Китовая аллея — история древнего эскимосского святилища
Главное
Китовая аллея — древнее эскимосское святилище на острове Итыгран (Чукотка), археологический комплекс, представляющий собой два ряда вкопанных в грунт огромных костей и черепов гренландских китов. Открыта Китовая аллея была в 1977 г. совершенно случайно.
История
До 16 века остров Итыгран был местом встреч охотников на протяжении почти двухсот лет, пока из-за резкого похолодания киты не перестали появляться в этих краях и китобойный промысел быстро пришел в упадок.
В конце 70-х годов прошлого века советские исследователи из института этнографии обнаружили необычное сооружение, состоящее из останков гренландских китов. Это была примерно полукилометровая аллея из огромных китовых костей, вкопанных в землю у берега моря. Помимо этого ученые нашли останки «столбов» из челюстей и черепа китов, а также специальные ямы для хранения запасов мяса и другого продовольствия для людей и корма для собак.
Вероятнее всего Китовая аллея имела для жителей Чукотки ритуальное значение, но вот какое именно, до сих пор остается загадкой, ответа на которую нет даже в легендах и фольклоре местных жителей. По одной из легенд, остров Итыгран был главным хранилищем мяса, однако, для того чтобы открыть ”мясную яму”, нужно было быть шаманом. Другая легенда говорит о том, что Китовая аллея была местом битвы ”летающих шаманов”, но в чём заключалась эта битва и кто победил, история, увы, не может ответить.
Состояние
На сегодняшний день ученые считают, что Китовая аллея могла использоваться по двум поводам — в обрядах, состязаниях и пирах, а также в священных ритуалах у каменного святилища на круглой площадке. Исследования этого таинственного места продолжаются и по сей день.
Китовая аллея стала полуфиналистом конкурса «7 чудес» по Дальневосточному ФО.
Впечатления
Вместе с учеными на остров Итыгран едут и туристы, желающие своими глазами увидеть Китовую аллею. Так как святилище находится на острове, проще всего до него добраться на вельботе из села Янракыннот (85 км от Провидения на вездеходе по грунтовке, вертолете или летом на вельботе), на берегу пролива Сенявина. Зимой до Итыграна и Китовой аллеи можно дойти прямо по льду, правда путь этот неблизкий, примерно 35-40 километров.
{{objectCandidate.short_description}} |
|
Привязан к брендам:
|
Адрес: {{objectCandidate. address ? objectCandidate.address : ‘нет’}} Автор описания: {{objectCandidate.author}} Сайт: {{objectCandidate.site}} Координаты: {{(objectCandidate.coords || []).lat}} {{(objectCandidate.coords || []).lon}} |
Объекты
{{object.
Комментарии для сайта Cackle
Arctic Russia — Китовая аллея
В промежутке между черепами и челюстями оборудовано около 150 мясных ям (хранилищ провизии), и кое-где в них различимы остатки содержимого. Рядом с ямами – кольца, выложенные из камней. Рукотворная каменная дорога длиной около 50 метров ведет от мясных ям по склону сопки к ровной круглой площадке, окруженной кольцом из валунов. В центре площадки установлен большой плоский валун, недалеко от него —каменный очаг со следами золы.
Очертания у всех частей сооружения геометрически четкие, то есть конструкции не разрастались стихийно, а возводились планомерно. Под слоем гальки у кромки воды найдено дополнительное множество китовых костей – значит, изначально святилище было еще грандиознее. При этом конструкции использованы только черепа и челюсти китов, других частей скелетов не найдено – ни ребер, ни позвонков.
То есть на острове китов не забивали, но специально привозили огромные кости.Археологи, обнаружившие святилище, предположили, что оно создано в XIV веке, когда древняя культура китобоев Берингова пролива достигла расцвета. Известно, что на Аляске эскимосские китобои объединялись в большие промысловые отряды во главе с самыми умелыми охотниками. Подобные союзы могли существовать и на Чукотке. Не исключено, что Китовая аллея была своеобразным «клубом» для такого отряда: охотники съезжались на остров Ытыгран, чтобы проводить свои ритуалы и делиться опытом. По мнению ученых, Китовая аллея была центральным святилищем большого объединения охотничьих общин.
Судя по структуре Китовой аллеи, обряды на Ытыгране делились на два типа. В ритуалах, состязаниях и пирах на берегу участвовали все, кто прибыли на остров. А на круглой каменной площадке происходил главный обряд, куда допускались лишь особо посвященные.
Святилище на Ытыгране использовалось примерно двести лет, пока в XVI веке китобойный промысел не пришел в упадок из-за резкого похолодания. Киты стали реже заходить в высокие широты, и ритуалы больших китобойных отрядов утратили актуальность. Китовую аллею постепенно забросили и забыли. В фольклоре чукчей и эскимосов не найдено никаких сведений о ней.
Остров Ытыгран, как и лежащий севернее крупный остров Аракамчечен, ныне необитаем. Раньше там был эскимосский поселок Сиклюк, но в середине XX века его жители перебрались на материк. Китовую аллею все это время воспринимали как часть берегового пейзажа, не придавая ей особого значения. Экспедиция Института этнографии АН СССР обнаружила памятник случайно: ученые исследовали побережье Чукотки, их судно шло мимо острова в тумане. Когда туман вдруг рассеялся, открылась удивительная картина: на берегу белеет множество огромных китовых костей, вертикально вкопанных в грунт…
До сих пор не все загадки Китовой аллеи разгаданы.
Легко догадаться, что добраться до Китовой аллеи трудно. Проще всего – на круизном лайнере. Другой вариант: сначала из Анадыря на самолете до поселка Провидения, потом надо преодолеть еще 85 км – на вездеходе по грунтовой дороге, или на вертолете, или на моторной лодке – до села Янракыннот в Провиденском районе Чукотского АО. Дальше – морем до острова Ытыгран.
Expedition Magazine — Penn Museum
В августе 1976 г. небольшая группа антропологов под руководством М. А. Членова обнаружила на ныне необитаемом острове Иттыгран в проливе Сенявина (рис. 1) удивительное место, предполагающее существование древнего эскимосского ритуала. сложный. Участок, впоследствии получивший название «Китовая аллея», был объектом экспедиций 1977, 1979 и 1981 гг. Результаты этих работ были опубликованы в специальной монографии (Арутюнов, Крупник, Членов, 1982) и в ряде небольших публикаций.
Китовая аллея — монументальное сооружение даже по сравнению с остатками крупнейших раннеэскимосских поселений на Чукотском полуострове, таких как Уэлен, Эквен, Сиреники, Кивак. Китовая аллея (рис. 2) состоит из двух практически параллельных рядов черепов полярного гренландского кита (Balaena mysticetus). Черепа вкопаны в землю группами по два-четыре, как и вертикальные столбы, сделанные из челюстей гренландского кита (рис. 3). Черепа и челюсти следуют по гравийной косе вдоль берега на расстояние 550 метров. Подъездная дорога проходит примерно на 50 метров от геометрического центра переулка до осыпи (каменных обломков) на склоне холма. Дорога заканчивается кольцом больших валунов, которое называют «Главным святилищем». сохранились на дне некоторых ям. В комплекс были включены и другие более мелкие постройки несомненно культового характера. Монументальные ритуальные центры такого типа не известны больше нигде на азиатской стороне Берингова пролива и, насколько мы можем судить по литературе, не описаны ни в какой другой части эскимосского царства.
Чтобы понять функцию Китовой аллеи, а также определить группу, которая ее построила, мы организовали подробные раскопки этого места, изучили исторические документы, описывающие этот район, и собрали устные истории, связанные с этим местом. В своих поисках мы изучили культурное наследие аборигенных групп — чукчей и эскимосов — и обследовали район от реки Курупки до мыса Дежнева. Описаны остатки древних поселений, собраны связанные с ними устные предания, а также местные топонимы.
Завершив нашу монографию о Китовой аллее, мы пришли к выводу, что ее строители не могли быть прямыми предками ни одной из современных групп эскимосов юго-востока Чукотского полуострова, ни кочевых чукчей-оленеводов. Это место не было построено группой неаборигенов. В наших беседах с информантами мы отмечали неоднократные упоминания о масигмитах, группе людей, которых современные эскимосы и чукчи считают весьма загадочными. Предполагаемая родина масигмит находится на берегу залива Мечигмен, области, которая до недавнего времени не исследовалась ни этнографами, ни археологами.
Несколько аспектов Китовой Аллеи озадачили нас. Остатков крупных приморских деревень на берегах островов в проливе Сенявина или на соседнем материке мы не обнаружили. Поэтому природа мест обитания строителей Китовой аллеи осталась неизвестной. Наиболее распространенным структурным элементом на Аллее китов, по-видимому, являются группы черепов китов, вкопанных в землю. Однако нигде на островах и в эскимосских поселениях южнее таких групп черепов не обнаружено.
Согласно зафиксированным нами генеалогическим преданиям, современные эскимосы сохраняют память о масигмитах , живших в районе залива Мечигмен, и слившихся с эскимосскими общинами северной и северо-восточной сторон полуострова; среди этих общин были бывшие жители 19-го и начала 20-го века островов в проливе Сенявина. Кроме того, некоторые наши информанты с убеждением рассказывали о черепах, закопанных в землю в районе залива Мечигмен и по сей день.
Вопросы о Китовой аллее и информация о бухте Мечигмен побудили нас обратить особое внимание на неисследованную территорию вокруг бухты Мечигмен в полевой сезон 1981 года. Мы надеялись найти там места, напоминающие Аллею китов. Нас особенно интересовал район старинного чукотского села Мечигмен, расположенного на гравийной косе, вдающейся с юго-востока во вход в губу Мечигмен. Однако мы не хотели ограничиваться изучением одного Мечигмена, а сочли целесообразным обследовать всю береговую линию между проливом Сенявина на юге и входом в бухту Лаврентия на севере.
Экспедиция 1981 года
В середине июля 1981 года одновременно стартовали две части экспедиции. Этнографическая секция в составе авторов и художника С. А. Богословского использовала вельбот с шестью выходцами из села Новое Чаплино. Биологическая секция под руководством Богословской Л.С. использовала кожаную лодку, управляемую тремя охотниками-эскимосами из села Сиреники. Две секции после отдельных переходов встретились на островах в проливе Сенявина и после двухнедельной работы в районе Китовой аллеи вместе проследовали на север (рис. 4).
Неизмеримой выгодой для нас оказалось использование охотничьих лодок, укомплектованных эскимосскими экипажами (рис. 5). Мы могли подойти к побережью и приземлиться в любой точке. Путешествие вместе с охотниками решало и проблему пропитания. Благодаря постоянному личному общению и совместной работе с членами наших экипажей мы узнали местные топонимы и охотничьи термины. Наши эскимосские бригады также предоставили нам экологическую интерпретацию древних памятников.
Не меньшее преимущество имели объединенные усилия двух частей экспедиции, этнографической и биологической. Все древние морские охотничьи поселки располагались в местах повышенной концентрации ресурсов: в местах прохода морских млекопитающих вблизи берега, у береговых колоний птиц, на продуктивных рыболовных озерах и лагунах. При одновременном картографировании современных биологических ресурсов и древних охотничьих угодий часто можно было на основании предварительной ландшафтной оценки предсказать существование в том или ином месте остатков древних поселений. В подавляющем числе случаев эти прогнозы оказались верными.
Ныхсирак
Первая находка, тесно связанная с Китовой аллеей, произошла на второй день после выхода экспедиции из пролива Сенявина. У скалистого мыса, ныне известного как мыс Халюсткин, образующего южную оконечность бухты Мечигмен, нами обнаружены остатки крупного городища. По-чукотски это место называется Ныхчиген. Однако сохранилось и его эскимосское название — ных сирак (Тюлениный мыс). Чукотское имя, по-видимому, является адаптацией эскимосского термина. Остатки древних жилищ тянулись параллельно старым береговым линиям косы на протяжении почти 400 метров. Коса была отделена от моря большой лагуной Гытлянген. Сегодня жилища выглядят как округлые углубления с торчащими кое-где обломками китовых костей. Такие остатки жилищ часто встречались на Чукотском полуострове между Уэленом и мысом Дежнева.
Ряд построек в Нихсираке оказался очень интересным. Здесь мы нашли два черепа гренландских китов, вкопанных в землю, как на Китовой аллее. Это было первым свидетельством того, что наше предположение о возможных связях строителей Китовой аллеи с древним населением залива Мечигмен было верным. Еще одной поразительной деталью в Нихсираке было количество черепов детенышей серого кита (Eshrichtius robustus). Черепа были найдены не только в беспорядке над гравийной косой, но и в грубых круглых основаниях некоторых полуподземных жилищ и в стенах неглубоких ям для хранения мяса (рис. 6). Всего мы насчитали 122 таких черепа, а в некоторых основаниях жилищ насчитывалось до 20 телячьих черепов.
Мечигмены
Проведя три дня в Ныхсираке, мы продолжили путь дальше на север, исследуя или отмечая по пути небольшие старые стоянки. 8 августа 1981 года мы вышли на широкую галечную косу, которая вдается во вход в губу Мечигмен. Двигаясь по ней на северо-восток, мы подошли к старому селу Мечигмен, покинутому приморскими чукчами в 1950-х годах. Чукотское название села, как и в случае с Ныхсирак, является фонетической адаптацией эскимосского имени масигми, которое можно приблизить к значению «в масик».
Даже в море перед нами открылось чудесное зрелище. Над плоской поверхностью низменной заболоченной косы, примерно в 3 километрах от ее северо-восточного острия, вырисовывался выступающий бугор. Поверхность вокруг него была усеяна причудливо изогнутыми обломками вкопанных в землю китовых челюстей (рис. 7), разбросанными грудами китовых черепов (рис. 8) и остатками полуподземных жилищ. Нашему взору попались регулярные группы крупных черепов гренландских китов, вкопанных в землю. Выступы черепов, напоминающие клешни крабов, были хорошо видны над зеленовато-бурой растительностью тундры.
Обследование показало, что городище Масик вытянулось более чем на 1000 метров с юго-запада на северо-восток вдоль направления косы и в плане образовало два крупных овала, окаймляющих берега ныне высохших внутренних озер. Северная и южная оконечности деревни были отмечены большими одиночными столбами челюстей гренландского кита. Центр села находился на пригорке. Там мы нашли остатки семи больших полуподземных построек своеобразной конструкции. Средний диаметр сохранившейся ямы дома составлял около 8 метров. Чукчи близлежащего современного села Лапин называли постройки клегранами, или «мужскими домами»; Некоторые из этих построек, без сомнения, были функциональными аналогами хорошо известных общинных домов американских эскимосов или мужских домов, известных как кариги (см. обсуждение в статье Sledge Island в этом выпуске).
Среди построек на холме мы обнаружили много интересных особенностей: группы стоек челюстей гренландского кита, одиночную выступающую челюсть кита, закрепленную у основания набором из 20 черепов телят и оленьих рогов, а также погребенный череп белого медведя, взвешенный завален валунами и окружен маленькими черепами серого кита. Сам бугор был разделен примерно посередине линией челюстей серых китов, лежащих прямо на земле и бегущих на расстояние 10 метров.
Не меньший интерес представляли сооружения, расположенные близко к морю. На берегу гравийной косы мы нашли несколько тайников с мясом в виде небольших ямок или воронок, стены которых были выстланы черепами детенышей серых китов. Нами также обнаружено шесть овальных полуподземных домов размером 8 х 5 м, боковые стены, фундамент и крыша которых сложены из костей гренландского кита и серого кита (рис. 9). В некоторых из этих домов практически полностью сохранились детали конструкции. Один из них практически не пострадал. За десять лет работы на Чукотке это был первый встреченный нами дом с полностью сохранившейся крышей из кости гренландского и серого кита. Крыша была покрыта дерном и имела центрально расположенный вход. Погружаясь внутрь, мы отметили детали конструкции, которые полностью соответствовали описаниям и иллюстрациям путешественников 18 века (рис. 10). Мы также заметили, что рядом с каждым домом когда-то была установлена группа вертикальных стоек для челюстей кита. В Масике мы насчитали примерно 30 таких групп или их остатки.
Необычно большое количество костей серых китов, найденных в Масике. Мы никогда не встречались: такое количество остатков серых китов не встречалось нигде на побережье Чукотского полуострова. На поверхности и в видимых фундаментах домов мы идентифицировали около 1500 черепов серых китов, останки около 30 гренландских китов и кости нескольких более мелких усатых китов.
Кости других морских млекопитающих были обнаружены на участке сравнительно редко.
Всего мы нанесли на карту более 100 различных построек на месте Масика. Хотя первое посещение этого места позволило нам составить о нем лишь общие представления, мы поняли, что в Масике мы нашли то, что искали: большое древнее поселение, когда-то населенное охотниками на китов, имевшими богатую ритуальную традицию, включавшую обычай устанавливать в землю парами и четверками черепов гренландских китов. Однако сегодня в Масике сохранилось всего четыре таких полных группы, и они не расположены рядами. В двух группах черепа установлены в земле характерным образом: один носовыми костями вверх, другой вниз, конструкция, которая не объяснена.
Другие памятники
Еще одна пара поднятых черепов была обнаружена примерно в 6-8 километрах к северу от Масика, в небольшом относительно позднем поселении, известном как Раупелян, расположенном на северной косе, отделяющей море от залива Мечигмен. Среди остатков поздних жилищ и китовых челюстей (под одним из которых было разбросано 40 черепов белых медведей) мы насчитали 80 черепов детенышей серых китов. По словам местных жителей, большая коллекция таких черепов была обнаружена на древних поселениях Люгрен (ныне Лорино) и Ильян, ныне сильно нарушенных. Наконец, примерно в 15 километрах к северу от Лорино, в руинах городища Кукун, было найдено 130 черепов серых китов, а также останки около 10 гренландских китов. Кости лежали либо на поверхности, либо в относительно поздних полуподземных жилищах.
Кукун был самым северным древним местом на берегу залива Мечигмен. Дальше на север начинается скалистый мыс мыса Кригуйгун. До середины 20 века на его южном и северном берегах располагались соответственно чукотские аулы Аканни и Яндогай. По своему внешнему виду они заметно отличаются от поселений Мечигменского залива и больше напоминают древние поселения на юго-востоке Чукотского полуострова. В Аканни и Яндогае не было черепов гренландских китов, вкопанных в землю, и черепа маленьких серых китов не использовались в архитектуре. Конечно, было много остатков древних полуподземных домов, ям для хранения мяса, могильников и столбов челюстей гренландского кита.
Наше путешествие на охотничьих лодках завершилось в бухте Лаврентия, в одноименном городке, административном центре самой восточной области СССР. Однако в следующем месяце небольшая группа этнографов завершила сезон с путешествием дальше на север, к массивному мысу мыса Дежнева. Здесь исследовали остатки двух поселений: Наукан (эскимосское, Нувукак) и Нунак.
Обзор мыса Дежнева
Массив мыса Дежнева существенно отличается от других частей азиатского побережья Берингова пролива. Это обширный, практически недоступный горный монолит, круто спускающийся в море. Здесь нет ни гравийных кос, ни лагун, ни удобных равнин для строительства деревень. Оба обследованных поселения располагались на крутых склонах. Нунак особенно удивителен. У его подножия полоска пляжа, где можно сойти на берег. Чтобы добраться до первых домов на высоте от 10 до 20 метров над уровнем моря, нужно ползти на четвереньках по узкой горной тропе. В Нунаке наибольший интерес представляют относительно поздние жилища, скорее напоминающие каменные валы диаметром до 8 м, с валунными стенами толщиной до 1 м и каменными входными коридорами длиной до 3 м. Аналогичные, но значительно более поздние модернизированные жилища этого типа описаны для Наукана (рис. 11) и островов Диомида. В Нунаке есть еще одна примечательная вещь — большая котловина, выложенная камнем, расположенная на крутом склоне над деревней. Увы, его видели мы только с моря. Согласно эскимосскому фольклору и местным преданиям, дошедшим до наших дней, в бассейне находился знаменитый мифологический кит, рожденный женщиной. Возможно, котловина на самом деле была искусственным резервуаром для скопления талой и дождевой воды, а может быть оборонительным укреплением.
Масикская традиция
Немногим более чем за три месяца экспедиция преодолела более 300 километров вдоль восточного побережья Чукотского полуострова, обследовав более 20 древних поселений. Еще важнее то, что сейчас бросается в глаза исключительное разнообразие археологических памятников на побережье между Сирениками и мысом Дежнева. На этом фоне настоящим достижением сезона 1981 г. стало выделение самобытной культурной традиции в районе залива Мечигмен. Мы назвали его Традиция Масик в честь основного поселения в этом районе.
В большинстве районов северной части Берингова моря основной целью аборигенной китобойной охоты был гренландский кит (Богословская, Вотрогов и Крупник, 1982), а морж, белуга, тюлень и олень составляли важнейшую базу жизнеобеспечения. Однако до выявления масикской традиции к северу от Алеутских островов не существовало культуры охоты на серых китов.
Специализация древних охотников Мечигменской бухты имеет естественное экологическое объяснение. В этой части побережья в летние месяцы концентрируется огромное количество детенышей и молодых особей серых китов. В некоторых местах животные подходят близко к берегу, одним из них является Масик. Здесь сопровождавшие нас биологи в течение нескольких дней изучали поведение и питание этих млекопитающих. Насколько мы могли судить по сообщениям местных туземных старейшин, в конце 19 в.го и начала 20 века местные чукчи охотились на детенышей серых китов с гарпунами и железными копьями именно у этого берега.
Помимо экономики, ориентированной на добычу серых китов, традиции масик отличаются от других древних культурных комплексов Чукотского полуострова другими характеристиками. Эти характеристики включают в себя наличие на стоянках масикской традиции групп черепов гренландских китов, вкопанных в землю, особую конструкцию овальных полуподземных домов без коридорных входов, характерную форму ям для хранения мяса, которые представляют собой овальные углубления или круглые тайники, сделанные из черепа серых китов, исключительное обилие разнообразных ритуальных сооружений и устное предание, связывающее существование общинных мужских домов, — хотя воспоминания о последних известны и для других частей Чукотского полуострова, включая Уэлен и Наукан.
В какой степени Традиция Масик связана с Китовой Аллеей? Более полный ответ на этот вопрос можно будет получить после дальнейших исследований и особенно после сбора радиоуглеродных дат с различных обследованных участков. Ранее Китовую аллею условно датировали 14-15 веками. Однако образец китовой кости дал две радиоуглеродные даты: 1628 ± 30 г. н.э. (LE-1598) и 1628 ± 40 г. н.э. (LE-1597). Китовые кости в руинах жилищ по внешнему виду и состоянию свидетельствуют о том, что стоянки в районе залива Мечигмен также достаточно поздние.
Русская морская экспедиция И. Биллингса посетила село Мечигмен в 1791 году и отметила, что овальные полуподземные дома на косе были обитаемыми, что свидетельствует о сохранении масикской традиции. Более поздние путешественники, такие как англичанин У. Х. Хупер и русские Н. Л. Гондатти и В. Г. Боргораз, посещали Мечигмен в 19 веке и никогда не упоминали о том, что видели ритуальные места, что указывает на то, что к тому времени традиция Масик исчезла. Однако наш коллега профессор И. С. Вдовин побывал в небольшом лагере у Мечигмена в 19 г.30, когда он был заселен несколькими чукотскими семьями, и сообщил, что вокруг китового челюстного столба на пригорке лежали деревянные скульптурные изображения китов.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что Традиция Масик пережила строителей Китовой Аллеи. В конце 1700-х годов явно эскимосское село Мечигмен было ассимилировано чукчами, которые вытеснили часть эскимосского населения. Часть переселенных эскимосов ушла на юг, к островам в проливе Сенявина и к мысу Чаплино; другие присоединились к науканским эскимосам. Однако большинство мечигменских эскимосов остались и стали предками современных мечигменских приморских чукчей.
В настоящее время трудно ответить на ряд вопросов, касающихся географического распространения Традиции Масик и характера связей между Китовой Аллеей и другими местами Традиции Масик. Предварительно мы предполагаем, что Масикская Традиция граничит на севере с массивом мыса Кригуйгун, а на юге с островами в проливе Сенявина. Мы также предполагаем, что на фоне богатой ритуальной жизни носителей масикской традиции Китовая аллея перестает быть исключительным явлением среди древних памятников Чукотского полуострова.
Аллея китовых костей
Древнее эскимосское святилище и «чукотский Стоунхендж», Аллея китовых костей считается самым загадочным местом Дальнего Востока.
Он расположен на обитаемом острове Ыттыгран, где крутой скалистый берег погружается прямо в Берингово море.
По мере приближения путешественников к острову открывается великолепный вид:
кривые кости и ужасающие черепа гренландских китов, побелевшие от времени, на фоне травы и неба.
Обнаруженный советскими археологами в 1977 году, этот памятник древней культуры эскимосов мог бы стать отличным фоном для фантастического фильма.
Аллея просто огромна: она тянется вдоль береговой линии примерно на 500 м и имеет сложную структуру. Ближайший к берегу ряд состоит из вкопанных в землю китовых черепов. Размер каждого из них более 2 м, а над землей они выступают на 1,5 м. Следующий ряд состоит из столбов челюстной кости. Они поднимаются на высоту почти 5 м над землей, при этом длина подземной части составляет около 0,5 м. Каждый столб имеет диаметр 0,5 метра.
Масса такой кости челюсти составляет 250–300 кг. Потребовалось бы несколько взрослых мужчин, чтобы закопать его в землю.
Аллея китовых костей изначально состояла из 50–60 черепов, 30 челюстей и сотен целенаправленно уложенных камней.
Между рядами черепов и костей находится около 150 мясных ям.
От мясных ям вдоль склона холма проходит 50-метровая каменная дорога, ведущая к плоской круглой площадке. Посередине огромный плоский валун и каменный очаг со следами пепла.
Археологи считают, что Аллея китовых костей была построена по заранее определенному плану, так как образует правильный геометрический узор.
Черепа размещены группами по два и по четыре. Их вкапывают в землю носом в первую очередь, чтобы массивная затылочная область выступала из земли. В то же время археологи нашли на острове очень мало ребер или позвонков, а значит, это было не то место, где убивали китов. В некоторых черепах есть отверстия. По мнению некоторых ученых, черепа могли быть перевезены в Ыттыгран после того, как их лишили плоти.
Но зачем кому-то перевозить китовые кости издалека?
Многие исследователи предполагают, что Китовая аллея была центральным убежищем большого объединения разрозненных эскимосских общин, живших на берегах пролива Сенявина и вокруг него. Не исключено, что остров посещали другие северные народы с острова Святого Лаврентия, который сейчас принадлежит США.
Ученые считают, что Аллея была возведена в 14 веке, когда китобойные культуры Берингова пролива достигли своего расцвета.
Предметов повседневного обихода вокруг Китовой аллеи не обнаружено. Значит, в те времена остров оставался обитаемым. Те, кто возводил Аллею, там не жили, а когда и пришли, то ненадолго.
Вот почему археологи придерживаются мнения, что сооружение было создано в религиозных целях. Морские люди совершали ритуалы для умерших; китовая пасть и каменные кольца могли символизировать души их предков.
Легенда гласит, что Ыттыгран был обычным полем битвы летающих шаманов.
Но за что они боролись и каковы были правила, никто не знает. На острове также могли быть свидетели обрядов посвящения или охотничьих состязаний.
Кроме того, они могли хранить и делить свою охоту на Ыттыгране. Китовое мясо, ворвань и шкуры складывали в мясные ямы, где холодный климат долго сохранял их хорошую сохранность.
Ваш комментарий будет первым