Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Какой народ в россии исповедует буддизм: Буддизм в России. Где распространен буддизм в России, народы исповедующие буддизм в России

Буддизм в России. Народы России, исповедующие буддизм

Религиозное пространство Российской Федерации довольно многообразно. Занимая исключительно большую территорию и объединяя под своей политической юрисдикцией огромное множество народов и этнических групп, наша страна представляет собой площадку, где встречаются различные традиции и религии запада и востока, севера и юга. Христианство и ислам – две мировые религии, распространенные в нашем государстве. Вместе с ними представлена и третья, которую исповедуют многие народы России, – буддизм. О том, где распространена эта религия в нашей стране, мы и поговорим далее.

Буддизм в России

Буддизм — это уникальная религия, не похожая ни на какую другую. Внутри себя различные буддийские течения и школы также существенно разнятся. Происхождением своим обязанный религиозному гению Индии, на своей родине буддизм практически утратил вес. Сегодня традиционными странами, исповедующими буддийское учение, являются Корея, Япония, Китай, Непал и другие, среди которых особенно выделяется Тибет. На сегодняшний момент буддизм в России представлен практически всеми основными буддийскими конфессиями. Среди них есть различные школы махаяны, ваджраяны, тхеравады, дзэн, чань и многие другие традиционные и не очень объединения. Однако большинство людей, исповедующих буддизм на территории России, являются приверженцами Тибетской религиозной традиции.


Первый буддийский храм в Москве

До 1991 года в Москве в основном действующими были православные церкви, но со вступлением в силу…

Буддийская этнография России

Предлагаем ответить на вопрос: какие народы России исповедуют буддизм сегодня?

Благодаря политическим событиям и межкультурным контактам, буддизм сначала укоренился среди калмыков и тувинцев. Это произошло в XVI веке, когда территории этих республик вместе с населявшими их народностями входили в состав монгольского государства Алтан-хан. Веком позже Буддизм проник к бурятам, где успешно конкурировал с традиционной религией всех сибирских кочевников – шаманизмом, или иначе тенгризмом.

Буддизм в Бурятии

Бурятия – республика России, чьи границы начинаются от восточных берегов Байкала. Будучи присоединенной к Российской империи, она оказалась устойчивой к русификации и избежала христианизации. С другой стороны, тесные культурные, торговые и политические связи с Монголией, а через нее и с Тибетом, сделали среди бурят популярным буддийское учение. Первые каменные дацаны здесь были возведены в XVIII веке.


Иволгинский дацан. Бурятия, Иволгинский дацан

В степи, возле хребта под названием Хамар-Дабан, что находится близ населенного пункта Иволгинск,…

Хотя среди буддийских народов буряты – последние, кто принял эту религию, сегодня именно они представляют буддийское большинство и представляют буддизм в России. В Бурятии располагается административный центр российских буддистов – Традиционная буддистская Сангха России, а также основные святыни и культовые сооружения. Важнейшим из них является Иволгинский дацан – резиденция Бандидо Хамбо-ламы – духовного лидера значительной части буддистов России.

Наряду с буддизмом, среди бурят довольно распространенным является традиционный шаманизм, или так называемая черная вера.

Буддизм в Туве

Тува, это республика, которая была принята в состав России в начале XX века, а именно, в 1911 году. Тувинцы сегодня исповедуют ту же форму учения, что и буряты, – традицию Махаяны Тибетского буддизма. Однако так было не всегда: первые очаги буддийского учения, преимущественно в форме хинаяны, на территории Тувы появились еще во II веке н.э., во времена Тюркского каганата. В дальнейшем тувинские племена находились в подчинении уйгуров, отвоевавших земли Тувы у тюрков. Уйгуры исповедовали манихейскую религию, однако испытывали на себе влияние и буддизма. Разработав письменность, уйгурские ученые стали активно переводить буддистские тексты с китайского и согдийского языков. С течением времени переводчики сосредоточились на тибетских трактатах, что и определило дальнейшее преобладание тибетской традиции. Эта тенденция была подкреплена в XIII веке влиянием монгольских учителей, воспринявших буддистскую традицию от тибетских лам.


Калмыки: религия, традиции, история народа

Не так часто в Европе встречаются люди, говорящие на монгольском языке. И практически все они…

Первые монастыри были построены в Туве в 1772 и 1773 годах. Хотя буддийская община Тувы в основном придерживается линии Гелуг, предполагающей монашеское духовенство, местные традиции санкционируют женатый институт ламства, что является ее уникальной особенностью. Как и в Бурятии, по религиозному признаку тувинцы разделяются на два лагеря – шаманисты и буддисты.

Буддизм в Калмыкии

Калмыкия, это единственный европейский регион с преобладанием буддийского населения. Представляя собой потомственные западно-монгольские племена, родословная калмыков восходит к ойратам, приобщившимся к таинствам буддийской религии в XIII веке благодаря вхождению в империю Чингисхана. Однако в это время буддизм являлся вероисповеданием лишь политической элиты ойратов. Популяризация же учения среди простого населения происходит только в XVI-XVII веках. И, как и в случае с Бурятией и Тувой, калмыцкий буддизм также придерживается тибетских религиозных традиций. Особенно эта связь между Тибетом и Калмыкией укрепилась после признания в начале XVII века в ойратском мальчике перерождения третьего Далай-ламы.

Распространение буддизма среди ойратов способствовало и становлению отдельного калмыцкого этноса. В состав последнего вошли ойратские племена, принявшие буддизм и расселившиеся на запад в пределах Российского государства. При этом, подчиняясь российскому императору, калмыки образовали собственное управление — Калмыцкое ханство. Последнее просуществовало до 1771 года, когда указом императрицы Екатерины II было упразднено. В дальнейшем калмыцкий буддизм развивался, приобретал национальные черты и, подобно бурятской и тувинской сангхам, вел религиозную борьбу с шаманизмом.

Буддизм в СССР

После Октябрьской революции буддизм в России был подвержен модному тогда духовному веянию – обновленчеству. Синтез дхармы и марксизма призван был реорганизовать буддистские общины. В рамках этого движения в Москве 20-х гг. даже состоялся всероссийский буддийский собор. Однако затем политика партии переменилась, и в отношении религиозных организаций начались массовые репрессии. Монастыри закрывались, храмы разрушались, а духовенство преследовалось. До послевоенной «оттепели» народы России, исповедующие буддизм, потеряли более 150 монастырей. В Бурятии из 15 тысяч лам к 1948 году осталось менее 600 человек. Что касается Тувы и Калмыкии, то на оба региона насчитывалось всего несколько десятков выживших священнослужителей из 8 тысяч.

Народы России, исповедующие буддизм в наши дни

До Перестройки буддийским органом, координирующим деятельность буддийских организаций, являлся ЦДУБ СССР (Центральное духовное управление буддистов СССР). В начале 90-х годов его переименовали в ЦДУБ России. Сейчас этот орган называется Буддийской традиционной сангхой России и включает в свой состав буддийские общины Бурятии. Религиозные объединения Тувы и Калмыкии остаются независимыми. Впрочем, авторитет БТСР в Бурятии и за ее пределами признают далеко не все. В результате политических и идеологических разногласий буддийское общество пережило ряд расколов и кроме основных объединений насчитывает несколько самостоятельных ассоциаций и независимых общин.

В любом случае, буддизм в России представлен, как и прежде, тремя основными регионами – Бурятией, Тувой и Калмыкией.

Прочие буддийские общины России

Традиционные народы России, исповедующие буддизм, являются сегодня не единственными носителями буддийской культуры и традиции. В последнее время эта религия заметно популяризировалась в среде молодежи и интеллигенции. В крупных городах продолжают открываться различные религиозные центры. Среди них, кроме традиционных школ тибетского буддизма, присутствуют представительства корейского, китайского и японского дзен-буддизма, традиций тхеравады и дзогчена. Россию за последние несколько лет посетило множество духовных учителей. В свою очередь, среди наших соотечественников также появились представители буддийского монашества и духовенства.

Заключение

Мода на буддизм в России не уникальна, и в этом смысле наша страна разделяет общеевропейское очарование востоком. Зачастую, приобретая в количестве, отечественная буддофилия теряет в качестве, что чревато распространением в России поверхностного, маргинального варианта буддизма.

Вместе с тем, буддизм — религия в России такая же традиционная, как христианство и ислам. Поэтому его статус и будущие перспективы представляют большую важность для благополучного развития российской культуры.

кто они – европейские буддисты?

Калмыки – потомки западных мон­го­лов-ой­ра­тов, которые мигрировали с исторической родины из-за конфликтов с племенами в Китае. Переселясь в Россию в начале XVII века, к середине столетия они сумели образовать Кал­мыц­кое хан­ство, которое состояло из четырех улу­сов, отличавшихся по этническому признаку: дер­бэ­ты, тор­гу­ты, хо­шу­ты, чо­ро­сы. Во второй половине XVIII века Кал­мыц­кое хан­ст­во бы­ло уп­разд­не­но. Часть калмыков ушли на территорию, которая относилась в то время к Китаю. На опус­тев­ших зем­лях ста­ли се­лить­ся рус­ские и ук­ра­ин­цы, а не­боль­шие груп­пы оставшихся калмыков начали вести оседлый образ жизни. Некоторые из них вхо­ди­ли в состав ураль­ско­го, орен­бург­ско­го и тер­ско­го ка­за­чест­ва, оставаясь единственным в этой части России этносом, исповедующим буддизм.

Майрбек Вачагаев

Автор подкаста «Хроника Кавказа» Майрбек Вачагаев

обсудил исторический путь калмыков с Вадимом Трепавловым – профессором, доктором исторических наук, главным научным сотрудником Института российской истории РАН, руководителем Центра истории народов России и межэтнических отношений.

Трепавлов – председатель международной Ассоциации исследователей Золотой Орды, автор многочисленных монографий и статей по истории ногайцев, Золотой орды, кочевников, тюркских и монгольских народов.

Embed share

Неизвестные калмыки: кто они – европейские буддисты?

by RFE/RL

No media source currently available

0:00 0:31:14 0:00

– Калмыки – кто они по происхождению? С какими народами у них родственные связи, похожий язык?

Вадим Винцерович Трепавлов

– Калмыки – это монголоязычный народ. Ближайшие родственники калмыков – это, разумеется, сами монголы, а также буряты. Но история сложилась так, что калмыки – это анклав, такой фрагмент монголоязычного мира, который оказался от своих сородичей очень далеко. Хотя они сохранили и монгольский, соответственно, своеобразный калмыцкий язык, и буддийскую религию, как и прочие монгольские народы, но вот теперь это единственный народ Европы, который исповедует буддизм.

Как они вообще оказались так далеко от своих сородичей? Это довольно долгая история. В конце XIV века рухнули остатки империи Чингисхана в Китае – так называемая империя Юань. И монголы, которые господствовали там, ушли на север от Великой Китайской стены. Китайцы их выгнали, свергли династию Чингисхана. И вот на территории Монголии, которая в общем-то была обескровлена, ослаблена, разорена за имперский период, вот там начались междоусобицы. Были неудачные попытки восстановить империю, ничего из этого не получалось, начался хаос, но постепенно удалось образовать что-то вроде такого, скажем, государственного объединения.

Оно называлось «Сорок и четыре». Сорок туменов монголов и четыре тумена ойратов (тумен – это 10 тысяч воинов). Вот ойраты – это такая особая группировка западных монгольских племен, которые не смешивались с другими монголами. У них была своя территория на западе монгольских степей – в районе Алтая.

Калмык. Иллюстрированная энциклопедия народов России. СПб, 1877.

В первой половине XV века ойраты смогли объединить прочие монгольские племена под своей властью, но потом это государство быстро распалось, и ойраты, теснимые восточными монголами, стали отступать постепенно на запад.

Вот здесь надо обязательно сказать, иначе будет непонятно дальше. Ойраты состояли из пяти племен: торгуты, чоросы, хошуты, дербеты и хойты. И возглавляли их князья-тайши. Они стали отступать на запад, стали вытеснять те тюркские народы, которые жили на территории нынешнего Синьцзян-Уйгурского района Китая, или, как чаще историки называют, Восточного Туркестана. Заняли там обширное пастбище и образовали Джунгарское ханство.

Оно управлялось аристократией из ойратского племени чаросов. Другим ойратским племенам власть в этом государстве не досталась, и четыре оставшиеся племени ойратов стали переселяться постепенно на запад и на север. И вот эта отколовшаяся от Джунгарии часть ойратов стала называться калмыками. Слово это совершенно немонгольское. Так назвали их тюрки, с которыми ойраты вступали по пути миграции в постоянные сражения. Тюркское слово «калмак» означает «остаться» в значении «отколоться». Вот те, которые ушли из Джунгарии, и стали «калмаками», «калмыками». Но это чужое для монгольского уха слово калмыки произносят как «хальмг», что сейчас является самоназванием калмыцкого народа.

Таким образом, дербеты, торгуты, хошуты стали отступать на запад. Но куда можно было отступать? На Север, в Сибирь? Но там уже стояли русские крепости с небольшими, но сильными гарнизонами. Оставалось двигаться на запад и юго-запад. Там, где были узбекские ханства, где жили казахи, а главное – ослабевшая, огромная, но очень уже раздробленная Ногайская орда.

И вот в течение XVII века эти калмыки, ойраты, заняли весь Казахстан, кроме самой южной части, и часть Южной Сибири. Вот так они постепенно подошли к границам Русского государства. Там началось уже общение с российским правительством, с русскими провинциальными властями.

— Подписывайтесь на наш телеграм-канал!

– Насколько близки сегодня к калмыкам буряты? Как похожи их языки? И есть ли какое-то явное различие между бурятами, калмыками и монголами, которые живут в современной Монголии?

Калмык с саблей

– Да, разумеется, это разные народы, но мы можем сказать, что тут такое же примерно родство и сходство, как между русскими, болгарами, украинцами. Это разные народы, и у них отличаются языки, во многом различается культура, но в том числе там много общих черт. А главное – они объединены общей религией – тибетской ветвью буддизма. И у них одинаковые духовные ценности, святыни, Тибет у них считается религиозным центром. Так что буряты и калмыки – это родственные, но абсолютно разные народы. Живут они довольно далеко [друг от друга], и на протяжении уже нескольких столетий, конечно, у каждого из них сформировались собственные особенности культуры в быту, одежде и т. д.

Кроме того, когда калмыки поселились на юге России, они стали соседями народов Северного Кавказа и, конечно, это соседство тоже привнесло своеобразие в культуру калмыцкого народа, что еще больше стало отличать его от бурят и народов Монголии.

– Буряты все-таки оказались рядом с Монголией, то есть они недалеко ушли. А калмыки – вы сказали, что они продвигались дальше, на запад, и при этом они захватили территорию, которую населяли казахи. В чем была основная причина продвижения калмыков на Запад? Не было ли у них тогда конфликтных ситуаций с другими ойратами, с другими народами монгольского происхождения?

– Не получили власти в Джунгарском ханстве. Чоросы и джунгары оттеснили от власти, вот те и были вынуждены себе искать новые территории для проживания, и вот поэтому они пошли на север, на запад искать себе свободные пастбища. Эта грандиозная миграция продолжалась практически в течение всего XVII века. И при этом укреплялось и отбивалось от врагов, прежде всего китайцев, Джунгарское ханство было мощное, но в конце концов погибло под ударами маньчжурских войск в XVIII веке.

– Когда мы говорим о калмыках уже по эту сторону Волги, то о каком историческом периоде можно говорить, что с такого-то века они уже осели в этой части, которую мы сегодня знаем как Калмыкия?

Калмык с саблей

– Они ведь первоначально появились на Иртыше, в Сибири, и первые контакты с русскими оттуда шли, из Сибири и первые договоры с ними московское правительство заключало с разрешением им кочевать по российской территории, в Южной Сибири. Но с востока прибывали все новые и новые группы калмыков, им требовались все новые территории и, разгромив полностью Ногайскую орду, они вышли к Волге. Это середина XVII века. Ну а на Волге уже прочно стояли русские крепости. Там русские воеводы свою власть осуществляли, прежде всего в Астрахани, в Царицыне. Территория эта уже номинально принадлежала России. По двум договорам 1655 и 1657 годов калмыкам было разрешено поселиться на русской территории и при этом образовать фактически в составе Российского государства собственное калмыцкое ханство. То есть, отвечая на ваш вопрос, – начиная с середины XVII века, 1655

1657 годы.

– Иными словами, сама Россия разрешила им переселиться?

– В отношении Поволжского региона именно так. А вот что касается Сибири, то там очень сложные были отношения. Могучий народ, многие тысячи их пришли. В общем, они сначала не были настроены так уж отвечать интересам русских властей, заложников выдавать, ясак (натуральный налог. – Прим. ред.) платить и т.д. Мол, мы свободный народ кочевой, где хотим, там и кочуем и т.д. Но вот когда они подошли к Волге, там уже была несколько иная ситуация. К тому же тут было соседство Крымского ханства и кавказских народов – калмыкам нужна была и определенная поддержка для того, чтобы выстраивать отношения с этими новыми соседями, из которых не все были довольны появлением этого нового многочисленного народа на северном берегу Каспийского моря.

– А были ли договоренности, которые были подписаны с российским правительством на тот период, что калмыки будут выступать в союзе военном и будут противостоять северокавказскому влиянию?

Внутреннее убранство калмыцкой кибитки

Это 50-е годы XVII века. Историческая ситуация очень калмыкам помогла. Россия, присоединив Украину, вступила в тяжелую войну с Речью Посполитой (Польско-Литовское объединенное государство. – Прим. ред.). И прочитав рапорты, так называемые отписки от астраханских и царицынских воевод о новом народе, который пришел на Волгу, правительство в Москве сообразило, что вот эту многочисленную кочевую конницу можно использовать на европейском театре военных действий. И тогда не против Северного Кавказа, не против Крыма, а прежде всего против поляков использовать конницу калмыцкую. И, надо сказать, сразу после заключения этих договоров, то есть присяг, калмыцкая конница действительно отправилась воевать с поляками. А потом ее использовали и в конфликтах с крымцами.

Прежде всего были вот эти два объекта, то есть западная граница и южная граница. К тому же ведь южные границы, степные границы России не имели естественных преград, они были открыты для вражеских вторжений, прежде всего татарских, ногайских, когда ногайцы стали крымскими подданными. И вот здесь степная калмыцкая конница очень помогала русским вооруженным силам в противостоянии этим противникам.

– В чем была причина ликвидации Калмыцкого ханства?

– Калмыцкое ханство пережило апогей своего могущества, условно говоря, в эпоху Петра I. Там был очень могущественный правитель, самостоятельный, умный – Аюка-хан. А после его смерти российское правительство стало все более и более усиливать административное давление на калмыков. По указке из Петербурга назначались ханы и наместники, причем могли одного и того же человека назначить то наместником, то ханом. Понимаете, не всегда во главе ханства стоял именно человек с ханским титулом. Затем на калмыцкие пастбища стали переселяться русские крестьяне, немецкие колонисты, Екатерина II очень этим увлекалась. Стихийные бедствия часто поражали экономику калмыков.

И еще очень важное – первосвященник тибетской буддистской церкви Далай-лама постоянно настаивал, чтобы калмыки перестали быть подданными – иноверного русского царя, что им надлежит в конце концов, забыв прежние обиды, вернуться к основной массе ойратских племен – в Джунгарию (Джунгарское ханство). Все это вместе имело значение. Но ведь в свое время калмыцкие племена ушли из Джунгарии, потому что не смогли там разделить власть с чоросами. В целом калмыки не хотели возвращаться в Джунгарию. И только когда войска новой Цинской империи в Китае, маньчжуро-китайской империи разгромили, уничтожили, ликвидировали Джунгарию, только тогда калмыки решились идти на свою прародину. Теперь это уже была не Джунгария, это была часть китайской империи Цин.

Но надо сказать, что ушли, конечно, не все. Это так называемый Торгутский побег в начале 1771 года. Торгуты – это одно из основных калмыцких племен. Очень сложно определить численность народа, потому что в источниках называется число кибиток, а не людей, и вопрос, а сколько составляла семья в одной кибитке, и тут разные подсчеты. В общем, условно говоря, если среднюю цифру мы возьмем, то примерно 200 тысяч калмыков в 1771 году ушло в Китай.

– Это большая цифра для того периода?

Калмык. Конец XVIII века.

– Большая, конечно, для кочевой степи, где разрозненное население на огромной территории. Увести 200 тысяч – это очень много. Но надо сказать, что из-за болезней, из-за стычек с казахами, которым российские власти приказывали остановить и вернуть этих калмыков, до Китая добрело, ну… меньше половины точно. Да, 200 тысяч ушло. Примерно 100 тысяч осталось в России, не захотело уходить. Но тут надо сказать, что ведь калмыки жили не только в Калмыцком ханстве. Значительная их часть переселилась в казачье — Донское войско. Это так называемые донские калмыки.

Кроме того, на протяжении всего XVIII века Русская православная церковь вела кампанию по христианизации. Ну, понимаете, человек, воспитанный в собственной традиционной кочевой буддийской культуре, по собственной воле не сменит веру предков. Но дело в том, что калмыцкое общество было очень поляризовано, была огромная масса неполноправных – иногда их называют крепостными, пастухами-аратами. Если такой человек, пастух, бежал в русские владения, переходил в православие, то местные власти наотрез отказывались его возвращать прежним хозяевам. Он становился свободным человеком. В течение XVIII века число таких беженцев стало настолько обширным, что российские власти даже решили построить целый город для их размещения. И имя этому городу придумали звучное, типично имперское – Ставрополь-на-Волге. Теперь это Тольятти. Никаких калмыков там, по-моему, сейчас не осталось. Так вот эти 100 тысяч оставшихся калмыков – это не только остатки населения Калмыцкого ханства, а это плюс донские калмыки в казачьем войске и плюс крещеные калмыки в Волжском Ставрополье.

– То есть независимо от того, что они приняли христианство и перешли под командование казачьих войск, их все равно считали и называли калмыками?

– Да, это было абсолютно официальное название. Донские калмыки. Они жили абсолютно автономно, независимо от Калмыцкого ханства, ханам не подчинялись, подчинялись своим казачьим властям, атаманам и т.д. В 1908 году именно донские калмыки подарили Николаю II и его супруге Александре Федоровне два деревянных трона, окованных серебром, украшенных буддийской и имперской символикой. Царский трон пропал, а трон императрицы сейчас выставлен в экспозиции Омского музея изобразительных искусств.

– И после того, как они стали уже полноправными российскими подданными, создаются и калмыцкие полки для участия в разных войнах – русско-шведской, с французами. Значит калмыки уже участвуют именно как полноправные подданные Российской империи, то есть здесь уже нет привлечения их как сторонней силы.

Калмыки в традиционной одежде. 1862 г

– Да, разумеется, и надо сказать, что создание и привлечение к военным действиям таких так называемых иррегулярных частей, иррегулярной конницы – это давняя традиция русской политики. В XV-XVI веках эту задачу выполняли служилые татары. Пока еще существовали татарские ханства, был оттуда приток населения. В XVII веке эта задача практически целиком стала возлагаться на калмыков. В Северной войне и в стычках с османами калмыцкая конница внесла большой вклад в развитие этих баталий, в том числе в победу России в Северной войне. Ну а вот когда основная масса народа ушла в Китай, то тут уже, конечно, участие калмыков в военных действиях стало менее заметным, хотя они прекрасно проявили себя и в войне с Наполеоном.

Кочевая конница на своих низких мохнатых лошадках, в этих мохнатых шапках, с арканами, с луками, с этими копьями, на которые надеты крючья для стаскивания всадников из седла – все это имело очень ощутимое психологическое воздействие на противников. Не на турков, татар и черкесов – они навидались этого. А именно на европейском театре военных действий, на западных границах. И поэтому не собирались российские военачальники отбрасывать это психологическое оружие. И когда калмыков стало мало, их место, уже в XIX веке, заняли башкиры. Известно ведь, какое впечатление эти, прежде всего башкирские, а не калмыцкие воины произвели на жителей Европы, на французов, когда российская армия дошла до Парижа.

– А когда начался переход в христианство, то есть началась христианизация определенной части с переходом их уже под управление казачьих войск, было ли какое-то сопротивление со стороны калмыков? То есть не было ли каких-либо выступлений против такой политики Российской империи?

– Нет, выступлений против христианизации мне неизвестно, поскольку она не принимала насильственных форм, допустим, в отличие от Сибири. Уход калмыков в казачьи станицы происходил во многом стихийно, это было бегство. Казаки вообще были заинтересованы в пополнении своего состава здоровыми мужчинами. Поэтому население росло, беженцев этих очень неохотно выдавали назад. А вот что касается кампании по христианизации иноверцев, так их называли, то именно Петр I и его преемники начали усиленную целенаправленную кампанию. Только Екатерина II уже потом объявила такую относительную толерантность. Мне в общем-то неизвестно об открытом проявлении благодарности по отношению к нашим дамам-императрицам за их религиозную политику со стороны калмыков, но вот буряты провозгласили в благодарность за терпимость к буддизму Елизавету Петровну и Екатерину II перевоплощениями буддийского божества милосердия.

– Некоторые калмыки из числа тех, кто находился в подчинении казачьих войск и покинул родину в послереволюционный период, перебрались в Европу, в частности в Париж. И они долго, почти 10-15 лет вели переписку с правительством Франции с просьбой предоставить им возможность обосноваться в определенной части страны, создать свою колонию, свой населенный пункт. И вы знаете, в 1939 году правительство Франции практически согласилось, но начавшаяся Вторая мировая война, конечно, все испортила. Потом к этому проекту не возвращались, но меня просто заинтересовало, как калмыки пытались сохранить свои этнические черты путем компактного проживания в чужой стране.

– Конечно, рискованно сравнивать их с евреями или, допустим, с венграми, которые пришли в Европу, будучи чужими всем вокруг, с непонятным языком. Калмыки ведь тоже пришли в этот Северный Прикаспий, чуждые всему местному аборигенному населению, тому же самому кавказскому. И с кавказцами, прежде всего, с кабардинцами, у них выстраивались очень сложные отношения, случались кровавые схватки. В свое время калмыки пытались проникнуть дальше на Кавказ, но тут уже горцы их не пустили, пришлось калмыкам остановиться в степной зоне. Но, кстати, следы этого остались: по одной из версий (кажется, довольно убедительной), Ессентуки, общеизвестный курорт в Минеральных водах, — это ведь калмыцкое слово – «ессен тук». Означает оно «девять знамен», то есть ставка какого-то князя-нойона, скорее всего, там была.

Исполнения национального танца калмыков

В Советском Союзе калмыки разделили общую судьбу народов, которые подверглись депортации в 19431944 годах, и, кстати, в отличие от некоторых других народов, депортация очень подкосила их культурный багаж. Многие калмыки мне говорили, что почти утрачен был язык во время депортации, русифицировался очень народ. Когда бываешь в Элисте (столица Калмыкии. – Прим. ред.), а я несколько раз там был, то довольно редко там можно услышать калмыцкую речь на улицах. То есть антропологически видно, что это монголы, калмыки настоящие, но говорят они на чистейшем русском языке без акцента, и многие, насколько я знаю, не владеют родным языком.

Невозможно совершенно представить, чтобы были написаны стихи: «Злой калмык ползет на берег»

Вот соприкоснувшись с кавказцами, с горцами, с народами Северного Кавказа, разумеется, была заметна разница и в культуре, и быту. Ну ясно – степные кочевники с одной стороны, и оседлые горцы – с другой, но вот что интересно: соседи – горцы и калмыки – они как-то совершенно по-разному воспринимались в русской культуре, в том числе высокоинтеллектуальной, классической нашей литературе. Общеизвестна – для русских читателей, во всяком случае – знаменитая казачья колыбельная: «По камням струится Терек, Плещет мутный вал; Злой чечен ползет на берег, Точит свой кинжал». Невозможно совершенно представить, чтобы были написаны стихи: «Злой калмык ползет на берег, точит свой кинжал». Или у Пушкина: «Прощай, любезная калмычка», «Друг степей калмык» и т.д.

Возможно, здесь сказалась историческая память русских о контактах с татарами, Золотой Ордой и т.д., и степняков все-таки воспринимали ближе. Горцы на тот момент истории для русского интеллектуального взгляда были все-таки чуждым миром. И хотя потом это изменилось, различия между соседними народами – кавказскими, горцами и калмыками – такую интересную иллюстрацию получили.

– А с ногайцами как? То есть какая связь была у ногайцев с калмыками? Как они себя вели в отношении друг друга?

– Ну тут, знаете, довольно однозначно. Калмыки лишили ногайцев родины, они вытеснили их из-за Волги. Ногайцы были вынуждены искать новую родину. Большинство ушло в Крымское ханство, кто-то поселился в Черкесии, в Кабарде, кто-то ушел еще дальше, на запад, в османские владения, на Дунай. Так что две основные причины крушения Ногайской орды следующие: во-первых, это притеснения со стороны астраханских воевод, буквально террор против ногайцев, во-вторых, это калмыцкое нашествие. Ногайцы уже были слабы, раздроблены, они уже давно расходились в разные стороны из своей нищающей орды. И вот этот таран монгольский идет, сотни и сотни тысяч сами заселяют эти уже полупустые степи. И ногайцы – не все, но большинство – успели уйти за Волгу, во владения Крымского хана или под защиту русских воевод в Астрахани, Царицыне, Саратове.

Ну а потом, когда образовалось Калмыцкое ханство, основная масса калмыков собралась на Волге, на пространстве от Астрахани до Саратова. Степи, которые они до этого занимали на востоке, опустели. Вот тут их постепенно снова стали занимать казахи. И поэтому, когда казахские историки рисуют в XVII веке в своих исторических атласах территорию Казахского ханства на всей этой территории, то это, конечно, неправильно. Казахи тогда жили далеко на юге, а почти всю территорию Казахстана занимали в XVII веке калмыки.

В советский период истории калмыки пережили тотальную депортацию в 1943 году, которая стала национальной трагедией, в хрущевскую оттепель они возвратились на свою историческую родину и сегодня представляют собой неотъемлемую часть юга России.

Главные новости Северного Кавказа и Юга России – в одном приложении! Загрузите Кавказ.Реалии на свой смартфон или планшет, чтобы быть в курсе самого важного: мы есть и в Google Play, и в Apple Store.

Религия большинства в России | Религиозные фестивали и торжества

Вы здесь

Последнее обновление:

02.02.2021

Одна из важнейших составляющих путешествия — знакомство с местной культурой, будь то чтение о подлинном наследии или времяпрепровождение в местный ресторан. Религия также тесно переплетена с местной культурой, что делает ее важным фактором для знакомства во время тура по России.

Самая популярная религия в России

Такая большая страна, как Россия, является домом для множества культур и различных религий. Основная религия России — православие; однако исповедуются и другие религии, такие как католицизм, протестантизм, ислам, иудаизм, буддизм и даже шаманизм.

Вторая русская религия по процентному соотношению населения – ислам, за ним следуют католицизм и иудаизм. Несмотря на то, что подавляющее большинство исповедует ту или иную веру, довольно большая группа людей не исповедует никакой религии.

Молитвенные дома

Поскольку православие является преобладающей религией в России, существует множество внушающих благоговейный трепет русских храмов и церквей, в которых люди могут исповедовать свою веру. , Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, также известный как Ватикан России.

Кроме того, есть потрясающие храмы других религий, такие как буддийский храм Иволгинский дацан в Бурятии, Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге, а также Московская хоральная синагога или мечеть Кул Шариф. в единственной в своем роде Казани.

Обязательные к посещению религиозные объекты в России:

  • Собор Святой Троицы. Сергиева Лавра;
  • Мечеть Кул Шариф;
  • Иволгинский дацан;
  • Успенский собор;
  • Свято-Серафимо-Дивеевский монастырь;
  • Спасо-Яковлевский мужской монастырь;
  • Свято-Троицкий собор в Пскове;
  • Воскресенский Новоиерусалимский монастырь;
  • Собор Василия Блаженного;
  • Казанский собор в Санкт-Петербурге;
  • Софийский собор в Новгороде;
  • Храм Спаса-на-Крови;
  • Морской Никольский собор;

Религиозные праздники и праздники

Россияне ежегодно отмечают многочисленные религиозные праздники. Некоторые из них могут похвастаться давними традициями и даже языческим происхождением, другие следуют русскому православному календарю. У местных жителей есть такие известные праздники, как Пасха и Рождество; однако праздники выпадают на другой день, чем в большинстве стран мира — по русскому православному календарю Рождество празднуется 7 января.

Другим важным событием в России являются Святки, также известные как Святки — период от православного Рождества 7 января до Богоявления 19 числа. Это когда люди вспоминают старые традиции и ритуалы, такие как гадание, пение и даже купание в ледяной воде реки. Русская Масленица также является очень популярным праздником, наполненным играми, костюмами и аутентичными церемониями, доставляющими большое удовольствие всей семье.

Говоря о праздновании в России, нельзя не упомянуть русский Новый год; на самом деле это один из самых больших праздников в стране! Новый год отмечается в кругу семьи и друзей, принимая участие в многочисленных аутентичных мероприятиях, таких как украшение елки, ожидание визита Деда Мороза (Дед Мороз), дарение подарков и прослушивание колоколов Кремлевского куранта. до полуночи. Считается, что традиция произносить тост за окружающих вас людей в полночь удерживает их рядом с вами в следующем году.

Спланируйте свою поездку в Россию и посетите чудесные церкви, а также религиозные объекты, имеющие большое значение, чтобы совершить уникальное путешествие по многогранному направлению. Хотите знать, как посетить несколько сайтов за одну поездку? Выбирайте путешествие на поезде и наслаждайтесь безопасным и быстрым путешествием на российских поездах.

Русские буддисты и война – The Russian Reader

hecksinductionhour регионы, религия, война и мир 5 Minutes

Тэло Тулку Ринпоче, ныне бывший Верховный лама Калмыкии

В пятницу, 27 января 2023 г., Министерство юстиции России внесло Тэло Тулку Ринпоче (Эрдни-Басан Омбадыков) в реестр «иностранных агентов». Ринпоче является президентом Ассоциации буддистов Калмыкии и официальным представителем Далай-ламы XIV в России, Монголии и странах СНГ. В пресс-службе ведомства сообщили, что буддистский лидер попал в список за то, что «высказался против проведения спецоперации в Украине и открыто высказался в поддержку Украины», а также потому, что «является гражданином США и проживает за пределами Украины». Российская Федерация.»

Помимо Ринпоче, в список новоиспеченных «иностранных агентов» в этот день вошли солист Little Big Илья Прусикин, журналист Фидель Агумава, соучредитель Движения «Свободный Идель-Урал» Рафис Кашапов и координатор Феминистского антивоенного сопротивления Дарья Серенко.

На следующий день, 28 января, Тэло Тулку Ринпоче объявил, что покидает пост Верховного Ламы Калмыкии.

«В последние два дня многие выражали озабоченность и сочувствие по поводу моего включения в реестр иностранных агентов. Я искренне благодарен им за участие и высокую оценку моей работы. В это непростое время хотелось бы, чтобы народ Калмыкии и все последователи буддизма сохраняли мужество, стойкость и приверженность идеалам сострадания, любви и ненасилия, составляющим основу исповедуемого нами Учения Будды. […] В своих мыслях, делах и молитвах я всецело остаюсь с калмыцким народом и буддистами всей России, служению которым я посвятил свою жизнь», — сказал монах.

Кто такой Тело Тулку Ринпоче?

Тэло Тулку Ринпоче (Эрдни-Басан Омбадыков) родился в США в 1972 году в семье калмыцких иммигрантов, говорится в биографии ламы на сайте Калмыцкой буддийской общины.

В 1991 году Ринпоче впервые посетил Калмыкию в составе делегации во главе с Далай-ламой XIV. Вскоре после визита, который сайт называет «отправной точкой восстановления буддизма в республике», Ринпоче был избран верховным ламой региона, Шаджин-ламой.

«Служа Шаджин-ламой, Тэло Тулку Ринпоче приложил большие усилия для укрепления религиозных и культурных связей, существовавших на протяжении веков между традиционно буддийскими регионами России и тибетской общиной, возглавляемой Его Святейшеством Далай-ламой XIV XIV. «, — отмечается на сайте.

Еще одним важным моментом пребывания Ринпоче на посту Шаджин-ламы была, согласно веб-сайту, «всесторонняя поддержка мирного сосуществования и сотрудничества между представителями традиционных конфессий Калмыкии — буддизма, христианства и ислама». Кроме того, под руководством ламы в Калмыкии было возведено более тридцати храмов и молитвенных домов.

Ринпоче — гражданин США. Он подавал заявление на получение российского гражданства и должен был пройти собеседование на 24 февраля 2022 года, но оно было отменено в связи с началом вторжения России в Украину.

Российские буддисты и война

В интервью, опубликованном на YouTube-канале Алхимия души 30 сентября 2022 года, Ринпоче открыто выступил против «спецоперации».

— Я думаю, что это неправильно, — сказал он. «Эта война не нужна. […] Я думаю, что украинская сторона права. Он защищает свою страну, свою землю, свои права, свою Конституцию, свой народ».

Лама объяснил, что ранее он не высказывался против войны, потому что беспокоился о безопасности буддистов в России и их семей.

«Я не хотел портить отношения между властями и нашими буддистами. Я ничего не говорил, но тем не менее каждое утро всегда молился за всех, и за буддистов, и за небуддистов», — пояснил Ринпоче.

Монах сказал, что покинул Калмыкию и находится в Монголии, где помогает русским, спасающимся от военной мобилизации. Ринпоче вел переговоры о продлении безвизового режима для граждан России, помогал с их размещением и покупкой спальных мешков.


«Урожденный американец Тэло Тулку Ринпоче является буддийским лидером в России. В этом видео Анжела и Ринпоче обсуждают буддийскую философию войны, российскую мобилизацию граждан для поддержки вторжения в Украину и шаги, которые предпринимают российские мужчины, чтобы избежать мобилизации». (на русском языке с английскими субтитрами)

Однако не все буддисты разделяют мнение Ринпоче о «спецоперации». Дамба (Василий) Аюшеев, глава Буддийской традиционной сангхи России, объяснил, что антивоенная позиция ламы связана с тем, что он является гражданином США.

Сам Аюшеев 28 февраля озвучил собственную поддержку войны на Украине.

«Мы живем в едином Российском государстве и защищаем интересы нашей страны, против которой ведется грязная информационная война. […] Мы должны иметь крепкий и надежный тыл. Наши сахьюсан [ дхармапала ] на нашей стороне, наши Великие Хамбо-ламы на нашей стороне, и Будда на нашей стороне», — сказал Аюшеев в эфире радио Буряд FM 28 февраля, сообщает Infpol.

«Это священный долг. Мы, буддисты, должны защищать нашу родину. […] В нашей системе, в буддизме, человек должен защищать [родину, а] если нужно, идти на войну, побеждать и возвращаться к своей семье, на родину», — сказал Аюшеев 30 сентября в беседе с Известия . Буддист добавил, что гордится участием своих единоверцев в войне, а присоединение украинских областей к России назвал «историческим моментом» и «великим событием».

Джампа Дониед (Буда Бадмаев), заместитель главы Буддийской традиционной сангхи Северо-Западного федерального округа России, также утверждает, что буддисты участвуют в «спецоперации» по защите своих духовных ценностей.

16 марта 2022 года «инициативная группа буддистов и сторонников буддизма» опубликовала на странице группы ВК открытое письмо в поддержку военных действий [правительства России] на Украине.

«Буддизм — безусловно миролюбивая доктрина — учит нас успокаивать ум, сохранять внутреннее равновесие и находить покой во всех мирах. Но буддизм не есть учение о непротивлении злу, если зло готово уничтожить все, что находится в его среде. […] В ответ на зло мы не должны вызывать в себе негативные эмоции гнева и злобы, а должны уметь противостоять агрессивным атакам внешних сил в спокойном состоянии духа. Мы должны защищаться, не допуская зла в наши сердца».

Активисты призвали людей подписать письмо, чтобы «выразить солидарность с решением Президента России умиротворить Украину, что позволит установить мирные и добрососедские отношения с этой страной».

По состоянию на 26 марта 2022 года письмо подписали 42 человека из разных регионов России. С тех пор его подписали еще три человека.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *