Афинский Акрополь и его храмы
Для того чтобы насладиться красотой Афинского Акрополя, вы обязательно будете проезжать по району Монастираки. Начиная с северного склона холма Акрополя в Афинах и до юго-западного склона, тянется улица Теориас. По правой стороне в начале улицы есть место, с которого открывается прекрасный вид на холм со всеми его сооружениями. Чуть подальше, с левой стороны, расположена церковь Преображения. Начиная подъем по склону, в скором времени вы увидите справа небольшой скальный холм Афинского Акрополя — Ареопаг. В древности на нем проходили заседания Верховного афинского суда.
Поднимаясь на эту скалу по ступеням, вырезанным в камне, нужно быть очень осторожным, так как они также, как и большая часть вершины Ареопага, очень скользкие. Для такого подъема лучше всего подойдет обувь на резиновой подошве. А вот в ботинках на кожаном низе вы быстрее попадете в травмопункт, чем на плоскую площадку горы. Есть еще один подъем на Ареопаг, расположенный неподалеку от уже указанного. На нем металлические ступени. В самую жару днем лучше не подниматься на гору, так как долго находиться на вершине вы не сможете и в поисках тени будете вынуждены вернуться обратно вниз.
Пропилейон стал входом в Афинский Акрополь. Его строили в 438-432 гг. до нашей эры. В переводе с греческого языка «пропилэа» — это впечатляющая парадная башня, в которую входили массы народа. Безусловно, вход в Акрополь Афин, которому поклонялись, должен был быть монументальным. Пропилейон, о котором греки рассказывали с огромным восторгом, был назван Блестящим Лицом Акрополя.
Однако Акрополя храм Пропилеон так и не был до конца достроен – некоторый его участки остались не отшлифованными, а во время устроенного турецкими солдатами в 1646 г. взрыве на пороховом складе Пропилейон довольно сильно пострадал.
С правой стороны от Пропилейона располагается храм Акрополя — Ники Аптерос (храм Бескрылой Победы). У этого довольно изящного сооружения удивительно маленькие размеры – всего 8,27 х 5,44 метра. В самом храме Афинского Акрополя стоит деревянная скульптура богини. Как гласит легенда, первоначально богиня Победа имела крылья, которые были отрезаны афинянами, чтобы она навсегда осталась в их городе.
Место, на котором возведен храм, связано в Афинском Акрополе с драматическим событием, описанным в древней мифологии, — властитель столицы Греции Афин — Эгей лицезрел с этого места на море, ожидая корабли своего сына Тесея, который должен был приплыть с известиями о важном событии. Тесей двинулся на о. Крит для расправы с Минотавром и освобождения своего города от страшной дани, в случае своего успеха, он должен был сменить черный парус траура на белый парус победы, но, радуясь своему успеху, Крит забыл об уговоре. Черный парус ввел в заблуждение Эгея. Несчастный правитель подумал, что сын погиб, и бросился в море, которое затем получило название Эгейское. Храм во времена турецкой оккупации был разрушен, его обломки послужили материалом для возведения бастиона. К великому счастью, основная часть блоков все же уцелела, и храм в Афинском Акрополе был практически полностью восстановлен.
Северную сторону Афинского Акрополя украшает мраморный красавец храм Эрехтейон, который является прекраснейшим творением классического искусства. Он был построен на месте дворца правителей Микен в 419-405 гг. до нашей эры и стал местом поклонения афинян. Именно на этом месте был разрешен спор двух божеств за покровительство над городом. С целью их примирения афиняне построили два храма, один из которых посвящен Афине, а другой Посейдону, причем оба храма находятся под одной крышей. Данное сооружение называется Эрехтейон. Восточную часть храма посвятили Афине – здесь хранится древнейшая статуя богини, которая как верят афиняне, упала с небес. Храм Посейдона в Акрополе располагается на 12 ступеней ниже. В полу этого храма, в месте, где нет плиточного покрытия пола, виднеется три отверстия, которые считаются следами от трезубца Посейдона. Ровно в этом месте на крыше храма виднеется отверстие от рукоятки трезубца, которое было сделано при его подъеме, во время удара. Видимо, древних греков временной парадокс совсем не смущал.
Самый большой интерес в Эрехтейоне вызывает Портик Дочерей, состоящий из шести скульптур прекраснейших девушек, которые, исполняя роль колонн, поддерживают крышу храма. В византийские времена их прозвали Кариатидами, то есть женщины из небольшого городка по названию Кария, который славился своей исключительной красотой. В начале XIX века одна из Кариатид вместе с фронтонами и фризами Парфенона с разрешения турецкого правительства была вывезена в Англию послом Константинополя лордом Элджином. Афиняне настолько были взволнованы поступком Элджина, что в скором времени была придумана легенда о ночном плаче пяти Дочерей, оставшихся в храме, о своей украденной сестре. Лордом Байроном было написано стихотворение «Проклятие Афин», посвященное мародерам этих бесценных сокровищ. Британский музей и по сей день хранит знаменитые Элджинские мраморы, на место, где стояла статуя, поставили копию.
На холме Ареопага или Верховного суда проходили судебные заседания во времена древних Афин. У подножия горы находятся захоронения микенских царей эпохи их царствования в Афинах. Они представляют собой длинные туннели, которые уходят в толщу камня. Справа от лестницы расположена скала, на которой выбиты проповеди и слова Апостола Павла, проповедывающего тут в 50 г. н.э. Неподалеку находиться усыпальница Св.Дионисия Ареопагита – первого новообращенного Павлом.
Поднявшись на Ареопаг, вы сможете вдоволь насладиться великолепным видом площади Синтагма, Омония, Монастираки, Плаки, Древней Агоры и большей части Афин. Это незабываемое зрелище. Множество людей приходит сюда на закате, чтобы полюбоваться городом в свете солнца, уходящего за горизонт. Ночами здесь можно встретить много влюбленных пар, любующихся светящимся городом и друг другом.
Без своей священной горы Акрополь Афины не были бы Афинами. Если встать посреди современной улицы с магазинами, на которой нет машин, то вашему взору откроется вид на Афинский Акрополь. Сидя в один из теплых летних вечеров на уютной террасе за столиком под открытым небом, вы вновь увидите освещенный огнями Афинский Акрополь. Как бы это не навязчиво звучало, но вы обязаны посетить Афинский Акрополь, который является душой и сердцем Афин! Лучше всего для этого выбрать утренние часы, когда еще нет сильной жары, а подъем по крутым улицам заменит полноценную утреннюю зарядку.
Храмы Акрополя: Аррефорио, Эрехтейон, Парфенон, Храм Афины-Победы, Пропилеи и другие прекрасные древние сооружения перенесут вас во времена греческих Богов, Перикла, Иктина, Фидия, и строителей и архитекторов этого непревзойденного храмового комплекса. К огромному сожалению, посетить музей Акрополя, расположенный за Парфеноном, в настоящее время нельзя, так как всю его экспозицию перевели в ультрасовременный Новый Акропольский музей.
Многие источники содержат различные переводы слова «Акрополь», среди которых есть даже самые невероятные и смешные. В действительности в древние времена существовало всего два перевода: «город на возвышении» и «край города». В настоящее время более широкое распространение получил второй вариант перевода.
Священная гора наконец-то стала доступна и людям с физическими ограничениями! В соответствии с требованиями Международного олимпийского Акрополькомитета и Европейского союза, разрешениями Греческого министерства культуры, Центрального совета по археологии и распоряжение министра, подняться на холм можно при помощи лифта, построенного над музеем Канеллопулоса на северном склоне.
К северу от основного входа на Афинский Акрополь находиться особый вход, через который человек в инвалидном кресле и его сопровождающий могут добраться до лифта. С тротуара до уровня лифта поднимает специальная движущаяся платформа. На самой вершине от лифта до обзорной зоны, расположенной на северо-западе от Эрехтейона, ведут платформа и наклонная дорожка. Дорожка со специальным покрытием, идущая от Эрехтейона до северо-западного угла Парфенона, позволяет добраться до места, откуда можно полюбоваться восточным фасадом Пропилея. От северо-восточного угла прекрасного Парфенона дорожка поворачивает к музею Афинского Акрополя, где отлично видно восточную сторону Парфенона и руины Рима и Храма Августа. В Афинском Акрополе при помощи небольшого вертикального лифта вы опуститесь до уровня входа в Музей Акрополя, который в настоящее время закрыт.
Для того чтобы людям в инвалидных колясках избежать обычного дневного столпотворения лучше распланировать свой день таким образом, чтобы посмотреть Афинский Акрополь в период с 8 до 10 часов в утреннее время и с 13 до 17 часов в дневное. Ни в коем случае не забудьте, что в летний полдень на вершине холма очень жарко!
Акрополь. Храмы Акрополя: Парфенон, Эрехтейон, Ники Аптерос
Каменистая скала Акрополя, которая доминирует в центре Афин, является самой большой и самой величественной древнегреческой святыней, посвященная, главным образом, покровительнице города, Афине.
С этим священным местом связаны самые главные события древних эллинов: мифы древних Афин, самые большие религиозные праздники, главные культовые мероприятия.
Храмы Афинского Акрополя гармонично сочетаются с природным окружением и являются уникальными шедеврами древнегреческой архитектуры, выражающие инновационные стили и направления корреляции классического искусства. Они оказали неизгладимое влияние на интеллектуальное и художественное творчество людей на протяжении многих веков.
Акрополь V-го века до нашей эры, является наиболее точным отражением великолепия, могущества и богатства Афин, в его наивысшем пике — «золотом веке». В том виде, в котором Акрополь предстаёт сейчас перед нами, он был воздвигнут после разрушения его персами в 480 г. до н. э. Тогда персы были окончательно разгромлены и афиняне поклялись восстановить свои святыни. Начинается реконструкция Акрополя в 448 г. до н.э. после битвы при Платеях, по инициативе Перикла.
Перикл в V век до н.э. выходит на арену как молодой политик авангардист демократического блока, полководец и оратор. В последствии время его правления будут называть «золотым веком Афин», а самого Перикла — основателем афинской демократии.
Холм, на котором разместился Акрополь, находится на высоте 156 метра над уровнем моря, объем пирамидальной породы оценивается в 1,617,2 куб. метра, холм известняковой породы.
Храмы Акрополя
Все здания Акрополя выполнены из пентелийского мрамора с уникальной кристаллической структурой. Генеральным руководителем проекта, был выбран Фидий, величайший скульптор и архитектор периода высокой классики, а также великие архитекторы Калликрат, Иктин, Мнесикл и Каллимах.
— Пропилеи — священный вход в Акрополь
Монументальный вход на Акрополь был построен в 436 г. до н.э. после завершения Парфенона, по проекту архитектора Мнесикла (Mnesicles). Главное его здание это нечто уникальное в древнегреческой архитектуре. Шесть дорических колонн украшают фасад, колонны сужаются к верху, внутренняя поперечная стена делила здание на 2 неравных портика.
Главный зал был разделен на три нефа двумя рядами ионических колонн (по три с каждой стороны). Северное крыло 8,5 метра в длину состояло из галереи и комнаты, в галерее проходили выставки. Южная сторона пропилей не была завершена.
— Храм Парфенон
Храм посвящён Афине Деве, он является шедевром строительства и самым торжественным сооружением Акрополя, несравненной красоты и гармонии. Строительство началось в 447 году до н.э. под руководством архитектора Калликратоса и главного руководителя Фидия и было закончено в 438 году до нашей эры. Скульптурное убранство Парфенона было завершено в 433/2 году.
Парфенон в Афинах (видео), читайте здесь
Парфенон представляет собой периптер с восемью дорическими колоннами вдоль коротких стен и семнадцатью — по длинным сторонам стен. Колонны имеют высоту 10,5 м. Над ними покоится антаблемент (архитрав), метопы, триглифы, карнизы и фронтоны. Неф был построен из мраморных камней в горизонтальных рядах и в каждой узкой стороне было шесть дорических колонн, разделенных на две части.
Неф внутри разделялся на три части, это было сделано двумя вертикальными дорическими колоннадами. В середине неф был шире, здесь стояла на пьедестале, сделанная из золота и слоновой кости, статуя Афины Парфенос — знаменитая работа Фидия, которая была завершена и помещена в Парфенон в 338 г. до н.э.Метопы были внутренними 92 рельефа с изображением различных мифологических сцен: с восточной стороны — изображения гигантов, с северной стороны — сюжеты троянской войны, с западной — амазонки, с южной — битва с кентаврами.
На двух фронтонах изображались мифические сцены, которые были с связаны богиней Афиной, рождение её из головы Зевса (восточный фронтон), на западном фронтоне — спор между Афиной и Посейдоном.
Парфенон является проектом сложных расчетов, что доказывает насколько передовой была математическая наука и как высоки были требования общественности в то время. Все эти тонкости были искусно скрыты от глаз, они обеспечивали храму необыкновенную красоту и гармонию:
♦ сужение колонн вверх по толщине, уменьшение не является равномерным
♦ расстояние между колоннами не является одинаковым
♦ расстояния от угловых колонн к прилегающим к ним больше, чем между промежуточными колоннами, а сами колонны чуть толще
Раз в четыре года проводились большие Панафинейские торжества (Παναθήναια), посвящённые богине Афине. Это был большой праздник для всех жителей Афин, кульминацией его были праздничные подношения к Богине Афины на Акрополе.
— Храм Ники АптеросЭто небольшой мраморный храм, который был построен между 427 и 424 гг. до н.э. архитектором Калликратом (Kallikratis). Он выполнен в амфипростиле с ионическими колоннами по четыре в каждом портике.
Внутри находилась статуя Ники Аптерос (бескрылая Ника), которая держала в левой руке шлем, а в правой гранат, являющийся символом жизни. Смысл бескрылой Ники — победа не должна улететь из города. Фриз и фронтоны храма украшали скульптурные сюжеты на тему греко-персидских войн.
— Храм Эрехтейон
Миф об Эрехтее: Эрехтей был любимым и почитаемым афинским царём. Афины враждовали с городом Элевсин. Во время боя Эрехтей убил Эвмолла, предводителя элевсинского войска, который был сыном самого бога моря Посейдона. За это громовержец Зевс убил Эрехтея своей молнией.
Этот храм был построен между 421 и 407 годами до н.э., в нём хранился золотой светильник Каллимаха (Kallimachou). Строительство Эрехтейона не прекращалось даже во время продолжительной Пелопоннесской войны.
Эрехтейон являлся самым священным местом поклонения в Афинах. Древние жители Афин в этом храме поклонялись Афине, Гефесту, Посейдону, Кекропосу (первому афинскому царю).
Вся история города концентрировалась в этой точке и поэтому в этом месте началось строительство храма Эрехтеон:
♦ в этом месте разгорелся спор между Афиной и Посейдоном за право властвования Афинами
♦ в северном крыльце храма Эрехтейон расположено отверстие, где по преданию жил священной змей ерехтоний
♦ здесь находилась могила Кекропса
Восточное крыльцо имеет шесть ионических колонн, к северу расположен монументальный вход с украшенными воротами, с южной стороны крыльцо с шестью девушками, известными как кариатиды, которые поддерживают свод Эрехтейона, в данный момент они заменены на гипсовые копии.
Пять из кариатид (оригиналы) находятся в новом музее Акрополя, одна находится в Британском музее.Афинский Акрополь внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Храм Афины Ники на Афинском Акрополе – Smarthistory
Храм Афины Ники, 421-05 г. до н.э., мрамор, Акрополь, Афины
Храм Афины Ники (Афина как богиня победы) – самый маленький храм на Акрополе в Афинах, расположенный в его юго-западном углу, на краю высокой скалы (см. изображения выше). Его строительство было завершено в 420 году до н. э., в так называемый период высокой классики, по проекту Калликрата (того самого архитектора, который отвечал за строительство Парфенона). Храм Калликрата заменил более ранний небольшой храм, полностью разрушенный во время персидских войн.
Схема реконструкции Афинского Акрополя
Место, очень уязвимое для нападения, но также хорошо подходящее для защиты, очень подходящее для поклонения богине победы. Есть некоторые археологические свидетельства того, что это место использовалось для религиозных ритуалов уже в микенскую эпоху (микенский период был периодом ранней греческой истории, примерно с 1600 по 1100 год до н. э.). Микенцы также возвели на месте первый оборонительный бастион; его фрагменты сохранились в подвале храма.
Храм Афины Ники, 421-05 гг. до н.э., мрамор, Акрополь, Афины стороны целлы; такой план этажа называется амфипростиль. Из-за небольшого размера конструкции с каждой стороны всего по четыре колонны. Колонны монолитные, то есть каждая из них сделана из цельного каменного блока (вместо горизонтальных барабанов, как в случае Парфенона).
Храм Афины Ники, 421–05 гг. до н. э., мрамор, Акрополь, Афины
Это маленькое и элегантное сооружение иногда называют жемчужиной Акрополя, поскольку оно было спроектировано и украшено с большой тщательностью. Например, что интересно, его боковые колонны имеют завитки как спереди, так и сбоку, чтобы создать приятный вид с любой точки зрения. Греки рассматривали свои храмы как некую монументальную скульптуру, которую полагалось рассматривать со всех сторон и ощущать в связи с окружающей ее обстановкой. Позднее у римлян была другая концепция — для них важнее всего был фронтальный вид (например, римский храм Портуна).
Амфипростильный план храма Афины Ники
Еще одна интересная деталь заключается в том, что колонны храма Афины Ники не такие тонкие, как колонны многих других ионических построек. Обычно соотношение ширины и высоты ионической колонны составляло 1:9 или даже 1:11. Здесь пропорция 1:7 — и причиной такого выбора могло быть стремление создать гармоничное целое с другими зданиями рядом. Храм Афины Ники стоит рядом с Пропилеями (внизу), тяжелыми монументальными воротами в Акрополь, построенными в дорическом ордере. Чтобы визуально противодействовать этой массивной конструкции, архитектор, возможно, решил расширить колонны, иначе здание могло бы казаться неуместным и слишком ажурным по сравнению с соседним архитектурным массивом Пропилей. Мы знаем, что древние греки хорошо знали математические пропорции при строительстве архитектуры или создании статуй, чувствуя, что ключ к красоте лежит в правильных пропорциях.
Мнесикл, Пропилеи, 437–32 гг. до н. э., мрамор, Акрополь, Афины
Победа
Храм Афины Ники, как и все греческие храмы, считался домом божества, представленного в его статуе, и не был место, куда входили бы обычные люди. Верующие просто совершали ритуалы перед храмом, где располагался небольшой алтарь, и могли мельком увидеть скульптурную фигуру богини через пространство между колоннами. Привилегия входа в храм была зарезервирована за жрицами, которые занимали уважаемое положение в греческом обществе. Как следует из названия, в храме находилась статуя Афины Ники, символ победы. Вероятно, это было связано с победой греков над персами примерно полвека назад. У Ники обычно были крылья, но в данном случае мы знаем, что у статуи не было крыльев, поэтому ее назвали Афиной 9.0029 Apteros (без крыльев). Древнегреческий писатель Павсаний позже объяснил, что у статуи Афины не было крыльев, так что она никогда не могла покинуть Афины.
Храм Афины Ники, 421-05 г. до н.э., мрамор, Акрополь, Афины
История этого архитектурного памятника была довольно бурной. В V веке н.э. храм был преобразован в христианскую церковь, затем в XVII веке он был полностью разобран турками-османами, которым понадобился материал для строительства укреплений. Позже, после обретения Грецией независимости в 1832 г., храм был реконструирован.30-х годах здание снова реставрировали. Совсем недавно новые опасения по поводу целостности конструкции вызвали новый проект консервации. Сначала бригада специалистов полностью демонтировала храм. Каждая из его частей была осмотрена и отремонтирована, и, в конце концов, все здание было собрано заново с использованием оригинальных частей, с некоторой заливкой везде, где это было необходимо. Эти добавки можно легко распознать, поскольку они имеют более светлый цвет, чем исходный мрамор.
Nike поправляет сандалии (фрагмент), южная сторона парапета храма Афины-Ники, Акрополь, Афины, Греция, ок. 410 г. до н. э., мрамор, высота 3 фута 6 дюймов (Музей Акрополя, Афины)
Храм Афины Ники отличался красивым скульптурным декором, в том числе типичным сплошным ионическим фризом, который на восточной стороне изображал собрание богов. На южной стене скульптор решил изобразить битву между греками и персами, а на остальных сторонах — сражения между греками и другими воинами. Скульптуры на фронтонах, почти полностью утраченные, скорее всего, изображали гигантомахию и амазономахию. Наиболее известны рельефы с внешней стороны каменного парапета , окружавшего храм на краю утеса. Они представляли Нику в разных позах, и ими могли восхищаться люди, поднимающиеся по лестнице на Акрополь. Самый известный из них — 9.0029 Nike Adjusting Her Sandal (вверху), который представляет богиню в простом повседневном жесте, возможно, поправляющем ее сандалию (или, возможно, снимающем ее), когда она готовится войти в священную зону. Что бы она ни делала, рельеф все равно чарует своей изящностью и простотой. И Nike Adjusting Her Sandal , и части фриза сегодня можно увидеть в Музее Акрополя.
Дополнительные ресурсы:
Греческие боги и религиозные обычаи на Хронологии истории искусств в Хайльбрунне музея Метрополитен
Веб-сайт Службы реставрации Акрополя
Музей Акрополя
Изображения Smarthistory для преподавания и обучения:
Другие изображения Smarthistory… , 11 сентября 2016 г. , по состоянию на 24 марта 2023 г., https://smarthistory.org/temple-nike/.
Храм Афины Ники — Энциклопедия всемирной истории
Храм Афины Ники, расположенный на юго-западном бастионе Акрополя, меньше других зданий за ним, но не менее впечатляющий. Он был завершен в 420 г. до н.э. во время восстановления Афин после персидского вторжения в 480 г. до н.э. и предназначался для приветствия тех, кто посещает комплекс Афины.
Храм Афины Ники
Троэльс Майруп (CC BY-NC-ND)
Посетители Акрополя входили через Пропилеи, главные ворота, слева от которых стоял монументальный пьедестал, а справа — храм Афины-Ники. Афина была божеством-покровителем Афин, а Ника была богиней победы, часто настолько тесно связанной с ней, что они стали синхронизированы как
Удалить рекламу
Реклама
Нынешняя конструкция храма считается наиболее близкой к оригиналу.
Греческий храм простоял почти 2000 лет, пока в 1687 году его не разрушили турки-оккупанты Османской империи, которые использовали материалы в качестве оборонительной стены в одном из своих столкновений с венецианцами. После обретения Грецией независимости в 1821 г. усилия по восстановлению Акрополя включали храм Афины Ники, который был перестроен в 1834 г.
YouTube Следите за нами на YouTube!Вновь разобран в 1930-е гг., на этот раз археологами, отметившими недостатки более ранней реконструкции, и вновь восстановлен в 2010 г. Нынешняя конструкция храма считается наиболее близкой к оригиналу, хотя некоторые камни, рельефы и фрагменты парапет, окружавший его с трех сторон, был утерян или сейчас находится в Музее Акрополя и Британском музее.
Удалить рекламу
Реклама
Афина и Найк
Как уже отмечалось, храм был посвящен Афине как победоносной защитнице и защитнице Афин. Афина Ника была лишь одним из ее многочисленных эпитетов, в том числе Афина Эргане («Афина Трудолюбивая»), Афина Промахос («Афина, сражающаяся спереди») и Афина Парфенос («Афина-Девственница»). , это последнее, конечно, дало название Парфенону. Возможно, она произошла от более ранних месопотамских, финикийских или египетских божеств, но это утверждение оспаривается. Ученый Роберт Э. Белл, например, утверждает, что она является полным отражением греческой культуры с момента ее самого раннего упоминания:
Афина была чисто греческой богиней, если только история ее рождения в Ливии не предполагает, что ее поклонение распространилось с африканского континента. Однако мы не находим никаких иноземных богинь, у которых она была заимствована, как в случае с Артемидой и Афродитой. Доказательства ее сильной греческой идентичности были продемонстрированы в ее связи с греческим воинственным духом и патриотизмом. Ее преимущества для первых жителей были безграничны, и она была защитником многих из их самых славных героев. (84)
Афина была дочерью Зевса, царя богов, и, согласно греческой мифологии, родилась полностью выросшей из его лба. Она была одним из самых популярных божеств в Древней Греции как богиня войны, мудрости, ремесел и кулинарии, но она также была связана с сельским хозяйством и некоторыми музыкальными инструментами. Прежде всего, в Афинах она ассоциировалась с силой государства, и ее поклонение поощряло индивидуальное отождествление с интересами государства.
История любви?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Ника (иногда называемая Ниццей и часто называемая Крылатой Победой) была изначальной силой победы, рожденной богом войны Палладой и богиней ненависти Стиксом, которая также руководила рекой Стикс в подземном мире. Она была непреодолимой силой, которая вместе со своими братьями и сестрами помогла Зевсу победить титанов и установить порядок Двенадцати олимпийских богов Греции. Зевс отблагодарил ее, позволив ей и другим жить среди богов на горе Олимп.
Nike
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Таким образом, Ника стала ассоциироваться с Зевсом как с самым могущественным из богов, с Афиной через ее связь с греческой войной и с Афродитой, богиней любви, которая обещала своим последователям такую же победу в их любовных устремлениях, как и другие божества поступали на войне. Обычно ее изображают в виде крылатой женщины в мантии (наиболее известное изображение — Ника Самофракийская) и изображают на ряде статуй богов, особенно стоящей в правой руке знаменитой статуи Афины в Парфеноне.
Афина побеждает в Афинах
Неясно, когда Афина стала богиней-покровительницей города, так как история мифологическая. Существует множество вариаций этой сказки, но все утверждают, что она выиграла состязание с Посейдоном, кто будет управлять городом, которого все боги считали самым красивым. Посейдон ударил в скалу на Акрополе и снабдил город пресной водой, а Афина посадила семя, из которого быстро выросло оливковое дерево. Афиняне признали ценность дерева и поэтому выбрали Афину.
Удалить рекламу
Реклама
Однако в некоторых версиях детали значительно различаются. Белл приводит одну версию, в которой мифический царь Афин Кекроп играет ключевую роль:
.Кекроп, автохтон [возникший из земли], который, по мнению некоторых, был первым царем Аттики, снискал благосклонность Афины, когда выступил в ее защиту в ее споре с Посейдоном по поводу владения Афинами. Посейдон открыл колодец на Акрополе, а Афина посадила оливковое дерево. Ее дар был признан более важным, поэтому она стала защитницей Афин. (85)
В другой версии дар Посейдона отвергается, потому что он приносит соленую воду, но, поскольку это был бы бесполезный дар, который не дал бы ни один бог, считается, что какой-то ранний писец сделал ошибку при копировании. Считается, что самая известная версия этой истории была создана, чтобы объяснить, почему афинские женщины не имели политического голоса или активной роли в жизни города. В этой версии после того, как Афина и Посейдон преподнесли свои дары, люди проголосовали за то, что они одобрили. Все мужчины проголосовали за Посейдона, а женщины за Афину, и, поскольку женщин было на одну больше, чем мужчин, Афина победила. Чтобы умилостивить гнев Посейдона, женщинам больше не разрешалось голосовать ни за что, и они должны были оставаться дома под присмотром мужчин.
Афина Парфенос, Национальный музей, Афины
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Ранний Акрополь и поклонение
Об этой версии мифа позже сообщает римский писатель Варрон (116–127 гг. до н. э.), и неясно, когда она была впервые написана. По словам ученого Робина Уотерфилда, основная история состязания между Афиной и Посейдоном, скорее всего, означает раннюю потерю статуса бога богиней, когда деревни в Аттике объединились под ее божественной защитой. Уотерфилд отмечает: «Если главным божеством одной из этих первоначальных деревень был Посейдон, миф отражает его проигрыш Афине» (36). Возможно, это произошло еще во времена микенской цивилизации (ок. 1700–1100 гг. до н. э.), которая впервые освоила регион, хотя могло быть и позже.
Удалить рекламу
Реклама
Был более ранний храм, посвященный женскому божеству на месте более позднего Храма Афины Ники в микенские времена.
Акрополь был заселен еще в эпоху неолита, как и его окрестности, но развивался при микенцах. Микенцы построили крепость и дворец на Акрополе с огромными стенами (известными как циклопические стены) из камня, тщательно подогнанных друг к другу, — метод, который будет использоваться более поздними строителями на этом месте для постмикенских храмов.
Микенская цивилизация начала приходить в упадок c. 1100 г. до н.э. в период, известный как крах бронзового века, но культура будет увековечена позже в произведениях Гесиода (8 век до н.э.) и, особенно, Гомера (8 век до н.э.), который изобразил микенцев как великих героев, олицетворяющих греческие добродетели. Афиняне ухватились за микенскую связь со своим городом и считали себя прямыми потомками, строя свои ранние строительные проекты по микенским образцам.
На месте более позднего Храма Афины-Ники в микенские времена был более ранний храм, посвященный женскому божеству, о чем свидетельствуют артефакты бронзового века, найденные под нынешним местом. Этот самый ранний храм, по-видимому, имел центральную яму, в которую приверженцы выливали подношения, возможно, вино или масло, а затем бросали в сосуд. На этом месте также были раскопаны фигурки, скорее всего, богов и духов.
Удалить рекламу
Реклама
Первый храм, явно посвященный Афине Нике, был построен в 6 веке до нашей эры на руинах этого более раннего сооружения с использованием микенской техники циклопических стен из подогнанного камня. Как выглядело это сооружение, неизвестно, так как позже оно было полностью разрушено, но, похоже, это был небольшой храм, расположенный на юго-западном бастионе Акрополя, обращенный на восток к алтарю, где приносились жертвы богине.
Персидское вторжение и восстановление Перикла
В 490 г. до н. э. персы вторглись в Грецию в отместку за поддержку афинянами восстания ионийских греков Малой Азии против империи Ахеменидов (ок. 550–330 гг. до н. э.), но потерпели поражение в битве при Марафоне. Дарий I (Великий, годы правления 522–486 до н. э.), император персов, спланировал второе вторжение, но осуществление нападения выпало на долю его сына Ксеркса I (годы правления 486–465 до н. э.), который начал свою кампанию. в 480 г. до н.э.
После победы над царем Леонидом (ум. 480 г. до н. э.) и его 300 спартанцев при Фермопилах Ксеркс I двинулся на Афины и сжег их. Храмы на Акрополе, памятники, фонтаны и здания агоры внизу, а также окрестности были разрушены. После того, как греки одержали решающую победу при Саламине (480 г. до н. э.), а затем снова при Платеях и Микале в 479 г. до н. э., персы отступили, и Афины, внесшие значительный вклад в их поражение, стали сверхдержавой Греции.
Перикл
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Государственный деятель Перикл (ок. 495–429 гг. до н. э.) убедил афинян не только восстановить, но и украсить город. Используя средства, собранные в частном порядке, пожертвования поклонников и общественные фонды Делосского союза, которые должны были финансировать оборону от нового нападения персов, Перикл создал один из самых впечатляющих городов древнего мира, и среди множества возведенных им зданий и памятников был Храм Афины Ники, чтобы отпраздновать и увековечить победу греков над персами.
Храм Афины Ники
Официальный указ о строительстве был издан в 449 г. до н.э., но отсутствие финансирования препятствовало проведению каких-либо работ до c. 427 г. до н.э., через два года после того, как Перикл умер от чумы в Афинах 429 г. до н. э. Храм был спроектирован Калликратом (также именуемым Калликратом, ок. 470–420 гг. до н. э.), одним из архитекторов Парфенона. Он был завершен в 420 г. до н.э., когда он был благословлен и освящен женщинами культа Афины под председательством верховной жрицы, единственной власти, которую женщина могла занимать в Афинах.
Храм был 23 фута (7 м) в высоту, 18 футов (5 м) в ширину и 27 футов (8 м) в длину с колоннадами спереди и сзади, поддерживаемыми четырьмя ионическими колоннами каждая. Он был сделан из пентелийского мрамора, знаменитого золотисто-белого камня с горы Пентеликус к северо-востоку от центра Афин. Камни были добыты в Пентеликусе и доставлены на много миль к месту, где их затем нужно было отнести в гору к краю Акрополя и установить на основании разрушенного храма.
Храм Афины Ники – Акрополь, Афины
Спирос Камилалис (CC BY-NC-SA)
Это место находилось на крутом бастионе обнажения скалы Акрополя с отвесным обрывом с трех сторон. Ближайшая к Пропилеям сторона выходила на лестницу, и если бы кто-нибудь из посетителей потерял равновесие, падение было коротким, но спасительным, но две другие стороны предлагали гораздо более серьезные травмы, если бы кто-нибудь поскользнулся. Чтобы предотвратить такие несчастные случаи, был построен мраморный парапет высотой 3 фута (1 м) c. 410 г. до н.э. с трех сторон окружен искусно вырезанными рельефами, изображающими Нику и Афину в различных видах деятельности. Ученый Г. Папатанасопулос отмечает:
[Парапет был] украшен крылатыми Победами в горельефе и изящными фигурами Афины с трех сторон храма. Победы представлены во многих вариациях, обычно приносят в жертву животных, предлагают дары богине, украшают трофей. Парапет [был] работой Каллимаха, одного из самых известных скульпторов конца V века до нашей эры. Кажется, из соображений безопасности парапет был увенчан железной решеткой. (30)
Ученый и историк искусства Джон Гриффитс Педли отмечает, что «в этой работе были обнаружены руки шести разных скульпторов», над созданием которой работал Каллимах (268). Каллимах использовал технику, известную как мокрая драпировка, с помощью которой скульптор позволяет полностью оценить тело субъекта, оставляя его полностью одетым. Самым известным примером этого является рельеф с изображением Афины (или Ники), поправляющей свою сандалию, который в настоящее время находится в Музее Акрополя, но первоначально был частью парапета храма. На этом рельефе молодая женщина в мантии останавливается на полпути, чтобы поправить сандалию. Одеяние кажется прозрачным и облегает ее тело (отсюда и термин «мокрая драпировка»), но обеспечивает достаточное покрытие, чтобы передать скромность богини-девственницы. Педли комментариев:
Nike, поправляющая сандалии, демонстрирует максимально прозрачную драпировку. Одежда сползает с правого плеча, но левое одинаково видно. Эта новая ненадежная поза позволила складкам драпировки качаться по фигуре, обнажая ноги, в то время как одежда, прижатая к туловищу, делает грудь видимой, хотя она и прикрыта. (268)
Найк (или Афина) поправляет сандалии
Гэри Тодд (общественное достояние)
Архитрав храма был украшен фризами божеств (северный фриз и восточный фриз) и победой греков над персами на южном фризе, а затем афинянами, сражающимися с другими греками (без сомнения, намек на Первую Пелопоннесскую войну) на западный фриз. С северной стороны был вход во внутреннюю камеру, где, по словам историка и географа Павсания (110-180 гг. н.э.), стояла статуя Афины Ники, сделанная из дерева и без крыльев. Поскольку у статуи не было крыльев, а у всех статуй Ники были крылья, Павсаний пришел к выводу, что храм был посвящен Apteros Nike (бескрылой победе), и пустил слух, что статуя была специально создана без крыльев, чтобы победа никогда не могла покинуть Афины. На самом деле это была статуя Афины, которая никогда не изображалась с крыльями, а не Ники, и Павсаний, хотя и создал историю, которую до сих пор повторяют писатели, ошибался.
Заключение
Храм продолжал использоваться афинским народом в римский период и полностью пережил разграбление Афин в 87-86 гг. разрушение многих языческих капищ и святынь или превращение их в церкви. Храм Афины-Ники, как и Парфенон, считались подходящими для почитания Девы Марии и использовались для этого.
В 1458 году Греция была завоевана Османской империей, и Афины, как и страна в целом, вступили в период упадка. Турки превратили Парфенон в мечеть, но оставили небольшой храм в покое до 1687 года, когда под нападением венецианцев они полностью разобрали его, чтобы построить бастион рядом с Пропилеями для защиты. Камни и колонны храма оставались в этом положении, казалось бы, частью Пропилеи, до 1834 года, после того как Греция завоевала свою независимость, когда архитекторы, работающие с археологами, разобрали бастион и реконструировали храм.
В 1930-х годах он был снова разобран из-за структурных проблем и перестроен в 1940 году с использованием техники, известной как анастилоз (восстановление древней постройки с использованием ее первоначальных элементов), но позже было отмечено, что блоки храма не были в своем первоначальном состоянии. оригинальные места. По-видимому, это определялось их посадкой и тем, насколько хорошо они сидели с окружающими их камнями. В период с 2000 по 2010 год храм был снова разобран и перестроен так, как он выглядел бы, очевидно, за вычетом потери различных важных аспектов, в классических Афинах.
Ваш комментарий будет первым