ЯРОСЛАВЛЬ В ДРЕВНОСТИ — Яркипедия
Автор:А.Р. ХАИРОВ
Первые два века существования города Ярославля оставили после себя мало сведений. Вероятно, жизнь града была такой же, как и во многих других русских укрепленных населенных пунктах, а потому и не привлекала внимания летописцев. О его жизни в то время мы можем судить лишь по скудным отрывочным сведениям.
1 фото
Смотреть фотогалерею 1 фото
Древний Ярославль. Макет. Музей истории города
из
Общепринятой датой основания Ярославля считается 1010. Некоторые исследователи полагали, что это событие произошло раньше, другие — после указанной даты. По легенде, Ярослав Мудрый в этом месте зарубил секирой медведя, которого натравили на него язычники. Отголоски этих событий видны в ярославском гербе.
Ярославль был городом-крепостью на Волге и исполнял функцию опорного пункта княжеской власти в крае.
Ярославская крепость стала свидетельницей многих бурных событий того времени. В 1024 в Залесской Руси в результате сильного неурожая вспыхнули волнения. «Бе мятеж велик и голод по всей той стране» — читаем в летописи. Как сообщал летописец: «восташа волхвы в Суздале, избиваху старую чадь (родовую знать, зажиточных людей)». Для ликвидации мятежа в край прибыл великий князь Ярослав с дружиной и воеводой Вышатой. Он «изъимав волхвы, расточи (отправил в изгнание), а других показни…». Ярославль не мог не сыграть своей роли в этих событиях, ибо голода и мора удалось избежать только благодаря хлебу, привезенному из Волжской Булгарии.
А дорога туда шла по Волге мимо Ярославля. Кроме того, по преданию еще до похода Ярослава здесь находился языческий центр, где располагалось капище — «кереметь» бога Велеса, стоял его идол и жили жрецы-волхвы.Ярослав Мудрый придавал большое значение христианизации земель. В 1051 ростовским епископом был назначен Леонтий (очевидно, инок Киевского Печерского монастыря). Он много сделал для распространения христианства, но был, согласно преданию, убит язычниками. Социальные выступления, принявшие религиозную окраску, продолжались. С таким восстанием связано первое летописное упоминание Ярославля.
События 1071 снова начались с неурожая. «Повесть временных лет» так говорит об этом: «В лето 6579 (1071) бывши бо единою скудости (недород) в Ростовской области, встали два волхва из Ярославля, глаголюша яка „Ве свеве, кто обилье держит (знаем, кто прячет запасы)“. И поидост по Волзе…» Мятежники убивали представителей зажиточных слоев. Мятеж был подавлен боярином Яном, сыном воеводы Вышаты.
Продолжил борьбу с местным язычеством преемник Леонтия печерский монах Исайя, ставший в 1078 ростовским епископом. Он «утвердил христианство в Ростово-Суздальской земле, на местах языческих капищ строил христианские храмы…» (на месте капища в Ярославле была построена церковь св. Власия). Последнего волхва убили в Ростове в 1091. С язычеством в крае было покончено. В Ярославле в ХI веке возник Петропавловский монастырь. Церковная колонизация края развивалась успешно. В ХII в. появился Спасо-Пребраженский монастырь. В городе возникло немало церквей.
С самого своего основания Ярославль был форпостом княжества и был призван защищать столицу — Ростов. В то время дороги были плохими, и основным средством коммуникаций становились реки. Дорога с Волги на Ростов проходила по Которосли. Её-то и запирала ярославская крепость. Насколько успешно она с этим справлялась, можно судить по летописям. Так, в 1149 Ярославль прикрыл Ростов от нападения. Это был один из эпизодов княжеских междоусобиц. Киевский князь Изяслав Мстиславич с братом новгородским князем Всеволодом напали на ростовского князя Юрия Долгорукого. Летописи сообщали как Мстиславичи «по Волзе идоша к Снятину, и ко Углечу Полю (Угличу) и к Молозе, даже и до Ярославля, воююще, секуще, жгуще и взяша полону голов более семи тысящь». Но Ярославль выстоял и отвел опасность от Ростова.
Усобицами пытались воспользоваться внешние враги. Так, в 1152 волжские булгары решили нанести удар по своему самому мощному сопернику — Залесской Руси. Их войска тайно подошли к Ярославлю, но взять город с налета не сумели и приступили к осаде. Летопись повествует: «В лето 6660 (1152) приидоша Болгаре по Волге к Ярославлю без вести и оступиша градок в лодиях, бе бо мал градок, и изнемогаху людие в граде гладом и жажею, и не бе лзе (невозможно было) никому же изити из града и дати вести Ростовцам». Положение спас подвиг юного ярославца. Он ночью выбрался из города, переплыл через реку, добрался до Ростова и «сказал им: болгары пришедша». Княжеская дружина быстро оказала помощь и разгромила неприятеля. Так Ярославль спас столицу княжества.
Русские не оставались в долгу. Они неоднократно совершали походы на Волжскую Булгарию по Волге, не минуя Ярославль (например, в 1182 и 1186). Стоит отметить, что летописи ни разу не отмечали участия ярославцев в междоусобных войнах.
Под защитой сильных повелителей Руси Залесской «владимирских самовластцев» Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо расцветали города края. Ярославль, как и многие другие, превращался в торгово-ремесленный центр. Здесь процветали торговля и рыбная ловля, промыслы и ремесла. По находкам археологов можно судить о развитии гончарного и плотницкого, ювелирного и кузнечного дела. Крупнейший торговый центр Руси Новгород Великий неоднократно призывал на княжение правителей Залесья, участвовал в их военных предприятиях, был заинтересован в поставках продовольствия из края и торговле, особенно по Великому Волжскому пути. Поэтому там хорошо знали Ярославль. Об этом свидетельствует найденная в Новгороде берестяная грамота. В ней говорится: «От Терентия Михалю. Я на Ярославли, добр здоров и с Григорием. Пришлить лошак с Яковцем. Поедуть дружина Савина чадь. Угличане замерзли на Ярославли. Ты до Углеца, и ту полк дружина». Развивалось и строительство, особенно в связи с возведением многочисленных церквей и крепостных укреплений, следы которых найдены И. В. Дубовым при раскопках на Стрелке.
К началу ХIII века Ярославль был уже достаточно крупным городом. Великий князь Всеволод III вместе с Ростовским княжеством передал его своему старшему сыну Константину, бывшему до того князем в Новгороде Великом.
Летописцы фиксируют под 1213: «а старейший сын его князь Константин на Ростове и на Ярославле». При Константине Мудром Ярославль переживал расцвет. В городе было уже более десятка храмов и церквей. На Стрелке был построен княжеский дворец. В 1216 началось строительство в Спасо-Преображенском монастыре каменной церкви Преображения Господня, а в 1218 была заложена церковь во имя Входа в Иерусалим, ставшая усыпальницей ярославских князей.
О строительстве главного собора в городе летопись сообщала: «В лето 6723 (1215) князь Константин заложил церковь каменну Успения Богородицы на Ярославле». Возведение каменного собора было значительным мероприятием по тем временам. Его сооружали, по-видимому, владимирские мастера. (При раскопках были найдены обломки тесаного камня, поливные керамические плитки, камни с резным узором, старинные плиткообразные кирпичи — плин а, резная львиная маска из белого камня, что было характерно для владимирских мастеров.)
Ярославль стал и культурным центром. При Спасо-Преображенском монастыре было создано училище, первое в Поволжье. Появилась и библиотека, она состояла, вероятно, из книг, собранных Константином Всеволодовичем. Он был известным любителем и знатоком древних книг, особенно греческих, и собрал 1000 книг. Появление училища и библиотеки, вероятно, было связано с духовником князя игуменом ярославского Петропавловского монастыря Пахомием. В 1214 он стал ростовским епископом и перевел библиотеку и училище в Ростов, где те погибли во время пожара.
Ярославль стал уже достаточно крупным и развитым, чтобы быть центром самостоятельного княжества, что и произошло в 1218.
Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.
Основание Ярославля. История города в XI–XV веках
85. Верховой, Николай Васильевич. Ярославль : ист. моногр. о времени основания города с портр. его основателя великого князя Ярослава Мудрого / сост. и изд. Н. Верховой. — Рыбинск : типолитогр. О. К. Фальк, 1903. – 33 с. : ил., портр. — Библиогр. в подстроч. примеч.
Приводя версии о времени основания города князем Ярославом Мудрым, автор анализирует события русской истории того времени и склоняется к гипотезе Вадима Ивановича Лествицына, который датой основания считал 1024 год.
86. Дегтярев, Александр Якимович. Начало Отечества : ист. очерки / А. Я. Дегтярев, И. В. Дубов. — М. : Сов. Россия, 1990. — 382, [2] с. : ил.
Популярные очерки посвящены истории Древнерусского государства, в том числе городов Северо-Восточной Руси: от битвы на Калке, где в 1223 году монголо-татары встретились с русскими войсками, до Куликовской битвы 1380 года, до «Стояния на Угре» еще через столетие, положившего конец ордынскому игу.
87. Дубов, Игорь Васильевич. Залесский край. Эпоха раннего средневековья : избр. труды / И. В. Дубов ; [авт. вступ. ст. В. Л. Янин ; макет и оформление Л. Л. Рахмилевич]. — СПб. : ЭГО, 1999. — 393, [1] с. : ил. — Библиогр. в примеч. в конце статей.
В сборнике освещается история Ярославского Поволжья эпохи раннего средневековья, история археологического изучения региона. В основу историко-археологических исследований, проводимых автором более четверти века, легли материалы археологических экспедиций Ленинградского университета под его руководством.
88. Козлов, Сергей Александрович. Очерки истории Ярославского края с древнейших времен до конца XV века : [учеб. пособие] / С. А. Козлов, А. М. Анкудинова ; [науч. ред. Г. Н. Кочешков] ; Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. — Ярославль, 1997. – 173 с. — Библиогр. в примеч. в конце глав и конце кн.
Исследование научно-популярного характера по истории Ярославского края периода феодализма. В работе показана огромная роль края как одного из центров формирующейся в XIII-XV веках русской государственности.
89. Козлов, Сергей Александрович. Ярославская земля в древности / С. А. Козлов, А. М. Анкудинова, Ю. Ю. Иерусалимский ; Яросл. регион. отд-ние Рос. о-ва историков-архивистов. — Ярославль : ДИА-пресс, 2001. – 171 с. : ил. — Библиогр. в примеч. в конце гл., библиогр.: с. 148-154.
Обобщающее исследование научно-популярного характера по древней истории Ярославского края, истории периода раннего средневековья. В работе показана огромная роль края как одного из центров формирующейся в XIII-XV веках русской государственности.
90. Львов, Павел Юрьевич. Великий князь Ярослав I. На брегах Волги : Повествование о построении города Ярославля, взятое из истории / соч. Павла Львова, члена Император. Рос. акад. и Беседы любителей рус. слова. В пользу сирот, воспитывающихся в Яросл. доме призрения ближнего. — М. : в Университет. тип., 1820. – 55 с.
Содерж.: Предуведомление. О настоящем состоянии города Ярославля ; Введение. О древности страны Мерянской; О построении города Ярославля : [драма] ; Исторические примечания.
91. Ляхов, Вениамин Акимович. За землю русскую / В. А. Ляхов, А. М. Анкудинова ; Всерос. о-во охраны памятников истории и культуры, Яросл. обл. отд-ние. — Ярославль : [Верх.-Волж. кн. изд-во], 1980. — 142, [2] с. : ил.
Авторы рассказывают о героической борьбе Северо-Восточной Руси против монголо-татарского ига. Значительное место отведено истории Ярославского края и г. Ярославля, начиная от его разорения в 1238 г. до его участия в борьбе против захватчиков.
92. Мейерович, Михаил Германович. Когда был основан Ярославль / М. Г. Мейерович ; [худ. Н. И. Кирсанов]. — Ярославль : Кн. изд-во, 1959. – 63 с.
На основании анализа летописных, фольклорных, археологических и других источников автор доказывает, что Ярославль был основан не позднее 1010 года. В брошюре дается критический разбор литературы по вопросу о времени основания города.
93. Мейерович, Михаил Германович. Так начинался Ярославль : [ист. очерк о возникновении Ярославля : издается к 975-летию города] / М. Г. Мейерович ; [худ. Н. Н. Миролюбов]. — Ярославль : Верх.-Волж. кн. изд-во, 1984. – 63 с.
94. Тихомиров, Иларион Александрович. О некоторых ярославских гербах : с прил. 4-х табл. рис. / Ил. А. Тихомиров. — Владимир : тип. Губерн. правления, 1908. — 79 с., 4 л. рис.
Автор, известный ярославский краевед, подробно исследует происхождение гербов Ярославля, Углича и Ростова. Происхождение ярославского герба – медведь с секирой – связывается с вопросом об основании города.
95. Экземплярский, Александр Васильевич. Ярославские владетельные князья / (ст. Андрея Васильевича Экземплярского). — Ярославль : типогр. Губерн. правления, 1887. – 68 с. — Библиогр. в подстроч. примеч.
Автор на основании тщательного изучения летописей и других источников приводит большой фактический материал по истории Ярославского удельного княжества, существовавшего в 1218-1463 гг.
96. Ярославль : [легенды, предания, были : фотоальбом с карт. города] / [фот. В. Павлушина, В. Котова ; авт.-сост. О. Гуреева ; авт. англ. текста Ю. Веселков]. — Рыбинск : Формат-принт, [2004]. — 48, [1] с. : ил. — Текст парал. рус., англ. яз. — На обл.: 1000 Ярославль.
История ЯрославльРоссийские историки утверждают, что город Ярославль мог быть основан между 988 и 1024 годами, а наиболее достоверной датой рождения города является 1010 год, так как именно в этом году была заложена крепость, а князь Ярослав Владимирович (известный как Ярослав Мудрый) выехал из Ростова. Около тысячи лет Ярославль был цитаделью российской государственности. Русские цари, династии Рюриковичей и Романовых, а позже советское правительство считали город важной административной единицей. Город был основан как первый православный город на реке Волге, его крепость предназначалась для защиты северо-восточных границ Киевской Руси. С 1218 года город является столицей собственного княжества и получает известность как развитый культурный центр, однако его мирная жизнь прерывается в 1238 году нашествием татар и монголов. Позже город оказывается в эпицентре всех событий и перипетий российской истории. В 1380 году ярославские войска принимают участие в Куликовской битве, положившей конец татаро-монгольскому игу, к тому же Ярославль является верным союзником Москвы, когда русские земли были объединены под покровительством древней столицы. В 1463 г. Ярославское княжество входит в число первых княжеств, добровольно вошедших в Московское государство. В XV веке город носит гордое имя царской родины, а в ближайшие сто лет к Москве присоединяются и другие княжества, что ставит Ярославль в очень выгодное положение, так как открывается торговый путь в Европу через Белое море. Город стремительно развивается и приобретает стратегическое значение, именно сюда в случае необходимости перемещается российская казна. Ярославль также служит тюрьмой для тех, кто угрожает государственному режиму. Когда в 1612 году наступает Смутное время, Ярославль становится фактической столицей государства и центром, где начинается патриотическое восстание народа под руководством Минина и Пожарского. В XVII веке город достигает своего наивысшего расцвета. В конце концов, в этом столетии в Ярославле проживает одна шестая часть богатейшего купечества России. Большая часть инженерных сооружений выполнена после большого пожара 1658 года, что обуславливает потрясающую архитектурную солидность города. В это же время формируется Ярославская школа иконописи. XVIII век является переломным для города, так как с момента постройки Санкт-Петербурга, Ярославля происходит экономическая переориентация с торгового на промышленный центр, замедляются темпы торговли через Архангельск (Беломорский порт). Город постепенно превращается в крупный административный и культурный центр. В 1750 году в Ярославле открывается первый русский публичный театр. В 90-х годах того же века в городе обнаружен выдающийся памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве». В следующем столетии облик города окончательно сформировался, сегодня он выглядит так же. Реконструкция исторического центра Ярославля завершена, бульвары заменяют древние стены и рвы, город становится железнодорожным перекрестком. В 1918 году начинается антивластный бунт, в ходе разгона которого повреждены многие памятники архитектуры. Снос церквей и соборов в 30-х годах XX века наносит еще больший ущерб, среди безвозвратных потерь — Успенский кафедральный собор и здание Демидовского лицея, ключевые элементы архитектурного ансамбля города. Однако многие всемирно известные памятники избежали сноса — Преображенский собор Спасского монастыря, ансамбль Толгского монастыря и некоторые другие величественные храмы. Ярославский государственный университет открыт в 1970 году. В городе четыре театра, концертный зал и симфонический оркестр. | ||||
Теги: | ||||
|
| Мультимедийный компакт-дискЯрославская иконопись
Помимо местных мастеров, в работе принимали участие живописцы из других городов: Симеон Спиридонов из Холмогор, Юрий Никитин из Костромы, Федор Зубов из Усолья Кашского. Иконы этих мастеров часто становились образцами для ярославских мастеров, стремившихся сочетать размах и монументальность с изысканностью и обилием деталей. К сожалению, авторы большинства ярославских произведений искусства остаются неизвестными. Имена некоторых ярославских иконописцев известны по книгам, однако отсутствие сведений о том, где и в каких храмах работали эти иконописцы, лишает нас возможности связать имена с конкретными иконами. XVII век завершает эпоху древнерусского искусства. И именно Ярославль сыграл важную роль в этот период благодаря своей интенсивной художественной жизни. XVIII век знаменует начало Нового времени в русской истории. В результате общественно-политических реформ произошли значительные культурные изменения. Церковное религиозное искусство уже не было единственным, определяющим русский художественный процесс. Светская культура быстро и неуклонно вытесняла религиозную. Большое влияние на церковную архитектуру оказали такие стили, как барокко и классицизм. В XIX веке иконопись стала видом художественного массового производства. Даже в больших городах и деревнях существовали иконописные мастерские, где иконы писались как для церквей, так и в основном для частных меценатов. ХХ век – самый сложный и драматичный период в истории русского религиозного искусства. Начало 20-го века было отмечено многими достижениями в нашем понимании русского средневекового искусства, когда многие старинные иконы были восстановлены в их первоначальном виде. Это вызвало огромный интерес к иконописи как в кругу ученых, так и любителей искусства. Однако с конца 19 в.С 20-х до конца 1980-х сама религия и связанное с ней искусство считались идеологическими врагами нового режима. Художники были вынуждены сменить профессию и развивать, в частности, искусство лаковой миниатюры. Если в советское время иконы были уничтожены полчищами, то многие памятники старины сохранились в музеях, где их изучали и реставрировали. |
|
Ваш комментарий будет первым