Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Храм михаила архангела ярославль: Церковь Михаила Архангела

ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА в Ярославле — Яркипедия

Авторы:Т.Е. КАЗАКЕВИЧ.А.Ш.

Находится на пересечении Которосльной набережной и ул. Первомайской (бывш. Казанская).

4 фото

Смотреть фотогалерею 4 фото

Церковь Михаила Архангела в Ярославле. Купола. Фото А.Григорьева

из

По преданию, появление первой деревянной церкви на этом месте относится к 1213 — 1215, ко временам существования удельного Ярославского княжества. Основателем храма считается кн. Константин Всеволодович (Мудрый). Около 1300 вторая супруга князя Федора Ростиславича (Черного) княгиня Анна построила на этом месте новую церковь. По преданию, она передала в основанный ею храм знаменитую икону Архистратига Михаила, известную также как «Михаил Лоратный» (с 1920-х находится в собрании ГТГ).

По некоторым сведениям, ц. Михаила Архангела в средние века была соборной. На протяжении веков храм неоднократно подвергался пожарным бедствиям, после которых вновь отстраивался.

Ныне существующий каменный пятиглавый храм был заложен в 1657 «от усердия и кочта прихожан» и освящен 26 июня 1680.

Храм пятиглавый, двухэтажный, двухстолпный, на высоком подклете. Главная холодная церковь во имя Архистратига Михаила находится на втором этаже. Церковь окружена с северной и западной стороны папертями. Над северо-западным углом галереи возвышается восьмигранная шатровая колокольня. На ней находилось 7 колоколов общим весом 138 пудов. С северной стороны паперти был устроен холодный придел во имя соловецких чудотворцев Зосимы и Савватия с четырехъярусным золоченым иконостасом. В 1848 стены придела были частично расписаны. На первом этаже с южной стороны располагался теплый придел во имя Благовещения Пресвятой Богородицы.

Как сообщает храмовая надпись на южной стене, росписи холодного храма выполнены в период с 17 мая по 21 сентября 1730 артелью ярославских мастеров во главе с Федором Федоровым.

В ее состав входили Семен Иванов Горин, Иван Никитин Горин со своим младшим братом Иваном, Алексей Иванов Сопляков, Андрей Емельянов Шустов и его сын Афанасий, Иван Степанов Сарафанников, Иван Афанасьев и Матвей Никитин.

Большинство членов артели составляли сравнительно молодые художники. Работа над Архангельской росписью стала для них школой профессионального мастерства под руководством опытного знаменщика Федора Федорова, для которого, вероятно, фрески Михаила Архангела были заключительным этапом его творческой биографии.

Значительные размеры храма позволили Ф. Федорову включить в программу росписи почти все традиционные для Ярославля иконографические циклы (490 сюжетных клейм). В нее включены и сюжеты, обычно помещавшиеся на папертях ярославских церквей, например, сцены из Ветхого Завета. Сами паперти не были расписаны, за исключением входного западного портала.

В центральном куполе главного храма написано «Отечество», в простенках между окнами барабана — архангелы, в нижней его части — праотцы. На парусах свода изображены евангелисты, на лобовых частях паруса «Спас на убрусе» (в.), «Благое молчание» (з.) и ангелы с зерцалами (с. и ю.). На западной подкупольной арке «Сошествие Святого Духа», на восточной, вместо традиционной Троицы Ветхозаветной — первый член «Символа веры». В куполе юго-западной главы «Христос Архиерей», в барабане пророки, на лобовых частях паруса «О тебе радуется» (в.), «Богоявление» (з.), «Преполовение» (ю.) и «Деисус с предстоящими» (с.). В северо-западном куполе «Богоматерь Знамение», между окнами пророки, на лобовых частях паруса «Достойно есть» (в.) и еще три композиции, ныне утраченные. Своды украшены изображениями Благовещения и Вознесения (ю.), Рождества и Воскресения (с.), а также композиции «София созда себе дом» (з.).

Подпружные арки и западные столпы, разбитые на 6 ярусов, с исчерпывающей полнотой в 62 сценах иллюстрируют сюжеты деяний и мученических кончин св. апостолов. В нижнем ярусе столпов, на сторонах, обращенных к алтарю, приведены тронные изображения Богоматери и Вседержителя. В люнетах западной стены и в восточных люнетах боковых стен иллюстрирован «Символ веры» (начало этого цикла на восточной подкупольной арке), в западных люнетах северной и южной стен написаны богородичные праздники. Ниже следуют сюжетные фризы, фрагменты которых размещены также на оконных арках, откосах и подоконниках.

Стены храма делятся интенсивными киноварными разгранками на 10 изобразительных ярусов, высота каждого из которых не превышает 1 — 1,2 м. Восемь из них (а на западной стене девять) — сюжетные. Девятый — орнаментальный фриз из крупных зеленых и красных побегов на охряном фоне. Десятый, самый нижний ярус, представляет собой традиционный подзор из полотенец. Во втором и третьем ярусе стен иллюстрирована земная жизнь Христа по тексту Евангелия от Луки, в четвертом — страсти Христовы и явления Христа по Воскресении, в пятом, начиная с южной стены, — молитва «Отче наш», «Заповеди блаженств» и притчи. Шестой ярус посвящен Акафисту Богородицы (30 сцен), седьмой — истории ветхозаветных пророков: Моисея, Илии, Елисея, Иезекииля, Манассии, Иеремии, Даниила, Ионы и Ездры (30 сцен). Восьмой ярус (а на западной стене и девятый) также посвящен ветхозаветной тематике — «Истории Троицы» и «Чудесам Архистратига Михаила» (26 сцен). В арке западного портала помещен сюжет «Недреманое око», в арке северного портала — «Не рыдай мене, мати».

Для росписи алтаря характерна исключительная полнота литургического цикла и замена отдельных фигур святителей сценами из их житий. В конхе центральной апсиды находится изображение сюжета «О тебе радуется», на западной стене и своде — «София Премудрость Божия». В верхнем регистре апсиды помещены 10 сцен из литургии, а в нижнем, вместо традиционных святителей в рост — сцены из житий Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста и Иоанна Предтечи. В арке окна — «Христос Архиерей». Жертвенник украшен изображениями сюжетов «Агнец Божий (Христос в потире)», «Похвала Богоматери», а также сцен из литургии Григория Богослова. В арке двери, ведущей из жертвенника в главный алтарь, иллюстрирована «Повесть о трех друзех». В диаконнике в конхе и на западной стене — «Древо Иессеево», на других стенах — сцены из житий Алексия Человека Божия, Петра Митрополита, Николая Чудотворца и Иоанна Богослова, в окне — «Богоматерь Толгская».

Основной особенностью архангельской росписи является ее упрощенная, несколько лубочная декоративность. Старый метод оформления храмового пространства по законам архитектоники полностью уступил место ритмическому чередованию горизонтальных сюжетных фризов, которые приобрели здесь характер узорчатого нарядного ковра. Миниатюрные кулисы перестали выполнять роль «нутряных палат» и превратились в узорчатый стаффаж. Традиционные декоративные горки с лещадками почти полностью уступили место пологим холмам, которые довольно слабо выявляют глубину пространства. Одежды персонажей исполнены схематично, со множеством мелких вертикальных складок. Они лишены былой изысканности и роскошного орнамента.

Во время антибольшевистского июльского восстания 1918 года при артиллерийском обстреле города войсками красных церкви были нанесены значительные повреждения. С мая 1930 церковь закрыта и передана в ведение Ярославского отделения Центральных Государственных Реставрационных Мастерских.

В 1992 храм передан Русской Православной Церкви. В 1995 получил статус гарнизонного.

Достопримечательность Церковь Михаила Архангела в Ярославле | Ярославль и Ярославская область

Церковь Михаила Архангела по праву относится к числу самых древних достопримечательностей Ярославля. Являясь одним из прекраснейших памятников архитектуры средневековья, этот храм появился едва ли не раньше Успенского собора. А он, как известно, считается древнейшим на ярославской земле. Конечно, до нашего времени дошло не то церковное здание, которое было построено на этом месте первоначально. Те стены и купола, которыми мы имеем возможность любоваться сегодня, были созданы в XVII веке. Практически четыре столетия спустя, как началась история храма.

В 1215 году удельный князь Константин повелел вырубить деревянную церковь на берегу Которосли, в непосредственной близости от ворот в земляной город. Цель — отдать дань памяти всем воинам, живым и павшим на поле боя. Их небесным покровителем по христианской традиции считался архистратиг Михаил. В его честь новый храм и был освещён. Неиссякающим потоком сюда потянулись прихожане, молившие о защите своих родных и близких, служивших в княжеской дружине. В конце XIII века церковь кардинально поменяла свой облик. Летописи сообщают, что деньги на новое строительство пожертвовала княгиня Анна, жена одного из местных князей. Легенда гласит, что тем самым она хотела увековечить память Михаила — сына своего супруга, погибшего в сражении с кочевниками.

Как это ни удивительно, но деревянная церковь просуществовала почти четыре полных столетия. Только в середине XVII века началось возведение нового каменного собора.

Средства на его строительство жертвовали прихожане, среди которых было немало представителей военного сословия. И это неудивительно. Ведь храм располагался в границах стрелецкой слободы, которая начала формироваться в Ярославле со времён Ивана Грозного. Первый камень в фундамент здания был заложен в 1657 году. Но возведение стен и покрытий шло крайне медленно. Причиной являлась нехватка средств. Несмотря на то, что строительство частично финансировалось военным ведомством, денег совершенно не хватало. Прихожане по крупицам собирали средства на святыню. 25 долгих лет потребовалось на то, чтобы завершить работы. Данное обстоятельство отразилось на облике собора, который выглядит довольно эклектично для своего времени. В нём как бы слились воедино черты монументального каменного зодчества начала XVII века (высокий подклет, стены с тремя апсидами, четыре столпа в основе) и особые приметы более поздних эпох — большие, широкие окна, высокие световые барабаны. Всё потому, что за четверть столетия архитектурные вкусы менялись, а с ними изменялся и облик храма.

К основному зданию пристроены два придела (северный и южный) и колокольня. «Изюминкой» ансамбля является, так называемое, домообразное крыльцо. Первоначально их было два, но до нас дошло лишь западное. Что касается интерьеров, то они приобрели свой неповторимый облик только во второй трети XVIII века. Благодаря живописцу Фёдору Фёдорову внутренняя поверхность стены была расписана сюжетами из Священного писания. Искусствоведы до сих пор изучают манеру письмам мастера, близкую скорее не к канонической, а к народной.

Вплоть до советской эпохи церковь имела статус гарнизонного храма. В 1924 году приход был закрыт. Многие иконы в это время были похищены, фрески и росписи испорчены, архитектурные элементы разрушены. Восстановление одного из самых ранних памятников началось в 1990-е годы. К тысячелетию города, которое праздновалось в 2010 году, реставрационные работы удалось закончить.

Побывать в этом храме необходимо всем, кто увлекается колокольней музыкой. На территории церкви Михаила Архангела проводится знаменитый фестиваль звонарного искусства «Преображение».

Церковь Архангела Михаила, объект ЮНЕСКО, Ярославль, Золотое кольцо,… — Лицензия, скачать или распечатать за £49.50 | Фотографии

Наши лицензии на изображения

×

Редакционная и персональная лицензия
Редакционные и личные