ТОП 14 — Вокзалы и аэропорты в Москве в 2020 году
Москва – большой и красивый мегаполис, в аэропорты которого ежедневно прибывают тысячи людей со всего мира. Каждый час из всех уголков России — самой большой по территории страны в мире — на 9 железнодорожных вокзалов этого города прибывают десятки тысяч людей.
Чаще всего знакомство с Москвой начинается именно с одного из железнодорожных вокзалов. При этом каждый вокзал Москвы является не только зданием для обслуживания пассажиров и промежуточным пунктом для поездов, но и памятником истории, архитектурной достопримечательностью и образцом инженерного искусства. Построены здания железнодорожных вокзалов были в разное время выдающимися мастерами под влиянием сменяющих друг друга веяний. Впоследствии они модифицировались и их облик менялся, однако они всегда оставались образцами функциональности и эстетичности.
Нажмите для увеличения
- Ленинградский вокзал в Москве
- Ярославский вокзал в Москве
- Казанский вокзал в Москве
1.
Ленинградский вокзал в МосквеИстория Ленинградского железнодорожного вокзала началась еще в 1842 г. В тот год Николай I подписал указ о строительстве железнодорожной магистрали, которая должна была обеспечить транспортное сообщение между Москвой и Санкт-Петербургом. В то же время было решено построить в Москве и в Санкт-Петербурге вокзалы, которые должны были в точности повторять друг друга.
Архитектурный проект вокзалов-близнецов был выполнен российским архитектором Константином Тоном – автором Большого Кремлевского дворца и Храма Христа Спасителя. Вокзал в Москве был достроен в 1849 г. Это здание выдержано в стилистике высокого классицизма, для него характерна монументальность и строгость, симметричность композиции и равномерное чередование элементов декора. Двухэтажное сооружение вокзала, увенчанное башней с часами, обращено к Комсомольской (на момент строительства носившей название Каланчевской) площади. По периметру фасада проходит колоннада.
За время своего существования этот вокзал несколько раз менял имя. Вначале он назывался Петербургским, но в 1855 г. его переименовали в Николаевский. После Гражданской войны он стал называться Октябрьским, а затем Ленинградским. Кроме того, в прошлом веке он несколько раз реконструировался, в результате чего первоначальная постройка была существенно расширена. При этом центральная часть дошла до наших дней без каких-либо изменений.
Последняя его реконструкция проводилась в 2011-2013 гг. Теперь Ленинградский вокзал представляет собой современный комплекс обслуживания пассажиров, имеющий европейский уровень. Он обладает обширной инфраструктурой, включающей супермаркеты, фуд-корт, сервисный центр и т.п. Он этого вокзала отправляются поезда в Санкт-Петербург, Таллин, Петрозаводск, Великий Новгород, Хельсинки, Псков и Мурманск.
Адрес: Комсомольская площадь, 3
2.
Ярославский вокзал в МосквеВ 60-х годах XIX столетия на Каланчевской площади после Николаевского появились Троицкий и Рязанский вокзалы. Поэтому теперь Комсомольская площадь известна в народе, как «площадь трех вокзалов». Их названия неоднократно изменялись, внешний вид и внутреннее убранство переделывались, география движения неизменно расширялась.
Троицкий вокзал первоначально предназначался для обслуживания железнодорожных перевозок до Сергиева Посада, но в 1870 г. магистраль была продлена до Ярославля, после чего вокзал стал Ярославским. К концу XIX в. железную дорогу дотянули до Архангельска, появились другие направления, пассажиропоток существенно возрос, и появилась необходимость в более крупном вокзале.
На рубеже XIX-ХХ вв. была произведена перестройка Ярославского вокзала стараниями архитекторов Федора Шехтеля и Льва Кекушева. При этом Ф. Шехтель создал новый фасад здания вокзала в неорусском стиле. Благодаря ему в облике вокзала появились декоративные элементы, характерные для древнерусского зодчества — это входная арка с килем-козырьком, высокая кровля, боковые полукруглые башенки, стилизованные под крепостные. В прошлом веке этот вокзал два раза переименовывался (в 1922 г. он стал Северным, а в 1955 г. вернул свое историческое название) и два раза реконструировался.
Именно Ярославский вокзал является отправным пунктом на самой длинной в мире железной дороги – Транссибе. С его перронов участники великих строек коммунизма отправлялись на Дальний Восток и в Сибирь. На сегодняшний день это один из самых крупных вокзалов Москвы. Каждый день он обслуживает более трех десятков пар поездов дальнего следования. Он соединяет Москву с городами Дальнего Востока и Севера, Сибири и Урала, со столицей Северной Кореи, Китая и Монголии.
Адрес: Комсомольская площадь, 5
3. Казанский вокзал в Москве
Казанский вокзал появился в Москве в 1862-1864 гг. для обслуживания Московско-Рязанской магистрали и вначале назывался Рязанским. В 1983 г. было открыто движение по железнодорожному направлению Москва – Казань. Это впоследствии стало причиной переименования, а потом и перестройки здания, которое перестало справляться с пассажиропотоком.
Проект для постройки здания Казанского вокзала принадлежит архитектору Алексею Щусеву, который также известен как автор Мавзолея Ленина. Строительство вокзала началось в 1913 г. и закончилось только спустя три десятка лет.
Внешний вид Казанского вокзала, который, согласно идее Николая II должен был стать восточными воротами столицы, является соединением русского национального и восточного стилей. Он имеет асимметричную композицию, доминантой в которой является 73-метровая угловая многоярусная башня, стилизованная под башню Казанского Кремля Сююмбике. Слева от этой башни находится другая невысокая башня с часами, на циферблате которых есть изображение знаков Зодиака. Во время реконструкции 1987-1997 гг. ансамбль Казанского вокзала был дополнен новыми корпусами. В этот же период по чертежам Щусева была построена Царская башня, в которой с 2012 г.
На сегодняшний день с Казанского вокзала поезда направляются в восточном, южном и юго-западном направлениях – в Воронеж, Казань, Чебоксары, Самару, Адлер, Ростов-на-дону, Пензу и другие города России, а также в Казахстан, Узбекистан и Киргизию.
Адрес: Комсомольская площадь, 2
4. Белорусский вокзал в Москве
Белорусский вокзал – самый известный вокзал в Москве. Именно с его перронов в 1941 г. солдаты отправлялись на войну под песню «Священная война». Послужил тому, чтобы Белорусский вокзал стал самым известным московским вокзалом и один из лучших фильмов на тему Великой Отечественной войны «Белорусский вокзал».
Появился этот вокзал на площади Тверской заставы еще в 1870 г. , когда была открыта Московско-Смоленская железная дорога. Впоследствии география проходящих через него направлений расширялась, в результате чего изменялось и название самого вокзала: Смоленский, Брестский, Белорусско-Балтийский. Современное название вокзал получил в 1936 г.Внешний вид вокзала, который сохранился до наших дней, он приобрел в 1912 г. Автором проекта по реконструкции вокзала в те годы выступил архитектор Иван Струков. Здание представляет собой сочетание элементов готики и неоклассических тенденций. Хотя за столетие после этой реконструкции в облике вокзала произошло мало изменений, его не миновали современные нововведения, что позволило осуществлять массу дополнительных услуг по обслуживанию пассажиров. Белорусский вокзал связывает Москву с западными регионами России, Белоруссией, Литвой и многими другими странами Европы.
Адрес: пл. Тверской заставы, 7
5.
Курский вокзал в МосквеИстория Курского вокзала началась в 1866 г., но его исторический облик не сохранился. Здание из стекла и бетона, каким мы знаем этот вокзал сейчас, было построено в 1972 г. Сооруженный в XIX в. вокзал назывался Нижегородским и находился у Покровской (сейчас Абельмановской) заставы. Позже железную дорогу продлили вглубь Москвы и вокзал в виде изящного каменного здания в стиле неоклассицизм построили на Садовом кольце.
В ХХ в. Курский вокзал два раза перестраивался по проекту мастера постконструктивизма Георгия Волошинова. Преобразования были кардинальными, но старый вокзал не уничтожили: его помещения были включены в состав нового здания. В результате выходящий на привокзальную площадь фасад стал представлять из себя стеклянную витражную поверхность высотой 15 м, а крыша теперь выглядит как 9-метровый складчатый козырек. После реконструкции это сооружение могло вместить 11 тысяч пассажиров и по праву считалось самым большим вокзалом СССР.
Курский вокзал отличается от других вокзалов Москвы тем, что железная дорога в нем не начинается и не заканчивается, поскольку он является транзитным. Он обслуживает скорые, пассажирские поезда и пригородные поезда, которые следуют в Горьковском и Курском направлениях.
Адрес: Земляной Вал, 29
6. Киевский вокзал в Москве
Железная дорога от Москвы до Брянска была достроена в 1899 г., тогда и было построено деревянное здание Брянского вокзала. В 1912 г. в честь юбилейных торжеств, посвященных событиям 1812 г. было принято решение построить сооружение, которое должно было стать самым крупным вокзалом Москвы. В результате этого к 1918 г. на месте деревянного здания появилось каменное строение в стиле неоклассицизм.
Над проектом этого здания работали известные архитекторы В. Олтаржевский и И. Рерберг. Главной особенностью этого строения является контраст горизонтального корпуса с колоннадой и высокой башни. В башне сохранились механические часы, которые были установлены еще при строительстве этого здания. По чертежам инженера В. Шухова был сделан дебаркадер: пространство над платформами было перекрыто стальными застекленными арками. Этот дебаркадер два раза подвергался реконструкции, но его первоначальный облик при этом старались сохранить.
Название Киевский было закреплено за этим вокзалом в 1934 г. Он является начальным пунктом Киевского направления железной дороги. От этого вокзала отправляются поезда, которые следуют в Брянск, города Украины, Молдавии, страны Южной и Юго-Восточной Европы.
Адрес: пл. Киевского вокзала, 1
7. Павелецкий вокзал в Москве
Рязанско-Уральская железная дорога, которая связывала 12 губерний Российской империи, являлась крупнейшей железнодорожной магистралью. Выход к Москве эта железная дорога получила в конце XIX в. Вокзал был построен в 1900 г. предположительно по проекту А. Красовского и был назван Саратовским, так как управление Рязанско-Уральской дороги располагалось именно в Саратове.
В середине ХХ в. участки этой железной дороги вошли в состав Юго-Восточной, Приволжской и Московской железных дорог. Название вокзала изменилось тогда же по названию первой по пути из Москвы узловой станции Павелец. До этого в 1924-1925 гг. вокзал назывался Ленинским. Именно на этот вокзал в январе 1924 г. привезли тело В. Ульянова из подмосковных Горок. Паровоз У-127, который вел этот поезд, является экспонатом Музея Московской железной дороги, который находится около Павелецкого вокзала.
В 1987 г. на этом вокзале проводилась реконструкция и его помещения увеличились в 6 раз. Однако внешний вид здания был сохранен. Оно характеризуется симметричностью: над центральной частью находится купольный свод, а выступающие боковые объемы завершаются мансардами. Фасад здания, который обращен к привокзальной площади, облицован декоративным кирпичом. Поезда, которые отходят от Павелецкого вокзала, следуют в сторону Центрального Черноземья, Среднего и Нижнего Поволжья, на юг России и в Казахстан.
Адрес: Павелецкая пл., 1
8. Рижский вокзал в Москве
Рижский вокзал считается самым тихим вокзалом Москвы. С его платформ за сутки отправляются только три поезда дальнего следования – в Великие Луги, Ригу и Псков. Этот вокзал был построен в 1901 г. для обслуживания Московско-Виндавской железной дороги, которая связывала центральную Россию с портами Балтики. За первую половину ХХ в. этот вокзал сменил название на Виндавский, затем на Балтийский, потом на Ржевский и на Рижский.
Здание этого вокзала в псевдорусском стиле осталось неизменным и до сегодняшнего дня. Построено оно было архитектором Юлием Дидерихсом по проекту зодчего Станислава Бржозовского. Здание вокзала представляет собой ряд русских теремов, которые соединены одноэтажными переходами. Благодаря своему живописному виду Рижский вокзал не один раз становился декорацией для съемок кинокартин: «Вокзал на двоих», «Семнадцать мгновений весны», «Адмиралъ».
В начале этого века часть путей Рижского вокзала стала частью экспозиции железнодорожной техники музея Московской железной дороги, которая была открыта в 2004 г. Кроме того, в историческом здании находится недорогая гостиница «Хостел на Рижском».
Адрес: Рижская пл., 1
9. Савеловский вокзал в Москве
Савеловский – единственный московский вокзал, который работает только на пригородное сообщение. Но это было не всегда, так как раньше от него отправлялись поезда в населенные пункты Тверской, Московской, Новгородской, Ярославской и Ленинградской областей.
Железная дорога, которая была построена на рубеже XIX-XX вв., доходила до села Савелово, что обеспечивало транспортировку грузов с Волги в Москву. Потом планировалось продлить магистраль до Калязина, Рыбинска и Углича.
Вокзал для этой железной дороги был построен в 1902 г. у Бутырской заставы, поэтому его вскоре переименовали в Бутырский. Он представлял собой одноэтажное здание, в котором даже не было парадного входа со стороны площади. В 1987-1992 гг. была проведена реконструкция, в результате которой здание стало двухэтажным, а его внутреннее пространство увеличилось в 2,5 раза.
В конце ХХ в. Савеловский вокзал оказался под угрозой закрытия. Но впоследствии от него были переведены только поезда дальнего следования. Теперь от него отходят электропоезда, которые следуют в Дмитров, Лобню, Савелово, Дубну, Костино.
Адрес: пл. Бутырской заставы, 2
10. Аэропорт Домодедово в Москве
Домодедово является самым крупным по объему пассажирских перевозок аэропортом России и всей Восточной Европы. Полеты из него выполняются более чем в 240 направлениях, поэтому он входит в двадцатку наиболее загруженных аэропортов Европы. В нем имеется две независимые взлетно-посадочные полосы, поэтому самолеты здесь могут взлетать и приземляться одновременно.
Именно этот аэропорт первым в России принял Airbus 380 – самый большой пассажирский лайнер. Первый рейс Москва – Свердловск из Домодедово был осуществлен в 1964 г. Изначально он предназначался для обслуживания рейсов на Дальний Восток, Урал, Поволжье, в Сибирь, Среднюю Азию. Однако в 1992 г. он получил статус международного.
Адрес: Московская область
11. Аэропорт Шереметьево в Москве
Аэропорт Шереметьево функционирует уже более шести десятков лет. Находится он между городами Лобня и Химки и состоит из пяти пассажирских терминалов. В самом начале аэропорт назывался Шереметьевским. Посадочное здание этого аэропорта имело необычную форму, за что его в народе называли рюмкой. Но в 2015 г. в ходе реконструкции оно было снесено.
В Шереметьево базируется национальный российский перевозчик «Аэрофлот». Этот аэропорт входит в двадцатку самых крупных аэропортов Европы и в 50-ку самых загруженных аэропортов мира. Его маршрутная сеть составляет более двух сотен направлений.
Адрес: Московская область
12. Аэропорт Внуково в Москве
Строительство аэропорта началось в 1937 г., когда выяснилось, что Центральный и Быково уже перегружены. Во время Великой Отечественной войны этот аэропорт служил военной базой, а впоследствии начал использоваться для гражданских перевозок.
Внуково является одним из самых старых московских аэропортов и наименьшим в Москве по количеству пассажиром аэроузлом. При этом именно в нем обслуживаются члены правительства России, президент РФ и высокопоставленные зарубежные гости.
Адрес: Московская область
13.
Аэропорт Остафьево в МосквеМеждународный аэропорт Остафьево расположен недалеко от Южного Бутово. Он является аэродромом совместного пользования для военных и гражданских судов. Создан он был в 1934 г. в качестве аэродрома НКВД, а впоследствии был передан в ведение Министерства обороны.
В 1997 г. Остафьево решением правительства стало местом совместного базирования авиапредприятия «Газпромавиа» и Министерства обороны, после чего была начата его реконструкция. В 2000 г. этот аэропорт был открыт для гражданских перевозок, а в 2007 г. он получил статус международного аэропорта.
На сегодняшний день он оказывает услуги по наземному обслуживанию и базированию самолетов деловой авиации. Кроме того, он организовывает трансфер и прохождение таможенных процедур, предоставляет визовую поддержку, сопровождает зарубежные воздушные суда на территории России.
Адрес: пос. Рязановское
14.
Аэропорт Жуковский в МосквеАэропорт Жуковский находится на территории города Жуковский Московской области на аэродроме Раменское. Сначала этот аэродром использовался в качестве грузового международного аэропорта и для испытательных полетов, но 30 мая 2016 г. после реконструкции он был открыт для гражданской авиации.
Адрес: ул. Наркомвод, 3
Вокзалы Москвы
Вокзалы Москвы- com/all/news/11-prichin-obyazatelno-pobyivat-v/» data-featured-path=»/msk/tourism/»>
1 1699
com/msk/list/top-34-mest-moskovskoj-oblasti-kotorye-stoit-uvide/» data-item-url=»https://kudago.com/msk/list/top-34-mest-moskovskoj-oblasti-kotorye-stoit-uvide/» data-featured-path=»/msk/tourism/»> 1777 1476316
mix» data-ping-position=»3″ data-featured-url=»https://kudago.com/all/list/kuda-poletet-v-otpusk-iz-rossii/» data-item-url=»https://kudago.com/all/list/kuda-poletet-v-otpusk-iz-rossii/» data-featured-path=»/msk/tourism/»> 3 7627
Площадь трёх вокзалов
Фото: wikimapia. org
Необычные концерты в Соборе Петра и Павла. 12+
Джаз, средневековая и классическая музыка на органе. Реклама. ИП Романенко Олег Иванович. ИНН 771471613250
Смотреть расписание
Ярославский вокзал
В этих стенах царит старинный дух русского севера, что совсем не мешает вокзалу функционировать в современном ритме, обеспечивая пассажирам комфортабельное обслуживание.
Комсомольская пл. , д. 5Савёловский вокзал
По путям, которые начинаются с Савеловского вокзала, поезда следуют к самым глухим и прекрасным местам Московской и смежных областей.
пл. Савёловского вокзала, д. 2Рижский вокзал
Перед отправлением в страны далекой Балтии можно и в хостеле комфортно отдохнуть, и Музей истории железнодорожной техники посетить.
Рижская пл., д. 1Павелецкий вокзал
Один из самых загруженных вокзалов Москвы объединил в себе надёжность, удобство и практичность.
Павелецкая пл., д. 1Ленинградский вокзал
Ленинградский вокзал — аксакал и дедушка всех столичных вокзалов. Проще говоря, это самый старый вокзал Москвы. Он был построен в 1849 году по проекту архитекторов Константина Тона и Рудольфа Желязевича.
пл. Комсомольская, д. 3Курский вокзал
Самый универсальный московский вокзал, который позволяет добраться как к морским берегам Юга, так и далеко на Север.
ул. Земляной вал, д. 29Киевский вокзал
«Московский Биг Бен» и уникальное сочетание современных комфортабельных условий с оригинальным историческим обликом.
пл. Киевского Вокзала, д. 1Казанский вокзал
Огромный поток пассажиров, экзотичное для России левостороннее железнодорожное движение и неорусская архитектура вокзала стали его отличительными чертами.
Комсомольская пл., д. 2Белорусский вокзал 0+
В Париж, Ниццу, Варшаву — отсюда. Снимать фильмы — тут. Учиться находить элементы классицизма и готики — тоже тут.
пл. Тверская застава, д. 7Северный речной вокзал 0+
Северный речной вокзал (известный также как Химкинский) находится рядом с Химкинским водохранилищем. Вокзал является одним из символов столицы и памятником сталинской архитектуры.
ш. Ленинградское, д. 51Железнодорожный вокзал «Восточный»
Новый вокзал стал важным транспортным узлом как для москвичей, так и для гостей столицы.
Окружной пр-д, д. 7, стр. 1Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
Выберите рассылку:
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы соглашаетесь на передачу и обработку предоставленной персональной информации в соответствии с условиями Политики конфиденциальности.
Подписка оформлена
Спасибо!
Железнодорожные вокзалы Москвы
Москва является не только столицей России, но и центром образования, политики, культуры, транспорта и экономики. Он имеет богатую историю и ежегодно привлекает множество туристов. Самым распространенным видом транспорта является поезд, и в городе вы найдете девять различных железнодорожных станций. Их названия происходят от маршрутов, которые они обслуживают.
Ленинградский вокзал
Адрес: Комсомольская пл., д. 3.
Старейший вокзал Москвы, расположенный недалеко от станции метро Комсомольская. Отсюда поезда идут в Северо-Западную Россию, включая Санкт-Петербург, Новгород, Петрозаводск, Мурманск, Финляндию и Эстонию. Железнодорожный вокзал построен архитектором Константином Троном по проекту Московского вокзала в Санкт-Петербурге. Он строился с 1844 по 1851 год. Он уже имел несколько названий и был отреставрирован в 1950 и 1972 г. Примечательно, что количество пассажиров постоянно увеличивается.
Ярославский вокзал
Адрес: Комсомольская пл., д. 5
Вокзал находится рядом с Ленинградским вокзалом у метро Комсомольская. Транссибирский маршрут также проходит через этот вокзал, и отсюда отправляются поезда в Золотое кольцо, на Северо-Восток России, на Дальний Восток России, в Монголию и Китай. Из всех девяти вокзалов в Москве на этом находится наибольшее количество пассажиров.
Казанский вокзал
Адрес: Комсомольская пл., д. 2.
Вокзал также находится рядом со станцией метро Комсомольская. Поезда отправляются в Казань, Татарстан, Урал, Среднюю Азию и Юг России. Время строительства этого современного вокзала было между 1913 и 1940 годами по проекту архитектора Алексея Щусева. Вокзал по своей конструкции напоминает башню Сююмбике в Казани.
Белорусский вокзал
Адрес: пл. Тверская Застава, д. 7.
Отсюда отправляются поезда в Белоруссию, Калининград (Россия), Латвию, Литву, Польшу, Германию, Чехию. Его построил архитектор Иван Струков, он был открыт в 1870 году, но реставрировался в 1910-1912 годах. Он связан с аэропортом, а также принимает некоторые местные маршруты в пригород Москвы.
Киевский вокзал
Адрес: пл. Киевского вокзала, 2
Железнодорожный вокзал расположен рядом со станцией метро Киевская и принимает рейсы в Украину и Юго-Восточную Европу. Он был спроектирован Иваном Рербергом и Владимиром Шуховым в 1919 году.14-1918. Это единственный вокзал в городе, с которого можно прямо смотреть на Москву-реку.
Курский вокзал
Адрес: ул. Земляной Вал, д. 29
Вокзал курсирует во Владимир, Нижний Новгород, Орел, Пермь, Юг России, Кавказ, Восток Украины, Крым. Станции метро рядом с ним — Курская и Чкаловская. Первая конструкция была сделана Н.П. Орловым в 1896 г. и реконструирован Г.И. Волошинов в 1972.
Павелецкий вокзал
Адрес: Павелецкая пл., д. 1
Железнодорожный вокзал принимает маршруты дальнего следования в Алматы, Воронеж, Баку, Луганск, Саратов, Донецк, Тамбов, Липецк, Волгоград, Елец и Астрахань. Имеет сообщение с аэропортом Домодедово. Это очень старый вокзал, впервые построенный А. Красовским в 1900 году и реконструированный А. Гурковым, С. Кузнецовой и А. Воронцовым в 1987 году. Новое сооружение намного больше и имеет большую интенсивность движения.
Рижский вокзал
Адрес: Рижская пл., 79/3.
Находится рядом со станцией метро Рижская и принимает рейсы в страны Балтии. Он открылся в 1901 году по проекту С. Бржозовского, который также участвовал в строительстве Витебского вокзала в Санкт-Петербурге. Кроме того, у станции уже было много разных названий. Вокзал получил свое нынешнее название в 1946 году. Он очень современный и также упоминается в Музее Московской железной дороги.
Савеловский вокзал
Адрес: Савеловского вокзала пл.
Железнодорожный вокзал курсирует на север Москвы, а также в дальние направления: Кострома, Череповец, Вологда (Россия). Также есть стыковка с аэропортом Шереметьево. Ближайшая станция метро Савеловская. Время постройки — между 1897 и 1902 годами, и она названа в честь деревни, расположенной вдоль маршрута. По случаю своего 90-летия он был реконструирован.
Международные устремления императорской России · Городское воображение
Эскиз XIX века Ленинградского вокзала в период его строительства. Во времена этого изображения станция называлась Николаевской в честь царя Николая.
Карта существующих и планируемых железнодорожных маршрутов между Москвой и Санкт-Петербургом показывает, насколько прямой путь от Ленинградского вокзала в Москве до Санкт-Петербурга.
Будучи старейшим железнодорожным вокзалом Москвы, Московский Пассажирский вокзал, или Ленинградский вокзал на английском языке, имеет богатую историю и длинный список имен, сопровождающих эту историю. В 1842 году царь Николай издал указ о строительстве железной дороги между Петербургом и Москвой. Легенда гласит, что на вопрос, какой должна быть трасса железной дороги, Николай взял линейку и положил ее на карту между двумя городами, сказав: «Построить прямолинейную железную дорогу» (1). Этот маршрут, проложенный Николаем и его правителем, существует сегодня между двумя городами, и новая предлагаемая высокоскоростная железнодорожная линия следует по такой же прямой траектории.
Ленинградский вокзал связывает Москву с имперской столицей. Изысканная станция была спроектирована Константином Тоном, русским архитектором, уже известным своим проектом Храма Христа Спасителя и Кремлевского дворца в Москве (2). Станция, первоначально называвшаяся Петербургской, открылась для публики в начале августа 1851 года, когда в Москву прибыл первый поезд из Петербурга (2). В 1856 году, в честь смерти Николая, Петербургский стал Николаевским. После Октябрьской революции и свержения царей станция получила новое название Октябрьской в 1924, но быстро сменил это название в 1925 году на нынешний Ленинградский.
Думая о царях в Санкт-Петербурге, Ленинградский район и железнодорожное сообщение между двумя городами служили мостом от российской имперской столицы на крайнем севере к сердцу страны. Санкт-Петербург был первоначально выбран Петром Великим в качестве имперской столицы России в начале 18 века, чтобы у империи было окно в Европу через Балтийское море. Эта железная дорога позволила царям быть менее изолированными от остальной части империи, так как огромное расстояние между двумя крупными российскими городами теперь можно было преодолеть менее чем за день. Хотя основным пунктом назначения при выезде из Ленинградского района является Санкт-Петербург, на самом деле маршрут поезда проходит дальше на северо-запад, пересекая северо-запад России с потенциальными пересадками в Эстонии и Финляндии (3). И Эстония, и Финляндия были территориями Российской империи, и новая железная дорога обеспечила удобный доступ к этим территориям. Это подчеркивает план Петра Великого быть ближе к главному сопернику России в то время, Швеции, поскольку доступ, который обеспечивала железная дорога, теперь позволял войскам и российским гражданам легко утверждать свое присутствие на далеких северных просторах.
Сегодня Ленинградский вокзал по-прежнему красив и внешне похож на постройку 1851 года, но терминалы и магазины внутри современные и оживленные.
Ленинградский вокзал до сих пор является истоком одной из самых проходимых железнодорожных линий России. Поток русских между двумя столицами позволяет использовать их постоянно. Сегодня поездку можно совершить чуть более чем за четыре часа. Восприятие Ленинградского вокзала как якоря, укрепляющего связь между Петербургом и Москвой, свидетельствует о стремлении Российской империи уважать историю Москвы и укреплять имперскую власть. Соединение двух городов позволило царю сохранить это окно в Европу в Петербурге, а также сохранить прочные позиции в Москве. Москва, сердце империи, служила идеальным узлом для зарождения железных дорог, извивающихся через всю империю. Ленинградский вокзал, первый из девяти железнодорожных вокзалов города, стал идеальной моделью для других вокзалов и железнодорожных путей, выполняющих роль спиц на узловой станции.
Ваш комментарий будет первым