Когда на Руси возникла государственность
12 октября 2018
Кириллица
Историю Руси обычно принято вести от «призвания варягов». Но что было до прихода Рюрика, говорится редко. Но это не значит, что Русская земля пребывала в состоянии анархии или хаоса.
Фото: КириллицаКириллица
До «призвания»
Видео дня
Официальная отечественная историография говорит, что государственность на Руси возникла в 862 году после прихода к власти династии Рюриковичей. Однако последнее время многие исследователи ставят под сомнение такую точку зрения. О централизованном Русском государстве до Рюриковичей говорят многие источники, в частности «Иоакимовская летопись», опубликованная в XVIII столетии Василием Татищевым. Если допустить, что варягов «призвали на княжение» в русские земли, тогда напрашивается вывод, что здесь были не разрозненные славянские племена, а народ, который имел представление о централизованной власти. Впрочем, если признать верной мысль историка Бориса Рыбакова о том, что Рюрик стал княжить после завоевания Новгорода, то и в этом случае мы видим подчиняющиеся единой столице владения.
Гардарики
В греческих и латинских источниках называются крупные города, вокруг которых концентрировалось древнерусское население. Кроме Киева и Новгорода, там упоминаются Изборск, Полоцк, Белозерск, Любечь, Вышгород. Например, баварский географ IX века насчитывал у славян до 4000 городов! Одним из признаков государственности является существование письменности. Сейчас уже ясно, что в дохристианской Руси она была. Об этом, к примеру, говорит писатель X века Ибн-Фодлан, как очевидец утверждавший, что на могильном столбе русы всегда писали имя покойного, а также князя, которому тот подчинялся. Византийцы и скандинавы не только упоминали, что славяне имеют собственные письмена – буквицу, но и называли их образованным народом. Более того, в византийских источниках при описании жизни русов отразились и явные признаки их государственного устройства: иерархия знати, административное деление земель, упоминаются также мелкие князья, над которыми стояли «цари».
Государство Словена и Руса
По общепринятой версии, первую правящую династию на Руси заложил Рюрик. Однако современные исследователи предполагают, что Рюриковичи свергли или, по крайней мере, сменили уже существовавшую здесь династию. Историк Александр Самсонов говорит о тесной преемственности на Руси других развитых культур – скифской и сарматской, откуда и могли прийти первые князья русских земель. В «Сказании о Словене и Русе» повествуется о двух братьях – сыновьях Скифа, двинувшихся вверх от черноморских земель в поисках новых территорий. Они достигли берегов реки Волхов, где и основали город Словенск, который позднее стал называться Великим Новгородом. Дальше, как пишется в летописи, «Словен же и Рус живяху между собою в любви велице, и княжиша тамо, и завладеша многими странами тамошних краев. Такоже по них сынове их и внуцы княжаху по коленом своим и налезоша себе славы вечные и богатства многа мечем своим и луком». В источниках также упоминается о тесных связях государства Словена и Руса как с варварскими народами, так и с развитыми странами Запада и Востока. Доказательством подлинности этой истории могут выступать арабо-персидские источники XII века, которые писали о русах и славянах, ссылаясь на эпонимы Руса и Словена.
Византиец Симеон Логофет в X веке также упоминает Руса, как предка русского народа. А греки, называя эти земли «Великой Скифью», по сути, подтверждают, что правили здесь потомки Скифа. Исходя из летописей, земли Словена и Руса неоднократно подвергались запустению, но правящая династия сохранилась. Потомком первых князей стал Гостомысл, который после смерти четырех сыновей оказался последним в роду. Волхвы, растолковав один из снов Гостомысла, предсказали, что новым правителем в Новгороде будет сын его дочери Умилы и варяжского князя Годослава. Этот сын и есть легендарный Рюрик, которого призвали сменить (или продолжить, учитывая родство) новгородскую династию. Впрочем, историки неоднозначно относятся к такой версии династической преемственности. В частности, Карамзин и Соловьев ставили под сомнение реальность Гостомысла. Более того, некоторые археологи не уверены в самом существовании Новгорода до IX века. Раскопки «Рюрикова городища» подтвердили только следы позднего скандинавского и западнославянского присутствия в этих землях.
Черняховская культура
Если можно поставить под сомнение достоверность «Сказания о Словене и Русе», то факт существования «Северных архонтств» историками признан. Так византийцы называли непокорные земли-государства, расположившиеся в Северном Причерноморье, которые в VI и VII веках являлись для Константинополя серьезной угрозой. Раскопки в центральной Украине подтвердили существование здесь некогда развитых территорий. Эти протогосударственные образования историки объединяют под понятием «Черняховская культура». Установлено, что на этих землях развивались железообрабатывающее, бронзолитейное, кузнечное, камнесечное производство, а также ювелирное дело и чеканка монет. Историки отмечают высокий уровень хозяйствования и активную торговлю представителей «Черняховской культуры» с крупными античными центрами. По мнению академика В. В. Седова, основным населением этих мест были славяне-анты и скифо-сарматы.
Позднее, где-то с V века, именно в центре «Черняховской культуры» начинает свое возвышение Киев – будущая столица Древнерусского государства, основателем которого согласно «Повести временных лет» стал Кий. Правда, историк Н. М. Тихомиров время основания Киева отодвигает на VIII век. Хотя другие исследователи возражают и находят новую дату в IV столетии, приводя в пример один из средневековых летописных источников: «Бысть основание его в лето от Христа 334». Сторонник более ранней версии основания Киева историк М. Ю. Брайчевский, опираясь на труды византийского писателя Никифора Григоры, утверждает, что Кий, как и многие правители соседних стран, получил из рук Константина Великого символ власти. В тексте Григоры есть упоминание о «повелителе Руси», которому император вручил титул «царского кравчего». Так, получив добро на княжение, Кий стал у истоков правящей династии молодой державы со столицей в Киеве. В «Велесовой книге» (которая, конечно, не может считаться достоверным источником) Кий описан как выдающийся полководец и администратор, который объединив под своим началом большое количество славянских племен, создал могучее государство. Польский историк Ян Длугош, отмечая роль Кия в становлении древнерусской государственности, считает, что киевский князь основал линию династической преемственности: «После смерти Кия, Щека и Хорива, наследники по прямой линии, их сыновья и племянники много лет господствовали у русинов, пока преемственность не перешла к двум родным братьям Аскольду и Диру».
Как мы знаем из «Повести временных лет» в 882 году преемник Рюрика Олег убил Аскольда и Дира и завладел Киевом. Правда в «Повести» Аскольд и Дир называются варягами. Но если опираться на версию польского историка то Олег прервал законную династию, идущую от Кия, и заложил основы для правления новой династической ветви – Рюриковичей. Так, удивительным образом сходятся судьбы двух полулегендарных династий: новгородской, берущей начало от Словена и Руса и киевской, происходящей от Кия. Но обе версии небезосновательно позволяют предположить, что древнерусские земли могли быть полноценными государствами задолго до «призвания варягов».
Другое,Александр Самсонов,
До «призвания». Что было до Рюрика
До «призвания». Что было до РюрикаВикиЧтение
Что было до Рюрика
Плешанов-Остоя А. В.
Содержание
До «призвания»
Официальная отечественная историография говорит, что государственность на Руси возникла в 862 году после прихода к власти династии Рюриковичей. Однако в последнее время многие исследователи ставят под сомнение такую точку зрения. В частности, политолог Сергей Черняховский утверждает, что начало русской государственности следует отодвинуть, по крайней мере, на 200 лет вглубь истории. И не безосновательно.
О централизованном Русском государстве до Рюриковичей говорят многие источники, например, «Иоакимовская летопись», опубликованная в XVIII столетии Василием Татищевым.
Если допустить, что варягов «призвали на княжение» в русские земли, тогда напрашивается вывод о том, что здесь были не разрозненные славянские племена, а народ, который имел представление о централизованной власти. Впрочем, если признать верной мысль историка Бориса Рыбакова о том, что Рюрик стал княжить после завоевания Новгорода, то и в этом случае мы видим подчиняющиеся единой столице владения.
I. Анна Ивановна до призвания на царство
I. Анна Ивановна до призвания на царство
Семья Анны Ивановны. — Мать ее, царица Прасковья Федоровна, урожденная Салтыкова. — Предсказания. — Переезд царицы Прасковьи с дочерьми в Петербург. — Замужество Анны Ивановны. — Свадебное торжество. — Смерть ее супруга. —
Глава 1 В поисках призвания
Глава 1 В поисках призвания В 1913 году, когда Адольфу Гитлеру было 24 года, ничто в повседневной жизни не выдавало в нем будущего харизматичного лидера Германии. Ни его профессия — он с трудом зарабатывал на жизнь, рисуя картинки для туристов в Мюнхене. Ни его жилище — онОбретение призвания
Обретение призвания
В подобных спорах побеждает тот, у кого лучше подвешен язык, а в этом немногие могли сравниться с Ходжой Насреддином.
(Владимир Соловьев, «Повесть о Ходже Насреддине»)
В Лондоне Троцкий под псевдонимом Перо занялся журналистикой для «Искры». Первая
Глава 1 ПРИЗВАНИЯ ВАРЯГОВ НЕ БЫЛО! Опровержение «Повести временных лет»
Глава 1 ПРИЗВАНИЯ ВАРЯГОВ НЕ БЫЛО! Опровержение «Повести временных лет» «Летописи полны лжи и позорят русский народ» В 1749 году в Петербургской академии наук разгорелся грандиозный скандал, с которого и начинается то, что у нас называют «антинаучной норманнской теорией»
Глава 1 Призвания варягов не было!
Глава 1 Призвания варягов не было! Опровержение «Повести временных
Глава 2 Рождение нового призвания
Глава 2 Рождение нового призвания Три величайших военных ордена – тамплиеров, госпитальеров и тевтонцев – основаны в XII веке, в период первого Возрождения, который был свидетелем появления готической архитектуры, зенита папской теократии и интеллектуальной революции,
12.

12. Разгадка истории призвания варягов В вековом споре о Руси основную роль играют свидетельства летописи о начале Руси. Если проанализировать, что же, собственно, летопись сообщает об этом, поражает необыкновенная бедность, шаткость и сбивчивость свидетельств.
Расположение Восточной Руси после призвания варягов
Расположение Восточной Руси после призвания варягов Горы Описание географических объектов в письменных источниках, относящееся к этапу создания Восточной Руси, противоречит современным представлениям о ее расположении, потому, как правило, считается ошибочным. Тем не
Балканская Русь после призвания варягов
Балканская Русь после призвания варягов
На Балканском полуострове сохранилось множество славянских топонимов и гидронимов. В частности, такие, как Киевец, Владимиров и др.Болгарский филолог Н.П. Ковачев только в письменных источниках X–XIII вв. на территории Балкан,
I. Анна Ивановна до призвания на царство
Новороссия как часть Русского мира (Русскому миру 1160 лет) — 1. C присоединением в 2014 году Крыма и признанием независимости и суверенитета Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, мы вновь говорим о русском мире, о необходимости воссоединить “разделенный русский народ”, защитить интересы русских и их права на родной язык и родную культуру.



















1. C присоединением в 2014 году Крыма и признанием независимости и суверенитета Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, мы вновь говорим о русском мире, о необходимости воссоединить “разделенный русский народ”, защитить интересы русских и их права на родной язык и родную культуру.
Владимир Путин подчеркнул, что «Важно понимать и то, что Украина, по сути, никогда не имела устойчивой традиции своей подлинной государственности. И начиная с 1991 года пошла по пути механического копирования чужих моделей, оторванных как от истории, так и от украинских реалий. Политические государственные институты постоянно перекраивались в угоду быстро сформировавшихся кланов с их собственными корыстными интересами, не имеющими ничего общего с интересами народа Украины».
2. История России насчитывает более тысячи лет, начиная с переселения восточных славян на Восточно-Европейскую (Русскую) равнину в VI—VII веках. Восточные славяне (поляне, северяне, древляне, кривичи, дреговичи, радимичи, вятичи), потомками которых стал единый русский народ: великороссы, малороссы и белорусы. Основа русского народа -великороссы.
В этом году мы отмечаем 1160-летие русской государственности.
Историю страны можно поделить примерно на семь периодов: древнейшая (догосударственная) (до конца IX века н. э.), Новгородско-Киевская Русь (Древнерусское государство) (до середины XII века), период раздробленности (до начала XVI века), единое государство (с 1547 года царство) (конец XV века—1721), империя (1721—1917), советский период (1917—1991) и новейшая история (с 1991 года).

















Региональное измерение — Россия в глобальной политике
В течение
последних 15 лет отношения между федеральным центром и регионами
варьировались от позиции «берите как можно больше свободы» до
серьезной озабоченности проблемой сепаратизма и неспособность
регионов заниматься своими делами. Между тем ни для кого не секрет
, что в России нет даже региональной экономической политики
.
Предположительно, в период кризиса переходного периода
не было ресурсов для регионального развития. Однако в то же время
регионы-нетто-реципиенты фактически получали огромные
ресурсы от регионов-нетто-доноров для поддержания социальной
стабильности, поддержки различных политических проектов и, возможно,
инвестирования в какие-то коррупционные схемы. Ресурсы
иссякли, а внятного политического курса не было. Неспособность
разработать систему приоритетных целей вместе с
инструментами для их достижения, по крайней мере, частично проистекает из
волшебное обаяние простых решений, продиктованных макроэкономической политикой
, которая якобы почти автоматически ведет к блаженству
модернизации. Россия прошла через пять лет бума потребления
(60-процентный рост!), а также взрыв экспорта энергоресурсов
, чтобы понять, что все не так просто.
Действительно ли
Россия настолько разнообразна в своих регионах, что ситуация
требует индивидуального подхода? Интуитивно большинство людей реагируют
на этот вопрос утвердительно. Тем не менее, пора провести простой анализ регионов на предмет их уровня и модели развития в условиях свободного рынка и подверженности
глобальной конкуренции.
Государства внутри государства
Мы разделили
регионы России на три отдельные группы по
уровню их развития: развитые (группа А)0003 (группа Б) и менее развитые (группа С) (см. таблицу). Ориентировочные предельные уровни
валового регионального продукта (ВРП) на душу населения
(с указанием уровня цен по регионам) в 2003 г. следующие:
в группе А — показатель 70 000 руб. и выше; Группа Б, 50 000 90 003 руб. до 70 000 руб.; Группа С, 45 000 руб. и меньше. На этом этапе 90 003 три группы включают 27, 26 и 29 регионов с населением 90 003, что составляет примерно 50%, 30% и 20
% от общей численности населения страны соответственно.
Как будет показано ниже, принципиальные различия между умеренно и
менее развитыми регионами заключаются не только и даже не столько в ВРП 9Уровень 0003 как в типе ресурсов (собственные или субвенционные ресурсы)
, которые используются для достижения определенного уровня ВРП или потребления
.
Разрыв в
между некоторыми регионами России по ключевым показателям развития
(ВРП, инвестиции на душу населения) может достигать
раз в 20-30 раз – примерно такой же, как разрыв между странами-членами ООН
за некоторыми крайними случаями , которые включают наиболее развитые
страны, страны Африки к югу от Сахары, а также страны Южной и Юго-Восточной Азии
страны. Большое неравенство ресурсов в странах, разделяющих
один и тот же континент, отражающее их неравномерное развитие, вновь проявилось
в границах отдельных стран.
Россия
должна найти способ гармонизировать свои национальные интересы и
региональную
специфику – в третий раз с начала капиталистического
развития – во имя общего прогресса. Россия должна
подойти к этой сложной задаче с максимальным прагматизмом
возможно, а также с пониманием глубины и
специфики стоящих перед ним проблем.
Капитализм
в Российской империи развился за слишком короткий срок и в условиях
серьезных препятствий и ограничений. Поэтому она не смогла решить задачу естественного согласования уровней производительности труда на всем континенте. Советская эпоха, которая зависела от высокого уровня государственного планирования, была отмечена жесткой политикой распределения производительных сил, основанной на низком уровне транспорта и
. 0003 Тарифы на энергию. Методы корректировки были далеко не эффективными, и
казались практичными и успешными только с искусственной системой
внутренних (относительных) цен, которые сильно расходились с глобальными ценами
.
С началом
свободной рыночной реформы в России неэффективность
значительной части промышленности проявилась в виде неравномерного
структурного кризиса с необратимыми последствиями для ряда
отраслей. Из-за последствий кризиса в переходный период 9В 0003 году адаптация к новым ценам, как плановая корректировка
(особенно в инвестиционной сфере), была почти полностью утрачена:
человеческие ресурсы были в итоге сконцентрированы не в тех отраслях
и не в тех регионах. С тех пор, как 15 лет назад начался переходный период,
различных секторов плановой экономики были сокращены, а
восстановлены неравномерно, поэтому регионы также пострадали в разной степени. Глобальный экономический подъем, начавшийся в 2002 г. , вместе
с ростом экспортных цен на большинство видов сырья,
дал многим регионам России новые потенциальные ресурсы для развития.
Однако этот сценарий одновременно выявил неравномерное
распределение этих ресурсов.
Экономический
рост за последние пять лет улучшил ситуацию в большинстве
регионов, но не так существенно, как ожидала политическая элита и
общественность в плане модернизации. Экономический рост,
, включая удвоение ВВП, не может быть одинаковым по стране
. Менее развитые регионы в значительной степени догоняют
более развитых регионов не только за счет собственного
опережения, но и за счет растущего потребления за счет
перераспределения ресурсов от регионов-чистодоноров, т. е. при
их расход. Разбивка по классам0003 равномерный региональный рост (правящая власть требует, чтобы все
региона удвоили свой валовой продукт в соответствии с планом) и
выявленные зоны роста, которые должны стать лидерами
экономического развития. Однако, прежде чем обращаться к зонам роста и связанным с ними проблемам, необходимо более подробно рассмотреть конфигурацию ресурсов, имеющихся в трех основных региональных группах России. Для этого важно показать, что эти
три группы имеют очень сложную структуру. Во-первых, важно
, чтобы признать, что не каждый член группы A регионов
процветает. Но по российским меркам они составляют наш
«развитый мир», в котором сосредоточены основные человеческие и
природные ресурсы.
Группа А
включает, во-первых, город Москву и Санкт-Петербург с
окружающими Московской и Ленинградской областями, которые составляют два
самостоятельных социально-экономических организма. Структура населения, рынок труда
, транспортная и банковская системы унифицированы в обеих странах.0003 случая. Российская империя и Советский Союз вложили колоссальные
ресурса в развитие транспортной инфраструктуры обоих
регионов, сосредоточив там огромное количество человеческих ресурсов и
производственных мощностей (не считая частного бизнеса). В обоих
регионах развита сфера услуг, финансы, образование и
стратегических сектора.
Две другие
(развитые) подгруппы группы А зависят от природных и человеческих
ресурсов, а также собственных производственных мощностей. Большинство
Важно отметить, что эти сферы деятельности зависят от сектора экспорта и сырья. Этот сценарий возник благодаря свободному рыночному
экономическому развитию в условиях частной собственности, свободному ценообразованию и либерализации внешней торговли. Сырьевые
районы, производящие материалы, получили контроль над большей частью
доходов, получаемых предприятиями, расположенными на их
территории, чем при Госплане СССР
(Госплане). Однако в этой группе значительно слабее
производственных отраслей как гражданского, так и оборонного назначения
машиностроительных секторов. Как правило, доля экспорта в этой подгруппе
колеблется от 30 до 50% всей
добавленной стоимости, произведенной в том или ином регионе, в то время как часто это
отдельный продукт (например, нефть и природный газ для Ханты-Мансийского
автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ) или сочетание
двух или трех экспортных товаров, например. природный газ и
древесины в Республике Коми. Кроме вышеупомянутых
Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов и Республики Коми
, в эту группу входят Красноярский край с его
запасами цветных металлов, Республика Саха с запасами золота и алмазов
, Вологда, Липецкая и Белгородская области с их
месторождениями черных металлов.
Третья подгруппа
имеет более сбалансированную структуру промышленности: объединяет
экспортных сектора (в основном сырье и полуфабрикаты)
и сектора, ориентированные на национальные и региональные развивающиеся рынки,
, а также оборонную промышленность. Хотя для них также важен экспортный сектор, он не является единой отраслью, как в случае с
предыдущей подгруппой. По нашему мнению, эти территории
объективно составляют промышленное (производственное) ядро страны,
способное справиться с колоссальной задачей адаптации к глобальной
конкуренции, как это было в случае со сверхиндустриальными регионами
Европы и США. Они могут играть роль
движущей силы регионального развития в России, и их внимание
должно быть направлено на рост: эти регионы станут центрами роста в
своих географических ареалах, распространяя свою экономическую
экспансию на
соседних регионов.
Если
промышленных региона не смогут адаптироваться к новой конкурентной
среде, Россия может попасть в зависимость от
аграрно-сырьевых отраслей и регионов, производящих сырье. Эти отрасли будут
должны поддерживать столицы и военных за счет доходов
от экспорта сырья. Промышленные регионы, а не
Россия как таковая, могут быть вынуждены искать свой путь к
постиндустриальному обществу. Иными словами, Россия может или не может
интегрироваться в постиндустриальное общество вместе с
этими регионами, поскольку у других регионов путь к
пути гораздо более длинный. Эти регионы, безусловно, обладают огромным кадровым и управленческим потенциалом, необходимым для их развития; однако способы 9Необходимо найти 0003, чтобы помочь им раскрыть свои внутренние ресурсы и потенциальные возможности
.
Группу Б составляет
относительно однородная масса регионов,
характеризующихся не только средним уровнем развития и
наличием нескольких жизнеспособных предприятий и учебных заведений, но и, главным образом, отсутствием мощная ресурсная база
, которая могла бы вывести их на международные рынки. В целом за
года эти районы потеряли часть своего населения и
возможностей трудоустройства в группу А, но они продолжают
составлять важную базу для распространения новых производственных
мощностей в регионах с доступными площадями и человеческими ресурсами, так как
а также администрации, готовые усердно работать, чтобы обеспечить выживание
своих регионов в новой среде. Внутри этой группы имеется
выраженных различия между внутренними и прибрежными районами в
европейской, сибирской и дальневосточной частях страны соответственно.
Вся история Европы
— от Греции до Ирландии — показывает, что прибрежные
регионы в условиях свободной рыночной экономики должны иметь более высокие темпы развития
.
Наконец,
группа С состоит из менее развитых регионов со своей
спецификой, включая национальные республики Сибири и
Северного Кавказа. Крайне важно найти эффективные пути решения
специфических проблем этих регионов для обеспечения устойчивого роста,
а также решения проблемы безработицы и чрезмерной зависимости от
0003 сельское хозяйство.
Каждый
регион Российской Федерации, безусловно, интересен,
ценен и по-своему уникален: такова специфика страны
. Чтобы лучше понять эту специфику, в следующих двух разделах
будут более подробно рассмотрены подгруппы (всего 10) и
проблемы регионального развития в высококонкурентной среде
. Мы должны постараться более четко сформулировать федеральные, а также различные региональные интересы, чтобы каждый регион
У 0003 есть шанс, как и свой путь в будущее.
РАЗНЫЕ
УСЛОВИЯ, РАЗНЫЕ
ЦЕЛИ
региональных различия России имеют континентальный масштаб. По своей ресурсной структуре
мы имеем аналоги Португалии и Объединенных
Арабских Эмиратов среди регионов России. Эффективная региональная политика
в такой стране должна учитывать цели
всех заинтересованных сторон, как в центре, так и на периферии.
Есть
как минимум три крупных игрока, у каждого из которых
несколько конкретных целей: федеральный центр, региональные элиты и
финансово-промышленные группы (частные или
контролируемые государством).
Либо
большинство стран мира имеют меньше игроков и интересов, либо в силу своего исторического развития
менее выражены региональные
различия. Россия, однако, не укладывается ни в одну из известных закономерностей:
года множество контрастов преследовало Российскую империю (от кочевников до
немецких бюргеров), в то время как Советы пытались слить и нивелировать
все. Эти исторические факторы делают еще более сложной задачу, стоящую перед современной Россией
, — найти путь устойчивого развития
для всех ее компонентов, каждый из которых имеет очень разные стартовые позиции
. Регулировка касается не столько местного потребления на душу населения, сколько развития человеческих
ресурсов, демократических институтов, частной собственности и честной
конкуренции.
Новая классификация регионов
конкретно показывает, что общего у конкретных групп
регионов. Например, видно, что как
наиболее, так и наименее развитые регионы идут по сходным
траекториям динамики ВРП, а среднеразвитые регионы идут
более самостоятельным путем. Это приводит к двум выводам: во-первых,
экономически более слабые регионы обладают достаточной переговорной силой, чтобы
захватить свою долю прогресса страны путем перераспределения
механизмы; во-вторых, развитые регионы также в состоянии удержать
динамику этого перераспределения в рамках своей динамики роста
.
Это
наблюдение указывает на две ярко выраженные группы, которые имеют различные
интересы в области региональной политики: регионы-чистые доноры и регионы-чистые реципиенты.
Красноярский губернатор Александр Хлопонин говорил об этих
интересах без обиняков:0003 экономического развития будет перераспределено федеральным центром
через бюджет в пользу отсталого соседа через федеральные
трансферты». Федеральный центр проводит четкую политику корректировки регионального развития через бюджетную корректировку.
Предположительно, федеральный центр рационализирует такое поведение и
думает: «Мы проводим политику корректировки бюджета, и это
адекватно». Но так ли это?
Федеральный центр
со значительно возросшим политическим авторитетом
за последние пять лет имеет несколько целей регионального развития
, которые она вынуждена преследовать — сознательно или, может быть,
даже бессознательно. Безусловно, наиболее заметным является поддержание
общественно-политической стабильности в стране и сохранение
ее целостности за счет поддержки бюджетов менее развитых
регионов. Между прочим, такого рода поддержка между странами
обычно невозможна там, где ресурсы перебрасываются из одной страны
в другую в виде мелкомасштабной прямой помощи или через сложные
0003 кредитные механизмы.
Провал политики корректировки
Здесь мы
должны отметить, что международные финансовые учреждения в течение
десятилетий занимались чем-то подобным «корректировке бюджета», но
без особого успеха. Совсем недавно 90 003 министра финансов Большой восьмерки, при руководящей роли США и Великобритании, одобрили план 90 003 списания общего долга для 27 беднейших 90 003 стран мира; это особенно примечательно, так как это прощение
включал их долги перед МВФ и МБРР. Нет необходимости в таком механизме, однако, внутри отдельной страны: просто
эффективность перераспределения ресурсов должна измеряться не
корректировкой потребления, а степенью использования
имеющихся ресурсов в целях развития. Применительно к
России этот шаг будет выглядеть как «реструктуризация» (прощение)
всех бюджетных кредитов нашим «МВФ+МБРР» — то есть РФ
Министерство финансов.
Это сравнение
важно, поскольку Минфин РФ также
перераспределяет большие суммы денег. Анализ показывает, как именно это происходит (см. Диаграмму 1). Регионы-экспортеры получают небольшие трансферты из федерального бюджета в размере
на душу населения. Менее развитые 90 003 аграрных региона и Дальний Восток России получают довольно значительные суммы денег – до 5000-6000 рублей на душу населения (по состоянию на
2003 г., т. е. до «монетизации» 2005 г.). это 9На долю 0003 приходится до 20 процентов видимого потребления в наименее
развитых региональных группах, а ресурсы перераспределяются
через бюджетный сектор.
Один из основных столкновений
в политике бюджета в последние годы включает в себя
-дюймовый центр по сравнению с регионами, чистыми донорами против.
эффект, столкновение между экспортерами ресурсов и аграрными
регионами, конфликт между накоплением и потреблением.
передача ресурсов от богатых к бедным имеет два следствия:
получатель привыкает к бесплатным подачкам, а даритель
не может их инвестировать.
Эта проблема
носит международный характер. Таким образом, бюджет ЕС стал
спорным вопросом: страны-доноры (Германия, Франция, Великобритания,
Великобритания, Нидерланды, Швеция и Австрия) готовы
перераспределить 815 миллиардов евро в пользу менее развитых членов. ЕС запрашивает 1,022 миллиарда евро, чтобы
оказать финансовую помощь вновь принятым членам ЕС
без значительного сокращения помощи «старым бедным» регионам
Греции, Португалии, Испании и Италии. Однако концепция корректировки ЕС
сводится к классическим («антилиберальным» в российской терминологии
) формулам: программы создания рабочих мест в менее развитых
регионах, помощь в развитии инфраструктуры и, в конечном счете,
повышение конкурентоспособности Европы.
Главная проблема России
в том, что план перераспределения бюджета не решает
долгосрочных стратегических задач федерального центра: модернизации экономики,
становления обрабатывающей промышленности и сферы услуг
более конкурентоспособными и, в конечном счете, достигающими более высоких темпов роста.
До сих пор отсутствие последовательной региональной политики
лидеры объясняли логикой, согласно которой лучшая региональная политика
для всех — это развитие в едином, общем пространстве. Таким образом, экспортеры сырья
и промышленно развитые регионы автоматически приобретают роль
доноров. Федеральный центр должен иметь какое-то скрытое соглашение о разделе доходов с развитыми регионами или иным образом навязывать свои собственные
соглашения.0003 политика на них.
Хотя
такая корректировка является целью национальной политики, на самом деле
это сложный, долгосрочный процесс регулирования развития, а не
просто корректировка бюджета.
Амбиции
Когда речь идет о нациях, нормы накопления и сбережения
взаимосвязаны и могут быть подвергнуты статистическому анализу. Однако в случае с
областями картина довольно размыта. 9На региональном уровне, как и в небольшой стране-члене ООН, рост может быть
обусловлен либо внешним донором (федеральный бюджет РФ в отличие от Всемирного банка для Африки), либо одним-двумя крупными
проектами. На уровне малых, средних и многих крупных компаний рост будет напрямую зависеть от инвестиций в этот конкретный регион.
С другой стороны, если регион является экспортером капитала, его уровень
реинвестирования по отношению к его норме внутренних сбережений может быть низким (всего
).0003, как и в целом по России). В этом случае даже развитый регион
может в будущем столкнуться с угрозой стагнации. Таким образом,
цели местных лидеров варьируются в зависимости от характера
их конкретного региона. Все, вероятно, хотели бы больше свободы в
расходовании своих ресурсов, а также больше механизмов для увеличения
их развития. Тем не менее, в зависимости от масштаба развития, некоторые
должны иметь свободу в принятии решений, чтобы тратить ресурсы
передается им, а другим он нужен для эффективного использования
собственных ресурсов. В рамках этой статьи
обобщение основных целей различных групп и
подгрупп выглядит следующим образом:
– желание
столиц быть наравне с ведущими столицами мира, например,
проводить Олимпийские игры. , и получить федеральные средства на
программы реконструкции – остальное оплатят
богатых жителей и приезжих;
–
экспортеров сырья пытаются контролировать максимальную долю
доходов добывающих компаний, обеспечивать нормальный уровень жизни
в регионе, решать экологические и
инфраструктурные проблемы и, по общему правилу, берут на себя
крупных масштабные, современные проекты;
–
развитые регионы, естественно, мечтают сохранить свои человеческие
ресурсы, найти им новое применение и перейти от
«плановой сверхиндустриализации» к постиндустриальной
общество;
–
среднеразвитых региона надеются вытянуть счастливый билет, реализовать
крупных инвестиционных проекта (основными достопримечательностями являются их
доступных территорий и рабочей силы) и добиться прорыва;
– менее
развитых регионов надеются обнаружить на своей территории нефть, тем самым
гарантируя новый пул ресурсов для своего развития;
– в
прибрежных районах будет все необходимое естественно прибудет на
их порог: им нужно только создать благоприятную институциональную
среду для инвесторов и согласовать
местные интересы с
интересами федерального центра и финансово-промышленных
групп.
Третий игрок: финансово-промышленные группы
особенности региона) различные цели – от
поддержание притока перераспределяемых ресурсов для содействия
региональному развитию. В небольших странах такой третьей стороной является
иностранная компания. А вот в регионах России это
финансово-промышленные группы (ФПГ) или, в лучшем случае,
иностранные компании. В отличие от малых и средних предприятий, которые в основном инвестируют на местном уровне, ФПГ проводят собственную (часто ориентированную на глобальную
) политику в отношении централизации финансовых потоков и региональных инвестиций. Самое главное, что
эти группы не обязаны реинвестировать свою прибыль в России
или в регионе их происхождения. Их эффективность зависит от эффективного принятия решений. Российские регионы, мало чем отличающиеся от наций для многонациональных компаний, обеспечивают воспроизводство
рабочей силы и стабильность производственной (обычно
добычной) среды. Объективным интересом ФПГ является
их максимальная свобода в движении капитала, то есть
свобода инвестиций по всей стране, а также
по всему миру.
В период реформ
в регионах первоначально доминировали местные
правительства, пока финансово-промышленные группы (частные или
контролируемые государством) значительно не укрепили свои позиции. Конечно,
местные элиты в более развитых регионах, располагавшие рядом
экономически развитых секторов вместе с несколькими ФПГ, имели
большее пространство для маневра и большую переговорную силу в отношениях с могущественными финансово-промышленными группами. Федеральный центр
окончательно вмешался в эти отношения, создав сложный и
динамичный баланс между федеральными интересами (общенациональными или ведомственными
интересами, что не всегда одно и то же), интересами ФПГ и
интересами регионального развития.
Решающим для будущего России
является то, насколько четко видят свои интересы три основные группы
субъектов региональной политики,
будущее регионов и страны в целом. Либо они могут
пытаются вырезать друг друга, или они могут двигаться вместе.
Россия — сложная и загадочная страна: здесь все
загадочно, особенно в региональной политике, поэтому требует ресурсов,
здравого смысла и большого терпения.
ПУТИ РАЗВИТИЯ
До сих пор
федеральный бюджет современной России никогда не гарантировал стране финансирование
реального развития. Министру экономики Евгению Ясину вроде бы
предпринял последние известные попытки в середине 1990-х годов. Однако формирование
инвестиционного фонда в бюджете 2006 г. дает надежду на
инвестиции в проекты модернизации. Хотя создание
государственных инвестиционных механизмов представляется довольно запоздалым (15 лет с
начала процесса реформ и 5 лет с
экономического подъема), период неопределенности и неопределенности, похоже, уже закончился.
В последние
года федеральные власти занимались
восстановление управляемости (вертикаль власти), создание
единого правового пространства, решение
демографических и миграционных проблем (хотя радикальных мер не принималось). Создание
единой инвестиционной среды в стране контрастирует с
огромным (и растущим) разрывом в производительности труда и ВРП на душу населения. В
бюджетной сфере нововведения проявились
в частности в увеличении доли доходов бюджета
перераспределяемых через федеральный центр и в пользу
0003 федеральный центр. Поэтому до сих пор не было и не могло быть региональной инвестиционной политики.
Куда уходят деньги и почему
Частный сектор
является основным инвестором в России; государство
бежало из этой сферы. Основная часть инвестиций (см. Диаграмму 2) приходится на четыре группы регионов: столицы, экспортеры, промышленно развитые регионы и приморские регионы. В пересчете на душу населения экспорт 9Лидируют 0003 региона и столицы. Традиционно развитые
промышленных региона сохраняют достаточно высокий уровень инвестиций,
– с наибольшей долей инвестиций в оборудование и
– объекты (например, Самарская область). Эти регионы Урала,
Поволжья, Сибири и центральной части России имеют
относительно развитую и диверсифицированную производственную,
транспортную и научную инфраструктуру, которые позволяют компаниям инвестировать
программы модернизации. Тем не менее, скорость накопления в этих
регионов недостаточно для быстрого прорыва в
постиндустриальное общество, одним из признаков является малая доля
иностранного капитала. Иностранные инвесторы, более жесткие и более эффективные, не идут в политически нестабильные регионы.
Низкие налоги и другие льготы не так важны для иностранных
инвесторов, как стабильность и предсказуемость инвестиционного
климата. Это наглядно иллюстрирует тот факт, что
региона с наибольшей долей иностранных инвестиций включают в себя как
Краснодарский край и Самарская область – регионы со стабильными
учреждениями и администрациями, но с очень разной политической
обстановкой.
Разные макияжи
Задача
«укрепления Федерации» и «национального строительства», выдвинутая
Президентом В. В. а также конечная цель
по эффективному управлению «огромной территорией, уникальной
в его составе» (цитируется по посланию президента 2005 г. по нации
). Помимо политических средств и методов, история
показывает, что важнейшую роль здесь играет собственное развитие регионов. Каждый регион должен иметь возможность видеть свое
будущее, свой ближайший горизонт развития, свой шанс улучшить
уровень жизни. Прежде всего, она должна быть в состоянии выполнить
этих задач своими собственными усилиями.
Развитые регионы Российской Федерации считают — и не без оснований —
что они знают свои потребности лучше, чем кто-либо другой, и находятся в лучшем положении для эффективного использования своих ресурсов.
Объективный интерес регионов состоит в расширении их
прав и полномочий. В частности, они хотят оставить часть
растущих налоговых поступлений для реинвестирования в развитие, а не
для автоматического перераспределения (китайский сценарий). Нетто-реципиент
районы, не всегда имеющие определенные перспективы своего
ускоренного развития, находятся в гораздо более тяжелом положении. Роль
федерального центра здесь также значительно выше, так как использование
передаваемых ресурсов налагает особую ответственность и
предполагает надзор и контроль со стороны поставщика этих
ресурсов, что можно наблюдать и в международной практике (ср.
МВФ условия кредита МБРР).
финансово-промышленные группы, имеющие возможность расчета
свои инвестиционные проекты в мельчайших деталях, что позволяет им
опираться на региональный потенциал и региональные различия, проводить свою собственную региональную политику. Ресурсы для проведения региональной политики
на общегосударственном уровне невозможно переоценить: важно
определить пределы, в которых каждая из трех сторон (федеральный центр, региональные элиты и ФПГ) может внести свой
вклад на развитие областей страны и
республик. Федеральный центр объективно заинтересован в
максимально возможная мобилизация местных усилий как при формулировании
целей развития, так и при ведении переговоров с другими сторонами о различных
способах достижения этих целей. Мировой опыт показывает, что ключевое значение здесь имеет не столько управляемость, сколько взаимодействие между тремя группами целей и инструментов. В конце концов, полагаться можно только на то, что оказывает сопротивление.
Вновь созданное
Министерство регионального развития производит много
надеемся, что он представит новую концепцию регионального развития
. Поддерживаем точку зрения, активно продвигаемую
представителями развитых регионов: всем регионам
должен быть гарантирован определенный социальный стандарт, а лидерам
должна быть предоставлена возможность совершить прорыв.
Экономическая
модернизация в России зависит от инициативы и
активности деловых кругов и интеллигенции. Это также
зависит от свободы предпринимательства (не в последнюю очередь свободы от «искателей ренты
»), свободы творчества и укрепления прав собственности
на продукты инновационной и инвестиционной деятельности. Неравномерное
распределение человеческих ресурсов не может быть исправлено исполнительным приказом
. Развитые регионы в условиях длительного экономического подъема
будут поддерживать элементы федеральной программы, такие как снятие барьеров для перемещения рабочей силы, товаров и
0003 столица. Программа также включает изменение структуры имущества
.
ЕС
Уроки
При формулировании концепции региональной политики
было бы полезно учитывать положительный и отрицательный опыт ЕС в этой области
. Достоинства подходов ЕС хорошо известны:
поэтапная интеграция, поддержка более бедных регионов (а не
стран), создание единого правового пространства, распространение и
консолидация европейских институтов и опора на солидарность
в решении региональных проблем с ограниченным масштабом перераспределения
ресурсов. Суть расширения ЕС состоит не столько в
инфраструктурных грантах, сколько в расширении рынков и приведении
качества институтов свободного рынка к более продвинутому
уровню.
Недостатки
возникли совершенно неожиданно в ходе
обсуждения и ратификации Конституции ЕС, и эти
включал в себя чрезмерную зависимость от политических и бюрократических решений
, а также резкое изменение условий жизни
граждан ЕС за последние годы. В результате возникла общественная
негативная реакция на реформы, на которые политики возлагали
большие надежды, из-за отсутствия общественного обсуждения
вопросов.
Применительно к
России необходимо было бы лучше подготовить и
разработать программы реформ (особенно с учетом
0003 опыт в программе спешной монетизации). Процесс
потребует больше времени и терпения для убеждения различных групп,
вместе с дополнительным анализом и общественным обсуждением. Власти
должны были бы учитывать интересы различных социальных и
региональных групп, прежде чем они могли бы проводить региональную политику в такой
неравномерно развитой стране.
Доверие лидерам
Региональное развитие России за
относительно длительный период ее экономического роста определило ряд
регионов-лидеров по уровню их развития и
качеству их экономических, правовых и гражданских институтов. Этот
позволяет в поисках движущих сил развития
не прибегать к искусственным схемам, а опираться на общий для английского газона
«принцип тропинок»: люди идут по
наиболее удобным дорожкам, которые со временем становятся мощеными.
пешеходные дорожки.
Россия явно нуждается в опоре на пару
десятков крупных и благополучных городов (агломераций), способных
динамично развиваться по некоторым ключевым направлениям. Эти города расположены
особенно вблизи морей и океанов, а также на узлах связи в
важных приграничных районах. Не менее важно, чтобы у них была деловая и политическая элита с чувством местного патриотизма;
человека, которые не готовы покинуть корабль и переехать в Москву в
в любой момент, отправляя своих отпрысков за границу с большей частью
своего капитала.
Такие города реально могли бы
стать опорой социально-политической стабильности России. Таким образом, в условиях ограниченных
ресурсов крайне важно рассматривать региональную политику
федерального центра как средство устранения узких мест во внутреннем
развитии и стимулирования глобальной конкуренции. Возможно
финансирование ряда масштабных проектов совместно с региональными
власти и частные бизнес-компании через национальные облигации
кредитов. Такой шаг вызовет энергичное движение к реформе
после 15-летнего перерыва.
Что касается региональной интеграции, то
важно, где это возможно, устранить
иерархические разделения и интегрировать естественных соседей. Однако в то же время каждое
региональное слияние следует рассматривать как сложный бизнес-проект со всеми вытекающими выгодами и рисками. Последний комментарий от
Министр регионального развития Владимир Яковлев об образовании
примерно 60 регионов обнадеживает. Часто возникает потребность в новых транспортных
артериях, поскольку Россия (в отличие от
Германии или США) не проходила через период
проектов федеральных дорог в условиях тяжелых экономических кризисов. Следует отметить, что многие федеральные инфраструктурные программы и программы сотрудничества с ФПГ
возможны даже без формального слияния.
Необходимо улучшить качество
администрации и управления, укреплять закон и права собственности
, бороться с коррупцией и не допускать снижения стандартов до уровня
средней группы. Региональная политика в России — это не столько деньги, сколько совершенствование рыночных институтов, развитие самоорганизации бизнеса и продвижение демократии.
Главным мерилом России должно быть
развитие и модернизация ее регионов-лидеров – ключи к
Успех страны в глобальной конкуренции.
Выдержки из выступления Путина об Украине
МОСКВА, 21 фев (Рейтер) — Ниже приводятся выдержки из телевизионного выступления в понедельник президента России Владимира Путина об Украине: читать далее
НА ДОНБАССЕ
«Вставшие на путь насилия, кровопролития, беззакония не признавали и не признают никакого иного решения вопроса Донбасса, кроме военного.В связи с этим считаю необходимым принять давно назревшее решение о немедленном признании независимости и суверенитета Донецкая Народная Республика и Луганская Народная Республика.Прошу Федеральное Собрание Российской Федерации поддержать это решение,а затем ратифицировать договоры о дружбе и взаимопомощи с отдельными республиками.Эти два документа будут подготовлены и подписаны в самое ближайшее время будущего, а от тех, кто захватил и удерживает власть в Киеве, мы требуем немедленного прекращения боевых действий9. 0009
Зарегистрируйтесь сейчас и получите БЕСПЛАТНЫЙ неограниченный доступ к Reuters.com
«В противном случае вся ответственность за возможное продолжение кровопролития будет полностью лежать на совести правящего на территории Украины режима. Объявляя о принятых сегодня решениях, Уверен в поддержке граждан России. Всех патриотических сил страны».
О ЧЛЕНСТВЕ УКРАИНЫ В НАТО
«Вступление Украины в НАТО станет прямой угрозой безопасности России».
О ПРОИСХОЖДЕНИИ СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ
«Современная Украина была целиком создана Россией, точнее, большевистской, коммунистической Россией. Этот процесс начался сразу после революции 1917 года…
«В результате большевистской политики Советская Украина возникла, которую и сегодня можно с полным основанием назвать «Украиной Владимира Ильича Ленина». Он ее автор и архитектор. Это полностью подтверждается архивными документами… И теперь благодарные потомки сносят памятники Ленину на Украине. Это то, что они называют декоммунизацией. Вы хотите декоммунизации? Что ж, нас это вполне устраивает. Но не стоит, как говорится, останавливаться на полпути. Мы готовы показать вам, что значит настоящая декоммунизация для Украины».0009
ОБ УКРАИНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
«Украина никогда не имела традиции подлинной государственности».
О РАСПАДЕ СССР
«Россия взяла на себя обязательства погасить весь советский долг в обмен на то, что новые независимые государства откажутся от части своих зарубежных активов. В 1994 году такие соглашения были достигнуты с Украиной, но они не были ратифицированы Украиной…
» (Украина) предпочитали действовать так, чтобы в отношениях с Россией имели все права и преимущества, но не несли никаких обязательств. ..
«С первых же шагов они начали строить свою государственность на отрицании всего, что нас объединяет. Они пытались исказить сознание, историческую память миллионов людей, целых поколений, проживающих в Украине.»
ПО ОБЕЩАНИЮ УКРАИНЫ И ГРУЗИИ О ВСТУПЛЕНИИ В НАТО В 2008 ГОДУ
«Многие европейские союзники США уже прекрасно понимали все риски такой перспективы, но были вынуждены смириться с волей своего старшего партнера. Американцы просто использовали их для проведения ярко выраженной антироссийской политики.Ряд государств-членов альянса до сих пор очень скептически относятся к появлению Украины в НАТО.В то же время мы получаем сигнал из некоторых европейских столиц,говорящих о том,что о чем вы беспокоитесь,это произойдет не буквально завтра.Да,собственно,об этом говорят и наши американские партнеры.Ну и отвечаем-если не завтра,так послезавтра.Что это меняет в исторической перспективе?В принципе ,ничего. Тем более нам известна позиция и слова руководства США о том,что активные боевые действия на востоке Украины не исключают возможности вступления этой страны в НАТО,если она сможет соответствовать критериям Севера Атлантический альянс и победить коррупцию. При этом нас раз за разом пытаются убедить, что НАТО — миролюбивый и сугубо оборонительный союз, говоря, что угроз для России нет. Опять предлагают поверить им на слово. Но мы знаем реальную цену таким словам».0009
ОБ УГРОЗАХ РОССИИ
«Мы четко понимаем, что при таком сценарии уровень военных угроз России резко возрастет многократно. Особое внимание обращаю на то, что опасность внезапного удара по нашей стране будет увеличить во много раз.Поясню,что документы стратегического планирования США содержат возможность так называемого упреждающего удара по ракетным системам противника.А кто главный враг для США и НАТО?Это мы тоже знаем.Это Россия.В НАТО документах,наша страна официально и прямо объявлена главной угрозой североатлантической безопасности. А Украина послужит передовым плацдармом для удара.Если бы наши предки услышали об этом,они наверное просто не поверили бы.А сегодня мы не Не хочется в это верить, но это правда».
О САНКЦИЯХ
«Опять нас пытаются шантажировать. Опять угрожают санкциями, которые, кстати, думаю, все равно введут по мере укрепления суверенитета России и роста мощи наших вооруженных сил. предлог для очередного санкционного удара всегда найдется или сфабрикуется.Независимо от ситуации на Украине.Цель одна — сдержать развитие России.И сделают,как делали раньше.Даже вообще без формального предлога .Именно потому, что мы существуем, и мы никогда не поступимся своим суверенитетом, национальными интересами и нашими ценностями.Хочу четко и прямо сказать, что в сложившейся ситуации, когда наши предложения о равноправном диалоге по принципиальным вопросам фактически остались без ответа со стороны Соединенных государств и НАТО, когда уровень угроз для нашей страны значительно возрастает, Россия имеет полное право на принятие ответных мер для обеспечения собственной безопасности. Именно это мы и будем делать».
Зарегистрируйтесь сейчас и получите БЕСПЛАТНЫЙ неограниченный доступ к Reuters.com
Отчетность Московского бюро, редакция Томаша Яновски, Джона Бойла и Гранта Маккула
Наши стандарты: Принципы доверия Thomson Reuters.
СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ТАТАРСТАНА: ЭТАПЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Мансур Хасанов
В анналы истории уходит XX век – век крушения колониальных империй, триумфа национально-освободительных движений и создание новых независимых государств. В этом смысле его можно назвать веком «возрождения народов». Для татар ХХ век также стал периодом возрождения и создания национальной государственности.
Подписанный пять лет назад договор между Российской Федерацией и Республикой Татарстан «О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республика Татарстан», несомненно, можно назвать историческим, ибо он ознаменовал собой новый этап в становлении в России подлинно федеративных отношений. Подписание договора стало важной вехой в развитии государственности Татарстана.
Традициям государственности у татар более 1000 лет. Первым официальным союзом наших предков принято считать Тюркский каганат (царство), возникший в середине VI века (552 г.). С VII века в Европе стали возникать тюрко-татарские государства (Великая Болгария и Хазарский каганат). В конце IX века образовалась Волжская Булгария — первое феодальное государство в Среднем Поволжье. Ключевым этапом в создании татарского государства в средние века была Золотая Орда. В этот период были установлены основные традиции государственности: правящая династия Джучидов; курултай — представительный орган власти, состоящий из сословий; военно-административное государственное устройство, основа государственной идеологии; религия, культура и литература; татарское служилое сословие и этнополитическое сознание нации. В стране существовала единая правовая и налоговая система.
После распада Золотой Орды на ее территории возникли новые татарские государства – Казанское, Сибирское, Крымское и Астраханское царства, Большая Орда и т. д. – практически все они вошли в состав бурно развивавшегося Русского государства во второй половине 16 века. Татарская государственность была разрушена, но народ не терял надежды на ее восстановление. В Российской империи нерусские народы были почти полностью исключены из государственных дел. Структуры управления империи формировались без учета местных этнических особенностей. Нерусские не имели прав и были беззащитны перед мощной военно-бюрократической машиной. Области с татарским населением были распределены между губерниями Поволжья и Приуралья, так что ни в одной из них не было татарского большинства.
Февральская революция 1917 года дала татарам возможность не только реализовать вынашиваемые веками чаяния, но и начать процесс возрождения своей государственности. Что бы ни было правдой или неправдой об Октябрьской революции, она дала мощный толчок этой деятельности. Попытки лидеров национально-освободительного движения создать татарское государство завершились созданием Татарской Автономной Республики. По сути, это была сокращающаяся автономия в рамках унитарного государства, которое было лишь теоретически федеративным. Советский режим разделял народы на четыре уровня национальной государственности; включение национальности в какую-либо конкретную категорию было случайным делом, не учитывавшим площадь, население, экономический или духовный потенциал или культурные и исторические особенности.
Между тем официальный статус нации и политические права, вытекающие из этого статуса, зависели от этого случайного расположения. Показательно, например, что союзная республика имела в Верховном Совете СССР 32 депутата, а автономная республика, вроде Башкирии или Татарстана, — только одиннадцать, даже если в ней было вдвое больше населения. Автономные республики имели еще меньше прав в ведении своего хозяйства. В 1990 г. 98% промышленных предприятий Татарстана находились под контролем Союза или России, в то время как в республике находилось лишь 2% «вторичных» предприятий. При этом годовой совокупный общественный продукт республики был значительно больше, чем у ряда союзных республик, а национальный доход равнялся, например, доходу Литвы и Эстонии вместе взятых. Естественно, народ Татарстана не мог смириться с унизительным положением своей государственности. Руководство республики настойчиво ставило вопрос о повышении ее статуса. При образовании СССР в 1922 декабря, когда сталинская идея автономии, отвергнутая Лениным, была навязана татарам и башкирам, революционер и политик Мирсаид Султангалиев, крупный теоретик национального и государственного устройства, яростно выступил против этой идеи, призывая к включению Татарстана и Башкортостана в в качестве независимых образований в рамках нового Союза. За это он был раздавлен Сталиным в 1923 году — первая политическая жертва большевистской тоталитарной системы.
Попытки Татарстана повысить свой официальный статус при принятии сталинской конституции в 1936, в 1950-х годах и снова во время обсуждения конституции 1977 года также не увенчались успехом. Это неравенство, это ощущение вопиющей несправедливости способствовало подъему национального самосознания и стремлению поднять официальный статус республики в годы перестройки.
Современный этап в развитии нашей государственности начался с Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан, принятой Верховным Советом республики 30 августа 1990 года. Этот акт подтвердил волю и стремление народа поднять политико-правовой статус Татарстана. В то время предполагалось придать ей статус союзной республики в составе СССР.
Однако распад Советского Союза исключил эту идею. Когда Россия была провозглашена независимым государством, Татарстан в новых условиях вновь оказался перед дилеммой: остаться бесправным, полностью зависимым и подчиненным центру или начать строить новую форму федеративных отношений. Вопрос был поставлен перед самим многонациональным народом Татарстана в форме референдума, который состоялся 21 марта 1992 года. международного права, строя свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками и государствами на основе равноправных договоров?» В референдуме приняли участие 82 процента жителей Татарстана, утвердительно на поставленный вопрос ответили 61,4 процента из них. Утвержденная на референдуме формулировка вошла в важнейшие конституционные нормы Основного закона РТ, принятого 6 ноября 1992. Конституция Татарстана представляет собой программу дальнейшего укрепления национальной государственности. В этом контексте также стоит обратить внимание на предысторию и подписание Договора между Россией и Татарстаном 15 февраля 1994 года.
Это был первый договор такого рода не только в России, но и в В рамках федеративных отношений такие договоры в иностранных федерациях не заключались. Договор заложил новую и чрезвычайно важную практику федеративных отношений, которая затем была распространена на отношения между центром и другими субъектами Российской Федерации. По состоянию на 1 января 19 г.99 такие договоры были подписаны с 46 регионами.
Какой бесспорно положительный эффект имели эти договоры? Оглянемся на политическую ситуацию в стране пятилетней давности. В то время отношения между Москвой и Казанью достигли критической точки из-за стремления определенных российских кругов сохранить правовой статус Татарстана на доперестроечном уровне. Прежде всего, договор был эффективным инструментом для разрядки этой напряженности. В то же время эти договоры позволяют учитывать важные регионально-географические, экономические, этнические и другие особенности. Не нарушая суверенитета и целостности федерации, они способствуют сближению и укреплению сотрудничества между двумя уровнями власти – федеральным и региональным.
Иногда спрашивают, какая федерация Россия — конституционная или договорная. Это ложная дилемма. Россия может и должна стать конституционно-договорной федерацией. Конечно, существующая договорная система не идеальна. Существует бесконечное пространство для совершенствования. Например, участие законодательной власти в подготовке и подписании договоров, несомненно, было бы целесообразным, чтобы придать им большую юридическую силу. Но в нынешних условиях добиться этого сложно из-за враждебности отдельных политических сил и отдельных должностных лиц, в том числе законодателей.
Договоры, подписанные между центром и республиками, однозначно нужно выделить в отдельный вид межгосударственных договоров, и для этого нужна отдельная статья в Конституции РФ. В отличие от собственно международных договоров они имели бы внутрифедеративную природу, но в отличие от административных договоров между центром и территориями — межгосударственную.
Дальнейшее закрепление правового статуса Татарстана затрагивает проблему асимметричности федеративного устройства. Это является предметом жарких споров как в академических, так и в политических кругах. Сторонники унитарного государства и объединения выступают против асимметрии. Их главный аргумент основывается на принципе равенства, который, по их мнению, должен определять статус субъектов федерации.
Однако с этим трудно согласиться. Говоря о симметрии или асимметрии федеративного устройства, неправильно использовать эти термины только для описания отношений между субъектами федерации и федеральным центром (вертикальной осью). Взаимоотношения между разными субъектами федерации принципиальны, и если здесь нет симметрии, то не может быть симметрии и в отношениях с федеральным центром, иначе это привело бы к пресловутой советской уравниловке.
В ссылках на конституционный принцип равноправия субъектов федерации забывается одна основная истина: Равенство означает не просто равные права, но и равные обязанности. В этом смысле, например, у дотационных регионов мало оснований требовать равноправия с теми субъектами федерации, которые являются донорами. Равенство неравных и есть проявление асимметрии. Как метко выразился один зарубежный политолог: «Справедливость состоит в равном отношении к равным и неравном отношении к неравным». Практика показывает, что ни одна федерация нигде в мире не является симметричной. Российская Федерация не является исключением.
Эти теоретические рассуждения имеют непосредственное практическое применение в сфере межбюджетных отношений, составляющих основу всех федеративных отношений. Применительно к Российской Федерации важно подчеркнуть два момента. Во-первых, эффективность межбюджетных отношений зависит от соотношения выделяемых финансовых ресурсов и полномочий, которыми наделен субъект федерации. Иными словами, чем большую ответственность за государственные функции берет на себя республика или российский регион, тем лучше она должна быть подкреплена финансовыми ресурсами. Во-вторых, бюджетный федерализм должен учитывать принципиально разные задачи и ответственность двух типов субъектов Российской Федерации — по административно-территориальному принципу и по национально-государственному принципу. Ведь помимо общих задач, которые призваны решать все субъекты федерации, национально-государственные субъекты решают непростые задачи развития национальной культуры этнических общностей в целом, что требует дополнительного финансирования. Должно быть очевидно, что если татарский язык, образование на татарском языке, татарская национальная литература и искусство не будут развиваться в пределах Татарской республики, они не будут развиваться нигде. Помимо этого, в Татарстане есть и другие этнические группы. Должна ли учитываться необходимость финансирования национальных культур в межбюджетных отношениях? Абсолютно.
Особенностью Российской Федерации является то, что она построена на двух принципах: национально-государственном и административно-территориальном. В этом корень его асимметрии. В России нет отбоя от политиков, желающих радикально изменить существующий порядок. В академическом плане они обосновывают необходимость избавления от национально-государственного разделения тем, что нигде в мире не удалось согласовать принципы государственного устройства, присущие Российской Федерации.
Действительно, большинство зарубежных федераций строятся без учета этнического фактора – по разным причинам – хотя они имеют большой опыт в развитии национально-административных устройств. Однако Российская Федерация с ее огромной территорией, историческими особенностями и сложным этническим составом не может во всем походить на иностранные федерации. Она должна иметь свою модель федеративного строительства, в чем-то схожую с другими федеративными моделями, а в чем-то иную, но, несомненно, следует учитывать основные принципы федеративных моделей, исторически доказавших свою ценность.
Хуже сценарий, когда идея радикального изменения федеративного устройства формулируется как призыв к разделению России на губернии – восемь-десять крупных административно-территориальных единиц. Эта идея откровенно рассчитана на разрушение национальной государственности нерусских народов и справедливо вызывает возмущение.
Последний вопрос, затрагивающий федеративное устройство России и интересы народов, из которых она состоит: предполагаемое сближение и возможное объединение Российской Федерации и Беларуси. Здесь есть разные возможности. Первая состоит в том, что Россия и Беларусь образуют конфедерацию с национальными органами власти, но остаются отдельными независимыми государствами. Во-вторых, области Беларуси входят в состав Российской Федерации на правах субъектов федерации. В-третьих, Беларусь входит в состав Российского государства в качестве особого члена федерации.
В первом и третьем сценариях республики Российской Федерации вправе требовать повышения своего официального правового статуса до субъекта новой федерации или конфедерации.
Ваш комментарий будет первым