Торунь. Описание города
0 поедут в город 17 были в городе 98 популярный Количество всех рекомендаций по городу карта достопримечательностей
Общая информация
Описание города
Этот средневековый городок известен прежде всего тем, что здесь родился Николай Коперник) Но кроме этого в Торуни сосредоточено множество красивых зданий и интересных музеев, а сам город занесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Поляки жили здесь с незапамятных времен, пока в XIII веке не пришли захватчики — племена пруссов. Тогда мазовецкий князь Конрад заручился поддержкой рыцарей-крестоносцев Тевтонского Ордена, которые помогли полякам избавиться от врагов, да так тут и остались.
Достопримечательности
Дом Коперника (Dom Kopernika)
Здания и сооружения
0оценки гостей
1Рекомендуют
4 Туриста Нет отзывов 1Фото Нет экскурсий
Ранее улица Коперника носила имя св. Анны. Сейчас же она носит имя великого астронома. До сих пор доподлинно неизвестно, в каком именно доме родился и провёл первые семь лет жизни Николай Коперник, в №17 или №15, именно поэтому в этих двух зданиях сейчас размещается Дом-музей. Музеи представляют собой купеческие дома с высокой сенью, конторой, жилой и складской частью. В доме №17 представлена экспозиция предметов, связанных с жизнью Коперника. Здание состоит из трёх частей: первого этажа …
Костел Пресвятой Девы Марии (Church of the Blessed Virgin Mary)
Святыни и храмы
0оценки гостей
1Рекомендуют
2 Туриста Нет отзывов 1Фото Нет экскурсий
Костел Пресвятой Девы Марии был построен по заказу ордена Францисканцев в 1239 году, в городе Торунь, Польша. В XIV веке его центральный неф был самым высоким в Центральной Европе – 26,8 метра в высоту. Сейчас это один из самых красивых костелов Северной Польши. Кроме того, в комплекс входит самый древний монастырь, расположенный на территории Тевтонского ордена. За рядом разноцветных «пряничных» домов, которые окружают Рыночную площадь в городе Торунь, проходит небольшая улица Девы …
Городские парки
0оценки гостей
1Рекомендуют
2 Туриста Нет отзывов 1Фото Нет экскурсий
Городской парк находится в городе Торунь, на проспекте Богуслава Магиери. Хотя парк и расположен в центре города и рядом с основной транспортной магистралью, в нем тихо и уютно. Создан он был в 1822 году,а образцом его создания послужил пейзажный английский парк. Парк богат озерами и ручьями, через которые перекинуты ажурные мостики. Здесь хорошо себя чувствуют водоплавающие пернатые, может потому, что люди обязательно покормят таких красивых птиц хлебом или зерном. Тенистые дорожки парка …
Польский город Торунь | Мировой Туризм
Город Торунь, крупнейший центр ганзейской торговли на Висле, чудесным образом пережил многочисленные войны и отличается замечательной архитектурой. Это гостеприимный университетский город с массой дешёвых студенческих баров на узких улочках.
Содержание статьи
- 1 Достопримечательности Торуни
- 2 Прибытие и размещение в городе Торунь
- 3 Еда и напитки в городе Торунь
Достопримечательности Торуни
Главная достопримечательность Старого города в его западной части – Рыночная площадь со средневековой Ратушей, где ныне размещается городской музей (вторник-воскресенье 10.00-16.00/18.00). Здесь можно увидеть огромное собрание витражей XIV века. На западном углу Рыночной площади возвышается впечатляющая средневековая церковь Девы Марии.
К югу от площади, на улице Kopernika 15/17, находится музей Коперника (вторник-воскресенье 10.00-16.00). Великий учёный родился в этом высоком кирпичном доме, и здесь хранится собрание связанных с ним реликвий. Кроме того, тут проходит светозвуковое шоу, посвящённое истории Торуня XV века. Купель, в которой крестили Коперника, можно увидеть в массивном соборе Святого Яна (понедельник-суббота 9.00-17.30, воскресенье 14.00-17.30) на восточном конце улицы Kopernika.
К северо-востоку от собора простирается Новый город, в центре которого лежит Рыночная площадь (Rynek Nowomiejski). Отсюда улица Prosta ведёт к парку, где находится бывший арсенал, в стенах которого разместился этнографический музей (ежедневно 9.00-10.00-16.00/18.00; с октября по апрель закрыт по понедельникам). За музеем, прямо под открытым небом, можно увидеть традиционные строения из дерева, в том числе массивную ветряную мельницу.
Театр Уильяма Хоржица
Прибытие и размещение в городе Торунь
Главный вокзал (Torun Glowny) расположен в 2 километрах к югу от реки. Автобусы 22 и 27 (каждые 10 минут) идут до площади Rapackiego на западной окраине Старого города. Сойти следует на остановке у платформы 4 (билеты продаются в киоске у автобусной остановки). Автостанция находится недалеко от центра, на улице Dabrowskiego.
В турбюро, расположенном в доме № 25 на Рыночной площади Старого города (понедельник и суббота 9.00-16.00, вторник-пятница 9.00-18.00; май-сентябрь также воскресенье 9.00-13.00), вам помогут забронировать номер в отеле либо найти жильё в частном секторе. Лучший среди недорогих отелей Торуня – Hotelik w Centrum на улице Szumana 2, где во всех номерах есть ТВ, можно пользоваться кухней и интернетом.
Также рекомендуется Dom Turysty РТТК на улице Legionow 24 (проезд автобусом № 27, четыре остановки к северу от главного вокзала). Лучший хостел Торуня расположен в 3 километрах к северо-востоку от центра в старой крепости на улице Chrobrego 86 (автобус 28 или 14). Кемпинг Tramp находится на улице Kujawska 14 (с октября по апрель закрыт) к западу от вокзала, где можно снять бунгало.
Отель Polonia
Еда и напитки в городе Торунь
Дёшево поесть можно в баре Mleczny на углу улиц Rozana и Sw. Ducha: здесь вам предложат густые супы, однообразные вторые блюда и вафли на десерт. У студентов пользуется популярностью кафе Manekin к северу от Рыночной площади Нового города, на улице Wysoka 5, где имеется огромный выбор превосходных пирожков.
За дешёвой пиццей и пастой отправляйтесь в Staromiejska на улице Szczytna 2-4. Блюда традиционной польской кухни предлагают в ресторанчике U Soltysa на улице Mostowa 17. Выпить можно в многочисленных летних кафе у реки, а также в баре Pod Aniolem, который находится в подвале Ратуши. Здесь иногда выступают диджеи и устраивается дансинг.
Рекомендуется также оживлённый ресторан, бар и клуб Metropolis на улице Podmurna 28 и бар Galeria Krzywa на улице Bankowa в Старом городе. Не забудьте попробовать pierniki – особые торуньские пряники, которые продаются в кондитерских. Доступ в интернет предоставляется в интернет-кафе Jeremi в доме № 33 на Рыночной площади Старого города.
Как добраться до Торуни | Где находится Торунь, Польша, и как туда добраться?
больше года назад Живописный средневековый город Торунь расположен на излучине реки Висла в северной Польше. Неудивительно, что Торунь, ставший ключевым торговым центром Центральной Европы в 17 веке, расположен ровно на полпути между польской столицей Варшавой и крупным портовым городом Гданьском 9.0003 . Торунь имеет хорошие связи с другими польскими и европейскими городами . Крупная транспортная развязка недалеко от центра города состоит из трех важных национальных маршрутов: автомагистрали № 91 и A1 (европейская № E75): Хельсинки-Гданьск-Катовице-Будапешт-Афины, № 10: Варшава-Щецин и № 15. : Ольштын-Вроцлав (и Познань). АвтомагистральA1 – это быстрое и простое сообщение из Торуня на север и юг Польши, которое проходит через Гданьск ,
Какой аэропорт ближе всего к Торуни, Польша?
Ближайший к Торуни аэропорт находится в городе Быдгощ
Обычно есть 4 поезда в день с прямым сообщением с Warszawa Wschodnia 9.0003 — Торунь Главный ! Поездка занимает около 3 часов и стоит в среднем 50-75 злотых, в зависимости от типа билета и времени покупки.
Есть регулярные прямые автобусы из Варшавы в Торунь . Поездка занимает 3-4 часа и стоит в среднем 45-60 злотых. Как далеко Торунь от Кракова и как туда добраться? Торунь находится в 438 км от Кракова и занимает около 5 часов на машине.
Как правило, 4 поезда в день с прямым сообщением из Кракова в Toruń Główny с продолжительностью около 6 часов. Поездка занимает 6-7 часов и стоит в среднем 50-90 злотых, в зависимости от типа билета и времени покупки.
Из Кракова в Торунь ходят регулярные прямые автобусы . Поездка занимает 6,5-8 часов и стоит в среднем 80-90 злотых. Мост Ю. Пилсудского , соединяющий два берега Вислы возле средневекового центра Торуни
Ежедневно из Гданьска курсирует 4 прямых поезда до Торунь Главный . Поездка занимает 2,5 часа и стоит в среднем 35-70 злотых, в зависимости от поезда, типа билета и времени покупки.
Из Гданьска в Торунь ходят регулярные прямые автобусы . Поездка занимает 2,5 часа и стоит в среднем 55-70 злотых. Как далеко Торунь от Познани и как туда добраться? Торунь находится в 180 км от Познани и занимает около 2,5 часов на машине.
Ежедневно из Познани курсирует 4 прямых поезда до Торунь Място . Поездка занимает 1,5-2 часа и стоит в среднем 30-50 злотых, в зависимости от поезда, типа билета и времени покупки.
Из Познани в Торунь ходят регулярные прямые автобусы . Поездка занимает 2,5 часа и стоит в среднем 25-40 злотых. Как далеко Торунь от Быдгоща и как туда добраться? Торунь находится в 47 км от Быдгоща и занимает около 50 минут на машине.
Ежедневно из Быдгоща курсирует 4 прямых поезда до Торунь Място . Поездка занимает 50 минут и стоит в среднем 10-25 злотых, в зависимости от поезда, типа билета и времени покупки.
Из Быдгоща в Торунь ходят регулярные прямые автобусы . Поездка занимает 1 час и стоит в среднем 9-12 злотых. Toruń Miasto — ближайшая железнодорожная станция к средневековый центр Торуни .
История Торуни | www.torun.pl
Город был основан 28 декабря 1233 года. Первоначально Торунь располагался у переправы через реку Вислу – в Старом Торуни. Там тевтоны построили свое первое поселение в Хелмненской земле — согласно легенде — на могучем дубе, а затем основали город, который вскоре был перенесен на свое нынешнее место в 1236 г. из-за периодических наводнений.
Заселение сегодняшней Старой Риги началось в районе так называемого «Острова», развитого района между улицами: Широкая, Жегларская и Лазенна, с площадью вокруг ул. Иоанновская церковь. Предполагается, что «Остров» был оборонительным постом, окруженным валом, который защищал первых поселенцев от случайных опасностей. Позже, когда были построены бастионы, а затем и городские стены, «Остров» утратил свою оборонительную роль, земля была выровнена, и были построены новые дома, которые стали желанным пристанищем для самых богатых купцов и советников — так как они были расположены недалеко от Рынка.
Город рос быстро, но поэтапно. Первой застройкой стала южная часть Старого города – вокруг «Острова». Основным транспортным путем была улица, ныне называемая Коперника (тогда св. Анны), которая вела к перекрестку в Старом Торуни. Вскоре выяснилось, что локализация города в этом месте была настолько удачной инвестицией, что требовалось немедленное развитие, чтобы вместить всех купцов, прибывающих из Силезии, граничащих с польскими землями, и даже из далеких Вестфалии и Любека — центров Ганзейского союза и торговли. на Балтийском море.
Таким образом, после 1251 года Рыночная площадь была локализована, чтобы стать центром города, а городские стены окружили францисканский монастырь и церковь, которые раньше находились за пределами города. Вскоре, в 1264 году, был основан новый городской центр — Новый город. В отличие от Старого города, где преобладали купцы и самые богатые ремесленники – пивовары, пекари и мясники, Новый город должен был стать центром ремесел Торуня. Средневековым городом управляли четыре великие гильдии: пивовары, кожевники, торговцы тканями и меховщики. Во второй половине XIII века и в XIV веке были возведены монументальные здания — Ратуша и ул. Джонс, ул. Мария и ул. Иаковские церкви. Также в этот период большинство жилых домов в Торуни получили кирпичные стены.
Многочисленные строительные работы и приток людей стимулировали развитие ремесел, необходимых для удовлетворения растущих потребностей. Первые торуньские мельницы, вероятно, действовали недалеко от замка под полным контролем тевтонских рыцарей. Уже в 1259 году в предместье Тшепоша была открыта мельница. Торунь не мог бы появиться без своих кирпичных заводов. Уже в XIII веке у ручья «Струга Торуньска» был построен Тевтонский кирпичный завод, и, вероятно, в то же время или немного позже, по крайней мере, 3 последующих муниципальных кирпичных завода были построены на реке Висла. Город был окружен предместьями, где жили более бедные ремесленники. Это были колесники, гончары, кузнецы, пчеловоды и носильщики — названия их профессий отразились в названиях улиц, которых сегодня нет. На реке Висле функционировала гавань, которая по крайней мере до конца XIV века была морским портом, а рядом с ней, у Монастырских ворот, функционировала верфь, на которой строились более мелкие суда, пригодные для речной торговли. Виноградники, принадлежавшие самым богатым купцам, располагались на террасах реки Висла между городом и деревней Кащорек. Весь комплекс (город и предместья) в период своего расцвета в конце XIV века населял около 20 000 горожан. Город, по крайней мере до середины XIV века, входил в союз ганзейских городов и даже возглавлял группу прусских городов.
Последующие века не были так щедры к гостеприимному портовому городу на Висле. Бурное развитие Гданьска во второй половине XIV века привело к постепенному вытеснению торунских купцов из морской торговли. Местные купцы должны были найти другую нишу для себя и своего города в экономике Польши, к которой Торунь был присоединен в 1454 году. Река Висла стала транспортным путем для зерна из дворянских поместий и крестьянских хозяйств. Торуньские купцы, имевшие преимущественное право покупки товаров, сплавлявшихся по Висле, брали большое количество зерна для продажи в Гданьске. На торговле зерном вырос новый патрициат Торуня — Эскены, которые модернизировали свою роскошную резиденцию; Крюгеры, фон дер Линдены, впоследствии правившие также в Гданьске, Койены, оставившие генеалогию, иллюстрированную десятками гербов родственных семей, Стробанды, основатели Торуньской гимназии и реформаторы города.
Расцвет торговли зерном привел к революционным изменениям в архитектуре. Для хранения зерна необходимо было построить склады — зернохранилища. Ранее, до середины XV века, в южной части улицы Мостовой жили торговцы зерном из Торуня. За одно столетие (1450-1550) было построено около 60 новых зернохранилищ. Период, когда Торунь пользовался статусом посредника между производителями зерна и Гданьском, не был долгим в историческом плане. Уже в первой половине XVI века набиравшие силу гданьчане и шляхта вынудили короля отменить право Торуня на склады. Почти полвека спустя участие купцов из Торуни в торговле зерном было сведено к минимуму. Однако, несмотря на такие неблагоприятные изменения в торговой ситуации, Торунь устоял и во второй половине XVI века мог даже пережить свой второй золотой век. В 1496 город получил королевскую привилегию построить мост через реку Вислу. Строительство было готово в 1500 году. Город был доступен через «сухую переправу» для купцов, путешествующих по дорогам тогдашней республики и использующих все более и более многочисленные пути для перевозки тканей, специй, рейнских лоз и соли с запада на восток. меха, шерсть и восточные изделия из восточных стран в западную Европу. Обмен товарами происходил на больших ярмарках, организованных маршрутами. Купцы из Франкфурта и Лейпцига отправились в Познань, Гнезно, а затем в Торунь. Также в Торунь приезжали по делам гданьчане и купцы из Вильно, Гродно, Могилева, Люблина и Вроцлава. Таким образом, в течение XVI века Торунь постепенно снова превратился, на этот раз из посредничества в торговле зерном в город великих купеческих собраний, место товарообмена между востоком и западом Европы. В XVII веке купцы из Торуни, отправлявшиеся в Гданьск за редкими заморскими товарами, такими как: селедка, соль, колониальные товары, пряности, а также английское и нидерландское сукно, путешествовали к дальним юго-восточным окраинам Польши — в Волынь, Киев и Львов, продавать свои товары с прибылью.
XVI век также принес большие религиозные изменения. В 1557 году город принял учение Мартина Лютера. Совет конфисковал имущество распущенных католических учреждений, больниц и школ. Мэр Торуня Ян Стробанд инициировал создание академической гимназии. Датой ее основания считается 1568 год, но процесс преобразования приходской школы в современную гуманистическую гимназию начался раньше и завершился реформой школы, проведенной сыном инициатора — одним из виднейших государственных деятелей Торуни — Хенриком Стробандом. в 1594 р. Во время его пребывания на посту советника, а затем мэра (1586-1609) в городе произошла очередная революция, на этот раз административная. Стробанд инициировал реформы, приведшие к полной централизации власти в руках Совета — была образована так называемая «камлария», изменены или переписаны уставы большинства ремесленных гильдий, беженцы для бедных, церкви и школы получили единое управление, распределение т. н. было узаконено название «сиротская копейка», введено новое административное деление города и пригородов на кварталы. Тогда же были построены новый штаб городской стражи и общежитие для гимназистов, реконструированы Ратуша и арсенал, подготовлен план строительства современных бастионных укреплений.
При Стробанде был остановлен приток католиков в гильдии, а городские власти пытались препятствовать деятельности иезуитов, поселившихся у св. Иоанна в 1596 году. Это были предвестники нарастающего конфликта между лютеранами и католиками. Однако принципы религиозной терпимости сохранились на целое столетие и нашли свое отражение в богословском споре между представителями разных фракций христианства – так называемом благотворительном коллоквиуме, организованном в Торуни в 1645 г.
1620-е годы принесли первые предзнаменования падения города. Пригороды Торуни, сожженные в 1629 году, так и не были восстановлены. Новые укрепления 1640-х годов охватывали только территорию города в пределах городских стен и тем самым ограничивали его пространственное развитие. Экономический и социальный кризис стимулировал религиозные конфликты. Вина за ухудшение материального положения и отсутствие возможностей для повышения социального статуса возлагалась прежде всего на «других» — лиц иной конфессии или национальности. Таков был, естественно упрощенный и опускающий некоторые прямые причины, генезис лютеранско-католического конфликта — знаменитого Торуньского мятежа 1724 г., приведшего протестантов к разграблению иезуитской коллегии, после чего виновные в сложившейся ситуации лидеры лютеранской общины, в том числе мэр Иоганн Готфрид Ресснер, были обезглавлены по приказу короля.
XVIII век Торунь был обезлюдевшим городом. Пожары, возникшие во время осады шведами в 1703 году, привели к временному разрушению ратуши. На месте домов, стоявших на Рыночной площади и также сгоревших при пожаре, была построена новая лютеранская церковь. После периода относительного экономического процветания в третьей четверти XVIII века произошел первый раздел Республики Польша. Правда, Торунь был захвачен пруссаками позже, в 1793 г., но экономическая блокада после 1773 г., упадок торговли на Висле и разрыв существующих торговых связей, вызванные разделами, привели к обезлюдению города и дали переход к экономическому кризису.
Такая ситуация сохранялась и в первый период прусского владычества (1793-1807 гг.), когда город входил в состав Варшавского княжества и находился под российской оккупацией (1807-1815 гг.). С приходом прусского правления произошел тяжелейший демографический кризис — в 1793 году число жителей упало примерно до 6 тысяч. Количество ремесленников сокращалось, и лишь немногие торговцы зерном смогли возобновить свою деятельность, когда вновь открылся сплавной путь в Гданьск и был построен Быдгощский канал, чтобы открыть водный путь в сердце прусского государства. В город прибыло большое количество прусских писарей с прусским гарнизоном. Возвращение Торуни под власть Польши не сильно изменило ситуацию. В 1808 году город получил статус муниципалитета (вместе с Варшавой, Познанью и Калишом), что позволило, по крайней мере, для большей формальной автономии гмины. В 1810-1812 годах французы решили превратить Торунь в крепость. Город был окружен двенадцатью бастионами со стенами и частоколами. Вскоре оборонительные качества укреплений можно было проверить во время осады русской армии в 1813 году. В рамках оборонительных приготовлений были захвачены предместья, село Мокре, а также расположенные на другом берегу Вислы поселки Подгуж и Майдан. уничтожен. Осада привела к дальнейшему опустошению города — 100 домов были разрушены, 250 домов частично разрушены и только 400 домов были пригодны для проживания. В результате войны и из-за закрытия английского рынка ухудшилась до сих пор процветающая торговля зерном в Торуни. Уменьшалось и значение Торуньской гимназии, так как она лишилась двух высших классов и перестала быть полууниверситетом.
И снова смена власти не стимулировала рост. Пруссаки, вернувшиеся в город в соответствии с положениями Венского конгресса (1815 г.), сосредоточили свое внимание на развитии укреплений вокруг Торуни. Город стал прусским пограничным оплотом. Таким образом, он потерял возможность пространственного развития. Лишь в некотором отдалении от укреплений появились новые предместья — это были предместья Мокре, населенные рабочими, а также Быдгоские, Якубские и Новое Предместье Хелминьские предместья. В середине XIX века их население не достигло численности с 1812 года. Кроме того, сохранялись очень неблагоприятные условия для торуньской торговли, допуская лишь ее местное развитие.
Самые важные технологические изобретения доходили до города очень медленно. Первая дорога с твердым покрытием в Грудзёндз была построена в 1828 году, телеграфное сообщение с Берлином было установлено в 1855 году, в 1859 году была построена городская заправочная станция, первая железнодорожная линия (до Быдгоща) была закончена в 1861 году, а в 1899 году была построена электростанция. и первая линия электрического трамвая были готовы. Эти объекты, число которых быстро росло после 1850 года, создали лучшие условия для демографического и экономического развития Торуни. Однако до того, как условия улучшились, Торунь заметно отставал от близлежащих Быдгоща и Грудзёндзя.
Решение о переносе укреплений в отдаленные от города районы имело особое значение для облегчения его пространственного развития. Победа в войне с Францией дала пруссакам значительные компенсационные средства, которые были потрачены на развитие оборонительной системы объединенной Германии. Этот факт также был важен для судьбы Торуни, который считался цитаделью первого класса. В 1878-1892 годах было построено полное кольцо внешних укреплений. В его состав входили 7 главных фортов, 6 средних фортов, большая артиллерийская батарея и укрытия для пехоты и артиллерии. Стратегическое и экономическое значение города возросло, когда в 1873 г. был построен железнодорожный мост на линии Берлин-Выструч, являющийся лучшим соединением центральной Германии с Восточной Пруссией.
В результате перебазирования и дальнейшей ликвидации внутренней линии укреплений, примыкающих к стенам Старого города, появилась возможность освоения участков, оставленных армией. В этом районе было построено много новых военных и общественных зданий, в том числе гарнизонная церковь (построена в 1894-1897 гг.), городской театр (1903-1904 гг.), новая резиденция банка, расположенная в настоящее время на площади Рапацкого (1906 г.) и здание промышленное училище (ныне Collegium Maius Университета Николая Коперника, 1907 г.). В 1906 г. Мокре вошла в состав Торуня. В то время его население составляло 12 000 человек, в основном польские рабочие, которых привлекала в Торунь возможность найти работу по расширению укреплений. В период с 1861 по 1906 год население Торуни увеличилось с 14 до примерно 33 тысяч, а после присоединения Мокре — до более чем 40 000 человек. В 1861 г. впервые за более чем столетие увеличилось число ремесленников (в период 1867-1900 гг. оно возросло со 195 до 540 мастеров). Также начала развиваться местная промышленность — начал работать завод сельскохозяйственных машин Э. Древитца и началось производство имбирных пряников (например, в компании Weese).
Экономическое и демографическое развитие города привело к оживлению культурной и научной жизни Торуни. Публикацию «Истории Торуни» Я. Э. Вернике в 1842 г. можно считать началом возросшего интереса к научной жизни. В том же году начала работу типография Ernst Lambeck. Он также издавал книги на польском языке, в том числе первое легальное издание «Пана Тадеуша» А. Мицкевича (1859 г.). 1853 год был годом основания «Coppernicus-Verein für Kunst und Wissenschaft zu Thorn», что способствовало повышению интереса к истории Торуни. Членами общества были, в частности, Георг Бендер (1848-1919 гг.).24), многолетний член прусского парламента, обер-бургомистр Торуня в 1888-1891 годах и увлеченный исследователь прошлого города, а также, возможно, крупнейший историк Торуня немецкого происхождения Артур Семрау (1862-1940 ).
Несмотря на отсутствие польских интеллектуальных кругов после 1793 года, во второй половине XIX века Торунь стал центром польского движения за независимость. Это было связано главным образом с тем, что в 1866 г. Торунь стал местом жительства редакторов крупнейшей польской газеты в Восточной Пруссии — «Газеты Торуньской» — ее первый номер был напечатан в типографии Юзефа Бущинского 1 января 1867 г. Еще одно учреждение, которое было очень важно для польских граждан и действовало в Торуни. Научное общество было основано 16 декабря 1875 г. и объединяло в основном польское дворянство и католическое духовенство из Западной Пруссии. В 1897-1914 период под председательством преп. Станислав Куёт, исследователь истории Померании.
В начале ХХ века обострился национальный конфликт между немцами и поляками. Этому способствовали действия так называемой «хакаты» (Ostmarkverein) и законопроект об ассоциациях, запрещающий использование польского языка в открытых публичных собраниях. До начала Первой мировой войны (1910 г. ) в городе проживало 46 тыс. жителей, из которых 55-60% были немцами, 38-43% — поляками и 2% — евреями. После проигранной немцами войны и в соответствии с положениями Версальского договора Торунь снова стал польским городом. 18 января 1920 солдат Польско-Поморской дивизии вошли в Торунь. Через два дня в Торунь прибыл первый поморский воевода Стефан Лашевский (выдвинут уже в октябре 1919 г.). Таким образом, Торунь стал столицей большого воеводства, включавшего часть бывшей Западной Пруссии, ныне принадлежащую Польше. Новые административные функции привели к изменению коммерческого характера города. Постепенно из довоенной цитадели он превратился в современный административный и культурный центр. Во время президентства Антони Болта (1924-1936) Были модернизированы транспортные пути Торуни и начато строительство нового центра. После 1928 г. было построено здание Поморского воеводского управления (в 1933 г. оно стало районным управлением Национальной железной дороги), а также Управление национальных лесов, редемптористский монастырь и школа в Белянском районе, а также антенная мачта и радиовещательная станция Польское радио. В 1934 году был построен современный автомобильный мост, соединяющий город Торунь с Подгужем. Число граждан увеличилось в 1920-1939 период с 37 до 79 тысяч. Процветала и промышленность – успешно работали пряничные фабрики. Крупнейший из них, фабрика Густава Визе, в 1939 году был передан Ассоциации кооперативов пищевой промышленности «Сполем». В 1932 году было открыто самое большое промышленное предприятие в Торуни. Это был бельгийско-польский химический завод «Polchem» ООО, производивший серную кислоту и фосфорные удобрения. Бурлила научная и культурная жизнь. В 1925 г. был создан Балтийский институт, который вскоре стал головным органом по изучению Поморья. В 1936 его перевели в Гдыню. В 1923 г. была открыта крупная научная библиотека — Городская библиотека. В нем собраны разрозненные научные книги и копии старых изданий. Театр играл значительную роль в культурной жизни города. В 1920-1939 годах было поставлено около 700 спектаклей.
Этот короткий период бурного развития города закончился войной. 7 сентября 1939 года войска вермахта вошли в Торунь. 16 и 17 октября 1939 г. немецкая полиция начала арестовывать польских граждан, в основном служащих и представителей интеллигенции. Их перевезли в форт VII, который стал центральной тюрьмой для поляков из города и области. Всего было заключено 1200 человек. В период с 28 октября по 6 декабря 1939 500 из них были расстреляны в Барбарском лесу. К марту 1941 г. из Торуни было изгнано около 5000 польских граждан. Уже осенью 1939 года немцы перевезли последнюю группу евреев из Торуни в Лодзь. Немецкие власти вынудили остальных поляков, оставшихся в городе, принять немецкое гражданство. Кроме того, немецкое присутствие в городе было усилено иммигрантами из Восточной Европы и III Рейха — всего к концу 1944 года в Торуни проживало около 16 тысяч немцев.
Немецкая оккупация закончилась 1 февраля 1945. В этот день немецкие войска, пытавшиеся достичь Быдгоща, были вытеснены из города русской армией. Вскоре была организована польская администрация. Одним из первых административных решений Временного правительства, вдохновленных ППР (Польской рабочей партией), было перемещение столицы воеводства из «интеллектуального» Торуня в «рабочий класс» Быдгощ (2 марта 1945 г.). Однако вскоре город был компенсирован своей административной деградацией. Профессора Университета Стефана Батория в Вильно были вынуждены покинуть родной город и прибыли в Торунь. В сотрудничестве с местными культурными кругами они реализовали идею создания университета в Торуни. Окончательно он был открыт 24 августа 19 г.45 Президиума Национального Совета. Профессор Людвик Коланковски был назначен первым ректором Университета Николая Коперника. За свою пятидесятилетнюю историю университет стал одним из важнейших научных и образовательных центров Польши. В настоящее время в нем обучается более 31 000 студентов, и он занимает четвертое место в рейтинге польских университетов, занимающихся научными исследованиями. В 1967-1973 годах университет получил современную библиотеку, новые учебные и жилые корпуса для студентов, а также здание ректората, локализованное во вновь построенном академическом городке Белянского района. Кампус все еще развивается.
Социальная ситуация в городе в послевоенное время была неблагополучной. Деградация до субрегиона и перевод многочисленных региональных учреждений в Быдгощ препятствовали экономическому и культурному развитию города. Однако в этой области можно было наблюдать медленное продвижение вперед. В 1947 году была открыта Торуньская швейная фабрика (ныне «Торпо»), в следующем году начал производство Поморский завод низковольтного оборудования (ныне «Апатор»), а в период 1950-1955 годов были модернизированы существующие промышленные предприятия (например, «Полхем») и были построены новые заводы (в 19Открытие 51 Торуньской фабрики перевязочных материалов). В 1960-е годы в этом секторе произошел прорыв. По решению центральных властей Торунь стал местом расположения двух крупных промышленных предприятий — завода по производству химических волокон «Элана» (открыт в 1964 г.) и торунской прядильной фабрики «Меринотекс» (1965 г.). Развитие промышленности в 1960-е годы вызвало массовый приток населения из региона. Только в «Элана» и «Меринотекс» в 1975 г. работало около 10 000 человек.
Расцвет промышленности привел к усилению демографического роста. В 1946, население Торуни составляло 68 000 человек, в 1960 году оно составляло 105 000 человек, а сейчас насчитывает более 210 000 человек. Наплыв людей обусловил необходимость пространственного развития города. Крупнейшим капиталовложением в развитие стало строительство жилого комплекса «Рубинково», в котором в настоящее время проживает около половины жителей Торуни. Быстро растущий город получил также новую больницу (1971 г.), теплоэлектростанцию и водозабор питьевой воды на реке Дрвенца. Развита транспортная сеть (шоссе Быдгощ-Гданьск, новая трамвайная линия Merinotex-Елана).
В 1975 году в результате административной реформы Торунь снова стал резиденцией воеводских властей. Однако такая ситуация повлияла на дальнейшее развитие города лишь в минимальной степени. Гораздо большие изменения были вызваны политическими реформами, проведенными после 1989 г.
Ваш комментарий будет первым