где находится и что посмотреть рядом
Если вы слышали о Лампе Дендеры и хотите увидеть знаменитый рельеф вблизи своими глазами, вам нужно посетить подземный склеп храма Хатхор в Храмовом комплексе Дендера в Кене, Египет. Не пропустите этот чудесный замысловатый храм возрастом 2000 лет.
Храм Хатор является одним из наиболее хорошо сохранившихся храмов во всем Египте. В комплексе есть три храма для осмотра: родильный, храм Изиды за главным храмом и сам главный храм, посвященный богине Хатхор. Существует также священный бассейн, который до сих пор доступен для осмотра туристами. Но, к сожалению, он пустой и в нем уже не поплавать.
Цвета во всех храмах являются оригинальными и удивительно яркими, учитывая, что внутренняя часть была когда-то покрыта сажей после визитов бедуинов и других пустынных народов, ищущих убежища. Они использовали храмы в качестве укрытия, зажигая костры для приготовления пищи и тепла. Поскольку храмовый комплекс раньше был наполовину покрыт пустынным песком, копоть накапливалась наверху.
Храмовый комплекс демонстрирует влияние египетских, греческих и римских правителей. В одном месте рядом с храмом рождения располагался также коптский христианский храм. Главный храм начали строить при Птолемее XII и почти завершили при королеве Клеопатре VII в период примерно с 54 по 20 год до н.э. Есть храмы и другие сооружения, которые датируются 2500 годом до н. э.
Хатхор — египетская небесная богиня любви, плодородия, музыки и танцев, а также богиня рождения и материнства. Она часто изображается как копия Гора. На самом деле, Хатхор переводится как «Дом Гора». Внутри подземного склепа, на той же рельефной стене, что и знаменитая Лампа Дендеры (справа от нее), находится самое подробное изображение Гора, обнаруженное на сегодняшний день.
Чтобы добраться до склепа, нужно ползти на руках и коленях. Ну, может, не ползти, но для входа нужно спуститься по крутой лестнице, развернуться, встать на колени и пройти назад, чтобы не удариться головой. Вам будет немного легче, если вы невысокого роста.Храм — это удивительное чудо, достойное изучения. Каждая из комнат украшена так же замысловато, как и Большой вестибюль. В передней комнате у главного входа находятся 24 колонны. Потолок в Большом вестибюле — дань Нут (или Ньют), богине неба. За ним находятся залы с криптами, комнатами часовен и святилищем. С каждой стороны второго коридора есть вестибюль. Коридор, поднимающийся на вершину храма, представляет собой спираль, а коридор, по которому можно покинуть крышу, — это прямой путь вниз, подобный траектории ныряющей птицы. Это дань Гору, которого изображали с головой сокола.
Храм рождения также замысловато украшен: рельефы сбоку изображают рождение богов и египетских фараонов. Он расположен в передней части комплекса, напротив экспозиции древних статуй и частичных фрагментов колонн, найденных во время раскопок. Храм Богини Исиды расположен за главным храмом возле священного бассейна. Он маленький и не такой нарядный, но его все же стоит посмотреть.
Некоторые вещи, которые нужно знать, если вы планируете побывать в храмовом комплексе Дендера: для посещения требуется профессиональный гид, так как только он может получить специальные разрешения, необходимые для въезда. Частные туры предусматривают более долгую экскурсию, чем тур с большой группой. Фотографировать можно, но без вспышки.
Авторы: Сергей Монаенков, Ксения
Дендера храм богини Хатхор: описание, история, экскурсии, фотографии
4.8 / 5 110 Отзывы
Стоимость билета 100 EGP
Вид тура khramy
открытым ежедневно с 09:00 до 17:00
Фотосъемка
Адрес
Location: 4 км на юго-запад от города Кена, Западный берег Нила
Посетители на колясках
Not wheelchair friendly
Дендера — Tentyra по гречески — расположилась на западном берегу Нила к югу от Абидоса, здесь река искривляется к востоку. Хатхор, священная корова, была популярным божеством в этом районе, поэтому храм посвящён именно ей. Именно к Среднему царству можно отнести начало фактического строительства храма в этой местности. Храм так же реставрировался в Новом Царстве. В этот период Тутмос III возродил очень популярную древнюю церемонию «Путешествия Хатора».
Птолемеи утверждали, что они строят храм на месте древнего памятника, возведенного фараонами Старого царства. Птолемеи посвятили храм богине Хатхор, одному из самых любимых божеств Египта. Это божество иногда приобретала вид коровы, иногда ее изображали в качестве женской фигуры с головой коровы, а позднее она стала изображаться с женской головой и ушами коровы. Это была очень популярная богиня с центром поклонения в Дендере, но известно это божество было далеко и за пределами её культа.
Храм состоит из нескольких элементов. Первый — это Большой Гипостильный Зал из 18 колонн, украшенных головами Хатхора, в своё время они были ярко окрашены. Колонны поддерживали крышу, разделённую на 7 частей, каждая часть была украшена астрономическими сценами. Сцены похожи на те, что украшают большинство храмов эпохи Птолемеев. Нигде такие сцены не сохранились лучше. чем на потолке Гипостильного зала храма в Дендере.
Второй Гипостильный зал состоит из 6 колонн с богато украшенными капителями. Три небольших отсека с каждой стороны храма использовались в качестве чуланов или для хранения подношений и предметов, связанных с обрядами в храме.
Анте-камера украшена 4 рядами рельефов подношений богам храма в Дендере. Святилище золотой ладьи — это то место, куда разрешалось входить только самому фараону или первосвященнику — это священное место, где хранилась священная лодка Хатхор. Там же находятся подземные камеры, где хранились или скрывались сокровища храма.
Храмы Верхнего Египта
Посетителям нравится
Продолжительность: 18 дня
Выезд в: 04:00 AM
Цена 80
Продолжительность: 8 дня
Выезд в: 08:00 AM
Цена 100
Продолжительность: 9 дня
Выезд в: 08:00 AM
Цена 100
Продолжительность: 8 дня
Выезд в: 08:00 AM
Цена 100
Опубликовано: 12 Dec 2018 Отредактировано: 28 Jun 2020
Памятники Среднего царства Храмовый комплекс Дендеры
Начало постройки ок.
1995 г. до н.э.Храмовый комплекс в Дендере довольно большой, в его стенах есть базилика, два родильных дома, священное озеро и множество других храмов и святилищ. Постройки на этом месте относятся к разным древнеегипетским эпохам, с памятниками Среднего царства, эпохи Птолемеев и периода римского провинциального правления.
Есть свидетельства того, что первое здание на этом месте было построено около 2250 г. до н.э., но сохранившиеся постройки в основном относятся к эпохе Птолемеев. В 19В 95 г. до н.э., вероятно, началось строительство памятника Ментухотепу II, старейшей из существующих построек на момент повторного открытия этого места. С тех пор памятник Ментухотепу был перенесен в Каир. Самая старая постройка в настоящее время принадлежит Нектанебо II, построенная ок. 345 г. до н.э. Все сказанное, возможно, будет более точным сказать, что структура, как мы знаем, началась в 54 г. до н.э., когда началось строительство Храма Хатхор, самого заметного сооружения в комплексе Дендера.
Храм Хатхор сегодня является одним из наиболее хорошо сохранившихся памятников древности в Египте и прекрасным примером традиционной архитектуры фараонов. Храм Хатхор был построен в основном во время династии Птолемеев, которая была периодом греческого правления в Египте. Однако строительство храма было завершено при римском императоре Траяне, который изображен на стенах комплекса и делает подношения Хатхор. В храмовый комплекс также входят монументальные ворота, построенные Траяном и Домицианом, другим римским императором.
Это место было центром культа Хатхор. Считалось, что в период, известный как Счастливое воссоединение, Хатор отправится из своего храма в Дендере, чтобы провести некоторое время со своим мужем Гором в его храме в Эдфу. Это «воссоединение» происходило ежегодно, и в конце празднования считалось, что возвращение Хатор в Дендеру знаменует официальное начало сезона разлива Нила.
Первоначально в храме находился знаменитый Зодиак Дендеры. Этот барельеф с фигурами людей и животных представлял собой ночной пейзаж неба и был найден на потолке часовни в храме Хатхор, где совершались мистерии воскрешения бога Осириса. Египтологи решили, что его следует интерпретировать как карту неба, а не гигантский гороскоп или вечный астрологический инструмент.
Конкретная конфигурация планет среди созвездий, показанных на Зодиаке Дендеры, встречается примерно раз в тысячу лет. Два астрофизика датируют его периодом между 15 июня и 15 августа 50 г. до н.э. Два затмения изображены на Зодиаке именно там, где они произошли в это время.
Изображения знаков зодиака, какими мы их знаем сегодня, не появлялись в Египте до греко-римского периода. Этот памятник отражает то, как элементы египетской культуры слились с вавилонскими и греческими астрономическими и астрологическими теориями в результате депортации ассирийцев и вавилонян в восьмом и шестом веках до нашей эры, а также персидских и греческих вторжений в шестом и четвертом веках до нашей эры.
Зодиак Дендеры был перевезен во Францию в 1821 году с разрешения Мохамеда Али-паши, который в то время был турецким наместником Египта. Правительство Египта потребовало его возвращения. В настоящее время она выставлена в Лувре в Париже.
Изображение: Храм Хатхор в Дендере. Снято Розенкрейцерским египетским музеем.
http://www.louvre.fr/en/oeuvre-notices/zodiac-dendera
Shaw, Ian. Оксфордская история Древнего Египта . Oxford University Press, New York, 2000.
http://www.touregypt.net/featurestories/dendera.htm
whc.unesco.org/en/tentativelists/1824
Дендера и храм Хатхор
> > Указатель храмов
Ландшафт современного Египта усеян множеством древних храмов от побережья Средиземного моря до южной границы с Суданом, большинство из которых расположены в долине Нила, но также разбросаны по другим местам. Некоторые из этих храмов известны и выделяются среди других, например храмы Луксора и Карнака, Филе, Ком-Омбо, Эсна, Эдфу и другие. К числу этих наиболее важных храмов можно также отнести Дендеру, которая представляет собой примеры особенно богатого разнообразия более поздних храмовых особенностей.
Дендера расположена примерно в 60 километрах к северу от Луксора на западном берегу реки Нил напротив провинциального современного города Кена.
Древнеегипетский Иунет или Тантере, известный грекам как Тентирис, был столицей 6-го нома Верхнего Египта и важным городом. Сегодня мы знаем его как Дендеру, хотя население города с древних времен переселилось в Кену через Нил на восточном берегу. Теперь древний храм стоит изолированно на краю пустыни.
Наряду с самим храмом здесь также находится некрополь, включающий гробницы Раннединастического периода, но наиболее важной фазой, которая была выявлена, был конец Старого Царства и 1-й Промежуточный период. В то время провинции были практически автономными, и, хотя Дендера не была ведущей политической силой в Верхнем Египте, ее знать построила несколько мастаб определенного размера, хотя только одна из них имеет какие-либо украшения, кроме стел и ложных дверей. В западной части участка находятся катакомбы с кирпичными сводами захоронений животных позднего периода, в первую очередь птиц и собак, а захоронения коров были обнаружены в разных точках некрополя.
Конечно, это было важное место для культа Хатор, чьи формы включали корову.Предлагаемая планировка храма
1. Большой гипостильный зал 2. Второй, Малый гипостильный зал 3. Лаборатория 4. Магазин для хранения 5. Предложение входа 6. Казначейство 7. Выход к колодцу 8. Доступ к лестничной клетке 9. Зал подношений 10. Зал Эннеады 11. Большое место (центральное святилище)/Главное святилище 12. Святилище Нома Дендера 13. Храм Исиды 14. Храм Сокара 15. Храм Харсомта 16. Святилище Хатхор Систрум 17. Храм богов Нижнего Египта 18. Святилище Хитора 19. Храм Трона Ре 20: Святилище Ре 21. Святилище Воротника Менат 22. Храм Ихи 23. Чистое место 24. Двор Первого Пира 25. Проезд 26. Лестница на крышу |
Основной храмовый комплекс, как обычно, ориентирован на Нил, который здесь течет с востока на запад, так что храм обращен на север. Однако для древних египтян это был символический восток, поскольку храм обращен к Нилу.
Перед главным храмом стоят несколько киосков римского периода. После этого монументальные ворота Домициана и Траяна установлены в массивной стене из сырцового кирпича, окружавшей комплекс, и ведут на открытую площадку. Хотя на этом месте нет колоннады и двух пилонов, которые должны предшествовать внутреннему храму, незаконченная внутренняя каменная стена окружает двор с боковыми входами, которые открываются перед большим гипостильным залом, добавленным в I веке нашей эры императором Тиберием.
Тем не менее, перед собственно храмом находится дом рождения римского периода в Дендере на западе, возможно, построенный Нероном, хотя, более вероятно, Траяном. Хотя надписи посвящения относятся к Траяну, Нерон изображен в главном гипостиле храма Хатор, предлагая модель родильного дома. Это последний сохранившийся храм такого типа.
Новое святилище было хорошо спроектировано и соответствовало модели Птолемея. Чтобы соответствовать уровню храма Хатор, новое здание возвели на высокой платформе. Сбоку от платформы вела временная лестница. Плиты кровли не располагались, как обычно, ниже уровня карниза каветто вокруг верха здания, а, вероятно, были скрыты парапетной стеной. Основное здание состоит из трех комнат. Примечательны два коридора, которые изолируют большое святилище. Эти проходы слишком узки, чтобы их можно было использовать, и, должно быть, они были добавлены для символического и оптического эффекта. В задней стене святилища доминирует огромная ложная дверь, обрамленная двойным карнизом на стройных колоннах и увенчанная урейским фризом. Культовая ниша высоко в стене соответствует расположению ниши статуи в алтаре главного храма.
Сцены изображают Траяна, более позднего преемника Августа, делающего подношения Хатхор, и являются одними из лучших в Египте. Это было ритуальное место, где Хатор родила молодого Ихи или Харсомта, двух альтернативных юных божеств, которые в целом обозначают юношескую фазу богов-творцов. Есть, конечно, и фигуры бога Беса, покровителя деторождения, вырезанные на абаках над капителями колонн. Рельефы на внешних стенах великолепно сохранились и изображают божественное рождение и детство младенца Гора, чьи обряды узаконивают божественное происхождение царя.
Родильный дом был окружен амбулаторией. Составные капители колонн несут высокие столбы с фигурами Беса. Фронтальная амбулатория расширена за счет добавления трех колонн в своего рода киоск, передние углы которого образованы L-образными колоннами. У киоска была деревянная крыша, которая каким-то образом должна была соединяться с каменной конструкцией родильного дома. Это слияние амбулатории с киоском является новинкой. К более старым родильным домам двор пристраивался как отдельное сооружение.
Римский дом рождения (маммиси) был построен, когда более ранняя структура, начатая Нектанебом I и украшенная в период Птолемеев, была прорезана фундаментом незавершенного первого двора главного храма Хатхор. Только ложная дверь у восточной наружной стены главного храма Хатхор напоминает о первоначальном святилище. Первоначально этот родильный дом имел размеры примерно 17 на 20 метров и состоял из тройного святилища, выходящего в поперечный зал. Он был построен в основном из кирпича, но получил внутреннюю каменную облицовку. В этом более старом здании на стенах широкого зала изображены цари Птолемеев, приносящие жертву Хатхор. Сцена на северной стене изображает бога-создателя Хнума, создающего ребенка Ихи, а богиню деторождения Гекат изображает в образе лягушки.
Оба родильных дома теперь доступны. Они значительно различаются по плану и оформлению.
Между новым и старым домами рождения находятся остатки христианской базилики, которую можно датировать 5 веком нашей эры. Это прекрасный образец ранней коптской церковной архитектуры.
Высокий рельеф Беса во дворе храма в Дендере
К югу от дома раннего рождения находится санаторий из сырцового кирпича. Этот санаторий является единственным в своем роде, известным в связи с древним Египетский храм. Здесь посетители могли купаться в священных водах или переночевать, чтобы увидеть исцеляющий сон о богине. По бокам у него были скамьи, на которых отдыхали больные, ожидая исцеления от жрецов. Надпись на Основание статуи, найденное в этом месте, предполагает, что магические тексты на статуях поливались водой, в результате чего они становились святыми и излечивали все виды болезней и недугов.0007
К западу от санатория небольшая часовня Небхепетре Ментухотеп, датируемая 11-й династией, была извлечена из этого места и восстановлена в Каирском музее. Здание, на котором есть второстепенные надписи Мернептаха, предназначалось как для культа царя, так и для богини, и, вероятно, было вспомогательным для утраченного главного храма своего времени.
Главный храм Дендеры — самый величественный и искусно украшенный в свое время. Это также одно из самых важных храмовых мест Египта, представляющее богатое разнообразие более поздних храмовых сооружений. Это также один из наиболее хорошо сохранившихся храмов этого периода, уцелевший, несмотря на разрушение храмов супруга Хатор Гора и их ребенка Ихи или Харсомта, которые изначально стояли поблизости.
Массивный фундамент, вероятно, содержит много блоков более ранней постройки, которую он заменил. Ранние тексты относятся к храму в Дендере, который был перестроен во время Старого Царства, и известно, что несколько монархов Нового Царства, включая Тутмоса III, Аменхотепа III и Рамсеса II и III, украсили это сооружение. Однако, хотя на этом месте были обнаружены фрагменты более ранних периодов, более ранних построек обнаружено не было. Пепи I и Тутмос III, в частности, были упомянуты в надписях нового храма.
Храм Хатхор строился в течение, как мы полагаем, тридцати четырех лет, между 54 и 20 г. до н.э. Когда Птолемей XII умер в 51 г. до н.э., храм после четырех лет строительства все еще находился на ранней стадии, хотя в нем действительно было несколько подземных склепов. Похоже, что остальная часть храма была построена в течение двадцати одного года правления его преемницы, царицы Клеопатры VII. На момент ее смерти в 30 г. до н.э. только начались отделочные работы (на внешней задней стене).
План храма выполнен в классическом египетском стиле, полностью окружен стеной размером 35 на 59 метров и высотой 12,5 метров. Однако, в отличие от фасадов более ранних храмов, фасад гипостильного зала, выходящего на главный храм, построен в виде низкого экрана с межколонными стенами, обнажающими потолок зала и капители систрумов в стиле Хатор из его 24 колонн. Согласно дарственной надписи на толщине карниза над входом, эта часть храма была построена при Тиберии между 34 и 35 годами нашей эры. Строение имеет размеры 26,03 на 43 метра и высоту 17,2 метра. Он имеет 8-метровый архитрав, который охватывает центральную межколонную колонну. Вверху возвышается каветто, построенное из одного ряда, и массивные объемы угловых торов отбрасывают тяжелые тени и сочленяют края фасада.
Капители Хатор в первом гипостильном зале
Систрум — древнеегипетский музыкальный инструмент, тесно связанный с Хатор. Каждая колонна имеет четырехгранную капитель, занимающую примерно одну треть высоты колонны, с вырезанным ликом коровоухой богини, хотя все лики были разрушены в древности (вероятно, в раннехристианский период). обильно украшены сценами, а их прямые основания стоят на плоских постаментах.Краска, еще сохранившаяся в XIXго века преобладал синий цвет парика Хатор.
Тем не менее, потолок этого зала сохранил большую часть своего первоначального цвета. Он оформлен в виде сложной и тщательно выстроенной символической схемы неба, включающей знаки зодиака (введенные римлянами) и изображения богини неба Нут, которая каждый вечер проглатывала солнечный диск, чтобы снова родить его в рассвет. Внешний гипостильный зал украшали императоры от Августа до Нерона. Обратите внимание, что в центре южной внешней стены находился позолоченный рельеф систрума, чтобы показать его важность и пробудить в памяти Хатор, «золото богов».
Так как по традиции подход к процессии должен постепенно спускаться изнутри наружу, строителям пришлось опустить пол центрального нефа гипостильного зала, чтобы получить требуемую прогрессию уровней пола.
Дверной проем, выровненный по центральной оси храма, ведет из большого гипостильного зала во внутренний зал с шестью колоннами Хатор, известный как зал явлений. Именно здесь статуя богини «появлялась» из своего святилища для религиозных церемоний и процессий. Передняя стена этого зала на самом деле была фасадом первоначального храма. Освещение в зале осуществляется через небольшие квадратные проемы. Камера имеет колонны в два ряда по три. У них также есть головы Хатхор. Основания и нижние части барабанов сделаны из гранита, а верхние части из песчаника. Сцены на стенах этого зала изображают царя, участвующего в церемонии закладки фундамента для строительства храма, а двери по обеим сторонам открываются в три комнаты, которые использовались в качестве площадок для подготовки к различным аспектам ежедневного ритуала. Например, одно помещение, вероятно, использовалось как лаборатория для приготовления мазей. Отверстие во внешней восточной стене позволяло вносить в эту область подношения, а параллельный проход из одной из западных камер вел к колодцу.
Задняя часть храма была построена первой, вероятно, в начале I века до н.э. Самый ранний из названных царей — Птолемей XII Авлет, но в основном картуши пусты, вероятно, из-за династической борьбы в середине 1 века. Это внутреннее ядро включало в себя зал для жертвоприношений, в котором совершались жертвоприношения, и «зал эннеады» (также известный как «зал цикла богов»), где статуи других божеств собирались с Хатхор перед началом процессии.
За ними следует святилище-барк размером 5,7 на 11,22 метра, которое когда-то окружало четыре барка Хатор, Гора из Эдфу, Харсомта и Исиды, которые, по-видимому, не были окружены деревянными святилищами.
За этой маленькой комнатой находится святилище самой богини. Его украшает великолепный храмоподобный фасад, увенчанный каветто с урейским фризом. Внутри святилища находился богато украшенный деревянный наос с позолоченным двухметровым сидящим культовым изображением Хатхор. Наос стоял в нише задней стены, и неизвестно, как можно было добраться до ниши, возвышавшейся на три метра над мостовой. По обе стороны от этого внутреннего святилища изображен царь, предлагающий богине медное зеркало, одну из священных эмблем Хатхор.
Вокруг центрального святилища по бокам и сзади расположены одиннадцать часовен, посвященных другим божествам, которые были связаны с главными атрибутами Хатор, священным систрумом и ожерельем менат.
Наиболее характерными частями храма являются четырнадцать склепов, одиннадцать из которых украшены. Они намного превосходят другие храмы. Включение секретных склепов в храмы можно проследить до 18-й династии. К позднему периоду склепы были включены в архитектурный проект большинства храмов.
Это анфилады комнат в три (а иногда и в четыре) этажа, расположенные в толще наружной стены и под полами палат в задней части храма. Продолговатые, узкие камеры и проходы расположены одна над другой, причем самая нижняя заложена глубоко в фундаменте храма. Доступ был получен через люки в тротуаре и за скрытыми раздвижными стеновыми блоками. В отличие от других склепов, склепы в Дендере украшены рельефами. Украшение в этих камерах соответствует оси храма. Наиболее важные рельефы, среди которых выделяются систры, находились на самой оси. По-видимому, эти помещения были украшены до того, как были установлены блоки крыши.
Изображение в склепах
Франсуа Дома описал самый восточный из пяти склепов на южном конце, рассказав нам, что: , сокол с детализированными перьями, которому предшествует змея, выходящая из цветка лотоса в лодке.В то время как весь храм построен из песчаника, чтобы облегчить рельеф высокого качества, он был помещен в стену на уровне фигуры, блок известняка, пригодный для очень детальной работы, и этим художник полностью и совершенно воспользовался. Эти рельефы являются космологическими изображениями. Змея, выходящая из лотоса, приравнивается к сияющему божеству Харсамтави (Ихи), как он появляется впервые из первобытного моря Он снова представлен у подножия склепа в виде двух змей, также выходящих наружу, но на этот раз обернутых лотосами, как защитная оболочка. лопы. Иногда те, что были на месктет-барке, сотрудничали с Гором; в других случаях барк Манджет со своей командой помог раскрыть бога: Джед поднимает свое тело, высший способ поклонения, служитель престижного ка бога. Статуэтки, похоже, использовались для празднования Нового года и фестиваля Харсамтави. Вполне вероятно, что в этих торжественных случаях эти предметы переносили в хранилище [т.е. комната над склепом]»
В основном эти склепы использовались для хранения культового оборудования, архивов и магических эмблем для защиты храма, хотя самым важным объектом, хранившимся в склепах, была статуя ба Хатхор.
В толщину стены также входят лестницы, которые ведут на крышу и возвращаются с нее, которая из-за неодинаковой высоты потолков нижних комнат была встроена в террасы. Огромные кровельные плиты, должно быть, когда-то были покрыты более тонкой брусчаткой. Их поверхность была слегка наклонной и имела каналы для отвода дождевой воды с крыши.
На крыше в юго-западном углу стоит киоск, в котором совершался ритуал союза богини с солнечным диском. У него четыре колонны Хатор с каждой стороны. Розетки в его наличниках предполагают бочкообразную деревянную крышу с двойным корпусом и сегментированным фронтоном, хотя по своему назначению она должна была иметь мансардные окна, пропускающие солнечные лучи. В полу часовни можно также заметить световой колодец для часовни Гора внизу, на первом этаже.
Ба Хатор должен был быть взят из своего укрытия на крышу храма для празднования важного Нового года, где он должен был провести ночь перед созерцанием восходящего солнца в символическом союзе с солнечным диском.
Franois Daumas говорит нам, что:
«Но самой престижной из статуй была статуя Ба Хатор. Согласно текстам, написанным на стенах, мы знаем, что киоск состоял из золотого основания, увенчанного золотой крышей. на четырех золотых столбах, покрытых со всех четырех сторон льняными занавесками, свисающими с медных стержней, внутри была помещена золотая статуэтка, изображающая птицу с человеческой головой, увенчанной рогатым диском, — это была Хатхор, госпожа Дендары, проживающая в своем доме. … Именно эту статуэтку несли в ларьке в новогодний вечер».
Часовня Нового года
На лестнице к западу от зала для жертвоприношений, по которой священники поднимались на крышу, расположены восходящие фигуры короля и различных священников со святилищем богиня, вырезанная на его правой стене. Эти представления изображают различные аспекты новогоднего праздника. Лестница на востоке имеет соответствующие сцены спускающихся фигур и использовалась для возвращения процессии.
На восточной и западной сторонах крыши есть пара параллельных святилищ, посвященных Осирису. Они скрыты в своеобразном антресольном этаже. Оба этих святилища имеют открытые дворы, окруженные пещерой. Из задней стены двора три двери ведут в два следующих друг за другом помещения.
Во внутренней из двух комнат изображены Исида и Нефтида, оплакивающие смерть Осириса, который лежит на своих погребальных носилках в ожидании воскрешения с помощью магических ритуалов. Исида также изображена, волшебным образом пропитанная семенем своего сына Гора по мере развития мифа.
Соответствующий набор на восточной стороне крыши изображает лунный праздник Хоях, во время которого «ложе Осириса» заполняли землей и зерновыми семенами в рамках важного обряда плодородия. На стенах первой комнаты изображены сцены с погребальным инвентарем Осириса, включая его канопы, а на потолке Нут изображен с другими астрономическими фигурами. На другой половине потолка находится гипсовая копия знаменитого «Дендерского зодиака», представляющая космический аспект мистерий Осириса. Оригинал сейчас находится в парижском Лувре. Во внутренней комнате изображены сцены из мифа об Осирисе, как и в западной сюите, а также рельефы космического значения.
Дендера считалась одной из многих гробниц Осириса, а святилища, не имеющие никакого отношения к Хатор, использовались для празднования его смерти и воскрешения. Его смерть могла быть воспроизведена на священном озере к западу от храма.
На крышу гипостильного зала вела еще одна лестница с вырезанными вдоль ее стены различными богами, и эта самая высокая часть храма использовалась в древности благочестивыми паломниками, ожидавшими знамений и чудес от богини. Сохранились высеченные в каменных блоках игральные доски, которые помогали этим верующим скоротать время во время бдений.
На задней наружной стене храма, сразу за алтарем, под двумя львиноголовыми смерчами (еще по три на каждой из его боковых стен), спускающими дождевую воду с крыши, расположены сцены, изображающие массивную фигуру Клеопатра VII и ее сын от Юлия Цезаря, Цезарион, который стал соправителем великой царицы как Птолемей XV. В центре стены находится большая Ложная Дверь с гигантской эмблемой Хатхор, уменьшенной на протяжении столетий паломниками, которые царапали ее, чтобы получить немного священного камня в том месте, где они могли подойти ближе всего к самой Хатор. Это местонахождение святилища «слышащего уха», которое позволяло богине «слышать» молитвы простых людей, которых иначе не пускали в главный храм.
Непосредственно к югу от храма Хатхор находится храм Исиды, известный как Исеум, в фундаменте которого использовались блоки разрушенного птолемеевского здания, и он был украшен при Августе. Восточные ворота, также римские по дате, ведут к этому храму, который почти уникален тем, что имеет двойную ориентацию: внешние комнаты или основная часть сооружения и гипостильный зал обращены на восток, а внутренние — на север в сторону храма Хатхор. Центральный горельеф в святилище, на котором изображена рожающая Исида, был изуродован. В задней стене святилища статуя Осириса (ныне разрушенная) поддерживалась руками Исиды и Нефтиды.
План дома рождения Исиды в Дендере
Южнее, в юго-западном углу храма, находится священное озеро комплекса, которое давало воду для омовения жрецов. Эта облицованная камнем церемониальная чаша с лестницами, спускающимися из каждого угла, лучше всего сохранилась в своем роде в любом египетском храме. Сегодня в нем нет воды, а в его стенах растут высокие деревья. Рядом с озером находится колодец с вырубленными в скале ступенями, ведущими вниз, чтобы обеспечить доступ к воде для ежедневного использования в храме.
К востоку от храма находилась часть города, в центре которого в храмовых текстах упоминается храм Гора из Эдфу. Это может быть то же самое, что и некоторые остатки римского периода примерно в 500 метрах от основного ограждения. Триады божеств, которым поклонялись в Эдфу и Дендере, были похожи и состояли из Гора, Хатхор (или Исиды) и Ихи или Харсомта. Хатор из Дендеры и Гор из Эдфу встретились на священной «брачной» церемонии, когда она продвигалась на юг.
Римские ворота к востоку от комплекса Хатор
Каталожные номера:
Титул | Автор | Дата | Издатель | Справочный номер |
Искусство Древнего Египта, | Робинс, Гей | 1997 | Издательство Гарвардского университета | ISBN 0-674-00376-4 |
Атлас Древнего Египта | Бейнс, Джон; Малек, Яромир | 1980 | Ле Ливр де Франс | Не указано |
Полные храмы Древнего Египта, | Уилкинсон, Ричард Х. |
Ваш комментарий будет первым