Суздаль в XVIII-XIX веках | История Суздаля
Суздаль « История « Суздаль (А.Д. Варганов) « Суздаль в XVIII-XIX веках
Восемнадцатый век в истории Суздаля начинается новыми страницами. Реформы Петра I, направленные на ограничение хозяйственно-экономической деятельности монастырей и церквей, вызвали недовольство в церковной среде.
В 1698 году в Покровский монастырь под именем монахини Елены была выслана царица Евдокия Лопухина, первая жена Петра I. Оскорбленная новым положением, она привлекает на свою сторону недовольное реформами Петра духовенство и некоторые группы московских аристократичестких кругов. Так в Суздале вокруг Евдокии создается оппозиционный центр, который ставил своей задачей низвержение правительства Петра I, передачу престола царевичу Алексею Петровичу и реставрацию старобоярской власти. В 1718 году эта группа, тесно связанная с царевичем Алексеем, была арестована по указу царя.
В июле 1719 года вспыхнул большой пожар. Он начался с кремля, перекинулся на посад и уничтожил все деревянные строения, жилые дома, церкви и городские укрепления. Пламя проникло внутрь каменных палат и соборного здания. Суздальский историк, ключарь собора Ананий Федоров сообщает, что все архивные документы, даже хранившиеся в каменной палате с толстыми стенами, сгорели без остатка. Надо полагать, что пожары в Суздале, как и во Владимире, явились следствием и концом «Суздальского розыскного дела», связанного с Евдокией Лопухиной, т.к. 150 владимирцев было привлечено по «Суздальскому розыску».
В это время Суздаль утопал во тьме невежества. Только в 1714 году здесь была учреждена первая школа цифири, в которую из Москвы был назначен учитель, а в 1723 году в силу «Духовного регламента» Петра I была основана духовная семинария, влачившая на первых порах жалкое существование.
Семинария не имела определенного места, а поэтому в ней несколько раз прекращались учебные занятия. В этой семинарии учился сын суздальского протопопа Ивана Стефанова — Дмитрий Иванович Виноградов, друг М.В. Ломоносова, химик, изобретатель русского фарфора.В числе первых реформ в 1708 году правительство Петра I учредило новый административный порядок, согласно которому Россия была разделена на 8 губерний. Суздаль назначался уездным городом Московской губернии, а на следующий год — при разделении Московской губернии на девять провинций — он стал центром отдельной провинции — Суздальской. Во главе ее стоял бургомистр. Отношение горожан к насильственным действиям бургомистров высказывалось по-разному. В 1740 году в Суздале был бургомистром Козьма Дремин, весьма свирепого и буйного нрава. 1 июня, выйдя из дома, он обнаружил на воротах «Подметное письмо», в котором авторы укоряли его, что он разорил народ, «а сам не знает бедной нужды», и грозили поджечь его дом. «От нас ты не жди животу своему продолжения, —.
На такую угрозу всполошились суздальские власти. Начался розыск виновных. Бургомистр размножал «Подметное письмо» во многих списках и тем самым обнародовал свой неказистый портрет по всему Суздалю. Розыск шел целый месяц, все суздальцы должны были письменно поклясться, что не причастны к этому «воровскому делу». Была объявлена награда за указание виновных или подозреваемых. Но результатов не последовало.
В 1711 году провинциальный город Суздаль имел посадских и нищенских дворов 452, кузнецких — 45, пустых дворов — 31, купцов гостиной сотни — 5, подьячих — 16 и двор архитекторского ученика Куприянова — 1, заплечных дел мастеров — 2, приставников — 2, а всего 540 дворов.
« предыдущая глава
следующая глава »
Краткая история Суздаля: sergeytsvetkov — LiveJournal
1.
Суздаль принадлежит к числу древнейших городов России. Правда, достоверных письменных сведений о его возникновении нет. Легенда, записанная местным краеведом ХVIII века Ананием Федоровым, гласит, что после всемирного потопа и смешения языков, появились на свет три брата из племени Иафетова: Сан, Авесархан и премудрый Асан. Придя в Русскую землю, первые два брата построили много городов, в том числе и Великий Новгород, а третий брат Асан отправился в дикие леса и топи, где по своему
Название Суздаля – предмет неутихающих споров между сторонниками финно-угорского и славянского происхождения топонима. Первых – большинство, хотя сколько-нибудь убедительной финно-угорской этимологии до сих пор предложено не было. Логика здесь такова: поскольку город лежит в окружении мощного пласта географических названий финно-угорского происхождения, то и его наименование следуют считать финно-угорским. Попытки дать слову «Суздаль» славянскую этимологию действительно долгое время страдали лингвистической наивностью. Однако в последнее время все более солидное научное обоснование получает многообещающая гипотеза, выдвинутая еще видным славистом XIX века Миклошичем. Согласно этой теории, название Суздаля происходит от старославянского глагола создати. Древнейшее его значение – «лепить из глины». И действительно, именно на территории Суздаля найдены древнейшие на Руси печи для обжига глины.
Археологические слои Суздаля не уходят глубже середины Х века. Находки свидетельствуют, что старейшее славянское поселение на этом месте было основано земледельцами, пришедшими из новгородских земель.
В начале XI века Ростово-Суздальская земля принадлежала киевскому князю Ярославу Мудрому. В 1024 году сильный неурожай в Суздальской земле вызвал голодные бунты среди местного славяно-финского населения. Голодными толпами верховодили волхвы, действовавшие, как выражается летописец, «по дьявольскому наущенью и бесованью». Восточнофинские поверья объясняли возникновение стихийных бедствий женским колдовством, поэтому с особым ожесточением мятежники избивали зажиточных женщин, которых обвиняли в том, что они «прячут припасы и хлеб и голод пущают».
Энергичными мерами Ярослав восстановил спокойствие в крае. Бунтовщики были рассеяны, волхвы переловлены и частью казнены, частью «расточены», то есть сосланы под надзор княжей администрации. Одновременно Ярослав снесся с волжскими булгарами, прося их продать голодающим хлебные излишки. Булгары открыли житницы, и голод в Суздальской земле прекратился.
С событиями 1024 года и связано первое летописное упоминание Суздаля.
2.
Бросим беглый взгляд на историю Суздаля.
Возвышение Суздаля произошло в конце XI – начале XII века. Первый самостоятельный князь Ростово-Суздальской земли Юрий Долгорукий избрал своей резиденцией именно Суздаль, а не более старый Ростов. Однако при сыновьях Долгорукого, князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо, Суздаль вместе с Ростовым уступили старшинство городу Владимиру.
Макет древнего СуздаляВо время нашествия монголов город был взят и сожжен.
Взятие Суздаля монголамиТем не менее в удельный период Суздаль все еще был многолюдным и богатым городом, а жители его, по выражению летописи, славились «досужеством в художестве и промыслах». Самым выдающимся удельным князем суздальским был Константин Васильевич, который ревниво оберегал свою отчину от покушений Москвы. И все же в 1392 году московские князья, по выражению летописи, «взяли свою волю над суздальскими князьями».
Смутное время нанесло Суздалю такое жестокое разорение, от которого он не мог оправиться долгие годы. В 1608 году в Суздале обосновались поляки и литовцы под предводительством пана Лисовского. Хотя суздальцы и присягнули второму самозванцу, но город и его окрестности все равно подверглись жестокому разграблению. Опись, сделанная по свежим следам в 1612 году, констатировала ужасный разгром. В посаде насчитали всего 78 жилых дворов, 250 дворов стояли пустыми, а «люди побиты от литовцев и померли, или разбрелись по городам и селам безвестно».
Не успел Суздаль оправиться от перенесенного бедствия, как на него обрушились новые невзгоды. Чудовищный пожар 1644 года истребил все жилые постройки, а десятилетие спустя страшная моровая язва унесла в могилу половину населения города.
Вторая половина ХVII столетия прошла для Суздаля относительно благополучно. В 1708 году, при новом административном делении России, Суздаль стал уездным городом Московской губернии, а в следующем году – главным городом суздальской провинции.
Неизвестный автор середины XVIII столетия отмечает, что суздальское купечество было «богатством посредственно и даже убого». Занимались эти коммерсанты в основном своими огородами. Наконец в 1796 году Суздаль был сделан уездным городом вновь учрежденной Владимирской губернии, а в 1798 году из Суздаля во Владимир была перенесена епископская кафедра. С этого времени Суздаль окончательно захудал и превратился в заурядный провинциальный городок.
Пробуждение интереса к родной старине и развитие туризма придали новый импульс развитию города. Современный Суздаль — единственный в России город-музей, на чьей территории сосредоточено больше 200 архитектурных памятников.
3.
Суздальский кремль — самая древняя часть города. Его земляной вал, достаточно хорошо сохранившийся, сооружен во второй половине XI века, когда Ростово-Суздальской землей владел Владимир Мономах. В те времена на валу стоял дубовый «заборол» — бревенчатый тын, усиленный деревянными башнями. Установлено, что в кремле было двое ворот: Ильинские и Дмитриевские. Через последние в кремль въезжали купцы. Поэтому возникшая напротив Дмитриевских ворот слобода получила название «Щупачихи» — это было место, где осматривали, «ощупывали» товары, чтобы взять пошлину.
В 1194 году повелением князя Всеволода Большое Гнездо мономахова деревянная крепость кремля была заменена «рубленой» — ее стена состояла из соединенных срубов, которые засыпались глиной. Эта грандиозная работа, как отмечает летописец, была выполнена «в то же лето», то есть за один год.
Но, к сожалению, в начале XVIII века кремлевская деревянная стена с башнями и воротами сгорела и с тех пор уже не восстанавливалась.
В центре кремля возвышается величественное здание Богородице-Рождественского собора, с пятью огромными куполами.
Первоначальное здание собора было построено в конце XI века, при Владимире Мономахе. Это был первый каменный храм на северо-востоке Руси. В 1222 году он был разобран, так как, по сообщению летописца, своды его начали «рушится от старости».
Новый собор, построенный в 1225 году, был белокаменным, с тремя куполами. Это здание простояло до 1528 года, когда повелением великого князя Василия III началось строительство третьего собора, завершенное два года спустя. В этом виде оно существует и поныне. От здания XIII века в нем до сих пор сохраняются «золотые врата» — высокие дверные створы из пластин красной меди, по которым золотом расписаны сюжеты из Священного писания.
Внутренность собора — это своеобразный музей древнерусского искусства. Огромный иконостас выполнен иконописцами школы Симона Ушакова. Центральное паникадило готической формы — вклад князя Ивана Ивановича Шуйского, сделанный в 1606 году. В центре паникадила можно видеть литое скульптурное изображение самого вкладчика в рост, с жезлом в руке.
Рождественский собор, кроме того, это еще и огромная усыпальница. Здесь находятся могилы многих известных людей России, в том числе князей Шуйских и высших церковных иерархов Суздальской епархии – всего больше 30 погребений.
Пройдясь по суздальскому кремлю, узнаешь о русской истории больше, чем из иного учебника.
4.
В Суздале и его окрестностях находится около десятка монастырей, и с каждым связана какая-нибудь интересная история.
Покровский девичий монастырь расположен в северо-западной части города, в низине правого берега Каменки. Его древние церковные здания обнесены каменной монастырской стеной с девятью башнями.
Основание монастыря относится к 1364 году. Как повествует древнее сказание, поводом для основания монастыря послужило чудесное спасение от гибели суздальско-нижегородского князя Андрею Константиновичу. Как-то, когда Андрей плыл по Волге из Нижнего Новгорода в Суздаль, на княжескую ладью обрушилась поднявшаяся буря. В горячей молитве Андрей дал клятвенное обещание Богородице, что в случае спасения он построит в Суздале девичий монастырь. Буря улеглась, а благодарный князь украсил Суздаль обетным монастырем в честь Покрова Богоматери.
Спустя три с половиной столетия в стенах монастыря поселилась первая супруга царя Петра – Евдокия Лопухина. Не сойдясь с женой характерами, Петр нашел себе сердечную отраду в любовных отношениях с Анной Монс, дочерью виноторговца из Немецкой слободы. А несчастная Дуня 1698 году была сослана в суздальский Покровский монастырь, где ее насильно постригли в монахини под именем Елена.
Молодая женщина не смирилась с навязанным ей «ангельским житием». В 1710 году в Суздаль приехал для набора рекрутов майор Степан Глебов. Из любопытства и вежливости он сделал визит в Покровский монастырь, поднеся расстриженной царице меха и роскошную шубу. И получилось так, что стал он после этого захаживать к Евдокии-Елене все чаще, и не только днем, но и по ночам…
Евдокия горячо полюбила красавца майора. «Где твои мысли, батько мой, там и мои, где твои желания, там и мои – я вся в твой воле», — писала она ему. Однако их счастье продолжалось недолго. Глебов вскоре охладел к тайной любовной связи и через два года порвал с Евдокией.
Спустя много лет, во время следствия по делу царевича Алексея, правда об их отношениях всплыла наружу. Месть Петра была жестокой. В лютый мороз Глебова посадили на кол, и чтобы продлить его муки, укутали в теплую шубу. Благодаря заботливости палачей, он умер только на третьи сутки.
Царица Евдокия провела в монастырях и тюрьмах еще целых 10 лет и получила свободу только в 1730 году, незадолго перед смертью. Могила ее находится в московском Новодевичьем монастыре.
5.
Современный Суздаль – это не только архитектурная жемчужина Золотого кольца, но еще и великолепная кинематографическая натура. Правда, киношники почему-то оценили Суздаль позже всего остального населения страны. В качестве «живой» исторической декорации Суздаль попал на кинопленку только в 60-е годы ХХ века. Но зато с тех пор его богатейшие архитектурные прелести многократно использовались кинематографистами России и зарубежных стран. Всего на фоне суздальской старины снято более полусотни художественных фильмов.
Первым обратил внимание на Суздаль кинорежиссер Сергей Бондарчук. Летом 1962 года он приезжал сюда в поисках натуры для киноэпопеи «Война и мир» по роману Льва Толстого. Предполагалось построить здесь декорации и снять горящую Москву. Проект не осуществился, но о многообещающей натуре Суздаля узнали другие режиссеры и летом 1964 года в городе, под открытом небом, были сняты сразу две экранизации: пушкинской «Метели» и «Женитьбы Бальзаминова» Островского.
Кадр из фильма «Женитьба Бальзаминова»Так состоялось открытие Суздаля в кино. Весной-осенью 1965 года режиссер Андрей Тарковский уже работал здесь над двухсерийным фильмом «Андрей Рублев». В Суздале снималась одна из самых интересных новелл — «Колокол». Съемки проводились на берегах Каменки, недалеко от стен Спасо-Евфимиева монастыря, и возле Покровской обители.
С тех пор кинематографисты полюбили Суздаль. Режиссер Илья Гурин запечатлел этот город в «России молодой», Михаил Швейцер – в «Мертвых душах», Эмиль Лотяну – в фильме «Мой ласковый и нежный зверь».
Не обошел Суздаль своим вниманием и Голливуд. В 1984–1985 годах здесь проводились съемки телевизионного сериала «Петр Великий» производства компании Эн-Би-Си. В кремле были выстроены громадные декорации, изображавшие московский Кремль, а между Покровским и Спасским монастырями проложили «улицы петровской Москвы». В съемках участвовали звезды мирового кино: Максимилиан Шелл, Омар Шариф, Ванесса Редгрейв.
Одной из последних по времени «суздальской» картиной был «Князь Юрий Долгорукий», снятый к 850-летию Москвы. И нет никаких сомнений в том, что кинобиография Суздаля еще только начинается.
Для проявления душевной щедрости
Сбербанк 2202 2002 9654 1939
Мои книги на ЛитРес
https://www.litres.ru/sergey-cvetkov/
Вышла в свет моя новая книга «Суворов». Буду рад новым читателям!
Последняя война Российской империи (описание и заказ)
У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу вам экземпляр!
ВКонтакте https://vk.com/id301377172
Мой телеграм-канал Истории от историка.
|
|
|
История Суздаля. Золотое кольцо России. Достопримечательности, отели, рестораны, архитектура, транспорт.
|
Ваш комментарий будет первым