Храм Василия Блаженного: интересные факты
Публикации раздела Архитектура
В 1561 году была освящена одна из самых известных церквей России — Покровский собор, или, как его называют иначе, храм Василия Блаженного. Портал «Культура.РФ» вспомнил интересные факты из истории его создания.
Храм Василия Блаженного. 1555–1561. Фотография: tournavigator.net
Храм-памятник
Покровский собор — это не просто церковь, а храм-памятник, возведенный в честь присоединения Казанского ханства к Русскому государству. Главная битва, в которой русские войска одержали победу, произошла в день Покрова Пресвятой Богородицы. И храм был освящен в честь этого христианского праздника. Собор состоит из отдельных церквей, каждая из которых также освящена в честь праздников, в которые происходили решающие бои за Казань, — Троицы, Входа Господня в Иерусалим и других.
Грандиозная стройка в рекордные сроки
Изначально на месте собора стояла деревянная Троицкая церковь. Вокруг нее во время походов на Казань возводились храмы — они отмечали громкие победы русского войска. Когда Казань окончательно пала, митрополит Макарий предложил Ивану Грозному перестроить архитектурный ансамбль в камне. Он хотел окружить центральный храм семью церквями, но ради симметрии количество увеличили до восьми. Так, на одном основании были построены 9 самостоятельных храмов и звонница, их соединяли сводчатые переходы. Снаружи церкви были окружены открытой галереей, которую называли гульбищем — это была своеобразная церковная паперть. Каждый храм увенчали собственным куполом с неповторимым рисунком и оригинальной отделкой барабана. Грандиозное по тем временам сооружение высотой 65 метров строили всего шесть лет — с 1555 по 1561 год. Вплоть до 1600 года это было самое высокое здание Москвы.
Храм в честь прорицателя
Хотя официальное название собора — собор Покрова на Рву, все знают его как храм Василия Блаженного. По преданию, известный московский чудотворец собирал деньги на строительство храма, а потом был похоронен у его стен. Юродивый Василий Блаженный ходил по московским улицам босым, почти без одежды практически весь год, проповедовал милосердие и помощь ближним. Ходили легенды и о его провидческом даре: говорят, он предсказал московский пожар 1547 года. Сын Ивана Грозного Федор Иоаннович распорядился построить церковь, посвященную Василию Блаженному. Она стала частью Покровского собора. Церковь была единственным храмом, который работал всегда — круглый год, и днем, и ночью. Позже по ее названию прихожане начали и собор называть собором Василия Блаженного.
Луи Бишбуа. Литография «Церковь Василия Блаженного»
Виталий Графов. Московский чудотворец Блаженный Василий. 2005
Царская сокровищница и аналой на Лобном месте
В соборе нет подвальных помещений. Вместо них построили общее основание — перекрытый сводами подклет без поддерживающих столбов. Вентилировался он через специальные узкие отверстия — продухи. Изначально помещение использовали как склад — там хранилась царская казна и ценности некоторых богатых московских семей. Позже узкий вход в подклет заложили — его нашли лишь во время реставрации 1930-х годов.
Читайте также:
- Придворный храм семьи Романовых. 10 фактов о Казанском соборе
- От Кремля до ЦУМа. Самые внушительные памятники архитектуры России
- «Начинается земля, как известно, от Кремля»
При своих колоссальных внешних размерах, внутри Покровский собор совсем невелик. Возможно, потому, что изначально он строился как мемориальный памятник. Зимой собор и вовсе был закрыт, так как не отапливался. Когда в храме начали проводить службы, особенно по большим церковным праздникам, внутри помещалось очень мало людей. Тогда аналой переносили на Лобное место, а собор будто служил громадным алтарем.
Русский зодчий или европейский мастер
До сих пор доподлинно неизвестно, кто построил храм Василия Блаженного. У исследователей есть несколько вариантов. Один из них — собор возвели древнерусские зодчие Постник Яковлев и Иван Барма. По другой версии, Яковлев и Барма были на самом деле одним человеком. Третий вариант гласит, что автором собора стал иностранный архитектор. Ведь композиция храма Василия Блаженного не имеет аналогий в древнерусском зодчестве, а вот в западноевропейском искусстве найти прототипы здания можно.
Кем бы ни был архитектор, существуют печальные легенды о его дальнейшей судьбе. Согласно им, когда Иван Грозный увидел храм, то был поражен его красотой и велел ослепить зодчего, чтобы тот никогда и нигде не повторил свою величественную постройку. Другая легенда гласит, что строителя-иностранца и вовсе казнили — по той же причине.
Иконостас с заворотом
Иконостас для собора Василия Блаженного создали в 1895 году по проекту архитектора Андрея Павлинова. Это так называемый иконостас с заворотом — он настолько велик для небольшого храма, что продолжается на боковых стенах. Его украшают старинные иконы — Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного, написанный в XVIII веке.
Также храм декорирован росписями — они созданы на стенах здания в разные годы. Здесь изображены Василий Блаженный, Богородица, главный купол украшен ликом Спаса Вседержителя.
Иконостас в соборе Василия Блаженного. 2016. Фотография: Vladimir d’Ar
Памятник «Зодчим Казанского кремля». Авторы: А.В. Головачева, В.А. Демченко и Р.М. Забирова. 2003. Фотография: livejournal.com
«Лазарь, поставь на место!»
Собор несколько раз едва не разрушили. Во время Отечественной войны 1812 года здесь разместились французские конюшни, а после храм и вовсе собирались взорвать. Уже в советское время сподвижник Сталина Лазарь Каганович предлагал разобрать собор, чтобы на Красной площади стало больше места для парадов и демонстраций. Он даже создал макет площади, и здание храма с нее легко снималось. Но Сталин, увидев архитектурный образец, сказал: «Лазарь, поставь на место!»
Автор: Лидия Утёмова
Теги:
Памятники архитектурыХрамыАрхитекторыДостопримечательностиИнтересные фактыПубликации раздела Архитектура
Ещё
Церкви возле кремля — Интересные места и популярные маршруты
Церкви и соборы Кремля
30. 01.2013 20:02 Просмотров: 9260 Печать | E-mail
Плакаты:
Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства.
Благовещенский собор — православный храм в честь Благовещения Богородицы, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Благовещенский собор имеет сложную историю строительства и реконструкции и состоит из разновременных частей: древнейшая часть относится к XIV в., наиболее поздняя — к XIX в.
Собор святого Архистратига Михаила (Архангельский собор) в Кремле — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Первый белокаменный храм Михаила Архангела был построен Иваном Калитой в 1333 году в память избавления от «морового поветрия» (чумы). В этом же храме, в 1340 году Иван Калита впоследствии и был погребен. С тех пор Архангельский собор стал усыпальницей московских великих князей и царей, уступив при Петре I функцию государственного некрополя Петропавловскому собору в Петербурге.
Патриарший дворец и церковь Двенадцати апостолов — Единственная в Москве церковь, освященная во имя этого праздника, находится в Кремле: через ее красивые арки мы обычно проходим на Соборную площадь, с которой она составляет единый идейно-архитектурный ансамбль наряду с тремя главными кремлевскими соборами – Успенским, Архангельским и Благовещенским.
Церковь Ризоположения (Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, Ризоположенская) — православный храм на Соборной площади Московского Кремля. Название церкви идёт от византийского праздника, отмечающего прибытие в Константинополь Ризы Богоматери, которая, по преданию, несколько раз спасла город от нашествий врагов.
Колокольня «Иван Великий» (также известная как Колокольня Ивана Великого) — церковь-колокольня, расположенная на Соборной площади Московского Кремля. Колокольня является примером влияния итальянской традиции строительства отдельно стоящих колокольных башен (так наз. кампанил). После надстройки до высоты 81 м в 1600 г. (при Борисе Годунове), колокольня являлась самым высоким зданием Москвы до начала XVIII века.
Автор статьи: Павел Ленивкин
Церкви возле кремля
Оружейная палата – знаменитый музей-сокровищница, основу собрания которого составили веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлевских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств.
Московский Кремль — один из крупнейших архитектурно-градостроительных ансамблей мира. Он раскинулся в центре столицы России на высоком холме над Москвой-рекой. Высота стен Кремля, узкие бойницы, площадки боя, мерный шаг башен – все говорит о том, что прежде всего это крепость. Но стоит войти в Кремль – и впечатление меняется. На территории площадью 28 гектар раскинулись просторные площади и красивые скверы, величественные дворцы и обилие храмов. Целый город внутри города, который создавался на протяжение многих столетий и сегодня хранит памятники русской архитектуры XIV—XX веков. Они составляют ансамбли Соборной, Ивановской, Сенатской, Дворцовой и Троицкой площадей, а также Спасской, Боровицкой и Дворцовой улиц. Все древние и новые площади Кремля составляют единое градостроительное целое, но у каждой есть своя конкретная история и свой неповторимый архитектурный облик.
Маршрут экскурсии проходит по кремлёвскому скверу, где вы познакомитесь с результатами археологических раскопок, проведенных на месте утраченных в годы советской власти древних монастырей – Чудова и Вознесенского. Экскурсия включает посещение постоянных экспозиций «Клады и древности Московского Кремля» и «Вознесенский монастырь».
Патриаршие палаты – редкий и один из лучших памятников гражданского зодчества Москвы середины XVII века – были возведены по указу патриарха Никона в 1653–1655 годах русскими мастерами на месте более древних сооружений митрополичьего, а затем патриаршего двора в Московском Кремле.
На Ивановской площади Вас ждет встреча с прославленным памятником литейного искусства – Царь-пушкой
С восточной стороны колокольни «Иван Великий» на каменном постаменте установлен Царь-колокол, являющийся выдающимся памятником русского литейного искусства ХVIII в.
В 2008 году в помещениях отреставрированной колокольни «Иван Великий» был открыт новый музей, главным экспонатом которого стал сам храм-колокольня, с его уникальным внутренним пространством. При этом «Иван Великий» — музей самого Кремля, его девятивековой истории.
В состав экспозиции «Клады и древности Московского Кремля» включены памятники, непосредственно найденные при археологических раскопках на территории Московского Кремля.
Экспозиция в Южной пристройке Архангельского собора посвящена одному из древнейших монастырей Москвы и наиболее почитаемых обителей России – Вознесенскому женскому монастырю в Кремле, основанному великой княгиней Евдокией, женой великого князя Дмитрия Донского.
Представленные на выставке монументальные иконные скульптурные образы, резные иконы, небольшие кресты и складни дают представление о развитии этого вида церковного искусства на протяжении нескольких столетий от XV до XIX века.
Вдоль фасадов здания Арсенала и на площадке на Ивановской площади размещены экспонаты из коллекции артиллерийских орудий ХVI–ХIХ вв.: 14 старинных русских пушек ХVI–ХVII вв.
© 1997-2020 ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль»
Церковь Ризоположения
Фото церкви Ризоположения
Церковь Ризоположения — Москва, Московский Кремль, Соборная площадь
Библиотека им. Ленина, Александровский Сад, Боровицкая
Церковь Ризоположения – старинное здание с уникальной историей, один из ключевых элементов в архитектурном ансамбле Московского Кремля. Строительство этого храма стало ознаменованием сразу двух важнейших для России событий — отделения русского Православия от византийской церкви, а также завершения Смутного времени.
Дошедший до наших дней каменный храм возведен на месте деревянной Церкви Ризоположения, заложенной первым митрополитом русской церкви Ионой в 1451 г. В этот год Москва подверглась одному из последних нашествий татаро-монгольских орд. Правнук хана Тохтамыша, ордынский царевич Мазовша, с боями дошел до Кремля. Предместья Москвы на тот момент уже горели, только чудо могло спасти город от окончательного разорения.
В этот момент митрополит Иона принял решение о Крестном ходе вокруг городских стен. На следующую ночь монголы неожиданно оставили свой лагерь, побросали обозы с награбленным добром и оружием и в панике убежали из Москвы. Историки до сих пор не могут объяснить причины бегства Мазовши, который был в шаге от захвата города. Нечто подобное произошло с одним из дальних предков царевича – ханом Батыем.
В память о чуде, спасшем Москву, и была построена деревянная Церковь Ризоположения. В 1479 г. храм сгорел, и на его месте было решено возвести каменный собор.
Столетия монгольского владычества привели к утрате традиций строительства домов из камня. Одним из немногих городов, где оставались толковые каменщики, был Псков. Оттуда и были приглашены мастера Мышкин и Кривцов. Псковичам поручили возвести несколько зданий в Москве, включая Церковь Ризоположения в Московском Кремле.
Строительство продолжалось с 1484 по 1485 г. Мышкин и Кривцов переняли многие приемы у знаменитого итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти, построившего в Москве Успенский собор. Освятили Церковь Ризоположения в 1486 г., после чего собор на долгое время стал основной резиденцией московского митрополита. Система проходов и каменных арок соединяла храм с двором Патриарха.
В 1737 г. страшный пожар едва не уничтожил храм, а в 1917 г. при обстреле большевиками Кремля одна из стен церкви получила артиллерийскую пробоину.
В настоящее время в храме проходят традиционные для Православия религиозные службы.
Архитектурные особенности
Церковь Ризоположения выглядит достаточно скромно на фоне более поздних зданий Кремля, однако в XV в. храм был одним из крупнейших в стране, и значение его было сопоставимо с той ролью, что ныне играет Храм Христа Спасителя.
Церковь Ризоположения – классическое для русского зодчества купольное строение. Храм полностью сложен из обожжённого кирпича. В соответствии с архитектурной традицией того времени, фасады делятся на прясла – художественно выделенные части фасада. Каждое прясло увенчано шлемовидным сводом, выполненным из металла. Центральный фасад выделяется тремя полукруглыми выступами – в образуемом этой стеной помещении находится алтарь церкви.
У Церкви Ризоположения лишь один купол, установленный на высокую круглую башню с окошками-бойницами. По внешнему облику и архитектурным особенностям Церковь Ризоположения очень напоминает шедевр средневекового зодчества – Храм Покрова на Нерли.
Псковские мастера украсили здание традиционным для северного зодчества орнаментом. Кроме того, в качестве декора использовались ленты из лепнины и камня – фризы. Главный вход в церковь представляет собой каменную арку, по внешнему виду напоминающую шлем русского ратника XIII-XIV вв.
На всех стенах храма можно разглядеть небольшие углубления: в этих нишах находились иконы, выполненные из цветных камней и стекла. До нашего времени дошла лишь одна фреска. Это уникальное произведение искусства XVII в. обнаружили реставраторы, занимавшиеся восстановлением фасада церкви в 1996 г. Фреска, изображающая Ризоположение Богородицы, украшает северный фасад здания.
Внутреннее убранство
Церковь Ризоположения – один из немногих московских храмов, в которых сохранилось оригинальное убранство. Статус архитектурного памятника и непосредственное отношение к ансамблю Московского Кремля стало для собора защитой в советское время.
В храме можно увидеть уникальные православные фрески, изображающие земной путь Богородицы. Над фресками работали мастера Осипов и Борисов, выполнявшие самые ответственные поручения царя.
Главная икона храма – «Ризоположение Богородицы». Автором этого удивительного по глубине и качеству художественного воплощения образа стал великий иконописец XVII в. Назарий Истомин. Иконостас Церкви Ризоположения также выполнил Истомин. Работы по созданию этого уникального произведения церковного искусства были завершены в 1627 г. Иконостас Истомина стал первым после завершения Смутного времени.
Иконы сочетают традиции русской и византийской иконописи, все образа считаются бесценными шедеврами.
В церкви можно увидеть коллекцию старинных подсвечников, принадлежавших патриарху Иосифу — видному деятелю русской церкви середины XVII в.
К храму примыкает небольшая крытая галерея, в которой размещена выставка скульптуры Древней Руси. Деревянные статуэтки святого Георгия, Богородицы, Иисуса, митрополита Ионы, Николая Можайского изготовлены с невероятным мастерством и вниманием к деталям.
Соборы Московского Кремля
Главной площадью Московского Кремля является Соборная, получившая своё название благодаря расположенным на ней величественных православным храмам, заметных издалека и придающих всему Кремлю легко узнаваемый и ни с чем не сравнимый облик. Соборы Московского Кремля со времен средневековья и на протяжении нескольких веков служили местом, в котором отмечались самые торжественные события в жизни страны и её столицы: как церковные так и мирские, как радостные, так и печальные.
Современный облик архитектурного ансамбля всей Соборной площади сложился, главным образом, на рубеже 15-16 веков, однако до настоящего времени талант итальянских архитекторов поражает грандиозностью замысла, а упорный труд русских зодчих — мастерством исполнения. В наши дни древние Соборы Московского Кремля не только продолжают выполнять традиционные религиозные функции, но и являются государственными музеями, экспонатами которых являются как сами здания, так и находящиеся внутри них шедевры древнерусского искусства.
Колокольня Ивана ВеликогоВеличественно возвышающаяся над Соборной площадью Кремля и всем кремлевским холмом, колокольня Ивана Великого является неповторимым произведением архитектурного искусства 16 века. Являясь самой высокой кремлевской постройкой и самым высоким московским зданием вплоть до начала 18 века, церковь-колокольня гармонично объединяет в грандиозный архитектурный ансамбль все соборы Московского Кремля. Ансамбль колокольни, который можно увидеть сегодня, складывался почти на протяжении двухсот лет. Возведенное в 1508 году первоначальное здание было дополнено несколькими пристройками, включая восьмигранный Ивановский столп — высокую внешнюю пристройку-звонницу для 1000-пудового колокола, которая также со временем была увеличена с 60 до 81 метра. Такая высота позволяла звоннице одновременно выступать в качестве сигнальной и сторожевой башни, ведь находившийся на ней дозорный мог видеть окрестности почти на три десятка километров. В 1812 году часть колокольни и звонница были взорваны наполеоновской армией и отстроены заново только после окончания войны с французами, при этом были заимствованы некоторые элементы архитектуры, характерные для начала 19 века.
В наши дни в колокольне Ивана Великого функционирует один из многочисленных залов Музея Московского Кремля, оснащенный современной мультимедийной экспозицией. Отдельный интерес представляют и многочисленные колокола, большинство из которых являются действующими, включая самый большой в мире Успенский колокол, масса которого превышает 65 тонн. Рядом с колокольней установлен гигантский, но никогда не звонивший Царь-колокол, а поднявшись на обходную галерею колокольни, можно с высоты полюбоваться на Соборы Московского Кремля и всю его территорию.
Успенский соборГлавным собором Московского Кремля, является построенный во второй половине 15 века по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти Успенский собор. Взяв за основу архитектурный стиль Успенского собора в г.Владимир, Фиораванти внес в проект ряд новых архитектурных решений. В процессе строительства собора из камня и специально изготовленного кирпича были использованы технологии, ранее не применявшиеся на территории Руси. Они позволили не только сократить период возведения собора, но и послужили важнейшей причиной того, что Успенский собор является одним из самых старейших, но отлично сохранившихся до наших дней зданий в Москве.
Богатое внутреннее убранство главного собора Московского Кремля, контрастирующее с достаточно строгим внешним видом, украшает стенопись и множество икон, включая боковые (пристенные) иконостасы. Главный пятиярусный иконостас середины 17 века состоит из 69 икон, над написанием которых трудились 16 иконописцев. Перед иконостасом расположены молельные места патриарха и царя с царицей. Сразу после освящения собора он стал и местом погребения русских иерархов, могилы которых расположены под полом, а памятные надгробные доски – установлены вдоль стен собора. Будучи главным собором столицы, златоглавый Успенский собор неоднократно выступал в качестве места венчания на царство русских князей и царей, а в наши дни является музеем государственного значения и местом богослужений в дни главных церковных праздников.
Благовещенский соборЯвляясь третьим по значению собором Московского Кремля, Благовещенский построен в конце 15 века в качестве домового великокняжеского храма, связанного с дворцовым комплексом при помощи крытых переходов. Изначально построенный артелью псковских зодчих, белокаменный храм представлял собой четырехстолпную трехглавую постройку крестово-купольного вида. Во второй половине 16 века с по углам храма были пристроены небольшие храмы-приделы с золотыми куполами, а на западной стороне собора возведены две декоративные главы, в результате чего храм приобрел нынешний пирамидальный вид с девятью главами.
Благовещенский собор отличает богатая внутренняя отделка: полы, вымощенные ценными породами камней, средневековая стенопись с изображением греческих мудрецов, русских и византийских царей. Отдельного упоминания заслуживает богатый пятиярусный иконостас собора, один из самых древних на территории России. Возраст некоторых икон, над написанием которых, вероятно, трудился сам Андрей Рублев, величайший русский живописец средневековья, более чем на сотню лет превышает возраст храма. Большинство содержащихся в соборе икон, включая несколько особо чтимых в России чудотворных, имеют мастерски выполненные оклады из драгоценных металлов. В 1918 году собор был закрыт и только с 1955 года вновь открыт для посещения, но в качестве музея.
Архангельский соборНынешний Архангельский собор, построенный в начале 16 века по проекту архитектора из Милана Алевиза Фрязина (Нового), расположен в южной части Соборной площади. Храм построен из кирпича, после чего декорирован белым камнем. Главной архитектурной особенностью храма является одновременное сочетание элементов итальянской и классической русской архитектур. Описываемый собор Московского Кремля представляет собой шестистолповый крестовокупольный храм со сложным карнизом, делящим декорированные пилястрами фасады пополам. По итальянской традиции и центральный, и боковые порталы украшены великолепной резьбой по камню. Впервые были использованы в отделке верхней части фасада храма белокаменные резные раковины.
Несмотря на немалые размеры этого собора Московского Кремля, его силуэт с золотыми и серебряными куполами выглядит легким и устремленным ввысь. Изначально построенный в качестве главной царской усыпальницы, на протяжении столетий Архангельский собор исправно выполнял эту роль. Причем в соборе были погребены практически все умершие после его постройки московские цари и князья, вплоть до периода царствования Петра I. В него же сразу после освящения были перезахоронены и останки погребенных ранее князей, вплоть до Ивана Калиты, скончавшегося в 1342 году. В настоящее время внутри храма можно найти 46 гробниц, содержащих 54 захоронения. Во внутреннем оформлении бросается в глаза наличие ярких красок и сложных декоративных элементов, а также великолепный иконостас 1681 года. В наши дни Архангельский собор является местом проведения торжественных богослужений и выполняет роль одного из музеев Московского Кремля.
Храм Положения ризы Божией Матери во ВлахернеНебольшой одноглавый кремлевский храм на Соборной площади, построенный в 80-х годах 15 века приглашенными в столицу мастерами из Пскова. Заменил собой ранее сгоревшую одноименную церковь, построенную в честь внезапного отступления осаждавших Московский Кремль татар. Первоначальный вид нынешней кирпичной церкви с белокаменной отделкой фасадов был несколько изменен: добавлена четырехскатная кровля, а открытая до этого паперть у западного фасада постройки была перекрыта сводами. Это превратило её в крытую галерею, которой пользовалась женская половина царской семьи для похода в Успенский собор из Теремов.
За годы существования храм дважды получал серьезные повреждения. В первый раз причиной послужил пожар 1737 года, а во второй — артиллерийский обстрел кремля в 1918 году. В середине 20 века храм был восстановлен и до настоящего времени, как и большинство других соборов Московского Кремля, является музеем. Богослужение в храме, который часто называют Часовней Иконы Божией Матери Печерской, проводится только один раз в год – во время престольного праздника.
Патриарший дворец и собор Двенадцати апостоловПатриарший дворец, также известный как Патриаршие палаты, вместе с небольшим пятиглавым Собором Двенадцати апостолов, также расположены в Московском Кремле на Соборной площади. Возведенные в середине 17 века здания неоднократно подвергались перестройке и внутренней перепланировке. В патриаршем дворце размещались личные покои патриарха с его трапезной, патриаршие приказы, домовая церковь, а также хозяйственные службы. После переноса столицы в Петербург, Патриарший дворец стал местом размещения Московской конторы Синода.
В ноябре 1917 года, когда Московский Кремль был обстрелян из артиллерии, здания сильно пострадали, но позже были восстановлены советской властью. В качестве музея Патриаршие палаты функционируют с 1961 года, при этом с 1987 года там размещается постоянная экспозиция. Во внешней отделке церкви и дворца заметны детали оформления, повторяющие таковые у соседних соборов Московского Кремля: пилястры, выступающие карнизы, украшенные резьбой порталы. Выходящий во двор северный фасад имеет гораздо более скромную отделку, чем парадный южный, выходящий на Соборную площадь. Особую культурную ценность представляет иконостас собора Двенадцати апостолов, который изготовлен в 17 веке и ранее находился во взорванном большевиками соборе Вознесенского монастыря. С середины прошлого века до нашего времени в Патриарших палатах размещается Музей русского прикладного искусства и быта.
Верхоспасский соборВходящий в комплекс Теремного дворца Верхоспасский собор построен в первой половине 17 века в качестве домовой церкви, т. е. расположенной на территории царских покоев. Именно в данном соборе Московского кремля цари причащались, участвовали в обрядах крещения своих детей и в богослужениях, когда совершеннолетние царевичи объявлялись наследниками царской короны. Во время посещения Московского Кремля, Верхоспасский собор легко узнать по неповторимому облику его крыши с одиннадцатью близко расположенными друг от друга позолоченными куполами на украшенных изразцами изящных шейках глав. На всех куполах установлены ажурные позолоченные кресты с полумесяцами. Внутри собора имеется многоярусный иконостас конца 17 века, множество чеканных серебряных икон 18 века, частично сохранившаяся со времен постройки стенопись и изразцовые печи, согревавшие царей на протяжении нескольких столетий. В наши дни свободный доступ в Верхоспасский собор ограничен из-за того, что он расположен на территории резиденции президента.
Церковь Рождества Богородицы на СеняхИзначально церковь была построена по заказу вдовы Дмитрия Донского – княгини Евдокии – в конце 14 века. Будучи расположенной на женской половине дворца, церковь Рождества Богородицы на Сенях на протяжении нескольких веков служила в качестве домовой церкви, посещаемой великими русскими княгинями. От первоначальной постройки 14 века до наших дней сохранилась лишь нижняя часть стен, до середины их высоты, а также фрагменты сводчатого перекрытия хор. Многочисленные перестройки церкви в 15, 16, 17 и 18 веках периодически меняли её внутренний облик и наружный силуэт. Крупнейшая перестройка церкви была произведена в первой половине 19 века, когда велось строительства Большого Кремлевского дворца и архитектурное оформление храма были привнесены элементы, которые по своему стилю относились к архитектуре 17 века. Последняя крупная реставрация церкви, как и прочих соборов Московского Кремля, была произведена в середине 20 века. В настоящее время доступ в храм перекрыт: экспозиций музея в церкви нет, богослужения не проводятся.
Московский Кремль является не только символом российской государственности, но и одним из самых крупных архитектурных ансамблей мира, богатейшей сокровищницей памятников искусства, культуры и исторических реликвий. А златоглавые Соборы Московского Кремля являются такой же его неотъемлемой частью, как и роскошные дворцы, которые окружены мощной, укрепленной знаменитыми башнями зубчатой стеной.
Москва. Кремль. Церковь Воздвижения Креста Господня.
Церковь Распятия Христова
Распятия Христова (Воздвижения Креста Господня) церковь в Кремле (Соборная площадь).
Построена царем Федором Алексеевичем в 1681 г. над северным приделом Верхоспасского собора. Этой церкви принадлежит центральная из одиннадцати глав теремных церквей. Прежде в церковь вела крутая каменная лестница, теперь попасть в нее можно, только пройдя через хоры церкви Воскресения Словущего. Длина храма – менее семи метров, ширина – четырех. В алтаре имеется проход на кровлю Грановитой палаты. Пол состоит из плит черного и белого мрамора. Храм перекрыт сомкнутым сводом, на нем сохранилась более поздняя роспись. Здесь хранится Распятие, сделанное «в точную меру» (то есть по точным размерам) Честного Животворящего Креста Господня. Горельефную фигуру распинаемого Иисуса Христа в 1687 г. выполнил прославленный резчик из Новоспасского монастыря старец Ипполит. Считается, что этот храм менее всего пострадал от переделок.
Убранство его имеет оттенок стиля барокко. Связано это с тем, что в это время в Кремле работали многие мастера, использовавшие западные приемы в работе. Сохранился медный чеканный четырехъярусный иконостас с деревянными деталями, выполненный в 1680-е гг. по чертежу знаменитого царского мастера Карпа Золотарева. В 1781 г. иконостас чинили, но, по-видимому, не вносили в него изменений. Образы, находящиеся в иконостасе, выполнены в редкой, так называемой «тафтяной» технике, для которой характерно сочетание живописи на атласном шелке (написаны лики и кисти рук) и многокомпонентной аппликации из текстиля и золоченой бумаги (для изображения облачений и фона), смонтированных на массивных досках. Иконы, хранящиеся в иконостасе, были выполнены в 1680 г. царским мастером Василием Познанским в «фламандском стиле». Мастер, предположительно, пользовался для их написания образцами с фламандских гравюр. По преданию, образа вышиты мелким жемчугом и бисером самими царевнами. Карпом Золотаревым выполнены также слюдяные киоты, в которых сохраняются иконы со сценами Страшного Суда и Страстей Господних, писанные царскими иконописцами Иваном Салтановым и Иваном Безминым.
В храме сохранились деревянные двери XVI века, отделяющие его от храма Воскресения Словущего, перенесенные из церкви в Троицком-Голенищеве. Храм не пострадал ни в одном из кремлевских пожаров. После революции был закрыт. Свободного доступа в него нет.
Михаил Вострышев «Москва православная. Все храмы и часовни».
Верхоспасский собор и теремные церкви в Кремле
Верхоспасский собор. Тот, кто впервые оказался в Московском Кремле, обязательно обратит внимание на 11 сияющих куполов с крестами.
Верхоспасский собор для нескольких поколений русских царей являлся домовым храмом. Расположена церковь была прямо в покоях правителей — в Теремном дворце.
Испокон веков и князья, и цари устраивали домовые храмы при личных палатах. Еще в начале 17 века таких храмов в Кремле было 3: там русские правители с членами семей могли погрузиться в свои мысли (в обычных приходских храмах по причине высокого положения их появление было невозможно).
Первые три храма стали основой для Верхоспасской церкви. Они примыкали к Теремному дворцу — церковь Екатерины, церковь Спаса, а также церковь святой Евдокии.
В конце 17 века в Теремном дворце проходят значительные восстановительные работы, в результате чего сильно меняется облик домовых церквушек.
С 1679 и по 1682 годы происходит объединение трех храмов в одну общую постройку — Верхоспасский собор. Архитектором выступил известный зодчий О.Старцев.
Все три церкви были накрыты общей кровлей.
На тонких барабанах разместились 11 позолоченных глав. Главы образуют между собой 3 совмещенных пятиглавия, что являет собой невероятное архитектурное решение.
Из истории Верхоспасского собора
Собор, объединивший домовые (теремные) церкви, имел назначение то же, что и прежние святыни. Начиная Михаилом Федоровичем, цари не только молились и причащались здесь, но и крестили детей, присутствовали на молебнах в честь совершеннолетия своих царевичей.
От Верхоспасского храма вела лестница к боярской площадке. Там читались царские указы и распоряжения, боярам и приближенным раздавались именинные пироги.
Сверху над этой лестницей расположена позолоченная решетка, поэтому Верхоспасский собор называли еще храмом за Золотою решеткой.
Святыня изрядно пострадала в 1812 году: материальные ценности были вынесены, а настенная живопись избита гвоздями. В 1836 году собор восстановили, однако он немного утратил прежние архитектурные особенности.
После революции храм реставрировался вновь еще не раз. В результате древний его облик хотя бы частично вернули к первооснове.
До наших дней дошел старинный интерьер храма и его декоративное убранство с позолоченными иконостасами. Многие иконы в соборе датируются 17 веком.
На сегодняшний день в Верхоспасском соборе не проводятся богослужения, однако каждый желающий может посетить эту древнюю святыню.
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
Подкасты
Мультимедиа
Общество
Denik N (Чехия): у Кремля в Чехии есть троянский конь — православная церковь
В конце прошлого года мир отметил, что православная церковь на Украине пытается выйти из-под российского влияния. В итоге ей это удалось, по крайней мере формально, однако в других странах Кремль по-прежнему стремится с помощью лояльных к нему церковных иерархов распространять свое влияние. Чехия — одна из этих стран.
Из идеологической пустоты, которая воцарилась в российском обществе в 90-е годы, после краха коммунизма, Русская православная церковь вышла не только исключительно духовной и благотворительной организацией, но и чрезвычайно влиятельным общественным институтом, способным влиять на политические события.
Кремль скоро понял, что одним из наиболее эффективных инструментов влияния на общественное мнение за рубежом является так называемая мягкая сила, то есть влияние через культуру, обмен научными знаниями, налаживание социальных связей и так далее. Все это способно менять поведение граждан других стран. И Московский патриархат Русской православной церкви, помимо своей незаменимой функции помогать режиму Владимира Путина поддерживать в стране стабильность, без колебаний взялся и за помощь ему за рубежом.
Контекст
Carnegie Moscow Center: Чему учит РПЦ богатый опыт деления христианских церквей
Delfi.ee: на кого влияет православная церковь в Эстонии
SRF: Россия в поисках моральных ориентиров
Преодолела ли РПЦ последствия большевизма?
Сегодня нерешенными остается целый ряд важных геополитических проблем, поэтому вышеописанная деятельность, как правило, не привлекает к себе особенного внимания. Большая часть общественности и не подозревает, что православная церковь в Чешской Республике (согласно переписи населения в 2011 году, православными себя считает 20 533 чехов, а сегодня к ним также надо прибавить и в несколько раз большее количество иностранцев, которые проживают в Чехии) и Словакии испытывает огромное давление Московского патриархата. Он непосредственно влияет на мнение и поведение православных христиан в этих странах.
«Самостоятельность» от Московского патриархата
В чешских землях среди католиков однозначно преобладал и преобладает латинский ритус. Подъем православной веры начался только после провозглашения Чехословацкой Республики в 1918 году. Перед Второй мировой войной местные православные ориентировались в первую очередь на Сербскую православную церковь, которая в 1921 году нарекла их первого епископа Горазда.
В 1942 году чешская православная община была объявлена вне закона и постепенно истреблена нацистами за ее участие в укрывании парашютистов, которые убили нацистского протектора Рейнхарда Гейдриха. Оставшиеся представители общины начали постепенно сближаться с Московским патриархатом Русской православной церкви.
В 1951 году Московский патриархат взял чехословацких православных под свое крыло уже официально, хотя, как ни парадоксально, это стало актом так называемой автокефалии или «обретением самостоятельности». Тем не менее административный переход под юрисдикцию Русской православной церкви произошел не по доброй воле верующих. Как раз наоборот, это был координируемый сверху процесс, благодаря которому Русская православная церковь взяла под контроль религиозную общину благодаря геополитической важности и влиянию советских «освободителей».
Также стоит отметить, что с 1950 года в общину были включены и словацкие греко-католики, поскольку греко-католическая церковь была запрещена государством. После ее восстановления большая часть священников вернулась к своей первоначальной вере.
Пока существовала коммунистическая власть, чехословацкая православная церковь охотно участвовала в подавлении недовольств режимом и в слежке за рядовыми гражданами. Это подтверждается тем, что большая часть клира являлась агентами службы безопасности StB.
Русская православная церковь не отказалась от своего влияния на чешское и словацкое православие даже после падения железного занавеса. Уже в 90-е годы между Русской православной церковью и Константинопольским экуменическим патриархатом разгорелись жаркие споры. В 1998 году Константинополь поставил под сомнение «переход» под Московский патриархат чехословацкой православной общины в 1951 году и официально предоставил Православной церкви Чешских земель и Словакии автокефалию (автокефальными называются те православные церкви, которые в организационном и правовом отношении независимы и за небольшим исключением не подчиняются никаким внешним авторитетам).
Это событие бросило тень на легитимность предыдущей «независимости», предоставленной Русской православной церковью, и вызвало серьезные противоречия, прежде всего, касающиеся проблем религиозно-политической принадлежности, финансовых вопросов, а также спровоцировало в 2012 году конфликты между высшими иерархами чешской и словацкой православной церкви.
Реституция, компромат и российское вмешательство
В ноябре 2012 года чешское правительство приняло закон Об имущественном урегулировании отношений с церквями и религиозными общинами, который должен был обеспечить полную финансовую независимость религиозных сообществ от государства. Согласно этому закону, Православной церкви Чешских земель и Словакии в рамках реституции причитался 1,1 миллиард крон.
Перспектива получить такие деньги заставила активизироваться многих членов православного клира. Вскоре разгорелся конфликт между ними и митрополитом Криштофом, который, по крайней мере по доступной информации, должен был решать вопрос о том, как воспользоваться доверенными фондами честно и в пользу церкви. Некоторые православные церковные иерархи стали искать поддержки в своей борьбе за денежные потоки в России.
Константинопольский экуменический патриарх Варфоломей осудил все эти события, назвав из повторным насаждение русской гегемонии и недопустимым нарушением независимости Православной церкви Чешских земель и Словакии. Российские СМИ писали об инциденте как о «сугубо враждебной операции», целью которой было избавить чешскую и словацкую православную церковь от влияния, но благодаря непосредственному вмешательству Русской православной церкви это удалось предотвратить.
В 2014 году из-за внутренних противоречий со своего поста в Православной церкви Чешских земель и Словакии ушел архиепископ Пражский Яхим. Своим уходом он освободил место для вскоре избранного архиепископа Михаэла Дандара, бывшего представителя Московского патриархата и агента StB, который не скрывал свои пророссийские симпатии.
Чую, чую миллионы…
В январе 2014 года те же русские церковные иерархи, кто поспособствовал уходу архиепископа Симеона, приняли участие в интронизации митрополита Ростислава, пророссийского клирика, которого назначили предстоятелем Православной церкви Чешских земель и Словакии. Но из-за нарушений церковного права в ходе выборов Константинопольский экуменический патриархат отказывался признать интронизацию Ростислава до 2016 года.
Чтобы добиться признания Ростислава экуменическим патриархом, Православной церкви Чешских земель и Словакии пришлось согласиться на автокефалию, дарованную в 1998 году. Однако до сих пор до конца неизвестно, выполнят ли иерархи чешской и словацкой православной церкви договор с экуменическим патриархом от 2016 года и предпримут ли шаги, которые избавят ее от административного российского влияния.
В 2014 году министр культуры ЧР Даниэл Герман освободил от должности единственного человека, обладавшего правом подписи на документах, касающихся выплаты реституции православной церкви — архимандрита Марка Крупицу. Его подозревали в хищениях. «Мы приветствуем этот шаг, — заявил тогда бывший секретарь архиепископа Симеона и митрополита Криштофа Ондржей Храст. — Наконец выясняется, кто на самом деле контролирует церковь. Все это люди, связанные со спецслужбой StB и КГБ».
С 2015 года на месте Крупицы работает пражский архиепископ Михаэл Дандар, который практически блокирует выделение хоть какой-то доли от полученных фондов священникам, не поддерживающим русской линии. Кроме того, им всячески осложняют жизнь.
Таким образом, события, происходящие с 2012 года, подтверждают упорное стремление Московского патриархата сохранить свое влияние на Православную церковь Чешских земель и Словакии. Кроме того, весьма вероятно, что из-за злоупотреблений выделенными государством в рамках реституции средствами это религиозное сообщество распадется в ближайшие несколько лет.
Опасность под фелоном
Но и без скандалов последних лет Православная церковь Чешских земель и Словакии разными путями получает поддержку непосредственно от фонда «Русский мир», созданного Путиным, таким образом попадаясь в ловушку. Поэтому ей не остается ничего другого, как под прикрытием разных культурных событий распространять российское неоимперское влияние, пророссийские воззрения и антизападную пропаганду.
Мало того, учитывая, что все успешные кандидаты на сан священника должны получить благословление от Русской православной церкви, Православная церковь Чешских земель и Словакии представляет серьезную угрозу. Многих прежних клириков уже заменили переселенцами из Украины, России и Молдавии. Они ведут себя «послушно» и сохраняют промосковскую ориентацию.
В 2014 году, например, российскому гражданину и священнику Православной церкви Чехии и Словакии Олегу Махневу не дали чешское гражданство, объяснив это тем, что его подозревают в работе на иностранные разведывательные службы и видят в нем угрозу для безопасности государства. Учитывая численность священников этой церкви, которые одновременно работают на современную российскую спецслужбу ФСБ или службы безопасности других стран, все подобные события надо суммировать, и уже давно кому-нибудь стоило вплотную ими заняться.
Несмотря на свою номинальную автокефалию, то есть самостоятельность, Православная церковь Чешских земель и Словакии по-прежнему остается частью вышестоящей организации, то есть Русской православной церкви. Как таковая она является элементом масштабного плана Кремля по распространению геополитического влияния в Европе, инструментом поддержки «православной цивилизации» и «славянского единства», противостоящих «безбожному Западу», тем самым вселяя в своих верующих недовольство и антиевропейские настроения.
Трудно сказать, каким может быть выход из этой ситуации. Русская православная церковь явно не собирается искать пути демократического сотрудничества с Западом и не может себе позволить отказаться от собственного влияния в столь важной со стратегической точки зрения области так же, как не может допустить, чтобы события стали развиваться по украинскому сценарию. Стремясь восстановить прежнюю целостность советского блока под руководством Кремля, Русская православная церковь, несомненно, воспользуется всеми доступными средствами, к которым, в частности, относится и влияние на Православную церковь Чешских земель и Словакии.
Известно, что среди верующих Православной церкви Чешских земель и Словакии сейчас также много украинцев, которые смотрят на Московский патриархат с большим подозрением, поэтому руководство церкви сделает все, чтобы избежать любого рода конфронтации с Москвой. За примером ходить далеко не нужно, и достаточно вспомнить слова митрополита Ростислава, который выразил полную поддержку Московскому патриарху и возразил против стремления Украинской православной церкви получить независимость.
Парадоксально, но он также заявил, что «любое вмешательство государства в церковные дела недопустимо в демократическом обществе». Недавно Ростислав вместе с архиепископом Яхимом снова выразил свою полную поддержку Московскому патриархату.
Чтобы ситуация не обострялась, чешское правительство может предпринять определенные меры против вредного российского влияния. Например, правительство может потребовать от местной православной церкви большей прозрачности и поддержки чешских и словацких священников. Сейчас ясно как минимум одно: вышеописанная ситуация влечет за собой серьезные геополитические последствия, и нужно пристально следить за тем, как события будут развиваться дальше.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
история и архитектура, 22 фото
+22 фото
автор: Дмитрий Казаков
поделиться: |
Благовещенский собор расположен в юго-западной части Соборной площади. Девятиглавый храм сияет золотыми куполами. Небольшой по размерам, но величественный. Православный храм построен в честь Благовещения Богородицы. Благовещенский собор Московского Кремля являлся домовой церковью правителей — князей и царей.
Режим работы и стоимость билетов
Для осмотра надо приобрести билет на посещение архитектурного ансамбля Московского Кремля →.
+22 фото
автор: Дмитрий Казаков
История
Предполагают, что в конце 13 — начале 14 века на месте Благовещенского собора Московского Кремля стояла деревянная церковь на каменном основании. Построил ее князь Андрей Александрович, сын Александра Невского. Позже, в конце 15 века, когда шла перестройка Кремля, многие строения возводились иностранными архитекторами. Однако, великий князь Иван III поручил построить свою домовую церковь зодчим города Пскова. Сооружается новый белокаменный храм с подклетом (нижним этажом). У восточной стены его строится двухэтажное хранилище — Казённый двор, где хранилась государева казна.
Строительство храма продолжалось пять лет. В августе 1489 года москвичи смогли увидеть его во всей его красе. Протоиереи храма являлись духовниками русских царей.
При Иване IV в 1563 году, когда был освобожден древнерусский город Полоцк от иноземцев, решено было перестроить храм. В честь победы на четырех углах крытой галереи храма возвели четыре небольшие одноглавые церкви-приделы. Кроме того, появляются еще два барабана с куполами на восточной стороне крыши. Так трехглавый храм в 1564 году стал девятиглавым. В нем совершались венчания и крещение детей правителей. В 1572 году к нему пристраивается крыльцо, названное Грозненским.
+22 фото
Купола
автор: Дмитрий Казаков
Во время торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, из храма выходил князь или царь и его свита. Во время революции 1917 года святыня пострадала от артобстрела. Снарядом было разрушено крыльцо храма. В марте 1918 года, когда большевистское правительство переехало в Москву, храм был закрыт.
Архитектура
Благовещенский собор построен в традициях раннемосковского зодчества с элементами псковской архитектуры. Является четырехстолпным трехапсидным крестово-купольным храмом. Белоснежный, он расположен на высоком подклете. Элементы псковской архитектуры проявляются в украшениях барабанов глав — бегунец и поребрик выложены из кирпича. На апсидах — аркатурный пояс, похожий на пояс Успенского храма. Так псковские мастера объединили две святыни в единый ансамбль.
+22 фото
Архангельский и Благовещенский соборы
автор: Дмитрий Казаков
Храм включает в себя постройки, созданные в разное время. Сооружение конца 15 века повторяло здание, выполненное в начале 15 века. Храм со всех сторон был окружен галереями-папертями. Позже восточная паперть была разобрана вместе с Казенной палатой. А попасть на южную паперть можно через крыльцо, украшенное резьбой.
+22 фото
Крыльцо
автор: Дмитрий Казаков
Существует легенда, что это крыльцо построено специально для Ивана Грозного, когда после четвертого брака его лишили права находиться в храме. С этого крыльца он слушал проповеди. В 1508 году была позолочена центральная глава церкви, а в конце 16 века все главы и крышу покрыли золоченой медью.
+22 фото
Главы покрыты золочёной медью
автор: Дмитрий Казаков
Храм стали называть златоверхим. Девять глав символизируют образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных. При проектировании внутренней части были предусмотрены вертикальные конструкции, создающие ощущение движения вверх. Этому способствовало и освещение — нижняя часть храма была затемнена, а сверху из окон барабана лился поток света.
Благовещенский собор внутри (убранство)
С северной, западной и южной сторон в храм ведут ворота. Галереи с северной и западной стороны украшены итальянским золоченным орнаментом на синем фоне. В южной части — нарядная многоцветная роспись. Знаменитые росписи храма упоминаются еще в начале 15 века. Выполнены они были в 1405 году известными мастерами Феофаном Греком, Андреем Рублевым и Прохором из Городца. Следует отметить, что созданные Андреем Рублевым росписи храма под руководством Феофана Грека стали его первой известной работой.
+22 фото
Андрей Рублев. Икона «Преображение», 15 в.
автор: А. Царев
Основное место в росписях занимают иллюстрации Евангелия, представленные циклами — праздники и страсти, чудеса и притчи, явления Христа по воскресении. При рассмотрении росписей мы видим множество евангельских композиций и иллюстрацию «Апокалипсиса».
+22 фото
Фреска «Грядет судия праведный», 16 в.
автор: А. Царев
Здесь представлена «Жития» Василия Великого и Иоанна Златоуста, «Древо Иессеево» и фигуры святых. Частично сохранились фрески храма, выполненные в 1508 году под руководством Феодосия, талантливого сына и ученика великого Дионисия. Росписи храма неоднократно обновлялись: при Алексее Михайловиче, при Екатерине II и три раза — в 19 веке.
Поскольку храм был государевой домовой церковью, в росписи уделено много места теме преемственности власти великих князей и царей. Мы видим изображения прославленных византийских императоров и русских князей. Это Владимир Мономах и Александр Невский, Даниил Московский и Иван Калита, Дмитрий Донской и Иван III.
+22 фото
Роспись северо-западного столба «Александр Невский и Иван Калита», 16 в.
автор: А. Царев
Выдающиеся мастера выполнили не только стенные росписи, но и иконы для иконостаса, который по праву можно назвать шедевром русского искусства. Общий замысел пятиярусного иконостаса и прориси икон принадлежат Феофану Греку.
+22 фото
Феофан Грек. Икона «Богоматерь», 15 в.
автор: А. Царев
Он же написал три центральные иконы деисусного чина: «Спас», «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча», а также «Апостол Павел». Андрей Рублев написал Икону «Архангел Михаил» и семь икон праздничного чина. Грандиозность иконостаса определена тем, что деисусная композиция выполнена на досках высотой более двух метров и шириной более одного метра.
+22 фото
Иконостас
автор: А. Царев
Несмотря на то, что храм несколько раз перестраивался, работы, сделанные великими мастерами, сохранялись. Иконостас и иконы старого храма снимались и переносились в новый. Новая роспись храма была исполнена по точному образцу прежней. Расписывал храм мастер Федор Едикеев.
Пол храма состоит из небольших блоков кремня с вкраплениями агата и яшмы. По легенде пол был привезен Иваном Грозным из Ростова Великого, куда он был доставлен из Византии.
Реликвии Благовещенского собора
К главным реликвиям храма относятся чудотворная икона Пименовской Богоматери, привезенная в Москву из Константинополя в 1381 году митрополитом Пименом и крест царя Константина, присланный византийским императором Алексеем Комнином в дар Владимиру Мономаху. Здесь также хранилась икона Донской Богоматери, на которую русские воины и Дмитрий Донской молились перед Куликовской битвой. Позднее она была перевезена в Донской монастырь.
+22 фото
Фрагмент медных врат северного портала
автор: А. Царев
Благовещенский собор Московского Кремля — это одна из святынь русского православия. С 1993 года в нем возобновились богослужения. Совершаются они один раз в году — в праздник Благовещения. По старинному русскому обычаю после литургии Святейший Патриарх выпускает на волю птиц.
Храм Святых последних дней в России получает новое имя
Обновление №3: Совершенствование и прогресс — это один вечный круг! Название храма вернулось к «Храм России».
Обновление №2: В конце мая 2021 года название храма снова было изменено. Название храмов просто «Засекречено».
Обновление: Через неделю после публикации этой статьи название храма было изменено обратно на «Храм России».
Сначала храм в округе Вашингтон, штат Юта, затем в храме в Туэл-Вэлли, штат Юта. Теперь пришло время храму в России получить новое имя. Ну, вроде…
С тех пор, как три года назад на апрельской Генеральной конференции 2018 года было объявлено о строительстве храма, когда Президент Нельсон просто объявил о строительстве храма где-то в самой большой стране на земле, не указав город, Святые последних дней размышляют о том, где в России храм пойдет. Будет ли он в Москве по культурным и политическим причинам? Или это будет что-то более центральное и с более сильным присутствием Святых последних дней, например, Самара или Саратов? Сколько времени осталось до возведения храма? (Вскоре после того, как было объявлено о строительстве храма, старейшина Ухтдорф отправился в Россию, чтобы встретиться с членами церкви. Его слова показали, что строительство храма может занять некоторое время ) 9.0009
Ранее на этой неделе официальный список храмов Церкви Иисуса Христа Святых последних дней был обновлен с некоторыми изменениями, среди которых действительное название русского храма. Итак, без лишних слов, новое название храма:
Россия Административное здание
Я знаю, немного не впечатляет. До сих пор нет четкого указания, в каком городе будет построен храм. Вместо этого у нас остается общее и мягкое название для храма, если это вообще только храм. Церковь может проявлять осторожность с этим названием из-за сильно оклеветанного российского закона 2016 года, который заставил Церковь прекратить называть миссионеров миссионерами и вместо этого перечислять их как «добровольцев». Законы также сильно ограничивали прозелитизм в России. Будет интересно посмотреть, сможет ли церковь строиться в России, пока Свидетели Иеговы переживают религиозные репрессии, религиозная организация, которая пережила значительно больший рост среди россиян, по сравнению с Церковью Иисуса Христа Святых последних дней.
Изменение названия храма дает нам некоторые подсказки относительно будущего этого сооружения в России. Очевидно, что храм не будет предназначен исключительно для храмовых таинств. Подобно храмам на Манхэттене и в Гонконге (по крайней мере, до текущей реконструкции), в здании, помимо помещений для храмовых таинств, скорее всего, будут офисы и молитвенный дом.
На апрельской Генеральной конференции 2020 года Президент Нельсон объявил о строительстве храма в Шанхае, Китайская Народная Республика. Храм остается в официальном списке храмов, несмотря на то, что в 2020 году он, по-видимому, был исключен на короткое время. В объявлении президент Нельсон предоставил следующие подробности:
«В Шанхае скромное многофункциональное место для встреч позволит китайским прихожанам продолжать участвовать в таинствах храма».
Учитывая новое название храма в России, вполне вероятно, что подобное расположение будет и в России. Хотя еще неизвестно, смогут ли присутствовать экспатрианты или иностранцы.
Пока неизвестно, где будет расположено такое административное здание. Учитывая, что все действующие или объявленные храмы расположены в пределах границ кола (за исключением Шанхая), остается три основных претендента: Санкт-Петербург, Москва или Саратов. Учитывая «административную» часть названия, Москва может оказаться более сильным соперником, чем предполагалось ранее. В городе находится штаб-квартира Восточной Европы, и Церковь могла бы возвести здание в первую очередь для административных целей, а несколько этажей спокойно отвести под храм, который откроется для использования без особой помпы или даже вывесок. Если это так, то это хороший аргумент в пользу того, как наши новые храмы без Морония могут позволить Церкви войти в некоторые страны немного инкогнито. В конце концов, Мороний бросается в глаза.
Это не значит, что храм нельзя построить там, где нет кола. В Киеве, Украина, в 1998 году было объявлено о строительстве храма, за шесть лет до того, как в этом городе был организован кол. (Храм в Киеве, Украина — единственный храм, который еще не открылся после закрытия из-за пандемии COVID-19). Другие храмы были объявлены в местах без кольев до 1960-х годов. Некоторые районы в России, в том числе Ростов-на-Дону, Волгоград, Самара, Екатеринбург и Новосибирск, могут быть повышены до кольев в ближайшие годы. Возможно, храм можно было бы построить в Южно-Сахалинске на острове Сахалин, на побережье Тихого океана недалеко от Японии, поскольку на карте Церкви (ниже), представленной на апрельской Генеральной конференции 2020 года, кажется, что именно там находится русский храм. (Шучу, это явно неправильное местонахождение храма в Саппоро, Япония, тем, кто делает карты для церкви.)
Санкт-Петербург расположен относительно недалеко от существующего храма в Хельсинки, Финляндия. Если храм будет построен в другом месте в России, членам Церкви в Санкт-Петербурге все равно будет удобнее посещать храм в Хельсинки, даже если для этого потребуется въехать в Европейский Союз. Саратов может быть идеальным местом, учитывая его центральное положение в России. Тем не менее, Москва всегда казалась наиболее вероятным местом, поскольку она является столицей страны и имеет наибольшее количество собраний, что побуждает англоязычный приход.
Если церковь действительно сможет построить это административное здание в Москве, в дополнение к офисам представителей Высшей власти Церкви, оно, вероятно, будет служить центром кола и региональным отделением. В настоящее время в Москве нет церковных молитвенных домов.
У Церкви есть несколько построенных церковью молитвенных домов в других местах России. Символом храма Василия Блаженного будет храм, эээ… Административное здание? Если цель состоит в том, чтобы не выделяться, возможно, мы увидим наш первый бруталистский храм, что может быть неплохо, если вы любите такие вещи. Однако самое главное то, что члены Церкви в России смогут получить храмовые таинства в своей стране.
Старейшина Ухтдорф обсуждает будущее храма в России
3 мая 2018 г. – МОСКВА, РОССИЯ
Пресс-релизВо время недавнего визита в Восточную Европу старейшина Дитер Ф. Ухтдорф, член Кворума Двенадцати Апостолов Церкви Иисуса Христа Позднего – день Святые призвали членов Церкви в России подготовить свои сердца к строительству нового храма. Президент Рассел М. Нельсон недавно объявил, что новый храм будет построен в крупном российском городе, решение о котором еще не определено.
- youtube.com/embed/on5cileQ1rQ?rel=0″/>
- Ухтдорф Россия
- Ухтдорф Россия Her remarks were translated into Russian. » im_copy=»2018 by Intellectual Reserve, Inc. All rights reserved.» im_thumb=»/media/160×160/Elder-Uchtdorf-Russia6-2018-resized.jpg» im_dl_hi=»/download/Elder-Uchtdorf-Russia6-2018-resized.jpg» data-downloadable=»true»> Ухтдорф Россия
- Ухтдорф Россия jpg» data-downloadable=»true»> Ухтдорф Россия
- Ухтдорф Россия
- Ухтдорф Россия » im_copy=»2018 by Intellectual Reserve, Inc. All rights reserved.» im_thumb=»/media/160×160/russia1.jpg» im_dl_hi=»/download/russia1.jpg» data-downloadable=»true»> Ухтдорф Россия
- Ухтдорф Россия
- Ухтдорф Россия » im_copy=»2018 by Intellectual Reserve, Inc. All rights reserved.» im_thumb=»/media/160×160/russia4.jpg» im_dl_hi=»/download/russia4.jpg» data-downloadable=»true»> Ухтдорф Россия
Храмовая площадь весной всегда прекрасна. Садовники готовят почву для Генеральной конференции. © 2012 Intellectual Reserve, Inc. Все права защищены. | 1 / 2 |
Скачать фотографии
Видео для скачивания: B-roll | СОЦ
Старейшина Ухтдорф и его жена Харриет приняли участие в специальной конференции Московского Российского кола 22 апреля 2018 года. На встрече присутствовало около 700 Святых последних дней, в том числе церковные руководители региона.
Первый Храм в России
После конференции у старца Ухтдорфа и старца Алексея Владимировича Самайкина, члена Района Семьдесят, взяли интервью у историка, публициста, известного журналиста, главного редактора академического журнала «Наука и религия» Сергея Георгиевича Антоненко.
«Это объявление историческое и прекрасное», — сказал журналисту старейшина Ухтдорф о новом храме. «У нас по всему миру 159 храмов, и их число растет».
Это будет первый храм для Святых последних дней в России. «До сих пор, если они хотели попасть в храм, им приходилось выезжать за пределы России», — пояснил он.
Старейшина Ухтдорф сказал: «Мы очень благодарны России за то, что она является страной, где установлена свобода вероисповедания. Мы можем исповедовать нашу веру здесь».
Апостол Святого последних дней сказал, что члены Церкви в России — «законопослушные, замечательные граждане», любящие традиции и историю своей страны.
«Во всем мире мы узнали, что для сообщества всегда было большим благословением принимать и приглашать дом Господа», — добавил старейшина Ухтдорф. «И хотя иногда в начале раздаются критические голоса… эти критические голоса узнают, что мормоны — хорошие люди. Это люди, которым можно доверять».
Полное содержание интервью будет опубликовано в июньском номере издания за 2018 год.
Министерство
Старейшина Ухтдорф является основным контактным лицом Церкви в Европе и Восточной Европе. Это одно из новых назначений, которое он получил в январе после своего служения в Первом Президентстве.
Во время конференции в Москве старец Самайкин сравнил церковное служение с безусловной и искренней любовью родителей к своим детям.
Сестра Ухтдорф рассказала трогательную историю обращения своей семьи в Церковь, ключевую роль в котором сыграла перспектива вечной счастливой семейной жизни. Она сказала, что они заметили особое счастье, которое наполняло жизнь людей, соблюдающих заповеди и разделяющих радость Евангелия со своими ближними.
Старейшина Ухтдорф подчеркивал, как важно свидетельствовать о любви Христа через служение другим.
Во время своего визита в Европу Ухтдорфы также встретились с членами и волонтерами в Санкт-Петербурге, Россия, и Таллинне, Эстония.
«Это объявление, конечно, о храме вызвало у прихожан удивительное волнение», — сказал старейшина Ухтдорф во время интервью в своем кабинете после своего возвращения в Солт-Лейк-Сити; однако он предупредил, что процесс строительства храма в России будет медленным. «Нам нужно запастись терпением».
«Наши сердца должны быть готовы к храму, — сказал старейшина Ухтдорф. «Это как Восточная Германия. Они ждали храм вечно, но у них были действующие рекомендации для посещения храма… и в конце концов вера была вознаграждена. И это то же самое, что произойдет и в России».
«Когда мы будем готовы, храм будет готов», — добавил он. «Надеюсь, я смогу помочь им чувствовать себя счастливыми от того, что они являются членами Церкви».
Старейшина Ухтдорф сказал, что он и его жена также призывали молодых взрослых, не состоящих в браке, и других членов Церкви оставаться в своей стране, чтобы созидать Церковь, как они это делали в Германии. «Восточная Европа теряет много хороших членов, эмигрирующих, покидающих страну».
Старейшина Ухтдорф сказал, что он узнал некоторые идеи о России во время встречи с Анатолием Антоновым, послом России в США, в Вашингтоне, округ Колумбия, перед его международной поездкой. «Это было очень полезно, потому что я рассказал ему, что такое Церковь в России, и что мы просто хорошие люди, [которые]… просто хотят жить своей верой и хотят быть хорошими гражданами».
Апостол также имел встречу вежливости с Рюдигером фон Фричем, послом Германии в России, в посольстве во время своего пребывания в Москве. «У него был хороший совет. … Он друг Церкви и нас».
Предыдущая статья Празднование июня – время подтвердить нашу приверженность «Быть единым целым» Следующая статья Генеральный президент Общества милосердия произносит молитву в Белом доме
Руководство по стилю Примечание: При сообщении о Церкви Иисуса Христа Святых последних дней, пожалуйста, используйте полное название Церкви в первом упоминании. Для получения дополнительной информации об использовании названия церкви перейдите к нашему онлайн-руководству по стилю.
Строительство храма в России может оказаться тяжелым испытанием для страны, не желающей даже видеть часовни СПД
(Майкл Стэк | Специально для The Salt Lake Tribune) Красная площадь в сумерках, Кремль, резиденция правительства, слева, и собор Василия Блаженного справа.
Это третья часть из трех частей, посвященных изучению того, как западные конфессии, в том числе базирующаяся в Юте Церковь Иисуса Христа Святых последних дней, должны адаптироваться, чтобы выжить и развиваться в стране, где поощрение со стороны доминирующей Русской православной церкви, продолжает возводить барьеры. Часть 1 объясняет, с чем противостоят западные религии в России . Часть 2 исследует будущее мормонизма в стране, где миссионерская деятельность фактически запрещена .
Москва • Незадолго до 16:00. В пасхальное воскресенье 2018 года на своей первой Генеральной конференции в качестве президента Церкви Иисуса Христа Святых последних дней Рассел М. Нельсон сделал историческое заявление: верующие из Юты построят храм в «крупном городе» в Россия.
И хотя в этой далекой стране было уже за полночь (и большинство русских крепко спали), некоторые Святые последних дней здесь начали яростно переписываться друг с другом.
«Я получала сообщения от моего [бывшего] напарника-миссионера, — вспоминает Кристина Никогосян, работающая в церкви в Москве. «Я плакала три часа».
Это «огромное благословение для России, — говорит она, — что Бог нас видит».
Сергей Антаманов, представитель церкви в России, не слышал новости, пока он не завтракал на следующее утро, и его страница в Facebook взорвалась неожиданным развитием событий.
И Антаманов, и Никогосян знают религиозную реальность. 23 000 Святых последних дней в стране — наименьший из Давидов по сравнению с русским православным Голиафом, чье влияние и инфраструктура доминируют в физическом и духовном ландшафте.
(Майкл Стэк | Специально для The Salt Lake Tribune) Святая Кристина Никогосян стоит у ворот центрального молитвенного дома в Москве.
(Майкл Стэк | Специально для The Salt Lake Tribune) Сергей Антаманов, представитель Церкви СПД, в центральном доме собраний в Москве.
Это преобладающая религия людей. Его разноцветные купола переплетаются с линиями горизонта среди цитаделей и скульптур, квартир советских времен и блестящих новых торговых центров. Его соборы почти так же распространены, как шпили Святых последних дней стандартной марки в округе Юта.
В этой огромной стране эти округлые крыши Православия говорят не только об архитектуре и эстетике: Это, молча трубят они, наша земля и наша идентичность.
Будет ли позволено вторгшемуся храму Святых последних дней, представляющему религию не только с Запада, но и из Америки, испортить эту картину?
Поддержание визуального сообщения
В 2016 году российское правительство приняло строгий закон против прозелитизма со стороны так называемых религиозных меньшинств. Запрещено говорить о религии на улицах, дома и в любых общественных местах.
Цель состояла в том, чтобы предотвратить или, по крайней мере, воспрепятствовать росту этих деноминаций или переманиванию верующих из Русской Православной Церкви.
Еще одна тактика, используемая для ограничения этих религий, заключается в том, чтобы помешать им строить свои собственные церкви.
«Местные власти продолжали препятствовать получению земли организациями религиозных меньшинств, — говорится в Докладе Госдепартамента США о международной религиозной свободе в России за 2018 год, — и отказывали им в разрешениях на строительство молитвенных домов».
В отчете цитируется «высокопоставленный член Совета при Президенте РФ по правам человека и развитию гражданского общества», который заявил, что «среди региональных властей появилась новая тенденция ограничивать строительство или восстановление молитвенных домов и церквей на землях жилых домов. ”
Государственный департамент заявил, что в марте в двух отдельных случаях «власти снесли жилые дома на частных землях, которые использовались под церкви, один в Новороссийске и один в Абинске».
Мусульмане тоже обнаруживают, что их потребность в новых священных местах блокируется правительством.
«Как и везде в мире, сегодня в России растет число мусульман, — говорит заместитель заведующего международным отделом Духовного собрания мусульман России Азамат Абдусаломов. «Идет большой приток внешней и внутренней миграции, [что вызывает] необходимость увеличения количества мечетей в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других городах».
В Москве более миллиона мусульман и всего четыре мечети.
«Этот вопрос требует внимания и должен быть решен», — пишет Абдусаломов в электронном письме. «Власти не хотят решать этот вопрос и скидывают этот вопрос на русский национализм и другие причины, но, по сути, эти вопросы можно решить».
Необходимо больше мечетей, «потому что у них есть устоявшаяся политика проповеди правильного исламского образования», говорит он, для противодействия «крайним идеям» и привития «концепций гуманности и межконфессионального диалога».
Многие мигранты-исламисты приезжают из-за пределов России, говорит Александр Верховский, директор информационно-аналитического центра «СОВА» — московской некоммерческой организации, которая исследует национализм, расизм и отношения между церквями и светским обществом. «Необходимость строительства новой мечети для них очень важна».
Для российских властей это вопрос контроля, говорит Верховский. Чем меньше мечетей, тем «легче отслеживать и проверять их и их деятельность».
(Майкл Стэк | Специально для The Salt Lake Tribune) Московская Соборная мечеть.
Свидетели Иеговы столкнулись с жесточайшим противодействием своим местам отправления культа. Поскольку правительство назвало эту группу «экстремистской» религией, оно использовало закон для конфискации или закрытия 700 Залов Царства по всей стране.
Будут ли дома собраний мормонов следующими?
(Christopher Cherrington | The Salt Lake Tribune)
Часовни Святых последних дней
С начала XIX века в России «длительные задержки или отказы в выдаче разрешений на строительство церковных зданий90-х», — говорит Дэвид Стюарт, независимый демограф и врач из числа Святых последних дней из Лас-Вегаса.
Когда в 1990-х годах Святые последних дней в Санкт-Петербурге захотели построить свой первый молитвенный дом на земле, принадлежащей церкви, соседи отказались.
Прихожане Русской православной церкви и евангелисты из-за пределов области также протестовали, говорит епископ Шуваловского прихода в Санкт-Петербурге Кирилл Ананич.
Оппозиция стала настолько сильной, что план пришлось отменить и выбрать другое место.
«Против него велась пропаганда, — говорит епископ. «Город, который они предложили в качестве альтернативы, Выборг, находился в 120 километрах, но на самом деле он был намного лучше».
Стюарт в то время был миссионером в Санкт-Петербурге и два месяца служил в Выборге, пока строилась часовня.
По словам демографа, церковь тратила огромные средства на оплату юридических услуг. «Церковные лидеры рассматривали строительство молитвенных домов как важный вопрос, который якобы будет стимулировать рост и способствовать удержанию членов».
(любезно предоставлено Дэниелом Вудраффом) Часовня Церкви Иисуса Христа Святых последних дней в Выборге, Россия.
Такие постоянные постройки также являются топографическим и психологическим маркером того, что мормонизм должен остаться.
Так не вышло.
«Обширная антимормонская агитация дала о себе знать, — говорит Стюарт. «В 1993 году в Выборге было четыре небольших прихода. После того, как часовня была завершена, ветви постепенно объединялись из-за истощения членов. Сегодня там всего одна палата».
Тем не менее, добавляет Стюарт, зарождающаяся вера нуждалась в «получении постоянных мест для собраний, поскольку организации, у которых мы арендовали помещения, постепенно отзывали договоры аренды под давлением Русской православной церкви».
(Фото предоставлено Дэвидом Стюартом) Дэвид Стюарт (в центре) с президентом и сестрой Крил по прибытии в Российскую Санкт-Петербургскую миссию в 1992 году.
Сегодня в Санкт-Петербурге есть три дома собраний, принадлежащих Церкви СПД, но все они были переоборудованы для другого использования. .
Покупка и реконструкция существующих зданий, по-видимому, сейчас в порядке вещей, говорит Стюарт. «Это привлекло меньше внимания и противодействия, чем строительство отдельно стоящих церквей».
(Майкл Стэк | Специально для The Salt Lake Tribune) Дом собраний Святых последних дней в центре Москвы.
Шуваловский корпус, например, находится в здании складского типа, окруженном квартирами. Члены входят с заднего переулка.
Однако, оказавшись внутри, он выглядит как другие молитвенные дома Святых последних дней, с деревянными скамьями, одобренными церковью произведениями искусства Иисуса и просторными классными комнатами.
Стюарт отмечает, что церковь хотела построить собственную часовню, несмотря на то, что «десятина из этого региона невелика».
Операционные расходы, лежащие в основе предположения о том, что каждому собранию нужен собственный молитвенный дом, говорит он, «неприемлемы при таком малом количестве членов».
Однако Стюарт уловил импульс.
«Церковь хочет оставить там свой физический след, — говорит он. «Наличие здания узаконивает церковь как местное учреждение с историей» и будущим.
Точно. Это объясняет, почему Русская православная церковь сопротивляется строительству мест поклонения для религиозных меньшинств.
(Майкл Стэк | Специально для The Salt Lake Tribune) Часовня Святых последних дней в центре кола в Санкт-Петербурге.
Храм на горизонте?
Когда Нельсон объявил, что храм будет построен в «крупном» русском городе, Михаил Котов пошутил, что точно знает, где его поставить — в петербургской крепости, построенной Петром Великим.
В центре находится св. Петропавловский собор, где захоронены цари. Он может похвастаться гигантским ангельским флюгером на шпиле.
Котов, экскурсовод из числа Святых последних дней и вернувшийся миссионер, пошутил, что горожане привыкли видеть ангела, так почему бы не храм с культовой статуей Морония мормонов?
(Майкл Стэк | Специально для The Salt Lake Tribune) Петропавловская крепость на Неве, Санкт-Петербург.
Другие представляют себе «Дом Господа» Святых последних дней, возвышающийся в столице Москве или Саратове на юге России.
На данный момент большинство членов отправляются в Хельсинки, Финляндия, для участия в храмовых обрядах. (В отличие от молитвенных домов, храмы рассматриваются Святыми последних дней как дома Божьи, места, где набожные люди принимают участие в самых священных таинствах своей веры, включая вечный брак.) Киевский (бывший Киевский) храм ближе, но политическая неразбериха вокруг Украина упрощает для участников поездки туда и обратно.
Есть и еще одно препятствие: новые российские законы о конфиденциальности.
Информация о гражданах не может храниться в системах за пределами страны. Компьютерная система Церкви СПД, где обычно хранятся данные о членстве и обширные генеалогические исследования, базируется в Солт-Лейк-Сити.
Участники разыскивают своих предков, а затем несут их имена в храм, чтобы совершить для них заместительные религиозные ритуалы. Но Россия не позволит собирать личные семейные данные за пределами страны.
Когда русские прибудут, например, в Хельсинки, финский храм не сможет получить их записи о членстве или рекомендации.
«Мы не можем использовать FamilySearch [генеалогическое подразделение церкви], но мы придумаем что-нибудь другое», — говорит президент Санкт-Петербургского кола Борис Леострин, курирующий ряд собраний Святых последних дней. «Это то, чему мы должны научиться».
Такие препятствия, по его убеждению, «усилят нас».
(Майкл Стэк | Специально для The Salt Lake Tribune) Борис Леострин, президент Санкт-Петербургского кола СПД.
«Нет ничего невозможного»
Учитывая политический климат в России, Стюарт задается вопросом об обещанном храме мормонов.
«Это стремление, намерение, желание», — говорит он. «Но трудно представить, что проект храма сможет развиваться».
Действительно, через несколько недель после поразительного заявления Нельсона апостол Дитер Ф. Ухтдорф прилетел в Россию, чтобы развеять ожидания и разобраться с российской бюрократией.
Объявление о храме «историческое и прекрасное», сказал Ухтдорф российскому журналисту и ученому Сергею Георгиевичу Антоненко, согласно церковному пресс-релизу. «До сих пор, если [прихожане] хотели пойти в храм, им приходилось выезжать за пределы России».
Ухтдорф добавил: «Мы очень благодарны России за то, что она является страной, где установлена свобода вероисповедания».
Ваш комментарий будет первым