Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Храмы в центре москвы: Храмы и соборы Москвы, экскурсии на иностранных языках

Содержание

Самые посещаемые храмы Москвы: Топ-10

Два московских архитектора – Даниил Макаров и Филипп Якубчук – решили исследовать, какие православные церкви являются наиболее популярными в Москве в рамках проекта «Urban Sacred/Городское Сакральное». Для этого они проверили частоту поисковых запросов в Яндексе о каждом московском храме, находящемся в пределах кольцевой автодороги.
Выяснилось, что у пользователей интернета наибольшей популярностью пользуются храмы, которые находятся в историческом центре столицы. В значительной степени это объясняется элементарной известностью московских храмов, находящихся в самом центре. Также естественно и то, что эти храмы популярны не только у соотечественников, но и у иностранных туристов, которые приезжают в нашу страну, чтобы полюбоваться на уникальные памятники древнерусской архитектуры. По мере удаления от центра столицы уменьшается и популярность храмов, хотя на самых окраинах Москвы она вновь начинает расти.
Представляем вам десятку самых популярных в Москве храмов, определённую по числу поисковых запросов:

1.

Храм Христа Спасителя (27 200 запросов)

Этот кафедральный соборный храм был заложен в 1839 году в качестве памятника воинам русской армии, сражавшимся и погибшим в битвах с армией Наполеона. Он строился на собранные средства довольно долго – до 1883 года. Во время сталинской реконструкции Москвы храм, как не соответствующий коммунистическим идеалам, был взорван, а на его месте был сделан открытый плавательный бассейн «Москва». Но после падения Советского Союза государство взяло на себя задачу восстановления храма, с чем удалось справиться очень быстро – с 1994 года по 1997 год. Затем храм был передан РПЦ и стал действующим. Внутри храма роскошные интерьеры с расписными стенами, на которых изображены русские князья и исторические персонажи, боровшиеся за единство России и православие. Храму был присвоен статус подворья Патриарха Московского и всея Руси.

2. Кафедральный собор Богоявления Господня в Елохове (1 949 запросов)

Первое упоминание о только что построенном Елоховском соборе есть в указе от 1694 года, изданном патриархом Адрианом. Первые десятилетия эта церковь была деревянной, но позднее по указу Петра I её перестроили из камня. Пожертвование на реконструкцию дала царевна Прасковья Ивановна – дочь Иоанна V. В советский период история храма была полна смут и гонений, но в 90-е годы жизнь в Елоховской церкви нормализовалась. Здесь хранятся многие православные святыни: фрагменты руки апостола Андрея Первозванного, рака с кусочками дерева от креста, на котором был распят Иисус, мощи святителя Иоанна Златоуста, икона Божьей матери «Всех скорбящих радость» и прочие.

3. Церковь Петра и Павла в Ясенево (1 837 запросов)

Село Ясенево было впервые упомянуто в XIV веке. Согласно источникам, на месте современного храма в разное время находился ряд деревянных церквей. Наконец, в 1751 году здесь начали возведение храма в честь первых апостолов Петра и Павла. Строительство закончилось через 2 года. Вместо невзрачных деревянных церквушек, теперь там стоял красивый каменный храм, возле которого появилась усадьба с ухоженными парками и садами, аллеями и прудами.

4. Церковь Всех Святых во Всесвятском на Соколе (1 511 запросов)

Проживавшая в Москве грузинская царевна Дарья Арчиловна в 1733 году распорядилась построить в своей вотчине – подмосковном селе Всехсвятском церковь, посвящённую всем святым. Строительство завершилось через 3 года, после чего церковь освятили. Ещё полвека после этого службы здесь велись на грузинском языке, а при церкви был погост для грузинской знати. К началу XIX века в церкви появился иконостас. Сейчас вокруг церкви находится московский район «Сокол».

5. Церковь Ильи Пророка в Обыденском переулке (1 452 запросов)

Эта деревянная церковь – «обыдень» появилась здесь в 1582 году за один день, во время засухи. Позднее, в 1702-1706 году по проекту И. Зарудного появилось барочное здание, сохранившееся до наших дней. Храм действовал и в советский период, поэтому смог сохранить множество святынь, которые попадали в него на хранение из других закрытых или разрушенных храмов и монастырей. Здесь можно увидеть чудотворную икону Божией Матери «Нечаянная Радость», икону «Огненное восхождение Ильи Пророка», частичку пояса Пресвятой Богородицы.

6. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Ясенево (1 440 запросов)

Самые посещаемые места Казани: Топ-12

Казань является одним из красивейших и старейших волжских городов. Столица нынешнего многонационального Татарстана сочетает в себе западные технологии…

Строительство этого нового храма началось совсем недавно – в 2008 году, а в 2015 году патриарх Кирилл освятил здание нового храма и отслужил там божественную литургию. Архитектура здания храма была позаимствована у византийского храмового зодчества XII века, также по византийским канонам было оформлено и внутреннее пространство храма. Его стены украшают многочисленные мозаики, копирующие лучшие образцы византийской школы.

В церкви есть цокольный этаж, в центре которого находится крестильная купель в честь архангела Михаила.

7. Собор Казанской иконы Божьей Матери на Красной площади (1 424 запросов)

Первый собор на этом месте появился в 1625 году, после чего он неоднократно подвергался разрушениям и последующим реконструкциям, при каждой из которых его облик существенно менялся. Последняя «реинкарнация» собора произошла в 1990 году. Согласно легенде, чудесное обретение иконы Казанской Божьей Матери произошло после сильного пожара 1579 года, превратившего Казань и её кремль в руины. Начавший немедленно отстраивать свой сгоревший дом стрелец обнаружил под слоем песка икону Божьей Матери. По всему городу вскоре поползли слухи о чудесных исцелениях, виновницей которых считали икону. Долгое время эта икона служила покровительницей и защитницей русских воинов. Во время войны с Польшей русская армия брала копии этой иконы, а когда война завершилась победой, то воины обещали построить в центре Москвы храм в честь этой иконы.

8. Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках (1 289 запросов)

Во всей Москве эта церковь является одним из наиболее посещаемых и красивых православных храмов. Архитектура этого памятника XVII века известна далеко за пределами России. Изначально церковь Николая Чудотворца была из дерева, а первое упоминание о ней датируется 1625 годом. На смену ей в 1657 году пришло каменное строение, а вместо простого, строгого стиля появился более вычурный, нарядный – так называемое «дивное узорочье». Этот стиль широко использовал цветные изразцы, яркие краски, множество декоративных элементов. Здание церкви было возведено из кирпича, который был отделан белым камнем, а фасады украшают красно-зелёные изразцы. С момента постройки каменный храм неоднократно реставрировался, однако, богослужения в нём при этом не прекращались – он всегда был открыт для верующих.

Самые романтичные места в России: Топ-10

Когда пара любящих друг друга людей размышляет над тем, какие она может посетить романтические уголки, то в их памяти обычно возникают образы далёких . ..

9. Церковь Михаила Архангела в Тропарёво (1 185 запросов)

Также несколько раз возводилась церковь архистратига Михаила в Тропарёво. Первое, ещё деревянное здание, было поглощено пожаром. В конце XVII столетия решили возвести в честь Михаила каменный храм, который и был построен в 1694 году. Средства на строительство церкви дал женский Новодевичий монастырь, поскольку село Тропарёво принадлежало его приходу. Война с Наполеоном, а позднее и разрушительные первые десятилетия правления большевиков сильно изуродовали храм. Однако в 1964-1970 годах специалисты «Мособлреставрации» много усилий вложили в реставрацию церкви как снаружи, так и внутри. Храм в Тропарёво считается сейчас большой святыней, поскольку в нём хранятся многие очень ценимые христианами реликвии: иконы Божьей Матери «Достойно есть», «Неупиваемая Чаша», икона Святой княгини Анны Кашинской, Великомученика Георгия, Николая Чудотворца, Блаженной Московской Матроны.

10. Церковь Иоанна Воина на Якиманке (1 130 запросов)

Эта церковь появилась в 1704-1713 годах во время правления Петра I. Церковь Иоанна Воина – прекрасный образец русского барокко, он уже свыше трёх веков стоит на Большой Якиманке. Планировка у здания исконно русская (якобы её начертал сам император), использующая принцип «восьмерик на четверике». У здания неожиданно яркий фасад, украшенный жёлтой, зелёной и красной мозаикой. За всю свою длинную историю эта церковь никогда не прекращала работу, даже в суровые для неё 20-30 годы прошлого века. Верующие особенно чтят этот храм и за то, что в нём находится много особо почитаемых реликвий: икона и кусочек мощей с перстнем от великомученицы Варвары, икона Владимирской Божьей Матери, другие иконы и ковчеги, содержащие прах свыше 150 угодников.

Руки в Ноги. Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте и читайте все наши статьи первыми!

Оценить!

8.63

10014

12345678910

Храмы Москвы: 7 деталей архитектуры

Читать город как книгу не так уж сложно! Главное – присмотреться к «говорящим» деталям. Как отличить храм XVI века от храма XVII века? В чем разница межу эклектикой и модерном? Где настоящее узорочье, а где – стилизация? Об этом расскажут говорящие архитектурные детали, запомнить которые совсем не сложно.

Дмитрий Беззубцев

На лекции «Как удивляться Москве: архитектура в деталях», организованной Level One, историк архитектуры Дмитрий Беззубцев рассказал о значимых этапах развития московского зодчества XIV-ХХ веков, а также научил безошибочно определять стиль и время постройки по «говорящим» деталям.

Храмы Москвы XII-XIV века: время первых столичных амбиций

Впервые Москва упоминается в летописи в 1147 году. Но каменные постройки на территории Московского княжества появляются лишь полтора века спустя, причем не в самом городе, а на окраинах.

Никольский храм в селе Каменское Наро-Фоминского района

До наших дней дошел Никольский храм в селе Каменское Наро-Фоминского района. Эта церковь в архитектурном плане очень простая, даже примитивная. Из декора – перспективный портал с аркой килевидной формы (такая дуга с «язычком пламени» на века станет чисто московской архитектурной чертой).

Никольская церковь в селе Каменское (Московская область), построена предположительно в XIV веке

Храм Успения на Городке в Звенигороде

В конце XIV века построен храм Успения на Городке в Звенигороде. Он старше Никольского всего на несколько десятилетий, однако перед нами – гораздо более зрелое произведение. Мы видим тот же перспективный портал и килевидную арку, но появляются колонны и орнаментальный пояс, а также узкие окна и ярусность.

Звенигород. Успенский собор на Городке

Откуда пришли колонны? Конечно же, из античности. Ездили ли московские зодчие в творческую командировку на Пелопоннес? Очевидно, нет. Они вдохновлялись архитектурой Владимиро-Суздальского княжества, которое было центром домонгольской Руси. Владимиро-суздальские зодчие во время расцвета княжества успели достичь совершенства в осмыслении античного наследия.

Храм Покрова на Нерли

Одна из вершин белокаменного зодчества той поры дошла до наших дней – это храм Покрова на Нерли. Здесь мы видим переосмысленные античные элементы – колонны, орнаментальный пояс, цоколь, карниз в очень гармоничном исполнении.

Храм Покрова на Нерли

Московские мастера в конце XIV века ориентировались на архитектуру Владимирской земли (тем более что в плане государственности Москва должна была стать ее преемницей), но пока не очень умело.

XV-XVI века: итальянцы в России

Успенский собор

Главные постройки этого времени – соборы Московского Кремля. Успенский собор – последний, построенный в «старомосковском» стиле с присущим ему аскетизмом. Строил его итальянец, которому дали указание «сделать как во Владимире», поясняет Дмитрий Беззубцев.

Успенский собор Московского Кремля

Архангельский собор

А вот Архангельский собор, украшенный венецианскими ракушками, напоминает о европейском ренессансе. Он богато декорирован, и декор этот выполнен весьма умело – чувствуется рука итальянца. В целом, по мнению Дмитрия, это «новый уровень осознанности» для архитектуры Москвы.

Архангельский собор Кремля

Храм Живоначальной Троицы в Хорошёве

Храм Живоначальной Троицы в Хорошёве, построенный некогда в вотчине Бориса Годунова – еще один памятник этой поры. Предположительно он сооружен по проекту русского архитектора Федора Коня, но итальянское влияние чувствуется – законы симметрии соблюдены здесь идеально.

Церковь Живоначальной Троицы в Хорошёве, 1596-1598; колокольня 1764-1768

XVII век: иррациональное узорочье

В XVII веке итальянцы в России больше не строят. Отечественные мастера полностью обновляют архитектурный язык. Основными отличительными чертами нового стиля, который называют узорочье, становятся иррациональность и живописность. Это «самое сочное, что было создано московской архитектурой», комментирует Дмитрий Беззубцев.

Церковь святителя Николая в Хамовниках

Примеры таких строений можно найти в самом центре Москвы – это яркая церковь святителя Николая в Хамовниках и храм Рождества Богородицы в Путинках (белым он стал в наше время, а изначально был расписан).

Церковь святителя Николая в Хамовниках

Если присмотреться к этим храмам, можно увидеть огромное разнообразие архитектурных деталей, разбросанных по объему здания прихотливо и несимметрично. Посмотрите, например, как выполнены окна Никольского храма: все наличники разной формы (но почти каждый имеет отсылку к московской килевидности), окна расположены на разных расстояниях относительно края стен и друг друга (это называется «окна вразбежку»), кое-где наличник «наползает» на карниз. Асимметрично и строение в целом: трапезная пристроена к основному объему храма случайным образом, колокольня смещена от центральной оси.

Храм Рождества Богородицы в Путинках

То же мы видим и в храме Рождества Богородицы в Путинках. Здесь интересно обратить внимание на стыки разных частей здания, которые буквально «врезаются» друг в друга, на то, что внешняя архитектура не отражает внутреннюю конструкцию здания.

Церковь Рождества Богородицы в Путинках

Воскресенские (Иверские) ворота

Пример более аристократичного, упорядоченного узорочья можно найти на Красной площади – это воссозданные в 90-е годы XX века Воскресенские (Иверские) ворота. Характерные для XVII века формы и декор здесь расположены аккуратно и симметрично.

Воскресенские ворота

Верхоспасский собор в Кремле

Еще один пример – Верхоспасский собор в Кремле. Его нарядные главки хорошо видны из Александровского сада.

Верхоспасский собор Московского Кремля

XVIII век: нарышкинское и просто барокко

В XVIII веке московская архитектура снова смотрит на Запад. Связующим звеном между архитектурой старой патриархальной Москвы и новым стилем возводимого в западноевропейском духе Санкт-Петербурга – петровским барокко – стал нарышкинский стиль.

Храм Покрова Богородицы в Филях

Самые известные примеры нарышкинского барокко – храм Покрова Богородицы в Филях, Спасский храм в селе Уборы Одинцовского района.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Филях

Спасский храм в селе Уборы Одинцовского района

Особенность нарышкинского стиля – смешение противоречивых тенденций и течений. С одной стороны, мы видим черты европейского барокко и маньеризма, отголоски готики, ренессанса, романтизма, с другой – традиции русского деревянного зодчества и древнерусской каменной архитектуры.

Спасский храм в селе Уборы

Дворец Волковых-Юсуповых

Дворец Волковых-Юсуповых в Большом Харитоньевском переулке – интересный памятник гражданской архитектуры нарышкинского барокко. Недавно он стал доступен для посещения как музей.

Дворец Волковых-Юсуповых

Храм Никиты Мученика в Старой Басманной слободе

А вот подлинного, высококлассного барокко, подобного тому, что можно встретить в Петербурге, в Москве почти нет. Чувствуется, что в это время Москва – провинция. Однако на самой Красной площади мы можем полюбоваться домом Губернского правления, на Старой Басманной – храмом мученика Никиты.

Храм Никиты Мученика в Старой Басманной слободе

Вообще барокко – это «отличник, который пытается косить под двоечника», шутит Дмитрий Беззубцев. Этот стиль основан на ордере, то есть законах симметрии и порядка, но его отличительные черты – «разорванные» арки и фронтоны, вольные изгибы, прихотливый, избыточный декор.

XVIII-XIX века: эпоха городских усадеб и имперского ампира

Первая градская больница

Классицизм расцвел в Москве пышным цветом и продержался долго – до сих пор сохраняется около 800 памятников архитектуры в этом стиле. Особенно часто классицистические городские усадьбы строила знать. Классицизм основан на простых геометрических формах, ордере, порядке. Он «перестает комплексовать по поводу пустого пространства», – говорит Дмитрий Беззубцев, показывая здание Первой градской больницы.

Здание Первой градской больницы

Скорбященская церковь на Большой Ордынке

Действительно, только центральный портал здесь декорирован, остальные стены практически пусты. В стиле классицизма строили и храмы; пример – Скорбященская церковь на Большой Ордынке.

Скорбященская церковь на Большой Ордынке

Манеж

Самый «нарядный» вариант классицизма – ампир. Ампирные здания создал для своей империи Наполеон Бонапарт. После победы над Наполеоном Россия «завоевала» и его стиль. Чтобы добиться впечатления приподнятости, торжественности, верхнюю часть здания увеличивали. Например, у здания Манежа сильно увеличен фронтон. Также отличительная черта стиля – военная, прежде всего античная, символика в декоре.

Здание Манежа

Конец XIX века: время эклектики

Храм Христа Спасителя

С XIX века стили начинают размываться – особенно заметно это становится к концу столетия. Например, Храм Христа Спасителя – настоящий «сборник цитат». Мы можем разглядеть килевидные арки, романские «висячие» колонны, композицию, перекликающуюся с Исаакиевским собором (большой центральный купол и четыре звонницы), и так далее.

Храм Христа Спасителя

Исторический музей

Или здание Исторического музея: много цитат из эпохи узорочья, но симметричность постройки и просто размер свидетельствуют о том, что это не XVII век.

Исторический музей

Марфо-Мариинская обитель

А Марфо-Мариинская обитель – сочетание неоархаики с мотивами новгородского зодчества и модерна.

Покровский собор Марфо-Мариинской обители

Пушкинский музей

Пушкинский музей – неоклассицизм: мы видим портал, типичный для классицизма, но колоннада идет вдоль всего фасада, размер здания свидетельствует о технических возможностях, невообразимых в период истинного классицизма.

Пушкинский музей

Начало XX века: уютный модерн

В стиле модерн в Москве построено много особняков. Как нельзя кстати в строительстве частных домов оказался характерный для модерна принцип «изнутри наружу»: сначала планировали количество и расположение комнат, потом придумывали внешнюю оболочку. Архитектор становится художником: может нарисовать, например, собственную форму окна.

Особняк Рябушински

Активно используют новые материалы – например, металл, декоративная штукатурка, плитка («Эклектика металлические конструкции стыдливо прикрывала», – отмечает Беззубцев), новое осмысление дерева. Великолепный пример модерна – особняк Рябушинских.

Московский особняк крупного предпринимателя Степана Павловича Рябушинского, построенный в 1900-1902 гг.

* * *

Москве есть чем гордиться. После итальянского влияния русская архитектура смогла придумать новый полноценный язык – узорочье. Догнать мировую архитектуру и создать здания в лучших традициях европейского классицизма. Потом отречься от традиций и предложить уютный модерн. Наконец, открыть авангард и повлиять на облик городов по всему миру. Но об этом будет отдельный разговор.


Вы прочитали статью Храмы Москвы: 7 деталей архитектуры. Читайте также:

  • Лучший город Земли. Экскурсия по Москве со священником Валерием Степановым
  • Мысленно уберите вот это, добавьте то и представьте, какой здесь был вид в XVII веке!
  • Словарь «Правмира» — Храм, церковь

Поскольку вы здесь.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *