Карнакский храм | Мир Чудес
В двух с половиной километрах к северу от современного египетского мегаполиса Луксор на месте Древних Фив находится деревня Карнак. Названа как самый масштабный храмовый комплекс Древнего мира на восточном берегу Нила, посвященный Амону-Ра. Две главные оси храма: с севера на юг и с запада на восток. В самом обобщенном варианте комплекс принято делитъ на зоны Амона-Ра, Манту (бога войны) и Мут (жены Амона).
Вид с воздуха со стороны Нила на Карнакский храмовый комплекс.«САМОЕ СОВЕРШЕННОЕ МЕСТО»
Святилище в Карнаке, как и Луксорский храм, посвящено «Божественной Триаде» — Амону-Ра, который являет себя людям в виде Солнца, — его супруге Мути их сыну Хонсу, повелителю Луны.
При взгляде на руины этих храмов с большой высоты, когда видна и соединяющая их почти двухкилометровая Дорога сфинксов, они вызывают ассоциации с двумя чашами символических весов, поддерживающих равновесие на земле: в государстве, в природе, на земле и в небесной сфере. Карнакский храм — северная чаша этих весов, Луксорский — южная. Северная перевешивает: и по площади, и по художественному уровню, хотя это не значит, что Луксорский храм уступает ему во всем. Было ли так задумано — неизвестно, но со временем Карнакский храм египтяне стали называть «самым совершенным местом». Подразумевалось, в той ойкумене, каковой ее представляли себе древние египтяне.
Таким храм стал не сразу. Строительство его длилось почти 20 столетий. Египтологи ведут здесь отсчет от самых древних из частично сохранившихся сооружений Карнака, как, например, возведенный в эпоху Среднего царства храм Сенусерта I ХХ в. до н.э. Многие археологи-египтологи полагают, что строительство могло быть начато и гораздо раньше, в XXVIII в. до н.э. В ХХ в. до н.э. святилище Амона было небольшим. Первым, кто, как считается, начал расширять его, был фараон XVlll династии Тутмос I (правил ок. 1504-1492 гг. до н.э.). При нем были установлены обелиски и статуи, изображавшие фараона в облике, само собой, Осириса, выбиты барельефы, отделанные золотом, изображающие священнодействующего Тутмоса. Руководил всеми работами зодчий Инени.
Дело отца продолжила «ее царское величество» Хатшепсут (правила в 1525-1503 гг. до н.э.), положившись на мэтра архитектуры Сененмута, которому доверяла безгранично — и не слепо, а по делам его. При ней появились новое строение из красного песчаника для ладьи Амона-Ра, украшенное изысканными рельефами, также позолоченными, и два обелиска из гранита с черно-красными зернами. Тутмос 111 (правил ок. 1525-1473 гг. до н.э.) возвел Большой храм Амона-Ра. Фараон и полководец сам разрабатывал его проект, о чем рассказывает выбитая на одной из стен надпись. Филигранно расписанные колонны храма символизировали столбы царского паланкина, стела у входа в гипостильный зал изображала Тутмоса и его 62 предшественников («Царский список Карнака», хранится в Лувре). К храму примыкает «Ботанический сад», представляющий природный мир долины Нила и стран, где фараон воевал. О его военных подвигах рассказывает «Зал анналов» с двумя стелами с изображениями священных папируса и лилии. Тутмос 111 возвел также храм богини войны Сехмет, скульптура которой сохранилась.
Сехмет часто отождествляется с Мут, которая, как и Сехмет, иногда изображалась с львиной головой. В южной части комплекса возле озера Ишеру, примыкавшего к храму Мут, стояли десятки статуй Сехмет. У многих из них отбита верхняя часть туловища, очевидно, охотниками за древностями. Чтобы задобрить богиню-воительницу, Аменхотеп III (правил ок. 1388-1353 / 1351 гг. до н.э. ) всего возвел 700 статуй Сехмет вокруг храма Мут, второго по счету. При нем появился и храм Хонсу. В первом тысячелетии до н.э. в Карнаке возводится несколько небольших святилищ Осириса. В XV-XIII вв. до н.э. появилась Дорога сфинксов, на рубеже XIV-XIII вв. до н.э. при Сети 1 (правил ок. 1290- 1279 гг. до н.э.) и его сыне Рамзесе 11 Великом (правил ок. 1279-1213 гг. до н.э.) в храме Амона был воздвигнут роскошно украшенный и великолепный в архитектурном отношении гипостильный зал.
Строительство на территории храма продолжалось и после краха Нового царства — при царях династии Ряд сфинксов с бараньими головами, расположенный внутри храма Амона-Ра. Птолемеев и при римлянах. Последним из сильных мира сего, внесших вклад в облик храма, был император Домициан (правил в 81-96 гг. н.э.).
АЛЛЕГОРИИ БОЖЕСТВЕННОЙ СИЛЫ
Архитектурный ансамбль Карнакского храма лежит сегодня в руинах, составляющих своего рода лабиринт по истории духовной жизни Древних Фив, и путешествие по этому лабиринту приносит множество открытий.
Первое описание комплекса появилось в 1668 г., когда его увидели два французских миссионера. А название ему — Карнак, что означает «груда камней» — по аналогии с комплексом мегалитов в Бретани дал тоже француз, монах-иезуит и ученый Клод Сикар, изучавший египетские древности как археолог в 1707-1726 гг. Профессиональные раскопки в Карнаке начались во второй половине XIX в.
В храмах ансамбля не осталось, конечно, и следа ни от какой позолоты. Были разрушены, изувечены, похищены многие статуи, но, к счастью, и сохранилось тоже немало благодаря монументальности сооружений и скульптурных форм. По всему, что сохранилось, вполне можно представить, каким величественным было это святилище, когда Фивы были городом процветающим, а вокруг храма стояли утопающие в садах дворцы высокопоставленных вельмож. Вокруг многих храмов комплекса также цвели сады: при обилии солнца и воды практически круглый год. Во времена фараонов русло Нила пролегало ближе к храму, и в месяцы, когда его воды имели самый низкий уровень, можно было спуститься к кромке берега по ступеням западной стены. Изменения в природе и климате, войны и неизбежно сопутствующие им разрушения и разорения, землетрясения, которых здесь было тоже немало, песчаные бури сделали свое дело. Относительно заносов песка необходима оговорка: во многих случаях благодаря им были словно законсервированы многие скульптуры и фрагменты зданий, раскопанные затем археологами.
В Карнакском храме поражает еще вот что. У него не могло быть никакого единого плана строительства, напротив, некоторые фараоны не гнушались при возведении храмов во имя себя, великих, разбирать храмы своих предшественников, а уже в Новое время камни храмов растаскивались всеми подряд, почти открыто, для строительства обычных жилых домов. И все же, как ни удивительно, остается впечатление, что план был: настолько гармоничен комплекс, хотя создавался в разные не то что века — в разные эпохи.
Может быть, потому, что все властители Фив, от первых правивших здесь фараонов до римлян, предоставляли полную свободу творчества зодчим, скульпторам и художникам. А те следовали главному принципу искусства древних веков — создавать как можно более выразительные аллегории силы богов и властителей: как известно, в Древнем Египте считалось, что все фараоны имеют божественное происхождение. Из поколения в поколение непосредственные исполнители заказов царей принципы преемственности художественных методов соблюдали как святые заповеди. Эти принципы: гармоничные пропорции зданий и сооружений, какими бы большими они ни были; одухотворенные лица идеально отшлифованных скульптур — боги ли это, фараоны ли, жрецы или обычные люди. Барельефы и расцвеченные минеральными красками изящные рельефы — каждый представлял собой. В карнакских статуях всегда подчеркнута массивность пальцев ног. динамичный по сюжету рассказ о каком-то ритуале, работе, событии, сражении в лицах и с множеством подробностей. Все изображенные предметы, животные и растения также имеют прекрасные формы.
Лучше остальных сохранилась западная часть комплекса, из всех эпох — сооружения периода Нового царства (ок. 1580-1070 гг. до н.э.). По нему проходят экскурсии (за исключением тех зон, где продолжают работать археологи). Самые посещаемые части комплекса — это собственно храм Амона-Ра и гипостильный зал, давным-давно лишившийся крыши, но не утративший своего магического притяжения. Каждый по-своему, прекрасны и другие храмы, посвященные Мут и Хонсу, другим божествам и фараонам, большие и малые (часовни). А также обелиски, памятники, пилоны, ограды, Священный пруд, в котором проходили ритуальные церемонии на ладьях и омовения.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
- Главный храм Амона-Ра, его передний пилон.
- Храм бога Хонсу, начатый при Рамзесе III, законченный при Херихоре.
- «Священная ладья» Рамзеса II.
- Храм Ипет (построен при Птолемее VIII).
- Небольшой храм бога Птаха.
- Храм Аменхотепа II.
- Храм богини Мут.
- Храм Камутеф.
- Священное озеро.
- Дорога сфинксов.
- Аллея сфинксов, ведущая к храму богини Мут.
- Луксорский музей, Музей мумификации (тоже в Луксоре).
- Экспонаты из Карнакского храма в Египетском музее в Каире.
ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ
План главного храма Амона-Ра
- В культуре Древнего Египта, как и в других древних государствах, существовала традиция при строительстве храмов воплощать мифы о Сотворении мира. В Лейденском папирусе сказано: «Фивы — образец для всех городов. Вода и земля были в них в начале. И появился песок, чтобы обозначить границу пахотных земель и их основную почву на холме. Так стала земля. Потом появились люди, чтобы благоустроить все города». Не правда ли — это образ острова? Совершенно верно — острова Священной земли Творения, с которого началось «первое время». (Лейденский папирус — это от голландского города Лейден, где он хранится.).
- Священными цветами в Древнем Египте были лилия и лотос. Колонны Карнакского храма с левой, северной стороны украшали изображениями стеблей папируса — геральдического и тоже священного символа Нижнего Египта, колонны, стоящие справа, — лилиями, символом Верхнего Египта. Иногда изображение этого цветка называют лотосом. Это неверно. А вот египетские скульпторы ничего не путали: у лилий характерно изогнуты лепестки. Секрет появления в Египте лилий в качестве символа прост. Первыми его стали использовать правители Египта додинастической эпохи, а они по происхождению были иноземцами, почти все — из тех краев, где лилия, в отличие от Египта, цветок распространенный даже и в дикорастущем виде.
- Амон-Ра не сразу стал верховным богом древних египтян и демиургом. Сначала это был Амон, небесный покровитель Фив и только, имевший и женскую ипостась — Имунет. В период Среднего царства Амон становится отдельным божеством, повелителем воздуха.
Начиная с XVIII династии (1550- 1292 гг. до н.э. ) Нового царства, Амон отождествляется с верховным солнечным богом гелипольского пантеона, носившим имена Атум, Ра, Птах, и обретает новое имя Амон-Ра как глава египетского пантеона богов, первый и, так сказать, «государственный», общенациональный бог. Тут нельзя, однако, не добавить, что в некоторых монументальных сооружениях периода Среднего царства его уже называли Амоном-Ра, но еще редко, эпизодически. - Жук-скарабей — самый известный амулет Древнего Египта, воплощение Хепри — бога созидательного утреннего солнца, символа воскресения и перерождения. В мумиях фараонов сердце заменяли статуэткой скарабея. На берегу Священного озера стоит статуя скарабея, высеченного из черно-красного гранита. По поверьям, если обойти ее семь раз, все желания сбудутся, но только благородные и страстные желания. А по мелочам Хепри лучше не беспокоить: все может случиться ровно наоборот.
- Считается, что когда-то по обеим сторонам Дороги сфинксов ее охраняли 1350 их изображений с телом льва и головой барана — священных животных Амона-Ра. Раскопано около 900 фигур, а совсем недавно было найдено еще 12 немного в стороне от Дороги. У этих сфинксов головы снесены, а на постаментах выбито имя Нектанеба 1, основателя последней династии фараонов, умершего в 362 г. до н.э.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Исторический и архитектурный памятник Древнего Египта на восточном берегу Нила в «городе живых», называвшемся так в отличие от «города мертвых» — западного берега Нила.
Часть объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Древние Фивы с их некрополями, Карнакский и Луксорский храмы» с 1979 г.
Историческое название региона: Верхний Египет.
Время строительства: приблизительно XX в. до н.э. — I в. н.э. Египетское название храмового комплекса: Ипет-Сут.
Административная принадлежность: современный египетский город Луксор.
Денежная единица современного Египта: египетский фунт.
Язык: арабский.
Ближайший аэропорт: Луксор (международный).
ЦИФРЫ
Общая площадь открытой сегодня части комплекса — около 30 га.
Главный и самый большой пилон: высота — 43,6 м, ширина —113 м, толщина стен —15 м.
Высота обелисков Хатшепсут: 25 и 30 м.
Площадь большого гипостильного зала: 5000 м2.
Количество колонн большого гипостильного зала: 134.
Размеры Священного озера: 120×77 м.
Расстояние от Луксора: около 2,5 км.
ЭКОНОМИКА
Туризм.
КЛИМАТ
Тропический пустынный.
Средняя температура января: +14,4°С.
Средняя температура июля: +33,2°С.
Среднегодовое количество осадков: 2,65 мм (утренняя роса).
Карнакский храм — Египет — Планета Земля
При взгляде на руины этих храмов с большой высоты, когда видна и соединяющая их почти двухкилометровая Дорога сфинксов, они вызывают ассоциации с двумя чашами символических весов, поддерживающих равновесие на земле: в государстве, в природе, на земле и в небесной сфере. Карнакский храм — северная чаша этих весов, Луксорский храм — южная. Северная перевешивает: и по площади, и по художественному уровню, хотя это не значит, что Луксорский храм уступает ему во всем. Было ли так задумано — неизвестно, но со временем Карнакский храм египтяне стали называть «самым совершенным местом». Подразумевалось, в той ойкумене, каковой ее представляли себе древние египтяне.
Таким храм стал не сразу. Строительство его длилось почти 20 столетий.
Египтологи ведут здесь отсчет от самых древних из частично сохранившихся сооружений Карнака, как, например, возведенный в эпоху Среднего царства храм Сенусерта I XX в. до н. э. Многие археологи-египтологи полагают, что строительство могло быть начато и гораздо раньше, в XXVIII в. до н. э. В XX в. до н. э. святилище Амона было небольшим. Первым, кто, как считается, начал расширять его, был фараон XVIII династии Тутмос I (правил ок. 1504-1492 гг. до н. э.). При нем были установлены обелиски и статуи, изображавшие фараона в облике, само собой, Осириса, выбиты барельефы, отделанные золотом, изображающие священнодействующего Тутмоса. Руководил всеми работами зодчий Инени.
Дело отца продолжила «ее царское величество» Хатшепсут (правила в 1525-1503 гг. до н. э.), положившись на мэтра архитектуры Сененмута, которому доверяла безгранично — и не слепо, а по делам его. При ней появились новое строение из красного песчаника для ладьи Амона-Ра, украшенное изысканными рельефами, также позолоченными, и два обелиска из гранита с черно-красными зернами. Тутмос III (правил ок. 1525-1473 гг. до н. э.) возвел Большой храм Амона-Ра. Фараон и полководец сам разрабатывал его проект, о чем рассказывает выбитая на одной из стен надпись. Филигранно расписанные колонны храма символизировали столбы царского паланкина, стела у входа в гипостильный зал изображала Тутмоса и его 62 предшественников («Царский список Карнака», хранится в Лувре). К храму примыкает «Ботанический сад», представляющий природный мир долины Нила и стран, где фараон воевал. О его военных подвигах рассказывает «Зал анналов» с двумя стелами с изображениями священных папируса и лилии. Тутмос III возвел также храм богини войны Сехмет, скульптура которой сохранилась.
Сехмет часто отождествляется с Мут, которая, как и Сехмет, иногда изображалась с львиной головой. В южной части комплекса возле озера Ишеру, примыкавшего к храму Мут, стояли десятки статуй Сехмет. У многих из них отбита верхняя часть туловища, очевидно, охотниками за древностями. Чтобы задобрить богиню-воительницу, Аменхотеп III (правил ок. 1388-1353/1351 гг. до н. э.) всего возвел 700 статуй Сехмет вокруг храма Мут, второго по счету. При нем появился и храм Хонсу. В первом тысячелетии до н. э. в Карнаке возводится несколько небольших святилищ Осириса. В XV-XIII вв. до н. э. появилась Дорога сфинксов, на рубеже XIV-XIII вв. до н. э. при Сети I (правил ок. 1290-1279 гг. до н. э.) и его сыне Рамзесе II Великом (правил ок. 1279-1213 гг. до н. э.) в храме Амона был воздвигнут роскошно украшенный и великолепный в архитектурном отношении гипостильный зал.
Строительство на территории храма продолжалось и после краха Нового царства — при царях династии Птолемеев и при римлянах. Последним из сильных мира сего, внесших вклад в облик храма, был император Домициан (правил в 81-96 гг. н. э.).
В двух с половиной километрах к северу от современного египетского мегаполиса Луксор на месте Древних Фив находится деревня Карнак. Названа как самый масштабный храмовый комплекс Древнего мира на восточном берегу Нила, посвященный Амону-Ра. Две главные оси храма: с севера на юг и с запада на восток. В самом обобщенном варианте комплекс принято делить на зоны Амона-Ра, Монту (бога войны) и Мут (жены Амона).
Архитектурный ансамбль Карнакского храма лежит сегодня в руинах, составляющих своего рода лабиринт по истории духовной жизни Древних Фив, и путешествие по этому лабиринту приносит множество открытий.
Первое описание комплекса появилось в 1668 г., когда его увидели два французских миссионера. А название ему — Карнак, что означает «груда камней» — по аналогии с комплексом мегалитов в Бретани дал тоже француз, монах-иезуит и ученый Клод Сикар, изучавший египетские древности как археолог в 1707-1726 гг. Профессиональные раскопки в Карнаке начались во второй половине XIX в.
В храмах ансамбля не осталось, конечно, и следа ни от какой позолоты. Были разрушены, изувечены, похищены многие статуи, но, по счастью, и сохранилось тоже немало благодаря монументальности сооружений и скульптурных форм. По всему, что сохранилось, вполне можно представить, каким величественным было это святилище, когда Фивы были городом процветающим, а вокруг храма стояли утопающие в садах дворцы высокопоставленных вельмож. Вокруг многих храмов комплекса также цвели сады: при обилии солнца и воды практически круглый год.
Во времена фараонов русло Нила пролегало ближе к храму, и в месяцы, когда его воды имели самый низкий уровень, можно было спуститься к кромке берега по ступеням западной стены. Изменения в природе и климате, войны и неизбежно сопутствующие им разрушения и разорения, землетрясения, которых здесь было тоже немало, песчаные бури сделали свое дело. Относительно заносов песка необходима оговорка: во многих случаях благодаря им были словно законсервированы многие скульптуры и фрагменты зданий, раскопанные затем археологами.
В Карнакском храме поражает еще вот что. У него не могло быть никакого единого плана строительства, напротив, некоторые фараоны не гнушались при возведении храмов во имя себя, великих, разбирать храмы своих предшественников, а уже в Новое время камни храмов растаскивались всеми подряд, почти открыто, для строительства обычных жилых домов. И все же, как ни удивительно, остается впечатление, что план был: настолько гармоничен комплекс, хотя создавался в разные не то что века — в разные эпохи.
Может быть, потому, что все властители Фив, от первых правивших здесь фараонов до римлян, предоставляли полную свободу творчества зодчим, скульпторам и художникам. А те следовали главному принципу искусства древних веков — создавать как можно более выразительные аллегории силы богов и властителей: как известно, в Древнем Египте считалось, что все фараоны имеют божественное происхождение. Из поколения в поколение непосредственные исполнители заказов царей принципы преемственности художественных методов соблюдали как святые заповеди. Эти принципы: гармоничные пропорции зданий и сооружений, какими бы большими они ни были; одухотворенные лица идеально отшлифованных скульптур — боги ли это, фараоны ли, жрецы или обычные люди. Барельефы и расцвеченные минеральными красками изящные рельефы — каждый представлял собой динамичный по сюжету рассказ о каком-то ритуале, работе, событии, сражении в лицах и с множеством подробностей. Все изображенные предметы, животные и растения также имеют прекрасные формы.
Лучше остальных сохранилась западная часть комплекса, из всех эпох — сооружения периода Нового царства (ок. 1580-1070 гг. до н. э.). По нему проходят экскурсии (за исключением тех зон, где продолжают работать археологи). Самые посещаемые части комплекса — это собственно храм Амона-Ра и гипостильный зал, давным-давно лишившийся крыши, но не утративший своего магического притяжения. Каждый по-своему, прекрасны и другие храмы, посвященные Мут и Хонсу, другим божествам и фараонам, большие и малые (часовни). А также обелиски, памятники, пилоны, ограды, Священный пруд, в котором проходили ритуальные церемонии на ладьях и омовения.
Общая информация
Исторический и архитектурный памятник Древнего Египта на восточном берегу Нила в «городе живых», называвшемся так в отличие от «города мертвых» — западного берега Нила.
Часть объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Древние Фивы с их некрополями, Карнакский и Луксорский храмы» с 1979 г.
Историческое название региона: Верхний Египет.
Время строительства: приблизительно XX в. до н. э. — I в. н. э.
Египетское название храмового комплекса: Ипет-Сут.
Административная принадлежность: современный египетский город Луксор.
Денежная единица современного Египта: египетский фунт.
Язык: арабский.
Ближайший аэропорт: Луксор (международный).
Цифры
Общая площадь открытой сегодня части комплекса — около 30 га.
Главный и самый большой пилон: высота — 43,6 м, ширина — 113 м, толщина стен —15 м.
Высота обелисков Хатшепсут: 25 и 30 м.
Площадь большого гипостильного зала: 5000 м2.
Количество колонн большого гипостильного зала: 134.
Размеры Священного озера: 120×77 м.
Расстояние от Луксора: около 2,5 км.
Климат и погода
Тропический пустынный.
Средняя температура января: +14,4°С.
Средняя температура июля: +33,2°С.
Среднегодовое количество осадков: 2,65 мм (утренняя роса).
Экономика
Туризм.
Достопримечательности
- Главный храм Амона-Ра, его передний пилон.
- Храм бога Хонсу, начатый при Рамзесе III, законченный при Херихоре.
- «Священная ладья» Рамзеса II.
- Храм Ипет (построен при Птолемее VIII),
- Небольшой храм бога Птаха.
- Храм Аменхотепа II.
- Храм богини Мут.
- Храм Камутеф.
- Священное озеро.
- Большой гипостильный зал.
- Дорога сфинксов.
- Аллея сфинксов, ведущая к храму богини Мут.
- Луксорский музей, Музей мумификации (тоже в Луксоре).
- Экспонаты из Карнакского храма в Египетском музее в Каире.
Любопытные факты
- В культуре Древнего Египта, как и в других древних государствах, существовала традиция при строительстве храмов воплощать мифы о Сотворении мира. В Лейденском папирусе сказано: «Фивы — образец для всех городов. Вода и земля были в них в начале. И появился песок, чтобы обозначить границу пахотных земель и их основную почву на холме. Так стала земля. Потом появились люди, чтобы благоустроить все города». Не правда ли — это образ острова? Совершенно верно — острова Священной земли Творения, с которого началось «первое время». (Лейденский папирус — это от голландского города Лейден, где он хранится.)
- Священными цветами в Древнем Египте были лилия и лотос. Колонны Карнакского храма с левой, северной стороны украшали изображениями стеблей папируса — геральдического и тоже священного символа Нижнего Египта, колонны, стоящие справа, — лилиями, символом Верхнего Египта. Иногда изображение этого цветка называют лотосом. Это неверно. А вот египетские скульпторы ничего не путали: у лилий характерно изогнуты лепестки. Секрет появления в Египте лилий в качестве символа прост. Первыми его стали использовать правители Египта додинастической эпохи, а они по происхождению были иноземцами, почти все — из тех краев, где лилия, в отличие от Египта, цветок распространенный даже и в дикорастущем виде.
- Амон-Ра не сразу стал верховным богом древних египтян и демиургом. Сначала это был Амон, небесный покровитель Фив и только, имевший и женскую ипостась — Имунет. В период Среднего царства Амон становится отдельным божеством, повелителем воздуха. Начиная с XVIII династии (1550-1292 гг. до н. э.) Нового царства, Амон отождествляется с верховным солнечным богом гелипольского пантеона, носившим имена Атум, Ра, Птах, и обретает новое имя Амон-Ра как глава египетского пантеона богов, первый и, так сказать, «государственный», общенациональный бог. Тут нельзя, однако, не добавить, что в некоторых монументальных сооружениях периода Среднего царства его уже называли Амоном-Ра, но еще редко, эпизодически.
- Жук-скарабей — самый известный амулет Древнего Египта, воплощение Хепри — бога созидательного утреннего солнца, символа воскресения и перерождения. В мумиях фараонов сердце заменяли статуэткой скарабея. На берегу Священного озера стоит статуя скарабея, высеченного из черно-красного гранита. По поверьям, если обойти ее семь раз, все желания сбудутся, но только благородные и страстные желания. А по мелочам Хепри лучше не беспокоить; все может случиться ровно наоборот.
- Считается, что когда-то по обеим сторонам Дороги сфинксов ее охраняли 1350 их изображений с телом льва и головой барана — священных животных Амона-Ра. Раскопано около 900 фигур, а совсем недавно было найдено еще 12 немного в стороне от Дороги. У этих сфинксов головы снесены, а на постаментах выбито имя Нектанеба I, основателя последней династии фараонов, умершего в 362 г. до н. э.
об архитектуре — Гипостиль
Принять меры
Следуйте за нами онлайн
Главная гипостиль архитектура
Архитекторы Сети I спроектировали Гипостильный зал, чтобы заполнить открытое пространство между два ворот с пилонами, каждый из которых в свое время служил главным входом в Карнак Храм. Фараон Аменхотеп III (правил ок. 1346-1349 гг.).до н.э.) построил то, что мы называем Третьим пилоном, а два поколения спустя последний царь Восемнадцатой династии, Хоремхеб (правил около 1321-1293 гг. до н.э.), построил свой Второй пилон дальше на запад, который стал новым главным входом в Карнак.
Реконструированная модель макета Второго пилона (на переднем плане) и
Третьего пилона (на заднем плане). © Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, цифровой Карнак.
Первый, Второй и Третий Пилоны — не древние названия, а названия египтологов дал их на основе порядка, в котором они появляются, когда посетители перемещаются снаружи Карнака на восток к святая святых вдоль главной оси восток-запад храм. Вдоль оси восток-запад расположены шесть пилонов, первый из которых самые новые, а пилоны с четвертого по шестой — самые старые. На встречной оси простираясь к югу от центра Карнака, лежат четыре больших открытых двора, каждый из которых выходит на у массивных ворот с пилонами, с седьмого по десятый пилоны.
План Карнакского храмового комплекса времен 19-й династии.
Вместо того, чтобы построить еще один парадный вход перед Вторым пилоном, короли Ранняя девятнадцатая династия решила заполнить открытое пространство между Второй пилон и старый Третий пилон Аменхотепа III с большим гипостильным залом. Хотя этот проект мог начаться во время короткого двухлетнего правления Рамсеса I (правил ок. 129 г. до н. э.).3-1291 г. до н.э.), Большой Гипостильный зал, по сути, является работой его сын Сети I, воздвигший поперечные стены, чтобы соединить внешние крылья двух пилонов и заполнили ограждение не менее чем 134 колоннами, поддерживающими высокую крышу.
Реконструкция модели Гипостильного зала, построенного между Вторым
и Третьим пилоном. © Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, Цифровой Карнак.
План Гипостильного зала.
Два ряда колонн, всего двенадцать, выравнивают центральный неф, ведущий в храм, обратно к главному святилищу Амона-Ра. Они достигают высоты 20 метров (65,6 футов) и имеют широкие колоколообразные капители, изображающие цветущие стебли папируса. К по обе стороны от них два соседних ряда меньших колонн поддерживают фонарь. крыша с гигантскими каменными решетками окон, пропускающими свет. Сто двадцать два из этих более коротких колонн, каждая размером 14 метров (45,9ноги), поддерживаемый нижней крыша для остальной части северного и южного крыльев зала за нефом.
Вид на большие колонны с архитравами на месте и остатки фонаря
окно
на заднем плане (слева) и меньшие столбцы (справа).
Архитекторы выложили эти колонны из закрытого папируса равномерными рядами, разбитыми только центральной встречной осью, идущей с севера на юг и делящей пополам главную процессный маршрут, идущий с востока на запад через центральный неф Зала. Дверные проемы в центре северной и южной стен открывались на проходы, которые вели, соответственно, к меньшим «гостевым храмам», посвященным богам Птаху и Монту (север) и Хонсу (юг) по обе стороны от главного храма Амона-Ра.
Схема Гипостильного зала с основными линиями оси восток-запад с двенадцатью большими колоннами,
с меньшими колоннами по обеим сторонам, поддерживающими окна фонаря и
остальная часть крыши зала.
Все эти колонны поддерживали крышу, состоящую из сетей массивных каменных балок, называемых наличники. Четыре набора архитравов проходят с востока на запад через центральный неф, в то время как нижние части крыши выровнены с севера на юг. Многие из тех, кто в северном крыле, в настоящее время разрушены и заменены в начале 20 9 г.0049-й Века с полыми металлическими и бетонными факсимиле. Те, что в центре и на юге нефы сохранились в основном нетронутыми. Гигантские куски этих архитравов разбросаны по комплекс Карнак, в том числе один, покоящийся внутри Первого двора, который посетители храм можно осмотреть рядом с остатками пандуса из сырцового кирпича, использовавшегося при строительстве южной башни Первого пилона.
Вид на архитравы поверх меньших колонн все еще на месте.
Наличники предназначались для того, чтобы на них могли опираться десятки потолочных плит. Кроме для пары маленьких прорезей, вырезанных в некоторых из них, чтобы впустить узкие лучи света, единственное окружающее освещение в Гипостильном зале исходило через массивные оконные решетки. фонарь. Все потолочные плиты, кроме пары, рухнули, так что сегодня Гипостский зал залит солнечным светом. Однако в древности потолок окутало бы его жуткими сумерками даже в разгар дня.
Вид на фонарь.
Реконструированная модель того, как окна фонаря должны были обеспечивать освещение
для зала. © Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, Цифровой Карнак.
Завершенное сооружение со 134 колоннами, окруженными башнями Второго и третий пилон с запада и востока, а также боковые стены с севера и юга покрывают почти акр и намного превышает размеры любого подобного колонного зала в любом другой египетский храм, раньше или позже. В этом пространстве могли покоиться почти все Собор Парижской Богоматери.
Карнакский храмовый комплекс
Дом Храмы Древнего Египта Карнак
Храмовый комплекс Карнак является крупнейшим в Египте и одним из крупнейших в мире. Он занимает 247 акров и включает в себя три участка с некоторыми зданиями за пределами комплекса. Современное название происходит от деревни Эль-Карнак. Египтяне называли комплекс Ипетисут, что означает «Самое избранное место».
Египет Великая Пирамида
Пожалуйста, включите JavaScript
Египет Великая Пирамида
Карнак Расположение
Карнак расположен в городе Фивы, более чем в миле от центра города и храма Луксора. Набережные и пешеходные дорожки связывают три района с Нилом. Заупокойные храмы фараонов и Долины царей и цариц находятся на западном берегу Нила напротив Фив. Карнак был религиозным центром Египта и центром культа Амона/Амона-Ра.
История Карнака
Существующие строения в Карнаке относятся к периоду Нового Царства. Эти здания, вероятно, заменили более старые постройки , но сегодня от них не осталось ничего. Сменявшие друг друга правители вплоть до римских времен перестраивали, добавляли или реставрировали здания Карнака. Строительство в Карнаке было способом обеспечить бессмертие фараона и благосклонность богов.
Фараоны заказали резных фигурок , которые детализировали их строительные проекты в Карнаке. Они также записали свои реставрационные работы. Эти записи показали, что фараоны считали реставрацию столь же важной, как и новые постройки. Фараон также завершал незавершенные проекты, начатые его предшественником, особенно его отцом.
разнообразных сцен украшали колонны и стены храмов. Некоторые показывают ритуалы или фестивали, проводимые в определенной части храма. Другие надписи рассказывают о посвящении здания или предмета. Записи о военных подвигах фараона украшали некоторые постройки. Египтяне нарисовали эти украшения, но большая часть цвета стерлась.
© eviljohnius — Настенные рельефы в Карнаке
Божества в Карнакском храме
Египтяне поклонялись многим божествам в Карнаке, но в каждом районе был главный храм. Три божества, которым поклонялись в них, были Амон, Мут и Монту . Среди других божеств, у которых были храмы или часовни, были Осирис, Птах и Хонсу. Фиванская триада (Амон, Мут и Хонсу) отправилась из Карнака, чтобы посетить заупокойные храмы на западном берегу или посетить Луксор.
План Карнакского храма
Три храмовых комплекса расположены по линии север-юг . Участок Амона самый большой и в центре. Участок Мута — самый южный и второй по величине. Район Монту — самый маленький и самый высокий Север. Процессионный путь, соединяющий Карнак и Луксор, проходит мимо западной стены участка Мут.
© Томас Смолл — План Карнакского комплекса
Участок Амона
Этот комплекс содержит Великий храм Амона и множество меньших храмов. Это массивный участок с множеством зданий. На фотографиях трудно увидеть истинные размеры храма Амона.
Храм Амона в Карнаке
Этот храм имеет два топора ; Восток-Запад в сторону Нила и Север-Юг в сторону храма Мут. Первый пилон находится у западного входа. Факты показывают, что она не была завершена. Криосфинксы выстроились вдоль дороги, ведущей к Нилу. Эти статуи имели бараньи головы и были одной из эмблем Амона.
Несколько зданий находятся в первом дворе . Одна из них — тройная станция барков, где во время фестивалей останавливались барки Амона, Мут и Хонсу. Остатки гигантского киоска также стоят в этом районе, но ученые не уверены в его назначении.
© psulibscollections — Реконструированный вид храма Амона
Храм , построенный Рамсесом III, находится на одной стороне двора. Этот храм представляет собой уменьшенную версию заупокойного храма фараона. Статуи Рамсеса III в образе Осириса украшают его небольшой внутренний двор. Это здание представляло собой тщательно продуманную святыню в виде барка, использовавшуюся, когда фиванская триада выезжала за пределы храма.
Второй пилон ведет в Большой гипостильный зал . Эта большая площадь имеет 134 колонны, увенчанные капитолиями из папируса. Двенадцать центральных колонн являются самыми большими. У площади была крыша с маленькими окнами, пропускающими немного света. Каждая колонна массивна, и на самой большой из них может стоять несколько десятков человек.
© Rick Manwaring — Большой гипостильный зал, храм Амона, Карнак
Третий пилон ведет ко двору, где начинается южная ось. В этом дворе стояли четыре обелиска, но остался только один.
Четвертый и пятый пилоны граничат с самой старой оставшейся частью храма. Это двор, в котором находится самый большой обелиск Египта, построенный по заказу Хатшепсут, и статуи Амона и Амунет, посвященные Тутанхамону. Мало что осталось от внутреннего святилища, где находилась статуя бога.
Южная ось начинается с седьмого пилона. Ученые нашли тайник 20000 статуй, статуэток и стел во дворе за этим пилоном. Египтологи перестраивают пилоны с VIII по X, первоначально построенные Хатшепсут (VIII) и Хоремхеб (IX и X).
© Ханна Петен — Статуи у седьмого пилона
Перестроенные здания
Фараоны демонтировали старые постройки и использовали их в качестве наполнителей стен. Ученые восстановили несколько часовен во дворе между первым и вторым пилонами, которые они нашли внутри стен. Одна из них — часовня Сенусерта I из белого известняка. Другая — часовня из красного кварцита, построенная Хатшепсут.
Праздничный храм Тутмоса III
Тутмос III построил праздничный храм позади внутреннего ядра храма Амона. Он имеет некоторые уникальные особенности. Некоторые его колонны напоминают шесты палатки. Столбы, вероятно, представляли собой шесты военной палатки. Тутмос III провел несколько военных кампаний.
© Scott Sherrill-Mix — Фестивальный храм Тутмоса III
Храм Хонсу
Храм, посвященный Амону и сыну Мут, Хонсу, находится в юго-западном углу участка Амона. Это небольшой относительно нетронутый храм. Ворота ведут через ограждающую стену и соединяются с храмом Мут. С крыши этого здания открывается хороший вид на Карнак.
© psulibscollections — Храм Хонсу в Карнаке
Храм Опет
Рядом с храмом Хонсу находится небольшой храм, посвященный богине Опет. Это здание служило Амону в его форме Амона-Осириса. В нем есть несколько склепов, которые египтяне использовали как гробницы бога. Они также хранили в склепах предметы, использовавшиеся на празднике воскрешения.
Священное озеро
К востоку от южной оси храма Амона находится священное озеро участка. Его площадь составляет 100 000 квадратных футов, и ученые наполнили его водой. Египтяне использовали озеро для ритуалов очищения и ежедневных ритуальных ванн жрецов. У священного озера ученые нашли остатки домов священников.
© Hannah Pethen — Священное озеро в Карнаке
Храм Птаха
Храм, посвященный Птаху, находится рядом с северными воротами, ведущими на территорию Монту. Птах был богом-творцом в Мемфисе. Внутри ядра храма находились три часовни. Два были посвящены Птаху, а третий — богине Хатхор. Сегодня черная гранитная статуя Сехмет находится в часовне Хатхор.
Район Мут
Храм Мут
Храм Мут — самый большой в этом комплексе. Входной пилон ведет в узкий двор. Другой пилон выходит во внутреннее ядро. Этот храм известен черными гранитными статуями Сехмет, которые поместил там Аменхотеп III. Ученые считают, что он мог посвятить 700 таких статуй. Священное озеро участка окружает храм с трех сторон.
Другие храмы на территории
Несколько других зданий находятся на этой территории, и два храма хорошо сохранились. Рамсес III построил один из них и украсил его военными сценами, подробно описывающими его походы. Другой храм был посвящен богу Хонсупахероду (Хонсу Младенцу). В этом сооружении повторно использовались блоки из других зданий.
Постройки между территориями Амона и Мут
Между территориями Мут и Амон находятся две постройки, которые сейчас являются лишь фундаментом. К востоку от соединительной дамбы находится храм, посвященный Амону Камутефу (Быку Амона его Матери). К западу от дамбы находится святилище на барке. Криосфинксы выстилают путь между участками.
© -NACH- — Criosphinxes at Karnak
Округ Монту
Монту был первоначальным богом-соколом Темы. Его храм плохо сохранился и имеет ориентацию север-юг. Параллельно храму Монту находится храм, посвященный богу Харпаре, сыну Монту. Храм, посвященный Маат, находится в южной части храма Монту.
Два здания находятся за пределами участка. Храм, построенный Тутмосом I, находится на востоке. На западе находится часовня, посвященная Осирису.
Храм Эхнатона в Карнаке
Эхнатон построил храм под названием Гем-па-атон недалеко от владения Амона в течение первых пяти лет своего правления. После того, как Эхнатон построил Амарну, большинство его строительных проектов в Фивах прекратились. Хоремхеб разобрал Гем-па-атон и использовал его в качестве наполнителя для восстановления или расширения храма Амона. Сегодня на местах остались только фундаменты Гемпа-атена.
Ученые изучают остатки храма, чтобы узнать его форму. Это было трудно, потому что современные дома занимают большую часть храма. Египтологи считают, что это был большой внутренний двор с колоннадой (крытая площадка, поддерживаемая колоннами).
Ваш комментарий будет первым