Интересная Россия. История города Кинешма в Ивановской области
Небольшой старинный город со странным названием Кинешма расположился на живописном берегу Волги в 400 км к северо-востоку от Москвы и в 100 км от Иванова. Около четырёх тысяч лет назад на этих землях жили финно-угорские племена меря и чудь. Вероятно, топоним «Кинешма» имеет финно-угорское происхождение и может переводиться как «Пенная (река)», «Глубокая вода», «Спокойная гавань» и даже как «Каменное зерно, спрятанное в болотах».
Первые письменные упоминания о Кинешме относятся к 1429 году. В начале XV века Кинешма уже была крупным поселением и наряду с Костромой, Плёсом, Солдогой и Лухом подвергался опустошению ордами казанского хана Махмут-Хази. В 1466 году бежали вниз по Волге мимо Кинешмы торговые суда «Офонасия Тферитянина и Василия Панина». В 1482 году Иван III пожаловал Лух, Кинешму и Вичугу князю Фёдору Ивановичу Бельскому в качестве подарка по случаю сочетания браком князя с рязанской княжной Анной, родной племянницей царя. Дарственная гласит: «А что есмы пожаловал князя Ф.И. Бельского, дал есмы ему в вотчину город Лух, да волости — Вичугу да Кинешму…». Бельские владели Кинешмой около ста лет, а потом город снова «отошёл на государя». Прошло уже пять столетий, а так и сохранилось название части города — Беловская.
Вид на КинешмуФото: Александр Рыжков/commons.wikimedia.org
Будучи вотчиной Московского князя, Кинешма стала рыбной слободой, поставлявшей живую рыбу к царскому двору. К славе рыбных ловцов прибавилась слава кинешемских соляников, выпаривавших соль из воды, добываемой из недр земных. С топливом затруднений не было: дремучие леса окружали Кинешму со всех сторон.
Город-крепость
После того как в 1536-1537 годах Кинешма вторично пострадала от казанских татар, в городе возвели укрепления: насыпали вал, а на нём сооружили крепостную стену. Она начинаясь от волжского обрыва, проходила на юг по левой стороне нынешней улицы Фрунзе (бывшей Овражной), пересекала улицу Ленина и по обрыву, хорошо заметному и сейчас, поворачивала на восток. Далее, несколько не доходя до улицы Рылеевской, поворачивала на север к Успенскому собору, а потом — по волжскому обрыву на запад, до улицы Фрунзе.
В городской стене были ворота. Одни в западной её части, другие в восточной, давая выход на торговую площадь. Между укреплённой частью города и рекой Кинешемкой располагался посад, где жила большая часть горожан, в основном ремесленники.
При разделении России на земщину и опричнину Кинешма и её окрестности были отнесены к опричнине. В это время она была важным, имеющим большое экономическое значение населённым пунктом. «Она сама являлась центром, к которому «тянуло» население окрестных селений на довольно обширном пространстве. Вполне возможно, что Кинешма и Вичуга некоторое время оставались самостоятельными административными единицами в виде волостей», — так писал Н. Виногорадов в книге «Кинешемские писцовые книги как один из важных источников по изучению местного края».
Действия опричнины и войны привели к тому, что центральные области государства, в том числе и Кинешемский край, запустели. До 40% пашни превратилось в запущенные, необрабатываемые земли. Люди бросали насиженные места и уходили.
Город-воин
Период больших героических битв Кинешма переживала в начале ХVII века. Кинешемское ополчение под руководством воеводы Федора Боборыкина защищало Русь в 1609 году от польско-литовской интервенции. Тогда, в XVII веке, Кинешма была посадом — так называлось на Руси торгово-промышленное поселение под стенами крепости. Восточная граница крепости проходила по валу, на котором были выстроены Красные торговые ряды. Здесь были главные городские ворота, они выходили на Посадскую площадь. На ней и произошла битва кинешемцев с польским отрядом пана Лисовского в мае 1609 года.
Никольский мостФото: Александр Рыжков/commons.wikimedia.org
Кинешемское ополчение готовилось выступить навстречу неприятелю. Лисовский во главе значительного по численности (около 2000 человек) и хорошо вооружённого отряда появился под Кинешмой. В двух верстах от города по Лухскому тракту (ныне улица Вичугская) произошла первая «сшибка». В этом бою погиб славный кинешемский воевода Боборыкин. Его гибель внесла расстройство в ряды немногочисленных защитников, и ополчение отступило к реке Кинешемке, где, несколько собравшись, снова вступило в бой с интервентами и опять потерпело поражение. Ополчение отступило к городу и остановилось на Базарной площади. Здесь произошёл последний бой. Ополчение почти полностью погибло. Интервенты через восточные ворота, выходившие на торговую площадь, ворвались в город.
По обычаю того времени, при нашествии «поганых» всё священное, общественно важное сносилось в собор на хранение. В соборе находили защиту женщины, дети, люди преклонного возраста. Так же поступили и кинешемцы — часть жителей укрылась в соборе, часть — в лесах, близко подступавших к городу. Интервенты ворвались в город. Они и предположить не могли, что сопротивление немногочисленного ополчения будет таким упорным и столь самоотверженным. Видя свои потери на подступах к городу (в их отряде погиб каждый четвёртый), интервенты ожесточились, а, ворвавшись в город, убивали каждого встречного. Начались грабёж, разбой, насилие. Не имея возможности быстро и беспрепятственно проникнуть в собор, они сожгли его вместе с укрывшимися в нём людьми. В писцовых книгах за 1629 год сказано: «Да на городище же место церковное, что была вторая церковь, соборная же Преображение Спасово и теде церковь сожгли литовские люди».
Битва была проиграна. Оставшиеся в живых жители похоронили павших в братской могиле на площади. Над местом захоронения был водружен деревянный крест, а потом построена часовня. Более трехсот лет в день битвы проходила здесь панихида по убиенным, принимали присягу солдаты, отсюда уходили на войны кинешемские ополченцы. В память об этом героическом периоде истории Кинешмы на месте братских могил построены две каменные часовни. Они сохранились до нашего времени.
Торговля и промышленность
29 мая 1779 года, согласно указа сената, Кинешме был пожалован герб. Герб исполнен в виде щита, в верхней части которого на голубом поле изображена галера, а в нижней части на зеленом поле — «два свертка полотна, изъявляющие, что сей город оными проводит знатный торг».
Полотняное производство успешно развивалось в Кинешме с начала ХVIII века и исключительно на местном сырье, ориентировалось на заграничные рынки. К середине XIX века от былой цветущей полотняной промышленности в Кинешме не осталось и следа. Но в преддверии развития хлопчатобумажной, химической, мукомольной и деревообрабатывающей промышленности, фабриканты Морозовы, Коноваловы, Миндовские, Разореновы, Севрюговы, Скворцовы, Бакакины, Кокоревы строили в Кинешме и ее округе новые предприятия. Широко и бойко велась торговля, особенно во время ярмарок, которые славились по всей Волге. Ярмарки в Кинешме проходили дважды в год. В Тихонов день, 16 июня (по старому стилю), начиналась Тихоновская, другая, более значительная ярмарка — Крестовоздвиженская — начиналась 14 сентября (по старому стилю) и продолжалась вплоть до октября. Архитектура ярмарочной площади соответствовала требованиям торговли. На ней стояли три больших каменных корпуса, называвшиеся торговыми рядами. Они сохранились до сих пор и создают неповторимый архитектурный облик центра города.
Яркий и веселый ярмарочный мир исчез в ХХ веке. Исчез не сразу, еще в 20-е года по традиции приезжали в те же сроки со своим товаром крестьяне, строились карусели, выступали раешник и Петрушка.
В настоящее время Кинешма — второй по величине город Ивановской области. Возникший в глубокой древности как поселение мерян, со временем он превратился в славянское рыбацкое поселение-слободу, позднее — в посад и, наконец, в город, ставший в 1616 году центром уезда.
За всю многовековую историю Кинешма пережила и разорительные набеги казанских татар, и нашествие поляков, и две мировые войны, и многочисленные пожары и эпидемии. И всё же город не кажется старым и захудалым. Он шагает в ногу со временем.
Где остановиться в Кинешме
Booking.comИстория Кинешмы
История Кинешмы, год основания города, достопримечательности, гостиницы, развлечения, отзывы гостей города.
Доподлинно неизвестно, когда именно была основана Кинешма. Первые поселения славян стали появляться на этом месте в X веке. Славянские общины постепенно ассимилировали местные финно-угорские племена, привив им свою бытовую и религиозную культуру.
Именно эти племена, по распространенной версии, и дали название местности, а затем и городу: слово «Кинешма» на местном финно-угорском наречии означает нечто со значением «глубокая темная вода». Самое раннее письменное упоминание о городе датируется 1429 годом, когда он был захвачен и сожжен татарами.
Начиная с XIII столетия, кочевые племена монголов неоднократно пользовались междоусобицами русских князей, чтобы грабить город и окрестности. В 1429 году Кинешма, как и многие другие города на Волге, была разорена войском казанского хана, что и послужило поводом для упоминания в летописи. В те времена город был еще маленькой слободой, а основными занятиями его обитателей были рыбная ловля и добыча соли к царскому столу.
В самом начале XVII столетия местные ополченцы под командованием воеводы Боборыкина принимали участие в битвах с поляками. В нынешних границах города было зафиксировано три значительных столкновения с польскими отрядами; исходом одного из них стало разрушение города до основания. Хоронили погибших прямо на месте гибели, а впоследствии там воздвигли три мемориальные часовни:
• в сосновом бору по течению Кинешемки;
• на торговой площади, сооруженная в середине XVIII столетия на деньги, собранные горожанами.
Боевые действия против польско-литовских интервентов стала для города страшным потрясением, память о котором жива и по сей день.
В 1777 году Кинешма, до этого имевшая статус слободы, стала городом и была назначена центром созданного тогда Кинешемского уезда. Через два года новоиспеченному городу был жалован герб: два рулона полотна на зеленом фоне в знак подтверждения успехов города в развитии ткацких мануфактур и бурной торговли.
В середине XIX века Кинешма переживала бурный рост промышленности и торговли: головокружительными темпами строились и модернизировались промышленные производства, по берегам Волги вставали фабрики и заводы. Однако в то же время в городе появилось множество монастырей, больниц, училищ, прекрасных усадеб, открылась не одна роскошная гостиница. Важнейшим импульсом к дальнейшему развитию города стало сооружение в 1871 году железнодорожной ветки Кинешма – Москва.
Развитая промышленная база к моменту установления в городе советской власти осенью 1917 года позволила быстро обеспечить дальнейшее развитие экономики, создание современной инфраструктуры и рост демографических показателей. В советские годы были построены многие крупные промышленные предприятия:
• завод «Автоагрегат», многие годы выпускавший детали для автомобилей концерна «Москвич»;
• строительный комбинат, позволивший наладить массовое сооружение жилых домов в самом городе и населенных пунктах области;
• завод «Электроконтакт» и многие другие.
В 1986 году более семисот кинешемцев участвовали в ликвидации последствий страшной аварии на Чернобыльской АЭС. В память об этом событии и в честь ликвидаторов возле центральной городской библиотеки был установлен мемориал.
Сегодня город уступает по размеру и экономическому потенциалу лишь областному центру. В 2010 году Кинешма получила статус исторического поселения.
Поиск отеля
Даты заезда и выезда:
Взрослых и детей:
1234567801234
Полный возраст детей:
01234567891011121314151617012345678910111213141516170123456789101112131415161701234567891011121314151617
Упорядочить: Сначала популярные Сначала дешевые
Искать: Только с Wi-Fi Завтрак включён
Расстояние до центра:
Не важно
до 5 км.
до 15 км. до 25 км.
Мы будем признательны, если Вы оставите своё мнение о городе.
Этим Вы принесёте огромную пользу всем, кто хотел бы совершить такое же путешествие.
Ваша общая оценка:
Нажмите, чтобы оценить
Плюсы города:
Минусы города:
Индивидуальный путешественник Молодая пара Зрелая пара Семья с маленькими детьми Семья со взрослыми детьми Группа
Нажимая на кнопку «Отправить отзыв»,
я соглашаюсь с политикой обработки персональных данных
Кинешма
Дата основания: 1504 год
Население: 84 561 человек
История Кинешмы
Давным-давно места эти были затеряны в лесах и болотах, среди которых редко-редко попадались малочисленные поселения коренных жителей Верхнего Поволжья из числа финно-угорских племен.
На берегах рек на месте городов в свое время стояли городища и селища племен меря, мурома — далеких предшественников современных марийцев и финнов. Поселения свои меряне и мурома окружали глубокими рвами. А на частоколе изгороди, возведенной вдоль земляной насыпи, белели охранительные черепа пращуров… В XI—XIII веках сюда проникают первые славяне. Где огнем, где топором отвоевывали они у дремучего леса новые участки пахоты под рожь, гречиху, просо, мак, лен… Помимо плужного земледелия край обязан славянам высоким развитием ремесел: кузнечного, ткацкого, строительного, гончарного. Обычно славяне и финноязычные племена селились по соседству, а то и в одном поселке, роднились между собой, вместе отражали нападения врагов. Те и другие поклонялись языческим богам.О характерных приметах формирования новой культуры в начале второго тысячелетия рассказывают археологические находки: соединение финно-угорских языческих и древнерусских православных символов на украшениях, изменения в традициях погребальных обрядов.
Первое письменное упоминание о Кинешме относится к началу XVI века и содержится в так называемой духовной грамоте — завещании Великого Князя Ивана Васильевича. В 1504 году «Великий Князь Московский и Божией Милостью Великий Государь Белой Руси» Иван III пожаловал Кинешму в удел князю Ф.И.Вельскому по случаю бракосочетания последнего с царской племянницей княжной Рязанской, что и подтвердил в завещании.
Духовная грамота Великого князя Московского Ивана III. 1504 г.
«А что есми пожаловал князя Федора Ивановича Вельского, дал есми ему в вотчину город Лух с волостъми, да волости Вичугу, да Кинешму, да Чихачев…»
В эпоху позднего средневековья Кинешма представляла собой крепость, один из форпостов Руси на Волге. Возвышаясь с севера над крутым берегом реки, крепость была окружена рвами и валами, а по всему периметру укреплена бревенчатыми стенами.
В начале XVII столетия, в период польско-литовской интервенции, граждане и поселяне Кинешмы дали достойный отпор вражескому отряду пана Лисовского. В мае 1609 года посадские люди и окрестные крестьяне под руководством воеводы Федора Боборыкина трижды вступали в бой с неприятелем на подступах к крепости ( с отрядами поляков и примкнувших к ним изменников со стороны московского княжества Лисовского и Тышкевича). Кинешемское ополчение дважды потерпело поражение, последнее сражение произошло под городскими стенами, на посадской площади (на месте ныне существующей площади Революции). Героически защищали кинешемцы город, но силы были неравны, и крепость пала. Позднее на местах битв были возведены часовни в память о погибших кинешемцах.
«… на торговой посадской площади произошла последняя ожесточенная битва последних сил собравшегося ополчения с неприятелем. Несмотря на всю отчаянную храбрость ополчения, бой был не равен; неприятель был сильнее, и ополчение здесь было истреблено окончательно. Неприятель ворвался в город. Здесь, в соборном храме, как на месте последней защиты и убежища, заперлись многие из горожан, решившись скорее принять венец мученический, чем сдаться рассвирепевшему и беспощадному врагу. Не имея очевидно возможности проникнуть внутрь храма, «поганые» сожгли его со всем, что находилось в нем».
Священник Иоанн Альтовский, протоиерей Троицко-Успенского кафедрального собора. Начало ХХв. Фото из коллекции ГКХИМ
Кинешма в смутное время и геройский подвиг ея 26 мая 1609 г.» Брошюра. И. Альтовский. 1909 г.
«После разорения Кинешмы Лисовским многие семьи осиротели; они лишились своих отцов, мужей, сыновей, своих кормильцев… Ввиду того, что нашествие Лисовского на Кинешму было накануне праздника Вознесения Господня, то в память этого события и был основан и устроен Вознесенский женский монастырь. В этом женском монастыре и нашли себе приют и церковное утешение многие вдовы и сироты после убиенных защитников граждан и поселян. .. В этот монастырь, а потом и в приходскую церковь Вознесенскую на праздник Вознесения Господня во многолюдстве собирались на всенощное бдение и литургию поселяне и поселянки в особенном траурном уборе — в серых кафтанах и темных платках, а по окончании обедни они переодевались в цветные платья. Это был местный вековой обычай, и он строго выполнялся до половины прошлого века».
При формировании отряда ополчения под предводительством Минина иПожарского в Нижнем Новгороде путь ополчения пролегал на Москву вдоль волжских городов через Кинешму. Разорённый и сожжённый дотла город внёс ощутимый вклад в ополчение живой силой, деньгами и провизией, кроме этого, кинешемцы помогли ополчению добраться до Костромы по разлившимся в то время рекам.
К 1616 году Кинешма становится центром Кинешемского уезда, в состав которого вошли Кинешемская, Вичугская, Мериновская и Владыченская волости, основным населением уездного центра являются ремесленники и торговцы. Город благодаря удачному географическому расположению ведёт широкую торговлю с другими городами Поволжья, северо-запада России и Москвой.
1708 г. Кинешма входила в число 20 городов Архангелогородской губернии. С 1719 г. — в состав Ярославской провинции; а по табелю 1745 г. — в состав Ярославской провинции уже Московской губернии. В 1777 г. в ходе административной реформы Кинешма была причислена к Костромскому наместничеству и стала уездным городом Костромской губернии. 29 мая 1779 Указом Сената Кинешме был пожалован герб.
«Ее Величество приказала остановить галеры подле его усадьбы. Царица была восторженно встречена крестьянами близлежащих деревень. Побывала в церкви на обедни. После чего посетила дом генерала, где изволила кушать. К столу приглашены были… князь Николай Иванович Козловский с супругою. Возле кресел Государыни стояла дочь генерала Бибикова и две дочери князя Козловского…»
Обед для Императрицы накрыли близ села Борщевка Кинешемского уезда, в имении царского сановника Бибикова на самом берегу Волги. По легенде, во время известного путешествия Екатерины II на одиннадцати галерах по Волге, Императрица пожелала сойти на берег, привлеченная несказанными красотами. В свите сопровождали фаворит царицы граф Григорий Орлов, английский посол Маккартней, шведский барон Рибинг и испанский виконт Дегерреро. Визиту соприсутствовал кинешемский предводитель князь Козловский. Ека- терина Великая осталась довольна, визитом и пожаловала Кинешме герб.
«В первой части щита часть герба Костромского: корма галерная с тремя фонарями и с опущенными лестницами, в голубом поле. Во второй части, в зеленом поле, два свертка полотна, в знак того, что сей город оными производит торг».
По слову Карамзина, еще в конце XVI века в России обрели известность кинешемские соляные варницы.
Солеварение в районе было старейшим и стабильным промыслом до самого XVIII века. Далее следовали обработка металлов (кузнецы, серебреники,замочники)и изготовление одежды и обуви (ру-кавишники, портные, сапожники, епанечники). Но мелкому кустарничеству и промыслам предавалась только четверть посадских дворов, остальное население занималось торговлей.
Кинешма второй половины XVIII века увлеченно предается ремеслам: иконописному, портному, кузнечному, сапожному, рукавишному, а также выделке деревянной посуды, кадок, ковшей, лопат и лаптей. Женщины прядут, ткут холсты, упражняются в рукоделии, вяжут варе-ги, плетут кружева для дома и на продажу. Большинство кинешемцев практикует обработку льна и шерсти, в свободные от полевых работ зимние месяцы делая холсты и сермяжные сукна.
К концу XVIII века кинешемскими холстами и полотнами уже вполне оживленно торгуют на окрестных ярмарках и вывозят в большом количестве к Санкт-Петербургскому порту и в Москву.
БорисКустодиев «На базаре»,1902г
Едва неспешные низовья Волги сбрасывали ледяную кожу, первые торговые суда преодолевали сопротивление могучего и полноводного течения. Купцы устремлялись вверх к Архангельску и вниз к Астрахани, расчищая своим товарам путь на европейские рынки и восточные базары. Русские города черпали кинешемскую рыбу, традиционные хлеб с солью и лапти с корзинами. Встречные потоки груженых судов сходились обыкновенно на исходе июля близ Макарьевского монастыря. Волжская обитель святого Макария как нельзя лучше подходила для того, чтобы под ее покровительством устроить ярмарку, ставшую впоследствии «зело великим сходбищем». Но не только на Макарьевскую, а позднее Нижегородскую ярмарку они направлялись. Не менее отважно претендовал на благосклонность купеческих «транзитов» небольшой уездный городок Костромской губернии, отличавшийся выгодным географическим положением. К тому же население его в большинстве торговало с незапамятных времен. Не иначе в этом качестве обессмертили Кинешму «певцы российского купечества» Александр Островский и Борис Кустодиев «… А что у меня сегодня хорошее настроение, так это вот почему: сегодня здесь базар, именно то, для чего я сюда ехал, да базар такой, что я как обалделый (извини за такое выражение, не особенно красивое, но верное) только стоял да смотрел, желая обладать сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть и запомнить и передать. Положительно глаза разбежались. Сколько интересного, что и годами не перепишешь! Если даже сделать одну сотую всего этого так, как было. То будет здорово!».
Б.М. Кустодиев. Из письма Ю. Прошинской. 1901 год.
«В Кинешме бывают две ярмарки: одна в июне месяце менее значительная, которая продолжается около недели. Другая Воздвиженская, которая начинается 14 сентября и тянется вплоть до октября месяца…
Сбыт полотен, называемый повинным бором, производится в определенные дни. Для покупки полотен приезжают на ярмарки окружные купцы, преимущественно вичужские; для продажи их собираются издалека крестьяне, приезжая иногда верст за 30 и более. Купцы располагаются в лавках, продавцы со своими коробками где-нибудь около них или на площади. Часов в 10утра торг начинается: купцы открывают свои лавки, и крестьяне, взяв на головы куски полотен, осаждают своих покупщиков. При этом деятельность купцов необыкновенно жива: посмотреть, оценить, смерять полотно, рассчитать сколько следует заплатить за него денег и отдать их — все это дело одной минуты. ..
В Кинешму на ярмарки приезжают иногда различные панорамы, восковые фигуры с непременным изображением Соломонова суда. Тут же рядом с балаганами, высятся горы репчатого лука, благоуханные испарения которого на далекое пространство заражают воздух. Далее, около городских рядов, открывается несколько на скорую руку построенных лавок с разным товаром. Некоторые из них заняты хрустальною, фарфоровою, фаянсовою и просто глиня-ною посудой… Далее две или три лавки с куклами.
Далее вы находите одну галантерейную лавку из Костромы и одну с чаем и сахаром из Ярославля. Сверх товаров, занимающих лавки, многое продается на открытом воздухе на рогожках: так например деревянная посуда, так называемая — балахнинская и пр…
После полудня, когда весь привезенный крестьянами товар уже продан, начинается настоящее гулянье.
Л.М. Чернов-Плесский. 1883—1938. Сенная площадь. Холст, масло
Уже с середины XVIII века Кинешма становится не только торговым, но и промышленным центром.
Первая фабрика, основанная в 1752 году Данилой Земским в окрестностях города, скупала старые тряпки, из которых вырабатывалась оберточная и почтовая голландская бумага, переправлявшаяся на продажу в Петербург. В 1758 году кинешемский купец I гильдии Иван Никифорович Таланов основал первую в Кинешме полотняную фабрику (останки ее можно и теперь созерцать близ здания мэрии).
Первые ткацкие производства закупали, главным образом, на ярмарках и торжках льняную пряжу и выпускали не только грубые холсты, но также салфетки, скатерти и фламское полотно равендук и каламенок, тонкое бельевое полотно самого высокого качества. Продукция имела большую оценку на различных выставках и даже сбывалась морским путем в Англию, где шло якобы на нужды английского флота.
Кинешемский край вскоре занимает выдающееся место в производстве хлопчатобумажных тканей. В 1812 году появляется бумажная фабрика Ивана Капитоновича Коновалова, а к концу века в уезде уже существуют 16 крупных фабрик Морокиных, Миндовского, Севрюговых, Разореновых и др.
24 июня 1812 года началась Отечественная война, и вновь кинешемцы встали на защиту своего государства; было сформировано кинешемское ополчение, во главе ополчения встал генерал-лейтенант Бардаков. Кинешемское ополчение влилось в костромское (насчитывающее 11 тысяч человек) и вошло в состав армии Кутузова.
Новым стимулом в развитии города стала железная дорога, связавшая в 1871 году Кинешму с Москвой. Основная заслуга в строительстве железной дороги принадлежит местным промышленникам, строившим и открывавшим в то время новые производства. Уже во второй половине XIX века были построены химические заводы по производству красителей и купороса, чугунолитейный завод, деревообрабатывающие и другие предприятия. Были распространены скорняжное, овчинное и спажное ремёсла. Город вновь стремительно строится и развивается; появляется множество новых предприятий на обоих берегах Волги и прилегающих реках (Кинешемка, Томна, Казуха). Промышленники строят кроме заводов и фабрик множество собственных усадеб с парками, большая часть которых сохранилась до настоящего времени в разных частях города и пригорода.
Советский период ознаменовался периодом бурного экономического развития, увеличения численности населения города и развития инфраструктуры.
Уже к моменту объявления советской власти в городе (26 октября 1917 года) была хорошо развита промышленность: текстильная, химическая, пищевая, машиностроение, электротехническая. В советские времена эти начинания были поддержаны — начиная с 1930-х годов начинается массовое перевооружение всех отраслей народного хозяйства. Появляются и совершенно новые производства.
В советский период появляется и множество культурных объектов
Кризис 90-х годов не пережили многие предприятия Кинешмы.
В 2003 году был достроен мост через Волгу в автомобильном исполнении, построена полукружная западная объездная автодорога, которая соединила шоссе Ковров — Кинешма с волжским мостом, благодаря чему транзитный транспорт частично перестал въезжать в город. В 2010 году завершена реконструкция Волжского бульвара и берегоукрепительные мероприятия в центральной части города, от устья реки Казоха до речного вокзала, благодаря чему на этом участке появилась нижняя набережная. Приказом Министерства культуры РФ № 418/339 от 29 июля 2010 г. Кинешма утверждена как историческое поселение.
Высокие дневные температуры повышают на 12°F , с 26°F до 38°F , редко опускаясь ниже 14°F или превышая 46°F . Суточные низкие температуры увеличиваются на 12°F , с 12°F до 25°F , редко опускаясь ниже -5°F или превышая 34°F . Для справки: 22 июля года, самый жаркий день года, температура в Кинешме обычно колеблется от год, они колеблются от 6°F до 19°F . Средняя максимальная и минимальная температура в марте в КинешмеMar11223344556677889 | 111112121313141415151616171718181919202021212222232324242525262627272828292930303131-20°F-20°F-10°F-10°F0°F0°F10°F10°F20°F20°F30°F30°F40°F40°F50°F50°F60°F60°F70°F70°FFфевраль 126 марта °Fмарт 126°F12°F12°Fмарт 3138°Fмарт 3138°F25°F25°Fмарт 1130°Fмарт 1130°F16°F16°Fмарт 2133°Fмарт 2133°F20°F20°F
Март 2022 | Освещенность | Восход луны | Закат луны | Восход луны | Прохождение меридиана | 1 9||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2% | 7:27 | SE | 15:29 | SW | — | 11:27 | S | 230 332 миль | ||||||||
2 | 0% | 7:40 утра | ESE | 5:04 | WSW | — | 12:21 | S | 232,255 MI | ||||||||
3 | 1% | 7:48 | ESE | 18:35 | WSW | — | 1:09PM | S | 234 772 мили | ||||||||
4 | 4% | 7:55 | E | 20:01 | W | — | 13:55 | S | 8 | 30||||||||
5 | 9% | 8:02 | E | 21:26 | ЗСЗ | — | 14:39 | 3 0 0 | |||||||||
6 | 16% | 8:08 утра | ENE | 21:49 | WNW | — | 3:22 | S | 243 8129 MI | S | |||||||
7 | 24% | 8:16 | ENE | — | — | 16:06 | S | 246 698 миль | |||||||||
8 | 33% | — | 00:11 | ЗСЗ | 8:25 | СВ | 16:50 | Ю | 248 932 миль | ||||||||
9 | 42% | — | 1:33 | СЗ | 8:39 | СВ | 17:36 | 5 70008 2 7,9008 35 0 0||||||||||
10 | 50% | — | 2:52 | СЗ | 8:59 | Северо-восток | 18:24 | Ю | 0008 251 159 миль|||||||||
11 | 62% | — | 4:03 | СЗ | 9:30 | СВ | 19:14 | Ю 0 | |||||||||
12 | 71% | — | 5:01 утра | NNW | 10:17 | NNE | 8:04 | S | 249 997 MI | S | 24997 MI | S | |||||
13 | 79% | — | 5:42 | NW | 11:22 | NE | 8:53 | S | 248,264 MI | ||||||||
14 | 87% | — | 6:10 | NW | 12:39 | NE | 9:42 | S | 245,959 MI | S | 245,959 MI | S | 245,959 MI | ||||
15 | 93% | — | 6:27 | СЗ | 14:03 | NE | 22:30 | S | 243 282 мили | ||||||||
16 | 98% | — | 6:39 | WNW | 3:29 | ENE | 11:16 | S | 240,458 MI | S | 240,458 MI | S | |||||
17 | 99% | — | 6:48 | ЗСЗ | 16:56 | ENE | — | — | |||||||||
18 | 100% | — | 6:55 | Вт | 18:23 | E | 12:01 | 2 mi 0 3 0 | |||||||||
19 | 100% | — | 7:02 | Вт | 19:52 | E | 00:47 | 2 ми 0 3, 0 | |||||||||
20 | 97% | — | 7:08 | WSW | 21:24 | ESE | 1:33 | S | 233,1510 миль | ||||||||
21 | 91% | — | 7:16 утра | WSW | 22:58 | ESE | 2:21 | S | 231,571 MI | S | 231,571 MI | S | 231,571 MI | S | |||
22 | 84% | — | 7:27 | SW | — | 3:13 | S | 230 502 миль | |||||||||
23 | 74% | 00:36 | ЮВ | 7:43 | ЮЗ | — | 4:10 | 2 8 0||||||||||
24 | 63% | 2:11 | ЮВ | 8:09 | ЮЗ | — | 5:10 | 6 0 9||||||||||
25 | 50% | 3:35 утра | SSE | 8:53 | SSW | — | 6:14 | S | 229,972 MI | ||||||||
26 | 39% | 4:35 | SE | 10:01 | SW | — | 7:18 | S 0 3,18 | 3, 0 | ||||||||
27 | 28% | 5:13 | SE | 11:29 | SW | — | 8:21 | S | 231 351 миль | ||||||||
28 | 18% | 5:35 | SE | 13:04 | SW | — | 9:19 | S 0 3,5 0 9 | | ||||||||
29 | 10% | 5:48 | ESE | 14:38 | WSW | — | 10:12 | S | 233 987 миль | ||||||||
30 | 4% | 5:58 утра | ESE | 16:09 | WSW | — | 11:02 | S | 235 803 MI | ||||||||
31 | 1% | 6:05 | E | 17:36 | W | — | 11:48 | S | 3 73093 0 9
Мы основываем уровень комфортной влажности на точке росы, так как она определяет, будет ли пот испаряться с кожи, тем самым охлаждая тело. Более низкие точки росы кажутся более сухими, а более высокие точки росы кажутся более влажными. В отличие от температуры, которая обычно значительно различается между днем и ночью, точка росы имеет тенденцию изменяться медленнее, поэтому, хотя ночью температура может падать, душный день обычно сменяется душной ночью.
Вероятность того, что данный день будет muggy в Кинешме — это практически постоянное в течение марта, оставаясь около 0% повсюду.
Для справки, 10 июля , самый душный день года, есть душные условия 8% времени, а 1 января , наименее душный день года, есть душные условия условия 0% времени.
Уровни влажности и комфорта в марте в Кинешме
Уровень влажности и комфорта в марте в КинешмеMar112233445566778891111121213131414151516161717181819192020212122222323242425252626272728282929303031310%0%10%10%20%20%30%30%40%40%50%50%60%60%70%70%80%80%90%90%100%100%FebAprMar 10%Mar 10% Март 310%Мар 310%Мар 110%Мар 110%Мар 210%Мар 210%сухой сухойсухой 55°F удобный 60°F влажный 65°F магги 70°F угнетающий 75°F несчастный
Процент времени, проведенного при различных уровнях комфортной влажности, классифицированный по точке росы.
В этом разделе обсуждается среднечасовой вектор ветра (скорость и направление) по большой территории на высоте 10 метров над землей. Ветер в любом данном месте сильно зависит от местной топографии и других факторов, а мгновенная скорость и направление ветра изменяются в большей степени, чем среднечасовые значения.
Среднечасовая скорость ветра в Кинешме составляет с постепенным уменьшением в течение марта, с уменьшением с 7,6 миль в час с до 7,0 миль в час в течение месяца.
Для справки: 14 февраля , самый ветреный день года, среднесуточная скорость ветра составляет 7,8 мили в час , а 23 июля , самый спокойный день года, среднесуточная скорость скорость ветра 4,9 миль в час .
Средняя скорость ветра в марте в Кинешме
Средняя скорость ветра в марте в КинешмеMar112233445566778891111121213131414151516161717181819192020212122222323242425252626272728282929303031310 mph0 mph3 mph3 mph5 mph5 mph6 mph6 mph8 mph8 mph20 mph20 mph22 mph22 mphFebAprMar 17. 6 mphMar 17.6 mphMar 317.0 mphMar 317.0 mphMar 167.4 mphMar 167.4 mphThe average of mean hourly wind speeds (dark gray line), with 25th to 75th and 10th to 90th percentile группы.
Среднечасовое направление ветра в Кинешме в течение марта преимущественно с юж. .
Направление ветра в марте в Кинешме
Wind Direction in March in KineshmaSWMar112233445566778891111121213131414151516161717181819192020212122222323242425252626272728282929303031310%100%20%80%40%60%60%40%80%20%100%0%FebAprwestsoutheastnorthnorth east south west
The percentage of hours в которых среднее направление ветра соответствует каждому из четырех основных направлений ветра, за исключением часов, когда средняя скорость ветра меньше 1,0 мили в час . Слегка окрашенные области на границах представляют собой процент часов, проведенных в подразумеваемых промежуточных направлениях (северо-восток, юго-восток, юго-запад и северо-запад).
Определения вегетационного периода различаются по всему миру, но для целей настоящего отчета мы определяем его как самый продолжительный непрерывный период незамерзающих температур (≥ 32°F) в году (календарный год в Северном полушарии, или с 1 июля по 30 июня в Южном полушарии).
Вегетационный период в Кинешме обычно длится 4,7 месяца ( 144 дня ), примерно с 8 мая до примерно 28 сентября , редко начинается до 18 апреля или после 26 мая , и редко заканчивается до 26 мая . 11 сентября или позже 17 октября .
Март месяц в Кинешме достоверно полностью вне вегетационного периода.
Время пребывания в разных температурных диапазонах и вегетационный период в марте на Кинешме
Time Spent in Various Temperature Bands and the Growing Season in March in KineshmaMar112233445566778891111121213131414151516161717181819192020212122222323242425252626272728282929303031310%100%10%90%20%80%30%70%40%60%50%50%60%40%70%30%80%20% 90%10%100%0%ФевАпр0%Мар 160%Мар 16Апр 1810%Апр 1810%холодныйморозныйочень холодныйхолодныйпрохладныйкомфортныйхолодный 15°F замораживание 32°F очень холодно 45°F холодный 55°F крутой 65°F удобный 75°F теплый 85°F горячий 95°F душно
Процент времени, проведенного в различных температурных диапазонах. Черная линия — это процентная вероятность того, что данный день приходится на вегетационный период.
Градусо-дни выращивания — это мера годового накопления тепла, используемая для прогнозирования развития растений и животных и определяемая как интеграл тепла выше базовой температуры без учета любого превышения максимальной температуры. В этом отчете мы используем основание 50°F и колпачок 86°F .
Среднее накопленное количество градусо-дней роста в Кинешме составляет , по существу постоянное в течение марта, оставаясь около 0°F на протяжении всего периода.
Дни повышения градуса в марте в Кинешме
Growing Degree Days in March in KineshmaMar112233445566778891111121213131414151516161717181819192020212122222323242425252626272728282929303031310.0°F0.0°F0.5°F0.5°F1.0°F1.0°F1.5°F1.5°F2.0°F2.0°F2.5 °F2.5°FFфевральапрмарт 10°Fмарт 10°Fмарт 311°Fмарт 311°Fмарт 110°Fмарт 110°Fмарт 210°Fмарт 210°FСреднее значение градусо-дней роста, накопленное в течение марта, с диапазонами от 25-го до 75-го и от 10-го до 90-го процентилей.
В этом разделе обсуждается общая ежедневная падающая коротковолновая солнечная энергия, достигающая поверхности земли на обширной территории, при полном учете сезонных колебаний продолжительности дня, высоты Солнца над горизонтом и поглощения облаками и другими атмосферными явлениями. составляющие. К коротковолновому излучению относятся видимый свет и ультрафиолетовое излучение.
Среднесуточная падающая коротковолновая солнечная энергия в Кинешме составляет с увеличением на в течение марта, с ростом на 1,5 кВтч , с 1,7 кВтч до 3,2 кВтч в течение месяца.
Среднесуточный показатель коротковолновой солнечной энергии в марте в Кинешме
Среднесуточная авария коротковолновой солнечной энергии в марте в КинешмеМар112233445566778891111121213131414151516161717181819192020212122222323242425252626272728282929303031310 кВтч0 кВтч2 кВтч2 кВтч3 кВтч3 кВтч4 кВтч4 кВтч5 кВтч5 кВтч5 кВтч5 кВтч6 кВтч6 кВтч7 кВтч7 кВтчФевАпрМар 11,7 кВтчМар 11,7 кВтчМар 313,2 кВтчМар 313,2 кВтчМар 162,5 кВтчМар 162,5 кВтчПолосы 75-го и 10-90-го процентилей.
Для целей настоящего отчета географические координаты Кинешмы составляют 57,439 градуса широты, 42,129 градуса долготы и 358 футов над уровнем моря.
Топография в пределах 2 мили Кинешмы содержит только скромных перепадов высот, с максимальным перепадом высот 200 футов и средней высотой над уровнем моря 343 футов . В пределах 10 миль также содержит только скромных вариаций высоты ( 266 футов ). В пределах 50 миль также содержит только скромных перепадов высот ( 482 футов ).
Район в пределах 2 мили Kineshma покрыт Water ( 44% ), деревьев ( 25% ) и травяной растительности ( 17% ), в пределах 10 миль на деревье % ) и пахотных земель ( 17 % ), а также в пределах 50 миль по деревьев ( 61 % ) и пахотных земель ( 20 % ).
Этот отчет иллюстрирует типичную погоду в Кинешме, основанную на статистическом анализе исторических почасовых отчетов о погоде и реконструкции моделей с 1 января 19 года.80 по 31 декабря 2016 г.
Температура и точка росы
В нашей сети есть только одна метеостанция, международный аэропорт Нижнего Новгорода, которую можно использовать в качестве прокси для исторических рекордов температуры и точки росы в Кинешме.
На расстоянии 168 километров от Кинешмы, дальше нашего порога в 150 километров, эта станция считается недостаточно близкой, чтобы полагаться на нее как на наш основной источник данных о температуре и точке росы. Следовательно, записи станции смешиваются с интерполированными значениями из реанализа эпохи спутника НАСА MERRA-2, и оба корректируются с учетом разницы высот в соответствии с Международным стандартом атмосферы.
Вес, присвоенный значению MERRA-2, зависит от расстояния от Кинешмы до ближайшей станции, увеличиваясь от 0% на 150 км до 100% на 200 км. В этом случае вес MERRA-2 составляет 27%, что делает вес, присвоенный метеостанции, равным 73%.
Прочие данные
Все данные, относящиеся к положению Солнца (например, восход и закат), рассчитываются с использованием астрономических формул из книги «Астрономические алгоритмы, 2-е издание» Жана Миуса.
Все остальные данные о погоде, включая облачность, осадки, скорость и направление ветра, а также солнечный поток, получены из ретроспективного анализа современной эры НАСА MERRA-2. Этот повторный анализ объединяет различные широкомасштабные измерения в современную глобальную метеорологическую модель для реконструкции почасовой истории погоды во всем мире на 50-километровой сетке.
Данные о землепользовании взяты из базы данных Global Land Cover SHARE, опубликованной Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных Наций.
Данные о высоте получены от миссии Shuttle Radar Topography Mission (SRTM), опубликованной Лабораторией реактивного движения НАСА.
Названия, местоположения и часовые пояса мест и некоторых аэропортов берутся из географической базы данных GeoNames.
Часовые пояса для аэропортов и метеостанций предоставляются AskGeo.com.
Карты созданы авторами © OpenStreetMap.
Отказ от ответственности
Информация на этом сайте предоставляется как есть, без каких-либо гарантий относительно ее точности или пригодности для каких-либо целей. Данные о погоде подвержены ошибкам, сбоям и другим дефектам. Мы не несем ответственности за любые решения, принятые на основе контента, представленного на этом сайте.
Мы обращаем особое внимание на то, что мы полагаемся на реконструкцию на основе модели MERRA-2 для ряда важных рядов данных. Обладая огромными преимуществами временной и пространственной полноты, эти реконструкции: (1) основаны на компьютерных моделях, которые могут иметь связанные с моделями ошибки, (2) грубая выборка на сетке 50 км и, следовательно, не может реконструировать локальные вариации. многих микроклиматов и (3) испытывают особые трудности с погодой в некоторых прибрежных районах, особенно на небольших островах.
Мы также предупреждаем, что наши оценки путешествий настолько хороши, насколько хороши данные, лежащие в их основе, что погодные условия в любом заданном месте и в любое время непредсказуемы и изменчивы, и что определение оценок отражает определенный набор предпочтений, которые могут не совпадать с у любого конкретного читателя.
Пожалуйста, ознакомьтесь с нашими полными условиями, содержащимися на нашей странице условий обслуживания.
Кинешма
Иваново, Россия
© Авторы OpenStreetMap
Кинешма
Один из самых зажиточных поволжских городов дореволюционной России. В разное время Кинешма была городом рыбаков, солеваров, промышленников и торговцев, а сейчас это второй по величине город Ивановской области.
Основан в 1429 году
КИНЕШМА
Главная страница
Кинешма
Исторический центр Кинешмы до наших дней сохранил очарование типичного уездного купеческого городка конца девятнадцатого века – того, который изображен на знаменитых рисунках Борис Кустодиев. На высоком берегу реки расположены особняки, замки, церкви, купеческие ряды и зеленые бульвары. Когда-то по этим местам гуляли прототипы героев произведений Александра Островского.
В конце девятнадцатого и начале двадцатого века Кинешма была одним из красивейших и благоустроенных волжских городов благодаря богатым купцам: город украшали пристани, речные кафе, современное освещение и первый кинотеатр на русском берегу Волги.
Драматург Александр Островский 12 лет был почетным мировым судьей в Кинешме. Материалы дел Кинешемских судов легли в основу многих его произведений («Без приданого», «Овцы и волки», «На бойком месте», «Гроза» и др.). Семья драматурга принимала участие в создании Кинешмского драматического театра.
Кинешма славилась парусиной даже за пределами Российской империи. Адмирал Нельсон, британский флагман Королевского флота, отправился в плавание под парусами из ткани «Кинешма».
В октябре 1834 года император Николай I посетил Кинешемский Троице-Успенский собор. В 1850 году по настоянию императора в этот город приезжали и его сыновья – Николай и Михаил.
5 ФАКТОВ О КИНЕШМЕ
Василий Кинешемский, епископ Русской Православной Церкви, родился в Кинешме и долгое время жил там. Его причислили к лику святых. Ознакомиться с жизнью подвижника можно в доме-музее.
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ
Вы можете прогуляться по Волжскому бульвару и насладиться потрясающими пейзажами волжского паводка и тайги Центральной России. Летом вы можете заказать незабываемую прогулку по реке на лодке.
Кроме того, вы можете попробовать жареный пирог, приготовленный по уникальному дореволюционному рецепту. В свое время оригинальный пирог «Кинешемский» был известен на всю Россию. Теперь его готовят только в Кинешме, в частности, в ресторане «Русская изба».
Историко-художественный музей приветствует Вас уникальной коллекцией картин русских художников Коровина, Айвазовского, Савицкого, а также уникальными экспонатами Смутного времени и золотого века кинешемского купечества. Об истории Кинешмы вам расскажут профессиональные экскурсоводы. Многим турфирмам требуются сотни километров, чтобы доставить своих туристов именно к этим гидам, чтобы они могли узнать все об истории этого города из первых рук.
Спасо-Преображенская церковь — старейшее здание Кинешмы. Фресковая роспись церкви уникальна и навеяна сюжетами западноевропейской живописи позднего Средневековья.
ATTRACTIONS
Volzhsky Boulevard
The Museum of Art and History
The Ostrovsky Theatre of Drama and the Museum
The Museum of Valenki
The Museum of Art and History
Волцский бульвар
Театр Драмы Островского и музей
Музей Валенки
Все достопримечательности
, где есть
, где остаются
пьес Arts, а также Artshma и Artisma и Artisma и Artisma и Artisma и Artisma и арт. валенки
СУВЕНИРНЫЕ ИДЕИ
ТРАНСПОРТ
Иваново
Москва
Нижний Новгород
Ярославль
Кострома
Владимир
ИвановоМосква Нижний НовгородЯрославльКостромаВладимир
❹
Автомобилем
1,5 часа
100 км по трассе Р80.
❷
Пригородным поездом
1,5 часа
2 поезда ежедневно из Иваново в Кинешму и обратно.
Узнать расписание и купить билеты можно на сайте РЖД.
Поездом
2 часа
Поезда отправляются каждый день.
Узнать расписание и купить билеты можно на сайте РЖД.
❹
Автомобилем
6 часов
300 км по трассе М7, затем 100 км по трассе Р80.
❷
Поездом
9,5 часов
Поезда отправляются с Ярославского вокзала.
Узнать расписание и купить билеты можно на сайте РЖД.
❹
Автомобилем
4 часа
По трассе Р152 до Либежево (90 км), далее по трассе Р81 до Кинешмы (160 км).
❹
На машине
3 часа
г. По трассе Р132 до Приволжска (120 км), затем до Вичуги (50 км) и, наконец, по трассе Р80 до Кинешмы (30 км).
❹
Автомобилем
2 часа
50 км до Приволжска по трассе Р132, затем 50 км до Вичуги и, наконец, 30 км до Кинешмы по трассе Р80.
❹
Автомобилем
3 часа
110 км до Иваново по трассе М7, далее 100 км до Кинешмы по трассе Р80.
Иваново
Москва
Нижний Новгород
Ярославль
Кострома
Владимир
ИвановоМосква Нижний НовгородЯрославльКостромаВладимир
❷ Поездом
2 часа
Поезда отправляются каждый день.
Узнать расписание и купить билеты можно на сайте РЖД.
❷ Пригородным поездом
1,5 часа
2 поезда ежедневно из Иваново в Кинешму и обратно.
Узнать расписание и купить билеты можно на сайте РЖД.
❹ На машине
1,5 часа
100 км по трассе Р80
❷ Поездом
9,5 часа
Поезда отправляются с Ярославского вокзала.
Узнать расписание и купить билеты можно на сайте РЖД.
❹ Автомобилем
6 часов
300 км по трассе М7, далее 100 км по трассе Р80.
❹ Автомобилем
4 часа
По трассе Р152 до Либежево (90 км), далее по трассе Р81 до Кинешмы (160 км).
❹ На машине
3 часа
По трассе Р132 до Приволжска (120 км), затем до Вичуги (50 км) и, наконец, по трассе Р80 до Кинешмы (30 км).
❹ Автомобилем
2 часа
50 км до Приволжска по трассе Р132, затем 50 км до Вичуги и, наконец, 30 км до Кинешмы по трассе Р80.
❹ Автомобилем
3 часа
110 км до Иваново по трассе М7, далее 100 км до Кинешмы по трассе Р80.
Василий (Преображенский), епископ Кинешемский, иероисповедник
На протяжении веков христиане питались Житиями святых: апостольских иерархов, пустынников, мучеников, чудотворцев. Сегодня христиане сталкиваются с растущим давлением отказаться от доктрины и догмы в пользу «политкорректного» религиозного синкретизма, мы должны обратить особое внимание на жизнь тех святых, которые были исповедниками веры, которые отказались приспособиться к духу мир. Житие св. Василия Кинешемского, дар богатого самиздатовского хранилища России, предлагает именно такой пример, который может вдохновить нас на волю к сопротивлению популярному и «политкорректному».
Величие святого коренилось в его воспитании, строгом даже по меркам России девятнадцатого века. Его отец, священник, не допускал в дом никаких светских влияний, и детям не разрешалось выходить за пределы живой изгороди, которая обозначала границы их мира. Но кажущаяся суровость этой монастырской среды растворялась в атмосфере истинно христианской любви, а социальная изоляция часто нарушалась радушным приемом бедняков и паломников. Отсутствие отвлекающих факторов и приучение к молитве и духовному подвигу располагали ум к сосредоточению, так что запоздалое воспитание детей не оказывало интеллектуального недостатка и служило на пользу их духовному благополучию, что было главной заботой их родителей.
Даже после такого концентрированного религиозного воспитания требовалось вмешательство Божественного Промысла, чтобы направить юного Вениамина Преображенского – будущего епископа Василия – на путь воли Божией. Он поступил в английский университет, чтобы подготовиться к выбранной им писательской карьере, когда во время летних каникул отправился с друзьями в плавание по Волге. Лодка перевернулась, и Вениамин, рискуя утонуть, отчаянно молился, обещая, что если он будет спасен, то посвятит свою жизнь защите Веры. Он был единственным выжившим.
Еще будучи студентом Духовной академии в Воронеже, Вениамин начал проповедовать в местных церквях. Поняв, что слушающие его мало образованы в вере, он сразу же начал свою миссионерскую деятельность. «Оглядывая прихожан во время богослужений, проповедуя, он выбирал из них одну женщину сильной веры, которая впоследствии становилась центром, вокруг которого собирался круг верующих. Здесь читалось Евангелие, затем толковалось, иногда с примерами самим Вениамином. Были изучены и рубрики церковных служб. Пелись церковные песнопения и любимые народом духовные песни». [1]
Он не пренебрегал и детьми. Когда в 1918 году большевики издали декрет о запрещении преподавания катехизиса в школах, Вениамин собрал детей в церкви, где сам продолжил их уроки Закона Божия.
Его отец считал преждевременным рукоположение или постриг до сорока лет, и только в сорок пять лет Вениамин стал священником. Вскоре после этого он был пострижен, а в следующем, 1921 году, хиротонисан во епископа Кинешмского.
Как архиерею владыка Василий оставался любовно простым в отношениях с людьми. «Когда он посещал молитвенные кружки, молва о его приезде быстро распространялась, и люди спешили ему навстречу… Пришедшие садились, где могли. Владыка усаживался на пол и пел религиозные песни, аккомпанируя себе на цитре. В его проповедях, евангельских беседах и пении было так много любви и простоты, что он казался орудием в руках Божиих.Он не искал и не желал другого жребия в жизни, другого жребия в жизни: ни золота, ни серебра, ни положения. в мире; он не хотел ничего из этого. Он хотел только быть истинным слугой Бога «.
Отсутствие личного честолюбия и заботы о себе предоставило достаточно места для Святого Духа, чье присутствие ясно сообщалось через проповеди епископа и его совершение богослужений. Толпы людей, многие из которых были необразованными рабочими, проходили несколько верст, чтобы присутствовать на вечерних бдениях по четвергам, на которых владыка читал акафист в честь Страданий Господних. «Во время чтения в храме было так тихо, что казалось, будто никого и нет, каждое слово слышно было в самом дальнем углу… Так много было благодати на этих богослужениях, что народ не чувствовал утомления». Даже неверующие, евреи, испытали на себе преображающую силу проповедей епископа, которые почти всем казались «ответами на внутренние вопросы души» 9.0022
Духовное величие владыки подкреплялось его подвижничеством. Он жил в бане, расположенной на заднем дворе благочестивой вдовы, где спал на полу, используя полено вместо подушки. Хотя это означало ежедневную прогулку через весь город к собору, его не убедили переехать. Гуляя по улицам в ранние утренние или поздние ночные часы, епископ несколько раз подвергался нападению грабителей. Давно раздав все имущество, он отдавал им все, что имел, и умел делать это кротко и с любовью.
Его подвиги принесли плоды в целительной силе его молитв. «Однажды в дверь к владыке постучала девочка. Он узнал в ней одну из детей, пришедших к нему на катехизис. Она всю дорогу горько плакала, а когда увидела владыку, свою последнюю надежду, заплакала еще больше. она не плакала, когда умирал ее отец, которого она горячо любила? Владыка тотчас же собрал свои вещи и пошел с ней к умирающему, которого застал в объятиях смерти. Епископ стал молиться. Он молился долго и горячо. приобщился умирающий и, предав все воле Божией, ушел. Тотчас же болезнь стала отступать. Больной стал быстро выздоравливать и вскоре выздоровел».
Многочисленные случаи также свидетельствовали о его даре ясновидения.
Величайшей задачей служения святителя было благополучно провести свою паству через бури, обрушившиеся на внутренние дела Русской Церкви. Когда в начале 20-х годов санкционированные правительством обновленцы стали захватывать храмы и насаждать свое модернистское учение, владыка Василий поручил своим клирикам не оставлять паствы, а служить на свежем воздухе, как и он сам, привлекая тысячи своими вдохновенными проповедями. . Это сопротивление привело к его первому аресту в 1923 г. и ссылкой в Зиранск в сопровождении пяти других иерархов, среди которых был митрополит Кирилл Казанский, будущий руководитель Катакомбной Церкви.
Срок ссылки истек, владыка Василий вернулся в Кинешму в мае 1925 года. Но его огромная популярность раздражала власти, и уже через год он был вынужден покинуть город. Он уединился в деревне, посвящая все свое время молитве. Через полгода он вернулся в Кинешму, чтобы возобновить пастырскую и апостольскую деятельность, окормляя своих духовных чад и оживляя церковную жизнь. Но всего через несколько месяцев он снова был вынужден переехать. Это была знакомая картина, которой отмечена жизнь многих бескомпромиссных священников и архиереев: аресты, заточения и ссылки чередовались с периодами относительной свободы.
При всем желании власти не нашли оснований для того, чтобы приговорить владыку к длительному сроку; он был аполитичен и сосредоточен на чисто духовных вопросах. Ситуация изменилась с публикацией в 1927 г. Декларации митрополита Сергия, по существу узаконившей вмешательство государства во внутреннюю жизнь Церкви. Он широко открыл двери для массовых гонений на православных архиереев, духовенство и мирян. В 1928 году епископ Василий был арестован и сослан на три года в глухую деревню Свердловской губернии. Полная отрешенность от мирских дел и мирских владений придавала ему удивительную гибкость, и в любых обстоятельствах владыке удавалось извлекать выгоду. Он жил в изгнании, как пустынный отшельник, пользуясь уединением, чтобы погрузиться в духовную жизнь. И он был бы вполне доволен остаться там, но ему не разрешили. Отработав срок ссылки, владыка поселился в городе Орле. Через два года НКВД снова вынудило его переехать, и он вернулся в Кинешму.
Это был последний раз. В середине 30-х годов прокатилась титаническая волна ожесточенных гонений, направленных на то, чтобы стереть с лица земли Православие в России. Епископ Василий едва успел наладить контакт со своими духовными чадами до своего очередного ареста. Свой пятилетний срок он провел в лагере под Рыбинском, где заключенные работали на строительстве канала. Но его мучители не довольствовались контролем над его телом; они хотели его душу. Владыку вызвали на допрос:
«Как вы относитесь к советскому правительству?» «Как гражданскую власть, — ответил епископ, — я это признаю, но с вмешательством ее в дела церкви и вызванным ею беспорядком, невиданным в мировой истории, я не согласен».
Следователи требовали признать Декларацию митрополита Сергия. Когда владыка отказался, «разъяренные инквизиторы бросились на него и били, используя концы пряжек воинских ремней. Это никоим образом не изменило его решения исповедовать Христа в православной чистоте. чтобы угодить миру».
В 1942 году епископ Ярославский написал, прося епископа Василия принять епархию. Опять же, это означало признание митрополита Сергия и его Декларации. «Я не признаю Сергия православным», — ответил святитель. «Прошу впредь не предлагать мне епархии. Я стар и измучен ссылками». Через три месяца его снова арестовали. Еще на пять лет отправили в ссылку в сибирские леса Красноярской губернии. .На этом цикл закончился
К этому времени здоровье владыки было подорвано; он был частично парализован и нуждался в ком-то, кто мог бы позаботиться о нем. Последняя попытка склонить его волю к компромиссу была нацелена на его физическую слабость. «Признайте [Сергиевский] Синод, — сказали ему, — и мы вас сейчас же освободим, отправим самолетом в Москву, где вам окажут медицинскую помощь, и вы будете жить». Владыка отказался. «Тогда оставайтесь на месте, мы не можем вас отпустить» — строки, которые, лишенные современной идиомы, можно было бы взять прямо из любого раннехристианского мартиролога.
Ваш комментарий будет первым