Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

История реки волга: исток, температура, куда впадает, притоки, фото

Содержание

Река Волга и ее топонимика

Вид на Волгу

Путь от Ярославля до Костромы идет вдоль великой русской реки Волги. В этой главе мы расскажем о тех версиях и гипотезах, каждая из которых по-своему объясняет происхождение этого интересного названия. Волга… Название, известное нам с детства. Название, дорогое и близкое сердцу русского человеку, сердцу гражданина Страны Советов.

Известный географ Жак Реклю в одном из своих произведений писал, что «реки несут на своих волнах и историю, и жизнь народов». Вряд ли он имел в виду великую русскую реку, но кажется, что высказанная им мысль характеризует именно Волгу. Если сравнивать реки Европы, реки мира по богатству событий, которые разыгрывались в течение веков на их водах и берегах и которые имели теснейшую связь с судьбами живших на них народов, то сопоставить с Волгой можно лишь немногие, такие, как Дунай, Рейн.

Волга. Когда мы слишим это слово, перед глазами невольно возникает образ величавой, полноводной, спокойной реки, реки-труженицы, реки кормилицы.

Что же значит ее имя? В чем смысл этого слова? Из языка какого народа оно пришло? Вероятно, каждый из нас не раз задавал себе этот вопрос.

Как часто бывает с географическими названиями, и тем более с названиями крупных географических объектов, история их возникновения остается невыясненной. Относительно слова Волга есть много гипотез и предположений, которые заслуживают внимания. Однако ни одна из них пока нельзя считать окончательной, наиболее убедительной и аргументированной.

Основной является версия о собственно славянском происхождении слова Волга. Ученым известна Волга – приток Днепра, известно чешское название VLHA – река в бассейне Лабы, известно польское название Wilga– река в бассейне Вислы. Г. Ильинский и М. Фасмер считали, что все эти названия, и конечно же в первую очередь русская Волга, связаны с понятием «влага, вода». Вспомним такие слова, как

влага, древнерусское волога и образованное от него современное слово волглый, т. е. «сырой, влажный».

Ряд других версий обращен к языкам иных семей. По некоторым предположениям название Волга связывается с финским словом valkea – “белый”, родственным ему эстонским словом valge – «белый, светлый». Такой принцип называния (по характеру прозрачности воды) встречается в именах других рек, но М. Фасмер считал, что образование гидронима Волга из приведенных выше слов невозможно фонетически. По мнению других ученых, слово

Волга должно иметь отношение к дофинскому субстрату, к тем названиям рек на –га, которые образуют обширный массив на севере России.

Существуют и предположения, которые можно назвать совсем неубедительными, лишенными оснований. Чешский этимолог В. Махек предложил соотнести слово Волга (а также названия упомянутых других славянских рек) с названием птицы иволги, чему соответствует чешское vlha.

Великая русская река не всегда была известна под названием Волга

. Древнегреческий ученый Клавдий Птолемей в своем известном труде «География» упоминает эту реку, называя ее Ра. Предполагается, что это название связано с индоевропейской основой со значением «спокойная вода». Слово Ра сохранилось и до сего времени в мордовских языках. В тюрских языках родилось название, относящееся к среднему и нижнему течению Волги, — Итиль. Предполагают, что это слово в форме Атиль существовало еще до новой эры. Формы Этел, Атал, по свидетельству В.А. Никонова, удержались в современном чувашском языке. Есть и еще одно предположение относительно названия Волга. Доктор географических наук Е. М. Поспелов считает, что сопоставление этого слова с названиями рек севера европейской части СССР позволяет создать гипотезу о существовании основы
волг-
, принадлежащей языку древнего населения Севера (возможно, прафинно-угорского), со значением «река». Что может говорить в пользу этой версии? В Карелии есть гидронимы Волгозеро и Волга-йоки. Возможно, считает Е. М. Поспелов, от этой же основы волг- образованы такие речные и озерные имена, как Волхов и Волхола в Волгань и Волгома в Поочье, Волгуша и Воложка (в большом количестве) в Поволжье. Существуют и другие гипотезы, однако поиск продолжается, продолжается трудный и необычайно интересный процесс постижения научной истины.

К летописным временам относится и появление слова Поволжье. Оно древнерусское и впервые упоминается в 1-й новгородской летописи.

Источник: М. В. Горбаневский, В. Ю. Дукельский — По городам и весям «Золотого кольца».

На истоке. Откуда берет начало река Волга? | ОБЩЕСТВО

Ответ на вопрос был расплывчатым: то ли у озера Селигер, то ли она вытекала из этого озера. Мальчишеское любопытство тянуло нас к картам, и мы разыскивали тоненькую синюю жилочку с названием Волга у озера Селигер. Но, что и удивительно, нашли мы её в изрядном удалении от озера, в зелёном разливе лесов.

Жилочка начала реки была совсем коротенькой и тут же скрывалась, вливаясь в озёра: Малое и Большое Верхиты, потом Стерж, Вселуг, Пено и Волго. И только на выходе из последнего озера принимала она озёрную воду Селигера — воду приносила речка Селижаровка.

Сколько времени прошло, но детская мечта побывать на истоке реки, на которой прожита большая часть жизни, не давала покоя. А заодно хотелось и постичь главную загадку Волги — откуда же она берёт начало?

Путь к истоку Волги сегодня не труден. От Твери шоссейка домчит до Осташкова, городка, стоящего на берегу Селигера, а там всяк покажет, как добраться до истока реки, которая в наших местах уже звалась «вольной божьей дороженькой». В светёлку, построенную над истоком, просто так не зайдёшь — на замок дверца замкнута. Хочешь открыть полог колыбельки и взглянуть в детское личико Волги — ищи ключ…

От Птолемея

Как-то непривычно называть величавым словом «волгари» людей, живущих здесь, у истока Волги — в сущности, у ручейка. Но волгари они — побратала нас одна река. За ключом нас послали в деревеньку Вороново. Хранился он у истинного волгаря, человека со странной в этих местах фамилией — Марсов. Дом Анатолия Григорьевича далеко от истока стоит. Мы к нему под самый обрез дня пожаловали.

— Не поленились? Вы первые сегодня. А кто так и уходит, не взглянув на родник подземный, который Волгу начинает.

Анатолий Григорьевич протянул нам ключ:

— Я уж с вами не пойду. На покосе наломался, спина гудит. Здесь подожду.

Вот она, точная географическая отметина в полу светёлки, — круглое оконце на исток Волги. Зачерпываем по полной кружке первородной воды и пьём. И даже кощунственно подумать, что это обыкновенная болотная вода и что в соседнем болотце точно такая же! Вот он, исток… Видно, как рвущийся из-под земли родничок перебирает донный песок и наполняет колодчик силой, которая выталкивает избытки воды и придаёт им первое ускорение. Листочек, пущенный по течению, набирает скорость. Это уже начало реки.

Впервые Волга появилась на картах александрийского астронома и географа Клавдия Птолемея во II веке нашей эры. Было помечено, что Волга (тогда ещё Ра) начиналась в Алаунских горах. Но где точно, умалчивалось.

Бывали ли столь древние географы на истоке, неведомо. Может, так пометили, по наитию, предполагая, что реки в горах начинаются и Волга тоже.

Позже за начало Волги принимали озёра. В середине XVI века указывалось довольно точно: «…Волга вытекает из болотца, из-под берёзы ключом и пошла в озеро Волго». Попыток открыть первоисток предпринималось довольно много, но цепко хранил тайну Валдай, не выдавая свой ключик-колокольчик, не хотел, чтоб на его дар все кому ни лень любовались. От такого прятанья ключик святостью и напитался.

Трудно было пробиться в эти края. Это когда-то… А сейчас в эти места ведёт асфальтовая дорога.

Но нас предупредили:

— Утром в малиннике видели медведя, так что будьте осторожны.

Спор о Руне

Одним из первых географов, добравшихся сюда, был академик Н. Озерецковский. В 1814 году он писал: «…Вода в кладезе сохранилась чистая и такая прозрачная, что опущенная в неё булавка или полушка в нарочитой глубине были видны…». Вроде бы всё ясно, исток найден и описан, но с этого открытия всё только начиналось.

Маститые географы это описание за основу не приняли и не утвердили. Летом 1880 года на исток приехал географ-скептик. Он не верил ни в одно утверждение. Высказывания его всегда были ироничные: «А не считаете ли вы, достопочтенные господа, что сначала монахи построили здесь свой монастырь, а уже потом для привлечения верующих нарекли этот верхневолжский ручеёк истоком Волги?!»

Молодой амбициозный географ, измерив впадавшую в озеро Стерж речку Руну, предложил взять её за основу: «Мы приходим к убеждению, что Руна гораздо более удовлетворяет нашему пониманию слов «верховье» и «исток», нежели волговерховная речка, и потому за начало Волги принимаем Руну. Прибавим, что наша великая река не только ничего не теряет от того, но ещё приобретает, увеличиваясь в длине».

Возмутителя географического спокойствия звали Виктором Ивановичем Рагозиным. Нижегородцам он больше известен как основатель завода машинных масел, попортившего жизнь горожан своими отвратительными запахами уже в наше время. С исчезновением завода ушло в историю и имя Рагозина, забылся и спор о Волге.

Ни шагу от колыбели

А тогда молодым учёным нравился человек, шедший вопреки устоявшимся утверждениям, и они приняли гипотезу Рагозина. Географический спор разгорался. Примирить всех взялся профессор Московского университета, известный географ Дмитрий Николаевич Анучин. Он был умён и мудр и вначале довёл мысль амбициозного Рагозина до абсурда: «Почему именно Руна — начало Волги? Вот, к примеру, Ока, она длиннее всей верхней Волги. Почему не она родоначальница реки?»

Со своей экспедицией он тщательно исследует волжские верховья, из старых книг по крупицам добывает краеведческий материал. Записываются легенды и предания, тщательно изучаются старые карты. Всюду и все называли Волгой именно этот ручеёк у деревни Волговерховье. И географ ставит последнюю точку в споре. Именно он и превращает гипотезу в аксиому: «Народ с давних лет полагал, что начало Волги — в Волговерховье, что искать начало надо в ключах, родниках… и, распространяясь затем по её течению, естественно, должен был все впадающие в неё (Волгу. — Авт.) реки считать её притоками».

С тех пор ни в одном географическом издании не уловим ни робости, ни сомнения. Сам народ выбрал Волге колыбельку и, как мог, долгие годы охранял её. Можно посчитать — и получится, что шесть светёлок стояли над истоком — три столетия он надёжно укрыт. Плакаты по дороге предупреждают — земля заповедана. Здесь нельзя разводить костры, пасти скот, рубить лес, распахивать луга. Добровольные отряды экологов чистят родники, сажают ивняк по притокам и руслу молодой Волги, затеняют берега, хранят влагу.

Есть печальный пример: исток Днепра (реки, которая рождается неподалеку) за последний век отступил, родники захирели, не дают силы течению. Волга же ни шажка от своего истока не сделала, столетия бьёт родничок в одном месте, радуя нас таким постоянством. Издалека долго…

Теперь вы знаете, откуда берёт начало одна из великих земных рек. Путь в те края не заказан — было бы желание там оказаться. И помните: предки наши называли Волгу матушкой.

Фото: АиФ

Смотрите также:

Волга как источник вдохновения — «Экология России»

Для жителей России Волга — это не просто одна из главных водных артерий страны. Река уже давно обрела человеческий облик. Она матушка, кормилица, защитница, красавица. Для писателей, поэтов, художников, композиторов, режиссёров и скульпторов эта великая русская река веками была музой, героиней историй, свидетельницей больших и маленьких событий. Вот лишь некоторые шедевры культуры и искусства, на создание которых вдохновила Волга…

Скульптура

Сложившейся образ, олицетворяющий Волгу, одновременно чёткий и ускользающий. Иногда кажется, закроешь глаза и увидишь ее — статную, величественную, сильную, гордую, но одновременно простую и великодушную. Именно так можно описать 28-метровую скульптуру «Мать-Волга», которая приветствует корабли, стоя на островке между плотиной Рыбинской ГЭС и шлюзом #12. 

Монумент был установлен на Волге в 1953 году в честь подвига тех, чьими руками были созданы гидроэлектростанция и Рыбинское море. Авторы творения — архитектор Н. Донских и скульпторы С. Шапошников и В. Малашкина. Кто позировал для образа великой реки, доподлинно неизвестно, но согласно легенде, натурщицей была местная крестьянка по имени Светлана. Примечательно, что скульптура олицетворяет не только Волгу, но и Родину. Впрочем, удивительного в этом ничего нет, так как между великой рекой и понятием Родины уже давно установилась тесная связь.

В 2016 году монумент стал символом города Рыбинск, а в 2018 годы скульптура была включена в перечень объектов культурного наследия регионального значения.


Живопись

Найти человека, который не знает картину «Бурлаки на Волге», наверное, просто невозможно. Благодаря творению Ильи Репина тяжёлая доля бурлаков у многих ассоциируется именно с этой рекой. Однако, есть и другой известный художник, чье имя неразрывно связано с Волгой.

В 1887 году, через 14 лет после того, как Репин закончил работу над своим шедевром, на Волге впервые побывал пейзажист Исаак Левитан. Приехал, разочаровался, пожаловался в письме Антону Чехову на «чахлые кустики и, как лишаи, обрывы… серое небо, сильный ветер» и уехал. Но на этом история не закончилась. Левитан по итогам неудачной поездки написал-таки пару картин, а через через год вернулся на Волгу, продолжая искать вдохновение. Художник обнаружил его в маленьком городке под названием Плёс. 

Левитан провел в этом уютном местечке на берегу реки три лета, написав там несколько десятков картин. Созданные им на Волге пейзажи передали не просто красоту этих мест, но и удивительную поэтическую атмосферу и умиротворение. Говорят, что Левитан открыл Плёс, а городок, в свою очередь, прославил художника. 


Кинематограф

В 1938 году на экраны вышла знаменитая музыкальная комедия Григория Александрова «Волга-Волга». В те непростые для страны годы жизнеутверждающий фильм, полный искрометного юмора, дарил людям силы, оптимизм и хорошее настроение. А музыка легко и с удовольствием напевалась каждым.

По сюжету, героиня маленького городка (которую сыграла блистательная Любовь Орлова) отправляется со своими ансамблем на конкурс художественной самодеятельности в Москву, вопреки желанию местного чиновника. Фильм убивал сразу несколько зайцев. С одной стороны, в киноленте продвигалась идея поддержки народных талантов. С другой — высмеивались бюрократизм, чванство, самодурство и глупость. С третьей стороны, в фильме было увековечено одно из главных достижений тех лет — строительство канала Москва-Волга.

Волга помогает положительным героям «победить». Река вдохновляет героиню Орловой на создание песни, которая завоевывает любовь публики. Воды Волги несут ее к цели — в столицу на конкурс самодеятельности. А новый канал Москва-Волга делает это возможным. «Мы сдвигаем и горы и реки, Время сказок пришло наяву, И по Волге, свободной навеки, Корабли приплывают в Москву», — поётся в фильме.

Ещё несколько интересных фактов: название для фильма помог выбрать Чарли Чаплин, кинолента стала любимой картиной Сталина, а многие цитаты из фильма стали крылатыми выражениями.


Музыка

«Издалека, долго, течет река Волга,
Течет река Волга, конца и края нет.»

Прошло несколько десятков лет с момента создания этой песни, но она по-прежнему звучит на концертах, трогая струны души слушателей. Композиция была написана в 1962 году композитором Марком Фрадкиным и поэтом Львом Ошаниным. Создавался этот музыкальный шедевр для фильма «Течёт Волга» про старого капитана и его старый корабль. Фильм, кстати, был панорамным, то есть демонстрировался он на круговом экране, создавая эффект погружения.

Изначально предполагалось, что песню будет исполнять любимец публики Марк Бернес, но, как ни парадоксально, музыкальная композиция, ставшая впоследствии настоящим «хитом», знаменитому артисту чем-то не понравилась. В итоге для фильма песню записали в исполнении Владимира Трошина, визитной карточкой которого были «Подмосковные вечера».

Дело приняло неожиданный поворот за несколько месяцев до премьеры фильма. Для презентации песни на радио понадобилась ее запись. Однако достать фонограмму Трошина не удалось. С разрешения режиссера картины записать песню для радиоэфира предложили Марку Бернесу, и на этот раз легендарный артист согласился. Таким образом, именно в исполнении Бернеса «Течёт река Волга» впервые «вышла в свет».

Тем не менее коронной песня стала не для знаменитого шансонье, а для Людмилы Зыкиной. Именно ее интерпретация – теплый, льющийся, как река, голос и душевное исполнение – полюбились публике. Говорят, что западные СМИ даже называли ее «мисс Волга». Песня за почти 60 лет существования звучала из уст многих исполнителей, но многие считают, что Зыкину перепеть так никому пока и не удалось.


Поэзия

Кто из поэтов только не вдохновлялся Волгой. Всех не перечесть. Карамзин называл ее священнейшей рекой, кристальных вод царицей и воспевал ее тихую красоту и ее гнев:

«Сколь ты в величии своем,
О Волга! яростна, ужасна,
Столь в благости мила, прекрасна:
Ты образ божий в мире сем!»

Николай Некрасов вырос на берегу Волги. Она стала для него одновременно символом света и свободы и «рекою рабства и тоски»:

«В каких-то розовых мечтах
Я позабылся. Сон и зной
Уже царили надо мной.
Но вдруг я стоны услыхал,
И взор мой на берег упал.
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой.
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик, —
И сердце дрогнуло во мне.»

Самуила Маршака вдохновило на создание стихов русское предание о споре Волги и ее сестры Вазузы:

«У сестёр-красавиц с давних пор
Был такой между собою спор:
Кто из них сильнее и быстрее,
Кто из них умнее и хитрее?
И тянулась тяжба долгий век
У сестёр — у двух соседних рек.»

Евгений Евтушенко писал о значении Волги для России, о вечной любви россиян к этой реке:

«Люблю ее всю в пятнах света,
всю в окаймленье ивняка…
Но Волга для России — это
гораздо больше, чем река. »


Неиссякаемый источник вдохновения

Редакция сайта нацпроектэкология.рф выяснила, что Волга продолжает «работать»  музой и по сей день. Известный российский поэт-песенник Илья Резник поделился с нами своим четверостишьем:

«Путь далекий держит Волга,
И высок орла полет.
Надо жить в России долго,
Чтоб тебя признал народ.»

Илья Резник посетовал на отсутствие современных поэтов, способных написать стихи, сравнимые по мощи с текстом песни «Течёт река Волга». Однако поэт и издатель, заслуженный работник культуры РФ Сергей Дмитриев считает, что заслуживающие внимания произведения, посвященные Волге существуют, но мало кто знает, где их искать. В интервью редакции сайта нацпроектэкология.рф он посоветовал заглянуть на специализированные поэтические сайты.

По мнению Дмитриева, великая река вдохновляет на создание произведений культуры и искусства потому, что является духовным и природным «стержнем России». На берегу Волги родилось его стихотворение «Пейзаж»:

«Пропахли руки рыбой, тиной,
Татарской водкой и икрой:
Такая непредвзятая картина
Здесь родилась сама собой.
Добавить к этому пейзажу
Придётся рокот катеров,
Раздолье, егерскую стражу
И песню белых облаков.
Сюда же впишутся рассветы,
Полёты чаек, камыши,
И щуки с леской пируэты,
И крик восторженной души.»

Волга вдохновляет и наших читателей. В соцсетях с нами поделился своим произведением Дмитрий Купер:

«Прошу замри, остановись
Течения жизни бег
Хочу впитать в себя любовь
Я твой теперь навек
Ты Успокой меня река
Вдохни в меня стремление быть
Стремиться страстно жить
Красиво, вдохновенно и озарённо мыслить
Любить, творить, летать, мечтать
Ты даришь мне себя любой
В тоске и в ритме танца
Ценю тебя, моя река, что ты во мне всегда
И в отражении своём в тебе безудержно смеяться
Готов, хочу, мне нравится с тобой
Побыть в тиши наедине. Люблю.
О, Волга, твой…»

В материале использованы картины Исаака Левитана

История появления песни «Течет река Волга» и печальная судьба фильма, где она впервые прозвучала — История

  1. Главная
  2. Новостная лента
  3. История

«Много песен над Волгой звенело, да напев был у песен не тот», — пела Любовь Орлова в фильме «Волга-Волга». На многие годы «Песня о Волге» Василия Лебедева-Кумача, написанная в 1937 году и прозвучавшая с экранов в 1938 году, стала визитной карточкой реки Волги. Но спустя 30 лет про Волгу была написана еще одна композиция, ставшая, пожалуй, самым ярким олицетворением великой реки. И в День реки Волги, который отмечается 20 мая, к месту будет вспомнить о том, как появилась композиция «Течёт река Волга».

В 1962 году прошли съемки художественного фильма «Течёт Волга». По сюжету в нём рассказывается о последнем рейсе старого волжского парохода «Богатырь», экипаж которого 50 лет возглавлял один и тот же капитан. Вся его жизнь связана с Волгой. По этим берегам бегал он мальчишкой, потом работал, перед уходом на пенсию мимо них провел на разделку и свой старенький буксир. С каждым речным портом у капитана связано много добрых и грустных воспоминаний. Через биографию человека в фильме показана судьба великой реки.

Кадр из фильма «Течет Волга». Источник: сайт www.kino-teatr. ru/

Менее лирическое и более близкое к сюжету фильма описание таково:

«Старый волжский капитан Степан Тимофеевич после полувековой службы в речном флоте ушел на пенсию. Он часто вспоминал свою последнюю навигацию, когда вел своего “Богатыря” в особый рейс — до Волгограда, а оттуда — в один из затонов, чтобы старое судно распилили и затем использовали его металл для более современных и совершенных машин и судов… Перед самой отправкой к капитану обратился молодой моряк, оказавшийся практикантом, присланным для прохождения практики на буксире “Богатырь”. Первое впечатление, произведенное им на капитана, было невыгодным. Начало рейса подтвердило опасение Степана Тимофеевича. Как пристань — так волнения и неприятности. И все из-за этого практиканта. После очередной стоянки у пристани Алексей почти всегда попадал на судно сложным, рискованным путем. А причина тоже почти всегда была одна — хорошенькие девушки… На “Богатыре” текла привычная трудовая жизнь. Но однажды эта размеренная жизнь была нарушена. Неся вахту ранним утром, когда чуть брезжил рассвет, Алексей услышал приглушенные крики о помощи. Не раздумывая, он прыгнул за борт. Нырял много раз подряд, но безуспешно. Наконец, когда силы были уже на исходе, он вынырнул, поддерживая одной рукой безжизненное тело девушки. Алексей и Степан Тимофеевич спасли девушке жизнь. Наташа стала любимицей команды. А когда наступила минута прощания, всем стало понятно: Алексей впервые полюбил. Они расстались с тем, чтобы встретиться после окончания рейса и уже не расставаться никогда… И снова потекли обычные трудовые дни на буксире. А навстречу плыла Волга с ее прекрасными берегами и городами, где причудливо сочетались старина и сегодняшний день.»

Кадр из фильма «Течет Волга». Источник: сайт cruiseinform.ru

Режиссером картины стал Яков Сегель, а главные роли исполнили Николай Сергеев, Валентина Телегина, Алексей Миронов, Георгий Епифанцев, Варвара Попова, Арина Алейникова, Надир Малишевский, Александр Кекиш, Александр Тимонтаев. Фильм был снят киностудией имени Горького.

Консультантом фильма был Иван Иванович Очелков. В какой-то мере он стал прототипом главного героя фильма. Очелков из семьи потомственных волгарей, его отец был капитаном волжских теплоходов, а сам он родился на теплоходе, а с 14 лет работал на них, пройдя путь от матроса до капитана. Вот только управлял он не старым буксиром, а с 1929 по 1934-й был сначала помощником капитана, а затем и капитаном на правительственном пароходе «Клара Цеткин», а затем возглавлял экипаж правительственного теплохода «Максим Горький».

Кадр из фильма «Течет Волга». Источник: сайт www.kino-teatr.ru/

Для любителей флота этот фильм очень интересен. Картина начинается с показа зимней панорамы Хлебниковского затона на канале имени Москвы в Долгопрудном, где в кадр попали все тогдашние пассажирские суда Московского речного пароходства. А в ходе дальнейших съемок на Волге в кадр попадают все типы судов, работавших тогда на реке. Съемки проходили почти по всей реке — от Верхней Волги и до Волгограда.

Кадры из Хлебниковского затона, Подмосковье:

Источник: сайт cruiseinform.ru

К сожалению, особенность съемки фильма сыграла с ним злую роль. Фильм никогда не показывали по телевидению, поскольку был снят трехпроекционный панорамный вариант и воспроизводился только в специальных панорамных кинотеатрах. Что это такое?

Разработка отечественной системы панорамного кинематографа началась в научно-исследовательском кинофотоинституте в 1956 году. К этому времени во многих странах мира уже успешно работали более 30 панорамных кинотеатров по системе «Синерама». В них демонстрировались три полнометражных панорамных документальных видовых фильма. Первоначально для панорамных съемок по советской системе «Кинопанорама» использовали три обычные кинокамеры, собранные на одной площадке. Для обеспечения угла изображения, равного 146°, перед правой и левой камерами устанавливались зеркала. Такая конструкция панорамной киноустановки давала возможность съемки с объективами разных фокусных расстояний. Стереофоническая 9-канальная фонограмма записывалась и воспроизводилась на отдельной 35-мм перфорированной киноленте. Для съемки и проекции панорамных фильмов в связи с ростом угловых размеров экрана частота съемки был увеличена до 25 кадров в секунду с целью увеличить частоту мельканий при кинодемонстрации.

Кадр из фильма «Течет Волга». Источник: сайт cruiseinform.ru

28 февраля 1958 года в Москве открылся самый крупный советский панорамный кинотеатр «Мир». Здесь и состоялась официальная премьера первого советского цветного панорамного фильма с 9-канальным стереофоническим звуком «Широка страна моя…».

9 октября 1961 года в «Мире» прошла премьера первого в мире игрового панорамного фильма «Опасные повороты», снятого по советской системе 3-пленочной кинопанорамы с 9-канальным стереофоническим звуком.

Съемки фильма «Течет Волга» состоялись в 1962 году.

А 1 марта 1963 года на экранах советских панорамных кинотеатров начал демонстрироваться третий и последний игровой полнометражный панорамный фильм «Течет Волга». 6 января 1966 года в московском панорамном кинотеатре «Мир» на крупнейшем в Европе экране в последний раз показали панорамную кинокартину «Течет Волга» и полностью перешли на демонстрацию фильмов по широкоформатной системе с 70-мм кинопленкой.

Таким образом, чтобы посмотреть фильм «Течет Волга», нужно специальное оборудование, которого уже не осталось. В 2019 году Госфильмофонд сообщал, что, возможно, оцифровка этого фильма будет сделана в рамках нацпроекта «Культура», работа по которому начнется в январе 2020 года.

Так что пока от фильма осталась только песня «Течет река Волга». Её автором стал поэт Лев Ошанин. Авторы хотели, чтобы исполнил её в фильме Марк Бернес, однако ему песня не понравилась, и в итоге для фильма её записал Владимир Трошин.

Премьера картины состоялась 1 марта 1963 года, однако ещё в июле 1962 года о ней рассказали в одном из выпусков воскресной радиопередачи Всесоюзного радио «С добрым утром!». Рассказ должен был сопровождаться записью песни, но фонограммой Трошина редакция не располагала, и тогда с согласия режиссёра её предложили записать Марку Бернесу, и на этот раз тот ответил согласием.

Таким образом именно в исполнении Бернеса песню впервые услышали миллионы радиослушателей. 10 декабря 1962 года Бернес записал на Всесоюзной студии грамзаписи новый вариант, выпущенный на грампластинке в 1963 году. Под эту фонограмму Бернес исполнил песню также в телепередаче «Голубой огонёк» 1 мая 1963 года.

Третьим исполнителем песни стала Людмила Зыкина, записавшая её в 1963 году, а затем включившая её в свой концертный репертуар, после чего композиция приобрела всенародную известность и знают её гораздо больше людей, чем сам фильм, для которого она создавалась.