Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Казанский собор в санкт петербурге история создания: история создания, архитектор здания, фотографии, музей.

Содержание

О Петербурге — Строительство Казанского собора

В центре Невского проспекта стоит величавый и удивительно красивый храм с большой колоннадой, на площади перед ним — две бронзовые фигуры полководцев Кутузова и Барклая де Толли, а в самом храме — могила фельдмаршала Кутузова. Исторически сложилось так, что этот прекрасный собор связан с памятью об Отечественной войне 1812 года, хотя построен и освящен еще до ее начала.

Еще в 30-годы 18 века на этом месте стояла церковь Рождества Богородицы. Ее часто называли просто Казанской, потому что именно здесь находилась икона Казанской Божьей Матери, которая с 16 века была с русскими войсками во всех самых важных для страны войнах. Церковь Рождества Богородицы, по своей планировке напоминающую Петропавловский собор, непременно можно увидеть на изображениях Невского проспекта 18 века.

Еще Екатерина II обратила внимание, что обветшавшее здание старой церкви не соответствует виду и значению главной улицы столицы, но в 18 веке ее перестройкой так и не занялись. Только Павел I дал указание объявить конкурс на лучший проект строительства нового большого храма для иконы Казанской Божьей Матери. Павел поставил перед всеми участниками конкурса непременное условие: новый собор должен напоминать собор святого Петра в Риме и иметь большую колоннаду. 

В конкурсе участвовали несколько известных петербургских архитекторов, но, в конце концов, утвердили проект Андрея Воронихина, архитектора, который был еще мало известен. Была создана Комиссия «по построению собора», на его сооружение отпустили большие средства. В сентябре 1801 года состоялась торжественная закладка храма, в этой церемонии принял участие Александр I, сменивший на российском престоле своего отца Павла I. 

Архитектор Андрей Никифорович Воронихин

Участок для строительства нового храма был довольно сложным: территория между Екатерининским каналом и Большой Мещанской (сейчас Казанской) улицей. По канонам православной церкви алтарь собора должен быть обращен на восток, то есть в сторону канала, а значит, и главный вход в собор следовало сделать напротив, со стороны Большой Мещанской улицы. На главную же улицу столицы, которую храм и должен был украсить, выходил лишь северный, боковой фасад. Воронихин нашел блестящий выход из этой ситуации: он предложил возвести со стороны северного фасада грандиозную колоннаду, которая образовывала бы большую площадь перед Невским проспектом, кроме того, по замыслу архитектора, собор должен был венчать большой купол, который зрительно воспринимался как завершение колоннады.

Воронихин не только создал проект монументального купольного храма, но и по-новому подошел к его конструктивным элементам: впервые были применены перекрытия нового типа, более тонкие и легкие. Контролирующий строительство собора архитектор И. Старов высказал сомнения в том, что новая постройка будет надежной, особенно беспокоила его прочность купола. Воронихин точными расчетами доказывал надежность своей конструкции, но для того, чтобы окончательно развеять все сомнения, пришлось сделать точную модель будущего храма, которая выдержала нагрузку, во много раз превышающую естественную.   

К 1807 году было закончено сооружение стен собора, приступили к установке купола, который впервые в российской архитектурной практике представлял собой металлическую конструкцию из кованого железа. Когда же было закончено сооружение колоннады со стороны Невского проспекта, стало ясно, насколько удивительным и точным был замысел Воронихина — колоннада как бы раскрывается к Невскому проспекту, образуя большую торжественную площадь, и собор становится естественной частью главной улицы города. 

Воронихин замыслил соорудить еще одну, симметричную северной, южную колоннаду собора, предполагалось, что и с другой стороны будет красивая площадь. Но это проект осуществлен не был, а до нас дошла лишь изумительной красоты решетка, которая украшает небольшой сквер с западной стороны собора. 

Строительство Казанского собора было закончено в 1811 году. Новый храм сразу стал гордостью столицы, а его создателя наградили орденом Св. Владимира. В сентябре 1811 года храм освятили.

  Могила М.И. Кутузова в Казанском соборе   

 Через год в страну вторглась армия Наполеона, началась война. В Казанский собор доставляли почетные трофеи: вражеские знамена, ключи от неприятельских городов и крепостей, сюда попал даже маршальский жезл французского генерала Даву. В 1813 году в храме был погребен прах Михаила Илларионовича Кутузова. А в 1837 году, когда праздновали 25-ю годовщину изгнания французов с территории России, на площади перед собором установили памятники полководцам, с именами которых связывались главные победы в Отечественной войне 1812 года — Барклаю де Толли и Кутузову работы скульптора Б. Орловского.

Собор и прилегающая к нему площадь стали настоящим торжественным ансамблем — памятником, еще одним неповторимым украшением Санкт-Петербурга. 

 

Текст подготовила Галина Дрегуляс

 Для тех, кто хочет узнать больше:

1. Зодчие Санкт-Петербурга. XIX — начало XX века. СПб., 2000
2. Глинка Н. «Строгий, стройный вид..». М., 1992
                 3. Лисаевич И.И. Санкт — Петербург. Архитектурный портрет. СПб., 2002                                                        4. Достопримечательности Санкт-Петербурга. Казанский собор 

 

Казанский кафедральный собор в Санкт-Петербурге– символ мощи и доблести России

Содержание

Краткое описание 

Если храмы, выполненные в русском стиле, восхищают человека великолепием и буйством расцветок, то Казанский собор в Санкт-Петербурге поражает своим величием. Одиночный купол стелой взмывает в небо, под ним расположена полукруглая колоннада. 56 столбов, украшенных капителями, прячут за собой здание храма.

История 

Хотя Казанский собор строился с 1801 по 1811 год, история его создания начинается еще с первой половины XVII века, когда на престоле был император Петр I. Монарх с огромным уважением относился к Казанской Божьей Матери, он привез икону Богородицы в Санкт-Петербург, и с тех пор образ стал святыней дома Романовых.

Один из списков был помещен в храм Рождества Богородицы. В те времена церковь возвышалась над соседними зданиями, была центром композиции Невского проспекта. Здесь происходили крещения, венчания и отпевания членов царской семьи.

Со временем храм обветшал, рядом с ним были возведены дворцы знатных петербуржцев, здание потеряло свое величие. В конце XVII века император Павел I решил снести церковь, а на ее месте построить величественный собор. Требования к проекту были очень жесткие: монарх хотел возвести сооружение, напоминающее римский собор Святого Петра. При этом весь комплекс должен был располагаться на определенной площади и не создавать диссонанса с уже существующими строениями. По церковным канонам основной фасад с входной дверью должен быть обращен к западу, а алтарь – к востоку. Если следовать этому правилу, вход в собор оказался бы не на Невском проспекте, а на второстепенной улице.

В конкурсе проектов участвовало много архитекторов, император внимательно рассматривал их работы. Граф Строганов порекомендовал монарху обратить внимание на проект его бывшего крепостного Воронихина. Когда собор был построен, архитектор хотел сделать колоннаду и с южной стороны, но император отверг его предложения, велел оставить все, как есть. На постройку требовались очень большие средства, для государственной казны это стало бы чувствительным ударом.

Тысячи крепостных занимались строительством. Все делалось вручную, чудом техники были катки и ваги. Трудно даже представить, как грузили на корабли монолитные колонны, каждая из которых весила около 30 тонн.

Когда строительство закончилось, Невский из обычного проспекта перешел в разряд центральной городской магистрали

Казанский собор в годы советской власти

После революции 1917 года была объявлена война религии. Множество красивейших храмов просто снесли, в других церквях разместились склады, архивы и другие организации.

Чтобы сохранить Казанский собор, сотрудники уговорили правительство открыть в этом здании музей атеизма. Экспозиции там были очень интересные, но такую организацию нельзя было размещать в православном храме.

Иконы передали в музей, образ Казанской Богородицы отправили в другой собор. Икона вернулась на свое место только в начале XXI века. Множество бесценных сокровищ было утрачено, но сотрудники сумели отстоять собор, он сохранил уникальные барельефы, внутреннее убранство.

В храме хранились мощи основателей Соловецкого монастыря Германа, Савватия и Зосимы. Священные реликвии пережили период воинствующего атеизма. В 1990 году при осмотре хранилищ комиссия обнаружила раку с мощами Серафима Саровского, которые считались утраченными. Правительство Советского Союза не решилось ссориться со священнослужителями, и все святыни были переданы церкви.

Архитектура и архитектор Воронихин

Нельзя сказать, что Воронихин создал копию собора Святого Петра, об этом сооружении напоминает только полукруглая колоннада. Сам храм уникален. В плане его конфигурация напоминает латинский крест.

Расположенные по бокам колоннады, как гигантские руки, охватывают площадь перед храмом. Само здание увенчано огромным куполом.

Со стороны Невского проспекта расположены бронзовые двери, по бокам от них в нишах – бронзовые скульптуры 4 святых:

  • Андрея Первозванного
  • Иоанна Крестителя
  • Владимира Равноапостольного
  • Александра Невского

В своей работе архитектор использовал преимущественно отечественные материалы. На колонны и барельефы пошел пудостский известняк, месторождение которого находится в районе Гатчины. В земных недрах этот камень достаточно мягкий, его было несложно распиливать на фрагменты нужной формы и размера. На воздухе известняк затвердевал. Чтобы пористая поверхность не разрушалась под воздействием сырости, все наружные части обмазаны специальной шпаклевкой, имеющей такой же цвет, как пудостский камень.

96 колонн не только украшают памятник архитектуры, но и маскируют ассиметричную форму здания. Со стороны Невского проспекта незаметно, что купол находится не над центром храма, а сдвинут в восточном направлении.

Порталы украшены великолепными барельефами с изображениями библейских сюжетов. 14 гигантских каменных картин украшают аттики. Длина каждой из них около 15 м, в любом сюжете присутствуют более 40 персонажей.

Внутреннее убранство храма. Иконы

Для внутренней отделки Воронихин выбрал мрамор, гранит, порфир, яшму. Мраморные плиты разных расцветок на полу выложены в виде затейливых орнаментов. Красота камня оттеняется восхитительной люстрой, деталями из золота и других драгоценных металлов.

 

Первый иконостас, изготовленный по проекту Воронихина, мы уже не увидим. Он украшал храм до 1936 года, а потом городу преподнесли великолепный серебряный иконостас с чеканкой – трофей донских казаков в войне 1812 года.

Здесь есть иконы кисти лучших мастеров:

  • Кипренского
  • Угрюмова
  • Боровиковского

В конце XX века справедливость восторжествовала, собор вернули епархии, там стали проводиться богослужения, совершаться религиозные таинства. Через некоторое время вернулась сюда и икона Казанской Богородицы. Прихожане получили возможность помолиться перед чудотворным образом.

Кто похоронен в Казанском соборе

Казанский собор – не только памятник архитектуры, но и музей доблести русских воинов. В 1812 году началась война с Наполеоном, войска после молебна в Казанском соборе отправлялись отсюда прямо на фронт. Из храма пошел на войну и великий полководец М. И. Кутузов.

Здесь же его и похоронили в 1813 году. Знали ?

ДаНет

Режим работы и цена в 2021 году

Если вы проснулись рано и хотите насладиться красотами Санкт-Петербурга, посетите Казанский собор.

Храм открыт с 6-30 до 20-00. Вход свободный, но вы можете оплатить услуги гида и сходить на экскурсию.

Если туристы приехали группой свыше 20 человек, экскурсии проводятся только при помощи аудиогида.

Официальный сайт

kazansky-spb.ru

Богослужения

Казанский собор – действующий православный храм.

Службы проводятся ежедневно в 7, 10 и 18 часов

Здесь проводятся церковные таинства. Даже если вы атеист или приверженец другой религии, отнеситесь с уважением к прихожанам. Во все времена в храм надевали парадную одежды, и сейчас не рекомендуется заходить в любую церковь в спортивных костюмах или в слишком открытых нарядах. Женщинам полагается покрывать голову, а мужчинам снять головной убор.

Выключите звук мобильного телефона. Если нужно срочно переговорить, выйдите на улицу. Общаться между собой нужно тихим голосом. При проведении служб может быть ограничен доступ туристов на участки, где прихожане молятся.

Где находится

Адрес

Казанская площадь дом 2.

Метро

  • Невский проспект
  • Гостиный двор

Как добраться


 

Интересные факты

  • История создания Казанского собора позволяет нам гордиться своими соотечественниками. Бывший крепостной в конкурсе проектов победил именитых архитекторов из разных стран.
  • Рабочие в старых полушубках на морозе высекали барельефы, ставшие шедеврами архитектуры. Полуголодные воины, прослушавшие молебен у чудотворной иконы выгнали из страны прекрасно обученную армию Наполеона.

Памятники перед Казанским собором

Начало войны было тяжелым, русским войскам пришлось отступать. Командующим тогда был Барклай-де-Толли. Когда армию возглавил Кутузов, началось наступление наших воинов. Подвиг главнокомандующих был увековечен в памятниках, поставленных по краям колоннады. В те времена выдающихся личностей изображали в виде античных героев, но скульптор Орловский отступил от традиций. На его работах видно портретное сходство полководцев.

Барклай стоит с опущенным маршальским жезлом, весь его вид говорит о тяготах отступления. Кутузов жестом победителя поднимает жезл, у его ног лежит повергнутое французское знамя.

Памятники были открыты в 1837 году, через 8 дней после кончины Орловского. Памятники не укрывали от бомбежек в войну 1941-1945 годов, но они уцелели.

Казанский собор стал хранилищем трофеев отечественной войны 1812 года. В храм свозили захваченные знамена, ключи от городов и крепостей, которые отвоевала русская армия. Есть здесь и серебряный иконостас, добытый донскими казаками у французов.

В 1837 году в честь победы в войне над Наполеоном был установлен памятник выдающемуся русскому военачальнику генерал-фельдмаршалу М. Б. Барклаю-де-Толли

В 1827 году скульптор Б. И. Орловский установил памятник русскому полководцу М. И. Кутузову на гранитном пъедестале. 

 

Казанский собор Санкт Петербург, история создания, фото собора, колоннада, убранство храма. Икона Казанской Божией Матери.

В центре исторической части Санкт-Петербурга, напротив дома Зингера, на Невском проспекте, расположена одна из достопримечательностей города на Неве, его визитная карточка — Казанский собор.
Кафедральный храм Казанский собор

  КАЗАНСКИЙ СОБОР
Адрес Казанского собора Санкт-Петербург, Казанская площадь, дом 2, Невский проспект, дом 25.
Собор расположен на углу Невского проспекта и канала Грибоедова.
Перед собором располагается садик с фонтаном — Казанский сквер, а по краям две статуи: статуя М.И.Кутузова и статуя М.Б.Барклая де Толли. В соборе находится чудотворная икона Казанской Божией Матери, могила фельдмаршала Кутузова М. И. и ключи от взятых им городов и военные трофеи.
У туристов часто возникает вопрос: а что недалеко находится от Казанского собора, за собором на канале Грибоедова находится известный Банковский мост с его золотыми грифонами (крылатыми львами).
Часы работы Казанского собора в Санкт-Петербурге
Ежедневно. По будням — с 8.30 до окончания вечерней службы, в выходные — с 6.30 до окончания вечерней службы.
Как добраться.
Станция метро Невский Проспект, Гостиный Двор: выход из метро к каналу Грибоедова. Собор находится напротив выхода из метро.
Казанский собор в Санкт-Петербурге — православный кафедральный храм, расположенный в самом центре города. Фасады храма выходят на Невский проспект и канал Грибоедова. Это одно из самых больших сооружений в Северной столице. Его высота достигает 71,5 метра. По его имени названы остров в дельте Невы, мост на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова и улица, которая отходит храма.

В 1710 году царь Петр 1 повелел перевезти икону Казанской Божией Матери в Петербург и хранить в церкви Рождества Богородицы на Посадской улице Петроградской стороны. Затем долгое время икона находилась в одном из главных храмов столицы — Троицком соборе. При императрице Анне Иоанновне в 1737 году специально для иконы на Невской «першпективе» возвели церковь Рождества Богородицы. Полагают, что она была построена по проекту Михаила Земцова, одного из первых петербургских архитекторов. Рождественская церковь находилась на месте, где сейчас разбит сквер перед Казанским собором. Ее величественная многоярусная колокольня со шпилем являлась заметным украшением Невской перспективы, которая еще не успела стать главной улицей города и была застроена в основном двухэтажными зданиями.
Во второй половине XVIII века роль этой магистрали стала меняться. К концу века облик ветшавшей церкви уже не соответствовал новому назначению Невского проспекта. Говорят, что Павел I очень хотел, чтобы собор не уступал по величию храму Святого Петра в Риме, в 1799 г. был объявлен конкурс на его проект. Очень примечательна роль графа А.Строганова в появлении нового собора: его резиденция находилась недалеко от храма и он предложил построить новый храм по проекту А. Н.Воронихина, бывшего крепостного неизвестного молодого архитектора. И с 1801 года начинается строительство нового храма, ответственным за постройку назначен граф А.Строганов, в 1811 году проект был завершен. За этот проект автор А.Н. Воронихин был награжден орденом Анны II степени с пожизненной пенсией. При возведении храма принимали участие только русские мастера и отечественный строительный материал: гранит, мрамор, камень и известняк.

Фото собора снаружи: левая сторона колонн, центральная часть, правая полукруглая колоннада, оформление верхней части колонн примыкающей к потолку.

Проект Казанского собора

В чем только не обвиняли А. Н. Воронихина его недоброжелатели и соперники. Одни утверждали, что Казанский собор является копией собора Святого Петра в Риме. Другие — что колоннада собора заимствована у В. И. Баженова из его неосуществленного проекта одного из крыльев Кремлевского дворца. Третьи обвиняли Воронихина в прямом использовании баженовского проекта парижского Дома инвалидов. Поводом для таких слухов послужило неожиданное назначение архитектором и строителем собора мало кому известного Андрея Воронихина, бывшего крепостного президента Академии художеств графа А. С. Строганова. Это казалось тем более странным, что в конкурсе проектов собора участвовали очень известные архитекторы: Камерон, Кваренги, Тома де Томон. А Воронихина среди них не было. Желание Павла I сделать собор похожим на собор Святого Петра в Риме противоречило замыслу Воронихина органично включить собор в структуру Невского проспекта, так как этом мешали жесткие каноны культового строительства. В соответствии с ними алтарная часть должна располагаться в восточной части храма, а главный вход — в западной. Но тогда колоннада располагалась бы со стороны Большой Мещанской (ныне Казанской) улицы. Блестящая догадка архитектора связать Невский проспект с собором грандиозной 96-колонной четырехрядной колоннадой коринфского ордера удовлетворила тщеславие Павла и превратила собор в центр одного из первых в Петербурге архитектурных ансамблей. И если колоннада собора Святого Петра в Риме, описывая почти полный круг, создает замкнутую средневековую площадь, то роль колоннады Казанского собора в архитектурной среде окружающего пространства прямо противоположна. Ее раскрытый и в то же время собирательный, организующий характер однажды и навсегда определил художественный и смысловой центр всего Невского проспекта.
Полностью проект осуществлен не был. По замыслу Воронихина такая же колоннада должна была украсить противоположный, южный фасад храма. Будь этот проект осуществлен, Петербург обогатился бы ансамблем, грандиозный масштаб которого был бы равен масштабности городских ансамблей Карла Ивановича Росси, появившихся только через два десятилетия после выдающегося произведения Андрея Воронихина.

На фото вид Казанского собора внутри, колоннада, подвесные люстры, убранство алтаря, оформление купола изнутри.

Убранство собора

В северной части собора размещены четыре бронзовые скульптуры: князя Владимира, Андрея Первозванного, Иоанна Крестителя и А. Невского. Входные двери исполнены из бронзы и являются практически копией крестильного дома в Италии во Флоренции, их отливал и чеканил мастер Василий Екимов. Внутренний интерьер собора представляет собой большой дворцовый зал, высокие гранитные колонны объединяют зал. Созданию парящего купола на высоте придает свет льющийся из окон.
Большинство исторических событий России непосредственно связано с собором: отсюда уходил на войну фельдмаршал М. И. Кутузов. В июне 1813 года был привезен прах великого полководца, которое погребено в склепе в северном приделе храма, а рядом размещены трофеи: знамена и ключи от побежденных городов русской армией.
Удачно вписываются в ансамбль собора памятники из бронзы, выполненные во весь рост, полководцам М.Б. Барклаю де Толли и М.И. Кутузову, автор Б.И. Орловский.
Иконы для храма выполнили известные художники В. Боровиковский, О. Кипренский, А. Иванов и другие. Храм Казанской Божьей Матери в Санкт-Петербурге фото.
Фотогаллерея Казанского собора.

Фото: Купол Казанского собора высотой 71,5 метра, 17 метров в диаметре. Купол собора, вид изнутри. Икона Казанской Божьей Матери. Колоннада собора. Колоннада собора и алтарная часть собора за ней.

Фото Казанского собора. Со стороны Невского в нишах располагаются бронзовые скульптуры Иоанна Крестителя, Андрея Первозванного, Св. Владимир, Александра Невского, посредине между ними ниша с «райскими дверями», над скульптурами барельефы из жизни Богоматери. Барельеф «Успение Божией Матери». Возле собора бронзовые скульптуры фельдмаршалам М.И. Кутузову М.Б. Барклаю де Толли, идея установки принадлежит Александру I в царском рескрипте от 23 сентября 1818 года, это было исполнено лишь 19 лет спустя.

Основные даты
  • 1737 год — возведение церкви для иконы Рождества Богородицы
  • 1799 год — объявлен конкурс проектов на возведение собора.
  • 27 августа 1801 года — начало строительства нового храма.
  • 1811 год — завершение строительства собора.

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Казанский собор — один из крупнейших храмов и достопримечательность Санкт-Петербурга.

Казанский собор — собор.

Полное официальное наименование : Собор Казанской иконы Божией Матери.

Казанский собор расположен в центре Санкт-Петербурга и украшает Невский проспект — одну из самых посещаемых улиц города, являясь доминантой проспекта.

Собор расположен на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова.

Главным фасадом с колоннадой, двумя стоячими памятниками и раскинувшейся одноименной площадью с фонтаном собор выходит на Невский проспект.

Казанский собор построен по замыслу императора Павла I, на месте скромной церкви Рождества Богородицы, в которой хранилась одна из главных петербургских святынь — чудотворная икона Казанская Богородица.

Закладка храма состоялась 27 августа (8 сентября по новому стилю) 1801 года в присутствии императора Александра I – сына Павла I. Строительство собора велось в 1811 году по проекту архитектора Андрея Никифоровича Воронихина как собор города для хранения иконы Казанской Божией Матери.

Русский Русская воинская слава После Отечественной войны 1812 года собор был воспринят как памятник воинским победам русского народа в войне и приобрел значение памятника русской воинской славы.

В 1813 году в соборе был похоронен полководец Михаил Илларионович Кутузов и положены ключи от захваченных городов и другие военные трофеи, которые хранятся в соборе и по сей день. Позже некоторое время действующий собор соседствовал с экспозицией музея.

Внешними очертаниями Казанский собор в Санкт-Петербурге напоминает собор Святого Петра в Риме. Этот проект собора был выполнен по просьбе Павла I. Таким образом, подражая особенностям римской архитектуры, Воронихин стал одним из основоположников русского ампира — стиля русского классицизма.

Сегодня Казанский собор является выдающимся памятником русской истории, архитектуры и изобразительного искусства.

В плане собор выполнен в виде четырехконечного латинского креста, вытянутого с запада на восток. Центр собора венчает большой и стройный купол с крестом, возвышающимся на 71,6 метра над уровнем земли.

Главный (северный) фасад собора выходит на Невский проспект грандиозной внешней колоннадой.

Торцы колоннады образуют нечто вроде триумфальных арок, которые венчает аттик с рельефными скульптурными композициями.

Главный портал (вход/выход) собора, как и два боковых, имеет портик с фронтоном.

Общее количество колонн, образующих колоннаду и портик собора – 136.

Снаружи собор украшают бронзовые изваяния святых работы лучших русских скульпторов: Пименова, Мартоса и Демута-Малиновского. Скульптуры изображают святых Владимира, Андрея Первозванного, Иоанна Крестителя и Александра Невского.

Скульптуры, как и северные двери собора, были отлиты мастером Екимовым. Северные двери являются точной копией дверей, сделанных в 15 веке скульптором Лоренцо Гиберти для крестильного дома во Флоренции.

Интерьер Казанского собора

Внутри собор имеет форму римской базилики, разделенной рядами гранитных монолитных колонн с капителями коринфского ордера на три нефа (коридора).

Центральный неф в четыре раза шире бокового нефа и перекрыт полуцилиндрическим сводом. Боковые проходы перекрыты прямоугольными кессонами.

Пол собора мозаичный. Он облицован серым и розовым карельским мрамором.

Полы и ступени алтаря и амвона, основание царского сидения и амвона облицованы малиновым шокшинским кварцитом (порфиром).

Живопись является неотъемлемой частью интерьера Казанского собора в Санкт-Петербурге.

Иконостас собора расписан лучшими художниками конца 18 — начала 20 века. К. Брюллов, Бруни, Басин, Шебуев, Боровиковский, Угрюмов, Бессонов и др. расписали иконостас собора, его стены и купольные столбы — пилоны.

Самым замечательным произведением росписи собора является запрестольный образ «Вознесение Богородицы на небо» работы К. П. Брюллова.

Главной святыней собора является чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список (копия) чудотворной иконы, обретенный в Казани.Казань в 1579 году. Петербургский собор является копией, он, как и сама икона-оригинал, признан чудотворным.

Казанская икона, принадлежавшая царице Парасковье Федоровне, родственнице Петра, была привезена в Петербург при Петре I. Согласно исследованиям, она была построена по первоначальному казанскому прототипу. После длительного пребывания в храме Рождества Богородицы на Невском проспекте икона была помещена в новый Казанский собор, воздвигнутый для нее. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга.

После закрытия Казанского собора в 1932 году икона была спасена — перенесена в Князь-Владимирский собор на Петроградской стороне в Санкт-Петербурге. В августе 2002 года икона Казанской Божией Матери была возвращена в собор и установлена ​​с правой стороны от Царских врат воссозданного иконостаса.

Внутри, как и снаружи, Казанский собор богато украшен скульптурой.

Рельефные скульптурные произведения как внутри, так и снаружи созданы скульпторами Гордеевым, Рашеттом, Прокофьевым и другими.

Потолок собора украшен розетками, имитирующими роспись, в виде стилизованного цветка из французского алебастра.

Купол собора, вид изнутри.

Часовня святых Антония и Феодосия Киево-Печерских.

В северо-восточной части собора, напротив придела святых Антония и Феодосия Киево-Печерских, похоронен М. И. Кутузов.

Над могилой установлена ​​бронзовая ограда по проекту А. Н. Воронихина. Над памятной плитой из красного мрамора – икона Смоленской Божией Матери и герб Светлейшего князя Смоленского.

На стене над могилой картина художника Алексеева «Чудо Казанской иконы Божией Матери в Москве». На картине изображено событие из истории русской воинской славы — освобождение Москвы ополчением под предводительством К. Минина и князя Д. Пожарского в октябре 1612 года с Казанской иконой Божией Матери.

Русский Российские войска под командованием М. Б. Барклая-де-Толли успешно освободили Западную Европу от Наполеона, и в собор стали поступать ключи от французских крепостей, взятых русскими войсками. 9На стенах собора разместили 7 ключей. Большинство ключей сейчас находятся в Москве. 6 связок находятся над могилой М. И. Кутузова в Санкт-Петербургском Казанском соборе.

На выходе из собора, по обеим сторонам северной двери, мемориальные доски в честь императоров — начало (фундамент) и окончание строительства собора: «С позволения ПАВЛА I-го нач. 1801 г.» и «При попечении АЛЕКСАНДРА I-го кончана 1811 г.».

Ансамбль Казанского собора

Территория у парадного (северного) фасада Казанского собора с колоннадой составляет целостный ансамбль всего внешнего облика собора.

Справа и слева от колоннады Казанского собора в обрамлении клумб на высоких постаментах стоят памятника фельдмаршалу князю Смоленскому Кутузову и фельдмаршалу князю Барклаю-де-Толли.

Памятники выполнены по проекту скульптора Орловского и установлены перед собором в 1837 году.

Во время Великой Отечественной войны памятники маскировали и солдаты, проходя мимо них, отдавали им воинские почести. У памятников молодые офицеры принесли присягу на верность Родине.

Перед фасадом собора расположена одноименная небольшая площадь ( Казанская площадь ) с фонтаном и местами для отдыха.

За Казанской площадью, через Невский проспект, выдающееся историческое здание — Дом Зингера , построенный в 1902-1904 годах по проекту архитектора Павла Сузора для «Акционерного Общества Зингера в России».

Вид на Казанский сквер и Дом Зингера (правый корпус с куполом)

Сегодня Дом Зингера — это «Дом Книги» с кафе, часть помещений сдана в аренду. Из окон здания открывается прекрасный вид на Казанский собор и Невский проспект. Подробнее о Доме Зингера…

Вы также можете посетить внутренние исторические (ныне отреставрированные) помещения здания компании Зингер, подняться на купол и выйти на крышу, откуда открывается панорамный вид на центр Санкт-Петербурга.

Вы можете посетить дом Зингера с экскурсией, которая обычно включает посещение самого здания и выход на крышу.

Практическая информация

Казанский собор предлагает экскурсии для организованных групп и индивидуальных посетителей. На экскурсии посетителям рассказывают о :

— история собора и его внутреннее убранство;

— чудотворная икона Казанской Божией Матери и другие святыни;

— великий русский полководец М. И. Кутузов и его могила.

В соборе проходят службы. Вход свободный (бесплатно).

Посетить собор можно самостоятельно или с одной из экскурсий по Санкт-Петербургу

Адрес Казанского собора : Невский проспект, 25х / Казанская площадь, 2.

Ближайшие станции метро — Невский проспект и Гостиный двор.

Сайт Казанского собора : kazansky-spb.

Все средства размещения в Санкт-Петербурге, в том числе в центре города и на Невском проспекте, можно посмотреть и забронировать здесь

Придворный храм рода Романовых. 10 фактов о Казанском соборе — Guide For You Tours

Казанский собор был построен в Петербурге в 1811 году. Он стал настоящим украшением Невского проспекта и почти полвека был самым большим храмом Петербурга. Представляем 10 интересных фактов о Казанском соборе.

Внеконкурсный проект Андрея Воронихина

Павел I решил построить новый Казанский собор на месте старой церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Император устроил конкурс проектов — в нем участвовали архитекторы Пьетро Гонзаго, Чарльз Камерон и Жан Франсуа Тома де Томон. Павел I уже одобрил работу Камерона, когда граф Строганов рекомендовал ему проект молодого архитектора Андрея Воронихина, не участвовавшего в конкурсе. Император любил свою работу. Воронихин был назначен главным архитектором, а Строганов — председателем попечительского совета при строительстве собора.

Рим, Флоренция, Санкт-Петербург

Павел I хотел, чтобы новое здание напоминало римский собор Святого Петра. Андрей Воронихин спроектировал грандиозную колоннаду, которая перекликалась с проектом итальянского храма. 96 колонн Казанского собора располагались не по периметру, они распахивались навстречу Невскому проспекту. Боковая северная сторона церкви стала парадной. По замыслу Воронихина колоннаду должны были возвести с южной стороны храма, но позже от нее отказались.

Северные ворота собора отлиты из бронзы по модели «небесных дверей» флорентийского баптистерия — оригинал создан в XV веке скульптором Лоренцо Гиберти. Современники критиковали Воронихина за архитектурные заимствования и даже называли «переписчиком».

Музей природного камня России

Казанский собор называют музеем природного камня России. Основным отделочным материалом служил известняковый туф, который добывали в Гатчинском районе. Камень Пудоста, как его называют, был похож на итальянский травертин, из которого построен собор Святого Петра. Туф с пористой структурой легко поддавался обработке, его использовали для облицовки наружных стен собора, создания капителей, фризов и наличников. Во внутренней отделке храма Воронихин использовал карельский мрамор, местный порфир, яшму. Интерьер собора украшали 56 колонн из розового гранита с позолоченными капителями.

Художники и скульпторы

Как снаружи, так и внутри Казанский собор украшен скульптурой и барельефами. Бронзовые статуи святых Владимира и Андрея Первозванного, Иоанна Крестителя и Александра Невского созданы Степаном Пименовым, Иваном Мартосом и Василием Демут-Малиновским. Над рельефами интерьера и фасадов работали Федор Гордеев, Якоб Рашетт, Иван Прокофьев.

Стены собора украшали картины известных художников — Карла Брюллова и Федора Бруни, Василия Шебуева и Владимира Боровиковского. Первоначальный иконостас в 1837 году был заменен серебряным — его создал архитектор Константин Тон. На строительстве собора работали не только именитые мастера: в 1810 году у помещика Теплова за тысячу рублей был куплен крепостной художник Тарас Иванов.

Храм-музей Отечественной войны 1812 года

Казанский собор был открыт за год до Отечественной войны 1812 года. Перед отъездом в армию храм посетил Михаил Кутузов, только что назначенный главнокомандующим. После войны в Казанский собор были доставлены трофеи – воинские знамена и штандарты, ключи от захваченных городов и крепостей, маршальский жезл французского полководца Луи-Николя Даву.

В 1813 году в церкви был похоронен умерший от простуды Михаил Кутузов. Решетка и надгробие на его могиле были выполнены по чертежам Андрея Воронихина.

В 1837 году Россия праздновала 25-летие победы над Наполеоном. На площади перед собором установлены памятники фельдмаршалам Отечественной войны — Михаилу Кутузову и Михаилу Барклаю-де-Толли.

Церковь династии Романовых

Церковь Рождества Богородицы была двором дома Романовых. Здесь хранился список иконы Казанской Божией Матери — она считалась покровительницей династии. Когда был построен Казанский собор, ему досталась и святыня, и роль придворного храма. Здесь венчались все члены царской семьи, служили благодарственные молебны после неудачных покушений на Александра II, здесь отмечали 300-летие дома Романовых.

В ризнице собора хранились дары императорской семьи: Евангелие в серебряном позолоченном окладе весом более 33 килограммов, крест из лазурита, золотая церковная чаша, украшенная бриллиантами, рубинами и мамонтовой костью.

Главная соборная святыня

Храм освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, одной из самых известных православных святынь. Собор хранит свой список, который также считается чудотворным. Считается, что Петр I лично приказал доставить святыню в Петербург, и до строительства церкви Рождества Богородицы икона хранилась в часовне на Петроградской стороне.

После Отечественной войны 1812 года Михаил Кутузов привез в Казанский собор более 100 килограммов серебра, добытого у французов. Ею украсили Киотскую икону Казанской иконы Божией Матери и иконостас главного придела.

Благотворительный центр

В XIX веке в Казанском соборе была воскресная школа для взрослых, выходила газета, храм был известным благотворительным центром. В годы Первой мировой войны здесь собирали продукты и теплые вещи для отправки на фронт, на деньги прихожан и церковные средства открыли один из первых госпиталей в России. Он находился под покровительством императрицы Александры Федоровны. В самой церкви ежедневно служился молебен о победе над врагом.

Музей истории религии и атеизма

В 1929 году Казанский собор был закрыт, а через три года здание было передано Академии наук. На куполе церкви вместо креста установили позолоченный шар со шпилем, церковную утварь распределили по музеям города. Внутри собора находится Музей истории религии и атеизма. Его экспозиция рассказывала о возникновении и развитии христианства, ислама, восточных верований. Здесь можно увидеть коллекцию православных икон XVII-XX веков, амулетов и амулетов, ритуальных предметов и самую большую коллекцию книг по истории религии и религиоведению.

Мощи на чердаке

Почти 20 лет мощи святых, хранившиеся в храме, были спрятаны на чердаке Казанского собора. Сотрудники Музея истории религии и атеизма перенесли туда мощи святого благоверного князя Александра Невского, святителей Зосимы, Саватия и Германа Соловецких, преподобных Серафима Саровского, преподобного Иоасафа Белгородского. Лишь в 1991 году святыни были возвращены в храм, а мощи святителя Иоасафа были отправлены сначала в Москву, а затем в Белгород.

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Казанская икона – символ защиты на войне

История строительства

Собор – воплощение священной памяти

Архитектура и внутреннее убранство

Колоннада

Что не удалось реализовать

святыни

памятники

священные реликвии

Расписание богослужений

Богослужения в будние дни

Воскресенье и праздничные дни

Воскресная школа для детей и взрослых

Программа воскресной школы для детей

Молодежный клуб Казанского собора

Организация клубной деятельности

Рабочее время

Где находится и как добраться

Казанский собор в Санкт-Петербурге на карте

В России много святых мест и памятников, в которых отражена многострадальная история страны, духовный и подвиг народа, великих деятелей государства и церкви. Но особое сакральное значение среди них имеет Казанский собор в Петербурге, ставший важной вехой в развитии европейского стиля в русской архитектуре.

Казанская икона – символ защиты в войне

Ее создание связано с главной святыней России – иконой Казанской Божией Матери, явление которой миру можно назвать только настоящим чудом. Русские воины, осененные ее святым образом, совершили множество военных и гражданских подвигов, в том числе важнейший из них – освобождение страны от поляков в XVI веке. Именно перед ликом Казанской Божией Матери молилось ополчение перед штурмом осажденной Москвы, с нею в октябре 1612 года состоялся крестный ход. Икона сыграла большую роль в победе над шведами в Битве Полтавы (1609 г.) и под Вязьмой (1812) в войне с французами.

История строительства

Мемориальная доска на стене собора возвещает о начале строительства храма по повелению Павла I в 1801 году взамен разрушающейся церкви Рождества Богородицы. В конкурсе проектов будущего храма принимали участие именитые европейские зодчие, но за основу были взяты проекты не участвовавшего в конкурсе талантливого архитектора-самородка Воронихина, рекомендованного графом Строгановым. Закладка первого камня состоялась после трагической гибели Павла I 8 сентября 1801 года в торжественной обстановке.

Собор – воплощение священной памяти

10 лет (1801-1811) ушло на строительство знаменательной святыни северной столицы. На создание архитектурного шедевра было потрачено почти 5 миллионов рублей. Бывший крепостной Строгановых архитектор Воронихин, блестяще реализовавший замысел императора, был награжден почетным орденом Святого Владимира. После освящения Казанского собора (15 сентября 1811 г.) старая церковь была снесена, а новая стала объектом молитвенного поклонения народа и своеобразным памятником воинским победам России.

Архитектура и внутреннее убранство

Непревзойденный шедевр архитектуры выполнен в стиле ампир и во многом повторил знаменитый римский собор Святого Петра, как и хотел Павел 1. В облике храма воплотилась форма римских базилик и православных купольно-крестовых церквей. Грандиозное здание собора, сложенное из пудожского камня (известкового туфа), в виде вытянутого 4-конечного латинского креста в центре венчает стройная купольная башня. Величественная фасадная колоннада повторяет архитектурный стиль римского святилища. Снаружи фасад храма украшен бронзовыми статуями православных святых и изящными барельефами. Северный вход (ворота), оформленный в стиле «Райских врат» Флорентийского собора, выполнен из бронзы.

Внутренняя конструкция также соответствует параметрам и формам римской базилики: 4 ряда монолитных коринфских колонн из гранита делят пространство на 3 нефа (коридора). Великолепие интерьеров, отделанных отечественным натуральным камнем, поражает воображение. Художники-декораторы и скульпторы (Пименов, Мартос, Демут) использовали по замыслу Воронихина яшму, карельский мрамор, порфир, известковый туф. Выдающиеся художники Брюллов, Бруни, Боровиковский, Кипренский, Шебуев украсили стены восхитительными росписями на религиозные сюжеты, подлинными живописными шедеврами.

Колоннада

По религиозным канонам вход в собор должен быть с запада, алтарь – с востока. Соблюдение этого правила заставило храм повернуться боком к Невскому проспекту. Для создания парадного входа с севера Воронихин спроектировал монументальную полукруглую колоннаду из 96 колонн высотой 13 метров. Каждая коринфская колонна из туфа, заканчивающаяся замысловатой капителью, также является архитектурным шедевром, олицетворяющим филигранную работу строителей.

То, что не удалось осуществить

Идеи Воронихина не были реализованы в полной мере – южная колоннада не была установлена, зато северная стала несомненным украшением Невского проспекта. Отсутствуют скульптуры архангелов Михаила и Гавриила на постаментах по обеим сторонам колоннады и планируемой ограды у западного входа перед площадью. Несмотря на это, колоннадное сооружение Казанской церкви не уступает по величию и красоте собору Петра в Риме.

святыни

Сразу после Отечественной войны 1812 года Собор Казанской иконы Божией Матери, ставший первым европейским аналогом культовых объектов в России, сразу же после Отечественной войны 1812 года превратился в мемориальное хранилище святынь и реликвий, символизирующих важные исторические события государства, подвиги выдающихся полководцев.

памятники

Присутствовав на торжественном молебне в честь открытия храма, М. В. Кутузов тут же уехал отсюда, чтобы принять командование армией, навсегда связав с ним свою судьбу. Именно в Казанском соборе было захоронено тело великого фельдмаршала (июнь 1813 г.). Через 5 лет Александр I издал указ о возведении памятников гениальным полководцам Кутузову и Барклаю-де-Толли, который смогли полностью выполнить лишь в 1837 г.

В создании проектов памятников принимали участие скульпторы Орловский, Гальберг, архитектор Монферан и президент Академии художеств Оленин. Лучшими были признаны эскизы Орловского, сумевшего воплотить в скульптурах генералов их весомый вклад в победу над французами, сущность характеров каждого из них и портретное сходство. Оба памятника установлены на гранитных постаментах, на которых золотом «написаны» имена военачальников.

священные реликвии

Главной святыней не только Казанского собора, но и всего русского народа является чудотворная Казанская икона, по преданию найденная 8-летней Матреной в земле под сгоревшим домом. Местонахождение иконы, впоследствии увековеченной монастырем, подсказала девушке Богородица, явившаяся ей во сне. Помимо Казанской иконы, в соборе почитаются иконы Николая Чудотворца, Спасителя, Воскресения Христова с частицей Гроба Господня.

За невысокой бронзовой оградой, украшенной золочеными венками, стойками и угловыми столбами в виде пушечных стволов, находится священная могила Кутузова. Его окружают завоеванные трофеи, символизирующие победу русских над французами и освобождение Европы: маршальский жезл Наполеона, знамена и штандарты, ключи от европейских городов и крепостей.

Расписание богослужений

Казанский собор – место духовного очищения, место встречи с его святынями – всегда заполнен людьми, которые приходят на богослужения, которые проходят каждый день. Собор открывается в будние дни в 7 утра, по воскресеньям и праздникам – в 6.30.

Богослужения в будние дни

Воскресные и праздничные дни

Ежедневно между литургиями в соборе проходят торжественные обряды крещения и венчания. Совершаются молебны, панихиды служатся по предварительной договоренности.

Воскресная школа для детей и взрослых

Казанский собор – центр религиозного образования, в котором организованы воскресные школы для детей и взрослых. Курс обучения взрослых составляет 3 года, но стать студентом можно в любое время. Преподавание ведется высокоэрудированными священнослужителями в форме живых диалогов, научно-просветительских лекций по основным вопросам православия. В программу входит введение в основы Закона Божия, Катехизиса, Ветхого и Нового Заветов, истории Русской Православной Церкви и др.

Расписание занятий: по субботам (сентябрь-май) с 16.00 до 18.00.

Программа воскресной школы для детей

Учащиеся детской воскресной школы делятся на 3 возрастные группы: младшая (5-7 лет), средняя (8-11 лет), старшая (12-17 лет). В программу входит изучение Закона Божия (основа нравственного воспитания), обучение церковному пению (духовно-эстетическое воспитание).

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *