Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Как зарождалась русь: История Руси до 862 года — Мировоззрение

История Руси до 862 года — Мировоззрение

История Руси до 862 года.

    История возникновения Руси до 862 года очень интересна. Главное с чего эта история
начинается.  Или с момента выделения славянских племен из общей массы всех индоевропейцев, а это длительный период, который начинается примерно с 4800 года днэ.
(время возникновения верхневолжской археологической культуры, племена которой вероятнее всего стали ядром (основой) славянских племен. Или взять за отправную точку появления (согласно легенд) первых русских ( или славянских) городов – Словенск и Руса
(на месте которых сейчас находятся города Новгород и Старая Русса), а это было в 2395 году днэ.
   Во первых я начну с того, что существует множество теорий о происхождении славян и руссов (Тюняев, Демин, Жук, Чудинов и другие). По одной теории гиперборейцы (их иногда называют аркто-русами) являются предками всех европеоидных народов мира, и жили они уже 38 тысяч лет днэ. По другой теории древние русы являются предком для всех индоевропейских народов мира и они уже существовали к началу 6-го тысячелетия днэ. Но я возьму более умеренную теорию, по которой славяне (можно их назвать древними русами, т.к. от них уже позднее выделились все другие славянские народы) были уже самостоятельным народом в середине 3-го тыс.

днэ. Они жили на территории будущей Киевской Руси уже в те далекие времена и имели свои города (Словенск и Руса) и своих князей. По легендам эти князья даже имели связи с египетскими фараонами (это по легендам), часто своими дружинами они помогали восточным монарха в борьбе между собой. Но в любом случае они после походов возвращались домой.
         Уже около  двух  тысяч  лет назад греческим и римским ученым было известно, что на востоке Европы, между Карпатскими горами и Балтийским морем, живут многочисленные племена венедов. Это были предки современных славянских народов.  По их имени Балтийское море называлось  тогда Венедским заливом Северного океана.  По мнению археологов, венеды были исконными обитателями Европы, потомками племен, живших здесь еще в каменном и бронзовом веках.
      Древнее название славян — венеды — сохранилось в языке германских народов вплоть до позднего средневековья,  а в финском языке Россия до сих пор называется Венейей.  Название «славяне» (а точнее еще – склавины) стало  распространятся лишь полторы тысячи лет назад — в середине I тысячелетия н.э.  Сначала так назывались только западные славяне.  Их восточные собратья назывались антами.  Затем славянами стали называть все племена, говорящие на славянских языках.
      К 700 году днэ древние славяне населяли обширную территорию Восточной и Центральной Европы, включая восточную Германию, Чехию, Словакию, Польшу, Баларусь, Украину, западные области России (Новгород, Псков, Смоленск). Южнее их жили скифы, вероятно существовали еще племена говорившие на скифо-славянском языке. Еще южнее славян жили фракийцы Балканского полуострова, а западнее славян жили древнегерманские племена и племена кельтов. Севернее славян жили финно-угорские уральские народы. В этом период летто-литовские племена имели много общего с древними славянами (наверняка в языке балтийских племен еще было много общего со славянами).
      Примерно в 300-400 годах нашей эры произошло разделение славян на две группы западную (склавины) и восточную (анты). Как раз в это время началось великое переселение народов, а точнее это можно было назвать вторжение большого разноплеменного объединения племен гуннов в Европу, в результате чего в Европе стали происходить крупные перемещения древних народов. Это особенно сильно затронуло германские племена. Славянские племена в этих перемещениях в основном не участвовали. Они только воспользовались ослаблением силы иллирийских и фракийских племен и стали методично занимать их земли. Склавины стали проникать на территорию, ранее населенную иллирийцами, а южные анты стали проникать на территорию современной Болгарии. Основная часть антов осталась на своей территории, которая в будущем стала Киевской Русью. Примерно к 650 году эти переселения завершились.
Теперь южными соседями антов стали степные кочевники – булгары, венгры, хозары.
    Племенами по прежнему руководили князья, по прежнему у каждого племени антов
был свой племенной центр (город), хотя точных данных об этих городах нет. Всего вероятнее  какие то крупные поселения существовали  в Новгороде, Ладоге, Смоленске,
Полоцке, Киеве. В древних писаниях и легендах упоминается много имен славянских князей – Боревой (похоже это имя осталось как память от название борейской цивилизации), Гостомысл, Кий, Щек, Хорив). Считается, что князья Аскольд, Дир, Рюрик, Синеус, Трувор были варягами, что несомненно было возможно. Особенно в северной части Древней Руси были традиции нанимать для военного руководства иностранцев из числа варягов ( я бы и сейчас на высшие посты с России стал нанимать иностранцев, особенно немцев, ведь Великая Екатерина была немкой и Россия в ее времена была самой великой державой). Но можно и сказать по другому. Славянские князья, стараясь быть похожими на своих западных коллег сами называли себя именами, похожими на варяжские. Есть высказывания, что у Рюрика было имя Юрик, у Олега было имя Олаф.
   В то же время  длительное сосуществование (близко друг от друга) древнерусских и норманнских (скандинавских) племен влекло за собой и общность культуры (некоторые важные главы родов и вожди носили как русские так и скандинавские имена).
   Вот сведения о древних русах (ранах, ругах) из иностранных источников (средневековых):
— Конец VIII века. В Житии Стефана Сурожского упомянут русский князь Бравлин. Имя князя, возможно, происходит от Браваллы, при которой в 786 году произошла большая битва между данами и фризами. Фризы потерпели поражение, и многие из них покинули свою страну, переселяясь на восток.
—  Конец VIII века. Географ Баварский называет русов рядом с хазарами, а также неких росов (ротсов) где-то в междуречье Эльбы и Салы: Атторосы, Вилиросы, Хозиросы, Забросы.
—  VIII—IX века. Папы римские Лев III (795—816), Бенедикт III (855—858) и другие держатели римского стола направляли специальные послания «клирикам рогов». Очевидно, общины ругов (они были арианами) продолжали держаться обособленно от остальных христиан.
—  839 год. Вертинские анналы сообщают о прибытии к Людовику I Благочестивому с послами византийского императора Феофила представителей народа рос, правитель которого носил титул кагана (князя).
—  До 842 года. Житие Георгия Амастридского сообщает о нападении росов на Амастриду (Малая Азия).
—  Между 836—847 годами Ал-Хорезми в географическом сочинении упоминает Русскую гору, с которой берет начало река Др. ус (Днепр?). Известие имеется также в трактате второй половины X века (Худул ал-Алам), где уточняется, что гора находится к северу от «внутренних болгар».
—  844 год. Ал-Якуби сообщает о нападении русов на Севилью в Испании.
—  844 год. Ибн Хордадбех называет русов видом или родом славян (известны две редакции его труда).
—  18 июня 860 года. Нападение росов на Константинополь.
—  861 год. Константин-Кирилл Философ, будущий создатель славянской азбуки обнаружил в Крыму евангелие и псалтырь, написанные русскими письменами, и, встретившись с человеком, говорившим на этом языке, усвоил разговорный язык и расшифровал письменность.
—  IX век. По сообщению персидского историка Фахр ад-дина Мубаракшаха (XIII в.), у хазар было письмо, которое происходило от русского. Хазары заимствовали его от вблизи живущей «ветви румийцев» (византийцев), которых они называют руссами. В алфавите 21 буква, которые пишутся слева направо, без буквы алеф, как в арамейском или сирийско-несторианском письме. Это письмо было у хазарских иудеев. Руссами в данном случае, как полагают, названы аланы.
—  863 год. В документе, подтверждающем прежнее пожалование, упомянута Русарамарха (марка Русаров) на территории современной Австрии.
—  Ок. 867 года. Патриарх Фотий в окружном послании сообщает о крещении росов (район жительства неизвестен).
—  Ок. 867 года. Византийский император Василий в письме к Людовику II, принявшему титул императора, применяет титул кагана, равный королевскому, по отношению к четырем народам: аварам, хазарам, болгарам и норманнам. Известие обычно связывают с упоминанием кагана у русов под 839 годом (см. указание 33), а также в ряде восточных и собственно русских источников.
—  Ок. 874 года. Ставленник Рима, константинопольский патриарх Игнатий направил епископа на Русь.
—  879 год. Первое упоминание Росской епархии Константинопольского патриаршества, находившейся, видимо, в городе Росия в Восточном Крыму. Эта епархия существует до XII века.
—  879 год. Крещение росов императором Василием (сообщение Иоанна Скилицы).
—  До 885 года. Хроника Далимила начала XIV века называет архиепископа Моравии Мефодия русином.
—  До 894 года. Чешская хроника Пулкавы конца XIV века включает в состав Моравии эпохи моравского князя Святополка (871—894) Полонию и Руссию.
—  Историк середины XV века, позднее папа Пий II, Эней Сильвий говорит о подчинении Риму Святополком Полонии, Хунгарии (позднейшей Венгрии, ранее области гунов) и руссанов — русов.
—  В «Хронике всего света» Мартина Вельского (XVI в.) и хронографе западнорусской редакции (XVI в.) сказано, что Святополк «держал русские земли». Святополк «с боярином русским» крестили чешского князя Борживоя.
—  Чешский хронист Хагеций (ум. 1552) напоминает, что Руссия прежде входила в состав Моравского королевства. Ряд восточных авторов пересказывает сюжет о русах, живущих на острове «в три дня пути» (примерно 100 км), правитель которых назывался хаканом.
—  Конец IX — начало X века. Ал-Балхи (ок. 850—930) говорит о трех группах руси: Куйабе, Славии, Арсании. Ближайшая К Булгару на Волге — Куйаба, самая отдаленная — Славия.
—  Ок. 904 года. Раффельштеттенский торговый устав (Австрия) говорит о славянах, приходящих «из Ругии». Исследователи обычно выбирают между Ругиландом на Дунае, Ругией в Прибалтике и Киевской Русью.
—  912—913 годы. Поход русов на Каспий со стороны Черного моря, отмеченный арабским ученым Масуди (сер. X в.) и другими восточными авторами.
—  921—922 годы. Ибн Фадлан описал русов, которых он видел в Булгаре.
—  Ок. 935 года. Устав турнира в Магдебурге называет в числе участников Велемира, князя (принцепса) Русского, а также выступающих под знаменем герцога Тюрингии Оттона Редеботто, герцога Руссии и Венцеслава, князя Ругии. Документ опубликован в числе других магдебургских актов Мельхиором Гольдастом (XVII в.).
—  941 год. Нападение росов или русов на Византию. Греческие авторы Феофан, Продолжатель Георгия Амартола и Симеон Магистр (все середина X в.) поясняют при этом, что росы — это «дромиты» (т. е. переселенцы, мигрирующие, непоседы), происходящие «от рода франков». В славянском переводе Хроники Георгия Амартола последняя фраза переведена как «от рода варяжска». Лангобард Лиудпранд (ок. 958) написал историю, в которой назвал русов «северным народом», которых греки «по внешнему виду называют русами» (т. е. «красными»), а обитатели Северной Италии «по их местоположению норманнами». В Северной Италии «норманнами» называли живущих севернее Дуная, в Южной Италии самих лангобардов отождествляли с северными венетами.
—  До 944 года. В еврейско-хазарской переписке X века упоминается «царь русов Халегву», который сначала напал на хазар, а затем, по их наущению, при Романе Лакапине (920—944) пошел на греков, где потерпел поражение от греческого огня. Стыдясь вернуться в свою страну, Халегву пошел в Персию (в другом варианте — Фракию), где и погиб вместе с войском.
—  943—944 годы. Ряд восточных источников, близких к событиям, говорит о походе русов на Бердаа (Азербайджан).
—  946 год. Этим годом датирован документ, в котором Балтийское море названо «морем ругов». Аналогичное название повторено в документе 1150 года.
—  Между 948—952 годами. Константин Багрянородный упоминает Русь «ближнюю» и «дальнюю», а также дает параллельное обозначение названий днепровских порогов по-русски и по-славянски.
—  954—960 годы. Раны-руги выступают в союзе с Оттоном I, помогая ему в покорении восставших славянских племен. В результате были покорены все племена, жившие у моря «против Руси». Аналогичным образом Адам Бременский и Гельмольд определяют местоположение острова ругов как лежащего «против земли вильцев».
—  959 год. Посольство к Оттону I «королевы ругов Елены» (Ольги), незадолго до этого крещенной византийским императором Романом, с просьбой прислать епископа и священников. Епископом на Русь назначен Либуций — монах майнцского монастыря. Но Либуций умер в 961 году. Вместо него назначен Адальберт, который и совершил в 961—962 годах поездку к ругам. Предприятие, однако, закончилось полной неудачей: руги изгнали миссионеро!В. Сообщение об этих событиях описано так называемым Продолжателем Регинона, за которым исследователи видят самого Адальберта. В других хрониках вместо Ругии называется Руссия.
—  Середина X века. Масуди упоминает Русскую реку и Русское море. В представлении Масуди, Русское море — Понт соединяются с заливом Океана (Балтийским морем), а русы называются островитянами, много вращающимися на кораблях.
—  Вторая половина X века. Составленный в Южной Италии еврейский сборник Иосиппон (Иосиф бен Горион) помещает русов сразу па берегу Каспийского моря, и по «Великому морю» — «Океану» рядом с англами и саксами. Смешению, видимо, способствовало упоминание в прикаспийских областях, помимо русов, также и народа «саксин» в ряде источников.
—  965 год. Ибн Якуб посетил с дипломатическим поручением Германскую (Священную Римскую) империю и встречался с Оттоном I. В донесении о поездке (включенном в сочинение автора XI в. ал-Бекри) он дает описание славянских земель и называет русов, которые граничат на востоке с владениями польского князя Мешко, а также с запада на кораблях совершают нападения на пруссов.
—  967 год. Папа Иоанн XIII специальной буллой, разрешавшей учреждение пражского епископства, запретил привлечение священников из русского и болгарского народа и богослужения на славянском языке. Документ воспроизводится в Хронике Козьмы Пражского (ок. 1125), а также Анналистом Саксоном (ок.1140).
—  968 год. Адальберт утвержден магдебургским архиепископом. В грамоте напоминается, что он прежде ездил к ругам.
—  969 год. Магдебургские анналы называют жителей острова Рюген русцами.
—  968—969 годы. Ибн Хаукаль и другие восточные авторы говорят о разгроме русами Волжской Болгарии и Хазарии, после чего войско русов ушло к Византии и в Андалузию (Испанию). В летописи эти события датированы 6472—6473 годами, которые по константинопольской эре должны обозначать 964—965 годы. Но в текстах X века часто употребляется другая космическая эра, на четыре года отличающаяся от константинопольской, а поэтому и летопись указывает на те же даты, что и восточные источники. Что касается походов в Испанию, речь могла идти о других русах.
     Как видно из всех этих сообщений древних русов западные историки часто путали с норманнами (варягами), потому, что в те времена культура северных русов и варягов была очень похожа (связи между ними были очень тесными), а с летто-литовскими племенани эта связь была еще сильнее, даже границу между русами и пруссами невозможно провести.
     Так что к 862 году Древняя Русь была в основном такой же как и после 862 года, только разница была в том, что в этот период не было сильного единого централизованного государства, а княжества были племенными.
     Само же государство под именем «Киевская Русь» появилось после завоевания (подчинения) Киевского племенного государства другому племенному государству – Новгородскому, и после перенесения столицы из Новгорода Великого в Киев.

История древних городов: Смоленска, Брянска, Углича

Великий Новгород, Псков, Изборск, Смоленск — в России немало древних городов. Вспоминаем их историю и рассказываем о значении, которое они имели в истории страны. О том, какими были эти города столетия назад и какими стали в нынешнем веке, — в материале портала «Культура.РФ».

Старая Ладога, Ленинградская область

Крепость Старая Ладога. Церковь Святого Георгия с шатрами и башнями. Фотография: Михаил Коханчиков / фотобанк «Лори»

Сегодня Старая Ладога — это небольшой поселок в Ленинградской области, однако когда-то именно этот город стал первой столицей Руси. Согласно некоторым летописям, прибывший на Русь варяг Рюрик сел княжить не в Новгороде, а именно в Старой Ладоге, где в то время строилась мощная крепость.

По данным археологических исследований, Старая Ладога существовала задолго до прихода Рюрика и была важным пунктом торгового пути «из варяг в греки»: на территории города обнаружили клад арабских серебряных дирхемов, датируемый 786 годом. Датой же основания города историки считают 753 год, когда других славянских городов вовсе не существовало.

После основания Петром I Новой Ладоги Старая потеряла былое значение и лишилась статуса города. Однако сюда до сих пор приезжают туристы ради древних крепости и храмов, а также живописных видов на Волхов. Городская крепость, построенная по указу местного посадника Павла в 1116 году — древнейший памятник Старой Ладоги, сохранившийся до наших дней. Ранее на ее месте находились еще более древние постройки — укрепления времен Рюрика и Вещего Олега. Последний, по легенде, описанной в первой Новгородской летописи, был похоронен в этих местах: его возможной могилой считается небольшой курган — сопка.

Великий Новгород

Собор Святой Софии в Великом Новгороде. Фотография: Марина Зезелина / фотобанк «Лори»

862 год считается началом русской государственности — именно тогда, согласно Повести временных лет, произошло знаменитое призвание варягов. На Русь прибыли три брата — Рюрик, Синеус и Трувор, каждый их которых получил в княжение один из славянских городов. Старшему Рюрику достался Новгород. Датой основания города считается 859 год, хотя исторически эти места были заселены еще с V века. Правда, археологические исследования не подтверждают такую дату основания города — самые ранние находки ученых на территории города датируются 930-ми годами.

Новгород всегда занимал заметное место в истории России: здесь правили виднейшие русские князья — Олег Вещий, Ярослав Мудрый, Александр Невский. В XII–XV веках город был независимым центром собственной республики. В Новгороде ведущую роль в управлении городом играло вече — собрание горожан. Они выбирали князя и посадника, устанавливали размеры податей и решали вопросы войны и мира. Московское и Тверское княжества, а также Великое княжество Литовское не один раз пытались подчинить независимый Новгород, и наконец в 1478 году стараниями Ивана III он был присоединен к Москве, после чего несколько потерял былое значение.

Новгород сыграл важную роль в развитии российской исторической науки: благодаря многочисленным найденным здесь берестяным грамотам ученые смогли узнать не только многие факты политической и социальной истории, но и лучше понять культуру повседневности Древней Руси. В основном грамотами были челобитные, купчие, письма, заговоры. Особенно интересными с научной точки зрения оказались грамоты с рисунками мальчика Онфима: датируемые XIII веком, они являются одними из самых древних среди дошедших до нас произведениями детского творчества. На них изображены воины, кони и даже сам Онфим. Сегодня берестяные грамоты можно увидеть в экспозиции Новгородского музея-заповедника.

Из древнейших памятников города до наших дней дошли Новгородский детинец (Кремль) 1044 года, и Софийский собор, построенный по указу князя Ярослава Мудрого в 1045–1050 годах. Сегодня это главные городские достопримечательности, входящие в состав Новгородского городского музея-заповедника. Несмотря на музейный статус, Софийский собор — это действующий храм.

Белозерск, Вологодская область

Земляной вал Белозерского кремля. Фотография: Роман Ильин / фотобанк «Лори»

Согласно Повести временных лет, младший брат Рюрика Синеус сел княжить в Белоозере, современном Белозерске. Правда, археологических подтверждений существования города в 862 году у ученых до сих пор нет.

Белозерцы принимали участие во многих важнейших событиях своего времени — походах Вещего Олега на Киев, киевских походах Андрея Боголюбского и других. Некоторое время город был центром собственного княжества, который постоянно пытались заполучить князья более крупных уделов. Наконец, в 1380 году он был присоединен к Москве.

К сожалению, до наших дней не дошли первые постройки Белоозера. Самое раннее сохранившееся сооружение — Белозерский кремль, вернее его земляной вал, — датируется XV веком.

Читайте также:

Белозерские места окутаны древними легендами — по преданию, здесь жил князь всех медведей, который едва не убил во время охоты Владимира Киевского. А еще именно в Белозерске снимал свой известный фильм «Калина красная» Василий Шукшин. Городской краеведческий музей проводит экскурсии по местам съемок.

Изборск, Псковская область

Никольский собор в Изборской крепости. Фотография: Александр Щепин / фотобанк «Лори»

Наконец, самый младший брат Рюрика Трувор в том же 862 году стал княжить в Изборске. Само место, где изначально был основан Изборск — Труворово городище, на котором находится кладбищенский крест, — в память о первом князе называют Труворовой могилой. Название это довольно условно, так как этот христианский крест был установлен в XIV веке, когда точное место захоронения Трувора могло уже забыться.

Впоследствии большого значения в истории Руси Изборск не играл — в период с X по XIII век о нем не было ни одного упоминания в летописях.

Сохранившаяся городская крепость датируется XIV веком — ее построили по указу изборского посадника Шелоги для защиты от ливонцев. В XIV веке ливонцы дважды пытались взять город, но оба раза после многодневной осады уходили ни с чем. Лишь в XVI веке в ходе Ливонской войны крепость не устояла перед натиском войск Стефана Батория — однако по условиям Ям-Запольского мирного договора Изборск был возвращен России.

Другой древний памятник Изборска, находящийся внутри крепостных стен Никольский собор, был построен в XIV веке на месте старой деревянной церкви. Некогда он был кафедральным собором Псковской митрополии, но сегодня это лишь небольшой действующий храм.

Туристам лучше всего приезжать в Изборск в июне или августе: в это время там проходят фестивали раннесредневековой культуры «Исаборг» и «Железный град». Посетители могут понаблюдать за реконструкцией старинных военных сражений и процессом изготовления предметов быта по древним технологиям.

Смоленск

Центральный мост через Днепр, крепостная стена и Свято-Успенский кафедральный собор. Фотография: Игорь Литвяк / фотобанк «Лори»

Смоленск упоминается в Повести временных лет еще в 862 году, когда во время южного похода варягов Аскольда и Дира он стал первым поселением, встретившимся им на пути. Позже о городе писали уже в связи с Царьградским походом князя Олега: хорошо укрепленный город Смоленск был присоединен к формирующемуся Древнерусскому государству.

Находящийся на границе Руси, Смоленск всегда страдал от иноземных захватчиков: в XV веке — от Великого княжества Литовского, в XVII веке — от Речи Посполитой, а в XIX веке город захватили наполеоновские войска.

До наших дней сохранились древние храмы эпохи независимого Смоленского княжества — церковь Петра и Павла на Городянке 1146 года и храм Иоанна Богослова XII века. Смоленская крепость, сдерживавшая неприятелей на подступах к Руси, была построена в XVII веке архитектором Федором Конем. В то время это была самая протяженная крепостная стена страны — ее длина составляла 6,5 километра. Отличался Кремль и массивностью стен толщиной в пять метров и высотой в 19 метров. К сожалению, большая часть крепости была уничтожена наполеоновскими войсками, и сегодня можно увидеть лишь половину крепостных башен.

Помимо архитектурных достопримечательностей, Смоленск славен живописными видами — как и Москва, он стоит на семи холмах, с которых открываются красивые пейзажи набережной Днепра и городских улочек. Особенно захватывающая панорама видна с кремлевской башни Веселухи.

Муром, Владимирская область

Муромский Спасо-Преображенский монастырь, надвратная церковь преподобного Сергия Радонежского. Фотография: Александр Циликин / фотобанк «Лори»

Согласно Повести временных лет, Муром существовал еще до призвания варягов — он вошел в зону подвластных территорий князя Рюрика. Это подтверждается археологическими раскопками: на территории Мурома обнаружили остатки керамики X века, а также следы деревянных мостовых и построек.

В XII веке Муром был центром самостоятельного княжества, но после того, как его полностью уничтожили татаро-монголы в середине XIII века, город пропал со страниц летописей вплоть до середины XIV века. Самый древний памятник Мурома — Спасо-Преображенский собор, основанный в 1096 году. Правда, современный облик монастыря начал формироваться лишь в XVI веке — прежние древние постройки не сохранились. Муром — родина многих былин. Здесь родился Илья Муромец: известно даже, где именно была изба, в которой он 33 года пролежал на печи. Сегодня на ее месте стоит жилой дом, но о жизни и подвигах Ильи Муромца можно узнать в местном музее былинного героя. А еще в Муроме находится место захоронения святых Петра и Февронии, которое очень популярно у паломников.

Гастрономический символ Мурома, изображенный даже на его гербе, — калач, который здесь пекут с XVI века. Муром считается родиной калача. Раньше его готовили из ситного теста (пропущенного через сито, а не через решето), а для того, чтобы выпечка получилась пышной и мягкой, тесто долго мяли. Попробовать настоящий муромский калач можно в трапезной Спасо-Преображенского монастыря или в фирменном магазине «Муромский калач».

Ростов Великий, Ярославская область

Вид на Ростовский кремль с озера Неро. Фотография: Дмитрий Заморин / фотобанк «Лори»

862 год считается годом основания Ростова Великого. Он также был в числе владений, которые после призвания варягов отошли к родоначальнику первой династии российских правителей — князю Рюрику. Однако археологические исследования доказали, что город был основан позднее, в середине X века.

На XI век пришлось время расцвета Ростова: город был центром собственного княжества. Одно время здесь правил Ярослав Мудрый. Князя поставили на это место, когда он был еще девятилетним ребенком, а в конце своего княжения, в 1010 году, он основал в этих местах город Ярославль.

Правда, с тех древних времен в городе ничего не сохранилось: сначала он пострадал в годы татаро-монгольского владычества, потом был сожжен уже в эпоху Смутного времени.

Главная достопримечательность Ростова Великого, его Кремль, была построена в XVII веке. Но на его территории находится Успенский собор — памятник начала XVI века. Ростов до сих пор считается центром традиционного художественного ремесла финифть, в городе даже работает целое предприятие по изготовлению сувениров и украшений в этом стиле. Финифть — это техника создания художественных произведений с помощью эмали на металлической подложке. Искусство финифти появилось в России еще в Х веке благодаря влиянию византийской культуры, но на Ростовской земле ее расцвет пришелся на XVIII век. Местные мастера были настолько искусны, что их произведения поставлялись к императорскому двору — большими любителями ростовской финифти были Екатерина II и Павел I.

Псков

Псковский кремль. Фотография: Игорь Литвяк / фотобанк «Лори»

Немногим моложе Ростова город Псков — в Лаврентьевской летописи он упоминается под 903 годом, когда князь Игорь познакомился с будущей княгиней Ольгой, происходившей из этих мест. По инициативе Ольги в Пскове был построен Троицкий собор (сегодня на его месте находится одноименная церковь 1699 года).

В Средние века Псков, как и Новгород, был центром собственной независимой республики, но в 1510 году его присоединило к себе Великое княжество Московское.

Псковский кром, или кремль, заложенный еще в XI веке, был настолько крепким, что многочисленные войска ливонцев, меченосцев и других иноземных захватчиков так и не смогли взять его. Хотя высота крепости была небольшой (шесть — восемь метров), стены толщиной шесть метров делали кремль недоступным для врагов.

Среди других древних достопримечательностей Пскова — Мирожский монастырь XII века. В его соборном храме находятся лучше других сохранившиеся фрески домонгольского времени. Также в Пскове всегда было развито гончарное ремесло, и сегодня в лавках местных мастеров можно купить необычные сосуды, соединенные диагональной ручкой, «двойнята», свистульки и игрушки.

Углич, Я

НАЧАЛО РУСИ. Древняя Русь. События и люди

Эта книга посвящена политической истории Древнерусского государства, и поэтому мы не касаемся сложного вопроса о происхождении восточных славян, не приводим гипотез о районе их первоначального обитания — об их «прародине», не рассматриваем взаимоотношений славян с их соседями, словом, не касаемся предыстории Руси. Это особая область знания — удел археологов, историков языка, этнографов.[1]

Непосредственно перед возникновением Древнерусского государства — в IX веке — на Восточно-европейской равнине обитали по преимуществу славянские, балтийские и финно-угорские племена. Земли славянского племени полян находились в среднем течении Днепра, в районе современного Киева. К востоку и к северо-востоку от полян (от современного Новгорода-Северского до Курска) обитали северяне, к западу от Киева — древляне, а западнее их — волыняне (дулебы). На юге современной Белоруссии жили дреговичи, в округе Полоцка и Смоленска — кривичи, между Днепром и Сожью — радимичи, в верховьях Оки — вятичи, в области, окружавшей озеро Ильмень, — словене. К финно-угорским племенам относилась чудь, обитавшая на территории современной Эстонии и прилегавших к ней районов; восточнее, подле озера Белого, жила весь (предки вепсов), а далее, к юго-востоку, между Клязьмой и Волгой, — меря, в низовьях Оки — мурома, южнее от нее — мордва. Балтийские племена — ятвяги, ливы, жмудь — населяли территорию современных Латвии, Литвы и северо-восточные районы Белоруссии. Причерноморские степи являлись местом кочевий печенегов, а затем половцев. В VIII—XI вв. от Северского Донца до Волги, а на юге вплоть до Кавказского хребта простиралась территория могущественного Хазарского каганата.

Все эти сведения содержатся в ценнейшем источнике по древнейшей истории Руси — «Повести временных лет».[2] Но нужно учитывать, что «Повесть» была создана в начале XII в., а предшествующие ей летописные своды (Свод Никона и Начальный свод) — в 70-х и 90-х гг. XI в. Предположения о более древних летописях не могут быть надежно обоснованы, и нам приходится допускать, что летописцы второй половины XI—XII в. опирались во многом на устные предания о событиях, происходивших за сто пятьдесят—двести лет до них. Вот почему в изложении истории IX и X вв. многое спорно и легендарно, а точные даты, к которым приурочены те или иные события, по-видимому, проставлены летописцем на основании каких-то, возможно, не всегда точных выкладок и расчетов. Сказанное касается и первой даты, упомянутой в «Повести временных лет», — 852 г.

852 — В этом году, сообщает летописец, начала «прозываться» Русская земля, так как именно в этом году начал царствовать византийский император Михаил, а при нем «приходила Русь на Константинополь». Кроме фактической неточности (Михаил III правил с 842 по 867 г.) в сообщении явно ощущается след какого-то предания: не могли в Византии узнать о существовании Руси только после нападения русичей на ее столицу — отношения империи с восточными славянами начались задолго до этого. Видимо, этот поход — первое событие, которое летописец попытался соотнести с христианским летоисчислением, о более ранних контактах русов с Византией сохранились лишь очень неясные сообщения: в конце VIII—первой четверти IX в. русы напали на Сурож — византийскую колонию в Крыму; между 825 и 842 гг. флот русов опустошил Амастриду — город в византийской провинции Пафлагонии, на северо-западе полуострова Малая Азия; в 838—839 гг. послы русов, возвращавшиеся из Константинополя, оказались проездом в Ингельгейме — резиденции императора Людовика Благочестивого.[3]

860 — В 860 г. (а не в 866 г., как утверждала «Повесть временных лет») русский флот подступил к стенам Константинополя. Поздняя историческая традиция называет предводителями похода киевских князей Аскольда и Дира. Узнав о нападении Руси, император Михаил вернулся в столицу из похода против арабов. К Константинополю подступило до двух сотен русских ладей. Но столица была спасена. Согласно одной версии молитвы греков услышала Богородица, почитаемая как покровительница города; она ниспослала бурю, которая разметала русские корабли. Часть их была выброшена на берег или погибла, остальные возвратились восвояси. Именно эту версию отразила русская летопись. Но в византийских источниках известна и другая версия: русский флот покинул окрестности столицы без боя. Можно предположить, что византийцы сумели откупиться от нападающих.

862 — Летопись утверждает, что в этом году племена, обитавшие на севере русской равнины, — чудь, словене, кривичи и весь — призвали из-за моря варягов (шведов) во главе с князем Рюриком и его братьями Синеусом и Трувором, пригласив княжить у них. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет», — будто бы сказали варягам посланные к ним. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус в Белоозере, Трувор в Изборске, т. е. в городах-центрах пригласивших их племен. В приведенной легенде многое спорно, многое наивно, но она была использована учеными-норманистами для утверждения, что пришельцами-варягами и было создано Русское государство. В действительности же речь могла идти лишь о приглашении наемных дружин во главе с их предводителями. Русское государство возникло самостоятельно как результат внутреннего развития славянских племен.[4]

879 — Умер Рюрик, передав, согласно ПВЛ, княжение своему родственнику — Олегу — по причине малолетства Игоря. Но это летописное сообщение крайне сомнительно: приняв его, трудно объяснить, почему же «регентство» Олега растянулось на три с лишним десятилетия. Характерно, что в Новгородской первой летописи в отличие от ПВЛ Олег вовсе не князь, а воевода Игоря. Поэтому вероятнее всего, что прямые родственные связи Рюрика и Игоря — историографическая легенда; речь идет о трех сменявших друг друга у кормила власти вполне самостоятельных князьях.

882 — Олег двинулся из Новгорода на юг: он посадил своих наместников в Смоленске и Любече (городе на Днепре, к западу от Чернигова), а затем подошел к Киеву, где, согласно летописи, княжили Аскольд и Дир. Спрятав воинов в лодках, Олег представился купцом, а когда Аскольд и Дир вышли к нему из города, приказал убить их.

883 — Олег отправился на древлян и принудил их платить дань Киеву.

884 — Олег обложил данью северян, а в 886 г. — радимичей.

907 — Олег отправился в поход на Византию на 2000 кораблей. Он подступил к стенам Константинополя, получил у византийских императоров Льва VI и Александра значительный, как утверждает летопись, выкуп и возвратился в Киев.

912 — Олег заключил договор с Византией, в котором были оговорены условия торговли, статус русских, находящихся в Византии на службе, выкуп пленных и т. д.

В том же году Олег умирает. Летописец предлагает две версии; согласно одной Олег умер от укуса змеи и был похоронен в Киеве, согласно другой змея ужалила его, когда он собирался уехать (или идти походом) «за море»; похоронен он в Ладоге (ныне г. Старая Ладога). Киевским князем становится Игорь.

915 — Впервые в окрестностях Руси появляются печенеги — кочевая народность тюркского происхождения.

941 — Поход Игоря на Византию. Русичам удалось подвергнуть разорению Вифинию, Пафлагонию и Никомидию (византийские провинции на севере полуострова Малая Азия), но, потерпев поражение в битве с подоспевшими византийскими войсками, русские погрузились в свои ладьи и здесь на море понесли большой урон от «греческого огня» — огнеметов, которыми были снабжены византийские корабли. Вернувшись на Русь, Игорь стал готовиться к новому походу.

944 — Новый поход Игоря на Византию. Не дойдя до Константинополя, Игорь получил от византийских послов богатый выкуп и возвратился в Киев.

945 — Византийские императоры-соправители Роман, Константин VII и Стефан прислали к Игорю послов с предложением заключить мирный договор. Игорь послал в Константинополь своих послов, договор был заключен и скреплен клятвами императоров и русских князей по христианскому и языческому обрядам.

В этом же году Игорь был убит в Древлянской земле. Летопись рассказывает, что, собрав дань с древлян, Игорь отослал в Киев большую часть дружины, а сам решил «походить еще», «желая большего именья». Услышав об этом, древляне решили: «Если повадится волк в овечье стадо, то переносит все стадо, если не убьют его, так и этот; если не убьем его, то всех нас погубит». Они напали на Игоря и убили.

Вдова Игоря Ольга жестоко отомстила за смерть мужа. По преданию, она приказала бросить в яму и засыпать живыми древлянских послов, пришедших с предложением выйти замуж за их князя, других послов сожгли в бане, куда их пригласили помыться, а затем, придя с дружиной в Древлянскую землю, Ольга приказала перебить древлянских воинов во время тризны по мужу. Однако этот рассказ носит черты легенды, так как имеет аналогию в языческом погребальном ритуале: в ладьях хоронили, для покойников, по языческому обряду, топили баню, тризна — непременный элемент похоронного обряда.

Именно в «Повести временных лет» в отличие от предшествующего ей Начального летописного свода добавлен рассказ о четвертой мести Ольги; она сжигает столицу древлян Искоростень. Собрав в виде дани голубей и воробьев, Ольга приказала привязать к лапкам птиц зажженный трут и отпустить их. Голуби и воробьи полетели к своим гнездам, «и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, ибо все дворы загорелись», утверждает летописец.[5]

946 — Ольга совершает поездку в Константинополь, и дважды — 9 сентября и 18 октября — она была с почетом принята императором Константином Багрянородным.

955 — Ольга посещает Константинополь второй раз и принимает христианство. В летописи оба путешествия слиты в одно, ошибочно датированное 957 г.[6]

964 — Сын и преемник Игоря князь Святослав совершает поход в землю вятичей и освобождает их от дани хазарам. Через год Святослав вновь идет на вятичей и принуждает их платить дань Киеву.

965 — Летопись скупо упоминает о походе Святослава на хазар, о победе его над хазарским правителем-каганом. Из других источников известно, что Святослав, одолев волжских болгар, спустился по Волге к Итилю — столице каганата, расположенной в дельте Волги. Взяв Итиль, Святослав двинулся к Семендеру (городу, находившемуся в районе Махачкалы), прошел через Кубань до побережья Азовского моря, оттуда на ладьях поднялся по Дону до Саркела, захватил эту крепость и на ее месте основал крепость Белую Вежу.[7]

968 — По просьбе византийского императора Никифора Фоки, подкрепленной щедрой выплатой золота, Святослав вторгается в Дунайскую Болгарию и захватывает столицу Болгарии Преслав.

Пользуясь отсутствием Святослава, на Киев, где находилась престарелая Ольга с внуками, нападают печенеги. Только благодаря смекалке воеводы Претича, пришедшего на помощь киевлянам по левому берегу Днепра и выдавшего себя за воеводу передового полка Святослава, удалось не допустить захвата Киева печенегами.

969 — Умирает княгиня Ольга.

970 — Святослав сажает в Киеве своего сына Ярополка. Другого сына — Олега — он ставит древлянским князем, третьего — Владимира (сына Святослава от ключницы княгини Ольги — Малуши) — отправляет княжить в Новгород. Княжича сопровождает брат Малуши Добрыня, это историческое лицо становится известнейшим персонажем русских былин. В том же году Святослав нападает на византийскую провинцию Фракию, доходит до Аркадиополя.

971 — Византийский император Иоанн Цимисхий нападает на Святослава, находившегося в Доростоле (на Дунае). После трехмесячной осады греки вынудили Святослава принять бой под стенами крепости. Согласно летописи, именно в этой битве Святослав произнес свою ставшую крылатой фразу; «Не посрамим земли русской, но ляжем костями, ибо мертвые срама не имеют». Греки с трудом одолели Святослава и поспешили предложить ему мир.[8]

972 — Святослав, возвращавшийся на Русь, был убит печенегами у Днепровских порогов. Из его черепа печенежский князь сделал чашу.

977 — Ярополк убивает своего брата Олега.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Как Зарождалась Русь — Патриот — это человек, служащий Родине, а Родина


До Рюриковский период в истории земли русской.

Первые люди в приладожье появились еще в доисторические времена. К примеру, на левом берегу реки Паши, в районе деревни Балдино, археологами обнаружены кремневые орудия труда. В Усть-Рыбежно, на мысу при впадении в реку Пашу речки Рыбежки, обнаружена стоянка эпохи неолита.


Следы поселений древних людей, времен первого тысячелетия до нашей эры, открыты в деревнях Велеша, Подол, Горчаковщина. Так же археологами найдены места обитания древних людей к югу от Старой Ладоги, выше по течению Волхова.

Уникальные находки свидетельствуют, что жизнь на территории современного Волховского района развивалась усиленными темпами. Люди занимались охотой и рыболовством, осваивали ремесла и приобретали первые навыки передвижения по воде на выдолбленных из стволов деревьев лодках. 

К началу новой эры на территории от Финского залива до Северной Двины люди сформировали различные племена. Известно, что к концу первого тысячелетия новой эры, эту территорию населяли финно-угорские племена: водь, ижора, лопь, весь, чюдь заволочная. Севернее Финского залива жили племена корел, а дальше были земли племен сумь и емь. Южнее, ближе к современным городам Ростову Великому и Суздалю, жило племя меря. К моменту создания Древнерусского государства на его территории обитало 22 разноязычных народа.


Что касается Старой Ладоги, то археологи установили приблизительную дату рождения древнего города — 753 г. Это сделал доктор исторических наук Е. А. Рябинин, который в семидесятых годах XX века провел раскопки в Старой Ладоге. Но вот интересный факт. Дендрохронологический анализ показал, что при строительстве в Ладоге использовалось дерево, срубленное в 612 г. Следовательно, поселения существовало значительно раньше 753 г. 

Есть еще один интересный факт. На самом высоком мести в Старой Ладоге, Малышевой горе, стоит белый храм Рождества Иоанна Предтечи. Настоятель храма отец Варфоломей убежден, что место это освещено самим Андреем Первозванным. Его убеждения основываются на древних преданиях, в том числе и преданиях Валаамских монахов. По всей видимости, именно здесь, на Малышевой горе, поставил святой крест, в первом веке новой эры, путешествующий среди языческих племен, первый ученик Иисуса и один из его двенадцати апостолов, святой Андрей Первозванный.

На протяжении многих веков в приладожье постоянно шли ожесточенные сражения между местными племенами. На ряду сними, сюда приходили и иноземные захватчики. В общим регион был неспокойный.
К 860 г. племена славян и чуди, разбив иноземных захватчиков, которые захватили Поволховье и Ладогу, решили поискать себе князя на стороне, который бы сумел объединить племена и народы южного Приладожья и более далеких земель. И в 862 г. в городе на Волхове появился легендарный князь Рюрик с дружиной, который построил деревянно-земельную крепость на мысу при впадении реки Ладожки в Волхов.
Рюрик потомок Гостомысла.

Откуда же пришел Рюрик? Этот вопрос волнует многие умы по сей день. Согласно Новгородской летописи, написанной первым новгородским епископом Иоакимом, умирая славянский князь Гостомысл мучился тем, что у него не было наследников по мужской линии. Его сыновья погибли в схватках с врагами. На смертном одре Гостомысл видел сон, как «из чрева средней дочери его Умилы” выросло чудесное дерево. Волхвы истолковали видение : ”от сынов ее иметь наследника ему, и земля угобзится княжением его”.


Вот одна из многочисленных и правдивых гипотез, потому что имеет под собой серьезную историческую основу.
Рюрик – сын Умилы и внук Гостомысла, а значит и прямой потомок легендарного Словена. В древний «Книге Велеса” написано, что в 2578 году до н.э. великий князь Словен построл град Словенск , «иже ныне зовется Великий Новгород, от устие великого езера Илмера по реце Волхову полтретья попреща. И от того времени новопришельци скифы начаша именоваться словяня…”. Есть все основания предполагать, что под Великим Новгородом имелась в виду Ладога.


Но вернемся к Рюрику. Рюрик — сын Умилы, которая была замужем за князем славянского племени бодричей Годославом (Годлвом). Оно обитало на южном берегу Балтийского моря. Столицей племени был город Рагон – будущий Нейстерлице близь германского Мекленбурга. Князь Годлав был убит Готфридом Датским. Рюрику пришлось покинуть родной дом и стать варягом – наемным воином – и долго скитаться на чужбине. 

И в 862 г. племена славян и чуди наняли Рюрика в качестве князя. Согласно «Повести временных лет ”, Рюрик сначала пришел в Ладогу, а через несколько лет срубил Новгород. Но есть мнение, что Рюрик ни куда из Ладоги не уезжал. Новгородская летопись рассказывает об этом времени: «В четвертое лето княжения его переселился от старого в Новый град великий ко Ильменю… ”. То есть князь покинул старый город Ладогу и обосновался в Новгороде. Но в то время Новгорода еще не было. Он возник как торговый и ремесленный центр в конце X в. Есть основания считать, что Рюрик никуда из Ладоги не уходил и до самой смерти, в 879 г., правил именно в ней. Летописцы, описывая события двух вековой давности, не могли умалить значения Господина Великого Новгорода в истории государства, поэтому и написали в своих трудах, что легендарный князь перенес княжеский стол из Ладоги в верховья Волхова в то место, где позднее поднялся главный город Новгородской феодальной республики. Исследователи летописей отмечают более поздние вставки, сделанные опытными правщиками, на тех страницах, где говорится о переносе столицы в Новгород.

Древняя Ладога – место, где родилась Русь.

Есть все основания считать, что именно древняя Ладога, которая объединила вокруг себя племена, и стала тем местом, где родилась легендарная Русь. Данные раскопок свидетельствуют, что к 830 г. в древней Ладоге и вокруг нее, сложилось социальное образование под общим названием рос, которое вскоре стало привычной для нас Русью.


Это было сообщество воинов, купцов и ремесленников, которые жили по берегам рек, впадавших в Ладожское озеро. В это сообщество входили скандинавы, славяне, финно-угоры, представители многих других племен и народов во главе с князем. Ладога уже в то время распространила свое влияние на обширную часть Евразии. Свидетельством этого стали многочисленные археологические находки. Здесь было найдено множество кладов с монетами различных государств. Например, на Волжско-Ладожском пути было найдено множество кладов арабских монет VIII в.


Что касается происхождения слова «Русь”, то споры вокруг этого перешагнули всякие разумные границы. Еще словацкий лингвист и этнограф XIX в. Павел Шафранек считал, что река (rusa) дала имя народу, который вошел в историю под названием «Русь”. 

В словаре Даля много диалектических слов, производных от корня рус, связанных с рекой: русло, руслина – быстрина, русень – притолок за бортом судна, русалка, руст – «вода идет рустом”, что значит, что она идет потоком, струей, и т.д.

Некоторые исследователи считают, что понятие «русы” или «руссы”, издревле означало «живущие на реках”, ”жители рек”, ”речной народ”.

Таким образом, название «Русь”, изначально должно принадлежать сообществу людей, живущих на берегах рек. Таким сообществом и стали объединенные племена, населявшие реки южного приладожья. Центром, которого и стала Ладога – первая столица Великой Руси. 

Что же касается Киева, то если внимательно прочитать первую Новгородскую летопись, станет понятно, что варяги принесли название » Русь” сначала в приладожье, а уже затем в Киев, где это название распространилась и на «прочих”.

Гостомысл

В этом разделе мы вспомним имя загадочного славянского князя Гостомысла, который правил новгородскими славянами еще до призвания в эти земли Рюрика.

В школе изучение родной истории обычно начинается с того, что «племена жившие в VII-VIII в. на территории нашего государства были дики, необразованны разрозненны и не имели общего управления. Постоянно происходили междоусобицы. Между северными племенами славян не было согласия, и потому они пригласили чужеземцев во главе с Рюриком. «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходите княжить и владеть нами» — сказали предки.»

Собственно эта теория настолько слаженно лилась в наши школьные уши, что даже подозрений не возникало в том, что до Рюрика могла быть какая-то еще, другая неизвестная нам, но известная историкам жизнь.

Когда же в институте мне попалась маленькая брошюрка с изложением другой версии образования Древней Руси, то я была настолько этим поражена, что красивое слово «Гостомысл» намертво запечатлелось на переднем краю памяти, и никакие другие знания и агрессивные потоки информации не могли его стереть. Оно всплывало в моем сознании, как манящий мираж, как таинственный лабиринт, как нечто сакральное, что является основой тебя. Поэтому, когда я захотела не только читать Стихиру, но и беседовать с поэтами, то сидючи и ломаючи голову в поисках псевдонима, откидывая то одно имечко, то другое я почувствовала: «Всплывает. … Опять всплывает.» Та старая, но не такая как мир, история про загадочного князя. Поварьировала и так, и эдак попробовала слово на вкус — понравилось. Осталось узнать о женской форме этого имени. В этих поисках познакомился/вспомнил такие красивые имена как: Святослав, Тихомир, Ратибор, Ярополк, Велимудр, Всеволод, Богдан, Любомила, Миролюб, Светозар.  Женская форма имен образовывалась так: Бажен — Бажена; Белослав — Белослава; Благослав — Благослава; Богдан — Богдана; Божидар — Божидара; Всемил — Всемила; Добромил — Добромила; Людмил — Людмила; Соответственно, Гостомысл — Гостомысла.

Но вспомним все таки кто же он — такой, этот древний князь.

ГОСТОМЫСЛ (IX в.), легендарный новгородский старейшина, князь. В Новгородской четвертой, Софийской, Никоновской и ряде других летописей есть известие о приходе славян с Дуная к озеру Ильмерю (Ильменю), об основании ими Новгорода, в котором они посадили старейшину Гостомысла.

В Воскресенской летописи сообщается о приходе славян с Дуная к Ладожскому озеру, а оттуда к Ильменю, после чего они стали называться русью, поскольку поселились возле реки Русы, впадавшей в Ильмень. Они построили Новгород, где стал править старейшина Гостомысл. В списках новгородских посадников Гостомысл значится первым — «первый Гостомысл».

По отрывку Иоакимовской летописи, приводимому Татищевым, Гостомысл происходил из древнего княжеского славянского рода, восходившего к легендарным предводителям славян Славену, Вандалу и Владимиру. Отцом Гостомысла был Буривой, воевавший с варягами в Прибалтике. Вытесненный варягами из родной земли, Буривой вместе с родичами и подвластными князьями пребывал на острове в городе Бярмы. Варяги захватили Великий град и обложили тяжкой данью славян, русь и чудь. Жители Великого града обратились к Буривою с просьбой прислать им своего сына Гостомысла. Последний, придя в Великий град, захватил там власть, одних варягов перебил, других изгнал и отказался выплачивать дань захватчикам. Он заключил с ними мирное соглашение, после чего «бысть тишина по всей земли». Гостомысл, избранный славянами князем, после того, как прогнал варягов правил затем спокойно, любимый народом за храбрость, ум и справедливость. 

Гостомысл построил возле моря город, назвав его в честь своего старшего сына Выбора.

У Гостомысла было четверо сыновей и три дочери. Все сыновья погибли: одни умерли от болезней, другие были убиты на войне, не оставив наследников мужского пола. Дочери Гостомысла были выданы замуж, как водится, по политическим мотивам, за разных заморских князей. Старшая — за норманнского конунга. Младшая — за сына булгарского кагана, а средняя, Умила, за одного из западнославянских князей с острова Руген, князя ободричей. Ободричи — «об Одере» жившие — славянский род, имевший некогда непосредственное отношение к жителям Новгорода.

К концу жизни Гостомысл оказался без наследника, что его очень тревожило. Но однажды, во сне он увидел, как из чрева его средней дочери Умилы выросло большое и плодовитое дерево, которое покрыло весь Великий град и от плодов которого насытились все люди его земли. Гостомысл потребовал от волхвов-вещунов истолковать ему этот сон. Те заявили: сон означает, что один из сыновей Умилы будет его наследником, и «земля удобрится княжением его». Пред смертью Гостомысл собрал старейшин от славян, руси, чуди, веси, мери, кривичей и дреговичей, рассказал им про свое сновидение и посоветовал отправить посольство к варягам просить князя. Гостомысл умер в 860 году. Следуя его завещанию, славяне новгородские, кривичи, племена веси и чуди в 862 г. отправили посольство за море, к сыновьям его дочери Умилы: Рюрику (Рорик — славянское имя, от огненной птицы Рарог), Синеусу и Трувору, со словами : «земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: приходити княжить и владеть нами». 

Таким образом, княжить в земле Новгородской был призван Рюрик — внук Гостомысла, которому Гостомысл, как сыну своей средней дочери Умилы, завещал еще в 844 году город Ладогу.

На Волотовом поле близ Новгорода указывают холм Гостомысла, его могилу.

Краткая история Руси. Как создавалась Русь – 【 MindWork.su 】

Я понимаю, что такая статья способна сломать вентилятор, поэтому постараюсь обходить острые углы. Пишу больше ради собственного удовольствия, большинство фактов будет из разряда преподаваемых в школе, но тем не менее с радостью приму критику и исправления, при наличии фактов. Итак:


Древняя Русь.

Предполагается, что Русь появилась как результат слияния ряда восточнославянских, финно-угорских и балтийских племен. Первые упоминания о нас встречаются в 830-е годы. Во-первых, в районе 813г. (очень спорная датировка) некие Росы успешно набежали на город Амастриду (современная Амасра, Турция) в византийской Палфагонии. Во-вторых, послы «кагана Росов» в составе византийского посольства пришли к последнему императору государства франков Людовику I Благочестивому (хороший, правда, вопрос, кто это на самом деле были такие). В-третьих, те же Росы набежали в 860г, уже на Константинополь, не поимев особенного успеха (есть предположение, что командовали парадом известные Аскольд и Дир).

История серьезной русской государственности берет начало, по самой официальной версии, в 862г., когда на сцене появляется некто Рюрик.

Рюрик.

На самом деле, мы довольно плохо представляем себе, кто это был такой и был ли он вообще. Официальная версия основывается на «Повести Временных лет» Нестора, а тот, в свою очередь, использовал доступные ему источники. Есть теория (вполне похожая на правду), что Рюрика знали как Рёрика Ютландского, из династии Скьёлдунгов (потомок Скьёлда, короля Данов, упомянутого аж в «Беовульфе»). Повторюсь, что теория, не единственная.

Откуда этот персонаж взялся на Руси (конкретно — в Новгороде), тоже интересный вопрос, мне лично ближе всего теория о том, что изначально он был наемным военным администратором, причем в Ладоге, а идею о наследственной передаче власти притащил с собой из Скандинавии, где это как раз входило в моду. И к власти он пришел вполне себе путем её захвата в ходе конфликта с другим таким же военным вождем.

Однако, в ПВЛ написано, что варягов таки призвали три племени славян, не в силах самим разрешить спорные вопросы. Откуда там это взялось?

Вариант первый — из того источника, который читал Нестор (ну и сами понимаете, хватило бы желающих из числа Рюриковичей заняться на досуге увлекательной редактурой. Еще это могла сделать княгиня Ольга, в разгар конфликта с древлянами, которые почему-то еще не поняли, что порвать князя пополам и предложить замену, как всегда на их памяти и делалось в подобных случаях — плохая идея).

Вариант второй — написать это Нестора мог попросить Владимир Мономах, которого как раз-таки призвали киевляне, и которому очень не хотелось на пальцах доказывать правомерность своего княжения всем, кто был старше его в роду. В любом случае, где-то с Рюрика появляется достоверно известная идея славянского государства. «Где-то» потому, что реальные шаги в построении такого государства принял не Рюрик, а его преемник, Олег.

Олег.

Названый «вещим», Олег принял бразды правления Новгородской Русью в 879г. Вероятно (по ПВЛ), он был родичем Рюрика (возможно, шурин). Некоторые отождествляют Олега с Оддом Орваром (Стрелой), героем нескольких скандинавских саг.

Всё та же ПВЛ утверждает, что Олег был опекуном настоящего наследника, сына Рюрика Игоря, чем-то типа регента. Вообще, по-хорошему, власть у Рюриковичей очень долгое время передавалась «старшему в роду», так что Олег мог быть полноценным правителем не только на практике, но и формально.

Собственно, что сделал Олег за время княжения — он сделал Русь. В 882г. он собрал рать и по очереди подчинил себе Смоленск, Любеч и Киев. По

Когда Русь стала называться Россией на самом деле — Рамблер/субботний

В самом деле, зачем? Откуда взялось это название, например, вместо традиционного «Русь»? Тут надо различать истоки происхождения самого наименования и те мотивы, по которым оно было взято в качестве официального.

Греческие истоки

В том, что источником заимствования слова «Россия» на Руси стала греческая книжность, никто не сомневается. Любопытно, что слово это возникло без всякой связи с исторической Русью. Впервые свирепый северный народ Рош упомянут в библейской Книге Иезекииля и связан, наряду с народами Гог и Магог, с пророчеством о конце света. В греческом языке еврейское Рош записывалось как Ρως или Ηρως. В VI веке н.э. сирийский хронист Захарий Ритор упомянул современный ему народ Ηρως где-то на севере, причём некоторые историки считают, что в этом имени были отражены уже какие-то смутные сведения о конкретном народе русов.

Когда в IX веке реальные русы стали совершать морские набеги на берега Византии и опустошать её города, многие сочли это исполнением библейского пророчества. Книжное Ρως было легко отождествлено с этим народом. Уже в X веке византийцы стали называть страну, где живут русы, именем Ρωςια.

В славянском (болгарском) источнике название Русия впервые засвидетельствовано в конце XIV века. Нет никаких сведений, что в русских источниках оно появилось раньше конца XV столетия. Однако с это времени оно встречается всё чаще и чаще, в течение XVI века становится обыденным и в XVII столетии утверждается окончательно. Греческая буква Ω читалась славянами как У.

«Всея Русии»

Последняя треть XV века была временем, когда Москва заканчивала выстраивать вокруг себя державу из прежде самостоятельных русских княжеств и республик. Но обозначение «всея Руси» как претензия на все русские земли появилось в титулах московских князей и митрополитов ещё раньше. Да и не только, впрочем, московских.

Впервые прибавление «всея Русии» появилось в титуле киевского митрополита Константина II, занимавшего кафедру в 1167-69 гг. Русские митрополиты обычно были греками, поэтому использовали слово «Русиа, Росиа» на свой манер. Отсюда оно стало усваиваться и русскими.

В титулах князей это обозначение появляется с начала XIV века, причём первоначально так назвали русских властителей сами греки. Первым титул господаря всея Русии употребил константинопольский патриарх Нифонт (1310-1314) в письме к великому князю Тверскому и Владимирскому Михаилу Ярославичу. Позднее, прочно завладев Владимирским престолом, этот титул уже сами на себя примеряют великие князья Московские — Иван I Калита (1325-40), Симеон Гордый (1340-53), Василий I (1389-1425).

Во времена ордынского ига, разделения русских земель и вхождения большей их части в составе Великого княжества Литовского не забывалась былая политическая и национальная общность. В Воскресенской и Никоновской летописях под 1395/96 годом приводит «список всех градов Руських», в котором перечислены города не только в пределах бывшей Киевской Руси, но также и новые, основанные за её пределами.

Такое понимание единства Русской земли подготовило ирредентистское — в целях национального воссоединения — использование термина «всея Руси» московскими великими князьями с конца XV века. Одновременно оно подготовило почву и для переименования государства.

Страна по имени Росиа

Московское княжество было лишь одним из русских княжеств. В течение XIV-XV вв. ещё боролось за главенство в северо-восточном углу Руси с Тверью, Рязанью, Нижним Новгородом, Великим Новгородом. Хотя, как мы видели, ещё с начала XIV века московские князья награждали себя титулом князей «всея Руси», этот титул означал лишь притязания, но не имел реального наполнения. Кроме того, большая часть древнерусских земель входила в состав Литвы. Не случайно литовские паны и польская шляхта упорно продолжали называть северо-восток Руси Московией, специально подчёркивая, будто это государство не имело отношения к Руси.

Конечно, московские русские никогда не называли своё государство Московией, да и на Западе это слово приживалось плохо. Так, когда от московского великого князя Ивана III в 1472 году явилось посольство в Рим просить руки папской воспитанницы, византийской принцессы Зои-Софьи, то оно было официально названо в документах Ватикана «посольством государя Белой Рутении». Рутенией по-латыни издавна называлась Русь на Западе.

Чтобы возвыситься над прочими русскими государствами в глазах и самих русских, и иноземцев, нужен был разрыв с прежним провинциализмом — с названием города. Это было сложно сделать на базе привычного термина Русь, к которому можно было привычно приставить какое-то прилагательное и объявить, что, да, есть Русь Московская, но это ещё не вся Русь. Московская Русь претендовала на то, чтобы сделаться единственным Русским государством, московский великий князь — государем над всеми русскими землями. И тут пришёлся к месту давний греческий термин. Его закреплению способствовала женитьба московского великого князя Ивана III на византийской царевне Софье.

Это был поворотный момент в истории названия страны. Греческое слово «Росиа/Русиа» с конца XV века всё чаще используется в официальных документах, особенно дипломатической переписке московских великих князей и царей. Оно как бы обозначало вхождение в международное сообщество не одного из русских государств, которых раньше было несколько, а единственного легитимного государства русских.

Двойное С

Издавна Русь называлась в Западной Европе тоже не только Ruthenia, но и Rusia. Так, галицкий князь Юрий Львович (1301-16), получивший в 1305 году от римского папы титул короля, именовался, судя по печати, Regis Rusicus. Поскольку Rusia читалось большинством европейцев как «Рузиа», то с какого-то времени в него стали добавлять второе «с» для большей точности. Уже отсюда двойное «с» перешло в официальный титул русских царей.

Впрочем, мог быть и другой источник. Ещё в XVI веке в некоторых русских сочинениях, под влиянием греческого прочтения, встречается этноним «росс». В XVII веке прилагательное «русский» часто заменяет старинное «руський».

Но решающим мотивом для принятия названия «Россия» стало стремление сблизить официальный русский язык с говором недавно присоединённой Украины. Впервые слово «Россия» употреблено в театральной программе киевского театра в 1674 году применительно к царскому титулу. Конец XVII и начало XVIII вв. стали временем, когда все прежние наименования были окончательно вытеснены в пользу «Россия» даже и для внутреннего употребления. Новое значение государства и его возросший международный вес были подчёркнуты в принятии им официального имени «Российская империя» по указу Петра I в 1721 году, после победы в Северной войне.

Русский медведь — мифы и реальность

  • Изучайте русский язык в Европейском Союзе
Вход для студентов

Учетная запись для студентов

Вход в систему Забыли пароль? Вход для сотрудников

Учетная запись для сотрудников

Вход?
Меню
  • Виртуальное обучение за рубежом
    • Русский язык и культурное общение
    • Русское общение и активная грамматика
    • Избранные академические курсы русского языка и культуры
    • Компоненты виртуального обучения за границей по запросу
    • Репетиторы русского онлайн
    • Равные русские репетиторы онлайн
    • Интерактивные виртуальные экскурсии
  • Онлайн-курсы русского языка
    • Индивидуальный онлайн-курс: русский язык как иностранный
    • Индивидуальная онлайн-программа по русскому языку
    • Часто задаваемые вопросы по онлайн-курсам русского
    • Стоимость онлайн-курсов русского
  • Исследование
    • Учебный год / семестр Программы обучения за рубежом
    • Русский язык как иностранный
    • Индивидуальная программа изучения русского языка
    • Проект на русском языке
    • Курсы повышения квалификации учителей
    • Возможности стажировки
  • Студентам
    • Очные программы и пандемия
    • Русские принимающие семьи
    • Учеба в Латвии безвизовый
    • Экскурсионные и социальные программы
    • Партнеры по обмену данными
    • Прибытие в Даугавпилс
    • Положения и условия
    • Зачетный Каталог курсов
    • Уровни владения языком
    • Отзывы студентов
    • Стипендия Добычина
  • Стоимость
  • Даугавпилс
    • О Даугавпилсе
    • Погружение в русский язык в Европейском Союзе
    • Идеальное место для изучения русского
    • Еврейский Даугавпилс
    • Что посмотреть в Даугавпилсе
    • Фото галерея
  • Подайте заявку сейчас!
  • О нас
    • О программе «Учите русский язык в ЕС»
    • Контакт
  • Конференция
  • Блог
  1. Учите русский язык в ЕС
  2. Блог
  3. Русский язык, культура, традиции
  4. Русский медведь — мифы и реальность
  • Категории
    • Новости
    • Другое
    • русский как
    • Русский язык, культура, традиции
    • Опыт обучения за рубежом
Учите русский язык в Европейском Союзе
,

10 интересных фактов, о которых вы не догадывались О

Россия, также известная как Российская Федерация, — это страна, расположенная в Северной Евразии.

Он занимает 17 125 200 квадратных километров или 6 612 100 квадратных миль земли, что делает его самой большой страной в мире . Однако это очень простой показатель, который не помогает нам понять или описать, насколько велика Россия по сравнению с другими странами мира.

Размер России по сравнению с другими странами

Россия — 6612 млн кв.мили

США — 3,719 млн кв. Миль

Россия почти вдвое больше США, что вы можете видеть на картинке ниже. Территория США выделена синим цветом.

Size of Russia compared to the US

Канада (3855 миллионов квадратных миль) немного больше, чем США, но все же намного меньше по сравнению с Россией.

Австралия кажется огромным, если посмотреть на карту, но его площадь составляет около 2 970 миллионов квадратных миль, что более чем в два раза меньше, чем в России.

На картинке ниже вы можете увидеть территорию Индии (1,222 миллиона квадратных миль) по сравнению с Россией.

India size compared to Russia

Китай по размеру аналогичен США — 3,705 млн кв. Миль.

Size of China compared to Russia

По сравнению с некоторыми другими европейскими странами, территория России в 22 раза больше, чем Турция , в 25 раз больше, чем Франция , в 48 раз больше, чем Германия, В 70 раз больше, чем Великобритания, и в 38 859 650 раз больше, чем Ватикан .

На самом деле Россия даже немного больше, чем вся планета Плутон, которая составляет 6 430 миллионов квадратных миль. (16,6 млн кв. Км)! Еще одно хорошее сравнение «с космосом» — Россия почти вдвое меньше (точнее 0,45) Луны, как это круто ?!

Size of Russia compared to Pluto

Но знаете ли вы, что Россия была еще больше по размеру во времена Советского Союза, пока не распалась в 1991 году (если вам интересно, Россия больше не коммунистическая)? Советский Союз занимал около 1/6 поверхности суши на Земле — 8650 млн кв.миль!

В наши дни Советский Союз был примерно на 30% больше, чем Россия. Помимо России, в его состав входили территории 14 стран: Армении, Азербайджана, Беларуси, Эстонии, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Молдовы, Таджикистана, Туркменистана, Украины и Узбекистана.

Вот, взгляните на карту Советского Союза:

Soviet Union map with 15 Countries

Интересные географические факты о размерах России

  • Размеры России делают ее страной с самой большой границей в мире.Некоторые из стран, которые проходят вдоль границ России, были частью ныне устаревшего Советского Союза.
  • Россия имеет в общей сложности 14 стран, граничащих по суше и морю с Японией и США.
  • Россия также граничит с Северным Ледовитым и Северным Атлантическим океанами в дополнение к Черному и Каспийскому морям. Береговая линия России также обширна: ее протяженность составляет 37 653 километра, а протяженность территориального моря составляет 13 морских миль.
  • Звучит безумно, но в России 11 часовых поясов от UTC +2 до UTC +12! Вы можете себе представить: когда люди в европейской части России только просыпаются, жители Дальнего Востока уже вернулись с работы и вечером красиво поужинали.Разница между Калининградом на западе и Камчаткой на востоке — 10 часов!
  • Расстояние между Калининградом на западе России и Петропавловском-Камчатским на полуострове Камчатка на Дальнем Востоке составляет 7431 километр (4614 миль) — это примерно 9-часовой прямой перелет.
  • Еще один интересный факт: 77% суши России расположено в Азии — восточнее Уральских гор. Урал считается границей между Европой и Азией, что делает Россию частью обоих регионов одновременно.
  • Как Россия стала такой большой? Произошло это в 16-17 веках, когда русские начали колонизацию Сибири и Дальнего Востока. С тех пор Россия стала самой большой страной в мире.
  • Российская земля была бы еще больше по размеру, если бы они не продали Аляску Соединенным Штатам в 1867 году. Аляска добавила США 586 412 кв. Миль (1 518 800 кв. Км) новых территорий.
  • Россия на самом деле показана больше, чем на географических плоских картах. Например, Россия может выглядеть больше, чем африканский континент, но на самом деле это неверно, потому что Африка почти вдвое больше России.Континентальная Африка имеет площадь 11,7 миллиона квадратных миль или 30,2 миллиона квадратных километров).
  • Хотя большинство людей могут этого не знать, расстояние между материковой частью России и США составляет всего около 55 миль. Фактически, если вы посмотрите на карту или график от запада России до Аляски, вы заметите, что это очень небольшое расстояние в ближайшей точке. Расстояние еще больше сократится примерно до 2,5 миль, если вы будете использовать эту систему от острова Большой Диомид в России до Малого Диомида на Аляске.Узнайте больше по этой теме в другом моем посте о том, как добраться с Аляски до России.
  • После присоединения Крыма к России в 2014 году его территория увеличилась на 27 000 кв. Км.

Население России

В стремлении выяснить, насколько велика территория России, нам необходимо посмотреть на население. Согласно переписи населения, проведенной в 2011 году (самой последней), в России проживает около 142 миллионов жителей.

Хотя это может показаться невероятной цифрой, самая большая страна по размеру является только девятой по численности населения страной в мире .Китай лидирует с ошеломляющим населением около 1 400 000 000 жителей.

Принимая во внимание, что Россия состоит из густонаселенных городов, таких как Москва, и редкой сельской местности, когда вы направляетесь в Сибирь, эти цифры начинают иметь смысл. В целом, что касается населения, цифры по-прежнему впечатляют.

Россия может легко сойти за самую большую страну в мире из-за ее огромной территории, которую она занимает, но вас также может шокировать тот факт, что это самая маленькая страна в последнее время, если учесть, насколько большим был Советский Союз.

How big is Russia - interesting facts by Russianblogger.me

Напоследок рекомендую посмотреть очень интересный документальный фильм о добыче нефти в российской Арктике.

.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *