Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Киевская русь год образования: Древнерусское государство (Киевская Русь) | Читать статьи по истории РФ для школьников и студентов

Письменность, образование, знания и просвещение Киевской Руси.

Я здесь: Главная ›

Виртуальная школа

Языковедение

› Письменность и образование Киевской Руси: как писали наши предки

Языковедение

Центр европейской культуры, одно из наиболее развитых государств средневековой Европы, мощный образовательный и литературный центр — все это о Киевской Руси. Давай заглянем в замочную скважину истории нашего государства и попробуем открыть тайны зарождения письменности в родной стране.

1132 т.0

Письменность и грамотность древней Руси. Каким алфавитом пользовались наши прадеды?

Знаменитый, мужественный, образованный — украинский народ. Известно ли Тебе, друг, что еще до введения на Руси христианства наши предки-славяне уже имели свою уникальную письменность? Это, безусловно, свидетельствует о высоком уровне культуры и цивилизованности населения.

Тесные отношения Киевской Руси с Византией, Хазарией, странами Европы, а также многовековые местные традиции способствовали развитию искусства, множества ремесел, торговли, появлению письменности, распространению грамотности. И вот Тебе доказательства.

Свидетельством того, что наши прадеды-язычники имели письмо, есть археологические раскопки кувшинов и мисок Черняховской культуры (II –V вв.). Наиболее известны около десяти сосудов с интересными графическими орнаментами.

Ученые говорят: эти пиктограммы — тщательно продуманная календарная система, благодаря которой славяне вели отсчет времени и гадали.

Кувшин с сельскохозяйственным календарем. Черняховская культура, IV в., с. Ромашки, Киевская обл.

Чаши Черняховской культуры из с. Лепесовка и реконструкция изображенного на них земледельческого календаря с орнаментом.

Болгарский писатель Черноризец Храбр, который жил на рубеже IX–X вв., в «Сказании о письменах» отмечал, что еще до принятия христианства на Руси славяне пользовались собственными «чертами и резами».

Ваза Черняховской культуры с календарными «чертами и резами», с. Военное, Днепропетровская обл.

А славянский просветитель Кирилл Солунский писал, что в начале 60-х гг. IX в. видел в Херсонесе Евангелие и Псалтирь, написанные «русскими письменами».

Но если даже этих свидетельств Тебе окажется недостаточно, я подготовил для Тебя еще несколько.

То, что «русские письмена» существовали на самом деле, подтверждают летописные описания сделок Киевской Руси с Византией 911 и 944 гг. Первый договор указывает на русскую традицию писать духовные завещания на случай смерти. А из другой сделки мы узнаем, что русские купцы, прибывавшие из Киевской Руси в Константинополь, должны были подтвердить свои полномочия не золотой или серебряной печатью, как было до сих пор, а письменными грамотами, подписанными князем.

Чрезвычайно интересна находка «софиевской азбуки» на стене Михайловского алтаря Софийского собора в Киеве. Обнаруженный украинским историком Сергеем Высоцким алфавит содержит 27 букв: 23 греческих и 4 славянских — б, ж ш, щ.

Высоцкий уверял: это те самые «русские письмена», которыми пользовались еще во времена Аскольда и Дира!

Украинский историк и археолог, исследователь древнерусской культуры, первооткрыватель граффити Софии Киевской — надписей на стенах храма, сделанных посетителями в XI-XIV вв. За свою жизнь Сергей Высоцкий открыл их более 300.

Исследуя граффити на Софийском соборе и других святынях, Высоцкий отмечал, что судить, каким на самом деле был «живой» древний украинский язык XI в. по книжкам (а это, главным образом, богослужебные), нельзя. Другое дело — надписи, прочерченные священниками или посетителями храмов во времена Ярослава Мудрого и его сыновей — они не переписывались и не искажались властью разных времен.

Что ж, выходит, даже обычные прихожане церквей на Руси могли писать, то есть были грамотными? Очевидно, так и есть.

Молитва, выцарапана в западной внутренней галерее Софии Киевской на давнем украинском языке, что означает: «Господи, помоги рабу своему Осию, который писал это, идя в емь, повару Бориса Вячеславича».

В оригинале: «Г(оспод)и п[о]мози рабу своІєму Осыєви ов[о] и п[ь]салъ идіа въ Іємь Борисъвъ поваръ Вьчъ[сл]авича».

Очевидно, что Осий был поваром князя Бориса Вячеславича и сделал это граффити перед тем, как идти в поход против еми — финской народности. Об этом походе, состоявшемся где-то между концом 1060-х и 1078-м, молчат летописи. Единственное упоминание о нем в истории — на Софийском соборе в Киеве.

Интересно, что на стенах Софии обнаружены слова, которые имеют черты современного украинского языка:

  • «Господи, помози рабу своєму Василеві…» — такая форма дательного падежа (Василь-Василеві) не встречается в русском языке, а сохранилась только в украинском.
  • Остапко, Іванко, Жадко — ласкательные формы мужских имен, характерны для украинского языка.
  • Глаголы в прошедшем времени, которые заканчиваются на «в»: «писав», «ходив» (а не— писал, ходил), а также глаголы с окончанием «ты»: «включити», «скончати».
  • Типичные для украинского языка мужские имена с окончанием «о»: Данило, Кирило, Дмитро.
  • Формы глаголов без буквы «т»: «пече».

Так что смело можем сказать: письменность до Кирилла и Мефодия на Руси была, и живая, разговорная Киевская речь времен Киевской Руси является предшественницей современной украинской.

Одной из древнейших систем славянского письма является

кириллица. Кто и когда ее изобрел, неизвестно. Однако основания для нее — глаголицу — по мнению большинства ученых, около 863 г. изобрел просветитель Кирилл. А уже его последователи, в частности Климент Охридский, на основе греческого алфавита и некоторых букв глаголицы создали кириллицу.

О чрезвычайной распространенности кириллического письма говорит то, что им были написаны все древнерусские произведения.

Славянские просветители Кирилл и Мефодий.

Интересным открытием стали и берестяные грамоты— надписи на березовой коре, с помощью которых переписывались жители Руси. В Украине такие грамоты найдено в Звенигороде. Кора была дешевым и практичным материалом. Стоило прокипятить ее — и она становилась пригодной для письма.

Популярность берестяных грамот, надписи на культовых сооружениях и предметах быта указывают на значительное распространение письменности. По подсчетам ученых, в больших городах Киевской Руси около 10 % населения было грамотным.

Звенигородская берестяная грамота.

Письменность и образование Киевской Руси. Где учились Твои ровесники?

Стремительное распространение письменности на Руси способствовало появлению первых школ, заботу о которых взяли на себя государство и церковь. Если правительство имело цель подготовить квалифицированных политических деятелей, которые с легкостью бы устанавливали связи с другими странами, то церковь заботилось о будущем духовенства.

Самое раннее упоминание о школах на

Руси в «Летописи Русской» датируется 988 г. Во времена правления Владимира Святославича при Десятинной церкви в Киеве открыли государственную школу, где учились дети ближайшего окружения князя.

Памятник князю Владимиру в Гданське, Польша.

Это сейчас школы делятся на общеобразовательные, гимназии, лицеи, коллегиумы. А во времена Владимира Святославича и Ярослава Мудрого была несколько иная дифференциация.

Все учебные заведения делились на:

  • дворцовые школы повышенного типа (содержались за счет князя и были предназначены для подготовки будущих государственных деятелей, здесь могли учиться только дети знатных вельмож),
  • школы «книжного учения» (создавались для воспитания священников),
  • светские (частные) школы домашнего обучения
    (в основном для купеческого населения и ремесленников).

«Повесть временных лет» рассказывает, что Ярослав Мудрый в Новгороде основал школу, где учились 300 детей старост и священников. Здесь преподавали, в частности, богословие, философию, грамматику и риторику. Учили на Руси и иностранным языкам. Сам князь знал несколько иностранных языков, а сын Ярослава Мудрого Всеволод владел пятью языками.

Позже дочь Всеволода Ярославича Янка основала при Андреевском монастыре первую в Европе школу для девочек.

Долгое время центрами образования на Руси оставались церкви и монастыри, благодаря которым развивались литература и искусство. Но об этом — в следующей главе.

Письменность и литература Киевской Руси. Оригинальные жанры

Куда Ты мчишься, чтобы выяснить значение незнакомого слова, напомнить себе дату исторического события или, например, узнать, в какие века существовала Киевская Русь? Так я и знал — к компьютеру! Чтобы зайти в интернет.

А много веков назад единственным источником знаний были книги, для хранения которых при монастырях и церквях создавались библиотеки. Большим любителем книг был Ярослав Мудрый. Он и основал первую библиотеку в Софии Киевской. Коллекция ее книг насчитывала 900 экземпляров, что во времена Средневековья было впечатляюще.

Библиотека Ярослава Мудрого. Автор Гальчинская Ольга.

До наших дней сохранилось очень мало книг того времени. Самые известные из них:

1. Реймское Евангелие, которое Анна Ярославна увезла во Францию. Историки датируют его 40-ми гг. XI в. И хотя своим названием книга обязана французскому городу Реймсу, изготавливалась она киевскими книжниками специально для княжеской семьи.

2. Остромирово Евангелие — самая древняя датированная книга Руси. Создали уникальное произведение искусства в Киеве в 1056-1057 гг. Диакон Григорий и его помощник изготовили ее для новгородского посадника Остромира. Евангелие имеет особую художественную ценность. Смотри фото этой прекрасной книги — и Ты поймешь, почему.

3. «Изборники» 1073 и 1076 гг. — своеобразные древние энциклопедии, сборники произведений греческих авторов, которые, главным образом, объясняли сложные места из Библии.

«Изборник Святослава» 1073 г. имеет роскошные орнаменты, интересные заставки и инициалы. Его считают первой энциклопедией, охватившей самый широкий спектр вопросов — от религиозных до вопросов ботаники, зоологии, астрономии, грамматики, медицины.

Чтобы оставаться полноправным участником мировой политической арены, доказать свое величие и самодостаточность, отстоять право быть центром христианской веры, Киев большое внимание уделяет литературе. Именно она должна была прославить Русь, ее князей и духовенство.

Большую популярность завоевывают патерики — сборники рассказов о жизни отцов церквей или монастырей. Самый известный из них — «Киево-Печерский патерик». Он рассказывает об основании монастыря, тогдашних реалиях жизни, многочисленные подвиги и чудеса, которые происходили с монахами Киево-Печерской лавры.

Особую художественную ценность имеет патриотическое произведение «Слово про закон и благодать» митрополита Иллариона, а «Поучение Мономаха своим детям» считают своеобразной предвыборной программой.

Знаменитое «Слово о полку Игореве» (1185-1187 гг.) неизвестного автора, где описан поход новгород-северского князя на половцев, является шедевром отечественной художественной литературы.

Однако самыми выдающимися и, пожалуй, самыми ценными литературными произведениями времен Киевской Руси остаются летописи. Именно с них начинается оригинальная, незаимствованная отечественная литература. Ни одна нация не может похвастаться таким сокровищем — настолько богатым, последовательным и точным изложением событий из лета в лето (из года в год).

Старейшей летописью, дошедшей до наших дней, является «Повесть временных лет», составленная в начале XII в. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Талантливо написанный свод повествует обистории восточных славян и княжеской власти, содержит рассказы об утверждении на Руси христианства, рассказывает о зарождении славянской письменности. Описания обогащены интересными легендами и преданиями.

Удивительно, насколько богато и разнообразно литературное наследие Киевской Руси. Ученые подсчитали, что в XIII в. на ее территории было, вероятно, от130 до 140 тысяч книг. Именно в таком количестве нуждались монастыри и церкви — главные центры письменности и книжности на Руси.

Читай также:

  • Как рождается книга: секреты изготовления бумаги,
  • Секреты тайнописи.

Теги: Для самых умных

Заметили орфографическую ошибку? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Другие материалы по теме

Даниил

Пословицы и поговорки о весне

Что Ты знаешь об Украине? Викт…

Викторина «Математический кале…

Тринадцатый лишний? О знаках з…

История арабских цифр

Игра-викторина «Я и Украина»

День вегана

Киевская Русь: начало, возвышение, потеря значимости

Датой образования Киевской Руси считается 882 год. Это было могущественное государство, отличавшееся невиданной красотой и богатством. Оно просуществовало почти 300 лет и распалось из-за раздробленности княжеств.

Князья Киевской Руси

Образование древнерусского государства

Согласно легенде основателями Киева являлись 3 брата Кий, Щёк и Хорив. Жили они в племени полян. И была у них сестра Лыбедь.

На берегу Днепра братья построили город, и назвали его в честь старшего брата – Киев. Имена других братьев получили горы – Щёкивицы и Хоривицы. В честь сестры назвали реку – Лыбедь.

От них и пошли первые князья полян.

В Новгороде в то время правил князь Гостомысл. С его смертью в северных землях началась междоусобица. Чтобы предотвратить бойню, новгородцы обратились за помощью к варягам. Те прислали в Новгород Рюрика, сына вождя племени и дочери Гостомысла.

В Новгород Рюрик пришёл к правлению в 862 году. С этого времени положено начало княжеской династии. Воеводы варяг Аскольд и Дир спросили у Рюрика разрешения идти на Царь град. Но остановились в Киеве.

Когда Рюрик умер, престол перешёл к его сыну Игорю. Но мальчик был слишком мал, чтобы княжить. Поэтому пока княжич не достиг совершеннолетия, правил его ближайший родственник – Олег. В 882 году Олег обманом проник в Киев и убил Аскольда и Дира. Таким образом, соединились земли севера и юга, а центром Руси стал Киев.

Из варяг в греки

Между Киевом и Новгородом пролегал важнейший торговый путь. Он проходил между Византией и странами Скандинавии.

Пока Игорь был маленьким, всеми государственными делами заправлял Олег. Его главной задачей было подчинение племён, живших вдоль пути:

  • Древлян
  • Северян
  • Родимичей

Это позволяло Олегу брать дань с этих племён.

В 907 г князь пошёл войной на Византию. Результатом похода стало заключение удачных сделок с Византией. В 912 г Игорь достиг совершеннолетия и занял престол. Сразу после смены князя, некоторые подчинённые Олегом племена отказались платить дань. Игорь завоёвывал их снова. Поход на Константинополь оказался неудачным. После вынужденного заключения мира, он потерял завоёванное Олегом. После очередного сбора податей его убили древляне.

Ольга, занявшая княжеский престол жестоко отомстила за мужа. Она же ввела первые законы: точный размер податей – уроки, и определённое место сбора – погосты.

Ольгу сменил на престоле законный наследник, сын Ольги и Игоря – Святослав. Он был настоящим воином:

  • походы против хазар;
  • утвердил свою власть на Дону, Волге и Азовском море;
  • взял под контроль путь «из варяг в хазары»;
  • совершил несколько походов на Болгарию;
  • пытался подчинить Византию;
  • воевал с печенегами.

В одной из таких переделок с племенем Святослав был убит. Завоевательные походы Святослава укрепили значимость Древней Руси на международной арене.

Становление государства

По завещанию Святослава каждому из сыновей доставался престол в самых значимых городах Руси. В Киеве остался править Ярополк. Но, невзирая на завещание отца, дети начали воевать за власть. В результате её погибли два Святославовича – Ярополк и Олег. Киевский престол достался Владимиру.

Владимир понимал, что для укрепления государства должна быть единая вера. Он остановил свой выбор на христианстве. В 988 г Владимир первый принял эту веру, а вслед за ним христианство принял весь народ, находившийся на территории Киевской Руси.

Владимир создал новую систему управления государством и построил богатырские заставы в пограничных городах.

Расцвет Древний Руси приходится на годы правления Ярослава Владимировича, прозванного в народе Мудрым, который:

  • пресекал распри;
  • вершил суд;
  • издавал законы, «Русская правда»;
  • поставил Русь на один уровень с самыми значимыми странами Европы;
  • расширил династические связи;
  • заботился о распространении христианской религии.

Исторические события Киевской Руси

Междоусобицы. Распад Киевской Руси

Ярослав незадолго до смерти разделил между сыновьями русские земли, завещав им «не переступать удел брата». При этом сохранялось первенство престолонаследования старшим из сыновей.

Ярослав умер в 1054 г. и началась борьба среди сыновей за престол в Киеве. Это была эпоха междоусобиц, которая продлилась 20 лет. Такое противостояние ухудшило внутреннее и внешнее положение Древнерусского государства.

Последним князем был Мстислав Великий. В 1132 г. единая Киевская Русь разделилась на несколько самостоятельных княжеств. Киев остался только религиозным центром, потому что там находилась резиденция Митрополита.

Статьи

Интересные статьи

Определение Руси в мировой истории.

(существительное)

Ранняя Россия; охватила современные Россию, Украину, Польшу, Белоруссию и страны Балтии.

  • Рюрик и основание Руси

    • Эта династия продолжила создание Киевской Руси ‘.
    • Это относится история Киевской Руси ‘ с 850 по 1110 с различными обновлениями и правки, сделанные на протяжении XII века учеными монахами.
    • Рюрик умер в 879 г.а его преемник Олег продолжил Варяг Русь ‘ расширение в 882 г. за счет взятия южного города Киева у хасар и создание средневекового государства Киевская Русь ‘.
    • В Киевской Руси ‘ традиции, наследник будет наблюдать за северной частью Новгорода, в то время как правящий Руси ‘ царь остался в Киеве.
    • Понять ключевые аспекты прихода Рюрика к власти и создания Киевской Руси
  • Владимир I и христианизация

    • появляются первые упоминания о каких-либо попытках принести христианство на Русь ‘ около 860.
    • Византийский патриарх Фотий написал письмо в 867 году, в котором описывался регион Руси ‘ сразу после Руси ‘-Византийской войны из 860.
    • Он родился в 958 году, самый младший из трех сыновей, русскому ‘ царю Святославу.
    • В 978 году Владимир вернулся на Киевскую Rus ‘ и успешно отвоевали территорию.
    • язычник восстания продолжались по всей Киевской Руси ‘ по крайней мере еще век.
  • Монгольская угроза

    • Монгольское нашествие на Киевскую Русь ‘ княжества возникли в 1223 году в битве на реке Калке.
    • Русь ’ стал частью того, что есть известная как Золотая Орда, западное продолжение монгольского Империя располагалась в восточнославянском регионе.
    • После окончания объединительного царствования Ярослав Мудрый, Киевская Русь ’ стала раздробленной и власть сосредоточилась на более мелкие государства.
    • Это неспокойно тенденция оставила Киевскую Русь ’ гораздо более раздробленной.
    • Битва на реке Калке в 1223 году положила начало первой попытке монгольские силы для захвата Киевской Руси ’.
  • Цикл Кальвина

    • В строме, помимо СО2, присутствуют два других компонента, инициирующих светонезависимые реакции: фермент, называемый рибулозобисфосфаткарбоксилазой ( Ru BisCO) и три молекулы рибулозобисфосфата ( Ru BP).
    • Ru ВР имеет пять атомов углерода, окруженных двумя фосфатами.
    • Ru BisCO катализирует реакцию между CO2 и Ru BP.
    • Каждый оборот цикла включает только один Ru BP и один углекислый газ и образует две молекулы 3-PGA.
    • На этапе 1 фермент Ru BisCO включает углекислый газ в органическую молекулу 3-PGA.
  • Реакции металлообмена

    • Альтернативные методы получения широкого спектра металлоорганических соединений обычно включают реакцию обмена, в которой данный металл либо перемещается в новое место, либо заменяется новым металлом, который может включать B, Al, Ti, V, Fe, Ni , Cu, Mo, Ru , Pd, Sn, Pt, Hg и Pb.
  • Регуляция цикла Кальвина

    • Ферментом, который катализирует эту специфическую реакцию, является рибулозобисфосфаткарбоксилаза ( Ru BisCO).
    • Ru BisCO признан самым распространенным ферментом на Земле на сегодняшний день.
    • Ru Ферментативная активность BisCO регулируется многочисленными факторами, включая: ионы, активазу Ru BisCO, АТФ/АДФ и состояния восстановления/окисления, фосфаты и двуокись углерода.
    • Различные факторы, влияющие на активность Ru BisCO, напрямую влияют на первую фазу цикла Кальвина.
    • Во время третьей фазы цикла Кальвина регенерация Ru BisCO происходит.
  • Ярослав Мудрый

    • Он также создал некоторые из первые своды законов Киевской Руси ‘.
    • Эти первые шаги тоже скорее всего привели к первому своду законов Киевской Руси ‘ при Ярославе.
    • После этого конфликта братья разделили владения Киевской Руси ‘, во главе с Мстиславом над районом слева от Днепра.
    • Ярослав Мудрый сыграл важную роль в защите границ и расширении холдинги Киевская Рус ‘.
    • Составление первой книги законов Киевской Руси ‘, называемой Правдой Ярослава.
  • Карбоксисомы

    • Считается, что эти компартменты концентрируют углекислый газ для преодоления неэффективности Ru BisCo (рибулозобисфосфаткарбоксилаза/оксигеназа) — преобладающего фермента в фиксации углерода и фермента, ограничивающего скорость в цикле Кальвина.
    • Карбоксисомы были впервые выделены из Thiobacillus neapolitanus в 1973, и было показано, что они содержат Ru BisCo, заключенные в жесткое внешнее покрытие.
    • Визуализированные особенности возникают в результате распределения окраски вокруг белков, образующих оболочку, а также вокруг молекул Ru BisCO, которые заполняют внутреннюю часть карбоксисомы.
  • САМ и фотосинтез C4

    • Декарбоксилирование малата в течение дня высвобождает CO2 внутри листьев, что позволяет фиксировать углерод до 3-фосфоглицерата на Ру BisCO.
    • Путь C4 похож на CAM; оба работают над концентрацией CO2 вокруг Ru BisCO, тем самым повышая его эффективность.
    • Растения
    • C4, напротив, концентрируют CO2 пространственно, с реакционным центром Ru BisCO в «ячейке оболочки пучка», которая заполнена CO2.
    • Растения, которые не используют ФЕП-карбоксилазу для фиксации углерода, называются С3-растениями, поскольку первичная реакция карбоксилирования, катализируемая Ru BisCO, дает трехуглеродные 3-фосфоглицериновые кислоты непосредственно в цикле Кальвина-Бенсона.
  • Иван I и восстание Москвы

    • Небольшой торговый форпост Москвы на севере Руси ‘превратился в богатый культурный центр в XIV веке под руководством Ивана I.
    • Москва была лишь небольшим торговым форпостом во Владимиро-Суздальском княжестве в Киевской Руси ‘ до нашествие монгольских войск в 13 веке.
    • Он родился во времена опустошение и потрясение в Рус ‘.
    • Эти сдвиги медленно превратил крошечный торговый аванпост в оживленный центр города. северные леса того, что когда-то было Киевской Русью ’.
    • Иван I соблазнил также одного из важнейших религиозных деятелей Руси ‘, православного Митрополит Петр, в город Москву.

Эпическая всемирная история: Русь

Киевская Русь (860–1238 гг.), первое государство восточных славян, получила свое название от своей столицы Киева, расположенного вдоль среднего Днепра (современная Украина).

Основанная и управляемая князьями Рюриковичами, в период своего расцвета в 11-м и 12-м веках Киевская Русь охватывала большую часть современной Беларуси и Украины, простираясь на север до Новгородской республики, которая контролировала земли, простирающиеся от Балтийского до Белого морей и Северный Урал.

Средневековое государство простиралось на четыре широтные ландшафтные зоны, каждая из которых благоприятствовала различным формам хозяйственной эксплуатации: тундровая (охота-собирательство), тайга и промежуточная лесостепь (охота-собирательство и земледелие), степь (скотоводство). .

Речные системы Западная Двина, Волхово-Ловать, Днепр и Волга связывали эти разнообразные ресурсные зоны. Именно экономическое и политическое объединение этих территорий сделало Киевскую Русь одним из самых богатых и космополитических царств средневековой Европы XI и XII веков.

Историю Киевской Руси лучше всего разделить на три периода развития: период основания (750–988 гг.), золотой век (988–1050 гг.) и раздробленность на княжества (1050–1238 гг.). Монгольские войска под командованием хана Батыя завершили этот период разрушением Киева, Рязани, Владимира и многих других городов с 1237 по 1239 год..

Период основания

Основным письменным отчетом периода основания является русская Первичная летопись, составленная монахами Киево-Печерского монастыря в начале 12 века. Археологические и нумизматические свидетельства служат дополнением и исправлением этой проблематичной версии.

Эти источники прослеживают раннее формирование русских земель до бассейна реки Волхов-Ильмень на северо-западе России. Финно-балтийские охотники-собиратели населяли этот густо заросший лесом болотистый регион.

В середине восьмого века славяне-земледельцы начали мигрировать в этот район с юга. В то же время скандинавы начали небольшие набеги / торговые экспедиции в этот регион. Конвергенция этих групп послужила первоначальным катализатором развития нового политико-коммерческого сообщества.

Силы, действующие как в северо-западной Европе, так и на Ближнем Востоке, объясняют проникновение скандинавов в Россию. Не имея местных источников серебра, которое было необходимо для политической и коммерческой экспансии на северо-запад Европы, раннесредневековые королевства англосаксов и франков смотрели на Ближний и Средний Восток, где с середины восьмого века находился Аббасидский халифат. в Багдаде ежегодно чеканились миллионы серебряных монет (дирхемов).

Викинги выступили посредниками в этой сделке. Примерно с середины-конца VIII века небольшие группы варягов устраивали переправы в Волхово-Ильменском и Верхневолжском бассейнах.

Они собирали меха у финно-балтов и славян на северо-западе России и плыли на юг, в торговые порты на Волге и Каспийском море, где обменивали меха, франкские мечи и моржовую кость на предметы восточной роскоши, особенно серебро.

конфедерация славян и финнов пригласила викинга Рюрика

Согласно Летописи, в 859 г. варяги были изгнаны из Руси местными племенами, вероятно, за чрезмерную дань, но через три года в 862 г. союз славян и финнов пригласил варяга Рюрика и его род «прийти и править Над ними.»

Установив базу сначала в Старой Ладоге, а затем в Рюриково Городище, Рюрик приступил к созданию данников славянских племен на запад, в Псков, и на северо-восток, в Белоозеро.

После его смерти в 879 году его родственник Олег захватил Киев, тем самым взяв на себя управление данническими отношениями с соседними племенами, ранее эксплуатировавшимися Хазарской империей. К концу 10 века род Рюриковичей, все больше славянизировавшийся в результате браков, подчинил своей власти все славянские и финские племена.

Внешняя политика Рюриковичей была направлена ​​на установление стабильных торговых отношений с одним из крупнейших рынков известного мира — Византийской империей.

С 860 по 1043 год варяги (а позднее славянизированные Рюрикиды) нападали на Византийскую империю шесть раз (860, 907, 941, 944, 971 и 1043 годы). Результатом большинства кампаний стали торговые договоры, регулирующие торговлю между Киевской Русью и Константинополем.

Каждый год Рюриковичи проводили зиму, собирая дань с покоренных племен, а весной торговая делегация отплывала в Константинополь, где проводила лето, обменивая их меха, мед, воск и рабов на византийские убранства (стекло, украшения, фундук , специи).

Торговые контакты с Греческой империей по так называемой дороге из варяг в греки помогли восточнославянам познакомиться с греческой культурой, дипломатией и религией.

В 955 году великая княгиня Ольга приняла византийское христианство. Ее сын, Святослав (ум. 972), убежденный язычник, больше интересовавшийся войной, чем дипломатией, провел неудачную кампанию по захвату византийской Болгарии и был убит кочевниками-печенегами на византийском найме.

Его сын, Владимир I (Владимир Великий) (ум. 1015), также был поборником славянского язычества, но он осознавал проблемы, присущие растущей религиозной изоляции Киева от его соседей.

Пока русы думали о переходе в ислам, вместо этого они выбрали византийское христианство. Владимир крестился в 988 году и выдал сестру замуж за византийского императора Анну, невероятная честь для «варвара» с севера.

Этот шаг установил прочные отношения между восточными славянами и византийцами, с русскими князьями, поставляющими товары с севера и военную помощь Константинополю в обмен на греческие культурные и религиозные знания, включая письменность (кириллицу), церковных архитекторов, духовенство, и ремесленники (мозаики, стеклодувы, иконописцы, переписчики рукописей).

Золотой век

Карта Киевской Руси 11 века

Сыну Владимира, Ярославу Мудрому (ок. 980–1054), приписывают золотой век Киевской Руси. Он создал иностранные союзы, женившись на Ингегерд, дочери шведского короля, и выдав своих дочерей замуж за немецких и французских королей.

При нем буферная зона Киева, отделяющая его от печенегов, расширилась с однодневного до двухдневного перехода. Ярослав спонсировал крупные строительные кампании в Киеве, имитировавшие архитектуру Константинополя. Он импортировал византийских мастеров-строителей, которые построили церковь св.

София Киевская (украшенная византийскими мозаичистами), Золотые ворота, дворец и массивные оборонительные сооружения, окружающие столицу. Чтобы поддержать новую религию Киева, Ярослав основал монастыри и пригласил в Киев греческое духовенство, которое обучало местное и часто неграмотное духовенство византийским религиозным обрядам.

В 1051 году Ярослав поставил первого местного митрополита, что способствовало установлению автономии русской церкви от Константинополя. Он также заказал первый Церковный Устав и первый русский свод законов, Русскую Правду.

В завещании, оставленном своим сыновьям, Ярослав пытался установить порядок престолонаследия, при котором старший сын Изяслав правил Киевом, а младшие сыновья назначались в важные города, соответствующие их месту в линии престолонаследия.

Когда умирал старший принц, младший переходил по линии наследования в более крупные и прибыльные города. Традиция наследования Киевской Руси была горизонтальной, когда брат следовал за братом.

Система, однако, способствовала враждебности еще при жизни сыновей Ярослава, и проблема усугублялась по мере умножения семейных линий. Владимир Мономах (1053–1125), внук Ярослава Мудрого, был последним киевским монархом, имевшим реальную власть над большей частью Киевской Руси.

Власть Владимира во многом основывалась на его способности возглавить своих двоюродных братьев в нескольких успешных походах против половецких кочевников, терроризировавших южные границы царства, включая сам Киев, со второй четверти XI века.

Фрагментация на княжества

Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что в XII веке Киев вступил в период упадка, теория, которой противоречат археологические свидетельства растущего промышленного производства и продолжающихся торговых отношений с Константинополем. Однако политическое влияние Киева на царство рассеялось с ростом других городов Руси.

Городами Владимиро-Суздальским, Полоцком, Псковом, Смоленском, Переяславлем, Туровом и Черниговом управляли ветви рода Рюриковичей, которые стали рассматривать эти города и их окраины как свои абсолютно независимые от Киева вотчины.

Чтобы утвердить свою легитимность, правители этих городов построили каменные церкви и дворцы по образцу киевских. Они спонсировали основание монастырей и поручали монахам писать подробные хроники своей семейной ветви династии Рюриковичей и истории своего города.

Помимо мастеров-строителей они привезли из Киева мастеров-ремесленников, которые организовали в своих новых городах мастерские, специализирующиеся на изготовлении стеклянных браслетов, украшений, тканей и других киевско-византийских предметов роскоши.

Таким образом, киевско-византийская культура стала доминировать на большей части русских княжеств, гомогенизируя восточнославянские земли путем распространения элитарной культуры через ее города. В этот период развивались и местные культурные формы: возникли школы иконописи в Пскове, Новгороде, Владимиро-Суздале.

Альтернативой образцу централизованного княжеского правления, установленного в Киеве и за которым последовали независимые княжества, был город-государство Новгород. Основанный в середине 10 века, Новгород был вторым по величине городом Киевской Руси и, возможно, более богатым из-за его важности как ключевого источника мехов в средневековой Европе. Из-за его богатства и статуса киевские князья относились к Новгороду по-особому, назначая своих старших сыновей или ближайших соратников управлять городом.

В 1136 году население Новгорода изгнало своего князя и заявило право выбора из любой ветви рода Рюриковичей. Князь защищал город и получал доход от его торговли, но должен был жить за городскими стенами.

Городское собрание (вече), воевода (посадник) и архиепископ стали основными определяющими факторами в управлении Новгородом. Эти главные действующие лица новгородской политики имели право сместить князя. Поскольку Новгород находился далеко на северо-западе, он был одним из немногих городов, не затронутых монгольским нашествием.

В 14-15 веках Новгород стал одним из самых могущественных государств Европы, являясь одним из ганзейских контор. В 1478 г. великий князь Московский присоединил к себе Новгород и перерезал один из основных источников его доходов, когда в 1494 г. закрыл Петергоф.

Хотя Киевская Русь официально завершает свое существование в 1237–1239 годах с монгольским нашествием, признаки ее ослабления наметились заранее. Уже в начале XII века Шведское королевство начало военные действия по обращению восточных славян в новгородских землях в латинское христианство.
Крестовые походы немецких рыцарей набирали обороты в 13 веке при организации Тевтонского ордена в Ливонии.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *