Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Караимские фамилии: Тюркские фамилии крымских караев (караимов), перевод на русский. Знаменитые караимы. Караимские общины мира

«Мы здесь местные» Караимы о средневековом городе-крепости и особенностях национальной идентичности: Lenta.ru

Караимы — один из коренных народов Крыма. Теорий о происхождении этого этноса, наверное, больше, чем самих его представителей, которых во всем мире насчитывается чуть более 2000 человек. И около 1200 из них живут в Крыму, с которым в первую очередь и ассоциируются. Крупные — по меркам караимов, конечно, — общины есть также в Литве, Польше, Казахстане и России. На полуострове их представители живут в Евпатории, Симферополе, Севастополе, Феодосии, Бахчисарае, Ялте. Крымские караимы — народ, совместивший собственные вековые традиции с чертами тех этносов, с которыми ему долгое время пришлось жить бок о бок на полуострове.

«Крымские караи (крымские караимы-тюрки) — коренной народ Крыма, объединенный общностью крови, языка и обычаев, осознающий собственную этническую индивидуальность, кровное родство с другими тюркскими народами, самобытность культуры и религиозную самостоятельность. Испытывает особые чувства к Крыму, как к исторической родине, дружеское расположение к другим народам и конфессиям, уважает их самоидентификацию». Именно такая формулировка самоопределения, часто, впрочем, вызывающая дискуссии, была принята в 2003 году на Всенародном съезде крымских караимов (тогда еще) Украины.

Слово «караим» заимствовано из иврита и означает «читающие». Самоназвание караимов — «карайлар» (единственное число — «карай»). Караимский язык относится к тюркским языкам и близок к крымскотатарскому. Караимы исповедуют собственную религию — караимизм (иудаизм караимского толка). В основе караимской религии — Танах (Ветхий Завет), но раввинистическо-талмудическую традицию иудаизма караимы не признают.

Долго жившие среди татар, караимы во многом схожи с ними в фольклоре, в быту, в обрядах. В Средние Века караимам разрешалось многоженство. В караимских семьях делают детям обрезание, в знак траура по усопшему семь дней не едят мяса и отмечают сороковины. Большинство караимов носит фамилии тюркского происхождения. Кстати, поговаривают, что сам Остап Сулейман Берта Мария Бендер Бей — «сын турецкоподданного» — был караимом. Веками основным занятием караимов было скотоводство, ремесла, торговля и особенно — садоводство. Что касается национальной кухни, то в ней преобладала баранина, мучные изделия, овощи, фрукты и молочные продукты.

Караимы всегда отличались высоким уровнем грамотности. Благодаря хорошему образованию многие из низ достигли высокого положения. После вхождения Крыма в состав Российской империи караимы быстро богатели, особенно преуспевая в торговле табаком. Именно караимами были основаны табачные фабрики «Ява» и «Дукат».

…В середине VIII века жил в Багдаде, который тогда находился под владычеством Арабского халифата, некий Анан бен Давид. Выходец из ортодоксально-иудаистского аристократического рода, он отличался широкими познаниями в еврейской религиозной литературе и в 762–767 годах написал на арамейском языке книгу «Сефер ха-мицвот» («Книга предписаний»). Вначале его последователи именовались «ананитами», но позже стали называться караимами, «читающими». Ведь один из принципов Анана гласил: «Тщательно ищите в Торе и не опирайтесь на мое мнение».

Это так называемая «раввинистическая теория» возникновения караимизма. Она приписывает заслугу рождения секты честолюбию Анана, якобы задетого тем, что вместо него эксилархом (светским главой еврейской общины) был избран его младший брат Ханания. После того как новое учение распространилось в Междуречье, караимы расселились в Палестине, Египте, Малой Азии, на Кавказе, в Северной Африке и даже Испании. В Крым они попали, скорее всего, в XII веке, очевидно с территории Византии. Первое письменное свидетельство о пребывании караимов в Крыму датируется 1278 годом («Книга избранных трудов» караима Аарон бен Иосиф а-Рофе), но касается не византийских или итальянских колоний, а татарского Солхата, первой столицы Крымского ханства еще в составе Золотой Орды. Когда татары захватили Чуфут-Кале — пещерный город в районе современного Бахчисарая, — там вскорости обосновалась и караимская община. Это, по мнению некоторых специалистов, подтверждает гипотезу о том, кто караимы прибыли в Крым вместе с половцами или татарами.

Однако большинство нынешних крымских караимов утверждает, что их вера возникла из остатков более ранних течений в иудаизме, в частности, от саддукеев, тоже опиравшихся на собственное понимание Библии. Караимы как этнос возникли намного раньше, чем учение Анана бен Давида, да и религия караимов — это не просто следование «Книге предписаний», а некая смесь из христианства, ислама, иудаизма и шаманизма с культом священных дубов и тюркского языческого бога Тенгри.

Если до XIX века считалось, что караимы представляют собой лишь особую этнолингвинистическую и этноконфессиональную группу еврейского народа, то теперь караимы, в первую очередь крымские, относят себя к тюркоязычному этносу, формирование которого началось в VIII или IX веке, в эпоху господства в Крыму и в Северном Причерноморье Хазарского каганата. Предками нынешних «карайлар» были племена, подчинявшиеся каганам, а также населявшие тогда Крым готы, греки, булгары, аланы и еще бог знает кто — во время Великого переселения народов каждая волна кочующих племен накладывала отпечаток на этническую карту полуострова.

Не исключено, что караимы — прямые потомки хазар, которые, к слову, тоже были иудеями по вероисповеданию. По версии историка Льва Гумилева, крымские караимы происходят от детей, родившихся от смешанных браков в Хазарии: отец — еврей, мать — хазарка.

Результаты антропологических исследований, от которых следует отталкиваться, в первую очередь, при поиске корней этноса, противоречивы — по одним данным караимы не принадлежат к семитам, по другим — у них намного более общего с угрофиннами, чем с тюрками, по третьим — караимы ближе к чувашам, а следовательно их происхождение можно связать с хазарами и половцами.

Новые теории происхождения удивительного крымского народа возникли только в XIX веке. До этого караимы не имели ничего против, чтобы их считали евреями. С чем это связано?

Большая часть средневековой истории крымских караимов прошла под тюркским владычеством — под половцами, татарами, турками. Караимы вполне мирно соседствовали со всеми этими народами, перенимая у них язык, обычаи, и делясь с ними своим наследием. В Крымском ханстве караимы занимали гораздо более высокое социальное положение, чем христиане — почти наравне с титульной нацией. В частности, у караимов было самоуправление, их освободили от многих налогов. Жили караимы в основном в Чуфут-Кале (с XIX века — в Евпатории). Тогда их численность достигала двух с половиной тысяч человек. С крымскотатарским периодом в истории полуострова связано переселение караимов в Литву и на Украину: в 1392 году литовский князь Витовт вторгся в Крым, угнал с собой в качестве пленников несколько сотен караимов и поселил их в Троках (Тракай, возле Вильнюса), в Луцке, а также в Галиче.

Дистанцироваться от евреев караимы начали с включением Крыма в состав Российской империи. В 1795 году Екатерина II освободила представителей народности от уплаты взимаемого с российских евреев налога и разрешила им приобретать земли. Спустя тридцать лет их, как и крымских татар, освободили от воинской повинности. Наконец в 1863 году караимы были полностью уравнены в правах с другими царскими подданными (включая право на дворянство). Так в XIX веке «евреи-караимы» превратились просто в «караимов». Нынешние лидеры общины считают, что восторжествовала историческая справедливость, однако у них находятся оппоненты, отстаивающие семитскую идентичность караимов. Да и Израиль до сих пор предоставляет крымским караимам право на репатриацию и гражданство.

В годы немецкой оккупации, чтобы спасти караимов от Холокоста, еврейские ученые заявляли об их нееврейском происхождении. В Третьем рейхе пытались выяснить, кто такие караимы на самом деле. Епископ Берлинский и Германский Серафим объяснил гитлеровцам, что «караимское вероучение, по признанию Русской православной церкви, рассматривалось как совершенно обособленная религия». В результате караимы избежали судьбы крымчаков — тюркского народа, исповедовавшего талмудический иудаизм. Однако в некоторых местах, в том числе в Бабьем Яру, караимы разделили трагическую участь истребляемых нацистами евреев.

И, как некоторые другие народности, караимы в 1944 году были частичны депортированы из Крыма советскими властями по обвинению в пособничестве гитлеровцам.

В советскую эпоху ускорился процесс ассимиляции караимов. Если к 1917 году в России их насчитывалось около 14 тысяч, то в 1959-м — 5,7 тысячи, в 1970-м — 4,6, в 1979-м — 3,3 тысячи человек. Сыграли свою роль смешанные браки, разрушение кенасс (молитвенных домов, в которых, как в синагоге или мечети, снимают обувь) и русификация с утратой родного языка. Некоторые исследователи без обиняков заявляли о «вымирании караимов».

кенаса

Однако в последние годы крымская караимская община возрождается. Им переданы несколько кенасс (в Евпатории и Симферополе — до революции в Крыму было 10 кенасс), отобранных в советские годы, возобновились религиозные праздники, культурные мероприятия, основанные на традициях караимского народа. В частности, в 2006 году в Евпатории прошел первый Всемирный фестиваль культуры крымских караимов, в котором участвовали представители Украины, России, США, Литвы, Франции, Латвии, Эстонии, Италии, Польши, Швеции и даже Японии. Хотя возвращенная караимам симферопольская кенасса находится в аварийном состоянии, и община собирает деньги на ее восстановление.

Тысячу лет связаны караимы с Крымом. Полуостров за это время успел сменить множество хозяев, но остался самим собой. И если есть Крым, значит должны быть и караимы.

Как поставить ударение в фамилии Минаш?

?
 

Как поставить ударение в фамилии Минаш? 29 июн, 2012 @ 13:08

Господа сообщники, затруднился в простановке ударения в написании фамилии «Минаш».
Известно, что это караимского происхождения архитектор Минаш Сима Исаакович.
Вдруг кто-то знает? Спасибо!

Ещё не разрешилась трудность в таком ударении: Василий Кенель.

From:georgi_krylov
Date:Июнь, 29, 2012 09:10 (UTC)
(Link)

Ударение лучше вообще не ставить в сомнительных случаях с фамилиями. В устной речи тоже ударять не обязательно.

From:prirodoved
Date:Июнь, 29, 2012 09:32 (UTC)
(Link)

Вот я и хочу перевести этот случай из разряда сомнительных в разряд установленных. Может, у кого-то друг караим, и он достоверно знает, что у караимов во всех фамилиях ударение на последнем слоге. Да ещё пришлёт ссылку )).

From:georgi_krylov
Date:Июнь, 29, 2012 09:36 (UTC)
(Link)

Установленных кем? У англичан — доктор Уотсон, а для русских он — доктор Ватсон. Не акцентируя ударение, вероятнее случайно кого не обидеть.

From:prirodoved
Date:Июнь, 29, 2012 09:53 (UTC)
(Link)

Представьте, что на публике некто скажет: Ватсóн. Каково?

From:georgi_krylov
Date:Июнь, 29, 2012 10:19 (UTC)
(Link)

А не надо ударять, и не будет проблем.

From:prirodoved
Date:Июнь, 29, 2012 11:01 (UTC)
(Link)

Ну мы же не роботы, чтобы бубнить без интонации.

From:georgi_krylov
Date:Июнь, 29, 2012 11:10 (UTC)
(Link)

Так ведь не перекличка представителей малых народов в строю. С`акцентировать найдётся на чём, чтобы без личных обид. Можно матерком разбавить…

From:starik_henc
Date:Июнь, 29, 2012 09:31 (UTC)
(Link)

Караимские фамилии происходят от старинных родовых ивритских имен.
По-русски пишут » МИнаш» — с буквой » И «.
Но слово происходит от ивритского имени » Менаше». Это родовое имя колена израилева » Менаше «.Ударение на втором слоге. » МинАш «
Носитель такой фамилии может гордится чрезвычайной древностью своего рода и своего родового имени ( фамилии )

From:prirodoved
Date:Июнь, 29, 2012 09:51 (UTC)
(Link)

Пожалуй, Ваша версия убедительна: http://dic. academic.ru/dic.nsf/personal_names/3900/%D0%9C%D0%95%D0%9D%D0%90%D0%A8%D0%95

From:levimem
Date:Июнь, 29, 2012 11:00 (UTC)
(Link)

кЕнель.

From:prirodoved
Date:Июнь, 29, 2012 11:09 (UTC)
(Link)

Почему?

From:levimem
Date:Июнь, 29, 2012 11:11 (UTC)
(Link)

Потому что если это еврейская фамилия, то только так.
Просто знаю и всё. А если не верите, проверьте по словарю Бейдера (у меня нет — дорого).

From:levimem
Date:Июнь, 29, 2012 11:23 (UTC)
(Link)

На самом деле все просто — идиш предпочитает ударение на предпоследний слог. Есть исключения, но они редки. В фамилиях, это случаи, когда она двусоставная и окончанием на слово в один слог (например -берг, -фельд, -дорф), тогда фамилия имеет двойное ударение в предпосленем слоге первой части и в последнем слоге — РОзенфЕльд, ТрАхтенбЕрг).

При ивритских зимствованиях в идиш все равно ударение чаще всего перемещается на предпоследний слог лЕви, КОген. Исключения редки, например сегАль, сагАн, шабАт.

From:prirodoved
Date:Июнь, 29, 2012 11:29 (UTC)
(Link)

Отлично, спасибо!

Не нашёл электронной версии, увы.
Тогда и Минáш тоже?

Edited at 2012-06-29 11:31 (UTC)

From:levimem
Date:Июнь, 29, 2012 11:36 (UTC)
(Link)

Я не знаю правил построения караимских фамилий. В идишевских такого типа фамилии имели бы ударение на первом слоге, типа МЕнис, ГЕнис. Но, если это, например славянское заимствование, то может быть, что-то вроде БарАц, БарАш.

From:starik_henc
Date:Июнь, 29, 2012 14:03 (UTC)
(Link)

Иврит и идиш — разные языки, с разными правилами : ))))
Если в идиш «КЕнель «, то в иврите «МинАш»: ))))

И тот и другой языки — языки евреев . И у евреев есть ещё и язык ладИно. Вот такое богатство : )))

From:prirodoved
Date:Июнь, 29, 2012 14:06 (UTC)
(Link)

Задал на сайте http://toldot. ru/urava/ask/ «вопрос раввину», посмотрим, что они скажут. Спасибо за ответы.

From:ondrean
Date:Июнь, 29, 2012 11:11 (UTC)
(Link)

вам про Кенеля правильно сказали: поищите в архивах и библиотеках информацию о его происхождении. тогда вопрос разрешится 🙂

Top of PageРазработано LiveJournal.com

Леонович

ЛЕОНОВИЧ ( Леонович ), фамилия караимского рода из Галича. Первым носителем этой фамилии был лидер общины Авраам бен Леви (ум. 1851). В 1802 году он был назначен хаззаном Галича; он защищал интересы своей общины перед австрийскими властями. В 1836 году его стараниями в Галиче была построена новая синагога (предыдущая сгорела за шесть лет до этого). Он был в дружеских отношениях с некоторыми интеллектуалами движения *Хаскала, распространившегося в то время в Галиции. Среди его друзей, с которыми он переписывался и обсуждал религиозные вопросы, были Нахман *Крохмаль, Самуил Давид *Луццатто из Падуи, Исаак бен Самуил Реджио, Авраам *Гейгер и многие другие. Он смягчил некоторые строгие караимские законы, касающиеся погребения умерших. Он сочинил ряд богослужебных стихов на иврите, некоторые из которых вошли в караимский сборник sidur и некоторые на караимском языке. Помимо караимских источников, он изучал Талмуд и средневековую раббанитскую литературу.

Его сын Джозеф (1794–1867) был назначен хаззаном после смерти отца. Он также был ходатаем за свою общину и членом городского совета Галича. Иосиф и ряд сановников общины отправились в Вену со специальной миссией к императору Францу Иосифу, чтобы просить его об освобождении караимов от военной службы. Его аргумент заключался в том, что, согласно буквальному толкованию Священного Писания караимами, любое кровопролитие строго запрещено, даже во время войны. На просьбу делегации был дан положительный ответ. Иосиф написал грамматический трактат Имрей Шефер (Санкт-Петербургский институт востоковедения РАН А 258) и ряд богослужебных стихов на иврите, некоторые из них вошли в караимский сидур . Он интересовался раббанистской литературой. Поскольку он вырос в атмосфере Хаскалы в доме своего отца, он был в дружеских отношениях с некоторыми важными фигурами Хаскалы, такими как А. Гейгер, М.-М. Розенталя, Йозефа Мозеса Леви из Венгрии и других. Его переписка с 1860 по 1864 год с последним была опубликована в Кохвей Изхак (1845–83), 28–33.

ЗАРА БЕН САМУИЛ (ум. 1895) был зятем Иосифа бен Авраама. С 1871 года он служил вторым хаззаном Галичской общины, а в 1894–1895 годах стал ее первым хаззаном . Он был знатоком караимской литературы и, кроме того, изучал философские и другие раббанистские труды. В некоторые периоды своей жизни он соблюдал заповеди, обязательные только для раббанитов.

Были еще какие-то менее известные личности с фамилией Леонович. Эта фамилия была распространена и в Луцке.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Р. Фан, Сефер ха-Караим (1929), 47–52; 88–90; 116–120; 55–56; 120.


Источники: Encyclopaedia Judaica . © 2008 Группа Гейл. Все права защищены.

КАРАИ В СТАМБУЛЕ | История Стамбула

Караимы ( караимы s ) — группа турецких евреев, которые отождествляют свою этническую идентичность со своими убеждениями. Сегодня они проживают в основном в странах бывшего Советского Союза, Крыму, Литве, Польше и Израиле. 1

В византийский период мигранты из Ирака, Палестины и Сирии сформировали караимское общество; со временем к этим мигрантам присоединились местные православные (ром) подданные. 2 Таким образом, еврейские иммигранты интегрировались в общину местных евреев al. Однако византийцы изгнали караимов из Константинополя, особенно в десятом веке. Изгнание продолжалось, и в результате крестовых походов в городе осталось мало караимов. 3 Караимы, изгнанные из Константинополя из-за христианского фанатизма, смогли навсегда поселиться в городе только после его завоевания Мехмедом II Завоевателем. По одной из версий, одним из мест, отведенных караимам, был Каракёй. Этот район на самом деле назывался «Караикёй» из-за оживленной караимской общины. Со временем название стало Каракёй. 4

Караимы, вернувшиеся в Стамбул, были крымскими и балканскими караимами, состоящими в основном из турецких, а не израильских или греческих элементов. После этого этнические группы, существовавшие среди крымских и балканских караимов, такие как кипчаки или кабары, присоединились к стамбульской караимской общине. Теперь турецкий характер в этнической структуре общины значительно выделялся, и их участие укрепляло стамбульскую общину. 5 Эта ситуация отразилась на языке, именах, обычаях, традициях и обычаях караимов.

В девятнадцатом веке стамбульская караимская община перестала быть самодостаточной и получала постоянную помощь из Крыма. Таким образом, значительную часть сегодняшней стамбульской караимской общины составляли крымские мигранты, приехавшие в Стамбул в начале ХХ века. Остальное составляют люди, также пришедшие из Крыма в более ранние периоды. 6

Стамбульское караимское поселение

Вениамин из Туделы, который предоставил краткую информацию о евреях в Стамбуле в двенадцатом веке, записал, что 500 караимов жили в еврейском квартале. 7 Симон Шишман заявил, что одним из поселений был сегодняшний Каракёй, и у караимов в этом районе был храм и два кладбища. Одно кладбище было справа от Галатской башни; другой был между Бейоглу и Хаскёем. 8 Между двенадцатым и пятнадцатым веками караимы образовали сильную общину в Стамбуле; эта община даже оказывала финансовую и моральную поддержку другим караимским общинам. 9 В этот период было известно семь караимских кенес (синагог).

Сначала на территории Византии было восемьдесят караимских общин; позже они были включены в состав Османского государства. 50 из них были в Анатолии и 30 из которых были в Румелии (Балканы). В частности, караимская община Румелии поселилась вокруг реки Дунай. Белград, Салоники и Эдирне также были крупными караимскими поселениями. Во время завоевания Эдирне (Адрианополя) в 1361 году Мурадом I османы столкнулись с караимами. После этой даты Эдирне стал центром обучения караимов. После завоевания Константинополя в 1453 году турками-османами многие караимы с Корфу, Парги, Салоников, Измита и Крыма, особенно из Кефе, мигрировали в Стамбул. И после этого в разные периоды караимы продолжали переселяться в Стамбул из разных мест. В ходе этого процесса Стамбул стал одним из важнейших центров караимов. Самыми уважаемыми людьми среди стамбульских караимов были выходцы из Эдирне. Именно по этой причине караимов в Стамбуле называли «общиной Эдирне». 10

Караимы поселились в разных районах Стамбула. Были караимские общины в Эминёню, Бахчекапи и на анатолийской стороне в Кадыкее. У них были храмы в этих местах, а также кладбища в Ускюдаре и Эдирнекапы. Однако спустя долгое время кладбища были освобождены, а останки перенесены на караимское кладбище в Хаскёй. 11

Мать Мехмеда III, Сафие Султан (1550 — 1605) построила Ени Камии (Новую мечеть) на земле караимов; определенная плата выплачивалась общине из Императорского казначейства каждый год со специальной церемонией за землю. 12 Элёве сообщает нам по этому поводу, что: «После завоевания имущество караимов, живших в этом районе, было экспроприировано на землю для строительства Йени Камии; взамен им был выделен район из сорока домов в Хаскёе». 13 Тем не менее, поскольку Мехмед III умер, а Сафие Султан была отправлена ​​в Эски Сарай (Старый дворец), строительство Йени Камии не могло быть завершено. После большого пожара, произошедшего в 1660 году, строительство мечети было возобновлено под покровительством Турхана Валиде Султана, и, поскольку новый план строительства стал шире, чем план Сафие Султан, большинство евреев в этом регионе были выселены из окрестностей. мечеть и поселились в Балате и Хаскёе. 14

Многие караимы, у которых были экономические проблемы, иммигрировали в Стамбул и поселились вокруг Хаскёя. Караимы также поселились в Балате, Фенере и Ускюдаре, но только караимская община в Хаскёе смогла просуществовать долгое время. 15

До недавнего времени предполагалось, что в городе около 10 караимских кладбищ. Эта ситуация свидетельствует о том, что караимы были разбросаны по разным районам Стамбула. Известными караимскими кладбищами были Ускюдар, Эгрикапы, Эдирнекапы и Хаскёй. Со временем эти кладбища были освобождены, и караимам было выделено новое кладбище в Окмейданы. 16 Большинство надгробий на этих старых кладбищах были перенесены на кладбище Окмейданы. Согласно исследованиям установлено, что караимские кладбища в пределах Эйюпского района не сохранились. 17

В начале двадцатого века стамбульские караимы, которые были в основном торговцами и ремесленниками, жили в основном в Хаскёе; со временем они переместились в такие районы, как Бейоглу, Нишанташи, Кадыкёй, Бостанджи, Фенербахче и Чифтехавузлар. Именно по этой причине исчезла и без того ограниченная общинная жизнь караимской общины. Сегодня нет никаких следов зарегистрированных караимских общин в Анатолии или Фракии.

Свобода вероисповедания для караимов

Важнейшим религиозным институтом евреев-раввинов, которые составляли большую группу, чем караимы в Османской империи, был институт Hahambaşı (главный раввин). Это учреждение взяло на себя центральную роль в управлении сообществом. 18 Караимы также пользовались привилегиями, дарованными Мехмедом II Завоевателем. В связи с этим султан выделил им храм. 19 Фраза «этот храм, данный караимам моим предком-завоевателем, султаном Мехмедом Завоевателем» встречается в указах султанов после Мехмеда II. Элёве рассказывает об указе, который был дан караимам относительно «ремонта и восстановления» «храма»; ущерб был нанесен в результате пожаров, опустошивших здание в разные даты. 20

Караимы в Османской империи были признаны отдельной общиной из-за сектантских различий между ними и евреями-раввинами. Для записей переписи использовалась отдельная книга; караимы записывались в секты. У караимов был свой религиозный институт. Для них была создана независимая религиозная администрация. Главам их общин была дана отдельная печать для использования в их делах. Главы караимской общины были известны как Джемаатбаши (глава общины). 21 При смене султанов привилегии, предоставленные караимам, подтверждались новыми указами, и всякий раз, когда другие общины получали больше прав, караимы также получали выгоду. 22 В соответствии с изменениями, внесенными в начале девятнадцатого века в структуру Османской империи, ранее существовавший глава караимской общины получил официальный титул, и таким образом была официально оформлена его власть над делами общины. 23 Караимов, имевших собственные синагоги, не принуждали подчиняться религиозным авторитетам евреев-раввинов.

Обучение и культура стамбульских караимов

Выше была указана связь между стамбульскими караимами и крымскими караимами. Общие фамилии между семьями этих двух членов общины, такие как Ормели, Эгиз, Сиддик, Алянаки, Коюджу, Кёкей, Кефели, Ага, Эмильдеш, Йыртлач, Терияки, Айваз, Белек и Синани, указывают на близкие семейные отношения. Некоторые другие религиозные лидеры составляли важное связующее звено между крымскими и стамбульскими караимами.

Работы таких ученых, как Аарон бен Иосиф (1260-1320), который мигрировал в Стамбул из Крыма и известен своей интерпретацией Сефер Мибхар , и Аарон бен Илия (1328-1369), который известен как Маймонид караимов, прославившийся своим толкованием Ган Эден и Кетер Тора, в котором он высказал свое мнение относительно религиозного закона караимов, а также своим трудом, известным как Эц ха-Хаим , в котором он дал богословские взгляды, питаемые философией Аристотеля и мутазилитов, усилил эту связь. 24 В этот период община Стамбула оказалась самодостаточной и заняла престижное место среди других общин. Позже стамбульские и крымские караимы наладили прочное сотрудничество в области религиозной литературы. В результате этого сотрудничества в Стамбуле были опубликованы такие публикации, как Зехер Рав, Мифтах Шореши Лешон Ха-Иври и Сифре Ха-Хинух ле-Петах-Тиква . В то же время в Крыму были изданы Тора на караимско-тюркском языке, различные молитвенные и богослужебные пособия и некоторые крупные труды караимских ученых. Стоимость этих изданий финансировали стамбульская и крымская караимские общины. 25

Духовная и культурная жизнь Стамбульской караимской общины, которая в предыдущие века занимала видное место среди литераторов, ученых и теологов, смогла выжить благодаря поддержке, которую она получала от уважаемых членов других общин. , особенно крымской общины, в более поздние века. Одним из таких уважаемых людей в восемнадцатом веке был Гёзлевели Симока. Симока, нашедший убежище в Турции вместе со своей семьей, когда русские войска вошли в Крым в 1772 году, взял на себя обязанности духовного лидера караимов и написал различные литературно-богословские труды. Он умер в 1810 году в Стамбуле. Среди известных крымских богословов Лучки жил в Стамбульской общине между 1833 и 1837 годами. Как известный археолог и знаток рукописей Авраам Фиркович (1787-1874) был ключевой фигурой, приехавшей из Крыма, внутри общины. Работал школьным учителем в Стамбульской общине. Фиркович перевел Тору на турецкий язык в 1832 году, и этот перевод стал первой Торой, опубликованной на караимском турецком языке в Стамбуле. 26 Караимская община Стамбула сохраняла свою репутацию в конце девятнадцатого и в начале двадцатого века.

Традиции, обычаи, традиции, ритуалы, помолвка и свадебные церемонии стамбульских караимов соответствуют характеристикам турецкой культуры. 27

Сегодняшние стамбульские караимы

По мере миграции некоторых караимов, внесших колорит в социально-культурную жизнь Стамбула, их число значительно сократилось. Те, кто не мигрировал, были интегрированы через брак с людьми извне сообщества, а также с другими религиями / верованиями, несмотря на деликатность в отношении правил брака, которым они должны подчиняться в сообществе. Караимы в Стамбуле живут в разных районах, разбросанных по городу, и именно по этой причине кенеса караимов в Хаскёе не может активно выполнять свою функцию. Тем не менее стамбульские караимы бережно сохраняют место поклонения в Хаскёе, несмотря на малочисленность; они совершают церемонии в особых случаях и проводят обряды в кенесе несколько раз в год. Фонд турецких караимов, центром которого является Kenesa в Хаскёе, является официальным учреждением, действующим от их имени. Помимо этого, у стамбульских караимов нет религиозного учреждения или религиозного лидера. Упомянутый фонд занимается обеспечением нужд кенеса и сохранение кладбища, принадлежащего караимам.


СНОСКИ

1 Дурмуш Арык, «Türk Yahudiler: Kırım Karâîleri», Dinî Araştırmalar , 2005, vol. 7, вып. 21, стр. 27-49.

2 Цви Анкори, Караимы в Византии , Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 1959, с. 85.

3 Şaban Kuzgun, Hazar ve Karay Türkleri , 2-е издание, Анкара: Alıç Matbaacılık, 1993, стр. 233-234.

4 Кузгун, Хазар ве Карай Тюрклери , с. 234.

5 Кузгун, Хазар ве Карай Тюрклери , с. 215.

6 Кузгун, Хазар ве Карай Тюрклери , стр. 235-236.

7 См. Tudela’lı Benjamin and Ratisbon’lu Petachia, Ortaçağda İki Yahudi Seyyahın Avrupa, Asya ve Afrika Gözlemleri , tr. Нух Арсланташ, Стамбул: Kaknus Yayınları, 2001, с. 43.

8 Симон Шишман, «Стамбул Карайлары», Türk Kültürü , 1971, vol. 10, вып. 110, стр. 92-93

9 Авраам Кефели, «Стамбули караимское сообщество», 08.09.2009, http://www.qaraim.eu/seite3.html

10 Шишман, «Стамбул Карайлары», с. 92; Ахмет Хикмет Эроглу, Osmanlı Devletinde Yahudiler , 2-е издание, Анкара: Andaç Yayınları, 2003, с. 88.

11 Мустафа Эмиль Элёве, «Türkiye’de Din İmtiyazları, II. Bölüm», Ankara Üniversitesi Hukuk Fakültesi Dergisi , 1954, vol. 11, вып. 1, с. 232.

12 Шишман, «Стамбул Карайлары», с. 93.

13 Элёве, «Türkiye’de Din İmtiyazları, II», с. 232.

14 Подробное исследование по этому вопросу см. в Kenan Yıldız, 1660 İstanbul Yangınının Sosyo-Ekonomik Tahlili , докторская диссертация, Marmara Üniversitesi, Стамбул, 2012, стр. 163-235.

15 См. Шишман, «Стамбул Карайлары», стр. 93-94.

16 Кузгун, Хазар ве Карай Тюрклери , с. 217.

17 Одно из этих кладбищ было в районе Саваклар, а другое рядом с Чобанчешме, где соединяются улицы Йени Кушат и Мешатлык. Однако сегодня от этих кладбищ не осталось и следа. (См.: Седат Балкан, «Эйюпте Карай Мезарлыклары», Tarihi, Kültürü ve Sanatıyla Eyüp Sultan Sempozyumu X: Tebliğler , Istanbul: Eyüp Belediesi, 2006, стр. 495-496).

18 Элёве, «Türkiye’de Din İmtiyazları, II», с. 220-229; Эроглу, Османлы Девлетинде Яхудилер , стр. 182-198.

19 Мустафа Эмиль Элёве, «Türkiye’de Din İmtiyazları, I. Bölüm», Ankara Üniversitesi Hukuk Fakültesi Dergisi , 1953, vol. 10, вып. 1, с. 316. С. Шишман пишет, что караимский храм в Хаскёе был полностью отреставрирован и восстановлен в 1842 г. по указу султана Абдулмецида (Шишман, «Стамбул Карайлары», стр. 9).3-94).

20 Текст указа см. Elöve, «Türkiye’de Din İ mtiyazlar ı , II », с. 233, 7-я сноска.

21 См. Эроглу, Османлы Девлетинде Яхудилер , с. 115.

22 См. Elöve, «Türkiye’de Din İ mtiyazlar ı , II », стр. 233-235.

23 См. Эроглу, Османлы Девлетинде Яхудилер, , стр. 89-91, 192-193.

24 Мустафа Синаноглу, «Карайлик», DİA , XXIV, 425.

25 См. А. Кефели, «Стамбули Караимская община».

26 Шишман, «Стамбул Карайлары», с.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *