Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Храмы в муроме: Топ 15 — храмы Мурома

Топ 15 — храмы Мурома

Муром – город во Владимирской области, известный своей многовековой историей. Это настоящий русский городок, сохранивший в себе все самые интересные и культовые достопримечательности: храмы, церкви, соборы. Несмотря на небольшой размер города, здесь сконцентрировалось большое количество подобных сооружений, причем они достаточно хорошо сохранились. Ежегодно множество туристов и путешественников приезжают сюда со всех уголков России и мира. Все хотят прикоснуться к истории того времени, а также лицезреть всю величественность данных построек.

Список самых известных и популярных храмов города.

Свято-Вознесенский кафедральный собор

Одна из жемчужин Мурома. Стоя на пересечении главных улиц города, собор не может не привлекать внимание местных жителей и туристов. Собор был построен в XVIII веке, однако в начале XX века храм был закрыт, купола и кресты были сняты, а в самом здании основали школу. Сейчас собор восстановлен, он представляет собой белокаменное пятиглавое сооружение.

Адрес: г. Муром, ул. Московская, 15 А

Читайте также: 45 главных достопримечательностей Мурома.

Свято-Троицкий собор

Собор был основан в XVII веке купцом Тарасием Борисовым. Изначально была построена пятиглавая церковь Троицы с золоченными коваными крестами. Позже была достроена Казанская церковь с колокольней. В советское время здание было оборудовано под архивы, затем под мастерские. В 70-ые годы XX века собор стал музеем, а позже монастырь вновь стал действующим. Туристы приезжают сюда, чтобы поклониться мощам покровителей семьи и брака Петру и Февронии.

Адрес: г. Муром, площадь Крестьянина, 3 А

Храм Сретения Господня

Находится на западе Мурома, основан в XVI веке. Раньше на этом месте стояла Дмитриевская церковь. Инициатором постройки Сретенской церкви стал купец Иван Зворыкин. Фасад здания исполнен в классическом стиле, сама церковь состоит из основного здания, трапезной, колокольни и двух приделов. В советское время здание храма было переделано под дом культуры, а затем использовалось для хранения льна. К 1934-му году здание было практически разрушено, в 1997 году началось восстановление храма и его последующее открытие.

Адрес: г. Муром, ул. Карла Маркса, 55

Сайт: sretenskaya.cerkov.ru

Успенская церковь

Первое упоминание было сделано в 1574 году, а в конце XVIII века на средства купца Лихонина построили каменный храм. В течение многих лет церковь неоднократно перестраивалась. К началу XX века церковь была разрушена из-за шаровой молнии, поэтому было принято решение ее разобрать и перестроить. В 1923 церковь закрыли, до 1940 года действовал только придел. Но и его потом упразднили. Восстановление церкви началось только в 1999 году.

Адрес: г. Муром, ул. Красноармейская, 41 А

Благовещенский собор

Изначально в XII веке был построен деревянный храм Благовещения. Мужской монастырь на его месте был основан в XVI веке по приказу Ивана Грозного. Старый деревянный храм был разобран, а московские зодчие построили из камня новый Благовещенский собор. Монастырь пережил многие испытания – здесь были набеги польско-литовских войск, а также случались неоднократные пожары. В советское время храм был долго закрыт, но во времена перестройки его восстановили.

Адрес: г. Муром, ул. Красноармейская, 16

Храм Смоленской иконы Божьей Матери

Была возведена в 1804 году на месте старинной сгоревшей церкви. Строительство финансово обеспечил местный купец Елин. Спустя 28 лет церковь дополнили колокольней, а позже – трапезной и приделом. После Октябрьской революции было принято решение изъять все ценности церкви, а зал был отдан под выставки и выступления академического хора. В 1995 году церковь загорелась от удара молнии, позже ее начали реставрировать. Работы по восстановлению храма продолжаются до сих пор.

Адрес: г. Муром, ул. Мечникова, 1

Спасо-Преображенский собор

Одна из самых старых построек Мурома, основан в XI веке. Монастырь был построен на месте, где жил ранее князь Глеб. В XVI веке был выстроен новый храм по приказу Ивана Грозного. Он пожертвовал сюда книги, иконы, облачение для священнослужителей. В XVIII веке здесь было основано первое духовное училище, работающее по сей день. В 1918 году собор закрыли, имущество было расхищено, а в самом здании были цеха местной фабрики и воинская часть. Начиная с 1995 года собору год за годом возвращали прежний вид.

Адрес: г. Муром, ул. Лакина, 1 А

Сайт: www.svyto.ru

Собор Воскресения Христова

Первое упоминание о нем датируется XVI веком. Но до нас дошли постройки XVII века – это сама церковь, трапезная, Введенская церковь с колокольней и крытая галерея. Свято-Воскресенский женский монастырь, при котором построен собор, функционировал вплоть до XVIII века, однако потом был упразднен по приказу Екатерины II. В советское же время его полностью закрыли, а здание использовалось как склады. Сегодня монастырь функционирует как прежде. Рядом с монастырем находится святой источник, который был назван в честь Петра и Февронии Муромских.

Адрес: г. Муром, пер. Июльский, 1 А

Сайт: www.svm-murom.ru

Николо-Набережная церковь

Была основана в 1700 году. Местные жители называют ее «Никола Мокрый», так как во время половодья Ока разливается вплоть до стен церкви. Фасад здания выполнен в стиле барокко и окрашен в ярко-желтый цвет. Церковь выделяется своими круглыми арками и окнами. Рядом со зданием находятся трапезная и колокольня. В советское время храм был закрыт, открыли его только в 1991 году.

Адрес: г. Муром, ул. Плеханова, 27 А

Храм Космы и Дамиана

Одна из особенных церквей, был построена в XVI веке прямо на том месте, где останавливался Иван Грозный во время похода на Казань. Это место окутано легендами: одно предание сообщает, что название церковь получила в честь двух местных братьев-кузнецов. Они помогали Ивану Грозному завоевать Казань и погибли в ходе боя. Сам храм сделан из белого камня, имеет шатровый купол. До этого был старый купол, который рухнул в XIX веке. Новый был возведен только в 2009 году.

Адрес: г. Муром, ул. Набережная, 10

Храм Андрея Первозванного

Один из самых новых храмов Мурома. Строительство было начато в 2003 году. Строительство шло 6 лет, и храм был освещен в 2009 году. Одноглавый храм выполнен из кирпича и имеет четырехгранную колокольню. До 2010 года храм был приписной к храму Илии Муромца, но позже произошла перерегистрация. Отныне главный храм Андреевский.

Адрес: г. Муром, ул. Ленинградская, 27

Крестовоздвиженская церковь

Церковь располагается на левом берегу Оки. Долгое время монастырь функционировал как приходская церковь. В конце XVIII века на средства купца Антонова здание было перестроено в каменный храм. Церковь имела два придела и трапезную, которая была расширена в XIX веке. До 1929 года здесь проходили службы, на следующий же год храм был разрушен. В 1998 году на месте того храма поставили крест, а в 2009 заложили новый храм, функционирующий по сей день.

Адрес: г. Муром, ул. Экземплярского, 4 А

Церковь Серафима Саровского

Был построен в начале XXI века. Открытие состоялось в 2005 году. В храме находится образ Серафима Саровского, который был причислен к лику святых в 1903 году. Это каменное одноглавое здание, имеющее высокий фундамент. При храме действует благотворительная столовая.

Адрес: г. Муром, ул. Серова, 30

Храм Гурия, Самона и Авива

Основан в 1844 году. Предание гласит, что во времена высокой смертности от чумы и холеры, житель Мурома Гурий Сенцов дал Господу обет. Он пообещал, что построит храм, если Господь спасет от этих болезней его семью. Бог услышал молитвы Гурии, никто из его семьи не заболел. Так и появился данный храм в честь святых Гурия, Самона и Авива. Это кирпичное одноглавое здание, которое во время революции было закрыто. Храм начал функционировать вновь в 1992 году.

Адрес: г. Муром, ул. Красина, 1

Церковь Илии Муромца на Вербовском кладбище

Построена в 1998 году на Вербовском кладбище. Это современный кирпичный храм в новгородском стиле. Здание имеет ровные и широкие фасады без каких-либо украшений. Над западным входом расположена четырехугольная колокольня. Церковь приписана к храму Андрея Первозванного.

Адрес: г. Муром, Вербовское кладбище

Монастыри Мурома. Церкви и храмы Мурома, описание, история монастырей и храмов города Муром

В городе Муром Владимирской области мы погуляем по многочисленным храмам и монастырям, лично я в Муроме увидел самую большую концентрацию культовых сооружений по сравнению с другими городами, в которых бывал: 4 монастыря и 6 отдельных церквей… это на 110,000 населения.

Что удивило? Первое, именно территория монастырей вылизана на блеска. Можно даже намеренно соврать и написать, что , судя по этой фотографии, так выглядит весь город. Далеко не так, увы, но территории церквей (цвинтеры, как говорят ещё в селах юго-запада Брянской области) и монастырей очень ухожены. 

Второе, очень доброжелательные люди: никто не злился, ни у кого не замечал агрессии при виде камеры или при попытках съёмки интерьера той или иной церкви. Наоборот, работающий при храме один мужчина даже советовал, что лучше поснимать. Также в городе познакомился с местной жительницей Юлией, которая также внесла свою лепту, рассказав о приезжавшей в эти места супруги 3 президента России Светланы Медведевой, о популярном в Муроме празднике семьи, любви и верности. 

Начнём с Воскресенского монастыря. Возникновение этого монастыря местная муромская легенда относит к XIII веку и связывает с именами святых муромских князей Петра и Февронии, живших якобы здесь и благословивших своим посещением холм, на котором позднее и возникла обитель. Пётр и Феврония — русские православные святые, почитаемые в РПЦ как покровители семьи и брака. Князь Пётр в летописных источниках не упоминается. Некоторые исследователи отождествляют Петра и Февронию с известным по летописям муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой. Князь Давид правил в Муроме в 1205-1228 гг. и принял постриг с именем Петра, о его супруге практически ничего не известно.Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года в качестве чтимых святых.  

Существует «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (полное оригинальное название: «Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Еѵфросинии»), Создателем которой является Ермолай-Еразм, современник Ивана Грозного, получивший поручение от Московского митрополита Макария написать о муромских святых — Петре и Февронии, которые, как предполагается, правили в Муроме и умерли в 1228 году. Произведение было написано после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году. По мнению исследователей, в повести объединены два народно-поэтических сюжета: волшебная сказка об огненном змие и сказка о мудрой деве. С устно-поэтической народной традицией связан и образ центральной героини — Февронии.

Согласно этой повести- «в городе Муроме правил князь Павел. Когда же его не бывало дома, к его жене являлся летающий огненный змей на блуд. Другим людям он казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу. Он велел жене выспросить у змея, от чего тому смерть может прийти. Змей рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агрикова меча». У князя был брат по имени Петр. Он решил убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребёнок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч.

Однажды Петр пришёл к брату. Тот был дома. Потом Петр пошёл к снохе и увидел, что брат уже сидит у неё. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришёл к снохе и убил змия. Змий принял своё обличье и, умирая, обрызгал Петра кровью, от которой тот заболел проказой. От болезни никто не мог его излечить. Предание гласит, что князю во сне было открыто, будто его может исцелить дочь «древолазца» (бортника), добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка села Ласково в Рязанской земле. Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления, князь пообещал на ней жениться. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Но в процессе лечения Феврония намеренно не залечила один струп на теле князя, из-за чего болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила Петра, и он женился на ней.

Когда Пётр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, и на двух кораблях они отплыли по Оке. В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, начались убийства. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня вернулись, и Феврония в дальнейшем сумела заслужить любовь горожан.

В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час. Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе». Так, Пётр и Феврония считаются православными покровителями семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака. В России с 2008 года 8 июля отмечается День семьи, любви и верности, этот праздник очень популярен в Муроме, едва ли не один из брендов города.

Пятиглавый Собор Воскресения Христова на территории монастыря 1650 года постройки с трапезной и обходной галереей с шатровыми крыльцами. В исторических источниках сам монастырь впервые упомянут в 1566 году.В 1616 году поляки Лисовского убили здесь священника Иоанна. В российской историографии есть такое событие, как «Рейд Лисовского», относящийся к русско-польской войне 1609—1618 годов, в ходе которого лисовчики под командованием пана Лисовского совершили поход в глубь территории России, описав в 1615 году большую петлю вокруг Москвы и возвратившись на территории Речи Посполитой, разорив множество городов России. До 2 половины XVI века храмы и стены монастыря были деревянные, однако между 1646-1648 гг. разбогатевший на торговле купец Авраам Черкасов финансирует строительство каменных сооружений монастыря. Имена зодчих не известны.

Воскресенский женский монастырь просуществовал до 1764 года. После его упразднения, согласно указу Екатерины II о секуляризации церковных земель, Воскресенская и Введенская церкви стали приходскими, а монашествующие, игуменя Мария вместе с двумя монахинями и двумя схимонахинями, были переведены в Троицкую обитель. На протяжении XIX — начала XX веков храмы оставались рядовыми городскими приходами. Здесь же располагалось одно из четырёх городских кладбищ.

В советские годы ансамбль Воскресенского монастыря разделил печальную участь многих муромских храмов. Церкви были закрыты, наиболее ценные предметы вывезли в музей, а здания стали использовать под складские помещения. В 1929 году кладбище уничтожили, а в 1950 году и вовсе устроили над могилами футбольное поле. В 1970—1980-е годы в Воскресенской церкви располагалась спортивная секция. В Воскресенском храме был спортзал с рингом. В 1998 году возрождён монастырь. Получается, где я стою- это кладбище буквально 90 лет назад и футбольное поле 30-50 лет назад. Сознание легко накладывает разные картинки эпох, соответственно облик опять же изменяется. 

Спа́со-Преображе́нский мужской монасты́рь (первоначальное название — «Спа́сский что на Бору́») упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича: «В лето 6604… Изяславъ же исполчися предъ градомъ на поли. Олегъ же поиде к нему полкомъ, и сступишася обои, и бысть брань люта. И убиша Изяслава, сына Володимеря, внука Всеволожа, месяца семтября в 6 день … Олег же вниде в городъ и прияша и горожане. Изяслава же вземше, положиша и в монастыри святаго Спаса …». Ещё существует местное предание, зафиксированное в нескольких списках памятника XVI в. «Повести о водворении христианства в Муроме», повествующее об основании монастыря муромским князем Глебом Владимировичем (Борис и Глеб — младшие сыновья киевского князя Владимира Святославовича; около 987—989 Борис получил от отца Ростов, Глеб — Муром; в междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015г. после смерти Владимира, были убиты старшим братом Святополком; русская православная церковь в 1071г. причислила Бориса и Глеба к лику святых). 

Спасо-Преображенский собор – памятник архитектуры XVI века. Строительство собора принято относить к 1560-м годам. По своим архитектурным особенностям он близок постройкам ростовских мастеров конца XV-XVI веков и представляет собой трехабсидный пятиглавый храм. Воздвигнут по приказу Ивана Грозного в память победы над Казанью, на месте деревянной церкви Спаса. Собор в плане квадратный, внутри разделён четырьмя столбами на три нефа. Первоначально снаружи собор выглядел подчёркнуто монументально. Фасады почти кубического объёма расчленены плоскими пилястрами на три части, каждая из которых завершена полукружными кокошниками. Полуциркульные закомары опираются на широкую ленту карниза из нескольких рядов кирпича, поставленного на ребро. Пять глав установлены на широких барабанах с узкими окнами (освещающими внутреннее пространство храма) и карнизами, украшенными двумя рядами кирпичных зубчиков, а основание центрального барабана – восемью кокошниками. Здание стоит на небольшом фундаменте. Собор отличается скромной орнаментацией, строгой простотой, а так же монументальностью и некоторой суровостью, так как он выполнял функции крепостного здания, являлся во время осады местом хранения ценностей и убежищем для жителей. Внутри храма полностью отсутствует архитектурный декор. В образе интерьера господствует мощь почти ничем не расчленённых стен и квадратных столпов, плавно перетекающих в тяжёлые арки и своды. Истоки подобного подхода к решению храмового интерьера восходят ещё к до-монгольскому времени. 

Этот же собор слева с обратной стороны. А Справа, Покровская церковь, построенная в 1691 году на средства митрополита Варсанофия из рода помещиков Чертковых, проживавших близ Мурома. Церковь тёплая, двухэтажная, одноглавая, прямоугольная в плане с восьмигранным столбом трапезной, смещенным с оси в северном направлении. Из-за перестроек церковь потеряла первоначальный вид, утратила некоторые архитектурные детали, но она и сейчас вместе со Спасо-Преображенским собором и Настоятельским корпусом играет важную роль в ансамбле Спасского монастыря. 

Свя́то-Тро́ицкий же́нский монасты́рь основан во второй четверти XVII века (1643) муромским купцом Тарасием Борисовичем Цветновым. В нём хранятся мощи святых Петра и Февронии. В 1642-1643 годах «тщанием и снисканием» Тарасия Цветнова на месте деревянного храма был возведен Свято-Троицкий каменный собор (на фото), сохранившийся до настоящего времени. В 1643 году Тарасий Цветнов просил у епископа Рязанского и Муромского разрешения на основание при соборе монастыря, и такое согласие он получил.

Главным украшением Свято-Троицкого собора являются кованные золоченые кресты — шедевры кузнечной работы муромских умельцев XVII века, — и поливные изразцы того же столетия с разнообразными орнаментами. Изразцы придают Троицкому собору особое изящество и неповторимое своеобразие, отличающее его от других муромских храмов. Cтиль, в котором создан этот собор, называется русское узорочье.

Ру́сское узо́рочье (моско́вское узо́рочье) — архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Русского государства, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта. В композиции для 1 половины XVII века типична сложная пространственная композиция. Типичные каменные строения этого периода — бесстолпные храмы с сомкнутым сводом, на высоком подклете, с трапезной, приделами и колокольней. Они обычно имеют пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников поверх сводов. Композиция утрачивает монументальную ясность. Для второй половины XVII века больше характерны ясные и уравновешенные, нередко симметричные, композиции. При этом декор фасадов становится также более уравновешенным, его размещение на фасадах подчинено ордеру.

В декоре имеются резные наличники окон (в том числе в виде кокошников), многоярусные кокошники по сводам, карнизы в виде «петушиных гребешков», витые столбики, полуколонки. Интерьер: богатый цветной растительный орнамент стен и сводов. Площадь декора на стенах очень велика. Колонки, ширинки, карнизы, наличники, изразцы.

В 1648—1652 годах в южной части монастыря на одном фундаменте были построены надвратная шатровая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери и прорезная многоярусная колокольня в эпоху краткого, но великолепного расцвета местного зодчества, продолжавшегося до конца XVII столетия. Строительство велось на средства наиболее известного ктитора и основателя обители — «торгового человека» Тарасия Борисова по прозвищу «Богдан Цветной». Богатый купец часто бывал по торговым делам в Москве и был причислен государем Михаилом Феодоровичем Романовым к «московской гостиной сотне». Небольшие, даже миниатюрные размеры шатрового храма не мешают ощущению величественности. Это ощущение во многом объясняется высоким основанием, на которое поставлена церковь, и умело найденными пропорциями храма. В данном случае основанием служат южные врата с двумя разновеликими арками въезда на территорию монастыря.

Сама церковь представляет собой конструкцию «восьмерик на четверике», увенчанную восьмигранным шатром. Все ее составляющие — и довольно массивный куб основного объема, и изящный восьмерик, и шатер, благодаря искусству неизвестного зодчего, представляют собой удивительно гармоничное единство. Особую, неповторимую прелесть храму придает множество столь же необычных, сколь и нарядных деталей из фигурного кирпича. Возможно, любовь местных мастеров к сложному декору объясняется, кроме воздействия московской архитектуры, сильным влиянием школы рязанского зодчества. Она особенно хорошо прослеживается при сравнении Казанской церкви с храмом Святого Духа (1642 год) в Рязани. Много общего можно найти и в принципе перехода от высокого куба храма к небольшому восьмерику, а от него — к шатру. Своды и рязанской, и муромской церквей украшают килевидные кокошники сложного профиля, имеющие почти одинаковый рисунок. Возможно, такая традиция поддерживалась и в более позднее время, т.к. в XVII столетии Рязань и Муром находились в ведении одного иерарха – епископа рязанского и муромского. 

Одним из импульсов в формировании местной архитектуры могло быть тесное общение с ремесленниками южнославянских стран, которые издревле приплывали по Оке в Муром для торговых дел. Так или иначе, «муромские зодчие мастера-муроли, воспитанные на государевом дворе, славились своим искусством. Они схватили всю декоративность московских форм и развили ее до прихотливого узора».

Деревянная церковь Сергия Радонежского 1700 года постройки, перевезённая на территорию Троицкого монастыря из села Красное, которая, хотя и датируется 18 веком, по стилю, безусловно относится к 17 веку. Тем более что, в свою очередь, она была перевезена в село Красное в 1715 году из села Пьяно. О спасённых храмов деревянного зодчества вы можете почитать репортаж из музея под открытым небом «Витославлицы» вблизи от Великого Новгорода. 

А это Благове́щенский мужской монасты́рь, основанный в 1553 году Иваном Грозным, посетившим Муром в 1552 году во время похода на Казань. По преданию расположен на месте деревянной церкви «при дворе» князя Муровского и Черниговского Константина, крестившего Муром. 

В 1616 году монастырь был разрушен и разграблен поляками. На протяжении XVII века обитель постепенно возрождалась из руин.Муромский купец Тарасий Борисович Цветнов вновь отстроил в 1664 году Благовещенский собор и установил на колокольне часы. В 1791 году на территории монастыря было открыто Муромское духовное училище. Во время Отечественной войны 1812 года в монастыре хранились иконы Иверской и Владимирской Богоматери.

Основным элементом декора Благовещенского Собора являются оконные наличники. Боковые обрамления некоторых окон выполнены в виде цветов и балясин. Над венчающим их двойным «многослойным» карнизом возвышаются «разорванные» фронтоны с балясиной по центру. Однако есть и своеобразные мотивы: «корона» со сложным профилем и обрамленный сухариками кокошник, в который вписана цветочная ветвь с бутоном наверху. Ее изогнутые боковые побеги завершаются распустившимися цветами.  Весьма тщательно украшены барабаны пяти глав собора. Световым является только центральный, но каждый из пяти обрамляет своеобразный «аркатурно-колончатый пояс» из тонко прорисованных балясин, соединенных дугами и небольшими фронтончиками. Над «поясом» расположен фриз из «городчатых» фигур, а над ним — сильно выступающий карниз. Он не был изначально частью декора барабанов, а появился только в конце XVIII века (после пожара 1792 года луковичные главки заменили на нынешние, более прихотливой формы). Их можно было бы назвать вычурными, но, благодаря удачно найденной форме перехода от барабана к главке, они вполне органично дополнили облик собора. Менее органичен пристроенный в XIX веке придел с северной стороны, который существенно нарушил первоначальную композицию. 

Одной из достопримечательностей собора считается его западный вход, выходящий на закрытую паперть с крыльцом. Он устроен в виде «перспективного» портала из белого камня, каждый «ярус» арок которого покрыт тончайшей резьбой в виде цветов и бусин, напоминающих обрамления оконных наличников. Опираются арки на резные балясины. Вероятно, первоначально здесь находился парадный вход в собор. Паперть, пристроенная несколько позже к собору с западной стороны, заслуживает особого упоминания. Изящно изогнутые арки (особенно необычна нижняя «ползучая» арка) на фигурных столбиках обрамляют два марша лестницы. Очень своеобразно решение крыльца: с трех сторон оно открыто, каждый его проем выполнен в форме подвесной арки с «висячей» гирькой. Углы крыльца декорированы колонками, повторяющими рисунок арочных столбов. Завершает объем крыльца многопрофильный выносной карниз. Все это сооружение увенчано тремя шатрами. Два небольших шатрика по сторонам сделаны восьмигранными, а центральный шатер (существенно большего размера) — шестнадцатигранным. 

Надвратная Церковь св. Стефания 1716 года постройки ( в 1835 гг.- добавлены ряд элементов). Многие детали фасада: карниз, кокошники, висячие колонки глухого барабана, покоящегося на четырёхскатной кровле, очень близки к деталям Благовещенского собора.  Памятник Петру и Февронии на одноимённой площади перед монастырём. Ранее площадь носила название- площадь Любви, но после визита Президента Дмитрия Медведева с супругой, площадь получила нынешнее название. В следующем выпуске уже о самом Муроме я покажу ещё маленькую интересную деталь в этом памятнике, так что, наберитесь терпения. Благовещенский монастырь воспет Андреем Вознесенским в поэме «Андрей Полисадов» — о предке поэта, настоятеле монастыря архимандрите Алексии (Полисадове), похороненном за алтарём собора.

Теперь посмотрим на отдельные городские храмы. Часовня Михаила Архангела при УВД г.Мурома 2005-2006 гг.возведена в память погибших в Чечне милиционеров. Пятиглавая, трёхабсидная с шатровой колокольней Церковь Вознесения Господня, построенная в 1729 году на пожертвования бургомистра В.Смольянинова, комиссара О.И. Названова и бывшего подьячего А.Герасимова. 

Церковь Смоленской иконы Божией Матери в архитектурном направлении классицизма,построена в 1804 году на средства муромского купца М. И. Елина.Эта 1 постройка в этом стиле в Муроме. Колокольня Смоленской церкви (со шпилем и крестом) до сих пор является одной из самых высоких точек в городе. Основной объём – четверик – перекрыт сомкнутым сводом, увенчан двумя уменьшающимися в диаметре восьмериками с луковичной главкой. С востока к нему примыкает пятигранная аспида, а с севера и с юга – портики ионического ордена с редко поставленными колоннами (своеобразной его трактовкой). Благодаря тому, что портики прорезаны арками, создаётся впечатление воздушности и лёгкости.

Трапезная и колокольня, построенные в 1838 году, выполнены в других масштабах и несколько несоразмерны с основным объёмом церкви. Полуколонны третьего яруса колокольни, пилястры входного портика, арочные, близко поставленные, вытянутые пропорции окна трапезной – архитектурные детали, характерные для первой половины XIX века. Заслуживает внимания своеобразная трактовка ордера, применённого в третьем ярусе колокольни между арочными проёмами звонницы, где сгруппировано по три полуколонны композитного ордера. Подобный приём является одним из местных приёмов, обусловленных традициями зодчих — «муролей», отличным от классических канонов. Церковь Сретения Господня (1795 год), возведённая на средства муромского купца 1 гильдии Ивана Зворыкина. 

На набережной Оки можно увидеть шатровый храм Космы и Дамиана 1556-1565 гг. постройки. Одна из легенд говорит, что Косма и Дамиан — римляне, пришедшие на Русь, и лечившие бесплатно людей, но из зависти были отравлены врагом-язычником. За это их причислили к святым. На Руси они были покровителями кузнечного дела. В другой легенде говорится, что во время похода на «Одоление Казани» в 1552 году на месте, где построена сейчас церковь, Иван Грозный (с 10 по 20 июля 1552года) ставил свой шатёр, обдумывал план взятия татарской твердыни, с этого прибрежного холма наблюдал за переправой войск через р.Оку. На противоположной стороне реки располагался вражеский стан. Войско Ивана Грозного имело перед собой определённые трудности, мешавшие переправе. Около места, где был шатёр царя Ивана Грозного, находился посад кузнецов, из посада к царю явились два брата-кузнеца Козьма и Демьян, и вызвались помочь в переправе войск на правый берег реки Оки. Под покровом ночи они проникли в стан врагов и подожгли шатёр хана, вызвав этим переполох среди врагов. Воспользовавшись этим, войска Ивана Грозного успешно переправились через реку и разбили врагов. Эти два храбреца погибли; их, как героев, причислили к лику святых, а церковь, построенную после победы под Казанью, в честь погибших храбрецов, назвали Козьмодемьянской.

Церковь Николая Чудотворца (Николо-Набережная) 1700-1717 гг. постройки — образец переходного стиля между древнерусским (московским) барокко и барокко европейского склада расположена на террасе окского берега, на одной из самых заселённых улиц Мережской слободы, идущей вдоль берега Оки, в которой проживали рыболовы, поставлявшие рыбу к царскому двору.

Храм строился с 1700 по 1717 годы вопреки запрету Петра I на каменное строительство на средства московского священника Димитрия Христофорова в память об отце, служившем здесь в деревянной церкви. Несмотря на общие композиционные черты со зданиями Мурома второй половины XVII века, Николо-Набережная церковь имеет некоторые своеобразные детали нового времени-«петровского» барокко. Это пучки колонок под общей капителью по углам здания; наличники окон из таких же колонок на резных консолях и с «разорванными» фронтонами вверху; декоративные арки взамен закомар, почти шлемовидные по форме купола. Звонница вместо шатрового покрытия имеет купольное завершение, вместо узких слухов — круглые окна. Особенно «европеизировала » образ этого храма трапезная, пристроенная в 1803 году. В конце XVII столетия в церкви был установлен резной позолоченный иконостас, в котором наряду с традиционными иконами были вкомпонованы изображения двенадцати Сивилл, написанные местным художником А.И. Казанцевым. До революции в церкви находилась икона XIV века почитаемая в городе чудотворной — образ Николая-чудотворца. Теперь он принадлежит Муромскому музею.

Источник: ru-travel.livejournal.com kirill_moiseev

Церковь Николая-Набережная в Муроме, Россия

Церковь Николая-Набережная (Церковь Николая Мокрого) расположена на высоком берегу реки Оки. На эту приметную ярко-желтую церковь открывается прекрасный вид не только с самой реки, но и из городского Окского парка. На Береговой улице Мурома жили торговцы и рыбаки, поставлявшие рыбу царскому двору. Храм расположен на месте деревянной церкви 16 века, которая, по преданию, стояла возле деревянного дворца Ивана Грозного. Новая церковь была построена в 1700-1717 годах вопреки запрету Петра I на каменное строительство. Средства на храм выделил московский священник Д. Христофоров, который таким образом увековечил память своего отца, священника, служившего в деревянном Никольском храме.

Изначально церковь Николая Чудотворца-Набережная была очень маленькой – в одном объеме. Стены четверика украшены просто и изящно: под карнизом здание окружено рядом декоративных арок вместо закомаров и резного тонкого фриза. Высокие пятиглавые барабаны у основания украшены полукруглыми кокошниками. Купола очень близки по форме к шлему. Несмотря на общие композиционные особенности с муромскими храмами второй половины XVII в., церковь Николая-Набережная имеет характерные детали «петровского» барокко: связки колонн под общей капителью по углам здание, наличники окон из тех же колонн, с «рваными» фронтонами наверху.

Колокольня и широкая трапезная пристроены только в 19 веке. Силуэт, симметрично примыкающий к основному объему приземистой трапезной, соединенной с колокольней, несколько облегчается рядом небольших, вытянутых окон с полукольцами в верхней части наличников. Стены трапезной под крышей украшены фризом из квадратных желобков. Двухъярусная восьмиугольная колокольня (восьмерик на четверике) увенчана одной главой. Под карнизом колокольню окружает ряд круглых окон. Звенящий ярус украшен арками, стилизованными под ложные закомары основного объема.

В конце XVII века в Никольской церкви был установлен резной позолоченный иконостас, в который наряду с традиционными иконами были встроены изображения двенадцати сивилл – пророчиц, предсказавших рождение Христа – написанные местный художник А.И. Казанцев. До революции 1917 года в церкви находилась икона святителя Николая Чудотворца XIV века, единственный сохранившийся памятник иконописи, относящийся к античному этапу истории Муромского княжества. Сейчас изображение хранится в Муромском художественном музее.

В храме Николая-Набережная крестили изобретателя современного телевидения Владимира Козьмича Зворыкина.

У подножия горы, под храмом находится источник Святого Николая – самый почитаемый в народе. По преданию, у источника несколько раз являлся сам Николай Чудотворец, а вода обладает целебной силой. Считается, что подземный ручей, прежде чем выйти на поверхность, омывает серебряный крест, заложенный в основании храма.

В 1992 году пострадавшая от времени и запустения церковь Николая Чудотворца-Набережная была возвращена верующим и отреставрирована.

Автор: Королькова В.

Посетите храм Смоленской иконы Божией Матери во время поездки в Муром или Россию

Спланируйте поездку в Муром

  • Индивидуальная поездка

    Маршрут на целый день на основе ваших предпочтений

  • Настройте его

    Усовершенствуйте свое путешествие. Мы найдем
    лучшие маршруты и расписания

  • Забронировать

    Выберите один из лучших отелей и мероприятий. Скидка до 50% на

  • Управление

    Все в одном месте. Все на одной странице.

Узнать больше

Просмотреть все ›

©

Церковь

Спасо-Преображенский монастырь

4.9

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Религиозный объект

Свято-Троицкий женский монастырь

4.7

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Памятник

Памятник Петру и Февронии, муромским святым

4.7

Продолжительность: 1 час 30 минут

Специализированный музей

Театральный музей Ильи Муромца

5,0

Продолжительность: 1 час 30 минут

Боковые поездки из Мурома

©

Специализированный музей

Музей Хрусталя Имени Мальцовых

Гусь-Хрустальный

4. 6

Продолжительность: 1 час 30 минут

Специализированный музей

Музей русского самовара

Касимов

5,0

Продолжительность: 1 час 30 минут

Музей истории

Гороховецкий историко-архитектурный музей

Гороховец

4.7

Продолжительность: 1 час 30 минут

Фонтан

Природный фонтан

Судогда

5,0

Продолжительность: 30 минут

Посмотреть все ›

©

Религиозный объект

Благовещенский монастырь

4,8

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Церковь

Никольская церковь на набережной (Николо-Набережная)

4.9

Продолжительность: 1 час 30 минут

Историческое место

Деревня Карачарово

3. 4

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Церковь

Свято-Троицкая церковь

4.6

Продолжительность: 1 час 30 минут

Скрытые жемчужины в Муроме

Специализированный музей

Хлебная горница

5,0

Продолжительность: 1 час 30 минут

Памятник

Муромский бронепоезд

4.0

Продолжительность: 1 час 30 минут

Религиозный объект

Космодемьянская церковь

5,0

Продолжительность: 30 минут

©

Художественный музей

Муромский историко-художественный музей (Выставочный центр)

4.4

Продолжительность: 1 час 30 минут

Музеи Мурома

©

Специализированный музей

Кибермузей

4,8

Продолжительность: 30 минут

Художественный музей

Муромский историко-художественный музей

4. 0

Продолжительность: 1 час 30 минут

Специализированный музей

Хлебная горница

4.7

Продолжительность: 1 час 30 минут

Музей истории

Дом Зворыкина

2.2

Продолжительность: 30 минут

Ближайшие достопримечательности Мурома

©

Памятник

Памятник Илье Муромцу

4,5

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Мост

Мост вантовый

4,8

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Ориентир

Воскресенский монастырь

5,0

Продолжительность: 1 час 30 минут

Памятник

Муром Былина Камень

4.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *