Архангельский собор Московского кремля — архитектор, в каком веке построен и кто в нем похоронен
Архангельский собор — один из четырех храмов Соборной площади Московского кремля, который благодаря соседству с колокольней «Иван Великий» имеет свой неповторимый образ. В эту церковь водят абсолютно все экскурсии, и не просто так. Дело в том, что это не просто храм, а усыпальница Великих Московских и Удельных князей, а также первых русских царей. В нем похоронены многие известные личности, которые вошли в историю нашей страны, в том числе Иван Калита и Дмитрий Донской. Современный Архангельский собор был построен в самом начале XVI века под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового, но археологи установили, что история храма началась, как минимум, на 250 лет раньше. Считается, что церковь святого Архистратига Михаила всегда играла очень важную роль в архитектурном ансамбле не только кремля, но и всей Москвы. Но обо всем по порядку.
Ансамбль Архангельского собора и колокольни «Иван Великий»
Архангельский собор Московского кремля в XIII-XV веках
Первая деревянная церковь в честь святого Архистратига Михаила появилась на Соборной площади кремля во второй половине XIII века. Ученые склоняются к версии, что произошло это во времена, когда Великим князем Московским был Михаил Хоробрит, брат всем известного Александра Невского. Если насчет первых упоминаний историки еще ведут споры, то дальнейшая история собора хорошо отражена в летописях и сомнений почти не вызывает.
В 1333 году на месте старого ветхого храма Иван Калита приказал возвести каменную церковь, в которой, согласно его завещанию, просил похоронить его. Новый каменный храм простоял на Соборной площади 172 года, а затем по приказу царя Ивана III церковь была разобрана из-за ветхости. Как только разбор был закончен началось строительство нового собора, на это время все захоронения были перенесены в другой храм.
Архангельский собор в Кремле
Архангельский собор в XVI веке и до наших дней
Для строительства нового величественного собора на месте старой Архангельской церкви в 1505 году был приглашен известный итальянский зодчий Алевиз Новый. Этот архитектор вошел в историю не только строительством Архангельского собора кремля, но и другими своими работами, которые имеют огромное историческое значение. Например, именно он строил дворец и храмы в Александровской Слободе. Надо сказать, что в то время на работах в Кремле трудилось сразу два Алевиза, один из которых строил великокняжеский дворец, он известен под именем Алевиз Фрязин, ну а второй занялся новым храмом-усыпальницей.
Архангельская церковь
Новый собор в честь святого Архистратига Михаила был закончен и освящен митрополитом Симоном в 1508 году. В тот же год в храм-усыпальницу были перенесены останки русских князей. В 1564-1565 году царь Иван Грозный приказал расписать храм фресками, но до наших дней эти росписи не сохранились, так как спустя сто лет, во времена царствования Алексея Михайловича, собор был расписан повторно. Работы велись артелью русских мастеров под руководством Симона Ушакова. Росписи являются настоящим произведением искусства, и если вы пришли в храм с экскурсоводом, то ваше внимание обязательно обратят на условные портреты русских князей, похороненных в Архангельском соборе. Ничего подобного больше нигде нет.
Росписи Архангельского собора Кремля
Внутри Архангельского собора
Сейчас сложно представить, но в XVIII веке все храмы Соборной площади кремля находились в запустении, и причиной тому, конечно же, стал перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург. Архангельский собор не был заброшен, но средства на его содержание выделялись довольно скромные. В 1737 году в праздник Святой Троицы произошел серьезный пожар, который нанес большой ущерб собору, восстанавливали его более двух лет. Только при Екатерине II к храму вернулось былое величие, в его стенах даже возобновили иконописное дело.
Вход в Архангельский собор Московского кремля
Следующим серьезным испытанием для Архангельского собора стала Отечественная война 1812 года. Солдаты Наполеона устроили в храме кухню, в которой не только готовили еду, но и хранили бочки с вином. Во время отступления бочки были разбиты, вино из них вытекло и затопило почти весь пол церкви. Ну и, конечно же, наполеоновцы не могли уйти из Москвы без сувениров.
Магнитики на холодильник в то время не продавались, поэтому они прихватили с собой оклады с икон и другие ценные вещи. Архангельский собор кремля стал первым храмом Москвы, который привели в порядок после нашествия французов: уже 1 февраля 1813 года церковь была восстановлена и вновь освящена.
Внутри Архангельского собора
К 300-летию дома Романовых в 1913 году Архангельский собор обновили, отреставрировали иконостас, отмыли росписи и провели другие работы по благоустройству. Но уже спустя 5 лет храм был закрыт, а службы в нем прекратились. К счастью, здесь не сделали ни бильярдный зал, ни правительственный гараж, а объявили здание памятником культуры и стали готовить к открытию музей. Процесс этот затянулся надолго: работы начались в начале 1920-х годов и продолжались вплоть до начала Великой Отечественной войны. Для свободного посещения кремль открыли только 1955 году, и он сразу же стал одной из самых популярных достопримечательностей Москвы. Вплоть до 1991 года в Архангельском соборе кремля располагался музей, но, как и большинство других храмов, с развалом СССР он был возвращен РПЦ и в нем возобновились службы.
Архангельский собор в Кремле
Некрополь Архангельского собора — кто похоронен в Архангельском соборе
Рассказывая об истории Архангельского собора Кремля никак нельзя умолчать о некрополе, который в ней располагается. Возведение храмов-усыпальниц не редкость на Руси, как правило, каждый знатный род имел подобное строение. Так, например, усыпальницу семьи Юсуповых можно увидеть в усадьбе Архангельское в Подмосковье, еще одна известная российская усыпальница находится в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге. Но подобные сооружения характерны не только для нашей страны (или бывших территорий Руси), но и для других стран. Среди них наиболее известно Вестминстерское аббатство в Лондоне, в котором похоронены монархи Великобритании, и таких мест по всему миру очень много.
Некрополь Архангельского собора
Архангельский собор стал усыпальницей для рода Рюриковичей и Романовых. Первым в храме был похоронен Иван Калита, но уже к правлению Ивана III в соборе было столько захоронений, что стало тесно и церковь решено было расширить. На время строительство нового храма все гробы с телами великих князей были перенесены в колокольню Ивана Великого, которая стоит по соседству.
Захоронения в Архангельском соборе Кремля
В новом храме первым похороненным стал Иван III, который и затеял перестройку, но не дожил до того, чтобы своими глазами увидеть обновленный собор. Все саркофаги расположены в строго определенном порядке, князья похоронены в южной части храма, а те, кто находился в немилости — в противоположной стороне.
Стоит отметить, что усыпальница — это не мавзолей, где в гробах лежат Великие князья. Обряд погребения проводился по всем канонам православия, гробы с телами умерших правителей закапывали в землю под полом, а над могилой возводили надгробие с белыми плитами.
Некрополь Архангельской церкви в Московском кремле
Туристы приходят в собор просто посмотреть на исторический храм, но в Архангельской церкви много и паломников, которые приезжают сюда, чтобы поклониться мощам двух святых.
Мощи царевича Дмитрия в Архангельском соборе
В серебряной раке находятся мощи благоверного царевича Дмитрия — младшего сына Ивана Грозного, который был то ли убит, то ли погиб в результате несчастного случая в Угличском кремле в 1591 году. Он был причислен к лику святых в 1606 году как невинно убиенный, и принято считать, что его мощи обладают чудотворной силой.
Икона «Царевич Димитрий Угличский в житие» © ГИМ, 17 век
Мощи князя Михаила Черниговского в Архангельском соборе
Еще один святой, похороненный в Архангельском храме — это святой князь Михаил Черниговский. Он был причислен к лику святых за верность христианской вере в борьбе с Ордой. В 1570-х годах по приказу Ивана Грозного его мощи были перенесены из Чернигова в Москву, а спустя два века, в 1774 году, было принято решение разместить их в Архангельском соборе кремля.
Святой Михаил Черниговский © Мастерская церковного искусства «Иконное Дело»
Некрополь Архангельского собора кремля считается одной из самых больших царских усыпальниц (54 захоронения), великих князей и членов царской семьи хоронили в храме на протяжении почти 400 лет (с 1340 по 1730).
Архангельский собор и колокольня «Иван Великий»
Заключение
Из всех соборов Московского кремля лично нам больше всего почему-то запомнился именно Архангельский собор. Безусловно, впечатляет такое большое количество захоронений особ царских кровей, да и история храма весьма интересна. Но это не значит, что остальные соборы не заслуживают внимания.
Эта статья была украдена с сайта http://poznamka.ru…
Кремль вообще такое место, в котором нужно побывать хотя бы раз. Мы обязательно продолжим рассказывать о нем более подробно в следующий статьях, и если вы не хотите их пропустить, обязательно подписывайтесь на нашу рассылку — раз в неделю мы присылаем дайджест всех наших публикаций.
Архангельский собор Московского кремля 2016-02-26T08:08:19+03:00 2023-01-06T20:41:19+03:00 Natalya ‘Poznamka’
Архангельский собор Московского кремля. Строительство, фото, архитектор
Содержание
Архангельский собор представляет собой православный Московский храм, возведённый в Кремле. Строительство выполнялось по проекту Алевиза Нового, который являлся архитектором из Италии. Это большое белоснежное сооружение с возвышающимися куполами, является местом родовой усыпальницы древних высокородных персон.
Исторические факты возникновения Архангельского собора
Архангельский собор Московского Кремля стоит на территории ранее построенной деревянной небольшой церкви, возведённой Михаилом Ярославичем Хоробритом в 1248 году. На тот момент он являлся Великим князем. Собираясь в очередной военный поход со своими дружинами, князья служили молебен Архистратигу Михаилу, которого они считали своим покровителем.
Архангельский собор Московского кремляИменно поэтому была и построена небольшая деревянная церковь. Несколько позднее на этом самом месте произошла закладка ставшего знаменитым собора, который превратился в усыпальницу князей.
По мнению некоторых исследователей, в первой церкви не предполагалось проводить захоронения правителей. Доказательством тому является отсутствие в нём праха князя Михаила. После очередного похода, в котором он был убит, его похороны состоялись в другом месте, а не Москве. Только позже произошло захоронение в церкви его племянника Даниила со своим сыном Юрием.
Деревянная церковь простояла до тридцатых годов следующего века, и по указу Ивана Калиты была снесена. На этом месте Великий князь возвёл каменный собор. Датой его постройки считается 1333 год. Причиной строительства был данный князем обет, вызванный голодом из-за неурожая. Он дал клятву, что если Русь сумеет пережить бедствие, то за избавление от голода им будет возведён храм.
Изготовленный собор простоял только до XV века. Разразившаяся гроза стала причиной удара в него молнии и возникновения пожара. Строение удалось затушить, но храм получил множество повреждений.
В дальнейшем по стенам стали распространяться трещины и возникла опасность обвала здания. Ставший на правление Иван III, издал указ о разборке сооружения и строительстве уже очередного нового более качественного сооружения.
;
История строительства и реставрация
Архангельский собор Московского Кремля, фактический переживал 2 рождения:
- 1333 г. Иваном Калитой был возведён храм из камня.
- 1505 г. Теперь уже Иваном III была сооружена вторая постройка.
Последнее здание претерпело несколько реставраций, что дало возможность проводить службы вплоть до нынешних времен.
Первый собор XIII-XV века
Возведённый Иваном Калитой собор был освящён митрополитом Феогностом. Произошло такое событие в 1333 году. Сооружение представляло собой одноглавое здание, которое удачно вписалось в общий ансамбль других построенных рядом соборов.
Через год после постройки во время правления Симеона Гордого русскими иконописцами произошло полное видоизменение храма. Чуть позже, в 1399 году, собор уже повторно обработал Феофан Грек вместе со своими учениками. Именно в этом храме произошло захоронение самого Симеона Гордого.
После прошедшей битвы на реке Шелонь между войсками Москвы и Новгорода в честь одержанной победы Великим князем Иваном III были построены 2 предела. Проведение этой работы произошло сразу после возвращения войска. Для этого была использована древесина. На это указывает произошедший в скорости серьёзный пожар.
В результате загорелось множество деревянных построек, а затем огонь распространился и на пределы. Однако разрушение оказались недостаточно серьёзными, потому что после их разборки они были восстановлены. Однако простояли пристройки только 6 лет. В 1481 году началось строительство уже на этом месте каменных пределов. Работы завершились через год.
Второй собор с XVI века и до наших дней
Гроза, которая произошла в 1475 году, ударила в собор и довольно сильно их разрушила. К этому времени храм был буквально переполнен гробницами. Учитывая эти обстоятельства, остававшийся ещё у власти Иван III буквально незадолго до своей смерти решил возвести второй собор, стройку которого доверил Алевизу Новому, являвшемуся итальянским архитектором.
Данное событие состоялось в 1505 году. Скончавшийся князь был тут и похоронен, хотя строительство собора только лишь успело начаться. Дальнейшая работа уже проходила под руководством Василия III.
Приглашённый мастер, вернулся к традиционной системе с пятиглавыми крышами. Однако он сумел внести туда ряд элементов итальянского зодчества. Когда основные стены были возведены, в собор перенесли гробы всех князей.
Данный период времени был наиболее подходящим для создания храма. Это была пора развития территории Москвы, что выразилось в постройках новых церквей и монастырей.
Для работы привлекались строители из других государств, приток которых шёл в основном из Италии. Архитекторы этого государства хорошо разбирались в своей деятельности. Именно ими были созданы зубцы на кремлёвских стенах, напоминающие ласточкин хвост.
Позже в соборе проводилось множество восстановительных реставрационных работ.
Информация об этих событиях указана в таблице.
Дата | Событие |
1547 г | Произошёл ещё один пожар в соборе, что привело к потере иконостаса. На восстановление специально были приглашены Псковские и Новгородские мастера, которые полностью возродили повреждённую живопись. |
1652 г | Стенопись храма пришли в ветхость. Правивший в тот период царь Алексей издал указ о нанесении новой росписи. Однако реставрационные работы из-за войны с Польшей и Швецией пришлось отложить до 1660 года. Позже они продолжились и длились на протяжении 6 лет. |
1737 г | Во времена правления царицы Елизаветы произошёл очередной пожар, что привело к необходимости проведения капитального ремонта храма. Были полностью восстановлены портреты князей и царей с их надгробиями. При этом центральный купол, выглядевший в виде шлема, приобрел форму луковицы, с южной части фасада были убраны декоративные украшения, а эти места перекрыли каменными контрфорсами. |
1742 г | Храм приобрёл статус кафедрального собора. |
1772 г | Были отреставрированы решетки, расположенные около гробниц, восстановлены верхние ярусы иконостаса, изготовленны пять новых паникадил. |
1812 г | С захватом Наполеоном Москвы собор был разорён, а многие иконы испорчены. После выхода французов вся роспись была восстановлена, а утраченные украшения заменены на новые варианты. |
1826 г | К палате с южной стороны был пристроен второй этаж, предназначенный для священнослужителей. В нем проводились судебные мероприятия по отношению к монастырским крестьянам. |
1853 г | Была проведена реставрация стенописи храма, а также произошло возобновление икон. |
1895 г | Началась очередная реставрация икон, которая производилась сотрудниками мастерской Епанечникова. |
1913 г | Была проведена реконструкция усыпальницы, промыта вся стенопись, а также отреставрированы и почищены подсвечники. |
1917 г | Началось вооружённое восстание. Стена была разбита снарядом и в кладке сформировалась брешь, что привело к необходимости закрытия храма. |
1920 г | Был установлен деревянный тамбур, который закрывал вход в собор с западной стороны. |
1934-1935 гг | Произошла реставрация красочного слоя собора. |
1955 г | Храм стал работать как музей. Одновременно начались работы по реставрации помещения, проводимые работниками Академии архитектуры СССР. |
1960 г | Начались ремонтные работы. Были найдены фрагменты каменных кладок и полов с использованием керамики. |
1970 г | Произошла реставрация храма с его внешней стороны. |
1991 г | Началось богослужение. |
Архитектурные особенности, архитектор
Архангельский собор, который является Московским храмом, возведённым в Кремле, строился специально приглашённым знаменитым мастером своего дела Алевизом Новым из Венеции. Он отразил в себе черты русской архитектуры и итальянских традиций.
Приехавший мастер имел представление об особенностях Московской культуры и хорошо владел искусством создания объёмно-пространственных церквей на Руси.
Предпочтение этому человеку была отдано потому, что в прежние времена он создал несколько подобных построек, которые понравились заказчиком. Однако в данном случае ему предстояло возводить культовое сооружение, где нельзя было отходить от установленных канонов. Одновременно Иван III существенно осложнил проблему, высказав трудно совместимые требования.
Он хотел, чтобы возведённый собор отвечал традициям православия, но был построен в стиле европейской моды. Это трудная задача была с успехом выполнена итальянским зодчим. Элементы стандартной русской архитектуры нашли хорошее сочетание с фрагментами итальянской культуры.
Внешний вид храма
Архангельский собор Московского Кремля составляет в высоту 21 м. Построенное из красивого камня помещение имеет сверху 5 куполов, сдвинутых в восточном направлении.
В духе традиций Италии архитектор поделил внешнюю часть собора на 2 яруса. Они получили нужное оформление, что создало вид этажности собора. При этом нижняя часть получилась настолько мощной, что стала крепкой опорой для верхнего лёгкого яруса.
Во всех 35 капителях, выполняемых на основании единой составленной схемы, можно увидеть рисунок красивого растения. Посередине каждого построенного яруса хорошо смотрятся узкие, но высокие окна.
Западная территория постройки полностью соответствует настоящему итальянскому палаццо. В центре расположились круглые окна. Между башнями установлены уже арочные окна, соответствующие итальянскому образцу. На внутренней части храма установлены приблизительно на этом же уровне подобные окна.
На первоначально построенном соборе присутствовала окраска, придающая вид кирпичной кладки с различными вставленными белыми декоративными элементами.
Для архитектуры древней Руси построенный собор смотрится традиционно, как и положено такого уровня зданиям. При этом в фасадной части существуют различные декоративные формы. Вход, который относится к главному, располагается со стороны запада. Он изготовлен так, что находится в углублении. Сверху над ним присутствует двойное окно второго яруса.
На Западном фасаде находятся ещё 2 двери, через которые можно попасть на верхние этажи. К восточной части храма примыкают 2 предела: святого Уара и Иоанна Предтечи. Эта пристройка была сделана в конце XVI века.
Совмещая архитектуру построенных ранее древнерусских соборов с культурой Венеции, Алевиз украсил фасады нишами, как принято на Руси и рельефно выполненными белокаменными раковинами больших размеров, которые характерны для Италии.
При этом во внешнем строении можно увидеть обычные контрасты, когда нарядная декорация фасадов явно не смотрится с русскими столбами, на которые опираются цилиндрические своды.
Интерьер храма
Внутренний интерьер собора отличается хорошей освещенностью и свободой. При взгляде на мощные колонны с характерными профилированными цоколями сразу узнается рука выдающегося мастера. Внутри помещения находится ряд саркофагов большой величины, которые располагаются на полу и занимают почти половину его площади. Их наличие создаёт грустное впечатление.
Здесь таких захоронений присутствует 54 штуки, а над ними располагаются надгробия, выполненные из белого камня с различными надписями и орнаментами. Ещё в ХVII веке, когда отмечалось 300-летие правления династии Романовых, все они были помещение в металлические каркасы и застеклены.
Внутренние стены храма украшают фрески и росписи. Также расписан и купол здания. Эта работа была проведена при правлении царе Алексея. Росписи выполнялись артелью мастеров, куда входили знаменитые художниками, руководил которыми Симон Ушаков.
На внутренних северных и южных стенах собора присутствует роспись непосредственно о деяниях архистратига Михаила. На западных стенах находятся композиции с символом веры.
Алтарная часть собора отделена от основного зала иконостасом. Это рамная конструкция, составляющая в высоту 13 м. На ней присутствует резной декор, который был нанесён мастерами под руководством Недумова.
Иконостас разделён в горизонтальном направлении четырьмя карнизами. Вертикально он делится на одну центральную и 2 боковые части. Некоторые иконы относятся к XIV-XVI векам, а основная масса была написана в 1681 году рядом русских художников. Здесь изображены различные пророки, которые держат в руках свитки с предсказаниями.
Усыпальница
Архангельский собор Московского Кремля является местом, где захоронены все мужчины семьи Рюриковичей и Романовых вплоть до XVIII века. При этом царицы и княгини хоронились отдельно. Такой обряд совершался в соборе Вознесения Христова. Это здание стояло до 1929 года, а затем было разрушено и с этого времени женщин стали хоронить в южной части Архангельского собора.
Одновременно в это место были переведены и все остальные мощи похороненных ранее государей. С этих пор над гробом стала возводиться надгробница из камня в виде закрытой плиты. На ней устанавливалась икона, свеча, а также панихидное блюдо.
Обычай хоронить своих великих представителей пришёл из Византии. Причиной считалось мнение, что человеческая жизнь после смерти не заканчивается, а продолжает своё существование. Это и стало поводом создания такого рода царской усыпальницы.
Гробницы
Внутреннее пространство Архангельского собора заполнено надгробиями, которых здесь насчитывается 46 единиц. Под ними покоятся 56 князей вместе с их ближайшими родственниками. Во время правления Михаила Романова здесь были установлены бронзовые саркофаги и белокаменные надгробия одних из первых московских князей. Погребенные люди изображались напротив своих надгробий в полный рост.
Захоронения проводились по заранее разработанным чётким правилам:
- Западная сторона. Хоронились удельные князья.
- Северная стена. Здесь захоронены опальные князья.
- Юго-восточная часть. Нашли покой татары, принявшие православие и служившие русским князьям.
Также установлены храмы царей:
- Михаилу.
- Алексею.
При этом Пётр I захоронен в Петропавловском соборе, куда потом стали помещать всех последующих представителей царской династии.
Ещё здесь стоит гробница Бориса Годунова, в которой отсутствует прах царя. Он был вынесен по воле самозванца Лжедмитрия 1 и позднее перемещён в Троице-Сергиеву Лавру.
Росписи усыпальницы
Роспись собора была сделано в XVI веке, когда у престола стоял царь Алексей. Работой занимались 92 мастера. Здесь присутствует военная тематика, а также духовные сюжеты, где представлено сражение Архангела Михаила с Сатанаилом, который являлся падшим ангелом.
Также здесь расписана галерея надгробных портретов правивших князей. Её открывает Иван Калита. Вверху на куполах представлены различные лики: праотцов, пророков. Здесь же присутствуют некоторые эпизоды из жизни Спасителя.
Центральную часть занимает изображение Адама и Евы. Также здесь представлены образы Архангела Михаила, апостолов, воинов мучеников. Наконец присутствует четырехъярусный иконостас, где установлено несколько святых икон.
Некрополь Архангельского
По указу Василия III в 1508 году в собор были перенесены останки прародителей бывших великих князей. Первым из них из них похоронен Иван Калита. Интересным фактом является то, что здесь присутствует храм, где похоронены дети Ивана Грозного: Иван и Дмитрий.
В северной части собора находится прах Михаила Черниговского. Он был причислен к лику святых. В своё время князь не захотел подчиниться Золотой Орде, за что и был мученически убит.
Архангельский собор относится к Московскому храму, построенному в Кремле, который в настоящее время приобрёл статус музея. При этом 2 раза год в нём проводятся богослужения. После нескольких столетий бездействия снова возобновилась духовная жизнь.
Видео о соборе
Тайны Архангельского собора:
» src=»https://www.youtube.com/embed/awXIejOwq18?wmode=transparent&rel=0&feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Утраченные памятники архитектуры Московского Кремля
В советские годы были утрачены многочисленные памятники архитектуры Московского Кремля. Церкви, монастыри и дворцы были разрушены, потому что они напоминали советскому режиму при Сталине о Святой Руси и славной истории Российской империи.
Открытка начала 20 века (вверху) отражает некоторые из самых больших архитектурных потерь в Московском Кремле в конце 1920-х – начале 1930-х годов – пожалуйста, обратитесь к номерам и сопровождающим изображениям ниже для получения дополнительной информации о каждом соответствующем памятнике. .
1 – Малый Николаевский дворец или Малый Николаевский дворец — трехэтажное здание, расположенное в Кремле на углу Ивановской площади. Первоначально построенный в 1775 году, он служил официальной московской резиденцией императорской семьи вплоть до строительства Большого Кремлевского дворца в 1838-1849 годах. Дворец был любимой резиденцией великого князя Николая Павловича (будущего императора Николая I). 29 (17 по OS) апреля 1818 года во дворце родился его сын, будущий Александр II, который считал его домом своего детства. Между 1891 и 1905 г. дворец стал резиденцией великого князя Сергея Александровича в годы его пребывания на посту московского генерал-губернатора.
Во время Октябрьского вооруженного восстания 1917 года в Москве Малый Николаевский дворец стал штабом юнкеров [воинское звание в Российской гвардии и армии, до 1918 года], поддерживавших Комитет общественной безопасности. В результате здание стало мишенью для красногвардейцев и пострадало больше других кремлевских построек.
По митрополиту Нестору (1885-1962): « Малый Николаевский дворец… сильно пострадал от обстрелов. Снаружи видны огромные дыры в фасаде здания. Внутри тоже все разрушено, и когда я ходил по комнатам, то видел картину полного разрушения. Огромные зеркала и другие предметы интерьера были варварски разбиты и уничтожены. Шкафы разбиты, по комнатам разбросаны книги, папки, бумаги… Дворцовая церковь попала под снаряд и разрушена. Иконостас был разбит, царские врата распахнулись взрывами, а завеса храма разорвалась надвое. Отсюда было украдено много ценных икон ».
В 1929 году дворец был снесен вместе с прилегающими Чудовым и Вознесенским монастырями. В 1932-1934 годах на этом месте был построен Президиум Кремля (он же дом № 14). В нем размещался, во-первых, Верховный Совет, т.е. е. высший законодательный орган Советского Союза до его распада в 1991 г., и, во-вторых, Администрация Президента России до 2011 г. Президиум Кремля был снесен в 2016 г.
ФОТО: Малый Николаевский дворец после обстрела Кремлевская, 1917
2 – Первый Памятник императору Александру II стоял над Тайницким садом Кремля, лицом к Москве-реке. Работа над памятниками была начата при императоре Александре III в 1893 году и завершена пятью годами позже при императоре Николае II в 1898 году. ) и архитектор Николай Васильевич Султанов (1850-1908). Мемориал представлял собой бронзовую скульптуру Александра II в натуральную величину, установленную на квадратном постаменте со словами « Императору Александру II любовью народа », выгравировано на нем. Скульптура была затенена навесом из полированного темно-красного карельского гранита. Верх купола был сделан из специально подогнанных золоченых бронзовых листов с зеленой эмалью. С трех сторон памятник был окружен галереей с ажурными арками. В сводах галереи размещены 33 мозаичных портрета правителей России от князя Владимира до императора Николая II по эскизам художника Петра Жуковского.
Торжественное открытие и освящение Памятника Императору Александру II состоялось 16 августа 1898 года. В восемь утра с Тайницкой башни прозвучало пять пушечных выстрелов. Церемония открытия началась в два часа дня крестным ходом от Чудова монастыря. После того, как митрополит Московский Владимир отслужил молебен, был сыгран «Преображенский марш» и 360 раз прозвучали пушечные залпы. Церемония завершилась парадом войск под командованием императора Николая II. .
2а — Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР [поддержанный Лениным] от 12 апреля 1918 г. призвал снести все памятники российским монархам и заменить их статуями в честь лидеров революция. Памятник Александру II должен был стать одним из первых памятников, разрушенных в этой кампании. Ленин планировал установить на этом месте памятник писателю Льву Толстому, однако его план так и не был реализован.
Памятник Александру II был снесен большевиками летом 1918 года. В июне 1918 года русский искусствовед Николай Окунев описал это событие в своем дневнике: « Я видел в кино кинохронику о сносе памятника Александр II в Кремле. Было ужасно смотреть! Как будто живого человека режут на куски и говорят: «Смотрите, вот как это делается!» Недостаточно показывать съемки на экране кинотеатра ». Остальные колонны и галерея были снесены в 1928.
ФОТО: разобранные фрагменты памятника Александру II в Кремле после его разрушения в 1918 г. Слева от Спасской башни церковь Екатерины Вознесенского монастыря, взорванная в 1929 г.
3 – Вознесенский (Вознесенский) женский монастырь известный как Стародевический женский монастырь или Стародевический женский монастырь до 1817 года был православным женским монастырем в Московском Кремле, в котором находились гробницы великокняжеских и других великих княжон, знатные дамы московского царского двора. Монастырь был основан в начале XV века у Спасских ворот Кремля.
Монастырь также использовался как резиденция королевских невест до их свадьбы. В 1721 году монастырь был отреставрирован по повелению Петра Великого. В 1808 году по указу императора Александра I известный итальянский архитектор Карло Росси (1775-1849) начал строительство церкви Святой Екатерины, построенной в стиле неоготики. Во время вторжения Наполеона в Москву в 1812 году французская армия разграбила монастырь и изгнала монахинь. Большая часть имущества сохранилась благодаря игумении Афанасии, которой удалось вывезти богатство из ризницы в Вологду.
К 1907 году в монастыре была настоятельница, 62 монахини и 45 мирянок. В том же 1907 году монастырь праздновал 500-летие со дня кончины основательницы монастыря преподобной Евфросинии Московской (1353–1407). После службы состоялся крестный ход, в котором приняла участие великая княгиня Елизавета Федоровна, возложившая на могилу основателя золотую лампаду и цветочные гирлянды.
Во время Октябрьской революции 1917 года старинные постройки пострадали от артиллерийского обстрела. В 1929 августа монастырский комплекс, включая величественный собор XVI века, был снесен советскими властями, чтобы освободить место для Школы красных командиров, названной в честь ВЦИК.
Часть икон Вознесенского монастыря передана в Государственную Третьяковскую галерею и Государственные музеи Московского Кремля. Иконостас Вознесенского собора (см. ниже) был перенесен в Собор Двенадцати Апостолов (тоже в Кремле), а усыпальницы московских царственных особ перенесены в пристрой Архангельского собора, где они находятся и по сей день.
ФОТО: в 1930 году иконостас Вознесенского собора был перенесен в Собор Двенадцати Апостолов (тоже в Кремле), где и находится по сей день (на Красную площадь) были построены в «русском стиле» в 1866 году. Оба принадлежали храму Василия Блаженного. Слева находится образ Смоленской иконы Божией Матери как напоминание о возвращении города в состав русских земель в XVI веке. Справа известен священный образ Христа Спасителя, точная копия иконы над Спасскими воротами. Оба они были снесены в 19 г.29.
Икона XVI века была заложена кирпичом в 1930-х годах и восстановлена в первоначальном виде в 2010 году. императрицы Натальи Нарышкиной, матери Петра I. Снесен в 1928 году. Стал первым снесенным храмом на территории Кремля со времен прихода к власти большевиков и первым в большой череде потерь архитектурных памятников Московского Кремля. в 1928-1930. Сегодня на этом месте расположены правительственные здания и вертолетная площадка президента России Владимира Путина.
Кроме того, находились Чудов монастырь и Памятник Великому Князю Сергею Александровичу:
6 – Чудов монастырь (более официально известный как Алексеевский Архангельско-Михайловский монастырь) был основан в 1358 году митрополитом Алексием Московским. Монастырь был посвящен чуду архангела Михаила в Хонах 19 сентября (6 сентября по ст. ст.). Он традиционно использовался для крещения царских детей, в том числе будущих царей Федора I, Алексея I и Петра Великого.
Чудов монастырь был снесен большевиками в 1928 году, а на его месте построен Президиум Верховного Совета. Тело великого князя Сергея Александровича было погребено в крипте Чудова монастыря. Усыпальница находилась под двором этого здания, которое в советские годы использовалось как автостоянка. В 1990 году строители Кремля обнаружили заваленный вход в усыпальницу. Гроб был осмотрен и в нем были найдены останки великого князя, покрытые воинской шинелью Киевского полка, орденами и иконой. Он оставил письменные указания, что его должны похоронить в форме лейб-гвардии Преображенского полка, но так как его тело было сильно изуродовано, это оказалось невозможным.
В 1995 г. гроб официально эксгумирован и после панихиды в Архангельском соборе Кремля 17 сентября 1995 г. перезахоронен в склепе Новоспасского монастыря в Москве.
7 – Крест Памятный Великому Князя Сергея Александровича освящен 2 апреля 1908 года на месте убийства Великого Князя Сергея Александровича. Оригинальный бронзовый памятник, установленный на ступенчатом постаменте из темно-зеленого лабрадорского мрамора, был образцом «церковного модерна». После 19 окт.17 революции крест был уничтожен 1 мая 1918 года большевистскими головорезами при личном участии Владимира Ленина.
4 мая 2017 года состоялась торжественная церемония восстановления памятного креста, в которой приняли участие Президент Владимир Путин и Патриарх Московский Кирилл.
8 – Храм Преображения Христа Спасителя на Бору находился во дворе Большого Кремлевского Дворца [виден за храмом на фото вверху]. Название «на Бору» произошло от хвойных лесов, которые когда-то окружали церковь, стоявшую когда-то на Боровицком холме.
В 1767 году, когда Екатерина II начала реконструкцию Кремля, церковь возродилась в кирпиче и потребовала капитального ремонта.
Храм Спаса-на-Бору был снесен 1 мая 1933 года по приказу Политбюро ЦК КПСС, несмотря на протесты видных реставраторов. Старинные колокола храма переданы в фонды Музеев Московского Кремля. После сноса церкви на месте собора построили 5-этажный служебный корпус. Планы по восстановлению одного из старейших храмов Москвы пока не рассматривались.
В 2014 году Президент Владимир Путин предложил восстановить бывший Чудов монастырь, Вознесенский женский монастырь и Малый Николаевский дворец. Противодействие со стороны ЮНЕСКО положило конец всякой надежде на восстановление этих архитектурных жемчужин. Предложение, если бы оно было одобрено, восстановило бы исторический вид Ивановской площади. Вместо этого он стал парковой зоной для туристов, посещающих кремлевские музеи и храмы.
© Пол Гилберт. 12 января 2023
Нравится:
Нравится Загрузка…
The beautiful and ancient ensemble of the Moscow ‘s Kremlin stands high on the hill towering over the left bank of Moskva- River . Кремль всегда воспринимался как символ власти и могучего Русского государства , национальный идея выраженная в камне. Каждая эпоха в истории России оставила свой значимый архитектурный след в Кремле . В Средние Века Москва был типичным городом — крепостью . В прошлом толстые кремлевские стены и высокие башни оказались одними из лучших инженерных сооружений мира . В средние века Москва был типичным городом-крепостью. В прошлом толстые кремлевские стены и высокие башни оказались одними из лучших инженерных сооружений мира. Стены Кремля , которые вы видите на старинной гравюре, построены по приказу Ивана 3-го, великого князя Московского и Всея Руси , в 1485-1495 гг., взамен белокаменных стены построены по приказу князя Дмитрия Донского. Стены из красного кирпича возводили итальянские мастера Антон Фрязин, Марк Фрязин и Пьетро Антонио Соларио. Башни, построенные итальянскими мастерами, не имели шатровых крыш, их венчали нависающие плоские крыши со специальными бойницами. Башни, похожие на Кремль найдены в Италии, в районе Равенны, а специфические зубцы формы «ласточкин хвост» типичны для древних итальянских крепостей, расположенных в окрестностях Винченцы, Милана и Вероны. В XVII веке башни получили шатровые крыши и стали настоящими архитектурными шедеврами. Всего Кремль имеет 20 башен. Та, что стоит рядом с к Большому Каменному Мосту, называется Водовзводная ( Водоразборная ) Башня. В году 1633 года был построен специальный насосный механизм внутри Башни для забора воды из Москвы-реки для Двора , который всегда находился в Кремле , вплоть до царствования От Беклемишевской башни Кремлевская стена резко поворачивает на север и поднимается на Васильевский холм к Красной площади. Этот участок стены имеет три основные башни , а именно: Константино-Еленинскую (название в честь Св. Константина и Елены) башни, Набатная (Набатная) башня и Царская (Царская) башня. Легенда гласит, что царь Иван Грозный любил стоять на Набатной башне, наблюдая за тем, что происходит внизу, на Красной площади. |
Ваш комментарий будет первым