Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Храмы и монастыри суздаля: Монастыри и храмы Суздаля

Содержание

Монастыри и храмы Суздаля

Сайт «Русская вера» продолжает серию репортажей о старинных русских городах, чьи топонимы вписаны в историю первых веков существования нашего государства и которые поныне являются известными и посещаемыми историко-культурными центрами. Также мы постараемся рассказать о реликвиях и святынях, находящихся в этих городах. Предлагаем вниманию читателей продолжение репортажа из старинного Суздаля.


Галерея Суздаль

Смотреть онлайн 


Ризоположенский монастырь в Суздале

Ризоположенский монастырь в Суздале — это один из древнейших монастырей Руси, основанный в 1207 году и расположенный в северной части Суздаля недалеко от древнего кремля и реки Каменки. Монастырь был основан в 1207 году суздальским епископом Иоанном. В древности его земли находились на территории Посада, то есть располагались вне городских укреплений, состоящих из насыпных валов, стен и башен.

Святые ворота и колокольня Ризоположенского монастыря

Первые постройки монастыря были деревянными, и ни одна из них не дошла до наших дней. Самым древним сохранившимся сооружением является Ризоположенский собор, возведенный в начале XVI века. В XIII веке рядом с Ризоположенским монастырем была основана еще одна обитель — предназначенный для вдов Троицкий монастырь. По преданию, он был учрежден во исполнение завещания преподобной Евросинии. В конце XVII века при митрополите Иларионе монастырские постройки претерпели значительное изменение. Под руководством трех известных суздальских зодчих Андрея Шмакова, Ивана Мамина и Ивана Грязнова были возведены знаменитые двухшатровые ворота Ризоположенского монастыря (1688 год), к западной части Ризоположенского собора была пристроена богато украшенная паперть. В то же время ими был перестроен в камне собор Троицкого монастыря и сооружена ограда Троицого монастыря. От этих построек до наших дней сохранились изящные Святые ворота и угловая башня, ныне являющиеся частью стены Ризоположенского монастыря. В 1764 году Троицкий монастырь был упразднен, а его земли и постройки отошли к более старому соседу.

В начале XIX века на территории монастыря в честь победы над Наполеоном была воздвигнута 72-метровая Преподобенская колокольня. Последней на территории монастыря была выстроена Сретенская трапезная церковь, выполненная из красного кирпича в псевдорусском стиле (1882 год).

В 1923 году Ризоположенский монастырь был закрыт, его 12 колоколов отправлены в переплавку, а в помещениях монастыря расквартированы охранники политизолятора, располагавшегося в Спасо-Евфимиевом монастыре. В Ризоположенском соборе была устроена электростанция, а Святые ворота использовались как склад горючего.

Крест в память о скорбных утратах 15 храмов Суздаля, погибших в 20-е — 30-е годы XX века

В 1999 году монастырь был передан РПЦ и возобновлен в качестве женского монастыря Владимиро-Суздальской епархии.

Трехглавый Ризоположенский собор (1520–1560 годы) — пример бесстолпного храма, к алтарной части которого примыкают три апсиды. Четверик храма перекрыт крещатым сводом и, будучи лишенным внутренней опоры, увенчан облегченными тонкими и высокими главками, что необычно для подобных сооружений того времени.

Ризоположенский собор одноименного монастыря

Гладкие стены храма прорезаны простыми амбразурами окон, а боковые фасады украшены ложными закомарами и разделены пилястрами на три части с порталами в центральной из них. Паперть, пристроенная к западной части собора в 1688 году, отличается богатым декором, включающим резной портал, а также украшенные «дыньками», «косицами» и полихромными изразцами узорчатые наличники. Главки собора претерпели несколько трансформаций. Исходные шлемовидные купола были в XIX веке заменены луковками, в 1929 году барабаны и главки превращенного в электростанцию собора были вовсе снесены и только в конце 1960-х годов в ходе реставрации им была возвращена первоначальная форма.

Наиболее интересная постройка монастыря — возведенные в 1688 году двухшатровые Святые врата. Врата с двумя разновеликими арками украшены каменной резьбой и ширинками с изразцами. Большая по размеру проездная арка имеет почти полуциркульную форму, арка поменьше отделана мелким рустом. Увенчанные маленькими главками шатры поставлены на невысокие восьмерики с небольшими оконцами, грани шатров отделаны ложными слуховыми окнами.

Вид на Ризоположенский собор и двухшатровые Святые врата

Трехъярусная Преподобенская колокольня появилась на территории монастыря на месте обгоревшей в конце XVIII века шатровой колокольни и была возведена в честь победы в Отечественной войне 1812 года в 1813–1819 годах.

Вид на руины Сретенской трапезной церкви и Преподобенскую колокольню

Строительством 72-метрового сооружения, ставшего самой высокой городской постройкой, руководил суздальский каменщик Кузьмин. Колокольня выполнена в стиле классицизма и является типичной для своего времени, хотя и совершенно не вписывается в общий архитектурный стиль города. Уменьшающиеся ввысь ярусы колокольни опираются на мощный классический портал с аркой и увенчаны шпилем, а для ее отделки использованы сдвоенные колонны с декоративными фронтонами.

Экспозиция в колокольне

От Сретенской трапезной церкви, построенной в 1882 году на месте более старого здания, до наших дней дошли только стены из красного кирпича. Остатки декора указывают на ее принадлежность к псевдорусскому стилю. В советское время после закрытия монастыря здание использовалось сначала в качестве клуба, а позднее как кинотеатр.

Руины Сретенской трапезной церкви и Преподобенская колокольня

В ограде Ризоположенского монастыря сохранились Святые врата бывшего Троицкого монастыря.

Святые врата бывшего Троицкого монастыря

 

Александровский монастырь и Успенская церковь

Александровский монастырь расположен на левом берегу реки Каменки в Суздале. По преданию, был основан в 1240 году Александром Невским. Монастырь получал вотчины от родственников Александра Невского — Ивана Калиты и Ивана II.

Александровский монастырь

В 1608–1610 годах монастырь сожгли дотла поляки. Ни одна постройка, сооруженная ранее XVII века, не сохранилась. В 1764 году при проведении Екатериной II секуляризации земель Александровский женский монастырь был упразднен с обращением собора в приходской храм города. В 2006 году возобновлен в качестве мужского монастыря Владимиро-Суздальской епархии.

Древние памятники монастыря до наших дней не сохранились. Церковь Вознесения Господня с колокольней построена в 1695 году на средства царицы Натальи Кирилловны, матери Петра I.

Вознесенский храм Александровского монастыря

Вознесенская церковь представляет собой высокий двухъярусный четверик, увенчанный пятью главками. С восточной стороны к четверику примыкает большая апсида, с северной стороны пристроен теплый придел, а с востока — паперть. Окна украшены резными наличниками с простыми колонками в первом ярусе и фигурными — во втором. Фигурные колонки использованы и в декоре высоких, устремленных ввысь барабанов.

Восьмигранный столп шатровой колокольни поставлен на невысокий четверик, к которому пристроена деревянная лестница.

Колокольня Александровского монастыря

Ее стены практически лишены декора, что делает ее уникальной среди суздальских шатровых колоколен. Скромным украшением верхней части служит резное обрамление арочных проемов и наличники над окнами-слухами.

В первой половине XVIII века вокруг монастыря была сооружена невысокая ограда, украшенная декоративными башенками со стилизацией под оборонительные башни. Тогда же появились и Святые врата с двухъярусной башенкой.

Святые врата

Церковь Успения Пресвятой Богородицы на Княжьем дворе расположена в восточной части Суздальского кремля. Точная дата строительства церкви неизвестна, но, вероятно, каменная церковь на месте сгоревшей деревянной была поставлена в 1650 году.

Успенская церковь

После сильного пожара 1719 года Успенская церковь была перестроена, обретя нетипичный для Суздаля стиль нарышкинского барокко. Храм имел шатровую колокольню с приделом во имя Сергия и Никона Радонежских (XVII–XVIII века) и был огорожен невысокой оградой с небольшими воротами.

В 1926 году руководство размещавшегося в Спасо-Евфимиевом монастыре политизолятора, обратилось к директору суздальского музея Василию Романовскому с предложением сноса либо Успенской, либо Афанасьевской церкви с целью использования кирпичей «для строительных надобностей». Поставленный перед жестоким выбором Романовский предложил сохранить Успенскую церковь как представляющую собой в соединении с приделом и колокольней более интересный ансамбль, нежели Афанасьевскую. В 1958 году церковь была отреставрирована А. Д. Варгановым.

31 декабря 2009 года храм был возвращен РПЦ и приписан к Александровскому монастырю Суздаля.

 

Покровский монастырь

На правом берегу реки Каменки в северной части Суздаля расположен Покровский женский монастырь. Он был основан в 1364 году при князе Димитрии Константиновиче, но нынешний вид ансамбля сложился лишь в XVI веке, когда монастырь стал местом заточения постриженных в монахини представительниц аристократических фамилий.

Вид на Покровский монастырь

Наибольший подъем монастыря связан с именем Василия III, который в начале XVI века пожертвовал монастырю большие средства, использованные для строительства дошедших до нас Покровского собора и Святых врат, и, по-видимому, не сохранившихся келий и ограды. Одной из первых узниц монастыря стала обвиненная в бесплодии жена Василия III Соломония Сабурова, постриженная в монахини в 1525 году с именем София. Впоследствии возникла легенда, что Соломония во время пострижения была уже беременна и в Покровском монастыре родила царевича Георгия. Якобы мальчик тайно воспитывался где-то в лесу, а когда вырос, стал знаменитым разбойником Кудеяром. В 1934 году при реконструкции монастыря реставратором А. Д. Варгановым была вскрыта гробница предполагаемого сына Соломонии, в которой, он, по его словам, обнаружил лишь детскую рубашку. Однако историк Д. Володихин приводит сведения, что протокола вскрытия гробницы А. Д. Варгановым в 1934 года не существует, а протокол о раскопках, проводимых в монастыре в 1996 году, утверждает, что «погребения на этом месте не могло быть по причине физического отсутствия места для него, ибо фундамент представляет единый монолит». Имена других знатных обитательниц монастыря сохранились в усыпальнице монастыря, расположенной под зданием Покровского собора. Это дочь Ивана III Александра, жена Ивана IV Анна Васильчикова, первая жена Владимира Старицкого Евдокия Нагая, Евпраксия Пожарская, царевна Анастасия. Здесь же была заключена вдова Василия Шуйского царица Мария Буйносова-Ростовская (переехала в Новодевичий монастырь).

Святые врата с Благовещенской надвратной церковью Покровского монастыря

В 1551 году после смерти годовалой дочери Ивана IV была заново отстроена Зачатьевская трапезная церковь, заменившая деревянное строение XIV века. Апсида была пристроена к ней в XVII веке, тогда же появилась поварня и было продолжено строительство ограды, начатое в XVI веке.

В 1923 году монастырь был закрыт и разорен. Начиная с 1933 года в монастыре была расположена военная биологическая лаборатория (БОН ОО ОГПУ, Бюро особого назначения Особого отдела ОГПУ), в которой работали заключенные специалисты, занимавшиеся разработкой биологического оружия. В 1934 году лаборатория была передана биохимическому институту РККА. В 1935 году находившиеся в заключении Николай Гайский и Борис Эльберт впервые в мире создали жидкую вакцину против туляремии. Лаборатория находилась в монастыре до 1936 года.

В 1950–1960-е годы монастырские постройки были реставрированы, в них открылись музейные экспозиции. В 1980-е годы здесь разместился туристско-гостиничный комплекс с рестораном и баром. В соборе был концертный зал.

С 1992 года в древней обители возродилась монашеская жизнь. В настоящее время монастырь действующий. Ему принадлежат собор, здание богадельни, хозяйственные постройки. Избы-кельи построены заново в 1970-х годах на месте обветшавших старых домов. 22 апреля 2020 года в безвозмездное пользование Владимирской епархии передана приказная изба — последнее до того времени не переданное здание на территории монастыря.

Центральным памятником ансамбля является трехглавый Покровский собор (1510–1518 гг.), построенный на месте более древнего деревянного храма неизвестными мастерами. Собор представляет собой массивное четырехстолпное сооружение, стоящее на высоком цоколе и окруженное с трех сторон двухэтажной открытой галереей, на которую ведут две крытых лестницы. С обращенной к реке стороны к зданию примыкает трехапсидная алтарная часть, прорезанная высокими окнами в глубоких нишах. Апсиды разделены гладкими колоннами и украшены резным карнизом с мелким рисунком, который повторяется и в декоре световых барабанов, увенчанных шлемовидными главками. Стены собора, декорированные аркатурно-колончатым поясом и перспективными порталами с дыньками, разделены лопатками на три части и завершаются килевидными закомарами.

Покровский собор одноименного монастыря

За долгие годы своего существования собор неоднократно перестраивался, его первоначальный вид был воссоздан в ходе реставрации 1962 года.

Еще одним древним памятником монастыря являются Святые врата с Благовещенской надвратной церковью постройки 1515 года. Эти врата уникальны по своей функции: они служили одновременно мощной крепостной башней и церковью.

Святые врата с Благовещенской надвратной церковью

Трехглавая церковь располагается в верхней части массивного четверика, прорезанного двумя арочными проемами, и композицией напоминает Покровский собор. Два маленьких придела по углам церкви увенчаны световыми барабанами со шлемовидными куполами, а массивный центральный барабан с узкими окнами опирается на два яруса килевидных закомар. Фасады башни-четверика богато украшены затейливым декором, напоминающим резьбу по дереву. Как и Покровский собор, Надвратная церковь неоднократно перестраивалась. Реставрация 1958 года, выполненная по проекту А. Д. Варганова, вернула памятнику первоначальный вид.

 

Петропавловская и Никольская церкви

У южного, главного входа в Покровский монастырь располагается летняя церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Рядом находится зимняя церковь во имя святителя Николы.

Петропавловский храм в Суздале

Как и монастырь, храмы расположены на низкой луговой стороне реки Каменка, а центр города расположен на другом, существенно более высоком берегу. На этом высоком берегу, непосредственно напротив, расположен небольшой Александровский монастырь (с восточной стороны). C северной стороны, в некотором отдалении, за Покровским монастырем, но в пределах прямой видимости, высятся стены большого Спасо-Евфимиева монастыря.

Никольский храм

Петропавловский храм построен в 1694 году. В 1712 году он дополнен зимней Никольской церковью. Один из приделов Никольской церкви освящен в честь святителя Алексия. По своим размерам церковь могла бы быть собором. Обширный объем храма перекрыт сомкнутым сводом, на котором стоят пять барабанов с главами. Основной объем храма окружен с запада одноэтажной папертью, а с севера приделом такой же высоты. С северно-западной стороны к паперти примыкала колокольня, которая не сохранилась. Однако эта колокольня предопределила некоторую асимметрию строения. Храм имеет четырехскатную кровлю. Верхний ярус стен составляет пояс из кокошников — по шесть на каждой стороне. Декоративное убранство храма строгое и относительно скромное. Стены храма расчленены на три части вертикальными лопатками. Между лопатками расположены окна с нарядными наличниками. С запада на паперть ведет перспективный портал. Барабаны кровли опираются на кокошники.

 

Васильевский монастырь

Васильевский монастырь расположен на восточной окраине города Суздаля. Он был основан в XIII веке на дороге, ведущей от Суздальского Кремля в Кидекшу. Первоначально это было мощное укрепление, впоследствии преобразованное в монастырь.

Вид на Васильевский монастырь в Суздале

По преданию место, которое нынче занимает храм, связано с великим князем Владимиром, который при крещении принял имя Василий, и датой крещения Руси (предположительно, суздальцы приняли христианство в той церкви, которая раньше располагалась на территории современного Васильевского монастыря).

Врата Васильевского монастыря в Суздале

Собор во имя святителя Василия Великого Васильевского монастыря был построен в 1662–1669 годах на месте прежней шатровой деревянной церкви. Его форма чрезвычайно проста: кубовидный объем увенчан главкой, поставленной на восьмигранную призму. Под кровлей собора сохранились основания еще двух барабанов, так что задуман он был как трехглавый.

Собор Василия Великого Васильевского монастыря

Декор собора также чрезвычайно прост, наиболее изысканной его частью являются входные порталы. Небольшая трапезная соединяет с собором трехъярусную колокольню XIX века, скромно украшенную пилястрами и резными карнизами. Одноглавая Сретенская трапезная церковь возведена в конце XVII века. Ее восьмискатная крыша напоминает церковь Архиерейских палат в Суздальском кремле.

Сретенская трапезная церковь

В 1764 году Васильевский монастырь был переведен в разряд заштатных. До 1899 года монастырь был приписан к Ризоположенскому, а до 1916 года — к Спасо-Евфимиеву монастырю. С 1916 года монастырь действовал как женский. Закрыт советской властью 15 февраля 1923 года. С 1960-х годов в монастыре расположились склады. 31 января 1995 года вновь зарегистрирована община мужского Васильевского монастыря. Монастырь передан РПЦ, но не полностью.

 

Храм на месте древней обители

Храм во имя Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы расположен на правом берегу реки Каменки. Храм был построен, по разным данным, в конце XVII века или начале XVIII века и дошел до наших дней без алтарной части и паперти с шатровой колокольней.

Тихвинский храм

Тихвинский храм стоит на месте древнего Андреевского монастыря, разрушенного, по-видимому, во времена польского нашествия. Каменный Тихвинский храм с престолом Андрея Первозванного был построен в Кожевенной слободе вместо двух более древних деревянных храмов — Петропавловской и Андрея Первозванного.

Массивный четверик украшен по углам парными полуколоннами, декоративными наличниками, трехчастными на боковых фасадах, и резным порталом. Верхняя часть здания обрамлена карнизом из тесаных кирпичей с полукруглыми арочками. Четырехскатное кровельное покрытие завершается фигурной главкой, поставленной на высокий барабан с кокошниками. Шатровая колокольня Тихвинского храма была разрушена в 30-х годах XX века. В настоящее время храм не действует.

 

Смоленская церковь в быв. слободе Скучилихе

Церковь Смоленской иконы Пресвятой Богородицы была построена в 1696–1706 годах в слободе Скучилихе, принадлежащей Спасо-Евфимиеву монастырю и расположенной на северной окраине Суздаля, непосредственно к востоку от стен монастыря. Слобода была населена ремесленниками, многие из которых трудились на монастырских стройках. Церковь была приходским летним храмом для жителей слободы, рядом с ней позднее была построена и зимняя церковь Симеона Столпника. Обе церкви выстроены на месте существовавших ранее деревянных. Позднее рядом с церквями построена колокольня в классическом стиле. В настоящее время бывшая слобода вошла в черту города и церкви располагаются в северной части его центральной улицы — Ленина.

Смоленская церковь в Суздале

Четверик пятиглавого храма имеет небольшую паперть. Широкие плоскости стен имеют по три высоко расположенных окна, обрамленных декором из полуколонок и килевидного фронтона. Колонки наличников на северной стороне имеют более изящный рисунок. Главки установлены на тонкие и высокие глухие барабаны. В верхней части стен карниз из зубчиков, балясин и измельченных кокошников.

 

Церковь на Ивановой горе

Церковь Ильи Пророка на Ивановой горе в Суздале была построена в 1744 году на месте деревянной, перенесенной с западной стороны посада по приказу митрополита Суздальского Илариона. Храм стоит на краю Ильинского луга, там, где прежде находилась архиерейская слобода.

Ильинская церковь на Ивановой горе в Суздале

Бесстолпная одноглавая Ильинская церковь является примером посадского храма первой половины XVIII века. Ее основной объем представляет собой восьмерик на четверике и увенчан луковичной главкой.

В XVIII веке рядом с Ильинской церковью располагался небольшой зимний храм во имя Иоанна Богослова. В первые годы Советской власти церковь Иоанна Богослова, а также трапезная и колокольня Ильинской церкви были разрушены.

Проект восстановления храма был разработан в 1970-х годах, но реализовать его удалось только в начале XXI века: колокольня и трапезная были полностью восстановлены в 2010 году.

 

Входоиерусалимская и Скорбященская церкви

Церковь во имя Входа Господня в Иерусалим расположена между Торговыми рядами и оборонительными укреплениями суздальского кремля.

Церковь во имя Входа Господня в Иерусалим в Суздале

Эта типичная для Суздаля летняя церковь была построена на месте снесенной из-за ветхости деревянной Пятницкой церкви. Основной объем в форме четверика окаймлен по всему периметру карнизами с киливедными арочками, опирающимися на небольшие консоли. Три перспективных портала (южный, западный и северный) служат входом в храм, с восточной стороны примыкает глубокая полукруглая апсида. Стены церкви гладкие, а окна украшены резными наличниками с необычным рисунком. Сразу после постройки церковь была пятиглавой, но в XVIII веке четыре главы были снесены и восстановлены только в 1990-х годах.

На Торговой площади в Суздале располагается Скорбященская церковь. Первоначально жителями улиц Воротищи и Старой на этом месте была построена деревянная церковь с трапезной, освященная в честь Воздвижения креста. Приход был небольшим, церковные служители получали жалование от государя, то есть «ругу». В описи города церковь названа «ружной».

Скорбященская церковь

В 1750 году была разобрана деревянная Воздвиженская церковь, и средствами прихожан построена каменная с престолом в честь Пресвятая Богородицы, именуемой «Всех скорбящих радость»; в 1787 году в ней устроен придел во имя святых девяти мучеников, «иже в кизице», Колокольня и ограда. 31 декабря 2009 года храм был передан в пользование Владимирской епархии РПЦ, после чего он был приписан к Богородице-Рождественскому монастырю Владимира.

Скорбященская церковь представляет собой необычное сочетанием «зимнего» типа храма и пристроенной с запада восьмигранной колокольней с характерным для Суздаля вогнутым шатром. Небольшое одноэтажное прямоугольное здание с глубокой апсидой декорировано резными наличниками и необычным для Суздаля карнизом из зеленых и красных балясин. Колокольня с суздальским шатром — «дудкой», имеет некоторое сходство с колокольней Никольской церкви. Для декорации ее фасадов использованы неглубокие четырех- и восьмиугольные ниши, зубчатые карнизы и майоликовые балясины.

 

Старообрядческий храм Козмы и Дамиана

Старообрядческая церковь во имя святых мучеников и бессребреников Козмы и Дамиана расположена в бывшем селе Коровники недалеко от Суздаля на левом берегу Каменки.

Церковь святых Козмы и Дамиана в Коровниках

Летняя Козмодемьянская церковь XVIII века образует архитектурный ансамбль с зимней Крестовоздвиженской церковью конца XVII века. Построена из кирпича в стиле провинциального барокко и по архитектурной композиции представляет собой восьмерик на четверике. На высокий восьмерик поставлен изящный узорчатый барабан с кокошниками, увенчанный небольшой луковичной главкой. Стены лаконично украшены оконными наличниками, небольшим порталом и угловыми пилястрами.

Летняя Козмодемьянская церковь и зимняя Крестовоздвиженская церковь в Коровниках

В 1970-е годы Козмодемьянская церковь с колокольней, наполовину разрушенная, была восстановлена силами Суздальского реставрационного участка. Обе церкви использовались под склады. В апреле 1996 года Козьмодемьянская церковь получила статус памятника архитектуры.

14 декабря 2015 года митрополит Московский и всея Руси РПСЦ Корнилий (Титов) освятил престол суздальского храма во имя святых чудотворцев и бессребреников Козмы и Дамиана.

Хочется отметить, что туристический сервис Суздаля находится на удовлетворительном уровне. В городе есть немало достойных кафе, ресторанов, гостиниц, мест для отдыха. Обилие памятников деревянного и каменного зодчества делает Суздаль заповедником русской культуры. Вернуться из Суздаля в Москву проблематично, потому что прямого автобуса нет, а проходящие маршрутки нужно «ловить» за городом.

Фотографии автора

Монастыри Суздаля: список, описание, фото

Старинный Суздаль хранит много памятников русского зодчества, и особое место среди них занимают действующие монастыри, многие из которых простояли на этой земле более 700 лет. Некоторые суздальские обители на протяжении веков использовались как места заточения неугодных царям представителей знати, инакомыслящих, сектантов и военнопленных. На их территории можно увидеть старинные храмы, уникальные настенные росписи и иконы. В некоторых монастырях выставлены редкие музейные коллекции, раскрывающие страницы истории русского государства.

Содержание:

Содержание:

  1. Спасо-Евфимиев мужской монастырь
  2. Покровский женский монастырь
  3. Ризоположенский женский монастырь
  4. Александровский мужской монастырь
  5. Свято-Васильевский мужской монастырь
  6. Дополнительная информация

Спасо-Евфимиев мужской монастырь

Статья: Спасо-Евфимиева мужская обитель — монастырь-крепость

Спасо-Евфимиев монастырь с высоты птичьего полёта

Христианскую обитель основал в городе князь Суздаля и Нижнего Новгорода Борис Константинович, и произошло это в середине XIV века. Монастырь стоит на высоком левобережье Каменки, откуда древний Суздаль открывается как на ладони. Названа эта обитель в честь своего первого настоятеля – преподобного Евфимия, почитаемого всеми суздальцами святого. Архитектурные памятники монастыря уникальны и не имеют аналогов в русском зодчестве, и поэтому ЮНЕСКО внесло эту обитель в список Всемирного наследия.

Первоначально монастырь выполнял функции крепости, призванной защищать город от врагов. А со времен Екатерины II его использовали как тюрьму для инакомыслящих. Здесь провели свои последние дни декабрист Федор Шаховской, предсказатель Авель, несколько лидеров церковных сект и старообрядческие священнослужители. С 1923 по 1939 год обитель превратили в политизолятор, где отбывали наказание православные священники и противники советской власти.

Вид на постройки Спасо-Евфимиева монастыря

Позже в стенах монастыря содержали военнопленных. В 1943 году в обители находился немецкий фельдмаршал Фридрих Паулюс, плененный в битве за Сталинград. После войны монастырь отдали под воспитательно-трудовую колонию, в которой содержали несовершеннолетних преступников. В конце 1960-годов монастырские памятники отреставрировали и открыли здесь музей.

Главный храм обители – Спасо-Преображенский собор возвели в XVI веке, и его архитектура традиционна для белокаменного суздальского зодчества. Много путешественников приезжают сюда, чтобы увидеть уникальные фрески, сохранившиеся в этом соборе с XVII века. Их авторами являются знаменитые русские изографы Сила Савин и Гурий Никитин. Местом паломничества стал также мраморный склеп, установленный над местом захоронения князя Дмитрия Пожарского.

Вид на Аптекарский огород Спасо-Евфимиева монастыря

К архитектурным памятникам монастыря, помимо главного собора, относят также Благовещенскую надвратную церковь, трапезную церковь Успения и Никольский храм. Гости монастыря ежедневно могут слышать мелодичный колокольный перезвон, который раз в час звонари устраивают на высокой колокольне. Кроме храмов, туристы имеют возможности посетить старый тюремный корпус, где со времен Екатерины II до середины прошлого века содержались заключенные.

Монастырь находится на пл. Ленина. Музеи на его территории открыты для гостей ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 18.00.

Покровский женский монастырь

Статья: Покровский женский монастырь

Покровский монастырь с высоты птичьего полёта

На севере древнего Суздаля, на правом низком берегу Каменки с середины XIV века стоит Покровский монастырь. Его основал князь Суздаля и Нижнего Новгорода Андрей Константинович. В истории этой обители много тайн и загадок. Монастырь «прославился», как место заточения известных женщин своего времени. Здесь отбывали наказание княгини и царицы, дочери и жены самых влиятельных людей русского государства.

Ссылали родовитых пленниц в суздальский монашеский острог не за злодеяния или дурные поступки. Их отправляли в монастырь, когда они по тем или иным причинам становились неугодны правящему государю.

Вид на постройки Покровского монастыря

Поскольку судьба несчастных была заранее предрешена, для них в обители выстраивали деревянные кельи, а хоронили пленниц в подземном склепе, под монастырским храмом.

Первой знатной узницей обители стала Соломония — жена великого князя Московского Василия III. Князь объявил ее бесплотной и отправил в монастырь, где несчастную против ее воли постригли в монахини. В качестве бесправных инокинь в Покровской обители доживали свои дни дочь и племянница Иоанна III, супруги Василия Шуйского, Иоанна IV Грозного и Петра I, дочь Бориса Годунова, а также княжны Александра Черкасская и Ирина Нагая.

Вид на святые ворота с Благовещенской надвратной церковью Покровского монастыря

С 1992 года монастырь возродился как действующая женская обитель. Сегодня он принимает паломников и туристов каждый день. Много путешественников, приезжающих в древний русский город, стараются попасть на территорию этого монастыря, чтобы увидеть красивый собор Покрова и высокую шатровую колокольню. Белоснежный каменный храм возвели в XVI веке на деньги, подаренные монастырю великим князем Московии — Василием III.

В обители сохранились также Святые ворота с надвратной церковью Благовещения и Зачатьевская трапезная церковь, выстроенные здесь в XVI веке. Кроме того, на территории расположен ссудный дом или приказная изба, в подземелье которого содержали знатных узниц. Монастырь расположен на Покровской улице, 43.

Ризоположенский женский монастырь

Статья: Ризоположенский монастырь — монашеская обитель с 800-летней историей

Общий вид Ризоположенского монастыря

Ризоположенская обитель – самая старая, из сохранившихся в Суздальской земле. Она была создана в 1207 году. Кроме почтенного возраста, этому монастырю принадлежат и другие рекорды. Его храмы стоят на самой высокой точке древнего города. Здесь находится и самая большая в Суздале колокольня (72 м), благодаря который этот монастырь виден отовсюду. Высокое здание при храме возвели в стиле классицизм в 1819 году в честь окончания войны с войсками Наполеона.

История древней обители тесно переплетена с судьбой преподобной Ефросиньи Суздальской. Эта христианская святая прославилась, как монахиня-подвижница и целительница. По сохранившимся преданиям, именно благодаря молитвам Ефросиньи, армия хана Батыя, разорившая Суздаль, не тронула православную обитель.

Вид на Святые ворота и Преподобенскую колокольню Ризоположенского монастыря

Как и везде в древней Руси, до XVI века монастырские строения были сделаны из дерева. Первым каменным храмом на территории этой обители стал трехглавый Ризоположенский собор. Позже к нему пристроили красивую, богато декорированную паперть.

С приходом новой власти, в 1923 году старинный монастырь закрыли. С его храмов сняли колокола и отправили их на переплавку. Невзирая на то, что Ризоположенский храм считался памятником архитектуры, в 1929 году в нем разместили электростанцию, снеся храмовые барабаны и купола. В течение сорока лет собор постоянно разрушался от работы силовой установки. В 1969 году, наконец, занялись его реставрацией и куполам храма вернули их первоначальную шлемовидную форму. А с 1999 года монастырскую территорию возвратили церкви и передали женской монашеской общине. Обитель расположена в Суздале на ул. Ленина, 79.

Александровский мужской монастырь

Статья: Александровский мужской монастырь

Общий вид Александровского монастыря

По легенде, основателем Александровской обители считается князь Александр Невский, и датой создания монастыря считается 1240 год. Долгое время эта обитель находилась под покровительством московских князей и называлась «Большой Лаврой». Но от тех времен сохранились лишь два надгробия второй половины XIV века, надписи на которых свидетельствуют, что здесь нашли упокоение суздальские княгини Мария и Агриппина.

С момента основания монастырская жизнь не затихала здесь до 1764 года, когда по указу императрицы Екатерины II обитель упразднили, сделав собор обычным приходским храмом. А в 2006 году, благодаря усилиям Владимирско-Суздальской епархии, на территории древнего монастыря вновь возникла монашеская община.

Вид на святые ворота Александровского монастыря

Сегодня самый старый архитектурный памятник обители — это храм Вознесения Господня с колокольней, который был выстроен в конце XVII века на деньги матери Петра I – царицы Натальи Кирилловны. Церковь Вознесения очень красива. Она состоит из кубического двухярусного четверика, увенчанного пятью изящными главами. Окна обоих ярусов декорированы живописными резными наличниками.

Рядом расположенная шатровая колокольня имеет в основании восьмигранный столп. Стены ее практически не декорированы, что делает эту колокольню уникальной среди других памятников русского зодчества древнего Суздаля. От каменной ограды, некогда окружавшей монастырскую территорию, остался только небольшой фрагмент и Святые ворота, отреставрированные в 1947 году.

Обитель расположена за Покровским мостом, на левобережье Каменки, на ул. Гастева.

Свято-Васильевский мужской монастырь

Статья: Свято-Васильевский мужской монастырь

Общий вид на Свято-Васильевский монастырь

Возле дороги, ведущей на Кидекшу, на восточной окраине города с XIII века стоит Васильевская обитель. Времена, когда ее создали, были неспокойными, и монастырь построили как форпост оборонительных сооружений города. По преданию, эта обитель возникла на месте, где до нее стоял первый дубовый храм Суздаля, в которой Владимир Красное Солнышко крестил горожан.

Как самостоятельный монастырь, обитель просуществовала до 60-х годов XVIII века. А позже, когда многие монастырские территории были ликвидированы, ее приписали к Спасо-Евфимиеву монастырю. Сегодня почти весь монастырский комплекс принадлежит мужской монашеской общине.

На переднем плане церковь Сретения Господня, на заднем собор Василия Великого Свято-Васильевского монастыря

Паломники и туристы приезжают сюда, чтобы увидеть необычный Васильевский собор, сооруженный в 1660-е годы. Раньше этот храм был трехглавым, а сегодня его венчает одна главка. Оформление фасадов собора настолько лаконично и сурово, что храм скорее напоминает старинную крепость. Кроме него, на территории монастыря сохранились трапезная церковь Сретения, каменная ограда, Святые ворота и некоторые другие постройки, которые сейчас занимают монахи. С монастырской колокольни прекрасно видны живописные суздальские просторы.

Территория обители расположена на Васильевской улице.

← СУЗДАЛЬ ВЛАДИМИРСКАЯ ОБЛАСТЬ РОССИЯ →


Дополнительная информация

Отличные экскурсии по Суздалю от Трипстера

Поиск дешёвых авиабилетов в Суздаль на Авиасейлс


Города России

НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

СУЗДАЛЬСКИЙ КРЕМЛЬ

МУЗЕЙ ДЕРЕВЯННОГО ЗОДЧЕСТВА

ВОСКРЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

КАЗАНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

КРЕСТО-НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ВХОДО-ИЕРУСАЛИМСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ПЯТНИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

ЛАЗАРЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

АНТИПИЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ЦАРЕКОНСТАНТИНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

СКОРБЯЩЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

СМОЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ЦЕРКОВЬ СВЯТОГО СИМЕОНА

ИЛЬИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

БОГОЯВЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ТИХВИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

РИЗПОЛОЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ЗНАМЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

БОРИСОГЛЕБСКИЙ ХРАМ

КОЗЬМОДЕМЬЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ПОСАДСКИЙ ДОМ

20 главных церквей и храмов Суздаля

Монастырь Святого Евфимия

Собор Рождества Богородицы

Смоленский храм

Лазаревская церковь

Воскресенская церковь

Успенская церковь Спасо-Евфимиева монастыря

Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря

Покровский монастырь

Ризположенский монастырь

Борисоглебская церковь

Крестовоздвиженская церковь

Царь Константиновская церковь

Александровский монастырь

Успенская церковь

Церковь Петра и Павла

Васильевский монастырь

Покровский собор

Церковь Вознесения

Никольская церковь

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Древний центр Ростово-Суздальского княжества славится своей старинной архитектурой.

Наибольший интерес у туристов вызывают культовые сооружения – монастыри и церкви Суздаля. На ограниченной территории (15 кв. км) сосредоточено 5 монастырей и 35 храмов. Они датируются 16-19 вв.вв. Многие заказники давно стали популярными туристическими объектами и входят в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Самые известные постройки были отмечены ЮНЕСКО и находятся под ее эгидой.

Монастырь Святого Евфимия

Монастырский комплекс возвышается на холме, на берегу реки. Каменки в северной части города. Его основателем был сподвижник Сергия Радонежского Евфимий. Он основал монастырь в 1352 году. Расцвет монастыря пришелся на 17 век.

Богатство и наличие свободной рабочей силы, из числа крепостных, позволяли проводить масштабные строительные работы. Новые здания строились из камня. Стены монастыря имели фортификационное значение. Для усиления обороны по периметру возвели 12 башен.

У главного входа возвышается Пассажная башня высотой 22 метра. На участке перед ним в середине 20 в. помещена бронзовая фигура Д. Пожарского, героя освободительной войны с польскими захватчиками.

Родовая усыпальница рода Пожарских издавна находилась на территории Спасо-Евфимиева монастыря. В конце 18 века он пришел в упадок и был заброшен.

Только в середине 19 в. обнаружен и реконструирован склеп национального героя. Архитектор А. Горностаев спроектировал мавзолей. Мраморное здание просуществовало с 1885 по 1933 год. Несмотря на долгое запустение, могила Пожарского уцелела.

В 2008-09 годах над могилой поставили крест, а затем воссоздали мавзолей. Кроме того, на территории монастыря открыта музейная экспозиция, посвященная легендарному князю-полководцу.

Еще один интересный уголок монастыря – Аптекарский огород. Он предназначен для выращивания лекарственных растений и оборудован в традициях 17 века.

Древняя архитектура и древние традиции Спасо-Евфимиева монастыря позволили ему занять место в списке культурного наследия ЮНЕСКО. Комплекс входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Собор Рождества Богородицы

Среди древнейших культовых сооружений Суздаля — храм, построенный в честь Рождества Богородицы. Он датируется началом 12 века. Над строительством храма работали киевские мастера. В качестве строительного материала использовался цоколь, т.е. обожженная квадратная плита.

В середине 12 в. задача была построена заново, но уже из камня. Впоследствии архитектура храма неоднократно подвергалась изменениям. Количество куполов увеличилось с 3 до 5. На внутренней поверхности появились росписи. Камень в верхней части собора заменили кирпичной кладкой. Таким образом, в архитектуре одного здания можно увидеть фрагменты разных эпох (13-17 вв.).

Интерес для посетителей представляют усыпальницы известных княжеских и боярских родов (Долгоруких, Шуйских и др.), сохранившиеся в склепе. Двери являются уникальным декоративным элементом интерьера.

Их створки выполнены в технике «огневого золочения». Богородице-Рождественская церковь включена в категорию «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля» и находится под эгидой ЮНЕСКО. Собор имеет двойное подчинение : Русская Православная Церковь и Владимиро-Суздальский музей-заповедник

Смоленский храм

Для нужд ремесленников, работавших в Спасо-Евфимовском монастыре, построен отдельный храм, посвященный Смоленскому Иконы Божией Матери, за что и получил соответствующее название – Смоленская.Храм располагался в слободе Скучилиха (ныне улица Ленина), в северной части Суздаля.

Изначально использовался только в теплое время года, как летняя церковь. Для зимнего богослужения рядом был построен храм Симеона Столпника.

Позднее к архитектурному комплексу была пристроена колокольня. Внешнее убранство Смоленской церкви отличается простотой и изысканностью форм, свойственных классическому стилю. Перед входом есть крыльцо. Верхнюю часть здания венчают 5 куполов, которые установлены на высоких тонких барабанах.

Карниз украшен каменными наличниками, балясинами, зубчиками. Здание датируется концом 17 и началом 18 века. В 60-х годах 20 века. под руководством архитектора О. Гусевой проведен комплекс реставрационных работ.

Лазаревская церковь

На территории Суздальского Посада в 15-18 вв. образовался храмовый комплекс, включающий Лазаревскую (летнюю) и Антипиевскую (зимнюю) церкви. Для строительства культовых сооружений был выбран участок между Ризположенским монастырем и Торговой площадью.

Каменная церковь в честь Воскресения праведного Лазаря заменила деревянную постройку 15 века. Архитектурное решение здания характерно для стиля классицизм. Поверхность стен украшают различными декоративными элементами: наличниками, кокошниками, фальш-арками. Каркас из камня венчают 5 позолоченных куполов.

Воскресенская церковь

Парный ансамбль, состоящий из летней (Воскресенской) и зимней (Казанской) церквей, расположен на главной городской площади. Храмы строились в 20-30-е гг. 17 век Рядом с Воскресенской церковью возвышается одноименная колокольня.

Отличается от других суздальских звонниц шаровидным навершием со шпилем. Церковь Воскресения Христова имеет 2-столпную конструкцию, т.е. свод поддерживается 2-мя столпами. На стенах внутри помещения можно увидеть фрески 18-19 веков.

Главной достопримечательностью храма является икона Божией Матери, признанная чудотворной. Преподобный Иоаким, насельник Николаевского монастыря, написал образ после сна. Во сне Богородица повелела отнести икону в Воскресенскую церковь.

Монах исполнил желание небесной заступницы и остался жить рядом с храмом. Предания о жизни Иоакима и чудесах, творимых ликом Богородицы, сохранились до наших дней.

Успенская церковь Спасо-Евфимиева монастыря

Успенская церковь возведена на месте одноименной предшественницы, сгоревшей во время пожара. Для безопасности и прочности здания в качестве строительного материала использовался камень. Исследователи датируют здание серединой XVII века.

В начале 18 века Успенская церковь была перестроена и приобрела черты т. н. «нарышкинское» барокко. Храм имеет столбообразную форму. Его верхняя часть украшена каменными кокошниками. С запада здание примыкает к трапезной палате.

На востоке, вплотную к корпусу, находится часовня имени Святого Диомеда. В непосредственной близости от Успенской церкви находится монастырская звонница и комната архимандрита.

Спасо-Преображенский собор Спасо-Евфимиева монастыря

После кончины основателя Спасо-Евфимиева монастыря игумена Евфимия над его могилой была поставлена ​​небольшая церковь. Это самая старая постройка на территории монастыря (1507-1511 гг.). В конце 16 века к зданию пристроили большой храмовый корпус.

С тех пор церковь носит название Евфимьевской часовни, а собор – Спасо-Преображенского собора. При проектировании святилища за образец был взят макет Рождественской церкви Суздальского Кремля. В дальнейшем архитектура храма неоднократно видоизменялась: в 18 веке была оборудована круговая галерея вдоль стен, в 19го века была пристроена Сергиево-Радонежская часовня.

Внешняя поверхность стен расписана в 17 веке. Элементом традиционного декора, присущего владимиро-суздальскому стилю, является аркадно-колонный пояс. Храм относится к многокупольным культовым сооружениям.

Над центральной частью возвышаются 5 куполов, поставленных на высокие каменные барабаны. Пространство внутри церкви разделено на несколько частей, которые ограничивают 4 столпа. Стены украшены картинами 17 века. Над его созданием работала художественная группа под руководством Гурия Никитина.

Внутреннюю часть центрального купола занимает фреска «Отечество», выполненная костромскими мастерами. Рисунки на стенах и колоннах изображают эпизоды из жизни Иисуса Христа и святых апостолов, а также портреты первых царей из династии Романовых. Собор входит в категорию «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля» и находится под охраной ЮНЕСКО.

Покровский монастырь

Покровский монастырь основан в 1364 году. Инициатором строительства нового монастыря в Суздале был князь Андрей Константинович. Каменные постройки заменили деревянные в начале 16 века.

Причиной капитального ремонта монастыря стало превращение его в место ссылки жизни неугодных княжеских и царских жен. Стены монастыря навсегда закрыли от мирской жизни Соломонию Сабурову, Анну Васильчикову, Марию Шуйскую, Евдокию Лопухину.

Первой коронованной монахиней была жена великого князя Московского Василия III. Была сослана в Суздаль по обвинению в бездетности. Бывший муж выделил средства на создание каменного Покровского собора и надвратной Благовещенской церкви.

Оба здания построены по единому проекту, поэтому отличаются только размерами. В 16-17 вв. по периметру территории возводится мощная оборонительная стена, укрепленная башнями. Его внешний вид с узкими бойницами свидетельствует о его фортификационном назначении.

Башни, относящиеся к разным эпохам, различаются по архитектуре: с шатровым верхом – 17 век, с полукруглым – 18 век. Корпуса построены в форме восьмигранника. На стенах окна с декоративными наличниками. Ансамбль Покровского монастыря включен в список охраняемых объектов ЮНЕСКО.

Ризположенский монастырь

Комплекс Ризположенского монастыря создавался почти 300 лет (16-19 вв.). Центральное место занимал Троицкий собор с 5 куполами. Он был разрушен во время антирелигиозной борьбы в 30-х годах прошлого века. Второй храм на территории монастыря появился в 1688 году. Его главный престол посвящен празднику Положения Риза. Отсюда и название церкви – Ризположенская.

В ознаменование победы русских войск в Отечественной войне 1812 года возведена Благовещенская колокольня. Он имеет три яруса и является самым высоким каменным религиозным сооружением в городе (72 м). Здание выполнено в стиле классицизма. Он увенчан острым шпилем. Святые ворота признаны памятником архитектуры. Их верхняя часть заканчивается двускатным навершием.

Борисоглебская церковь

Правый берег реки Каменки украшает храм в память святых братьев Бориса и Глеба. Исследователи предполагают, что он был построен в 17-18 веках.

Церковь появилась на месте одноименного монастыря, сгоревшего в Смутное время. В приходах по традиции церкви строились попарно: для зимы и для лета. Борисоглебская церковь использовалась в теплое время года, а в холодное время года прихожане переселялись в Никольский корпус.

Внешний вид алтаря соответствует стилю барокко. Помимо основного помещения, где проходят богослужения, к зданию пристроены столовая и колокольня.

На фоне наружных стен церкви выделяются декоративные элементы – пилястры, наличники. Вход оформлен в виде портала. Интерьер украшен картинами 18-19 веков.

Рекомендуем оформить туристическую страховку с покрытием для лечения коронавируса (COVID-19)

Крестовоздвиженская церковь

Отдельный храм посвящен Святителю Николаю Чудотворцу, почитаемому в народе. Называется Крестово-Никольская. Святилище было возведено на месте старой вотивной часовни «Кресты», посвященной чудесному спасению города от моровой язвы.

Храм расположен в северной части рыночной площади. Он отличается от других городских соборов своим двухцветным убранством. Некоторые стены комнаты окрашены в белый цвет, а некоторые в желтый. Вокруг церкви образовался комплекс культовых сооружений. Он включал трапезную и колокольню.

Царско-Константиновская церковь

Типичный для храмовой архитектуры Суздаля комплекс состоит из Скорбящей и Цареконстантиновской церквей. Они были построены во второй половине 18 века. Бывшая церковь короля Константина была деревянной и полуразрушенной. Его пришлось разобрать и заменить каменным корпусом. За свою историю святилище несколько раз перестраивалось.

В его архитектуре заметны элементы, присущие разным эпохам. Апсида для алтаря была построена в конце 18 века. Крыльцо у главного входа было построено в начале 19 века. Собор является одним из многоглавых. Его верхняя часть увенчана 5 куполами.

В советское время Цареконстантиновский храм использовался для хозяйственных нужд города. Сначала как льносклад, а потом как гараж и общественный туалет. В конце 70-х гг. 20 века здание было возвращено под опеку Русской православной церкви. Он был реконструирован и смог хранить мощи суздальских святых – Евфросинии и Евфимии. Услуги возобновились в 2011 году.

Александровский монастырь

Согласно легенде, основателем монастыря был знаменитый князь Александр Невский. Монастырь должен был стать прибежищем для обездоленных людей, оставшихся без крова после татаро-монгольского нашествия. Строительные работы начались в 1240 году.

На протяжении нескольких столетий монастырь пользовался заботой и благосклонностью правящих династий Рюриковичей и Романовых. Монастырь часто называли Большой Лаврой. В конце XVII века царица Наталья Кирилловна финансировала строительство Вознесенского собора на территории монастыря.

Каменное здание стало играть ключевую роль в общем архитектурном ансамбле. После упразднения монастыря в 60-х гг. В 18 веке храм перешел к местному городскому приходу.

Успенская церковь

Участок на востоке Суздальского кремля занимает церковь Успения Пресвятой Богородицы. Считается, что святилище было построено на месте разрушенной во время пожара старой деревянной церкви. В начале 18 века здание было реконструировано.

К главному зданию пристроена колокольня с шатровым куполом. Отдельное место, отгороженное стеной, занимала Радонежская часовня. Просуществовал 300 лет (17-20 вв.). В архитектуре Успенского собора отчетливо просматриваются черты, присущие «нарышкинскому» барокко.

В середине прошлого века в храме проводились реставрационные работы под руководством архитектора А.Варганова.

Петропавловская церковь

Построенный в конце XVII века храм в честь святых апостолов Петра и Павла. напротив Покровского монастыря. Он прекрасно сохранился до нашего времени и был превращен в музей в 20 веке. В экспозицию вошли предметы, украшенные резьбой и росписью.

Гордостью музея является Иорданский балдахин (XVII век). Он выполнен в виде деревянной беседки. Красивый павильон был использован для покрытия проруби для Крещенских купаний. В Суздале сохранился единственный сохранившийся экземпляр балдахина. Над его оформлением работали мастера и ремесленники Покровского монастыря и Архиерейского дома.

Васильевский монастырь

Васильевский монастырь – один из «пяти» монастырских комплексов Суздаля. Территория примыкает к восточной окраине города. Самые старые постройки монастыря датируются 13 веком. Монастырь не имел богатых покровителей, поэтому строительство в нем велось медленными темпами.

На строительство главного храма ушло 7 лет. В 21 веке святилище продолжает функционировать как религиозный центр. Помимо паломников на территорию пускают экскурсантов. У посетителей есть возможность посмотреть на монастырь с высоты птичьего полета.

Для этого достаточно подняться на колокольню 19 века.

Покровский собор

Ведущую роль в архитектурном ансамбле Покровского монастыря играет собор (16 век). Здание возвышается на высоком цоколе. С трех сторон вдоль стен открытая галерея в 2 этажа. К нему можно подняться по лестнице с 2 сторон. Четвертую стену занимает алтарная часть.

Его можно узнать по спрятанным в нишах окнам. Интерьер поражает своей простотой. Пол покрыт черной керамической плиткой. На стенах нет фресок. В отделке преобладают ткани с высокохудожественной вышивкой. Посетителей интересует могила ссыльных жен князей и царей, насильно постриженных в монахини Покровского монастыря.

В нем покоятся около 20 знатных монахинь. За всю историю своего существования храм претерпел множество изменений. В ходе реставрационных работ в 60-х годах 20 века святилище было восстановлено в первоначальном виде. Колокольня примыкает к северо-западной части Покровского собора.

Верх над ним выполнен в виде шатра. Внизу небольшая церковь (16 век). Он носит название в честь Происхождения честных деревьев креста. Паломники приходят в монастырь помолиться перед мощами Софии Суздальской (Соломонии Сабуровой).

Женщины традиционно просят у святой долгожданного ребенка.

Вознесенская церковь

Александровский монастырь, или иначе Великая Лавра, был основан князем Александром Невским в 1240 году. Его закладка была приурочена к триумфальной победе русских воинов над шведскими войсками.

В архитектурном ансамбле монастыря соборная церковь вместе с зимней церковью занимала ключевое место. В конце XVII века на их месте возвели каменную базилику в честь праздника Вознесения Господня. Средства на строительство выделила овдовевшая царица, мать Петра I, Наталья Кирилловна.

После упразднения монастыря церковь перешла к городскому приходу. Вознесенская церковь имеет в алтарной части 2 престола: Вознесения Господня и мученика Александра Перского. С северной стороны здания находится придел. По преданию, в его склепе сохранилась гробница принцесс Марии и Агриппины.

Согласно легенде, княжеские гробы прикованы цепями и подвешены в воздухе. Проход к гробнице замурован.

Николаевская церковь

Церковь Св. Николая является типичным примером т. н. «кельтские храмы». Он состоит из нескольких срубов, в которых обустроены отдельные части храма: алтарь, зал для молитв, притвор. Здание находилось в селе Глотово (Юрьево-Польский район Владимирской области).

Древесина использовалась в качестве строительного материала. Возраст здания св. 250 лет. В 60-е годы. В 20 веке здание было реконструировано группой архитекторов под руководством М.М. Шаронов. Тогда же было принято решение о переносе Никольской церкви в Суздаль.

Святилище гармонично вписывается в ландшафтное пространство местного Кремля и служит главным ориентиром его западной части. Является одним из объектов Музея деревянного зодчества и крестьянского быта.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы

Необычным по форме и назначению объектом Покровского монастыря являются Святые врата. Их верхняя часть выполнена в виде небольшого храма. Надвратная Благовещенская церковь использовалась не только для богослужений, но и при необходимости могла превратиться в оборонительную башню.

По внешнему виду здание идентично Покровской церкви. По бокам у него проходы, в центре мощный барабан с бойницами. Верх ограничен 3 куполами. Фасад богато украшен. В 1958 году церковь отреставрировали, вернув ей первозданный вид.

Источник поста: guruturizma.ru

Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале

Ангельское пение и красочные фрески в Спасо-Преображенском соборе, колокольный звон и золотые украшения в музейном комплексе Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале создают ощущение рая. Однако история монастыря и суздальских земель полна трагедий, а некоторые музейные экспозиции напоминают ад. Музейный комплекс объединяет десять тематических экспозиций, насыщенных документами и подлинными вещами, связанными с историей Суздаля.

Фото © фотосайт/KirnanoG

Здесь можно сфотографироваться в храме

Огромное внутреннее пространство Спасо-Преображенский собор не давит и кажется теплым и уютным. Вы попадаете в прекрасный красочный мир. Стены и своды собора покрыты фресками известного русского иконописца Гурия Никитина. Особенностью его работ являются яркие цвета и такие элементы, как, например, «прозрачные дома», которые одновременно видны и внутри, и снаружи. Чтобы продемонстрировать важность земных образов и событий, он наполняет их божественным золотым светом. Несколько фресок иллюстрируют святую жизнь прп. Евфимия , включая выбор места и строительство монастыря. Можно фотографировать в храме , а   это редкая возможность. Время от времени в Спасо-Преображенском соборе небольшой хор дает 5-минутный концерт, поет молитвы и церковные песни, и их ангельские голоса действительно трогают сердце.

Фото © кредиты benzinych.ru/Тимофей ШутовФото © кредиты livejournal.com/vita_colorata

Монастырская тюрьма

В 1766 году императрица Екатерина II повелела устроить тюрьму для безумных монахов в Спасо-Евфимиев монастырь . Однако вместо безумных монахов сюда было отправлено множество вольнодумцев, несогласных с правительством и монастырскими тюремщиками. Одним из них был монах Авель. Он был гадателем и точно предсказывал судьбу всех русских правителей. Заключенных содержали в одиночной камере, а самых опасных из них помещали в секретную камеру. Наручники, цепи, замки и ключи, использовавшиеся в тюрьме, выставлены вместе с историями чудесных побегов из монастырская тюрьма .

Фото © Виктория Державина. Тюремная камера

С надеждой на завтрашний рай

В 1943 году Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале стал лагерем для военнопленных офицеров и генералов, в том числе знаменитого генерала Фридриха Паулюса. Вы можете увидеть много фотографий того времени и воспоминаний медсестер и переводчиков, которые там работали. Говорят, итальянские офицеры очень хорошо готовили, пели неаполитанские песни, создавали футбольную команду для игры против Венгрии. В 1993 бывшие военнопленные подарили скульптуру с надписью «С братской дружбой

и надеждой на завтрашний рай ».

Фото © Виктория Державина. Подарок от бывших итальянских военнопленных

Пять раз в день звонарь Музейного комплекса Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале дает небольшой концерт.

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *