Нажмите "Enter", чтобы перейти к содержанию

Когда был основан ярославль: ЯРОСЛАВЛЬ В ДРЕВНОСТИ — Яркипедия

ЯРОСЛАВЛЬ В ДРЕВНОСТИ — Яркипедия

Автор:А.Р. ХАИРОВ

Первые два века существования города Ярославля оставили после себя мало сведений. Вероятно, жизнь града была такой же, как и во многих других русских укрепленных населенных пунктах, а потому и не привлекала внимания летописцев. О его жизни в то время мы можем судить лишь по скудным отрывочным сведениям.

1 фото

Смотреть фотогалерею 1 фото

Древний Ярославль. Макет. Музей истории города

из

Общепринятой датой основания Ярославля считается 1010. Некоторые исследователи полагали, что это событие произошло раньше, другие — после указанной даты. По легенде, Ярослав Мудрый в этом месте зарубил секирой медведя, которого натравили на него язычники. Отголоски этих событий видны в ярославском гербе.

Ярославль был городом-крепостью на Волге и исполнял функцию опорного пункта княжеской власти в крае.

Здесь размещалась администрация и вершился суд, находился военный гарнизон и религиозный центр всей округи. Долгое время Ярославль был опорой княжеской и христианской колонизации в землях угро-финских племен. Феодализация вызывала протест населения, чем пользовались служители языческих культов — волхвы, — не желавшие терять своего привилегированного положения со сменой религии.

Ярославская крепость стала свидетельницей многих бурных событий того времени. В 1024 в Залесской Руси в результате сильного неурожая вспыхнули волнения. «Бе мятеж велик и голод по всей той стране» — читаем в летописи. Как сообщал летописец: «восташа волхвы в Суздале, избиваху старую чадь (родовую знать, зажиточных людей)». Для ликвидации мятежа в край прибыл великий князь Ярослав с дружиной и воеводой Вышатой. Он «изъимав волхвы, расточи (отправил в изгнание), а других показни…». Ярославль не мог не сыграть своей роли в этих событиях, ибо голода и мора удалось избежать только благодаря хлебу, привезенному из Волжской Булгарии.

А дорога туда шла по Волге мимо Ярославля. Кроме того, по преданию еще до похода Ярослава здесь находился языческий центр, где располагалось капище — «кереметь» бога Велеса, стоял его идол и жили жрецы-волхвы.

Ярослав Мудрый придавал большое значение христианизации земель. В 1051 ростовским епископом был назначен Леонтий (очевидно, инок Киевского Печерского монастыря). Он много сделал для распространения христианства, но был, согласно преданию, убит язычниками. Социальные выступления, принявшие религиозную окраску, продолжались. С таким восстанием связано первое летописное упоминание Ярославля.

События 1071 снова начались с неурожая. «Повесть временных лет» так говорит об этом: «В лето 6579 (1071) бывши бо единою скудости (недород) в Ростовской области, встали два волхва из Ярославля, глаголюша яка „Ве свеве, кто обилье держит (знаем, кто прячет запасы)“. И поидост по Волзе…» Мятежники убивали представителей зажиточных слоев. Мятеж был подавлен боярином Яном, сыном воеводы Вышаты.

Он принадлежал к верхам общества в Киевской Руси, будучи тогда княжеским огнищанином, а позднее — киевским тысяцким. При ликвидации волнений был убит православный священник, а сам боярин зарубил волхва. Зачинщики бунта были казнены и их тела были отданы на растерзание медведю, что не преминул отметить летописец.

Продолжил борьбу с местным язычеством преемник Леонтия печерский монах Исайя, ставший в 1078 ростовским епископом. Он «утвердил христианство в Ростово-Суздальской земле, на местах языческих капищ строил христианские храмы…» (на месте капища в Ярославле была построена церковь св. Власия). Последнего волхва убили в Ростове в 1091. С язычеством в крае было покончено. В Ярославле в ХI веке возник Петропавловский монастырь. Церковная колонизация края развивалась успешно. В ХII в. появился Спасо-Пребраженский монастырь. В городе возникло немало церквей.

С самого своего основания Ярославль был форпостом княжества и был призван защищать столицу — Ростов. В то время дороги были плохими, и основным средством коммуникаций становились реки. Дорога с Волги на Ростов проходила по Которосли. Её-то и запирала ярославская крепость. Насколько успешно она с этим справлялась, можно судить по летописям. Так, в 1149 Ярославль прикрыл Ростов от нападения. Это был один из эпизодов княжеских междоусобиц. Киевский князь Изяслав Мстиславич с братом новгородским князем Всеволодом напали на ростовского князя Юрия Долгорукого. Летописи сообщали как Мстиславичи «по Волзе идоша к Снятину, и ко Углечу Полю (Угличу) и к Молозе, даже и до Ярославля, воююще, секуще, жгуще и взяша полону голов более семи тысящь». Но Ярославль выстоял и отвел опасность от Ростова.

Усобицами пытались воспользоваться внешние враги. Так, в 1152 волжские булгары решили нанести удар по своему самому мощному сопернику — Залесской Руси. Их войска тайно подошли к Ярославлю, но взять город с налета не сумели и приступили к осаде. Летопись повествует: «В лето 6660 (1152) приидоша Болгаре по Волге к Ярославлю без вести и оступиша градок в лодиях, бе бо мал градок, и изнемогаху людие в граде гладом и жажею, и не бе лзе (невозможно было) никому же изити из града и дати вести Ростовцам». Положение спас подвиг юного ярославца. Он ночью выбрался из города, переплыл через реку, добрался до Ростова и «сказал им: болгары пришедша». Княжеская дружина быстро оказала помощь и разгромила неприятеля. Так Ярославль спас столицу княжества.

Русские не оставались в долгу. Они неоднократно совершали походы на Волжскую Булгарию по Волге, не минуя Ярославль (например, в 1182 и 1186). Стоит отметить, что летописи ни разу не отмечали участия ярославцев в междоусобных войнах.

Под защитой сильных повелителей Руси Залесской «владимирских самовластцев» Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо расцветали города края. Ярославль, как и многие другие, превращался в торгово-ремесленный центр. Здесь процветали торговля и рыбная ловля, промыслы и ремесла. По находкам археологов можно судить о развитии гончарного и плотницкого, ювелирного и кузнечного дела. Крупнейший торговый центр Руси Новгород Великий неоднократно призывал на княжение правителей Залесья, участвовал в их военных предприятиях, был заинтересован в поставках продовольствия из края и торговле, особенно по Великому Волжскому пути. Поэтому там хорошо знали Ярославль. Об этом свидетельствует найденная в Новгороде берестяная грамота. В ней говорится: «От Терентия Михалю. Я на Ярославли, добр здоров и с Григорием. Пришлить лошак с Яковцем. Поедуть дружина Савина чадь. Угличане замерзли на Ярославли. Ты до Углеца, и ту полк дружина». Развивалось и строительство, особенно в связи с возведением многочисленных церквей и крепостных укреплений, следы которых найдены И. В. Дубовым при раскопках на Стрелке.

К началу ХIII века Ярославль был уже достаточно крупным городом. Великий князь Всеволод III вместе с Ростовским княжеством передал его своему старшему сыну Константину, бывшему до того князем в Новгороде Великом.

Летописцы фиксируют под 1213: «а старейший сын его князь Константин на Ростове и на Ярославле». При Константине Мудром Ярославль переживал расцвет. В городе было уже более десятка храмов и церквей. На Стрелке был построен княжеский дворец. В 1216 началось строительство в Спасо-Преображенском монастыре каменной церкви Преображения Господня, а в 1218 была заложена церковь во имя Входа в Иерусалим, ставшая усыпальницей ярославских князей.

О строительстве главного собора в городе летопись сообщала: «В лето 6723 (1215) князь Константин заложил церковь каменну Успения Богородицы на Ярославле». Возведение каменного собора было значительным мероприятием по тем временам. Его сооружали, по-видимому, владимирские мастера. (При раскопках были найдены обломки тесаного камня, поливные керамические плитки, камни с резным узором, старинные плиткообразные кирпичи — плин а, резная львиная маска из белого камня, что было характерно для владимирских мастеров.)

Ярославль стал и культурным центром. При Спасо-Преображенском монастыре было создано училище, первое в Поволжье. Появилась и библиотека, она состояла, вероятно, из книг, собранных Константином Всеволодовичем. Он был известным любителем и знатоком древних книг, особенно греческих, и собрал 1000 книг. Появление училища и библиотеки, вероятно, было связано с духовником князя игуменом ярославского Петропавловского монастыря Пахомием. В 1214 он стал ростовским епископом и перевел библиотеку и училище в Ростов, где те погибли во время пожара.

Ярославль стал уже достаточно крупным и развитым, чтобы быть центром самостоятельного княжества, что и произошло в 1218.

Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.

Основание Ярославля. История города в XI–XV веках

            85. Верховой, Николай Васильевич. Ярославль : ист. моногр. о времени основания города с портр. его основателя великого князя Ярослава Мудрого / сост. и изд. Н. Верховой. — Рыбинск : типолитогр. О. К. Фальк, 1903. – 33 с. : ил., портр. — Библиогр. в подстроч. примеч.

Приводя версии о времени основания города князем Ярославом Мудрым, автор анализирует события русской истории того времени и склоняется к гипотезе Вадима Ивановича Лествицына, который датой основания считал 1024 год.

            86. Дегтярев, Александр Якимович. Начало Отечества : ист. очерки / А.  Я. Дегтярев, И. В. Дубов. — М. : Сов. Россия, 1990. — 382, [2] с. : ил.

Популярные очерки посвящены истории Древнерусского государства, в том числе городов Северо-Восточной Руси: от битвы на Калке, где в 1223 году монголо-татары встретились с русскими войсками, до Куликовской битвы 1380 года, до «Стояния на Угре» еще через столетие, положившего конец ордынскому игу.

            87. Дубов, Игорь Васильевич. Залесский край. Эпоха раннего средневековья : избр. труды / И. В. Дубов ; [авт. вступ. ст. В. Л. Янин ; макет и оформление Л. Л. Рахмилевич]. — СПб. : ЭГО, 1999. — 393, [1] с. : ил. — Библиогр. в примеч. в конце статей.

В сборнике освещается история Ярославского Поволжья эпохи раннего средневековья, история археологического изучения региона. В основу историко-археологических исследований, проводимых автором более четверти века, легли материалы археологических экспедиций Ленинградского университета под его руководством.

            88. Козлов, Сергей Александрович. Очерки истории Ярославского края с древнейших времен до конца XV века : [учеб. пособие] / С. А. Козлов, А. М. Анкудинова ; [науч. ред. Г. Н. Кочешков] ; Яросл. гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. — Ярославль, 1997. – 173 с. — Библиогр. в примеч. в конце глав и конце кн.

Исследование научно-популярного характера по истории Ярославского края периода феодализма. В работе показана огромная роль края как одного из центров формирующейся в XIII-XV веках русской государственности.

            89. Козлов, Сергей Александрович. Ярославская земля в древности / С. А. Козлов, А. М. Анкудинова, Ю. Ю. Иерусалимский ; Яросл. регион. отд-ние Рос. о-ва историков-архивистов. — Ярославль : ДИА-пресс, 2001. – 171 с. : ил. — Библиогр. в примеч. в конце гл., библиогр.: с. 148-154.

Обобщающее исследование научно-популярного характера по древней истории Ярославского края, истории периода раннего средневековья. В работе показана огромная роль края как одного из центров формирующейся в XIII-XV веках русской государственности.

            90. Львов, Павел Юрьевич. Великий князь Ярослав I. На брегах Волги : Повествование о построении города Ярославля, взятое из истории / соч. Павла Львова, члена Император. Рос. акад. и Беседы любителей рус. слова. В пользу сирот, воспитывающихся в Яросл. доме призрения ближнего. — М. : в Университет. тип., 1820. – 55 с.

Содерж.: Предуведомление. О настоящем состоянии города Ярославля ; Введение. О древности страны Мерянской; О построении города Ярославля : [драма] ; Исторические примечания.

            91. Ляхов, Вениамин Акимович. За землю русскую / В. А. Ляхов, А. М. Анкудинова ; Всерос. о-во охраны памятников истории и культуры, Яросл. обл. отд-ние. — Ярославль : [Верх.-Волж. кн. изд-во], 1980. — 142, [2] с. : ил.

Авторы рассказывают о героической борьбе Северо-Восточной Руси против монголо-татарского ига. Значительное место отведено истории Ярославского края и г. Ярославля, начиная от его разорения в 1238 г. до его участия в борьбе против захватчиков.

            92. Мейерович, Михаил Германович. Когда был основан Ярославль / М. Г. Мейерович ; [худ. Н. И. Кирсанов]. — Ярославль : Кн. изд-во, 1959. – 63 с.

На основании анализа летописных, фольклорных, археологических и других источников автор доказывает, что Ярославль был основан не позднее 1010 года. В брошюре дается критический разбор литературы по вопросу о времени основания города.

            93. Мейерович, Михаил Германович. Так начинался Ярославль : [ист. очерк о возникновении Ярославля : издается к 975-летию города] / М. Г. Мейерович ; [худ. Н. Н. Миролюбов]. — Ярославль : Верх.-Волж. кн. изд-во, 1984. – 63 с.

            94. Тихомиров, Иларион Александрович. О некоторых ярославских гербах : с прил. 4-х табл. рис. / Ил. А. Тихомиров. — Владимир : тип. Губерн. правления, 1908. — 79 с., 4 л. рис.

Автор, известный ярославский краевед, подробно исследует происхождение гербов Ярославля, Углича и Ростова. Происхождение ярославского герба – медведь с секирой – связывается с вопросом об основании города.

            95. Экземплярский, Александр Васильевич. Ярославские владетельные князья / (ст. Андрея Васильевича Экземплярского). — Ярославль : типогр. Губерн. правления, 1887. – 68 с. — Библиогр. в подстроч. примеч.

Автор на основании тщательного изучения летописей и других источников приводит большой фактический материал по истории Ярославского удельного княжества, существовавшего в 1218-1463 гг.

            96. Ярославль : [легенды, предания, были : фотоальбом с карт. города] / [фот. В. Павлушина, В. Котова ; авт.-сост. О. Гуреева ; авт. англ. текста Ю. Веселков]. — Рыбинск : Формат-принт, [2004]. — 48, [1] с. : ил. — Текст парал. рус., англ. яз. — На обл.: 1000 Ярославль.

: Регионы и города :: Россия-ИнфоЦентр

История

Ярославль

Российские историки утверждают, что город Ярославль мог быть основан между 988 и 1024 годами, а наиболее достоверной датой рождения города является 1010 год, так как именно в этом году была заложена крепость, а князь Ярослав Владимирович (известный как Ярослав Мудрый) выехал из Ростова.

Около тысячи лет Ярославль был цитаделью российской государственности. Русские цари, династии Рюриковичей и Романовых, а позже советское правительство считали город важной административной единицей. Город был основан как первый православный город на реке Волге, его крепость предназначалась для защиты северо-восточных границ Киевской Руси.

С 1218 года город является столицей собственного княжества и получает известность как развитый культурный центр, однако его мирная жизнь прерывается в 1238 году нашествием татар и монголов.

Позже город оказывается в эпицентре всех событий и перипетий российской истории. В 1380 году ярославские войска принимают участие в Куликовской битве, положившей конец татаро-монгольскому игу, к тому же Ярославль является верным союзником Москвы, когда русские земли были объединены под покровительством древней столицы. В 1463 г. Ярославское княжество входит в число первых княжеств, добровольно вошедших в Московское государство.

В XV веке город носит гордое имя царской родины, а в ближайшие сто лет к Москве присоединяются и другие княжества, что ставит Ярославль в очень выгодное положение, так как открывается торговый путь в Европу через Белое море. Город стремительно развивается и приобретает стратегическое значение, именно сюда в случае необходимости перемещается российская казна. Ярославль также служит тюрьмой для тех, кто угрожает государственному режиму. Когда в 1612 году наступает Смутное время, Ярославль становится фактической столицей государства и центром, где начинается патриотическое восстание народа под руководством Минина и Пожарского.

В XVII веке город достигает своего наивысшего расцвета. В конце концов, в этом столетии в Ярославле проживает одна шестая часть богатейшего купечества России. Большая часть инженерных сооружений выполнена после большого пожара 1658 года, что обуславливает потрясающую архитектурную солидность города. В это же время формируется Ярославская школа иконописи.

XVIII век является переломным для города, так как с момента постройки Санкт-Петербурга, Ярославля происходит экономическая переориентация с торгового на промышленный центр, замедляются темпы торговли через Архангельск (Беломорский порт). Город постепенно превращается в крупный административный и культурный центр. В 1750 году в Ярославле открывается первый русский публичный театр. В 90-х годах того же века в городе обнаружен выдающийся памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».

В следующем столетии облик города окончательно сформировался, сегодня он выглядит так же. Реконструкция исторического центра Ярославля завершена, бульвары заменяют древние стены и рвы, город становится железнодорожным перекрестком. В 1918 году начинается антивластный бунт, в ходе разгона которого повреждены многие памятники архитектуры. Снос церквей и соборов в 30-х годах XX века наносит еще больший ущерб, среди безвозвратных потерь — Успенский кафедральный собор и здание Демидовского лицея, ключевые элементы архитектурного ансамбля города.

Однако многие всемирно известные памятники избежали сноса — Преображенский собор Спасского монастыря, ансамбль Толгского монастыря и некоторые другие величественные храмы.

Ярославский государственный университет открыт в 1970 году. В городе четыре театра, концертный зал и симфонический оркестр.

Теги:

Регион:

Республика Адыгея Республика Алтай Республика Алтай Амурская область Архангельская область Астраханская область Республика Башкортостан (Башкирия) Белгородская область Брянская область Чеченская Республика (Чечня) Челябинская область Чукотский автономный округ (Чукотка) Чувашская республика (Чувашия) Республика Дагестан Иркутская область Ивановская область Еврейская автономная область Кабардино-Балкарская Республика Калининградская область Калужская область Камчатский край Кемеровская область Хабаровский край Ханты -Мансийский АО ЮграКировская область Республика Коми Костромская область Краснодарский край Красноярский край Курганская область Курская область Ленинградская область Липецкая область Магаданская область Республика Марий Эл Московская область Мурманская область Ненецкий АО Нижегородская область Новгородская область Новосибирская область Омская область Оренбургская область Орловская область Пензенская область Пермский край Приморский край Псковская областьРеспублика БурятияРеспублика ИнгушетияРеспублика КалмыкияРеспублика Карачаево-ЧеркесияРеспублика КарелияРеспублика ХакасияРеспублика МордовияРеспублика Север Осетия-АланияРеспублика Татарстан (Татарстан)Ростовская область Рязанская область Республика Саха (Якутия) Сахалинская область Самарская область Саратовская область Смоленская область Ставропольский край Свердловская область Тамбовская область Томская область Тульская область Тверская область Тюменская область Республика Тыва Республика Удмуртия (Удмуртия) Ульяновская область Владимирская область Волгоградская область Вологодская область Воронеж ж Область Ямало-Ненецкий автономный округ Ярославская область Забайкальский край
АбаканАбаза АчинскАдыгейскАхтубинскАлагирАлатырьАлександровАльметьевскАмурскАнадырь АнапаАндреапольАнгарскАпрелевкаАпшеронскАрдатовАрдонАрхангельскАрмавирАрсеньевАртёмАрзамасАшаАстраханьАтяшевоАзовБаксанБалабановоБалахнаБалаковоБалашихаБалаш овБарабинскБарнаулБарышБашмаковоБатайскБелгородБелогорскБеломорскБеломорскБелореченскБелорецкБелозерскБелый ЯрБердскБерезникиБесланБессоновкаБежецкБилибиноБиробиджанБийскБлаговещенскБоголюбовоБогородскБокситогорскБолховБологоеБольшие БерезникиБ Ольшой Камень БорБорисоглебскБоровичиБратскБрянскБугульмаБугуруланБуйБуйБуинскБутурлиновкаБузулукЧамзинкаЧайковский ЧебаркульЧебоксарыЧелябинскЧердаклыЧердыньЧеремховоЧереповецЧерногорскЧитаЧудовоЧусовойДагомысДальнегорскДальнереченскДаниловДанковДер БентДимитровградДиксонДмитровДноДубнаДудинкаДятьковоДзержинскЭлистаЕльникиЭнемЭнгельсФокино ГаличГатчинаГаврилов-ЯмГайГеленджикГиагинскаяГорно-АлтайскГородецГородовиковскГороховецГрозныйГрязиГусь-ХрустальныйГусиноозёрскГжельИнсарИнтаИнзаИркутскI шеевкаИсилькулИскитимИвановоИзборскИжевскКалачинскКалининградКалугаКалязинКаменкаКаменск-УральскийКамышинКанашКандалакшаКаневскаяКарачевКарасукКаргопольКашинКасимовКаспийскКавалеровоКазаньКемКемеровоХабаровскХанты-МансийскХохловка Холь мХолмогорыХолмскКидекшаКимрыКингисеппКиришиКировКировКировскКировскКисловодскОстров КижиКлинКлинцыКогалымКоломнаКомсомольск-на-АмуреКомсомольский КонаковоКондопогаКопейскКораблиноКореновскКоркиноКоролевКорсаковКостомукшаКостромаКовровКовылкиноК озмодемьянск КраснодарКрасногорскКраснокаменскКраснослободскКрасновишерск КрасноярскКронштадтКропоткинКрымскКстовоКудымкарКулебакиКунгурКупиноКурчатовКурганКурганинскКурскКувшиново КуйбышевКузнецк КяхтаКыштымКызылЛабинскЛаганЛебедянь ЛенинградскаяЛенинск -КузнецкийЛеснойЛесозаводскЛев Толстой ЛихославльЛипецкЛискиЛивныЛомоносов (Ораниенбаум)ЛугаЛуховка Лямбирь ЛысьваЛюбимЛюдиновоМагаданМагнитогорскМайскийМахачкалаМаксатихаМалоярославецМантуровоМариинский ПосадМайкопМезеньМиассМихайловМирныйМокшанМоскваМоз докМожайскМценскМурманскМуромМышкинНабережные Челны НаходкаНальчикНарткалаНазываевск НефтекамскНефтеюганскНелидовоНерехтаНерюнгриНевельНикольскНикольск (Вологда) область)НижнекамскНижнеудинскНижневартовскНижний ТагилНижний ЛомовНижний НовгородНорильскНовгородНовоалтайскНовочебоксарскНовомичуринскНовороссийскНовосибирскНовоспасскоеНовотроицкНовоульяновскНововоронежНовозавидовскийНовозыбковНозокузнецкНяганьОблучье ОбнинскОктябрьский (Башкортостан)ОлонецОмскОнегаОпочкаОренбургОрскОрелОсаОсташковОстрогошскОстровОтрадныйОзёрныйОзерскПалехПартизанскПавловоПавловскПавловский ПосадПензаПереславль ЗалесскийПермьПермь-36ПетергофПетропавловск-КамчатскийПетроза водскПевекПлёсПодольскПолевскойПоляныПолярныйПрохладныйПсковПущиноПушкин (Царское Село)ПятигорскРедкиноРомодановоРославльРоссошьРостовРостов-на-ДонуРубцовскРузаевкаРязаньРяжскРыбинскРыбноеРжевСафоновоСалаватСалехардСамараСаранскСаратов СаровСасовоСаткаСаяногорск СаянскСегежаСеленгинскСемилукиСердобскСергиев ПосадСерпуховСертоловоСестрорецкСеверобайкальскСеверодвинскШадринскШарьяШацкШелеховШиловоШлиссельбургШумерляСкопинСланцыСлавянск-на-КубаниСмоленскСнежинскСочиСолигаличСоликамск СорскСортавалаСосновый БорСпас-КлепикиСпасск-Дальний Спасск-РязанскийСредняя Елюзанул. Санкт-ПетербургСтарая РуссаСтарицаСтарочеркасскСтарое ШайговоСтарый ОсколСтавропольСтерлитамакСудиславльСургутСусаниноСуздальСветлогорскСветогорскСвободныйСыктывкарТаганрогТамбовТанаисТараТарусаТайшетТемниковТемрюкТихорецкТихвинТимашевскТобольскТольяттиТомскТорбеевоТороп ецТоржокТосноТроицкТрёхгорныйЦивильскТуапсеТулаТульскийТулунТумаТутаевТверьТюкалинскТюменьУдомляУфаУгличУхтаУлан-УдэУльяновскУнечаУрюпинскУсинскУсманьУсолье-СибирскоеУссурийскУсть-Абакан Усть-ИлимскУсть-КутУсть-Ла бинскВалдайВеликие Луки Великий УстюгВерхотурьеСело БорисовкаВладикавказВладимирВладивостокВолгодонскВолгоградВолгореченскВолховВологодаВолжскВолжскийВоркутаВоронежВоткинскВсеволожскВурнара ВязьмаВыборгВыксаВышний ВолочекЯблоновскийЯкут скЯлгаЯнтарныйЯрославльЯрцевоЯвасЕкатеринбургЕлабуга ЕлецЕлизовоЕнисейскЕссентукиЕйскЙошкар-ОлаЮрьев-ПольскийЮрьевецЮжно-СахалинскЮжноуральскЗакаменскЗападная Двина ЗарайскЗаречныйЗаводскойЗаволжьеЗеленодольскЗеленоградск (Cranz) ЗеметчиноЖелезнодорожныйЖелезногорск (Красноярский край)Железногорск (Курская область)ЖелезноводскЖигулёвскЖуковскийЗимаЗлатоустЗнаменкаЗнаменскЗубовая ПолянаЗвенигород

Мультимедийный CD-ROM: Ярославская иконопись

Художественные пигменты

Связующие/материалы

Книги

Карты

Химикаты

Грунт/земля

Принадлежности для позолоты

Клеи

Иконки

Журналы

Мультимедийный компакт-диск

Нет категории

Хранение краски

Безопасность/очистка

Растворители/разбавители

Опоры

Инструменты

Туры

Мастерские

Варианты оплаты

Гарантия покупок

Политика конфиденциальности

Отслеживание вашего заказа

Отложенные заказы

Подпишитесь сейчас

в бесплатный электронный журнал для новостей, информации, уведомлений о распродажах и других рассылок, представляющих интерес.
Нажмите здесь, чтобы подписаться

Мультимедийный компакт-диск

Ярославская иконопись


Посмотреть увеличенное изображение

Отличительной чертой русской средневековой культуры является малочисленность письменных источников, отражающих интеллектуальные процессы древнерусского общества. Знаменитое выражение Георгия Флоровского «интеллектуальное молчание древней Руси» было использовано для характеристики эпохи с 10 по 15 века из-за скудости рукописей, отражающих философские и нравственные проблемы, занимавшие русских.

Вот почему памятники искусства стали бесценными источниками выражения идеалов, надежд и намерений — всего комплекса мировоззренческих проблем средневековой России. Неотъемлемой частью живописных произведений древнерусского искусства является их художественная изящность и выразительность образного языка. Все это объясняет возрождение интереса к древнерусской иконописи и стремление сделать эти произведения искусства, хранящиеся ныне в различных музеях и городах России, доступными для всех интересующихся ими.

Мультимедийный CD-ROM Ярославская иконопись посвящен памятникам станковой живописи Ярославля, города с почти тысячелетней историей. С момента основания Ярославом Мудрым в XI веке город пережил немало потрясений отечественной истории вместе с Россией. Ярославль вписал живые страницы в историю древнерусской живописи. Коллекция икон в музеях Ярославля насчитывает около четырех тысяч. Отреставрированные иконы являются предметом пристального внимания специалистов и главной достопримечательностью города для туристов. Наследие ярославской иконописи распределено по векам неравномерно. Это результат событий российской истории, в которых город принимал активное участие9.0006


Посмотреть увеличенное изображение


Посмотреть увеличенное изображение

Мультимедийная презентация на компакт-диске содержит информацию об иконах, начиная с XIII века, когда Ярославль стал столицей самостоятельного княжества в 1218 году. Ранние иконы, изготовленные в Ярославле, не сохранились. Это объясняется тем, что Ярославль в то время был небольшой деревянной крепостью на Волге. Характерно его описание в летописях, записанное под 1152 годом, когда город был осажден волжскими болгарами: «городок небольшой.

В начале XIII века Ярославль пережил недолгий, но бурный расцвет, прерванный татаро-монгольским нашествием. В летописях упоминается, что пожар 1221 года уничтожил 17 церквей. Первый князь Всеволод позже возвел три каменных храма.

Ярославское искусство XIII века сегодня представлено пятью иконами. Все они хорошо сохранились и представляют собой замечательное художественное достижение, хотя и созданы в разное историческое время. Богоматерь Оранс, предназначенная для Спасо-Преображенского монастыря, и Христос Пантократор, личная семейная икона ярославских князей, являются шедеврами домонгольской иконописи начала XIII века. Следует отметить, что в мире существует всего 25 икон этого периода, т.е. с начала XIII века до 1237 года. во времена монголо-татарского ига. Все они созданы иконописцами разных мастерских по приказу князей.

Феодальные междоусобные войны и частые набеги золотоордынцев не способствовали ни созданию, ни сохранению памятников ярославской иконописи XIV века. Тем не менее образцы икон этого века сохранились до наших дней. Возможно, их созданию способствовала политическая и культурная стабилизация, наступившая после победы русской армии на Куликовом поле в 1380 году. Войска Ярославля, Мологи и Курбы приняли участие в битве на Куликовом поле.

Небогат на иконы XV век, когда Ярославль был активным участником войны, которую вели преемники Димитрия Донского. Однако такие иконы, как «Илия Пророк в пустыне» , свидетельствуют о том, что кисть ярославских живописцев создавала божественность в красках, поскольку в этой иконе отразились сложные образы литургической поэзии. Сохранившиеся иконы XV века свидетельствуют о том, что процессы в ярославском искусстве были общими для всей русской культуры. 15 век был также временем формулировки и развития высоких, многоярусных иконостас — специфическая форма украшения, характерная для русских православных храмов.

После большого пожара Ярославля в 1501 году московские мастера возвели новые каменные церкви и установили в них монументальные иконописи. Ярославские иконы начала XVI века писали и московские живописцы. В ярославской живописи середины и второй половины XVI века ярко отразились самобытные местные особенности и демократические вкусы их заказчиков — ярославских горожан.


Посмотреть увеличенное изображение

Среди икон XVI века особое место занимают образы из иконостаса Спасо-Преображенского собора. Опыт совместной работы московских и местных живописцев обогатил и ярославскую художественную традицию.

Расширение круга изображаемых святых, утонченность композиций, отражение новых церковных идей — все это характерные черты ярославской иконописи второй половины XVI века. Образ святого Иоанна Златоуста, небесного покровителя Ивана IV, созданный в 1560-х гг., является ярким памятником гражданского искусства. Конец 16 века — начало формирования ярославской школы иконописи, расцвет которой приходится на 17 век.


Посмотреть увеличенное изображение


Посмотреть увеличенное изображение

Особенности видеорассказов


иконописи

XVII век – золотой век ярославской культуры. Здесь были созданы многие шедевры русского искусства этого века. Подавляющее большинство дошедших до наших дней ярославских икон создано в период с первой трети XVII века до начала XVIII века. Это связано прежде всего с масштабным строительством каменных церквей, начавшимся в Ярославле после пожара 1658 г.

Во второй половине XVII века в Ярославле было построено 15 церквей. Для них ярославские иконописцы написали более двух тысяч икон.


Просмотреть увеличенные изображения

Ярославские иконы, как правило, отличаются большими размерами, сложной и динамичной композицией, обилием фигур и ярким действием. Характерный колорит красок, приготовленных из местных пигментов, придает иконам этого периода праздничный вид.

Помимо местных мастеров, в работе принимали участие живописцы из других городов: Симеон Спиридонов из Холмогор, Юрий Никитин из Костромы, Федор Зубов из Усолья Кашского. Иконы этих мастеров часто становились образцами для ярославских мастеров, стремившихся сочетать размах и монументальность с изысканностью и обилием деталей.

К сожалению, авторы большинства ярославских произведений искусства остаются неизвестными. Имена некоторых ярославских иконописцев известны по книгам, однако отсутствие сведений о том, где и в каких храмах работали эти иконописцы, лишает нас возможности связать имена с конкретными иконами.

XVII век завершает эпоху древнерусского искусства. И именно Ярославль сыграл важную роль в этот период благодаря своей интенсивной художественной жизни.

XVIII век знаменует начало Нового времени в русской истории. В результате общественно-политических реформ произошли значительные культурные изменения. Церковное религиозное искусство уже не было единственным, определяющим русский художественный процесс. Светская культура быстро и неуклонно вытесняла религиозную. Большое влияние на церковную архитектуру оказали такие стили, как барокко и классицизм.

В XIX веке иконопись стала видом художественного массового производства. Даже в больших городах и деревнях существовали иконописные мастерские, где иконы писались как для церквей, так и в основном для частных меценатов.

ХХ век – самый сложный и драматичный период в истории русского религиозного искусства. Начало 20-го века было отмечено многими достижениями в нашем понимании русского средневекового искусства, когда многие старинные иконы были восстановлены в их первоначальном виде. Это вызвало огромный интерес к иконописи как в кругу ученых, так и любителей искусства. Однако с конца 19 в.С 20-х до конца 1980-х сама религия и связанное с ней искусство считались идеологическими врагами нового режима. Художники были вынуждены сменить профессию и развивать, в частности, искусство лаковой миниатюры. Если в советское время иконы были уничтожены полчищами, то многие памятники старины сохранились в музеях, где их изучали и реставрировали.

Пустая тележка

Вы должны быть удовлетворены своей покупкой в ​​Iconofile, иначе вы можете вернуть ее и получить возмещение. Нажмите здесь, чтобы узнать больше



Природный минерал
Пигменты художника

Широкий ассортимент красок для иконописцев и других художников, работающих в большинстве техник.


Русские иконки
500 рисунков канонических икон, собранных из древнерусских рукописей.

Ваш комментарий будет первым

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    © 2019 Гранд Атлантис - перевозки груза по Дальнему Востоку.