«Кавказ», анализ стихотворения Лермонтова
Раннее стихотворение «Кавказ», созданное шестнадцатилетним М. Лермонтовым в 1830 году, является одним из первых обращений поэта к теме Кавказа. Юноша с детства испытывал глубокую привязанность к этому краю – он трижды бывал там на отдыхе со своей бабушкой, Е. А. Арсеньевой. Из детских воспоминаний и впечатлений о Кавказе особенно запомнилось ему знакомство с девятилетней девочкой летом 1825 года. Впервые стихотворение «Кавказ» было опубликовано уже после гибели поэта — в 1845 году оно вышло в журнале «Библиотека для чтения».
Стихотворение состоит из трех строф-пятистиший, каждая из которых раскрывает свою поэтическую тему: первая строфа посвящена теме расставания с Кавказом, вторую строфу поэт посвятил воспоминаниям о своей матери, а третью – воспоминаниям о первой детской любви. Основная идея стихотворения – раскрытие мира души поэта и выражение искренней любви к Кавказу.
В основе композиции лежит передача внутреннего душевного состояния автора, поэтому повествование ведется от первого лица. Воспоминания о красоте кавказской природы оживляют в душе поэта самые сокровенные переживания, связанные со смертью матери и по-детски трогательным первым чувством. Именно поэтому стихотворение глубоко лирично и очень нежно, а замедленный ритм и напевные интонации придают ему удивительную музыкальность.
Южная природа навевает Лермонтову образ матери, которую он практически не знал:
В младенческих летах я мать потерял,
Но мнилось, что в розовый вечера час,
Та степь повторяла мне памятный глас
Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий – подчеркивает лиризм стихотворения и усиливает поэтичность речи; мужская рифма придает произведению упругость.
Изобразительные средства в стихотворении помогают понять состояние души лирического героя: произведение насыщено метафорами («на заре моих дней», «пять лет пронеслось»), олицетворениями («степь повторяла», «сердце лепечет»), эпитетами («розовый час», «сладкая песня», «божественных глаз»), сравнениями («как сладкую песню отчизны моей»).
Лермонтов использует рефрен «Люблю я Кавказ!», усиленный восклицанием, для выражения своего восхищения красотой этого удивительно прекрасного края. Введение в стихотворение обращений («Я счастлив был с вами, ущелия гор», «О южные горы») свидетельствуют о подлинной любви поэта к Кавказу. Использование инверсии («отчизны моей», «люблю я»,
Восприятие величественной природы Кавказских гор находит свое отражение в романтическом мироощущении Лермонтова и в его душевных переживаниях, становясь фактом его личной биографии и рождая наполненные подлинным чувством строки: «Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз».
- «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
- «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
- «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
- «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
- «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
- «Демон», анализ поэмы Лермонтова
- «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
- «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
- «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
- «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
- «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
- «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
- «Молитва (В минуту трудную. ..)», анализ стихотворения Лермонтова
- «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова
- «Выхожу один я на дорогу», анализ стихотворения Лермонтова
По произведению: «Кавказ»
По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич
Кавказ Лермонтова. Где поэт принимал ванны, пил кофе и стрелялся на дуэли | ОБЩЕСТВО:Люди | ОБЩЕСТВО
Елена Евдокимова
Примерное время чтения: 6 минут
9375
АиФ-СК №30 27/07/2016Последние дни жизни Лермонтов провел в Пятигорске репродукция
Михаил Лермонтов погиб 175 лет назад, но память о нем не угасает по-прежнему. Особенно на Северном Кавказе, где поэт провел едва ли не большую часть своей недолгой жизни и где завершил её. Где бывал и где погиб Лермонтов, рассказывает «АиФ-СК».
Загадочная смерть и долгая память
О месте дуэли Лермонтова и Мартынова ученые спорят до сих пор. Сомнения у экспертов вызывает не только место самого события, но и всё остальное – от времени рокового выстрела до личности стрелка.
Обозначенную памятником площадку на горе Машук некоторые исследователи не признают подлинным местом дуэли по сей день.
«Называют по меньшей мере шесть точек, где мог прозвучать тот самый трагический выстрел, – рассказывает писатель и краевед Александра Коваленко. – Одно из них находится приблизительно в 300 метрах восточнее памятной площадки, которая называется «Местом дуэли».
Первый памятник из машукского камня появился здесь в 1890-х годах. На нём были выбиты строки, посвящённые поэту. В начале XX века – в 1901 году, к 60-летию со дня гибели Михаила Юрьевича, рядом со скромным камнем торжественно открыли новый, гораздо более внушительный монумент.
«Событие было многолюдным, народ долго не расходился. Традиция посещать это место сохранилась до сих пор», – говорит Коваленко.
Место Дуэли Лермонтова в Пятигорске. Фото: Пресс-служба администрации ПятигорскаВ тот год галерею в пятигорском Цветнике назвали Лермонтовской, безымянный разъезд у подножия Машука получил имя поэта. Третий памятник – бюст на более высоком бетонном постаменте – появился в 1907-м.
«Тогда же убрали деревянную балюстраду, которая сильно обветшала», – отмечает краевед.
К 100-летию со дня рождения Лермонтова, в 1914-м, на месте дуэли планировалось установить стелу из кисловодского песчаника по проекту Бориса Микешина.
«Но дожди не позволили вывезти камень из карьера. И только в 1915-м новый, четвёртый по счёту, памятник был освящён. Тогда же появилась ограда, выполненная Козловым и Дитрихом. В таком виде памятный комплекс и сохранился до наших дней», – говорит Коваленко.
Между тем поиски места дуэли не прекращаются – исследователи продолжают строить версии. Есть предположение, что стрелялся Лермонтов и вовсе не на Машуке, а на Перкальской скале (расположена на северном склоне горы Машук).
Места, связанные с именем Лермонтова
Самые знаковые
- Дом майора Чилаева в Пятигорске (ныне часть Государственного музея-заповедника М.Ю. Лермонтова) – та самая знаменитая «камышовая крыша» последнего приюта поэта.
- Памятник Лермонтову в Железноводске. Он установлен на площадке, где в ХIХ веке были первые купальни и гостевые дома курорта. Лермонтов принимал здесь ванны. В 1841-м из Железноводска, после прогулки в курортном парке с Екатериной Быховец, он отправился к месту дуэли.
Самое «затяжное»
- Кофейня Рошке в пос. Иноземцево (прежде Колония Каррас, основанная шотландскими миссионерами). Поэт, чьи предки были родом из Шотландии, относился к ней трепетно. В самой кофейне он бывал частенько. Обедал здесь в день гибели по дороге в Пятигорск. Здание сохранилось, передано в частные руки. Много лет здесь обещают открыть кафе-музей.
Самое заброшенное
Останки дома Реброва. Фото: АиФ- Кисловодск, дом Реброва. Некогда пышная усадьба первопоселенца Кисловодска, мецената, шелковода и винодела, блестящего государственного деятеля практически утрачена. В ХIХ веке в ней бывали известнейшие люди той эпохи, в одном из флигелей останавливался Лермонтов. Особняк он описал в «Герое нашего времени».
Самое скандальное
- Национальный парк в Кисловодске. Памятник Николая Ходова, установленный по проекту автора на горе Красное Солнышко, перенесли на берег Ольховки. Фотосессии подвыпивших отдыхающих на коленях поэта с трагической судьбой местные жители называют кощунством. И требуют вернуть скульптуру на вершину.
Места, воспетые поэтом
Лермонтовский Пятигорск. Места, где бывал великий поэт | Фотогалерея
Первый в России памятник Михаилу Лермонтову. Торжественное открытие состоялось в Пятигорске 16 августа 1889 года. Поэт изображен сидящим в глубокой задумчивости, с открытой книгой у ног. Взор устремлен к Кавказским горам.
Домик Лермонтова в Пятигорске. С 1973 года это Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова. Имеет статус исторического памятника федерального значения. © www.russianlook.com
Провал – единственная пещера на южном склоне Машука. Внизу находится просторный каменный грот с озером голубой воды.
В 19 веке прогулки к Провалу были любимым развлечением «водяного общества». В «Княжне Мери» Лермонтов пишет, что Провал на склоне Машука представляет собой угасший кратер вулкана.
Эолова арфа – каменная беседка, стоящая на высоком уступе горы Машук. Она построена братьями Бернардацци в 1830–1831 годах. Название ее связано с именем бога ветров Эола. В беседке находился необычный музыкальный инструмент, который приводился в действие силою ветра. Это место Михаил Лермонтов упомянул в повести «Княжна Мери»: «На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой Арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльборус».
Парк «Цветник». Этот курортный парк заложили в 1829 году по чертежам братьев Бернардацци. Здесь были устроены многочисленные цветники, высажены аллеи из кавказских каштанов, клёнов и лип. В середине 19 века все высшее общество предпочитало проводить время в «Цветнике». В желтом здании расположены Лермонтовские ванны. Прежде назывались Николаевскими. Михаил Лермонтов в письме к своему другу С.А.Раевскому сообщал: «Простудившись дорогой, я приехал на воды весь в ревматизмах; меня на руках вынесли люди из повозки, я не мог ходить – в месяц меня воды совсем поправили; я никогда не был так здоров…»
В центре парка «Цветник» располагается Лермонтовская галерея. Это прямоугольное сооружение из цветного стекла, металла и дерева. Павильоны изготавливались частично в Варшаве, частично в Петербурге, затем в разобранном виде они были доставлены на Кавказ и установлены в качестве курортных галерей для прогулок отдыхающих в ненастную погоду в парках Пятигорска и Железноводска. Галерею в Цветнике открыли в 1901 году, в 60-ю годовщину гибели Лермонтова. Галерея получила название Лермонтовской.
Грот Дианы – искусственная пещера недалеко от Николаевских ванн. Названа в честь древнеримской богини Дианы. В этом гроте 8 июля 1841 года, за неделю до дуэли Лермонтова и Мартынова, устроили бал. Декабрист Н.И. Лорер вспоминал об этом вечере: «Лермонтов необыкновенно много танцевал, да и все общество было как-то особенно настроено к веселью…». © www.russianlook.com
Академическая галерея. Во времена Лермонтова это был самый популярный источник на Кавказских водах.
В «Герое нашего времени» Печорин в своем дневнике замечает: «На площадке близ него (колодца) построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. Несколько раненых офицеров сидели на лавке, подобрав костыли, — бледные, грустные».
Обелиск на месте гибели Лермонтова. Памятник был выполнен в 1914 году по проекту Б.М.Микешина из кисловодского песчаника.
Лермонтовский Пятигорск. Места, где бывал великий поэт | Фотогалерея
Первый в России памятник Михаилу Лермонтову. Торжественное открытие состоялось в Пятигорске 16 августа 1889 года. Поэт изображен сидящим в глубокой задумчивости, с открытой книгой у ног. Взор устремлен к Кавказским горам.
Домик Лермонтова в Пятигорске. С 1973 года это Государственный музей-заповедник М.Ю. Лермонтова. Имеет статус исторического памятника федерального значения. © www.russianlook.com
Провал – единственная пещера на южном склоне Машука. Внизу находится просторный каменный грот с озером голубой воды.
В 19 веке прогулки к Провалу были любимым развлечением «водяного общества». В «Княжне Мери» Лермонтов пишет, что Провал на склоне Машука представляет собой угасший кратер вулкана.
Эолова арфа – каменная беседка, стоящая на высоком уступе горы Машук. Она построена братьями Бернардацци в 1830–1831 годах. Название ее связано с именем бога ветров Эола. В беседке находился необычный музыкальный инструмент, который приводился в действие силою ветра. Это место Михаил Лермонтов упомянул в повести «Княжна Мери»: «На крутой скале, где построен павильон, называемый Эоловой Арфой, торчали любители видов и наводили телескоп на Эльборус».
Парк «Цветник». Этот курортный парк заложили в 1829 году по чертежам братьев Бернардацци. Здесь были устроены многочисленные цветники, высажены аллеи из кавказских каштанов, клёнов и лип. В середине 19 века все высшее общество предпочитало проводить время в «Цветнике». В желтом здании расположены Лермонтовские ванны. Прежде назывались Николаевскими. Михаил Лермонтов в письме к своему другу С.А.Раевскому сообщал: «Простудившись дорогой, я приехал на воды весь в ревматизмах; меня на руках вынесли люди из повозки, я не мог ходить – в месяц меня воды совсем поправили; я никогда не был так здоров…»
В центре парка «Цветник» располагается Лермонтовская галерея. Это прямоугольное сооружение из цветного стекла, металла и дерева. Павильоны изготавливались частично в Варшаве, частично в Петербурге, затем в разобранном виде они были доставлены на Кавказ и установлены в качестве курортных галерей для прогулок отдыхающих в ненастную погоду в парках Пятигорска и Железноводска. Галерею в Цветнике открыли в 1901 году, в 60-ю годовщину гибели Лермонтова. Галерея получила название Лермонтовской.
Грот Дианы – искусственная пещера недалеко от Николаевских ванн. Названа в честь древнеримской богини Дианы. В этом гроте 8 июля 1841 года, за неделю до дуэли Лермонтова и Мартынова, устроили бал. Декабрист Н.И. Лорер вспоминал об этом вечере: «Лермонтов необыкновенно много танцевал, да и все общество было как-то особенно настроено к веселью…». © www.russianlook.com
Академическая галерея. Во времена Лермонтова это был самый популярный источник на Кавказских водах.
В «Герое нашего времени» Печорин в своем дневнике замечает: «На площадке близ него (колодца) построен домик с красной кровлею над ванной, а подальше галерея, где гуляют во время дождя. Несколько раненых офицеров сидели на лавке, подобрав костыли, — бледные, грустные».
Обелиск на месте гибели Лермонтова. Памятник был выполнен в 1914 году по проекту Б.М.Микешина из кисловодского песчаника.
Михаил Лермонтовдуэль Лермонтовадом-музей ЛермонтоваПятигорскКМВ
Следующий материал
Также вам может быть интересно
- Чаще, чем на КМВ. Михаил Лермонтов подолгу гостил и лечился в Ставрополе
- Правнучатый племянник Лермонтова: Как научиться любить Отчизну
- Певцу отчизны. Михаилу Лермонтову посвятили уникальное издание
- Кто рисовал Михаила Юрьевича Лермонтова при жизни?
Новости smi2.ru
Михаил Лермонтов Часть I: Оригинальный хипстер
Если русская литература — это история подражателей Пушкину, то Лермонтов был первым, и он до сих пор лучший. Многие пытались подражать стилю Пушкина, но мало кто доходил до того, чтобы писать трагические стихи о гибели своего героя на дуэли, а потом, спустя годы, погибнуть на дуэли самому. Люди просто больше не привержены своему письму.
Великий роман Михаила Лермонтова Герой нашего времени обязателен к прочтению всем, кто заканчивает колледж или просто живет в мире, и сегодня он находит отклик. Герой Печорин, самоуверенный, но чуткий солдат, бродит по Кавказу, объясняя всякому, кто будет слушать, как ему скучно жить. Это похоже на кого-то из ваших знакомых?
При встрече с пожилым бойцом, Максимом Максимычем, Печорин начинает явно отрепетированно оплакивать свою молодую жизнь. Ничто не приносит ему удовольствия! Сначала он попробовал удовольствия, которые можно купить за деньги, но они стали ему противны. Потом он попробовал читать, но и там он остался без чувства приключений. Вот и пошел он в горы Кавказа, везде приключения! Он впервые в жизни был счастлив. Но вскоре ему снова стало скучно. Еще скучнее, чем раньше! Он избегает женщин, чтобы избежать мелодрамы. Волнение, грусть, ничего этому парню, Печорину, не достается. Так что он просто собирается продолжать, приключения и путешествия, и, надеюсь, он умрет по дороге в какое-нибудь экзотическое место.
Максиму Максимычу почти противно. Он впервые слышит, как кто-то говорит о такой скуке в возрасте двадцати пяти лет! На самом деле, он беспокоится, что все, кто живет в большом городе, такие. Он надеется, что большинство 25-летних немного оптимистичнее.
Позже, размышляя об опасностях своих приключений, Печорин замечает: «Если я умру, то умру. Миру лучше без меня, а мне самому значительно скучно».
В шутливом введении к Герой нашего времени, Лермонтов утверждает, что хочет проиллюстрировать не одного человека, а развитие и пороки целого поколения. Его поколение принадлежало к ранней разочаровавшейся молодежи, которую больше не могли разбудить великие страсти досовременного времени. Французская революция прошла и прошла, а романтизм пришел. Великих идей уже было недостаточно, чтобы таким же образом поднять бунт. Они привели сначала к кровопролитию, затем к Наполеону и обратно к монархии.
Печорин отвращается от разговоров, обожает природу и путешествия. Он хочет быть в мире, и его страсти редко вспыхивают. Даже с женщинами. Он преследует черкесскую принцессу в основном потому, что не должен и не хочет спать с ней или жениться на ней: он интеллектуализирует свою жизнь до такой степени, что намеренно попадает в опасные ситуации (например, когда он присоединяется к дуэли, которая, как он знает, его), чтобы увидеть, вызывает ли это чувство.
Это может быть верно для всех двадцатилетних, но есть что-то знакомое в этой скуке, безразличии и отчаянном стремлении к свободе воли. Поколение Y обвиняют в меланхолическом самодовольстве не меньше, чем предыдущие поколения, а то и больше, а некоторые, как Печорин, просто так ищут приключений в дурном поведении.
Что делает Героем нашего времени таким родственным, так это глубокая психология. Хотя прозу Пушкина читать приятно (Лев Толстой говорил, что рассказы Пушкина чисты, не имеют ничего лишнего, но как-то «обнажены»), Лермонтов привносит психологию. Пушкин видел в рассказе проблему, которую нужно решить, а Лермонтов видел в ней проблему, которую нужно исследовать. Белкинские рассказы Пушкина кажутся глупее и сказочнее, чем проза Лермонтова. Самоанализ в Герой нашего времени не только трогает нас много лет спустя, но и оказал глубокое влияние на траекторию русской, а затем и мировой литературы к психологическому и внутреннему миру в романах.
Это и культурное столкновение в горах Кавказа до сих пор является проблемой в наше время. На этой неделе протестующие против белой власти бесчинствовали по Москве в поисках убийцы Егора Щербакова. В убийстве обвинили мигранта с Кавказа (где Герой нашего времени ) и протестующие решили разбить окна и захватить овощебазу.
Поскольку старый автор пережил гамму революций и столетий, а день его рождения приближается к круглому числу, нам иногда хочется подумать: «Что бы сегодня увидел Лермонтов?» Читая Герой нашего времени сейчас, читатель чувствует себя человеком с современным мировоззрением. Этот роман все-таки предназначен для более юных читателей, и в отличие от произведений Гоголя, которые становятся лучше по мере того, как становишься старше и видишь больше мира, лермонтовский может начать казаться слишком романтичным и порой утомительным.
Но он был молод, когда писал. Для столь молодого писателя это совершенно удивительно, и мы стараемся не думать, а что, если бы Лермонтов прожил еще двадцать лет? (Но что, если бы Пушкин прожил еще 20 лет?) Мы сомневаемся, что Лермонтов вырвался вперед. Его тревоги, которые, как он утверждал, описывали его молодое поколение, похоже, также описывают и нынешнее молодое поколение. На этой неделе ему исполняется 199 лет. Долго не выходить из моды, особенно для хипстера.
Продолжение в понедельник
Михаил Лермонтов — Alma Books
- Все
- Классический
- Современный
- А
- Б
- С
- Д
- Э
- Ф
- Г
- Н
- я
- Дж
- К
- л
- М
- Н
- О
- П
- В
- Р
- С
- Т
- У
- В
- Вт
- Д
- З
Солдат русской армии, дислоцированной на Кавказе, Михаил Лермонтов (1814–1841 гг.
Ваш комментарий будет первым