«Аквамарин» база отдыха. Мостовской. Цены на 2023
Способы оплаты
Билеты
Туристам
Трансферы
О компании
Я агент
Агентам
Личный кабинет
Россия, Краснодарский край, п. Мостовской, ул. Курортная, д. 4
еще 7 фото
Питание
Завтрак, комплексный
Wi-Fi на территории
Дети допускаются
с 0 лет
Время заезда/выезда
14:00/12:00
Бассейн
открытый
Парковка
База отдыха «Аквамарин» находится в поселке Мостовской, расположенном в Краснодарском крае в получасе езды от города Лабинск. На территории комплекса находятся термальные источники, вокруг —экологически чистая природа, рядом протекает горная река Ходзь.
В двухэтажном жилом корпусе разместились комфортабельные однокомнатные и двухкомнатные номера. Все номера оснащены санузлом с душем и укомплектованы необходимой мебелью, также везде есть телевизор, фен, электрочайник, установлена сплит-система.
На территории базы отдыха для гостей работает небольшое кафе, обустроена мангальная зона с беседками. В распоряжении отдыхающих два открытых бассейна с горячей термальной водой и настоящая русская баня, где можно расслабиться после насыщенного дня.
Завтрак комплексный
Бани и сауны | банный комплекс банный чан баня русская хаммам |
Бассейны | открытый пользование бассейном входит в стоимость бассейн с термальной водой |
Парковка | парковка возле корпуса |
Рестораны и бары | кафе |
Интернет | wi-fi в номерах wi-fi на территории |
- проживание в номере выбранной категории
- завтрак комплексный
Бесплатно предоставляются услуги:
- пользование бассейном
- парковка для автомобиля
- интернет Wi-Fi
- пользование детской площадкой
Дополнительно | настольный теннис |
Открытые площадки | площадка для мини-гольфа |
Инфраструктура для детей | детская площадка игровая комната |
Самолетом до аэропорта г. Краснодар, далее на личном транспорте или такси.
Поездом до ж/д вокзала ст. Лабинская, далее на личном транспорте или такси.
Рекомендуем заказывать трансфер.
Для взрослых | Общее ваучер общегражданский российский паспорт страховой медицинский полис |
Для детей | Общее общегражданский российский паспорт (от 14 лет и старше) оригинал свидетельства о рождении (до 14 лет) согласие родителей письменное — без сопровождающих лиц (от 14 лет и старше) согласие родителей письменное — в сопровождении третьих лиц (не родителей, законных опекунов) страховой медицинский полис |
Для иностранных граждан дополнительно | Общее виза загранпаспорт миграционная карта (в т.ч. при условии безвизового режима) |
Количество комнат | 3-комнатный |
Тип номера | Апартаменты |
Кол-во основных мест | 4 |
Площадь (кв.![]() | 75 |
Мебель | вешалка диван зеркало кресло кровати односпальные кровать двуспальная прикроватные тумбочки стол стулья шкаф |
Мини-кухня | |
Оборудование | кондиционер микроволновая печь набор посуды плита электрическая телевизор холодильник чайный набор посуды электрочайник |
Санузел | с душем фен |
Сервис | Wi-Fi бесплатно |
Количество комнат | 2-комнатный |
Тип номера | Семейный |
Кол-во основных мест | 3 |
Площадь (кв.![]() | 45 |
Мебель | вешалка диван зеркало кровать двуспальная прикроватные тумбочки стол стулья шкаф |
Оборудование | кондиционер набор посуды плита электрическая телевизор холодильник чайный набор посуды электрочайник |
Санузел | с душем фен |
Сервис | Wi-Fi бесплатно смена полотенец смена постельного белья уборка номера |
Количество комнат | 1-комнатный |
Тип номера | Стандартный |
Кол-во основных мест | 2 |
Площадь (кв.![]() | 20 |
Балкон | |
Мебель | вешалка зеркало кресло-кровать кровать двуспальная прикроватные тумбочки стол стулья шкаф |
Оборудование | мини-холодильник набор посуды сплит-система телевизор электрочайник |
Санузел | с душем тапочки туалетные принадлежности фен халат |
Сервис | Wi-Fi бесплатно смена полотенец смена постельного белья уборка номера |
Количество комнат | 2-комнатный |
Тип номера | Стандартный |
Кол-во основных мест | 4 |
Площадь (кв.![]() | 40 |
Балкон | |
Мебель | вешалка зеркало кровати односпальные кровать двуспальная прикроватные тумбочки стол стулья шкаф |
Оборудование | мини-холодильник набор посуды сплит-система телевизор электрочайник |
Санузел | с душем тапочки туалетные принадлежности фен халат |
Сервис | Wi-Fi бесплатно смена полотенец смена постельного белья уборка номера |
Количество комнат | 1-комнатный |
Тип номера | Студио |
Кол-во основных мест | 4 |
Площадь (кв.![]() | 35 |
Мебель | вешалка диван зеркало кровать двуспальная прикроватные тумбочки стол стулья шкаф |
Оборудование | мини-холодильник набор посуды сплит-система телевизор электрочайник |
Санузел | с душем тапочки туалетные принадлежности фен халат |
Сервис | Wi-Fi бесплатно смена полотенец смена постельного белья уборка номера |
Альтернативные методы лечения | фитотерапия: фитобочки |
Климатотерапия | галотерапия: соляная комната |
Массажное отделение | общий лечебный классический массаж: ручной |
Польза термальной воды и противопоказания — п.
![](/800/600/https/sun1-27.userapi.com/c857216/v857216917/1daadb/lVY9Eo_A8qc.jpg)
- Главная
- Туры
- п. Мостовской, Краснодарский край
- Польза термальной воды и противопоказания
- Польза термальной воды и противопоказания
12 мая 2023 г.
Хвалынская Жемчужина. Майские выходные!Релакс-Тур НОВИНКА!!
20-21 мая приглашаем вас познакомиться с настоящей Хвалынской Жемчужиной!
,Уникальная природа, современная инфраструктура отеля, бассейн с комфортной водой, гидромассажем и детской зоной — восторг обеспечен! По всем вопросам звони: 8 961 390 66 88
подробнееВступить в нашу
группу вконтакте
Польза термальной воды и противопоказания
В Мостовском районе минеральные источники используются для ванн и питьевого лечения. Минеральная термальная вода гидрокарбонатно-сульфатно-хлоридно-натриевого состава может быть использована в лечебных целях как бальнеологическая минеральная вода (ванны, душ, бассейны) и как лечебная столовая вода для приема внутрь, а также для внутриполостных промываний в лечебных учреждениях и розлива в бутылки.
Основным лечебным фактором минеральной термальной воды является содержание азота и кремниевой кислоты, которые обеспечивают ей высокую способность размягчать, очищать и вместе с тем подсушивать кожные покровы, действуя тонизирующим образом на соединительно-тканевые и эластические структуры кожи, тканей и органов, а также на центральную нервную систему, улучшая общее состояние больных.
Лечение
Употребление термальных вод (по заключению Пятигорского научно-исследовательского института Курортологии и физиотерапии).
Заболевания пищеварительной системы
- хронические воспалительные и функциональные заболевания желудка (гастриты, гастроневрозы) с различной степенью секретных нарушений
- хроническая язвенная болезнь вне стадии обострения без наклонности к кровотечению и наличии докомпенсированнного стеноза
- хронические заболевания толстого кишечника (колиты) различного происхождения с наклонностью к запорам и бродильным процессам
- хронические заболевания печени, желчного пузыря и желчевыводящих путей, том числе и желчекаменная болезнь вне приступов
Неспецифические заболевания органов дыхания
- хронические бронхиты
- бронхоэтатическая болезнь
- эмфизема легких
Заболевания сердечно-сосудистой системы
- склеротические поражения сердечной мышцы, клапанов сердца, крупных сосудов (кардиосклероз атеросклеротический и миокардический)
- облитерирующий энтартериит склеротический
- хронические заболевания толстого кишечника (колиты) различного происхождения с наклонностью к запорам и бродильным процессам
- хронические заболевания печени, желчного пузыря и желчевыводящих путей, том числе и желчекаменная болезнь вне приступов
Преждевременное (раннее) старение тканей
- особенно кожных покровов (лица, шеи) гипотония, дряблость мышечного аппаратахронические заболевания кожи
- экзема различной этиологии, особенно мокнущая
- псориаз вне обострений
- нарушение тонуса организма, упадок сил
Наружное применение термальных вод (ванные, бассейны)
Заболевания сердечно-сосудистой системы
- постревматические поражения сердечной мышцы, клапанные пороки сердца, недостаточность митрального клапана с нарушением кровообращения не выше 1 степени
- ишемическая болезнь сердца без частых и тяжелых приступов стенокардии
- умеренный универсальный атеросклероз и артерисклероз без выраженных коронарных и мозговых циркуляторных нарушений
- гипертоническая болезнь не выше П-А степени
Заболевания центральной нервной системы функционального характера
- неврозы различных клинических проявлений, общие и органные
- нервно-вегетативная дистония, климактерические и тирогенные нарушения
- вибрационная болезнь в различных нормах и стадиях
Нарушения трофики тканей
- преждевременное (раннее) старение тканей, особенно кожи мышечного аппарата, сосудов, потеря эластичности, тонуса тканей.
Общая вялость, повышенная утомляемость
Кожные заболевания
- мокнущая экзема, в том числе и профессиональнаянейродермиты, дерматозы, аллегронатия
- псориаз 1 и 2 степени
Болезни мочеполовой системы
- хронический простатит, тригонит, уретритнарушение репродуктивной функции
- осложнения после хирургического вмешательства на матке или придатках
- хронический сальпенгит, оофорит, параметрит, тазовые перитонеальные спайки, дисфункция яичника
Показания к применению гидромассажного оборудования
Большой бассейн:
Противоток:
- хронический остеохондроз без обострения;
- остеоартроз;
- хронические миозиты;
- хронические фиброзиты;
- контрактуры;
- последствия травм;
- хронический бронхит и пневмония без обострения;
- хронические заболевания пищеварительной и эндокринной систем;
- ожирение;
- вегетососудистая дистония.
Водяная пушка с параллельными тонкими струями (типа — душ Алексеева):
- остеохондроз;
- остеоартроз;
- хронический миозит;
- хронический фиброзит;
- невралгия;
- остеопороз;
- ожирение;
- синдром хронической усталости;
- вегето сосудистая дистония;
- интоксикации, в том числе алкогольные;
- целюлит;
- депрессивные состояния.
Водяная пушка:
- остеохондроз позвоночника;
- хронические миозиты и фиброзиты в стадии ремиссии;
- хронический бронхит и пневмония в стадии ремиссии;
- вегето сосудистая дистония;
- депрессия;
- синдром хронической усталости;
- ожирение.
Кобра:
- последствие стресса;
- депрессивные состояния;
- вегетососудистая дистония с повышенным АД;
- неврозы;
- синдром хронической усталости;
- мигрени;
- хронический миозит;
- остеохондроз шейного отдела;
- синдром позвоночной артерии.
Вулкан:
- хронические гинекологические заболевания в стадии ремиссии;
- хронические заболевания мочевого пузыря в стадии ремиссии;
- половая дисфункция у мужчин; оденома предстательной железы;
- хроничекий геморой в стадии ремиссии;
- хронические заболевания пищеварительной системы;
- нарушения работы кишечника;
- хронические заболевания вен в стадии ремиссии;
- целюлит;
- невралгии седалищного нерва;
- остеоартрозы нижних конечностей.
Малый бассейн:
- остеохондроз;
- остеоартрозы;
- хронические миозиты и фиброзиты;
- хронический бронхит;
- фарингит;
- ларингит;
- синусит;
- последствия травм ОДА;
- контрактуры;
- хронические гинекологические заболевания;
- хронические заболевания почек;
- синдром хронической усталости;
- последствия стресса;
- ожирение;
- подагра.
Противопоказания к гидротерапии:
недостаточность кровообращения 1-Б стадии;
наклонность к динамическим нарушениям коронарного
мозгового кровообращения;
недавно перенесенный инфаркт миокарда (до года) или инсульт;
гипертоническая болезнь 3-Б стадии;
явления атеросклеротического кардиосклероза с хронической
недостаточностью 2 и 3 групп;
тяжелая стенокардия;
злокачественные заболевания;
наклонность к кровотечениям и тромбозам;
туберкулез;
воспалительные процессы в острых стадиях;
инфекционные болезни кожи;
беременность;
эпилепсия;
алкогольное и наркотическое опьянение.
Василий Гроссман о добре и зле – Понимание общества
Роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» долгое время задерживался в публикации из-за советской цензуры, но был признан одним из величайших романов ХХ века. Гроссман был сложным и привлекательным интеллектуалом. Родился в 1905 году, вырос в светской еврейской семье в Бердичеве, Украина. Он получил образование инженера-химика, но его призванием были писательство и литература. Когда гитлеровские войска вторглись в Советский Союз в 1941 Гроссман стал военным корреспондентом в Красной Армии и быстро стал одним из самых активных и популярных наблюдателей за хаосом и убийствами немецкого вторжения на протяжении всей войны. Он присутствовал на протяжении большей части Сталинградской битвы, он был первым журналистом, который наблюдал и писал о лагере смерти Треблинка, и он вел обширные записные книжки, записывая свой опыт и наблюдения на протяжении всей войны и геноцида. Биография Александры Попов Василий Гроссман и советский век предлагает мастерский рассказ о его жизни и творчестве. Гроссман начал Life and Fate в 1950-х годах и завершил его для публикации в 1960 году. Однако рукопись и вспомогательные материалы были конфискованы («арестованы») КГБ, и роман не был опубликован до 1980 года (в Швейцарии) — через шестнадцать лет после публикации Гроссмана.
смерть.
Роман захватывающий и сложный. Он представляет собой важное произведение литературного творчества, вклад в историю Холокоста и германо-советской войны, а также продолжительную критику сталинизма. Что особенно интересно в этот февральский день 2022 года — сегодня, в первый день непростительной и преступной агрессивной войны России против родины Гроссмана, Украины, — так это готовность Гроссмана время от времени откладывать повествование в сторону и заниматься философско-историческими размышлениями. Один из таких моментов находится в части 2, главе 15, где Гроссман представляет ряд поразительных идей о природе добра и зла в истории.
Теория представлена запутанно. Старый большевик Михаил Мостовской оказывается узником немецкого концлагеря, и его приводят на допрос или беседу с Лиссом, высокопоставленным офицером гестапо и учеником Гегеля. У Лисса есть необычный и удивительный тезис для обсуждения с Мостовским: и нацистский офицер, и лояльный большевик занимаются одним и тем же делом — служением безумному лидеру и тоталитарной идеологии. Лисс утверждает, что идеологии удивительно похожи. И втайне Мостовской пришел к выводу, что советская система не так уж отличается от нацистской системы. Он размышляет:
Всей силой своей души, всей своей революционной страстью он должен был бы ненавидеть лагеря, Лубянку, окровавленного Ежова, Ягоду, Берию! Больше чем это …! Он должен был бы ненавидеть Сталина и его диктатуру! Больше чем это! Он должен был бы осудить Ленина…! Это был край пропасти. (399)
Рассуждение о добре и зле в этой главе передано полусвязными сочинениями другого заключенного, юродивого Иконникова. Это Иконников, чей ветхий документ на клочках бумаги отражает историю добра и зла. Но главные линии взгляда принадлежат Гроссману.
Так в чем суть этой концепции? Начнем с того, что рукопись Иконникова отвергает идею о том, что добро и зло можно определить в общерелигиозных или философских терминах. Религиозные доктрины, в частности, вызвали большие страдания, и Иконников отрицает, что религиозные деятели или тексты дают человечеству истинное понимание добра и зла. Он также отрицает, что «добро» является универсальным понятием, как мог бы утверждать философ:
Люди, борющиеся за свое личное благо, всегда пытаются придать ему универсальное благо. Они говорят: мое благо совпадает с всеобщим благом; мое благо необходимо не только мне, но и всем; добиваясь своего блага, я служу всеобщему благу. (405)
О природе добра и зла и борьбе между ними написано много книг… Во всем этом есть глубокая и бесспорная грусть: всякий раз, когда мы видим зарю вечного добра, которое никогда не будет побеждено злом — зло, которое само вечно, но никогда не сможет победить добро, — когда мы видим эту зарю, всегда проливается кровь стариков и детей. Не только люди, но и сам Бог бессилен уменьшить это зло. (406)
И, что наиболее важно, Иконников (и Гроссман) связывают эту критику «универсальной теории добра» с пороками советских действий в 1930 лет в Украине:
Я увидел непоколебимую силу идеи общественного блага, родившейся в моей стране. Я видел эту борьбу в период всеобщей коллективизации и снова в 1937 году. Я видел, как людей уничтожали во имя идеи добра, столь же прекрасного и гуманного, как идеал христианства. Я видел, как умирали от голода целые деревни; Я видел крестьянских детей, умирающих в сибирских снегах; Я видел поезда, направлявшиеся в Сибирь с сотнями и тысячами мужчин и женщин из Москвы, Ленинграда и всех городов России — мужчин и женщин, объявленных врагами великой и светлой идеи общественного блага. В этой идее было что-то прекрасное и благородное, но одних она безжалостно убивала, других калечила, разлучала жен с мужьями и детей с отцами. (406-407)
Здесь Иконников имеет в виду Голодомор, террор и чистки, ГУЛАГ — все это было создано преднамеренными целями советского государства. Это утопические идеи марксистского коммунизма и мрачные реалии Голодомора, сталинского террора и ГУЛАГа, на которые Гроссман обращает внимание через Иконникова. Утопический социализм привел к Голодомору, НКВД и ГУЛАГу — все в погоне за «социализмом в одной стране». (Неудивительно, что книга была «арестована» в 1962 году; удивительно, что сам Гроссман не был расстрелян только на основании этого отрывка.)
Здесь критика — будь то религии, коммунизма или нацизма — представляет собой полный отказ от идеи принесения человеческих существ в жертву какой-либо идее или будущей утопии.
Где же мы находим «хорошее», если не в универсальных принципах религии или философии или утопической доктрины? Иконников очень ясно подходит к этому вопросу: добро кроется в конкретных действиях обычных людей. Представление Иконникова и Гроссмана о добре специфично для человека, поскольку он существует в определенное время и в определенном месте; это не приверженность набору принципов, видений будущего или рецептов конечного «блага» общества. Добро находится в конкретном человечестве в его конкретных исторических условиях.
Да, как и это ужасное Добро с большой буквы, есть житейская человеческая доброта. Доброта старухи, несущей пленному кусок хлеба, доброта солдата, позволяющего раненому врагу напиться из своей фляги, доброта юности к старости, доброта крестьянина, прячущего в своей фляжке старого еврея. чердак. Доброта тюремного надзирателя, который, рискуя собственной свободой, передает письма заключенного не своим идейным товарищам, а жене и матери. (407-408)
А что такое «доброта», постоянный рефрен оптимизма Гроссмана в отношении будущего? Это простой человеческий факт сострадания, тот факт, что люди часто способны признать реальность и человечность окружающих их людей и увидеть эту человеческую реальность как конкретный импульс к действию. Это —
Частная доброта одного человека к другому; мелочная, легкомысленная доброта; невиданная доброта. Что-то, что мы могли бы назвать бессмысленной добротой. Доброта вне какой-либо системы социального или религиозного блага. (408)
Эта доброта, эта дурацкая доброта и есть самое истинно человеческое в человеке. Это то, что отличает человека, высшее достижение его души. Нет, говорит, жизнь не злая! Эта доброта бессмысленна и бессловесна. Это инстинктивно, слепо. (409)
Но разочаровавшегося большевика Мостовского Иконников не переубедил:
Да, человек, написавший это, был не в себе. Гибель слабого духа! Проповедник заявляет, что небеса пусты… Он видит жизнь как войну всего против всего. А потом в конце начинает звенеть все теми же колокольчиками, восхваляя доброту старух и надеясь потушить клизмой мировой пожар. Какой мусор! (410)
Так чей это взгляд на добро и зло — юродивый или сам Гроссман? Я считаю, что это точка зрения Гроссмана или, по крайней мере, важная часть его точки зрения. Тема доброты очень глубока у Гроссмана, она лежит в основе его гуманизма и веры в будущее. Возьмите вот эту виньетку из «Старой учительницы»:
Потом шестилетняя Катя, дочь убитого лейтенанта Вейсмана, подошла к нему в рваном платье, шаркая ногами в сваливающихся калошах. ее грязные, поцарапанные ножки. Предложив ему холодный, кислый блинчик, она сказала: «Ешь, учитель!»
Он взял блинчик и стал его есть, глядя на худенькое личико девочки. Пока он ел, во дворе внезапно воцарилась тишина. Все — старухи, большегрудые барышни, уже не помнящие своих мужей, одноногий поручик Вороненко, лежавший на матраце под деревом, — смотрели на старика и девочку. Розенталь уронил книгу и не пытался ее поднять — он смотрел в огромные глаза девочки, которые пристально, даже жадно следили за ним, пока он ел. Ему снова захотелось понять чудо, которое никогда не переставало его изумлять: человеческую доброту. Возможно, ответ был в глазах ребенка. Но глаза ее, должно быть, были слишком темны, а может быть, помешали его собственные слезы — он опять ничего не видел и ничего не понимал. (Дорога: рассказы, журналистика и очерки)
А позже, когда евреев села загоняют в овраг на убой, старая учительница и девочка Катя снова объединяются:
«Чем ее утешить? Как я могу обмануть ее?» — спросил старик, охваченный чувством бесконечной печали. И в эту последнюю минуту некому будет поддержать его, некому будет сказать то, что он всю жизнь желал услышать, — слов, которых он желал более, чем вся мудрость книг о великих мыслях и трудах человеческих.
Маленькая девочка повернулась к нему. Ее лицо было спокойным; это было бледное лицо взрослого человека, полное терпимого сострадания. И во внезапной тишине он услышал ее голос.
«Учитель, — сказала она, — не смотрите туда, это вас испугает». И, как мать, закрыла ему глаза ладонями. (Дорога)
Такое же сострадание и любовь к погибшим там людям можно найти в заключительных строках «Ада Треблинки»:
Велика сила истинного человечества. Человечество не умрет, пока не умрет человек. И когда мы видим краткий, но страшный период истории, период торжества зверей над людьми, человек, убитый зверем, сохраняет до последнего вздоха свою силу духа, ясность мысли и страстную любовь. И зверь, победоносно убивающий человека, остается зверем. Это бессмертие духовной силы есть мрачное мученичество, торжество умирающего над живым зверем. Это было в самые мрачные дни 1942, что положило начало победе разума над звериным безумием, победе добра над злом, света над тьмой, сил прогресса над силами реакции. Страшный рассвет над полем крови и слез, над океаном страданий — рассвет, пробивающийся среди криков умирающих матерей и младенцев, среди предсмертных хрипов стариков.
Звери и философия зверей, казалось, предвещали закат Европы, закат мира, но красный цвет не был красным заката, это была красная кровь человечества — человечества, которое еще умирало достижение победы через его смерть. Люди остались людьми. Они не приняли морали и законов фашизма. Они боролись с этим всеми возможными способами; они боролись с этим, умирая как люди. (Дорога)
Значит, именно Гроссман, а не просто юродивый Иконников, находит непреходящую ценность главным образом в обычном человеческом сострадании и доброте. В этом смысл заключительных строк иконниковских клочков бумаги. И в этом суть конкретного, интуитивного гуманизма Гроссмана.
История человечества — это не битва добра, борющегося со злом. Это битва великого зла, пытающегося раздавить маленькое зерно человеческой доброты. Но если человеческое в людях не уничтожено и теперь, то зло никогда не победит. (Жизнь и судьба, 410)
Нравится:
Нравится Загрузка. ..
Понимание общества: февраль 2022
Роман Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» долгое время задерживался в публикации из-за советской цензуры, но был признан одним из величайших романов двадцатого века. Гроссман был сложным и привлекательным интеллектуалом. Родился в 1905 году, вырос в светской еврейской семье в Бердичеве, Украина. Он получил образование инженера-химика, но его призванием были писательство и литература. Когда гитлеровские войска вторглись в Советский Союз в 1941 Гроссман стал военным корреспондентом в Красной Армии и быстро стал одним из самых активных и популярных наблюдателей за хаосом и убийствами немецкого вторжения на протяжении всей войны. Он присутствовал на протяжении большей части Сталинградской битвы, он был первым журналистом, который наблюдал и писал о лагере смерти Треблинка, и он вел обширные записные книжки, записывая свой опыт и наблюдения на протяжении всей войны и геноцида. Биография Александры Попов «Василий Гроссман и советский век» мастерски описывает его жизнь и творчество.![](/800/600/https/img.tourister.ru/files/2/6/8/4/8/6/4/8/original.jpg)
Роман захватывающий и сложный. Он представляет собой важное произведение литературного творчества, вклад в историю Холокоста и германо-советской войны, а также продолжительную критику сталинизма. Что представляет особый интерес в этот февральский день 2022 года — сегодня, в первый день непростительной и преступной агрессивной войны России против родины Гроссмана, Украины, — так это готовность Гроссмана время от времени откладывать повествование в сторону и заниматься философско-историческими размышлениями. . Один из таких моментов находится в части 2, главе 15, где Гроссман представляет ряд поразительных идей о природе добра и зла в истории.
Теория представлена запутанно. Старый большевик Михаил Мостовской оказывается узником немецкого концлагеря, и его приводят на допрос или беседу с Лиссом, высокопоставленным офицером гестапо и учеником Гегеля. У Лисса есть необычный и удивительный тезис для обсуждения с Мостовским: и нацистский офицер, и лояльный большевик занимаются одним и тем же делом — служением безумному лидеру и тоталитарной идеологии. Лисс утверждает, что идеологии удивительно похожи. И втайне Мостовской пришел к выводу, что советская система не так уж отличается от нацистской системы. Он размышляет:
Всей силой своей души, всей своей революционной страстью он должен был бы ненавидеть лагеря, Лубянку, окровавленного Ежова, Ягоду, Берию! Больше чем это …! Он должен был бы ненавидеть Сталина и его диктатуру! Больше чем это! Ему бы осудить Ленина…! Это был край пропасти. (399)
Рассуждение о добре и зле в этой главе передано полусвязными сочинениями другого заключенного, юродивого Иконникова. Это Иконников, чей ветхий документ на клочках бумаги отражает историю добра и зла. Но главные линии взгляда принадлежат Гроссману.
Так в чем суть этой концепции? Начнем с того, что рукопись Иконникова отвергает идею о том, что добро и зло можно определить в общерелигиозных или философских терминах. Религиозные доктрины, в частности, вызвали большие страдания, и Иконников отрицает, что религиозные деятели или тексты дают человечеству истинное понимание добра и зла. Он также отрицает, что «благо» является универсальным понятием, как, возможно, мог бы утверждать философ:
Люди, борющиеся за свое личное благо, всегда пытаются придать ему универсальное благо. Они говорят: мое благо совпадает с всеобщим благом; мое благо необходимо не только мне, но и всем; добиваясь своего блага, я служу всеобщему благу. (405)
О природе добра и зла и борьбе между ними написано много книг… Во всем этом есть глубокая и неоспоримая печаль: всякий раз, когда мы видим рассвет вечного добра, которое никогда не будет побеждено зло — зло, которое само вечно, но никогда не сможет победить добро, — всякий раз, когда мы видим эту зарю, всегда проливается кровь стариков и детей. Не только люди, но и сам Бог бессилен уменьшить это зло. (406)
И, что наиболее уместно, Иконников (и Гроссман) связывают эту критику «универсальной теории добра» с пороками советских действий в 1930-х годах на Украине:
Я видел непоколебимую силу идеи общественного блага, которая родился в моей стране. Я видел эту борьбу в период всеобщей коллективизации и снова в 1937 году. Я видел, как людей уничтожали во имя идеи добра, столь же прекрасного и гуманного, как идеал христианства. Я видел, как умирали от голода целые деревни; Я видел крестьянских детей, умирающих в сибирских снегах; Я видел поезда, направлявшиеся в Сибирь с сотнями и тысячами мужчин и женщин из Москвы, Ленинграда и всех городов России, мужчин и женщин, объявленных врагами великой и светлой идеи общественного блага. В этой идее было что-то прекрасное и благородное, но одних она безжалостно убивала, других калечила, разлучала жен с мужьями, детей с отцами. (406-407)
Здесь Иконников имеет в виду голодомор, террор и чистки, ГУЛАГ — все это было создано преднамеренными целями советского государства. Это утопические идеи марксистского коммунизма и мрачные реалии Голодомора, сталинского террора и ГУЛАГа, на которые Гроссман обращает внимание через Иконникова. Утопический социализм привел к Голодомору, НКВД и ГУЛАГу — все в погоне за «социализмом в одной стране». (Неудивительно, что книга была «арестована» в 1962 году; удивительно, что сам Гроссман не был расстрелян только на основании этого отрывка.)
Здесь критика — будь то религии, коммунизма или нацизма — представляет собой полный отказ от идеи принесения человеческих существ в жертву какой-либо идее или будущей утопии.
Где же мы находим «хорошее», если не в универсальных принципах религии, философии или утопической доктрины? Иконников очень ясно подходит к этому вопросу: добро кроется в конкретных действиях обычных людей. Представление Иконникова и Гроссмана о добре специфично для человека, поскольку он существует в определенное время и в определенном месте; это не приверженность набору принципов, видений будущего или рецептов конечного «блага» общества. Добро находится в конкретном человечестве в его конкретных исторических условиях.
Да, как и это ужасное Добро с большой буквы, есть житейская человеческая доброта. Доброта старухи, несущей пленному кусок хлеба, доброта солдата, позволяющего раненому врагу напиться из своей фляги, доброта юности к старости, доброта крестьянина, прячущего в своей фляжке старого еврея. чердак. Доброта тюремного надзирателя, который, рискуя собственной свободой, передает письма заключенного не своим идейным товарищам, а жене и матери. (407-408)
А что такое «доброта», постоянный рефрен оптимизма Гроссмана в отношении будущего? Это простой человеческий факт сострадания, тот факт, что люди часто способны признать реальность и человечность окружающих их людей и увидеть эту человеческую реальность как конкретный импульс к действию. Это —
Частная доброта одного человека к другому; мелочная, легкомысленная доброта; невиданная доброта. Что-то, что мы могли бы назвать бессмысленной добротой. Доброта вне какой-либо системы социального или религиозного блага. (408)
Эта доброта, эта дурацкая доброта — самое истинно человеческое в человеке. Это то, что отличает человека, высшее достижение его души. Нет, говорит, жизнь не злая! Эта доброта бессмысленна и бессловесна. Это инстинктивно, слепо. (409)
Но разочаровавшегося большевика Мостовского Иконников не переубедил:
Да, человек, написавший это, был не в себе. Гибель слабого духа! Проповедник заявляет, что небеса пусты… Он видит жизнь как войну всего против всего. А потом в конце начинает звенеть все теми же колокольчиками, восхваляя доброту старух и надеясь потушить клизмой мировой пожар. Какой мусор! (410)
Так чей это взгляд на добро и зло — юродивый или сам Гроссман? Я считаю, что это точка зрения Гроссмана или, по крайней мере, важная часть его точки зрения. Тема доброты очень глубока у Гроссмана, она лежит в основе его гуманизма и веры в будущее. Возьмите вот эту виньетку из «Старой учительницы»:
Потом шестилетняя Катя, дочь убитого лейтенанта Вейсмана, подошла к нему в рваном платье, шаркая в сваливающихся галошах. ее грязные, поцарапанные ножки. Предложив ему холодный, кислый блинчик, она сказала: «Ешь, учитель!»
Он взял блинчик и стал его есть, глядя на худенькое личико девочки. Пока он ел, во дворе внезапно воцарилась тишина. Все — старухи, большегрудые барышни, уже не помнящие своих мужей, одноногий поручик Вороненко, лежавший на матраце под деревом, — смотрели на старика и девочку. Розенталь уронил книгу и не пытался ее поднять — он смотрел в огромные глаза девочки, которые пристально, даже жадно следили за ним, пока он ел. Ему снова захотелось понять чудо, которое никогда не переставало его изумлять: человеческую доброту. Возможно, ответ был в глазах ребенка. Но глаза ее, должно быть, были слишком темны, а может быть, помешали его собственные слезы — он опять ничего не видел и ничего не понимал. (Дорога: рассказы, журналистика и очерки)
А позже, когда евреев села загоняют в овраг на убой, старая учительница и девочка Катя снова объединяются:
«Чем ее утешить? Как я могу обмануть ее?» — спросил старик, охваченный чувством бесконечной печали. И в эту последнюю минуту некому будет поддержать его, некому будет сказать то, что он всю жизнь желал услышать, — слов, которых он желал более, чем вся мудрость книг о великих мыслях и трудах человеческих.
Маленькая девочка повернулась к нему. Ее лицо было спокойным; это было бледное лицо взрослого человека, полное терпимого сострадания. И во внезапной тишине он услышал ее голос.
«Учитель, — сказала она, — не смотрите туда, это вас испугает». И, как мать, закрыла ему глаза ладонями. (Дорога)
Такое же сострадание и любовь к погибшим там людям можно найти в заключительных строках «Ада Треблинки»:
Велика сила истинного человечества. Человечество не умрет, пока не умрет человек. И когда мы видим краткий, но страшный период истории, период торжества зверей над людьми, человек, убитый зверем, сохраняет до последнего вздоха свою силу духа, ясность мысли и страстную любовь. И зверь, победоносно убивающий человека, остается зверем. Это бессмертие духовной силы есть мрачное мученичество, торжество умирающего над живым зверем. Это было в самые мрачные дни 1942, что положило начало победе разума над звериным безумием, победе добра над злом, света над тьмой, сил прогресса над силами реакции. Страшный рассвет над полем крови и слез, над океаном страданий — рассвет, пробивающийся среди криков умирающих матерей и младенцев, среди предсмертных хрипов стариков.
Ваш комментарий будет первым