Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Кижи легенда про нестора однажды плотник уснул: Дом Ошевнева. Легенды и были | Газета «Кижи»

Журнал Международная жизнь — Жемчужина русского севера – остров Кижи. Часть вторая

Кижские шхеры – чудесный заповедный край, сохранивший до ныне свою природную красоту, флору и фауну, местную культуру и предания.

Самое знаменитое предание Кижей (помним, что ударение в названии острова на первый слог?) о легендарном мастере–плотнике Несторе. Повествует оно о постройке им без единого гвоздя с помощью одного только топора деревянного чуда России – храма Преображения Господня. Записано предание различными исследователями-собирателями северных сказаний. Приведу этот сюжет в изложении известного фольклориста, доктора филологических наук, заслуженного деятеля науки Республики Карелия Неонилы Криничной: «…Место, где сейчас церковь, было совсем пустынное и заросшее вересом (можжевельник). Нестер, проходя по этим зарослям, обнаружил святую книгу. Тогда он в уединении сел и читал целый день и ночь. И когда стало подыматься солнце, и упала на траву роса, он увидел в переливании солнечных лучей и капелек росы на траве рисунок этой церкви.

 Хотя строительства там никто не желал, но Нестер рассказал, что Бог подсказал, где и какую церковь нужно строить, противоречить никто не мог. Началось строительство… Когда церковь была построена, нужно было сделать открытие и освятить, то собирались долгое время, несколько дней. Кто был не согласен, тем говорили, что на церковь, ту старую, которая сгорела во время служения, бог послал удар молнии — и она сгорела, все погибли, хотя день был солнечный и ясный. Поэтому на том месте строить нельзя. Когда все были убеждены, Нестер на одном бревне вырубил: «Церковь эту построил мастер Нестер. Не было, нет и не будет такой»… Нестер со священным топором поднялся до последней главки, привязал до креста алую ленту, а топор закинул в озеро и поклялся, что такого чудесного храма не будет больше никогда. И топор этот никто не найдет. И тогда начали святить церковь. А Нестера больше никто не видал».

Интересное добавление к этой легенде есть в книге русского этнографа, писателя, путешественника С. В. Максимова (1831-1901) «Год на Севере». Сохранились такие слова мастера, обращённые к местным жителям: «Я-де Богу работаю, мзды большой не приемлю, только без денег домой не пущайте», и признание людей, которые говорят Нестору: «Божья над тобой милость святая. Всё как быть надо», и в благодарность ему «в шапку покидали денег много».

Было это в 1714 году. Из народных легенд видно, что уже тогда работу плотника Нестора народ видел не просто как совершенное ремесло, а как высокое искусство. Мастер вложил в строительство все свои силы, весь ум, всю душу и исполнил Божественный замысел, как высший акт творения…

Мастерство русских умельцев запредельно и даже у неспециалистов вызывает восторг и неподдельное восхищение. Вдумайтесь! Сруб церкви поставлен без фундамента. Только под западный прируб церкви уже в 1870 году подвели бутовый фундамент на известковом растворе. Основой композиции храма является восьмигранный сруб — «восьмерик» — с четырьмя двухступенчатыми прирубами, как крест, расположенными по сторонам света. Алтарный восточный прируб имеет в плане форму пятиугольника. С запада к основному срубу примыкает невысокий сруб трапезной. Hа нижний восьмерик последовательно поставлены еще два восьмигранных сруба меньших размеров. Увенчана церковь Преображения Господня двадцатью двумя главами, размещенными ярусами. Причём, на каждом ярусе форма и размеры глав меняются. Венчающая глава возносится на высоту 37 метров. Каждый купол имеет чешуйчатое украшение, а концы каждой тесовой доски вырезаны таким образом, что их тень образует дополнительный орнамент на кровле. Я уже не буду писать про полы, потолки, водостоки… Храм — невероятно сложное строение, но эта сложность оправдана и полностью подчинена художественному замыслу!

На протяжении всех лет существования кижского архитектурного комплекса его главный объект — церковь Преображения Господня вызывал постоянную тревогу в связи со своим почтенным возрастом и состоянием древесины. Со времени первой реставрации в 1949-1959 гг. по проекту архитектора, реставратора и фактически — создателя музея–заповедника «Кижи» А. В.Ополовникова, судьба храма волновала всех. С этого времени не утихали споры о способах восстановления и методах защиты древесины. Почти вся современная история церкви Преображения Господня связана либо с поиском путей, либо непосредственно с проведением ее реставрации.

1970 год — микологическое состояние древесины церкви стали наблюдать специалисты Института леса Карельского научного центра РАН. С этого же времени к решению проблемы реставрации Преображенской церкви привлекаются ведущие научно-исследовательские и проектные организации всего Советского Союза. Но ни одно из проектных предложений не было признанно способным полностью решить проблему укрепления церкви. И в августе 1980 года церковь была закрыта для посещения.

В 1987 году прошёл Всесоюзный конкурс на разработку проекта инженерного укрепления памятника, а в 1988 году — Международный симпозиум ИКОМОС на эту же тему. К советским реставраторам присоединились специалисты Норвегии, Финляндии, Канады Германии и других стран. Участники симпозиума рекомендовали не подвергать Преображенскую церковь переборке и предложили включить Кижский архитектурный ансамбль в Список объектов Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Что и было сделано в 1990 году. Однако способа сохранения церкви найдено не было…

И только в 1999 году коллективом музея-заповедника «Кижи» под руководством выдающегося архитектора B.C.Рахманова и главного реставратора музея Н.Л.Попова был разработан столь долгожданный проект. Главная его идея — с помощью специальных инженерных конструкций поярусно, поднимая и вынимая отдельные части церкви, реставрировать либо заменять особенно повреждённые брёвна по методу «лифтинга».

Для воплощения этого грандиозного проекта в Кижах был построен не имеющий аналогов в мировой практике реставрационно-производственный комплекс, и в 2009 году работы на памятнике начались.

Туристы, приезжавшие на остров в те годы, с изумлением наблюдали невиданную сюрреалистическую картину: висящий в воздухе величественный ажурный архитектурный силуэт Преображенского храма с зияющими пустотами — вынутыми ярусами, металлическим каркасом и лесами.

 

Отдельных усилий потребовала реставрация четырехъярусного позолоченного иконостаса. Иконостас со 105-ю оригинальными иконами XVII — XVIII вв. отличается особым великолепием и является одним из крупнейших резных золоченых иконостасов на Русском Севере. Высота центральной части иконостасной рамы превышает семь метров, длина — почти 24. «Главное украшение интерьера северного храма — иконы — разместились в иконостасе в том же порядке, как и в XIX веке, открыв верующим так называемый «Пасхальный цикл» праздников. Основанием для такого расположения образов стали схемы иконостаса, зафиксированные в архивных документах 1830, 1867 годов», — говорится в пресс-релизе музея-заповедника «Кижи».

Удивительный факт: храм получил охранный статус от государства в 1920 году, во время гражданской войны. Иконы пережили оккупацию в Великую отечественную войну и сохранились вплоть до демонтажа иконостаса в 1980. Сейчас после реставрации иконостас поражает своим великолепием и светом.

Да! Работы завершены. На церемонии официального открытия церкви 23 июля 2021 Министр культуры РФ Ольга Любимова сказала: «Многолетняя реставрация Церкви Преображения Господня, а также величественного золоченного резного иконостаса – пример титанического труда отечественных мастеров деревянного зодчества и реставраторов. В общей сложности 100 уникальных специалистов трудились на этом объекте, создан Всероссийский центр сохранения деревянного зодчества им. В.С. Рахманова… Огромные слова благодарности всем тем, кто трудился здесь».

С благодарностью и восторгом перечислим здесь некоторые из имён: Владимир Степанович Рахманов — главный архитектор проекта реставрации, бывший главный архитектор музея-заповедника «Кижи», к сожалению, ушедший в 2019 году и не увидевший окончания работ; ныне здравствующие Татьяна Викторовна Незвицкая — заместитель директора музея по реставрации; Андрей Львович Ковальчук — реставратор памятников деревянного зодчества высшей категории, начальник Плотницкого центра музея, автор методики «лечения» бревен; Виталий Александрович Скопин — реставратор памятников деревянного зодчества высшей категории, директор ООО «Заонежье», Алексей Алексеевич Чусов — реставратор памятников деревянного зодчества высшей категории, прораб Архитектурно-Реставрационного Центра «Заонежье»; Николай Леонидович Попов — заместитель директора по реставрации до 2013 года, инициатор реставрации методом лифтинга; а также целые коллективы — АО Межобластное научно-реставрационное художественное управление Всероссийского художественно научно-реставрационного центра имени Грабаря и многие-многие другие. ..

Работы же по сохранению ансамбля Кижского погоста и развитию инфраструктуры государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника «Кижи», в состав которого входят 82 уникальных памятника русского деревянного зодчества XIV–XX веков, продолжаются. Ну, а те, кому посчастливится побывать в Кижах, уже могут воочию увидеть, восхититься и помолиться в обновлённой Преображенской церкви – нашем русском Парфеноне, по меткому замечанию главного архитектора реставрации Кижского погоста Владимира Степановича Рахманова…

Продолжение следует…

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Пролог и сказка Миллера

 

Резюме

После рассказа Рыцаря Хозяин призывает Монаха рассказать историю, которая по благородству цели может соперничать с рассказом Рыцаря. Но сильно пьяный Мельник объявляет, что расскажет историю о плотнике. Надсмотрщик, Освальд, возражает, потому что когда-то он был плотником. Затем Чосер предупреждает читателя, что эта история может быть немного вульгарной, но он должен рассказать все истории, потому что на кону приз. Так Миллер начинает свой рассказ.

Джон, старый и очень ревнивый плотник, женатый на 18-летней девушке по имени Элисон, сдает комнату молодому студенту-астрологу по имени Николас, который якобы может предсказывать вероятность ливней или засухи. Вскоре Николас влюбляется в Элисон и однажды хватает ее за пах и кричит: «Люби меня сразу, иначе я умру». Сначала Элисон сопротивляется, но клерк вскоре преодолевает ее сопротивление, и вместе они придумывают план, согласно которому подшутят над ревнивым мужем.

У Элисон есть еще один поклонник — Абсалон, женоподобный любитель благовоний в церкви. Очень изящный и привередливый, Абсалон на самом деле настолько привередлив, что терпеть не может людей, которые выбрасывают газ на публике. Хотя Абсалон демонстрирует свои чувства к Элисон, исполняя ей серенаду за окном ее спальни, она находит его неприятностью и интересуется только Николасом, который придумывает тщательно продуманный план, чтобы вывести Джона из дома на ночь.

Николас убеждает Джона, что город скоро посетит наводнение, подобное тому, которое посетил Ной в Библии, и что, чтобы выжить, он должен построить и прикрепить к стропилам три похожие на лодки кадки и хранить в них провизию. Иоанн следует указаниям Николая, и накануне предсказанного потопа все трое — Иоанн-плотник; Элисон, жена Джона, и Николас, любовник Элисон, забираются в лодки. Когда плотник спит, Элисон и Николас быстро спускаются к кровати Элисон, где проводят ночь, занимаясь любовью.

Позже той же ночью Абсалон, обнаружив отсутствие Миллера, подходит к окну Элисон. Ему отказано в доступе в ее комнату, он умоляет о поцелуе. Боясь, что назойливый клерк разбудит соседей, Элисон соглашается поцеловать его, но вместо рта высовывает в окно зад. Привередливый Абсалон «поцеловал ее обнаженную задницу с большим наслаждением». Уходя, Абсалон слышит, как молодые любовники смеются над ним.

Излечившись от любовной болезни, Абсалон берет у кузнеца раскаленную кочергу, возвращается к окну Элисон и говорит ей, что у него есть для нее золотое кольцо: «Я отдам его тебе за еще один поцелуй». Но Николас, пытаясь улучшить отношение Элисон к Абсалону, вместо этого открывает окно и «высовывает свою задницу … ягодицы и все такое» и пукает Абсалону в лицо. Абсалон быстро приходит в себя и вонзает раскаленную кочергу прямо в задницу Николаса.

Николас кричит: «Вода, помоги, вода, вода», пробуждая Джона ото сна. Думая, что приближается наводнение, Джон перерезает веревку, удерживающую его лодку, и падает на пол. Соседи, услышав весь этот шум, вбегают и, узнав о приготовлениях Джона к наводнению, смеются над его сумасшествием.

Анализ

Эта сказка — самая смешная из когда-либо написанных Чосером, и на протяжении веков она пользовалась популярностью у читателей юмористической литературы. Чосер использовал неизвестный источник для Сказка Миллера, , но в общих чертах это одна из самых распространенных земных народных сказок, или fabliaux. История богатого старика, женившегося на сладострастной молодой девушке, была и остается источником большей части непристойного юмора в западной литературе.

В трактовке Чосера история возвышается до больших литературных высот благодаря мастерскому использованию Чосером комических несоответствий и характеристик, а также невероятной аккуратности построения сказки.

История изобилует нелепостями. Некоторые отрывки требуют полного знания средневековья вместе с традициями того времени: например, рассмотрите следующее:

  • Оригинал: И тайно он поймал наем quiente / И сказал: «Ywis, но если у меня есть воля, / Из искренней любви к тебе, Лемман, я проливаю». / И хватать наемников за задницу.
  • Перевод: И грубо схватил ее за вагину / И сказал: «Конечно, если я не добьюсь своего, / За тайную любовь к тебе, возлюбленная, я погибаю», / И чувственно держал ее за пах.

Несоответствие заключается в контрасте между поступками Николая, прямыми, дерзкими и вульгарными, и словами, которые он говорит, словами утонченного придворного любовника, благородно тоскующего по даме далеко не по положению ( несоответствие, которого нет в современной английской транслитерации).

Более очевидным примером несоответствия является сцена между Абсалоном и Элисон у ее окна. Абсалон, метатель благовоний, привык к сладким, экзотическим и чувственным запахам. Он женоподобный, нежный, привередливый, и все же он подвергается крайнему унижению, когда Элисон представляет свою «задницу» для поцелуя, и Абсалон делает это.

Что касается характеристики, то представление Элисон наполнено деталями, идентифицирующими ее как какое-то невинное и радостное природное существо — податливость ласки, мягкость шерсти барана (барашек — старый ягненок), пение ласточки на сарай и так далее. Тот же радостный характер лежит в основе ее реакции на ужас Абсалона после ее выходки: «Техи!» сказала она и хлопнула в окно». В ее вульгарной выходке столько невинной радости.

Изящество сказки выходит далеко за рамки комической неизбежности сюжета. С точки зрения средневековья, Ноев потоп произошел потому, что люди стали плотскими; они впали в распущенность и извращение. Те же грехи вызывают комическую катастрофу в «Рассказ мельника». Опять же, в «Рассказ мельника», призвание каждого персонажа имеет комическое значение. Плотницкое дело важно, во-первых, потому, что оно оправдывает постройку старым Иоанном корыт (ковчегов), а во-вторых, потому что гильдия плотников обычно ставила пьесы Ноя в средневековых мистических циклах. Кроме того, имя плотника, Иоанн, относится к Апокалипсису (или откровениям) святого Иоанна.

Призвание Николаса — наука и астрология — идеально подходит, потому что оправдывает его выходку с плотником. Однако астрология, с строгой ортодоксальной точки зрения, является гнусным грехом, потому что она представляет собой попытку узнать больше, чем должен знать человек, и, следовательно, узурпирует дело Бога. Имя Николая, как и имя Иоанна, также имеет большое значение. В этой сказке Николай живет в доме плотника; в средневековых пьесах святой Николай был таинственным гостем, который мешал злым намерениям хозяина и платил добром за зло. Николая

Рассказ мельника, Однако зло выдается за добро.

Имя Абсалона — это имя любимого и красивого, но неверного сына царя Давида, и призвание Абсалона курильщика благовоний также имеет комическое значение. Как отмечалось ранее, Абсалон — мужчина, «брезгливый к пуканию», тот, кто ароматизирует свое дыхание и лицо, чтобы сделать себя привлекательным. не поддается анализу.

Популярный современный способ подходить или интерпретировать историю с точки зрения

эсхатологии (забота о небесных делах и загробной жизни) и скатологии (занятость экскрементами или непристойностями этого мира). В общем, одной из особых целей или теологической борьбы средневекового человека было пережить эту земную жизнь искушений и пережить ее ловушки в надежде на небесные награды.

С одной стороны, у нас есть Николас, изучающий астрологию, изучение которого приводит его к созерцанию эфирных материй через интерпретацию звезд и небесных материй. Однако в то же время он поглощен «quiente» Элисон и ее «задницей», а также тем, как они вдвоем могут обмануть мужа Элисон. Обман связан с небесными или эсхатологическими вопросами: они убеждают Иоанна, что небесные звезды предсказали грядущий новый потоп, и, поскольку семья Ноя была единственной спасенной семьей, старый Иоанн должен построить миниатюрные ковчеги для них троих. Само по себе это действие было бы комичным для публики Чосера, потому что Гильдия плотников часто представляла Ноя неуклюжим шутом, которого высмеивали соседи за то, что он покидал свои поля, пренебрегал своими обязанностями и тратил свое время на постройку ненужной лодки. Точно так же Джон в сказке высмеивается его соседями.

После завершения ковчеги привязываются к стропилам, то есть подвешиваются между небом и землей, и пока Джон спит в своем небесном ковчеге, Элисон и Николас спускаются на земную встречу. Затем в сцену вступает копрология, когда двое влюбленных разыгрывают Абсалона и пукают ему в лицо. Затем в повторении, когда Абсалон возвращается для еще одного поцелуя, Николас подставляет свою задницу для поцелуя. Сгоревший, его крики о воде заставляют старого Иоанна освободить свой небесный ковчег только для того, чтобы вернуться к земным делам.

Читатель должен помнить, что одна история иногда рассказывается в связи с другой историей. Здесь, в начале сказок, мы видим эту связь наиболее отчетливо. Сказка рыцаря и Сказка мельника связаны с трехсторонним любовным треугольником. В обеих сказках двое мужчин ищут любви (или обладания) одной и той же женщины. В обеих сказках женщина остается более или менее пассивным наблюдателем, в то время как мужчины борются за нее. Кроме того, две сказки повествуют о справедливости и несправедливости или о получении того, что заслуживают. Несмотря на его ревность и предусмотрительность, жена плотника «таким образом была swyver (ввинчена)», у него сломана рука при падении, и теперь он является посмешищем всего города. Коварного ученого Николаса обманывает клерк, и в итоге он получает сильно обожженную «задницу», а суетливый, женоподобный любитель благовоний оскверняется, целуя зад женщины, которую он когда-то боготворил. Таким образом, для Абсалона перейти от идолопоклонства (эсхатологии) к целованию задницы (скатологии) — это полное путешествие.

Остров Кижи

Один день в прошлом веке

Кижи — остров на Онежском озере, а также уникальный музей под открытым небом деревянного карельского зодчества с 15 по 20 вв.

Я сидел в горнице старого, деревянного, русского дома на широкой деревянной скамье. Вера, экскурсовод исторического комплекса, вплетала мне в косы ленты и пела старинные народные русские песни. Голос ее лился плавно, как елей помазания, мелодии звучали, как волшебное гадание. По ее рассказу — я хозяйка, живу в этой избушке, мой ребенок качается в люльке у окна, а это мои кастрюли на печке. Ну, я предполагала, что я замужем, если есть люлька, а мой дорогой муж, видимо, косит сено в поле.

Вера бережно вставила мне в уши серьги с мелким речным жемчугом, повесила жемчужное ожерелье на шею, защелкнула замок серебряного браслета на запястье и поправила красную ленту в волосах. Итак, по рассказу Веры — я обычная карелка из деревни, пухленькая и румяная, когда-то жила где-то под Кижами. Распорядок дня этих прошлых времен на самом деле забавен. Я четко понимаю, что в этом «прошлом» я несуразно неуклюж, даже горшок как следует схватить не могу; мне противна даже мысль доить корову; Я не умею печь «калитки» (маленькие карельские пирожки) и даже не умею париться в традиционной бане.

Одевая меня в длинное русское платье, Вера рассказала мне историю о традиционном женском костюме. Слушая ее, я думал о том, как жаль, что современные дизайнеры больше не используют амулеты в дизайне одежды. Мы покупаем дорогие платья от известных дизайнеров, но без всяких амулетов какая-нибудь «нечисть» запросто может сбить нас с пути счастливой замужней женщины…

 

Горница светлая, несмотря на тяжелые бревна, из которых она сделана. В таких комнатах пряли шерсть, вышивали ткань, устраивали семейные обеды, спали, воспитывали детей. Были, конечно, и спальни. Но почти все свое время они проводили в верхних комнатах. Дома в Карелии всегда строились большими, жилые и хозяйственные помещения всегда находились под одной крышей.

Я вышел из дома Яковлева и пошел к берегу озера. Купола недавно отреставрированной Спасо-Преображенской церкви (Преображенская церковь) были видны издалека, блестя на солнце. Туда-сюда проезжали конные повозки. И если бы не было групп туристов, я бы легко уплыл в иллюзии прошлого, которые так блестяще создали сотрудники музея. Женщины сидят в домиках и вышивают, или ткут, или ходят по деревне. Мужчины вспахивают поля, чинят лодки, вырезают деревянные игрушки. Кижи вокруг меня. Кстати, «кижи» местные жители произносят с ударением на первый слог. В любом случае оба варианта верны.

  • Оранжевый факт
    Онежское озеро, расположенное в основном в Карелии, является вторым по величине озером в Европе. В него впадает около 50 рек, а вытекает только Свирь. Большая часть островов (их около 1700) находится в северной части озера

Около полудня мы прибыли на Кижи: утром был шторм на Онежском озере и расписание Кометы (скоростного подводного крыла) было изменено. Обычно по расписанию на посещение Кижей отводится всего 4 часа, затем судно на подводных крыльях отправляется в Петрозаводск. Четыре часа — это очень мало времени для одного посещения. В первую очередь, конечно, рекомендуется посмотреть Ансамбль Кижского погоста, старейший в Заонежье, а затем увидеть это чудо из дерева — Спасо-Преображенскую церковь, Покровскую церковь и колокольня.

Самая первая Спасо-Преображенская церковь вместе с соседними постройками сгорела дотла от удара молнии в 17 веке. Восстанавливать было нечего. На том же месте были построены новые здания. Согласно легенде, Спасо-Преображенская церковь была перестроена в 1714 году плотником Нестором. Говорят, он бросил свой топор в озеро, чтобы никто не смог повторить его шедевр. А на самом деле — забыто настоящее имя зодчего, одного из заонежских ремесленников-плотников, построившего единственную в мире деревянную церковь с 22 куполами. Это историческая несправедливость.

В основе конструкции церкви два восьмиугольных дома, стены из сосны, 22 купола покрыты русской деревянной черепицей. Высота церкви впечатляет по тем временам — 37 метров! Церковь построена из бревен, без железных гвоздей. Но на самом деле, говорит экскурсовод, есть своеобразные деревянные гвозди, которые помогают скреплять купола. Кем бы ни был строитель, он очень тщательно продумывал систему защиты от влаги. Капля дождя, упавшая с креста центрального купола, скатывается по деревянной черепице на землю.

Церковный приход просуществовал до 1937 года. За два года до этого сельсоветы проголосовали за закрытие церквей повсеместно. Несмотря на то, что за закрытие проголосовало всего 80 человек, а против около 1000, приходы были распущены, а храмы закрыты. Священники вернулись на Кижи только в 1994 году, когда состоялась первая служба.

В конце 19 века бревна Спасо-Преображенской церкви почему-то были покрыты деревянной рейкой и оштукатурены; купола были отделаны железом и даже выкрашены в ярко-зеленый цвет. Видимо, местные жители хотели соответствовать стилю городских соборов того времени. Издалека казалось, что храм построен из камня. Сейчас, если посмотреть на церковь с воды, кажется, что она сделана из филигранных кусочков и покрыта патиной. Железное покрытие куполов, к счастью, было демонтировано в XIX в.50-х годов, но в 1968 году церковь была признана ветхим зданием.

Церковь все еще была закрыта. Даже сейчас он все еще находится на реконструкции, хотя леса убраны, все работы теперь внутри. Недавно старое здание было поднято домкратами; потолок и пол были демонтированы; иконостас (шириной 25 м, со 102 иконами) снят и все семь его ярусов отделены друг от друга; было переустановлено три тысячи логов. Обещано, что храм откроется в 2020 году, чтобы провести первую службу 19 августа..

  • Оранжевый факт
    В день Покрова Богородицы 14 октября состоится праздничная служба в Покровском храме и крестный ход вокруг Кижского погоста. В этот день на Кижи из Петрозаводска привезут историческую икону Покрова Пресвятой Богородицы.

  

На Кижском погосте, который включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, можно только заглянуть внутрь Зимней церкви. Пройдите через сени, войдите в алтарь, посмотрите на иконы в четырехъярусном иконостасе, послушайте церковные песнопения. Несмотря на старинные иконы, некоторые из которых написаны профессиональными иконописцами, некоторые — местными крестьянами, интерьер очень сдержан по сравнению с традиционными православными храмами. Ну, это северный храм, да еще и деревенский.

Перед тем, как одеться в традиционный карельский костюм, я поднялся на колокольню. Мне повезло, наверху были только я и звонарь. Звонарь вдохновенно бил в колокола с закрытыми глазами. Посмотрел детали куполов Спасо-Преображенского храма: с колокольни их видно на расстоянии вытянутой руки. Колокольня с шатровой крышей была построена позже всего архитектурного комплекса – в 1874 году. Но прямо перед этим местное прихожанство полностью разобрало прежнее ветхое здание. Итак, сегодня колокольня находится чуть ниже церкви — 30 метров в высоту и с звонницы открывается чудесный вид на окрестности Кижей. А там, на вершине колокольни, чувствуется свежий и холодный онежский ветер даже в погожий день.

Сразу после экскурсии по колокольне мы с Верой побежали переодеваться в дом Яковлева. Как и многие другие постройки Кижского архитектурного комплекса: избы, часовни, ветряная мельница, амбары и бани; Дом Яковлева был привезен из другого района Карелии в составе музейной экспозиции.

Я поправила многослойность юбки и сняла обувь (потому что босиком по траве бегать гораздо приятнее), прошла вдоль берега к пешеходному мостику, к которому пришвартовалась традиционная лодка-кижанка. Слои моей юбки запутались в чертополохе и камыше — ну не привык я каждый день ходить в такой сложной одежде. Громкий свисток напомнил мне, что до отплытия корабля на подводных крыльях осталось совсем немного времени. Мне было немного грустно, что пришлось переодеться, положить украшения обратно в шкатулку, снять ленты… Я обняла Веру на прощание и помчалась на пристань. Как я уже говорил, четырех часов на острове совершенно недостаточно. Не повторяйте моей ошибки и планируйте более длительную поездку!

Кижи заслуживают гораздо большего внимания. Остров совсем небольшой — его длина всего 5 км, а ширина до 500 метров, но на этом маленьком клочке земли расположено почти 90 уникальных памятников русского деревянного зодчества, построенных между 15 и 20 веками. Поверьте, вы там будете заняты! Например, можно съездить в старинные села Ямка и Васильево, подняться на гору Виговка, обойти все постройки — церковь Воскресения Лазаря, часовню Архангела Михаила (конец 18 века) из села Леликозеро. , ветряная мельница; или просто расслабиться, покататься на велосипеде или лодке. Рекомендую не брать стандартные музейные предложения посмотреть все за три часа. Но езжайте туда самостоятельно, взяв самое раннее судно на подводных крыльях, а отправляйтесь на самом последнем. Также рекомендую нанять индивидуального гида, оно того стоит!

Как добраться:

На остров Кижи можно попасть только по воде в сезон парусного спорта. Он открыт с мая по октябрь. Суда на подводных крыльях «Комета» и «Метеор» доставляют туристов из Петрозаводска в Кижи, время в пути 1 час 20 мин. Билет на катер в одну сторону для взрослого стоит 1500 рублей. Время экскурсии: 4 часа.

В зимние месяцы, когда Онежское озеро замерзает, на Кижи ходит катер на воздушной подушке «Хивус». Другой вариант — вертолет.

Где остановиться:

На самом острове Кижи вариантов размещения нет, т.к. это музей. Но если вы хотите остаться на ночь, то можете найти жилье на соседних островах. Вам необходимо заказать трансфер на пирсе.

Режим работы музея Кижи:

  • Работает круглый год.
  • Летом — с 08:00 до 20:00
  • Осенью — с 09:00 до 18:00;
  • Зимой — с 10:00 до 16:00;
  • Весной — с 09:00 до 17:00.
  • Вход: 600 руб., пенсионеры — 300 руб., школьники — 100 руб.
  • Стоимость билета на колокольню: 300 рублей

Чем заняться после экскурсии:

  • Прокатиться на велосипеде с аудиогидом по 8-километровому маршруту
  • Посетите мастер-класс по приготовлению настоящих карельских или вепсских традиционных пирожков «калитки» и других известных блюд традиционной кухни Карелии.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *