Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Храм хонсу в карнаке: Храм Хонсу в Карнаке

Карнак при Рамсесе III — История архитектуры

Перейти к контенту

Рабовладельческое общество > Древний Египет > Новое царство

    Большой размах приняло строительство при фараоне XX династии Рамсесе III. Им были построены три храма: храм бога Луны Хонсу, хебседный храм самого фараона и храм Амона.

    Храм Хонсу — типичный храм периода Нового царства. Все основные эстетические принципы архитектуры этого времени проявились в нем наиболее наглядно и ясно.

    Идущая к пилону храма аллея сфинксов создавала направление движения, собирала посетителей, проникавших со всех сторон в промежутках между статуями на главную дорогу храма. По мере продвижения вперед народу становилось все больше, и люди шли друг за другом рядами, ширина которых определялась расстоянием между параллельно стоявшими статуями сфинксов.. Так как ширина аллеи сфинксов была больше, чем ширина входа в храм, перед входом посетители становились в более узкие ряды.

Карнак при Рамсесе III. Храм Хонсу. Реконструкция общего вида

    Пилон был первой преградой для входивших в дом бога посетителей. Здесь наступала небольшая пауза, остановка. Пока одни проходили в дверь, другие рассматривали изображения, высеченные на внешней поверхности пилона. Пилон умышленно был сложен из камней неправильной формы, так как кладка из прямоугольных камней разделяла бы всю поверхность пилона на полосы, которые нарушали бы единство впечатления. Камни неправильной формы, плотно пригнанные друг к другу и сплошь покрытые изображениями, создают иллюзию единой плоскости.

    За пилоном расположен большой открытый двор, обнесенный портиками. В противоположной пилону стороне двора, прямо на оси входа находится дверь, ведущая в гипостильный зал с расположенными правильными рядами колоннами, причем центральный неф шире и выше боковых, чем подчеркнуто направление оси храма. Хотя конструктивно египетские колонны несут тяжесть перекрытия, но благодаря невидимым глазу каменным кубам, помещенным между капителью и перекрытием, кажется, что потолок парит в воздухе.

Окрашенный в синий цвет с нарисованными на нем звездами потолок воспринимается как звездное небо, колонны воспроизводят заросли растений.

    В глубине центрального нефа гипостильного зала находился вход в святилище.

    Весь храм, от начала аллеи сфинксов, ведущей к пилону, до центральной двери святилища, построен по принципу абсолютной симметрии: сооружения правой части полностью соответствуют сооружениям левой, все подчинено главной оси движения.

Карнак при Рамсесе III. Храм Хонсу. Фрагмент интерьера

    Огромную роль в архитектуре храма играл свет. Пройдя через открытый, залитый солнцем двор и полутемный гипостильный зал, освещаемый лишь через дверные проемы и решетки в верхней части среднего нефа, посетитель попадал в затемненное помещение священной ладьи и, наконец, в совершенно темное святилище, где стояла статуя божества.

    Силу контрастности светового эффекта усиливало постепенное уменьшение высоты помещений по мере приближения к святилищу, достигавшееся снижением потолка и повышением уровня пола. Кроме того, помещение храма становилось все уже, что еще сильнее подчеркивало продольную ориентацию всего комплекса.

    Следует заметить, что подобное архитектурное решение соответствовало социальной иерархии, соблюдавшейся во время богослужения: основная масса посетителей допускалась только во двор, в гипостильный зал попадали представители господствующего класса, а в святилище — лищь фараон и верховные жрецы. Характерное для храмовой архитектуры Нового царства стремление к симметрии, к расположению строений по одной оси, к нарастанию эмоционального воздействия по мере продвижения вперед, к главной цели — святилищу в храме Хонсу проявилось очень ясно.

    Фараон Рамсес III соорудил в Карнаке также хеб-седный храм, который состоит из минимального числа помещений, требуемых каноном, и наравне с храмом Хонсу в Карнаке остается одним из наиболее типичных храмов Нового царства. Наружный фасад храма образует пилон, проход которого фланкируют две статуи фараона. За ним расположен двор, окруженный с трех сторон галереями на квадратных в сечении столбах, перед которыми стоят огромные статуи Рамсеса III.

    Галерея на задней стороне двора отделена барьером высотой в человеческий рост; она шире боковых галерей на один ряд колонн, благодаря чему образуется небольшой входной зал. Из-за того, что уровень пола входного зала выше уровня пола двора, колонны и статуи входного зала меньше, чем колонны галерей двора. Уменьшение высоты колонн соответствовало характерному для архитектуры Древнего Египта стремлению к перспективному сокращению размеров по направлению к святилищу.

    Следующий за входным гипостильный зал имел восемь колонн, расположенных в два ряда. В этот зал непосредственно выходят три культовых помещения, посвященные триаде фиванских богов — Амону, его жене Мут и их сыну Хонсу.

    Третий храм Рамсеса III в Карнаке, посвященный богу Амону, сильно разрушен.

<<     Карнак при Сети I

Рамессеум     >>

<<   На главную

Карта раздела «Рабовладельческое общество»   >>

Карнак и его храмы: описание, фото и видео

Карнак – небольшая деревня в 2,5 км. от Луксора. Деревня находится на месте Фив, столицы Древнего Египта эпохи Среднего и Нового царств. Карнак занимает около половины территории главного египетского святилища Нового царства — храма Амона-Ра, который был крупнейшим культовым сооружением древности.

Храмовый комплекс

Вместе с Луксорским храмом Карнакский храмовый комплекс образует самый большой в мире музей под открытым небом. Оба исторических памятника одними из первых были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Когда-то их соединяла вымощенная камнем аллея сфинксов.

Возведение храмов на нынешней территории карнакского комплекса началось в XX в. до н.э. при фараоне Сенусерте I (1970-1934 гг. до н. э.). Строительство культовых сооружений не прекращалось в течение двух тысячелетий. Последним, кто внёс свою лепту, был римский император Октавиан Август. Каждый правитель Египта стремился увековечить своё имя, поставив здесь храм или обелиск. Ни смуты, ни вторжения иноземцев не останавливали строительство. Даже гиксосы, захватившие Египет в XVII в. до н.э., отметились здесь своими сооружениями.

В относительной целости в Карнаке сохранилось не так много построек. Одни здания разрушило беспощадное время, другие – сами правители Египта. Начиная от фараонов Нового царства и заканчивая турецкими завоевателями, хозяева страны разбирали древние здания, чтобы получить материал для своих нужд. Даже Аменхотеп III, при котором Египет переживал время невиданного расцвета, не остановился перед разбором храма Сенусерта.

Первым святилищем на территории комплекса был храм Амона, бога небес, покровителя Фив (тогда он ещё не отождествлялся с богом солнца Ра).

Храм Амона-Ра

Храм Амона-Ра – название условное. Это было место почитания фиванской «троицы» – Амона, его дочери и жены Мут, царицы небес и покровительницы материнства, и их сына Хонсу, Бога Луны, небесного целителя. Часть храма находится в Карнаке, еще часть — в Луксоре.

Возведение главного здания Карнака, начатое Сенусертом, было завершено 500 лет спустя при фараоне Тутмосе III. Он же воздвиг второе большое святилище с гипостильным залом (залом, крыша которого стоит на многочисленных колоннах). В этом зале Тутмос разместил барельефы, изображавшие его жертвоприношения предкам.

Второй гипостильный зал был сооружён к востоку от главного святилища при Сети I и его сыне Рамзесе II, упоминаемых в Ветхом Завете. Это грандиозное сооружение площадью около 5000 кв.м. Потолок зала поддерживают 134 колонны, высота которых от 13 до 24 метров. Самые высокие колонны расположены в центре, к краям зала высота уменьшается. Таким образом, очертаниями здание напоминает средневековые соборы. Сами колонны толщиной в шесть обхватов поражают своей мощью. Но зал не подавляет ступившего под его своды, наоборот, здесь ощущается покой и гармония.

Стены гипостильного зала являются важнейшим историческим источником. На северной стене изображены победы Сети I над амореями, могущественным народом Передней Азии, на южной — подвиги Рамзеса II. Здесь же помещена «Кадешская поэма», или эпос Пентаура, в которой описывается победа Рамзеса II над хеттами.

Ещё одним замечательным зданием храма Амона-Ра является перистильный двор (открытый двор, окружённый колоннадой), сооружённый в VIII-VII вв. до н. э. Строители его не стали сносить мешавшие им здания, поэтому в ансамбль двора оказались включены небольшие храмы Рамзеса II и Сети II.

По сей день древний храм Амона-Ра производит неизгладимое впечатление своим величием и монументальностью. Десять пилонов, грандиозные залы, разделённые просторными дворами, стелы и обелиски много веков поражают воображение зрителей. Два великолепных обелиска установлены в правление женщины-фараона Хатшепсут. Один из них стоит и сейчас. Это монолитная 30-метровая игла из красного гранита. По сообщениям источников, полировка каждого обелиска заняла 7 месяцев.

Карнакский храм

Карнакским храмом называются совокупность всех храмов Карнака. Как уже было сказано выше, вместе с Луксорским храмом Карнакский храмовый комплекс образует самый большой в мире музей под открытым небом.

За оградой храма Амона-Ра начинается целый ряд протянувшихся на юг дворов и пилонов, завершающийся у аллеи сфинксов. Эта аллея предваряет вторую группу храмов, построенных около озера Иешер. Главный храм этого комплекса, выстроенный Аменхотепом III, посвящён богине Мут, царице небес. Мут едина в трёх лицах, она мать, жена и дочь Амона. Всего храмов Мут три, каждый посвящён отдельной ипостаси богини. Храмы полуразрушены, но и руины их производят сильное впечатление.

К северу от главного храма Амона находится святилище Монту, бога войны, «владыки Фив», бога города Ермонта, который был столицей Фиванской области во времена, когда сами Фивы были заштатным городком. Именно ему Рамзес II считал себя обязанным победой у Кадеша.

В западной части Карнакского комплекса находится храм ещё одного члена «фиванской триады» (наряду с Амоном и Мут) – Хонсу, небесного целителя, бога Луны. Святилище было основано Рамзесом III в XII в. до н.э. Строительство продолжалось с перерывами 12 веков и завершилось уже при Октавиане.

Комплекс окружала высокая стена. Дорога от главных ворот вела к Луксору и охранялась двумя рядами сфинксов. Некоторые из статуй раскопаны и доступны для обозрения.

На территории комплекса постоянно ведутся раскопки. Пожалуй, самое значительное открытие было сделано в начале XX века, когда археологи обнаружили тайник с тысячами великолепных бронзовых и каменных изваяний. Как выяснилось, когда для новых статуй не оставалось свободного места, фараоны приказывали убирать старые монументы. Скульпторы же, уважая труд предшествующих поколений, складывали статуи в тайник.

Сегодняшний день Карнака

В настоящее время Карнак является одним из наиболее посещаемых исторических памятников Египта, который включается во все туристические маршруты по Нилу. Для привлечения туристов здесь регулярно проводятся яркие лазерные шоу, устраиваются театрализованные представления на исторические темы, помогающие зрителям мысленно перенестись в глубину тысячелетий, чтобы лучше понять загадочный Древний Египет.

Разумеется, здесь в изобилии продаётся сувенирная продукция. В многочисленных лавочках предложат как фабричные поделки, так и изделия народных мастеров. Таким образом, в Карнаке можно не только войти в храмы древних египтян, но и увезти с собой на память что-то, сделанное их далёкими потомками.

Карнакский храм в Египте | Мировой Туризм

Храмовый комплекс в Карнаке или Карнакский храм превосходит все остальные древнеегипетские памятники за исключением пирамид Гизы. Это жилище богов, построенное на гигантской скале, включает в себя три отдельных храмовых комплекса, самым величественным из которых является святилище Амона, принадлежавшее верховному богу Нового царства. На территории этого комплекса могут уместиться десять кафедральных соборов.

Содержание статьи

  • 1 Посещение храмового комплекса в Карнаке
  • 2 Храм Амона в Карнаке
    • 2. 1 Вход в храм Амона
    • 2.2 Амон и фиванская триада
    • 2.3 От храма Рамсеса III до второго пилона
    • 2.4 Большой Гипостиль в Карнаке
    • 2.5 Пилоны и обелиски в Карнаке
    • 2.6 Вокруг святилища
  • 3 Юбилейный храм Тутмоса III в Карнаке
    • 3.1 Молельни (Внемлющего уха)
    • 3.2 Вокруг Священного озера
    • 3.3 С севера на юг храмового комплекса в Карнаке
  • 4 Храмы Хонсу и Опет в Карнаке
    • 4.1 Музей под открытым небом

Грандиозные размеры и сложность планировки ансамбля – результат строительных работ, продолжавшихся в течение тринадцати столетий. Основное ядро храма Амона сложилось при XII династии, и с того времени он расширялся в двух направлениях – в сторону реки и к храму Мут, в то время как храмовая ограда доходит до святилища Монту.

Хотя Эхнатон отрёкся от веры в Амона, уничтожал его изображения и возвёл в Карнаке храм Атона, стараниями жречества статус-кво был восстановлен вскоре после смерти этого правителя. В период расцвета Карнака его богатство было фантастическим. Перечень храмового имущества, относящийся ко времени правления Рамсеса III, включает 65 деревень, 433 сада, 421 662 головы скота, поля общей площадью 2395 квадратных километров, 46 строящихся объектов, 83 корабля и 81 322 работника, к которым отнесены также и рабы.

Египтолог Т. Джеймс сравнил храм с индустриальным гигантом, «порождавшим массу деловой активности, второстепенной по отношению к культу, и плодившим огромную армию чиновников и работников». Однако простому люду было запрещено находиться внутри храмовой ограды, и никто, кроме фараона или его представителя, не мог войти в святилище Амона. Древние египтяне называли Карнакский храм Ипет-Исут – «совершеннейшее место».

Посещение храмового комплекса в Карнаке

Храмовый комплекс Карнака находится в 2,5 километрах севернее Луксора, его территория составляет около 100 акров. Легче всего попасть на территорию храма Амона, где по ночам устраивается светозвуковое шоу. Эта часть комплекса занимает площадь в 62 акра: для поверхностного знакомства с храмом потребуется как минимум два часа, а для более внимательного осмотра – три-четыре. Затенённых мест здесь очень мало, так что обязательно наденьте шляпу и возьмите с собой запас воды. Туристические группы обычно наводняют храм в первой половине дня. К вечеру народу становится значительно меньше, так что, если вы хорошо переносите жару, это лучшее время для посещения памятника.

В кафе у Священного озера подают чай и прохладительные напитки, туалеты находятся у зрительских трибун и возле музея. Для посещения музея на открытом воздухе требуется отдельный билет (20 фунтов), который следует купить в билетной кассе за пределами храмовой территории. Из города в Карнак можно попасть двумя путями: по набережной или по Шария эль-Карнак, трасса которой приблизительно совпадает с Аллеей сфинксов, некогда соединявшей Луксорский и Карнакский храмы, мимо ворот Эвергета II и храмовой ограды.

В принципе до Карнака можно дойти пешком или доехать на велосипеде, но лучше поберечь силы для осмотра самого памятника. Самый дешёвый способ добраться в Карнак (и уехать обратно) – поехать на местном микроавтобусе. Машины, идущие обратно в Луксор, проезжают по ближайшей к реке дороге. Торгуясь с водителем, ориентируйтесь на официальную стоимость поездок в один конец на такси или в коляске. Если речь идёт о поездке туда и обратно, сначала договоритесь о цене, а затем запомните номер машины. Поездки на светомузыкальное шоу обойдутся вам немного дороже.

Первая часть поездки – это экскурсия с четырьмя остановками по храму, который с ночной подсветкой выглядит гораздо величественнее. Хотя вторая часть мероприятия, во время которой вы можете полюбоваться руинами со специальных трибун на берегу озера, тянется слишком долго, в целом поездка оставляет незабываемое впечатление. За ночь обычно проводится три-четыре представления, как минимум одно из них – на английском языке. Расписание можно посмотреть в туристическом бюро. Старайтесь попасть на более поздние шоу, поскольку голоса муэдзинов на закате нарушают атмосферу мероприятия.

Храм Амона в Карнаке

Кажется, что величественная череда пилонов, колонных залов, обелисков и колоссов храма Амона торжественно уходит в вечность. Т. Джеймс сравнил Карнакский храм с «археологическим универмагом, где найдётся что-нибудь для любого посетителя». Комплекс несёт на себе отпечаток правлений десятков царей, охватывающих в общей сложности тринадцать столетий древней истории. Руины, занесённые песком ещё в древности, были впоследствии заселены феллахами, жившими здесь до середины XIX века – до начала археологических раскопок.

Храм Амона-Ра

В те времена слово «развалины» подходило к Карнаку гораздо больше, чем сейчас: среди куч камней валялись колонны и статуи, а в заболоченных местах квакали лягушки. После крупномасштабных восстановительных работ XIX столетия в храме идёт медленная, но систематическая реставрация, эпиграфические и – в некоторых местах – археологические исследования. Разобраться в плане храмового комплекса непросто: чем дальше вы продвигаетесь, тем многочисленнее и беспорядочнее становятся руины построек.

Чтобы упростить ориентирование на местности, будем считать, что Нил течёт строго на север, тогда главная ось комплекса будет направлена с востока на запад, а второстепенная – с севера на юг. Обязательно пройдите вдоль главной оси храма до Праздничного зала, а в другом крыле стоит осмотреть по меньшей мере двор, где был найден тайник со статуями. Если ваш маршрут включает в себя посещение музея под открытым небом или храма Хонсу, стоит сделать небольшую остановку у озера и передохнуть.

  • Вход в храм Амона

По дороге от билетной кассы к священному участку Амона, пересекающей высохший ров, вы пройдёте мимо остатков древнего причала, откуда статуя Амона отправлялась в плавание до Луксора во время празднества Опет. В недолгий период правления XXIX династии справа от пристани построили небольшую часовню, где перед перенесением на настоящий корабль стояла священная ладья Амона. На стенах часовни остались рисунки наёмников. Далее проходит короткая дорога Процессий, по бокам которой стоят сфинксы с головами баранов (священных животных Амона), держащие в передних лапах статуи Рамсеса II. В древности дорога соединялась с главной аллеей, связывавшей два храма.

За дорогой Процессий возвышается гигантский первый пилон, в проёме которого видна уходящая вдаль череда других ворот, настолько огромных, что любой проходящий сквозь них кажется карликом. Постройка 43-метровых башен, сложенных из правильных рядов песчаниковых блоков, часто приписывалась эфиопским царям из XXV династии, но они могли быть возведены и намного позднее, при XXX династии (когда Нектанеб I построил внешнюю ограду храма). Северная башня не закончена, декор отсутствует на обеих, но из-за их 130-метровой ширины этот пилон является самым большим в Египте.

Проходя через пилон, вы можете увидеть нанесённые высоко справа надписи: это топографы Наполеона зафиксировали численность населения Карнака и расстояние отсюда до других храмов Верхнего Египта. Передний двор – ещё одно позднее дополнение, включившее в себя три более древние постройки. В центре стоит единственная колонна с капителью в форме папируса, принадлежавшая колоннаде Тахарки (эфиопского царя XXV династии), называемой также «киоском Тахарки». Считается, что это был открытый павильон, где во время празднования Нового года ставили статую Амона для возрождающего воссоединения с солнцем. Слева находится так называемая «усыпальница Сети», сложенная из серого песчаника и розового гранита: на самом деле сюда ставили священные ладьи Амона, Мут и Хонсу.

Первоначально Амон был одним из божеств гермопольской Великой восьмёрки. Возвышение его культа началось незадолго до наступления эпохи Среднего царства и было связано, по видимому, с поддержкой со стороны местных правителей, обладавших сильной властью в Первый переходный период. После изгнания гиксосов (около 1567 года до нашей эры) правители XVIII династии возвысили Амона до государственного божества и сделали Карнак его главным культовым центром в Египте.

Будучи «Незримым» (рядом с иероглифом, обозначавшим имя бога, египтяне не ставили обычный знак-детерминатив, а оставляли пустое пространство), Амон ассимилировал образы других богов. В результате сложились такие его ипостаси, как Амон-Ра (верховный бог-творец), Амон Мин («бык, удовлетворяющий коров») или Ауф-Ра с головой барана, оживляющий умерших во время плавания по подземному миру и сам возрождающийся как Хепри. Однако чаще всего Амон изображается в виде человека с рогами барана или короне шуги с двумя высокими перьями. Мут, супруга Амона, в додинастический период была местной богиней, а впоследствии стала ассоциироваться с Нехбет, покровительницей Верхнего Египта.

В начале правления XVIII династии она «сочеталась браком» с Амоном, полностью ассимилировала образ его прежней спутницы Амунет и стала Небесной госпожой. Обычно её изображали в сложном головном уборе, объединяющем крылья хищной птицы, урей и корону Двух Земель. Сын Амона и Мут Хоксу – «Странствующий» – путешествовал по ночному небу в облике Луны, изрекал пророчества и помогал Тоту, богу-писцу. Его изображали или с головой сокола, или в виде человека с «локоном юности». Карнак был самым крупным из храмов, посвящённых фиванской триаде богов.

Первая действительно грандиозная постройка на вашем пути – это храм Рамсеса III, в котором тоже останавливалась процессия со священными ладьями фиванской триады. За его пилоном, украшенным с обеих сторон колоссами, расположен праздничный зал с осирическими пилястрами. За ними видны рельефы со сценами ежегодного празднества в честь Амона-Мина. За гипостилем в полумраке скрыты молельни. В посвятительной надписи можно прочесть следующие слова: «Я построил и одел его песчаником, привезя огромные двери из чистейшего золота; я наполнил его сокровищницы дарами, принесёнными моими руками».

Хотя колосс Рамсеса II из розового гранита, стоящий перед вторым пилоном, сразу притягивает к себе внимание, стоит пройти вдоль боковой стены храма и посмотреть на портик, который был сооружён царями XXII династии, происходившими из города Бубастис в Дельте. По дороге вы увидите несколько углублений в стене второго пилона: именно здесь Анри Кревье в 1820 году нашёл множество кусков рельефов и статуи из разрушенного храма Атона (в том числе и колоссы Эхнатона, теперь находящиеся в музеях Каира и Луксора), которые при Хоремхебе использовались как заполняющий материал для строительства пилона.

Пройдя через портик, поверните налево, к рельефу Шешонка, увековечивающему триумфальные победы этого фараона XXII династии. Учёные традиционно отождествляют его с библейским Сусакимом (III Царств), в 925 год до нашей эры разграбившим Иерусалим, и устанавливают таким образом связь между древнеегипетской и ветхозаветной хронологией. Эта точка зрения была оспорена в книге Дэвида Рола A Test of Time. На рельефе фигура Шешонка практически неразличима, зато хорошо сохранилось изображение Амона, наблюдающего за сценой избиения палестинских пленников.

Другие рельефы на стене лучше осмотреть после посещения Большого гипостиля. Чтобы попасть в него, вернитесь во внутренний двор и пройдите через второй пилон – одно из нескольких весьма халтурных сооружений, начатых при Хоремхебе, последнем правителе XVIII династии. На внутренних стенах, сразу за входом, можно увидеть картуши Сети I, закончившего строительство, и двух Рамсесов – I и II, – которые приходились Сети соответственно отцом и сыном.

Большой гипостиль – гордость Карнака – выглядит как лес огромных колонн площадью в 6 квадратных километров. На этом пространстве уместились бы римский собор Святого Петра и лондонский собор Святого Павла вместе взятые. Величие постройки особенно ощутимо ранним утром или поздним вечером, когда диагональные тени усиливают эффект, производимый колоннами. В древние времена зал был перекрыт плитами из песчаника, полумрак помещения прорезали лучи солнца, проходившие сквозь окна над центральным нефом.

Возможно, гипостиль начинался как дорога для процессий, вдоль которой стояли 12 или 14 колонн высотой 23 метра и 15 метров в обхвате (полностью обхватить ствол колонны могут шесть человек, взявшихся за руки). К этим колоннам Сети I и Рамсес II добавили 122 меньших по размерам колонны, расположенных в несколько рядов, а также стены и крышу. Все колонны состоят из полубарабанов, скрепленных строительным раствором.

Колонны центрального прохода имеют капители в форме раскрывшихся цветов папируса, некогда они поддерживали приподнятую секцию перекрытия с верхним рядом окон (каменные решётки некоторых из них сохранились до сих пор). Колонны боковых крыльев имеют капители в форме бутонов папируса. На некоторых притолоках сохранилась краска, которой они были расписаны в древности. Рельефы изображают царя, приносящего жертвы богам фиванской триады, главным образом Амону. Последний часто изображается в состоянии возбуждения. Некоторые египтологи считают, что храмовые жрицы ублажали статую Амона эротическими ласками, а фараон обеспечивал плодородие египетской земли, изливая семя в воды Нила во время праздника Опет.

Культовые сцены похожего содержания украшают заднюю и боковые стены зала, рельефы демонстрируют два разных стиля в камнерезном искусстве. Сети украсил северное крыло гипостиля барельефами, Рамсес II выбрал для южного крыла менее дорогостоящую технику врезанного рельефа. Сравнить памятники двух типов можно на передней стене зала, где изображены практически симметричные сцены процессии с ладьёй Амона. В северном крыле, построенном при Сети, «рассказ» о процессии начинается на северной стене с изображения ладьи Амона, вначале скрытой под покровом, затем – явленной на обозрение.

У дверного проёма изображён Тот, записывающий годы правления Сети на листьях священного дерева – персей. Пройдя через проём, вы увидите сцены битв Сети I: стёртые временем детали лучше всего разглядывать ранним утром или поздним вечером. Одни рельефы повествуют о взятии сирийского Кадеша (нижние ярусы) и победе Сети над ливийцами (выше). В другом месте изображены походы против шасу в северной Палестине и штурм Па-Ханаана, который египтяне «разграбили, совершив бесчисленные злодеяния». Вернувшись в гипостиль, в южном крыле вы найдёте похожие рельефы, выполненные по приказу Рамсеса II.

На них сохранились следы первоначальной раскраски. За сценами процессии изображён сам Рамсес, сидящий на троне между богинями Уаджит и Нехбет, в то время как Тот и Хор надевают на него царские короны. На внешней стене размещены батальные сцены с участием фараона, которые начинаются с изображения битвы при Кадеше (около 1300 год до нашей эры). Учёные считают, что сражение закончилось вничью, но сам Рамсес заявлял о полной победе над хеттами. Текст заключённого после битвы мирного договора (самый ранний из известных нам документов такого рода) высечен на внешней стене двора, где был найден тайник со статуями.

Этот памятник известен как «стена Аскалона» по одному из рельефов, обрамляющих текст. Второй, возможно, изображает битву с израильтянами. Д. Рол утверждает, что изображения вражеских колесниц в этой сцене противоречат принятой хронологии, поскольку израильтяне не знали их до времён Соломона, а правление Рамсеса, как принято считать, имело место несколькими столетиями раньше, во времена Моисея. Другие свидетельства «стены Аскалона», рельефы Шешонка и «стела Израиля» легли в основу предположений Д. Рола о том, что библейским Сусакимом был вовсе не Шешонк, а Рамсес II и, следовательно, в соотнесении библейской и древнеегипетской хронологии допущена ошибка на 300 лет из-за переоценки продолжительности Третьего переходного периода (династии ХХI-ХХV).

За Большим гипостилем XIX династии расположен участок храмовой территории, застраивавшийся в правление XVIII династии. Третий пилон, образующий заднюю стену гипостиля, задумывался Аменхотепом III как монументальные ворота храма. Аменхотеп (как и впоследствии, через сорок лет, Хоремхеб) приказал разрушить более ранние постройки, чтобы использовать камень для забутовки пилона. Фрагменты блоков были извлечены из стен археологами, теперь они выставлены в музее под открытым небом. На дальней стене пилона можно увидеть два огромных рельефа с изображением священной ладьи Амона.

На узком пространстве между третьим и четвёртым пилонами некогда стояли четыре обелиска XVIII династии. Каменные основания, сохранившиеся возле третьего пилона, некогда принадлежали двум обелискам Тутмоса III, обломки которых разбросаны вокруг. Один из двух обелисков розового гранита, сооружённых при Тутмосе II, до сих пор стоит на своём месте. Его высота составляет 23 метра, вес предположительно оценивается в 143 тонны. В древности обелиск был украшен навершием из сверкающего электра, его грани покрыты великолепными рельефами, среди которых видны картуши Рамсеса IV и Рамсеса VI, присвоивших себе памятник.

Здесь вам лучше пройти через четвёртый пилон, не сворачивая пока во двор, где был найден тайник со статуями. За пилоном вы увидите множество колонн, которые, возможно, некогда образовывали второй гипостиль. Над ними возвышается высеченный из розового гранита обелиск Хатшепсут, знаменитой женщины-фараона. В ознаменование шестнадцатого года своего правления Хатшепсут приказала вырубить в каменоломнях Асуана два обелиска и установить их в Карнаке.

Работы были завершены за семь месяцев. Высота стоящего до сих пор обелиска – 27 метров, вес – 320 тонн. По всей его высоте высечена посвятительная надпись. Фрагменты второго обелиска, упавшего и разбившегося на части, разбросаны по территории храма. После смерти Хатшепсут к власти пришёл долго остававшийся в тени Тутмос III. Он приказал обить картуши царицы везде, где только можно, и закрыть стенами нижнюю часть обелисков, что и спасло их от дальнейшего разрушения в Амарнскую эпоху.

Верхнюю часть упавшего обелиска Хатшепсут можно увидеть возле святилища Осириса и Священного озера. По пути сюда вы увидите гранитный барельеф пятого пилона с изображением Аменхотепа II, который натягивает тетиву лука, стоя на колеснице. Постройку этого пилона, сложенного из известняка, приписывают Тутмосу I, отцу Хатшепсут. За ним расположен внутренний двор, украшенный колоннадой и осирическими статуями. Он был сооружён при одном из потомков Тутмоса I и, возможно, являлся частью большого внутреннего двора, окружавшего первоначальный храм эпохи Среднего царства.

Шестой пилон сильно разрушен, но стены по обе стороны от входа сохранились. Именно здесь находятся знаменитые «Анналы» Тутмоса III – списки народов, покорённых им: справа – названия нубийских племён, слева – азиатских. За перечнем азиатских народов следует текст, описывающий победу царя при Мегиддо в 1479 году до нашей эры. Тутмос не уничтожал своих врагов, а облагал их данью. Такой подход даёт нам право назвать его первым в мире империалистом.

  • Вокруг святилища

Территория за шестым пилоном чем дальше, тем больше сбивает посетителя с толку, но кое о чём можно говорить с полной определённостью. В самом начале стоят два квадратных в сечении геральдических столба, на передних гранях которых изображены лотос и папирус, священные растения Двух Земель, а на боковых – Амон, заключающий в объятия Тутмоса III. Слева стоят две колоссальные статуи Амона и Амунет, посвящённые в храм Тутанхамоном (который тоже изображён вместе с богами) после восстановления культа Амона. Здесь же находится статуя Аменхотепа II, сидящего на троне.

Далее расположено гранитное святилище, сооружённое Филиппом Арридеем, сводным братом Александра Македонского, на месте молельни эпохи XVIII династии, предназначенной для священной ладьи Амона (её пьедестал до сих пор находится in situ). Рельефы на внутренних стенах святилища изображают Филиппа, приносящего жертвы Амону в его разнообразных ипостасях, потолок помещения украшен звёздами. Внешние стены оформлены врезанными рельефами со сценами коронации, фигурами Тота, приветствующего правителя, и Амунет, вскармливающего младенца-царя грудью. Некоторые рельефы сохранили яркую раскраску.

Слева от святилища находится стена, на которой вырезан список побед Тутмоса III: этот фараон возвёл её, чтобы скрыть рельефы с изображением Хатшепсут, которые теперь перенесены в другое помещение. После продолжительной реставрации стена Хатшепсут теперь снова открыта. Тутмос заменил фигуры царицы на изображения жертвенных столов или букетов, а вместо её картушей приказал вырезать имена своего отца и деда. За этими памятниками находится центральный двор, расположенный, как принято считать, на месте первоначального храма Амона, построенного при XII династии. Алебастровые плиты его основания до сих пор видны между галькой, покрывающей двор.

Юбилейный храм Тутмоса III в Карнаке

В задней части этого двора высится юбилейный (хебседный) храм Тутмоса III, персональное культовое помещение на задворках святилища Амона. Подобно правителям Древнего царства, фиванские цари периодически обновляли свою мирскую и духовную власть с помощью ритуалов празднества хеб-сед. По обе стороны от входа в храм сохранились рельефы и повреждённые статуи Тутмоса в ритуальном одеянии. Повернув налево, вы попадёте в Праздничный зал с его своеобразными колоннами, похожими на шесты для навесов.

Капители колонн окрашены в синий и белый цвета, балки с резными изображениями соколов и сов, знаками анх и другими символами тоже имеют яркую раскраску. В христианскую эпоху зал использовался под церковь, поэтому на некоторых столбах сохранились лики святых. В небольшом помещении, примыкающем к залу с юго-запада, находится копия «Царского списка (оригинал хранится в Лувре), где изображён Тутмос, приносящий жертвы своим предшественникам-царям. Хатшепсут, как и следовало ожидать, из этого списка исключена.

От помещений, находящихся за залом, остались в основном одни развалины. Так называемый ботанический сад представляет собой стены с раскрашенными рельефами, изображающими различные растения и животных, которых Тутмос встречал во время военных походов в Сирию. По другую сторону прохода сохранилось крытое помещение, украшенное изображениями Александра Македонского перед Амоном и другими богами. Святилище Сокара представляет собой миниатюрный храм в честь мемфисского бога мрака, соседствующий со святилищем Солнца (в настоящее время закрытым). Дальше идёт анфилада помещений, посвящённых Тутмосу.

Простые жители Фив, которые не могли войти на священную территорию храма Амона и обратиться к богам фиванской триады, возносили молитвы божествам-посредникам. У этих богов более низкого ранга были свои святилища, известные как молельни «Внемлющего уха» (иногда они действительно украшались изображениями ушей). Эти святилища размещались в стене храмового комплекса и одной стороной выходили во внешний мир.

Однако в Карнаке они постепенно становились всё менее доступными, а в конце концов оказались внутри существующей по сей день ограды комплекса. Сразу за хебседным храмом Тутмоса III находится несколько молелен, построенных этим же фараоном. Они сосредоточены вокруг большой алебастровой парной статуи, изображающей царя и Амона. С обеих сторон от неё находятся постаменты ещё одной пары обелисков Хатшепсут, от которых больше ничего не осталось.

Дальше к востоку расположены полуразрушенные залы и колоннады храма «Внемлющего уха», построенного Рамсесом II. За ним находится постамент самого высокого (31 метр) из известных нам обелисков, который при императоре Константине был перевезён в Рим и установлен в Большом цирке. Впоследствии обелиск перевезли на Латеранскую площадь, отсюда его название – Латеранский обелиск. Поскольку египтяне редко воздвигали одиночные обелиски, парой к этому памятнику, по-видимому, должен был служить незаконченный обелиск, который так и остался лежать в каменоломнях Асуана, после того как в камне обнаружилась трещина.

От обелиска Хатшепсут или двора, где был найден тайник со статуями, можно прогуляться к Священному озеру Карнакского храма, которое выглядит не более святым, чем пруд в городском парке. На его дальнем берегу находятся зрительские трибуны, устроенные специально для светомузыкального шоу. Самая главная местная достопримечательность – затенённое (и дорогое) кафе, где можно передохнуть и попытаться представить, как это место выглядело в древние времена.

На восходе солнца жрецы Амона выпускали священных гусей из птичника, на месте которого теперь находится насыпь с южной стороны озера. Здесь, как и в Гермополе, гусь, или Великий Гоготун почитался как птица, снёсшая космическое яйцо на заре творения. Однако в Карнаке гусь был священной птицей Амона, а не Тота. В Поздний период фараон Тахарка соорудил здесь подземное святилище Осириса, символически объединив возрождение Осириса с восходом солнца. Стоящий поблизости гигантский скарабей – воплощение бога Хепри, возрождающегося солнца.

Постройки, расположенные на проходящей с севера на юг оси комплекса, не столь разнообразны, поэтому, если у вас мало времени, нет смысла идти дальше восьмого пилона. Попасть в эту часть храма, начинающуюся со двора, где был найден тайник, можно через ворота Рамсеса IX в южной части двора между третьим и четвёртым пилонами. Тайник со статуями был обнаружен в этом внутреннем дворе храма в начале XX столетия. Почти 17 тысяч бронзовых статуй и вотивных рельефов и 800 каменных скульптур, по-видимому, были спрятаны в ходе одной из «чисток» храмовых кладовых в эллинистические времена.

Великолепные скульптуры разных эпох (от Древнего царства до Позднего периода) хранятся теперь в музеях Каира и Луксора. В северо-западном углу двора находится рельеф со сценами военных подвигов Рамсеса и иероглифическим текстом, известным как поэма Пентаура. В противоположном углу двора находится надпись Мернептаха, состоящая из восьмидесяти строк, и копия стелы Израиля, оригинал которой находится в египетском музее Каира. В перечне покорённых народов встречается единственное древнеегипетское упоминание об Израиле – «Израиль пуст, нет семени его». Дэвид Рол утверждает, что текст стелы был неверно прочитан. По его мнению, надпись перечисляет достижения отца и деда Мернептаха – Рамсеса II и Сети I.

Седьмой пилон представляет собой ещё более наглядное доказательство сложности такой науки, как египтология. Он был сооружён Тутмосом III, однако примерно сто лет спустя правители XIX династии приписали строительство себе и приказали перебить царские картуши на косяках дверных проёмов. Перед пилоном стоят семь статуй фараонов Среднего царства, извлечённых из внутренних частей пилона. Дальше видны нижние части двух колоссов Тутмоса III. Восьмой пилон сейчас закрыт на реставрацию. Вы можете либо обойти его вокруг и издали взглянуть на четыре колосса, либо попробовать подойти поближе, заплатив бакшиш. Лучше всего сохранился колосс Аменхотепа I.

Далее, на противоположном конце безликого внутреннего двора, стоит девятый пилон – один из трёх, построенных Хоремхебом. Его внутренняя кладка состоит из фрагментов храма Атона, который сейчас восстанавливается. К восточной стене последнего внутреннего двора примыкает хебседный храм Аменхотепа II, выполнявший те же функции, что и храм Тутмоса III в главной части храма. Кирпичные дома деревни Карнак видны через проём десятого пилона, от которого некогда начиналась Аллея сфинксов, соединявшая храмы Амона и Мут.

Храмы Хонсу и Опет в Карнаке

В юго-западной части комплекса Амона находятся два храма меньшего размера, связанные с культом этого бога. Храм Хонсу был посвящён сыну Амона и Мут. В основной своей части он был сооружён при Рамсесе III и Рамсесе IV, некоторые дополнения были внесены при последующих царях. Храм хорошо сохранился, однако он довольно грубо отделан и плохо освещён внутри. На многих рельефах изображён Херихор, первый из фиванских верховных жрецов, правивших Верхним Египтом, после того как Рамессиды перенесли столицу в Дельту.

Смена власти отразилась также и на рельефах пилонов, где изображён Пинуджем, другой верховный жрец Амона, подносящий богам дары в облике царя. Рядом находится небольшой храм богини Опет, изображавшейся в облике гиппопотама и предположительно считавшейся матерью Осириса. Храм периодически закрывают, но если вам повезло, обязательно осмотрите рельефы, которые более изящны, чем в храме Хонсу. Они относятся к эллинистическому и римскому времени. Высокие ворота Эвергета I с карнизом, украшенным изображениями солнечного диска, были сооружены в эллинистическую эпоху. В настоящее время они закрыты.

В северной части священного участка Амона находится музей под открытым небом. Чтобы попасть в него, нужно купить отдельный билет (20 фунтов) перед входом в Карнакский комплекс. Главные достопримечательности музея – две ранние часовни для священных ладей, их восстановили из блоков, найденных внутри третьего пилона. К эпохе XII династии относится прекрасная Белая молельня, сплошь покрытая рельефами. Среди многочисленных изображений столба джед, знаков анх и прочих символов есть изображения Сенусерта I и Амона-Мина, которого легко узнать по фаллосу.

Более простая с виду Алебастровая молельня Аменхотепа I украшена вполне невинными сценами: фараон приносит дары Амону и его священной ладье. Во время осмотра вы пройдёте мимо блоков из Красной молельни Хатшепсут, которую археологи не смогли восстановить, поскольку каждая плита представляет собой законченный рельеф, а не часть большой композиции. В восстановлении молельни Тутмоса III египтологи преуспели больше. Обратите внимание также на гранитные статуи Сехмет из небольшого храма Птаха, расположенного у стены Карнакского храма. Сами развалины храма не стоят 300-метрового перехода по пересечённой местности, а лучшие статуи Сехмет перевезены в Луксорский музей.

Восстановленный храм Хонсу, Карнак

Посетители археологических раскопок в Карнаке могут увидеть не более чем нагромождение разрушенных блоков песчаника и статуй. Но под этим кажущимся хаосом скрывается тщательно продуманный религиозный комплекс массивных пилонов и столбов, украшенных колонн и дворов, святилищ и священных озер с очаровательными аллеями для процессий со сфинксами. Для правителя за правителем на протяжении примерно 2000 лет прошлого Египта это был дом древнеегипетского бога Амона-Ра на земле. Сегодня Карнак является вторым по величине религиозным центром в мире после Ангкор-Вата в Камбодже. А строительные леса и подъемные краны являются свидетельством продолжающейся работы международных групп археологов, работающих с египетскими египтологами. Программы раскопок и реставрации объединяются здесь, чтобы сделать сайт более доступным и понятным для многих туристов, которые приезжают сюда каждый год. Один из разговорных проектов, которые сейчас ведутся в Карнакском комплексе, — это реставрация резьбы и надписей храма Хонсу.

Во время моей недавней поездки в Египет, спонсируемой Cyplon Holidays UK и EgyptAir , Карнак был нашей первой остановкой. Помимо увлекательной экскурсии по достопримечательностям под руководством нашего гида Тарека Эльшими, нашей группе показали недавние археологические работы в Карнаке членами Высшего совета древностей в Луксоре. Салах Ахмед, ведущий археолог в совете, провел для нас экскурсию по недавним раскопкам перед первым пилоном. А генеральный директор отдела древностей Луксора д-р Мостафа Вазири рассказал нам о прогрессе, достигнутом в очистке живописной резьбы и надписей в небольших комнатах, окружающих святилище в храме Хонсу.

При поддержке GetYourGuide. Стать партнером.

Храм Хонсу — один из наиболее хорошо сохранившихся и почти завершенных храмов Нового Царства с изысканным убранством. И поэтому стоит посетить. К сожалению, поскольку он расположен вдали от главного храма в районе Амона-Ра, его часто упускают из виду, особенно туристические группы, у которых есть ограниченное время в Карнаке. Уже несколько лет Американский исследовательский центр в Египте в сотрудничестве с Centre Franco-Egyptien d’Étude des Temples de Karnak (Франко-египетский центр изучения Карнакских храмов) готовит храм для посетителей.

Реставраторы работают на юго-восточной внешней стене храма в марте 2016 года, в точке А на планах ниже.

На данный момент посетители Карнака могут войти только в Перистильный двор и Гипостильный двор храма Хонсу. Святилище с окружающими его помещениями, иногда называемыми часовнями, в настоящее время закрыто, пока реставраторы кропотливо очищают окрашенные барельефов, резных фигурок и иероглифов. По оценке доктора Вазири, потребуется около десяти месяцев реставрационных работ, прежде чем эти части храма станут доступны для всех посетителей Карнака без дополнительной оплаты.

Некоторые стены в храме почернели от времени и покрыты многолетней пылью, что хорошо видно на фотографии «до» ниже (щелкните изображение, чтобы увеличить его). На этой фотографии вы можете увидеть небольшой тестовый участок, на котором реставраторы проверяли свои методы очистки. Для более яркого сравнения взгляните на фотографию справа (и на фотографию вверху этой страницы). Вот так стены выглядят «после» очистки, разница действительно поразительна.

До очистки

Точка B на планах ниже

После очистки

Точка C на планах ниже

Часто трудно представить, что меньше, чем два, легко представить, и легко представить, сто лет назад эти большие сооружения были частично покрыты зыбучими песками пустыни. Как видно на этой гравюре конца XIX века, изображающей Перистильный двор в храме Хонсу.

Эта гравюра была опубликована в Архитектура, скульптура и промышленное искусство народов древности / серия иллюстраций, расположенных в хронологическом порядке и образующих атлас, для использования в связи с любой работой по истории искусства . Авторизованное американское издание вышло в 1879 г. под руководством С. Р. Келера. Бостон: L. Prang and Company, Series I.

Авторские права: Электронные коллекции библиотеки Мичиганского университета: исторические иллюстрации искусства и архитектуры.
По состоянию на 27 апреля 2016 г.

На этих фотографиях показаны вырезанные и нарисованные изображения и тексты на стенах небольших комнат, окружающих святилище храма. Конкретная функция этих комнат до конца не изучена, но они использовались верховными жрецами для хранения имущества бога, его драгоценностей и знаков отличия, а также других ритуальных предметов. Помимо восстановления былой славы этих изображений для всех нас, их очистка позволяет египтологам лучше понять, как они выглядели, узнать больше о цветовой символике вырезанных изображений и текстов и, надеюсь, узнать больше о том, что эти комнаты использовались для.

Если вы собираетесь в Карнак, я настоятельно рекомендую потратить немного больше времени на осмотр главного храмового комплекса, чтобы посетить этот красивый, хорошо сохранившийся храм. Я уверен, что вы будете рады, что вы сделали!

Храм Хонсу

Хонсу был сыном главного божества Амона-Ра и его жены богини Мут. Вместе эти трое сформировали так называемую фиванскую триаду древнеегипетского пантеона. Таким образом, Рамзес III счел уместным, возможно, даже необходимым построить храм, посвященный Хонсу, в черте Амона-Ра.

Из надписей на храме археологи совершенно уверены, что именно Рамзес III инициировал строительство храма. Помимо изображений и имен Рамсеса III, на храме и пилоне также были найдены имена Рамсеса IV, Рамсеса XI, Рамсеса XII, Херихора и Пинеджема. Здесь египтологи разделились. С одной стороны, некоторые думают, что это был Рамзес III (возможно, даже Рамзес IV), который завершил храм, в то время как более поздние цари и первосвященники воспользовались пробелами, чтобы нанести свои имена и изображения. в храм бога. Другие предполагают, что каждый царь надписывал ту часть храма, которую он построил.

Пилон у входа в храм Хонсу, Карнак.

Эти схемы храма Хонсу были сделаны Банистером Флетчером и опубликованы в его книге 1921 года История архитектуры на основе сравнительного метода (Шестое издание, переписанное и дополненное, Нью-Йорк: Charles Scribner’s Sons).

Авторские права: Электронные коллекции библиотеки Мичиганского университета: исторические иллюстрации искусства и архитектуры. По состоянию на 27 апреля 2016 г.

В проекте UCLA Digital Karnak см. полную цифровую реконструкцию храма Хонсу.

Колонны цветов лотоса в Перистильном зале, обращенные к Пилону.

Глядя через Гипостильный зал в Святилище.

Посещение Храма Хонсу

Храм Хонсу находится в стенах Участка Амона-Ра в Карнаке. Расположенный в западном углу территории, это небольшой храм, отделенный от основного храмового комплекса. Вход в храм включен в стоимость Карнакского участка, которая составляет 80 египетских фунтов.

Для тех из вас, кто путешествует на круизных лайнерах и т. п., Карнак включен в большинство, если не во все маршруты. Я посетил Карнак во время четырехдневного круиза по Oberoi Philae. После того, как ваш гид закончит указывать основные особенности Карнакского храмового комплекса, и если у вас будет немного свободного времени, чтобы побродить вокруг себя, попросите своего гида указать вам направление храма — его стоит посетить.

Храм Хонсу в Карнаке

Храм Хонсу в Карнаке расположен в юго-западном углу квартала Амона в Луксоре (древние Фивы). Это прекрасный пример небольшого, но полного храма Нового Царства.

Папирус Харриса сообщает, что:

«Я построил дом для твоего сына, Хонсу в Фивах, из хорошего песчаника, красного гравия и черного камня (гранита). Я обложил его дверные косяки и двери богом, (с) инкрустированные фигуры из электрума, подобные горизонту Неба»

Таким образом, именно Рамсес III претендует на строительство этого храма, хотя только семь небольших часовен, окружающих четырехколонный зал, расположенный за святилищем барков (Зал барка) несут его картуши. В другом месте мы находим имена Рамсеса IV и Рамсеса XI. Судя по их посвящениям, можно также предположить, что первосвященники Херихор и Пинеджем построили первый двор и пилон.

Храм, посвященный богу луны Хонсу в Карнаке, состоит из двора перистиля, который граничит с портиком из двадцати восьми моностильных колонн, разделенных на четыре группы. Две из этих групп содержат восемь колонн, граничащих со двором, а две другие группы содержат только шесть колонн, опирающихся на слегка приподнятую платформу. Имеется также гипостильный зал с четырьмя колоннами в середине и двумя моностильными колоннами на каждом участке. Затем этот гипостильный зал сообщается со святилищем барка, в котором часовни открываются влево и вправо, а на восток лестница ведет на крышу.

Святилище барки, в свою очередь, ведет к своеобразному пронаосу, который обеспечивает доступ к трем святилищам, расположенным на севере, и четырем небольшим боковым святилищам. Тот, что в северо-восточном углу, содержит изображение мертвого Осириса, лежащего на носилках между богинями Исидой и Нефтидой.

Перед храмом пилона Хонсу видны остатки колоннады, похожей на ту, что ведет к «верхним воротам» великого Храма Амона. Снаружи его окаймляет ряд сфинксов. Сам пилон имеет длину 34,5 метра, ширину 7 метров и высоту 18 метров. На его фасаде четыре паза, предназначенные для размещения мачт со знаменами. Под тором каждого крыла пилона находится посвящение, сообщающее нам:

«первый верховный жрец Амона, мастер обрядов, Пинеджем, сын первого верховного жреца Амона, Пианха, сделал этот очень большой и величественный пилон для своего отца Хонсу-в-Фивах-Неферхотеп на фронте его храма»

Барельефы, покрывающие два крыла пилона, представляют ритуальные сцены поклонения, совершаемые первым первосвященником Пинеджемом. Однако божественная жена Амона, Мааткаре, представлена ​​одна на восточном крыле, а Мааткаре и Хенуттави поклоняются Хатор на западном крыле. Хенуттави была женой Пинеджема, в то время как в этот период было несколько Мааткаре, и ее труднее идентифицировать, хотя это изображение может быть дочерью (и, возможно, женой) Пинеджема. Тем не менее важность женщин во времена 21-й династии очевидна.

Шампольон записал этот храм в свое время и заметил, что на колоннах антаэ портика была надпись Верховного Жреца Херихора. Он также заметил, что:

«Карниз, украшенный анаглифом, на котором под изгибом «аннарного» скипетра имеются подписи Птолемея. Таким образом, эта часть дверного проема является современной и заменяет более древний дверной проем, от которого остались два торцевых камня. …Они, используемые под торами двух массивов пилона, не могли быть без опасности разъединены.Именно в изгибе аннарных скипетров до сих пор можно прочесть первого верховного жреца Амона, Пинеджема маа херу, в место птолемеевских надписей.На остальной части карниза более современные надписи, потому что камень был обновлен.0016

«Шампольон, Описания уведомлений, том 2, стр. 219-24

В колоннаде западного портика перистильного двора мы находим на архитравах, абаках, капителях и валах моностильные колонны, полный королевский титул Херихора, верховного жреца Амона, который правил южным Египтом во второй половине правления Рамсеса XI. Он вписал в два царских картуша свое имя и свой священнический титул. Херихор также изображен , не как священник с бритой головой и в ризах, а с головным убором и прочими царскими атрибутами.

На архитравах к востоку и западу от этого двора имя Гора верховного жреца связано с Амоном, его имя Двух Богинь с именем Мут и, наконец, его имя Золотого Гора с Хонсу. Там снова указывается, что он создал этот большой зал с колоннами как произведение на вечность «рукой Птаха, предоставившего план». Ближе к задней части двора перистиля находятся колонны, которые предположительно были взяты из большого погребального храма Аменхотепа III на западном берегу, что интересно, учитывая, что первосвященнику было поручено охранять погребальные памятники на западном берегу в древние Фивы (современный Луксор).

Слева: Колоннада западного портика в перистильном дворе храма Хонсу
Справа: Колонны портика перистильного двора в северо-восточном углу

2 В задней части Перистильный двор — это дверной проем Птолемея IV Филопатора, который открывается в гипостильный зал.

Внутри гипостильный зал состоит из трех нефов и двух проходов. Крыша центрального нефа поддерживалась четырьмя массивными компанейными колоннами высотой около семи метров, в то время как два более поздних пролета с одной стороны образованы компанейными колоннами, а с другой — моностильными колоннами высотой около 5,5 метров, увенчанными колоннами. архитрав, тор и карниз аналогичны большому гипостильному залу храма Амона.

Все тексты посвящения на архитравах большой и малой колонн одинаковые, в них упоминается Менмаатре Сетепенамун (Рамсес XI), который, как говорят, построил этот зал под названием «Носитель диадем»… Live Добрый Бог [Нетер-нефер]… строитель памятников, изобилующий чудесами, чей замысел сбывается (немедленно), как и его отец Птах-К югу-от-Его-Стены». На основании стены гипостильного зала мы видим надпись «Верховный жрец Амона-Ра, главнокомандующий армиями Севера и Юга, Херихор» и рассказываем, что работал над расширением дома Хонсу. , возвысив его электрумом, драгоценными камнями и предложив столы из серебра и золота.

Колонны гипостильного зала в храме Хонсу

По направлению к двери, ведущей во двор (передняя часть храма), Херихор вручает новый титул: Смотритель зернохранилищ и наместник Куш (часть древней Нубии). Однако сильно разрушенная надпись сообщает нам о чуде, совершенном для него Хонсу с одобрения Амона. К большому сожалению, большую часть этой надписи невозможно разобрать, но она может относиться к его возвышению как правителю южного Египта.

В центре дверного проема в задней части гипостильного зала находится Зал Барка. В его центре находятся остатки барка-святилища. Верхний блок и стены этой комнаты высечены очень глубоким утопленным рельефом с тронным именем Хекамаатре Сетепенамун (Рамсес IV).

Прямо в дверном проеме этой комнаты на внутренней стене справа мы находим царя, держащего кадильницу и преподносящего стол подношений фиванской триаде, состоящей из Амона, Мут и Хонсу. Эта сцена наложена на более раннюю. Первоначальная линия земли этого старого изображения находится на уровне колен короля на более новом изображении. Старая фигура царя, отчеканенная, очерчена силуэтом на столе для подношений, его ноги покоятся на головах уток, а его голова находится над пятой и шестой строками десятистрочного текста. вписано выше. Этот текст гласит:

«Подношение, которое царь делает Гебу, Великой Эннеаде, Малой Эннеаде, нетерам (богам) итр.т юга и итр.т севера и всех нетеров , подаренный твоим сыном, которого ты любишь, владыкой Двух Земель, Хекамаатре Сетепенамун, владыкой корон Рамсес-шу-Маатимри-Имном; десять центнеров хлеба, десять центнеров кувшинов пива, десять центнеров говядины , десять центнеров дичи, десять центнеров алебастровых сосудов, десять центнеров облачений, десять центнеров смолы, десять центнеров кувшинов с маслом, десять центнеров букетов цветов, десять центнеров букетов цветов, десять центнеров яств, десять центнеров цент всего хорошего и чистого, десять центнеров всего хорошего и сладкого, то есть того, что дает вам небо, что создает для вас земля, что приносит вам Нил из своей пещеры.

Пусть рука очистит поток, и владыка Двух Земель, Хекамаатре Сетепенре, владыка Корон, Рамсес-шу-Маати-мри-Имн, сделает подношение своему отцу, Амону-Ра, владыке престолы Двух Земель. Я знаю [богов], которые на небе, я знаю [богов], которые на земле, я знаю [богов], которые окружают Гора; Я знаю [богов], соседствующих с Сетом. Я удовлетворяю Гора, возвращая ему его глаза, я удовлетворяю Сета, возвращая ему его яички. Это я, Тот, тот, кто удовлетворяет богов и расставляет вещи по своим местам».0016

Последние три строки отождествляют царя с Тотом, утверждая его знание всего, что существует на небе и на земле, в Горе и Сете, а также делает намек на миф о борьбе этих двух богов, в котором Сет раздолбался из глаза Гора, который, в свою очередь, оторвал Сету яички. Именно Тот выступил арбитром между этими двумя противниками и восстановил двух богов. Интересно, что в Абидосе есть похожие тексты, правда там именно Тот произносит первую часть этих текстов перед царем.

Вся нижняя часть западной стены Зала Барка осталась свободной от каких-либо барельефов, кроме христианского креста, и только посвятительный фриз вырезан во имя Рамсеса IV, возлюбленного Хонсу -Неферхотеп.

Взглянув на восточную стену этого зала, в нижнем регистре справа мы видим руку царя, делающую подношение стоящим Амон-Ра и Мут. По обеим сторонам картуша на перемычке король носит синий боевой шлем и делает подношение сидящему Хонсу с головой сокола, голова которого увенчана диском внутри полумесяца.

Над перемычкой во втором ряду Хонсу предлагает пальму лет и символ праздника сед, в то время как Исида кормит грудью молодого короля, который носит белую корону юга. Справа бог Шу, который носит страусиное перо, которое является его символом. Он получает два сосуда из рук короля.

Фриз над этим регистром состоит из анаглифа царского имени Рамсеса IV, Хекамаатре Сетепенамун, и его имени Сына Ра, Рамсеса Маатмерьямуна, в котором иероглиф «мес» заменен королем, носящим косу наследный принц. Термин «мес» подразумевает, согласно его определяющему, «родиться», «рождение» или «рожденный от».

Справа, в нижней части восточной стены, царь сначала очищается Тотом и Гором, прежде чем совершить свое «царское восхождение». Далее прямо на восточной стене мы обнаруживаем Рамсеса IV, предлагающего первые плоды сезона соколу во главе с Хонсу.

Напротив восточной стены на внешнем блоке барка-святилища находится прекрасное изображение Хонсу, завернутого в белое полотно, поверх которого перекрещиваются две ленты. Он держит в руке все скипетры, кроме ваджа. Скипетры хек и нехаха обрамляют скипетр джед, из которого выходят анкх и был. Верх груди Хонсу окружен большим ожерельем, состоящим из нескольких рядов жемчуга, на котором висит ожерелье менат Хатор. Он носит синюю головную повязку Птаха и косу наследного принца под царской лентой, из которой также выходит урей, увенчанный диском в виде полумесяца.

В задней части этого небольшого зала без колонн, на северо-восточной задней стене, на нижнем регистре мы видим царя, благословленного львиноголовым Мутом, совершающего подношение сосуда, увенчанного головой сокола, и диском внутри полумесяца стоит Хонсу-в-Фивах-Неферхотеп, несущий диск Ре, окруженный змеей. На предложенном сосуде тот же символ, что и у бога, которому его предлагают. Вверху царь, защищенный Исидой, подносит свой анаглиф Хонсу, который теперь носит перья, более характерные для Монту. Эти два регистра увенчаны другим фризом.

Сохранившиеся косяки и двойная перемычка дверного проема в задней части зала Барка, ведущего к пронао, были построены в период Птолемеев. На верхней перемычке изображены две группы по восемь богов (нетеров), поклоняющихся лунному диску, символу Хонсу, помещенному в тонкий полумесяц. На нижней перемычке царь изображен преподносящим два сосуда с вином Хонсу с головой сокола, который носит головной убор в виде диска в виде полумесяца. Затем показано, как он делает подношение Маат Амону, за ним следует Хонсу с косой, обозначающей наследного принца (справа), и Амону, за которым следует Мут (слева).

По обеим сторонам Зала Барка находятся небольшие часовни, с лестницей, расположенной в юго-восточном углу, которая ведет на крышу, и солнечной часовней, откуда открывается прекрасный вид на окрестности. Здесь, на вершине храма, можно найти следы, высеченные в камне. Паломники часто обводили контуры своих ног, чтобы благочестиво отметить свое путешествие к таким святилищам.

За Залом Барка пронаос имеет четыре колонны многоугольного типа, но слегка рифленые в верхней части, за исключением идеально цилиндрического основания. Основание и начало валов вырезаны из одного блока. Различные часовни открываются на север, по две боковые часовни с каждой стороны.

Вокруг храма находится ограждающая стена с воротами, построенными Птолемеем III, известным как Баб эль-Амара. Частое появление блоков с несоответствующими и перевернутыми украшениями, такими как перевернутая колесница над вершиной лестницы, ведущей на крышу, показывает, в какой степени в этом храме использовался камень из более ранних построек. Начатый при Рамсесе III, храм продолжал обновляться вплоть до римской эпохи.

Этот храм, расположенный в одном из самых посещаемых туристических районов Египта, стоит посетить. Примечательно, что с крыши с солнечной часовней открывается прекрасная панорама Карнака, запечатленная на известном рисунке художника XIX века Дэвида Робертса.

Последнее обновление: 4 августа 2011 г.

Ссылки:

Наименование

Автор

Дата

Издатель

Справочный номер

Атлас Древнего Египта

Бейнс, Джон; Малек, Яромир

1980

Les Livres De France

Не указано

Полные храмы Древнего Египта,

Уилкинсон, Ричард Х.

2000

Темза и Гудзон, ООО

ISBN 0-500-05100-3

Словарь Древнего Египта,

Шоу, Ян; Николсон, Пол

1995

Гарри Н. Абрамс, Инк., Издательство

ISBN 0-8109-3225-3

Словарь египетских богов и богинь, A

Харт, Джордж

1986

Рутледж

ISBN 0-415-05909-7

Энциклопедия древнеегипетской архитектуры,

Арнольд, Дитер

2003

Издательство Принстонского университета

ISBN 0-691-11488-9

Луксор, Карнак и фиванские храмы

Силиотти, Альберто

2002

Американский университет в Каире Press, The

ISBN 977 424 641 1

Священные места Древнего Египта

Оукс, Лорна

2001

Книги Лоренца

ISBN (не указано)

Фивы в Египте: Путеводитель по гробницам и храмам древнего Луксора

Струдвик, Найджел и Хелен

1999

Издательство Корнельского университета

ISBN 0 8014 8616 5

Храмы Карнака,

de :Lubicz, RA Schwaller

1999

Внутренняя традиция

ISBN 0-89281-712-7

Храм Хонса – знакомство с архитектурой и ландшафтной архитектурой

Храм Хонса, РАМЗЕС III, Египет, КАРНАК, Египет, 1150 г. до н.э.

План, разрез и чертежи в разрезе Храма Хонса

Вход в Храм Хонса состоит из двух высоких трапециевидных элементов с открытым входом в центре (изображение 1). Чертеж в разрезе лучше всего показывает разницу высот пилона. Эта перегородка отделяет светское пространство перед входом от сакрального пространства за пилоном. Во многих линейных египетских проектах отсутствует вертикальный акцент. Пилон является исключением. Этот вертикальный элемент на входе маскирует масштаб и содержание храма за пилоном и создает ощущение драмы и напряжения. Пилон также дополняет фронтальный и иерархический дизайн проекта, о чем будет сказано ниже.

Изображение 1: Вход в пилон

Другой вертикальный элемент в Храме Хонса представляет собой цельный, незанятый кусок камня. Обелиск уникален для Храма Хонса по сравнению с другими египетскими проектами в этой книге. Обелиск создает и создает связь между небесами и землей. Напоминаем, что хотя в других темах этой книги есть обелиски, первоначальная версия обелисков была впервые создана в Египте. Позже классические римляне перенесли обелиски из Египта в свои самые важные гражданские и религиозные здания. Третья итерация обелисков снова была в Риме, когда обелиски были перемещены, чтобы подчеркнуть римское планирование в стиле барокко и религиозные здания.

Эта организация первого набора чертежей показывает сечение, совпадающее с планом ниже. План укрепляет одну четкую ОСЬ по центру, организуя пространственную ИЕРАРХИЮ. За пилоном следующее помещение — зал с колоннами. В Храме Хонса первый гипостильный зал является как внутренним, так и внешним, с пустым пространством посередине, открытым небу. Гипостильный зал — символ египетских структурных ограничений. Хотя эта культура создала огромное количество проектов, занимаемое внутреннее пространство не соответствовало внешнему величию. Гипостильный зал – это стремление создать большие внутренние пространства, с крышей или без нее. Натяжение балок над колоннами было проблемой; поэтому столбцы были расположены близко друг к другу с минимальным расстоянием, чтобы решить эту проблему. По мере того, как строители развивают дальнейшие структурные сложности, межколонные пространства расширяются между структурами, создавая более открытые интерьеры. Траектория ограниченного внутреннего пространства и ограниченного света, которая продолжает расширяться на протяжении всей истории, зависит от структурных инноваций (изображение 2).

Изображение 2:  Руины, показывающие колонны храма

Одним из основных структурных нововведений, уменьшающих количество столбцов, является отверстие в верхней части столбца. Открытие колонны в верхней части увеличивает площадь поверхности и позволяет переносить больший вес каждой отдельной колонны. Важность капитала заключается в структурной инновации, расширяющей пространство между колоннами и еще больше уменьшающей количество колонн. Это создает большие, более открытые внутренние пространства. Когда происходят эти структурные инновации, часто предпринимаются попытки создать более приятную эстетику. Интересным продолжением этой идеи является изображение растительных элементов как на египетской, так и на греческой капителях. Египтяне возвращаются к реке Нил и более ранним строительным материалам и растениям, найденным в основании Нила, включая бутоны папируса и цветы лотоса. Они используют эти формы и изображения на капителях, чтобы представить Верхний (бутоны папируса) и Нижний Египет (цветок лотоса).

 

За крупным масштабом гипостильного зала следует драматический набор пространственных последовательностей, соединенных центральной осью, определяющей . Иерархия меньшего масштаба подкрепляется как в плане, так и в разрезе. В Храме Хон телескопизация уменьшается с размещением стены, в дополнение к уменьшению высоты потолка и повышению уровня пола (см. Раздел). Эти эффекты усиливают сжатие до минимального масштаба святилища. Ступенчатая высота потолка позволяет свету выборочно освещать интерьер. Аксонометрия в верхней части набора чертежей показывает, как свет может проникать между структурными элементами.

Храм Хонса был построен с чистого листа. Это храм, в котором все материалы доставлены на место, сравнение с храмом Рамсеса II. В Храме Хон есть наслоение дополнительных зон иерархии за пределами самого внутреннего храма. Несколько полос концентрических зон демонстрируют многоуровневую иерархию. Существует четкая процессия, укрепляющая иерархию святилища. Примечательно, что для всех египетских проектов эти грандиозные строительные проекты требовали большого количества рабочей силы для масштаба проектов. Часто в египетские времена города строились в непосредственной близости от этих строительных площадок.

По мере того, как более поздние цивилизации строят большие внутренние пространства, каждая культура развивает новые чувства и отличительные черты. Более поздние культуры разрабатывают методы, позволяющие строить больше и / или выше, с большим количеством света, освещающего интерьер. Масштаб египетской архитектуры вдохновлял более поздние цивилизации на достижение своей монументальности.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *