Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Храм и: Храм и его устройство / Православие.Ru

Содержание

Храмы и монастыри Санкт-Петербурга

Храмы и монастыри Санкт-Петербурга

поделиться:

Исаакиевский собор

Исаакиевский собор — одно из самых больших купольных сооружений мира, его высота более 100 метров и вмещает собор 12000 человек. Созданный великим архитектором Огюстом Монферраном собор является символом Северной столицы.

подробно →

Спас на Крови

Храм Спас на Крови построен в память о гибели в 1881 году царя-освободителя Александра II. Вереница красочных глав Собора напоминает купола храма Василия Блаженного в Москве. Внутри храма — удивительной красоты собрание русской мозаики.

подробно →

Казанский собор

Казанский собор знаменит грандиозной колоннадой из 96 колонн и этим напоминает древнегреческий храм. Перед собором установлены памятники полководцам Михаилу Кутузову и Барклаю де Толли.

подробно →

Александро-Невская лавра

В 1710 году по приказу Петра Первого в память о битве дружины Александра Невского со шведами был заложен Александро-Невский монастырь, получивший статус лавры в 1797 году.

Богослужения проходят в Троицком соборе — основном храме лавры.

подробно →

Смольный собор

Праздничный, устремленный вверх Смольный собор — один из самых ярких образцов Русского барокко. Голубые стены и белокаменная лепка придают храму нарядность и пышность. Созданный Ф.Б. Растрелли собор поражает своим совершенством.

подробно →

Петропавловский собор

Петропавловский собор — это самое высокое сооружение в Северной столице. Шпиль колокольни, высота которой 122,5 м, украшает флюгер в виде летящего ангела. Интерьер храма оформлен как парадный зал дворца. Собор является усыпальницей русских царей.

подробно →

Троицкий (Измайловский) собор

Троицкий Измайловский собор заложен в честь побед Измайловского полка. Здесь совершались молебны и хранились военные реликвии. Голубые купола храма украшены золотыми звездами. Пожар 2006 года уничтожил главный купол, позже храм был восстановлен.

подробно →

Преображенский собор

Храм был заложен дочерью Петра I Елизаветой в честь побед Преображенского полка и в знак благодарности его солдатам, которые помогли ей взойти на престол. Восстановленный после пожара 1825 года храм остается одним из самых знаменитых и посещаемых.

подробно →

Никольский Морской собор

Нижняя церковь Никольского собора освящена в честь покровителя путешествующих Николая Чудотворца. В храме находится частичка мощей святого. Здесь отмечали богослужением все события в русском флоте. В память о погибших в храме установлены мемориальные доски.

подробно →

Князь-Владимирский собор

Собор освящен в 1789 году в честь святого князя Владимира, имя которого связано с крещением Руси. Архитектура храма строгая и сдержанная, внутренне убранство также скромное. Храм любим петербуржцами за простоту и изящество.

подробно →

Андреевский собор

Действующий храм освящен в честь Святого Апостола Андрея Первозванного, окрашен в нежно-розовый цвет и имеет высокий главный купол и четыре малых. Вызывает восхищение великолепный трехъярусный позолоченный резной иконостас высотой 17 метров.

подробно →

Сампсониевский собор

Сампсониевский Собор был заложен на месте деревянной церкви святого Сампсония, построенной по приказу Петра I в честь победы над шведами в 1709 году. Окрашен в нежно голубой цвет, внутри храма — резной золочённый иконостас и уникальные иконы 18 века.

подробно →

Владимирский собор

Это собор в честь Владимирской иконы Божьей матери, защитницы русской земли. Многие историки полагают, что именно благодаря этой иконе храм сохранился до наших дней. Владимирский собор известен тем, что в нем часто бывал Федор Михайлович Достоевский.

подробно →

22-главая деревянная Покровская церковь

Храм является копией 25-главой деревянной Покровкой церкови в селе Анхимово близ Вытегры (Вологодская область). Храм был построен в 1708 году, и являлся уникальным памятником деревянного зодчества, был построен «без единого гвоздя». Сгорел в 1963 году из-за неосторожности.

подробно →

Буддийский храм

Здание словно возникло из восточной сказки. Рядом — деревья с флажками-оберегами и стойки с деревянными барабанами. Каждый посетитель старается покрутить эти молитвенные барабаны и загадать желание.

подробно →

Хоральная синагога

Великолепное здание терракотового цвета увенчано необычным по конструкции куполом.

Сейчас это самая большая в России и вторая по величине синагога в Европе.

подробно →

Соборная мечеть

Высота храма, оформленного в серо-голубом цвете, составляет 39 метров. Шпили двух минаретов достигают 48 метров. Главный портал и купол украшены голубой майоликой.

подробно →

Католическая церковь Святой Екатерины

Главный католический храм Санкт-Петербурга, в 2013 году получил высочайший статус базилики, который присваивается лично Папой Римским. Является единственной в России базиликой.

подробно →

Лютеранская церковь Святых Петра и Павла

В самом центре Санкт-Петербурга, на Невском проспекте, между Малой и Большой Конюшенной улицами, Вы увидите старинное здание с двумя башенками. Это Лютеранская церковь Святых Петра и Павла (Петрикирха, немецкое название Petrikirche).

подробно →

Феодоровский собор

Несмотря на кажущуюся старину, храм был возведен сравнительно недавно — в 1913 году, к 300-летнему юбилею царствования Дома Романовых.

В начале 20-го века был модным древнерусский стиль. Позже этот стиль стали называть неорусским или псевдорусским.

подробно →

Чесменская церковь

Этот храм не спутаешь ни с одной церковью города — стройный ее силуэт напоминает игрушечный домик, окрашенный в бело-красный цвет. Она словно оплетена кружевным узором и настолько нарядна, что напоминает праздничную декорацию.

подробно →

Другие храмы Санкт-Петербурга

подробно →

поделиться:

поделиться:




Храм

5 ступеней веры


  • Храм Энцик­ло­пе­дия изре­че­ний
  • Зачем ходить в храм, если Бог в душе?
  • Войду в Дом Твой митр. Сурож­ский Анто­ний
  • О глав­ней­ших частях церкви архиеп. Вени­а­мин
  • Храм Божий и цер­ков­ные службы свящ. Н.Р. Анто­нов
  • Храм, Обряды, Бого­слу­же­ния
  • Спра­воч­ник. Пра­во­слав­ный храм
  • Сло­варь хра­мо­вой архи­тек­туры
  • Сим­во­лика и устрой­ство про­во­слав­ного храма Г. Кали­нина
  • Зачем тра­тить деньги на храмы, когда их можно раз­дать бедным?
  • Азбука палом­ника. Пра­во­слав­ные храмы всего мира
  • Устрой­ство пра­во­слав­ного храма (схема)
  • Фото­аль­бом: «Вхож­де­ние во Храм»
  • Почему храмы так дорого укра­шены свящ. Геор­гий Мак­си­мов
  • Кросс­ворд «Внут­рен­нее и внеш­нее устрой­ство храма»

Храм

1) особое стро­е­ние (или место, напри­мер, зал, пещера), пред­на­зна­чен­ное для совер­ше­ния бого­слу­же­ний и таинств, а также других дей­ствий, свя­зан­ных со слу­же­нием Богу и бого­по­чи­та­нием; место осо­бого Божьего при­сут­ствия, «Небо на земле».

2)  В Ветхом Завете — Иеру­са­лим­ский Храм.

Про­то­и­е­рей Федор Боро­дин: Храм — это место, где душа встре­ча­ется со Хри­стом. А свя­щен­ник — тот, кто этой встрече служит.

Суще­ствует несколько наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ных форм храма: вытя­ну­тая, напо­до­бие корабля, – озна­чает, что Цер­ковь явля­ется кораб­лем спа­се­ния среди житей­ского моря, при­во­дя­щим в вечную жизнь; кре­сто­об­раз­ная (четы­рех­уголь­ная) – озна­ча­ю­щая, что Крест Хри­стов явля­ется осно­ва­нием и силой Церкви; круг­лая форма озна­чает веч­ность Святой Церкви; вось­ми­уголь­ная, в виде звезды, – сим­во­ли­че­ски ука­зы­вает, что Цер­ковь сияет в мире светом Истины, как звезда в ночи.

Храм всегда вен­ча­ется купо­лом с кре­стом и обычно имеет коло­кольню.

Внутри храм раз­де­ля­ется на три части: алтарь, цен­траль­ную часть (соб­ственно храм) и при­твор. При входе обычно устра­и­ва­ется паперть. Неко­то­рые храмы имеют еще внут­рен­ний при­твор, назы­ва­е­мый тра­пе­зою, т.к. в этой части храма в преж­ние вре­мена совер­ша­лась тра­пеза. Нередко храм имеет не один алтарь, а несколько, кото­рые обра­зуют при­делы. При этом, когда основ­ной, цен­траль­ный, алтарь с хра­мо­вой частью отде­лен от при­де­лов сплош­ной стеной (с вра­тами), то в нем, как в более про­стор­ном, обычно совер­ша­ются службы летом и он назы­ва­ется летним храмом (при­де­лом). А другой придел (при­делы), мень­ший по объему и потому легче отап­ли­ва­е­мый, назы­ва­ется зимним – в нем совер­ша­ются службы зимой.

Каждый храм освя­щен в чью-либо честь (Св. Троицы, Спа­си­теля, Св. Духа, Божией Матери, в честь Небес­ных сил, свя­того или в честь вели­кого празд­ника) и носит соот­вет­ству­ю­щее имя (Тро­иц­кий, Покров­ский и т.д.) При­делы храма также посвя­щены кому-либо и имеют свое отдель­ное назва­ние, но сам храм име­ну­ется в честь того, во чье имя освя­щен глав­ный, цен­траль­ный пре­стол. Храм назы­ва­ется еще цер­ко­вью и собо­ром.

Цер­ков­ного канона в архи­тек­туре не суще­ствует, в отли­чие, скажем, от ико­но­писи, где каноны были сфор­ми­ро­ваны и, хотя в дета­лях не про­пи­саны, оста­ются незыб­ле­мыми в своей основе и по сей день. Ни реше­ния Все­лен­ских Собо­ров, ни Помест­ных рус­ских Собо­ров не содер­жат ника­ких кон­крет­ных ука­за­ний о том, какова должна быть архи­тек­тура храма. Даже в “Сто­главе”, сбор­нике правил и зако­нов цер­ков­ной жизни, не были под­няты подоб­ные вопросы, тогда как дог­ма­ти­че­ские основы ико­но­пи­са­ния там глу­боко рас­смот­рены.

Един­ствен­ное пра­вило, име­ю­ще­еся в “Сто­главе” отно­си­тельно архи­тек­туры, каса­ется формы кре­стов на главах.

«Не отда­ляй­тесь от храма, какой бы нега­тив не уви­дели в людях, посе­ща­ю­щих цер­ковь и даже слу­жа­щих в ней. Всё это обо­лочка, а сущ­ность Церкви — бла­го­дать Божия, неви­ди­мая сила, без кото­рой нет ни веч­ного спа­се­ния, ни мира души на земле».
ахи­манд­рит Рафаил Каре­лин

«Почему в Пра­во­слав­ной Церкви такие сложно-укра­шен­ные храмы. Не проще ли как в про­те­стант­ских собра­ниях исполь­зо­вать пустые поме­ще­ния с белыми сте­нами?
Им нечего ска­зать, они бедны духовно, исто­ри­че­ски и бого­слов­ски. Они заим­ство­вали у Церкви лишь Библию и ту без инструк­ции по её про­чте­нию — Свя­щен­ного Пре­да­ния».
М.С. Кра­со­виц­кая

«Как-то раз одна жен­щина спро­сила меня: “А почему иконы в храме и вообще убран­ство храма такое доро­гое? Не лучше ли эти деньги отдать на лече­ние боль­ных детей?”.
Я ей отве­тил: “Потому что всё, что есть в Церкви, воз­никло как выра­же­ние любви к Богу. Юноша, кото­рый влюб­лён и соби­ра­ется сде­лать девушке пред­ло­же­ние, не дарит ей спле­тён­ное из про­во­локи за пару минут кольцо. Он дарит золо­тое, ста­ра­ется купить получше, потому что любит её, и это — выра­же­ние его любви. Тем, кого мы любим, мы хотим отдать лучшее, не так ли?
А обычаи Церкви созданы людьми, кото­рые были влюб­лены в Бога и посвя­щали Ему самое кра­си­вое и самое лучшее, что имели. И Бог это выра­же­ние любви не отвер­гает, о чём есть спе­ци­аль­ное место в Еван­ге­лии (Ин.12:1-8).
Но это каса­ется не только убран­ства, а вообще всего, что мы видим в храме. Напри­мер, наши службы длин­ные, потому что напи­саны людьми, кото­рые любили Бога. Влюб­лён­ный ведь хочет подольше пого­во­рить с тем, кого любит, не так ли? Он не смот­рит на часы с мыслью: «Ну когда же кон­чится это сви­да­ние и я пойду домой пова­ля­юсь на диване». Мы молимся стоя, а не сидя, ведь и перед чело­ве­ком, кото­рого мы любим и глу­боко ува­жаем, мы есте­ственно встаём.
Всё, что есть в Церкви, ста­но­вится понятно сквозь призму любви ко Христу, и помо­гает тому, кто любит Христа. А кто не имеет любви, для того всё, что есть в Церкви, непо­нятно и тяжело”».
свя­щен­ник Геор­гий Мак­си­мов

  • 7.6 тыс. 0