Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Горожане это в древней руси: Город и горожане в Древней Руси

Кто такие горожане. Русская Атлантида

Кто такие горожане

Во всех странах Средневековья были крестьяне и гм… гм… ну, пусть будет так, использую привычное слово: были дворяне. Но не везде были горожане. То есть города были везде абсолютно, в любой минимально цивилизованной стране. Но вот горожане, как особое сословие, как особая группа людей со своими нравами, привилегиями, чертами быта, живущая по своим особенным законам, — такое было не везде.

Города были везде, а вот горожане — только в тех странах Европы, которые приняли наследие Великого Рима.

В Риме каждый город имел свою сельскую округу, и этой округой управлял муниципалитет — выборный орган горожан. Город был привилегированный, потому что в нем жили граждане, имевшие право избирать и быть избранными в местные органы власти. А деревня оставалась бесправной, в ней жили обитатели вилл — вилланы.

Город как административная единица у римлян назывался civitas. К концу империи civitas было общепринятым названием городской общины.

В этом смысле слово сохранилось до сих пор в романских языках. Тем же словом называли совокупность всех граждан (cives) римского государства. Civis Romanus sum! — Я римский гражданин! — гордо говорил римлянин, носитель неотъемлемых гражданских прав. Тот, за кем стояла необозримая мощь колоссальной империи. Даже вне пределов империи эта формула помогала избежать местного правосудия. Один человек слаб, но в защиту своих граждан империя, не задумываясь, бросала закованные в броню, хорошо обученные легионы.

От этого слова пошло и современное интернациональное слово «цивилизация», — так прочно в сознании западных европейцев утвердилась связь города, культуры и гражданского общества.

А сельский округ, принадлежащий городу и управляемый из города, назывался pag. Житель пага в поздней Римской империи назывался paganos или paganus, и отсюда как раз происходит современное слово «поганый».

Вторгаясь в пределы империи, варвары грабили, разрушали, сжигали города. Завоевав куски империи, франки, вандалы и бургунды убеждались, что города все-таки необходимы, но что делать с ними — не знали.

Ни в одном кодексе законов раннего Средневековья до IX—Х веков нет даже упоминания городов. Деревня была варварам понятна, там шло смешение варварских и римских законов, обычаев, образа жизни. Обнищавшие, пустеющие города продолжали жить по римским законам, оставались осколками уже не существующего общества.

До конца Средневековья города оказались крохотными островками гражданского общества в беспредельном море живших общинами деревень.

В странах, возникших на месте Римской империи, сохранялось уважительное отношение к горожанам и пренебрежение к сельским жителям, крестьянству. Виллан — это невозможно перевести ни русским «крестьянин», ни немецким «бауэр». Это — деревенщина, лапотник, холоп. Сиволапое быдло, мордовать которое, издеваться над которым — признак хорошего тона.

В странах, не входивших в империю или в которых практически сменилось население (как в Британии), к крестьянству относились получше. Свободные бонды Скандинавии, английские йоменри — крестьяне-середняки, бауэры Германии вызывали уважение независимым поведением, самостоятельностью, практичностью. Крестьяне не просили ни привилегий, ни земель, а сами могли помогать королям и герцогам, если считали нужным. Составляя 80—90% населения, они хранили вековые традиции народа, его историческую память, его дух. «Купецкое происхождение не есть подлое», — говорят, поговаривал Григорий Шелихов, открыватель Русской Америки.

Жители Скандинавии, Британии, части Германии согласились бы — «крестьянское происхождение не есть подлое».

И польские Пясты скорее выигрывали в глазах шляхетства, скакнув в короли из мужиков.

Крестьяне могли стать рыцарями. Для этого было надо всего-навсего купить полное рыцарское вооружение и боевого коня. В Германии, в Скандинавии бывали периоды, когда короли охотно верстали в рыцари богатых мужиков.

Да и крестьянское ополчение оставалось очень грозной силой: северный тип развития, господа! Столетнюю войну для Англии чуть было не выиграли английские лучники, все как один происходившие из йоменри. И помешали им все те же горожане, французские горожане, вышедшие на историческую арену под знаменами Жанны Д’Арк.

Но и в этих странах, за пределами бывшей империи, тоже появлялись горожане. Общество развивалось, возникало разделение труда, города становились нужны. Эти новые города, выросшие уже после падения Западной Римской империи (Магдебург, Эдинбург, Гдыня, Краков), все равно жили по тем же законам, что и древние города из сердца римского мира — Женева, Орлеан или Неаполь. Жить по этим правилам было удобно и очень привлекательно для горожан. Судите сами: во времена сплошного рабства, сплошной личной зависимости горожанин рабства не знал.

Совсем. Человек, включенный в списки городских граждан, не мог быть продан в рабство, не мог лично зависеть от кого-то. Более того, в городе не мог жить раб. «Городской воздух делает свободным», и всякий, кто проживет в городе год и один день, получает свободу, даже если на нем ошейник раба. В городе нельзя держать рабов.

Город управлял собой сам, через выборный муниципалитет и через выборного голову. В городе улицы расходились от площади, на которой стояли собор, в котором по воскресеньям собирались все жители города, и ратуша — здание, из которого управлялся город. На той же площади по субботам шумел рынок и бил фонтан, из которого горожанки брали воду.

Феодалы очень любили владеть городами — у горожан водились деньги. Феодалы очень не любили, когда города становились вольными, то есть когда они никому не платили. И город окружал себя стенами повыше и покрепче, чем иной королевский замок.

В городе трудно было сделать большие запасы продовольствия, тем более — воды. Осада дорого обходилась феодалам, но еще дороже горожанам.

Скучившись за тесным пространством, за стенами, город жил грязно, неуютно, без отдельных комнат для детей и без садиков перед коттеджами. Эпидемии косили горожан, и город часто превращался в мышеловку.

Но зато — свободно. В странах, где в деревнях жили вилланы, горожане были единственными свободными людьми, кроме дворянства. И даже свободнее дворян, потому что не были связаны ни службой королям, ни кодексом рыцарской чести.

И за свободу — боролись. Расскажу одну историю… Из тех, которые называют историческими анекдотами, потому что достоверность их сомнительна. Но если даже история и выдумана… Впрочем, надо рассказать саму историю.

Когда-то, в середине XI столетия, на улицах некоего города появился незнакомый человек. Он просил подаяние, брался за какую угодно работу и тем кормился первые несколько месяцев. Потом он стал помогать зеленщику в его торговле; появился свой угол, постоянный источник дохода.

А через один год и один день жизни в городе человек пришел на ратушную площадь и дернул веревку колокола. Такие колокола стояли на многих площадях. Тот, кто просил справедливого суда, мог прийти и дернуть за веревку. Горожане соберутся на сход и дадут тебе то, что сочтут справедливым.

Город согласился дать незнакомцу гражданство, и в списки граждан внесли имя, которое он назвал. А еще через год город осадило войско грозного герцога. На этот раз герцог просил не денег, не подчинения города. Он просил только одного: выдать ему бывшего слугу, человека, который оскорбил его, герцога, обесчестил его дочь, обманул его доверие.

Город должен подумать.

Сколько надо думать городу?

Сутки. Хорошо, сутки герцог подождет.

В лагере герцога высоко горели костры, доносились разухабистые песни, стук молотков — сколачивали лестницы. А в ратуше заседал Совет самых знатных семейств города, собиравшийся по самым важным поводам. Прошел день и вся ночь до утра, и городской магистрат вышел к герцогу.

— Человек обманул город, и мы накажем человека сами, — сказали старейшины герцогу. — Но город не может выдать того, кого признал гражданином.

— Но он обманул вас!

— Это дело города. Мы не можем отдать гражданина.

Никто не будет уважать город, который отдает своих граждан.

— Тогда я пойду на ваш город и возьму свое силой.

— Но, может быть, герцог возьмет у нас выкуп?

— Нет. Герцог не возьмет ничего, кроме крови своего обидчика.

— Тогда — война.

— Война.

Раз за разом шло на приступ города закованное в латы феодальное войско. Герцог был богат, и к стенам приставляли широкие лестницы, по которым поднимались по три воина в ряд. Герцог был очень могуществен, и тысячи работников насыпали вдоль стен города валы, чтобы можно было подняться на уровень стен и метать стрелы в защитников, а потом перекинуть мостики. Десятки защитников города полегли в самые первые дни. Собор наполнился гробами.

Не стало подвоза свежей пищи, и сразу начались болезни. Люди болели, умирали.

Специальные машины бросали в город камни, горящую паклю, и было много раненых. Занимались пожары, от дыма стало нелегко дышать.

И тогда новый гражданин сам пришел в ратушу и предложил: пусть он уйдет, и пусть герцог сделает с ним все, что хочет, но пощадит остальной город. И опять весь день и всю ночь заседал Совет самых знатных семейств. И Совет постановил наутро: продолжать войну с герцогом до тех пор, пока герцог не отступится от города или пока в городе есть еще живые люди. А обидчику герцога город запрещает уходить и запрещает отдавать себя во власть герцога. Раз он гражданин, его судьба — в руках города, а никакого не герцога.

Конец рассказывают разный: и что герцог взял город, и совершил свою месть. И что герцог города не взял. Называют даже фамилии потомков обидчика герцога, до сих пор здравствующих в Орлеане. Или в Тулузе — есть и такая версия.

Говорят еще, что незнакомец все-таки тайно, среди ночи, спустился по веревке со стены, ушел в лагерь к герцогу, и герцог убил врага, а наутро снял осаду города. А город вычеркнул его из списков граждан. Не за то, что навлек на город бедствия, а за то, что ослушался города. Тот, кто не подчиняется городу, недостоин носить имя его гражданина.

Есть и такой конец истории.

Не буду спорить, насколько подлинна эта история, какие реалии за ней стоят и в каком городе произошли эти события. Гораздо важнее, по-моему, само желание рассказывать такого рода истории, утверждая свое право на свободу. А если говорить о реалиях, стоящих за красивым вымыслом (Или все-таки не вымыслом? Кто знает?)… Реалии в том, что горожане были вооружены не хуже феодалов, отважны, и справиться с ними оказывалось все труднее. Феодалы обожали рассказывать сказки о трусливости, подловатости горожан, которые если и побеждают, то только ударяя в спину, исподтишка.

Но 11 июля 1302 года под городом Куртре, во Фландрии, горожане били вовсе не в спину. В 1300 году король Франции захватил богатую Фландрию, множество городов которой могли дать приличный доход. Вот только горожане думали иначе и в 1302 году восстали, перерезав и разогнав королевских наместников. И раньше не вся Европа так уж хотела стать подданными королей, в том числе и короля Франции. Но раньше против Карла Великого выступало или племенное ополчение саксов, или рыцарская конница Тосканы. Ни рыцари, ни мужики Фландрии не участвовали в Брюггской заутрене, когда жители города Брюгге, а потом и остальных городов Фландрии дружно резали людей короля.

11 июля 1302 года под Куртре королевское войско во главе с родственником короля, графом Д’Артуа, встретилось с народным ополчением Фландрии под командованием башмачника В. Жилье. Граф Д’Артуа вел 10 или 12 тысяч всадников; 7500 из них были опоясанные рыцари имевшие право на всевозможные знаки отличия. Городское ополчение составляло не меньше 13, но не больше 20 тысяч человек. Точнее сказать невозможно. Никто из знатных не сомневался, что все будет как всегда и вечер 11 июля станет вечером резни бегущих горожан. Тех, кто еще сможет бежать. Никто из них ведь не понимал, что на арену истории вышла новая сила и что теперь все будет по-другому.

Земля дрожала и гудела, когда, тронувшись шагом и все ускоряя движение, десять тысяч закованных в сталь всадников пошли в полный опор. Казалось, нет в мире силы, способной выдержать удар рыцарского войска. Но горожане мало походили на шатавшихся от голода вилланов. Их оружие было не хуже рыцарского, а кирасы, может быть, и крепче. Ведь делали их для себя. Рыцари оказались остановлены, потом отброшены. Опять дрожала земля, но уже под копытами бегущих. Горожане бежали вслед и часто догоняли. Рыцарский конь в латах, под тяжелым всадником, не мог долго скакать в полную силу. 4 тысячи рыцарских трупов нашли победители на поле своей славы, 700 пар золотых шпор собрали они, и потому битва у Куртре вошла еще в историю как Битва шпор.

Рыцарство Франции стонало, что никогда не оправится от столь страшного поражения, а гадкие горожане, не умеющие должным образом почитать феодалов и феодальную систему, прибили рыцарские шпоры к городским воротам Куртре. И всякий входящий в ворота волей-неволей вспоминал о победе городов над рыцарским войском.

Время стерло горечь поражения. Но даже в XVII, в XVIII веках вежливые люди не говорили с французскими дворянами о битве при Куртре, о воротах с прибитыми к ним шпорами. Это была та самая веревка, о которой не надо говорить в некоторых домах.

При каждом удобном случае города старались освобождаться от власти даже самых милых феодалов, и к XIV веку мало было в Западной Европе городов, принадлежащих феодалам. Это на окраинах Европы, в том числе в Великом княжестве Литовском, еще и в XVI и даже в XVIII веке оставались частновладельческие города.

Города жили по своим законам, и эти законы прямо восходили к римскому праву. Ведь это были законы для свободных людей, для граждан, и даже королевские грамоты для дворян не очень подходили горожанам. В Германии и славянских землях города управлялись чаще всего по кодексу, разработанному в городе Магдебурге.

МИРЯНЕ: СЕНЬОРЫ И СЕРВЫ, ГОРОЖАНЕ И БУРЖУА

МИРЯНЕ: СЕНЬОРЫ И СЕРВЫ, ГОРОЖАНЕ И БУРЖУА — Миряне — это все, кроме клириков?— Да, но они делятся на три категории: сеньоры, или знать, сервы, или крестьяне, и горожане.О первых мы уже говорили — это рыцари, они занимают самое высокое положение и могут быть именованы

§ 13. Третье сословие: крестьяне и горожане

§ 13. Третье сословие: крестьяне и горожане Крестьянская общинаСамым многочисленным сословием средневекового общества было крестьянство. Крестьяне кормили другие группы населения, но положение самих земледельцев было тяжёлым. Плохое питание, изнурительный труд, частые

Своенравные горожане

Своенравные горожане «Какое же подземелье без своих духов, привидений и прочей нечисти?. .» Так начинали московские сказители-бахари предания, были и небылицы о таинственном мире городских пещер, подвалов, колодцев. При этом хвастливо добавляли: «Нашенская,

«Крылатые, хвостатые горожане»

«Крылатые, хвостатые горожане» Наверное, у многих, кто попадал в мрачные глубины московского подземелья, невольно возникает вопрос: «Да может ли в этом мире существовать хоть что-нибудь живое?»Смрад, сырость, омерзительная слизь на стенах и потолках, зловонная жижа по

Все мы горожане

Все мы горожане Продовольственная революция происходила медленно и затрагивала разные части Европы в разной мере и в разное время: исследовать ее во всех деталях означало бы проследить все этапы процесса индустриализации, с которым эта революция была самым тесным

9.

Горожане

9. Горожане В киевский период город был составной частью управления землей (government of a land). Одной из форм управления было вече.394 В Новгороде и Пскове народное собрание пользовалось большим влиянием, чем князь и бояре, и город становился городом-государством.В монгольский

6. Расстановка сил: кто такие «белые», кто такие «красные»?

6. Расстановка сил: кто такие «белые», кто такие «красные»? Наиболее устойчивым стереотипом в отношении Гражданской войны в России является противостояние «белых» и «красных» — войск, лидеров, идеи, политической платформы. Выше мы рассмотрели проблемы установления

Феллахи и горожане

Феллахи и горожане Жилища. Крестьян в арабских странах называют феллахами. Горожан зовут ауляд аль-баляд — дети города. Вне Аравийского полуострова, феллахи и горожане в основном потомки доарабского населения, перешедшего на арабский язык. Феллахи живут в глинобитных,

Горожане

Горожане Надо подчеркнуть, что русский город в XVI веке имел слабый урбанистический облик. Для него характерно наличие садов, огородов, даже пашен, выгонов скота, сельскохозяйственных угодий, заросших лесами берегов рек, озер, прудов и т. д. Уместно вспомнить название одной

1. Город и горожане: Юзеф Игнаций Крашевский

1. Город и горожане: Юзеф Игнаций Крашевский В огромном литературном наследии польского писателя Крашевского (J?zef Ignacy Kraszewski, 1812–1887) тема и образ города, думается, принадлежат к значительным его заслугам: он, несомненно, один из серьезных урбанистов в европейской

Парсы-горожане

Парсы-горожане Для обеих общин главными оплотами простого, не затронутого изменениями традиционализма оставались деревни и провинциальные города, но вXX в. произошел перелом – во второй его половине большинство зороастрийцев стали городскими жителями. Для парсов

§ 17. В борьбе за вольности и права: горожане

§ 17. В борьбе за вольности и права: горожане Рост городов и их борьба с сеньорамиВ начале эпохи Средневековья городов в Европе было немного. Вторжения варваров в Западную Римскую империю принесли городам разорение и упадок. Только в некоторых из них, таких как Рим, Милан,

2. Вилланы и буржуа-горожане

2. Вилланы и буржуа-горожане Кроме аристократии и духовенства литература, проникнутая рыцарским духом, отводила место еще «вилланам» или «мужланам» как некой единой нерасчлененной массе. В действительности это огромное количество народа было разделено на различные

Trojden | Города и горожане: Баранов П.

А.

Вспомните! Особенности возникновения городов в средневековой Европе.

1. Какими были города Древней Руси?

Города на Руси возникали так же, как и в Западной Европе: у переправ, на торговых путях, на развилках дорог…

В чем вы видите отличие городского жителя от деревенского (в начале 1-го тыс.)?

Как вам известно, многие западноевропейские города возникали на месте старых римских городских поселений или римских крепостей — Лондон, Кельн, Арль, Марсель, Равенна… Безусловно, идти по уже проложенным «следам» всегда легко. Ведь в таких центрах сосредоточивалось наиболее подготовленное в хозяйственном отношении население, наиболее грамотные люди, военные, юристы. С переходом этих римских городских центров под власть варваров их экономический и культурный потенциал был поставлен на службу новым властям.

Слово «город» происходит от слова «городьба». Следовательно, первоначально городами называли поселения, огороженные стенами. Города Руси возникли как центры союзов племен, но в конце X-XI вв. уже развивались под сильным влиянием высокой культуры Византии.

На карте «Древнерусское государство в конце X — первой половине XI в.» (с. 70) найдите и опишите местоположение городов Древней Руси. В чем схожесть их географического положения?

Города на Руси были разными. В одних проживало лишь несколько сот человек. Количество жителей других городов (например, Киева, Новгорода) доходило до нескольких десятков тысяч.

Древнерусский город был совершенно не похож на наши современные города. Его центром являлось укрепление (крепость, кремль). Вокруг него были разбросаны городские районы — «концы», или «посады», состоящие из деревянных построек, обширных дворов, садов и огородов, незастроенных пустырей.

Вид древнерусского города. Реконструкция

Крепости, как правило, были деревянными и возводились на высоком месте, холме (горе), вблизи реки. Вокруг этой крепости селились бояре, богатые купцы и другие аристократы. Эта центральная часть города была хорошо укреплена, ее называли детинец. Концы и посады располагались ниже и составляли торгово-ремесленный подол (по долине). Эти предградья быстро развивались и росли уже в начале XI в. Все, кто жил за городской городьбой, назывались горожанами.

2. Кто жил в древнерусских городах?

Население древнерусского города состояло из ремесленников, торговцев (купцов), городского боярства, священнослужителей.

Ремесленники составляли основную массу горожан. Они работали вручную (то есть без помощи машин, сложных технических устройств). Каких только ремесленников не было в древнерусских городах! Кузнецы и плотники, кожевенники и гончары, «щитники» и «мостники»…

Чем занимались люди всех этих профессий?

Часто мастера одной профессии селились все вместе — в одном из «концов» города. До сих пор в некоторых старинных русских городах об этом напоминают улицы Гончарная, Кузнецкая, Оружейная и другие.

В основном ремесленники являлись свободными людьми. Но были среди них и те, кто попал в зависимость от другого человека (князя, боярина). Как это могло произойти?

В городе проживало много купцов. Среди них можно было встретить богатых, ведущих дальнюю торговлю с иностранцами. Их называли — гости. В другие страны русские гости везли кожи, воск, льняное полотно для парусов, замки, зеркальца, серебряные изделия. А из дальних краев в родной город они привозили шелковые ткани, дорогое оружие, драгоценные камни, благовония, пряности, украшения из цветного стекла, вино.

Были купцы, торговавшие по городам и весям (селам) Руси. Они доставляли в другие русские города и деревни то, чем славились их родные места. Новгородский купец вез меха, ремесленные изделия, киевский — пшеницу, торговец из Волыни — соль.

Были и мелкие торговцы, которые поставляли ремесленникам из близлежащих деревень сырье (кожевенникам — кожи, кузнецам — руду…), а также обеспечивали горожан продовольствием. Нелегким был труд купцов, некоторые из них богатели, но многие и разорялись.

Для того чтобы прокормить себя и свои семьи, ремесленникам и торговцам приходилось заниматься подсобным сельским хозяйством, охотой, рыболовством, бортничеством. Около своих домов они выращивали на огородах овощи, в садах — яблоки, вишню, малину…

За городской чертой находились поля, засеянные рожью или овсом, а также луга, на которых горожане пасли свой скот. Только часть продуктов питания и сырья, необходимого для ремесленного производства, они закупали в близлежащих селах и деревнях.

Гости древнерусского города. Современный рисунок

Подумайте, как были связаны друг с другом горожане и сельчане.

На городских площадях и улицах обязательно стояли церкви. Поэтому во всех концах города проживали священнослужители. Они составляли незначительную числом, но внушительную по весомости и нравственному авторитету часть городского населения.

В крупных городах проживали и иноземцы. В Киеве, Новгороде, Чернигове, Смоленске и некоторых других городах находились дворы иностранных купцов, улицы, где жили торговцы из южных стран, Германии, Полыни, Скандинавии и др.

3. Функции города

Прочтите пять определений древнерусского города и самостоятельно составьте свое определение.

Город — центр хозяйственной жизни Руси. Здесь развивалось ремесло и торговля.

Город — оборонительный центр на Руси. Все города были обнесены мощными стенами, имели сложную систему укреплений. В случае военной опасности за городскими стенами укрывались не только горожане, но и жители окрестных деревень.

Город — центр культуры на Руси. В городах строились храмы, писались иконы, учреждались первые школы. Здесь создавались летописи и литературные произведения. Именно в городах люди «осваивали» все новинки, пришедшие из-за границы.

Посад древнерусского города. Современный рисунок

Город — центр административной жизни Руси. Города являлись княжескими резиденциями. Сюда свозилась дань, здесь собирали мыт (пошлину) с торговых людей (за право торговать). Здесь князь творил «суд и расправу».

Город — центр политической жизни Руси. В некоторых городах сохранялось вече — народное собрание свободных граждан. На них решались все вопросы жизни города. Например, вече Новгорода играло значительную роль в управлении государством: оно могло изгонять и призывать на правление князей, ведало вопросами войны и мира, решало денежные и земельные проблемы, обсуждало законы.

Вопросы и задания

1. Вспомните материал из курса истории Средних веков и подумайте, сильно ли древнерусский город отличался от западноевропейского. При ответе опирайтесь на иллюстрации данного параграфа. 2. Кто жил в древнерусских городах? 3*. На основании дополнительной литературы составьте рассказ о возникновении одного из древнерусских городов.



Предыдущая

Страница

Следующая

Страница