Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Известные караимы: Крымские караимы — самый богатый народ в Российской империи

вариации вокруг Википедии — Лехаим

Кажется, Википедия способна не только отвечать на вопросы, но порой и задает свои. Так, в статье «Караимизм» (вероучение караимов , в одном из заключительных разделов (Критическая литература) значится следующее издание:

Коджак К. Краткий обзор караимской религии и ее распространения среди различных народов. — Париж, 1948.

В электронном каталоге Национальной библиотеки Франции (BNF) упоминается только один Коджак — Андрей (Andrej), литературовед, занимавшийся Пушкиным, 1926 г.р. Та же ситуация в объединенном каталоге университетских библиотек Франции (catalogue sudoc). Это значит, что с высокой вероятностью книги или брошюры с указанным названием на обложке во Франции не выходило.

А существовали ли вообще этот текст и его автор? Фамилия Коджак — достаточно известная у караимов Крыма, заслуженный караимский род. Та же Википедия, в ответ на соответствующий запрос, указывает на четырех человек, родившихся на рубеже XIX–XX веков: проживший большую часть жизни в Москве художник‑график Азарий Юфудович Коджак, а также два брата‑близнеца: Илья и Михаил Бабакаевичи, родившиеся в 1897 году.

Про них мы тоже кое‑что знаем. Вот что пишет про Илью Коджака писатель Леонид Юзефович в своем мемуарном рассказе «Полковник Казагранди и его внук»:

 

Коджак происходил из старинной караимской фамилии, окончил Лазаревский институт восточных языков в Москве, в Гражданскую служил в читинском авиаотряде атамана Семенова, но, похоже, сам не летал. Позднее жил в Харбине, издал там несколько книг. Об их содержании я мог судить лишь по заглавиям и аннотациям. Скажем, главный труд его жизни назывался «Социософия» и, как следовало из явно нелишнего при таком названии уточняющего подзаголовка, представлял собой изложение «новой науки о государстве как социальном организме и его душе — прогрессе». Понятно было, что брошюра «Еврейский вопрос» посвящена еврейскому вопросу, книга «Пятая симфония Чайковского» — Пятой симфонии Чайковского, но какие проблемы трактовались в книжечке «Око в окне», оставалось лишь гадать

.

 

В 1959 году этот человек женился, а затем эмигрировал из Китая в Австралию, где, как пишет Юзефович, жил его старший брат Иосиф. (Согласно некрологу в «Новом русском слове», этот человек скончался в 1971 году.) Сам же Илья умер в 1967 году, тут Википедия права. Про Михаила Коджака Вики пишет, что он был архитектором, почетным консулом в Харбине до 1951 года(?). По другим источникам, он добровольцем пошел в армию (1916). Окончил военное училище в Иркутске. Воевал на Румынском фронте. Так же как и брат, служил в войсках атамана Семенова в Чите. Позже, в эмиграции в Париже, получил архитектурное образование. Из Франции уехал в Харбин, оттуда в Бразилию, где ушел из жизни в городе Сан‑Паоло в 1986 году.

А вот четвертый Коджак — Еремей Давидович (1894– 1966) — фигура еще более известная и с Парижем связанная даже существеннее, нежели Михаил Бабакаевич. Сразу отметим, что умер он не в 1966 году, тут Вики нас подводит.

Еремей Коджак. 1920‑е (?)

Еремей (Еремия, Иеремия) родился в Севастополе 18 мая 1894 года, а скончался 22 февраля 1960 года во французском городке Вилламблэн, департамент Луара. Офицер‑кавалерист: был есаулом Крымского конного полка ее величества государыни императрицы Александры Федоровны. Эта воинская часть, в реальности созданная в 1907 году, получила в момент создания «историю»: старшинство от 1 марта 1784 года, когда по указу Екатерины Второй начали формировать кавалерийские дивизионы (позднее — эскадроны) из крымских татар и других крымских аборигенов. В Первую мировую полк сражался на Юго‑Западном («Австрийском») фронте, где Коджак был ранен. В Гражданскую сперва стал ядром вооруженных сил крымского правительства, боровшегося против советской власти, затем — заново сформирован в составе Добровольческой армии. Участвовал в знаменитом Бредовском походе января‑февраля 1920 года, когда силы Добровольческой армии эвакуировались из‑под Одессы на территорию Польши, имея целью перебраться в Крым к Врангелю. В ходе разгрома войск Врангеля полк потерял почти весь свой состав: 2 ноября 1920 года транспорт «Крым», покинув Ялту и направляясь в Галлиполи, имел на борту лишь несколько десятков военнослужащих Крымского конного — в самом же Крыму остались и вовсе единицы.

Дальше был Париж и типичная для русского офицера работа парижским таксистом. Википедия пишет, что Коджак был членом Российского общевоинского союза. Однако важнее то, что он стал активным членом или даже одним из основателей образованного в 1923 году Караимского общества в Париже, размещавшегося первоначально по адресу ул. Адмирала Гамлена, 16 (недалеко от нынешнего Центра российской науки и техники). Руководил обществом Соломон Самойлович Крым (1867–1936), ученый, филантроп, премьер‑министр Крымского краевого правительства в 1919 году. Эта организация просуществовала как минимум до февраля 1958 года.

Соломон Крым

И вот в качестве члена Караимского общества Еремей Коджак совершает, наверное, важнейший поступок в своей жизни.

В сентябре 1938 года по инициативе и поддержке Коджака бывший городской глава Евпатории Симон Дуван поехал в Берлин и добился того, что решением МВД Германии (письмо Дувану за подписью шефа Расового бюро МВД, № I 1110/А/17.6‑3.9.10 от 5 января 1939 года) немецкие власти объявили, что НЕ считают караимов евреями. Впрочем, вне зависимости от этого, группой из 18 офицеров‑караимов армии Врангеля, проживавших в Германии, был сделан еще один подобный запрос. Понятно, что вся эта активность имела следствием совсем иную судьбу караимов на контролируемых немцами территориях. Иную, чем у раввинистических евреев.

Надо сказать, что в 1941 году уже сама германская администрация, испытывавшая, как видно, некоторые сомнении в правильности прежнего своего решения, обратилась к трем известным еврейским ученым — З. Кальмановичу, М. Балабану и И. Шиперу — с вопросом: являются ли караимы евреями? Спасая последних, все трое, вопреки собственным убеждениям, высказали мнение о якобы нееврейском происхождении крымских караимов. Себя же они спасти не сумели и погибли в концентрационных лагерях в 1942–1944 годах.

Здесь надо отметить, что проживавшие во Франции крымские караимы как в воду глядели: правительство Виши, желая быть «святее Папы Римского», долго настаивало на регистрации их в качестве евреев, и лишь в январе 1943 года Генеральный комиссариат по еврейским делам правительства Виши под давлением немцев вынужден был признать их неевреями.

Так вот.

Именно Еремей Давидович Коджак, а вовсе не загадочный К., был настоящим автором текста, на который ссылается та статья Википедии. Почему я так считаю? Потому что на моем столе сейчас лежит эта рукопись: восемь страничек машинописной копии со старой русской орфографией, с немногими рукописными пометками, также со старой орфографией. Подписанная: «Е. Коджакъ Аньеръ, 9 декабря 1947 г.». Что за Аньер, кстати сказать, не вполне понятно: во Франции девять коммун с таким названием (если верить той же Википедии).

Обнаружил эту рукопись живущий в Париже историк Дмитрий Гузевич в достаточно неожиданном для подобного текста месте, называющемся «Парижский архив Топчибаши». Это бумаги из личного архива Алимардан‑бека Топчибашева и его сына. Юрист А. Топчибашев был депутатом 1‑й Думы в 1906 году, Учредительного собрания в 1917‑м, затем, с возникновением Азербайджанской Демократической Республики, стал ее дипломатическим представителем в Турции, а позднее (заочно) — председателем парламента. Командированный для участия в Парижской мирной конференции и в других форумах по послевоенному международному обустройству, он вдруг остался «послом без государства»: большевики захватили и ликвидировали АДР.

После этого жил в Париже, представляя что‑то вроде азербайджанского правительства в изгнании. Умер в 1934 году. Важно, что Топчибашев, в рамках своих политических симпатий, долгое время был сторонником строительства разного рода конфедеративных, многонациональных государств: Закавказской Республики, Горской Республики и т. д. То есть интересы его не ограничивались азербайджанскими вопросами, а распространялись и на другие национальные движения в границах Российской империи. Видимо, этот подход унаследовал и сын Алимарджана Али‑Акбар, после смерти которого архив был передан ученым. В настоящее время основная часть архива А. М. Топчибаши, включающая в себя также значительный массив документов, относящихся к деятельности азербайджанских эмигрантов вплоть до 50‑х годов минувшего века, хранится в библиотеке Центра изучения русского, кавказского и восточноевропейского мира (CERCEC) Высшей школы общественных исследований Франции (EHESS). Издается четырехтомник, который должен охватывать 1919–1940 годы.
На сегодня имеются первые три тома — по 1930 год.

Ну и в заключение несколько слов о самом тексте «Краткого обзора…». Разумеется, Еремей Коджак — не профессиональный академический ученый и даже едва ли может быть назван ученым‑любителем. Так, он, например, уверен, что во времена основоположника караимизма Анан‑бен‑Давида (VIII век) уже существовала каббала, и вообще достаточно поверхностно знаком с предметом. Его сочинение носит не научный, даже не научно‑популярный, а идеологически‑пропагандистский характер — и в этом отношении составлено вполне искусно: автор не только индоктринирует читателя прямыми высказываниями, но и старается создать обиняками нужное ощущение, не утверждая те или иные вещи прямо. Так, через весь текст проходит неявная мысль о таксономическом равенстве и даже близости караимизма и ислама как двух самостоятельных вероучений, возникших на основе древнееврейских верований и в равной степени противостоящих иудаизму: «Оба теолога (Анан‑бен‑Давид и Абу‑Ханифа, основатель ханифитского мазхаба в исламе.

 — Л. У.) оказались под взаимным влиянием, и особенно влияние Абу‑Канифа сказалось в окончательной форме создания религии, обрядность которой и догматы во многом приближаются к магометанской. Так, Анан‑бен‑Давид признал пророка Магомета, посланного Б‑гом арабам, признал Иисуса Христа пророком и великим праведником. По выходе из тюрьмы ему пришлось на суд калифа, в то время Аль‑Манзор, представить свое учение, и калиф, заслушав его, разрешил ему продолжить свою деятельность и дал ему свое покровительство. Но враждебность к нему и его последователям со стороны евреев‑талмудистов была такова, что после взаимных проклятий он вынужден был покинуть Багдад, где население арабское считало его святым, и есть сведения, что при его проходе целовало полы его одежды».

Последний лист машинописи Е. Коджака «Краткий обзор караимской религии и ее распространения среди различных народов». Аньер. 9 декабря 1947

В главном же Коджак придерживается так называемой «хазарской теории», утверждающей, что крымские караимы — потомки хазар, исповедовавших, в свою очередь, караимизм.

 

Но гораздо больший успех имело учение Анана среди хозар, куда прибыла в Крым в 767 г. под главенством Исаака Сангари группа миссионеров и где им удалось обратить в свою веру сначала хозарского хана Булана, его двор и затем часть народа. К десятому веку эта религия была наиболее распространенная, а затем уступила место магометанской религии, первые арабские проповедники которой прибыли к хозарам еще в 690 г., а в 925 г. эта религия была преобладающей. В начале XI века точно хозары исчезли, как государственная величина и были наводнены пришедшими из Азии с берегов Иртыша тоже тюркским народом — кипчаками. — по тюркской терминологии, половцами — по русской и куманами — по западноевропейской, часть которых тоже, в свою очередь, приняла учение Анана и подвергла своему влиянию хозарский язык, который, по данным тюркологов Бартольди и Радлова, отличался от других тюркских наречий и походил на болгарское и чувашское наречие. Благодаря этому влиянию хозарский язык постепенно исчез и видоизменился настолько, что крымские караимы, потомки хозар и половцев, говорят на кипчакском наречии, имеющем сходство с языком кавказских карачаев, иначе говоря , на тюркском языке домонгольского периода <…> язык караимов по научным исследованиям причислен к тюркскому языку Джагатайского наречия Все цитаты даны с сохранением оригинального синтаксиса и словоупотребления, в современной орфографии. .

 

Или:

 

Академик ориенталист С. Мунк <…> вот что говорит о караимах: «Мы можем утверждать, что остатки хозар существуют еще и теперь между крымскими караимами. Они своим лицом, костюмом и языком показывают свое татарское происхождение в крепости Чуфут‑Кале около Бахчисарая, они еще и теперь разделяются на две общины, из которых одна называется хозарская. Крымские караимы говорят на татарском диалекте который пишут еврейскими буквми. Они имеют на этом диалекте гимны и Библию, которые были напечатаны около сорока лет назад в Евпатории. Возможно, что изучая эти переводы найдут там остатки хозарского языка».

 

Или еще:

 

Что касается третьей группы караимов, караимов чисто славянско‑русского происхождения и состоящей из кубанских казаков караимов и караимов, проживающих в районе Волги, численность их точно не известна, но вероятно доходит до 4–5000. Веру свою они заимствовали от хозар и вероятно происходят от так называемой в России в средние века «ереси жидовствующих», вера которых была тождественна караимской и гонение на которых было при царе Алексее Михайловиче, когда они были высланы на юг и на Кавказ.

 

Сегодняшняя наука, как мы знаем, считает все это мало соответствующим действительности, а последнее — так и просто веселым бредом. Кроме того, не обошел Коджак и упоминания о тюркском доисламском божестве неба — Тенгри (у него — Танры): «Я обращаю особое внимание на слово “Танры”, что в дословном переводе значит “голубое место” (небо) в значении слова “Б‑г”, которое было у крымских караимов, как и у прочих тюркских народов до принятия магометанства». Все это вместе вполне соответствует взглядам Серая Шапшала (1873–1961), караимского этнографа и религиозного лидера, создателя так называемой «теории деиудизации караимов», призванной как можно дальше «оторвать» их от еврейства и, напротив, вписать в культурную общность тюркских народов. При всей своей научно‑аргументационной слабости данный подход действительно спас многим крымским и литовским караимам жизни в годы Второй мировой войны. Но вот едва ли спасет их потомков от ассимиляции. 

Как София Ялпачик учила мелитопольских журналистов знаменитые караимские пирожки готовить

Пожалуй, нет ни одного караимского национального или городского интернационального праздника, чтобы среди фирменных угощений этого малого, но очень древнего и очень талантливого народа не было традиционных караимских пирожков с мясом. Кто-нибудь скажет: «Подумаешь, невидаль, — пирожки! Чего в них необыкновенного?». И будет тысячу раз неправ, потому что один аромат их сводит с ума.

А как они вкусны и сытны! Да и готовить их несложно. Примечательно, что «Традицию приготовления ет аяклак (караимского пирожка с мясом)» Министерство культуры Украины в ноябре внесло в Национальный перечень элементов нематериального культурного наследия Украины наряду с «Традицией гуцульськой писанки» и «Традицией обряда «Водіння Куста» в селе Сварицевичи Дубровицкого района Ровенськой области». И все это благодаря опыту караимов Мелитополя.

Караимские пирожки представлены на всех праздничных мероприятиях

Караимские пирожки представлены на всех праздничных мероприятиях

Караимские пирожки представлены на всех праздничных мероприятиях

 

Теперь и сотрудники газеты «Новый день» и сайта MLTPL.City научились их готовить. А приобщила нас к секретам национальной кухни одна из старейшин караимской общины Мелитополя София Ялпачик. Начала, как полагается, с теории, а затем мы под ее руководством раскатывали тесто и по-особому «прятали» в нем начинку.

Первым делом — фартушек и косыночка

— Готовить пирожки будем по рецепту нашей тети Тани, Татьяны Алексеевны Тихоновой, которая 20 лет была председателем нашего общества, — объясняет София Гелиевна. — Нынешним летом ей исполнилось 90 лет. Она и ее сестра, Лидия Алексеевна Тихонова, – самые  лучшие кулинары! Пирожочки называются «эт аяклак», где «эт» — это «мясо», а «аяклак» — «пирожок». Если же пирожок с яблоком, тогда он будет «алма аяклак», если с орехами – это «джэвиз аяклак», с вишнями — «фышнэ аяклак». Но их также можно делать с сыром и творогом.

Ингредиенты подготовлены

Ингредиенты подготовлены

 

Рецепт рассчитан на выход 20-ти пирожков, примерно так, как готовит семья. Берем 300 граммов говяжьего внутреннего жира: обычно брали бараний жир, он лучше держится, но можно использовать и говяжий. Жир должен быть свежим, — наставительно говорит хозяюшка, — лучше от молодого теленка. Еще нужно для теста 4 тонких граненых стакана муки, одну столовую ложку густой сметаны, один желток, чайную ложку соли, 4 столовых ложки постного масла и щепотку лимонной кислоты. Для начинки берем 700 граммов баранины или говядины (поясняет: «свинину караимы не употребляли»), две небольшие картофелины, две луковицы, соль, перец по вкусу.

Способ приготовления таков: жир следует предварительно очистить от пленочки, а затем перемолоть на мясорубке и размягчить его руками, если он до этого лежал в холодильнике. Просеять муку, высыпать в миску, туда положить этот жир и хорошо-хорошо перемешать, чтобы получилась однородная масса, сделать в центре вороночку. В другой посуде разбить один желток, насыпать соль, лимонную кислоту, положить сметану. Все это хорошо перемешать. Долить 4 ложки постного масла и снова перемешать, влить один стакан воды, перемешать. Теперь эту смесь аккуратно вливать в воронку в муке и замешивать тесто. Можно даже рубить его ножом.

Недавно София Ялпачик учила готовить пирожки гостей из Турции

Недавно София Ялпачик учила готовить пирожки гостей из Турции

Недавно София Ялпачик учила готовить пирожки гостей из Турции

 

По словам Ялпачик, тесто нужно замесить хорошо, но так, чтобы не перемесить, чтобы оно не стало очень тугим. И советует, что делать, если тесто все-таки получилось чуть не той консистенции: если вышло чересчур крутым – добавить немножко воды, ну а если жидковатым – муки.

— Получившееся тесто разделить на 4 части – так легче с ним работать, и на час-полтора отправить в холодильник. Мясо следует нарезать небольшими кубиками или посечь секачом, но не молоть на мясорубке, иначе не будет сочности. Картошку также нарезать небольшими кубиками, не сильно мелкими, а то она потом там разварится и будет каша. Лук нарезать мелко. Все перемешать, добавить соль, перец по вкусу и добавить соленой водички, чтобы фарш был не сухой, — завершает приготовления к работе София Гелиевна. 

И вот уже следует объяснение, как пирожки лепить.

Мы старались следовать инструкциям

Мы старались следовать инструкциям

Мы старались следовать инструкциям

Мы старались следовать инструкциям

 

— Достали тесто, каждую из частей раскатаем в трубочку, разрежем на 5 порций – так и получится 20 пирожков. Каждый кусочек раскатываем в кружок диаметром 10-15 сантиметров с толщиной теста 2-3 миллиметра. Посередине этой лепешки нужно положить фарш, а затем поставить пирожок – чтобы он был не вареником, а «гребешком». Чтобы задняя выгнутая стеночка была уже, чем передняя, надо немного защипнуть ее край. После чего защипнуть края пирожка. Делаем «косичку», по-караимски она называется «бурма»: слегка оттягиваем вместе два защипленных края и заворачиваем вперед с наружной стороны внутрь, по направлению к центру пирога.

А потом с широкой стороны еще надо двумя пальчиками сделать в тесте защипы так, чтобы образовались небольшие дырочки для выхода пара. Туда еще можно чуть-чуть подлить водички, чтобы тесто и картошечка сварились, чтобы он был сочный. И выпекать в духовке при температуре 150-200 градусов минут 40. Лучше смазывать пирожки не яйцом, а соленой водичкой, что мы добавляли в фарш — можно даже не кисточкой, а пальчиками. Духовку выключить и оставить пирожки в ней минут на 5 до готовности. Готовые пирожки накрыть салфеточкой минуты на 2-3 и подавать горячими на стол, — улыбается наша наставница.

Пирожки получились неказистые, но все равно вкусные

Пирожки получились неказистые, но все равно вкусные

 

Конечно же, мы с нетерпением ждали практической части мастер-класса. Вроде бы и кружочки раскатали в соответствии с рецептом, и мясную начинку уложили, а вот защипывание краев для первого раза получилось не очень красивым. Поняли, что придется потренироваться еще и дома.

А пока наши пирожки готовились в духовке кафе «Чир-чир», в национально-культурном центре «Кале» София Гелиевна продолжала знакомить нас с другими блюдами караимской кухни.

Есть такое блюдо из баклажанов, которое называется имам баялды, то есть, имам обалдел

— Мы привыкли, что начиняют перец, а можно также начинять помидор: просто взять отрезать сверху крышечку, можно даже не до конца, выбрать мякоть из томата и начинить его, как перец. И поставить вариться овощи в чугунном казанке. Да еще и залить перемолотой томатной мякотью. Помидор придает необыкновенный вкус!

Рецепты сохраняются с давних времен

О национальных особенностях блюд караимской кухни можно узнать из книг старейшины Ассоциации крымских караимов «Крымкарайлар» Тамары Ормели, — рассказывает София Ялпачик и демонстрирует книгу «Все лучшее для гостя дорогого». – В этом издании собраны рецепты блюд национальной караимской кухни, песни, стихотворения, полезные советы, караимский фольклор, которые сохранила в своей памяти Тамара Ормели, а помогла издать ее дочь Галина Гладилова. Тут все рецепты в стихах. Вот, например, «О кухне крымских караимов»:

С незапамятных времен

У хазарских у племен

Были кушанья простые

В большинстве своем мясные

Все сушили, и солили,

или вялили, варили,

Ели ягоды, коренья

Из растений пили зелье,

Часто птица с рыбой тоже

Была пища им пригожей.

Жили люди, сыты были,

О еде не говорили.

Прошло время не в годах,

Исчислялось уж в веках.

Наступил 20 век –

Стал другим и человек.

В Крыму жили караимы

У которых старцы чтимы,

Жены верные любимы

И всегда во всем терпимы.

А мужья их, детвора, делом заняты с утра,

День и пищу давал Бог

И от голода берег.

Известны были всем карайки

Как отменные хозяйки.

За старанье и уменье

Трудолюбие, терпенье

Кулинарный редкий дар

Их прозвали колайлар (то есть, «многорукие» – поясняет Ялпачик)

Не нужна им похвала,

Сами скажем «баклава» (слоеное тесто с и медом).

Или вот еще такие строчки: «Ароматный кювячик (это пирог с мясом), белая халва сияет, и жирный гердечек, и с пузырями катлама, а с барашкою чир-чир прогремел на целый мир. Съешь один лишь пирожок – и наешься сразу впрок.

Горяченькие!

Горяченькие!

 

Кто не кушал караимских сочных, жирных, просто крымских? Пекут на праздники большие или события другие – пирожки слоеные, с орехами печеные. Начинка в них прекрасная – белая или красная…».

В подарок от коллектива «Нового дня» — новый фирменный календарь на 2019 год

Что и говорить – у слушателей слюнки текли, пока рассказчица зачитывала рецепты даже не праздничных, а будничных для крымских караимов блюд. А тем временем и наши пирожки испеклись. Пусть на вид оказались неказистые, но все равно вкусные! В благодарность за мастер-класс коллектив «Нового дня» вручил Софии Гелиевне Ялпачик красочный фирменный календарь на новый 2019 год.

Читайте також: Кто лучший молодой повар в Мелитополе — узнали с помощью рулетика

Читайте також: Как превратить банку овощной закатки в фирменный презент: мастер-класс от Ларисы Хливнюк

Читайте також: Валерия Чухачёва: «Мое кофейное сердце радуется, что многим начало нравиться зерно с кислинкой»

Фото и видео Ирины Левченко 

Кто такие караимы? — Aish.

com

Популярная средневековая легенда изображает основание караизма до ожесточенного спора о должности эксиларха, политического лидера еврейской общины в Вавилонии. Анан Бен Давид якобы имел право на эту должность, но его обошли стороной из-за его независимости и ненадежности. Из зависти Анан собрал то, что осталось от сектантов периода Второго Храма, таких как саддукеи, и основал новую еврейскую секту: караимов. Обвиненный в государственной измене и заключенный в тюрьму, Анан встретил видного мусульманского ученого, который сильно повлиял на развитие его новой религиозной секты.

Несмотря на то, что историки мало что считают достоверной в этой версии, а влияние ислама на караизм является спорным академическим вопросом, общепризнано, что в 8 веке еврейский ученый по имени Анан покинул вавилонские раввинские академии и составил собственный Талмуд. Как и Вавилонский Талмуд, Талмуд Анана написан на арамейском языке, и небольшие фрагменты существуют и по сей день. Ученики Анана не называли себя «караимами», а были скорее известны как «ананиты» или «последователи Анана», и только в 9 в.-й век, что найдены свидетельства того, что общины называли себя «караимами».

Караимы отвергли Устную Тору, центральный столп иудаизма.

Основное различие между ананитами и караимами по сравнению с раввинистической еврейской общиной заключается в том, что Анан и его последователи отвергли веру в то, что две Торы были даны Богом Моисею на горе Синай и которым учили весь еврейский народ: Письменная Тора, содержащий пять книг Моисея; и «Устная Тора», в которой подробно объяснялись детали письменной Торы. Вера в Устный Закон, подробности которого передавались устно от Моисея к Иисусу Навину нынешнему поколению ученых Торы, является центральным столпом иудаизма. Таким образом, Анан нанес удар по сути еврейской веры и выживания.

Отвергнув авторитет Устной Торы и лидеров раввинов, которые передавали ее учения, Анан создал новую секту, основанную на его убеждении, что религиозная истина возникает только из независимого изучения Письменной Торы. Другими словами, в тех случаях, когда детали еврейской практики передаются исключительно через Устную Тору, Анан настаивал на том, что такие традиции ошибочны. Вместо этого он отстаивал веру в то, что все заповеди Торы должны быть выведены из тщательного изучения одних только ее стихов.

Караим кенеса [синагога], Вильнюс, построена в 1921 году.

Известный лозунг, олицетворяющий революцию Анана, звучит так: «Хорошо исследуй Священное Писание и не полагайся на мое мнение». Более поздние группы караимов в средневековый период, следуя по стопам Анана, превратили этот девиз в принцип веры, согласно которому каждый отдельный еврей в каждом поколении обязан самостоятельно толковать заповеди Торы.

Хаотическое расщепление

Если такая философия звучит так, как будто она ведет к хаосу или «два еврея — три мнения», вы правы. 10 -й век Иракский караим Джейкоб аль-Киркисани записывает длинный список споров внутри караимской общины и жалуется, что количество разногласий среди караимов постоянно растет и вызвано завистью и эгоизмом среди караимских лидеров. Даже в таких важных для еврейской жизни вопросах, как календарь, нет ничего необычного в том, что два караима в одной и той же общине рассчитывают разные дни и даже месяцы для еврейских праздников, потому что каждый из них наблюдает новолуние в разный день или соблюдает созревание ячменя (используется караимами для определения весны или месяца нисан для празднования Песаха) в другой период.

Нет ничего необычного в том, что два караима в одной общине считают разные дни и даже месяцы для еврейских праздников.

Напротив, лидеры раввинской общины – гаонимы – в средневековый период установили фиксированный календарь, чтобы все евреи во всем мире отмечали праздники в один и тот же день. аль-Киркисани описывает ананитов как настолько сильно разделенных по вопросу о календаре, что члены их секты отказывались есть друг с другом, если они не соглашались с расчетом календаря или любой другой деталью закона Анана.

Искажение основных заповедей

Группа караимов из Description ethnographique des Peuples de la Russie (Теодор де Поли, 1862 г. ).

Многие из интерпретаций, которые Анан и последующие поколения караимов нашли в Торе, также нарушали преемственность еврейской практики с древних времен. Например, Анан интерпретировал историю обрезания Израиля на Гелвуе, чтобы сделать вывод, что «кремневые ножи» (Иисус Навин 5:2) подразумевает, что обрезание должно производиться ножницами, а не ножом. Он обосновывал эту точку зрения тем, что «ножи» употребляются во множественном числе, и, таким образом, понимал, что инструмент для обрезания должен состоять из нескольких частей, т. е. ножницы с двумя лезвиями, а не нож с одним лезвием.

Даже более поздние караимы очень критически относились к этой интерпретации, поскольку было очевидно, что за тысячи лет еврейской истории никто не слышал о ножницах для обрезания. Действительно, один караим указывает, что в истории Иисуса Навина слово «ножи» стоит во множественном числе, потому что тысячи евреев одновременно подвергались обрезанию, и поэтому понадобилось много ножей.

Древние подробности относительно цицит и что писать внутри коробок тфилин были отвергнуты караимами, как и идентичность растений, используемых для обозначения четырех видов на Суккот.

Помимо новых интерпретаций библейских стихов, Анан и караимы также отвергли многие детали иудаизма, которые не имеют явного библейского описания, но включены в Устную Тору. Например, древние подробности о том, как завязывать цицит и что писать в коробках тфилин , были отвергнуты караимами, равно как и идентичность растений, используемых для четырех видов на Суккот, и правила построения юридическая сукка и многие другие детали заповедей. Некоторые аспекты постбиблейского иудаизма, такие как праздник Хануки, не соблюдаются караимами по той же причине.

Кроме того, некоторые аспекты закона Торы, которые в Устной Торе понимаются как небуквальные, например, понимание того, что наказание «око за око» означает денежную компенсацию, были переосмыслены некоторыми караимами как буквальные наказания. .

Акцент на грамматике иврита

Караимы в традиционной одежде, Крым, 19 век.

В результате стремления караимов использовать Письменную Тору как единственную основу своих правовых традиций, караимы в Средние века создали множество библейских комментариев и трактатов по грамматике иврита, предназначенных для максимально точного понимания языка Торы. Например, караим из Иерусалима Иафет Бен Эли считается историками первым автором, который завершил комментарии ко всем 24 книгам еврейской Библии во второй половине 10 9 г. до н.э.0005-й век. Комментарий Иафета и другие караимские труды по грамматике иврита изучались некоторыми из самых влиятельных раввинских комментаторов Торы, такими как Ибн Эзра , который иногда анонимно цитирует взгляды Яфета в своих библейских комментариях.

Главным противником Анана и караимов в средневековый период был Саадия Гаон, написавший несколько книг, бросающих вызов караизму с начала и до конца своей долгой научной карьеры. Большинство этих книг, написанных на арабском языке, к сожалению, утеряны. Из сохранившихся фрагментов видно, что Саадия был диаметрально противоположен сути караимской идеологии — тому, что каждый еврей обязан толковать Тору самостоятельно.

Те, кто физически и непосредственным образом были ближе к Божьему откровению всему еврейскому народу на Синае, – мудрецы Мишны и Талмуда, – неизбежно приобретают более высокий авторитет в иудаизме, чем последующие поколения.

Скорее, Саадия указал, что иудаизм, как и любая другая зрелая правовая система, основывается на усилиях предыдущих поколений, а не начинается с нуля в каждом поколении. Те, кто физически и в ближайшем будущем были ближе к Божьему откровению всему еврейскому народу на Синае, — мудрецы Мишны и Талмуда, — неизбежно приобретают более высокий авторитет в иудаизме, чем более поздние поколения.

В начале деятельности Анана и до 10 века Саадия и другие вавилонские еврейские лидеры яростно выступали против Анана и его последователей и запрещали браки и другие общинные смешения между евреями-раввинами и караимами. Однако в последующие века отношение к караимам ослабло, поскольку «угроза» караизма уменьшилась, и стало ясно, что караимам суждено стать небольшой отколовшейся группой меньшинства. Доказательства, обнаруженные в 20 -м веке в Каирской генизе, такие как документы о браке, письма и расписки о пожертвованиях, указывают на то, что евреи-раввины и караимы в средневековом Египте 11 -12 -й века имели более высокую степень социальной сплоченности, чем предполагалось ранее, и различные правовые вопросы, касающиеся статуса караимов в иудаизме, остаются сложными и обсуждаются учеными-раввинами по сей день.

Караимы сегодня

В настоящее время караимы выживают как небольшая группа меньшинств, насчитывающая около 40 000 человек в Израиле, с небольшими общинами в США и Европе. Большинство современных караимов являются потомками египетской караимской общины с небольшими общинами из Восточной Европы, Турции и Ирака.

Караимская община Бнай Исраэль в Дейли-Сити, Калифорния

Лицо караимов резко изменилось со времен средневековья. Караизм разработал свой собственный набор обычаев и верований на протяжении поколений и значительно менее «революционен», поскольку побуждает каждого человека в каждом поколении открывать истину самостоятельно. Как и другие группы меньшинств в Израиле, такие как самаритяне, многие караимы ассимилировались в ткань израильского общества, и будущее караимов в лучшем случае неопределенно.

Средневековые караимы оставили неизгладимый след в средневековом иудаизме и его интеллектуальной культуре. Вместо того, чтобы победить Устную Тору, они только укрепили веру в ее необходимость для иудаизма, как сказано в Притчах: «Древо жизни для тех, кто держится за него, и те, кто соблюдает его, счастливы. Пути его приятны, и все стези его мирны» (3:18).

Евреи-караимы в Египте, Израиле и районе залива Сан-Франциско

Караизм — это вариант постбиблейского иудаизма, который следует буквальному применению принципов, изложенных в Еврейских Писаниях или Ветхом Завете. Термин «караим», происходящий от еврейского корня «кр» (читать), был переведен как «писатель». Оно отражает как этимологию, так и богословие, поскольку еврейское слово, обозначающее писания» — микра — происходит от этого корня. Действительно, караимы называют себя Бене Микра (Дети Священного Писания, на иврите). Они принимают Письменный Закон Торы, но отвергают раввинистические учения — Устный Закон, включая Мишну и Талмуд.

Следовательно, ортодоксальные последователи раввинистического иудаизма считают их отколовшейся сектой, хотя они уважают и изучают выдающиеся достижения караимов в области библеистики и еврейской грамматики. Караимы, со своей стороны, считают себя последователями иудаизма в его самом истинном проявлении.

Историки прослеживают происхождение небольшой секты караимов в Месопотамии восьмого и девятого веков (современный Ирак). Караизм, который признает превосходство еврейской Библии над постбиблейскими интерпретациями, привлек сторонников в сфере средневекового ислама, включая Дамаск, Иерусалим и Каир, где они постоянно присутствовали, по крайней мере, с XI века. Позже караимы основали общины в Византийской империи, в Константинополе и его окрестностях, на Крымском полуострове и в царской Российской империи.
Караимы когда-то занимали свой отдельный квартал в Каире, примыкавший к раввинскому еврейскому кварталу, с населением в 5000 человек по состоянию на 1948 год. Ира Новински путешествовал по Египту и Израилю в 1985 году, где фотографировал караимов и места караимского религиозного и исторического значения. . Находясь в Каире, он также сфотографировал древнюю синагогу Бен-Эзра в раввинском еврейском квартале этого города. Он предпринял эту экспедицию по инициативе Музея Иуды Л. Магнеса, который уже давно проявляет большой интерес к сбору и демонстрации материалов, касающихся «экзотических» еврейских общин. Многие из его караимских фотографий были включены в коллекцию 19 музеев Магнеса.88 выставка Караимы: люди Священного Писания.

Ко времени визита Новински ряды египетских караимов сократились, а их синагога и кладбище демонстрировали признаки серьезного запустения. Напротив, израильские общины, которые он фотографировал, казались процветающими, а их члены — по крайней мере внешне — хорошо интегрировались в израильское общество. Сегодня общее количество караимов довольно невелико, по оценкам, во всем мире насчитывается до 35 000 человек. Самая большая концентрация в Израиле; большинство из них — либо иммигранты, покинувшие Египет начиная с шестидесятых, небольшая, но сплоченная община из нескольких сотен египетских караимов, поселившаяся в районе залива Сан-Франциско. Некоторым из них в переселении помогла Федерация еврейской общины Сан-Франциско.

В каком смысле сегодняшние караимы считаются евреями? Израильское правительство, со своей стороны, заняло прагматичный подход к этому вопросу. Таким образом, в соответствии с израильским Законом о возвращении караимам разрешено свободно иммигрировать и становиться гражданами — и действительно, тысячи из них сделали это. Кроме того, как и большинство других израильских евреев, караимы обязаны служить в армии.
Тем временем религиозный истеблишмент этой страны — сефарды и ашкеназы — занял классическую ортодоксальную позицию: поскольку караимы не признают строгости раввинистического закона (галаха), главные раввины Израиля не признают их частью еврейской общины. Эта позиция имеет серьезные разветвления ввиду обязательной власти, которую израильский раввинат осуществляет в сфере религиозных законов (особенно семейного права), которые применяются к евреям этой страны. В результате караимы обладают раздвоенным правовым статусом в Израиле: они евреи в глазах государства и сектанты в глазах раввината.

Как и в Израиле, члены крошечной караимской общины в Америке хорошо адаптировались к новым условиям. Фотографии караимов, сделанные Новински, представляют собой увлекательное свидетельство процессов, посредством которых члены небольшой и относительно малоизвестной субкультуры, египетские караимы, становятся израильтянами и американцами.

Израиль в 1980-е годы
Визиты Иры Новински в Израиль предоставили ему возможность фотографировать лица и сцены, с которыми он там сталкивался. Оценивая разнообразие еврейского общества в Израиле, он фотографировал отдельных лиц и семьи, происходящие из многих слоев израильского общества — городского и сельского, европейского и ближневосточного, еврейского и арабского.

Новински посетил Израиль во второй половине 1980-х годов, в период обострения трений между евреями и палестинцами. В 1987 году эта напряженность вылилась в демонстрации и жестокие беспорядки в ходе того, что сейчас известно как Первая интифада или восстание. Эта интифада продолжалась до начала 1990-х годов; Вторая интифада разразилась осенью 2000 года и продолжается по сей день. Фотографии, которые Новински сделал в Старом городе Иерусалима, служат косвенным напоминанием о конфликте между двумя народами из-за родины, которую один из них называет Исраэль, а другой — Филастин.

Задние ворота синагоги Бен-Эзра в Фостате, Каир, 1985 год. Дизайн ворот объединяет символы иудаизма и ислама, звезду Давида и полумесяц. Эта синагога обслуживала последователей раввинистического иудаизма. (Раввинский и караимско-еврейский районы Каира соседствовали друг с другом.) Здесь поклонялся средневековый еврейский философ Маймонид, а также здесь находилась Каирская гениза, хранилище, содержащее более 220 000 фрагментов еврейских рукописей, датируемых средневековьем. Синагога Бен Эзра была тщательно отреставрирована в конце 19 века.80-х и 1990-х годов.

Юссеф Эль-Кодси, внутри синагоги Мусса ад-Дари (караимы) в Аль-Аббасия, Каир, 1985 г. В 1948 г. в Каире проживало около 5000 караимов; к 1970 году их ряды сократились примерно до 200 человек.

Эли Массуда, член египетской караимской общины, держит пустой деревянный футляр от Торы в синагоге Мусса ад-Дари (караимы) в Аль-Аббасия, Каир, 1985 год. Массуда, юрист, позже эмигрировал в Израиль.

Нелли Эль-Кодси в офисе синагоги Мусса ад-Дари (караимская) в Аль-Аббасия, Каир, 1985 г. Большая табличка на стене за письменным столом представляет Десять заповедей.

Ролики, используемые для замешивания теста для мацы, возле синагоги Мусса ад-Дари (караимы) в Аль-Аббасия, Каир, 1985 год. Маца — это плоский, хрустящий пресный хлеб, который евреи едят во время Песаха, праздника, который в память о библейском Исходе из Египта.

Мальчики и мужчины на молитве в караимской синагоге в Ашдоде, Израиль, 1985 год. Службу ведет Хахам Хаим Леви (слева, в шляпе). Верующие снимают обувь и либо встают, либо становятся на колени во время молитвы.

Трое подростков отдыхают во время ежегодного выезда израильской караимской общины, Иерусалим, 1985 год.

Дэвид Песса, сын Реми и Джозефа Песса (один из лидеров караимов Залива), середина 1980-е годы. Он держит футляр с миниатюрным свитком Торы, в котором содержатся тексты первых пяти книг еврейской Библии.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    © 2019 Гранд Атлантис - перевозки груза по Дальнему Востоку.