Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Катакомбы парижа легенды – :

Тайны Парижских катакомб — 1 Апреля 2014 — Земля

Опера в начале строительства.

На дворе 1861 год. Определено место под строительство. И первая задача: прочный глубоко заложенный фундамент, способный выдержать каркасную конструкцию сцены весом в 10 тыс. тонн и опущенную на 15 метров под землю. Кроме того, в подвальные помещения не должна была проникать вода, поскольку там собирались хранить театральный реквизит. Начали рыть котлован, и со второго марта по тринадцатое октября восемь паровых машин круглосуточно откачивали воду — от площади Республики до дворца Шайо пролегали грунтовые воды, подпитываемые ручьями, впадавшими в Сену. Чтобы наверняка обезопасить подвалы, Гарнье принимает решение строить двойные стены.

В самом начале строительства, когда ничего, кроме этого подземелья, еще и не было, на стройку пришел один новый рабочий, и, внимательно оглядев подземелье, восторженно поделился с Гарнье, не зная, кто он такой: «Как красиво! Прямо, как тюрьма!» Гарнье задумался, что же за жизнь должна была быть у этого парня, если тюрьма являлась для него образцом красоты. Слова рабочего, как выяснилось позже, были пророческими.

Недостроенная опера в 1896 году

«Итак, мы с виконтом… повернули камень и спрыгнули в жилище Эрика, которое тот соорудил между двойными стенками фундамента театра. (Кстати, Эрик был одним из первых мастеров каменной кладки у Шарля Гарнье, архитектора Оперы, и продолжал работать тайком, в одиночестве, когда строительство официально было приостановлено на период войны, осады Парижа и Коммуны.)»

«Призрак Оперы» Гастон Леру [пер. с фр. В. Новикова].

— СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004

19 июля 1870 года Франция объявила войну Пруссии. Войска Бисмарка наносили французской армии поражение за поражением, и уже в сентябре Париж оказался на осадном положении. Ни о каком продолжении строительства речи быть не могло. Недостроенное здание Оперы располагалось недалеко от Вандомской площади — театра боевых действий, и войска воспользовались огромными помещениями будущего театра. Здесь были устроены продовольственные склады, снабжавшие провизией военных и гражданских лиц, а также там был походный госпиталь и склад боеприпасов. Кроме того, судя по всему, на крыше располагался комплекс противовоздушной обороны (или площадка для воздушных шаров).

В январе 1871 года осада Парижа была снята. Шарль Гарнье из-за лишений осадного положения серьезно заболел и в марте уехал в Лигурию, чтобы подлечиться. Вместо себя он оставил помощника Луи Люве (

Louis Louvet), исправно сообщавшего Гарнье о состоянии дел в Опере.

Архитектор покинул Париж вовремя, потому что в это же время в городе начались волнения, вылившиеся в революцию. Лидеры Коммуны планировали заменить Гарнье на другого архитектора, но не успели — к Парижу подошла 130-тысячная армия во главе с будущим президентом Франции маршалом Мак-Магоном.


Коммуна. Сражение в катакомбах.  Фото из совр. экспозиции катакомб.

Прямых указаний на это нет, но вполне вероятно, что в Опере, под землей, коммунары устроили тюрьму, слишком заманчиво выглядели подвальные помещения. Известно, что на исходе Коммуны в 1871 году в катакомбах Парижа были проведены расстрелы монархистов. Кто знает, может быть, это было именно под Гранд Опера.

Парижские катакомбы вообще место довольно известное — шутка ли, их протяженность свыше 300 километров! (Для посетителей официально открыта малая часть тоннелей). При этом катакомбы занимают всего лишь одну восьмисотую от всех подземных сооружений современного Парижа!

В 1809 году катакомбы обрели современный вид: коридоры, полные ровных рядов костей и черепов — чтобы как можно сильнее впечатлить посетителей. Здесь покоятся около шести миллионов парижан – почти в три раза больше нынешнего населения города. Самые поздние захоронения относятся к эпохе Французской революции, самые ранние – к эре Меровингов, им более 1200 лет. Катакомбы строились в бывших известняковых карьерах, местный камень использовали еще древние римляне, из этих камней построены Нотр-Дам и Лувр.

Республиканские войска вытеснили коммунаров из Оперы 23 мая, и уже 28 мая Коммуна прекратила свое существование. А в июне в Париж вернулся Шарль Гарнье. 30 сентября 1871 года строительные работы в театре возобновились, и 5 января 1875 года состоялось торжественное открытие.

«Вскоре я стала внушать ему такое доверие, что он брал меня на прогулку на берег озера — он в шутку называл его Авернским, — и мы катались в лодке по его свинцовым водам.»

«Призрак Оперы» Гастон Леру

Никакого озера под зданием театра нет. Там расположен водный резервуар длиной 55 метров и глубиной 3,5 метра. В нем живут сомы, которых кормят сотрудники Оперы. Плавать по резервуару на лодке нельзя — и никогда не было возможно из-за слишком низких потолков. Попасть в него могут только любители дайвинга.

Подвалы по требованию техники безопасности электрифицированы и хорошо освещены. Тем не менее… тем не менее, парижская сеть тоннелей настолько разветвлена и разнообразна, что оставляет простор для воображения. И кто сказал, что дав волю воображению и придумав подземное озеро, Гастон Леру обманул нас и в главном — в реальности Эрика. Прятать тайну лучше всего на виду — в первых строках романа, в которых автор утверждает, что Призрак Оперы существовал на самом деле.


А в ноябре 2012 года французский телеканал «TF1″ показал новый пятиминутный репортаж, посвященный подземному озеру Гранд Опера. Этот репортаж включает в себя редкие съемки подземного резервуара, рассказывается о его истории и строении, о том, как и для чего сейчас его используют… Не обошлось там, конечно же, и без упоминания Призрака Оперы. Отрывки из этого репортажа были показаны новостными каналами в других странах, в том числе и в России — у нас о нём сообщил Первый телеканал.

В годы Второй мировой в одной из каменоломен был оборудован бункер, где размещался секретный штаб оккупантов, а всего в 500 метрах от него — штаб лидеров движения Сопротивления. Во время холодной войны там же разместили бомбоубежища, куда предполагалось эвакуировать парижан в случае ядерной атаки.

Сегодня катакомбы — одно из самых популярных мест для экскурсий, но лишь небольшая часть их открыта для обозрения. Вход туда находится на площади Денфер-Рошеро. На стенах галерей висят таблички с названиями проходящих вверху улиц. Под наиболее значительными постройками были прежде выбиты изображения цветка лилии — символа французской монархии. Но после революции большинство этих рисунков было уничтожено.

По обе стороны длиннющих тоннелей лежат бесконечные ряды человеческих костей, увенчанных черепами. Так как воздух здесь сухой, останки не слишком поддаются разложению. Остальные, как рассказывают, контролирует специальная подземная полиция. Поговаривают о том, что в этих засекреченных тоннелях водятся призраки, а то и живые мертвецы.

Одна из легенд о Парижских катакомбах рассказывает о фантастическом существе, обитающем в галереях под парком Монсури. Говорят, что оно обладает удивительной подвижностью, но передвигается только в потемках. В 1777 году парижане нередко сталкивались с ним, причем встречи эти, как правило, предвещали смерть или потерю кого-то из близких.

Другая легенда связана с бесследным исчезновением людей. Так, в 1792 году сторож церкви Валь-де-Грас, пользуясь революционной неразберихой, повадился совершать рейды за бутылями с вином, хранившимися в подземелье под находившимся поблизости аббатством. Однажды он отправился за очередным «уловом» и больше не вернулся. Лишь 11 лет спустя в подземелье обнаружили его скелет…

Ходят слухи, что в наши дни катакомбы облюбовали для своих ритуалов многочисленные секты. Кроме того, завсегдатаями этих мест являются так называемые катафилы (люди, увлеченные историей подземного Парижа) и «подземные туристы».

Еще одно мистическое подземелье Парижа лежит под театром Гранд Опера. У здания непростая история. Строительство театра едва не сорвалось из-за подземных вод, скапливавшихся под фундаментом. Из-за этого никак не могли заложить фасад. В конце концов, архитектор Шарль Гарнье придумал выход — отгородить подвальные помещения двойной стеной. Именно в ней разместил свою вымышленную «комнату пыток» писатель Гастон Леру, автор знаменитого романа «Призрак Парижской оперы», по которому впоследствии было поставлено несколько кинофильмов и один мюзикл… В 1871 году в здешних подвалах казнили коммунаров, а годом спустя тут приключился страшный пожар…

Призрак в Гранд Опера — отнюдь не авторский вымысел. Согласно легенде, таинственное привидение и по сей день появляется в одной из лож. Более того, в контрактах директоров оперного театра всегда присутствует пункт, запрещающий сдавать зрителям ложу №5 в первом ярусе.

Однажды, в 1896 году, в опере давали «Фауста». Когда актриса, примадонна Карон, исполнявшая роль Маргариты, произнесла реплику: «О, тишина! О, счастье! Непроницаемая тайна!» — с потолка вдруг сорвалась массивная люстра из бронзы и хрусталя. По неизвестной причине оборвался один из противовесов, поддерживавших эту махину. Семитонное сооружение рухнуло на головы зрителей. Многих ранило, но по какой-то счастливой случайности погибла лишь одна консьержка… В происшествии все увидели некий мистический знак. До сих пор его приписывают проделкам Призрака оперы.

А что такое оссусарий ?

ОССУА́РИЙ (от лат. os, род. п. ossis — кость), вместилище для пепла, праха, костных останков, остающихся после трупосожжения. Трупосожжение широко практиковалось у тюркских и ближневосточных народов в различные исторические периоды в качестве основного действия при подготовке покойного к захоронению, но особенное распространение оссуарии получили у зороастрийцев . В оссуарии собирали прах с остывшего погребального костра.

Сами оссуарии, по-преимуществу глиняные (также каменные или алебастровые), имели форму сосуда, перекрытого крышкой, на которой порой символически изображался в скульптуре или рельефе «лик» покойного. Иногда на стенках сосуда процарапывались подписи мемориального благопожелательного характера. Могли выполнятся в виде сундучка, шкатулки прямоугольной или квадратной формы. На стенках и на крышке могла выполняться инкрустация из камня, черепицы и других материалов.Оссуарии либо собирались в семейные прахохранилища-усыпальницы, либо погребались в земле.


Схема катакомб системы GRS. Изначальное зарождение выработок датировано 1260 г. В  связи с частыми оползнями в 1813 г. поступил указ о запрете дальнейшего развития системы.

earth-chronicles.ru

Катакомбы Парижа – мрачное чрево города

Показать фото

Катакомбы Парижа – это сеть рукотворных тоннелей под Парижем, заполненная костями миллионов людей. Вы узнаете как увидеть самую противоречивую достопримечательность Парижа.

Катакомбы образовались в результате добычи известняка, а кости сюда принесли с городских кладбищ, когда те стали переполняться. Здесь лежат останки Максимилиана Робеспьера — французского революционера. Парижские катакомбы, это одна из самых необычных мировых достопримечательностей.

При первой попытке посетить катакомбы Парижа оказалось, что вход в них открыт только до 16:00 и мы уже опоздали.

Второй раз мы решили не стоять в очереди, которая почти замкнулась в кольцо вокруг сквера Клода-Николя Леду.

На третий раз мы пришли пораньше, думали, что народу не будет, но фокус не удался. Очередь была на прежнем месте. Пришлось стоять. Место необычное и попасть туда очень хотелось. В итоге под землю мы спустились через два с половиной часа.

 Статья отредактирована 04.07.2019

Как попасть в катакомбы

Вход в Парижские катакомбы находится в 14-м округе Парижа на площади Denfert-Rochereau со стороны проспекта Женераль Леклерк. Касса там же у входа. Если не ориентируетесь в парижских районах — читайте нашу статью Районы Парижа. Где лучше жить туристу. Узнаете, где там лучше поселиться, чтобы удобней было осматривать город.

На метро к катакомбам (линии 4 и 6) или RER (линия В) ехать до станции Denfert-Rochereau.

На автобусах по маршрутам 38 и 68.

Вход в катакомбы
Вход в Катакомбы Парижа

Вход в катакомбы на карте

Экскурсия по катакомбам с гидом (по-русски)

Часы работы

Катакомбы открыты ежедневно с 10:00 до 17:00, кроме понедельника и праздничных дней.

Купить билеты можно до 16:00.

Цена билета с аудиогидом €29

Сайт парижских подземелий (есть русский язык): www.catacombes.paris.fr

Условия в Катакомбах

Персонал, обслуживающий Катакомбы следит за тем, чтобы в подземельях находилось не более 200 человек одновременно.

Протяженность тоннеля 2 км, прохождение которых занимает примерно 45 минут времени.

В тоннелях нет туалетов, гардеробов, лифтов и прочих удобств, включая сотовую связь.

Чтобы спуститься в Катакомбы нужно пройти по узкой винтовой лестнице 130 ступеней и еще 83 ступени, чтобы подняться обратно на поверхность.

В тоннелях постоянная температура 14°C и высокая влажность – не забудьте одеться потеплее.

Катакомбы не стоит посещать людям с проблемами с дыханием или сердцем, а также детям и впечатлительным личностям.

В катакомбы не допускаются люди с ограниченной подвижностью и дети младше 14 лет без сопровождения взрослых.

Фото и видеосъемка

В Катакомбах Парижа можно фотографировать для личных целей, без использования вспышки и штатива. Но все снимают как хотят.

Самостоятельная экскурсия по катакомбам

Возвращаемся в наши дни.

От кассы в сторону уходит коридор из которого винтовая лестница ведет на 20 метров под землю. Спускаясь вниз заметно холодает. Круглый год в подземельях сохраняется постоянная температура +14 градусов. Воздух очень влажный.

Куртки пришлось надевать сразу как спустились, хорошо хоть взять их догадались.

Дальше идем по длинному узкому коридору, который периодически куда-то поворачивает, соединяется с другими коридорами. На стенах написаны названия улиц под которыми проходит тоннель. Сейчас в катакомбах Парижа заблудиться не возможно, все лишние проходы перегорожены, но до того как из них сделали музей такие случаи бывали. Пройдя несколько небольших залов, коридор выводит ко входу в склеп, где начинаются длинные галереи заполненные останками жителей Парижа.

Вход в склеп обрамлен двумя колоннами черного цвета с белым орнаментом в виде ромба. Балка поддерживающая потолок между колоннами содержит надпись:

Arrête, c’est ici l’empire de la mort.

Остановись! Здесь царство Смерти.

В склепе установлено множество табличек с надписями, отражающими хрупкость человеческой жизни.

Ряд костей, который обращен к проходу, аккуратно уложен и образует стену общей протяженностью 780 метров и высотой почти до потолка подземелий. Поначалу, кости просто бросали в кучу. В 1810 году Генеральная инспекция Катакомб оформила останки в виде стены из аккуратно уложенных берцовых костей. Эта стена обращена к туристам. Местами её даже украсили узорами из черепов. Остальные кости по-прежнему свалены в кучу позади.

На поверхности земли, мы не замечаем того, насколько всему живому необходим свет. Но здесь, единственные источники света это небольшие прожекторы. В их лучах появляется жизнь. Мох на стенах тоннелей растёт точно в форме луча света от прожектора.

На выходе из катакомб досматривают сумки, что бы ни кто не прихватил с собой «сувенир» на память. Когда выходишь на свет, появляется мысль: «Где я?». Перед глазами стена какого-то здания, солнце слепит глаза и непонятно в какую сторону идти. Там рядом есть магазин с сувенирами, но он бестолковый, можно купить мультяшный пластмассовый череп.

Во время Второй Мировой Войны в катакомбах, в паре километров друг от друга, одновременно находились секретный бункер фашистов и штаб французского сопротивления.

История парижских Катакомб

Как появились сами тоннели

Первые подземные разработки начались в 12-13 веках, на территории современного Люксембургского сада.

Париж рос, дворцы и новые соборы требовали большое количество известняка. Его как раз и добывали в этих подземельях. В частности, из этого камня построен Собор Парижской Богоматери. С увеличением Парижа росли и катакомбы. К 17 веку подземелья оказались в черте города, и некоторые дома буквально висели над тоннелями. Кое-где случались обвалы.

В 1777 году, по приказу Короля Франции Людовика XVI, была создана Генеральная инспекция каменоломен, которая, кстати, существует и по сей день. Она следит за состоянием подземелий уже более двухсот лет.

С появлением инспекции начались масштабные работы по укреплению каменоломен.

Для предотвращения обвалов опасные тоннели заполняют бетоном. Этот способ прост и надежен. Благодаря бетонированию городские улицы перестали проваливаться, но с другой стороны часть катакомб исчезла. В частности, полностью утрачены гипсовые разработки на севере Парижа.

Склеп

Откуда в катакомбах кости

Одновременно с обширной сетью подземелий, в Париже назревала другая проблема — переполнение городских кладбищ. По христианской традиции умерших следовало хоронить на землях, принадлежавших церкви. Эту традицию всячески поддерживали представители духовенства, получая прибыль за ритуальные услуги.

Самое известное парижское кладбище «Невинных» принимало в свои земли усопших почти со всего города. Туда же хоронили жертв эпидемии бубонной чумы и Варфоломеевской ночи.

Читайте также

A la mort on laisse tout — Смерть забирает всё

Книга Экклезиаста

В результате, к 1763 году, когда вышел запрет на захоронения в черте города, на кладбище было захоронено около двух миллионов человек. И это на площади в 7000 кв. м. — всего лишь квадрат 84Х84 метра. Тела в могилы складывали в несколько уровней друг над другом. Так как площадь была ограничена, а расти кладбищу куда-то надо было, оно росло вверх. Уровень земли на кладбище поднялся на два метра над городскими улицами, а слой трупов в некоторых местах доходил до десяти метров. Понятно, что это способствовало ухудшению санитарной обстановки в городе. А каково было жителям ближайших домов.

Точки кипения ситуация достигла в 1780 году, когда гниющая масса тел из склепа в стене кладбища вывалилась. Жители этого не стерпели — по их требованию кладбище закрыли. В настоящее время от него ничего не осталось. В современном Париже, на месте кладбища «Невинных» устроен небольшой сквер с фонтаном.

В 1785 году начались работы по переносу останков с кладбища «Невинных» в бывшие каменоломни, которые продолжались 15 месяцев. Кости чистили, дезинфицировали и спускали под землю. Часто просто сбрасывая их в шахту. После очистки кладбища Невинных кости собирали и с других мест.

Сейчас в том месте, где лежат останки с кладбища Невинных установлена табличка с соответствующей надписью.

В результате, в настоящее время в парижских подземельях находятся останки шести миллионов человек. При этом в современном Париже проживает примерно 2,2 миллиона жителей. Некоторым костям в склепе уже более тысячи лет.

На старых фотографиях работы по обустройству парижских катакомб:

Работы в Катакомбах парижа Рабочий везет телегу с костями

Легенды парижских катакомб

Теперь поговорим о легендах. Специально сделал эту тему в самом низу, чтобы не отпугнуть впечатлительных читателей. Такое место как Катакомбы Парижа не может не обрастать легендами. Оно привлекает толпы поклонников черной магии, сатанизма и прочей нечисти.  Кроме них есть диггеры и катафилы — любители парижских катакомб. Все они находят собственные пути под землю и изучают тоннели, не предназначенные для туристов. Для массового посещения открыта только малая часть целого подземного мира — тёмного, запутанного и опасного. Тоннели ветвятся, света нет, сыро, холодно, кругом человеческие кости — представили обстановочку? И входы в этот мир есть не только через кассы и обустроенную экспозицию, а через канализационные коллекторы и тоннели метро.

Истории пропавших

Рассказов о пропавших в катакомбах людях накопилось множество за годы их существования. Многие из них пересказаны уже столько раз, что понять, что правда а что нет уже не возможно, да и звучат они уже больше как сказки. Поэтому мы нашли легенду, в которой есть ядро здравомыслия.

Однажды в одном из тоннелей нашли видеокамеру. На записи было видно, как человек осматривает катакомбы. В какой-то момент он начинает идти быстрее, потом ещё быстрее. Слышно тяжелое дыхание. Потом он побежал и уронил камеру. В кадре видно его ноги — он убегает дальше по тоннелю. Что случилось — никто не знает. Его так и не нашли. Может он просто выбрался и пошел домой, а может и нет —  потерялся в бесконечной сети тоннелей, как многие до него.

Видео с этой камеры попало в руки группы энтузиастов, которые попробовали пройти по следам того человека. Они сделали свой фильм. К сожалению, только на английском, но речь разборчивая — понять можно.

Кино конечно сделано так, что нагоняет жуть на человеческий разум. Ролик, снятый той камерой, показан в самом начале первой части. Что случилось с его автором? Я не знаю — скорее всего он просто запаниковал и не смог справиться с эмоциями. В таком месте паника может привести к печальным последствиям.

Интересный факт. В одном из подземных коридоров (не доступных туристам) сохранилась надпись сделанная в 1854 году. Это фамилии полицейских, которые искали здесь контрабандистов.

Парижские катакомбы в кино

Катакомбы Парижа не раз становились декорацией для разных фильмов: профессиональных и любительских, документальных и художественных. Фильмы о катакомбах снимают до сих пор, они часто появляются в сети. Много любительских фильмов на разных языках вы легко можете найти и посмотреть онлайн.

Наиболее известные художественные фильмы это Катакомбы (2006 года) и Париж: Город мёртвых (2014 года). Оба ужастики, из них вы вряд ли узнаете что-то полезное о катакомбах. Например, фильм Париж: Город мёртвых это некая смесь: сюжет от фильма Сокровища нации снятый от первого лица на манер Ведьмы из Блэр. Всё немного сумбурное. Герои фильма упоминают Николя Фламеля — французского алхимика, которому якобы удалось получить философский камень. Его-то они и отправляются искать в подземельях. Но это всё сказка, интересно другое. Дом, где жил и работал Николя Фламель дошёл до наших дней — построенный в 1407 году — это самый старый дом в Париже.

Дом Николя Фламеля расположен в 3-м округе Парижа, по адресу 51, rue Montmorency (улица Монмаранси 51). Ближайшая станция метро Rambuteau. Здание не представляет из себя ничего выдающюегося, и к катакомбам не имеет ни какого отношения, кроме упоминания в фильме.


Несмотря на необычность этой достопримечательности, Катакомбы Парижа — это неотъемлемая часть истории города и французского народа. Для расширения кругозора здесь стоит побывать и увидеть всё своими глазами. Тем более для туристов всё благоустроено.

Удачных вам путешествий.

dorogi-ne-dorogi.ru

В глубинах парижских катакомб

Среди прочих достопримечательностей есть в Париже музей, куда пускают лишь людей с крепким здоровьем. Если у вас проблемы с сердцем, дыхательными путями или вы обладаете излишней впечатлительностью — вход в Парижские катакомбы для вас закрыт.

Город над пустотой

Еще римские легионы принесли с собой к берегам Сены моду на строения из камня, которые выглядели куда представительнее деревянных, а кроме того, оставались в целости многие столетия. Да и залежи известняка, пригодного для строительства, в тех местах оказались солидными — их могло хватить не на одно поколение зодчих. Первые карьеры появились на месте теперешнего Парижа в VI веке до нашей эры, они были открытыми, там разрабатывали породу, выходящую прямо на поверхность.

С период Средневековья потребность страны в материалах для каменных построек возросла многократно, а вместе с ней неуклонно расширялась и добыча известняка. За два-три столетия Париж украсили замки, монастыри и соборы, например, знаменитый Нотр-Дам-де-Пари и первые постройки Лувра. Нужен был камень и для возведения защитных валов вокруг города, а потому для его добычи начали рыть все более глубокие туннели. К XV веку старые принципы добычи камня совершенно устарели, их сменили новые.

Порода разрабатывалась уже на двух ярусах, и каменоломни приобрели нижний этаж, который постепенно превращался в разветвленную сеть подземелий. Возле выходов с подземного яруса устраивались колодцы с лебедками, через которые известковые блоки поднимали на поверхность. В это время и последующую пару веков жилая часть Парижа настолько увеличилась, что каменоломни оказались в городской черте и многие районы города фактически зависли над пустотой.

Под парижскими улицами и площадями тянулись многие километры выработок, систематически вызывавшие обрушение почвы. Рассказывали, что под землей иногда исчезали части улиц вместе с прохожими и экипажами или дома со всеми жильцами.

Сначала проблему пытались решить разовыми работами по укреплению подземелий, но пока в одной части города крепили стены и своды катакомб, в другой происходили новые обрушения. Добычу известняка полностью прекратили, но и это не помогло.

К XVIII веку проблема встала настолько остро, что король Людовик XVI повелел создать Генеральную инспекцию каменоломен, в обязанности которой входили системная деятельность по составлению полного плана подземных галерей и принятие постоянных мер по их упрочению. Инспекция взялась за дело тщательно и порядочно преуспела, причем она дожила до наших дней и теперь выполняет свои функции в современном Париже.

Покойников — под землю

Заодно с благоустройством каменоломен им нашли новое применение. К середине XVIII века в Париже встал вопрос чудовищного переполнения городских кладбищ. Дело в том, что начиная с раннего Средневековья погребения усопших традиционно проводились вокруг церквей. Спустя несколько столетий место закончилось, но священники не желали «отпускать» тела новопреставленных с территории, где можно было на них заработать.

На одном только кладбище Невинных хоронили покойников из 19 приходов, и в конце концов их количество превысило два миллиона. Захоронения уходили на глубину до десятка метров, а верхний уровень кладбищенской земли на пару метров возвышался над парижскими улицами.

В некоторых местах из-под земли были видны человеческие останки. Разлагающиеся трупы источали страшное зловоние, несли парижанам инфекционные болезни, доходило до того, что в окрестных домах у хозяек от гнилого воздуха кисли молоко и вино. Кладбище Невинных и другие городские погосты медленно, но верно превращались в серьезную опасность для жителей.

Наконец, один трагический случай радикально изменил кладбищенскую историю Парижа. Рухнула стена, хотя бы отчасти защищавшая от кладбища ближайшую улицу Рю де ля Ланжри. Подвалы домов моментально наполнились полуразложившимися трупами, землей и грязью, так что властям пришлось срочно запретить любые захоронения в городской черте. Вскоре было принято решение использовать для складирования останков заброшенные подземные карьеры.

Следующие 15 месяцев крытые траурной тканью телеги перевозили горы костей к их будущему подземному прибежищу. Дабы упорядочить стремительно разрастающийся город мертвых, галереям присваивали те же названия, что носили проходящие над ними улицы Парижа.

Надо заметить, что груды человеческих останков никто даже не пытался идентифицировать, с тех пор большинство из них сделались безымянными. Известны лишь имена самых знаменитых «обитателей» подземного могильника. В разное время в катакомбах оказались останки министров «короля-солнца» Фуке и Кольбера, «сынов революции» Робеспьера и Дантона, литераторов Рабле и Перро. Кости свозили в катакомбы еще почти столетие, очистив таким образом 17 городских кладбищ.

Легенды и тайны империи мертвых

Однако еще до того как парижские подземелья сделались последним приютом миллионов мертвецов, там начали селиться собственные призраки. В XVII веке катакомбы обзавелись привидениями юных влюбленных. Анри был сыном знатных родителей, а Маргарита родилась в бедной семье, но это не помешало им полюбить друг друга.

Семья юноши, разумеется, была в шоке от его выбора и запрещала ему встречаться с девушкой. Тогда влюбленные тайно обвенчались и вознамерились бежать из Франции, а в ожидании побега спрятались в катакомбах.

Однако трагическая случайность оборвала их жизни: в подземелье произошел обвал, и юная пара оказалась замурованной в одном из ходов. В память о погибших влюбленных возле предполагаемого места их гибели установлена скульптура, изображающая их предсмертное объятие. Посетители утверждают, что поблизости от памятника из-за стены иногда слышны плач девушки и молитва ее любимого.

Несколько позже в подземных проходах появилось таинственное существо. Возникало оно всегда неожиданно, как будто вырастало из-под земли, и так же быстро, с молниеносной скоростью исчезало. Полиция так и не смогла составить внятное описание загадочного монстра из катакомб, тем более многие очевидцы заявляли, что больше всего он походил на бесплотную тень, от которой распространялись холод и запах тления.

Склонные к мистике парижане утверждали, что большинство встретивших монстра лицом к лицу навсегда пропали в темноте подземных галерей. Заблудившихся там в самом деле почти никогда не находили — слишком длинной и запутанной была сеть ходов. Например, церковного сторожа, решившего позаимствовать бутылочку вина из подземного монастырского хранилища, обнаружили лишь через 11 лет, по иронии судьбы, совсем рядом со входом в катакомбы.

Вокруг мест, где находились выходы из подземелий наверх, также постоянно происходили разнообразные загадочные происшествия. Одну историю репортеры поместили в парижской газете в середине XIX столетия. Дом почтенного продавца дерева, расположенный рядом с рабочей площадкой по прокладке над катакомбами новых улиц, еженощно подвергался грандиозному «обстрелу» солидными глыбами известняка.

В результате строение выглядело так, будто ему объявил войну какой-то неведомый великан: двери и окна были выбиты, стены покрыты трещинами, а крыша — вся в дырах. Полицейские не одну неделю караулили злоумышленников, но так никого и не смогли арестовать.

Любители парижских тайн усмотрели в этом загадочном деле гнев растревоженных строительством мертвецов из подземелий, но ни единого подтверждения мистической теории так.и не было обнаружено. А каменные обстрелы прекратились однажды так же внезапно, как и начались.

Сегодняшний день «нижнего Парижа»

Практичные французы постоянно пытались пристроить огромные подземные территории к делу. В разное время в «нижнем Париже» пробовали разводить шампиньоны, варить пиво, хранить вино, устраивать концертные залы и питейные заведения для любителей экстрима. Наполеон III любил иногда нагнать страху на своих гостей, прогуливаясь с ними по катакомбам. Миновали столетия, но что-то до сих пор влечет людей в подземные ходы и галереи.

Общая протяженность подземелий составляет до 300 километров, а для посещения туристами открыт лишь небольшой участок два километра длиной. Законопослушным гражданам для осмотра довольно и этого, однако находятся также храбрецы, желающие путешествовать под землей без ограничений.

Любители и знатоки истории подземного Парижа — катафилы — отправляются на прогулки по катакомбам, вооружившись подробными картами, мощными фонариками и прочим полезным снаряжением. Поэтому никакая опасность им обычно не угрожает. Бродят под землей и «стихийные туристы», пожелавшие взглянуть на чудеса городских подземелий из тех, что закрыты для официальных экскурсий.

Эти мало подготовленные к походам под землей личности подвержены разным опасностям: они легко могут заблудиться, попасть под обвал или провалиться в подземный колодец. Катафилы относятся к таким дилетантам с изрядным скепсисом и при случае разыгрывают их, оставляя надолго в полной темноте без всякого ориентира.

Но сколько бы энтузиастов ни бродило по бесконечным подземельям, катакомбы французской столицы продолжают ревниво охранять свои тайны от постороннего взгляда. И никому неведомо, сколько их еще прячется в темноте подземных галерей.

Анна НОВГОРОДЦЕВА

paranormal-news.ru

Пугающие факты про катакомбы Парижа

Кладбища. Есть в них нечто такое, отчего волосы начинают шевелиться на голове, и для многих из нас кладбища являются одними из самых жутких и самых запретных мест на планете. Что может быть страшнее, чем обычное кладбище? Что вы скажете о том, в котором находятся останки миллионов парижан и которое расположено прямо под столицей Франции? Да, именно так.

Для города, который известен своей любовью к моде, романтике и культуре, Париж, несомненно, скрывает под своими улицами темную тайну. Эти малоизвестные факты о необъятных катакомбах Парижа оставят вас в полном недоумении.

10. Здесь хранятся останки более шести миллионов парижан

В 18 веке на кладбищах постоянно растущего города Парижа не хватало места. Как будто этого было недостаточно, некоторые тела не были похоронены должным образом и стали причиной распространения болезни. В конечном счете, парижские чиновники решили запретить кладбища в городской черте и переместить останки, которые на них были, в другое место.

Чиновники обратили внимание на несколько подземных карьеров города. В период с 1780-х по 1814 год власти смогли организовать перевоз под землей более шести миллионов тел, собранных со всех существовавших в Париже кладбищ, перевозя мертвых с помощью тележек и помещая их в место их окончательного упокоения.

9. Они больше, чем вы думаете


Фото: Deror Avi

В то время как останки шести миллионов человек рассыпаны по туннелям, большинство из них были заложены в погребальные камеры, известных как оссуарии, куда часто проводят экскурсии. Дело в том, что в катакомбах больше туннелей. Они были сделаны парижскими шахтерами, работавшими в каменоломне, прежде чем некоторые из катакомб были использованы как кладбище.

Хотя считается, что существует около 320 километров туннелей, не все из них были нанесены на карту, и остальные остаются неизведанной территорией. Это заставляет задуматься о том, что еще может скрываться в этих туннелях.

8. Роумеры сделали из катакомб секретное место для купания


Фото: Messy Nessy Chic

По-видимому, идея отправиться в местный бассейн (или поехать к другу, у которого есть бассейн) недостаточно удовлетворяет некоторых людей. Вместо этого они отправляются в путешествие в глубины катакомб, чтобы освежиться в каких-то тайных, неизведанных водоемах, которые стали известны среди других любителей катакомб как импровизированные бассейны.

Конечно, вам понадобятся связи, чтобы туда попасть. Говорят, вам также придется пробираться через мутные воды и туннели, где может случиться приступ клаустрофобии, прежде чем вы попадете в «оазис», который в данном случае является ямой с водой, расположенной на гигантском подземном кладбище.

7. Неизвестные группы творят здесь странные дела

В 2004 году полиция, проводившая учения в катакомбах, наткнулась на нечто совершенно неожиданное. Исследуя отдаленный район обширной туннельной системы, они обнаружили гигантский полностью оборудованный кинозал с экраном, всем необходимым, рестораном и баром, с профессионально установленными телефонными линиями и линиями электропередач. Еще более жутким был тот факт, что скрытая камера делала фото полицейских, когда они заходили в зал.

Никто не знает, кто это сделал, но на месте происшествия осталась записка, в которой говорилось: «Не пытайтесь нас найти». Вероятно, это не лучшее оформление для кинотеатра и ресторана, но ведь это пространство тоже можно использовать с пользой, не так ли?

6. Поток трупов

Самым популярным местом в Париже, где хоронили усопших (до того, как решили использовать для этого катакомбы), было Les Innocents — старейшее и наиболее часто используемое городское кладбище. Однако с ним была одна проблема: как упоминалось выше, к началу XVIII века на нем было похоронено так много людей, что оно переполнилось. Люди, жившие по соседству, стали жаловаться на резкий запах тления, который распространялся по всему городу.

Сказать «было переполнено», значит, преуменьшить, потому что, когда кладбище залило водой в результате наводнения, тела стали подниматься из-под земли на поверхность. В течение 1780-х годов люди начали эксгумировать тела со всех старых кладбищ и хоронить их там, что теперь мы называем катакомбами, а остальное – уже история.

5. Катафилы создают сообщества внутри туннелей


Фото: Claire Narkissos

Катафилы — это группа городских исследователей, склонных тратить огромное количество времени в глубинах катакомб для собственного удовольствия и поиска приключений. Хотя их название может звучать, как название современного культа, они глубоко уважают как мертвых, так и туннели и создают карты, чтобы люди не заблудились в огромном некрополе.

Они являются инсайдерами, и информация о том, как получить доступ к катакомбам, хранится внутри сплоченной группы. Катафилы создавали свою собственную общину внутри старых каменоломен и тоннелей в течение многих лет. Некоторые рисуют здесь картины, украшают комнаты или устраивают вечеринки с другими обитателями туннелей, а некоторые посещают их, чтобы просто отдохнуть от внешнего мира.

4. Когда-то здесь было похищено марочное вино

Оказывается, помимо костей, гниения и смерти, в глубинах катакомб есть также и довольно хорошее вино. По крайней мере, так было в 2017 году.

Банда французских воров просверлила известняковые стены катакомб и проникла в соседнее хранилище, которое находилось под квартирой и где содержались около 300 бутылок марочного вина. Воры сбежали, прихватив все вино стоимостью € 250 000.

3. Кости собраны в «декоративные экспозиции»


Фото: Shadowgate

Когда в 1780-х годах кости умерших стали впервые на телегах свозить в катакомбы, их просто оставляли в туннелях (после того, как священник произносил молитву, чтобы мертвые покоились с миром). Рабочие начали складывать старые кости в формы и композиции, такие как сердца и круги, и облицовывали стены черепами и различными другими страшными останками.

Одна из самых знаковых композиций известна как Бочка. Она состоит из большого круглого столба, окруженного черепами и берцовыми костями и служит одновременного опорой для потолка помещения, где находится, которое называют Склепом Страсти или Ротондой Большой берцовой Кости. Бочка немного более омерзительна, чем традиционная опора, но если она выполняет свою функцию, то нет вопросов.

2. Фермеры начали использовать катакомбы для выращивания грибов


Фото: Messy Nessy Chic

Эта практика началась в 19-м веке, когда парижанин по имени месье Шамбери (Monsieur Chambery) отважился спуститься в туннели и увидел россыпь диких грибов, растущих в подземелье. Он решил использовать заброшенные туннели для выращивания собственных шампиньон де Пари (они же шампиньоны), что в результате было принято и одобрено Садоводческим обществом Парижа (Horticultural Society of Paris).

Вскоре сюда стали отовсюду стекаться фермеры, чтобы основать свои собственные фермы. Выращивание грибов в катакомбах стало процветающим бизнес-предприятием. На самом деле, если вы знаете, где искать, то, вероятно, сможете найти некоторых фермеров, которые все еще выращивают там грибы для души. Это имеет смысл, если учитывать царящую там темноту и влажность. Кто знает, возможно, лежащие рядом старые кости, также служили своего рода удобрением для грибов.

1. Во время Второй Мировой Войны катакомбы использовались обеими сторонами


Фото: 28DaysLater.co.uk

Поскольку во время Второй Мировой войны существование катакомб было общеизвестным, а кроме того, они простираются на многие километры под землей, неудивительно, что их стали использовать во время боевых действий. Что может вас удивить, так это то, что они использовались обеими сторонами.

Члены Французского сопротивления во время войны активно использовали подземную туннельную систему, чтобы скрываться и планировать нападения на немцев. Катакомбы гарантировали, что их не заметят немецкие шпионы и не обнаружат враги.

Что еще более шокирует, так это то, что нацисты также присутствовали в катакомбах и построили различные бункеры (например, один под средней школой Lycee Montaigne). Остатки этого бункера можно увидеть и сегодня.

bugaga.ru

Тайны Парижских катакомб | Легенды нашей эпохи

Под мостовыми Парижа тянутся сотни километров галерей. В древности они служили каменоломнями, откуда впоследствии, в Средние века, добывали известняк и гипс для строительства города. У этих подземных тоннелей богатая история.

Известняк и гипс начали добывать на берегах парижской Сены еще со времен античности. А уже к 12 веку разработки подземных ресурсов составляли одно из важнейших направлений экономики. Дело в том, что новые модные веяния требовали совершенно иных архитектурных решений. Всего за несколько веков в Париже были возведены десятки аббатств, соборов, церквей, замков, в том числе известные всем дворцовый комплекс Лувр и собор Нотр-Дам де Пари.

К 15 веку разработки велись уже на двух уровнях. Получалось, что сеть каменоломен теперь имела второй этаж, расположенный гораздо ниже. Близ выходов устанавливали специальные колодцы, оснащенные лебедками. Они-то и поднимали огромные каменные блоки на поверхность. Если в 12 веке добыча велась на окраине города, то уже к 17 веку территории, отведенные под каменоломни, увеличились настолько, что практически весь Париж оказался буквально над пустотой.

Все это привело к тому, что участились обвалы подземных галерей. В начале 18 века длинные подземные коридоры начали укреплять, а добыча гипса и известняка была запрещена. Сегодня сеть катакомб расположилась подо всей территорией Парижа. Общая длина подземных галерей составляет около 300 километров, но все же большая их часть расположилась на левом берегу Сены.

Однако бывшим парижским каменоломням, после прекращения дальнейшей разработки известняка, нашли новое применение. В 1763 году Парламент Парижа постановил перенести все кладбища, находящиеся в пределах крепостной стены, в катакомбы. К этому государство подтолкнула катастрофическая переполненность мест последнего упокоения. Порой в могилах было захоронено по 1500 человек, а огромные холмы-курганы возвышались над тротуарами на высоте до 6 метров. Кроме того, на кладбищах массово селились разбойники, колдуны и другие опасные люди.

К тому же, в 1780 году рухнула стена, отделявшая кладбище Невинных от жилых домов на соседней улице рю де ля Линжери. Подвалы домов заполнились останками покойников вперемешку с нечистотами. И тогда парижские власти решили перенести захоронения в бывшие каменоломни Томб Иссуар за городской чертой.

Подземный некрополь открыли для посетителей. Хотя предполагалось хоронить здесь лишь древние кости с кладбища Невинных, за годы революций в катакомбы сбросили множество тел погибших и казненных. Перезахоранивали здесь и останки, покоившиеся прежде на других городских кладбищах. Как правило, это было связано с изменяющейся политической обстановкой. Так в катакомбах очутились мощи министров Людовика XIV — Кольбера и Фуке, деятелей революции Дантона, Лавуазье, Робеспьера и Марата. Нашли пристанище в бывших каменоломнях и знаменитые французские литераторы — Франсуа Рабле, Шарль Перро, Жак Расин, физик Блез Паскаль, чьи останки перенесли сюда с закрытых городских кладбищ…

За все время существования парижских катакомб произошло немало и необъяснимых таинственных случаев. Один из них был описан в «Газетт дэ Трибюно» в разделе судебной хроники от 2 марта 1846 года. В заметке говорилось: «Недалеко от места сноса старых зданий, где в скором времени пройдет новая улица, соединяющая Сорбонну и Пантеон (улица Кюжас), находится строительная площадка некоего торговца деревом по имени Лерибль. Площадка граничит с жилым домом, стоящим в стороне от других зданий. Каждую ночь на него обрушивается настоящий каменный дождь. Причем камни настолько крупные, а неизвестная рука бросает их с такой силой, что они наносят видимый ущерб постройке — выбиты окна, сломаны оконные рамы, разбиты двери и стены, как будто дом перенес осаду. Обыкновенному человеку это сделать явно не под силу. У дома торговца был установлен полицейский патруль, на месте строительных работ на ночь спускали цепных псов, но установить личность разрушителя не удалось». Мистики уверяли: все дело в растревоженном покое мертвецов из катакомб. Однако проверить эту теорию не представилось возможности – загадочные камнепады прекратились так же внезапно, как и начались.

«Позже стало известно, что Эрик просто нашел этот тайный коридор, и долгое время только он один знал о его существовании. Этот ход был прорыт во времена Парижской Коммуны, для того чтобы тюремщики могли отводить своих пленников прямо в казематы, оборудованные в подвалах, потому что коммунары захватили здание вскоре после 18 марта 1871 года и устроили наверху площадку для запуска воздушных шаров, разносивших по окрестностям их подстрекательские прокламации, а в самом низу сделали государственную тюрьму.»

«Призрак Оперы» Гастон Леру с фр. В. Новикова. — СПб.: Ред Фиш ТИД Амфора, 2004.

Шарль Гарнье, выигравший конкурс на лучший проект оперного театра, не подозревал, что строительство займет без малого пятнадцать лет: начавшись во времена империи, закончится уже при республике. Не предполагал он и тех событий, что доведется пережить его детищу.

Опера в начале строительства.

На дворе 1861 год. Определено место под строительство. И первая задача: прочный глубоко заложенный фундамент, способный выдержать каркасную конструкцию сцены весом в 10 тыс. тонн и опущенную на 15 метров под землю. Кроме того, в подвальные помещения не должна была проникать вода, поскольку там собирались хранить театральный реквизит. Начали рыть котлован, и со второго марта по тринадцатое октября восемь паровых машин круглосуточно откачивали воду — от площади Республики до дворца Шайо пролегали грунтовые воды, подпитываемые ручьями, впадавшими в Сену. Чтобы наверняка обезопасить подвалы, Гарнье принимает решение строить двойные стены.

В самом начале строительства, когда ничего, кроме этого подземелья, еще и не было, на стройку пришел один новый рабочий, и, внимательно оглядев подземелье, восторженно поделился с Гарнье, не зная, кто он такой: «Как красиво! Прямо, как тюрьма!» Гарнье задумался, что же за жизнь должна была быть у этого парня, если тюрьма являлась для него образцом красоты. Слова рабочего, как выяснилось позже, были пророческими.

Недостроенная опера в 1896 году

«Итак, мы с виконтом… повернули камень и спрыгнули в жилище Эрика, которое тот соорудил между двойными стенками фундамента театра. (Кстати, Эрик был одним из первых мастеров каменной кладки у Шарля Гарнье, а

humaninside.ru

Оссуарий, подземное озеро и парижские катакомбы

Под мостовыми Парижа тянутся сотни километров галерей. В древности они служили каменоломнями, откуда впоследствии, в Средние века, добывали известняк и гипс для строительства города. У этих подземных тоннелей богатая история.

Известняк и гипс начали добывать на берегах парижской Сены еще со времен античности. А уже к 12 веку разработки подземных ресурсов составляли одно из важнейших направлений экономики. Дело в том, что новые модные веяния требовали совершенно иных архитектурных решений. Всего за несколько веков в Париже были возведены десятки аббатств, соборов, церквей, замков, в том числе известные всем дворцовый комплекс Лувр и собор Нотр-Дам де Пари.

К 15 веку разработки велись уже на двух уровнях. Получалось, что сеть каменоломен теперь имела второй этаж, расположенный гораздо ниже. Близ выходов устанавливали специальные колодцы, оснащенные лебедками. Они-то и поднимали огромные каменные блоки на поверхность. Если в 12 веке добыча велась на окраине города, то уже к 17 веку территории, отведенные под каменоломни, увеличились настолько, что практически весь Париж оказался буквально над пустотой.

Кликабельно

 

Все это привело к тому, что участились обвалы подземных галерей. В начале 18 века длинные подземные коридоры начали укреплять, а добыча гипса и известняка была запрещена. Сегодня сеть катакомб расположилась подо всей территорией Парижа. Общая длина подземных галерей составляет около 300 километров, но все же большая их часть расположилась на левом берегу Сены.

Однако бывшим парижским каменоломням, после прекращения дальнейшей разработки известняка, нашли новое применение. В 1763 году Парламент Парижа постановил перенести все кладбища, находящиеся в пределах крепостной стены, в катакомбы. К этому государство подтолкнула катастрофическая переполненность мест последнего упокоения. Порой в могилах было захоронено по 1500 человек, а огромные холмы-курганы возвышались над тротуарами на высоте до 6 метров. Кроме того, на кладбищах массово селились разбойники, колдуны и другие опасные люди.

К тому же, в 1780 году рухнула стена, отделявшая кладбище Невинных от жилых домов на соседней улице рю де ля Линжери. Подвалы домов заполнились останками покойников вперемешку с нечистотами. И тогда парижские власти решили перенести захоронения в бывшие каменоломни Томб Иссуар за городской чертой.

Подземный некрополь открыли для посетителей. Хотя предполагалось хоронить здесь лишь древние кости с кладбища Невинных, за годы революций в катакомбы сбросили множество тел погибших и казненных. Перезахоранивали здесь и останки, покоившиеся прежде на других городских кладбищах. Как правило, это было связано с изменяющейся политической обстановкой. Так в катакомбах очутились мощи министров Людовика XIV — Кольбера и Фуке, деятелей революции Дантона, Лавуазье, Робеспьера и Марата. Нашли пристанище в бывших каменоломнях и знаменитые французские литераторы — Франсуа Рабле, Шарль Перро, Жак Расин, физик Блез Паскаль, чьи останки перенесли сюда с закрытых городских кладбищ…

masterok.livejournal.com

Легенды : Парижские катакомбы

Париж, известный своим утонченным вкусом, в том числе и в дизайне интерьеров, знаменит не только дворцами и соборами. Под улицами Парижа скрывается одно из самых удивительных и загадочных строений, созданных человеком. Это подземный оссуарий или так называемые Парижские катакомбы.

Оссуарий – это место, в котором хранятся скелетированные останки человека или нескольких людей. Парижский оссуарий — самый большой в мире. В нем захоронено более шести миллионов парижан. Это больше, чем живет в современном Париже сегодня. Человеческие черепа и кости выложены вдоль стен и даже на потолке подземных галерей катакомб. Такого в мире дизайна интерьеров встретишь не часто, а если учесть, сколько в Парижских катакомбах останков, то смело можно сказать, что это самый большой и знаменитый оссуарий на планете. Целый подземный город–некрополь.

Чтобы перечислить имена тех знаменитых людей, которые нашли свой приют в катакомбах Парижа и стали частью интерьера, от которого с непривычки мороз бежит по коже, не хватит целой статьи. От сказочника Шарля Перро до революционеров Робеспьера и Марата, от ученого Паскаля до инженера Рабле. Все они стали частью подземной загадки Парижа. Но примечательно то, что все, кто после смерти попадали в Некрополь, лишались своих регалий и званий. Останки знаменитых людей укладывали рядом с останками неизвестных простолюдинов. В Парижских катакомбах все равны.

Сами катакомбы возникли еще в самом начале закладки Парижа. Они были выкопаны для того, чтобы получать камень, из которого строился город. Но Париж разрастался очень быстро и скоро начал застраиваться непосредственно над катакомбами. Кроме подземного некрополя в катакомбах Парижа есть очень много галерей (туннелей). Даже далеко не все галереи изучены и оборудованы. Бытует мнение, что только протяженность туннелей составляет от 200 до 300 км. Те участки, куда зашли наши современники, помечены, как и улицы наверху, соответствующими табличками с названиями. Под землей находится даже старинный алтарь, вентиляция которого осуществляется до сих пор без использования современных средств, а только лишь благодаря своеобразному обустройству системы воздушных каналов.

В разные годы чего только не было оборудовано в Парижских катакомбах: кафе, склады, винные погреба. В годы Второй мировой в катакомбах были спрятаны, как ставка немцев, так и штаб участников Сопротивления. Причем, обе противоборствующие стороны находились на расстоянии друг от друга всего в 500 метрах и даже не знали об этом.

Приехав в Париж, имеет смысл уделить хотя бы часть времени и своими глазами увидеть это необычное место и оценить его масштабы и пугающие интерьеры.

the-legends.ru

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *