Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

История метрополитена в москве: История Московского Метрополитена

Содержание

История метро: Москва vs Санкт-Петербург

О новых типах станций, ленинградских односводах и мировом рекорде питерской подземки читателям расскажет наш колумнист.

Я пишу эти строчки, находясь на танкере «Штурман Скуратов», который с грузом сырой нефти следует с Мыса Каменный в Мурманск. Танкер имеет порт приписки город Санкт-Петербург, поэтому в этом номере журнала захотелось рассказать об особенностях строительства метрополитена в городе на Неве. А дописываю материал в купе поезда, следующего по маршруту «Чита-Ясногорск».

Как известно, строить первый метрополитен в СССР начали в Москве в 1931 году. Естественно, что до этого не раз выдвигались планы строительства скоростных железных дорог, трамваев, подводных пешеходных тоннелей. До конца XIX века такие проекты в основном выдвигались в столице — в Санкт-Петербурге. С начала XX века стали появляться идеи о скоростном транспорте и в Москве. После революции идеи строительства метрополитена в Ленинграде отошли на второй план.

Столица переехала в Москву, там начался рост населения, ухудшение дорожной обстановки. С середины 20-х годов прошлого века начались неспешные работы по проектированию метрополитена в Москве. Были разработаны как наши проекты, так и привлечены иностранные компании. В Ленинграде в это время про подземную дорогу практически забыли.

Во время строительства метрополитена в Москве в начале 30-х годов начались серьезные работы и по проектированию в Ленинграде. Всего было предложено около десятка вариантов строительства от разных проектных организаций. И после пуска первой очереди в Москве, 15 мая 1935 года, стало понятно, что следующим городом, где зажжется красная буква «М», будет Ленинград.

В 1935 году был принят новый генплан Ленинграда, а на основе его в 1937 году Ленинградским НИИ Коммунального Хозяйства (ЛНИИКХ) был разработан проект метрополитена из трех диаметральных линий и кольцевой. Общая протяженность всех линий в двухпутном исчислении должна была составлять около 165 километров.


А транспортная ситуация к концу 30-х годов в Ленинграде сложилась катастрофическая. Трамвайная сеть на 1936 год составляла почти 400 километров. По ней ходили трамвайные поезда, которые с трудом справлялись с пассажиропотоками. Население города к 1939 году уже превысило отметку в три миллиона человек. Сложилась точно такая же обстановка, как в Москве, и только метрополитен мог решить вопрос быстрого и комфортного перемещения жителей северной столицы.

В 1938 году председатель Ленинградского Городского Совета А. Н. Косыгин выступил с инициативой строительства метрополитена в Ленинграде и, самое главное, получил поддержку в Москве. За основу дальнейшей разработки был принят проект ЛНИИКХ 1937 года. Работы по проектированию было решено разделить на несколько этапов. В качестве первой очереди была выделена трасса Кировско-Выборгского направления от станции «Автово» до станции «Бабурин переулок». Ее главным достоинством было соединение всех железнодорожных вокзалов и соединение удаленных южных районов с центром города и Выборгской стороной.

Разработка была поручена московскому институту «Метропроект», уже имевшему хороший опыт в проектировании и строительстве московского метро.

17 января 1941 года СНК СССР и ЦК ВКП(б) издали приказ №126 о строительстве первой очереди метрополитена в Ленинграде. А уже 21 января приказом №24 Народного Комиссариата Путей Сообщения (НКПС) была создана специальная организация — Строительство №5 НКПС, которую возглавил прибывший из Москвы опытный метростроитель И. Г. Зубков. Был создан проектный институт, а к апрелю 1941 года выполнено проектное задание на сооружение первой очереди.

Проект первой очереди длиной 16,5 километров включал в себя 12 станций. Депо предполагали сделать на севере, после станции «Бабурин переулок», которая должна была быть мелкого заложения. Соответственно, перед ней был запроектирован переходный участок с глубокого заложения.


Проектом было предусмотрено интересное техническое решение оборонного характера. Перегонные тоннели под Невой планировали построить в большем диаметре, чем обычно. Предположительно, они могли быть выполнены в диаметре 8,5 метров вместо стандартных на тот момент для метро шестиметровых, то есть перегонные тоннели в станционных «размерах» по всей протяженности. При этом планировались и камеры съездов с ответвлениями к ключевым железнодорожным линиям на противоположных берегах Невы — Ленинград-Финляндский и Ленинград-Товарный-Московский. Это запасной вариант для железнодорожного сообщения на случай, если единственный на тот момент железнодорожный мост через Неву был бы выведен из строя.

Метростроевцы сразу приступили к освоению площадок. В феврале 1941 года началась проходка шахтных стволов. Из-за жесткого цейтнота, а пуск был запланирован на декабрь 1942 года, было принято решение вести работы до утверждения смет и технического проекта.

Добавлю, что этот срок был нереальным. Трудно сказать, чем его объясняли, учитывая, что за полтора года требовалось построить 16,5 километров перегонов и 12 станций.

Тем не менее, к апрелю уже были заложены все шахтные стволы. Работы, как водится, велись без должного внимания к геологическим условиям, то есть разведка была проведена довольно посредственно и в малом объеме. О многих неблагоприятных грунтовых условиях узнавали порой непосредственно на площадке по факту.

Проходчики работали почти полностью руками, без средств механизации. Несмотря на все сложности, к 1 маю был пройден первый ствол. В июне началась массовая проходка подходных штолен к будущим перегонным и станционным тоннелям.


22 июня… Война перечеркнула все планы. Строительство 27 июня было остановлено, шахты подвергнуты мокрой консервации — затоплены, так как обслуживать выработки было некому. Люди и ресурсы требовались фронту. А использовать выработки в качестве бомбоубежища, как в Москве, было нельзя — в основном успели сделать только вертикальные стволы и начать руддворы. В общем, затопить их в это трудное время было единственным правильным решением…

За годы войны многое изменилось. Погибли на фронте те, кто приехал строить метро. Защищая Ленинград, погиб И. Г. Зубков. Но разрушенный город требовал восстановления, и уже тогда было ясно, что в северной столице метрополитен будет!

После войны, в ноябре 1945 года, вернулись к проектированию, а в 1947 году и к строительству, но трассировку первой линии пересмотрели. Сократили пусковой участок и провели работы по удешевлению строительства. По уточненным геологическим данным, стало понятно, что переходный участок делать на севере нельзя, и его перенесли на юг, в Автово. Там же решили строить одноименное депо. В итоге осталось 10 станций, а диаметр перегонных тоннелей уменьшили с 6 до 5,5 метров, кроме переходного участка к станции «Автово».


А 10 станций первой очереди еще и разбили на два пусковых участка. В первый вошли 8 станций, а две оставшиеся отошли на второй. А из тех восьми решили одну станцию не делать, оставив только задел под нее. Позднее это решение было пересмотрено, и её так же построили в составе первого участка.

Это станция «Владимирская».

Несмотря на расхожее мнение о том, что в Ленинграде плохие грунты и болото, это не совсем так. Верхний слой породы там действительно отвратителен — если говорить по-простому, то это плывуны. Но подстилают эти плывуны прекраснейшие кембрийские глины, которые создают надежный водоупорный слой, который легко разрабатывается и крепится. Но до этой глины надо еще добраться, поэтому станции глубокого заложения в Ленинграде находятся на большой глубине, в толще кембрийских глин.

На первом пусковом участке длиной 10 километров Ленинградского метрополитена возведено восемь станций. Из них одна мелкого заложения — «Автово», а из глубоких три являются колонными, построенными по индивидуальному проекту. Остальные четыре — пилонные, построенные по типовому проекту Сталинской пилонной станции, которая к этому моменту активно строилась в Москве.

Отмечу, что этот участок открыли 15 ноября 1955 года. Даже если учесть разруху в стране после войны, то строили долго. Так что говорить о запланированном пуске в декабре 1942 года еще большего объема? Не могло быть и речи.

Проекты колонных станций продолжили период поиска оптимального конструктивного решения для этого типа. Станция «Технологический Институт» возведена по слегка улучшенному проекту станции «Павелецкая» Замоскворецкой линии в Москве. А в конструкции колонн станции «Кировский завод» впервые были применены чугунные элементы. В дальнейшем, по моему мнению, этот проект стал основой для создания колонной станции глубокого заложения с клинчатыми перемычками, но уже в Москве — так называемой московской колонной станции.

Весь первый пусковой участок Ленинградского метрополитена построен из чугунных тюбингов, но их использование в сухой глине нецелесообразно. Да и вполне понятно желание молодого проектного института, созданного в этом городе, придумать и реализовать свои проекты, а не развивать московские, да и глина позволяла довольно легко разрабатывать её механизированными щитами, что послужило причиной создания целой линейки «скоростных» проходческих щитов. Первый опытный тип появился уже в 1949 году.

На мой взгляд, желание удешевить строительство не всегда было оправданным. Например, на пилонных станциях, построенных после первой очереди, стали делать укороченный центральный зал. На второй очереди уменьшили длину платформы с 160 метров до 120. Все это в дальнейшем, по мере роста пассажиропотока, сказалось негативно.


Начиная со второй очереди, началось внедрение сборного железобетона. Сначала на перегонных тоннелях, а потом и на пилонных станциях. Сразу делать всю станцию из железобетонных тюбингов не стали, к этому шли постепенно. Сначала реализовали проект, где такие тюбинги использовались в глухой части, потом уже и в центральной, кроме самих проемов — они так и остались из чугуна. Дальше следовал логичный ход — строительство станции полностью из железобетонных тюбингов, но применить это к пилонным станциям удалось только в 21 веке, с открытием станции «Волковская» в 2008 году — до этого 45 лет подобные конструкции в городе на Неве не строились.

Трудно назвать какую-то одну причину. На мой взгляд, ленинградские проектировщики полностью увлеклись своим проектом — станцией закрытого типа, так называемый «горизонтальный лифт». Может быть, свою роль сыграло то, что еще в Киеве в это же время была построена полностью станция из железобетона и пальма первенства ушла киевским коллегам. А вот проект станции закрытого типа был полностью своим и логично было развивать именно его.

На этом проекте надо остановиться подробнее. Это яркий пример того, как удачный проект для строителей обернулся кошмаром при эксплуатации. Напомню, что на станции этого типа нет посадочной платформы. Пассажиры ожидают посадки в центральном зале, который огорожен от путей автоматическими дверями. Но проемы дверей являются конструктивным элементом станции и теперь весь подвижной состав на тех линиях, где есть такие станции, должен иметь строго определенное расстояние между дверей.

Эти станции позволяли максимально использовать щитовые комплексы и средства механизации. Например, запускаются два механизированных проходческих комплекса, которые сконструированы специально для местной глины. Они идут в оба перегонных тоннеля и проходят места будущих станций транзитом. Причем, при прохождении уже ставились все элементы обделки станции, которая будет в этом месте.

Параллельно начинали проходку наклонных ходов. Внизу их раскрывала натяжная камера, которая на период строительства использовалась для монтажа щита. Им проходили центральный зал станции.

Все эти технологии позволяли быстро строить станции и перегоны, но в эксплуатации они оказались дороже. Двери требовали обслуживания, для поездов пришлось разрабатывать систему автоведения для точной остановки напротив дверей. А пневматическая система открытия станционных дверей оказалась совершенно сырой — компрессорная станция сильно шумела, поэтому механизмы открывания заменили со временем на электрические.

Эпоха горизонтальных лифтов длилась с 1961 по 1972 года, когда было построено 10 станций, но неудобства в эксплуатации остались навсегда. Стоит отметить, что в 2018 году были запущены две станции — «Беговая» и «Новокрестовская», которые оснащены дверями на платформе, но выполнены совершенно по другому проекту и являются подземными сооружениями мелкого заложения.

А вот два других новых проекта станций в Ленинграде оказались весьма успешными. Один — колонная станция с шарнирным опиранием свода. В отличие от Москвы, где вся станция из чугуна (только колонны стальные) и все элементы жестко закреплены, в Ленинграде сделали колонную станцию из сборного железобетона. И свод оперли через металлический шарик — шарнир, что позволило выравнить распорные усилия и возвести станционный комплекс из бетонных тюбингов.

В дальнейшем таких колонных станций было построено довольно много и в разных вариантах.

Другим интересным проектом стал так называемый ленинградский односвод. Это односводчатая станция глубокого заложения из сборных блоков обделки, обжатых в породу. Это действительно так называемое индустриальное строительство. Здесь щиты проходят станцию транзитом, оставляя за собой в пределах станции ее будущие опорные тоннели. Дальше их бетонируют — на эти участки будет опираться свод станции. Причем этот свод можно сделать любой длины. Например, под одним сводом можно расположить станцию, блок технических помещений, тягово-понизительную подстанцию, камеру съездов и оборотные тупики. Свод станции возводится тоже механизированным комплексом. Причем технология была проработана настолько, что станцию строила буквально одна бригада из семи человек.


В Москве есть даже один ленинградский односвод, построенный ими же — это станция «Тимирязевская» Серпуховско-Тимирязевской линии.

Эпоха ленинградских односводов длилась почти 16 лет, и за это время было построено 15 станций. Отдельно хочется отметить двухэтажную станцию «Спортивная», которая сооружена по технологии односводчатой станции, только «немного» увеличенного размера.

В 90-е годы, можно сказать, технологии были утрачены. Достоверно сказать, сохранился ли калоттный агрегат для строительства свода, нельзя. Но станцию «Волковскую», которую начинали строить для ленинградского метро как односводчатую, переделали в пилонную — она стала первой пилонной станцией, построенной за последние 45 лет, войдя в состав метрополитена уже Санкт-Петербурга.

Удобная и сухая глина позволила разработать тоннелепроходческие механизированные комплексы, которые осуществляли скоростную проходку. Именно ленинградским метростроевцам принадлежит мировой рекорд — 1250 метров тоннеля за 30 дней.

Также уже в Санкт-Петербурге пережили техногенную аварию на перегоне между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества», которая привела к разрушению тоннелей и образованию так называемого участка «Размыв». Но об этом я хочу сделать отдельный материал, как и подробнее рассказать о типах станций как московского, так и ленинградского метрополитена. Следите за выпусками журнала!

И еще. Можно сказать, что ленинградские проектировщики и метростроевцы после сооружения первой очереди пошли своим путем и весьма успешно его развили. Они являются авторами уникальных технических решений, ими разработаны три принципиально новых проекта станции, новые типы обделок, как и станционные, так и перегонные. Они активно использовали и используют сборный железобетон, так как геология их города это позволяет.

К сожалению, сейчас строительство метрополитена в Санкт-Петербурге идет не так активно, как в Москве. Готовятся к пуску три новые долгожданные станции — «Проспект Славы», «Дунайская» и «Шушары». Продолжаются работы по сооружению станций «Театральная» и «Горный институт» и двух станций новой, шестой линии. Хочется верить, что темпы строительства в северной столице будут только набирать обороты, и метростроевцы выполнят все поставленные задачи. А город найдет необходимое финансирование.

Огромное спасибо за помощь в подготовке материала Дмитрию Графову.

История московского метро: интересные факты

Московский метрополитен является одним из самых удобных, надёжных и красивейших в мире. Его 44 станции имеют статус шедевров архитектуры и являются объектами культурного наследия регионального значения. История Московского метрополитена (фотографии некоторых станций представлены ниже) неразрывно связана с историей нашей страны. Это особенно хорошо видно, когда путешествуешь по станциям в сопровождении экскурсовода, рассказывающего о символах, заключенных в элементах, украшающих залы.

До революции 1917 года о метро только мечтали

История создания метро в Москве насчитывает немногим более 140 лет — идея организации подземного сообщения между Курским вокзалом и Марьиной рощей возникла ещё в 1875 году. Первые проекты датированы 1902 годом. Один из них разрабатывали архитектор П. А. Балинский и инженер-строитель Е. К. Кнорре, а другой — инженеры путей сообщения Н. П. Дмитриев, А. И. Антонович и Н. И. Голиневич. Московская городская Дума отклонила оба, однако они послужили основой для третьего проекта, принятого в 1913 году, а также для последующих.

Весной 1914 года началось строительство метро в Москве. История, однако, диктует свои условия – в июне в Сараево был убит эрцгерцог Австрии Франц Фердинанд. Трагическое событие послужило началом Первой мировой войны, в которую оказалась втянута и Россия. Все мирные планы рухнули. Работы по строительству метро остановились, едва начавшись.

Начало советской истории Московского метрополитена

История создания метро в Москве получила продолжение лишь после Октябрьской революции.

К 1923 г. столица ощутила столь острую нехватку в транспортных развязках, что тянуть с прокладкой линий метрополитена казалось уже невозможным. Старые планы морально устарели, и было принято решение обратиться к инженерам-конструкторам из знаменитого германского концерна Siemens AG.

В 1925 году проект был готов. Он включал в себя 80 км подземных тоннелей и 86 станций, однако реализация его требовала несоизмеримо большей суммы денег, чем предполагал заказчик, поэтому данный проект отклонили.

В июне 1931 года на Пленуме ЦК ВКП(б), с подачи Л. М. Кагановича, всеобщим голосованием депутаты приняли историческое решение о возобновлении работ над метрополитеном. В результате был организован трест «Метрострой», и в ноябре очередной проект первых линий представили Правительству. Почти сразу приступили к прокладке тоннелей и строительству станций. Так началась новая история метро.

Москва пополнила список ударных строек советской власти. Впоследствии вокруг строительства метрополитена сложилось множество мифов и легенд, было написано немало книг советских и зарубежных авторов, содержащих как правдивую, так и вымышленную информацию, снято достаточное количество художественных и документальных фильмов. Это и понятно – самое горячее время пришлось на период, когда страной правил Иосиф Сталин.

Страшные истории о метро

Страшные истории метро Москвы по большей части связаны с прокладкой тоннелей и началом строительства. В прежние времена они рассказывались шёпотом, с оглядкой на посторонних. Несмотря на мощную работу пропагандистской машины Сталина и жёсткую борьбу со всеми проявлениями народного недовольства леденящие душу слухи расползались по всей Москве.

Одной из страшилок московского метро до сих пор остаётся легенда о поезде-призраке. Говорят, что иногда из тоннеля выезжает состав, в окнах которого видны силуэты людей, одетых в серую арестантскую робу – это призраки заключённых, погибших во время прокладки тоннеля. Обычно поезд проходит без остановки, но иногда он тормозит, и двери открываются. Горе тому, кто войдёт в один из вагонов, не рассмотрев пассажиров.

Надо заметить, что история станций метро Москвы полна подобных баек. И это неудивительно, ведь во время рытья котлованов и тоннелей метростроевцы регулярно наталкивались на останки древних захоронений. Покойников, конечно, никто не отпевал. Их просто перезахоранивали где-нибудь поблизости. У суеверных людей такое отношение к мёртвым и сейчас считается плохим знаком – потревоженные души бродят от станции к станции и мстят своим обидчикам за нарушенный покой. Пренебрежение к человеческим останкам не могло не вызвать в малообразованном народе всевозможные толки — закономерную реакцию на страх перед карой потусторонних сил.

Несколько точек зрения на ударную стройку СССР

В сознании россиян сложилось несколько точек зрения на то, как происходило строительство метро в Москве.

История официальная, представленная в сталинских средствах массовой информации, повествует о героизме советских людей, за короткий период совершивших очередной трудовой подвиг на благо любимой Родины и в рекордные сроки построивших самое лучшее метро в мире. Руководящей и направляющей роли КПСС и её ЦК там отводилось особое, почётное и очень обширное пространство.

Хрущёвская и постсоветская история метро Москвы самое главное видит в обличении культа личности тирана, упивавшегося своей неограниченной властью и погубившего несметное количество людей. Эта версия долгое время считалась единственно верной. В средствах массовой информации писали о том, как люди тысячами гибли от непосильного труда и ссылались в лагеря за саботаж, диверсии и участие в шпионских заговорах против советской власти. А как было на самом деле?

От первых планов до пуска первой очереди

В 2012 году на русском языке вышла в свет книга немецкого историка Дитмара Нойтатца «Московское метро – от первых планов до великой стройки сталинизма (1897-1935)». Написал он свой труд в конце 90-х, а время работы над книгой заняло у учёного пять лет. Он скрупулёзно изучил всё, что сохранила история метро Москвы. Фотодокументы, кинохроника, архивные материалы, газетные и журнальные статьи, научные труды коллег, касающиеся истории московского метро, были изучены им с чисто немецкой педантичностью.

Период его исследований охватывает 1897-1935 гг., то есть время с момента зарождения идеи реконструировать транспортную структуру Москвы до пуска первой очереди. Он задумывается, почему метро не начали строить тогда, когда в нём возникла нужда, и появились первые реальные проекты, а страна была баснословно богатой? По какой причине русские люди терпели столько лишений и теряли здоровье на опасной стройке, не требуя большого вознаграждения и других компенсаций?

Очевидно, что необходимость в метро возникла ещё в царские времена, когда после переноса столицы из Санкт-Петербурга в Москву туда хлынул поток нового населения. Этот поток ещё более усилился после начала коллективизации, когда люди, потеряв возможность нормально жить и работать на своей земле, спасаясь от голода и разрухи, были вынуждены искать пристанища в городах, в том числе в Москве.

Господин Нойтатц поднимает очень важные проблемы, касающиеся нашей страны, взяв за образец историю Московского метрополитена. В предисловии к своей книге он пишет, что данный вопрос его интересует по причине сходства менталитета русского и немецкого народов — и тот и другой, по своей природе труженики, и тот и другой склонны подпадать под власть тоталитарных правителей. Он подчёркивает, что в нацистской Германии происходили процессы, аналогичные тем, что действовали в нашей стране, а у нас это особенно характерно прослеживается в том, как складывалась история метро. Москва представляет собой слепок с целой страны, а задача историка, наряду с изучением событий минувшего, — проанализировать произошедшие события с целью недопущения повторения ошибок прошлого.

«Метро 2»

Существуют ли на сегодняшний день тайны у метро Москвы? История интересные факты и секреты таит не слишком долго. Это касается, например, разветвлённой сети рельсовых дорог и бункеров, которые в годы советской власти были вырыты под землёй и оборудованы по последнему слову техники. А ведь когда-то случай, произошедший 6 ноября 1941 года, накануне военного парада в честь 24-й годовщины Октябрьской революции, породил среди москвичей массу слухов и домыслов.

Шла Великая Отечественная война. Немцы во всю мощь своей армии разворачивали операцию «Тайфун», нацеленную на захват столицы СССР. Накануне праздника бои гремели уже в нескольких десятках километров от Москвы, однако ставка во главе с Верховным главнокомандующим продолжала оставаться в городе. На станции метро «Маяковская» состоялся митинг. Неожиданно собрание прервалось, и перед толпой собственной персоной предстал Иосиф Виссарионович Сталин. Он произнёс речь, которая придала сил и мужества жителям и защитникам города. Затем вождь покинул станцию так же неожиданно и таинственно, как и появился. При этом никто не видел, ни как Верховный главнокомандующий покидал ставку, в которой находился до того момента, ни как он в неё вернулся.

Дело в том, что помимо тех станций и линий метро, которые нанесены на карту и известны всем, Московский метрополитен имеет обширнейшую подземную инфраструктуру, которая по большей части состоит из объектов секретного назначения. С лёгкой руки редакторов журнала «Огонёк» они получили название «Метро 2».

Несмотря на то, что при помощи инфракрасного излучения и детального спектрального анализа, сделанного с искусственных спутников Земли, эти объекты давно зафиксированы, и информация о них постепенно просачивается в средства массовой информации, для большинства людей они остаются тайной за семью печатями.

В настоящее время состояние этих объектов поддерживается в надлежащем порядке, так как они по-прежнему имеют важное стратегическое значение.

Многие давние тайны «Метро 2» раскрыты в романе Владимира Гоника «Преисподняя». Он работал над книгой с перерывом в течение трёх десятков лет, начиная с конца 60-х годов. Автор сам многократно спускался в шахты, разговаривал с ветеранами «Метростроя», а также с военными, обслуживавшими подземные объекты.

Владимир Гоник долгое время работал врачом в поликлинике Министерства обороны. Можно сказать, что подземельям Москвы он посвятил всю свою жизнь. В годы советской власти подобные увлечения были под запретом и строго наказывались, поэтому свои изыскания Владимир Семёнович проводил в строжайшем секрете. В 1992 году газета «Совершенно секретно» опубликовала первый отрывок из его романа, а затем журнал «Юность» напечатал весь роман, несколько сократив отдельные его главы.

Книга адресована всем, кого интересует история метро. Москва Гоника не похожа на Москву Гиляровского, но его путешествия по лабиринтам подземки выглядят так же зловеще, как описанные Гиляровским тайны заточённого в каменную трубу русла Неглинки.

Экскурсии

При Московском метрополитене работает экскурсионное бюро. Расположено оно на станции «Выставочная», а на станции «Спортивная» организован Народный музей истории Московского метрополитена. Большое количество маршрутов знакомит гостей столицы и москвичей не только с самыми красивыми станциями, но и с внутренней, подземной жизнью предприятия.

В рассказах экскурсоводов — вся история метро Москвы. Для детей, в зависимости от возраста, разработаны отдельные программы. Они включают в себя посещение электродепо. Ребятишкам дают возможность посидеть в кабине машиниста и увидеть, какие механизмы управляют движением поезда. Также их знакомят с работой других специалистов метрополитена.

Для старшеклассников экскурсии — это возможность определиться с будущей профессией и узнать, как выучиться понравившемуся делу.

Гости столицы обычно с удовольствием слушают страшные истории про метро Москвы.

Посещение музея метро позволяет увидеть в миниатюре работу большинства систем метрополитена – кабины метропоезда, турникетов, светофоров, эскалатора и др. Большой макет всех линий метро с поездами, движущимися под московскими улицами, сделан с большой точностью и выглядит очень впечатляюще.

Самые красивые станции

Красота станций Московского метрополитена – заслуга выдающихся советских архитекторов и художников. Это, безусловно, архитекторы Алексей Щусев, Николай Колли, Иван Фомин, Алексей Душкин, супруги Иван Таранов и Надежда Быкова, художники Павел Корин, Владимир Фролов и Александр Дейнека, скульптор Матвей Манизер и другие. Их талантам и трудолюбию обязаны своим оформлением следующие станции: «Комсомольская», «Маяковская», «Новослободская», «Таганская», «Театральная», «Новокузнецкая», «Площадь Революции» и другие. История названий станций метро Москвы имеет непосредственное отношение к главным событиям нашей страны и к названиям улиц и площадей, на которых расположены входы.

Стилистика оформления вестибюлей и станционных залов отвечает самым высоким канонами искусства. Здесь и сталинский ампир, и ар-деко, и модерн, и барокко, и классицизм. Всё сделано с размахом, богато и очень дорого.

Что касается материалов, применённых для украшения, то это различные виды мрамора, гранита, полудрагоценные уральские самоцветы, сталь, бронза, латунь и смальтовое стекло.

Каждая станция достойна отдельной экскурсии, ибо в интерьерах использованы сюжеты из истории нашего отечества.

Помимо изысканного декора, все объекты снабжены совершенными системами вентиляции, водоотвода и электроснабжения.

Станция «Маяковская»

Эта станция считается одной из красивейших в мире. В 1939 году она получила гран-при на Нью-йоркской Всемирной выставке «Мир завтрашнего дня». Уменьшенная копия станции была выставлена в павильоне, посвящённом СССР. Станция расположена под Триумфальной площадью на глубине в 33 метра. Её пятиметровые своды поддерживают стальные колонны, установленные на полутораметровую балку, уложенную на железобетонную плиту. Колонны удерживают трёхсекционный неф при помощи сложной конструкции из металлических распорок-растяжек.

Потолок освещается изысканными бра – по периметру каждого купола закреплено по 16 светильников, которые в перспективе выглядят как роскошные люстры.

Для дизайнерского оформления станции использованы ленты из полированной рифлёной нержавеющей стали и мозаичные панно из смальты с сюжетами на тему «Сутки Страны Советов» художника А. Дейнеки. Между панно и стальными пластинами – панели из полудрагоценного уральского самоцвета, родонита.

Пол станции также отличается изысканностью. Вдоль краёв перрона он выложен серым гранитом, который подчёркивает орнамент из разных видов мрамора – красного салиети, жёлтого газгана, оливкового садахло, а также уфалея, привезённых из разных регионов Советского Союза.

В годы Великой Отечественной войны под сводами станции было организовано бомбоубежище, и москвичи спускались туда во время артобстрелов. Станция могла одновременно вместить до 50 000 человек. Здесь же располагался и командный штаб ПВО.

Вентиляционная система станции устроена так, что в любое время года и при любой наполненности воздух в ней остаётся свежим.

«Новослободская»

Сразу после открытия станции, а это произошло в 1952 году, восхищённые москвичи назвали «Новослободскую» «Подземной сказкой» и «Каменным цветком». Это неудивительно, так как её интерьеры были выполнены потомственным иконописцем, художником Павлом Кориным. Его работы отличает глубина, одухотворённость и певучая нежность — так высказался о его стиле патриарх Алексий.

Искусно подсвеченные 32 витража из цветного стекла изображают фантастические растения. Пилоны, на которых они размещены, окаймлены золочёной латунью и сталью. На небольших круглых медальонах в этой же технике выполнены звёзды и люди разных профессий.

На стене главного зала, в торце — большое панно «Мир во всём мире». На нём — мать, держащая в руках младенца. Очевидно, что данный сюжет навеян иконописными изображениями Богородицы. Над головой женщины распустили крылья голуби. Раньше на их месте находился портрет Сталина, но во времена Хрущёва в рамках кампании по развенчанию культа личности лик вождя удалили, а на его месте появились птицы.

«Площадь Революции»

Станция метро «Площадь Революции», как и две описанные выше, является творением архитектора Алексея Николаевича Душкина.

80 бронзовых скульптур, украшающих станционные залы, были отлиты в мастерской Матвея Генриховича Манизера. Каждая скульптурная композиция соответствует какой-либо вехе из истории СССР. Прикосновение к ним считается хорошей приметой и сулит исполнение желаний. Самые популярные у суеверных людей места хорошо видны на каждой фигуре – они блестят особенно ярко. Позировали для каждого персонажа обычные люди, однако в дальнейшем в судьбе каждого из них были отмечены уникальные события.

Так, для фигуры матроса-сигнальщика натурой послужил курсант военно-морского училища Олимпий Рудаков. Впоследствии ему довелось побывать на церемонии коронации Елизаветы 2 и станцевать с ней тур вальса.

Для фигуры матроса-революционера был выбран другой курсант – Алексей Никитенко. Через несколько лет за участие в войне с Японией он был награждён золотой звездой Героя Советского Союза.

В 1941 году скульптуры эвакуировали в Среднюю Азию. По возвращении оттуда они оказались частично разрушенными. Тем не менее в скором времени реставраторы вернули им первоначальный облик.

В заключение хочется ответить на заданный в начале статьи вопрос: «Что представляет собой правдивая история метро?»

Москва действительно является уменьшенной копией всей России и отражает жизнь каждого региона. История великой стройки наглядно показывает, что мы, русские люди, умеем работать, не щадя себя, и искренне любим свою Родину, а беды и лишения, которые иногда выпадают на нашу долю, мы переносим с мужеством и стойкостью, не теряя веры, надежды и присутствия духа.

кто придумал и год открытия первой станции, история создания

Главная » Транспорт

На чтение 5 мин Просмотров 74 Опубликовано

Московский метрополитен считается достаточно удобным и надежным. Многие из станций, которые входят в его структуру, обладают статусом архитектурных шедевров. При этом далеко не каждому современному человеку известно, когда конкретно появилось метро в Москве. Это случилось еще в 1935 году. За время существования столичный метрополитен претерпел много изменений и усовершенствований.

Содержание

Разработка проекта метрополитена

Прежде чем в Москве открыли метрополитен, было предложено много проектов. Еще в 1875 году инженер Василий Титов выступил с предложением продолжить подземную железнодорожную линию. Она должна была идти от Курского вокзала до Марьиной рощи. Но до проекта дело не дошло. Есть мнение, что этому решению сопротивлялась православная церковь. Однако официальным поводом для отказа стала экономическая нецелесообразность.

Впервые планы создать подземку в Москве были озвучены в 1897 году. Тогда началось проектирование окружной железной дороги. При этом первый проект московского метро предложил инженер путей сообщения Антонович. Это произошло в 1901 году.

Однако самый известный проект разработали инженеры Балинский и Кнорре. Это произошло в 1902 году. Он подразумевал создание внеуличной железной дороги, которая соединяла Замоскворечье с Тверской заставой. В августе того же года проект был вынесен на рассмотрение городской думы. Но после бурной дискуссии план был отклонен. До начала Первой мировой войны предлагалось и много других проектов создания метро в Москве. Однако во время Гражданской войны транспорт в столице пришел в упадок.

Следующие проекты, которые сыграли важную роль в строительстве московского метрополитена, датируются 1930 годом. К моменту в столице наметился транспортный коллапс. Трамваи не могли обеспечить перевозку увеличившегося населения города, и потребность создания метро снова вышла на первый план.

Когда была запущена первая линия метро

Запуск первого в России метрополитена стал настоящим праздником. Это произошло 15 мая 1935 года. Первая линия связывала «Сокольники» с «Парком культуры». При этом от станции «Охотный ряд» до «Смоленской» шло ответвление. Длина первого метро составляла 11,6 километра. В сутки оно перевозило 180 тысяч человек.

Дальнейший рост и развитие

Для московского метро характерна достаточно интересная история. С момента своего образования метрополитен превратился в одну из главных строительных площадок столицы. При этом строительство столичной подземки не останавливалось даже в военные годы. Так, в январе 1944 года закончилось сооружение третьей очереди метро. Именно тогда была создана Арбатско-Покровская линия, которая пролегала от станции «Курская» до «Измайловской».

После окончания войны снова начались активные строительные работы. Именно тогда запустили станции Кольцевой линии. В январе 1950 года ввели в эксплуатацию первый участок подземки, который проходил от «Курской» до «Парка культуры».

В 1958 году на станциях подземки стали активно вводить автоматические контрольные пункты. Уже спустя 3 года ими оснастили все станции.

В период пятидесятых-шестидесятых годов начали активно развиваться радиальные линии, которые связывали центральную часть города с новыми районами. Именно тогда получили продолжение Кировско-Фрунзенская, Рижская, Горьковская линии.

К концу шестидесятых станции метро появились на Каширском и Варшавском шоссе. Также они были сооружены в районе улицы Каховки и в Коломенском. В период с 1961 по 1965 годы Филевскую линию дополнили 5 новыми станциями.

К концу 1979 года стали перемещаться поезда по новой Калининской линии, которая стала связующим звеном между Таганкой и Новогиреевом. Это направление получило последующее развитие в 1982 году. Именно тогда была открыта станция «Третьяковская».

В восьмидесятых и первой половине девяностых годов получили развитие линии в районах новостроек. При этом новые станции активно соединяли со старыми и сооружали все новые и новые переходы.

В декабре 2002 года была открыта станция «Бульвар Дмитрия Донского». Именно она первой вышла за границы Московской кольцевой автодороги.

Метро в Москве активно развивается по сей день. В последнее время было открыто много новых станций. Среди них стоит выделить «Тропарево», «Лесопарковую», «Спартак». Также был открыт новый участок Калининской линии. Сейчас московская подземка насчитывает 196 станций, которые расположены на 12 линиях. Общая протяженность метрополитена составляет 327,5 километра.

Интересные факты

Создание метро в Москве связано со множеством интересных фактов:

  1. Многие станции подземки оформлены лепниной. Однако «Новокузнецкая» – это единственная, на которой такой декор присутствует даже в туннеле над эскалаторами.
  2. На строительство кольцевой линии московского метро ушло 11 лет.
  3. Станция «Комсомольская» имеет больше всего колонн. Их общее количество составляет 146 штук.
  4. Все вагоны для метрополитена Москвы изготавливаются в Мытищах.
  5. Первой станцией, на которой поставили турникеты, стали «Красные ворота».
  6. Мозаика для станции «Новокузнецкая» была собрана в блокадном Ленинграде.
  7. Все старые станции московской подземки имеют очень тяжелые двери. Это связано с тем, что при их создании выдвигались особые требования к прочности и долговечности. При этом масса таких элементов никого не интересовала.
  8. Имя Ленина метрополитен стал носить лишь с 1955 года. До того момента он назывался в честь Кагановича.
  9. В 1938 году «Маяковская» стала первой в мире станцией глубокого заложения с колоннами.

  • В 1941 году придумали план затопления метро на случай входа немецких войск в Москву. Но город удалось защитить, и эта мера не потребовалась.

Московский метрополитен имеет весьма интересную историю создания, которая началась еще в 1935 году. С того момента столичная подземка пережила много изменений и усовершенствований. При этом инженеры не останавливаются на достигнутом и предлагают новые проекты.

Фактов о Московском Метро | Экскурсия по московскому метро | Экскурсия по московскому метро

Если вы планируете поездку в Россию, мы обязательно рекомендуем вам посетить Московский метрополитен. Наше метро – это больше, чем просто общественный транспорт. Его можно назвать подземным дворцом, где 44 станции считаются объектами культурного наследия. Вы можете увидеть бронзовые статуи, впечатляющие мозаики, витражи, колонны и люстры, которые поразят вас. Несомненно, почему москвичи с гордостью говорят, что у них самое красивое метро в мире.

Более того, это еще и место, многое рассказывающее о советском прошлом – от пропаганды до обличения сталинизма. Если вы воспользуетесь туром «Московское метро и сталинские небоскребы», ваш местный гид объяснит, насколько сложная и увлекательная история России скрыта за станциями. Московский метрополитен скрывает множество тайн, которые сложно заметить самостоятельно. Сегодня мы хотим поделиться 6 интересными фактами о Московском метрополитене.

Поезда могут выглядеть как художественная галерея

В Московском метрополитене

есть не только тематические станции, но и тематические поезда. Вы определенно хотели бы прокатиться. В зависимости от случая, он может быть посвящен Олимпийским играм, чемпионату мира или любому другому крупному событию, происходящему в это время. У нас регулярно ходят поезда, посвященные поэзии, истории, искусству, кино и науке. У нашего фаворита внутри есть картины. Да, поезд может выглядеть как художественная галерея!

Советская столовая

Фото: РИА Новости

Мало кто знает, что недавно в Московском метрополитене открылась новая столовая. Вы найдете его на станции Арбатская, где в 1968 году открыла свои двери первоначальная столовая. Сегодня вы увидите ее новую версию, хотя в ней все еще есть дух ретро, ​​напоминающий типичную советскую столовую. Советская закуска, которую стоит попробовать — беляш (жареное тесто с мясом). Также у нас появилось новое кафе на Выставочной, где можно купить чай, кофе, выпечку, салаты и десерты.

Место, где вам повезет

Русские люди довольно суеверны. Так что если вас пригласили в русский дом, просьба не свистеть. В противном случае вы заставите людей думать, что хотите, чтобы они потеряли все свои деньги! На самом деле, мы можем найти суеверия во всем. Станция «Площадь Революции» славится тем, что ей везет. В нем 76 статуй со скрытым смыслом. Ваш гид объяснит, к какому из них вам нужно прикоснуться, если вы хотите найти любовь всей своей жизни, разбогатеть, сдать экзамен или получить помощь в любой другой жизненной ситуации.

Новые технологии

 

В поезде у вас будет доступ к бесплатному Wi-Fi. И он доступен с 2013 года. Несмотря на то, что сегодня у большинства людей есть мобильный интернет, под землей им пользоваться нельзя. Поэтому бесплатный Wi-Fi. Широко используется, особенно миллениалами, которым постоянно нужен доступ ко всем социальным сетям. Еще одна интересная бесплатная услуга, которую вы найдете в новых поездах, — это зарядка вашего смартфона. Кроме того, около 30 станций метро также имеют точки зарядки гаджетов.

Музыка

Вы можете не найти столько уличных музыкантов в городе, за исключением определенных улиц. А вот Московский метрополитен — идеальное место, чтобы посмотреть различные представления. Подумайте об этом, зима у нас очень длинная, поэтому разумнее оставаться дома. У нас есть специальные места для музыкантов возле Московского метрополитена — Воробьевы горы, Полянка, Курская, Боровицкая и многие другие. Официально музыкантам разрешается выступать только после прослушивания. Поэтому некоторые концерты могут стать одними из самых ярких в вашей поездке. Жанры абсолютно разные – от фолка до электронной музыки. В особых случаях вы можете встретить известных российских музыкантов, таких как Полина Гагарина, участвовавшая в музыкальном конкурсе «Евровидение», или российский дирижер и скрипач Юрий Башмет со своим оркестром.

Читать книги

Литература — большая часть нашей культуры. Многие русские очень гордятся нашими писателями, известными во всем мире. Кроме того, мы много читаем! Согласно онлайн-опросу, проведенному GfK, больше нас читают только китайцы. Поэтому неудивительно, что станция «Рассказовка» была открыта как онлайн-библиотека. Каждый может скачать книги на свой телефон бесплатно или читать их онлайн. Для этого необходимо отсканировать QR-код с помощью специального приложения. Библиотека Метро содержит более 100 книг известных русских и зарубежных писателей. Есть еще четыре станции с онлайн-библиотеками — «Пушкинская», «Чеховская», «Достоевская» и «Библиотека имени Ленина». Если вы предпочитаете печатную версию, в метро у нас также есть пункты обмена книг, где можно бесплатно обмениваться книгами.

Фото: РИА Новости

Секретные контейнеры

Оказавшись в московском метро, ​​вы можете обнаружить там таинственный черный контейнер. Что это? Каждый день сотни москвичей проходят мимо них и не догадываются о назначении этих бочек.

Охрана и безопасность играют очень важную роль в московском метро. Поэтому, как только будет обнаружен подозрительный объект, он будет помещен в этот контейнер до приезда экстренных служб. По сути, это взрывозащищенный контейнер, поэтому даже в случае мощного взрыва он сможет защитить горожан. В следующий раз, когда будете в Московском метро, ​​обратите внимание на черные бочки, их можно найти на каждой станции!

Больше интересных статей о Москве читайте в нашем блоге! Если вы планируете поездку в Москву, посмотрите статью о том, как провести 3 дня в столице России!

Таня Нейман, местный гид

Большая кольцевая линия и новое московское метро

Большая кольцевая линия и новый московский метрополитен — Мы строим ценность

Десять станций открылись одним махом. А вместе с ними и 21-километровый участок (13 миль) в 9-м0081 юго-западные районы Москвы , часть которой станет кольцевой линией метро. Рекордное празднование состоялось 7 декабря на Большой кольцевой линии Московского метрополитена (BCL), которая аналогична копенгагенскому Cityringen и Grand Paris Express во французской столице.

С момента открытия в 1935 году Москва никогда не открывала одновременно 10 станций метро . Это объясняет, почему на церемонии открытия присутствовали Президент Российской Федерации Владимир Путин и Мэр Москвы Сергей Собянин.

Новый участок, являющийся частью все еще строящейся кольцевой линии , обслуживает 1,4 миллиона человек, проживающих в 11 районах города , особенно 450 000 человек, проживающих рядом с новыми остановками, что позволяет путешественникам сэкономить в среднем от 35 до 45 минут в пути каждый день.

«Сегодня исторический день для города, — сказал вице-мэр Москвы по транспорту Максим Ликсутов. «Президент России и Мэр Москвы открыли самый длинный участок Московского метрополитена за всю его историю, запускаемый одновременно». 9. После ввода в эксплуатацию Большая кольцевая линия в Москве обеспечит передвижение 3,3 млн человек, проживающих в 34 городских округах, и общей протяженностью 70 километров (43 мили) станет самым протяженным столичным кольцом в мире . Работа отвечает новой потребности в городском планировании, требующей создания кольцевых линий , соединяющих периферийные районы крупных мегаполисов с центром города за счет использования существующих линий. Webuild Group добилась этого в Копенгагене, построив Cityringen, способный ежегодно перевозить 72 миллиона человек. И сейчас он работает над  Grand Paris Express, где участвует в строительстве в общей сложности 200 километров (124 миль) новой трассы, которая соединит основные районы городского района Парижа.

Большая кольцевая линия, новое метро в Москве

Администрация города рассматривает проект макси-кольцевой линии как возможность сделать качественный скачок в сфере устойчивой мобильности . Это также поможет стимулировать развитие того, что стало крупнейшим городским конгломератом Европы и одним из крупнейших в мире , с населением около 20 миллионов человек в его столичном районе.

Сейчас 70% москвичей регулярно пользуются метро , по словам вице-премьера Правительства Москвы Марата Хуснуллина, это самый распространенный и популярный вид транспорта в городе. Цифры говорят о гонке города за устойчивый транспорт : с 2011 по 2021 год было открыто 115 километров (71 миля) новых линий с 56 станциями. Если мы добавим Большую кольцевую линию к уже существующей обширной сети Москвы , результат самый загруженный система метро в Европе . После открытия первой группы станций полным ходом идут работы по строительству новой линии и в северной части. Администрация города прилагает все усилия, чтобы завершить проект в короткие сроки, о чем свидетельствует тот факт, что в городе работает до 33 тоннелепроходческих машин и , 22 из которых работают одновременно. Они предназначены для эксплуатации в сложных погодных условиях города, где температура зимой опускается до -30°С (-22°F).

Строительные площадки работают день и ночь с целью завершить карту городского метро к 2023 году , пересечение линий с цветовой кодировкой, которые переплетаются, чтобы создать одну из самых обширных подземных сетей в мире.

Москва, город колец

Первая линия Московского метрополитена была открыта в мае 1935 года . С тех пор эта инфраструктурная сеть росла как на дрожжах, став не только грозным средством мобильности для жителей, но и притягательным для миллионов туристов. Помимо функционала сети, многие станции являются настоящими произведениями андеграундного искусства , а самые современные отвечают инновационным критериям функциональности и экологичности.

С годами даже метро пришлось приспособиться к характеристикам того, что сейчас называется « город колец ». В пределах мегаполиса многие транспортные инфраструктуры фактически задуманы как кольца, будь то автомобильные, железнодорожные или городские.

Появилась первая кольцевая линия метро между 1950 и 1954 годами , когда велись работы на участке длиной 19,4 км (12 миль), который проходит прямо по центру города. С тех пор были построены другие кольцевые линии. Большая кольцевая линия — новейшее инфраструктурное чудо, призванное превратить российскую столицу в еще более современный и устойчивый город .

обратно наверх

обратно наверх

Московский метрополитен (Московский метрополитен) — что нужно знать перед поездкой

Основы

Поездка на метро — это удобный способ передвижения по Москве, и вы можете легко перемещаться между станциями, чтобы полюбоваться их роскошным дизайном. Экскурсии с гидом упрощают навигацию по системе общественного транспорта и дают более полное представление об искусстве и архитектуре каждой станции, которые часто символизируют русскую культуру или отдают дань уважения важным историческим личностям и событиям.

Некоторые из самых впечатляющих станций включают Новослободскую с ее 32 цветными стеклянными панелями и мозаикой; проспект Мира, украшенный мрамором, гранитом и люстрами; и «Площадь Революции» — дань уважения советским героям, представленная 76 бронзовыми скульптурами. Есть еще Киевская, которая прославляет украинский народ фресками, обрамленными сусальным золотом; станция Маяковская с массивными световыми фонарями и гигантскими мозаиками; Станция Комсомольская с мраморными колоннами и золотой мозаикой.

Показать все


Что нужно знать перед поездкой

  • Если вы хотите познакомиться с Москвой как местный житель, вам обязательно нужно прокатиться на метро.

  • Московский метрополитен насчитывает более 200 станций и 15 пронумерованных и цветных линий.

  • Большинство указателей метро и бортовых объявлений на русском языке, но автоматы по продаже билетов работают на английском и русском языках.

  • Доступны различные билеты на метро, ​​включая билеты в один конец и туда и обратно, а также проездные билеты на 20, 40 и 60 поездок. Карта «Тройка» предлагает наилучшую выгоду при комбинированных поездках на метро, ​​автобусе и трамвае.

  • Дети до семи лет ездят бесплатно.

  • Метро недоступно для инвалидных колясок и колясок. Доступ к большинству станций осуществляется по лестнице, и во многих поездах есть ступенька или промежуток между поездом и платформой.

Показать все

Как добраться

Станции метро расположены по всему городу, поэтому вам не нужно далеко ходить. Входы отмечены большой красной буквой «М», и часто на каждой станции есть несколько входов.

Показать все


Идеи для путешествий

10 самых исторических торговых пассажей Европы

Совершайте покупки стильно во время следующей поездки в Европу.

Экскурсии по советской истории в Москве

Основные исторические достопримечательности Москвы

Исторические достопримечательности, спрятанные под стальными и стеклянными небоскребами, можно найти по всей столице России. Вот несколько достопримечательностей Москвы, которые нельзя пропустить.

Как провести 1 день в Москве

Как провести 3 дня в Москве

Три дня в столице России дадут вам время, чтобы увидеть самые важные достопримечательности Москвы и исследовать другие регионы в однодневной поездке. Вот как.

Как провести 2 дня в Москве

Экскурсии по Золотому кольцу из Москвы

Сергиев Посад Однодневные экскурсии из Москвы

Живописный город Сергиев Посад вырос из одного из величайших монастырей России — Троицкой Лавры. Это отличная однодневная поездка из Москвы, которую также можно совместить с посещением других городов Золотого кольца в рамках многодневного тура. Вот ваши варианты.


Когда добираться

Большинство станций московского метро работают с 5:30 до 1:00, а поезда ходят часто и регулярно. Как правило, ехать в метро безопасно даже ночью, а поездка поздним вечером может быть единственным шансом сделать снимок без толпы.

Показать все

Советские памятники в Москве

Метро — не единственный пережиток советской эпохи в Москве. Начните с прогулки по Красной площади, где проходило множество советских военных парадов и демонстраций, а также Мавзолея Ленина. Узнайте больше об эпохе в Музее современной истории, Мемориальном музее космонавтики и Музее истории ГУЛАГа. Посетите огромный Всероссийский выставочный центр (ВДНХ), открытый в 1935, и отправляйтесь на Лубянскую площадь, чтобы увидеть бывшую штаб-квартиру КГБ.

Показать все

Часто задаваемые вопросы

Приведенные ниже ответы основаны на ответах, ранее данных туроператором на вопросы клиентов.

Q:

Какие достопримечательности находятся ближе всего к Московскому Метрополитену (Московский Метрополитен)?

A:

Достопримечательности Подмосковья Метро (Московский митрополит):

  • Новодевичий монастырь (Новодевичий монастырь)
  • Киностудия «Мосфильм»
  • Государственный музей Льва Толстого (Музей Л. Н. Толстого)

В:

Что еще нужно знать о достопримечательностях Москвы?

A:

Помимо посещения Московского метро (Московский метрополитен), ознакомьтесь с этими идеями поездок, чтобы получить максимум удовольствия от посещения:

  • Как провести 1 день в Москве
  • Сергиев Посад Однодневные поездки из Москвы
  • 10 самых исторических торговых пассажей в Европе

Больше туров в Москве

  • Art & Culture
  • Audio Guides
  • Туры, достопримечательности и круизы

Вещи.

  • Чем заняться в Киеве
  • Чем заняться в Вильнюсе
  • Чем заняться в Риге
  • Чем заняться в Таллинне
  • Чем заняться в Хельсинки
  • Чем заняться в Слободе Украина
  • Things to do in Black Sea Coast
  • More attractions near Moscow

    • Novodevichy Convent (Novodevichiy Monastyr)
    • Mosfilm Film Studio
    • Leo Tolstoy State Museum (Muzey L.

    Ваш комментарий будет первым

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *