Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Гостиный двор архитектор: История Большого Гостиного Двора

История Большого Гостиного Двора

История Большого Гостиного Двора неразрывно связана с историей страны и Санкт-Петербурга. Расположенный в самом центре города, он был свидетелем многих памятных событий и стал одним из символов Петербурга. Задуманный и созданный, как центр городской торговли, он уже третье столетие оправдывает своё предназначение и олицетворяет стабильность.

Строительство нового каменного Гостиного двора на бревенчатой Невской перспективе стало знаменательным событием в истории российского зодчества. Пять знаменитых имён хранит история Гостиного двора. План Гостиного двора в форме неправильного четырёхугольника принадлежит архитектору Еропкину. Над первым проектом Гостиного двора работал Антонио Ринальди. Следующий проект Гостиного двора был создан архитектором Растрелли. А в результате построен Гостиный двор был по проекту молодого зодчего Деламота. Строительство Гостиного двора началось в 1761 году и завершилось только в 1785 году. К своему столетнему юбилею Гостиный двор обрел новый праздничный декор, в который убрал его архитектор и художник Альберт Николаевич Бенуа.

С завершением строительства Большого Гостиного двора окончательно выделились четыре основные линии, соответствовавшие геометрическому очертанию торгового сооружения: Суконная линия (ныне Невская), Большая Суровская (Перинная), Малая Суровская (Ломоносовская) и Зеркальная (Садовая). А свое название «Суровские» линии получили по товарам, которые купцы привозили из крымского города Сурож, известного, как Судак. Поскольку торговля в Гостином дворе развивалась стремительно, вскоре названия линий стали весьма условными. Гостиный двор мало-помалу сделался и своего рода достопримечательностью столицы, как Летний сад или Марсово поле, более того – едва ли не главным центром проведения досуга, своего рода местом развлечения. Гостиный двор за несколько десятилетий сделался целым торговым городом с десятками магазинов и складов. Галереи Гостиного двора жили особой жизнью, здесь сложился свой быт, нравы, законы и обычаи. Яркие предпраздничные торги, «вербы», елочные базары, манящие рекламы «дешевых» распродаж, извозчичья биржа – все это не вмещалось в самом Гостином, а выплескивалось на близлежащие улицы, придавая окружающему району своеобразный колорит и праздничное – даже в будние дни – оживление.

Купить в Гостином дворе в XIX веке можно было все, что производилось в тогдашней России и за ее пределами; недаром говорили, что Гостиный двор всегда «задавал тон». Гостиный двор посещали богатые сановники и дворяне, светские красавицы и небогатые студенты, а также известные художники, писатели, поэты. Любил прогуливаться по торговым рядам И.А. Крылов, делали здесь покупки А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь и другие. Они находили в Гостином дворе и нужный товар, и прообразы героев своих будущих произведений.

Постоянное количество лавок в Гостином дворе сформировалось уже к 1792 году, при определении планировочной структуры корпуса – тогда было 147 лавок. Чтобы обезопаситься от пожаров, всё в Гостином дворе было сделано из камня и железа. Отапливать лавки было строжайше запрещено. Лишь в 1837 году появилось первое тепло в Гостином дворе, а газовое освещение пришло в Гостиный двор спустя еще пять лет – в 1842 году. И постепенно весь Гостиный двор стал сиять вечерами светом газовых фонарей, увеличивая время торговли и привлекая покупателей с вечерних улиц.

Все почтенные петербургские купцы имели в Гостином дворе собственные лавки. На общем собрании владельцев лавок, торгующих в Гостином дворе, было решено ходатайствовать перед Петербургским военным генерал-губернатором об учреждении Комитета по управлению Гостиным двором. По ходатайству гостинодворцев в 1839 году состоялись выборы состава первого Комитета по управлению Гостиным двором. За 75 лет своего существования комитет Гостиного двора всегда стоял на высоте своего призвания. Заботы о сохранении зданий и содержании в чистоте дворов и галерей, об охране магазинов, отстаивание справедливых интересов гостинодворцев перед административными властями и т.д. завоевали среди гостинодворцев прочные симпатии и уважение к Комитету. Кроме Комитета по управлению Гостиным двором, имелся еще и гостинодворный староста. Назначал или увольнял старосту комитет.

К началу двадцатого века Гостиный двор продолжал оставаться крупнейшим в Петербурге центром торговли промышленными товарами. Это был своего рода город в городе – по 1922 год торговли в Гостином дворе не было. В 1927 году по Невскому проспекту (с 1918 по 1944 год он назывался «Проспектом 25 октября») пошли первые автобусы, в 1936 году – троллейбусы. Как и весь Ленинград, Гостиный двор стойко переносил выпавшие на его долю военные трудности. Он не раз подвергался бомбардировкам и артиллерийским обстрелам. В годы войны здание Гостиного двора сильно пострадало, несмотря на все предпринятые меры по его сохранению. Большой ущерб Гостиному двору нанес пожар 14 марта 1942 года, вызванный зажигательными бомбами. Огонь охватил все правое крыло Невской линии и часть Перинной линии. Несмотря на невероятные испытания, посланные Гостиному двору войной и блокадой, он не переставал работать!

Восстановительные работы в Гостином дворе начались еще до окончания войны – в 1944 году по проекту архитектора О.Л. Лялина. Работы продолжались четыре года. 14 октября 1948 года в соответствии с постановлением Совета Министров СССР Гостиный двор стал объектом государственной охраны, как памятник архитектуры.

Следующая реконструкция началась в 1954 году. Она должна была превратить Гостиный двор, сохранив его исторический облик, в главный универмаг Ленинграда. Проект капитальной реконструкции был подготовлен Институтом «Ленпроект». Реконструкция продолжалась 15 лет.

Первая очередь помещений универмага была сдана в эксплуатацию 6 февраля 1957 года – тогда открылся крупнейший в городе Детский мир. В 1967 году открылась встроенная станция метро «Гостиный двор» (архитекторы А.К. Андреев, С.Г. Майофис и др.). В 1994 году изменилась форма собственности, и универмаг стал Акционерным Обществом Открытого Типа. Ежегодно значительные средства Акционерное Общество Большой Гостиный Двор вкладывает в восстановление его исторического облика, модернизацию здания и реконструкцию интерьеров. Современные специализированные салоны обеспечивают комфортные условия для покупателей. В 1998 году состоялось торжественное открытие Галереи Высокой Моды, объединившей коллекции самых престижных кутюрье Франции, Италии и Англии.

В течение всех последующих лет Большой Гостиный Двор сохраняет статус центра модной жизни Северной столицы. Сегодня коллекция Галереи Высокой Моды объединяет более 40 мировых брендов. Большой Гостиный Двор регулярно проводит показы новых коллекций высокой моды в лучших петербургских залах и дворцах, а также гала-показы «Мода белых ночей на Невском».

Сегодня Большой Гостиный Двор – динамично развивающееся современное торговое предприятие. В его торговых залах протяженностью в 2 километра представлены лучшие мировые бренды одежды и обуви, стильные товары для дома и многое другое. В Большом Гостином Дворе действует дисконтная система, которая позволяет постоянным покупателям получить скидку на все товары, а также можно приобрести товары в кредит и рассрочку, по подарочному сертификату. Традиционно в Большом Гостином Дворе проходят Школьные и Новогодние базары. Универмаг предоставляет комплекс дополнительных услуг: портновской мастерской, услуги службы по дизайну и оформлению и многое другое.


У посетителей универмага всегда есть возможность отдохнуть и перекусить в уютных кафе.

Большой Гостиный Двор всегда был и остаётся не только центром торговли, но и местом встреч и общения, центром общественной и культурной жизни Санкт-Петербурга, на его территории  проходят концерты, показы, выставки.

В 1998 году Большой Гостиный Двор включён в число крупнейших предприятий Петербурга и признан ведущим по рейтингу, а в 1999 году ему была присвоена категория «Люкс». В 2001 году Большой Гостиный двор становится победителем программы «100 лучших товаров России» и получает звание лауреата в номинации «Услуги», а в 2002 году признан победителем рейтинга «ТОП 200 российской розничной торговли» в номинации «Лучший универмаг Северо-Запада России», а также лауреатом конкурса «Сделано в Петербурге», посвященного 300-летию города, в номинации «Работы и услуги». В 2006 году Большой Гостиный Двор стал лауреатом премии «Российский Торговый Олимп – За верность традициям» и лауреатом конкурса качества «Сделано в Санкт-Петербурге», а за достижения в области предпринимательства награждён орденом «Слава России».

Большой Гостиный Двор соответствует европейскому уровню торговли и продолжает совершенствоваться и развиваться. Он всегда новый – этот старинный универмаг, он всегда интересен – петербургский Большой Гостиный Двор, девиз которого – «Третий век – не изменяя традициям!»

Большой Гостиный Двор

      В истории Петербурга было несколько зданий с названием Гостиный двор.
      Первый подобный рынок возник на Петроградской стороне, затем на Адмиралтейском и на Васильевском островах. Только в 1735 году созрела идея постройки гостиного двора на углу Невского проспекта и Садовой улицы. Хотя в то время этих названий еще не было.

      План Гостиного двора в форме неправильного четырёхугольника принадлежит архитектору Еропкину. История его создания начинается с указа Елизаветы (1748 год) о возведении Гостиного двора в один этаж на погребах с галереями. В 1752 году здание задумывалось уже как двухэтажное. Над первым проектом Гостиного двора работал Антонио Ринальди, но проект был отклонён. Следующий проект Гостиного двора был создан архитектором Растрелли.
      Как и при любом другом строительстве, деньги являлись главной действующей силой, определявшей не только сроки строительства, но и архитектурные особенности. По проекту Растрелли здание должно было быть богато украшено лепниной и скульптурами и по пышности не уступать дворцам. Когда оказалось, что роскошный проект архитектора Б.Ф. Растрелли должны оплачивать сами купцы, а не казна, то он тут же был объявлен дорогостоящим и слишком пышным. Купцы добились пересмотра проекта. С грустью Растрелли смотрел из окна своего дома на Невском, как строительство Гостиного двора ведется по чужим чертежам.
      В результате построен Гостиный двор был по проекту молодого зодчего Ж.Б. Валлен-Деламота, хотя архитектор лишь упростил и удешевил проект Растрелли. Он сохранил общую планировку Растрелли и выстроил здание в стиле раннего классицизма.
      Строительство Гостиного двора началось в 1761 году и завершилось только в 1785 году.
      Многократно повторенный мотив аркад, торжественные формы портиков, подчеркивающие входы в угловые части здания, придали Гостиному двору черты подлинной монументальности. В 1885 году отмечалось столетие со дня открытия крупнейших в городе торговых рядов. Облику Гостиного двора было решено придать новое оформление.
      Император Александр II утвердил проект. К своему столетнему юбилею Гостиный двор обрел новый праздничный декор, в который убрал его архитектор и художник Альберт Николаевич Бенуа. Новая декоративная обработка уступала по насыщенности растреллиевскому проекту, но здесь тоже было много лепных украшений, а по углам скульптуры, державшие щиты с гербом города. Проект архитектора Альберта Бенуа был осуществлен за год. С завершением строительства Большого Гостиного двора окончательно выделились четыре основные линии, соответствовавшие геометрическому очертанию торгового сооружения и указывающие на назначение рядов: Суконная линия (ныне Невская), Большая Суровская (Перинная), Малая Суровская (Ломоносовская) и Зеркальная (Садовая) .
      Торговля в Гостином дворе развивалась стремительно, вскоре названия линий стали весьма условными. Гостиный двор мало-помалу сделался и своего рода достопримечательностью столицы, как Летний сад или Марсово поле, более того — едва ли не главным центром проведения досуга, своего рода местом развлечения. Гостиный двор за несколько десятилетий сделался целым торговым городом с десятками магазинов и складов.

      Постоянное количество лавок в Гостином дворе сформировалось уже к 1792 году, при определении планировочной структуры корпуса — тогда было 147 лавок. Чтобы обезопаситься от пожаров, всё в Гостином дворе было сделано из камня и железа. Отапливать лавки было строжайше запрещено. Лишь в 1837 году появилось первое тепло в Гостином дворе, а газовое освещение пришло в Гостиный двор спустя еще пять лет — в 1842 году. И постепенно весь Гостиный двор стал сиять вечерами светом газовых фонарей, увеличивая время торговли и привлекая покупателей с вечерних улиц.
      В таком виде Гостиный двор просуществовал до войны. Бомбардировки и артиллерийские обстрелы города нанесли ему значительные повреждения. Большой ущерб Гостиному двору нанес пожар 14 марта 1942 года, вызванный зажигательными бомбами. Огонь охватил все правое крыло Невской линии и часть Перинной линии.
      Конкурс проектов на восстановление Гостиного двора начали проводить еще в блокаду — в 1942 году. Восстановительные работы в Гостином дворе начались еще до окончания войны — в 1944 году по проекту архитектора О. Л. Лялина. Работы продолжались четыре года. Фасады вновь приняли вид, близкий к плану Деламота, вдоль главного фасада по Невскому проспекту была высажена липовая аллея. 14 октября 1948 года постановлением Совета Министров СССР Гостиный двор был признан памятником архитектуры, подлежащим государственной охране.
      В 1955—1967 годах была проведена новая реконструкция. Архитекторы И. А. Вакс и Л. С. Катонин и инженер М. И. Юношев (институт «Ленпроект») превратили изолированные до того магазины в сквозную анфиладу. На смену отдельным магазинам пришел единый универмаг «Гостиный двор» — главный универмаг Лениграда.
      3 ноября 1967 года в здании была открыта станция метро. Наземный вестибюль, встроенный в здание универмага, выполнен по проекту архитекторов А. К. Андреева, Я. Е. Москаленко, инженера С. П. Щукина. Из вестибюля можно попасть в торговые залы Невской и Садовой линий. Над эскалатором расположен витраж (художник А. Л. Королёв), на котором изображён расстрел июльской демонстрации 1917 года на перекрестке Садовой улицы и Невского проспекта.
      Универмаг стал акционерным обществом в 1994 году, с этого времени в здании Большого Гостиного двора расположено ОАО «Большой Гостиный двор». Гостиный двор продолжает оставаться крупнейшим универмагом города. Здание является собственностью Министерства культуры РФ.
      В городском сленге укоренилось слово Гостинка, используемое и рядом средств массовой информации.
      Сегодня Большой Гостиный Двор — динамично развивающееся современное торговое предприятие. В его торговых залах протяженностью в 2 километра представляют свою продукцию более трех тысяч российских и зарубежных фирм; в ассортименте около 170 тысяч разновидностей товара, а в продаже около двух миллионов единиц товара.
      С конца XX века проводилась реконструкция Невской линии (длившаяся почти 10 лет), капиталовложения составили 5 миллионов долларов до приватизации и 12 миллионов — после приватизации. Невская линия открылась в 1998 году и на втором этаже разместилась Галерея Высокой моды, от известных дизайнеров Франции и Италии.
      За счет собственных средств организация проводит поэтапный капитальный ремонт и реставрацию основного здания универмага. Работы растянуты на несколько лет, эти расходы засчитываются в качестве арендных платежей за пользование памятником федерального значения.

 

Сайт ОАО «Большой Гостиный Двор»
 


Гостиный Двор | КПРО | Арчелло

Гостиный двор. Освещение исторического здания в центре российской столицы, образец красоты и изящества архитектуры QPRO as Светодизайн

Посмотреть галерею

Старейшие торговые ряды Москвы расположены в квартале Китай-город между Варваркой, Ильинкой, Хрустальным и Рыбным переулками. В 19В 90-х годах он был перестроен под торгово-выставочный комплекс. Здание построено в стиле неоклассицизма. Колонны с арками задают основной архитектурный ритм объекта.

Освещение подчеркивает уникальность этого здания, но не отделяет его от окружающей среды.
В освещении объекта выбран принцип заливки снизу вверх и выделения светом основных архитектурных деталей к рельефу протяженного фасада.
Арочные проемы подсвечиваются светом, это не только важный архитектурный элемент здания, но и отражает его историю и предназначение.
Общий архитектурный ритм колонн подчеркивается подсветкой с двух сторон, раскрывающей их объем.

 

Фото: Андрей Хроленок

Проектные кредиты

КПРО

Дизайн освещения

Подписаться

Другие проекты от QPRO

Загородный дом в Раздорах (Московская область)

QPRO

БИЗНЕС-ЦЕНТР AFI2B КЛАСС A+

QPRO

КВАРТИРА ПРИ БУЛЬВАРНОМ КОЛЬЦЕ

QPRO

КВАРТИРЫ НА ПЛУЙЩИХЕ

QPRO

Технические характеристики изделия


Дизайн освещения архитектурное освещение выставочный центр архитектура историческое здание исторические здания

Избранные проекты

Дом Пич и Пон. LOOM Plaza Catalunya

scob архитектура и ландшафт

KN Next

SARC Architects

Квартира с подиумом

NEUHAUSL HUNAL s.r.o.

The Break Residence

Архитектура MU

Тело Бали

Специально для

Офисы EDPR – Сан-Паулу

LP+A Arquitetura

Вилла SD

GIORDANO HADAMIK ARCHITECTS

S-Pace 1628

1628 вкл.

Последние продукты

Бра AURA

Bandido Studio

Консервированный мох/растения

ByNature

Алго

НОТИ

Набор полотенцесушителей с подогревом 01

Различные формы

Corques Liquid Lino

Системы напольных покрытий Duracryl

CurvePerform Mono

Вандаглас

Ограждение с выдвижной крышей C. E.TOP

OpenAire

Серия Natural — Verde Guatemala

SERAPOOL

Новости

3 мая 2023 г. Новости

Деревянный жилой дом образует новое окончание строительного блока в Кааппарке

На окраине Кааппарка в Роттердаме недавно было завершено строительство жилого дома The Wooden Head. Д… Подробнее

3 мая 2023 г. Новости

Лучшее на Euroluce 2023 (часть I)

Euroluce — это феерия светодизайна Salone del Mobile, которая проходит раз в два года и является главной достопримечательностью… Подробнее

2 мая 2023 г. Новости

Atelier du Pont строит новый деревянный дом в Париже

Atelier du Pont построила собственный дом в самом сердце 11-го округа Парижа. Чистый и… Подробнее

1 мая 2023 г. Новости

«Территории и пейзажи»: Продуманная экспозиция произведений Ателье Пьера Тибо

«Территории и ландшафты» — иммерсивная выставка ателье Пьера Тибо, которая. .. Подробнее

1 мая 2023 г. Деталь

Фрагмент: Живая стена садового домика, Лос-Анджелес

В Беверли-Хиллз новый жилой комплекс окутан живой арт-стеной площадью 600 квадратных метров. Наз… Подробнее

30 апр 2023 Новости

Spacy превращает бывший рядный дом в место для любителей фруктов в Бангкоке

Отель City Fresh расположен в районе Приди Баномьонг в Бангкоке, Таиланд, и представляет собой архитектурно… Подробнее

27 апр 2023 Новости

Manuelle Gautrand Architecture проектирует будущий архитектурный «фолио» для Монпелье

Manuelle Gautrand Architecture представляет свои планы на «Альма Терра», проект-победитель… Подробнее

27 апр 2023 Новости

‘Wood You Believe?’ перерабатывает четыре тонны старых деревянных предметов

Wood You Believe?, инсталляция, созданная CRA-Carlo Ratti Associati и архитектором Итало Рота для. .. Подробнее

Гостиный двор в Санкт-Петербурге Россия

Гостиный двор — историческое русское название торговых галерей. Его можно перевести как гостевой дом или гостевой двор. С древних времен слово Гость на Руси означало купца, приехавшего торговать. Поэтому и крытые рынки, и торговые ряды стали называть гостевыми домами.

В 18-19 веках здания главных торговых рядов городов стали строиться с роскошью и размахом, они имели сходные архитектурные формы с повторяющимися арками. И главный пример таких зданий – Большой Гостиный Двор Санкт-Петербурга, так как он был и остается не только самым большим и старейшим торговым комплексом города, но и старейшим торговым пассажем в России.

Построен в 1785 году по проекту архитектора Валена Деламота в стиле классицизма и расположен на пересечении двух главных центральных улиц Садовой и Невского проспекта. Фактически он занимает целый квартал площадью 78 000 квадратных метров, с севера и запада ограничен улицами Ломоносова и Думской. Главный фасад с парадным входом, естественно, выходит на главную центральную улицу Невский проспект напротив другого исторического городского универмага «Пассаж», построенного в 1848 г.

В XIX веке в Гостином дворе можно было купить все, что производилось в тогдашней России и за границей; Недаром говорили, что Гостиный двор всегда «задавал тон». Гостиный двор посещали богатые сановники и дворяне, светские красавицы и бедные студенты, а также известные художники, писатели, поэты.

Большой Гостиный Двор и сегодня является динамично развивающимся торговым предприятием. В его торговых залах протяженностью 2 километра свою продукцию представляют более трех тысяч российских и зарубежных фирм; в ассортименте около 170 тысяч наименований товаров, а в продаже около двух миллионов единиц товара.

В 1967 году небольшая часть территории Гостиного двора была отдана под вестибюль станции метро «Гостиный двор» третьей линии с переходом на станцию ​​метро «Невский проспект» второй линии и входом непосредственно на торговая площадка.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *