Ваганьковское кладбище в Москве — история, фото, могилы знаменитостей, время работы, карта
Однимиз самых старых мест захоронения считается Ваганьковское кладбище в Москве. Оно занимает площадь более 48 га и расположено в Пресненском районе Центрального округа (северо-запад) столицы.
Содержание
- 1 История
- 2 Происхождение названия
- 3 Могилы знаменитостей
- 4 Воинские и исторические захоронения
- 5 Святые, похороненные на кладбище
- 6 Схема участков
- 7 Часы работы
- 8 Где находится кладбище и как до него добраться
- 9 Ваганьковское кладбище в Москве на карте
История
По древней христианской традиции некрополи на Руси возникали вокруг церквей и обычно находились в городской черте. Во время эпидемий хоронить на таких кладбищах было опасно из-за риска повторения вспышек болезни. Поэтому жертв эпидемий хоронили за городской чертой. История возникновения Ваганьковского кладбища связана с эпидемией чумы в Москве 1771 года, которая унесла тысячи жизней. В городе царила паника, люди боялись выходить из домов, зачумленные трупы выбрасывались прямо на улицу. Их собирали палками с крючками привлеченные для этих целей арестанты, одетые в сплошные вощеные робы с прорезями для глаз.
Императрицей Екатериной II на борьбу с последствиями эпидемии в Москву был отправлен граф Г.Орлов. По его приказу были организованы более десяти кладбищ за городом. Одно из них появилось в селе Новое Ваганьково. На его территории в глубоких общих могилах закапывали умерших. Новое Ваганьково образовалось в начале XVII века в связи с перемещением за городскую черту государева Псарного двора. До этого он располагался в селе Ваганьково вместе с Потешным двором. Там с XIV века проживали «потешные люди»: скоморохи, шуты, актеры. Они отличались шумным поведением, процветали разгул, кулачные бои, пьянство.
К XVII веку Москва разрослась, и Ваганьково оказалось рядом с боярскими палатами недалеко от Кремля. Оно находилось на месте нынешней Библиотеки им. Ленина. Поскольку Псарный двор, состоящий из 300 псарей, сокольничих и других служителей, на попечении которых были соколы и огромные своры собак не мог находиться в городской черте, их переместили в ближний пригород к западу от Пресненской заставы (5 км от Ваганьково). Так в 1636 году появилось Новое Ваганьково. Оно существовало до 1695 года, пока не переехал Псарный двор. Теперь на его месте находится Ваганьковское кладбище, позаимствовавшее название от села. Официальной датой образования считается 1771 год.
До XIX века на кладбище хоронили простых людей: мещан, крестьян, бродяг, мелких чиновников. Возведение величественного храма «Воскресенья Словущего» в 1831 году послужило началом захоронения дворян и знаменитостей. К этому времени многие московские погосты из-за переполнения были закрыты или перенесены за город, а Ваганьковское кладбище из окраины перешло в городскую черту и являлось действующим. За 247 лет существования на нем было погребено около 500 тыс. человек. Сейчас в мемориальном комплексе насчитывается 100 тыс. могил.
Происхождение названия
Однозначной версии о происхождении названия нет. Их существует несколько. Самая распространенная гипотеза связана со словом «ваганить», что, согласно словарю Даля, значит: смешить, шутить, баловаться. Поскольку в Ваганьково жили «потешные люди», то такая версия вполне оправдана. Историки связывают название с взиманием денежной пошлины за взвешивание товаров на весах (вагах).
Предполагается, что на этом месте было пересечение важных торговых дорог и брод через Москву-реку. Рядом существовала таможенная застава, называвшаяся «ваганец», а сам налог – «ваганным». Еще по одной версии название происходит от слова «ваган», которым называли простых «неотесанных» мужиков.
Могилы знаменитостей
Ваганьковский некрополь известен как место погребения известных людей России. Первые знаменитые захоронения появились в середине XIX века. Здесь можно увидеть могилы:
- Декабристов, в том числе: М.А. Бесстужева, П.С. Бобрищева-Пушкина, И. Н. Хотяинцева.
- Композитора А.Н. Верестовского, автора бессмертной оперы «Аскольдова могила».
- Составителя толкового словаря В.И.Даля
Место вечного упокоения нашли художники XIX века:
- Выдающийся портретист В. А. Тропинин, автор более 3 тыс. картин, в т.ч. знаменитого портрета А.С.Пушкина.
- В. И. Суриков, известный историческими полотнами: «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Переход Суворова через Альпы».
- В.В Пукирев, написавший бессмертную картину «Неравный брак».
- А.К. Саврасов, автор произведений «Грачи прилетели» и «Бурлаки на Волге» и многие другие.
Начиная с XX века, на Ваганьково традиционно хоронят актеров, режиссеров, писателей, художников, деятелей политики и искусства. Здесь нашли вечный покой многие выдающиеся личности, в числе которых:
- Поэты – С. Есенин, В. Высоцкий, Б. Окуджава, М. Танич
- Писатели – В. Аксенов, Г. Горин, В. Драгунский, В. Каверин, В. Розов
- Режиссеры – В. Плучек, С. Ростоцкий, Г. Чухрай, А. Алов, П. Фоменко
- Актеры – А. Абдулов, Г. Бурков, Ю. Богатырев, Г. Вицин, Э. Гарин, В. Глаголева, М. Глузский, О. Даль, М. Лиепа, А. Миронов, С. Мишулин, Т. Носова, М. Пуговкин, З. Райх (жена С.Есенина), Н. Румянцева, В. Соломин, Л. Сухаревская, З. Федорова, Л. Филатов, М. Царев, Г. Юматов.
- Другие известные деятели – ученый-естествоиспытатель К. Тимирязев, академик А. Сперанский, журналист и телеведущий В. Листьев, певец И. Тальков, футбольный вратарь Л. Яшин, фигуристка Л. Пахомова.
Воинские и исторические захоронения
На Ваганьковском мемориальном комплексе много братских могил и массовых захоронений. Здесь погребены герои войны 1812, павшие в Бородинском сражении, защитники Москвы в Великой Отечественной войне, не пропустившие фашистов в столицу, погибшие в боях и авианалетах в 1941-1942 годах. Недалеко от кладбища в мае 1896 года случилась Ходынская трагедия, когда во время раздачи сувениров в честь коронации Николая II было раздавлено почти полторы тысячи человек. Изуродованные трупы свозили на Ваганьково и складывали на лугу. Тех, кого возможно было узнать, родственники хоронили в гробах.
По свидетельству издателя А. Суворина «все это было раздуто, черно, и смрад был такой, что делалось дурно», поэтому большинство осталось неузнанными, и было закопано в общих могилах на 6 участке. Здесь же находится, так называемая, «расстрелка»: похороненные согласно «расстрельным спискам», получаемым комендантом кладбища от ОГПУ в годы сталинских репрессий с 1926 по 1936 годы. Точное число «врагов народа», не известно. Захоронения делались тайно ночью на отдаленном 58 участке в овраге у ручья. Жертвам политических репрессий и Ходынской катастрофы установлены памятники.
На кладбище нашли вечный покой наши современники, погибшие во время путча 1991 года и трагедии, случившейся в октябре 2002 году в результате отравления газом во время захвата террористов в театральном центре на Дубровке. Могилы находятся на разных участках, только два юных актера мюзикла, покоятся рядом.
Святые, похороненные на кладбище
Православными москвичами хранится память о святых, похороненных на кладбище, хотя их могилы во время гонения на Церковь были стерты с лица земли. Несмотря на это, многие идут сюда за помощью. Особенно почитаем среди верующих Валентин Амфитеатров, настоятель кремлевского Архангельского храма, почивший в 1908 году. У него нет отдельного места захоронения, его тело покоится в братской могиле среди воинов ВОВ. При строительстве мемориала безбожные власти приказали бульдозером снести почитаемую могилу. Но люди помнят и чтут отца Валентина, идут к нему за исцелением, помощью и получают ее.
Силами благодарных паломников на месте предполагаемого захоронения воздвигнуты два креста. Известно, что на Ваганьково в 1927 году захоронена московская святая – Блаженная схимонахиня Марфа Московская из Иоанно-Предтеченского монастыря, почившая в 1638 году. Чтобы избежать осквернения нетленных мощей большевиками, верующие перезахоронили их. Однако, точное место не известно.
В безвестных захоронениях лежат прославленные в лике святых: епископ Прилукский Василий (Зеленцов), прошедший ужас соловецких лагерей и расстрелянный в 1930 году; священник Иоанн Инюшин, преподобномученик Макарий (Моржов), епископ Максим (Жижиленко), расстрелянные в июне 1931 года.
Схема участков
Мемориальный комплекс разбит на 60 участков, расположение которых видно на схеме, висящей у входа. Чтобы не заблудится и быстро найти нужную могилу, необходимо знать на каком участке она находится.
Часы работы
Кладбище работает ежедневно:
- май – сентябрь с 9.00 до 19.00
- октябрь – апрель с 9.00 до 17.00
Где находится кладбище и как до него добраться
Ваганьковский некрополь расположен по адресу: г. Москва, ул. Сергея Макеева, д. 15.
Добраться до него можно:
- На метро до станции «Улица 1905 года» или «Беговая» (расстояние от обеих одинаковое). Далее по указателю: «Ваганьковское кладбище» примерно 800 метров.
- Наземным транспортом: автобусом № 6, 69, 64, 39,152, 706; троллейбусом № 5к и 35.
Ваганьковское кладбище в Москве на карте
Электронный каталог библиотеки «Мемориала»
Электронный каталог библиотеки «Мемориала»Матюшин С., свящ.
Матюшин С., свящ.
— М.: «Никея», 2016 — 95 с.: ил. — 3000 экз.
История приходов храмов на Ваганьковском кладбище в годы сталинских репрессий, гонений на церковь. На протяжении десяти лет, с 1926 по 1936 на дальних участках кладбища тайно захоранивались расстрелянные чекистами жертвы репрессий. В списке 40 чел., расстрелянных за принадлежность к Церкви Христовой, погребенных на Ваганьковском кладбище; указаны фамилия, имя и отчество священнослужителей.
Это издание находится в рубриках:
- Российская история/СССР, История, 1917-1991/Политические репрессии/Против церкви/Православные
- Некрополистика/В России
- Российская история/СССР, История, 1917-1991/Политические репрессии/Большой Террор (1936-1938)
- Российская история/СССР, История, 1917-1991/Политические репрессии/Красный террор, 1918-1921
- Российская история/СССР, История, 1917-1991/Политические репрессии/Списки репрессированных
- Российская история/СССР, История, 1917-1991/Политические репрессии/Места массовых захоронений/РСФСР/Москва
- Российская история/СССР, История, 1917-1991/Политические репрессии/Регионы/РСФСР/Москва
другие издания в рубриках
Дмитриев Ю. А.
Место памяти Сандармох. Г – Е.
- Петрозаводск, 2021
Некрополь Скорбященского монастыря. 1894-1920. Словарь-справочник
- М., 2019
Мохов С.
Рождение и смерть в похоронной индустрии
- М., 2020
Солодовников А.А.
Ваганьковские светильники
- М., 2016
Смерти нет. Краткая история неофициального военного поиска в России
- М., 2020
Убиты в Калинине, захоронены в Медном: Книга Памяти польских военнопленных, — узников Осташковского лагеря НКВД СССР, расстрелянных по решению Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 года. Том 1
- М., 2019
Левашовское мемориальное кладбище
- СПб., 2020
Книга памяти жертв политических репрессий в Оренбургской области. Том 2
- Оренбург, 2020
Дмитриев Ю.А.
Место памяти Сандармох
- Петрозаводск, 2020
Jadwiga Rogoża, Maciej Wyrwa
Katyń. Przewodnik Szlakiem Zbrodni
- Варшава, 2019
Иркутский мемориал: исследования и реконструкция: материалы Международной научно-практической конференции.
- Иркутск, 2019
Денисов М.
Лопасненский некрополь. Сборник статей и материалов
- М., 2018
Didziosios tremtys. Buriatija. 1948 m.
- Vilnius, 2018
Артамонов М.
Ваганьково
- М., 1991
Артамонов М.
Введенские горы
- М., 1993
Старцев В.
Ваганьковский некрополь
- М., 1994
Московский некрополь. История, археология, искусство, охрана. Материалы научно-практической конференции
- М., 1991
Артамонов М.
Московский некрополь
- М., 1995
Исторические кладбища Петербурга. Справочник-путеводитель
- СПб., 1993
Некрополь. Кладбища Санкт-Петербурга. Справочник. Вып. 1
- СПб., 1992
Московское городское Братское кладбище. Опыт биографического словаря
- М., 1992
Кипнис С.
Новодевичий мемориал. Некрополь Новодевичьего кладбища
- М. , 1995
Надежда Федоровна Трутнева — москвовед, музейный работник, человек…
- М., 2008
Матюшин С., свящ.
Ваганьковское кладбище. За Христа пострадавшие
- М., 2016
«Нам остается только имя…»: Памятники жертвам политических репрессий Петрограда — Ленинграда
- СПб., 1999
Сибирская полония: прошлое, настоящее, будущее: Материалы междунар. науч. — практ. конф. Томск, 20 — 23 мая 1999 г.
- Томск, 1999
Гущин В.
Свято-Троицкое кладбище
- [Петергоф], 1997
Воронежский некрополь
- Воронеж, 1999
Козелецкий вiйськовий некрополь: Бiограф. довiдник
- Київ, 1997
Бем В.Г.
Волковское лютеранское кладбище Санкт-Петербурга: Справ. — путеводитель на нем. и рус. яз.
- СПб., 1998
Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга
- СПб., 1997
Страницы военного некрополя старой Одессы
- Киев, 2000
Трагедия войны — трагедия плена: Сборник материалов Международной научно — практической конференции, посвященной 55-летию образования антифашистских организаций военнопленных в СССР и перспективам развития музея «Трагедия плена», Москва — Красногорск, 1 -2 октября 1998 года
- М. , 1999
Бондаренко Е.Ю.
Японские военнопленные на Дальнем Востоке России в послевоенные годы
- Владивосток, 1997
Калужская энциклопедия
- Калуга, 2000
Ботвинник М.Б.
Памятники геноцида евреев Беларуси
- Минск, 2000
Новгородский архивный вестник
- Новгород, 2000
Католический некрополь города Томска (1841 — 1919)
- Томск, 2001
Материалы Восьмой Ежегодной Международной Междисциплинарной конференции по иудаике
- М., 2001
Кипнис С.Е.
Записки некрополиста: Прогулки по Новодевичьему
- М., 2002
Воронежский некрополь
- СПб., 2002
Источниковедческие и методологические проблемы биографических исследований: Сборник маериалов научно-практического семинара (Санкт-Петербург, 4-5 июня 2002 г.)
- СПб., 2002
Источниковедение и краеведение в культуре России
- М., 2000
Воронежский некрополь
- СПб. , 2001
Всесоюзное общество политкаторжан и ссыльнопоселенцев: Образование, развитие, ликвидация, 1921-1935: Бывшие члены общества во время Большого террора: Материалы междунар. науч. конф. (26-28 окт. 2001 г.)
- М., 2004
Калязинский некрополь: Город Калязин Тверской губернии
- СПб., 1997
Минское военное кладбище: Захоронения дореволюционного периода (сохранившиеся к настоящему времени)
- СПб., 2002
Томский некрополь: Списки и некрологи погребенных на старых томских кладбищах, 1827-1939
- Томск, 2001
Новгородский архивный вестник
- Новгород, 2002
Кулешов С.Я.
Смоленский некрополь
- СПб., 2004
Біографічна некрополістика в контексті сучасної iсторичної науки : Джерела та результати досліджень
- Київ , 2002
Салмина М.С.
О чем рассказало старое кладбище : По материалам исследовательской деятельности учащихся
- Челябинск, 2003
Дельнов А. А.
Новодевичий некрополь и монастырь
- М., 2006
Тульский некрополь: Всехсвятское кладбище: 1772-1992. Выпуск первый
Рябинин Ю.
Жизнь московских кладбищ. История и современность.
- М., 2006
Новый часовой : Рус. воен. — ист. журн.
Домбровский И.Е.
Некрополь Донского монастыря.
- М., 2007
Кузьмина М.А.
Плен : Японские военнопленные в Хабаровском крае
- Комсомольск -на-Амуре, 1996
Проблемы военного плена : История и современность: Материалы междунар. науч-практ. конф., 23-25 окт., г. Вологда : В 2-х ч.
- Вологда, 1997
Невский архив: Ист. — краеведч. сб. Вып 8
- СПб., 2008
Евроазиатский еврейский ежегодник, 5768 (2007/2008) год
- Киев, 2008
Иванов Н.
Скульптура Ваганьковского некрополя
- М., 2002
Евроазиатский еврейский ежегодник, 5770 (2008/2009) год
- М. , 2010
Вузовская корпоративная организация и гражданское общество. Материалы международной конференции студентов, аспирантов, преподавателей, теоретиков и практиков
- Омск, 2011
Козлов В.Ф.
Москва старообрядческая: История, Культура, Святыни
- М., 2011
Рябинин Ю.
Мистика Московских кладбищ
- М , 2011
Первые кладбища Одессы
- Одесса, 2012
Археология русской смерти. Спонтанная мемориализация
показать ещё
Где похоронен Высоцкий. Памятник Высоцкому в разных странах Что означает памятник Высоцкому на Ваганьковском кладбище
Плащаницу сдернули — как я связан —
Вот и умри! —
Так я тебе нужен
После смерти?!
В. Высоцкий, 1973
«Мне не поставят памятник в парке где-нибудь у Петровских ворот», — не без сарказма заметил Владимир Высоцкий в одной из своих ранних песен. К счастью, пророчество Владимира Семеновича оказалось неверным. Это было у Петровских ворот 25 июля 19 года.95, в день пятнадцатилетия со дня смерти поэта и актера, что скульптор Геннадий Распопов открыл памятник Высоцкому. С тех пор прошло два десятилетия. За прошедшие годы бронзовые статуи, бюсты и мемориальные доски увековечили память о Владимире Высоцком на всей территории нашей необъятной страны и даже за ее пределами. Среди них немало, несомненно, талантливых проектов. Хватит, к сожалению, бездарных и даже неудачных скульптур. Но только один из этих памятников и по сей день вызывает у поклонников Владимира Высоцкого поистине неоднозначные и противоречивые чувства.
Мало кто знает, что на могиле поэта могла быть установлена совсем другая скульптура. Его история началась в 1982 году, когда Театр на Таганке выступил организатором конкурса на лучший проект надгробного памятника Владимиру Высоцкому. В то время говорить об открытости такого конкурса было просто невозможно, и актерам легендарной Таганки приходилось лично обзванивать знакомых художников и скульпторов. Стоит отметить, что их труды не прошли даром, и на призыв откликнулись не только начинающие скульпторы, но и именитые скульпторы Леонид Бренер, Вячеслав Клыков, архитектор Анатолий Игнащенко. Со своим проектом также участвовал артист Театра драмы и комедии на Таганке Давид Боровский. Получилась выставка памятников, выполненных в самых разных решениях и формах: от абстрактных композиций и аллегорий до простых фигур и бюстов.
На протяжении всего конкурса было огромное количество жарких споров и дискуссий, так как обстоятельства сложились так, что на первый план выдвинулось сразу несколько фаворитов. Среди лидеров показа были работы молодого скульптора Александра Рукавишникова, выбравшего лейтмотивом памятника-исповеди Высоцкого «Привередливые кони», и статуи «Бард» работы известного скульптора Леонида Берлина. Но если памятник Рукавишникову сейчас, в наше время, хорошо известен всем почитателям таланта Владимира Семёновича, то на описании скульптуры, выполненной Леонидом Львовичем Берлином, хотелось бы остановиться подробнее. Автор памятника, видимо, совершенно буквально воспринял определение Высоцкого как человека с обнаженной душой и изобразил его в натуральную величину, с гитарой в руках и… совершенно голым. Даже без фигового листка в причинном месте! Неудивительно, что с тех пор в народной памяти прочно обосновалось «альтернативное» название голого «Барда» — «Срочник перед медкомиссией». Надо ли говорить, что подобные авангардные работы в СССР никогда не приветствовались, поэтому ни Марине Влади, ни даже родителям погибшего эпатажный памятник не понравился.
Всеволод Абдулов: «Марина выбрала проект Давида Боровского: настоящий небесный метеорит, оправленный в строгий земной камень. Ходили даже к академику Яншину — с просьбой в Академию наук выделить метеорит для памятника Высоцкому. Яншин прочитал его и, не говоря ни слова, написал по запросу «Экстраде» (*1).
Родители Высоцкого изначально были против всяких аллегорий и символов на надгробии. Они хотели видеть своего сына «как живого», видимо, поэтому отдали свои голоса работе Александра Рукавишникова. Кроме того, проект молодого скульптора поддержал близкий друг Владимира Высоцкого, золотопромышленник Вадим Туманов, который все время восхищался представленной скульптурой и ее портретным сходством с покойным поэтом. Марина Влади и другие сторонники памятника метеориту художника Давида Боровского не согласились с выбором родителей, считая, что эта статуя мало соответствует тому Высоцкому, которого они знали и любили, но склонить чашу весов в свою пользу они не могли. .
В итоге окончательный выбор остановили на работе Александра Рукавишникова. Надгробный памятник Владимиру Высоцкому по его проекту был открыт 12 октября 1985 года на Ваганьковском кладбище. Скандальной работе Леонида Берлина дипломатично отдали почетное 3 место. После конкурсной выставки в Театре на Таганке обнаженного «Барда» вернули обратно в художественную мастерскую Леонида Львовича, но вскоре статую стыдливо спрятали от посторонних глаз в Музее скульптуры под открытым небом «Музион», который находится на заднем дворе Центральный Дом Художника на Крымском Валу. Свою «минуту славы» это тихое место получило гораздо позже – после того, как туда с Лубянки в вечную ссылку был «сослан» памятник Железному Феликсу. Поэтому на юбилеи и памятные даты никто и никогда не приносил цветы голому «Барду», так как для подавляющего большинства поклонников Высоцкого творчество Берлина оставалось неизвестным.
Генеральный директор «Мьюжн» Михаил Пукемо: «В 70-е годы я работал в Театре на Таганке техническим директором, лично знал Владимира Семеновича… Актеры по-разному отнеслись к берлинскому памятнику: кто-то ругал, кто-то, наоборот, хвалил . Лично я считаю, что такой памятник вполне имеет место быть! Скульптор считал, что настоящий художник в своем творчестве обнажается перед людьми. Нагота символизирует уязвимость поэта, его обнаженную душу!
К сожалению, узнать из первых рук, что вдохновило скульптора на создание столь неоднозначного памятника, уже не удастся: Леонид Львович Берлин умер в 2001 году. Но, так или иначе, фигура обнаженного Владимира Высоцкого стала одной из самых Наиболее значительные произведения мастера. В связи с этим было интересно узнать, что некоторое время назад городские власти вспомнили о легендарном памятнике, и обнаженная скульптура поэта сменила место постоянной прописки. Теперь все желающие могут увидеть эпатажного «Барда» Леонида Берлина во дворе усадьбы Зубовых, расположенной в Москве по улице Александра Солженицына (бывшая Большая Коммунистическая) в районе Таганки.
______________________________________
Подержанные книги:
*1. Виктор Бакин «Неизвестный Высоцкий. Жизнь после смерти». – М.: Эксмо; Алгоритм, 2011. — с. 197.
*2. Газета «Скорость-инфо» (Москва), 2007, № 15, июль, с. 3.
На фото:
1. Скульптор Леонид Львович Берлин (1925 — 2001) — автор памятника «Бард», посвященного Владимиру Высоцкому.
2. Памятник Владимиру Высоцкому «Барду» во дворе усадьбы Зубовых, расположенной в Москве по улице Александра Солженицына (бывшая Большая Коммунистическая) в районе Таганки.
Отзывы
Мне кажется, эпатажному автору этой скульптуры просто хотелось выделиться среди десятков известных и талантливых коллег. Но как это сделать? Понятно: создать памятник, который бы шокировал всех. Для нормальных людей такие творения никогда не будут восприниматься положительно. Скульптура вовсе не олицетворяет жизнь Высоцкого. Это как издевательство над его памятью. И действительно, Владимир Семенович перевернулся бы в гробу, узнав, что в это время у этой скульптуры собираются все геи города. Это настоящий плевок в знаменитого барда, который даже рядом не стоял с этой массой извращенцев.
Вы автор данной публикации, большое спасибо за актуальную, поднятую тему сегодняшней жизни.
В разделе по вопросу памятник Высоцкому на Ваганьковском. кто автор, при задании автором приспособленец лучший ответ Высоцкий стоит у дороги. Абсолютно голый и босой. Из «одежки» на нем только гитара. Размер статуи почти «натуральный», а вид опущенный — белесые прожилки на лице напоминают «слезы из-под век». И вообще это даже не Высоцкий, а просто «Бард». Скульптор Леонид Берлин изваял эту статую в 1982, когда Театр на Таганке проводил конкурс на надгробие для его Гамлета. Памятник получил третью премию, но мать Высоцкого не хотела, чтобы ее сын стоял на собственной могиле в таком виде. А статую спрятали в Музее скульптуры под открытым небом во дворе ЦДХ на Крымском валу (это место известно тем, что сюда с Лубянки сослали памятник Дзержинскому). Говорят, что нагота Высоцкого на этом памятнике должна символизировать наготу настоящего художника перед людьми. Но сколько ни повторяй про себя эту метафору, лично мне «Бард» больше напоминает новобранца перед медкомиссией. Летом, когда со стороны Водосборного канала Москвы-реки пахнет сыростью, Высоцкий на фоне кустов становится похожим на одинокого нудиста. Цветы голому «Барду» в юбилейные дни не приносят: об этой статуе не знают даже многие заядлые поклонники Владимира Семеновича. Володя — народный поэт
На могиле стоял памятник Александру Рукавишникову — наверное, самый скандальный образ Высоцкого. В свое время родные и близкие поэта разделились на два лагеря. Марина Влади и коллеги Высоцкого по Таганке настаивали на «абстрактном» памятнике. Никаких изображений, положите на могилу камень или осколок метеорита, он «передаст образ Володи».
Ответ от Дмитрий Серенко [гуру]
Автор не знаю, но читал сначала, запрещали ставить… типа нельзя быть таким большим. .
…олимпиада была еще не до Высоцкого, сволочи были…друзья помогли пробить
Ответ от Упростить [гуру]
Александр Рукавишников — автор памятников Высоцкому (на Ваганьковском кладбище) , Никулин.
Ответ от Невролог [гуру]
Рукавишников Александр Юлианович
Рукавишников Александр
(02.10.1950 [Москва])
Россия (russia)
Рукавишников А.И. — Народный артист России (1995), Заслуженный художник РСФСР (1984) и Киргизской ССР (1984), с 1988 — член-корреспондент, с 1997 — действительный член
Российской Академии Художеств. Член Союза художников с 1974 г.; в 1986-88 гг. — секретарь Правления Союза художников СССР.
А. И. Рукавишников получил широкую известность благодаря работе над памятником Владимиру Высоцкому, который был установлен в 1984 году на могиле поэта на Ваганьковском кладбище. Скульптор изобразил поэта в спешке, как бы разрывая оковы политической цензуры. Рукавишников нашел удивительно точное решение: лейтмотив памятника — гражданская исповедь Высоцкого, знаменитая песня «Кони». За спиной у поэта головы коней — вечная метафора необратимости бегущего времени
Как найти ту или иную могилу на Ваганьковском кладбище.
Поскольку информация о расположении примечательных могил на Ваганьковском кладбище очень разрознена, я собрал самые интересные на мой взгляд моменты в этом кратком путеводителе. Расположение некоторых из них может быть не совсем точным, сообщите, если найдете ошибку.
1 Сергей Есенин / Приметный памятник. За могилой находится могила Бениславской Галины — влюбленной в поэта /
2 Протоиерей Валентин Амфитеатров /небольшая могила за воинским мемориалом/
3 Высоцкий Семен Владимирович и Лихолатова Евгения Степановна (отец и мачеха В. Высоцкого)
4 Булат Окуджава
5 Соломин Виталий
6 Лев Яшин, Игорь Тальков
6 Лев Яшин, Игорь Тальков
7 А. Ф. слева могила, справа у дороги, черный каменный крест, рядом с ним в ограде, справа белый памятник/
8 Михаил Танич, Римма Казакова, Михаил Пуговкин
9 Георгий Вицин, Григорий Чухрай, Владимир Ворошилов, Станислав Ростоцкий, Юлиан Рукавишников
10 Петр Фоменко
11 Андрей Миронов
12 Соня «Золотая Ручка» /есть дорожка, издалека виден сам памятник — позолоченная скульптура с пальмой/
13 артист балета Марис Лиепа
1Леонид Филатов
15 Спартак Мишулин
16 Олег Даль
17 Александр Абдулов, Маша Шилова
18 Клоун Леонид Енгибаров / Могила в самом начале Церковной аллеи, справа от дороги. Если стоять лицом ко входу в храм, то Церковная аллея начинается слева./
19 Листьев Владислав
20 Высоцкий Владимир
22 Аксенов Василий / 25 студенты Могила за колумбарием, если пройти за ней слева, напротив стены открытого колумбария /
23 Розов Виктор / Могила находится у самой дороги, чуть левее могилы Игоря Талькова /
24 Вениамин Каверин /Могила на Саврасовской аллее, у дороги слева (это начало 18-й школы)/
25 Алексей Саврасов /Могила у дороги на 18 участке/
26 Федор Шехтель / Слева от дорожки огромный памятник, напоминающий пирамиду, на нем крест, заключенный в круг и надпись — «Семья Шехтелей». Кстати, О.Ф. Шехтель приходился дедушкой известному эстрадному артисту Вадиму Тонкову (дуэт Маврикиевны и Никитичны). Его могила тут же, с левой стороны./
27 Владимир Даль /16 студентов Тимирязевская аллея. Могила с левой стороны
29 Григорий Горин (24 студента)
30 Василий Суриков / переулок называется Суриковской. Идите прямо по нему. Могила у дороги, слева /
31 Василий Тропинин / 11 студентов, разделенных на две четверти. Вам нужно пройти от центрального переулка до конца первого квартала и повернуть налево, идти прямо. Могила В.А. Тропинина слева, у дороги, очень заметно./
32 Георгий Юматов / Могила у самой дороги, метров 50 до массивного белого здания колумбария /
33 Николай Старостин, Эдуард Стрельцов, Георгий Гаранян
34 Евгений Дворжецкий /в ряду могил, где похоронены Владимир Мигуля, Булат Окуджава, Григорий Горин/
35 революционеры Николай Бауман, Анатолий Железняков (матрос Железняк) / 59 студенты /
36 Геннадий Шпаликов / студент 34, следующие от колумбария, считать от начала участка 34 4 ряда могил, во втором ряду от дороги /
37 Михаил Кононов / прах захоронен буквально в двух шагах от могилы Владимира Высоцкого, справа от нее большие постаменты с нишами. вам нужно 3 пьедестала, образующих ряд, перпендикулярный церкви. Тумба, где М.И. Кононов крайний слева. Ниша в середине пьедестала /
38 Георгий Бурков /могила у дороги/
39 Эраст Гарин
40 Адвокат Фёдор Плевако / 5 уч., могила в переулке между 5 и 6 уч. 2-й ряд от дороги, очень заметный памятник./
41 меценат Алексей Бахрушин /высокая черная стела/
42 Надежда Брежнева-Мамут, Андрей Ростоцкий, Валентин Плучек, Евгений Колобов, Юрий Саульский
43 Владелец сети булочных Иван Филиппов (21 ак.)
44 Агапкин Василий Иванович /есть указатель, от Аллеи Писателей вглубь 34 участка идет асфальтированная дорожка, ведущая к самой могиле/
45 М. Л. Таривердиев / На армянской части кладбища. Вам нужно подойти ко входу в Армянскую церковь. Справа от входа, у самых окон здания /
46 Братская могила погибших 18 мая 1896 г. (Ходынка)
Был из детства нашего двора,
с улиц нашей юности,
из песни «Если друг оказался вдруг
и не другом и не врагом, а так. ..»,
из песен войны:
— Друг, оставь закурить,
а в ответ тишина…
он вчера не вернулся из боя,
с Белорусского вокзала,
Из дружбы, открытости и любви,
Из того, что мы оставили.
Мы охотно смотрели фильмы, в которых Владимир Высоцкий играл, любил и пел песни в его исполнении и написанные им. Наш ровесник Миша, например, играл на гитаре и пел песни Высоцкого, а мы подпевали «Песню о друге», любили его фольклорные и сказочные мотивы, песни о войне. «Утренняя зарядка» шла по радио.
Нам понравился тембр голоса Высоцкого, многое понравилось: «Я заложу все поля для влюбленных…»
Высоцкий был другим, одно в нем было неизменным: художник, поэт, человек широкого душа. Голос с хрипотцой, мужской, правдивый, он щедро делился, заряженный своей энергией.
Спустя годы, путешествуя по Волге летом 1988 года (столетие крещения Руси), мы с мужем, проезжая через Москву, решили съездить в Ваганьково, на могилу Высоцкого. Мы спрашивали дорогу, и в пути нам помогали бумажные стрелочки с надписями: «На могилу Высоцкого». Его могилу долго искать не пришлось: его похоронили прямо у входа, опасаясь за толпы поклонников, которые непременно придут к могиле любимого поэта. Мужчина, поклонник поэта, который был на могиле Высоцкого, рассказал нам, что Марине Влади не понравился памятник поэту со связанными руками, что она принесла на похороны джинсы, в них его и похоронили, и что двухсторонний японский магнитофон с его записями был положен в могилу с прахом песен Высоцкого. И два часа звучал из-под земли хриплый баритон Высоцкого.
Здесь, на Ваганьково, могилы Сергея Есенина, Олега Даля, Андрея Миронова.
Отзывы
Вольф Шлиомович Высоцкий (дедушка поэта) был уроженцем Бреста, из семьи мастера-стеклодува Шлиома Гершевича Высоцкого. В их семье было четверо детей — дочь Мария (1890—1942) и сыновья Исаак (1908—1978), Лион (1886—1974) и Вольф.
Волк отличался глубоким умом, неугомонным характером и страстью к обучению. У него было три высших образования — юридическое, экономическое и химическое. В 22 года Вольф Высоцкий, ученик коммерческого училища в Люблине, в 1919 году переехал из Бреста в Киев.11, чтобы учиться в местном коммерческом институте. Но через два семестра он решил пойти в армию добровольцем. После службы в 165-м Луцком стрелковом полку (казармы находились на улице Дегтяревской) вернулся в институт. Потом был юридический факультет Киевского университета, Киевский институт народного хозяйства, торгово-технический факультет для производственно-промышленного отделения. Женился на уроженке Житомира Деборе Евсеевне Бронштейн в 1915 г.
Вольф Шлиомович к 1917 — владелец адвокатской конторы (в 20-е годы взял имя на русский манер — Владимир Семенович). Они жили в Киеве.
http://izbrannoe.com/news/lyudi/ded-vladimira-vysotskogo/
Ежедневная аудитория портала Потихи.ру составляет около 200 тысяч посетителей, которые суммарно просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика трафика , который находится справа от этого текста. Каждый столбец содержит два числа: количество просмотров и количество посетителей.
Любимый миллионами актер, поэт, бард, имевший всесоюзную популярность. Владимир Высоцкий умер в 1980 лет в возрасте 42 лет в Москве и похоронен на Ваганьковском кладбище.
Могила Высоцкого находится недалеко от входа на кладбище, и увидеть ее несложно, если зайти и сразу посмотреть направо. Могила Высоцкого до сих пор является местом, куда приходят поклонники таланта выдающегося художника.
12 октября 1985 года на могиле художника был открыт памятник из позолоченной бронзы работы скульптора Александра Рукавишникова. Высоцкий изображен в полный рост, он как бы спасается от факела пламени, закутанный в смирительную рубашку. За ним гитара, верный спутник и неизменный атрибут. Статуя установлена в центре квадратной тумбы, образованной тумбой, на лицевой стороне золотыми буквами вписаны имя и годы жизни Высоцкого. Место захоронения выложено тротуарной плиткой, обнесено оградой в виде гранитных столбов, соединенных цепью.
Памятник работы Александра Рукавишникова, пожалуй, самый скандальный образ Высоцкого. В свое время родные и близкие поэта разделились на два лагеря. Марина Влади и коллеги Высоцкого по Таганке настаивали на «абстрактном» памятнике. Никаких изображений, положите на могилу камень или осколок метеорита, он «передаст образ Володи».
— Пока мы живы, Володя будет тем, кем был! — отрезала мачеха Высоцкого Евгения Лихалатова. Родителям поэта понравилась реалистичная скульптура Рукавишникова: Володя на ней как живой, видна даже родинка на левой щеке! 12 октября 1985, скульптура установлена на Ваганьковском кладбище. Марина Влади не успела на церемонию, а увидев памятник, расплакалась. «Дерзкая позолоченная статуя, символ социалистического реализма», — это ее слова. А вот художник и друг Высоцкого Михаил Шемякин, уж точно не сторонник того самого реализма, кладбищенский памятник в целом одобряет: «Нельзя забывать, что Володя — народный поэт».
‘Теперь у нас есть новая страна’
Большинство из тех, кто почтил память трех героев, убитых танком, были солдатами
Все это очень запутанно даже для мудрого старика 86 русских зим и ветерана двух великих войн и бурной революции.
Юрий Разумовский неловко сидит на тротуаре лицом к Кремлю и смотрит на сине-бело-красный флаг царской России, развевающийся над грозным бледным кремлевским зданием, зажатым между валами, развевающимися над красным советским флагом.
реклама
Много десятилетий назад, в первый прилив революционного порыва, вспоминает Юрий, он сопровождал своего отца-угольщика на рабочие собрания, где участники снимали российский флаг и ритуально вырезали голубой и белый цвета, символизирующие приход новая идеология и новая национальная идентичность. Теперь это все стало историей.
Когда армия увлеклась эйфорией, танки не остановили людей
На прошлой неделе на Ваганьковском кладбище в центре Москвы, где в основном зарезервировано память советских героев войны, тоже вершилась история. Когда тысячи людей прошли мимо тел трех последних героев, раздавленных танком перед зданием российского парламента, большую часть скорбящих явно составляли солдаты.
Многие из них в полной парадной форме и со слезами на глазах отмечают, пожалуй, первый случай, когда безжалостная Красная Армия оплакивала убитых ею людей. Дело в том, что это была уже не Красная Армия.
22-летний Александр Овсёнников явился в командирском танке черного цвета, на груди у него красовался знак отличия полка. Он командовал одним из взводов, посланных для разгрома Бориса Ельцина и его отряда защитников у российского парламента.
«С самого начала я знал, что никто из нас не будет стрелять. Отныне Советская Армия не будет играть никакой роли в политике», — сказал Овсёнников, ясно заявив о своей лояльности. «Горбачев был только обещанием, которое не сбылось. Перестройка устарела. Теперь у нас новая страна».
«Они убили моего дедушку. Мы должны похоронить коммунизм, чтобы он никогда не терроризировал мир.» Мария Смирнова, 15, студентка |
Не все такие собранные. Стоящий рядом с телами 23-летний Володя Виногзадо неоднократно плачет. Сержант парашютного полка, его учили быть крутым. Но он видел слишком много смертей.
Виногзадо — ветеран Афганистана, участвовавший в ожесточенных стычках с моджахедами в Кабуле, Хосте и Джелалабаде. «Все эти убийства, разрушения — все это было ошибкой. Если бы у нас была демократия, я бы не стал убийцей в 18 лет», — говорит он, и трое других солдат кивают.
Каждый ветеран Афганистана. Александра Монгоева находилась в осаде в Герате; Александр Шупаков боролся с суровым летом, чтобы обеспечить движение конвоев через перевал Саланг, спасательный круг Кабула. Все они ненавидят войну. Они все ненавидят коммунизм. И никто из них никогда не собирался стрелять в соотечественников.
Когда будет написана история путча, придется приложить значительные усилия для анализа того, какую роль сыграла «афганская совесть» Советской Армии в формировании судьбы новой России. Тот полухиппи, который бросил коктейль Молотова, чтобы сжечь первый танк на ступенях российского парламента, был ветераном Афганистана.
реклама
«Мы ненавидим Свердлова за то, что он убил царя. Может быть, он был плохим. Но коммунистические цари были еще хуже.» Александр Сышев, 14, студент |
Белый дом».
Многие до сих пор остаются там. Длинные волосы, психоделические платья. Напоминания об ушедшей эпохе на Западе. Если Вьетнам подарил Америке своих хиппи, то Афганистан подарил России своих «афганцев».
Сейчас многие расхаживают в военной форме, подаренной солдатами, или в противогазах и коробках с патронами. Константин Алекеев с повязкой на голове, явно скроенной из солдатской рубахи, демонстрирует знак «V» и противогаз и говорит: «Солдаты сказали нам, что после Афганистана у них нет мужества для политических битв. Они выиграли эту битву. отвернув турели».
Неслучайно сторонником Ельцина, руководившим обороной «Белого дома», так отважно сплотившим под своим командованием горстку добровольцев, был не кто иной, как генерал-майор Вадим Бакатин, бывший командующий советскими войсками в Афганистане .
реклама
Бакатин теперь с иронией вспоминает, как бывший генсек Черненко подчеркивал необходимость для каждого русского юноши нести службу в Афганистане, чтобы впитать в себя настоящий социалистический пыл.
«Я знал, что никто из нас не будет стрелять. Армия больше не будет играть политическую роль. Теперь у нас новая страна.» Александр Овсёнников, в/ч 22 года, командир танка |
Черненко возмутила бы сегодняшняя Москва, охваченная совсем другим пылом.
Эпицентром всего этого является площадь Джержинского в центре Москвы, где в течение многих лет стоит 20-тонная статуя основателя ЧК, предшественника КГБ, символизирующая силу и безжалостность сталинизма.
В последние две недели, пока сотрудники КГБ смотрели в окна своей штаб-квартиры, выходящие на площадь, статую сняли с помощью гигантских подъемных кранов, избили ногами, осквернили, а затем увезли. Теперь пьедестал, становившийся с каждым днем все меньше и меньше, поскольку сотни людей отбрасывали осколки на память, стал пристанищем либералов.
Некоторые поют, играют на гитаре, ведут импровизированные беседы, а юные влюбленные приходят сюда, чтобы обняться и поцеловаться. «Если в Нью-Йорке есть Гринвич-Виллидж, а в Париже — холм Монмартр, то в Москве теперь есть площадь Джержинского», — говорит молодой американский дипломат с видеокамерой, развлекаясь.
Ведь может ли быть лучшая трибуна для идеологического иконоборчества, чем площадь Джержинского, которая представляла собой самый страшный сталинский террор и чистки. 15-летняя Мария Смирнова встает на цыпочки, чтобы протянуть ключ и написать на пьедестале свои взгляды на Джержинского: «Обман. Глупая коза. Убийца. Дурак. Кулак».
ads
«Возьми эти камни. Бросай их в своих индийских коммунистов и выгоняй их вон. Ты знаешь, коммунисты процветают там, где люди живут плохо. » Давид Лянов, 34 года, голубая кровь, русский |
У нее есть причины злиться. «Они убили моего дедушку. Они убили кого-то из каждой семьи. Мы должны похоронить коммунизм так глубоко, что теперь он никогда не будет терроризировать мир».
Давид Льянов, 34 года, поднимает глаза, прерывает погоню за резкой сувениров зубилом и молотком и кричит: «Возьмите эти камни. Кидайте их в ваших индийских коммунистов и выгоняйте их. Или ты будешь таким же, как мы. Разве ты не знаешь, что коммунисты процветают там, где люди живут плохо?» Лянов — не бунтующий литовец или украинец. Он чистокровный русский из Северной Осетии9.0007
Так же, как и Александр Сышев, которому всего 14 лет, он судится у разрушенного пьедестала, на котором стоял памятник другу Ленина Якову Свердлову. Везде написано ругань на русском языке и совершенно очевидно, что в пользу западных СМИ есть еще и «отъебись».
«Мы ненавидим Свердлова за то, что он убил царя Николая II. Царь, возможно, был плохим. Но цари коммунистической партии были еще хуже», — говорит он, и многие в толпе аплодируют. Всего в паре сотен метров находится памятник Марксу, в самом сердце Москвы. Впечатляющий монолит обезображен краской и граффити, которые на русском языке гласят: «Пожалуйста, прости меня».
Граффити на памятнике Марксу:
До сих пор остается чудом, как гигантский памятник Ленину на Октябрьской площади пережил почти катарсический антикоммунистический натиск через неделю после неудавшегося переворота. Каждый день на площади слонялись десятки фотокорреспондентов, надеясь, что статую уберут.
Но хоть какие-то люди приходили и бросали в него вещи, журавли так и не появились, вероятно, после призыва правительства России не разрушать памятники. Но необычное событие произошло в прошлый вторник, когда солнце уже садилось, а операторы устраивались для своего ночного дежурства.
Женщина средних лет припарковала машину, загрузив кузов цветами, взяла букет и пошла к памятнику.
Ваш комментарий будет первым