Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Караизм: Караизм | это… Что такое Караизм?

Содержание

Караизм | это… Что такое Караизм?

Этимология названия

  • от слова «караим» (ивр. קָרָאִים,‎), что означает «читающие»;
  • от «бней микра» (ивр. בְּנֵי מִקְרָא‎) и «ба‘алей микра» (ивр. בַּעֲלֵי מִקְרָא‎), что означает «люди Писания».

Распространение караимизма

В мире насчитывается около 22 000 караимов, основная страна проживания их — Израиль. Караимизм исповедуют в настоящее время на территории Ирана, Ирака, Сирии, Египта, Израиля, Турции, Украины, США, России.

Большая часть исповедующих караизм относит себя к еврейскому народу, в то время как большинство караимов, проживающих на территории бывшей Российской империи, в настоящее время относит себя к особому народу караимов, исповедующему самостоятельную религию, не являющуюся частью иудаизма, а также другие религии (см. М. С. Сарач).

Возникновение караимизма

Синагога в Иерусалиме

Период зарождения относят предположительно к VIII веку. Важную роль в становлении вероучения сыграл Анан бен Давид из Багдада. Расцвет караимизма пришёлся на VIII—XII века.

Караимское движение берет своё начало в городе Багдаде на территории современного Ирака (тогдашнего Аббасидского халифата) приблизительно в середине VIII в. н. э. Его основателем традиционно считается Анан бен Давид, о жизнедеятельности и трудах которого мы знаем очень немного, за исключением поздних и не слишком достоверных легенд и преданий, исходящих, в основном, от противников Анана. Одна из легенд[источник не указан 912 дней] утверждает, что секта караимов возникла в результате политической борьбы внутри багдадской еврейской общины. Еврейский экзиларх был бездетным, но имел двух племянников — Анана и Хананью. Когда экзиларх умер, Анан, как старший по возрасту, должен был наследовать ему. Но лидеры еврейской общины сомневались в его личных и религиозных качествах и отдали пост экзиларха Хананье. Возмущённый Анан перешёл к нелегальной борьбе, вскоре был брошен в тюрьму и осуждён на смерть.

Друг подсказал ему, что единственный способ спастись — это убедить халифа, что он является не противником иудаизма (тогда евреи имели бы право просить о его казни), а лидером совсем иной религии. Анан последовал совету, так возникла секта караимов. Неизвестно, насколько правдива эта история. Караимы считают её клеветой и претендуют на то, что придерживаются истинной религии Библии: Талмуд и Устное Предание лишь извратили иудаизм. И действительно, не исключено, что караимы возникли из остатков более ранних течений в иудаизме, со времён Второго Храма подвергавших сомнению Устную Тору. Открытие свитков Мертвого моря породило многочисленные гипотезы относительно возможного влияния Кумранской общины и её литературы на ранние еврейские секты, впоследствии слившиеся с караимами (См. Еврейские малые секты). Главным аргументом в пользу преемственности между караимами и Кумранской общиной приводится иногда факт обнаружения среди рукописей Мертвого моря фрагментов Дамасского документа («Мегиллат брит Даммесек»), копии которого были найдены ранее в Каирской генизе и которые относятся к памятникам литературы саддукеев.

Облачение караимского священнослужителя-газзана

Вклад караимов в еврейскую культуру

Караимы сыграли важнейшую роль в развитии Масоры и огласовки еврейского письма (Некудот). Значительное участие караимов в Алие, начиная с древних времён, служило примером и стимулом для евреев-раббанитов.[2] Караим Моше Марзук[3] стоял во главе сионисткого подполья в Египте в 1950 годы (см Операция «Сусанна»). .

Взаимоотношения караимского, иудейского и христианского вероучений

По мнению Аарона бен Элияху из Никомедии, одного из «караимских вероучителей», христианское вероучение было ложным. Так, в работе «Эц хаим», изданной в Евпатории в 1847 году, он пишет на стр. 7: «появился Иегошуа сын Мирьям и дал им ложное учение», а также: «и пришёл народ Ишмаэля и тоже поверил в ложную Тору, которую передал им их пророк».

Выдающийся караимский теолог-полемист, писатель Исаак Трокский в трактате «Хиззук Эмуна» («Крепость веры»), написанном в 1593 году, критиковал христианскую догматику, опровергая признание Иисуса Христа Мессией и подвергая сомнению его божественность.

Свидетельства, собранные во время холокоста

Митрополит Православных Русских Церквей в Западной Европе Евлогий (1942 г.):

Российская Православная Церковь рассматривала всегда караимскую религию как совершенно самостоятельную и никогда не смешивала её с еврейской религией.

Караимская религия признает Ветхий Завет с десятью заповедями, входящий в другие монотеистические религии (например, мусульманскую), признает Иисуса Христа и Магомета великими пророками и отвергает Талмуд, который является основою и главным содержанием еврейской религии. По этим основаниям караимы никогда не смешивались российскими императорскими законами с евреями и пользовались всеми правами коренного населения, которыми евреи не пользовались, — например, производились в офицерские чины, допускались в привилегированные учебные заведения и проч.

Митрополит Западно-Европейского Православного Русского митрополичьего округа, епископ Берлинский и Германский Серафим (апрель 1942 г. ):

Караимское вероучение, по признанию Русской Православной Церкви, рассматривалось как совершенно обособленная религия. Рядом законодательных актов русское правительство подтверждало полную религиозную обособленность караимской религии и предоставляло караимам все права русских граждан, без всяких ограничений.

Протоиерей Семен Стариков, долго проживший в Крыму и хорошо знавший караимов, писал:

Если познакомиться с религией караимов, то можно видеть, что их Библией считалось Пятикнижие Моисеево, что они признавали Иисуса Христа пророком, но наравне считали пророком и Магомета, что они верят в переселение душ, что их праздники идут по лунному календарю, что положение женщины и до, и после замужества, основывается на учении Магомета, что у кенасы строился, как у мечети, «фонтан» и было специальное помещение для омовения по типу магометанскому, что при входе в кенасу снималась обувь, как у магометан.
Особенно почиталась книга «Левит» (из Пятикнижия Моисея) и из неё главы 18 и 19 о любви к ближнему, к старшему, о морали. Это учение расширялось в проповедях газзанов и как-то приближалось к учению первохристиан. Характерно, что в учениях караимов нет высказываний, возвышающий этот народ над прочими, нигде не проповедуется рознь между людьми, но о человеколюбии достаточно говорится…

Судя по тексту, напечатанному 11 декабря 1941 г. епископом Римско-Католической Церкви Парижа, Католическая Церковь, со своей стороны, определяет её так:

Религия караимов практикуется небольшим числом русских, обосновавшихся во Франции после революции. Она рассматривается Римско-Католической Церковью как совершенно автономная, более родственная исламу, чем иудейской религии.

Теория С. М. Шапшала о караимизме и происхождении караимов

называемая также доктриной деиудаизации караимизма.

  • Караи являются коренным этносом Крыма, существовавшим задолго до принятия ими учения Анана бен Давида.
  • Реликты архаичных культов караев восходят к язычеству, шаманизму, тенгрианству.
  • Хотя, по словам Шапша́ла, «караимское духовенство в течение ряда веков успело преобразить мировоззрение своих единоверцев», именно древние культы являются оригинальным культурным наследием крымских караев, требующим изучения, сохранения и восстановления.
  • Среди исконных обрядов караев подлежащих восстановлению культ cвященных дубов, страусиные яйца как талисман и другие.

В рамках этой доктрины Шапшал изменил несколько терминов имеющих древнееврейскую этимологию на термины, имеющие по его мнению, тюркскую этимологию. Так, он заменил термин «Гахам» на «Гахан», восходящий по его мнению к хазарскому слову «Каган». Oн также настаивал на тюркском происхождении слова «карай».

Эта теория получила дальнейшее развитие в работах крымских караимоведов постсоветской эпохи [4] и официально принята как единственно верный взгляд на прошлое и настоящее караимов Ассоциацией крымских караимов «Кърымкъарайлар», сделавшей в 2000 году следующее заявление: «Попытки приписать крымским караимам чуждые этнос и религию, смешение этнических крымских караимов с караимами по религии, искажение истории — оскорбляют национальные чувства и создают предпосылки для национальных и религиозных конфликтов. »

Караимизм в мире

Караимская кенасса Bnei Yisrael

Израиль

Караимские общины существуют на территории современного Израиля с IX века. В современном Израиле караимы рассматриваются как религиозное течение внутри единого еврейского народа. Большинство караимов прибыло в Израиль из Египта, а также Ирака и Турции. В 90-х годах XX века, в Израиль прибыло несколько сот караимов и лиц смешанного происхождения из стран СНГ.

Караимская община официально не была признана государством до постановления Верховного суда Израиля принятого 1995 году, уравнявшего караимский религиозный суд в правах с религиозными судами других общин. Крупнейшие общины расположены в Рамле, Ашдоде, Беер-Шеве, Офакиме, Араде, Бат-Яме, Иерусалиме и мошавах Мацлиах, Бейт-Эзра и Ранен[5].

В последние десятилетия в общине наблюдаются два встречных процесса: светская молодёжь ассимилируется израильской культурой, не ассоциируя себя с отдельной караимской общностью, с другой стороны община активно принимает прозелитов из числа израильских евреев, разочаровавшихся в талмудической форме иудаизма[источник не указан 905 дней]. Караимы несут обязательную воинскую повинность наравне с евреями.

Турция

Основная статья: Караимы Турции

Стамбул был одним из основных центров караимизма в средние века. В результате процессов миграции и депопуляции караимская община Стамбула уменьшилась с 3000 членов

[6] в XIX веке, до менее 100 человек в начале XXI века. В Стамбуле действует старинная караимская кенаса, имеется кладбище и благотворительное общество. Члены общины — в основном люди преклонного возраста.

Кенаса в Тракае (Литва)

Восточная Европа

Особенно горячие споры и дискуссии вызывает проблема появления караимов на территории Восточной Европы, то есть в Крыму, Литве и Польше. В традиционной историографии Восточной Европы общепринятой является тюркская теория происхождения караимов.

Караимизм — одна из 5 официально признанных религий Литвы. В современной Литве имеются действующие караимские храмы-кенассы в Вильнюсе и Тракае (кенасса в Паневежисе была снесена в советское время), функционируют караимские кладбища (в Вильнюсе имеется общее татарско-караимское кладбище, разделенное, впрочем, на две части). Издан полный караимский молитвослов на караимском языке.

По данным последней переписи Литвы (2001 год) караимов насчитывалось 273. Приверженцев караимизма при этом оказалось лишь 258 человек.

Современные караимы Польши воспринимают себя этническим сообществом и в большинстве своём утеряли религиозную самоидентификацию. Действующих религиозных общин нет, хотя формально существует Караимский религиозный союз Польши. В Варшаве сохраняется отдельное караимское кладбище.

Караимы Франции в XX веке приняли православие или католицизм. В их числе и известный меценат основатель «Караимской народной энциклопедии» М. Сарач.

США

В США ныне проживает небольшое число караимов из Восточной Европы; караимская община представлена выходцами из стран Ближнего Востока имеется в Дэли-сити вблизи Сан-Франциско, тут же действует и караимский храм.

Примечания

  1. Караимы. Электронная Еврейская энциклопедия
  2. Общая Энциклопедия Карта אנציקלופדיה כללית כרטא,1998
  3. Мазрук Моше — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  4. Андрей Мальгин. Евреи или тюрки. Новые элементы в идентичности караимов и крымчаков в современном Крыму (2002)
  5. Карта караимских духовных центров в Израиле на сайте израильских караимов(ивр.)
  6. Album «Karaites of Turkey»/ compiled by V. Kefeli — Simferopol-Slippery Rock: International Institute of Crimean Karaites, 2005. — 53 pages [Параллельное название: Альбом «Караимы Турции» / сост. В. И. Кефели — Симферополь-Слиппери Рок, 2005. — 53 стр.]

Литература

  • В. Глаголев. Философско-религиозные аспекты в изучении караимов // Религия и культура: Россия. Восток. Запад: Сб. ст. / Под ред. Е. А. Торчинова. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2003, с. 231—250
  • Дубинский А. Основы караимской религии. // Боги Тавриды (История религий народов Крыма). — Севастополь, 1997.
  • Караимская народная энциклопедия. — Т. 2. Вера и религия. — Париж, 1996.
  • Коджак К. Краткий обзор караимской религии и её распространения среди различных народов.  — Париж, 1948
  • Синани Н. История возникновения и развития караимизма, [ч. I]. — Симферополь, 1888. — 113 с; ч. II — Санкт-Петербург, 1889.
  • Стариков С. О крымских караимах. // Православная жизнь. Ежемесячное приложение к журналу «Православная Русь», 1966, № 5.
  • Кизилов, М. Б. «Караимы». В От киммерийцев до крымчаков. 2-ое изд. Ред. А. Г. Герцен, И. Н. Храпунов, 254—269. Симферополь: Доля, 2004.
  • Кизилов М. Становление этнического самосознания и исторических взглядов восточноевропейских караимов в контексте общеевропейской истории конца XVIII — начала XXI века // Клаль Исраэль: Еврейская идентичность и национализм в прошлом и настоящем. Ред. М. Членов, А. Федорчук. Москва: Меморис, 2007. Стр. 329—350.
  • ЭЛИЗА ОЖЕШКО. 1842 — 1910. Меир Эзофович//Избранные произведения в 2-х томах.Государственное издательство художественной литературы

Москва, 1948 г

Ссылки

  • Караимы — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Переводы караимской литургической поэзии Дмитрий Щедровицкий
  • Международный институт крымских караимов  (англ. )
  • Караимы США
  • Караимские праздники в США
  • Форум караимы
  • Караимская Духовная Академия «Бахтави»
  • Karaites and Karaism: Recent Developments
  • Сыны Писания — караимы Крыма
  • Европейские путешественники и крымские караимы
  • ОСНОВЫ КАРАИМСКОГО ЗАКОНА — Я. Дуван (1890)
  • Караимская библиотека online
  • КАРАИМСКИЙ КАТИХИЗИС ВКРАТЦЕ — М. Я. Фиркович (1915)
  • КРАТКИЙ КАТИХИЗИС — Яков Борисович ШАМАШ

Караизм | это… Что такое Караизм?

Этимология названия

  • от слова «караим» (ивр. קָרָאִים,‎), что означает «читающие»;
  • от «бней микра» (ивр. בְּנֵי מִקְרָא‎) и «ба‘алей микра» (ивр. בַּעֲלֵי מִקְרָא‎), что означает «люди Писания».

Распространение караимизма

В мире насчитывается около 22 000 караимов, основная страна проживания их — Израиль. Караимизм исповедуют в настоящее время на территории Ирана, Ирака, Сирии, Египта, Израиля, Турции, Украины, США, России.

Большая часть исповедующих караизм относит себя к еврейскому народу, в то время как большинство караимов, проживающих на территории бывшей Российской империи, в настоящее время относит себя к особому народу караимов, исповедующему самостоятельную религию, не являющуюся частью иудаизма, а также другие религии (см. М. С. Сарач).

Возникновение караимизма

Синагога в Иерусалиме

Период зарождения относят предположительно к VIII веку. Важную роль в становлении вероучения сыграл Анан бен Давид из Багдада. Расцвет караимизма пришёлся на VIII—XII века.

Караимское движение берет своё начало в городе Багдаде на территории современного Ирака (тогдашнего Аббасидского халифата) приблизительно в середине VIII в. н. э. Его основателем традиционно считается Анан бен Давид, о жизнедеятельности и трудах которого мы знаем очень немного, за исключением поздних и не слишком достоверных легенд и преданий, исходящих, в основном, от противников Анана. Одна из легенд[источник не указан 912 дней] утверждает, что секта караимов возникла в результате политической борьбы внутри багдадской еврейской общины. Еврейский экзиларх был бездетным, но имел двух племянников — Анана и Хананью. Когда экзиларх умер, Анан, как старший по возрасту, должен был наследовать ему. Но лидеры еврейской общины сомневались в его личных и религиозных качествах и отдали пост экзиларха Хананье. Возмущённый Анан перешёл к нелегальной борьбе, вскоре был брошен в тюрьму и осуждён на смерть. Друг подсказал ему, что единственный способ спастись — это убедить халифа, что он является не противником иудаизма (тогда евреи имели бы право просить о его казни), а лидером совсем иной религии. Анан последовал совету, так возникла секта караимов. Неизвестно, насколько правдива эта история. Караимы считают её клеветой и претендуют на то, что придерживаются истинной религии Библии: Талмуд и Устное Предание лишь извратили иудаизм. И действительно, не исключено, что караимы возникли из остатков более ранних течений в иудаизме, со времён Второго Храма подвергавших сомнению Устную Тору. Открытие свитков Мертвого моря породило многочисленные гипотезы относительно возможного влияния Кумранской общины и её литературы на ранние еврейские секты, впоследствии слившиеся с караимами (См. Еврейские малые секты). Главным аргументом в пользу преемственности между караимами и Кумранской общиной приводится иногда факт обнаружения среди рукописей Мертвого моря фрагментов Дамасского документа («Мегиллат брит Даммесек»), копии которого были найдены ранее в Каирской генизе и которые относятся к памятникам литературы саддукеев.

Облачение караимского священнослужителя-газзана

Вклад караимов в еврейскую культуру

Караимы сыграли важнейшую роль в развитии Масоры и огласовки еврейского письма (Некудот). Значительное участие караимов в Алие, начиная с древних времён, служило примером и стимулом для евреев-раббанитов.[2] Караим Моше Марзук[3] стоял во главе сионисткого подполья в Египте в 1950 годы (см Операция «Сусанна»). .

Взаимоотношения караимского, иудейского и христианского вероучений

По мнению Аарона бен Элияху из Никомедии, одного из «караимских вероучителей», христианское вероучение было ложным. Так, в работе «Эц хаим», изданной в Евпатории в 1847 году, он пишет на стр. 7: «появился Иегошуа сын Мирьям и дал им ложное учение», а также: «и пришёл народ Ишмаэля и тоже поверил в ложную Тору, которую передал им их пророк».

Выдающийся караимский теолог-полемист, писатель Исаак Трокский в трактате «Хиззук Эмуна» («Крепость веры»), написанном в 1593 году, критиковал христианскую догматику, опровергая признание Иисуса Христа Мессией и подвергая сомнению его божественность.

Свидетельства, собранные во время холокоста

Митрополит Православных Русских Церквей в Западной Европе Евлогий (1942 г.):

Российская Православная Церковь рассматривала всегда караимскую религию как совершенно самостоятельную и никогда не смешивала её с еврейской религией.

Караимская религия признает Ветхий Завет с десятью заповедями, входящий в другие монотеистические религии (например, мусульманскую), признает Иисуса Христа и Магомета великими пророками и отвергает Талмуд, который является основою и главным содержанием еврейской религии. По этим основаниям караимы никогда не смешивались российскими императорскими законами с евреями и пользовались всеми правами коренного населения, которыми евреи не пользовались, — например, производились в офицерские чины, допускались в привилегированные учебные заведения и проч.

Митрополит Западно-Европейского Православного Русского митрополичьего округа, епископ Берлинский и Германский Серафим (апрель 1942 г.):

Караимское вероучение, по признанию Русской Православной Церкви, рассматривалось как совершенно обособленная религия. Рядом законодательных актов русское правительство подтверждало полную религиозную обособленность караимской религии и предоставляло караимам все права русских граждан, без всяких ограничений.

Протоиерей Семен Стариков, долго проживший в Крыму и хорошо знавший караимов, писал:

Если познакомиться с религией караимов, то можно видеть, что их Библией считалось Пятикнижие Моисеево, что они признавали Иисуса Христа пророком, но наравне считали пророком и Магомета, что они верят в переселение душ, что их праздники идут по лунному календарю, что положение женщины и до, и после замужества, основывается на учении Магомета, что у кенасы строился, как у мечети, «фонтан» и было специальное помещение для омовения по типу магометанскому, что при входе в кенасу снималась обувь, как у магометан. Особенно почиталась книга «Левит» (из Пятикнижия Моисея) и из неё главы 18 и 19 о любви к ближнему, к старшему, о морали. Это учение расширялось в проповедях газзанов и как-то приближалось к учению первохристиан. Характерно, что в учениях караимов нет высказываний, возвышающий этот народ над прочими, нигде не проповедуется рознь между людьми, но о человеколюбии достаточно говорится…

Судя по тексту, напечатанному 11 декабря 1941 г. епископом Римско-Католической Церкви Парижа, Католическая Церковь, со своей стороны, определяет её так:

Религия караимов практикуется небольшим числом русских, обосновавшихся во Франции после революции. Она рассматривается Римско-Католической Церковью как совершенно автономная, более родственная исламу, чем иудейской религии.

Теория С. М. Шапшала о караимизме и происхождении караимов

называемая также доктриной деиудаизации караимизма.

  • Караи являются коренным этносом Крыма, существовавшим задолго до принятия ими учения Анана бен Давида.
  • Реликты архаичных культов караев восходят к язычеству, шаманизму, тенгрианству.
  • Хотя, по словам Шапша́ла, «караимское духовенство в течение ряда веков успело преобразить мировоззрение своих единоверцев», именно древние культы являются оригинальным культурным наследием крымских караев, требующим изучения, сохранения и восстановления.
  • Среди исконных обрядов караев подлежащих восстановлению культ cвященных дубов, страусиные яйца как талисман и другие.

В рамках этой доктрины Шапшал изменил несколько терминов имеющих древнееврейскую этимологию на термины, имеющие по его мнению, тюркскую этимологию. Так, он заменил термин «Гахам» на «Гахан», восходящий по его мнению к хазарскому слову «Каган». Oн также настаивал на тюркском происхождении слова «карай».

Эта теория получила дальнейшее развитие в работах крымских караимоведов постсоветской эпохи [4] и официально принята как единственно верный взгляд на прошлое и настоящее караимов Ассоциацией крымских караимов «Кърымкъарайлар», сделавшей в 2000 году следующее заявление: «Попытки приписать крымским караимам чуждые этнос и религию, смешение этнических крымских караимов с караимами по религии, искажение истории — оскорбляют национальные чувства и создают предпосылки для национальных и религиозных конфликтов.»

Караимизм в мире

Караимская кенасса Bnei Yisrael

Израиль

Караимские общины существуют на территории современного Израиля с IX века. В современном Израиле караимы рассматриваются как религиозное течение внутри единого еврейского народа. Большинство караимов прибыло в Израиль из Египта, а также Ирака и Турции. В 90-х годах XX века, в Израиль прибыло несколько сот караимов и лиц смешанного происхождения из стран СНГ.

Караимская община официально не была признана государством до постановления Верховного суда Израиля принятого 1995 году, уравнявшего караимский религиозный суд в правах с религиозными судами других общин. Крупнейшие общины расположены в Рамле, Ашдоде, Беер-Шеве, Офакиме, Араде, Бат-Яме, Иерусалиме и мошавах Мацлиах, Бейт-Эзра и Ранен[5].

В последние десятилетия в общине наблюдаются два встречных процесса: светская молодёжь ассимилируется израильской культурой, не ассоциируя себя с отдельной караимской общностью, с другой стороны община активно принимает прозелитов из числа израильских евреев, разочаровавшихся в талмудической форме иудаизма[источник не указан 905 дней]. Караимы несут обязательную воинскую повинность наравне с евреями.

Турция

Основная статья: Караимы Турции

Стамбул был одним из основных центров караимизма в средние века. В результате процессов миграции и депопуляции караимская община Стамбула уменьшилась с 3000 членов[6] в XIX веке, до менее 100 человек в начале XXI века. В Стамбуле действует старинная караимская кенаса, имеется кладбище и благотворительное общество. Члены общины — в основном люди преклонного возраста.

Кенаса в Тракае (Литва)

Восточная Европа

Особенно горячие споры и дискуссии вызывает проблема появления караимов на территории Восточной Европы, то есть в Крыму, Литве и Польше. В традиционной историографии Восточной Европы общепринятой является тюркская теория происхождения караимов.

Караимизм — одна из 5 официально признанных религий Литвы. В современной Литве имеются действующие караимские храмы-кенассы в Вильнюсе и Тракае (кенасса в Паневежисе была снесена в советское время), функционируют караимские кладбища (в Вильнюсе имеется общее татарско-караимское кладбище, разделенное, впрочем, на две части). Издан полный караимский молитвослов на караимском языке.

По данным последней переписи Литвы (2001 год) караимов насчитывалось 273. Приверженцев караимизма при этом оказалось лишь 258 человек.

Современные караимы Польши воспринимают себя этническим сообществом и в большинстве своём утеряли религиозную самоидентификацию. Действующих религиозных общин нет, хотя формально существует Караимский религиозный союз Польши. В Варшаве сохраняется отдельное караимское кладбище.

Караимы Франции в XX веке приняли православие или католицизм. В их числе и известный меценат основатель «Караимской народной энциклопедии» М. Сарач.

США

В США ныне проживает небольшое число караимов из Восточной Европы; караимская община представлена выходцами из стран Ближнего Востока имеется в Дэли-сити вблизи Сан-Франциско, тут же действует и караимский храм.

Примечания

  1. Караимы. Электронная Еврейская энциклопедия
  2. Общая Энциклопедия Карта אנציקלופדיה כללית כרטא,1998
  3. Мазрук Моше — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  4. Андрей Мальгин. Евреи или тюрки. Новые элементы в идентичности караимов и крымчаков в современном Крыму (2002)
  5. Карта караимских духовных центров в Израиле на сайте израильских караимов(ивр.)
  6. Album «Karaites of Turkey»/ compiled by V. Kefeli — Simferopol-Slippery Rock: International Institute of Crimean Karaites, 2005. — 53 pages [Параллельное название: Альбом «Караимы Турции» / сост. В. И. Кефели — Симферополь-Слиппери Рок, 2005. — 53 стр.]

Литература

  • В. Глаголев. Философско-религиозные аспекты в изучении караимов // Религия и культура: Россия. Восток. Запад: Сб. ст. / Под ред. Е. А. Торчинова. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2003, с. 231—250
  • Дубинский А. Основы караимской религии. // Боги Тавриды (История религий народов Крыма). — Севастополь, 1997.
  • Караимская народная энциклопедия. — Т. 2. Вера и религия. — Париж, 1996.
  • Коджак К. Краткий обзор караимской религии и её распространения среди различных народов.  — Париж, 1948
  • Синани Н. История возникновения и развития караимизма, [ч. I]. — Симферополь, 1888. — 113 с; ч. II — Санкт-Петербург, 1889.
  • Стариков С. О крымских караимах. // Православная жизнь. Ежемесячное приложение к журналу «Православная Русь», 1966, № 5.
  • Кизилов, М. Б. «Караимы». В От киммерийцев до крымчаков. 2-ое изд. Ред. А. Г. Герцен, И. Н. Храпунов, 254—269. Симферополь: Доля, 2004.
  • Кизилов М. Становление этнического самосознания и исторических взглядов восточноевропейских караимов в контексте общеевропейской истории конца XVIII — начала XXI века // Клаль Исраэль: Еврейская идентичность и национализм в прошлом и настоящем. Ред. М. Членов, А. Федорчук. Москва: Меморис, 2007. Стр. 329—350.
  • ЭЛИЗА ОЖЕШКО. 1842 — 1910. Меир Эзофович//Избранные произведения в 2-х томах.Государственное издательство художественной литературы

Москва, 1948 г

Ссылки

  • Караимы — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Переводы караимской литургической поэзии Дмитрий Щедровицкий
  • Международный институт крымских караимов  (англ. )
  • Караимы США
  • Караимские праздники в США
  • Форум караимы
  • Караимская Духовная Академия «Бахтави»
  • Karaites and Karaism: Recent Developments
  • Сыны Писания — караимы Крыма
  • Европейские путешественники и крымские караимы
  • ОСНОВЫ КАРАИМСКОГО ЗАКОНА — Я. Дуван (1890)
  • Караимская библиотека online
  • КАРАИМСКИЙ КАТИХИЗИС ВКРАТЦЕ — М. Я. Фиркович (1915)
  • КРАТКИЙ КАТИХИЗИС — Яков Борисович ШАМАШ

Караизм | это… Что такое Караизм?

Этимология названия

  • от слова «караим» (ивр. קָרָאִים,‎), что означает «читающие»;
  • от «бней микра» (ивр. בְּנֵי מִקְרָא‎) и «ба‘алей микра» (ивр. בַּעֲלֵי מִקְרָא‎), что означает «люди Писания».

Распространение караимизма

В мире насчитывается около 22 000 караимов, основная страна проживания их — Израиль. Караимизм исповедуют в настоящее время на территории Ирана, Ирака, Сирии, Египта, Израиля, Турции, Украины, США, России.

Большая часть исповедующих караизм относит себя к еврейскому народу, в то время как большинство караимов, проживающих на территории бывшей Российской империи, в настоящее время относит себя к особому народу караимов, исповедующему самостоятельную религию, не являющуюся частью иудаизма, а также другие религии (см. М. С. Сарач).

Возникновение караимизма

Синагога в Иерусалиме

Период зарождения относят предположительно к VIII веку. Важную роль в становлении вероучения сыграл Анан бен Давид из Багдада. Расцвет караимизма пришёлся на VIII—XII века.

Караимское движение берет своё начало в городе Багдаде на территории современного Ирака (тогдашнего Аббасидского халифата) приблизительно в середине VIII в. н. э. Его основателем традиционно считается Анан бен Давид, о жизнедеятельности и трудах которого мы знаем очень немного, за исключением поздних и не слишком достоверных легенд и преданий, исходящих, в основном, от противников Анана. Одна из легенд[источник не указан 912 дней] утверждает, что секта караимов возникла в результате политической борьбы внутри багдадской еврейской общины. Еврейский экзиларх был бездетным, но имел двух племянников — Анана и Хананью. Когда экзиларх умер, Анан, как старший по возрасту, должен был наследовать ему. Но лидеры еврейской общины сомневались в его личных и религиозных качествах и отдали пост экзиларха Хананье. Возмущённый Анан перешёл к нелегальной борьбе, вскоре был брошен в тюрьму и осуждён на смерть. Друг подсказал ему, что единственный способ спастись — это убедить халифа, что он является не противником иудаизма (тогда евреи имели бы право просить о его казни), а лидером совсем иной религии. Анан последовал совету, так возникла секта караимов. Неизвестно, насколько правдива эта история. Караимы считают её клеветой и претендуют на то, что придерживаются истинной религии Библии: Талмуд и Устное Предание лишь извратили иудаизм. И действительно, не исключено, что караимы возникли из остатков более ранних течений в иудаизме, со времён Второго Храма подвергавших сомнению Устную Тору. Открытие свитков Мертвого моря породило многочисленные гипотезы относительно возможного влияния Кумранской общины и её литературы на ранние еврейские секты, впоследствии слившиеся с караимами (См. Еврейские малые секты). Главным аргументом в пользу преемственности между караимами и Кумранской общиной приводится иногда факт обнаружения среди рукописей Мертвого моря фрагментов Дамасского документа («Мегиллат брит Даммесек»), копии которого были найдены ранее в Каирской генизе и которые относятся к памятникам литературы саддукеев.

Облачение караимского священнослужителя-газзана

Вклад караимов в еврейскую культуру

Караимы сыграли важнейшую роль в развитии Масоры и огласовки еврейского письма (Некудот). Значительное участие караимов в Алие, начиная с древних времён, служило примером и стимулом для евреев-раббанитов.[2] Караим Моше Марзук[3] стоял во главе сионисткого подполья в Египте в 1950 годы (см Операция «Сусанна»). .

Взаимоотношения караимского, иудейского и христианского вероучений

По мнению Аарона бен Элияху из Никомедии, одного из «караимских вероучителей», христианское вероучение было ложным. Так, в работе «Эц хаим», изданной в Евпатории в 1847 году, он пишет на стр. 7: «появился Иегошуа сын Мирьям и дал им ложное учение», а также: «и пришёл народ Ишмаэля и тоже поверил в ложную Тору, которую передал им их пророк».

Выдающийся караимский теолог-полемист, писатель Исаак Трокский в трактате «Хиззук Эмуна» («Крепость веры»), написанном в 1593 году, критиковал христианскую догматику, опровергая признание Иисуса Христа Мессией и подвергая сомнению его божественность.

Свидетельства, собранные во время холокоста

Митрополит Православных Русских Церквей в Западной Европе Евлогий (1942 г.):

Российская Православная Церковь рассматривала всегда караимскую религию как совершенно самостоятельную и никогда не смешивала её с еврейской религией.

Караимская религия признает Ветхий Завет с десятью заповедями, входящий в другие монотеистические религии (например, мусульманскую), признает Иисуса Христа и Магомета великими пророками и отвергает Талмуд, который является основою и главным содержанием еврейской религии. По этим основаниям караимы никогда не смешивались российскими императорскими законами с евреями и пользовались всеми правами коренного населения, которыми евреи не пользовались, — например, производились в офицерские чины, допускались в привилегированные учебные заведения и проч.

Митрополит Западно-Европейского Православного Русского митрополичьего округа, епископ Берлинский и Германский Серафим (апрель 1942 г.):

Караимское вероучение, по признанию Русской Православной Церкви, рассматривалось как совершенно обособленная религия. Рядом законодательных актов русское правительство подтверждало полную религиозную обособленность караимской религии и предоставляло караимам все права русских граждан, без всяких ограничений.

Протоиерей Семен Стариков, долго проживший в Крыму и хорошо знавший караимов, писал:

Если познакомиться с религией караимов, то можно видеть, что их Библией считалось Пятикнижие Моисеево, что они признавали Иисуса Христа пророком, но наравне считали пророком и Магомета, что они верят в переселение душ, что их праздники идут по лунному календарю, что положение женщины и до, и после замужества, основывается на учении Магомета, что у кенасы строился, как у мечети, «фонтан» и было специальное помещение для омовения по типу магометанскому, что при входе в кенасу снималась обувь, как у магометан. Особенно почиталась книга «Левит» (из Пятикнижия Моисея) и из неё главы 18 и 19 о любви к ближнему, к старшему, о морали. Это учение расширялось в проповедях газзанов и как-то приближалось к учению первохристиан. Характерно, что в учениях караимов нет высказываний, возвышающий этот народ над прочими, нигде не проповедуется рознь между людьми, но о человеколюбии достаточно говорится…

Судя по тексту, напечатанному 11 декабря 1941 г. епископом Римско-Католической Церкви Парижа, Католическая Церковь, со своей стороны, определяет её так:

Религия караимов практикуется небольшим числом русских, обосновавшихся во Франции после революции. Она рассматривается Римско-Католической Церковью как совершенно автономная, более родственная исламу, чем иудейской религии.

Теория С. М. Шапшала о караимизме и происхождении караимов

называемая также доктриной деиудаизации караимизма.

  • Караи являются коренным этносом Крыма, существовавшим задолго до принятия ими учения Анана бен Давида.
  • Реликты архаичных культов караев восходят к язычеству, шаманизму, тенгрианству.
  • Хотя, по словам Шапша́ла, «караимское духовенство в течение ряда веков успело преобразить мировоззрение своих единоверцев», именно древние культы являются оригинальным культурным наследием крымских караев, требующим изучения, сохранения и восстановления.
  • Среди исконных обрядов караев подлежащих восстановлению культ cвященных дубов, страусиные яйца как талисман и другие.

В рамках этой доктрины Шапшал изменил несколько терминов имеющих древнееврейскую этимологию на термины, имеющие по его мнению, тюркскую этимологию. Так, он заменил термин «Гахам» на «Гахан», восходящий по его мнению к хазарскому слову «Каган». Oн также настаивал на тюркском происхождении слова «карай».

Эта теория получила дальнейшее развитие в работах крымских караимоведов постсоветской эпохи [4] и официально принята как единственно верный взгляд на прошлое и настоящее караимов Ассоциацией крымских караимов «Кърымкъарайлар», сделавшей в 2000 году следующее заявление: «Попытки приписать крымским караимам чуждые этнос и религию, смешение этнических крымских караимов с караимами по религии, искажение истории — оскорбляют национальные чувства и создают предпосылки для национальных и религиозных конфликтов.»

Караимизм в мире

Караимская кенасса Bnei Yisrael

Израиль

Караимские общины существуют на территории современного Израиля с IX века. В современном Израиле караимы рассматриваются как религиозное течение внутри единого еврейского народа. Большинство караимов прибыло в Израиль из Египта, а также Ирака и Турции. В 90-х годах XX века, в Израиль прибыло несколько сот караимов и лиц смешанного происхождения из стран СНГ.

Караимская община официально не была признана государством до постановления Верховного суда Израиля принятого 1995 году, уравнявшего караимский религиозный суд в правах с религиозными судами других общин. Крупнейшие общины расположены в Рамле, Ашдоде, Беер-Шеве, Офакиме, Араде, Бат-Яме, Иерусалиме и мошавах Мацлиах, Бейт-Эзра и Ранен[5].

В последние десятилетия в общине наблюдаются два встречных процесса: светская молодёжь ассимилируется израильской культурой, не ассоциируя себя с отдельной караимской общностью, с другой стороны община активно принимает прозелитов из числа израильских евреев, разочаровавшихся в талмудической форме иудаизма[источник не указан 905 дней]. Караимы несут обязательную воинскую повинность наравне с евреями.

Турция

Основная статья: Караимы Турции

Стамбул был одним из основных центров караимизма в средние века. В результате процессов миграции и депопуляции караимская община Стамбула уменьшилась с 3000 членов[6] в XIX веке, до менее 100 человек в начале XXI века. В Стамбуле действует старинная караимская кенаса, имеется кладбище и благотворительное общество. Члены общины — в основном люди преклонного возраста.

Кенаса в Тракае (Литва)

Восточная Европа

Особенно горячие споры и дискуссии вызывает проблема появления караимов на территории Восточной Европы, то есть в Крыму, Литве и Польше. В традиционной историографии Восточной Европы общепринятой является тюркская теория происхождения караимов.

Караимизм — одна из 5 официально признанных религий Литвы. В современной Литве имеются действующие караимские храмы-кенассы в Вильнюсе и Тракае (кенасса в Паневежисе была снесена в советское время), функционируют караимские кладбища (в Вильнюсе имеется общее татарско-караимское кладбище, разделенное, впрочем, на две части). Издан полный караимский молитвослов на караимском языке.

По данным последней переписи Литвы (2001 год) караимов насчитывалось 273. Приверженцев караимизма при этом оказалось лишь 258 человек.

Современные караимы Польши воспринимают себя этническим сообществом и в большинстве своём утеряли религиозную самоидентификацию. Действующих религиозных общин нет, хотя формально существует Караимский религиозный союз Польши. В Варшаве сохраняется отдельное караимское кладбище.

Караимы Франции в XX веке приняли православие или католицизм. В их числе и известный меценат основатель «Караимской народной энциклопедии» М. Сарач.

США

В США ныне проживает небольшое число караимов из Восточной Европы; караимская община представлена выходцами из стран Ближнего Востока имеется в Дэли-сити вблизи Сан-Франциско, тут же действует и караимский храм.

Примечания

  1. Караимы. Электронная Еврейская энциклопедия
  2. Общая Энциклопедия Карта אנציקלופדיה כללית כרטא,1998
  3. Мазрук Моше — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  4. Андрей Мальгин. Евреи или тюрки. Новые элементы в идентичности караимов и крымчаков в современном Крыму (2002)
  5. Карта караимских духовных центров в Израиле на сайте израильских караимов(ивр.)
  6. Album «Karaites of Turkey»/ compiled by V. Kefeli — Simferopol-Slippery Rock: International Institute of Crimean Karaites, 2005. — 53 pages [Параллельное название: Альбом «Караимы Турции» / сост. В. И. Кефели — Симферополь-Слиппери Рок, 2005. — 53 стр.]

Литература

  • В. Глаголев. Философско-религиозные аспекты в изучении караимов // Религия и культура: Россия. Восток. Запад: Сб. ст. / Под ред. Е. А. Торчинова. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2003, с. 231—250
  • Дубинский А. Основы караимской религии. // Боги Тавриды (История религий народов Крыма). — Севастополь, 1997.
  • Караимская народная энциклопедия. — Т. 2. Вера и религия. — Париж, 1996.
  • Коджак К. Краткий обзор караимской религии и её распространения среди различных народов.  — Париж, 1948
  • Синани Н. История возникновения и развития караимизма, [ч. I]. — Симферополь, 1888. — 113 с; ч. II — Санкт-Петербург, 1889.
  • Стариков С. О крымских караимах. // Православная жизнь. Ежемесячное приложение к журналу «Православная Русь», 1966, № 5.
  • Кизилов, М. Б. «Караимы». В От киммерийцев до крымчаков. 2-ое изд. Ред. А. Г. Герцен, И. Н. Храпунов, 254—269. Симферополь: Доля, 2004.
  • Кизилов М. Становление этнического самосознания и исторических взглядов восточноевропейских караимов в контексте общеевропейской истории конца XVIII — начала XXI века // Клаль Исраэль: Еврейская идентичность и национализм в прошлом и настоящем. Ред. М. Членов, А. Федорчук. Москва: Меморис, 2007. Стр. 329—350.
  • ЭЛИЗА ОЖЕШКО. 1842 — 1910. Меир Эзофович//Избранные произведения в 2-х томах.Государственное издательство художественной литературы

Москва, 1948 г

Ссылки

  • Караимы — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Переводы караимской литургической поэзии Дмитрий Щедровицкий
  • Международный институт крымских караимов  (англ. )
  • Караимы США
  • Караимские праздники в США
  • Форум караимы
  • Караимская Духовная Академия «Бахтави»
  • Karaites and Karaism: Recent Developments
  • Сыны Писания — караимы Крыма
  • Европейские путешественники и крымские караимы
  • ОСНОВЫ КАРАИМСКОГО ЗАКОНА — Я. Дуван (1890)
  • Караимская библиотека online
  • КАРАИМСКИЙ КАТИХИЗИС ВКРАТЦЕ — М. Я. Фиркович (1915)
  • КРАТКИЙ КАТИХИЗИС — Яков Борисович ШАМАШ

Герман о Ласкере, «Караизм: введение в древнейший из сохранившихся альтернативных иудаизмов» | H-Judaic

Дэниел Дж. Ласкер. Караизм: введение в древнейший из сохранившихся альтернативных иудаизмов. Серия «Библиотека Литтмана еврейской цивилизации». Лондон: Библиотека еврейской цивилизации Литтмана, 2022. 268 стр. 45 долларов США (ткань), ISBN 978-1-80085-596-0 .

Отзыв Марка Хермана (Йоркский университет) Опубликовано на H-Judaic (май 2022 г. ) По заказу Робин Буллер (Калифорнийский университет, Беркли)

Версия для печати: https://www.h-net.org/reviews/showpdf.php?id=57630

Караимы, группа евреев, не являющихся раввинами, чья история насчитывает более тысячи лет, легко бросают самый стойкий вызов раввинистической гегемонии. Слабо связанные общим неприятием раввинистических традиций и юридической власти, караимы процветали в разных местах и ​​в разные времена и не всегда были второй скрипкой после раввинистического большинства. Однако караимам и караизму не удалось привлечь значительного научного интереса. Беглый обзор недавних конференций Ассоциации еврейских исследований (AJS) показывает только одну панель и лишь небольшое количество статей, посвященных какому-либо аспекту истории караимов. Насколько я могу судить, в большинстве учебных программ для обзорных и вводных занятий по иудаике, найденных на веб-сайте AJS и в других хранилищах, караимы также не упоминаются.

Таким образом, совершенно очевидна потребность в рецензируемом томе, первом обширном англоязычном введении в изучение караимского иудаизма. В двенадцати кратких и удобочитаемых главах, прекрасно доступных для неспециалистов, Дэниел Дж. Ласкер опирается на результаты целой жизни исследований того, что он называет «альтернативным иудаизмом», то есть богатой еврейской традиции, явно нераввинистической, но с примечательной за исключением его современной версии в Восточной Европе, с энтузиазмом еврейской. Ласкер демонстрирует, что караизм не только важен сам по себе, но его изучение также может быть поучительным в отношении традиционного раввинистического иудаизма. Караизм: Введение в древнейший из сохранившихся альтернативных иудаизмов также объявляет о недавнем расцвете науки, который остался почти незамеченным в более широких кругах иудаистов. Сегодня над караимскими материалами работает больше ученых, чем когда-либо прежде, и повышенное внимание к рукописям, собранным Авраамом Фирковичем, хранящимся в Российской национальной библиотеке, но все более доступным в Интернете, обещает произвести революцию в изучении караимского иудаизма, особенно его иудео-арабской разновидности.

Хотя сегодня караимы составляют лишь несколько небольших общин, караизм сыграл основополагающую роль в формировании досовременного иудаизма. Хотя Ласкер избегает «панкараимского» подхода к еврейской истории, согласно которому караимы являются либо прародителями, пугалами, либо стимулами любого развития еврейской истории, он, тем не менее, подчеркивает, что «геттоизация» караимских исследований оставила увлекательный и важный материал, выходящий за рамки традиционных научных знаний. В разные периоды еврейской истории караимы и раббаниты жили рядом друг с другом, и отношения между этими двумя группами не были бесконечно напряженными, и границы между ними не всегда строго соблюдались. Даже в отсутствие живых караимов, особенно в средневековом Средиземноморье, караизм занимал важное место в умах многих раббанистских идеологов. Возможно, не будет преувеличением предположить, что раввинистическая доктрина двойных (письменных и устных) откровений почти неизбежно приводила к вопросам об авторитетности и подлинности Устной Торы, а эти вопросы, в свою очередь, побуждали раббанистов писать на эти темы. Вызов караизма и других, ставивших под сомнение авторитет раввинов, следует рассматривать как один из важнейших факторов в формировании многих досовременных иудаизмов.

Ласкер делит свою книгу на две тематические части. Первая выстроена в хронологическом порядке, от малоизвестного происхождения «протокараимских» фигур через расцвет караимской интеллектуальной деятельности в Палестине в десятом и одиннадцатом веках, к поздней средневековой Византии, раннему Новому и Новому времени в Восточной Европе и, наконец, современная мировая сцена. Вторая половина тома посвящена центральным темам караимской религиозной мысли, включая право, ритуалы, толкование, богословие и полемику. Повествование здесь также расположено в хронологическом порядке и подробно описывает многие фигуры, встречающиеся в первой половине тома. Ласкер исследует некоторые из основных историографических загадок в каждом случае, и хотя он защищает свои собственные взгляды, он делает это с легким прикосновением, позволяя читателям проявить свое суждение. (Возможно, он имеет в виду предполагаемый девиз предполагаемого основателя караизма Анана бен Давида: «Хорошо исследуйте Священное Писание и не полагайтесь на мое мнение».) В помощь студентам бакалавриата каждая глава может стоять сама по себе; каждая написана лаконично, с расчетом на непосвященную аудиторию. Ласкер даже включает краткие резюме в конце каждой главы и предлагает дополнительную литературу на английском языке.

Если из этой книги и можно извлечь главный урок, то я думаю, что он заключается в следующем: караимский иудаизм гораздо интереснее и сложнее, чем можно представить в редуктивных описаниях «библейской» группы. Как показывает Ласкер, караимы часто отклонялись от того, что можно было бы ожидать от тех, кто выступает за «буквальное» понимание еврейской Библии, часто не чувствуя необходимости объяснять свои решения. Как оказалось, караимский иудаизм был динамичной и развивающейся традицией, которая столкнулась со многими из тех же проблем, с которыми столкнулись более крупные религиозные группы, придерживающиеся священных писаний. Это делает его еще более интересным, потому что его члены были и часто называются в науке «меньшинством в меньшинстве» и реагировали на гегемонистские культуры способами, которые иногда совпадали, а иногда отличались от тех, которые придерживались раввинистического иудаизма. В исламском мире, например, караимы иногда расходились со своими раббанитскими коллегами, предпочитая писать арабские буквы арабскими буквами, а не обычными (иудео-)арабскими буквами на иврите; они даже транслитерировали еврейскую Библию арабскими буквами. В одном из самых захватывающих поворотов этой истории, столкнувшись с жесткими антиеврейскими правилами в Восточной Европе, караимы объявили себя больше не частью еврейского народа. Это тоже всего лишь крайняя еврейская реакция на современность.

Этот труд по интеллектуальной и культурной истории мало что оставляет нетронутым. Ласкер в курсе научных аргументов и литературы (что неудивительно, учитывая его собственный огромный вклад в эту область). Одной из областей, которая находится за рамками этой книги, является социальная история караимов и смешанных караимско-раббанитских общин. Каирская гениза почти уникальным образом проливает свет на смешанные еврейские общества, хотя они, несомненно, были обычным явлением на досовременном Ближнем Востоке и за его пределами. Результаты исследований Юдит Ольшови-Шлангер, Марины Рустоу, Дэвида Склера, Одеда Зингера и других показывают, что раскол (или даже модель церкви/секты), описываемый многими средневековыми авторами, часто был лишь воображаемым. Эти выводы могут многому научить интеллектуальных историков. Действительно, комментарии к Священным Писаниям Авраама ибн Эзры изобилуют ссылками на Йефета бен Эли, вероятно, самого важного комментатора караимских писаний. Хотя Ибн Эзра действительно критикует караимов в целом и Ефета в частности, он не подвергает исключительной критике своего предшественника из караимского центра. С публикацией забытых работ из Генизы и других источников становится все более очевидным, что изучение еврейской мысли раббанитов должно принимать во внимание ее караимский аналог. Несмотря на то, что мало кто может сравниться по широте интереса или продуктивности Ласкера, можно надеяться, что этот том вызовет интерес нового поколения к караизму.

Ссылка: Марк Герман. Обзор Ласкера, Дэниела Дж., Караизм: введение в древнейший из сохранившихся альтернативных иудаизмов . H-Judaic, обзоры H-Net. май 2022 г. URL: https://www.h-net.org/reviews/showrev.php?id=57630

Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-Noncommercial-No Derivative Works 3.0 United States License.

Идея караизма: провокация раввинистического иудаизма | Ави Гарелик


Прочтите комментарии к этому изделию из Rico Altman-Merino .


Джейкоб Маттанья (писец), Нюрнбергский Махзор , 1331

Караизм возник в 8-9 веках в Багдаде как конгломерат еврейских антираввинистских групп. С 10 по 12 века караимская община процветала в экономическом и культурном отношении во всем мусульманском мире и, прежде всего, в Израиле. В те годы это была как демографическая, так и идеологическая угроза гегемонии раввинизма над иудаизмом, и литература обеих сект отражает это соперничество. Но, может быть, вам уже рассказывали о караимах. Может быть, есть определенные вещи, которые вы уже знаете.

То есть: бахрому на стены караимы вешают. Они сидят в холоде и темноте в день субботний. И они носят филактерии на переносице; многие погибли из-за последующего ухудшения зрения. Какие дураки! Но прежде всего караимы, отвергнув наши традиции, считают достаточным открыть Библию, как руководство к машине, и вывести свою практику из ее буквального значения!

Взгляните и остерегайтесь тех, кто отверг мудрость традиции, интонации наших мифов, тем самым подавляя такой своенравный импульс. Созерцайте пустыню за пределами власти раввинов! Однако эти мифы скрывают и даже передают провокацию современному иудаизму. Караизм делает с учением полицию то, чего не могут сделать другие великие ереси, христианство и реформистский иудаизм, потому что они прямо отвергают закон. Караизм, напротив, остается тесно связанным с законом, но при этом представляет угрозу для традиции.

Чтобы прояснить своеобразное и провокационное отношение караизма к праву, полезно различать два основных способа прочтения авторитетного текста. Первый влечет за собой отождествление с обстоятельствами, в которых текст был написан, и требует допущения, что текст в его нынешнем виде имеет отношение к вашей жизни. Например, таким образом вы читали бы программу курса. Он был написан на свой срок; его инструкции предвосхищают их контекст, и поэтому ваши действия должны прямо соответствовать его спецификациям.

Второй способ чтения — дистанционный. Текст говорит в и из контекста, радикально отличного от вашего. Тем не менее, это все еще ваш авторитетный текст; вы требуете от него, чтобы и на расстоянии он обращался к вам. Хотя его инструкции обязывают вас, вы должны отвечать требованиям вашей собственной ситуации. Это дублирование обращения и ответа порождает как минимум два возможных источника конфликта между его императивом и вашим ответом: между исходной идиомой и более поздним пониманием и между древними инструкциями и новым контекстом действия. Второй способ чтения — чревовещание, предназначенное для смягчения этих противоречий.

И караимы, и раввины одинаково оказываются в этой последней ситуации, привязанные к тексту, написанному для народа древнего Израиля; и поэтому оба заняты этим вторым способом чтения. Раввины, со своей стороны, реагируют на странность письменной Торы, распространяя ее авторитет среди последующих поколений: каждое последующее поколение ученых должно отвечать перед каждым из тех, кто был до него. Предыдущие поколения имели более тесные отношения с открытой истиной и служили посредниками между настоящим и первоначальным императивом. Однако эта техника смягчения странностей писания также умножает их: толкователь теперь должен ответить на сбивающий с толку список странностей, каждая из которых чужда остальным.

Караизм отвергает эту какофонию и смело начинает заново. В то время как раввины запутывают закон разрастанием текстуальной странности и экзегетической ответственности, караимы обрезают этот навязчивый рост и прямо и открыто берутся за странность писания. Выстраивая непосредственную, прозрачную связь между писанием и настоящим, они восстанавливают раввинистическое отделение закона от писания. Караизм можно определить даже так: как жизнь, одушевляемая непосредственно библейской герменевтикой закона. Но что именно влечет за собой эта прямота, пока не ясно. Более того, очевидно, что непосредственный доступ к авторитету Священного Писания влечет за собой политические и социальные осложнения: авторитет индивидуального разума должен быть умерен приверженностью практически осуществимому общественному закону. Как именно перекрываются эти многочисленные валентности социальной и индивидуальной интерпретации? Чтобы представить провокацию современному иудаизму, нужно будет уточнить фигуру караизма.

*             *              *

Что понимается под «прямотой»? Караимы не настолько наивны, как их иногда считают, чтобы верить в бескомпромиссно буквальное прочтение Священного Писания. Верно, что караимские экзегеты часто пишут в терминах буквального понимания, но то, что подразумевается под этим обозначением, является более точным простым пониманием. Раввинская экзегеза имеет эквивалентную категорию толкования, называемую пешат 9.0054, который является попыткой читать Священное Писание способом, не опосредованным проповедническими или юридическими интересами. В пешат предполагается читать священные писания как связную литературную единицу с последующим акцентом на грамматической и тематической связности.

И раввины, и караимы заинтересованы в таком чтении и способны на него, но только караимы считают его основной формулировкой закона. Закон раввинов созрел задолго до того, как полностью развилась идея пешат герменевтика. Раввинское юридическое прочтение Священного Писания намеренно деконтекстуализирует и деграмматизирует отрывки и даже отдельные слова, манипулируя ими как сырьем для производства закона. Они оправдывают этот метод аксиомой фундаментальной неполноты — даже непоследовательности — писания без окружающего его полутени устно передаваемого знания. По словам раввинов, во время откровения на Синае людям была дарована двухчастная Тора, состоящая из письменной Торы и устной Торы, ни одна из которых не могла существовать отдельно. Караизм отвергает эту аксиому как оскорбление целостности писания.

Чтобы проиллюстрировать различия между караимскими и раввинскими юридическими рассуждениями, я сравню их толкование одного библейского стиха: «Не вари козленка в молоке матери его». Раввины доводят этот стих до его законной формы с помощью двух приемов. Первый — это экзегетический метод, хотя и вовсе не направленный на простой смысл Священного Писания. Они начинают свое толкование с наблюдения, что этот стих встречается в Торе трижды. Писание, по мнению раввинов, не содержит лишних слов. Таким образом, помимо единственного видимого смысла, раввинистическая система вынуждена выводить дополнительные, тайные значения: каждый из трех случаев должен иметь в виду три отдельных запрета. Запрещается не только варить козленка в молоке матери, но и употреблять полученное в пищу; также запрещено извлекать выгоду из результата, например путем продажи. Талмуд включает в себя несколько конкурирующих аргументов, но, что характерно, каждый из них приводит к одной и той же триаде. Стих также расширен от частного к общему, чтобы относиться к любому виду домашнего мяса и молока, а не только к козленку и в особенности к молоку его матери. Раввины считают, что все эти запреты переданы самой Торой.

Раввины также используют второй способ законодательства, совершенно не связанный с толкованием Священных Писаний. Силой своего собственного авторитета они выводят два дополнительных условия, не опираясь на Писание, запрещая совместное употребление мяса и молока, даже если они приготовлены по отдельности, и предусматривая период ожидания между потреблением мяса и потреблением молочных продуктов.

Караизм, конечно, отвергает эти последние директивы, авторитет которых исключительно раввинистический и не имеет поддержки в толковании Священных Писаний. Но большая часть текстовой работы раввинов также отвергается. По словам Илии Басятчи, караимского законника 15-го века, нет никакой причины, чтобы три повторения одного и того же стиха порождали отдельные правовые постановления: по какой-то причине Священное Писание просто повторяет один и тот же закон в трех разных контекстах. Однако Басячи также не ограничивает стих буквальным значением. Он применяет принцип, который распространяет законы, касающиеся частного, также и на общее, и постановляет, что существует закон против варки детенышей любого вида в молоке их матери. Затем он предполагает, через другие библейские употребления слова «кипятить», что любой вид приготовления пищи также запрещен. Затем посредством параллели с подтекстом «не забивать» он заключает, что такое кулинарное изделие тоже есть нельзя. Однако Басячи утверждает, что запрет не только ограничивается животными одного и того же вида, но и применяется только к мясу и молоку реальной пары родитель-ребенок. Он утверждает, что логика этого запрета кроется в этическом корне другого библейского запрета: «Не закалывай мать и ее детенышей в один и тот же день».

Цель этого упражнения заключалась не в том, чтобы продемонстрировать навязчивое отрицание удовольствия со стороны раввинов или относительную распущенность караимов. Караимский закон часто более ограничивает человеческие импульсы, чем раввинистический. Решающее значение имеет различие в отношении к Священному Писанию как к источнику права. Для раввинистического законника Священное Писание должно быть в некотором смысле расшифровано, чтобы стать законом. Таким образом, разработка свода законов полностью зависит от арбитража экспертного знания, которое может взглянуть на стих (или даже на фразу или слово) и отнести его к сфере права вопреки его кажущемуся значению. Для караимского законника понимание Священного Писания равнозначно пониманию закона. Писание само по себе уже является сводом законов: экспертные знания могут быть полезны в процессах аналогии и расширения, но фактическое толкование и развитие права должны быть рационально доступны.

*             *              *

Этот акцент на рациональном доступе является эпистемологической предпосылкой караизма. Однако вопрос о том, в какой степени этот рационализм совместим с временной преемственностью или социальной согласованностью религиозного сообщества. Эти вопросы поднимает Авраам ибн Эзра в своей полемике с караимами. Ибн Эзра был пешат толкователем священного писания, который отверг поиск в нем эзотерических мистических смыслов. Он вел регулярную переписку с несколькими караимами и иногда прислушивался к их советам по поводу толкования. Эта полемика представляет дополнительный интерес из-за близости Ибн Эзры к феномену, который он разоблачает.

Если мы найдем два значения стиха, и одно соответствует словам древних, которые все были праведниками, мы без сомнения будем полагаться на их истинность. Горе, если мы смешаемся с саддукеями [т.е. караимы], утверждающие, что древние подрывали Писание и его грамматические особенности! Наоборот, те, кто был до нас, были от истины, все их слова были от истины, и Бог истины ведет своего слугу по пути истины.

Основная логика утверждения ибн Эзры заключается в том, что подлинный способ доступа к божественной воле осуществляется через авторитет традиции человеческого управления. Его заключительная строфа тонко сближает идеи божественной истины и человеческой традиции: образ Бога, ведущего своего слугу к истине посредством путь призван вызвать путь передачи через историю через людей до нас , которые были праведными и, следовательно, заслужили Божью истину. Разрыв с «древними», особенно порицающий их «подрыв» писания, на самом деле подрывает самые верные средства понимания воли Божией. Он дополняет эту защиту атакой на караимский метод:

Те, кто отвергает религию и ее защитников, склонятся либо влево, либо вправо. Каждый будет толковать Писание по своей воле, даже в том, что касается постановлений и законов. […] И как они будут поддерживать Закон в соответствии со своими знаниями? Когда каждое мгновение оно переворачивается и переворачивается с одной стороны на другую в соответствии с их непостоянными заботами? Ибо в Торе не найдется ни одной полностью объясненной заповеди.

Он утверждает, что чрезмерное упование только на Священное Писание приводит к неустойчивому упованию на себя и свои «непостоянные заботы», а не на Бога. Отсюда формулировка: «Я боюсь только Бога; Я не окажу благосклонности к Торе».

Ибн Эзра утверждает, что караимское писание подразумевает историческую прерывистость — «изменчивость» — и социальную непоследовательность — «каждый… по своей воле». Как может религия, в которой каждый волен устанавливать свою собственную практику в соответствии со своим пониманием, может быть отражением истины?

Обвинение Ибн Эзры в индивидуализме караимов действительно согласуется с самоидентификацией некоторых современных караимов, но его современные караимы сочли бы такую ​​характеристику клеветой. Караизм настаивает на верховенстве разума, но не говорит на языке радикального индивидуализма. Аль Киркисани, караимский ученый X века, учит полагаться на мудрость мудрецов, которые лучше разбираются в логике, чем миряне. Басячи считает предпочтительным достичь понимания рациональных основ закона, но только после того, как подчинится ему, приняв традицию; отказываться от этого было бы все равно, что отказываться есть хлеб, не научившись печь. То есть, хотя караимы верят в важность и возможность индивидуального толкования Священного Писания, они также признают важность традиции и социальной согласованности.

Закон, хотя и доступный индивидуальной рациональности, остается социальным объектом. Это правда, что некоторые голоса внутри караимов призывали к поведению, основанному исключительно на Священном Писании, но разработка караимскими кодексами законов не была случайностью. Такие кодексы, как правило, находились в тесном диалоге с традицией, часто демонстрируя своего рода образное библейское обоснование, которое мы могли бы охарактеризовать как надуманное или раввинистическое. Хотя идея свода религиозных законов, развития открытой божественной истины, может показаться враждебной всему замыслу караизма, постоянное появление таких сводов на самом деле освещает основную тенденцию этого проекта. В то время как караизм оспаривает раввинизм в отношении надлежащего источника права, его закон остается скорее социальным, чем индивидуальным.

*             *              *

Караизм был провокационным даже в своей карикатурной форме, но провокация оставалась расплывчатой. Однако после приведенных выше соображений он, возможно, может стать более полезным. Работа антикараимской риторики заключалась в том, чтобы построить ложные границы дебатов. Идея карикатурно простой и прямой библейской герменевтики создает легко фальсифицируемое ощущение, что раввинистическая интерпретация фундаментально более сложна. Обвинение в индивидуалистической социальной коррозии не отражает реальной глубины караимских традиций и социальных связей. Оба этих сомнительных утверждения против караизма лишь приближаются к возможной критике.

Первый шаг, который необходимо сделать для оживления этой полемики, состоит в том, чтобы понять, что вопросы, которые должна разрешить полемика, в конечном счете касаются самой раввинистической традиции. То есть, когда вы предлагаете фиктивные ответы на вопросы о караимах, вы также не отвечаете на настоящие вопросы о легитимности раввинистической традиции. Идею караизма следует использовать, чтобы пролить свет на раввинизм как на его аналог: именно здесь должен начинаться ответ раввинов.

Мне кажется, что караизм наиболее полезен тем, что дает нам возможность распространять и объяснять основную предпосылку раввинистического закона, которую нельзя оставить без внимания: диссоциацию между писанием и кодексом поведения. Посвященные в иудаизм остаются без объяснения того, что должно быть представлено как стержень системы. Его оправдание состоит в том, что и проекты толкования Священного Писания, и развитие права имеют свободу движения из-за своей разобщенности.

Интерпретации может быть предоставлена ​​творческая лицензия литературного произведения без необходимости приспосабливаться к тому влиянию, которое она может оказать на реальную мировую практику. Знаменитая загадочная и глубоко оригинальная литература мидрашей определяется тем, что раввины добывают священные писания как исходный материал для своего собственного языка. Поскольку Священное Писание рассматривается как радикально далекий тайный текст, оно становится более свободным как поэтическая словесная шахта, в которой образы и идиомы могут быть деконтекстуализированы и повторно использованы безнаказанно.

Между тем, закон становится ответственным перед местными интересами реального мира, а не перед неизменностью Священного Писания. Реальная сила идеи двойного закона заключается в предпосылке, что воля Божья заключена в людях так же, как и в словах Священного Писания. Представление о праве как о человеческой, диалектической системе не вызывает смущения. Во многих отношениях это единственный разумный ответ на божественное молчание. Наиболее убедительным ответом на караизм является идея о том, что религиозная истина может возникнуть из небожественного, многоголосого источника.

Караимский иудаизм – Путеводитель по его истории и литературным источникам

    Ограниченный доступ

    Предварительный материал

    Страницы:
    я – xxxi
  • Ограниченный доступ

    ЕВРОПЕЙСКОЕ ОТКРЫТИЕ КАРАИЗМА В ШЕСТНАДЦАТОМ-ВОСЕМНАДЦАТОМ ВЕКАХ

    Страницы:
    1–7
  • Ограниченный доступ

    НАУЧНОЕ ИЗУЧЕНИЕ КАРАИЗМА В ДЕВЯТНАДЦАТОМ И ДВАДЦАТОМ ВЕКАХ

    Страницы:
    9–24
  • Ограниченный доступ

    КАРАИМСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

    Страницы:
    25–69
  • Ограниченный доступ

    ПРОИСХОЖДЕНИЕ КАРАИМОВ

    Страницы:
    71–118
  • Ограниченный доступ

    КАРАИТЫ И СЕКТЫ ВТОРОГО ХРАМА

    Страницы:
    119–143
  • Ограниченный доступ

    ИСЛАМСКИЕ КОНТЕКСТЫ СРЕДНЕВЕКОВОГО КАРАИЗМА

    Страницы:
    145–177
  • Ограниченный доступ

    КАРАИМЫ, ИЗОБРАЖЕННЫЕ В СРЕДНЕВЕКОВЫХ ИСЛАМСКИХ ИСТОЧНИКАХ

    Страницы:
    179–197
  • Ограниченный доступ

    КАРАИЗМ И СУФИЗМ

    Страницы:
    199–212
  • Ограниченный доступ

    СПЛЕТНИКИ ПО СИОНУ: КАРАИМЫ В Иерусалиме В Х И ОДИННАДЦАТОМ ВЕКАХ

    Страницы:
    213–235
  • Ограниченный доступ

    КАРАИМСКИЕ ОБЩИНЫ НА СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ В Х-ПЯТНАДЦАТОМ ВЕКАХ

    Страницы:
    237–252
  • Ограниченный доступ

    КАРАИМСКИЕ ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

    Страницы:
    253–273
  • Ограниченный доступ

    РАННЕЕ КАРАИМСКОЕ СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

    Страницы:
    275–290
  • Ограниченный доступ

    ВКЛАД КАРАИМОВ В ИЗУЧЕНИЕ ЕВРЕЙСКОГО ЯЗЫКА

    Страницы:
    291–318
  • Ограниченный доступ

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАВВИНСКИХ ИСТОЧНИКОВ В КАРАИМСКИХ ПИСЬМАХ

    Страницы:
    319–338
  • Ограниченный доступ

    ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ В КАРАИМСКОЙ ФИЛОСОФИИ И ПОЛЕМИКЕ В Х И ОДИННАДЦАТОМ ВЕКАХ

    Страницы:
    339–362
  • Ограниченный доступ

    ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В КАРАИМСКОЙ БИБЛЕЙСКОЙ ЭКГЕГЕЗЕ В Х И ОДИННАДЦАТОМ ВЕКАХ

    Страницы:
    363–413
  • Ограниченный доступ

    КАРАИМЫ В СОВРЕМЕННОМ ЕГИПТЕ

    Страницы:
    415–430
  • Ограниченный доступ

    ИЗ ЕГИПТА В ИЗРАИЛЬ: РОЖДЕНИЕ КАРАИМА
    ‘ЭДА В ИЗРАИЛЕ

    Страницы:
    431–450
  • Ограниченный доступ

    ЖИВАЯ ЛИМИНАЛЬНОСТЬ: ЕВРЕИ КАРАИМЫ ДОГОВАРИВАЮТСЯ О ИДЕНТИЧНОСТИ И ОБЩИНЕ В ИЗРАИЛЕ И СОЕДИНЕННЫХ ШТАТАХ

    Страницы:
    451–469
  • Ограниченный доступ

    МЕЛОДИЧЕСКИЕ УЗОРЫ В КАРАИМСКОЙ МУЗЫКЕ: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ

    Страницы:
    471–481
  • Ограниченный доступ

    КАРАИМСКИЙ ЕВРЕЙ

    Страницы:
    483–503
  • Ограниченный доступ

    ВИЗАНТИЙСКАЯ КАРАИМСКАЯ МЫСЛЬ

    Страницы:
    505–528
  • Ограниченный доступ

    КАРАИМСКАЯ ЭКЗЕГЕТИЧЕСКАЯ И ГАЛАХИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА В ВИЗАНТИИ И ТУРЦИИ

    Страницы:
    529–558
  • Ограниченный доступ

    КАРАИМСКАЯ МОЛИТВА И ЛИТУРГИЯ

    Страницы:
    559–589
  • Ограниченный доступ

    КАРАИМСКИЙ КАЛЕНДАРЬ: ОСВЯЩЕНИЕ НОВОЛУНИ ВИДЕНИЕМ

    Страницы:
    591–629
  • Ограниченный доступ

    КАРАИТЫ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ И КРЫМУ: ОБЗОР

    Страницы:
    631–655
  • Ограниченный доступ

    ТЮРСКИЕ ЯЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКИХ КАРАИЕВ

    Страницы:
    657–707
  • Ограниченный доступ

    НАЧАЛО КАРАИМСКИХ ОБЩИН КРЫМА ДО XVI ВЕКА

    Страницы:
    709–728
  • Ограниченный доступ

    ИСТОРИЯ КРЫМСКИХ КАРАИТОВ В ШЕСТНАДЦАТОМ-ВОСЕМНАДЦАТОМ ВЕКАХ

    Страницы:
    729–757
  • Ограниченный доступ

    КАРАИМСКИЕ ОБЩИНЫ ЧУФУТ-КАЛЕ И МАНГУПА: ИСТОРИЯ И ТОПОГРАФИЯ ПОСЕЛЕНИЙ

    Страницы:
    759–787
  • Ограниченный доступ

    КАРАИМЫ КРЫМА ГЛАЗАМИ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

    Страницы:
    789–818
  • Ограниченный доступ

    КАРАИМЫ ЦАРСКОЙ РОССИИ, 1780–1719 гг.
    18

    Страницы:
    819–826
  • Ограниченный доступ

    КАРАИМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТВЕ И БЫВШЕМ СССР

    Страницы:
    827–854
  • Ограниченный доступ

    МУЗЫКАЛЬНОЕ НАСЛЕДИЕ КАРАИМОВ ЛИТВЫ

    Страницы:
    855–871
  • Ограниченный доступ

    АВРААМ ФИРКОВИЧ

    Страницы:
    873–892
  • Ограниченный доступ

    ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО КОЛЛЕКЦИЯМ КАРАИМСКИХ РУКОПИСИ

    Страницы:
    893–924
  • Ограниченный доступ

    КАРАИМСКАЯ ПЕЧАТЬ И ПОЛИГРАФИЯ

    Страницы:
    925–962
  • Ограниченный доступ

    ОБЩИЙ УКАЗАТЕЛЬ

    Страницы:
    963–981

Мейра Поллиак , доктор философии.

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *