Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Какие причины вызвали образование государства русь: Тест по истории «Феодальная раздробленность на Руси» 10 кл | Тест по истории (10 класс) на тему:

Контрольная работа № Задание № Укажите, какие причины привели к: а образованию Древнерусского государства

Контрольная работа № 1.

Задание № 1. Укажите, какие причины привели к:

А) образованию Древнерусского государства;

Б) распаду территории Киевской Руси;

В) укреплению и возвышению Московского княжества.

Набор ответов:

Перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву митрополитом Феогностом

Приток населения в земли Северо — Восточной Руси

Расширение феодального землевладения

Появление частной собственности на землю

Выгодное торговое положение

Распад родовой общины

Политический сепаратизм местных князей

Разгром моноло-татарами «старых» крупных городов

Ослабление роли Киева после набегов кочевников

Слабость и нерегулярность торговых связей

Выгодное географическое положение Москвы в центре освоенного земледельческого района

Образование племенных союзов

Необходимость для феодалов оперативного подавления народных движений и восстаний

Умелая политика династии московских князей

Рост экономического могущества местных феодалов

Удаленность от золотой Орды

Появление соседской общины

Рейтинг: по 3 балла за 1 и 2 задание

Задание № 2. Укажите, какие даты относятся к:

А) истории Древнерусского государства;

Б) процессу раздробления территории Древнерусского государства на отдельные, самостоятельные княжества;

В) процессу укрепления Московского княжества и его борьбы против золотоордынского ига.

Набор ответов:


1.-1156 гг.

9.-988 гг.

17.-1252-1263 гг.

2.- 1327 гг.

10.-1380 гг.

18.-1326 гг.

3.-862 гг.

11.-1113 гг.

19.-1125-1157 гг.

4.-1174 гг.

12.-1325-1340 гг.

20.-1170-1205 гг.

5. — 945 гг.

13.-1176-1212 гг.

21.- 1113-1125 гг.

6.-1359-1389 гг.

14.-882 гг.

22.- 1367 гг.

7.-1097 гг.

15.-1136 гг.

23.- 1378 гг.


8.-1147 гг.

16.-1272-1303 гг.

24.- 1068-1072 гг.

Задание № 3.

Укажите, какие причины вызвали:

А) агрессию немецких и шведских феодалов;

Б) завоевательные походы монголо-татар на Русь и Европу;

В) быстрое завоевание русских земель монголо-татарами.

Набор ответов:

Экстенсивное кочевое скотоводство, обусловливающее заинтересованность в расширении пастбищ

Стремление расширить свои владения за счет соседей

Стремление «христианизировать» население Прибалтики

Возможность обогащения с помощью грабительских военных походов

Усобицы князей, обусловливающие отсутствие единства русских княжеств

Организация общемонгольского похода – объединение военных сил разных частей татаро-монгольской империи

Использование достижений военного искусства, заимствованных в Китае после его завоевания

Поддержка германского императора

Оборонительная тактика городского населения

Благословение папы римского на организацию крестового похода

Жесткая военная дисциплина монголо-татар

Ослабление Руси в результате борьбы с монголо-татарами
Рейтинг: 3 балла.
Задание № 4. Укажите, какие даты относятся к:

А) монголо-татарскому завоеванию русских земель;

Б) борьбе русских княжеств против агрессии немецких и шведских феодалов;

В) Борьбе русских княжеств с золотоордынским игом

Набор ответов:


1. 1238 г.4 марта

2. 1262 г.


3. 1240 г. 15 июля

4. 1380 г. 8 сентября

5. 1242 г. 5 апреля

6. 1202 г.

7. 1223 г. 31 мая

8. 1237-1240 гг.

9. 1327 г.

10. 1480 г.

11. 1243 г.

12. 1410 г. 15 июля

13. 1378 г.

14. 1235 г.

15. 1382 г.

16. 1234 г.

Рейтинг: 3 балла.
Задание № 5.

Укажите, каким годам, помещенным в левой колонке под буквенными

обозначениями, соответствует правление князя, имя которого помещено под цифрой в правой колонке:


А) 980-1015

1. Александр Невский

Б) 1325-1340

2. Иван Калита

В) 1157-1174

3. Владимир 1 Святославич

Г) 1359-1389

4. Всеволод Большое Гнездо

Д) 1113-1125

5. Дмитрий Донской

Е) 1252-1263

6. Ярослав Мудрый

Ж) 1153-1187

7. Владимир Мономах

З) 1176- 1212

8. Андрей Боголюбский

И) 1170-1205

9. Ярослав Осмомысл

К) 1019-1054

10. Роман Мстиславич Галицкий

Рейтинг: 10 баллов.

Критерии оценивания:
60 % от общей суммы баллов – «удовлетворительно»

80 % — «хорошо»

100 % — «отлично»

Контрольная работа № 2.
Задание № 1. Укажите даты следующих событий и процессов:

А) включение Твери в единое Русское княжество

Б) принятие Судебника, ограничивающего право перехода крестьян двумя неделями в году – введение Юрьева дня осеннего

В) феодальная война в Москве

Г) золотоордынское иго в русских землях

Д) включение Новгорода в единое Русское государство

Е) Правление великого князя Ивана  Васильевича

Ж) Включение Рязани в единое Русское государство

З) Правление великого князя Василия  Ивановича

И) Правление московского князя Ивана Даниловича Калиты

К) Включение в единое Русское государство Псковской и Смоленской земель

Л) Правление великого князя Дмитрия Ивановича Донского

М) Правление великого князя Василия  Васильевича Темного

Ответы:


1. 1425-1453 гг.

2. 1485 г.

3.1240-1480 гг.

4. 1521 г.

5. 1462-1505 гг.

6. 1510-1514 гг.


7. 1505-1533 гг.

8. 1325-1340 гг.

9. 1497 г.

10. 1478 г.

11. 1425-1462 гг.

12. 1359-1389 гг.

Рейтинг: 12 баллов.

Задание № 2.

Укажите, какие признаки, процессы и особенности характеризуют:

А) Экономические,

Б) Социальные,

В) Политические предпосылки образования единого Русского государства в 15 – первой трети 16 века.

Набор ответов:

Расширение поместного землевладения

Потребность феодалов в сильной княжеской власти, обладающей эффективным административным аппаратом и армией для подавления народных восстаний

Необходимость ликвидация таможенных границ между княжествами, чтобы создать благоприятные условия для развития торговли

«Наивный монархизм» крестьянства, вера в доброго князя, защищающего интересы народа

Необходимость борьбы за национальную независимость

Дальновидная политика династии московских князей

Потребность служилого дворянства в могущественном и богатом князе, раздающем поместья за службу

Постепенное нарушение натуральности сельскохозяйственного производства

Потребность горожан в сильной княжеской власти, способной преодолеть разобщенность русских земель, способной обеспечить условия для обмена товарами, способной обеспечить независимость страны

Углубление процесса отделения ремесла от сельского хозяйства

Превращение Москвы в религиозный центр русских земель в результате переноса митрополичьей кафедры из Владимира в Москву

Превращение Московского княжества в общенациональный центр, поднявший знамя освободительной борьбы

Потребность феодалов в закреплении рабочих рук

Необходимость введения единой денежной системы, единых мер веса, объема и длины, чтобы обеспечить благоприятные условия для развития торговли

Рост и укрепление городов как торгово-ремесленных центров

Рейтинг: 3 балла.

Задание № 3.

Укажите даты присоединения к Русскому единому государству отдельных княжеств и земель:

Ответы:


А) Новгородское

1. 1463 г.

Б) Ростовское

2. 1474 г.

В) Ярославское

3. 1478 г.

Г) Тверское

4. 1485 г.

Д) Смоленское

5. 1503 г.

Е) Рязанское

6. 1510 г.

Ж) Псковское

7. 1514 г.

З) Новгород-Северское

8. 1521 г.

Рейтинг: 8 баллов.

Задание № 4.

Укажите, какие события или процессы относятся к:

А) середине – второй половине 16 в;

Б) началу 17 в.;

В) середине – второй половине 17 в.

Набор ответов:

Начало продвижения русских в Сибирь

Принятие Соборного уложения

«Семибоярщина»

Ликвидация местничества

Попытки самозванцев захватить власть в России

Опричнина

Восстание Хлопка

«Вечный мир» с Польшей

Принятие Судебника, увеличившее «пожилое» и закрепившего Юрьев день

Избрание Михаила Романова на царство

Ливонская война

Освобождение Москвы вторым народным ополчением

Прекращение созыва Земских соборов

Венчание на царство великого князя московского Ивана Васильевича

«Соляной» и «медный» бунты в Москве

Причины и особенности образования государства у восточных славян.

Причины появления государства у восточных славян вполне укладываются в общепринятые концепции исторического развития. Они ориентируют на то, что государство возникает именно там и тогда, где создаются условия для его появления в виде совершенствования орудий труда, вызванного этим увеличение производимого продукта и последовавшим за этим имущественным расслоением в обществе и сменой господствовавших ранее производственных и социально-правовых отношений. Для защиты интересов собственников и требуется механизм принуждения в виде государства со всеми его атрибутами – публичной властью, армией, чиновничеством, писаными законами и новой идеологической системой, оправдывающей господство одного класса всеми остальными слоями общества.

Только эта самая общая схема образования государства варьируется у разных народов. У одних народов главную роль сыграли благоприятные природные условия, и образовавшееся государство представляло собою общественный договор правителя со своими подданными. У других на первое место выдвинулся внешний фактор – завоевание другим этносом или угроза такого завоевания. Другие народы и племена пришли к государственному устройству общества согласно марксистской теории исторического процесса, и фактор материального производства здесь сыграл определяющую роль.

Обращаясь к истории образования государства у восточных славян, следует отметить, что немалую роль в его появлении и дальнейшем развитии сыграл географический фактор — место проживания славянских племён. Стоит лишь бросить взгляд на место расселения восточнославянских племён – ядро будущего Древнерусского государства, как взору предстаёт необъятная лесостепная равнина с малыми сгустками населения, теснящегося у излучин рек, посёлками и городами, отстоящими друг от друга на сотни вёрст. То есть полная открытость страны для вражеского вторжения и неспособность разрозненных племён дать ему отпор. Именно эта реальная внешняя опасность и потребность в самозащите, как считает историк П. Н. Милюков1, вызвала раннее собирание русских земель в единое государство и раннее возникновение сильной власти у восточных славян. Государственная консолидация была жизненно необходима разделённому на отдельные племена и беспомощному населению Древней Руси. А врагов у Древних славян было предостаточно. С юга и юго-востока к их землям подступал мощный Хазарский каганат, которому одно из восточнославянских племён – поляне уже вынуждены были платить дань. С севера на Русь часто наведывались буйные варяжские дружины. На западе интенсивно шёл процесс формирования раннефеодальных государств, ставших со временем источников повышенной военной опасности для западнорусских земель. Таким образом, в отличие, допустим, от прибалтийских племён, которые пребывали в некоторой изоляции и, вплоть до XIII в., им никто реально не угрожал, восточнославянские племена видели перед собою опасных противников, что не могло не ускорить у них процесс государственной консолидации.

Отсюда первая главная особенность образования государства у восточных славян. Государственная организация здесь сложилась раньше, чем её мог создать процесс внутреннего естественного развития. Это подтверждается разным уровнем хозяйственного и культурного развития восточнославянских племён, оказавшихся в орбите Древнерусского государства. Если поляне знали пашенное земледелие и торговлю, у них были определённые нормы поведения и сложившиеся семейно-брачные отношения, то их соседи древляне ходили в звериных шкурах, жили охотой и бортничеством и занимались похищением невест. Собрать эти разные по уровню развития племена могла только сильная княжеская власть.

В то же время в Западной Европе главную роль в образовании раннефеодальных государств сыграли причины внутреннего порядка, прежде всего, социальное расслоение в среде германских племён, сокрушивших Западную Римскую империю. Момент крушения прежней системы военной демократии и утверждения королевской государственной власти хорошо отражён в легенде о Суассонской чаше, когда вождь франков Хлодвиг примерно наказал простого воина не уступившему ему эту лучшую часть военной добычи. Процесс выстраивания феодальных отношений в Европе, в их классическом варианте, удобнее всего рассмотреть на примере государства франков, а затем Французского королевства и империи Карла Великого.

Феодализация франкского общества протекала в три этапа. Первый этап относится к эпохе королевской династии Меровингов с V по VI вв. За это время в жизни жителей Франкского государства произошли следующие изменения:

1. Произошло постепенное сближение франков и покорённого населения – галлов. Также был совершён переход от родоплеменной общины к соседской.

2. Со временем был ликвидирован племенной сепаратизм, и произошло объединение всех племён в один народ.

3. Постепенно были ликвидированы прежние формы управления в виде народных собраний, совета дружинников и племенных вождей. Вместо них сложилась централизованная система управления во главе с королём и его наместниками. Вместо племенных союзов были образованы территориальные округа во главе с королевскими чиновниками-графами. Ближайшие к королю чиновники, наместники и дружинники-рыцари составили костяк будущего служилого сословия.

4. Характерной чертой в управлении страной на этапе раннего феодализма стало соединение воедино органов государственного управления и органов управления королевским хозяйством, ибо страна считалась личным владением короля. И бытовавшие в эпоху классического средневековья пышные титулы феодальной знати (коннетабль, маршал, майордом) тогда означали более прозаический род деятельности – старший по дому, старший конюх, королевский гонец.

Второй этап складывания феодальных отношений в государстве франков относится ко времени начала правления Каролингов – VII – VIII веков. Здесь центральное место занимает военная реформа короля Карла Мартелла, которая привела к ещё большему упрочению феодальных отношений:

1. Произошла полная замена народного ополчения военным сословием – конными рыцарями.

2. Для этого Карл Мартелл стал практиковать раздачу земель в качестве бенефиция – пожалования (дословно благодеяние) при условии несения военной службы и выполнении определённых обязанностей перед королём.

3. В результате этого было создано постоянное профессиональное войско, а простой народ был отлучён от военной службы. Военное дело стало исключительной привилегией служилого сословия дворян-рыцарей.

4. Следующим результатом реформы стало появление зачатков вассально-сюзеренных отношений: король – сеньор, а бенефициарии – его вассалы.

Последний этап выстраивания феодальных отношений во Франции относится к эпохе Карла Великого. При нём феодальные отношения окончательно утвердились в стране, что нашло выражение:

1. В оформлении т.н. феодальной лестницы, когда по отношению к королю появились вассалы I ступени (герцоги и графы), вассалы II ступени (бароны) и вассалы III ступени (рыцари).

2. В установлении форм феодального землевладения и поземельной зависимости крестьян. Основой феодального землепользования стал феод как наследственное земельное держание при условии постоянной военной службы, денежной и иной помощи сеньору, от которого феодал получал землю. Крестьяне за предоставленную им феодалом землю должны были нести натуральные, денежные и иные повинности (в основном – барщина, натуральный и денежный оброк).

3. В возникновении имперской идеи, т.е. стремлении объединить все христианские государства Европы под совместной властью светского правителя и духовного владыки. Первый опыт на этом пути — создание империи Карла Великого и его союз с Католической церковью в лице Римского папы.

4. В использовании некоторых элементов античной культуры для подготовки государственных чиновников, образования священников и в быту, т.н. «каролингское возрождение».

Что касается стран Востока, то там, как уже отмечалось, процесс складывания и гибели государств происходил в результате вражеских нашествий. Сначала арабы, потом турки-сельджуки, затем монголы, напоследок турки-османы. Причём завоеватели быстро усваивали культуру и традиции покорённых народов, воссоздавали государство на тех же самых основах. Потому развитие арабского Востока шло как бы по замкнутому кругу, постоянно воспроизводя те же самые ситуации и периоды развития в противовес инновационной Западно-христианской цивилизации.

Другое отличие от Европы в том, что на Руси государственность строилась сверху вниз, путём «окняжения», т.е. подчинения ряда славянских и неславянских племён власти киевского князя и переходе власти из рук племенной верхушки в руки военной знати. Тогда как в европейских странах государственный строй возник уже на подготовленной для него римским владычеством почве. И государство здесь строилось, по преимуществу, снизу вверх, путём заимствования и наполнения новым феодальным содержанием прежних культурно-правовых и политических институтов, оставшихся от античного общества. Происходил синтез сохранившихся элементов позднеримского общества с варварским началом, привнесённым в бывшие окраины Западно-Римской империи германскими племенами.

Особенностью развития первых варварских государств в Европе стало то, что феодализм быстрее всего утверждался там, где римские и варварские начала взаимно уравновешивали друг друга. Это отчётливее всего видно на примере Франции, где феодальные отношения в основном утвердились в VIII – IX веках. В Италии же, где преобладали римские традиции в хозяйственной жизни, культуре и в быту, феодализм смог утвердится лишь в Х веке. Ещё более медленно происходило утверждение феодальных отношений в тех странах Европы, где было слабым или вообще отсутствовало римское влияние. Так, в Ирландии, Шотландии, Скандинавии и Германии феодализм утвердился только в XI – XII веках.

Другая отличная от формирования раннефеодальных государств в Европе черта, присущая рождению Киевской Руси заключается в отсутствии здесь ярко выраженного насилия в процессе образования государства. Ведь в Западной Европе новая после римского владычества государственность местному населению была навязана извне со стороны победившего этноса. Франки навязали своё господство галлам, англосаксы – бриттам, вестготы кельтам и т.д. фактор завоевания особенно повлиял на историю Англии, где выстраивание феодальных отношений более интенсивно началось после норманнского завоевания в 1066 году.

Можно, с каким угодно скепсисом относится к рассказу летописца Нестора о добровольном призвании славянами варягов, но в летописных сводах нельзя найти свидетельств «схваток боевых», следов активного сопротивления пришельцам-варягам со стороны местного населения. Кроме разве что довольно невнятного рассказа о новгородце Вадиме Храбром, выступившего против варяжского конунга Рюрика и убитом им. Даже новгородские летописи не одобряют поступка Вадима. Об отсутствии вооружённого сопротивления варяжским князьям свидетельствует и тот факт, что прежняя родоплеменная славянская знать не была устранена в одночасье, как это бывает при вражеском нашествии. Как помним, во время нормандского завоевания Англии почти вся прежняя англосаксонская знать полегла на Гастингском поле, а новое правящее сословие составили выходцы из Франции.

На Руси же во времена первых киевских князей продолжали существовать местные династии (полоцкий князь Рогволод и древлянский князь Мал), которые лишь со временем были заменены Рюриковичами – потомками варяжского конунга Рюрика, который по преданию положил начало первой правящей династии на Руси.

Его приход на Русь, по существу, был уже подготовлен. Восточнославянские племена к IX веку успели осознать необходимость государственной консолидации. Нужен был только активный фермент, который бы скрепил воедино разрозненные славянские племена. Этим ферментом и стали варяжские дружины со своими предводителями – конунгами. В данном случае вовсе не принижает наше патриотическое чувство осознание того факта, что первым легендарным правителем Руси стал выходец из Скандинавии. Надо только представить себе состояние умов и нравов той эпохи, когда ни один из племенных славянских вождей не мог уступить и подчиниться другому. Здесь и потребовался как бы третейский судья, человек со стороны, неподверженный местным интригам и противоречиям между племенами, который бы стал выразителем общегосударственного начала.

Так, Древняя Русь совершила первый в своей судьбе исторический выбор, пожертвовала своим прежним родоплеменным укладом ради торжества нового государственного порядка. «Дайте не хазарам, дайте мне», — сказал полянам князь Олег, пообещав оборонить их от вражеских набегов. Подчинив себя государственной идее и пожертвовав своим прежним родоплеменным укладом, Древняя Русь сумела быстро, в течение нескольких десятилетий, выступить на мировой арене как мощное государство с собственным вектором развития, активно впитывающая в себя культурные и политические достижения окружающих её стран, имеющих более длительный опыт существования.

Этот процесс приобщения к лону мировой цивилизации и определению своего место историческом пространстве, был ещё более ускорен принятием единобожия – христианства и определения правовых норм собственного существования.

Второй исторический выбор восточных славян, таким образом, был связан с определением ими основ своей духовной жизни. Христианство на Русь пришло из православной Византии. Это было вызвано следующими обстоятельствами:

1. Географической близостью Древней Руси и Византийской империи.

2. Возникшими вследствие этого торгово-экономическими и военно-политическими связями.

3. Большей доступностью православного вероучения для древнерусского общества, ибо православная церковь допускала проповеди на родном языке.

4. Надо учитывать и то, что молодое, едва становящееся на ноги, государство всегда стремиться впитать в себя культурные, технические и политические достижения стран, имеющих солидный опыт государственного строительства.

Для западноевропейских стран таким ориентиром в развитии стала Западная Римская империя. Только своё уважение к былому величию Древнего Рима европейские народы и правители перенесли на Римскую курию, ища у Римского папы совета и благословления. Отсюда, как уже ранее отмечалось, тянутся истоки главной политической идеи средневековой Европы: возродить Римскую империю, объединив все христианские народы под властью Римского папы и единого правителя – императора. Первым эту идею попытался реализовать, как уже отмечалось, самый знаменитый европейский правитель эпохи раннего средневековья Карл Великий, создавший великую империю. Затем эту идею подхватил германский король Оттон I, объявивший в 962 году о создании «Священной Римской империи германской нации. Здесь, как отмечали впоследствии историки, что ни слово, то неправда. Это государство не имела никакого отношения ни к Риму, ни к Древнеримской империи, включало в свой состав разные народы и разные страны. Оно являло собою довольно аморфное объединение, где император имел лишь символическую власть. К тому же со временем самого императора на престол избирало собрание самых сильных князей и епископов.

Для Руси же лучшего объекта для заимствования опыта государственного строительства, чем Византия, трудно себе и представить. Поэтому, по мнению академика Б.А. Рыбакова, уже во второй половине IX века часть русской знати приняла православную веру при посредничестве греческого и болгарского духовенства1. Сама правительница Киевской Руси княгиня Ольга стала христианкой. Однако вскоре её повзрослевший сын Святослав принялся вновь укреплять языческую веру и языческие нравы. Начался, условно говоря, период «языческой реакции».

Для князя Святослава его антихристианство было осознанной политической позицией. Взяв курс на создание обширной славянской империи, он должен был вступить в военное противоборство с источником православной веры – Византией. Так что о принятии новой религии из её рук не могло быть и речи. С другой стороны, боевые соратники князя и его дружина, живущие постоянными военными походами, не видели в христианстве ничего, кроме смешных обрядов и нелепых заповедей («не убий», «не укради», «не возжелай жены ближнего своего»), ослаблявших боевой дух.

Наибольшая опасность для будущей христианизации Руси возникла в 970-980 гг., когда новый князь Владимир предпринял попытку реформировать языческий культ и превратить его в государственную религию. Во главе языческого пантеона был поставлен бог грома и молнии Перун. Это был бог войны, т.е. бог князей и дружинников, который должен был стать духовным символом крепнущей русской государственности.

И нельзя сказать, что его затея с реформированием языческого культа была заранее обречена на провал. Ведь из истории других стран и народов известен опыт существования средневековых государств, духовную основу которых составлял национальный религиозный культ, что с точки зрения христианского вероучения или ислама является тем же самым язычеством. Япония и Индия тому пример. Могла ли и Русь существовать на такой духовной основе?

Ответ на этот вопрос лежит на поверхности. На определённой стадии исторического развития приверженность своему национальному религиозному культу обрекает народ на изоляцию от других стран, где утвердилась одна из мировых религий (христианство или ислам), и, значит, ставит его в неравноправное положение в системе межгосударственных отношений. Страны, где утвердилось единобожие, относились к таким народам как к «варварам», по отношению к которым допустимы любые действия и средства.

Так что очень хорошо, что князь Владимир вовремя осознал, что политические и торговые отношения с христианскими государствами Запада и Востока Европы надо подкрепить религиозной общностью, которая в эпоху средневековья играла определяющую роль.

Однако принятие христианства Русью из рук православной Византии оказалось отстроченным на несколько лет тем обстоятельством, что это могло тогда означать признание вассальной зависимости Руси от Византийской империи. На что русские дружинники, не раз поражавшие византийские войска в битвах, пойти не могли. Поэтому киевский князь Владимир непосредственно перед крещением Руси провёл военную акцию против Византии, взял город Корсунь (Херсонес) (на месте нынешнего Севастополя) и вытребовал себе в жёны сестру византийских императоров принцессу Анну. После этого принятие из Константинополя новой православной веры уже не выглядело политической уступкой. Так, в 988 году, после десяти лет «языческой реакции» Русь стала христианской державой, а князь Владимир, ещё недавно увенчанный языческим титулом князя «Солнца», стал со временем, несмотря на свои прежние грехи (братоубийство и многожёнство) святым.

Примечательно и то, что крещение Руси произошло без влияния внешних сил: христианских миссионеров или иноземных войск, как это было в некоторых странах Европы. Отсюда сравнительно быстрое (100 лет) распространение христианства на Руси. В Европе этот процесс занял более продолжительное время. Вместе с православием на Русь пришли письменность, школы крестово-купольный стиль в архитектуре, суды, забота о нищих и больных. Христианство духовно связало воедино разные части страны, значительно подняло престиж княжеской власти, превратило правителя в «помазанника божьего», придала ему харизматические черты вместо прежней роли военного вождя. Новая религия способствовала также общему смягчению нравов, учила богатых оказывать помощь бедным людям, а бедняков не завидовать богатым.

Вместе с тем, принятие Русью православной веры имело некоторые негативные последствия для последующего развития страны. Кроме Руси православными государствами тогда являлись слабеющая Византия и малоавторитетная в Европе Болгария. Остальной западный мир исповедовал католицизм. Такая духовная обособленность Святой Руси несла в себе семена определённой идейно-политической изоляции от католической Европы, что долгое время мешало «Святой Руси» стать полноправной частью европейского христианского мира.

Тогда же принятие христианства обеспечило Древней Руси пропуск в круг цивилизованных государств своего времени. Прежнее язычество органично слилось с христианством, придав особый колорит и сугубо национальный характер Русской православной церкви.

Увенчало процесс образования Древнерусского государства определение правовых норм жизни общества, издание письменного свода законов, пришедшего на место обычаев. Процесс оформления законодательной базы Древней Руси занял не одно десятилетие. Первый древний письменный свод русских законов дошёл до нас под названием «Русская Правда». Её составление относят к 1016 г., ко времени киевского князя Ярослава Мудрого, поэтому её ещё называют «Правдой Ярослава». Подобно законодательным актам первых варварских королевств в Европе, она описывала порядки в княжеской вотчине и определяла меру наказания за совершённые уголовные и имущественные преступления. Ещё одной общей чертой являлось сохранение элементов родового права, в том числе права на кровную месть, судебный поединок и судебное испытание водой или огнём. Также впервые здесь были определены категории зависимого населения: от должников до рабов.

Надо отметить, что в следующей редакции Русской правды под названием «Правды Ярославичей» – сыновей Ярослава Мудрого, право на кровную месть заменялось, даже за убийство или увечье, денежным штрафом, часть которого шла князю, а часть потерпевшей стороне. Зато были добавлены новые статьи, касающиеся торгово-предпринимательской деятельности древних россиян. Поэтому историк В.О. Ключевский с полным на это основанием называл «Краткую русскую правду (Правду Ярослава и Правду Ярославичей)» настоящим торговым кодексом Древней Руси, отмечая, что именно широкая внешняя торговля являлась основной сферой деятельности её жителей, способствовавшей экономическому процветанию государства1.

В 1113 г. Краткий свод «Русской Правды» был дополнен «Уставом Владимира Мономаха». С этого времени этот правовой документ в русских летописях фигурировал уже под названием «Пространной Русской Правды», включавшей в себя 121 статью. Со временем отдельные статьи Пространной русской Правды были переработаны в соответствии с изменившимися условиями существования отдельных русских княжеств и земель. И вплоть до XV века, т.е. до образования единого русского государства с центром в Москве, правовую жизнь русского общества на всей территории страны определяла правовой свод под названием «Сокращенной Правды», на смену которой в XV веке на Северо-Восточные русские земли пришёл Судебник Ивана III.

Так, с утверждением княжеской власти, принятием христианского вероучения и определением правовых норм своего существования состоялся процесс становления Древнерусского государства с центром в Киеве, которое сразу же знало почётное место в ряду цивилизованных государств того времени с собственным вектором развития.

Авторитет Киевской Руси среди современных ей государств был достаточно высок. Она на этапе раннего средневековья не только догоняла Европу, но кое в чём и опережала её. Наряду с наличием общих тенденций развития раннефеодального общества, таких как: военно-дружинный характер генезиса государства, отсутствие принципа поголовного сервилизма, автономное положение сельских общин, христианские духовные ценности и городской титульный характер культуры, Древняя Русь демонстрировала ряд специфических черт в своём развитии в сравнении с европейскими странами:

1. Прежде всего, на Руси слабее были выражены процессы социальной дифференциации. Крупная частная земельная собственность (вотчина) не играла ведущей роли в экономике, как феод в странах Западной Европы. Сама вотчина носила скорее рабовладельческий характер, так как принадлежала князю или самым крупным боярам и обрабатывалась трудом зависимых людей, главным образом из числа военнопленных. Доминировала в хозяйстве Древней Руси свободная земледельческая община, жизнь которой основывалась на идеале прямой народной демократии.

2. Политическая жизнь Киевской Руси также характеризуется идеалом народоправства или вечевым идеалом. Князь не являлся государем ни в восточном, ни в европейском смыслах этого слова. По-существу, его приглашало на службу вече – собрание свободных людей. Оно же могло прогнать князя за нарушение договорных обязательств или плохое исполнение своих обязанностей, главная из которых заключалась в защите территории княжества от вражеских набегов или внутренних смут. Вече влияло на политическую жизнь древнерусского государства вплоть до XI-XIII века. Примером тому служит изгнание из Киева Ярославичей в 1068 года за поражение от половцев и приглашение на княжеский престол Владимира Мономаха году после Киевского восстания в 1113 году.

3. Большие права народного собрания (вече) подкреплялись всеобщим вооружением народа. Именно народное ополчение составляло главную силу русского войска, а не княжеская дружина. И подчинялось народное ополчение вече, а не князю. Такая традиция сложилась под влиянием постоянной военной опасности со стороны степных кочевников.

Эти зримые отличие от развития европейских стран ещё можно объяснить тем, что процесс государственного строительства начался на Руси на 100-200 лет позже, чем в Европе. Оттого и наличие некоторых пережитков эпохи военно-общинной демократии.

4.Однако, неизмеримо выше, чем в Европе, был уровень экономического развития, выражавшийся в многочисленности и богатстве русских городов, в широких торговых связях не только с сопредельными, но и с отдалёнными странами. К тому же, если в Европе города в то время были всего лишь торгово-ремесленными пунктами, то на Руси каждый крупный город являлся политическим центром, к которому тяготела сельская округа. Русские города были своего рода городами-государствами подобно древнегреческим полисам. Тогда как в Европе политическим центром являлся королевский дворец или замок крупного феодала. Это говорит о том, что русская земля тогда, возможно, находилась ближе к прогрессивному пути развития, чем средневековая Европа. Она, принимая во внимание её высокий уровень экономического и культурного развития, могла бы стать лучшей и передовой частью Европы, если бы не монголо-татарское нашествие и последовавшее за ним золотоордынское иго. Покорение Руси монголо-татарами явилось следствием распада единого Киевского государства на удельные княжества и нескончаемых войн между отдельными князьями, ослабившими обороноспособность русских земель.

Вехи: 1921–1936 гг. — Офис историка

ПРИМЕЧАНИЕ ЧИТАТЕЛЯМ
«Вехи истории международных отношений США» был выведен из эксплуатации и больше не поддерживается. Для получения дополнительной информации см. полное уведомление.

Введение

16 ноября 1933 г. умер президент Франклин Рузвельт. почти 16 лет американского непризнания Советского Союза после серия переговоров в Вашингтоне, округ Колумбия, с советским наркомом иностранных дел дел, Максим Литвинов.

Максим Литвинов

6 декабря 1917 г. правительство США разорвало дипломатические отношения с Россия, вскоре после того, как партия большевиков захватила власть у царского режима. после «Октябрьской революции». Президент Вудро Вильсон решил воздержаться признание в то время, потому что новое большевистское правительство отказалось выполнить предыдущие долги перед Соединенными Штатами, понесенные царским правительством, проигнорировали ранее существовавшие договорные соглашения с другими странами и захватили американскую Собственность в России после Октябрьской революции. У большевиков тоже было заключил сепаратный мир с Германией в Брест-Литовске 19 марта18, окончание Участие России в Первой мировой войне. Несмотря на обширные коммерческие связи между Соединенные Штаты и Советский Союз на протяжении 1920-х годов, преемники Вильсона поддержал свою политику непризнания Советского Союза.

Рузвельт настаивает на признании

Однако почти сразу после вступления в должность президент Рузвельт переехал в установить официальные дипломатические отношения между США и СССР Союз. Его причины для этого были сложными, но решение было основано на несколько первичных факторов. Рузвельт надеялся, что признание Советского Союза будет служить стратегическим интересам США, ограничивая японскую экспансию в Азии, и он считал, что полное дипломатическое признание послужит американскому коммерческому интересы в Советском Союзе, вопрос, вызывающий некоторую озабоченность у администрации борьба с последствиями Великой депрессии. Наконец, Соединенные Штаты была единственной крупной державой, которая продолжала воздерживаться от официальных дипломатических признание со стороны Советского Союза.

Президент Рузвельт решил обратиться к Советам в октябре 1933 года через два личные посредники: Генри Моргентау (затем глава Управления фермерского кредита и исполняющий обязанности секретаря казначейства) и Уильям К. Буллит (бывший дипломат, который в качестве специального помощника госсекретарь, неофициально являлся одним из главных руководителей Рузвельта. советники по внешней политике). Они подошли к Борису Швирскому, представителю Советского Союза. неофициальный представитель в Вашингтоне с неподписанным письмом Рузвельта официальному главе государства Советского Союза, Председателю Центрального исполнительного комитета, Михаил Калинин. В письме сообщалось, что правительство США быть готовыми вести переговоры об условиях признания Советского Союза, и просил Калинина направить эмиссара в Вашингтон. В ответ, Нарком иностранных дел Литвинов ездил в Вашингтон 19 ноября.33 для того, чтобы начать переговоры.

Генри Моргентау

Разговоры Рузвельта и Ливитнова

Первоначально переговоры не продвинулись вперед из-за нескольких нерешенных вопросов: неоплаченный долг Советского Союза перед Соединенными Штатами, ограничение религиозные свободы и законные права граждан США, проживающих в Советском Союзе, и участие СССР в коммунистической подрывной деятельности и пропаганде в Соединенных Состояния. После серии переговоров один на один, известных как «Беседы Рузвельта-Литвинова», однако Литвинов и Президент сработали 15 ноября было заключено «джентльменское соглашение». 1933, которая преодолела основные препятствия, блокирующие распознавание.

Согласно условиям соглашений Рузвельта-Литвинова, Советы обязались принять участие в будущих переговорах по урегулированию непогашенной финансовой задолженности перед Соединенные Штаты. Четыре дня назад, после очередной личной встречи с Литвиновым, Рузвельту также удалось заручиться гарантиями того, что советское правительство воздерживаться от вмешательства во внутренние дела Америки (т.е. Коммунистическая партия) и предоставит определенные религиозные и юридические права США. граждан, проживающих в Советском Союзе. После заключения этих соглашения, президент Рузвельт назначил Уильяма К. Буллита в качестве первого посла США в Советском Союзе.

Насилие в СССР

К сожалению, дух сотрудничества, воплощенный в отношениях Рузвельта-Литвинова соглашения оказались недолговечными. Вскоре после приезда в Москву в В декабре 1933 года Буллит разочаровался в Советах, так как соглашение о вопрос о погашении долга так и не был решен. Более того, появились доказательства что Советское правительство нарушило свое обещание не вмешиваться в дела Америки. Домашние дела. Наконец, убийство ленинградского партийного босса, Сергей Киров затеял первую из «Больших чисток», приведшую к гибели или тюремное заключение миллионов советских граждан по мере ликвидации сталинского режима любые потенциальные критики правительства. Широкие масштабы и общественный характер чистки привели в ужас как американский дипломатический персонал, дислоцированный в Советском Союзе, Союза и мира в целом.

Пакт Молотова-Риббентропа

В надежде на улучшение отношений президент Рузвельт отправил бизнесмена Джозеф Э. Дэвиса в Москву в качестве замены Буллиту в 1936 году. удалось восстановить дружеские отношения с советским руководством, его пренебрежительное отношение к чисткам оттолкнуло других американских дипломатов. Более того, Дэвис столкнулся с новыми беспрецедентными проблемами в результате ухудшения ситуации. политическая ситуация в Европе. Советско-американские отношения достигли апогея в 19 августа39 года, когда Советы подписали пакт Молотова-Риббентропа с нацистами. Германии после того, как англичане и французы отвергли советские предложения о создании военный союз против Германии. Не раньше немецкого вторжения в Советский Союз началось бы в июне 1941 года, окажутся ли Соединенные Штаты и Советский Союз еще раз способ сделать общее дело по любому значимому вопросу.

Подкарпатская Русь (Украина) | Энциклопедия Холокоста

Закарпатская область Украины — территория, исторически известная как Подкарпатская Русь. Евреи сначала пришли в Подкарпатскую Русь, затем охватив четыре северо-восточных графства Венгерского королевства, из Польши в семнадцатом и восемнадцатом веках. Они бежали от резни Хмельницкого. Еврейская иммиграция в Подкарпатскую Русь увеличилась после разделов Польши в конце восемнадцатого века.

Регион

Консервативность и традиционализм евреев Подкарпатской Руси были следствием слаборазвитости географически изолированного региона. Это был самый отсталый и бедный регион во всей Венгрии до Первой мировой войны и в межвоенной Чехословакии. Большинство населения составляли крестьяне. Даже большой процент евреев был занят ручным и сельскохозяйственным трудом. Примерно 80 процентов евреев региона жили в небольших городах или сельских деревнях. Еврейские жители двух крупных городов Мункач (Мукачево) и Унгвар (Ужгород) зарабатывали на жизнь мелкой торговлей и ремеслами; однако многие из них были безработными. Действительно, евреи Подкарпатской Руси были одними из беднейших в Европе.

Подкарпатская Русь в годы Первой мировой войны

Во время Первой мировой войны Подкарпатская Русь была оккупирована русскими войсками до 1917 года. По Трианонскому договору 1920 года область формально вошла в состав новой Чехословацкой республики. Его 90 000 евреев, 12 процентов населения, получили официальный статус меньшинства вместе со всеми другими евреями Чехословакии.

Язык и обучение

В Подкарпатской Руси не было явного господства культуры или языка большинства. Отчасти из-за официальной политики мадьяризации (ассимиляции с венгерской культурой) в конце девятнадцатого века, а отчасти из-за энтузиазма некоторых венгерских евреев в восприятии мадьярской культуры, многие евреи изучали венгерский язык в государственных школах, а некоторые даже начали говорить на нем дома. Многие также имели базовые знания украинского языка, что позволяло им общаться со своими соседями и клиентами. Однако подавляющее большинство евреев продолжали говорить на идиш в межвоенный период.

Те, кто хотел отдать своих детей в современные школы вместо традиционных еврейских хедер , могли выбирать между украинской, чешской, венгерской и современной еврейской системами образования. Некоторые евреи из низшего и среднего класса отправляли своих детей в украинские школы, чтобы они выучили местный язык, а в 1930-х годах другие евреи начали отправлять своих детей в государственные еврейские школы с чешским языком обучения. Некоторые еврейские семьи продолжали обучать своих детей в венгерских школах, что является наследием аккультурации, которую многие образованные евреи из среднего класса приняли в Венгрии во время правления монархов Габсбургов.

Хотя некоторые чешские евреи считали себя «национальными» евреями и даже сионистами, большинство из них полностью ассимилировались с чешской и немецкой культурами. Только в Подкарпатской Руси были созданы и стали жизнеспособными ивритоязычные сионистские школы, в том числе одна гимназия (средняя школа) в Мункаче. Хаим Кугель, директор гимназии, был лидером Чехословацкой еврейской партии и был избран в национальный парламент в 1935 году. Национальное правительство, хотя и официально привержено еврейской культурной автономии, сначала не поддерживало сионистские школы. Тем не менее президент Чехословакии Томас Масарик продемонстрировал поддержку, сделав личное пожертвование сионистским школам в размере 10 000 крон.

Православие и сионизм

Во главе с раввином Шапирой из Мункача православные лидеры Подкарпатской Руси попытались создать центральное еврейское бюро, которое координировало бы все религиозные общины региона. Это дало бы им большую власть над еврейским населением, а сионисты и евреи-интеграторы выступили против создания бюро.

Сионизм пришел в Подкарпатскую Русь относительно поздно. Мункач стал сионистским центром для всей Подкарпатской Руси, а его еврейские школы стали образцом для школ, основанных в других городах региона. Национальная сионистская организация выбрала Подкарпатскую Русь в качестве места для своих ивритоязычных летних лагерей. Выпускники еврейской гимназии Мункача впоследствии стали активными студентами сионистских университетов и преподавателями иврита по всей Чехословакии.

Эконом

В межвоенный период происходил отток молодых евреев из сельской местности в города, а также в западную Чехословакию. Почти вся (94 процента) торговля Подкарпатской Руси находилась в руках евреев. Однако в период между двумя мировыми войнами экономическое положение евреев в Подкарпатской Руси ухудшилось, поскольку украинцы крестьянского происхождения стремились попасть в средний класс и торговать профессиями, таким образом конкурируя в профессиях, традиционно занимаемых евреями. Создание крестьянских кооперативов и приток дешевых промышленных товаров из промышленно развитой западной Чехословакии также наносили ущерб местным еврейским экономическим интересам.

Великая депрессия еще больше усугубила ситуацию; многие евреи потеряли работу, а у молодых евреев не было надежды найти работу. Что еще хуже, некоторые неевреи обвиняли «иностранного» еврея во многих экономических бедах того времени (например, еврейских лавочников обвиняли в снижении цен).

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *