Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Храм в камбодже ангкор: Храм Ангкор-Ват 2022 в Камбодже. Фото храмового комплекса, как добраться, экскурсии, история, карта, туры самостоятельно, стоимость билета, отзывы, ви

Ангкор-Ват в Ангкоре — подробная информация с фото

Общая информация

Ни один из нескольких десятков храмов Ангкора не может сравниться с Ангкор-Ват по красоте. При постройке его было использовано больше камней, чем при строительстве великой пирамиды Хеопса в Египте, причем общая площадь поверхности стен намного больше и почти вся поверхность храма покрыта искусно вырезанными барельефами. Камни для строительства храма добывали в священной горе Пном Кулем, за 50 км, и на плотах сплавляли по реке. Учитывая огромное количество необходимых камней, трудно представить, как камбоджийцы справлялись с этой задачей, имея лишь примитивные по нашим меркам орудия труда. На строительстве было занято более 300 000 рабочих. Как и египетские фараоны, короли Ангкора не жалели никаких усилий, чтобы превзойти своих предшественников и построить храм, равного которому еще не было. С Ангкор-Ват это получилось. Есть лишь несколько рукотворных творений на земле, способных соперничать с этим шедевром.

Строительство Ангкор-Ват было начато королем Сурьяварманом II (1112-1152) и завершено после его смерти. Храм изначально строился как индуистский. Интересно, что его ориентация отличается от всех остальных святилищ Ангкора — главный вход находится с западной стороны, а не с восточной. В индуистской религии запад обычно ассоциируется со смертью, и существует версия, что основным предназначением храма было служить мавзолеем для Сурьявармана II. В пользу этого говорит и то, что барельефы расположены так, что смотреть их нужно, обходя храм против часовой стрелки, как в похоронных ритуалах. С другой стороны, бог Вишну часто ассоциируется с западом. Договорились на том, что Ангкор-Ват служил одновременно и храмом, и мавзолеем короля.

Территория храма огромна. Прямоугольный комплекс Ангкор-Ват занимает 210 гектаров и окружен широким, 190-метровым рвом. Только перейти через ров и дойти до центральной части храма займет как минимум 20-30 минут. Пять главных башен трехъярусного храма поднимаются в высоту на 65 метров: четыре башни по углам храма и одна в центре. Любопытно, что, с какой бы стороны путник ни приближался, ему всегда видны лишь три башни из пяти. Подобный эффект достигается за счет того, что основания храма не видно: оно приподнято на высоком цоколе из латерита и песчаника (850×1000 м), окруженном колоннадой. Дизайн храма не случаен. Центральная башня Ангкор-Вата символизирует священную гору Меру, обитель Шивы, башни по краям — окружающие пики посреди материка (внутренние дворики), окруженные океаном (ров). Семиголовая мифическая змея Нага символизирует мост из радуги, связывающий землю с жилищем богов. Главный, западный, вход в храм Ангкор-Ват — широкие, богато украшенные барельефами и скульптурами ворота. С правой стороны — трехметровая восьмирукая статуя Вишну. Паломники и юноши перед свадьбой по традиции приносят в подношение статуе локон своих волос. От ворот до основного храма ведет широкая улица со скульптурами наг на балюстрадах. По обеим сторонам улицы — два пруда, у северного пруда обычно с утра собираются фотографы, чтобы запечатлеть храм в рассветных лучах солнца. Внутри храм представляет собой три яруса галерей с множеством прекрасных барельефов. В древние времена подниматься на верхний ярус Ангкор-Вата могли только король и верховный жрец. Недавно, после многих лет перерыва, власти открыли доступ на третий ярус храма простым смертным, и теперь можно подняться на самый верх, найти тихий уголок и помедитировать над красотой этого великого произведения искусства. Третий ярус храма — одно из двух мест в Ангкоре, где существуют требования к одежде — необходимо, чтобы плечи и колени были закрыты. Лучшее время, чтобы находиться на вершине Ангкор-Ват, — закат. В это время можно любоваться тем, как золотые лучи заходящего солнца проникают через отверстия в стенах, освещая прекрасных небесных танцовщиц (апсар).

Дойдя по улице до храма, поверните направо, чтобы обойти его, разглядывая барельефы в правильном направлении. Обратите внимание, насколько тщательно, с каким мастерством они вырезаны. Большинство барельефов было создано в XII веке, и только несколько незаполненных стен были доделаны в XVI веке. Сразу видно, насколько мастерство более поздних скульпторов уступает древним мастерам. Осмотреть все барельефы за несколько часов невозможно, лучше сконцентрироваться на самых выдающихся.

Содержание

  • Западная галерея
  • Южная галерея
  • Суд Ямы
  • Восточная галерея
  • Северная галерея

Западная галерея

Битва при Курукшетре — южная часть западной галереи изображает сцену из индийского эпоса Махабхарата, битву между северянами кауравас и южанами пандавас. Снизу изображены бьющиеся пешие воины, управляемые командирами на слонах, над ними — командующие армиями. Обратите внимание на убитого командира, лежащего на куче стрел, воина на слоне, сложившего оружие и признавшего поражение, смертельно раненного офицера, падающего из колесницы и подхватываемого солдатами.

Южная галерея

Армия короля Сурьявармана II — картина триумфального шествия королевской армии. Сам король изображен сидящим на боевом слоне с оружием в руке, похожим на лезвие на длинном древке, его прикрывают от солнца пятнадцатью зонтиками и обмахивают веерами слуги. За королем рядами идут кхмерские воины. В отличие от других барельефов, 94-метровая военная процессия Сурьявармана II, построившего Ангкор-Ват, отражает реальную жизнь того времени. Начинаясь с западного угла, барельеф изображает министров, принцев и принцесс на слонах, чей ранг определяется количеством зонтиков вокруг них. Немного далее парад теряет свой военный характер, чтобы уступить религиозной пышной процессии брахманов с собранными в пучок волосами, которые звонят в маленькие колокольчики. Здесь также можно рассмотреть Раджахотара, или королевского жертвенного священника, которого несут в паланкине позади ковчега со священным пламенем, — перед ним шествуют музыканты, носильщики и шуты. Парад заканчивается на правом краю, изображая сиамцев, в то время союзников кхмеров, в колоколообразных платьях с перьями в волосах, придавая им вид воинов Океании и в течение долгого времени ошибочно принимаемых за варваров. Обратите внимание на прямоугольные отверстия среди королевской армии. Считается, что на этих местах были указания к местонахождению спрятанных королевских сокровищ, и тайцы, захватив Ангкор, вырезали их.

Суд Ямы

Суд Ямы — 60-метровая панель, посвященная суду над умершими богом смерти Ямой (аналог Страшного суда) и изображению рая и ада. Таблички сообщают о существовании 37 небес и 32 адов. Мастера перенесли в рай дворцы, в которых окруженные слугами небожители ведут праздную жизнь — причем их радости вполне земные. А вот часть, изображающая пытки, более разнообразна — здесь властвуют высокие палачи со свирепыми животными. Практически везде можно увидеть две дорожки: та, что повыше, изображает небеса, а та, что ниже, — ад. Слева сверху богатые и известные находятся на их пути к небесам — к буйволу, на котором сидит 18-рукий Яма со своими помощниками, в то время как внизу менее удачливые бедные простые люди начинают долгий, полный страданий путь в ад. Можно видеть, как королевскую пару приветствуют две коленопреклоненные фигуры, справа группа женщин предлагает подарки принцессе — в это время несущие ее паланкин мужчины стоят в ожидании. Правее сверху — небесные дворцы, важные персоны в паланкинах с опахалами, чуть ниже — гаруды и львы, подобно атлантам, держат рай, под ними происходят изуверские пытки ада. За воровство цветов в саду Шивы в тело, распятое на раме, забивают гвозди, а в 23-м круге ада Калашу-тра грешников поджаривают на огне.

Восточная галерея

Взбивание молочного океана — этот барельеф, пожалуй, выполнен наиболее искусно во всем Ангкоре. На барельефе изображено, как 88 асуров (демонов) с лева и 92 деват (полубожеств) справа взбивают океан молока с помощью огромного змея — натянув его, как канат. Сцена взята из священной книги Бхагавата-Пураны и очень часто изображается в кхмерском искусстве.

Интересно, что на барельефе ангелами руководит царь обезьян Хануман, — это неожиданная фантазия кхмерских скульпторов. В самой истории никакие обезьяны не принимали участия во взбивании океана, а сам Хануман — герой другого индийского эпоса Рамаяна.

В этой же галерее находится единственный вход в Ангкор-Ват без лестницы, специально сделанный для того, чтобы король мог садиться на слона прямо из галереи.

Далее в галерее барельеф, изображающий Вишну, уничтожающего врагов. Это поздняя добавка, датируемая XVI веком, выполнена она значительно хуже, чем более старые работы.

Северная галерея

Битва бога Кришны с королем демонов Баном — внук Кришны (даже не пытайтесь разобраться в степени родства богов, запутаетесь) был похищен демоном Баном и заточен в городе, окруженном стеной огня. На панели Кришна сражается с армиями Баны, чтобы освободить внука. Внушительная фигура многоголового и многорукого Баны, сидящего на гаруде (получеловек-полуптица), появляется на барельефе не менее шести раз. В конце панели Кришна, победив Бану, воздает должное Шиве, сидящему на горе Кайлас, и принимает его просьбу сохранить жизнь Бану. В стороне от Шивы — его редко изображаемый в Камбодже сын Ганеша со слоновьей головой.

Вернемся в западную галерею с северной стороны. Битва на Ланке — это один из самых красивых барельефов в Ангкор-Вате. Он изображает сцену одного из последних разделов эпоса Рамаяна — финальную битву между армиями Рамы и предводителем ракшасов (демонов) Раваной. Раванаукрал прекрасную Ситу, жену Рамы. Рама с братом Лакшманом отправились в его царство, чтобы вернуть жену. По дороге они помогли царю обезьян Хануману вернуть свой трон, и тот вместе со своей армией присоединился к походу. На барельефе армия обезьян бьется с ракшасами. Рама сражается с самим Раваной. Раз за разом Рама отсекает каждую из десяти голов Ра-ваны, но они вырастают снова. Только поразив его в сердце стрелой, Рама смог убить Равану.

Обойдя первый ярус храма, поднимитесь на второй ярус по крутой лестнице. Наружная часть второго этажа малоинтересна, но внутри изображены 1500 апсар, небесных танцовщиц. Всего на стенах Ангкор-Вата более 3000 апсар, и ни одна из них не повторяет другую. Даже волосы у них изображены в 37 разных стилях. В 1980-е годы индийские реставраторы пытались очистить храм с помощью средств, содержащих кислоту, и сильно повредили многих танцовщиц. Сейчас большинство из них восстановлено немецкими специалистами.

Смотрите также: Музей кораблей викингов, Центрально-африканская Республика, Фиджи, Гватемала, Алаверди, Пунакха, Остров Амбрим, Музей Пикассо в Париже

Храмы Камбоджи: Ангкор Ват (Angkor Wat)

Увидел отличную панораму с воздуха известнейшего на весь мир камбоджийского храма, впечатлился, и решил вам рассказать подробнее. Но для начала все равно обязательно полетайте над этим древним сооружением. Впитайте дух древней цивилизации.

Огромный храм с остроконечными башнями — чудо симметрии. Символизирует священную гору из индийской мифологии. Вокруг храма находятся рвы, которые символизируют океаны, омывающие подножья божественной горы. Ангкор Ват — самый огромный храмовый комплекс в мире. Интересен он своими галереями, башнями, павильонами и воротами, богато украшенными резьбой по камню, но все они уступают по величию центральному храму.

В 1150 году гигантский комплекс Ангкор Ват был воздвигнут в Камбодже. Скорей всего строительство заняло около 30 лет, поэтому можно считать, что Ангкор Ват начал строиться где-то в 1110 году. Развалины Ангкора лежат приблизительно в 240 км к северо-западу от столицы Камбоджи (бывшей Кампучии) — города Пномпеня, неподалеку от большого озера Тонлесап. Хотя, по идее, храмам Ангкор Ват самое место в Индии, так как они являются типичным образцом индуистской архитектуры.

Кликабельно 3000 рх

Ангкор Ват посвящен индуистскому богу Вишну и служит одновременно святилищем и усыпальницей самого Сурьявармана. Ангкор Ват для кхмерцев, которые правили с IX до XV век в Камбодже — это что-то вроде небесного дворца, в котором может пребывать дух царей.

Перед храмом находится ров шириной в 200 метров. В сезон дождей, который в Камбодже может продолжаться до 4 месяцев, ров наполняется водой. Кроме того, в пределах города вырыто еще несколько озер. Внутрь можно попасть только через главный портал в стене, которая окружает Ангкор Ват на участке в 260 квадратных километров.

Сам храм построен из нескольких платформ, следующих одна за другой. Первая платформа (180 на 180 метров) высотой в 3,5 метра, вторая платформа (110 на 115 метров) возвышается на 7 метров, а третья (75 на 75 метра) — находится над землей в 13 метрах. Все три террасы окружены галереями с двускатными крышами. Башни соединены между собой абсолютно симметричными галереями.

Все постройки симметрично расположены. Это странно, ведь в древние времена кхмеры были не знакомы с законами равновесия. Все постройки в Ангкор Вате отличаются строгостью линий и четкостью. Пышные украшения никак не соответствуют этому. Каждый камень храма покрыт резьбой или барельефами. Чего стоит только галерея первой платформы длиной в 600 метров. Здесь 8 панно общей площадью более 1000 квадратных метров. Чаща всего изображаются сцены из жизни богов. Много эротических мотивов.

Самая популярная фигура, которая здесь встречается — это танцующая богиня Апсара. В центре комплекса на храме Байон изображен лик Бодхисатвы Авалокитешвары, одного из главных персонажей буддийской мифологии. Кроме изображений богов в храмах есть исторические картины. Например, те, которые изображают местных правителей, воинов, идущих на сражение.

Всего в храме 5 главных святынь. Первая расположена в 60-метровой башне, в которую можно попасть только через ворота, лестницу и открытые дворы. Вокруг этой башни находятся еще четыре, где хранятся оставшиеся святыни. Всего в Ангкор Вате более 200 мелких храмов.

Обычно туристы начинают свое путешествие по Ангкор Вату от западного входа. Поднявшись по короткому лестничному пролету на первую террасу в форме креста, охраняемую гигантскими каменными львами, попадают на длинный тротуар, ведущий к центру вашего путешествия. Взгляд падает на гопура (gopura — подъезд, вход в индуистской терминологии) с тремя башнями, верхняя часть которых полуразрушена. Форма этого гопура столь развита и удлинена, что почти походит на отдельное здание. Длинная закрытая галерея, через которую приходится проходить, простирается вдоль рва в обе стороны. Это главный фасад Ангкор Вата. В середине достаточно узкий для основного входа проход, а по краям галереи можно пройти через громадные арки, расположенные на уровне земли. Арки раньше служили проходами для слонов, лошадей и телег.

От центрального входа экскурсоводы ведут туристов направо и проводят до конца галереи, обращая внимание на окна с точеными колоннами и искусно вырезанные барельефы на стенах. В конце галереи можно увидеть все пять башен Ангкора.

Во внутреннем дворе слева и справа находятся два небольших здания — это библиотеки. Они, как и все строения Ангкор Вата, имеют форму креста. За библиотеками — два бассейна (65×50 метров). Левый всегда заполнен дождевой водой, а правый, обычно, сух. Стоя перед левым бассейном можно хорошо разглядеть 10 башен Ангкора (пять из них отражаются в воде).

Между первым и вторым уровнем комплекса находятся крестообразные переходные галереи с квадратными колоннами, делящими двор на четыре части. Некоторые колонны украшены надписями на кхмерском языке и Санскрите. Все остальное свободное место отдано под изящные розетки, карнизы и барельефы.

Фактически нет места, которого не коснулась бы рука резчика. Далее вверх по лестнице можно попасть в галерею второго уровня (100×115 метров). Ее главной особенностью является изображение более 1500 скульптур прекрасных богинь.

Следующий третий, и последний, уровень разрешено было посещать только королю и монахам. Двенадцать лестниц с 40 ступенями каждая — одна в центре каждой стороны и 2 по углам — поднимаются под углом 70 градусов к самому важному уровню. Ступени очень узкие, поэтому подниматься нужно боком, а спускаться спиной, то есть лицом к ступеням.

</cut>

Ангкор Ват мог до нас и не дойти. Слишком много желающих было уничтожить его, даже после того, как Ангкор Ват был открыт. Сегодня на стенах храма видны следы стрельбы. Согласно политическим убеждениям красных кхмеров, страну нужно было освободить от религиозной зависимости, поэтому многочисленные фигуры богов были обезглавлены.

Теперь, по прошествии двух десятилетий, начинаются реставрационные работы.

Как ни странно, но об этом мощном комплексе узнали сравнительно недавно — примерно 100 лет назад. Заблудившись в камбоджийских джунглях близ озера Тонлесап, французский путешественник Шарль Эмиль Буйво долго плутал среди густых зарослей, гигантских деревьев, напуганный хищниками и замученный тучами москитов, но вдруг наткнулся на древний город. До этого о существовании этого комплекса даже не догадывались. Так был «извлечен из небытия» Ангкор Ват («Пагода столицы») — жемчужина мастерства древних кхмеров, крупнейшее в мире культовое сооружение, воздвигнутое в середине XII века, в правление короля Сурьявармана II.

История Ангкорского периода берет свое начало в 800 г. до НЭ, когда кхмерский король Джаяваман II объявляет о независимости Кампучии (Камбоджи) от Явы и основывает столицу нового государства — город Харихаралая, располагавшуюся на севере озера Тонле Сап [Tonle Sap].

Начиная с этого момента, Джаяваман II ведет активную деятельность по захвату территорий ближних государств и к 802 г. до НЭ Кампучия владеет землями, которые сейчас принадлежат Китаю и Вьетнаму. В том же 802 г. он объявляет себя полноправным правителем и создает культ поклонения богу Шиве.

В 889 г. Ясоварман I восходит на трон и принимает решение о начале строительства новой столицы — Ясодхармапура, что в переводе с санскрита – «святой город». Сохраняя традицию, он также, как и его предшественники, строит огромное водохранилище. Строительство водохранилищ было связано не только с бытом и нуждами города, но так же и с соблюдением традиции, корни которой уходят в миф о священной горе Меру, окруженной великим океаном. Гору Меру в религиозном строительстве символизировал храм окруженный водой, а лингам*, находящийся внутри храма, символизировал правителя, который являлся наместником бога на земле. Ясоварман I построил свой храм на холме Пном Бокенг и окружил его рвом, который наполнялся водой из созданного им водохранилища.

За время своего правления Ясоварман I построил немало храмов и провел не меньше реформ.

На протяжении последующих 300 лет великие правители Кхмерской Империи построили немало храмовых комплексов, которые по прошествии многих веков, донесли до нас историю о жизни великой цивилизации. Последний храм был возведен во времена правления Джаявамана VII. После его смерти многовековое строительство прекратилось.

Известно, что уже к 1000 году, в период наивысшего расцвета, город занимал территорию в 190 кв. км, а это означало, что он был крупнейшим городом средневекового мира. Город Ангкор был размером с современный Манхэттен. На обширном пространстве его улиц, площадей, террас и храмов жило 600 000 человек, а в окрестностях города — еще не менее миллиона. Жителями Ангкора были кхмеры, исповедовавшие индуизм, принесенный в Юго-Восточную Азию в I веке н. э.

Самые ранние упоминания об Ангкоре в камбоджийских летописях относятся лишь к XV веку. К сожалению, документов от самого древнего народа не осталось. Они использовали в качестве материала для записей очень непрочный материал, который не выдержал времени. Но большое историческое значение имеют высеченные в камне надписи, их насчитывается более тысячи, большинство из них сделаны на кхмерском языке и на санскрите.

Как возводился комплекс не известно — не сохранилось ни одного источника, кроме легенды, в которой говорится о божественном происхождении города. По этой легенде, принц Преа Кет Меалеа гостил на небесах у бога Индры. Жил там он в прекрасном дворце. Однако принц не понравился небесным танцовщицам, и те упросили бога вернуть его на землю. Чтобы не обидеть Преа Кет Меалеа, Индра велел небесному зодчему Преа Пушнуку построить на земле дворец-храм в точности повторяющий тот, в котором гостил принц. Так по легенде возник Ангкор Ват.

Абсолютно точно, что Ангкор Ват был процветающим городом. Совершенно не понятная причина — почему же он превратился в заброшенный город, куда делись все его жители? Ведь плодородная почва давала три урожая риса в год, озеро Тонлесап изобиловало рыбой, а густые леса — различной дичью. Сейчас существует две основные теории. По первой, в 1171 году город был разгромлен чамами — соседями кхмеров. А в 1431 году тайцы окончательно добили и без того ослабевший народ. Но, тогда совершенно не понятно, почему захватчики не заняли отвоеванные земли …

Существует и вторая теория, которая отрицается ученым миром, так как совершенно фантастична. Она опирается на буддистскую легенду: император был так оскорблен сыном одного из жрецов, что приказал утопить мальчика в водах озера Тонлесап. В ответ разгневанный бог вывел озеро из берегов и сокрушил Ангкор вместе со всеми его жителями.

Ангкор Ват, пожалуй, самое крупное религиозное сооружение когда-либо возводимое человеком. Он гораздо больше любой мусульманской мечети, европейского собора, любой пагоды или пирамиды. Однако, несмотря на всю историческую и культурную ценность, комплексу угрожает серьезная проблема. К сожалению, реконструкцией Ангкор Вата не хотят заниматься серьезно, так как это требует очень больших затрат. Но этот исторический памятник древней культуры находится в очень плачевном состоянии. Очень пагубные последствия для памятников имела война, ведущаяся здесь в течение двух последних десятилетий, а также разграбление храмов ворами. Но, кроме того, неумолимо наступающая растительность джунглей разрушает ангкорские комплексы, его каменные строения покрыты мхами и лишайниками.

На сегодняшний день храмовый комплекс Ангкор внесен в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО.

Интересный факт: все храмы Ангкора построены без применения цемента и каких-либо других связующих материалов. При возведении храмов чаще всего использовались блоки из камня-песчаника, которые сцеплялись по принципу замка, а крепостные стены выкладывали из туфа.

Ангкор Ват окружён рвом шириной 190 м. В старину в нём разводили крокодилов. С западной стороны ров пересекает каменная дамба, которая и является входом на территорию храма. Территория Ангкор-Вата обнесена стеной длиной 1025 м на 800 м. От ворот к храму ведёт длинная и широкая дорога, проложенная по насыпи, поднимающейся над землёй почти на полтора метра.

Ангкор Ват сохранился намного лучше, чем многие другие сооружения комплекса Ангкор, что объясняется тем, что после того, как последние поселения покинули эти места в Ангкор Вате жили буддийские монахи. Живут они здесь и сейчас.

Комплекс был обнаружен 22 января 1861 года французским путешественником Анри Муо. В 1970-е годы некоторые сооружения и скульптуры комплекса пострадали от актов вандализма со стороны солдат Пол Пота. В 1922 году вместе с прочими сооружениями города Ангкор был взят под эгиду ЮНЕСКО.

Велосипед — хорошая идея для прогулки по храмам. Безусловно, только в том случае, если вы предполагаете задержаться в Сием Рипе больше чем на день.

Большинство местного населения предпочитают именно этот вид транспорта, когда посещают Ангкор, а значит у вас есть возможность быть ближе к местному населению, что влечет за собой не только радость и удовольствие, но более низкие цены на еду и напитки на территории храмовых комплексов.

White Bicycles – довольно крупная местная компания, которая сдает велосипеды в аренду. Они поддерживаются многими отелями и гест-хаусами, т. к. основной процент их дохода идет на благотворительные нужды, в поддержку образовательных программ для детей из малоимущих семей.

Такси – довольно распространенный вариант путешествия по храмам. Он удобен для тех, кто хочет «прикоснуться» к сокровищам Ангкора, но предпочитает подобные путешествия в кондиционированной кабине автомобиля. Отрицательной стороной подобных прогулок вероятно может быть то, что вы оказываетесь изолированы от звуков, запахов и многих других прелестей.

Стоимость одного дня аренды такси, колеблется от 25$ до 35$. В основном цена зависит от того, во сколько вы планируете начать прогулку по храмовым комплексам. Если вы предпочитаете встретить рассвет в на одной из чудных террас Ангкор Вата, то стоимость аренды такси будет выше.

Аренда мопедов иностранцами в Сием Рипе запрещена законом. Однако некоторые умудряются привезти мопед из Пномпеня. Если вы нашли способ арендовать мопед, то настоятельно рекомендуем оставлять его на платных парковках, т. к. существует огромная вероятность кражи или угона.

Для желающих открыть вид на Ангкор Ват с высоты птичьего полета, компания Angkor Balloon может предложить вам путешествие в корзине воздушного шара. Маршрут фиксированный и нет возможности менять курс, высота полета около 200 метров над землей. Стоимость удовольствия 11$ с человека (в корзину помещаются до 30 человек). К сожалению, этот вид путешествия не всегда бывает доступен из-за погодных условий.

Путешествие на слонах было на пике популярности в начале 20-го века. Именно на слонах были проложены первые маршруты по храмам Ангкора. Сейчас, конечно же, все более цивилизованно и поставлено в колею организованного туризма. Вы можете прокатиться на слоне от ворот Ангкор Тома до храма Байон. Стоимость такого путешествия обойдется вам приблизительно в 10$. А вот в местечке под названием Ангкор Виладж вы можете не только заказать прогулку на слоне, но даже получить настоящий урок у профессиональных погонщиков. Они обучат вас уверенно сидеть на слоне и вы разучите некоторые команды, чтобы управлять слоном. Стоимость такого курса – приблизительно 50$. Популярен среди путешествующих группами. Стоимость аренды микроавтобуса с водителем (на 12 человек) – приблизительно 50$ в день.

Пожалуй, самый популярный транспорт для передвижения по территории комплекса Ангкор. Кабины рикш бывают достаточно удобные и важный бонус в том, что они могут защитить вас от дождя. Если вам повезет с водителем, то он может оказаться неплохим гидом, а так же, зная временные потоки туристов на основных маршрутах в комплексах, сможет помочь вам избежать толпы фотографирующих и кричащих людей. Стоимость аренды мото-рикшы колеблется от 10$ до 20$ в день.

Как мы и говорили ранее, прогулка пешком не самый удобный вариант путешествия и на то есть много оснований. Во-первых, Ангкор Том находится в 8 км от Сием Рипа. Во-вторых, немало живописных храмов находятся на расстоянии 15-10 км от Ангкор Тома. Немаловажно также учесть и тот факт, что после 11 часов утра солнце пребывает в зените и длительные пешие прогулки могут оказаться очень серьезной нагрузкой на организм. Однако если описанные выше факты не отпугнули вас вы решились на прогулку пешком, то откройте для себя дорогу, пролегающую за стеной Ангкор Тома. Этот маршрут откроет вам не только малоизвестные храмы, спрятанные в зарослях тропических деревьев, но и даст возможность насладиться пением птиц и музыкой джунглей.

Кстати,  буквально  в  Августе  2014  года в  Сием  Рипе открылся гестхаус, называется Snow River, там управляющий русский. Можно множество вопросов теперь решить прямо на месте. Плюс до храмов не далеко, и сам гестхаус вполне приличный, интернет быстрый, полы из хорошего дерева, красиво.

Вот зацените фотографии:

Если пропустили в свое время, не забудьте посмотреть еще один уникальный храм Камбоджи — Храмы Камбоджи: Та Пром (Ta Prohm)

10 Великолепных храмов Ангкора (с картой)

Расположенный между озером Тонлесап и горами Кулен в Камбодже, Ангкор содержит великолепные руины нескольких столиц Кхмерской империи. Ангкор служил резиденцией Кхмерской империи, которая процветала примерно с 9 по 15 века. Сотни уцелевших сегодня храмов — лишь священный скелет огромного политического, религиозного и социального центра древней империи. В период своего расцвета город с населением в один миллион человек был крупнейшим доиндустриальным городом в мире.

После падения Кхмерской империи храмов Ангкора были заброшены и на протяжении столетий освоены джунглями. Расположенные среди густых тропических лесов и рисовых полей, многие храмы в Ангкоре были восстановлены и ежегодно принимают более двух миллионов туристов.

Карта Ангкора

© OpenStreetMap © MapTiler © Touropia

Мигель Висенте Мартинес Хуан / Flickr

Посвященный индуистскому богу Шиве, Та Кео был построен как государственный храм Джаявармана V, сына Раджендравармана, который построил Пре-Рупский храм. Джаяварману V было 10 лет, когда он сменил своего отца в 968 г. н.э. Когда ему было 17 лет, он начал строительство собственного государственного храма, современное название которого Та Кео. Однако храм так и не был достроен.

Легенда гласит, что во время строительства в храм ударила молния, и все работы были прекращены на этапе, когда основная конструкция была завершена, но не было добавлено никакой внешней резьбы. Также уникален тот факт, что Та Кео сделан из зеленого песчаника, а не из других храмов Ангкора более глубокого коричневого или сероватого цвета. Подъем на вершину храма очень крутой, но вид того стоит.

joaquinuy / Flickr

Об этом таинственном храме мало что известно. Предполагается, что Бантей Кдей был буддийским монастырем, поскольку на этом месте были раскопаны сотни статуй Будды. Храм, вероятно, был построен в 12 веке, примерно в то же время, что и храм Та Пром.

Известная как «цитадель клеток», ее конструкция очень похожа на Та Пром и Преа Кхан, но менее сложна и меньше по размеру. После распада Кхмерской империи он веками оставался заброшенным и покрытым растительностью.

nick_bl / Flickr

Пре-Руп с тремя центральными шпилями немного напоминает мини-Ангкор-Ват. Пре Руп был построен как государственный храм короля Раджендравармана в 961 году и был посвящен Шиве. Это был второй храм, построенный после того, как столица была возвращена в Ангкор с Кох Кер после периода политических потрясений.

Пре-Руп сделан из серого песчаника, менее прочного материала, чем розовый песчаник некоторых других храмов Ангкора. Таким образом, время и погода не сослужили храму хорошую службу, и многие сложные резные фигурки и детали были стерты дождем и эрозией. Это разрушающийся храм, но все еще великолепный по размеру и структуре.

Храм Преа Кана — один из крупнейших комплексов Ангкора. Как и близлежащий храм Та Пром, Преа Кхан остался в значительной степени невосстановленным, среди руин растет множество деревьев. Преа Хан был построен королем Джаяварманом VII и, вероятно, служил его временной резиденцией, пока строился Ангкор Том. Совершенный храм слияния, Преа Хан является одновременно буддийским и индуистским храмом.

К воротам храма подходят четыре церемониальных прохода. Восточный вход посвящен буддизму Махаяны с дверями одинакового размера. Другие основные направления посвящены Шиве, Вишну и Брахме с последовательно меньшими дверями, что подчеркивает неравноправную природу индуизма.

Dave_B_ / Flickr

Посвященный Шиве, Пном Бакенг — индуистский храм в форме храмовой горы. Он был построен в конце IX века, более чем за два столетия до Ангкор-Вата, во времена правления короля Ясовармана. Пном Бакенг был архитектурным центром новой столицы, Ясодхарапура.

Храм обращен на восток и построен в форме пирамиды из шести ярусов. После его завершения вокруг храма на уровне земли и на нескольких ярусах было 108 небольших башен. Сейчас осталось лишь несколько башен. Расположенный на вершине холма, храм является очень популярным туристическим местом благодаря великолепным видам на закат.

Ross Huggett / Flickr

Расположенный далеко (около 32 км/20 миль) от основной группы храмов, Бантей Срей является одним из самых маленьких мест в Ангкоре. Однако из-за красивой резьбы он чрезвычайно популярен среди туристов и считается жемчужиной кхмерского искусства. Стены храма, построенного из мелкозернистого розово-розового песчаника, искусно украшены цветочными мотивами и эпическими сценами Рамаяны.

Строительство Бантей Срей началось в 967 году нашей эры. Это единственный крупный храм в Ангкоре, построенный не королем, а брамином по имени Яджнавараха. Храм был в первую очередь посвящен индуистскому богу Шиве. Бантей Срей, современное название храма, означает «Цитадель женщин», так как искусная резьба предположительно хороша для руки мужчины. Его первоначальное имя, Трибхуванамахешвара, означает «великий владыка тройственного мира».

Последняя великая столица кхмерской империи Ангкор Том (буквально «Великий город») вышла на совершенно новый уровень монументальности. Частично он был построен как реакция на неожиданное разграбление Ангкора чамами. Король Джаяварман VII решил, что его империя никогда больше не будет уязвима дома. За стенами высотой восемь метров (26 футов) находится массивный ров, который мог бы согнуть всех, кроме самых решительных захватчиков.

Городская стена имеет башни святилища на каждом углу и пять входных ворот; по одному на сторону света плюс дополнительный восточный портал, Ворота Победы. У каждых ворот есть башня, увенчанная четырьмя огромными лицами, похожими на те, что в храме Байон. Самый увлекательный способ попасть в Ангкор Том — через южные ворота. Дорога здесь окружена 54 богами и 54 демонами, изображающими части популярной индуистской легенды «Взбивание Молочного океана».

beggs / Flickr

Та Пром, несомненно, самые атмосферные и фотогеничные руины Ангкора, из которых растут деревья. Здесь вы все еще можете пережить момент Индии Джонса и почувствовать себя ранним исследователем. Если Ангкор-Ват и другие храмы являются свидетельством гениальности древних кхмеров, то Та Пром в равной степени напоминает нам об устрашающей силе джунглей.

Построенный в 1186 году, Та Пром был буддийским храмом, посвященным матери Джаявармана VII. Это один из немногих храмов в Ангкоре, где в надписи содержится информация о жителях храма. В храме проживало более 12 500 человек, в том числе 18 первосвященников, а для обслуживания храма требовалось еще 80 000 кхмеров, проживающих в окрестных деревнях.

В надписи также отмечается, что в храме хранились золото, жемчуг и шелка. После падения кхмерской империи в 15 веке храм был заброшен и поглощен джунглями.

huminiak / Flickr

В храме Байон есть море из более чем 200 массивных каменных лиц, смотрящих во все стороны. Любопытные улыбающиеся лица, которые многие считают портретом самого короля Джаявармана VII или комбинацией его и Будды, являются мгновенно узнаваемым изображением Ангкора. Построенный в 12 веке королем Джаяварманом VII в рамках масштабного расширения его столицы Ангкор Том, Байон построен точно в центре королевского города.

Байон — единственный государственный храм в Ангкоре, построенный в первую очередь как буддистское святилище Махаяны, посвященное Будде. После смерти Джаявармана он был изменен более поздними индуистскими и буддийскими правителями Тхеравады в соответствии с их собственными религиозными убеждениями.

Храм Байон поднимается на три уровня на высоту около 43 метров (140 футов). Внешняя галерея на первом уровне изображает сцены из повседневной жизни и исторические события, а внутренняя галерея на следующем более высоком уровне изображает мифические фигуры и истории. Некоторые из изображенных фигур — Шива, Вишну и Брахма. На третьем уровне вы встретите многих известных лиц (и туристов).

1. Храм Ангкор-Ват[СМ. КАРТУ]

flickr/Peter Garnhum

Ангкор-Ват (что означает «Городской храм») — самый величественный и самый большой из всех храмов Ангкора. Структура занимает огромный участок площадью почти 200 гектаров (494 акра). Огромный прямоугольный резервуар окружает храм, который поднимается вверх через серию из трех прямоугольных террас к центральному храму и башне на высоте 213 метров (669 футов). Такое расположение отражает традиционную кхмерскую идею храмовой горы, в которой храм представляет гору Меру, дом богов в индуизме.

Построенный во времена правления короля Сурьявармана II в первой половине 12 века, Ангкор-Ват является вершиной кхмерской архитектуры. Знаменитые барельефы, окружающие храм на первом уровне, изображают индуистские эпосы, в том числе мифическое «Взбивание Молочного океана», легенду, в которой индуистские божества взбалтывают бескрайние океаны, чтобы извлечь нектар бессмертной жизни. Рельефы, в том числе тысячи танцовщиц, высечены в стене третьего ограждения храма.

В конце 13 века постепенно перешел от индуистского храма к буддийскому храму Тхеравады. В отличие от других храмов Ангкора, которые были заброшены после падения кхмерской империи в 15 веке, Ангкор-Ват оставался буддийской святыней.

Ангкор-Ват и храмы Ангкора

Специалист по Камбодже Марк

Каждый раз, когда я посещал Ангкор-Ват и храмы Ангкора (которых, как бывшего жителя Камбоджи, слишком много, чтобы сосчитать) опыт было совершенно другим, но столь же полезным.

Храмы, построенные в 7 веке и построенные в течение 600 лет, в северной камбоджийской провинции Сиемреап являются одним из самых важных археологических памятников Камбоджи.

Не зря они являются объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, и вы редко увидите два одинаковых храма — они бесконечно очаровательны.

Число посетителей увеличивается с каждым годом, но все еще есть способы насладиться храмами такими, какими они должны были быть впервые обнаружены, и сбежать от толпы. Есть много способов увидеть их — просто приехав в другое время суток или подойдя с другого направления.

Это руководство предназначено для того, чтобы познакомить вас с ключевыми местами Ангкора и узнать, как их лучше всего обнаружить.

В нашем коротком видео специалист по Камбодже Марк описывает свой личный опыт посещения храмов Ангкора

Какие храмы Ангкора стоит посетить?

Ангкор-Ват, Ангкор-Том и Та-Пром — это «большая тройка», которую непременно хотят посетить посетители. Но, спрятавшись среди тропинок в джунглях, стоит множество малоизвестных храмов, и посещение их со знающим гидом может занять столько дней, сколько вы сможете сэкономить.

Ангкор-Ват

Ангкор-Ват

Ангкор-Ват настолько ассоциируется с Камбоджей, что изображен на национальном флаге. Известный как самый большой религиозный памятник в мире, он был построен в 12 веке королем Сурьяварманом II как дань уважения индуистскому богу Вишну. Позже на нем была построена различная буддийская иконография, поэтому вы увидите множество рисунков и резных фигурок в разных частях храма.

Это массивное сооружение, окруженное рвом протяженностью 3 км. В его центре находится очень высокая башня, представляющая гору Меру, священную гору, которая вплетена в индуистскую историю о рае и аде.

Монахи в Ангкор-Ват Велосипедисты перед Ангкор-Ватом

Виды на окружающие джунгли с вершины впечатляют, а под вами раскинулся огромный храмовый комплекс. Если вас немного трясет от высоты, как меня, поднимитесь и спуститесь по перилам, так как это крутой подъем.

Несмотря на то, что Ангкор-Ват очень популярен для посещения, вы все равно можете найти несколько тихих мест, чтобы перевести дыхание и поразмышлять обо всем, что вас окружает.

Во время одной из моих экскурсий наш гид привел нас в скрытую звучащую комнату. Похлопывание по груди создает фантастический резонанс вокруг вас — такие моменты захватывают дух, как и масштабы Ангкор-Вата.

Лучшее время суток для посещения Ангкор-Вата

Мой совет: приезжайте пораньше и пропустите большинство посетителей, которые приходят после завтрака. Чтобы увидеть как можно меньше людей, идите в обеденное время, когда солнце самое жаркое и все обедают. Есть одно предостережение: из-за полуденного солнца фотографии храма могут выглядеть немного размытыми.

Ангкор Том и Байон

Байон Храм Ангкор Том в Сиемреапе

Вторым из «большой тройки» храмов, который стоит посетить, является Ангкор Том. Этот старый укрепленный город разбросан по разным местам, и каждый район находится в разном состоянии руин.

Изюминкой является Терраса слонов длиной 350 м — каменное изображение знаменитой битвы в истории кхмеров. Это также была смотровая площадка, где король Джаяварман VII (часто называемый самым могущественным королем кхмеров), как говорят, наблюдал, как его победоносные армии возвращаются из битвы.

Храм Байон находится в центре города. Издалека он выглядит беспорядочным, но по мере приближения кажущиеся безликими обломки превращаются в набор из 54 башен, охватывающих в общей сложности 216 ярких, улыбающихся, огромных лиц.

По общему мнению, лица подобны королю Сурьяварману II, который заказал храм. Многие скажут вам, что он был тщеславным императором, но он также был человеком, провозгласившим независимость от королевства Ява в 9 веке, тем самым основав кхмерскую империю, какой мы ее знаем.

Во время одного памятного визита мы наняли скутеры, чтобы добраться до Байона до рассвета. Когда наступило утро, огромные, но красивые каменные лица поднялись из ночи. Было тихо, жутко и красиво одновременно. Я бы также порекомендовал посетить его на закате, когда Байон купается в лучах предвечернего солнца.

Та Пром

Храм Та Пром, Камбоджа

Третий обязательный к посещению храм — мой личный фаворит — остался таким же, каким он был при открытии в начале 19 века. Остались гигантские ползучие смоковницы, частично тянущие храм вниз, а частично поддерживающие его.

Та Пром на рассвете

Лучшее время, чтобы увидеть Та Пром, это рассвет, когда вы стоите в храме в одиночестве.

Путешествие начинается в темноте, с въезда в джунгли. Затем вы идете при свете факелов через джунгли, слушая попугаев и обезьян в навесе над головой.

Прежде чем вы это осознаете, вы уже на территории храма. По мере того как согревающий утренний свет просачивается сквозь навес, туман постепенно поднимается и освещает покрытые мхом вершины храма и внутренние дворы.

Лучший способ посетить храмы Ангкора

Терраса Короля прокаженных, Ангкор Том

Главные храмы можно обойти за один день. Но на самом деле вам нужно как минимум два или три дня, чтобы насладиться опытом.

Получите максимум удовольствия от короткого визита с гидом. Вы просто не получите ту же точку зрения из путеводителя. Лучшие гиды, которых мы используем, хорошо разбираются в истории каждого храма. И они знают все маленькие точки обзора, чтобы увидеть другой вид и лучший порядок, чтобы увидеть вещи.

На базе Сиемреапа (городские ворота к храмам) вы и ваш гид можете взять напрокат велосипеды для неторопливой поездки по памятникам и приходить и уходить, когда вам заблагорассудится.

В качестве альтернативы, если вы хотите исследовать в своем собственном темпе, но не в седле, ваш гид может доставить вас по окрестностям на тук-туке.

Как добраться до Ангкор-Вата и храмов Ангкора

Храм Пхиманакас в Ангкор-Тхоме

До основных храмов можно добраться на автомобиле из Сием-Рипа, где есть собственный международный аэропорт, откуда можно добраться из основных транспортных узлов Юго-Восточной Азии.

Если вы уже во Вьетнаме, вы можете добраться туда по реке — неторопливый семидневный круиз из Хошимина вверх по реке Меконг — отличный способ путешествовать.

От столицы Пномпеня до храмов Ангкора пять-шесть часов езды на машине.

Где остановиться в Сием-Рипе

В Сием-Рипе есть огромное количество прекрасных мест, где можно остановиться. Я бы порекомендовал Belmond La Residence d’Angkor. В этом расположенном в центре бутик-курорте всего 40 номеров, а обслуживание всегда внимательное.

Лучшее время года для посещения храмов Ангкора

Как правило, на севере Камбоджи лучше всего приходится на ноябрь, сразу после сезона дождей. Растительность пышная и яркая, температуры приемлемые, а реки и водопады более впечатляющие.

Однако храмы впечатляют в любое время года. Мне нравится приезжать в зеленый сезон, с мая по октябрь.

Манговые дожди (разговорное название дождей, выпадающих перед муссонами) начинаются в мае и продолжаются до октября. Сентябрь — разгар сезона дождей. Преимущество посещения в это время заключается в меньшем количестве посетителей, что приводит к более личному опыту при осмотре храмов — просто соберите пончо.

Места, где можно поесть возле храмов Ангкора

Клейкий рис, завернутый в банановые листья

В местных прилавках, разбросанных вокруг храмов, можно попробовать фантастические блюда. Вы можете насладиться вкусным свежим обедом всего за несколько долларов.

Мое любимое местное блюдо — рыбный амок, сливочное и ароматное рыбно-кокосовое карри, которое идеально сочетается с клейким рисом.

Чтобы попробовать смесь французских и камбоджийских ароматов, я бы также посоветовал заказать столик в Cuisine Wat Damnak. Этот тихий ресторан расположен в традиционном кхмерском доме и саду, вдали от шума и суеты центра Сиемреапа.

Визит в удаленный храм

Одно из моих самых запоминающихся впечатлений от посещения храма в Камбодже было в Преа Вихеар. Храм расположен на уступе высотой 500 м, с видом на рисовые поля северной Камбоджи и Таиланда, примерно в 140 км вглубь гор от Сиемреапа.

В последние годы Preah Vihear был закрыт для посещения из-за споров о праве собственности между Таиландом и Камбоджей. У меня была редкая возможность уйти до того, как это стало невозможным. Я разбил лагерь на ночь в храме только с моим гидом и горсткой местных монахов.

Этот отдаленный и удивительно изолированный храм теперь снова в камбоджийском туристическом маршруте для более отважных путешественников.

  • Подробнее о пребывании в храме Марка в Преа Вихеар
Буддийские монахи в Преа Вихеар

История храмов Ангкора

Строительство храмов началось в 7 веке и завершилось в 12 веке с завершением Ангкор-Вата.

Каждая структура отличается. Базовые кирпичные конструкции превратились в более величественные и сложные храмы, поскольку буддийские влияния начали преобладать.

Рождение Кхмерской империи произошло в 9 веке, когда Джаяварман II провозгласил себя королем-богом. Империя росла и росла, и в наибольшей степени простиралась до Вьетнама, Мьянмы и Малайзии.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *