Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

История сталинских высоток в москве: Сталинские высотки: история знаменитых архитектурных памятников Москвы | Admagazine

Сталинские высотки: история знаменитых архитектурных памятников Москвы | Admagazine

Интерьер

Сталинские высотки бросили вызов капиталистическим дворцам ар-деко. Но война шла не по правилам: на Западе царила эстетика, у нас – идеология.

Публикуем архивный материал из октябрьского номера AD за 2001 год. Один из лучших интерьерных фотографов мира Фриц фон дер Шуленбург прилетел в Москву специально, для того чтобы снять для AD репортаж о сталинских высотках, а текст написал искусствовед и архитектурный критик Владимир Паперный. Изучайте уникальные фотографии и слушайте эпизод нашего подкаста «У стен есть уши» о сталинской архитектуре.

Одни считают, что стиль ар-деко начался с Парижской выставки 1925 года и кончился Нью-Йоркской выставкой 1939-го. Другие – что начался значительно раньше и не кончится никогда. Одни думают, что история сталинских высоток началась с 1947 года. Я думаю, что с 1817-го, когда Александр Витберг выиграл конкурс на проект храма Христа Спасителя. Храм высотой 230 метров состоял из параллелепипеда, куба и цилиндра, несущего купол со шпилем. Проект живописца Витберга осуществить было нельзя. Его забросили. Витберга сослали в Сибирь.

Высотку на Кудринской построил Михаил Посохин-старший. В центральной части здания 22 этажа. В доме 452 квартиры.

Дворец Советов – на месте храма, построенного таки в 1889 году по проекту Константина Тона и дружно ненавидимого всеми – повторял символику Витберга: параллелепипед “мировых основоположников социализма и коммунизма”, куб “Маркса и Энгельса” и цилиндр под статую Ленина. Дворец должен был превзойти Empire State Building – самое высокое здание той эпохи и один из главных символов ар-деко.

С крыши высотки на Котельнической набережной (1938—1958) видны здание МПС у Красных ворот (1953) и гостиница “Ленинградская” (1952).

Дворец Советов тоже оказалось невозможно построить. Построили кольцо семи высоток – первых в России зданий со сборным стальным каркасом. Первый блин оказался комом. В России – две системы чертежных проекций, архитектурная и машиностроительная (в Америке, где каркас изобрели, одна). В архитектурной системе вид слева помещается слева, в машиностроительной – справа. Чертежи каркаса делали архитекторы, а изготавливали его на машиностроительных заводах. Там их поняли по-своему. На стройке выяснилось, что собрать нельзя ничего – все детали смотрят не в ту сторону. Так что первую высотку – на Смоленской – построили дважды.

Фрагмент фасада высотного здания на Кудринской площади (1953).

Высотки обладали многими чертами ар-деко: смесью ретро с футуризмом, эклектикой, использованием современной техники и дорогих материалов. Но насколько глубоко это сходство? Эклектика ар-деко идет от игры и легкости. Эклектика высоток – это тяжесть и давление. Стили смешивались не для веселья, а потому, что стиль в чистом виде казался опасным проводником враждебной идеологии. “Нам одинаково чужды, – говорилось тогда, – и конструктивизм, и подражатели классики, и эклектика”. Что же остается? Ничего. Стиль высоток – это и есть стиль “ничего”.

Боковое крыло высотки на Кудринской. Для фасадов высотных зданий придумали керамическую плитку Г-образной формы — чтобы лучше держалась. Держится она не очень хорошо, и карнизы высоток теперь затянуты защитной сеткой.

В 1933 году Диего Ривера написал для Рокфеллеровского центра в Нью-Йорке фреску и поместил в центре портрет Ленина. Ему быстро вручили чек и очень вежливо попросили покинуть здание. Фреска была немедленно уничтожена, и Ривера позднее повторил ее в Мексике. А что стало бы с художником, оформляющим в конце сороковых высотное здание на Котельнической набережной, напиши он фреску с портретом Рокфеллера? Это сейчас высотки выглядят сказочными – и безобидными.

Гостиница “Украина” (1957).

Для жившей там советской элиты они были дворцами, где можно было укрыться от грязной толпы. Для толпы – недоступной роскошью, на них смотрели со смесью восторга и ненависти. Для строивших их зэков они были концлагерем. И эстетика высоток рассчитана была на вкус “горожан в первом поколении” – бывших крестьян.

Холл высотки на Кудринской площади отделан мрамором, высокие арочные двери — дубовые, потолок украшен гипсовой лепниной.

В 1960-х годах одна моя знакомая дама обменяла свою обычную квартиру на квартиру в высотном доме на Котельнической набережной. Ее соседкой по этажу оказалась Людмила Зыкина. Весь дом с увлечением следил, как время от времени за Зыкиной приезжала черная “Чайка” и увозила ее, как все были уверены, на свидание с Брежневым. Однажды раздался звонок в дверь – на пороге стояла сама певица.

В лучших традициях ар-деко полы в холле высотного здания на Кудринской площади выложены мозаикой из разных пород мрамора и гранита, а лифты (целых три) обшиты деревом и украшены витражом (см. фото ниже).

– Где тут у вас балкон? – строго спросила Зыкина, с которой дама знакома не была и видела ее первый раз в жизни, не считая телевизора.

Осмотрев балкон, Зыкина сказала:

– Вот здесь поставлю бочку с капустой, а здесь с огурцами.

И уходя, пояснила:

– У меня балкон маленький, там никак бочка не встанет.

И уже совсем в дверях добавила:

– Можете есть!

И капуста, и огурцы оказались сказочного вкуса.

Текст: Владимир Паперный

Фото: ФРИЦ ФОН ДЕР ШУЛЕНБУРГ

ТегиИнтерьерВысоткиМоскваИсторические интерьерыСоветская архитектураСталинки

Мистика сталинских высоток — Новости

Ровно в 13.00 7 сентября 1947 года в разных местах Москвы одновременно были заложены первые камни в основания легендарных высотных зданий столицы. Этот ритуал стал не первым и не последним странным явлением в истории московских высоток.

В последующие годы было построено семь небоскребов. Мы все их прекрасно знаем: это — Главное здание МГУ на Воробьевых горах, жилые дома на Котельнической набережной и Кудринской площади, гостиницы «Украина» и «Ленинградская», здание Министерства иностранных дел и административно-жилое здание возле метро «Красные ворота». Но высотных зданий в Москве должно было быть не семь, а девять.

Восьмую высотку – здание Наркомата тяжелой промышленности – планировали соорудить в Зарядье. Не получилось. В результате через двадцать лет на ее готовом стилобате возвели самую большую в мире гостиницу «Россия». В ней было 3182 номеров, рассчитанных на 5300 человек: «Россия» попала в Книгу рекордов Гиннесса.

Главной же, девятой высоткой, должен был стать Дворец Советов по проекту архитектора Бориса Иофана. Строительство было начато в 1934 году — гораздо раньше ритуальной закладки 7 сентября 1947. Ради возведения этого 415-метрового гиганта в 1931 году взорвали храм Христа Спасителя. К 1939 году закончили закладку фундамента, но началась война, и проект Иофана заморозили, а стальные конструкции со стройки демонтировали и использовали во время обороны Москвы для сооружения мостов. Стоэтажный Дворец Советов со 100-метровой статуей Ленина на его вершине должен был стать высочайшим зданием в мире и символизировать окончательную победу социализма – пока на 1/6 части суши, а вскоре и на всей планете. Впрочем, и этот колоссальный фундамент, как в случае с недостроенной высоткой в Зарядье, был использован для сооружения очередного чуда света – на этот раз величайшего в мире открытого зимнего бассейна «Москва». Он начал действовать в 1960-м, проработал на радость москвичам три десятилетия и был снесен. А 31 декабря 1999 года прошла первая служба в восстановленном храме Христа Спасителя – кстати, это здание тоже рекордсмен: самый большой в мире собор Русской православной церкви, который может вмещать до 10000 человек. Как видим, все, что связано с высотками, отличается невероятными масштабами. Вот и 136-метровая гостиница «Ленинградская» хотя и уступает остальным высоткам по размеру, но отличается самой богатой внутренней отделкой. Например, ее лобби украшают бронзовые львицы, вывезенные из рейсхканцелярии Гитлера, а 15-метровая хрустальная люстра, которая освещает шесть лестничных пролетов, считается самой длинной в мире. Кстати, для возведения «Ленинградской» необходимо было освоить технологию монолитного железобетона.

Это требовало новых материалов и оборудования, для изготовления которых открывались целые производства. При строительстве гостиницы использовали мощный бетононасос, способный перекачивать раствор на высоту до 40 метров.

Для отделки интерьеров всех сталинских высоток приобретали дорогие добротные материалы: мрамор, гранит, ценные породы древесины. Применяли и новейшие изобретения. Например, во всех 450 квартирах дома на Кудринской площади, построенного для Министерства Авиапрома, были установлены телефоны, холодильники и мусоропроводы, измельчители бытовых отходов, посудомоечные машины и единая пылесосная установка, опоясывавшая весь дом. И все это – уже в 1950-х годах…

Идея возведения девяти высотных зданий принадлежит Сталину, именно он выбирал места для строительства небоскребов. Существует версия, что генералиссимус ради неких сакральных целей собирался расставить высотки относительно кольцевой линии московского метро в виде девяти планет Солнечной системы с «Солнцем»-Кремлем в центре.

Если эта версия правдива, то, возможно, расчет был на то, что такое расположение высоток каким-то образом могло дать еще большую власть – хотя она и так была абсолютной. Об истинных целях вождя можно только догадываться, однако то, что каждая из высоток расположена в месте геологического разлома, и то, что Сталин не позволял переносить место строительство зданий даже на 10 метров, представляет историю со строительством московских высоток в весьма необычном свете.

Дошло до того, что стенки основания здания у «Красных ворот» по настоянию Сталина строили прямо над линией метро, что было очень опасно. Архитекторы и строители использовали новейшую для тех времен технологию: они заморозили грунт и строили здание под углом. На оттаявшей земле постройка просела и стала ровной.

Замораживание грунта применяли и при строительстве Главного здания МГУ. А во время возведения «Украины», которую приказано было строить всего в 70 метрах от берега реки, дно котлована пришлось заглубить на восемь метров ниже уровня грунтовых вод.

Чтобы котлован не затопило, проектировщики решили установить двойную стену иглофильтров: множество труб с фильтрующими наконечниками забили в грунт по периметру котлована и подключили к откачивавшим воду насосам.

Ходят упорные слухи и о таинственных подземельях, которые ведут из высоток неизвестно куда. Что же, вполне возможно, что у здания на «Красных воротах» и есть прямой выход в метро, которое в Москве, как мы знаем, имеет двойное предназначение: это еще и бомбоубежище. И совершенно точно, что под каждой высоткой существует богатый подземный мир. Дело в том, что все высотки были оснащены по последнему слову техники. Они стали одними из первых зданий в Москве с центральным отоплением, в них существовала система вентиляции, кондиционирования воздуха и централизованная система пылеудаления: специальные насосы втягивали воздух через систему трубопроводов в стенах здания. Для всех этих сложных установок и мощных насосов воды и воздуха требовалось очень много места – его выделили на подземных этажах высоток.

Так что московские небоскребы «тянутся» не только вверх, но и вниз.

Главное здание МГУ было настолько велико, что техническими подземными этажами дело не ограничилось, и пришлось построить отдельную станцию подготовки воздуха. Ее разместили под сквером, где установлен памятник Ломоносову. Фонтаны перед МГУ являются одновременно и вентиляционными киосками. Правда, сейчас станция уже не функционирует.

Некоторые эзотерики видят в московских высотках замаскированные пирамиды, а феноменальную способность пирамидальных строений накапливать энергию сегодня способны признать, кажется, даже убежденные скептики. У всех высоток, как и у пирамид, есть массивное основание, которое сужается к верху. В 1950 году Сталин распорядился на всех московских небоскребах установить шпили со звездой – они стали как бы продолжением прочных металлических каркасов, которыми так славятся эти надежные здания.

Проект здания Министерства иностранных дел изначально не предусматривал шпиль, а конструкция верхних этажей не была рассчитана на такую нагрузку. Строительство шло уже третий год, когда пришло распоряжение. Чтобы крыша МИДа не обвалилась, архитекторы сумели установить максимально легкий шпиль, но звезду на него водрузить уже было нереально. Поэтому МИД стал единственной высоткой без звезды.

Если и здесь обратиться к эзотерическим параллелям, то шпиль можно принять за гигантскую «антенну» для передачи или приема энергии. И, стало быть, можно предположить, что высотки должны были каким-то образом аккумулировать энергию, но что-то пошло не так. Или же, наоборот, все шло, как и было задумано, а московские высотки – просто советский вариант американских небоскребов.

Следите за нами в

ВКонтакте ,

Одноклассники ,

Дзен и

Telegram

Подписаться на рассылку

Москва Монументальная | Издательство Принстонского университета

Москва Монументаль

Екатерина Зубович

Твердая обложка ISBN: 9780691178905 42 доллара США/35 фунтов стерлингов Мягкая обложка ISBN: 9780691202723 32 доллара США/28 фунтов стерлингов электронная книга ISBN: 9780691205298 Доступно как EPUB или PDF 22,40 доллара США / 19 фунтов стерлингов0,60

32,00 $ / 28,00 £

Shipping to:

Choose CountryUnited StatesCanadaUnited KingdomAfghanistanAland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua And BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBonaire, Sint Eustatius and SabaBosnia And HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCabo VerdeCambodiaCameroonCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongoCongo, Democratic RepublicCook IslandsCosta RicaCote D’IvoireCroatiaCubaCuraçao CyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland Islands (Мальвинские острова)Фарерские островаФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные ТерриторииГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГватемалаГуэ rnseyGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHeard Island & Mcdonald IslandsHoly See (Vatican City State)HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIran, Islamic Republic OfIraqIrelandIsle Of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKoreaKorea People’ Republic OfKuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyan Arab JamahiriyaLiechtenstein LithuaniaLuxembourgMacaoMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Federated States OfMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestinian Territory, OccupiedPanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarReunionRomaniaRussian FederationRwandaSaint BarthelemySaint HelenaSaint Китс и НевисСент-ЛюсияСент-МартинСент-Пьер и Микело nSaint Vincent And GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome And PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSint Maarten (Dutch part) SlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia And Sandwich Isl.

South SudanSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard And Jan MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyrian Arab RepublicTaiwanTajikistanTanzaniaThailandTimor-LesteTogoTokelauTongaTrinidad And TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks And Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUnited States Outlying IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaViet NamVirgin Islands, BritishVirgin Islands, U.S. Уоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабве

Shipping to:

Choose CountryUnited StatesCanadaUnited KingdomAfghanistanAland IslandsAlbaniaAlgeriaAmerican SamoaAndorraAngolaAnguillaAntarcticaAntigua And BarbudaArgentinaArmeniaArubaAustraliaAustriaAzerbaijanBahamasBahrainBangladeshBarbadosBelarusBelgiumBelizeBeninBermudaBhutanBoliviaBonaire, Sint Eustatius and SabaBosnia And HerzegovinaBotswanaBouvet IslandBrazilBritish Indian Ocean TerritoryBrunei DarussalamBulgariaBurkina FasoBurundiCabo VerdeCambodiaCameroonCayman IslandsCentral African RepublicChadChileChinaChristmas IslandCocos (Keeling) IslandsColombiaComorosCongoCongo, Democratic RepublicCook IslandsCosta RicaCote D’IvoireCroatiaCubaCuraçao CyprusCzech RepublicDenmarkDjiboutiDominicaDominican RepublicEcuadorEgyptEl SalvadorEquatorial GuineaEritreaEstoniaEthiopiaFalkland Islands (Мальвинские острова)Фарерские островаФиджиФинляндияФранцияФранцузская ГвианаФранцузская ПолинезияФранцузские Южные ТерриторииГабонГамбияГрузияГерманияГанаГибралтарГрецияГренландияГренадаГваделупаГуамГватемалаГуэ rnseyGuineaGuinea-BissauGuyanaHaitiHeard Island & Mcdonald IslandsHoly See (Vatican City State)HondurasHong KongHungaryIcelandIndiaIndonesiaIran, Islamic Republic OfIraqIrelandIsle Of ManIsraelItalyJamaicaJapanJerseyJordanKazakhstanKenyaKiribatiKoreaKorea People’ Republic OfKuwaitKyrgyzstanLao People’s Democratic RepublicLatviaLebanonLesothoLiberiaLibyan Arab JamahiriyaLiechtenstein LithuaniaLuxembourgMacaoMacedoniaMadagascarMalawiMalaysiaMaldivesMaliMaltaMarshall IslandsMartiniqueMauritaniaMauritiusMayotteMexicoMicronesia, Federated States OfMoldovaMonacoMongoliaMontenegroMontserratMoroccoMozambiqueMyanmarNamibiaNauruNepalNetherlandsNew CaledoniaNew ZealandNicaraguaNigerNigeriaNiueNorfolk IslandNorthern Mariana IslandsNorwayOmanPakistanPalauPalestinian Territory, OccupiedPanamaPapua New GuineaParaguayPeruPhilippinesPitcairnPolandPortugalPuerto RicoQatarReunionRomaniaRussian FederationRwandaSaint BarthelemySaint HelenaSaint Китс и НевисСент-ЛюсияСент-МартинСент-Пьер и Микело nSaint Vincent And GrenadinesSamoaSan MarinoSao Tome And PrincipeSaudi ArabiaSenegalSerbiaSeychellesSierra LeoneSingaporeSint Maarten (Dutch part) SlovakiaSloveniaSolomon IslandsSomaliaSouth AfricaSouth Georgia And Sandwich Isl. South SudanSpainSri LankaSudanSurinameSvalbard And Jan MayenSwazilandSwedenSwitzerlandSyrian Arab RepublicTaiwanTajikistanTanzaniaThailandTimor-LesteTogoTokelauTongaTrinidad And TobagoTunisiaTurkeyTurkmenistanTurks And Caicos IslandsTuvaluUgandaUkraineUnited Arab EmiratesUnited States Outlying IslandsUruguayUzbekistanVanuatuVenezuelaViet NamVirgin Islands, BritishVirgin Islands, U.S. Уоллис и ФутунаЗападная СахараЙеменЗамбияЗимбабве

Выберите тип электронной книги: EPUBPDF

добавить в корзину добавить в корзину
Об электронных книгах и аудио

Электронная книга в формате PDF должна быть прочитана в нашем мобильном приложении, доступном для телефонов или планшетов Android/iOS. Приложение для настольного компьютера, позволяющее читать PDF-файлы, в настоящее время находится в стадии разработки. Мы обновим наш Страница часто задаваемых вопросов , когда она станет доступной.

Узнайте больше об электронных книгах и аудио от Princeton University Press.

Поддержите свой местный независимый книжный магазин.
  • Соединенные Штаты
  • Канада
  • Великобритания
  • Европа

История

  • Екатерина Зубович

Углубленная история сталинской высотки

Твердая обложка

Купить это
  • Скачать обложку

В первые годы холодной войны горизонт Москвы навсегда изменился благодаря проекту строительства общегородского небоскреба. По мере того, как поднимались стальные балки монументальных башен, многовековой мегаполис преображался, чтобы воплотить величие сталинского общества. Москва Монументаль исследует, как квинтэссенция архитектурных произведений поздней сталинской эпохи коренным образом изменила повседневную жизнь в советской столице.

Опираясь на множество оригинальных архивных исследований, Кэтрин Зубович исследует решения и действия советской элиты — от высшего руководства до мастеров-архитекторов — и описывает опыт простых москвичей, жизнь которых была вырвана с корнем амбициозным проектом небоскреба. Она показывает, как сталинские поиски монументализма коренились в увлечении Советского Союза западными тенденциями в архитектуре и планировании, и как небоскребы требовали создания обширной и сложной инфраструктуры. Когда в город хлынули рабочие, власти выселили и переселили десятки тысяч горожан, проживающих на участках, выбранных для застройки. По завершении в середине 19В 50-х годах эти семь богато украшенных неоклассических зданий служили элитными жилыми комплексами, роскошными отелями, штаб-квартирами министерств и университетов.

Москва Монументальный рассказывает историю, которая является одновременно локальной и широко транснациональной, переносит читателей с улиц межвоенной Москвы и Нью-Йорка в облицованные мрамором залы помпезных послевоенных зданий, которые продолжают определять российскую столицу сегодня.

Награды и признание
  • В шорт-лист Премии «Русская книга Пушкинского дома»
  • В шорт-листе премии «Лучшая книга по культурологии» Американской ассоциации преподавателей славянских и восточноевропейских языков
  • Одна из лучших книг по иностранным делам
  • Поощрительный приз Александра Нове, Британская ассоциация славянских и восточноевропейских исследований

Кэтрин Зубович — доцент истории в Университете Буффало, Государственный университет Нью-Йорка. Твиттер @kzubovich

«Впечатляющая подробность» — Энтони Палетта, «Литературное обозрение»

«Зубович проделал блестящую работу в городском архиве, обнаружив кладезь писем и прошений простых советских граждан. .. Это книга, которая углубляется в очень человеческая напряженность, созданная обществом, принужденным к переходу, и влияние на город, претерпевающий сейсмические политические, культурные и архитектурные изменения». — Дженнифер Еремеева, The Moscow Times

«Великолепный подробный отчет о строительстве великолепной группы небоскребов. Основанный на тщательных архивных исследованиях и легко читаемый, он понравится как специалистам, так и обычным читателям, интересующимся такими широкими темами, как советско-американские отношения, архитектура, интеллигенция и повседневная жизнь при Сталине». — Кристин Варга-Харрис, American Historical Review

«Российская и советская городская история значительно расширилась и развилась за последние два десятилетия, привлекая внимание к застроенной среде, жизненному опыту, эстетическому выбору и значению зданий. У Екатерины Зубович Moscow Monumental: советские небоскребы и городская жизнь в сталинской столице у нас есть пример некоторых из лучших тенденций последних лет. — Карл Куоллс, Russian Review

«Опираясь на обширные архивные исследования, книга очерчивает дугу от ранней концептуализации Москвы как столицы Советской России до распрей, приведших к упадку монументальности как доминирующей силы в советской архитектуры 1950-х годов. … Рекомендуется.» Вариант

«Хорошо проработанный и доходчиво написанный, Москва Монументаль является долгожданным вкладом в область городской истории. Он станет хорошим дополнением к списку литературы для чтения университетских курсов по социальной и культурной истории России. Он также будет высоко ценится любителями русской истории вне академических кругов». —Елена В. Барабан, Ежеквартальное издание Ab Imperio

«Монументальная история, каламбур… Читатели найдут это весьма освежающим». — Хизер Д. ДеХаан, Современная европейская история

» Москва Монументаль представляет собой серьезное исследование одной из самых важных строительных кампаний начала холодной войны и ее влияния на городскую жизнь советской столицы. .»—Ричард Андерсон, Университет Эдинбурга

«Зубович предлагает непревзойденное понимание того, как сталинские небоскребы сформировали советскую память и идентичность, проливая новый свет на эпоху, в которой они родились — эпоху, когда глобальный монументализм принес нам Рокфеллеровский центр и Золотую Мост Ворот. Увлекательно написано и хорошо задокументировано в фотографиях, Moscow Monumental обязательна к прочтению урбанистами и всеми исследователями советской эпохи. богато проработанная и искусно оформленная книга, по-новому освещающая сталинскую эпоху. Зубович написал первую историю московских небоскребов, значительно расширив наше представление об этих монументальных зданиях и их роли в советской истории», — Стивен Э. Харрис, автор книги «9».0083 «Коммунизм на улице завтрашнего дня: массовое жилищное строительство и повседневная жизнь после Сталина»

«Эта изящно написанная, легко читаемая и интеллектуально увлекательная работа предлагает более глубокое понимание многогранной природы сталинизма и наследия этих отличительных сталинских небоскребов. Историки и студенты всех мастей выиграют от исчерпывающего исследования и взвешенного анализа Зубовича ». — Синтия А. Рудер, автор книги «Строим сталинизм: Московский канал и создание советского пространства»

» Москва Монументальный показывает, как дизайн, строительство и представление сталинских небоскребов изменили урбанистику послевоенной Москвы. Прослеживая профессиональные и личные траектории советских архитекторов, политиков и элитных оккупантов, а также строителей, перемещенных жителей , подневольных рабочих и археологов, Катерина Зубович предлагает завораживающий вид на Москву сверху и из тени высотки ». — Лукаш Станек, автор Архитектура в глобальном социализме: Восточная Европа, Западная Африка и Ближний Восток в период холодной войны

01 / 07

  • Советский век
    Карл Шлегель
  • Эрос Горько-сладкий
    Энн Карсон
  • Кеннан
    Фрэнк Костильола
  • Выжженная земля
    Эммануэль Крайке
  • Призрак войны
    Джонатан Хаслам

Оставайтесь на связи, чтобы быть в курсе последних книг, идей и специальных предложений.

Оставайтесь на связи, чтобы быть в курсе последних книжных новостей.

Екатерина Зубович на Москва Монументаль

К Екатерина Зубович

В 1947 году Сталин издал указ о строительстве восьми монументальных зданий в советской столице. Семь из этих неоклассических построек были завершены в XIX в.50-х годов, и эти здания продолжают стоять так, как было задумано изначально: как элитные жилые комплексы, роскошные отели и штаб-квартиры ключевых учреждений, включая Московский государственный университет и Министерство иностранных дел. В книге «Монументаль Москва: советские небоскребы и городская жизнь в сталинской столице » Кэтрин Зубович исследует историю монументальных сооружений, преобразивших советскую столицу после 1945 года и продолжающих определять городской пейзаж Москвы сегодня.

Что побудило вас написать эту книгу?

KZ: Сталинские «высотки» — небоскребы в центре Москва Монументаль — абсолютно знаковые сооружения Москвы. Они были построены в последние годы сталинской эпохи, но и сегодня эти башни выделяются на горизонте. Они обладают почти магнитным свойством, привлекая вас на свою орбиту, нравится вам это или нет. Мне захотелось узнать больше об истории этих зданий. Итак, я пошел в архив и обнаружил, что эти восемь небоскребов оставили после себя гору документов. Чтение файла за файлом документов было похоже на открытие двери в прошлое. Москва в годы после 1945 был городом с населением более 4 миллионов человек и столицей страны, только что оправившейся от разрушительной войны. Сталинские небоскребы Москвы должны были стоять как памятники советской победе в Великой Отечественной войне, но в свое время они также воспринимались как свидетельство становления СССР как мировой сверхдержавы. На проект монументализации Москвы было затрачено огромное количество энергии и ресурсов, и я быстро понял, что эти восемь небоскребов представляют собой редкую точку обзора, с которой можно внимательно изучить поворотные годы позднего сталинизма.

Вы исследуете историю этих восьми зданий, но вы также фокусируетесь на городской истории Москвы в более широком смысле. Что побудило вас расширить свое внимание таким образом?

KZ: Москва Монументаль — история сталинского архитектурного монументализма и его последствий. Я смотрю на проектирование и строительство сталинских небоскребов, а также на непредвиденное влияние этих зданий на Москву в целом и на жителей города. Решение расширить круг моих интересов таким образом было продиктовано архивами. Что сразу стало очевидным в моем исследовании, так это то, насколько масштабным был проект московского небоскреба. Это были огромные строительные площадки, разбросанные по всему городу, и каждая из них требовала координации между десятками советских министерств и между архитекторами, бюрократами, руководителями строительства и заводами, производящими материалы, и это лишь некоторые из многих участников.

Другой важной группой, участвовавшей в этом процессе, были, конечно же, строители. В тот момент, когда Советский Союз столкнулся с острой нехваткой рабочей силы, чиновники решили направить в Москву тысячи рабочих, чтобы они помогали строить городские небоскребы. Среди этих вновь прибывших в столицу были рабочие ГУЛАГа, которые жили в охраняемых зонах, расположенных вблизи строительных площадок. В одном случае работников ГУЛАГа разместили на недостроенном двадцать третьем этаже МГУ. Там они жили, пока заканчивали строительство верхних этажей этого небоскреба.

Когда в 1947 году началось строительство сталинского общегородского небоскреба, он задумывался как план, который должен был навести порядок в неопрятной городской ткани Москвы. Сталинские архитекторы надеялись, что их сооружения превратят 800-летний городской пейзаж в современный единый иерархический ансамбль. Но вместо этого, как я показываю в своей книге, эти небоскребы оказывали дестабилизирующее воздействие на советскую столицу, добавляя нестабильности и хаоса в жизнь всех, от госчиновников и строителей до простых москвичей.

Можете привести пример того, как сталинские высотки в Москве повлияли на жизнь простых людей?

KZ: Москвичи в послевоенные годы сталинские высотки по-разному затронули. Группа, на которую я обращаю внимание в книге, — это десятки тысяч москвичей, которые были вынуждены покинуть свои дома из-за строительства небоскребов. Этот аспект послевоенной вертикали Москвы можно сравнить с воздействием на американцев проектов обновления городов в те же послевоенные годы. Восемь мест, которые были выбраны для строительства небоскребов в Москве в 1947 были заняты ранее существовавшими жилыми домами и другими постройками, которые необходимо было расчистить, чтобы освободить место для новых образцовых городских башен.

Советские граждане не могли свободно создавать общественные группы или ассоциации жителей, чтобы противостоять или предотвращать перепланировку городов, как это делали американцы в послевоенные годы. Но советские граждане могли писать письма с жалобами чиновникам, которые приветствовали такую ​​практику. Опираясь на письма жителей, которые сегодня можно найти в российских архивах, я анализирую опасения и возражения простых людей, жизнь которых была вырвана с корнем проектом московского небоскреба. Многие из этих людей возражали, в частности, против переезда из их прежних домов в центре Москвы в новые места на окраинах города.

Конечно, от строительства небоскребов в их городе выиграли и другие москвичи. Сотни представителей позднесталинской элиты переехали со своими семьями в квартиры в трех новых городских башнях. Таким образом, московские небоскребы сделали видимыми на горизонте социальные иерархии позднего сталинизма — самые близкие к власти буквально вознеслись в новые многоэтажки.

Сталинские небоскребы Москвы были построены в первые годы холодной войны. Как эти структуры были связаны с зарождающимся геополитическим соперничеством между США и СССР?

KZ: По иронии судьбы именно американо-советское сотрудничество сделало возможным строительство сталинских небоскребов в Москве. Но когда здания только строились, американскую связь категорически отрицали.

Первые главы моей книги рассказывают об истории Дворца Советов — башни, которая, если бы она была построена в 1930-е годы, была бы в свое время самым высоким зданием в мире. Для строительства Дворца Советов советские архитекторы и инженеры XIX в.30-х годах отправился в Соединенные Штаты, чтобы изучить методы строительства высотных зданий. Дворец Советов так и не был достроен. Но организация, созданная в 1930-х годах для строительства Дворца, в 1947 году была переведена на строительство двух московских послевоенных небоскребов. Опыт, который проектировщики Дворца Советов привнесли в послевоенный проект, был неотъемлемой частью реализации сталинских послевоенных небоскребов.

Эта история американо-советского сотрудничества не обсуждалась открыто в конце XIX века.40-х и 1950-х годов. Конкуренция времен холодной войны требовала, чтобы советские чиновники и архитекторы, работавшие над послевоенными московскими башнями, даже не называли свои здания «небоскребами» (« небоскребы » по-русски).

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *