просто приведем то описание небесного алтаря и небесного богослужения, которое оставил в бессмертной книге Апостол Иоанн: Посреди и вокруг престола — четыре животных, подобных льву, тельцу, человеку и летящему орлу. Иоанн Богослов слышит, как животные воздают хвалу Богу: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет». Старцы падают пред Сидящим и поклоняются Живущему во веки веков, полагают венцы свои пред престолом и приносят славословие. Дабы раскрыть в деснице Сидящего на Престоле запечатленную семью печатями книгу, на престол восходит «Агнец как бы закланный», приемлет книгу, и тогда все находящиеся у престола воспевают новую песнь, прославляя Агнца за то, что Он «Кровию Своею искупил нас Богу», и множество ангелов, и всякое создание Божие «на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них… говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение, и честь, и слава, и держава во веки веков» (Откр. 5, 6 — 13). Это славословие Агнцу от всего небесного и земного сопровождается курением фимиама в золотых чашах (Откр. 5, 8), возгласами «аминь», поклонами (Откр. 5, 14).
Апостол Иоанн Богослов видит перед престолом золотой жертвенник (Откр. 8, 3), под жертвенником — души убиенных за слово Божие (Откр. 6, 9), Ангела, подходящего к жертвеннику с золотой кадильницей со множеством фимиама и с молитвами всех святых, возлагающего его на золотой жертвенник. «И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откр. 8, 3, 4).
По подобию небесного алтаря были устроены и земные. Там также есть престол – трон Божий, жертвенник и Горнее место, на котором восседает епископ – символизирующий Христа, а на сопрестолии сидят старцы – священники, сослужащие ему.
azbyka.ru
Горнее место — это… Что такое Горнее место?
Го́рнее место (греч. ἡ ἄνω καθέδρα — верхняя (горняя) кафедра) — часть православного храма, располагается у центральной части восточной стены алтаря прямо против престола. Горнее место имеет древнее происхождение. В катакомбных криптах и капеллах на этом месте устраивалась кафедра (седалище) для епископа.
Происхождение названия
Свое название горнее место получило от святого Иоанна Златоуста, назвавшего его в тексте литургии — «Горний престол». Горний по-славянски значит вышний, возвышенный. В древности горнее место называлось иногда «сопрестолием» — совокупностью престолов-седалищ.
Символическое значение
С древнейших времен, особенно в больших соборах, горнее место устраивается в точном соответствии с видением Иоанна Богослова (он увидел престол, Сидящего на престоле Господа Вседержителя, а возле него 24 восседавших старца царей и священников Бога — Откр.4:4). В центральной части восточной стены алтаря, обычно в нише абсиды, на некотором возвышении сооружается кафедра (трон) для архиерея (Горний престол), а ниже по его сторонам устраиваются скамьи или сидения для священников (см. также Синтрон (христианство)).
Горнее место в богослужении
В Православной церкви во время архиерейских богослужений в уставных случаях, в частности при чтении Апостола за литургией, епископ восседает на седалище, а сослужащее ему духовенство располагается соответственно по сторонам. Таким расположением епископ изображает собою Христа Вседержителя, а духовенство — апостолов или тех старцев-священников, которых видел Иоанн Богослов. Чтение Евангелия епископ, находящийся на горнем месте, и священники слушают уже стоя.
Горнее место является обозначением таинственного присутствия Бога и сослужащих ему. Поэтому этому месту всегда воздают подобающие почести, даже если оно, как это часто бывает в приходских храмах, и не оформлено возвышением с седалищем для епископа. В таких случаях признается обязательным лишь наличие светильника на этом месте: лампады, или высокого подсвечника, или того и другого вместе. При освящении храма, после того как освящен престол, епископ своей рукой должен возжечь и водрузить светильник на горнем месте. Миропомазание освящаемого храма начинается с престола со стороны горнего места, на стене которого миром начертывается крест.
Литература
- Трапезников А. Храм, Обряды, Богослужение. — М.: Вече, 2007.
- Гайдуков Н.Е. Горнее место // Православная энциклопедия. Том XII. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2006. — С. 120—122. — 752 с. — 39000 экз. — ISBN 5-89572-017-Х
Ссылки
dic.academic.ru
Горнее место — это… Что такое Горнее место?
Горнее место — в храме Спаса на Крови (фотография с освящения храма, 1907 год) Горнее мест … Википедия
ГОРНЕЕ МЕСТО — (от славянского горний возвышенный), в православном храме место у центральной части восточной стены алтаря, находящееся прямо против престола, где на возвышении устанавливалась кафедра (седалище) епископа … Современная энциклопедия
Горнее место — восточная часть алтарной апсиды, где в кафедральных соборах на возвышении располагается место епископа… Источник: СП 31 103 99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов (принят Постановлением Госстроя РФ от 27.12.1999 N 92) … Официальная терминология
горнее место — (Синтроп) Возвышенное место в церкви, на которое ставится сидение (трон) для епископа, митрополита и др. иерархов. На стене апсиды, над Г. М. в нише пишется изображение Христа, сидящего на престоле (иногда на Г.М. изображается икона… … Словарь иконописца
Горнее место — восточная часть алтарной апсиды, где в кафедральных соборах на возвышении располагается место епископа. Источник: МДС 31 9.2003: Православные храмы. Том 2. Православные храмы и комплексы. Пособие по проектированию и с … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Горнее место — (от славянского горний возвышенный), в православном храме место у центральной части восточной стены алтаря, находящееся прямо против престола, где на возвышении устанавливалась кафедра (седалище) епископа. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
горнее место — горнее место, горний престол Возвышенное сидение у восточной стены алтаря, за престолом, предназначенное для архиерея и фланкированное сопристолиями. Ист.: Плужников, 1995 Иллюстрации: Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Синтрон в апсиде … Словарь храмового зодчества
ГОРНЕЕ МЕСТО — [греч. ἡ ἄνω καθέδρα Верхняя (слав. ) кафедра; также σύνθρονος Сопрестолие], особая зона алтаря правосл. храма, занимающая вост. часть алтарной апсиды, между св. престолом и вост. стеной. В центре Г. м. традиционно устраивается архиерейская… … Православная энциклопедия
Горнее место — место за престолом в алтаре, где ставится на возвышенности кафедра епископа и по бокам седалища пресвитеров. Это место возникло в то время, когда был обычай, в виде исключения для некоторых мирян и священников, сидеть в церкви. Миряне… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
ГОРНЕЕ МЕСТО — См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ. Источник: Энциклопедия Русская цивилизация … Русская история
orthodoxy.academic.ru
Горнее место — Википедия. Что такое Горнее место
Го́рнее место (греч. ἡ ἄνω καθέδρα — верхняя (горняя) кафедра) — часть православного храма, располагается у центральной части восточной стены алтаря прямо против престола. Горнее место имеет древнее происхождение. В катакомбных криптах и капеллах на этом месте устраивалась кафедра (седалище) для епископа.
Происхождение названия
Своё название горнее место получило от святого Иоанна Златоуста, назвавшего его в тексте литургии — «Горний престол». Горний по-славянски значит вышний, возвышенный. В древности горнее место называлось иногда «сопрестолием» — совокупностью престолов-седалищ.
Символическое значение
С древнейших времён, особенно в больших соборах, горнее место устраивается в точном соответствии с видением Иоанна Богослова (он увидел престол, сидящего на престоле Господа Вседержителя, а возле него 24 восседавших старца царей и священников Бога — Откр. 4:4).
Центральная часть восточной стены алтаря располагалась в полукруглой нише апсиды, которую обрамляли седалища для епископов и священников: при этом задние ряды возвышались над передними — как в амфитеатре. На самом верху водружалась кафедра (трон) для патриарха (Горний престол), а ниже, по его сторонам, устраивался синтрон — скамьи или сидения для священников. Известно, что Иоанна Златоуста критиковали, среди прочего, за то, что он во время своих знаменитых проповедей находился не как обычно на Горнем месте (куда из-за болезней ему было тяжело взбираться), а на амвоне, находящемся почти посреди храма (это было возвышенное место чтеца), откуда он вещал продолжительное время, не напрягая свой уже слабеющий голос
Горнее место в богослужении
В Православной церкви во время архиерейских богослужений в уставных случаях, в частности при чтении Апостола за литургией, епископ восседает на седалище, а сослужащее ему духовенство располагается соответственно по сторонам. Таким расположением епископ изображает собою Христа Вседержителя, а духовенство — апостолов или тех старцев-священников, которых видел Иоанн Богослов. Чтение Евангелия епископ, находящийся на горнем месте, и священники слушают уже стоя.
Горнее место является обозначением таинственного присутствия Бога и сослужащих ему. Поэтому этому месту всегда воздают подобающие почести, даже если оно, как это часто бывает в приходских храмах, и не оформлено возвышением с седалищем для епископа. В таких случаях признается обязательным лишь наличие светильника на этом месте: лампады, или высокого подсвечника, или того и другого вместе. При освящении храма, после того как освящен престол, епископ своей рукой должен возжечь и водрузить светильник на горнем месте. Миропомазание освящаемого храма начинается с престола со стороны горнего места, на стене которого миром начертывается крест.
Примечания
Литература
Ссылки
wiki.sc
ГОРНЕЕ МЕСТО — это… Что такое ГОРНЕЕ МЕСТО?
Горнее место — в храме Спаса на Крови (фотография с освящения храма, 1907 год) Горнее мест … Википедия
Горнее место — место у центральной части восточной стены алтаря, находящееся против престола. Его происхождение относится к самым ранним временам истории храмов. В катакомбных криптах и капеллах на этом месте устраивалась кафедра (седалище) для епископа. С… … Православие. Словарь-справочник
Горнее место — восточная часть алтарной апсиды, где в кафедральных соборах на возвышении располагается место епископа… Источник: СП 31 103 99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов (принят Постановлением Госстроя РФ от 27.12.1999 N 92) … Официальная терминология
горнее место — (Синтроп) Возвышенное место в церкви, на которое ставится сидение (трон) для епископа, митрополита и др. иерархов. На стене апсиды, над Г. М. в нише пишется изображение Христа, сидящего на престоле (иногда на Г.М. изображается икона… … Словарь иконописца
Горнее место — восточная часть алтарной апсиды, где в кафедральных соборах на возвышении располагается место епископа. Источник: МДС 31 9.2003: Православные храмы. Том 2. Православные храмы и комплексы. Пособие по проектированию и с … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Горнее место — (от славянского горний возвышенный), в православном храме место у центральной части восточной стены алтаря, находящееся прямо против престола, где на возвышении устанавливалась кафедра (седалище) епископа. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
горнее место — горнее место, горний престол Возвышенное сидение у восточной стены алтаря, за престолом, предназначенное для архиерея и фланкированное сопристолиями. Ист.: Плужников, 1995 Иллюстрации: Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Синтрон в апсиде … Словарь храмового зодчества
ГОРНЕЕ МЕСТО — [греч. ἡ ἄνω καθέδρα Верхняя (слав. ) кафедра; также σύνθρονος Сопрестолие], особая зона алтаря правосл. храма, занимающая вост. часть алтарной апсиды, между св. престолом и вост. стеной. В центре Г. м. традиционно устраивается архиерейская… … Православная энциклопедия
Горнее место — место за престолом в алтаре, где ставится на возвышенности кафедра епископа и по бокам седалища пресвитеров. Это место возникло в то время, когда был обычай, в виде исключения для некоторых мирян и священников, сидеть в церкви. Миряне… … Полный православный богословский энциклопедический словарь
ГОРНЕЕ МЕСТО — См.: ХРАМ ПРАВОСЛАВНЫЙ. Источник: Энциклопедия Русская цивилизация … Русская история
dic.academic.ru
Горнее место, Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IV- профессор Александр Павлович Лопухин
Горнее место. Название это усвояется устрояемому в алтаре за престолом особому возвышению, на котором ставится кафедра епископа с расположенными по бокам ее седалищами для пресвитеров. Своим происхождением оно обязано тому древнему обычаю, по которому как служащие священнослужители, так и молящиеся миряне не исключительно стояли во время совершения богослужения, а отчасти стояли, отчасти сидели. Вследствие этого в церквах должны были явиться седалища, или места сидения для священников и мирян. Седалища первых, имевшие место в алтаре, были устроены не с западной стороны престола и лицом не к востоку, а с восточной стороны, лицом к народу, – они ставились в полукруге алтарной абсиды, непосредственно или вплотную к стене. Седалище епископа находилось в центре полукруга абсиды, а седалища пресвитеров располагались полукружиями с обеих его сторон (Ап. Постановления, II кн., 57 гл.). Сравнительно с этими последними епископская кафедра имела возвышенное положение, поднималась над уровнем пола на одну и более ступеней. Так, в живописи, украшающей одну из комнат усыпальницы св. Ермы, изображена кафедра, возвышающаяся на пять ступеней, не считая платформы, на которую поставлена; на ней восседает епископ, совершающий рукоположение. Кафедра базилики в Переццо в Истрии (VI в.) также возвышается на пять ступеней, а скамьи для пресвитеров расположены гораздо ниже по обе ее стороны и состоят из двух рядов, возвышающихся один над другим в виде амфитеатра. В Солуни существуют три епископские трона, оставшиеся от дотурецких времен: один в бывшей св. Софии, другие два на дворах бывших церквей св.Георгия и Пантелеимона. Первый имеет три ступени восхода, вторые два по шести. Наконец, в базилике на острове Торчелло епископская кафедра возвышается на десять ступеней, а скамьи для пресвитеров состоят из шести, один над другим возвышающихся, рядов, и все Г. место имеет вид настоящего амфитеатра. Такие возвышенные на несколько ступеней кафедры назывались в древности «cathedrae gradatae» (Августин, Ер. ССІІІ ad Maxim) и были в употреблении уже в IV в. и далее ранее, в конце III в., но считались некоторого рода роскошью, а иногда даже и предосудительным излишеством. Так, отцы антиохийского собора резко порицали Павла Самосатского за то, между прочим, что он «не как ученик Христов» устроил для себя возвышение и высокий трон (Евсевий, Цер. Истор.VІІ, 30).Позднее Сульпиций Север (420 г.) особенно восхвалял св. Мартина за то, что он по смирению отказывался садиться на такие кафедры, когда председательствовал в собрании верных (Dial. II. De virtute S. Martini). Указание на более высшее положение епископской кафедры находим, наконец, и в замечании Григория Назианзина, что он, как епископ, восседал на высоком престоле, а пресвитеры с обеих его сторон – на низших седалищах. В виду этого едва ли есть достаточные основания утверждать, что кафедры пресвитеров ставились иногда на одной высоте с троном епископа (Голубинский, История р. церкви, I т. II ч. Стр. 153. Изд. 1881 г.). По крайней мере, обычная в этом случае ссылка на слова Евсевия Кесарийского о Gавлине, еп. nирском, что он украсил свой храм высочайшими престолами в честь председящих (Цер. Истр. X, 4), не достигает своей цели, так как, судя по контексту, речь идет о престолах вне алтаря, а не внутри его.
Что касается формы епископского седалища, то оно имело вид кресла со спинкой и ручками. Такова, напр., епископская кафедра в подземной церкви усыпальницы св. Агнессы. Вырубленная в той же почве, что и храм, она имеет форму кресла с округленною спинкою и боковыми барьерами, или ручками. Точно такие же две кафедры устроены и в другой комнате той же усыпальницы. Кафедры указанной формы нередко встречаются и в древних изображениях. Так, на одном надгробном камне довольно грубо вырезано изображение епископа или священника, сидящего на седалище-кресле самой простой и первоначальной формы. Епископ протягивает руку к стоящим пред ним женщине и овце; женщина – символическое представление паствы, а овца – как бы символическая подпись к этой последней фигуре. Однородные изображения встречаются также на трех стеклянных сосудах, открытых Гаруччи. На двух из них представлены какие-то лица, вероятно, епископы или пресвитеры, сидящие в положении учащих на кафедрах, имеющих форму простого кресла. Третье изображение представляет кафедру в более сложной форме: она довольно высока и имеет подножие. Замечательным образчиком древней епископской кафедры является, наконец, относимая к III в. кафедра св. Ипполита. Сделанная из мрамора, она имеет небольшое подножие и круглую невысокую спинку. Боковые стенки ее сравнительно широки и в верхнем загибе украшены изображением фантастических голов. Соответственно сану епископов их кафедры имели различные украшения. Ими являлись прежде всего более или менее драгоценные материи, из которых делались покрывала и завесы для кафедр. «На будущем суде Христовом, говорит бл. Августин в письме к Максимину, епископу донатистов, не защитят ни седалища, ни покрытые кафедры». Изображения подобных кафедр очень нередко встречаются в памятниках древнехристианского искусства, в мозаиках, живописях и скульптурах. Так, на фрагменте одного древнего мрамора, найденного в усыпальнице св. Марцеллина и Петра, вырезана кафедра очень простой формы, поставленная в углублении, которое драпировано завесою, украшенною бахромой и с боков приподнятою. Мозаика в Равенском баптистерии 451 г. изображает кафедру, покрытую какою-то дорогой материею и подушкой. Такова же кафедра на мозаике св. Пуденцианы IV в. Украшениями другого рода являлись различные символические изображения. Может быть, на них намекает Афанасий Великий в апологии к Констанцию: «За что те, которые оплакивают жребий епископского несколько украшенного престола, стараются умертвить сидящего на нем епископа»? Из памятников позднейшего времени видно, что такими у крашениями служили скульптурные изображения головы льва или собаки (кафедра в церкви свв. Нерея и Ахилла; кафедра на мозаике в церкви св. Марии великой), чем напекалось на мужество, бодрствование и верность – существенный свойства епископа; голубя – символа св. Духа, вдохновляющего епископа – проповедника; крылатых грифонов, поддерживающих обе боковые ручки кафедры (каф. в церкви св. Марии in Transtevere) и т. п. Некоторые кафедры были украшены даже иконографическими сюжетами. Такова, напр., епископская кафедра Максиминиана в церкви св. Виталия Равенского. На ее нижней лицевой стороне изображен И. Христос в священнической одежде с правой благословляющею рукой и левой, держащей диск, на котором находится агнец; возле Спасителя – фигуры евангелистов. На боках кафедры изображена история Иосифа, а на спинке – различные события из евангельской истории. Окружавшие епископскую кафедру седалища для пресвитеров имели или ту же самую форму кресла, на что указывает их греческое название «θρο’νος», или же были общими для всех скамьями, лавками (см. выше о Г. месте в базилике в Перецпо и на острове Торчелло). Составляя принадлежность древнейших алтарей, Г. место с епископскими и пресвитерскими седалищами не исчезло и во все последующее время. Так, в чине патриаршего служения литургии по рукописи ХIV в. библ. Саввы Освященного № 362 читаем, что «по окончании Трисвятого патриарх восходит на сопрестолие с сослужащими ему архиереями и иереями» (Дмитриевский, Описание литургических рукописей, II т. Εὐχολο’για. Стр. 306). Однородное замечание встречается также в Уставе божественной службы Константинопольского патриарха Филофея по ватиканской рукописи ХV ст. «Иерей, говорится в нем, отходите к седалищу» (Красносельцев, Сведевия о некоторых литургических рукоп. ватиканской библ. Стр. 181).
По примеру греческой церкви, Г. место с епископско-пресвитерскими сопрестолиями устроялось и в алтарях русских церквей. До сих пор их можно видеть в древних новгородских церквах. Часть их сделана из камня, часть выложена из кирпича (См. арх. Макария, Археологическое описание церковных древностей в Новгороде).
А. Петровский.
azbyka.ru
Википедия — свободная энциклопедия
Избранная статья
Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run), также Первое сражение при Манассасе) — первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США. Состоялось 21 июля 1861 года возле Манассаса (штат Виргиния). Федеральная армия под командованием генерала Ирвина Макдауэлла атаковала армию Конфедерации под командованием генералов Джонстона и Борегара, но была остановлена, а затем обращена в бегство. Федеральная армия ставила своей целью захват важного транспортного узла — Манассаса, а армия Борегара заняла оборону на рубеже небольшой реки Булл-Ран. 21 июля Макдауэлл отправил три дивизии в обход левого фланга противника; им удалось атаковать и отбросить несколько бригад конфедератов. Через несколько часов Макдауэлл отправил вперёд две артиллерийские батареи и несколько пехотных полков, но южане встретили их на холме Генри и отбили все атаки. Федеральная армия потеряла в этих боях 11 орудий, и, надеясь их отбить, командование посылало в бой полк за полком, пока не были израсходованы все резервы. Между тем на поле боя подошли свежие бригады армии Юга и заставили отступить последний резерв северян — бригаду Ховарда. Отступление Ховарда инициировало общий отход всей федеральной армии, который превратился в беспорядочное бегство. Южане смогли выделить для преследования всего несколько полков, поэтому им не удалось нанести противнику существенного урона.
Хорошая статья
«Хлеб» (укр. «Хліб») — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.
В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в одном из наиболее благополучных колхозов Советской Украины — колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Яблонская была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Советские искусствоведы отмечали, что Яблонская изобразила на своей картине «новых людей», которые могут существовать только в социалистическом государстве. Это настоящие хозяева своей жизни, которые по-новому воспринимают свою жизнь и деятельность. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы». По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия.
Изображение дня
Рассвет в деревне Бёрнсте в окрестностях Дюльмена, Северный Рейн-Вестфалия
ru.wikipedia.green
Ваш комментарий будет первым